Судьба

blogtv.com - 17 October 2010
Что такое судьба? Пять фаз судьбы. Кто такой праведник? Понятие «карма». Динамика судьбы. Кто такой Махарадж? Хорошее и плохое в нашей жизни. Что такое ад? Куда попадает душа за свои злодеяния? Какие круги ада бывают? Свобода воли и желание стяжать. Две природы человека: божественная и животная. Как стать свободным? Страдания вне земного понимания. Заколдованный круг судьбы. Что такое освобождение? Что такое майя? Почему Махапрабху не Персона №1? Главное качество Махапрабху — великодушие, милость. Что такое великодушие?
запись беседы для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:50:25 | качество: mp3 75kB/s 27 Mb | прослушано: 586 | скачано: 359 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Бхарати Махарадж: Так, если есть какие-то вопросы... Слышно нормально? Звук есть?
Голос из аудитории: Да, слышно.
Бхарати Махарадж: И так, если есть какие-то вопросы у присутствующих…
Голос из аудитории: Можно звук сделать громче, если там не на полную.
Бхарати Махарадж: А звук… что, микрофона?
Голос из аудитории: Блог-ТВ – да, звук микрофона и на компьютере можете…

00:00:23 Бхарати Махарадж: Так, значит, у меня просьба к Фрости Ки: пожалуйста, не спрашивайте про наркотики, потому что это «оф-топик», то есть в собрании преданных это «оф-топик» – то есть не по теме. И если вы хотите поделиться впечатлениями или ещё что-нибудь в этом роде, обращайтесь в специализированные учреждения. Иначе мы вас вынуждены будем перевести в разряд слушателей.

Что такое Судьба?

00:00:58 Так, значит, [не слышно]: «Что такое судьба?» Что такое судьба? Слово «судьба» происходит от слова «суд». Таким образом, судьба – это расписанный приговор, судебный приговор за наши поступки, за хорошие и за плохие. Судьба – это как бы расписание нашей жизни наперед, основанное на том, что мы совершили. «Судьба» происходит от слова «суд». И существует владыка судьбы, его зовут Яма, или его ещё называют Ямарадж. Вот он расписывает нам судьбу… с помощью своих помощников расписывает нам судьбу.

00:02:03 После окончания земной жизни человеческая душа отправляется в судилище, и там бог Яма, который является олицетворением власти Вишну (верховного господа Вишну), вот он расписывает нам судьбу, расписывает нам жизнь в следующем рождении. Таким образом, он определяет нам облик, он определяет нам продолжительность жизни, определяет нам количество радостей, количество печалей, ну и всевозможные там какие-то нюансы, какие-то тонкие повороты судьбы. Это все он распределяет.

Пять фаз Судьбы

00:03:01 Существует 5 видов судьбы. То есть, или даже не 5 видов, а 5 фаз судьбы. Это когда мы что-то совершаем, одновременно происходит запись того, что мы совершаем. Помощники бога судьбы Ямы (ямадуты)… они как бы это фиксируют, и это ещё можно изменить; и после того, как мы совершили какой-то поступок, этот поступок начинает давать всходы. То есть, это как семечка – когда мы сеем какое-то семечко, по внешнему виду мы можем не определить, каково будет дерево, каковы будут плоды этого семечка. Но когда первый росток уже пробился из-под земли, мы уже по внешнему виду можем сказать, какое дерево будет, какого рода будет дерево.

00:04:13 Вот точно так же судьба, она бывает скрытая… когда мы только-только совершили поступок, мы ещё не знаем, какую ответственность мы будем за него нести, благо мы получим за это, или не получим благо. Потому что каждый поступок сопряжен с благодеянием и со злодеянием. То есть, делая кому-то добро, мы неизбежно делаем кому-то зло. Если мы кормим голодного, то пища, которую мы даем голодному производится путем насилия над другими существами. Ну, например, чтобы накормить голодного тушенкой, надо убить много коров. То есть вы благо получаете за то, что накормили голодного человека, но получаете и зло (плохую карму) за то, что приняли участие в убийстве животного. То же самое с убийством растений, там значительно меньше плохой кармы в убийстве растений. Значительно меньше! Но, тем не менее, всё равно это присутствует.

