Знание

blogtv.com - 18 April 2010
К чему должен быть безразличен и небезразличен преданный Бога? Что есть мирское и духовное целомудрие?
запись беседы для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:10:59 | качество: mp3 64kB/s 5 Mb | прослушано: 404 | скачано: 347 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

К чему должен быть безразличен и небезразличен преданный Бога?

00:00:00 [Драгилев А.К.]: В первом случае Кришна утверждает, что признаки знания: это безразличие к счастью и несчастью других, а во втором случае говорит, что Он с любовью относится к тому, кто сострадателен к другим. То есть в первом случае Он называет тех, кто считается знающими. Во втором случае Он называет тех, кого Он любит. Если человек просит разобраться в противоречии, то я здесь не вижу никакого противоречия. Другими словами, Кришна говорит: «Вот есть замечательные люди…»

00:00:34 В одном случае Он говорит: «Вот есть мудрые люди», а в другом случае говорит: «Вот есть люди, которых Я люблю». Противоречий никаких нет. Другое дело, что признаком знания Кришна считает не безразличие к счастью и несчастью других, а безразличие к мирским счастью и несчастью. То есть, если кто-то мучается от того, что потерял иллюзорные плоды своего труда или если кто-то мучается от того, что унизили его честь и достоинство, то признаком знания будет безразлично относиться к такому несчастью человека.

00:01:23 Если кто-то считает, что пострадала репутация его Родины или олимпийская сборная потерпела неудачу, и из-за этого он страдает, то признаком знания является безразличие к такого рода страданиям. Так же как безразличие к славе и бесчестию себя самого, также безразличие к бесчестию и почёту ближнего. Это есть признак знания. Другое дело, что преданный, который описан Кришной как тот, кого Он любит. Преданный, которого Кришна любит, он не безразличен вообще к несчастью и счастью других, а небезразличен к их духовному счастью-несчастью.

00:02:14 То есть преданный старается принести подлинное благо ближнему. Не тешить самолюбие ближнего, а дать ему подлинную пользу, подлинное благо его душе. Точно так же как любящая мать, если сын-наркоман просит у неё деньги на дозу, то что будет в этом случае проявлением любви к сыну: дать ему денег, чтобы он в очередной раз укололся или не дать ему, а вылечить его? Или даже если не вылечить, просто не дать ему. Что будет признаком любви? Дать стакан алкашу с водкой или отказать ему? Вот это вопрос.

00:03:05 А если кто-то хочет стать свиньёй, что будет помощью: помочь ему стать свиньёй или помочь ему вернуть себе человеческий облик? Вот преданный считает, что помощь ближнему – это помощь душе, а не помощь самолюбию, ложному эго и так далее. Поэтому тут противоречий как раз нет. Что преданный или мудрый безразличен к мирскому счастью и несчастью ближних. То есть счастье-несчастье – это мирское счастье-несчастье, вызванное потерями и приобретениями в мире иллюзии.

00:03:53 Вот как бы ни страдал человек в мире иллюзии от того, что он что-то потерял, преданный к этому безразличен. То есть преданный безразличен к всевозможным политическим движениям, всевозможным экономическим, спортивным, к каким-то там художественным явлениям в этом призрачном мире. Но если преданный видит, что страдает душа человека, что какая-то душа нуждается в каком-то просветлении, в отрыве от призрачного мира, душа страдает от того, что она чувствует себя в тисках этого бренного мира, вот тогда преданный уже не безразличен.

00:04:36 Тогда он помогает этой душе. А ко всему, что здесь происходит в остальных отношениях, преданный не принимает участия в этом. Так же как где-то там на далекой планете происходят какие-то столкновения политических сил или интересов. Нас же это не интересует. Так же как Гулливер, когда пришёл к лилипутам, там были войны тупоголовых и остроголовых. Он знал, что да, есть остроголовые и тупоголовые. Но он никого из них не считал правыми и неправыми. Он знал, что они воюют за… За что они там воевали?

