Позитивное мышление на практике

Аюрведа радио - 22 April 2008
Краткое содержание прошлых лекций. Природа истинного позитивного мышления. Принцип «дадати». Позитивное мышление в сфере отношений с внешним миром. Практические аспекты позитивного мышления. «Семь навыков высокоэффективных людей». Четыре сферы жизни человека. Время - главный потенциал человека. Режим дня. Искусство использования времени. Физическая сфера. Принципы правильного питания. Как соблюдать экадаши? Какой должна быть продолжительность сна? Сон - не решение проблем. Духовная сфера. Социально-эмоциональная сфера. К чему приводит замена общения компьютером? Интеллектуальная сфера. Что обозначает духовность? Идеальный режим дня. Почему духовная практика бессмысленна, если это побег от материальных трудностей? Вопросы-ответы.
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:55:51 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 3863 | скачано: 3184 | избрано: 117
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Каждый вторник в 11.00 утра прямой эфир из Владивостока, Тушкин Василий Рюрикович, самое сокровенное знание только на Аюрведа – радио и только для вас.
- Доброе утро, дорогие радиослушатели, рада поприветствовать всех собравшихся сегодня послушать прямой эфир из Владивостока. Итак, сегодня с нами филолог, востоковед, специалист в области ведической культуры Тушкин Василий Рюрикович. Мы продолжаем семинар « Позитивное мышление» и тема сегодня – «Позитивное мышление на практике». Здравствуйте, Василий Рюрикович!
- Здравствуйте!
- Рада Вас поприветствовать на волнах Аюрведа - радио.
- Я тоже рад встрече с Вами.
- А также я ещё напомню нашим радиослушателям о том, что они могут присылать свои вопросы во время лекции сейчас по скайпу и на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru. С нетерпением ждем ваших вопросов. Итак, слово я уже передаю Вам.

Краткое содержание прошлых лекций. Природа истинного позитивного мышления

00:01:02 Итак, сегодня у нас будет заключительная лекция по теме «Позитивное мышление». Я напомню, что мы уже, на эту тему три основных лекции были у нас, и коротко я обновлю эту информацию, для того, чтобы как-то все восстановилось в памяти, потому что между лекциями у нас по неделе проходит и что-то немножечко забывается. Итак, мы говорили о том что мышление само по себе рождается из нашего сознания, а сознание обладает духовной природой. И в нашей духовной природе, природе души, есть потенциал, так называемая, энергия познания или её называют «чит» или «самвит-шакти» - энергия познания и мышление как раз происходит именно оттуда. В идеале, когда живое существо находится в своем чистом виде, это мышление циркулирует от души к Богу от Бога к душе и т.д..

00:02:24 И поскольку Бог - это высшая личность, совершенная личность, то мышление, которое касается Бога, оно естественно позитивно. Поскольку Бог - это полностью позитивная личность, и это мышление делает наш ум радостным. Как в древнем ведическом трактате Бхагавад-Гита есть такой термин «прасанна-четасах» - радостный разум, т.е. когда человек радостно мыслит, и радостно мыслить мы можем только в связи со своей духовной природой. Потому что мы уже говорили в самой первой лекции, что весь оптимизм, всякие вот эти аффирмации, попытки позитивно мыслить в материальном мире – это лишь, как бы это сказать, формы некой аутогенной тренировки: Вам холодно, но Вы говорите: «Нет, мне тепло, мне тепло, мне тепло». Т.е. истинное позитивное мышление не имеет никакого отношения ко всем этим аутогенным трюкам и психотехникам. Это просто восстановление своего изначального сознания, т.е. осознание изначально исходит от Бога, оно приходит к нам и оно по идее должно к нему возвращаться. этот вот цикл. В этом цикле мы обретаем позитивные эмоции, позитивное понимание жизни.

00:03:37 Но когда мышление наше не доходит до высшей истины, если оно не доходит до Бога, а приобретает лишь опыт материального существования, материального понимания, то оно, соприкасаясь со всеми процессами материального мира, которые рано или поздно идут к такому как бы разрушению, делает нас, хочешь - не хочешь, такими немножко пессимистами, и в мышлении развивает такие некоторые негативные тенденции, негативные установки, типа «нет в жизни счастья» и т.д.. А поскольку материальная жизнь сама по себе, так сказать, трагедия по жанру, потому что здесь в конце все умирают – в этом как бы смысл трагедии, то, хочешь – не хочешь, материальная природа, жизнь в материальном мире - они формируют именно такое вот негативное мышление, такой элемент разочарованности в сознании поселяет.