00:05:40 И вот, когда мы совершаем какой-то поступок, мы ещё не знаем, какая из чаш этих весов перевесит: мы совершаем скорее злодеяние суммарное или благодеяние? Но когда ростки вот этого поступка начинают пробиваться, ну некие плоды начинают формироваться, мы уже можем сказать: примерно будет сладкий плод от нашего поступка или горький плод.

00:06:10 И вот постепенно (это как бы вторая фаза судьбы или кармы) эти плоды конкретного поступка (или нескольких поступков) начинают оформляться. Мы уже знаем, что будет не просто сладкий плод, а это будет большой сладкий плод, или маленький, или червивый. Или это не просто кислый, горький плод нашего поступка, но, например, бывает лимон, а бывает грейпфрут. И тот, и другой кислый, но в одном есть немножко сладости, а в другом чистая кислота. Вот, это как бы 3-я фаза кармы.

00:06:54 4-я фаза – это когда непосредственно бог-судьба Яма определяет нам, сколько от этого плода – сладкого или горького – мы должны будем вкусить. Одно дело – съесть целый лимон кислый, а другое – съесть немножечко. Это происходит как раз после смерти на судилище.

00:07:29 И 5-я фаза кармы или судьбы – когда душа начинает уже вкушать. То есть, уже как бы надкусила этот плод. И вот говорится, что первые четыре фазы кармы или судьбы можно искоренить, отвратить с помощью Святого Имени – то есть, на каком бы этапе судьба нас не застигла, мы можем с помощью Святого Имени горькие плоды от себя отвернуть. А вот 5-я фаза, когда мы уже вкусили, уже ничем нельзя обратить назад злую судьбу. Но Бхактивинод Тхакур в одной из своих молитв говорит, что даже 5-ю фазу (когда мы уже начинаем вкушать плоды своих злодеяний или благодеяний)… даже эту 5-ю фазу тоже можно с помощью Харинама отменить. То есть тоже можно уничтожить судьбу.

00:08:33 Итак, судьба – это приговор посмертного судьи. И если душа предается повелителю судьбы… Потому что судья – это не последняя инстанция, это не главная власть в государстве (судья). Есть царь, который стоит над судьей. Так вот если душа предалась царю, то судья обязательно помилует эту душу. То есть, судьба не властна… Другими словами, если говорить, так сказать, обыденным языком: судьба не властна над предавшейся душой… над душой, которая предалась Господу, или Господину Богу, судьба не властна над этой душой. Она становится праведником.

00:09:31 И об этом говорит Кришна в «Бхагавад-гите». Говорит в 10-й главе. Он называет таких душ «дхарма-гья», то есть «познавший дхарму» или «осуществивший свой долг», «исполнивший свой долг перед миром». Ведь судьба действует на тех, кто должен что-то этому миру. Так вот если душа предалась Всевышнему, то весь её долг аннулируется: перед окружающим миром душа уже ничего не должна, потому что она находится (преданный находится)тпод прямой защитой Повелителя Судеб. И не бога судьбы, а именно Повелителя Судеб. И душа уже не несет ответственности за свои поступки, как Кришна говорит в «Бхагавад-Гите», то есть она становится «дхарма-гья». По-русски это «праведник». И любопытно, Бхактивинод Тхакур дает определение понятию «праведник»: «Праведник – это тот, кого помиловал Бог Судьбы, или тот, кого помиловал Повелитель Судьбы».

00:10:58 Вот на этом нужно заострить внимание: праведник – это не тот, кто поступает правильно, кто выполняет свою дхарму, а праведник – это тот, кого простили. Бхактивинод Тхакур употребляет такое понятие: «Праведник – это тот, кого простил Высший Суд». Таким образом, праведник человек или неправедник – зависит даже не от человека, а от Высшего Суда.
Вот, и Кришна говорит (это Бхактивинод Тхакур комментирует «Бхагавад-Гиту»): «Если ты предан мне, то любые поступки на любом поприще не несут за собой судьбы, они не связывают тебя последствиями, если ты Мне предан. Таким образом, ты становишься в высшем смысле праведником». То есть, Бхактивинод Тхакур подчеркивает: «Праведник – это не тот, кто хорошо себя ведет (тот, кто соблюдает нормы морали), а праведник – это тот, кого простил Кришна. Что бы ты ни сделал, если Кришна тебя простил, то ты праведник, дхарма-гья».

