Признаки бхакти
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:06 ш́уддха-бхакти-свабхāвасйа
прабхāван йат-падāш́райāт
садаива лабхате джӣвас
там̇ чаитанйам ахам̇ бхадже
Я поклоняюсь Шри Чайтанье Махапрабху. Укрывшись под сенью Его лотосных стоп, джива навеки обретает покровительство энергии, исходящей из самой природы шуддха-бхакти.
6 признаков шуддха-бхакти
00:00:23 Шуддха-бхакти проявляется вместе с шестью признаками:
1) Первый её признак это клеша-гхни, шуддха-бхакти немедленно избавляет от всех видов материальных страданий;
2) Второй признак – шубха-да, оно дарует все возможные блага;
3) Третий признак – мокша-лагхута-акрита, перед ним меркнет освобождение;
4) Четвёртый признак – судурлабха, его обретают редкие души;
5) Пятый признак – сандра-нанда-вишешатма, оно приносит ни с чем не сравнимое духовное блаженство и
6) Шестой признак – кришна-каршини, это единственный способ привлечь Шри Кришну.
00:01:17 На уровне садхана-бхакти проявляются только два первых признака, на уровне бхавы – четыре, а на уровне премы – все шесть.
Сейчас мы последовательно разберем каждый из этих шести признаков.
Клеша-гхни
00:01:36 Первый признак. Клеша-гхни.
Бхакти-деви устраняет все клеши, страдания тех, кто находит прибежище в шуддха-бхакти. Существует три вида страданий или клеш: папа (грехи), папа-биджа (зачатки грехов) и авидья (невежество). В результате грехов, совершённых дживой за бесчисленные жизни, а также грехов, которые она может совершить в этой или в следующих жизнях, она вынуждена испытывать различные виды страданий. Основные грехи описаны в пятой главе второй части «Шри Чайтанья-шикшамриты». Их все можно разделить на две категории: прарабдха и а-прарабдха.
00:02:26 Прарабдха – это грехи, за которые джива вынуждена расплачиваться в нынешней жизни. А грехи, последствия которых заставят дживу страдать в следующей жизни, называются апрарабдха. Грехи, совершённые живым существом в каждой из бесчисленных жизней, добавляются к сумме предыдущих непроявленных последствий грехов (апрарабдха) и в следующей жизни проявляются в виде прарабдхи. Так, подчиняясь вечным законам природы, джива вынуждена пожинать плоды всех своих греховных поступков, совершённых на протяжении бесчисленных жизней. Появление на свет в брахманской, мусульманской, богатой или бедной семье, а также красивая или уродливая внешность – всё это является результатом прарабдха-кармы. Появление на свет в семье яванов или неприкасаемых – также следствие прарабдхи.
00:03:26 Шуддха-бхакти уничтожает последствия обоих видов грехов, как прарабдхи, так и апрарабдхи. Те, кто строго следует путем гьяны, освобождаются от апрарабдха-кармы, но, согласно их же писаниям, им всё-таки придется страдать от прарабдха-кармы. Однако бхакти сжигает и прарабдха-карму, о чём говориться в «Бхагаватам» (Шримад Бхагаватам. 3.33.6):
यन्नामधेयश्रवणानुकीर्तनाद्
यत्प्रह्वणाद्यत्स्मरणादपि क्वचित् ।
श्वादोऽपि सद्य: सवनाय कल्पते
कुत: पुनस्ते भगवन्नु दर्शनात् ॥ ६ ॥
yan-nāmadheya-śravaṇānukīrtanād
yat-prahvaṇād yat-smaraṇād api kvacit
śvādo ’pi sadyaḥ savanāya kalpate
kutaḥ punas te bhagavan nu darśanāt
00:03:53 «О мой Господь! Даже человек, появившийся на свет в семье собакоедов, немедленно получает право совершать ведические жертвоприношения, или, другими словами, возвышается до положения брахмана, если повторяет Твоё Святое Имя, слушает повествования о Тебе, склоняется перед Тобой и памятует о Тебе. Какое же тогда благо обретают те, кто непосредственно лицезрит Тебя?»