00:04:31 И поэтому мы говорили с самого начала, что позитивное мышление в его истинном смысле слова может проявиться лишь тогда, когда живое существо открывает свою духовную природу, а все остальное – это просто иллюзии позитивного мышления, некая подмена понятий на самом деле. Просто психотехники всевозможные, которые не доходят до сознания души, на таком поверхностном уровне как-то они там пытаются прижиться, но всё равно рано или поздно все иллюзии рассеиваются. Итак, во время первой лекции мы говорили о важности формирования позитивного мышления в связи с отношением к другим живым существам., что есть старшие, есть младшие, есть равные нам, и правильное развитие отношений с ними порождает позитивное мышление. Правильные отношения с младшими – это сострадание, желание помочь, милосердие по отношению к ним, правильные отношения с равными – это сотрудничество, дружелюбие, обмен опытом, правильные отношения со старшими – это уважение, желание совершить, так сказать, какое-либо служение ради них. А в извращенном сознании получается так, что по отношению к старшим вместо уважения идет зависть, по отношению к равным вместо дружелюбия – соперничество, а по отношению к младшим вместо милосердия идет эксплуатация, насилие, угнетение.

Принцип «дадати»

00:05:58 И мы говорили, что главным методом исправление вот такого подхода как бы мышления в отношениях является принцип «дадати», т.е. учиться давать, учиться давать младшим, учиться давать средним, учиться давать старшим и т.д. Это главное божественное качество, потому что Он всем все дает. Когда мы учимся жертве, когда мы учимся быть людьми дающими., тогда у нас развивается позитивное мышление в отношениях. Далее вторая тема у нас была посвящена позитивному мышлению в сфере самооценки. Мы говорили, что люди в невежестве склонны недооценивать себя, люди в страсти склонны переоценивать себя, люди в благости способны оценить себя правильно.

Позитивное мышление в сфере отношений с внешним миром

00:06:40 Третья лекция у нас на эту тему была посвящена развитию позитивного мышления в сфере отношений с внешним миром. И мы говорили о том, что в этом материальном мире, поскольку это несколько инородная среда по отношению к душе, то здесь режим борьбы является неизбежным, какими бы мы не были пацифистами, какими миролюбивыми людьми, все равно. Здесь все: наш собственный ум объявляет нам войну – чего-то требует постоянно, наши чувства, окружение – создают определённую, так сказать, среду сопротивления, в которой мы вынуждены постоянно какие-то трудности преодолевать, и, так сказать – материальный мир в целом – битва со временем – есть такой невидимый враг, который исподтишка уничтожает нас. – все это, так сказать, создает у людей такое ощущение безнадежности борьбы в этом материальном мире.

00:07:39 Тем не менее, мы говорили, что раз борьба неизбежна, значит мы должны быть вооружены. И нашим оружием должно быть духовное знание, потому что если воин без оружия, что это за воин? И, в общем-то, если мы будем воспринимать материальную жизнь, материальный мир не как раз и навсегда данную нам реальность, и с такой идеей, что мы только раз живем, а когда мы будем воспринимать материальный мир как некую такую школу или тренинг, на основе которого мы готовим себя к более высокой духовной реальности, и когда будем просто во всех этих трудных ситуациях пробовать оружие духовного знания. тогда будет совсем другое отношение к этому миру. Вот если у вас есть какой-то механизм, какое-то, так сказать, орудие, Вам хочется попробовать его в деле. Так вот, для того, чтобы мы могли действительно опробовать оружие духовного знания, для этого нам и дается материальная среда с её различными такими трудностями. Но если мы хотим действительно чему-то научиться, то есть такая возможность практиковаться в данной сфере, и тогда наше мышление по отношению к материальному миру в целом меняется, потому что тогда мы начинаем видеть, что вот эти все сложные ситуации, эта борьба, когда мы во всём этом используем духовное знание, это идет нам на благо, у нас проявляются духовные качества.

Практические аспекты позитивного мышления

00:09:08 И вот, сегодня заключительная тема позитивного мышления – это некоторые практические аспекты. Потому что кроме философии должно быть что-то такое в этой сфере практическое: что же с этим всем делать. И в связи с этим я хочу немного поговорить на такую тему, как гармоничная, так сказать, гармоничная жизнь или определённый распорядок времени жизни нашей. Потому что если человек гармоничен сам как личность, то тогда ему легче поддерживать гармоничные отношения с другими и с миром. Наверняка кто-то из вас, может быть, читал или слышал о такой книге известного западного психолога Стивена Кови, которая называется «Семь навыков высокоэффективных людей». И там он очень хорошо анализирует основные законы, так сказать, гармонии и выводит свою, у него такая авторская система, которая очень хорошо все систематизировано подает. И она ставит своей главной целью именно сделать человека гармоничной личностью, потому что, как бы, для того, чтобы мы учились с другими общаться гармонично, чтобы с миром мы могли общаться гармонично, для этого мы должны быть сами сначала гармоничными личностями, без этого невозможно. Если человек сам как бы не умеет своей жизнью распоряжаться, то очень трудно ожидать, что он будет каким-то очень эффективным в отношениях с другими людьми.

