Ачинтья бхед абхед
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:03 Шридхар Махарадж: «Бог – это любые представления о Нём, они реальны, любой человек, носящий штамп «Божественное», может дать тебе Бога», так утверждают последователи миссии Рамакришны. Не зависит от содержания, но любое мнение. И тогда я задал им вопрос: «Если вы утверждаете, что Рамакришна и Вивекананда – это высочайшая цель, более лёгкий, высочайший путь, отсутствие конкретного критерия, любое мнение принимается. Любое мнение, носящее на себе штамп «религия», принимается, и таким образом мы достигнем цели». Сиддханти Махарадж, который сказал, что Вивеканада был гундой, бандитом, в публичном собрании. Это был Сиддханти Махарадж?
00:01:24 Преданный: Да, Сиддханти Махарадж.
Шридхар Махарадж: В Читтагонге, нет, в другом месте, в Кишоргандже. Один джентльмен заявил: «Все равны, всё это Брамха, что бы вы ни говорили, всё это истина». И он спросил:
– Ваш отец и собака равны?
– Вы хотите оскорбить меня?
– Нет, не оскорбить, но ведь по-вашему всё равнозначно. Выходит, что эта собака равноценна вашему отцу. Вы поставите между ними знак равенства?
Под именем религии существуют самые разные явления. Наиболее научная концепция – ачинтья-бхед-абхеда, наиболее всеобъемлющая, в двух словах суть доктрины, данной Махапрабху. Один ученый пришел ко мне лет 30 тому назад и стал расспрашивать, чем мы занимаемся. Я сказал:
00:02:46 – Мы занимаемся публикацией книг, издаём ежемесячный журнал.
– А как называется журнал?
– «Гаудия даршан», философская система.
– А какую философию вы представляете? Ведь вы же преданные, киртан, бхакти, но причём здесь даршан? Какую философию вы исповедуете? Неужели у школы бхакти есть даршан?
– У других школ нет даршана, а у нас есть.
– А Шанкара?
– У Шанкары нет даршана.
– Как называется ваш даршан?
00:03:31 – Ачинтья-бхеда-абхеда.
– Что это такое? Вы высказываете определенные представления о реальности и в то же время говорите, что всё это ачинтья, непостижимо.
– А вы читали «Бхагавад-гиту»?
– Да.
– Вы знакомы с этим утверждением Кришны: «Я повсюду и Я нигде», вы можете себе представить подобное? Как вы поймете эти слова? Это ачинтья, нечто непостижимое. В конечном счёте все реалии зависят от сладостной воли Господа, окончательная санкция любой стадии существования даётся Им, это всё в Его руках, поэтому ачинтья. В целом Он говорит: «Всё во Мне и Я во всём, но если Я пожелаю, Я могу удалить себя из определенной реалии, это Моя сладостная воля», и это ачинтья-бхед-абхед. А что говорит ваш Шанкара? «Всё ложно»? Тогда зачем он пришел проповедовать, кому? Нереальное пришло проповедовать нереальному.
00:05:17 Преданный: Духовный учитель иногда зовётся ашрая-виграха.
Шридхар Махарадж: Вначале – подобно Эвересту, а в конце – ближайший круг гор, окружающих Эверест. На большом расстоянии Кришна только ашрая, а затем, по мере приближения, мы видим, что прибежище расположено где-то в кругу Его слуг, а не в Нём Самом, и это моё место. Я существо уязвимой, несовершенной природы, частица, поэтому в любых обстоятельствах я могу отклониться от Него, а они суть вечные параферналии, иначе быть не может. Они вечно связаны, но мы иногда уходим, мы ненадежные слуги, таково наше положение. Поэтому мы не можем претендовать на позицию абсолютных слуг, но под их руководством нам может быть дан шанс служить, это мы должны принять. Мы были завербованы, мы новобранцы, мы не принадлежим к числу Его постоянных слуг. Чужак должен быть гостем, и постепенно он займёт свою позицию в служении истинному вечному слуге Кришны. Существует незыблемый закон: новобранец может занять такое-то определенное положение. Но Гурудев по особой воле Кришны обладает особым могуществом, в нём мы можем увидеть на глубоком уровне функцию представителя Кришны, того, кто уполномочен Им, особого представителя. Если мы очень близко подойдем к Нему, мы увидим этот аспект уполномоченного представителя в Гурудеве. Гурудев – это личность, и в то же время вдохновение, исходящее от Кришны, присутствует в нём. Два аспекта в Гурудеве, он Вайшнава, сам он в дни экадаши не принимает блюда из зерен, он ведёт себя как Вайшнав, но шишья будет предлагать ему зерна в день экадаши.