00:05:23 [Из зала]: За тупость и остроту.
[Драгилев А.К.]: Ну они воевали, значит, у них был философский диспут: каким концом разбивать яйцо? Острым или тупым?
[Из зала]: Воевали за власть, как всегда.
[Драгилев А.К.]: Неважно. Он понимал, что люди бьются в кровь за право разбивать яйцо тупым или острым концом. Его это мало беспокоило. Точно так же и преданного мало беспокоит, кто приходит к власти, кто свергает власть, кто победил в той или иной войне, кто проиграл.

00:05:57 Преданного это вообще не должно интересовать, потому что тупоголовые и остроголовые они всегда найдут себе повод для войны. Даже если они, эти тупоголовые и остроголовые, согласятся, что нужно по чётным дням бить яйцо тупым концом, а по нечётным – острым концом, то всё равно они будут бороться за что-нибудь другое. И найдут всё равно предмет борьбы. Какое бы политическое или общественное устройство ни было в мире эксплуатации, всегда будут недовольные, всегда будут эксплуатирующие, всегда будут эксплуатируемые.

00:06:38 И они будут местами меняться по несколько раз в минуту, потому что одновременно происходит так, что нас кто-то эксплуатирует, и мы кого-то эксплуатируем. А тот, кого мы эксплуатируем, он тоже кого-то эксплуатирует. И так вот всё по кругу все друг друга используют в своих интересах. Поэтому здесь нет ни правых, ни виноватых. И преданного это не должно вообще никак волновать.

00:07:04 Но повторяюсь, что если кто-то из этих вот, из этой вот массы вдруг выбивается и говорит, что мне здесь всё опостыло, я больше не хочу участвовать в этом мире перетягиваний каната и одеял в свою сторону. Вот тогда преданный, которого именуют пара-дукха-дукхи, страдающий от того, что кто-то страдает, вот тогда преданный ему должен прийти на помощь и приходит на помощь. В этом что называется беспричинная милость преданного. Потому что преданный вообще не связан никаким долгом.

00:07:42 Кришна в девятой главе «Гиты» говорит: «Как Я, мой преданный не связан в этом мире никаким долгом и не несёт ответственности ни за какие поступки. Но тот, кто сострадателен к нуждам души ближнего, того Я почитаю как своего возлюбленного». Я люблю того, кто сострадателен к страждущим. Хотя в принципе он не имеет никакого долга в этом мире. То есть преданный, его называют атмарама - самоудовлетворённый, самодостаточной, самобытный. Сам в себе – «атмарама». Но при этом его ещё называют пара-дукха-дукхи - сострадательный к страждущим. То есть он страдает вместе с ними, с этими страждущими.

Что есть мирское и духовное целомудрие?

00:08:33 [Из зала]: Что такое целомудрие для ученика?
[Драгилев А.К.]: Целомудрие для ученика, как и для человека, – это принадлежать одному и быть недотрогой для других. Целомудрие. То есть есть две крайности: это недотрога или старая дева, другая крайность – это потаскуха, которая всем даёт себя обласкать. А целомудрие – это синтез недотроги и потаскухи. Эта та, кто принадлежит кому-то одному и совершенно недоступна для другого. То есть она, подлинно целомудренная женщина. Если мирскими примерами. Это та, кто облачается в чёрную чалму и оставляет только узкий разрез для глаз.

00:09:37 То есть она не видна миру. То есть это подлинное настоящее целомудрие. То есть она закрыта для всего остального мира, чтобы не возбуждать похотливых взглядов в свой адрес. Но для своего супруга она полностью открыта, она полностью доступна. В этом и есть целомудрие. То есть что касается преданного, преданный принадлежит своему учителю и не принадлежит никому больше. То есть он не слушает больше никого. Как профессор Саньял, духовный брат Шридхара Махараджа, говорил: «Если вайшнав мне не скажет что-то сделать, я даже с места не сдвинусь».

00:10:17 В этом есть целомудрие. Шридхар Махарадж говорил: «Даже чтение священных писаний является прегрешением для преданного, если ему не сказал об этом духовный учитель». Не говоря уже о чём-либо другом. Это не значит, что мы сейчас должны бросить всё читать и ждать, когда нам духовный учитель скажет: «Читайте!» Просто пример целомудрия. Что даже правильное действие, объективно праведное действие является греховным, если на то нет соизволения повелителя, пати – учителя, гуру.

обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 07 April 2016