«Семь навыков высокоэффективных людей»

00:11:01 Итак, я просто коротко расскажу, что этот Стивен Кови, он вывел семь так называемых навыков высокоэффективных людей. И три из них – они касаются личного развития человека - три первых, потом - четвертый, пятый, шестой – они уже касаются взаимодействия с другими живыми существами – это шесть получается, и седьмой вот этот вот навык – он является своего рода как бы таким обеспечивающим, который помогает человеку, дает ему силу осуществлять все вот эти вот шесть остальных навыков. И этот вот седьмой навык он является таким вот как бы отчасти главным, потому что именно он содержит в себе вот эту вот живую энергию, позволяющую всему функционировать. И первый принцип, я просто коротко их перечислю, что первый принцип – это так называемая проактивность, т.е. человек не должен быть таким вот реактивным в своих отношениях, он должен уметь выбирать свою реакцию. Животное не умеет выбирать свою реакцию, оно такое детерминированное полностью, но человек должен быть свободным в своих реакциях. Вот это первый принцип, так называемая проактивность.

00:12:15 Второй принцип – это видение цели, человек должен понимать, зачем он живет, он должен ставить перед собой достойные цели и идти к ним. Третий принцип – это способность выстраивать приоритеты, т.е. уметь выбирать из всего, что у нас есть, самое главное, и это главное ставить на первое место, т.е. И когда человек вот эти три принципа реализует: проактивность, способность видеть цель, начинать какое-то действие с видением конечной цели и способность ставить первое на первое место, когда он эти три принципа реализовал, он становится такой независимой личностью, само- уже, так сказать, состоявшейся личностью является, которая теперь готова к зрелым общественным отношениям. Вот, без этих вот трех принципов человек не может действовать эффективно в обществе, долго не может эффективно действовать.

00:13:09 Далее идут три принципа межличностных взаимоотношений. Четвертый принцип: действуй в духе «выигрыш - выигрыш», чтобы все, так сказать, были всегда довольны. Пятый принцип – это способность слушать других людей, стараться сначала понять другого, прежде чем поймут меня. И шестой принцип – это синергия, т.е. способность объединять энергии. Обычно люди в этом мире очень раздражаются, когда кто-то что-то делает не так, как они, им хочется, чтобы все делали вот так вот, как я, потому что я лучше всех все правильно делаю. А принцип синергии – он обозначает, что нет необходимости, чтобы все были такими, как я, а нужно уметь ценить эти различия. Благодаря этим различиям, соединению энергий, синергии вот происходит что-то новое. Допустим, у мужчины свои качества, у женщины свои качества, и вот именно благодаря их различию, вследствие их соединения появляется ребенок. Две женщины не могут родить ребенка, два мужчины не могут родить ребенка, а вот мужчина и женщина могут родить ребенка. Т.е. они совершенно разные, но если они ценят эти различия, то на свет появляется, т.е. ребенок, синергия – это некий такой продукт их вот этих вот различий, но они гармонично сплетены, эти различия.

00:14:21 Т.е. это шесть таких вот основных навыков, и для того, чтобы они работали, Стивен Кови объясняет, что есть так называемый седьмой навык, который обеспечивает все шесть. И он называет его таким интересным термином как «заточка пилы», потому что, так сказать, если пила тупая, то много дров не напилишь. Все вот эти вот принципы, они требуют достаточно много от человека энергии, разума и т.д. Вот поэтому он говорит, что для того, чтобы вот это все практиковать, для этого нужно быть самому гармоничной личностью. И из чего же вот эта вот «заточка пилы» или личное развитие складывается?

Четыре сферы жизни человека

00:15:03 [пропущено, неразборчиво] это способность человека общаться в обществе, как-то реализовывать себя через общественный статус, какое-то, так сказать, совершать полезное действие, быть оцененным правильно обществом. Третья сфера жизни – это интеллектуальная, когда человек получает постоянно какую-то новую информацию, понимание, углубляется понимание его жизни, он не чувствует никакого застоя, он видит, так сказать, процесс его развития идет, разум работает, постоянно какие-то новые горизонты открываются, новое видение жизни, проступают какие-то детали, которых раньше не было видно.

