Вера и искренность
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
«Сердце – истина до последней пяди земли и неба»
00:00:10 Шридхар Махарадж: В своё время я читал роман на английском «The cloister and the hearth» (монастырь и сердце) [в руском переводе «Монастырь и дом/домашний очаг»], написанный неким мистером Ридом. Джерард и Маргарет, их сын Ясмос, который считается гением западной культуры. Ясмос. Вся европейская литература была обогащена его высоким образом мысли, так нам говорили. Его отца звали Джерард, мать – Маргарет, и он был родом из Голландии.
00:01:05 Сердце – истина до последней пяди земли и неба, небеса и земля, истина. Небеса и земля приводятся в состояние гармонии.
00:01:46 шлока
00:01:56 Очень трудно отличить религиозную и мирскую жизнь. Религиозная жизнь и жизнь божественная, жизнь божественная и жизнь в бренном мире, внутренние различия и также тончайшие различия, качественные и количественные.
00:02:26 Зенит вожделения и зенит Божественной Любви очень похожи. Паракия, лампата, распутник, воровство, ложь, обман – всё это считается Божественностью высочайшего порядка. Как такое возможно? «Для человека в здравом уме Я безумец и ты безумец. Это разговор двух сумасшедших, мы говорим о вещах, которые выходят за рамки здравого смысла и рассудка». Где найти здравомыслящего человека, который поверит в это?
«Шукадев – это человек-легенда»
00:03:47 Бхактивинод Тхакур сказал: «Почему Чайтаньядев подобное явление подал в качестве высочайшей идеи? Человек, наделенный добродетелями, высоконравственный и величайший ученый, наделенный духом независимости, независимым мышлением. Тот, Кому был присущ независимый образ мысли, утверждал, что Абсолют таков».
00:04:28 Самодержец, концепция Божественного самодержавия подразумевает распутство? Нет-нет, так невозможно, это немыслимо, поэтому Шукадев был необходим в качестве посредника, человек, который был безупречен. Его взгяд была таким, то, что читалось в его взоре, что никто не мог заподозрить его, что в нём присутствует вожделение, животное начало.
00:05:39 Никто из тех, кто смотрел ему в глаза, не мог увидеть в его взоре ничего подобного, ни следа, ни намека, ни малейшей возможности. Отсутствие желаний читалось в его взоре. Разные люди живут в этом мире, но его взор говорил о такой природе.
00:06:15 Также приводится один крайний пример. Шукадев шел по лесу, там был пруд, дивья-стри, женщины, у которых нет грубых тел, но лишь тонкие, астральные тела. По своему желанию они могут создавать, творить физические тела и могут оставлять их, подобным могуществом они наделены, занимают такое положение. Они живут в тонких телах, но также по своему желанию могут являть физическое тело в грубом, физическом измерении.
00:07:23 Подобные женщины резвились в воде обнаженные, и Шукадев проходил по тропинке, ведущей мимо пруда. Они часто встречали этого юношу. Ему было приблизительно 16 лет, они знали его очень хорошо. Они не считали необходимым прикрывать свои тела, но когда там появился Вьясадев в поисках Шукадева: «О дитя мое, куда ты ушел? Вернись домой, вернись» он проходил мимо пруда, они торопливо вышли на берег и оделись. В «Бхагаватам» выражается недоумение, как это возможно?
00:08:43 В начале Шаунака Риши говорит: «Шукадев – это человек-легенда, он не человек этого конкретного мира. Мы слышали о нем, юноша 16-ти лет проходил мимо пруда, и юным девушкам даже не пришло в голову прикрыться. Но Вьясадева – старик, как только они увидели его, то поспешили одеться. В чем причина? Это мистическая личность. Шукадев был оратором в том собрании, и ты присутствовал там, Сута Госвами, мы очень хотим услышать от тебя, что этот Шукадев, эта личность, человек из снов, что он рассказывал, мы очень хотим узнать об этом».
00:10:01 Легендарная личность, персонаж сказок. Когда он начал рассказывать в этом собрании о Кришна-лиле, то некий фундамент понимания истинности Кришна-лилы был заложен. То, что вышло из его уст, с его замечаниями, наставления «Бхагаватам» пришли в этот мир из его уст, и Шукадева присовокупил к ним свои замечания.
00:10:41 И тогда ученым этого мира было легко принять: «Да, подобное возможно, явление, которое имеет человекоподобную природу, высочайшее». Нечто подобное жизни человеческого общества, и даже не просто моральной жизни в моральном обществе, но аморальная человеческая жизнь – это высочайшее явление. «Мы должны верить в это? Неужели мы такие глупцы, что мы должны поверить в это? Как это возможно?» Но когда они услышали об этом явлении от Шукадева с Его необходимыми замечаниями, учёные не могли отрицать, может быть, всё возможно в Безграничном. Он был свидетелем, он выступил в этом качестве.
Чем очаровался Рагхупати Упадхьяя?
00:12:00 Рагхупати Упадхьяя говорит...