00:12:17 Так, надеюсь, я ответил на вопрос, что такое судьба. Так, «Наверное, чтоб понять, что такое судьба, нужно прожить определённый отрезок жизни?» Наверное! «Тогда, возможно, и будет понимание, что такое судьба – обстоятельства или событие, происходящее… Это предначертанный судьбой результат конкретной свободы выбора». Правильно! Судьба – это то, что тебе предначертано, но предначертано не просто так, а в результате того, что когда-то ты совершил какой-то поступок. Просто, понятие «карма» в вайшнавской философии – оно объемнее, оно глубже, чем понятие «судьба» в западном понимании. Судьба – это когда ты что-то совершил, и ты должен нести ответственность за свой поступок . Судьба – то есть, тебе что-то предначертали. А карма ещё подразумевает как бы динамическую судьбу.

00:13:26 Сложность то в чем заключается? Что когда ты совершаешь какой-то поступок, то следующий твой поступок уже не продиктован только свободой воли, а он ещё продиктован результатом… прошлым твоего поступка. То есть, в результате какого-то злодеяния или каких-то злодеяний, ты получаешь тело: ты получаешь определённый режим поведения, определённый заданный образ поведения… тело и образ поведения. То есть, если ты становишься собакой, то для того, чтобы почесать за ухом, тебе надо не рукой, а задней лапой, потому что иначе ты просто не можешь. Или чтобы избавиться от вшей, тебе нужно кусать свою шерсть. А человеку, чтобы избавиться от вшей, нужно помыться там как-то. А собака этого не может. То есть, для того, чтобы совершить какой-то поступок, ты вынужден подчиняться законам вновь обретенного тела. Таким образом, ты утрачиваешь в определённой степени свободу.

00:14:51 Вот в этом сложность понятия «карма». То есть это такая судьба динамическая: ты уже не можешь в полной степени распоряжаться своей свободой, а ты обусловлен телом, которое ты получил. Соответственно, ты не можешь… даже при желании совершить добрый поступок, ты вынужден подчиняться своей природе и снова совершать злой поступок. Если ты, например, родился в низших слоях общества, где царит разврат, воровство, то даже при желании сделать что-то доброе, ты всё равно так или иначе подчиняешься вот этой обусловленности, ты всё равно будешь обманывать, воровать, совершать какие-то поступки.

00:15:46 Если вы родились росомахой, то вы бы и готовы смириться, когда вас ловят, но вы не можете, потому что природа у вас такова, что как только вы попадаете в клетку (если вы росомаха), вы себя убиваете. Вот вы не можете просто! Вот росомаха не может в неволе жить. Казалось бы, чего проще, смириться и дожить, да? Там тебя кормить будут, но нет, они себя разрывают. Ну такие животные. Или собака, да? Это относится и к людям, да? То есть наша… последствия наших прошлых поступков определяют наш образ поведения, а образ поведения заставляет совершать тоже злодеяния. Эти новые злодеяния порождают новый образ поведения и так далее.

00:16:43 То есть, мы в этой карме запутываемся. И мы не можем ничего с этим поделать, пока мы совсем не теряем свободу и не превращаемся в безмолвное дерево, или в безмолвную гору, или в безмолвный камень. И потом нам снова дается порциями ступенчато степени свободы, пока мы снова не становимся людьми и нам не дается снова почти что полная свобода. И вот этой свободой мы должны распорядиться для того, чтобы осознать, что мы чистые души, заключенные в эти оболочки из слов, дел, мыслей – чтобы эти оболочки от себя отторгнуть. Если мы не пользуемся этой возможностью, мы снова попадаем в тиски кармы и снова уменьшаем степени своей свободы, и бог-судьба Яма нам все меньше, и меньше, и меньше дает свободы, пока мы, наконец, опять не окажемся в теле камня. Этот цикл – он продолжает и продолжается. Он называется круг самсары.

00:17:55 Так, да Витра, вы правильно заметили: «Когда с нами происходит что-то хорошее, мы говорим – это судьба, если плохое – закон подлости».
Так, значит, « «Махарадж» означает «великий царь». Вы себя считаете великим царем?» Нет, меня просто так назвал Гурудев. Тут «махарадж» означает не то, что «великий царь», а означает «тот, кто владеет своими эмоциями, своими чувствами». Но это как бы, когда человек получает санньясу, то это ему дается форой, это как бы ему в кредит дается. Это не то, что в момент инициации он становится обладателем своих чувств. Просто ему как бы говорится: «Вот для тебя вот это является эталоном, ты должен к этому стремиться».