00:15:42 И четвертый ааа., четвертая сфера жизни – это духовная сфера жизни, которая связана уже с решением глобальных проблем, с такими вещами, как предназначение человека, откуда я пришел, куда я должен идти, так сказать, своё уже место не просто в человеческом обществе, а уже вот скажем в божественной системе в целом творении., т.е. это такое вот фундаментальное, что называется. Причем вот это духовное – оно действительно является фундаментом всего, потому что если этого фундамента нет, то рано или поздно все остальные сферы сами по себе разваливаются, т.е. если фундамент не заложить, какое бы мы красивое строение не создавали., отсутствие фундамента оно всё равно приведет к тому, что появятся какие-то трещины, оно накренится как эта Пизанская башня или ещё что-нибудь такое произойдет.

00:16:35 Это все показывает на то, что нет хорошего фундамента. Вот точно так же и люди, у которых нет духовного фундамента в жизни, какими бы они не были бы интеллектуалами, какое бы они не занимали положение в обществе, насколько у них не было бы все хорошо в физическом плане, рано или поздно эти сферы дают какие-то такие трещины, и человек впадает в состояние такого кризиса, так называемого, экзистенционального. Т.е. для чего я живу, к чему все это, зачем мне всё это богатство, зачем мне все эти вещи, слава и все прочее, если я не понимаю, кто я такой и зачем я живу. Поэтому вот это вот духовное основание – оно является таким организующим, главным.

00:17:20 И здесь очень важно, чтобы вот эти все четыре сферы – физическая, социально-эмоциональная, интеллектуальная и духовная – они находились в гармонии. Если они все находятся в гармонии, то их пересечение – оно как бы и рождает так называемое поле энтузиазма. Если человек, допустим, нездоров, или у него нет денег, или ему негде жить – это означает, страдает его физическая сфера. Если он никак не может утвердиться в обществе, не умеет общаться, у него нет друзей, нет семьи., то страдает его социально-эмоциональная сфера. Если человек не читает, не смотрит, не учится, не получает никакого знания - это означает, что застой в интеллектуальной сфере, и человеку, особенно в наш век, будет достаточно трудно где-то, так сказать, устроиться. В целом, он достаточно обделенным будет, если он не получает знания какого-то. Ну а если у него нет духовности, тогда все остальное, как я сказал, обессмысливается с течением времени.

Время - главный потенциал человека

00:18:23 Поэтому должны быть определённые действия, которые помогают человеку развиваться в физическом, социально-эмоциональном, интеллектуальном… [пропущено] т.е. духовное развитие. Хотя само по себе духовное выше материального, тем не менее, материальное тоже должно быть в порядке, для того, чтобы человек без всяких трудностей духовно развивался. И вот там он буквально так говорит, что тот, кто ест слишком много или слишком мало, тот, кто спит слишком много или слишком мало, тот не может быть йогом, не может практиковать нормально духовную жизнь.

00:19:08 И поэтому очень важно уметь организовывать своё время. Потому что время – это наш внутренний ресурс. У нас, так сказать, может быть немного денег или немного возможностей, но мы всегда должны знать, что все наши возможности, наш главный потенциал – это время. Как говорил в своё время литературный герой Остап Бендер: «Время, которое у нас есть - это деньги, которых у нас нет». Т.е. чего-то у нас нет, но если мы правильно себя ведем в процессе времени, то мы можем то чего у нас нет, так сказать, обрести, если правильно действуем. Т.е. тем лимитом времени, который выделен нам на жизнь, им можно по-разному пользоваться, как, допустим, воздухом в акваланге. Если у Вас есть какое-то количество, какой-то объем воздуха, Вы можете как-то очень быстро истратить, если Вы себя как-то очень активно ведете под водой, а можете наоборот достаточно долго этим пользоваться, если вы экономно умеете этим пользоваться. Поэтому точно так же мы можем воспользоваться временем. И в общем, люди, которые чего-то хотят в жизни достичь – это люди, которые умеют именно распоряжаться своим временем. Так вот смысл в том, что у каждого в сутках есть двадцать четыре часа. И у всех людей это время совершенно одинаково.

Режим дня. Искусство использования времени

00:20:34 Но вопрос в том, как этим временем люди будут пользоваться. И вот тут как раз необходимо уметь выделять, первое ставить на первое место, выделять приоритеты. И конечно же сейчас жизнь такая, что очень много суеты, жизнь искусственная, может так все случиться, что человек живёт в одном конце города, работает в другом конце города, и у него ещё много времени уходит на дорогу и прочие, прочие вещи., экономический кризис, бешено растут цены., человеку не хватает денег на то, на сё, на аренду квартиры, на питание там на какое-нибудь, на обучение детей, и он вынужден из кожи лезть вон, чтобы заработать ещё там деньги, ему уже не до себя, Таким образом он жертвует собой, отдает себя ради других и сам становится несчастным, другие люди думают: «Зачем ты нужен, такой несчастный».