шлока
00:12:15 Когда Махапрабху возвращался из Вриндавана в Аллахабаде, в Праяге, Он встретил одного брахмана, Рагхупати Упадхьяя. Они беседовали, в ходе беседы Рагхупати Упадхьяя произнес следующую шлоку (санскрит).
00:12:48 Махапрабху спросил: Похоже, ты Преданный Кришны, что ты понял, какова цель твоего баджана, твоих усилий, на что направленно твоё духовное внимание, пожалуйста, скажи Мне.
шлока
00:13:30 Я вижу, что Ты великая личность. Ты спросил меня о моём внутреннем поиске, и, говоря искренне, я должен открыться Тебе. Вот моя реализация: Те, кто любит шрути, Богооткровенную Истину, – меня это не интересует. Многие люди в этом мире в большей степени заняты изучением смрити-шастр. Шрути в категориях повседневной жизни, привычек повседневной жизни, смрити, пусть они изучают смрити.
00:14:31 Есть «Махабхарата» – великий эпос, где в форме различных историй преподносится Высшая Истина. Я думаю, что все подобные искатели, их поиск в большей или меньшей степени обусловлен страхом смерти. Они хотят избавиться от этого мира с его негативной природой. Они ищут спасения, освобождения, они следуют этому пути, шрути, смрити, «Махабхарата».
00:15:28 «Махабхарата» – панчама-веда, иногда так называют ее, столь почетное положение она занимает, её автор Вьясадев. Вся полнота истины содержится в «Махабхарате». Все эти ученые, по моему мнению, являются оппортунистами: они ищут спасения от враждебных обстоятельств, негативных реалии этого мира, поиск мукти. Они боятся повторяющихся рождений и смертей, испытывая страх перед существованием как таковым. Окончательное освобождение, саюджья, это состояние нуля, поиск такого состояния, отказ от существования.
00:16:43 Но моё заключение совершенно иное: меня не интересует ни шрути, ни смрити, ни «Махабхарата», и тому подобные Писания. Я нашел нечто, и это центр моего поиска, моих мыслей. Ты спросил меня, и, судя по Твоему обличью, Твоим качествам, я вижу, что не могу уклониться от ответа. Я не могу не открыть Тебе своё сердце, поэтому я скажу: я нашел нечто очень-очень сладостное.
00:17:42 Я хочу поклоняться Нанде Махараджу, его стопам, у меня нет очарования любым явлением из мира шастр, я ни в малейшей степени не очарован этими явлениями, но очарован лишь одним единственным явлением. Что это? Я думаю о Нанде Махарадже. Почему? Высочайшая концепция реальности, Абсолютное Благо ползает во дворе его дома.
00:18:38 А каковы достижения Нанды Махараджа? Тот, Кто известен как Парабрахман, ползает во дворе его дома, – это нечто чарующее. Подобно беспомощному ребенку, Парабрахман ползает во дворе его дома. Насколько он велик, Нанда, сколь высокое положение он занимает! Парабрахман независим, но Парабрахман как зависимый от него ребенок, беспомощный маленький младенец ползает во дворе его дома. Для меня это явление является высочайшим! Таково моё мнение.
Иногда Истина ждет своего часа
00:19:31 И тогда он сделал следующий шаг, возможно, видя понимание со стороны Махапрабху.
шлока
00:19:57 Есть ещё нечто более изумительное. Я не нахожу никого, кому я бы мог открыть сердце, мысли, кому я это расскажу. Кто поверит мне? Я не вижу, чтобы кто-либо мог мне поверить».
00:20:36 Что это, о чем идет речь? Нечто более изумительное, первая шлока – ватсалья-раса, Нанда. Затем речь заходит о мадхурья-расе.
00:20:53 – Этот великий Брамха, у которого нет предела, Безграничный, очарован соприкосновением с девушками-гопи, Он охотится за ними, Он ищет их. Сладостные лица гопи – это нечто в высшей степени невероятное, то есть непостижимое, чарующее. Хотя я могу верить в истинность этого, я не нахожу никого, ни единого человека, которому я мог бы рассказать об этом. Таковы сокровенные чувства моего сердца, и я не могу не открыть их Тебе...
00:21:52 Я написал статью в журнале «The Harmonist», живя в мадрасском Матхе. Рагхупати Упадхьяя говорит Махапрабху это, он использует здесь такое выражение «в настоящее время, сейчас». Он говорит: «Сейчас я не вижу никого, кто поверил бы», используется выражение «сейчас». Впоследствии некоторые люди подлинного разума примут это, но сейчас положение вещей таково.
00:22:43 Каков смысл в данном контексте, что означает это «сейчас», «сейчас никто не поверит»? «Сейчас никто не поверит в эту концепцию, поэтому я никому её не открываю». Почему это «сейчас»? И я пришел к следующему заключению. Имеется в виду, что в последствии, когда Радха-Говинда объединяются в Шри Чайтанью, Чайтаньядев приходит и показывает своей практикой и наставлениями реалистичным образом истинность этого явления. И тогда, когда это произойдет, многим будет легче поверить в реальность этого явления.