00:04:25 Этот стих описывает то, как бхакти немедленно разрушает прарабдха-карму, в данном случае рождение в семье из низкого сословия. А следующий стих описывает, как бхакти точно так же разрушает и апрарабдха-карму. Это стих из «Бхакти-Расамрита-Синдху» (1.1.23), изначально взят из «Падма-пураны»:
апрāрабдха-пхалам̇ пāпам̇
кут̣ам биджам̇ пхалонмукхам
крамен̣аива пралийена
вишн̣у-бхакти-ратāтманāм
(Б.-р.-с., 1.1.23, цитата из «Падма-пураны»)
«Когда человек развивает твёрдую, непоколебимую веру в путь вишну-бхакти, его грехи – апрарабдха (последствия греха, которые пока находятся в дремлющем, непроявленном состоянии), кута (грехи, которые начинают принимать форму семян, то есть греховных желаний), биджа (готовые семена греховных желаний) и прарабдха (проросшие семена грехов) – все они поочередно уничтожаются».
00:05:26 Таким образом, чтобы избавиться от грехов, преданному не нужно специального покаяния в виде кармы или гьяны.
Желание грешить, живущее в сердце дживы, называется семенем греха (папа-биджа). Уничтожить папа-биджу может только бхакти:
таис тāнй агхāни пȳйанте
тапо-дāна-вратāдибхих̣
нāдхармаджам̇ тад-дхр̣дайам̇
тад апӣш́ан̇гхри-севайā
(Б.-р.-с., 1.1.24; Бхаг., 6.2.17)
Описанные в шастрах покаяния, такие как сложные обеты чандраяна и другие обряды, предписанные тем, кто идёт путем кармы, а также аскетизм и раздача милостыни уничтожают лишь определённые грехи. Все эти действия не могут уничтожить семена грехов, то есть греховные желания, рождённые из невежества. Искоренить эти греховные желания может только служение Кришне. Иначе говоря, никаким другим способом, помимо бхакти, изгнать эти желания из сердца невозможно.
00:06:25 Стоит лишь Бхакти-Деви появиться в сердце, как все греховные стремления, равно как и стремление к мирскому благочестию уничтожаются раз и навсегда. В «Падма-пуране», а также в «Шримад-Бхагаватам» описывается, как бхакти искореняет авидью:
кр̣тāнуйāтрā видйāбхир
хари-бхактир ануттамā
авидйāм̇ нирдахатй āш́у
дāваджвāлева паннагӣм
Б.-р.-с.,.1.26, цитата из «Падма-пураны»
«Когда в сердце проявляется хари-бхакти, за ним следом приходит видья-шакти, которая сразу же рассеивает мрак невежества в сердце дживы, подобно тому как лесной пожар сжигает змею».
00:07:08 В «Бхагаватам» 4.22.39 также говорится:
йат-пāда-пан̇каджа-палāш́а-вилāса-бхактйā
кармāш́айам̇ гратхитам удгратхайанти сантах̣
тадван на рикта-матайо йатайо ’пи руддха-
срото-ган̣āс там аран̣ам бхаджа вāсудевам
Б.-р.-с., 1.1.25; Бхаг., 4.22.39
«Даже аскеты, которые обуздали свой ум, держа органы чувств в стороне от их объектов, не могут развязать тугой узел ложного эго в своём сердце. Но преданные, целиком посвятившие себя трансцендентному любовному служению лотосным стопам Шри Кришны, развязывают этот узел без всяких усилий. Так посвяти же себя бхаджане, прославляющей Шри Кришну, высшее прибежище!»
00:07:44 Практика гьяны может до какой-то степени рассеять мрак авидьи, но, если садхака не встанет на путь бхакти, его, несомненно, ожидает падение. Об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам», 10.2.32:
йе ’нйе ’равиндāкша вимукта-мāнинас
твайй аста-бхāвāд авиш̣уддха-буддхайах̣
āрухйа кр̣ччхрен̣а парам падам татах
патантй адхо ’нāдр̣та-йушмад-аyгхрайах̣
Бхаг., 10.2.32
«О лотосоокий Господь! Непреданные пытаются найти нечто отличное от инертной материи, идя путём отрицания (нети-нети), и считают себя освобождёнными душами, однако их разум осквернён. С огромным трудом они переправляются через океан неведения и поднимаются на уровень осознания Брахмана, но, поскольку у них нет желания навеки укрыться под сенью Твоих лотосных стоп, они падают с этого уровня».
00:08:39 О мои друзья! Несомненно, вы уже не раз слышали слово авидйа и теперь хотите узнать его глубинный смысл, поэтому я решил разобрать здесь это понятие. Шри Кришне принадлежат бесчисленные шакти. Среди них главные – это чит-шакти, джива-шакти и майя-шакти. Чит-шакти проявляет дхаму, обитель Бхагавана, и всё, что необходимо для Его лил. Чит-шакти также называют сварупа-шакти. Джива-шакти проявляет бесчисленные дживы. Все дживы принадлежат к чит-таттве, духовной энергии, но, будучи по своей природе ничтожно малыми, могут попасть в ловушку майи.