00:21:30 Т.е. люди сейчас в погоне за ложными ценностями, живя в искусственных условиях, очень часто чувствуют себя такими заложниками, неспособными распоряжаться своим временем. Т.е. но на самом деле это наше единственное богатство и наша самая главная ответственность, чему мы посвятим своем время. И раз в сутках есть вот эти вот двадцать четыре часа, и мы уже говорили о том, что они связаны определённым образом с разными влияниями, влияниями таких качеств, как гуна благости – утром за два часа до рассвета, два часа после рассвета – это время гуны благости, потом день – это время гуны страсти, ночь – это время гуны невежества. Т.е. если это так, значит уже необходимо выстраивать свою жизнь соответствующим образом.

00:22:28 И вот эти вот все четыре сферы: физическая, социально-эмоциональная, интеллектуальная и духовная – они должны, каждая из них должна получать ежедневно своё питание. Потому что если мы сегодня, допустим, не поели или, так сказать, ничего не заработали, или никак не позаботились о своем физическом поддержании, не сделали никаких упражнений, ничего не сделали для своего здоровья, то это обозначает, что мы уже немножечко запускаем свою физическую сферу.

00:23:00 Или, допустим, представьте себе, что у Вас заканчиваются деньги на сотовом телефоне, и Вы думаете: «Ааа, ерунда!» и как бы всё это происходит, происходит потихонечку, и счет Ваш истощается, и, в конце концов, когда Вам нужно сделать очень важный звонок ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ЗВОНОК, набирается номер, и там такой, так сказать, вежливый женский голос говорит Вам: «Данная услуга Вам не предоставлена». И все, и Вы понимаете, что закончились деньги, и Вы готовы этот телефон об стенку шарахнуть, потому что Вам нужно «кровь из носу» позвонить куда-то, а денег на счету нету. Это говорит о том, что Вы, допустим, пренебрегли восстановлением этого физического ресурса, просто не положили вовремя деньги на счет, и теперь вот такая вот проблема, кризисная. Или что-то еще. долго, долго запускали своё здоровье, зуб немножечко болел, Вы думали: «Ладно, потом, потом, потом», и дотянули до того, что все уже, у Вас щека распухла, зуб болит, и уже его не лечить надо, а вырывать, уже кризис, срываются какие-то там дела, потому что Вам срочно нужно бежать к стоматологу. Вот это называется пренебрежение какой-то сферой деятельности, и, как правило, это приводит к определённым кризисам.

00:24:12 Так вот, позитивное мышление может появиться у нас только тогда, когда вот эти вот все четыре сферы нашей жизни: физическая, социально-эмоциональная, интеллектуальная и духовная – находятся в гармонии. И вот в этом, собственно говоря, и состоит такое вот искусство использования времени, т.е. для этого нам время и дано, чтобы мы научились в нём гармоничными людьми. А когда мы являемся гармоничными людьми, тогда, так сказать, все более или менее у нас устраивается и у нас оформляется вот это вот духовное позитивное мышление. И, например, если говорить о том же, скажем, физическом аспекте, то здесь очень важно понять, насколько нужно нагружать себя или наоборот, сколько отдыхать, т.е. опять же очень важна вот эта вот гуна благости.

Физическая сфера

00:25:16 Если человек использует своё физическое тело на износ, т.е. очень большая перегрузка, много ездит, там, что-то делает, кучу на себя дел взвалил всевозможных, то это – влияние гуны страсти – «раджас», и перегрузка истощает человека. Если наоборот, так сказать, человек очень мало дает себе нагрузки и ведет себя так очень так вяло., то недогрузка, такая пассивность сама по себе – она отупляет тело и ум. Получается так, что вот этот вот механизм «тамоса», или энергия «тамоса» по всему телу разливается., все замедляется, все процессы замедляются: чем больше лежишь, так сказать, тем больше хочется спать, и все меньше и меньше сил что-то делать. Если механизм долго очень не работал, то он долго раскачивается, потому что все заржавело, масло застыло.

Принципы правильного питания

00:26:17 Поэтому очень важно иметь вот эту вот гуну благости, которая позволяет нам регулировать свою нагрузку, чтобы не было режима перегрузки и не было режима недогрузки. То же самое, допустим, недоедание или переедание: если человек недоедает, ест меньше, чем надо., тогда будет слабость, будет много воздуха в желудке, будет повышаться влияние вата доши, раздражительность появляться. как люди говорят: «голодный – значит злой». Т.е. недоедает человек, и появляется эта раздражительность из-за «вата доши». А если будет наоборот переедать, то скапливаются эти вот яды, токсины, «ама» так называемая., и вследствие этого будет требоваться больше времени на переваривание, значит, человек вот больше будет спать, если он переедает.