00:23:52 Шукадева успешно утвердил эту истину в среде ученых, теоретически он показал существование. А когда Чайтаньядев придет, чтобы вновь обратиться к этому явлению, и своей собственной реализацией утвердит повсеместно, по всему миру эту истину, тогда, конечно, эта истина перестанет быть легендой, мифом, но будет признана в качестве реальности обществом здравомыслящих людей, подлинных ученых. В этом смысл слова «сейчас». Сейчас никто не поверит, но наступит день, когда людям придется поверить: да, Кришна охотится за гопи. Кришна, Высочайшая концепция Бога, ползает во дворе дома Нанды и Яшоды.
«Есть ли место, в котором Бог не присутствует?»
00:25:20 Шукадев также сказал.
шлока
00:25:33 В ватсалья-расе, говорится, Парикшит Махарадж спросил у Шукадева: «Что такого удивительного сделал Нанда, какую удивительную карму он совершил? Какова реализация Нанды и Яшоды, его жены? Какую заслугу они приобрели, благодаря которой Хари, Абсолютная Причина всего сущего в качестве ребенка сосет грудь Яшоды?» Хари низошел, чтобы сосать грудь Яшоды.
00:26:38 Это удивительно, и эти сказки следует считать истиной. Бесконечно удачливая Яшода: Хари пришел к ней, чтобы сосать её грудь подобно обычному младенцу, и всё это чудесно. Вера должна быть возвышена до подобного стандарта, шраддха. Если мы хотим обрести связь с Безграничным, тогда должны быть приняты безграничные возможности в этом Безграничном. Безграничный подходит так близко к тебе, настолько близко. В Упанишадах сказано, Он находится на величайшем расстоянии, и в то же время Он самый близкий. Он самый близкий из всего к тебе в то же время, ближе всего к тебе из всего самого близкого.
00:28:32 Однажды, когда я стал демонстрировать некоторое безразличие к мирской жизни в юности, мне было 23 года. Желая изменить моё мировоззрение, мой дядя, он служил в суде, в моем присутствии рассказал историю, обращаясь к другому брату. Он занимался своей юридической практикой в Калне, и там происходило собрание. Он рассказывал, что присутствовал на собрании, куда был приглашен один знаменитый ученый, последователь Брахма-школы. Была устроена лекция.
00:29:30 Этот джентльмен рассказал следующее: «Насколько велика эта Вселенная? Она велика настолько, что существуют многочисленные звезды, свет которых ещё не достиг Земли». А скорость света равняется в секунду 1 лакх 17 тысяч миль или что-то в этом роде. Огромная скорость света, за одну секунду этот свет может обогнуть землю 7 раз. Окружность Земли 25000 миль, и семь раз за секунду свет может обогнуть Землю, приблизительно такая скорость света, я точно не помню.
00:30:37 И есть звезды во Вселенной, свет которых ещё не достиг Земли, насколько велика эта Вселенная, бесконечно велика. И если есть какой-бы то ни было Бог, тогда разве есть Ему дело до этой крошечной планеты, Земли? Он занят делами управления и поддержания всего бесконечного Творения. То есть он хотел сказать этой историей, что мои попытки искать Бога тщетны.
00:31:21 После того, как он закончил, я сразу же вспомнил следующее выражение, возможно, из Упанишад. Я спросил у него: «То, что вы рассказали, да, это так, это физический мир бесконечно велик, ещё более велик ментально и т. д., но скажите мне, пожалуйста, есть ли место, в котором Бог не присутствует?» Таким был мой вопрос. Есть ли какой-то атом, хотя бы один атом, в котором Его не было бы? Что вы думаете? Он ответил молчанием.
00:32:03 Ему было 45 лет в ту пору, мне было 23 года. Есть ли хотя бы один атом в творении, в котором не присутствовал бы Бог? Он не нашелся с ответом. С одной стороны Он, согласно Писаниям, дальше всего от нас, и с другой стороны Он ближе всего к нам, поэтому мы можем иметь очень близкую, интимную связь с Ним. Это вполне оправдано, разумная идея.
Когда нет удачи прочитать вайшнавские произведения
00:33:03 Я вспоминаю Сиардаса. Он был политиком и был склонен к Вайшнавизму. Он сурово критиковал Рабиндраната и основателя «Брахма-самаджа», Раммохана Рая. Раммохан Рай был ненавистником Вайшнавизма, Вайшнава-сампрадаи. Конечно, мы не согласны с его точкой зрения.
00:33:47 Он описал следующую картину. Некий заминдар сидит на ложе с множеством подушек, курит трубку, мундштук в его рту, все изысканно, роскошно, и слушает киртан, смотрит представление. В этом представлении изображается, как Кришна стал цирюльником-женщиной. В обличьи цирюльника-женщины Он приходит к Радхарани и гопи. Радхарани испытывает ману, испытывает состояние апатии. Кришна ушел от Нее в другой лагерь или к Чандравали. Она несчастна, опечалена, и Она дает такое указание своему окружению: «Не позволяйте Кришне вступать в наше собрание.
