Природа бхакти
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Мангалачарана. Благоприятное вступление. Я выражаю глубокое почтение ачарье-льву, джагад-гуру Ом Вишнупада Аштоттара-Шата Шри Шримад Бхактипрагьяне Кешаве Госвами. Преисполненный божественной святости, он, словно отец, с огромной любовью заботится о душах, что нашли у него прибежище. Великую скорбь чувствует он, видя страдания джив, отвернувшихся от Кришны, и щедро дарует им любовь к Святому Имени.
00:00:41 Я отдаю поклоны Саччидананде Шри Бхактивиноде, величайшему из рупануг. Он воплощение шакти Шри Чайтаньи Махапрабху.
Я отдаю поклоны Шри Чайтанья-Чандре, воплощению исполненных блаженства трансцендентных лил. Его золотое тело сияет божественной красотой, и Он щедро раздает нектар према-расы.
Слава всемилостивым Шри Радхе-Мадана-Мохане! Хотя я глуп, невежествен и ущербен, я ищу прибежище только у Ваших лотосных стоп, ибо они – всё для меня.
00:01:23 Глава 1. Природа бхакти. Я отдаю поклоны Шри Кришне Чайтанье, который являет Себя как Панча-Таттва и в котором одновременно присутствуют качества единства (абхеда) и различия (бхеда). Я также отдаю поклоны всем чистым вайшнавам, слугам Шри Гаурачандры, и с величайшим усердием приступаю к написанию этой книги, «Бхакти-Таттва-Вивеки». Будучи жалким, ничтожным слугой всех вайшнавов в мире, я прошу их простить меня за эту неумелую попытку. Их божественное милосердие – единственное, что придает мне сил.
00:02:11 О почтеннейшие вайшнавы! Наша единственная цель – вкушать самим и дарить миру нектар шуддха-бхакти, чистой, безраздельной преданности Господу Хари. А потому наша первейшая обязанность – понять истинную природу шуддха-бхакти. Это понимание очень важно для нас по двум причинам. Во-первых, оно рассеет наше невежество относительно природы бхакти и сделает нашу жизнь совершенной, позволив нам наслаждаться нектаром шуддха-бхакти в его чистой форме. Во-вторых, это понимание оградит нас от ложных, извращённых идей и представлений, которые пропагандируются в наши дни под именем шуддха-бхакти.
00:02:55 К сожалению, в последнее время в обществе распространяются, подобно чуме, разного рода учения, которые под вывеской шуддха-бхакти подают различные виды нечистого бхакти, такие, как карма-мишра-бхакти (бхакти с примесью корыстной деятельности), гьяна-мишра- бхакти (бхакти с примесью умозрительного философствования) и йога-мишра-бхакти (бхакти с примесью практики йоги), а также всевозможные вымышленные, извращённые идеи. Большинству людей нравятся эти нечистые, поверхностные представления о бхакти, и, принимая их за подлинное бхакти, они не проявляют никакого интереса к шуддха-бхакти. Эти извращённые представления о бхакти – наши злейшие враги.
00:03:45 Есть люди, которые считают, что в преданности Господу нет никакого смысла, что Бог – лишь плод воображения, что Его образ придуман людьми, и потому бхакти – это просто нездоровое состояние ума, которое никому не несёт пользы. Такие люди, хотя и отвергают бхакти, не могут причинить нам особого вреда, поскольку их легко распознать и обойти стороной. Гораздо опаснее для нас те, кто провозглашают бхагавад-бхакти высшей религией, но сами при этом действуют вопреки принципам шуддха-бхакти и настраивают против них других людей. Выдавая себя за поборников бхакти, они настраивают нас против истинных принципов бхакти и в конце концов полностью уводят с пути бхагавад-бхакти.
00:04:37 Вот почему ачарьи нашей парампары прилагали столько усилий, чтобы описать сварупу или природу бхакти, и снова и снова предупреждали нас остерегаться извращённых представлений о бхакти. И здесь мы последовательно рассмотрим их наставления на этот счет. Наши ачарьи оставили после себя множество трудов, раскрывающих природу бхакти, и особое место среди них занимает «Бхакти-Расамрита-Синдху» Шрилы Рупы Госвами. Там даётся следующее определение основных свойств шуддха-бхакти:
00:05:18 «Деятельность, которая направлена исключительно на удовлетворение Шри Кришны, то есть, другими словами, представляет собой непрерывный поток служения Шри Кришне всеми силами тела, ума и речи, а также различными духовными чувствами (бхавами); деятельность, которая свободна от влияния гьяны (знания, имеющего целью слияние с безличном Брахманом) и кармы (корыстной деятельности), и которая основывается на единственном желании – доставить удовольствие Шри Кришне, называется уттама-бхакти, чистым преданным служением»
«Бхакти-Расамрита-Синдху», 1.1.11.
00:06:05 Необходимо разобрать каждое слово этого стиха, иначе мы не сможем понять, из чего состоит бхакти. Что означает слово уттама-бхакти, «высшая преданность»? Подразумевает ли оно существование адхама-бхакти, то есть преданности низшего порядка? Или оно означает что-то другое? Уттама-бхакти – это ступень, на которой лиана преданности становится безупречно чистой и свободной от всякой скверны. Так, чистая вода – это вода без примесей, она ничем не подкрашена, у неё нет запаха и к ней ничего не примешано.
00:06:51 Аналогичным образом, слово уттама-бхакти указывает на бхакти, свободное от любых материальных примесей, какой-либо скверны или привязанности к чему-либо материальному и направленное исключительно на Верховного Господа. Все эти уточняющие определения даны здесь для того, чтобы мы поняли, что нам не следует принимать ничего, что чуждо бхакти. Отвергая все посторонние чувства и идеи, мы в конце концов неизбежно придем к пониманию чистой природы бхакти.
00:07:27 Возможно, кто-то сочтёт эти уточнения излишними, поскольку все они заключены в самом слове «бхакти». Но значит ли это, что бхакти-раса-ачарья Шрила Рупа Госвами употребил прилагательное уттама (высшее) без необходимости? Нет. Подобно тому, как желая попить воды, мы хотим уточнить, чистая ли это вода, наши ачарьи, давая характеристику уттама-бхакти, сочли необходимым упомянуть, что в большинстве случаев люди практикуют мишра-бхакти, или преданное служение с теми или иными примесями.
00:08:08 Цель Шрилы Рупы Госвами была именно в том, чтобы описать признаки кевала-бхакти, безраздельной преданности. Такие виды преданности, как чхала-бхакти, пратибимба-бхакти, чхайя-бхакти (тень преданности), карма-мишра-бхакти и гьяна-мишра-бхакти, нельзя назвать шуддха-бхакти. Позже мы последовательно разберём каждый из этих видов.