00:27:16 Т.е. вот такой вот момент, что человек должен знать, что значит правильное питание, кроме структуры питания, ещё объем питания – говорится в Ведах, что человек не должен есть, съедать больше, чем помещается в две его сложенные вместе ладони. Но, как правило, большинство людей переедают. Поэтому много разных всевозможных проблем в связи с этим. Другая крайность – это мода в последнее время на всевозможные посты и т.д.. Это очень полезно, если это все делать правильно. К сожалению, не все знают, как это делать правильно. И начинают изводить себя и людей этими всеми постами, потом проблемы у людей возникают. Т.е. не нужно изводить себя всеми этими вещами.

Как соблюдать экадаши?

00:28:11 Те же самые посты – их лучше всего соблюдать на одиннадцатый день прибывающей луны, на одиннадцатый день убывающей луны, так называемые « экадаши». Некоторые пытаются эти «экадаши» или посты делать полностью сухими – это возможно, но я знаю многих людей, которые это делают неправильно. Вот допустим, если человек никогда этому всему не следовал, и он сразу садится на такой вот сухой пост, начинаются головная боль, недомогания и т.д. Вот это происходит не потому, что в организме нет сил никаких, а просто потому, что все эти вот токсины, яды, «ама» так называемая, они пошли, так сказать, в кровь.

00:28:53 Если человек хочет соблюдать, допустим, сухой пост, он должен накануне, так сказать, сделать клизму. Чтобы вот эти все яды, эти испражнения, всё это вышло, и тогда, скажем, изрядная доля токсинов уйдет из тела, то он увидит, что тот же самый сухой пост в таком состоянии значительно легче, чем, если он пытается поститься, когда в теле, так сказать, полно вот этих всех ядов, и они начинают циркулировать, так сказать, в крови и головная боль, и все что угодно появляется, фактически, интоксикация, человек своими собственными ядами начинает травиться. Итак, в плане питания, не должно быть переедания, не должно быть недоедания.

Какой должна быть продолжительность сна? Сон - не решение проблем

00:29:40 Что касается сна, так же, если недосып – то плохо будет, вялость, нет концентрации, голова не работает, потому что сон – это одна из функций разума, и если этого сна не хватает, то разум плохо работает. Если переспал человек, больше чем надо спит, то тупость, заторможенность наступает такая., т.е. из-за этого «тамоса» голова вообще не соображает, что делать. Есть люди, которые находят во сне своё единственное убежище, это как вот, знаете, как страус голову в песок прячет и думает, что от этого проблема решается, так же, если человеку спать нравится больше, чем бодрствовать, это обозначает, что он неправильно бодрствует.

00:30:24 Если в бодрствовании очень много страсти, то тогда понадобится очень много сна невежества, чтобы потом от этой всей страсти дольше отдыхать. Многие люди думают, что сон – это решение проблем, что сон позволяет им забыть о своих разных сложностях, трудностях, как бы такое состояние небытия, просто отключаются и все. Но если человек в своем бодрствующем состоянии живёт в гуне благости, то тогда от этого невежества сна ему нужно совсем немножко, И мы знаем, что практически все святые люди, они очень мало спали, и для них это не было каким-то недосыпом, потому что они правильно бодрствовали, раз они правильно бодрствовали, им от этого сна нужен был самый минимум для того, чтобы восстановить быстро свои силы.

00:31:17 И часто для людей являются камнем преткновения такие вещи, как ранний подъем, им кажется: «Ой, как это вообще можно встать в шесть утра, а если уж раньше – ну это вообще просто нереально, издевательство над собой». Но мы знаем, что здесь все дело в мотиве – можно рано встать, если есть, зачем. Т.е. ну,например, в западных странах, там, где Новый год встречают немножко не так, как у нас, Рождество, там у них традиция, что родители кладут под елку на рождество подарок, подарки детям. И ребенок утром на Рождество встаёт очень рано, потому что у него есть мотив, он знает, что под елкой ждет его какой-то подарок., и ради этого он ни свет, ни заря подскакивает и бежит смотреть, какой там подарок. Т.е. мы видим, что люди, когда у них такая сильная мотивация, они готовы рано подыматься. Предположим, рыбаки рано очень встают, особенно зимой, едут на эту подледную рыбалку., или какие-нибудь грибники с утра пораньше. Т.е. когда какая-то есть мотивация, люди готовы вставать очень, очень рано, а если этой мотивации нет, то человек не понимает, зачем так рано себя будить, вообще для чего это, пораньше лечь, пораньше встать.

