Кришна не одинок

Навадвип-дхам - 15 February 1982
1982.02.15.A
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:38:04 | качество: mp3 128kB/s 34 Mb | прослушано: 91 | скачано: 74 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 Шридхар Махарадж: Существует это моральное учение в Индии, оно не основано на истине, но это раджа-нитья, политика. Когда одна группа совершает продвижение, не иди вперед. Если цель будет достигнута, тогда мы получим равную долю. Но если мы столкнёмся с опасностью, тогда те, кто будут впереди, пострадают, – это политика, раджа-нитья. Но правила преданности не таковы. Слуги Вайшнавов примут на себя бремя всех трудностей и позволят своим наставникам процветать в Сознании Кришны, прямо противоположная позиция. Бхактивинод Тхакур говорит: «Пусть я столкнусь с последствиями любого оскорбления Святого Имени, пусть я погибну и пусть Святое Имя воссияет во всей своей первозданной славе, а любые трудности я готов принять на себя и готов погибнуть». «Умереть, чтобы жить», Гегель – очень хороший человек. «Умереть, чтобы жить», потому что атма свободна от смерти, она вечна. Смерть относится только к оболочке, одежде, и она заимствована, это чужеродный элемент. «Умереть» означает смерть по отношению к чужеродному элементу, но атма не умрёт. Принимая смерть, атма сияет всё больше и больше, «умереть, чтобы жить». Подобно тому как золото, когда его помещают в огонь, оно становится более ярким, очищается, чем больше золото подвергается воздействию огня, тем более оно сияет. Не самовозвеличивание, но самопредание, такова природа нашей атмы. Атма выживает только благодаря этому, это её пища, благодаря самопреданию, не самоутверждению.

00:04:00 Говорится, в связи с нашим знанием, каким специфическим богатством является наше знание, оно отличается от других достояний. Когда происходит разделение наследства, то братья, другие наследники, хотят получить свою долю, но если человек обладает знанием, оно не может быть разделено. Вор может похитить всё, но не способен отнять знание, учёность. Имущество другого типа может быть отнято, украдено и прочее, но знание остаётся с нами, скорее, оно будет увеличено. Драгоценный камень знания такой специфической, высокой природы, также и здесь богатство атмы, даже если мы его раздаём очень широко, оно не уменьшится. Само существование требует этого. Отдавая, служа, атма выживает, а приобретая, окруженная чужеродными элементами, покрытиями, атма умирает, смерть атмы означает быть похороненной под грузом чужеродных элементов.
Преданный: Что означает балай?

00:06:48 Шридхар Махарадж: Балай означает «несовершеннолетний» (цитирует санскрит), столь многие трудности и опасности подстерегают ребенка, это бало означает «ребенок, младенец, несовершеннолетний», балака, и опасности, угрожающие ребенку, то, что угрожает Имени в его детском состоянии. Когда нам пребывает в своей неразвитой форме, он не полностью проявлен, на этой стадии существуют многочисленные опасности, апарадха. Бхактивинод Тхакур говорит: «Пусть последствия всех оскорблений будут возложены на мои плечи». Группа смертников, я хочу столкнуться с последствиями всех оскорблений, но пусть Имя будет свободно от каких-либо угроз со стороны окружающего мира, балай. Когда Имя полностью расцвело, зрело, тогда никаких препятствий быть не может, но когда оно находится в неразвитой форме, тогда многочисленные враги Имени могут явиться. Вначале, когда преданный служит Божественному Имени, когда столь многие изъяны могут возникнуть, эти трудности могут быть устранены. Бхактивинод Тхакур молится Господу: «Пожалуйста, пусть трудности первого этапа развития ученика школы Имени, пусть по Твоей милости я столкнусь с этими трудностями. Пусть их бремя будет возложено на мои плечи, а Имя пусть с легкостью одарит своей благодатью массы». Это вдохновение, это возможно по особой воле Господа, всё возможно.