00:19:01 Это когда враг стоит у ворот города, то главнокомандующий может любого человека, любого рядового назначить генералом, но это не значит, что тот становится немедленно генералом и обладает всеми генеральскими свойствами. Просто ему дается шанс стать генералом, ему дается шанс стать махарджем. Как, например, Наполеон Бонапарт, он стал генералом в 24 года не потому, что он обладал качествами императора, а потому что Париж находился в осаде врагов и нужен был хоть кто-то. Не Париж, а Элион. Нужен был кто-то, кто взял бы на себя ответственность и возглавил бы армию. Вот дали Наполеону Бонапарту эту возможность, и он потом её реализовал, он стал действительно генералом. Так что тут не важно, кем я себя считаю.

00:20:13 Так, ладно, это все отклонения, давайте к вопросам. Значит, вот когда с нами происходит что-то хорошее, мы говорим «это судьба». Я согласен, но я б хотел замечание сделать: когда с нами происходит что-то хорошее, мы склонны хвалить себя. Мы говорим, что это мы заслужили. То, что с нами хорошее, мы сами этого добились. А если что-то плохое, то это нам помешали.
Вот, Вринда. А где комочек? Кулек? Кричащий кусок мяса?
Голос из аудитории: [не слышно] спит.
Бхарати Махарадж: Спит? А если она сейчас есть захочет?
Голос из аудитории: [не слышно].
Бхарати Махарадж: А вы ей эту бутылочку положите…
Голос из аудитории: Это естественное питание, Махарадж.
Бхарати Махарадж: Ну, ладно, хорошо.

00:21:27 Вот, когда с нами что-то хорошее происходит, мы хвалим за это себя, мы себе приписываем заслуги. А когда с нами происходит что-то плохое, мы говорим, что это злая судьба. То есть, мы такие все замечательные, но вот злая судьба несправедливо нас покарала за это. Преданный мыслит ровно наоборот: если происходит что-то хорошее в нашей жизни, преданный говорит, что это Господь Кришна незаслуженно нам оказал милость какую-то. Незаслуженно, мы этого не заслужили. А когда происходит что-то плохое, то преданный благодарит Кришну за то, что Он так мало нас наказал. Потому что за то, что мы когда-то совершили, нас должны покарать ещё сильнее, но Кришна всего-навсего покарал нас на одну сотую того, что мы должны были испытать.

00:22:36 «За свои поступки в жизни мы попадаем в ад, после ада мы возвращаемся и опять отрабатываем прошлое тут». За свои поступки мы попадаем в ад – это правильно. Вот в аду как раз мы и расплачиваемся за то, что мы совершили. Просто ад – понятие не географическое, а ад – понятие, так сказать, психологическое. Ад может быть и на Земле, ад может быть и в преисподней. Ад – это страдание, ад – это атмосфера страдания. Атмосфера страдания может быть и на Земле. Вы можете родиться в самой благополучной стране, но будете страдать от какой-то мелочи, от которой где-нибудь в Бангладеш человек даже не заметит эту мелочь, когда кругом наводнения, землетрясения, пожары и так далее. Например, оскорбления друга там человек и не заметит, когда там наводнения идут. А если вы в какой-нибудь благополучной стране, то любая мелочь может свести вас с ума, и вы будете жить как в аду. Как говорится, для кого суп жидкий, а для кого жемчуг мелкий.

00:24:17 Голос из аудитории: Супчик жидковат и жемчуг мелковат.
Бхарати Махарадж: Как вот, да, жемчуг мелковат. То есть и тот, и другой испытывают одинаковые адские страдания. Если вас пригласили на Венский бал и у вас мелкий жемчуг, вы будете испытывать такие же страдания как тот, кому не досталась похлебка на зоне. Вот, то есть ад – это скорее психологическое состояние, нежели внешнее обстоятельство. И за свои поступки душа, конечно, попадает в ад.

00:24:57 То есть, посмертный бог, бог судьбы Яма (на то оно и расписание судьбы, карма) говорит: «На 90% ты должен будешь в одном из 29-ти адов прожить, испытать все муки адовы. На 90% , а на 10% своего приговора ты должен будешь родиться снова на Земле, скажем, с какой-то врожденной болезнью, или с какими-то умственными отклонениями, или какую-нибудь злую судьбу должен будешь испытать. Потому что человек может совершить за свою жизнь столько поступков, что родившись на Земле, он просто не отработает, то есть на Земле не будет столько страданий, Земля просто не приспособлена к такому количеству страданий, чтоб человек отработал все это. Поэтому он может половину действительно в одном из 29-ти адов отбыть.