00:35:01 Он предатель, Он попросил Меня прийти, Я пришла со всеми подношениями, а Он ушел в другой лагерь, и сегодня Он не должен ступать на Мою территорию, в Мой двор». И Кришна так или иначе не мог напрямую прийти к Радхарани, поэтому в обличьи женщины-цирюльницы Он пришел в собрание Радхарани. Многие подруги Радхарани знают, что в этой одежде Кришна пришел к ним, чтобы оказать служение Радхарани».
00:35:57 И Раммохан Рай говорит: «Это Гаудия-Вайшнавизм, вайшья, высший объект поклонения – этот Цирюльник, и заминдар наслаждается, это его ишта-девата, Высшая концепция Бога представлена в таком низменном положении, и он наслаждается. И это Вайшнава-дхарма».
00:36:37 Он критиковал Гаудия-Вайшнавизм и нападал на Вайшнавов, используя подобные примеры. И Сиардас говорит: «Раммохан Рай был атеистом. Он читал Библию, Коран и изучал философию Шанкары, но у него не было удачи, ему не повезло прочитать Вайшнавские произведения: «Нараяна Упанишад» и другие. Он повсюду, Он может приблизиться к нам, прийти к нам в одежде вора. Любым образом Он может прийти к нам и пленить нас, Он может свободно прийти и заворожить нас, это также возможно. Нараяна пребывает повсюду, и для Него нет ничего невозможного», – так он опровергал воззрения Раммохан Рая, основателя «Брахма-самаджа».
«Немыслимо, невероятно»
00:37:58 Был один человек, профессор, член этого движения, который на смертном ложе сказал: «Когда я буду покидать этот мир, произнесите в моем присутствии эту мантру: сатьям, шивам, адвайтам», не сундарам. Мы видим в Упанишадах сатьям, шивам, сундарам, но он изменил эту мантру, возможно. Его отец был Девендра Тхакур, основатель Шантиникетана, индуист, который был обращен в брахманизм. Нирвишеш брахма – это Высшая истина, все и вся, а савишеш – всё это смертное, такова их точка зрения. Сатьям, шивам, сундарам, он превратил сундарам в адвайтам. Он просил: «Когда я буду находиться на смертном одре, произнесите, чтобы я мог услышать сатьям, шивам, адвайтам».
00:39:30 Кам прати катхайитум ише сампрати ко ва пратитим яату. [Слова Рагхупати Упадхьяи: «Кому я расскажу? Кто поверит мне?»] Наш Говинда Махарадж, когда мы были приглашены на церемонию открытия Чайтанья Чандродая Мандира в Майяпуре, его попросили выступить, и он начал с этой шлоки, произнеся пранам-мантрам. Произнес пранам-мантрам, а затем процитировал эту шлоку. Кришнадас Бабажди стал радоваться, услышав это, ликовать. И то, что он говорил, было связано со Свами Махараджем.
00:40:25 «Немыслимо, невозможно представить, кому я расскажу и кто мне поверит, что Свами Махарадж совершил такое служение Махапрабху и своему Гуру? Непостижимо, невероятно то, что он совершил столь великое служение. Служение, которое в целом считалось немыслимым, невозможным, он осуществил его». Подобно тому, как Рагхупати Упадхьяя сказал Махапрабху: «Немыслимо, невероятно».
00:41:12 Тем не менее мы можем обрести это только благодаря садху и служению Вайшнаву такого типа, по их милости. Сидя на бутылке, на поверхности, поверхность стеклянная, пчела не может коснуться меда. Только служа Гуру и Вайшнавам, мы можем надеяться достичь однажды подобного Божественного царства, обители.
Три условия для достижения Истины
00:42:09 Мы должны изо всех сил стараться контролировать чувства. Этот вопрос возникает, то что сказал Джйоти Махарадж. Дхира означает джитендрия. Мы должны стараться изо всех сил не поддаваться влиянию грубых и тонких чувств. Затем мы должны слушать. Наш путь, наш метод обретения, достижения истины должен быть подлинным, bona fide. Мы должны слушать об истине от авторитета, упомянутого Свами Махараджем, от уполномоченного посредника, который способен дать нам это явление.
00:43:25 Мы должны обратиться к истинному представителю, который действительно способен дать это явление, санкция Бога должна присутствовать. Минимальный стандарт квалификации должен присутствовать, то есть мы не должны погружаться в чувственные наслаждения, это то, что от нас ожидается, во-первых. Что самое важное, мы должны обратиться к истинному посреднику в качестве нищего и просить его о милости. Третья квалификация – мы должны иметь шраддху. Три пункта должны быть выполнены в нашем поиске, тогда мы можем надеяться обрести.