00:10:08 Садхана-сиддха и два вида совершенств, лишь благодаря исключительной милости Господа человек может достичь своего высочайшего положения в особых случаях. В целом мы прибегаем к садхане, это путь для всех, но особый дар также возможен. Существует четыре вида особых случаев, я забыл их названия, особый дар милости преданным. В целом мы видим, искренняя душа не столкнется с опасностью, в этом нет сомнений, она будет спасена от многочисленных трудностей. Нет числа нашим прошлым рождениям, и всевозможные дурные тенденции в той или иной форме присутствуют в нашем существе, от них следует избавиться. Они явятся, чтобы причинить беспокойство и могут быть помехой на пути моего прогресса, но тем не менее соответственно степени искренности наших попыток мы получим Божественную помощь. И насколько велика степень интенсивности, каким бы сильным ни был яд, никто не сможет противостоять нам. Как в случае Прахлада, его урок, обращенный к нам, таков. Даже представители ближайшего окружения, ближайшего в смысле мирской любви, отец может оказаться величайшим врагом, но этот отец был побежден, не Прахлад.

00:12:37 Все эти примеры показывают нам, что Господь есть. Если мы действительно ищем Его, Он всепроникающий, всеведущий и всемогущий, Он оказывает нам поддержку соответственно чистоте наших намерений. Он придёт на помощь, мы не потерпим поражение, с Его стороны нет предательства, Он великодушен и милостив. Только потому что мы не хотим этого сознательно, Он не приходит к нам, потому что то было бы вмешательством в нашу свободу воли. В противном случае Он благосклонен к нам, это наше утешение, мы ищем не камень или какого-то бездеятельного друга, но активного во всех отношениях. Он полон, совершенен, я ищу Его, Он очень близок ко мне, только я не позволяю Ему прийти, что обусловлено моей апатией, приобретенной в прошлом, я не позволяю этой связи возникнуть. Несомненно, Он очень далёк, но в то же время Он наиболее близок к нам, настолько близок, что, возможно, я не столь близок себе, как Он близок ко мне. Я сам не настолько близок к своему подлинному «я». Эго во мне – это чужеродный элемент, я чужой самому себе. То, чем я являюсь в настоящее время, моё нынешнее эго – это чужеродное эго. Я не слишком близок к своему собственному «я», моё самоотождествление, мои интересы, таково моё положение. Я хочу обрести своё подлинное «я», хочу быть собой, быть настоящим.

00:15:42 Настоящее «я» подразумевает не приобретенное посредством неких провинциальных возможностей. Оппортунист, искатель провинциальных возможностей, предатель самого себя, предатель окружающего. Оппортунист также может использоваться в более широком смысле. Он также явный оппортунист, смелый, мужественный оппортунист, кто ищет большую возможность в своей жизни. Обрести благо и поделиться этим благом с другими. Вначале необходимо быть эгоистом, обрести подлинное знание истины и затем можно распространять себя другим, в этом смысле эгоист, преследующий свои собственные интересы. Я хочу найти истину, и только тогда я смогу дать эту истину другим, в противном случае, если я живу в полуистине или во лжи, что бы я ни делал другим, также будет подобной природы, иначе быть не может. Когда человек не достиг совершенства, как он может помочь другим стать совершенными? Поэтому осознай себя и тогда помоги другим осознать. Это не оппортунизм в расхожем смысле, это хорошо. Это измерение таково, измерение гармонии в абсолютном смысле.

