Глава 7. Прахлада в материнской утробе

Москва - 01 January 2010
Прахлада рассказывает историю своего появления на свет. В отсутствие Хирньякашипу боги под предводительством Индры теснят демонов. Индра хочет взять в плен супругу Хираньякашипу, но Нарада отговаривает его. Нарада даёт приют матушке Прахлады. Наставления Нарады о долге души и её предназначении. Природа сознания. Иллюзия души. Обретение совбоды. Телесное существование души. Иллюзорные цели жизни. Тщетные усилия. Упование на Волю Всевышнего.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:25:18 | качество: mp3 128kB/s 23 Mb | прослушано: 3336 | скачано: 1543 | избрано: 37
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Прахлада рассказывает историю своего появления на свет

00:00:11 1. Святой Нарада сказал: Хотя царевич был плоть от плоти демоном, душа его целиком принадлежала Господу Богу. В ответ на просьбу друзей он поведал им то, что некогда услышал от меня.

В отсутствие Хирньякашипу боги под предводительством Индры теснят демонов

00:00:31 2. Прахлада молвил: Когда родитель мой отправился усмирять плоть к подножью Мандарачалы, боги под водительством Индры решили воспользоваться его отсутствием и напали на обезглавленное войско демонов.

00:00:52 3. Боги предполагали, пока грехи будут съедать душу злодея, как муравьи обессилившую змею, мы потесним его пособников и восстановим власть справедливости во вселенной. Наконец-то, добро восторжествует над злом.

00:01:14 4-5. Очень скоро демоны дрогнули под натиском сил света и, бросая на поле брани во множестве своих убитых и раненых, пустились врассыпную. В страхе за жизнь они оставляли врагу своих жен, детей, жилища, скот и имущество.

Индра хочет взять в плен супругу Хираньякашипу, но Нарада отговаривает его

00:01:38 6. Рассеяв вражеское войско, боги на колесницах ворвались во дворец златовласого демона, сокрушая все на своем пути. А подобравшись к женским покоям, наткнулись на супругу своего обидчика - мою матушку, в ту пору носящую меня под сердцем. Предводитель богов Индра тут же распорядился пленить её.

00:02:06 7. Когда небожители вязали путами мою родительницу, она билась и кричала, точно голубка в цепких лапах орла. И тут, появившись словно ниоткуда, перед ними предстал святой странник Нарада.

00:02:25 8. О Индра, - сказал он добродушно, - прошу, отпусти пленницу на свободу. Разве не знаешь, что жена не повинна в прегрешениях мужа. Чинить насилие над женщиной, противно закону благочестия, к тому же женщиной целомудренной и принадлежащей иному мужу.

00:02:51 9. Индра отвечал: О святой старец, я с радостью отпустил бы ее, но она носит в своем чреве отпрыска злейшего моего врага, злодея, притеснявшего всю вселенную. Позволь мне держать её под стражей, покуда она не разрешится от бремени. А там, обещаю, я отпущу ее.

00:03:18 10. Нарада сказал: Дитя, что носит она под сердцем, чисто и непорочно. О, если бы ты мог видеть наперед, ты посчитал бы за честь преклонить пред ним голову. Имя его на века станет знаком праведности и преданности Господу Богу.

00:03:44 11. Индра прислушался к совету святого мудреца и велел слугам своим отпустить мою матушку. Боги обошли вокруг нее, как вокруг святилища, и вознеслись в свою обитель на небеса.

Нарада даёт приют матушке Прахлады

00:03:59 12.А Нарада пригласил мою матушку в своё жилище, заверив, что там она будет в полной безопасности: "Матушка, поживи у меня, покуда не вернется от духовных трудов твой муж".

00:04:16 13. Так находилась она под опекой Нарады до тех пор, пока отец мой – предводитель демонов, не завершил отшельнические подвиги.

00:04:28 14. Матушку мою в обители мудреца никто не тревожил – ни боги, ни демоны. И была она счастлива тем, что плод её в безопасности, и в благодарность выполняла для святого старца посильное служение.

00:04:46 15. В ответ великодушный Нарада поучал мою мать мудрости, и я, находясь в её лоне, имел возможность внимать тому надмирному знанию. Он поведал нам истины о долге души и её предназначении.