00:09:05 Ученика интересуют полномочия, положение представителя, вдохновленная сторона Вайшнава. Вдохновленный Вайшнав – это ачарья, Гуру, поэтому, когда мы смотрим на эту сторону, шишью интересует только особая, вдохновлённая часть в Гуру, его больше интересует эта сторона. Сам Гурудев в целом считает себя Вайшнавом, поэтому он по-разному будет вести себя с учениками и с другими Вайшнавами, ачинтья-бхед-абхеда. То, что я говорю, – это идеал, образец, конечно, возможна имитация, отклонения, и то и другое возможно. Имитация также возможна из-за скрытых мотивов, если речь идет о гуру-бизнесе, как Джати-Госвами, и также человек может быть не квалифицирован по той или иной причине. Но подлинные гуру-лакшана, его характеристики, описаны в шастрах. В «Бхагавад-гите» (цитирует санскрит), если человек просто хочет славы Гуру… Имитация всегда возможна, писания помогут нам выбрать подлинного Гуру, а подлинный Гуру поможет нам понять смысл Священных Писаний, эти явления взаимозависимы, одно помогает другому.
00:11:38 Чтобы мы могли распознать Гуру, мы будем читать Писания под руководством подлинного Гуру-Вайшнава. Поэтому Священные Писания зависят от ачарьи. Кто ачарья? Писание скажет нам, оба явления, активное и пассивное. «Вначале Я передал истинное знание через Брахму в этот мир, затем то, что пришло от него, было записано в Ведах», шрути, и хранителями этого знания были его ученики, чатухсан, различные риши и муни. Люди и книги, шрути, вначале это знание присутствовало в форме звука, оно не было записано. В целом сейчас мы имеем дело с книгами, но вначале то был чистый звук, который передавался от одного человека к другому на слух, шрути, когда отсутствовало письмо в ту эпоху. Но знание передавалось на слух, шрути, высказывания, передавалось посредством аудио.
00:14:04 Преданный: Иногда это знание утрачивается.
Шридхар Махарадж: Да, в отсутствие посредника иногда оно утрачивается, иногда искажается, затем вновь Господь чувствует необходимость в том, чтобы прийти. Иногда Сам лично приходит, иногда посылает здравомыслящего человека, чтобы восстановить стандарт религиозной истины. Это необходимо, вернуться к подлинному стандарту. «То, что Я рассказываю тебе, Арджуна, это карма-йога. Я впервые поведал Сурье, а от него это знание передавалось из поколения в поколение, и затем оно было утрачено. И вновь сегодня Я открываю тебе те же самые истины». Когда истина нисходит в этот мир, она также лучезарна, но постепенно в силу контакта с материальным измерением бытия она ослабевает, искажается. И затем вновь Он возрождает истину, ренессанс время от времени.
00:16:17 Преданный: А существует ли различие между ачарьей и Гуру?
Шридхар Махарадж: Гуру и ачарья – это одно явление, но в целом ачарья, нам говорят, совершает более широкомасштабную работу, и также ещё один момент. Ачарья должен обладать знанием Священных Писаний, а Гуру может на поверхности не обладать знанием Писаний, но истины шастр присутствуют. Он может не цитировать Писания, но он чувствует их смысл, он может быть Гуру. Но ачарья означает «проповедник», тот, кто способен приводить подтверждения из Священных Писаний. Определение ачарьи таково: он будет способен извлечь из Священных Писаний их истинный смысл таким образом, чтобы люди смогли принять этот смысл. Тот, кто будет способен повлиять на людей таким образом, чтобы они восприняли подлинный смысл шастры. Сам он следует правилам и предписаниям в своей собственной жизни, тогда он известен как ачарья. Кто это стоит?