00:18:10 Поливать водой корень дерева, помещать пищу в желудок, на первый взгляд это провинциально – только желудок получает пищу. Но если судить по результатам, всё обстоит иначе, поскольку желудок – это частица, начало служения ради определённой цели жизни. Измерение, приводящее в гармонию все реалии таково, измерение Абсолютной Гармонии. Интересы каждого абсолютным образом представлены там, наиболее сокровенные интересы каждого должным образом представлены. Такое измерение есть, и мы должны искать подобную почву, чтобы жить на ней. Нечто очень абстрактное, но когда происходит внутреннее пробуждение, невозможно избежать искреннего, горячего стремления к этому измерению. Да, Я есть, Я владелец и наслаждающийся всем сущим, но Я твой друг, доброжелатель, хранитель, поэтому тебе не следует опасаться, что ты что-либо потеряешь. Если ты поймешь, что это истина, тогда у тебя не будет проблем, ты обретешь великое умиротворение в сердце, ты поймешь, что высшая администрация печётся о твоих интересах. Не только Я, но интересы всех соблюдаются этим высшим началом, высшее начало печётся о твоих интересах, этот Центр. Я хочу дружбы с подобным Центром, я должен достичь реализации, тогда я буду свободен от опасений и обрету подлинную умиротворенность. Это общее явление.

00:21:20 Затем существуют также более высокие уровни, то, что устраивает Йогамайа, которая увеличивает наслаждение, принцип наслаждения, нечто невероятное. Личный интерес Абсолюта осуществляется, источник всей энергии, чтобы породить больше удовлетворения. Всё необходимое устраивается с Его санкции благодаря Баладеву и остальным, чтобы сохранить динамичную природу Его существа, только для этого. Динамо-машина является источником электричества, но, чтобы сохранить и увеличить силу динамо-машины, также предпринимаются необходимые шаги, нечто в этом роде. Его царство устроено так, что Сам Центр обеспечивается всё большим и большим количеством энергии, таким образом, но это устраивает Йогамайа, это внутреннее устройство дома Абсолюта. У Абсолюта есть дом, в котором столь многие жители пытаются обеспечивать Его энергией, гьяна, бала, крия ча, в различных направлениях они служат Ему, и это вечное явление, это чакра, один помогает другому, наполеоновское кресло. Каждый сидит в кресле, и каждый превратил себя в кресло, чакра, движение так показано, Вишну-чакра. Такова сама природа вечного движения, циклическое движение, один помогает другому, позитивное получает помощь от негативного.

00:24:45 В «Чайтанья Чаритамрите», возможно, в четвертой главе описаны Радхарани и Кришна, Их взаимоотношения и поведение. Кришна словно получает свою силу в связи с Ней, Оба взаимозависимы, неотъемлемо связаны, властвующая и подчиненная половина. Одно начало не может существовать независимо от другого. Высшая цель последователей буддизма – пракрити, а Шанкара отвергал негативную сторону, пытаясь утвердить позитивную сторону. Пракрити, только субъективная сторона, но это ничто. Без объекта субъект не может существовать, а без субъекта объект не может существовать также, такова теория Вайшнавизма. И то и другое – вечная истина, отсюда динамичный характер, в противном случае Вираджа статична, высшая причина – Вираджа, пракрити, и Брамха также статичная концепция. Но пракрити-пуруш, наслаждающийся, и тот, кто дарит наслаждение Ему, агрессор и объект агрессии, позитивное и негативное вечно связаны, не могут быть отделены друг от друга, природа вечности стоит за этим в Вайшнавской теологии. Только внешне позитивное занимает главенствующее, более важное положение, но если мы начнём более пристально рассматривать, то обязательно придём к такому чувству, что негативное начало, равно как и позитивное начало, имеет своё положение, в противном случае позитивное не могло бы существовать. Специфическое явление в этом смысле.

00:27:56 Кришна может свести с ума весь мир силой своей привлекательности, но тот же самый Кришна сходит с ума, когда находится в обществе хладини-шакти, так нам показано. И это секрет Гаудия-Вайшнавизма, шуддха-шакта, потенции уделяется большее внимание, и мы должны следовать этому, даже исходя из внешних утверждений Писаний. Сам Господь говорит: «Те, кто непосредственно преданны Мне, не являются преданными в подлинном смысле слова, но тот, кто предан Моему преданному, тот воистину предан Мне». Если мы постараемся следовать самому принципу этой линии мысли, это не гипербола, но за этим стоит некая реальность. Если мы постараемся понять внутренний смысл подобных утверждений, тогда придём к этому заключению. Как наш Гуру Махарадж сформулировал это заключение, мы шуддха-шакты, поклонники потенции, но не бренной потенции, а той, что безраздельно преданна обладателю потенции настолько, что не сохраняется её независимое индивидуальное существо ни в малейшей степени, стопроцентная преданность, подобная потенция крайне редко может быть познана.