00:26:06 Какие вот, мы читали с вами в 5-й книге, какие Ады бывают? Вот, один из адов – это огромный (в несколько йоджанов) чан с червяками. И ты рождаешься одним из этих червяков, где пищей являются те же самые червяки. То есть, тебя едят и в это время ты ешь кого-то, потому что другой еды нет. То есть, твой хвост уже кто-то ест, но поскольку ты испытываешь ещё и голод, ты должен кого-то есть. А тот ест того, кто тебя ест, видимо. И всё это вот так вот кишит с червивыми экскрементами и так далее.

00:26:46 И таких адов очень много. Или вот как этот самый Прометей, которому печень выедали каждый день, а она у него снова отрастала. Это в греческой мифологии. Вот такой тоже ад есть, где тебе выедают черви или какие-то там эти… кто-то тебе выедает внутренности, а они у тебя снова отрастают. И вот так вот миллион лет.
Но на Земле это может пройти 2 секунды, потому что тяжкие страдания замедляют время, для тебя каждые мгновения – это целая жизнь. И то, что тебе осталось дотерпеть, испытать, ты реализуешь на Земле. Вот, то есть Ямараджа (бог судьбы) всем определяет их степень ответственности.

00:27:48 Голос из аудитории: Махарадж, вот здесь мы сейчас люди, значит, мы уже там были, да?
Бхарати Махарадж: Это не обязательно, мы могли там и не быть. Если мы вели праведную жизнь, то…
Голос из аудитории: А почему тогда [не слышно].
Бхарати Махарадж: Чтобы не подняться на райские планеты?
Голос из аудитории: Конечно.
Бхарати Махарадж: Какие-то поступки мы…
Голос из аудитории: Но ведь а с райских обратно сюда падают?
Бхарати Махарадж: Да, и с райских тоже. Судьба может быть такова, что на 90%-в ты вел жизнь праведника – значит, ты…
Голос из аудитории: Праведник – в интерпретации…
Бхарати Махарадж: Праведник – тот, кто соблюдал дхарму.
Голос из аудитории: А, хороший такой.

00:28:29 Бхарати Махарадж: Хороший человек да, вел себя по правилам. То есть, как бы православный, тот, кто правильно себя вел. Это называется…праведник, да. И значит, скажем, на 90% ты должен будешь за свои благодеяния жить в раю миллионы-миллионы лет, пользоваться плодами своих благодеяний. Но поскольку каждое благодеяние в материальном мире сопряжено с каким-то количеством злодеяний, то после райской жизни ты снова попадаешь на Землю, где отрабатываешь свою часть злодеяний.
А здесь начинается как бы новый виток кармы. Ты отрабатываешь, то есть, ты пользуешься какими-то благами, а пользуясь – ты берешь взаймы у окружающего мира, и должен будешь отдать.

00:29:32 Голос из аудитории: А делать, что делать?
Бхарати Махарадж: Разрубить этот «Гордиев узел», потому что Кришна говорит Арджуне в «Бхагавад-Гите»: «Хитросплетения кармы понять невозможно, нужно просто забыть про это и предаться Мне». Кришна говорит предаться Ему. И Он возьмет на Себя заботу.
Голос из аудитории: А куда вот этого червя, который говорит: «Мое, мне». Вот это куда деть?
Голос из аудитории: Сам сдохнет.

00:30:02 Бхарати Махарадж: Не кормить его. Да-да-да, вот это вот желание хапать оно у нас… изначально оно у нас продиктовано свободой воли. Но сейчас оно уже обусловлено нашим телом, то есть нашим рождением. Мы уже родились в мире, где хапать, стяжать является нормой поведения. И даже когда мы не хотим этого делать, то есть когда мы хотим проявить силу воли, отказаться от стяжательства – чуть только мы даем слабинку, чувства уносят нас, наш разум, и мы снова начинаем стяжать. А потом хватаемся за голову: «Что же я натворил?» И говорим себе: «Больше такого не повторится!» А потом происходит снова.