00:05:07 16. С тех пор прошло несколько лет, матушка, как свойственно женщине, позабыла, о чем говорил ей мудрец, и лишь сохранила о том времени добрые воспоминания. Я же по особому благословению святого старца помню его слова по сей день.

00:05:29 17. Если и вы, мои юные товарищи, будете с верой внимать моему сказу, то сумеете отличить ложное от истины, бренное от вечного, узреете себя настоящих, отличных от пелены наваждения. Это знание доступно всем – и женщинам, и детям, ибо постигается оно не разумом, но сердцем.

Наставления Нарады о долге души и её предназначении

00:06:00 18. Плоть, облекшая сознание, как плод претерпевает шесть изменений — зачинается, рождается, растет, бросает семя, вянет и умирает. Само же сознание, душа, вечно и неизменно.

Природа сознания

00:06:23 19-20. Сознание незыблемо, непорочно, неувядаемо, неделимо и неизменно. Как пространство пронизывает предметы, сознание пронизывает вещество – поле его наблюдения и деятельности. Сознание самостоятельно, самодостаточно и самоочевидно. Сознание есть причина зримого мира, ибо мир покоится в сознании. Знающий эти двенадцать качеств сознания не обременен ложными понятиями «я» и «моё» – источниками бесконечных тревог. Сознание не принадлежит окружающей действительности, и ничто в окружающем мире не принадлежит сознанию.

00:07:19 21. Как старатель умеет различить золото в комке земли, так разумный способен увидеть сознание в телесной оболочке. Кто может отличить существо от вещества, тот свободен от иллюзий, а значит, пребывает в обители Совершенной Безмятежности.

00:07:44 22. Мудрые говорят, что плоть состоит из восьми стихий и подвержена трём состояниям. В совокупности с пятью чувствами получается шестнадцать стихий тела. Но именно сознание делает тело живым. Сознание приводит плоть в движение и наблюдает за его взаимодействием с окружающим миром.

00:08:10 23. Тело представляет собою совокупность всех стихий и состояний в движении или спокойствии. Чтобы различить душу, нужно разложить окружающий мир на стихии, отвергая последовательно каждую как неодушевленную, говоря себе: «Эта не та, и эта не та». Отринув последнюю, вы узреете душу - сознание.

00:08:42 24. Рассудительный отличит бессознательное, вещество, от сознательного, существа. Всё, что создается, поддерживается и разрушается, всё, что подвержено изменению – бессознательно и является орудием или полем деятельности неизменного сознания.

00:09:06 25. Найдите неизменное в изменчивом мире, и вы найдете истину – сознательного наблюдателя, себя. Сознание в этом мире может пребывать в трех состояниях – глубоком сне, сновидении или бодрствовании. Бодрствующий воспринимает действительность, как она есть.

00:09:30 26. У воздуха нет запаха, но запах свидетельствует о присутствии воздуха. Так сознание не имеет ощутимых свойств, но наличие свойств в окружающем мире свидетельствует о присутствии в нём сознания. Душа неизменна, но перемены свидетельствуют о существовании души. Видоизменения сознания - бодрствование, сновидение и глубокий сон свидетельствуют о том, что у него есть первоначальное, неизмененное состояние.

Иллюзия души

00:10:11 27. В видоизмененном состоянии, полагая себя делателем, сознание становится пленником низшей природы. Незнание своей сущности есть корень всех несчастий. Душа, забывшая о своей сути, живёт словно в дурном сне – она страдает от наваждений, но боится проснуться.

00:10:37 28. Потому, друзья мои, огнем разума сожгите в себе семена стремления к деланию плодов, и вы прервете череду трех состояний иллюзии: бодрствования, сновидения и сна. Которые как путы сковывают свободное по природе сознание.

Обретение совбоды

00:11:00 29. Среди множества способов обретения свободы – самый надежный тот, что ведет к любовному союзу с Высшей Истиной, Господом Богом, ибо развеять иллюзию значит узреть Истину.