00:30:55 Необходимо идти в должном направлении – через преданных – вот уместное обращение ко Мне, это реальное обращение. Поэтому Гаудия-матх отвергает Мирабхаи и столь многих других, казалось бы, преданных, не признает их в этом качестве. Почему? Потому что они безумны в своем прославлении Кришны, но не уделяют внимание Его преданным. Кришна не одинок, царь не находится в одиночестве, царь всегда подразумевает свиту, и чтобы обратиться к царю, если это реальное приближение, тогда мы следуем установленной системе. Кришна означает, что Он окружен великой иерархией, бюрократической системой, и невозможно обратиться к Нему непосредственно. Если приближение реально, тогда существует определенный канал, и невозможно обойти Его представителей, Его окружение. Лишь благодаря их помощи можно приблизиться к Кришне, в противном случае – нет. Невозможно перепрыгнуть всю систему и обратиться прямо к царю, это нереально, поэтому когда человек на первый взгляд погружен в преданность Кришне, но он отвергает группу преданных, это означает, что его обращение есть нечто нереальное, аморфное, он далёк от Кришны.

00:33:02 Скажем, высочайшая гора в Гималаях – это Эверест. Находясь на большом расстоянии от Гималаев, мы видим только Эверест, но по мере приближения к горам мы начинаем различать столь многие другие прилегающие горы, окружающие Эверест. Если это действительно приближение к Эвересту, то мы не можем не увидеть другие горные пики, окружающие Эверест. Но на большом расстоянии мы видим только один Эверест, не другие окружающие его горы. Аналогичным образом, когда мы говорим о нашей связи только с одним Кришной, это означает, что мы далеки от Него. Но когда мы действительно совершаем реальные шаги в Его направлении, то мы обязательно увидим, признаем и почувствуем связь с горными вершинами, окружающими центральную вершину, нечто в этом роде. Если речь идёт о реальном приближении, то мы не можем не установить связь с многочисленными преданными, окружающими Кришну.

00:34:50 Я заметил, когда мы проповедовали на юге Индии, всякий раз, когда какой-либо джентльмен обращался к нашему Прабхупаде и этого джентльмена представляли «он великий, прославленный преданный этих мест», Прабхупад имел обыкновение спрашивать: «Под чьим руководством вы совершаете преданное служение Кришне?» И, как правило, эти люди отвечали: «Нет, я напрямую связан с Кришной (или Рамачандрой)». Затем, когда эти люди уходили, мы слышали, наш Гуру Махарадж говорил: «У него нет преданности, отвергнут». Нет практической преданности, нечто туманное, абстракция, отсутствие реальности, поскольку игнорируется ашрая, окружение Господа, без которого всё будет абстракцией.

00:36:19 Величайшая проверка: чего хочет преданный? Кришну или неких других достижений? Это также критерий. Демонстрируется великая преданность, но чего ради? Кто-то хочет спасения таким образом, освобождения, не служения Кришне. Заслужить освобождение, ради этого он прибегает к преданности Кришне. Это также гунамой, поклонение низшего порядка, мирское поклонение, не подлинное поклонение в трансцендентном измерении. Временное поклонение – это майа, саттва-гуна. И также ни освобождение, ни какая-либо другая цель, но преданность Господу не должна быть подчинена любой другой цели жизни, сиддхи или что-то другое. Это ещё один критерий. А другой критерий – это отвержение преданных и признание только одного Господа. В целом мы видим в этом мире два типа «преданного служения», которое отвергается, но люди не имеют представления об этих вещах. Представители миссии Рамакришны, например.

транскрибирование: Сарвабхаума Дас | 30 December 2017