00:09:30 Побуждаемые корыстными желаниями, дживы пытаются соперничать с Кришной и попадают под власть майи, но, когда они обращаются к Кришне и желают служить Ему, они освобождаются из силков майи. Такова разница между обусловленными и освобождёнными дживами. Майя воздействует на внутреннюю природу души двумя способами: через видью и авидью. С помощью авидьи майя покрывает чистое, изначальное эго дживы и так создаёт ложное, извращённое эго, заставляя дживу отождествлять себя с грубой материей. Эти кандалы авидьи и являются причиной материального рабства дживы. Когда живое существо избавляется от авидьи и ложных само-отождествлений, его материальному рабству приходит конец.
00:10:24 Таким образом, авидья – это не что иное, как особое проявление майи, которое заставляет дживу забыть свою изначальную природу. Авидья также порождает карма-васану, стремление к корыстной деятельности, которое, в свою очередь, заставляет дживу совершать греховные и благочестивые поступки. Вот почему авидья считается главной причиной всех бед дживы. Авидью невозможно уничтожить никаким другим способом, кроме бхакти. Карма помогает избавиться от грехов, а гьяна сжигает дотла стремление к греховной и к благочестивой деятельности. Однако бхакти не только полностью очищает человека от грехов и от стремления к греху и благочестию, но также уничтожает и саму причину этих стремлений – авидью.
00:11:19 2. Шубха-да.
Второй признак бхакти это шубха-да. Бхакти по самой своей природе суть благо. Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-Расамрита-Синдху» (1.1.27) говорит:
шубхāни прūин̣анам сарва-
джагаāам анурактатā
сад-гун̣āх̣ сукхам итй āдūнй
āкхйāтани манūшибхих̣
«По мнению знатоков священных писаний, шубха, или истинное благо, означает любить всё живое и быть объектом всеобщей любви, а также обладать всеми добродетелями, быть всегда радостным и иметь все остальные благие качества».
Далее в «Бхакти-Расамрита-Синдху» (1.1.28) приводится цитата из «Падма-пураны», где объясняется, что значит «любить всё живое и быть объектом всеобщей любви»:
йенāрчито харис тена
тарпитāни джагантй апи
раджйанти джантавас татра
джаyгамāх̣ стхāварā апи
00:12:09 «Те, кто поклоняется Шри Хари, доставляют удовольствие целой вселенной, поэтому все существа, как движущиеся, так и неподвижные, любят их». Смысл этого высказывания в том, что преданные, целиком посвятившие себя хари-бхаджану, свободны от зависти и любят каждого, поэтому все любят их.
В преданных все добродетели развиваются сами собой. В этом легко убедиться на примере жизни различных преданных. В связи с этим в «Шримад-Бхагаватам» (5.8.12), а также в «Бхакти-Расамрита-Синдху» (1.1.29) говорится:
йасйāсти бхактир бхагаватй акинчанā
сарваир гун̣аис татра самāсате сурāх̣
харāв абхактасйа куто махад-гун̣ā
маноратхенāсати дхāвато бахих̣
00:12:53 «Преданные, обладающие непоколебимой и безраздельной преданностью Бхагавану, становятся обителью всех полубогов и всех добродетелей. Разве могут обладать подлинными добродетелями непреданные, чьи порочные желания заставляют их гоняться за чувственными удовольствиями?»
Милосердие, правдивость, смирение, отрешённость, духовное прозрение и другие подобные качества проявляются лишь в том сердце, где живёт бхакти. Те же, в чьих сердцах гнездятся желания чувственных наслаждений, не смогут развить эти качества даже после долгих усилий. Хотя счастье тоже причисляется к шубхе, мы рассмотрим его отдельно. Таким образом, бхакти само по себе исполнено всех благ.
00:13:48 Шрила Рупа Госвами говорит, что обусловленные души могут испытывать счастье трех видов: вайшаика-сукха, брахма-сукха и айшвара-сукха. Вайшаика-сукха – это все виды мирских удовольствий. К этой разновидности счастья также относятся восемнадцать мистических совершенств и райские наслаждения. Когда джива понимает, что мирские удовольствия скоротечны и заканчиваются страданиями, она пытается отречься от них с помощью метода нети-нети; эти усилия также называются вьятирека, или метод отвержения всего материального. Счастье, которое живое существо испытывает, отвергая все мирские чувства и воображая себя единым с вечным, неизменным Брахманом, называется брахма-сукха.