00:31:04 Вот наша вторая природа… Мы часто говорим, что у человека есть 2 природы. Это душа, это природа самопожертвования. Она светится, она счастлива, когда она отдает. Она живёт тем, что отдает. Как только она перестает отдавать, душа чахнет. Эта наша внутренняя, подлинная природа. Но у нас при этом есть и приобретенная природа – это внешняя природа. Приобретенная, она состоит из (мы вчера говорили) 24-х оболочек, по количеству букв в санскритском алфавите. Они есть грубые, а есть тонкие. Каждая оболочка соответствует какой-то букве санскритского алфавита. И все эти оболочки нам говорят, что надо стяжать – вот это наша вторая природа. Вот отказаться от этой природы, раздеться в метафизическом смысле, сбросить с себя эти одеяния – это и есть задача души: уничтожить в себе внешнюю, стяжательную природу и оставить себе самопожертвенную природу.

00:32:18 Никакими поступками, никакими праведными поступками мы не можем сбросить с себя оболочки эти, не сможем с себя сбросить оболочки кармы. Только предавшись тому, кто свободен от гун, от кармы (это Кришна или Его представитель – гуру), то мы можем избавиться от этой кармы. То есть, стать свободным можно став рабом свободного.
Освободиться нельзя…Совершая поступки, нельзя сделаться свободными. Бхактивинод Тхакур говорит: «Свободным нельзя сделаться ни совершая поступки хорошие, ни уйдя от мира и предавшись покаянию, ни стяжая тайные силы природы (йоги)… нельзя сделаться свободным. Свободным можно сделаться только пойдя на восток, в сторону бхакти, предавшись самому свободному. Если ты стал рабом свободного, то ты стал свободным. А если ты сам хочешь стать свободным, независимым, то ты себя загонишь либо в тупик йоги, либо в тупик кармы, либо в тупик гьяны.

00:33:55 Так, что вы там хотели спросить, Настя?
Голос из аудитории: Вы сказали: внешнее стяжательство, от внешнего стяжательства перейти ко внутренней [не слышно].
Бхарати Махарадж: «За свои поступки в жизни мы попадаем в ад, а после ада мы возврОщаемся и опять отрОбатываем прошлое тут…
Голос из аудитории: ОтрОбатываем?
Голос из аудитории: От «робот» – от слова.
Бхарати Махарадж: …то, за что мы мучЕлись в аду, если возвращаясь мы отрабатываем прошлую жизнь?»
Голос из аудитории: Враджа Лила пишет?
Бхарати Махарадж: Нет, это сейчас все так, везде. Я сначала думал, что это специально, а это…

00:34:44 Так, извините, мы тут опять отвлеклись. Так, я попытаюсь понять. «То, за что мы мучались в аду, если, возвращаясь, мы отрабатываем прошлое…» Я уже пояснил. Значит, мы в своей жизни (в человеческой) совершаем столько поступков, что на Земле не будет столько страданий. Поэтому повелитель судьбы Яма что-то нам определяет в аду, то есть в жутких мученических условиях, а какую-то часть оставляет для Земли. Мы сильно страдаем в аду, а потом немножко «дострадываем» на Земле.

00:35:34 «Насчет ада понятно. Наши мысли влияют на события и обстоятельства…» Совершенно верно, наши мысли влияют на события и обстоятельства, а когда мы попадаем в круг событий и обстоятельств, то эти обстоятельства влияют на наши мысли. В этом заключается заколдованный круг кармы, заколдованный круг судьбы. Мы мыслями моделируем поступки, мы эти поступки совершаем, и эти поступки моделируют новые мысли. То есть, если мы совершаем какое-то греховное деяние, то это деяние влияет на наши мысли таким образом, что мы снова начинаем грешить. И вот из этого круга выйти невозможно, нужно только рассечь этот «Гордиев узел» – предаться Кришне.

00:36:36 Голос из аудитории: А можно вопрос, Махарадж?
Бхарати Махарадж: Да, давайте.
Голос из аудитории: А вот процесс освобождения, когда человек обретает милость Господа – как это происходит, это сразу происходит: указ подписан, все – свободен, на тебя уже судьба не действует; или это постепенно как-то происходит?

