Глава 12. Четыре жизненных уклада

Москва - 01 January 2010
Устройство жизни послушника, брахмачари. Устройство жизни отошедшего от семьи.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:11:40 | качество: mp3 128kB/s 10 Mb | прослушано: 1605 | скачано: 1494 | избрано: 28
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Устройство жизни послушника, брахмачари

00:00:12 1. Нарада сказал: Послушник, брахмачари, должен прежде всего научиться владеть чувствами. Он должен жить при доме учителя, уважать его и слушаться беспрекословно.

00:00:29 2. На восходе и закате солнца послушник должен мысленно выказать почтение учителю и прочитать молитву огню, Солнцу и Высшему Светочу.

00:00:42 3. Когда учитель сочтет нужным, послушник должен приступить к изучению молитвенных заклинаний Вед. Каждый день, перед началом и по окончании занятий, ученик должен кланяться в ноги учителю, как наместнику Божьему на земле.

00:01:03 4. Послушник должен носить грубую одежду, подпоясанную пеньковой веревкой. Ему запрещено расчесывать волосы. Спать и сидеть он должен на травяной подстилке. Он также обязан носить с собой посох и кувшин для воды, быть опоясан священным шнуром и никогда не расставаться с ним.

00:01:29 5. Утром и вечером он должен выходить на улицу и просить подаяние, а потом все собранное отдавать своему воспитателю. Принимать пищу Он может лишь, когда учитель дозволит ему; если же учитель не дает такого указания, послушник должен поститься.

00:01:52 6. Он должен быть обходительным со всеми и уметь сдерживать страсти. Ему запрещено копить вещи и есть больше необходимого. Ему следует во всём довериться учителю и никогда не сидеть без дела. С женщинами и любителями женщин он может общаться, только если это необходимо для служения учителю.

00:02:20 7. Несемейному мужчине вообще не следует говорить с женщинами и о женщинах, ибо соблазнительные образы могут взволновать ум даже отрешенного старца.

00:02:35 8. Если жена учителя молода, послушник не должен позволять ей обращаться с ним как с сыном - расчесывать ему волосы, умащать тело благовониями или купать его.

00:02:50 9. Женщина для мужчины, что огонь для масла. Дабы сохранить твёрдость ума, мужчине не следует общаться наедине даже с собственной дочерью. Беседовать с женщиной следует только по делу, и всячески избегать праздных разговоров.

00:03:11 10. Кто не познал своей истинной сути, тот неизбежно воспринимает себя тенью своего ума, а потому видит окружающих двойственно, разделяя их на мужчин и женщин. Дабы обрести ясность сознания, следует как можно меньше водиться с противоположным полом.

00:03:36 11. Вышеперечисленные правила в равной мере относятся к людям семейным и отшельникам хранивший обед воздержания. Семейным, однако, с дозволения учителя разрешается вступать в соитие с женою во время, благоприятное у нее для зачатия.

00:03:59 12. Целомудренные люди, будь то миряне, послушники или отрешенные старцы, не должны украшать свои глаза, умащать тело благовонными маслами, разглядывать или рисовать в уме женщин, позволять кому-либо гладить себя. Также возбраняется есть мясо, пить вино, украшать себя цветами и носить украшения.

00:04:29 13–14. Отпрыски благородных сословий - брахманы, кшатрии и вайшьи — в отрочестве должны пройти послушание в семействе школе учителя – изучить, насколько позволяют способности, три писания: Веды, Упанишады и Предания. По окончании учебы послушник должен отблагодарить наставника в меру своих возможностей, а потом принять один из жизненных укладов: семьянина или отрешенного старца.

00:05:07 15. Неохватный и Непостижимый находится в огне, в учителе, в нас самих, во всех существах и одновременно вне всего этого. Он внутри и снаружи всего сущего; Его власть повсюду – в видимом, мыслимом и немыслимом мирах.

00:05:31 16. Во всех делах своих брахмачари - послушник, грихастха - семьянин, ванапрастха - отрекшийся от семьи, и санньяси - старец-отшельник, должен помнить о главной цели своей жизни – постижении Безусловного Существа.

00:05:54 17. Теперь, государь, я расскажу тебе, какими качествами должен обладать человек, оставивший семейную жизнь ради достижения высших небесных ярусов, созвездия мудрецов.

Устройство жизни отошедшего от семьи

00:06:10 18. Покинув семью, такой человек не должен питаться зерном, выросшим на возделанной земле. Нельзя ему есть недозревшие злаки, дикие или приготовленные на огне. В пищу ему годится лишь то, что созрело под солнцем.

00:06:29 19. Лепешки для жертвенного огня он должен печь из злаков, которые сами собою выросли в лесу; и каждый раз, найдя новые зерна, он должен избавляться от старых запасов.

00:06:44 20. Жилищем ему должна быть хижина из соломы или горная пещера, и лишь для того, чтобы поддерживать там священный огонь; сам же он должен учиться терпеливо переносить снег, ветер, жар огня, дождь и зной.

00:07:05 21. Он не должен расчесывать волос, стричь ногти и бороду. Ему также не положено очищать тело от грязи. Он должен носить с собою кувшин для воды, оленью шкуру и посох, и облачаться либо в рубище, либо в одежды огненного цвета.

00:07:26 22. Так в покаянии и воздержании ушедший от семьи должен прожить в лесу двенадцать лет или восемь, или четыре, или два, или хотя бы один год. Но воздержания не должны выводить его ум из равновесия.

00:07:45 23. Если из-за болезни или немощи он не способен выполнять свой повседневный устав – читать молитвы или изучать поучения мудрых – он должен поститься.

00:07:59 24. Прежде чем покинуть бренный мир, такой человек должен сжечь своё мнимое "я" и понятие "мое" в стихии огня, тем самым до исхода из призрачной действительности он порвет связь с нею. Вещественное тело также необходимо мысленно разложить на пять образующих стихий: землю, воду, огонь, воздух и пространство.

00:08:30 25. Познавший своё "я" возвращает составляющие своей плоти в их изначальные стихии: телесные отверстия сливаются с мировым пространством; воздушные потоки – с мировым воздухом, телесное тепло – со вселенским огнем; кровь, слизь и моча – со вселенскою водою; а в землю уходит телесная твердь.

00:08:58 26-28. Предметы речи и речь растворяются в Огне. Ремесло и руки забирает небесный царь Индра. Способность передвигаться и ноги забирает Вишну. Чувственные удовольствия и детородный член возвращаются к Прародителю Праджапати. Задний проход и способность опорожнять кишечник забирает бог Мритью. Ухо и звуки возвращаются божествам, повелевающим над сторонами света. Поверхность тела и предметы осязания отходят к Ваю, ветру. Образ и глаза отдаются Солнцу, язык и вкус забирает вода, а обоняние и нос возвращаются Земле.

00:09:50 29-30. Ум и желания погружаются в Луну. Разум и рассуждения – в Брахму. Ложная самость и понятия "я" и "мое" – в Рудру, вселенское "Я". Затем стихия тверди погружается в воду, вода — в свет, свет — в воздух, воздух — в пространство, пространство — в мнимое "я", самость мнимое "я" — в совокупное вещество, совокупное вещество — в первозданное, непроявленное вещество и, наконец, непроявленное вещество – в Высшего неподвижного Наблюдателя.

00:10:35 31. Так, соединив своё бытие с природой неподвижного Наблюдателя, душа осознает себя единой с Ним - на этом заканчивается её мрачное бренное существование, подобно тому как гаснет огонь, когда поленья вновь обращаются в прах.