00:14:45 А счастье, которое испытывает тот, кто находит вечное прибежище у Бхагавана, в полной мере обладающего всеми совершенствами, называется айшвара-сукха. Хари-бхакти способно даровать любой вид счастья. В зависимости от качеств и желаний человека оно может даровать ему вайшаика-, брахма- или айшвара-сукху. Об этом говориться в «Бхакти-Расамрита-Синдху»:
сиддхайах парамашчарйа
бхути-муктиш ча шашвати
нитйам ча параманандам
бхавед говинда бхактитах
Б.-Р.-С., 1.1.31
«Восемь видов мистических совершенств, такие как анима, махима, лагхима, прапти, ишита, вашитва, пракамья и камавасаита, а также все виды мирских удовольствий, брахма-сукху и парамананду (высшее блаженство) – всё это можно обрести, преданно служа Шри Говинде».
00:15:45 В «Шри Хари-Бхакти-Судходае», а также в «Бхакти-Расамрита-Синдху» (1.1.32) сказано:
бхȳйо ’пи йāче девеш́а / твайи бхакти-др̣г̣хāсту ме
йā мокшāнта-чатур-варга / пхаладā сукхадā латā
«О владыка полубогов! Я снова и снова молю Тебя, чтобы Ты наградил меня безраздельной преданностью Тебе. В зависимости от желаний и качеств преданного такая преданность может даровать ему богатство, праведность, чувственные удовольствия или освобождение, а может осчастливить его и премой, безграничной любовью к Тебе».
00:16:22 Таким образом, бхакти может даровать все виды счастья, однако чистые преданные, понимая всю ничтожность мирского счастья и брахма-сукхи, стремятся только к према-сукхе. Те, кто идёт путем гьяны или кармы, не обращаясь за помощью к бхакти, не достигнут вообще никакого результата. Так что без бхакти ни о каком счастье не может быть и речи.
00:16:52 3. Мокша-лагхута-крита.
Третий признак бхакти – это мокша-лагхута-крита
Бхакти по самой своей природе неизмеримо выше мукти, поэтому освобождение меркнет перед бхакти. В этой связи в «Бхакти-Расамрита-Синдху» (1.1.34) приводится следующая цитата из «Нарада-панчаратры»:
хари-бхакти махāдевйах̣ / сарвā муктй-āди сиддхайах̣̣
бхуктайаш́ чāдбхутāс тасйāш́ / чет̣икāвад анувратāх̣
«Все виды совершенств во главе с мукти и все мыслимые мирские удовольствия как покорные служанки следуют за богиней хари-бхакти, Бхакти-Деви».
Сам Шрила Рупа Госвами также замечательно описывает это в другом стихе из «Бхакти-Расамрита-Синдху» (1.1.33):
манāг эва прарȳд̣хāйāм / хр̣дайе бхагавад ратау
пурушāртхāс ту чатвāрас / тр̣н̣āйанте самантатах̣̣
«Только если человек осознал всю ничтожность материального благополучия, религиозности, чувственных удовольствий и освобождения, можно сказать, что в его сердце проникло шуддха-бхакти».
00:17:56 4. Судурлабха.
Четвёртый признак бхакти называется судурлабха. Хари-бхакти встречается в этом мире очень редко. В «Бхакти-Расамрита-Синдху» (1.1.35) Шрила Рупа Госвами описывает это так:
сāдханаугхаир анāсан̇гаир / алабхйā сучирāд апи
харин̣ā чāш́в адейети / двидхā сā сйāт судурлабхā
«В этом мире хари-бхакти встречается очень редко. На то есть две причины. Во-первых, его невозможно обрести, не имея твердой веры и не проявляя настойчивости и целеустремлённости, даже если долгое время совершать самые разные виды садханы. Во-вторых, Шри Хари дарует Своё бхакти далеко не каждому, даже если человек совершает асанга-юкта-садхану (садхану, проникнутую глубокой привязанностью)».
00:18:46 Слово асанга указывает на поглощённость бхаджаной. Без такой поглощённости никакая садхана не поможет обрести хари-бхакти. Лишь преданный, поглощённый бхаджаной, который совершает садхану долгое время и избавился от нама- и вайшнава-апарадхи, обретает милость Бхагавана, и тогда в его сердце пробуждается шуддха-бхакти, дарующее ему знание о его вечном положении.