00:36:58 Бхарати Махарадж: Это сразу происходит, то есть освобождение… Что такое освобождение? Это осознание. То есть тебя просто осеняет, что ты никому ничего не должен, ты свободен. Ты осознаешь, что в этом мире нет ничего, что тебя бы удерживало здесь. То есть, нет ни одной вещи, ни одного понятия, которое тебя удерживало бы здесь. Это есть освобождение, то есть ты получаешь визу, это происходит тут же. Визу получил – ты уже свободен, ты уже гражданин другой страны, тебе в консульстве дали штамп. Но для того, чтобы туда перебраться (ты уже свободен, ты уже не подчиняешься законам этого государства), тебе требуется некое время, некий процесс.

00:38:00 То есть, тебе нужно доехать до аэропорта или до морского порта, сесть на корабль и уплыть. То есть, свободу ты получаешь как только ты предался. Но другое дело, что вот этот отрезок от консульства до аэропорта – вот за этот отрезок ты можешь посмотреть по сторонам и восхититься природой, внешней природой. Будешь ехать в аэропорт и думать: «Как хорошо, осень, листочки желтые! А вот здесь вот, наверное, недорого недвижимость приобрести». И все!
Голос из аудитории: Что визу заберут сразу?
Бхарати Махарадж: Ты просто останешься, она у тебя будет (виза), но ты останешься.
Голос из аудитории: То есть, она свободна как бы?

00:38:47 Бхарати Махарадж: Нет у тебя свободы. Потенциально ты можешь уехать, но ты остался, тебя затянуло. Как было однажды с Нарадой Муни. Он спросил у Господа Вишну: «Что такое майя?» Господь Вишну велел ему принести воды, на реку сходить за водой. И Нарада Муни пошел на реку и увидел женщину. Ну и они поженились, естественно. У них дети появились, они жили, значит дом построили, все такое, скотом обзавелись. И случилось наводнение… А-а, он пошел в один из дней за добычей принести что-то, добыть для очага. Вернулся, а наводнение волной смыло весь дом. Жена погибла, все погибли. И он, значит, стоит с этим котелком, и к нему нисходит Господь Вишну.

00:39:57 Голос из аудитории: И горе он испытал?
Бхарати Махарадж: Да, он испытал… Он испытал… вот не помню. И он стоит в недоумении, и Господь Вишну на своем орле спускается и говорит: «Ты помнишь, ты просил меня объяснить, что такое майя?» Вот то, что тебе приснилось, – это майя.
Голос из аудитории: [не слышно].

00:40:17 Бхарати Махарадж: Да. Вот так. В случае с Нарадой Муни это произошло все как бы в голове, но это реально было. Вот точно так же, мы получили свободу. Когда мы получили свободу? Когда мы предались Шри Гуру, когда мы получили от него Святое Имя, он нам дал… печать поставил. Все, вам осталось добраться только до порта. Но мы по дороге думаем: «Ну как же так? Ведь ещё столько всего не завершенного, ещё столько достижений: можно покорить восьмитысячник, можно пробежать марафон, можно то сделать, можно это сделать, можно заработать», и остаемся здесь. А штамп стоит, Шри Гуру нам дает… он нам открыл визу, открыл нам ворота в мир свободы, в мир любви.
Так, ну что давайте... А, там вопрос какой-то?
Голос из аудитории: Да.
Бхарати Махарадж: Давайте.

00:41:32 Голос из аудитории: Спорный вопрос: «Здравствуйте, Махарадж, разрешите вопрос. Я вот не разбираюсь в номерах: Кришна – это персона № 1, а Радха – это персона № 2, а вместе они Махапрабху. Почему же Махапрабху не № 1 и Он не одна личность? Ведь вроде бы наиболее полноценен именно Он, а у Кришны нет великодушия, а у Любви нет причины без красоты, насколько я понимаю. Объясните, пожалуйста».

00:42:06 Бхарати Махарадж: Что объяснить, почему мы Махапрабху не называем персоной № 1? Потому что в Махапрабху заключена и Радха, и Кришна одновременно. Вообще, считается, что Кришна изначальный Господь, но в нашей парампаре Шридхар Махарадж объясняет, что Махапрабху изначальный Господь, а Кришна и Радха как бы вторичные. Шридхар Махарадж настолько предан Махапрабху, что он Его считает первичной лисностью.
Мы говорим «персона № 1», «персона № 2» – конечно, это относительно, потому что преданные, которые исповедуют радха-дасьям (служение Шри Радхике), они говорят, что персона № 1 – это Шримати Радхарани, что вот Она персона № 1. Мы разделяем просто эти 2 личности: Радху и Кришну разделяем. Кто там № 1, кто там № 2 – я специально не акцентирую на этом.