00:18:17 Преданный: Парват Махарадж. У нас есть аудио, это видео, а это Парват Махарадж. Эта шлока из «Ваю Пураны»?
Шридхар Махарадж: Я не помню, это один момент. Мне говорили, что Бхавананда Махарадж топтал ногами «Гаудия-Кантахару» – очень важную книгу для проповедников. Прабхупад собрал из различных Писаний, он словно собирал разные виды оружия, чтобы проповедники могли использовать его в своей работе, и классифицировал это знание, Гаура-таттва, гуру-таттва, Нитьянанда-таттва, шишья-таттва, нама-таттва. Таким образом он разделил, и также все необходимые цитаты из различных шастр были собраны воедино – это оружие проповедника. Если человек знает эту книгу, «Гаудия-Кантахару», то у него есть всё необходимое для проповеди. Но мне рассказывали, что Бхавананда Махарадж топтал её ногами и утверждал, что мы должны читать исключительно книги, данные нам нашим Свами Махараджем Прабхупадой, и топтал эту книгу. Он совершил великое оскорбление, тяжкое, отвратительное.
00:20:35 Я советую ему, и, если возможно, пусть эти слова будут переданы ему. Он должен представить публике эту «Гаудия-Кантахару», очень достойно издать её и искренне выразить сожаление, иначе он пожнёт плоды столь отвратительного поступка. Не следует обращаться с таким явлением подобным образом. Существует нама-апарадха – это первое, затем Вайшнава-апарадха. И далее шастра, данная нам ради того, чтобы мы следовали процессу преданности. Если мы не почитаем шастру, садху-нинда и шастра-нинда, оскорбление в адрес шастр. То, что он сделал, – это демонический, отвратительный поступок, он должен умолять шастру простить его и должен опубликовать очень достойным образом эту шастру, которую он оскорбил, дать её другим, тогда он может избежать последствий своего оскорбления, и любой его друг может передать от моего имени эти слова.
00:22:30 Если Кришна – конкретная реальность, тогда шастра также обладает такой природой, она обладает подобной ценностью. Не следует преуменьшать значение шастры, значение этого явления, которое заключает в себя Кришну, нельзя переоценить, она настолько же реальна, как и сам Кришна. Мы должны оказывать служение той самой шастре, «Гаудия-Кантахаре» – это любима книга нашего Гуру Махараджа. Мы видели, он собрал в ней орудия, то было хранилище различных видов оружия, которое может использовать проповедник. Столь многие ключевые цитаты из Священных Писаний, которые поддерживают Кришна-концепцию. И с этим произведением он обошёлся столь оскорбительным образом. Моё сердце болит, когда я думаю об этом оскорблении. Если бы я не высказался, то я бы сам совершил оскорбление, пожалуйста, передайте ему мою просьбу: сделай это, мой друг, мой мальчик, спаси себя.
00:24:52 Преданный: Наш Гуру Махарадж в «Ади-лиле» «Чайтанья Чаритамриты» в стихе ачарьям мам виджаниям и т. д., в комментариях упоминает: «Во всех древних произведениях, посвященных преданному служению, и в песнях Шрилы Нароттамы Даса Тхакура в более поздней эпохе, в произведениях других чистых Вайшнавов духовный учитель всегда описывается либо как одна из близких служанок Шримати Радхарани, либо как проявленный представитель Шрилы Нитьянанды Прабху».