джн̃āнатах̣ сулабхā муктир
бхуктир йаджн̃āди пун̣йатах̣
сейам̇ сāдхана-сāхасраир
хари-бхактих̣ судурлабхā
Б.-Р.-С., 1.1.36
«Идя путем гьяны, можно легко обрести мукти, а совершая жертвоприношения и творя благие дела, можно без труда получить бхукти (чувственные наслаждения), но бхакти не приходит так просто, даже если выполнять бесчисленные виды садханы».
00:19:46 Бхагаван не дает Своё бхакти всем и каждому, что также подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (5.6.18) и в «Бхакти-Расамрита-Синдху» (1.1.37):
рāджан патир гурур алам̇ бхаватāм̇ йадунāм̇
даивам̇ прийах̣ кула-патих̣ ква ча кин̇каро вах̣
аств эвам ан̇га бхагаван бхаджатам̇ мукундо
муктим̇ дадати кархичит сма на бхакти-йогам
«О царь Парикшит! Сам Господь Мукунда был покровителем, гуру, божеством, благожелателем и главой рода Пандавов и Яду. Иногда Он даже становился их покорным слугой. Всё это говорит об их особой удаче, ибо Бхагаван может очень быстро даровать мукти тем, кто посвящает Ему свою бхаджану, но прему, которая неизмеримо выше мукти, Он дарует далеко не каждому».
00:20:35 В своем комментарии к этому стиху Шрила Джива Госвами пишет:
тасмāд āсан̇генāпи кр̣те сāдхана-бхуте сāкшад бхакти-йоге сати йāват пхала-бхȳте бхакти-йоге гāд̣хāсактир на джāйате тāван на дадāтūтй артхах̣.
Даже тех, кто посвятил себя бхага-вад-бхаджане и выполняет девять видов практики бхакти, Бхагаван не наделит шуддха-бхакти до тех пор, пока в них не пробудится сильное влечение к рати-таттве, которая раскрывается, когда человек постигает свою вечную природу. А пока этого не произойдет, человек будет оставаться на уровне чхайя-бхакти-абхасы.
00:21:07 5. Сандрананда-вишешатма.
Пятый признак бхакти называется сандрананда-вишешатма.
Бхакти – вместилище безграничной ананды, духовного блаженства. Как уже говорилось ранее, Бхагаван является совершенной сач-чид-ананда-сварупой, а джива – ану-чид-анандой, бесконечно малой частицей духовного блаженства, что подобна корпускуле света в луче необъятного духовного солнца. Поэтому чит и ананда также присутствуют в дживе, но в ничтожно малой степени. Обычно люди думают, что слово ананда обозначает мирское счастье, однако всё мирское счастье вместе взятое не может даже близко сравниться с ананда-таттвой.
00:22:01 Материальное счастье ничтожно и скоротечно, тогда как чид-ананда, духовное счастье, безгранично. Бхакти – это непрерывное духовное блаженство, и оно изначально присуще каждой дживе. Брахмананда не идёт ни в какое сравнение с бхакти. Это так называемое блаженство не свойственно вечной природе дживы, ибо в его основе лежит отвержение материи и материальной деятельности. В «Бхакти-Расамрита-Синдху» (1.1.38) Шрила Рупа Госвами пишет:
брахмāнандо бхавед эша / чет парāрдха-гунū-кр̣тах̣
наити бхакти-сукхāмбходхех̣ / парамāн̣у-тулāм апи
«Даже умноженная в миллионы раз, брахмананда, которой наслаждаются имперсоналисты, не может сравниться и с каплей из бескрайнего океана блаженства бхакти».
00:22:57 Можно сколько угодно пытаться увеличивать брахмананду в своём воображении, но на самом деле это блаженство ничтожно в сравнении с блаженством, заложенным в самой природе дживы, и никогда не сможет сравниться с ним. Блаженство, присущее изначальной природе дживы, является её неотъемлемым свойством, поэтому оно естественно, тогда как брахмананда преходяща и неестественна, ибо возникает из неверно направленных усилий дживы. В связи с этим в «Бхакти-Расамрита-Синдху» (1.1.39) приводится следующий стих из «Хари-Бхакти-Судходаи»:
тват-сāкшāт-каран̣̣āхлāда-
виш́уддхāбдхи-стхитасйа ме
сукхāни гошпāдайанте
брāхмāн̣й апи джагад-гуро
00:23:41 «О Бхагаван! Увидев Тебя, я навеки погрузился в океан чистого блаженства. Что говорить о мирском счастье, если даже брахма-сукха кажется мне сейчас такой же ничтожной, как и вода в ямке от телячьего копытца». В священных писаниях можно найти много подобных высказываний.