00:11:17 30-31. Примите покровительство учителя и служите ему верой и правдой. Тому, кто ведет вас к Истине, отдайте всё, что считаете собственным. Пусть семьей вам будут преданные слуги Бога. Речами прославляйте образы, деяния и черты личности Всевышнего, склоняйтесь к Его лотосным стопам, созерцайте Его в своих мыслях. И пусть это будет занятием всей вашей жизни.

00:11:52 32. Господь – единая Душа всех существ. Потому чтите всех и каждого как Его чад, равных вам перед Его ликом.

00:12:04 33. Смирением пред Господом вы одолеете злейших врагов своих - вожделение, гнев, жадность, самообман, зависть и безумие. Лишь свободный от этих пороков способен служить Господу с любовью. Сокрушивший похоть к ближнему будет благословен Любовью к Господу.

00:12:30 34. Раб Божий есть повелитель своих чувств, ибо они принадлежат Всемогущему. Свободен тот, кто обуздал страсть похоти. Когда в сердце вашем не останется и тени похоти, вы будете петь и танцевать в ликовании, едва услышав имя Господа. Волоски на вашем теле поднимутся, едва вспомните Его образ. Будете плакать и смеяться, презрев стеснения; дрожь охватит все ваше существо, и волны любви унесут вас в объятия вашего Господина. И эти блаженство и восторг пребудут с вами навеки.

00:13:21 35. Словно одержимый духами, верноподданный друг Господа порой хохочет безудержно, порой стенает, порой отстраняется в своих мыслях, порой идет к людям, чтобы возвестить им о славе Прекрасного Владыки. Стяжая добродетели или презрев их, рабы Божие словом и делом напоминают мирянам о величии их Господа, что вне добра и зла.

00:13:54 36. Храня в сердце образ и забавы Всевышнего, душа обретает свободу от умственных и плотских пороков. А в сердце раба Божьего рождается разумная любовь к своему Господину, и она как пламя сжигает дотла семена корысти и похоти. Любовь дарует душе пристанище у стоп Того, Кто недостижим для силы и ума.

Телесное существование души

00:14:28 37. Телесное существование мучительно для души. В тисках мертвой плоти вечно живая душа терзается страхом смерти. И разорвать эту цепь перерождений она может, связав себя узами любви к Непостижимому и вечно Живому. В единении с Вечным Безмятежным, сущим внутри ее, душа обретает счастье и свободу. Тот, кого вы вечно жаждете, - Его Величество Счастье, живёт в вашем сердце.

00:15:09 38. Он друг и благодетель каждого существа. Он - наша жизнь и душа. Он причина и цель нашего бытия. В согласии с Ним – наше существование. В Нем покоятся пространство и время. Блаженство дружбы с Ним затмевает любые чувственные радости.

00:15:34 39. Женская любовь, дети, богатство, дом, власть и слава – всё это зыбко и недолговечно. Да и сама человеческая жизнь длится один миг. Ценно лишь то, что незыблемо, что никому не под силу отобрать у нас – нашу душу и нашу дружбу с Господом Богом.

00:16:00 40. Известно, что добрыми делами душа прокладывает себе дорогу в небесное царство, где жизнь полна изящных удовольствий. Но не следует прельщаться теми соблазнами, ибо чем приятней удовольствия, тем скоротечнее жизнь. Не ищите радостей ни на земле, ни на небесах, ибо они длятся один лишь миг. Но ищите радость в преданной дружбе и любви к Вечному Прекрасному Господу в Его нетленной обители. Будьте в согласии с Его волей, и тогда страх и смерть не будут иметь над вами власти.

Иллюзорные цели жизни

00:16:49 41. Человек полагает, что цель его жизни во внешнем благополучии. Если это было бы так, то богатые, властные и знаменитые никогда бы не печалились. Стяжание временного несет разочарование. Власть оборачивается бессилием, земная любовь – ненавистью, признание – презрением, богатство – нищетой. И над всем бренным веет страх потери.

00:17:25 42. Мы прикладываем неимоверные усилия, чтобы избавиться от страданий и обрести счастье обладания чем-либо, но стоит нам заполучить что-либо, как в тот же миг начинается утрачивание этого, ибо достигнув вершины, следующий шаг ты делаешь вниз.