00:32:35 Поэтому очень важно понять, что время, которое существует в сутках - это вот утреннее время гуны благости, оно же дано не просто так., оно дано не для того, чтоб мы его просыпали. А именно для того, чтобы мы в это время просыпались и делали что-то благостное. Т.е. нужно понять, что в природе не бывает ничего зря, и если это есть, то это есть зачем-то. И люди сейчас, они не понимают, зачем это нужно. Они готовы допоздна сидеть, и им там говорят: «Вот, ночью, так сказать, меньше тариф в Интернете», и люди сидят там с красными глазами всю ночь, пьют кофе, смотрят там что-то в этом Интернете, читают, просто потому что это дешевле, чем днем. А когда нужно вставать, они как раз ложатся спать., т.е. полностью ведут такой образ жизни наоборот. И естественно, что очень мало энергии от всего этого остается.

Духовная сфера

00:33:31 Итак, если человек понимает, что среди вот этих вот четырех сфер его жизни: физической, социально-эмоциональной, интеллектуальной и духовной – духовная является основной, тогда становится понятно, для чего нужно вот это вот благостное время. Оно нужно именно для того, чтобы заниматься в это время духовой практикой: читать молитвы, мантры, заниматься медитацией, заниматься йогой, читать священные писания. В это время это все лучше всего усваивается. И в этом смысле человек, если он этим всем не пользуется, то он теряет очень мощный ресурс, потому что уже днем, вечером заниматься всеми этими вещами довольно - таки трудно. Вечером перед сном тоже можно какое-то время посвятить духовной практике, но всё равно уже усталость, которая скопилась за день, не позволяет так сильно сконцентрироваться.

Социально-эмоциональная сфера

00:34:36 И что касается, скажем, другой сферы, социально-эмоциональной, то человек так же каждый день должен что-то такое делать, для того, чтобы вот эта вот социально-эмоциональная сфера тоже развивалась. Т.е. вот для физической сферы – это вот: каждый день мы что-то едим, каждый день мы отдыхаем, каждый день мы зарабатываем какие-то средства для поддержания своего дома, своей семьи, здоровья и т.д., это физическая сфера. Социально-эмоциональная сфера – это сфера, как я сказал, общественных отношений и развития семейных, дружеских и прочих отношения.

00:35:20 И если, предположим, мы не участвуем в этой теме, то это обозначает, что когда-то у нас начнутся проблемы в отношениях. Т.е. если мы кого-то там не поздравили или с кем-то не пообщались, то рано или поздно начинаются определённые сложности, мы становимся такими как бы изгоями этого общества. То в связи с этим очень важно понять, что социально-эмоциональные отношения, даже на таком вот простом уровне – это семейные отношения - их необходимо строить – отношения с мужем и женой, отношения с детьми, отношения со своими родителями, отношения на работе с подчиненными или с начальниками - должны быть какие-то определённые вклады, т.е. отношения необходимо строить, потому что сами по себе они только разваливаются. Если Вы там не поздоровались с кем-то, пренебрегли чем-то, Вас куда-то пригласили, Вы не пошли или ещё что-то. То можно легко предположить, что с течением времени все эти отношения хуже и хуже.

00:36:29 Поэтому очень важно, чтобы вот эта социально-эмоциональная сфера, она также развивалась, т.е. необходимо каждый день делать какие-то определённые вклады в эту сферу. Если у нас дети, у нас значит что-то, какие-то с ними отношения, мы с ними разговариваем, с ними общаемся, подарки, или какая-то учеба, что-то вместе делаем. Муж, жена тоже не такие какие-то бытовые у них отношения, где там деньги или ещё что-то, а как личности должны общаться, развиваться, как вот эта социально-эмоциональная сфера. Потому что если этого нет, то тогда люди становятся неполноценными.

К чему приводит замена общения компьютером?

00:37:11 Если мы не общаемся с живыми людьми, тогда мы больше предпочитаем общаться с машинами, с компьютерами и т.д.. И развивается, на самом деле, такое манипулятивное сознание. Потому что когда общаешься с живыми людьми, здесь невозможно общаться просто механически. Здесь общение всегда подразумевает, что мы учитываем чью-то природу. Это обозначает как бы, что мы в этих отношениях всегда помним о неких законах развития, гармонии, что обращайся или относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы они к тебе относились. Машина – здесь другое, здесь просто грубо, так сказать, отдаем какие-то команды, давим на какие-то кнопки, и все – она реагирует. А люди, они живые, у них немножко другое, они могут обидеться, если мы неправильно что-то такое сказали или посмотрели на них. Поэтому социально-эмоциональная сфера – это как бы тоже очень важная сфера нашей жизни.