Вишну или Кришна
00:44:53 Викрид̣итам враджа-вадхубхир идам ча вишнох… Вишну, здесь не кришнасья сказано, а Вишну. Возможно, Вишванатх Чакраварти Тхакур объяснил, почему слово Вишну используется здесь. В действительности Вишну не имеет ничего общего с Враджа-лилой. Сваям Бхагаван Кришна. Почему это слово, Вишну, использовано здесь? Ради того, чтобы мы не посчитали Кришну человеческим существом, обычным человеком. Для того, чтобы избавиться от любых ассоциаций с обычной человеческой жизнью: «Кришна – человек», от подобного представления, чтобы избежать такого рода тенденции Вишну в своем высочайшем аспекте.
00:46:06 Но по сути это не лила Вишну, но лила Кришны, Кришна-концепция Бога, не обычная концепция Бога как Вишну. Необходимо понять, что речь идет о достойном, возвышенном положении Вишну. Для понимания, о ком идет речь, это предостережение было дано нам, для того, чтобы мы не были сбиты с толку. Подобно тому, как это делают имитаторы, представители сахаджия-лагеря, которые, оставаясь в этом измерении, грезят о своих близких связях с Богом, то была бы катастрофа. Чтобы избежать этой катастрофы, нам дано это предостережение.
Природа татастха-шакти
00:47:10 Не столь дешевое достижение, чтобы мы не были обмануты, не обманывали самих себя. Таково наше положение, уязвимое положение, доказывает нашу неспособность, отсутствие качеств на каждом шагу, где бы мы ни находились. Но наш единственный источник поддержки и утешения – наша зависимость, упование на Гурудева и Вайшнавов, кришна-джана, вишну-джана, те, кто наиболее близки к Кришне.
00:48:12 Обитель, в которой живёт Кришна, те, кто связаны с Ним, мы всегда зависимы от этих личностей, татастха-шакти. Судьба негативного существования такова: негативная энергия всегда зависит. Зависимость – это врожденная характеристика, внутренняя природа этой шакти. Я никогда не могу быть независимым. Всегда присутствует один и тот же момент: я зависим, я не могу стоять на своих ногах, такова внутренняя природа, потенция.
00:49:13 Мы всегда зависим, но идея зависимости может увеличить даиньям атма-ниведанам, неспособность, понимание того, что у меня нет ничего, я ничем не обладаю. Подобное сознание не может не побудить нас предаться и искать поддержку Высшего Начала. Насколько это в моих силах, я буду думать, что я нахожусь в нужде, у меня нет поддержки, нет почвы под ногами.
00:49:53 Моя искренность будет возрастать, искреннее стремление к подобной поддержке, подобному оплоту, в такой степени. Насколько беспомощным я себя чувствую, настолько великим, горячим является моё желание обрести оплот, поддержку, даиньям атма-ниведанам гоптритве-варана. Понимание того, что Ты мой спаситель, – таков результат атма-ниведанам, это означает идти к Нему в поисках поддержки. Я могу жить только по Твоей милости, в противном случае я нигде.
00:50:44 В то же время чтобы избежать сахаджизма. «Он сохранит меня», – это внутреннее доверие, он обязательно защитит меня, Он не отвергнет меня. То, что благоприятно, принимать; то, что неблагоприятно, отвергать – таким должно быть в целом отношение, наша позиция, таков наш путь.
«Если я думаю, что обрел это нечто, тогда мне конец»
00:51:34 Если я думаю, что обрел это нечто, тогда мне конец, всякий раз, когда я думаю, что обрел это нечто, мне конец. Прогресс на негативной стороне, в негативном измерении. Вы готовы к этому? Вы хотите стать Вайшнавами, а предложение: со хам, я столь велик. С другой стороны, куда вы пойдете? На эту сторону? Какую стороны вы предпочтете? Со хам, я есть Он, я Абсолют. Вайшнавы очень боятся этой идеи.
00:52:40 Подобное происшествие имело место быть. Рамачандра Пури, его случай. Когда Мадхавендра Пури – великий Преданный, великий Гуру Махапрабху – во время своего ухода в Ремуне плакал: «Кришна, где Ты? Говорят, что Ты очень милостив к беспомощным, Ты владыка этой Матхура-мандалы. Когда Я встречу Тебя, когда Ты бросишь взгляд на меня? Разве это слишком много, мой Владыка? В момент моего ухода я хочу, чтобы Ты бросил на меня взор, полный сострадания. О мой возлюбленный Владыка, Господь, моё сердце разрывается на части. Я не в силах вынести, я молю о капле сострадания, жалости с Твоей стороны.
00:54:21 Я беспомощен, я чувствую, что не могу жить без капли нектара твоей милости, мой Владыка, в моё последнее мгновение я молюсь так». И тогда Рамачандра Пури, ученик, пришел и спросил: «Почему, как мирской человек, ты скорбишь, что это? Разве ты не изучал шастры? Шастры говорят, дают нам наставление быть выше скорби и ложных представлений, согласно которым мы живем в этом мире.
