Глава 14. Жизнь в благочестии
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Устройство жизни домохозяина
00:00:25 1. Юдхиштхира спросил: О ученый Нарада! Мы, погрязшие в житейских заботах миряне, почти не спрашиваем себя, зачем появились и живем на этом свете. Может быть, ты поведаешь мне о цели жизни, и объяснишь, как достичь ее? Как достичь совершенной свободы?
00:00:52 2. Блаженный Нарада отвечал: Государь, домохозяин должен зарабатывать себе на жизнь способами, предписанными его сословию, и часть своих доходов жертвовать Богу. Как это сделать применительно к своему положению, об этом человек должен вопрошать опытного наставника.
00:01:19 3-4. Домохозяину надлежит обращаться за наставлениями к благочестивым учителям и с почтением внимать их сладостным повестям о Вседержителе и Его воплощениях, деяниях кои описаны в откровениях святых. Благодаря этому он постепенно, как пробуждающийся ото сна, избавится от мирских уз, перестанет молиться на семью и отечество.
00:01:52 5. Человек разумный трудится ровно столько, сколько нужно, чтобы обеспечить свои насущные потребности. Внутренне безразличный к семейным делам и государственным, внешне он ведет себя так, словно очень увлечен ими. Он выполняет свой мирской долг, но не вкладывает в свой труд душу.
00:02:21 6. На советы родителей, детей, братьев, друзей и прочих доброжелателей он неизменно отвечает согласием, но внутренне всегда остается предан высшей цели, не обременяя душу суетными хлопотами.
00:02:40 7. Разумный не считает себя хозяином трех видов богатств: то, что упало с неба, добыто из земли и прилепилось волею случая. Он также не борется за их обладания с другими живыми существами.
00:02:57 8. Человеку следует иметь ровно столько, сколько требуется для удовлетворения самых насущных нужд; всё, что сверх того, считается краденным, и за это ему придется расплачиваться лишениями и страданиями.
00:03:17 9. К низшим существам: оленям, верблюдам, ослам, обезьянам, мышам, змеям, мухам и птицам, мирянин должен относится как к собственным неразумным чадам. В самом деле, разумом дети и животные не многим отличаются друг от друга.
00:03:40 10. Семьянин не должен переусердствовать в благочестии и прилагать чрезмерных усилий для достижения благополучия или чувственных удовольствий. Доброму семьянину следует довольствоваться тем, что достается ему без особых усилий в благоприятное время и в благоприятном месте.
00:04:05 11. Он должен быть снисходителен к людям, оказавшимся на дне жизни, и сословию неприкасаемых – жертвовать им от своего достатка одежду и пропитание. Гость в доме семьянина – посланник от Бога, и обходиться с ним нужно соответственно, даже в ущерб добрых отношениях с женою.
00:04:33 12. Привязанность к женщине делает человека рабом иллюзии. Ради женщины человек порой идет на смерть или готов сам убивать даже родных отца и мать или учителя. Воистину, кто одолел в себе привязанность к женскому полу, тот победил Непобедимого - завоевал милость Всевышнего.
00:05:03 13. Столь привлекательная для тебя сейчас женская плоть когда-нибудь превратится в пепел или пищу и испражнения червей. Что такое женские прелести в сравнении с бескрайней как небо Высшей Душой?
00:05:24 14. Человеку разумному следует довольствоваться тем, что остается от жертвоприношений. Это наилучший способ избавиться от привязанности к своей плоти и к тому, что связано с плотью узами собственности – семье, дому, имуществу. Великая душа тот, кого ничто не пленит в зримом мире.
00:05:55 15. Свое мирское занятие мирянин должен рассматривать как жертву богам, мудрецам, людям, предкам, всем живым тварям, своей душе и Душе мироздания. Средства, заработанные трудом, должны расходоваться как благая жертва этим существам.
00:06:19 16. Жизнь мирянина есть протяженное жертвоприношение, сопровождаемое возжиганием огня. Все, чем располагает мирянин, он должен почитать как жертвенное подношение Всевышнему.
00:06:37 17. Всевышний принимает всё, что приносится где-либо и когда-либо в жертву. Но особое удовольствие Ему доставляют жертвенные дары, - приготовленные на огне с очищенным маслом, явства, кои Он вкушает устами благородных брахманов.
00:07:01 18. Потому долг мирянина – сначала удовлетворить кушанием брахманов и богов, а потом раздать остатки обычным смертным. Удовлетворяя ближних, ты угождаешь Всевышнему, пребывающему в их сердцах.
Обряды мирянина
00:07:19 19. Состоятельный мирянин должен во вторую, темную половину месяца бхадра совершать подношения предкам, именуемое шраддха. В месяц ашвина, во время празднования махалаи, ему также следует подносить угощение родичам своих предков.