00:25:47 Шридхар Махарадж: Согласно раса-вичару: в мадхурья-расе представительница Радхарани, в других расах представитель Нитьянанды и Баладева, два деления. Представитель самого Кришны и представитель высочайшего слуги в определенном ведомстве. И также представитель некоего особого, избранного слуги в том или ином лагере, три фазы могут быть обсуждаемы и поняты. Первая – Сам Господь есть Гуру, затем, нам говорят, наиболее близкий, любимый слуга, и этот слуга может быть в разных расах. Три уровня, первый даршан – только вершина Эвереста, затем ближайшие пики, горные вершины, затем то, что подходит для моей индивидуальности, атмосфера наиболее благоприятная для меня, где я могу обрести постоянное прибежище, моё постоянное место жительства, таким образом. По крайней мере три разных измерения, во-первых, Сам Господь; во-вторых, следующая стадия, мы видим, высочайший слуга, глава определённого ведомства служения; и третье, в рамках моего конкретного департамента один слуга, есть департамент служения, есть глава. В этом департаменте есть некий слуга, под началом которого я начинаю свою вечную жизнь, класс манджари, Радхарани, Рупа-манджари. Вначале Кришна, Радхарани, Рупа-манджари. Кришна, Баладев и затем Субал или любой другой друг, таким образом. В ватсалья-расе Кришна Яшода и Нанда, и далее какой-то помощник или помощница Яшоды и Нанды, таким образом можно определить местоположение, три стадии.
00:28:31 Преданный: Разные группы близких слуг.
Шридхар Махарадж: Да, разные группы, и существует борьба между ними. Группа Радхарани, группа Чандравали конкурируют, это явление также имеет место там.
Преданный: Присутствует абсолютная гармония в том измерении.
Шридхар Махарадж: Гармония, да. Различия существуют для того, чтобы увеличить интенсивность служения, таким образом конфликт приводится в гармонию, борьба, столкновение. Свами Махарадж, возможно, использовал этот дух конкуренции в своей проповеди, состязание. Оно увеличивает центральный капитал, так устроено, подобный план принят там, состязание, Йогамайа. Благодаря состязанию увеличивается степень настроения служения, и она используется. Искаженным отражением этого является то, что мы видим в этом мире. Конкуренция также используется, и всё приводится в гармонию, сводится к одному, и это явление – благо.
Преданный: Он имел обыкновение говорить: «Трансцендентное состязание».
00:29:59 Шридхар Махарадж: Да, всё в том мире трансцендентно, тогда как в бренном мире это очень низменное состязание и всё остальное. Состязание в жертвенности, основанием этого явления служит жертвенность, преданность. Состязание в преданности – это наиболее желанное явление. Нам говорят, когда мусульмане пришли сюда, в Индию, вначале была одна крепость, и две группы раджпутов хотели занять, атакуя с двух сторон, какая группа ступит первой в эту крепость. Они соревновались в этом между собой. Одна группа пыталась войти через основные ворота, и на воротах были многочисленные крюки, нечто вроде стрел. Они пытались с помощью слона разбить ворота, но крюки не позволяли слону сделать это. И один раджпут упал на этот крюк, и, опираясь на его спину, слон сумел проломить ворота, и они были открыты. Они торопились, хотели первыми войти в крепость, и, конечно же, этот человек погиб в состязании.
00:31:59 Земля состязания в преданности. Мы не можем никого винить, не состязание, движимое эгоистическими мотивами, но состязание в жертвенности всеобъемлющей природы. Поэтому состязание в духе жертвенности. Результатом жертвенности может наслаждаться кто угодно, потому что центральный интерес один, и благодаря его удовлетворению все удовлетворены, таким образом это явление раздается. Он приводит в гармонию всё. Высочайший стандарт явлен Радхарани. Если, причиняя Мне боль, Он удовлетворен, тогда Я говорю этой боли: «Добро пожаловать». «Если Кришна удовлетворен, причиняя Мне боль, то эта боль – Моё богатство», таким образом Она приводит в гармонию всё. «Это Моё высочайшее достижение, если, причиняя Мне боль, Он становится счастливым, тогда эта боль – Моё высочайшее счастье». Таким образом достигается гармония.