00:17:51 43. В безумии своем мы дорожим телом как орудием всяческих удовольствий – бережем, лелеем его и облачаем в богатые одежды. Мы любуемся им и украшаем, чтобы привлечь к нему других, не подозревая, что это тело - чужое нам: покуда дышит, оно превращается в испражнения, а перестав дышать, становится прахом. От начала и до конца и после наше тело - пища и испражнение червей. Если тело – лишь горстка земли, то во сто крат ничтожнее все то, что приобретается ради него.

Тщетные усилия

00:18:42 44. Что проку тратить душевные силы для поддержания жизни в сплетении мертвой плоти. Если самое тело обречено обратится в прах, то чего стоит всё, что повязано с ним узами отношений: домочадцы, имущество, наследство и наследники, слуги и сородичи, подданные, соратники, домашние животные! Все они - наваждение в вечности – промелькнут и исчезнут, не оставив и следа.

00:19:19 45. Нет такого крепкого и здорового тела, которое не мучилось бы недугами; нет таких богатств, которые не пропали бы; нет такой высокой власти, на которую не посягали бы. Все это тленно и скоропреходяще: человек, ищущий прибежище во всём том, всегда будет тревожиться, бояться, огорчаться и страдать. Он никогда не достигнет того, чего желает – вечного счастья, - а получит то, чего хочет избегнуть.

00:20:01 46. Что пользы от мирских благ, если добываются они тяжким трудом и волнениями, а отбираются старостью и смертью? Воистину жизнь жаждущего земных удовольствий протекает в муках от самого рождения, до самой смерти. Только от нашего неразумия и желания обладать внешними пустяками происходит вражда и тревоги.

00:20:36 47. Прошлыми делами мы сотворили себе нынешние тела в непрерывном кругу рождения и смерти. Но нынешними делами мы можем разорвать этот круг. Одними поступками мы продлеваем своё рабское существование, другими прокладываем путь к свободе.

Упование на Волю Всевышнего

00:21:02 48. Какую бы цель не преследовал человек в жизни – богатство, здоровье или признание окружающих – успех его зависит от воли Всевышнего. Без соизволения Бога ты не добьешься успеха ни в одном начинании. Потому просите исполнения ваших желаний лишь у Него и ни у кого более.

00:21:29 49-50. Господь Бог – Душа всего живого и Повелитель наших сердец. Мы Его крошечные частицы, и не можем существовать без Него, как части без Целого, потому дороже Его у нас нет никого на свете. В служении стопам Спасителя любой, будь то небожитель, демон, человек или ангел, обретает в жизни умиротворение, подобное тому, что испытываю я. Если б только мы постоянно помнили, что Господь — свидетель всех наших дел и мыслей, мы перестали бы жить порочно, и Господь неотлучно пребывал бы в нас. Давайте же вспоминать нашего Хранителя, думать и беседовать о Нем как можно чаще!

00:22:26 51-52. Друзья мои, демоны, чтобы угодить Господу, необязательно быть мудрецом, праведником, подвижником, знатоком наук или добропорядочным мирянином. Чтобы сделаться Ему другом, недостаточно жертвовать имущество, предаваться воздержанию и исполнять долг перед ближними. Безусловную радость Господу доставляет лишь наша безропотная преданность. Добрые дела без мыслей о Господе – не более чем показное благочестие для внимания окружающих.

00:23:09 53. Друзья мои, так же заботливо, как вы относитесь к самим себе, служите Господу – Единосущему в сердце всех существ, и старайтесь каждым помыслом своим и поступком сделать Ему приятное.

00:23:29 54. Любое создание Божье – будь то демон, бес, оборотень, неразумная женщина, человек рабочего сословия, дикарь, птица, зверь и последний грешник — все могут возродиться к жизни вечной, которая есть любовное служение Непорочному.

00:23:54 55. Разумный человек видит Всеобъемлющую Первопричину в каждом существе, предмете и явлении окружающего мира. И душа воплощается в человеческом облике, дабы с осознанием собственной свободы отдать себя во служение Говинде – Прекрасному Повелителю чувств, и в этом найти своё благо и счастье.

обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 06 December 2016