00:43:25 Но очевидно, что есть 2 личности: одна личность – это предмет влечения, объект влечения, а другая личность – это влекомое. И Кришна Сам говорит: «Я становлюсь рабом Своих рабов». Кришна говорит: «Я совершенно независим, Меня вообще ничем невозможно удивить, Меня ничто не может привлечь. Но когда Я вижу преданность Своих слуг Мне, Я не могу удержаться, Я иду за ними по пятам, Я становлюсь их рабом». То есть, как бы круг замыкается. Он (Кришна) как бы одновременно и объект влечения других, но и Он Сам начинает влечься к тем, кто Его любит. И они тоже, они влекутся к Кришне, но они обладают такой силой притягательности для Него, что привлекают Его к себе. Кто там персона № 1, кто там персона № 2 – непонятно, Радха или Кришна? И вот когда Они встречаются вместе, когда влечение достигает высшей фазы, они становятся вместе, то это Махапрабху. Там персона № 1 и персона № 2 – они соединяются вместе.
Может, я не совсем понял вопрос, но…

00:45:10 Голос из аудитории: Махарадж, а кто первый?
Бхарати Махарадж: Кто первый? Первый – это тот, кто к себе привлекает. А кто к себе привлекает? Если мы дадим ответ на этот вопрос, кто изначально привлекает. Мы можем сказать, что Кришна – Он изначальный Господь, но главная черта Кришны – это всепривлекательность. Соответственно, вот это вот качество (всепривлекательность) подразумевает, что есть тот, кто влечется к Нему. То есть, если Он изначально обладает качеством всепривлекательности, значит, изначально существует тот или Та, кто к Нему влечется. А если Она существует изначально, тогда кто первичен? То есть, вот это качество всепривлечения – оно у Него не приобретенное, оно у Него не вторичное, оно у Него первичное качество. Соответственно, кто-то всегда изначально должен был к Нему влечься.
Голос из аудитории: [не слышно] главное качество Махапрабху.

00:46:28 Бхарати Махарадж: Качество Махапрабху – как Кришна, Он привлекает; как слуга, Он служит. Но главное качество Махапрабху – это милосердие, великодушие. То есть, в Нем есть основная черта – это когда красота и любовь соединяются, то происходит взрыв. Этот взрыв называется великодушие, милость. То есть, любовь – она целиком направлена на красоту. Красота – она эгоистична. Она побуждает к себе, она побуждает к любви, но она эгоистична.

00:47:28 Но когда они вместе соединяются, происходит взрыв счастья, и вот это счастье – оно столь велико, что Кришна не может в себе вместить его. Это вот счастье через край бьет, поэтому Он это отдает другому, другим, Он начинает танцевать. Махапрабху – Он поет и танцует. То есть, Он раздает Свое счастье. Когда человек счастлив, Он поет и танцует, не обращая ни на кого внимания. И вот когда Кришна вместе с Радхарани, то Он счастлив, и вот это счастье Он раздает другим, и это есть Махапрабху, это Кришна с Радхой, Которые делятся Своим счастьем с другими, вот это великодушие, это основная черта Махапрабху.

00:48:23 Теперь мы можем сказать, что великодушие – что, оно является результатом соединения любви и красоты? Можно сказать так, диалектически: тезис и антитезис образуют синтез, то есть счастье… красота и любовь образуют великодушие. Но из диалектики мы знаем, что синтез – с одной стороны это результат соединения тезиса и антитезиса, но с другой стороны тезис и антитезис – они из синтеза выходят. Понимаете? То есть, результат – он же является и причиной. То есть, когда мы говорим 6+4=10, с диалектической точки зрения 6 и 4 являются результатом разделения 10-ти. Можем сказать, что 6 и 4 сложившись, произвели 10. Но с диалектической точки зрения 10 породило 6 и 4. Точно так же великодушие – оно порождает… Можем сказать, что красота и любовь порождают великодушие, а можно сказать, что великодушие, разделившись, сделалось красотой с одной стороны и любовью с другой стороны. То есть, Махапрабху рождает Радху и Кришну, а не Радха и Кришна, соединившись, рождают Махапрабху. В этом замкнутом круге непонятно, что является первичным.