00:07:44 20-23. Обряд почитания предков следует совершать в день макара-санкранти, когда Солнце начинает свой путь на север, или в день карката-санкранти, когда Солнце начинает свой путь на юг. Этот обряд также совершатся в дни меша-санкранти и тула-санкранти, во время йоги, называемой вьятипатой, в день, на который приходятся три титхи, во время лунного или солнечного затмения, на двенадцатый лунный день и в день, когда восходит созвездие Шравана. Обряд шраддху также нужно совершать в день акшая-трития, на девятый лунный день светлой половины месяца картика, во время четырех зимних и предзимних аштак, в седьмой лунный день светлой половины месяца магха, в день, когда восход созвездия Магха совпадает с полнолунием, и в дни, когда луна совсем или почти полная, если в эти же дни восходят созвездия, от которых берут своё название различные месяцы. Помимо того, шраддху следует совершать на двенадцатый лунный день, когда он совпадает с восходом одного из таких созвездий, как Анурадха, Шравана, Уттара-пхалгуни, Уттара-ашадхи и Уттара-бхадрапада. Надо также совершать шраддху в одиннадцатый лунный день, когда он совпадает с восходом Уттара-пхалгуни, Уттара-ашадхи или Уттара-бхадрапады. И наконец, человек должен совершать этот обряд в дни, когда восходит звезда, под которой он родился, или в день восхода созвездия Шравана.
00:09:55 24. Эти временные промежутки благоприятны для совершения всевозможных обрядов. Человек, посвящающий эти дни жертвенным таинствам, несомненно добьется благоденствия и всего, чего желает.
00:10:15 25. Если в эти дни человек совершает омовение в священных водоемах, если читает молитвы, приносит жертвы огню или исполняет обеты, если поклоняется Верховному Божеству, брахманам, предкам, богам, людям и всему живому, то от своих подношений он получит подлинное, непреходящее благо.
00:10:44 26. О царь, в эти дни миряне должны совершать очистительные обряды не только для себя, но и для своих жен и детей. Подобные таинства также проводятся во время похорон и в годовщины смерти близких. Соблюдающий это правило есть благочестивый деятель.
00:11:09 27-28. Теперь я назову места, в коих лучше всего совершать благодеяния и очистительные таинства. Любое место, где живут святые и праведники, безусловно подходит для всех видов добрых дел. А также храмы, где поклоняются образу Господа, кто хранит в Себе вселенную со всеми её движущимися и неподвижными обитателями. Для священных таинств благоприятны и места, где ученые и милосердные брахманы живут жизнью в покаянии.
00:11:51 29. Воистину благодатны земли, где в храмах поклоняются лику Всевышнего, где течет Ганга и другие священные реки, имена которых упомянуты в древних преданиях Пуранах.
00:12:07 30-33.Священные озера Пушкара и Бинду, святое поле Куру, а также Гая, Праяга, Пулаха, лес Наймиша и другие земли, где живут праведники. Берега реки Пхалгу; Сетубандха, Прабхаса, Дварака, Варанаси, Матхура, Пампа, и обитель бадарика Нараяна ашрам; земли, по которым течет река Нанда; места, служившие убежищем Господу Рамачандре и Сите; Читракута; а также горные хребты, именуемые Махендрой и Малаей, — всё это исполненные благодати святые края. Любому, кто хочет достичь успеха и благополучия, надлежит посещать эти святыни и совершать там жертвенные таинства, ибо там человек получает в тысячу раз большее благо, чем от тех же обрядов, совершенных в любом другом месте.
00:13:19 34. По мнению ученых мужей, лучше всего жертвовать Кришне - Владыке движущихся и неподвижных миров.
Виды поклонения Господу
00:13:29 35. О Юдхиштхира, на жертвенном таинстве, устроенном тобою в честь победы над врагом, присутствовали боги, мудрецы, святые и многие почтенные сыны Брахмы, но когда возник вопрос, кто первый отведает жертвенных даров, все указали на твоего друга Кришну.
00:13:55 36. Вселенная, полная разных живых существ, подобна исполинскому древу, корнем которого является Безупречный, Кришна. Потому, поклоняясь Ему, человек творит благо всем живым тварям.
00:14:15 37. Он создал множество обиталищ для души – тела богов, людей, животных и пророков. И во всех жилищах души Всевышний присутствует в облике Мировой Души.
00:14:31 38. Воистину, тело живого существа – храм Божий, и самое чистое поклонение Богу есть поклонение Единой Душе, сущей в тебе и во всех тварях. Однако почитание Бога в своей душе – удел немногих, тех, кто чист разумом.
00:14:53 39. Когда же разум твой осквернен неуважением к другим существам, пророки учат тебя почитать Бога в храме, и определяют правила поклонения в храме Божьем.
00:15:07 40. Следует, однако, помнить, что даже самое прилежное соблюдение обрядов в должном месте и в должное время не принесет человеку блага, если в душе его нет почтения и сострадания ко всем чадам Божьим.
00:15:29 41. О государь, из всех сотворенных существ самым достойным для почитания следует считать брахмана - мудрого, воздержанного и умиротворенного, как Сам Господь.
00:15:46 42. Но истинный брахман - тот, кто почитает Высшею Душою мироздания твоего близкого друга Кришну, у Чьих лотосных стоп покоятся все три мира.