00:55:28 Ты Брамха, думай о своем истинном «я». Ты величайшее начало. Почему ты испытываешь скорбь, почему ты потворствуешь себе в эти последние мгновения? Почему ты опускаешься на столь низкий уровень и думаешь, что ты беспомощен? Ты величайшее из всего самого великого, думай так, подобно герою». Мадхавендра отверг его, сказал: «Убирайся, если я буду видеть твоё лицо в момент ухода, то меня ждет очень темное будущее», Рамачандра Пури.
00:56:28 А Ишвара Пури выступал в качестве слуги. Он был санньяси, но служил своему Гуру: испражнения и мочу своего Гуру очищал своими собственными руками. И ему был доверен пост духовного руководителя Махапрабху. Ишвара Пури, тот, кто совершал столь низкое служение своему Гуру. Кавирадж Госвами не мог не упомянуть: испражнения и мочу своего Гуру очищал своими руками, и он был принят в качестве истинного духовного руководителя Махапрабху.
00:57:30 Кто находится в выигравших и кто в проигравших? Принять путь самоотрицания, самоуничижения: «У меня нет ничего, поэтому, о мой Владыка, я не вижу ничего другого в мире, это моя внутренняя потребность. Дашь ли Ты или не дашь, я не могу идти куда-то в другое место просить, Ты можешь спасти или убить, но у меня нет иной альтернативы, я не приму компенсацию из любого другого источника».
00:59:01 И Он обещает так или иначе, видимо или невидимо для нас, Он не может не прийти к нам на помощь. Не всегда Его помощь зрима, но он помогает через других, посредством других душ, что доказано, подтверждено во многих местах. Отношение всегда должно быть таким: покорность, самопредание, искреннее служение, поиск, служение Вайшнаву, служение Гуру, служение Кришна-концепции, Сознанию Кришны. Служение Сознанию Кришны – это не что-то хаотичное, но существует реальная, подлинная природа Кришна-концепции.
01:00:25 Покрытия, оболочки должны быть устранены, и суть должна быть принята. Поэтому мы косвенно должны знать о том, что такое аньябхилаш, что такое карма, йога, некоторое представление об этих вещах, косвенное знание должно присутствовать. О том, что не является Сознанием Кришны, о том, что есть антиCознание Кришны, некоторое косвенное знание об этих явлениях и прямое, непосредственное знание о субстанции и некоторое знание об оболочках.
01:01:17 Наше единственное утешение таково: если мы искренни в нашем поиске, тогда никто не сможет соблазнить нас. Наш чайтья-гуру, внутренний руководитель, простота и искренность будут помогать нам всегда. Мы будем просить внутри: «О мой Господь, я нахожусь на перекрестке. Какой путь выбрать?» Всегда прислушиваться к внутреннему голосу, и мы получим ответы. Если ты хочешь блага, иди в эту сторону. Мы не должны быть оппортунистами, необходимо отдать себя, пожертвовать собой ради нашей духовной реализации, нашего духовного сознания, насколько это в наших силах.
01:02:30 Он может прийти ко мне на помощь и направлять меня, но я не могу выйти за пределы своих ограничений, поэтому моя молитва – это всё, что у меня есть. Во всех случаях мы будем искренне молиться о том, чтобы внутренний голос направлял нас, особенно во время кризиса. Нет иного пути. Мы не всезнающи, мы не абсолютны, мы не всемогущи. Чего ещё мы можем ожидать? Но мы должны быть искренни – это наше высочайшее благо.
01:03:31 Есть ли ещё какие-то вопросы?
01:03:35 Преданный: Да. Как мы можем понять разницу между внутренним голосом, как вы говорите, и многочисленными другими голосами, которые предлагают нам наслаждаться майей и идти в разные стороны? Мы слышим многие внутренние голоса.
01:03:53 Шридхар Махарадж: То, что я понимаю, за это, в этих рамках я несу ответственность, то, чего я не знаю, я не могу отвечать за это, но соответственно, согласно моему опыту. Кришна говорит: «Если человек молится Мне и невежественно просит о том, что не является для него благом…» Невежество не является препятствием на пути реализации Кришны, Кришна умён, но качество нашей внутренней жажды – вот ключевой фактор.
01:04:57 Невежественный человек может быть правильно руководим, а ученый может не иметь никакого истинного руководства и реализации. Лишь такое качество, как искренность, а искренность зависит от качества сукрити, которое я обрел, получил от Вайшнавов в прошлых рождениях, благодаря прошлым действиям. Качество сукрити будет направлять нас, в целом говорится так, сукрити.
01:05:39 Существуют три типа отношения к освобождению или нашему достижению Кришны. «Как правило, соответственно тому, как обращается ко Мне человек, Я отвечаю ему. Если он обращается ко Мне в духе вызова, Я тоже бросаю ему вызов, например, в случае демонов. Когда человек относится ко Мне просто, Я тоже веду себя с ним просто, таким образом. Почему это так? Потому что Я свободен и он свободен, и соответственно природе обращения свободного человека Я отвечаю ему так или иначе.