00:24:06 6. Кришна-акаршини.
Шестой признак бхакти называется кришна-акаршини. Бхакти – единственный способ привлечь Кришну. В «Бхакти-Расамрита-Син-дху» (1.1.41) Шрила Рупа Госвами пишет:
кр̣твā харим̇ према-бхāджам̇ / прийа-варга-саманвитам
бхактир ваш̣ū-каротūти / шрū-кр̣шн̣āкаршин̣ū матā
«Шуддха-бхакти своей премой покоряет Шри Кришну и всех Его приближённых. Эта способность привлекать Шри Кришну заложена в самой природе Бхакти-Деви».
Смысл этого высказывания в том, что, пока шуддха-бхакти не проявится в сердце садхаки, он будет оставаться на уровне бхакти-абхасы. На этом уровне шуддха-бхакти входит в сердце очень редко. Однако если это все-таки происходит, то даже на уровне садханы бхаджана преданного начинает расцветать, и благодаря этому к садхаке приходит осознание его вечной сварупы и понимание истинной природы бхагават-таттвы.
00:25:08 В конце концов в его сердце возникает неутолимая жажда, или глубокая привязанность к бхакти. С появлением этой привязанности шуддха-бхакти-садхана очень скоро приводит садхаку на уровень рати (бхавы) и наконец достигает полного расцвета, принимая форму премы. Бхакти на уровне бхавы привлекает Шри Кришну и Его близких спутников, а бхакти на уровне премы делает садхаку частью шри-кришна-лилы, позволяя ему насладиться высочайшей расой. Далее эта тема будет рассмотрена более подробно.
00:25:54 Вишва-вайшнав дас разбирает различные уровни бхакти в следующих пяти стихах:
клеш́агхнū ш́убхадā-бхактир / йадā сā сāдханāтмикā
хрдайе баддха-джйвāнāм̇ / тат̣астха-лакшан̣āнвитā
клеш́агхнū ш́убхадā мокшā / лагхутāкр̣т судурлабхā
сā бхактир бхāва-рупен̣а / йāват тишт̣хати четаси
према-рȳпā йадā бхактис / тадā тат-тад-гун̣āнвитā
сāндрāнанда-виш́ешāтмā / ш́рй-кр̣шнāкаршин̣ū ча сā
муктāнāм эва сā ш́аш́ват / сварȳпāнандā-рȳпин̣ū
самбандха-сварȳпā нитйам̇ / рāджате джūва-кр̣шнайох̣
бхактй-āбхāсена йā лабхйā / муктир мāйā никр̣нтанū
са катхам̇ бхагавад-бхактех̣ / сāмйам̇ кāн̇кшати чет̣икā
Он говорит: «Есть три вида бхакти: садхана, бхава и према. Садхана-бхакти имеет два признака: клеша-гхнатва – оно избавляет от всех видов материальных страданий и шубха-датва – дарует высшее благо. На уровне бхавы к ним добавляются ещё два признака: мокша-лагхута-акритва – бхакти даёт понять всю ничтожность освобождения и судурлабхатва – его обретают только редкие души.
00:26:52 И наконец, на уровне премы у бхакти появляются ещё два дополнительных качества: сандрананда-вишешатма – оно дарует невероятное духовное блаженство и кришна-акаршини - оно является единственным способом привлечь Шри Кришну. Для дживы, находящейся в обусловленном состоянии, три главных признака бхакти (сандрананда-сварупатва, шри-кришна-акаршатва и су-дурлабхатва) всегда сопровождаются тремя второстепенными (клеша-гхнатва, шубха-датва и мокша-лагхута-акритва).
00:27:32 А для освобожденной дживы бхакти представляет собой вечную связь с Кришной и любовное служение Ему в определённых отношениях, а также изначально присущее дживе трансцендентное блаженство. Мукти, рассеивающее завесу майи, можно обрести и с помощью практики бхакти-абхасы. Такое мукти – лишь одна из многочисленных служанок Бхакти-Деви. Разве можно сравнивать её с самой Бхакти-Деви?»