01:06:51 Но есть другая идея. Иногда человек формально просит о Преданности, и Я даю ему освобождение, потому что Я вижу самую сокровенную область его существа, Я вижу его реальные желания. Внешне человек может молиться о Преданности, просить о Моей благосклонности, но Я вижу в нём другие желания, Я даю ему освобождение и отвергаю его.
01:07:30 И существует иная ситуация: когда человек очень искренен в своем сердце, но не знает, как правильно молиться, как формально подавать Мне прошение. В этом случае Я прощаю его поверхностные изъяны. «Ты говоришь, что хочешь этого, но на самом деле ты хочешь другого, не так ли?» – «Да». И тогда Я даю ему Преданность».
01:08:14 Существует три типа отношений, Он отвечает взаимностью по-разному, так говорят Священные Писания, три типа взаимодействия, одно – общего характера и два – специфические. В одном случае речь идет об обманщиках, в другом случае об искренних, но невежественных людях. Поэтому мы должны быть осторожны, заботясь о том, чтобы быть искренними.
01:08:58 Существует пословица: муркхо вадати вишная. Человек необразованный, не знающий санскрит говорит вишная намаха, подобно тому, как говорится девая намаха. Но грамматически правильно будет вишнаве намаха, не вишная, потому что слово не вишна, а вишну, поэтому будет вишнаве. Но необразованный священник не знает и говорит вишная намаха, а ученый будет говорить грамматически правильно вишнаве намаха. Но Джанардана принимает подношение согласно природе сердца того, кто делает это подношение.
01:09:56 В «Бхагаватам» также говорится: Нарада излагает 10 пунктов Вьясадеве. Грамматические ошибки и другие прикладные аспекты, Господь закрывает на это глаза, Он хочет сердце. Язык сердца – это все и вся, это самое главное. Грамматически присутствуют ошибки, но подношение исполнено духа Преданности, это с одной стороны, с другой стороны есть противоположная шлока: на яд вачаш читра-падам харер яшо джагат-павитрам прагрнита кархичит тад ваясам тиртхам ушанти манаса на ятра хамса нирамантй ушик-кшаях̣.
01:11:13 Стиль, язык могут быть безупречны, но если погрузиться глубоко, можно увидеть, что в этих речах не упоминается слава Господа. Язык с внешней точки зрения безупречен, возвышен, но безжизнен, поэтому Нарада просит Вьясадеву: «Чем бы оно ни было по форме, но сутью должен быть Кришна, и ты должен быть крайне осторожен, бдителен в этом отношении». Внешнее шоу – это ничто, внешнее сбивает с толку. Сердце – суть, не мозг, но сердце, принимается сердце.
01:12:17 Каков случай гопи? Великие ученые отвергнуты. Гьяна-шунья-бхакти, учит Махапрабху, невежество является врагом, и знание также является врагом. То, что не доступно твоему пониманию, когда речь идет о таком явлении. Ты не можешь быть субъектом, сделать это нечто объектом твоих расчетов и оценок. В этом случае знание лишено всякой ценности, всякого смысла, поскольку это явление уже заведомо превосходит субъективную сферу знания. Поэтому знание лишено всякого смысла в этой области, оно не может проникнуть туда. Подобно тому как рентгеновский луч способен пронзить стену, шраддха способна пройти сквозь стены, вера, но знание не способно на это.
01:13:46 У света есть свои ограничения, подобно тому как у осязания есть свои ограничения. Зрение – более широкое чувство, но у зрения также есть определенные рамки, и мой разум ещё более широк, но даже разум ограничен в этом смысле, только вера безгранична. Это научное представление, юрисдикция веры, об этом идет речь. Благодаря вере мы можем достичь того измерения. Разум терпит крах, и остальные чувства терпят крах, когда речь идет о концепции высшего мира.
01:14:36 Через элемент эфира можно связаться с Луной, но не через элемент воздуха. Луна или Солнце, некое тонкое измерение, можно установить связь через некое тонкое измерение, не грубое измерение, с этими небесными телами. Речь идет о вере, о сердце, о расширении сердца. Возможность, перспектива, высочайшая перспектива, юрисдикция – это безграничные пределы сердца, масштабы сердца, но не рассудок, не разум. Разум бессилен здесь, рассудок скажет: «Это невозможно». Но сердце способно вместить, объять. Сердце, вера – наиболее всеобъемлющие начала, способные объять Безграничное.
01:15:03 Преданный: Махарадж, вера – это нечто постоянное или иногда наша вера слаба, иногда крепка?
01:16:10 Шридхар Махарадж: Так может быть, существуют оболочки, покрытия временами, подобно поверхности пруда, многочисленные растения могут плавать в воде, ряска. Иногда наша шраддха покрывается кармой, гьяной, этими явлениями, оболочками, но это сварупа, врожденная, внутренняя природа, естество, она всегда есть, однако есть внешние покрытия.
01:17:14 Когда ребенок находится в материнской утробе, эмбрион, когда он находится в благоприятной среде, он растет. Благоприятная среда – это вера, благоприятное окружение, но в неблагоприятном окружении этот эмбрион погибает. Или это явление не погибает окончательно, но становится скрытым, подавленным.
01:18:25 «Према-дхама стотра», как учение, так и лила Махапрабху, я представил их в этой книге в лаконичной, сжатой и очень достойной форме, нескольких десятков стихов, необходим комментарий к этому. У Мадхвачарьи был бык. Мадхвачарью спросил один из его учеников: «После вашего ухода кто напишет комментарии к вашим трудам?» Мадхвачарья указал на быка и сказал: «Он напишет, он даст миру моё учение». Ученик не мог понять смысл этих слов. Говорится, что был Падманабха, Нарахари, Мадхава.
01:20:34 Он стал касаться ртом воды и стал пить. Он тут же вспомнил идею, мысль Мадхвачарьи. Мадхвачарья, великий Гуру, сказал, что бык объяснит все эти произведения, которые он оставил. Этот человек имитирует быка. Он пьет воду подобно быку, не черпает её пригоршнями, должно быть, это и есть тот самый бык. В следующем рождении он стал человеком, но тенденции быка по-прежнему остались в его уме, и он попросил своего слугу: «Пожалуйста, приведи этого человека ко мне». Человек был приведен, и он стал говорить с ним, пытаясь понять, может ли он убедить этого человека стать его учеником, и таким образом предсказание его великого Гуру сбудется.
01:22:06 И в конце концов этот великий солдат был обращен, это Джаятиртха, великий ученый школы Мадхвачарьи. Он был настолько знаменит, что после его ухода все ученые школы Мадхвы собирались в день его ухода, устраивали собрание. Все ачарьи, ученые, представители этой школы непременно должны были присоединиться к собранию в этот день, настолько знаменит он был, и его вклад в школу Мадхвы обладал столь великой ценностью. Каждый ученый, если какой-то ученый отсутствовал в этом собрании, другие участники собрания считали несомненным, что этот человек умер. Если бы он был жив он бы непременно присоединился к собранию, такое положение занимал Джаятиртха, бык.
01:23:25 Его воля, орудие избранное Им, инструмент в Его руках – это Его заслуга, не чья-либо другая заслуга, кого-нибудь другого, не личная заслуга человека. Его милость, а не личная заслуга, говорится, Его воля. Это прекрасно, радостно видеть, как маленький человек способен совершить великую работу, – в этом красота Господа.
01:24:14 Сатья-санкалпа, то, что Он хочет осуществить, происходит, это Его воля, никто не в силах противиться. Его мысли, Его слово, Его воля – всё это Абсолютно. Каждая часть Абсолюта абсолютна. Такова характеристика, природа Абсолютного начала, всё, что связано с Ним, 0+0, 0-0, 0х0 будет 0 – всё это ноль. В случае Безграничного мы должны рассматривать вещи в таком свете, ключе.
01:25:06 Что говорить, Ананта – это ложе, на котором Бог отдыхает. Безграничное является основой, ложем, на котором Бог пребывает, – это основа. Он сказал Арджуне: «Все, что ты можешь представить, лишь часть Меня». Любая концепция Безграничного, которую ты можешь иметь, всего лишь частица Меня, суть такова. Моя природа такова, Я описываю её тебе в двух словах. Что бы ты ни мог представить себе в качестве Безграничного, это лишь незначительная часть Моего существа».
01:26:28 В юности я прочитал это утверждение: повсюду центр, нигде нет периферии, концепция Безграничного такова, специфическая концепция, повсюду центр и нигде нет периферии. Подобная идея поможет нам получить некоторое представление о природе Безграничного.
01:27:08 Три аспекта Безграничного: сат, чит, ананда, все они безграничны, нет предела бытию, нет предела сознанию, знанию, нет предела экстазу. Тем не менее все безгранично, но это измерение таково: мы бесконечно крошечные, поэтому для нас все ограничено. Ананда, блаженство, гьяна, знание, экстаз, существование – для нас все ограничено, для нас Безграничное ограничено, поэтому мы занимаем подобное положение. Мы покинули зону реального мышления и оказались в сфере майи. Мы вынуждены иметь концепцию ограниченного во всех отношениях.
01:28:30 Хотя мы видим, что нет предела. Юрисдикция слуха, юрисдикция зрения – всё это ограничено, мы наделены ограниченными способностями, хотя речь идет о Безграничном. Безграничное и ограниченное, но нас просят по крайней мере посредством веры постараться установить связь с Безграничным.
01:29:14 Эту связь невозможно установить посредством физического тела или разума, знания, но посредством веры мы можем расширить наше существо. Мы можем обрести представления, все больше и больше познавать эту субстанцию. Вера – это наиболее всеобъемлющий, обширный план бытия, с которым можно установить связь. Другие вещи – знание и прочее – всё это ограничено, что говорить о физических чувствах.