Интеллектуальная сфера

00:38:04 Далее, третья сфера – это сфера интеллектуальная. Ну, в этой сфере, конечно, кроме какой-то профессиональной деятельности, профессиональной информации, человек должен, скажем, расти, он должен развивать свой разум. Наш разум дан нам не просто, так сказать, понять, что шляпу одевать надо на голову, а ботинки – на ноги. Это простые вещи. Но, а разум нам нужен для того, чтобы мы росли и чтобы мы понимали мир, чтобы наше знание приводило нас к пониманию глобальных, очень глубоких законов бытия. Если наше знание ограничено только каким-то пониманием материальной сферы и не идет за её пределы, это обозначает, что мы ограниченные люди. Хотя мы можем быть какими-нибудь, я не знаю, знатоками, победителями чего угодно, каких-то олимпиад, каких-то КВН-ов и мы можем слыть большими интеллектуалами. Но если мы не понимаем, как и почему в этом мире существуют законы, как они работают, эти законы, иерархию законов от физических законов до более тонких законов моральных, потом ещё до более тонких законов духовных. Если мы не понимаем всех этих вещей, то в нас не развивается мудрость.

00:39:33 Мудрость – это очень важное качество, которое является следствием вот этого вот правильного развития и в интеллектуальной сфере, социально-эмоциональной. И поэтому нужно регулярно что-нибудь такое читать, слушать, так сказать, для того, чтобы вот это вот понимание в нас постоянно углублялось, обновлялось, что-то новое. Это дает, на самом деле, большую радость человеку. Чтобы он, как говорится, не отстал от жизни и в информационном плане, ну это как бы мелочь - информация, информация часто бывает такая даже не очень-то и полезная. А самое важное – это чтобы у человека формировалось именно вот такое вот правильное понимание жизни. Ну, а сама вот эта фот духовная сфера жизни, она из разных аспектов состоит, в ней есть многое - в ней есть что-то от интеллектуального, что-то от социально-эмоционального. Но в целом духовность все-таки отличается несколько, потому что она связана впрямую с нашим изначальным положением.

Что обозначает духовность?

00:40:43 Т.е. духовность обозначает понимание «для чего я живу», «кто я такой». Т.е. человек должен понимать, что вот я выполняю какие-то материальные обязанности перед семьей, перед обществом – это все понятно, это обязанности моего тела, но когда-то от этих обязанностей я уйду на покой, допустим, на пенсию, или что-то еще, или человек может стать инвалидом, не может выполнять свои обязанности, что тогда? Жизнь закончилась или что-то ещё есть в нашей жизни, что не ограничено телом? Вот, т.е. духовность обозначает способность действовать душой. Т.е. обычно мы действуем телом, обычно мы действуем умом, мы какие-то там строим планы, наш ум, разум, тонкое тело работает., или мы выполняем какую-то работу своим внешним телом. А духовность обозначает уже определённое движение самой души, душа тоньше, чем наше тонкое тело, она тоньше, чем психика. И вот это нужно понимать, что это такое. Потому что для большинства людей духовность – это какая-то совершеннейшая абстракция.

00:41:32 А духовность, она связана с пониманием того, что я являюсь чем-то большим, чем просто физическое тело, я являюсь вечным существом, душой. Без этого понимания никакой духовности нет. Т.е. духовность, она только начинается с этого – когда мы понимаем своё вот это вот отдельное независимое существование от физического тела.

00:42:16 И для того, чтобы эта духовность крепла, необходимы определённые духовные практики: практика медитации, практика духовного общения, практика поклонения, ритуалы всевозможные, практика изучения священных писаний. И не только это, а также способность видеть мир в связи с этими духовными законами, видеть, как живые существа находятся в разных телах, как они действуют здесь в обусловленном состоянии. Также духовность связана с тем, что мы помогаем другим живым существам пробудиться к этому духовному состоянию. Как, предположим, человека, который находится в состоянии гипноза или какого-то опьянения. Он не может в этом состоянии нормально жить, его нужно как бы отрезвить, привести в себя, так сказать, пробудить к этому состоянию.

00:43:07 Точно также одним из аспектов духовной практики является не только наше индивидуальное духовное развитие, а также помощь другим живым существам, чтобы они, так сказать, пробудились. Потому что, а иначе, если этого никто не будет делать, то само это не сделается. Мы, допустим, если мы имеем сейчас какой-то духовный интерес, мы должны помнить, что кто-то нам помог это сделать, кто-то нам дал книгу, или рассказал, или показал что-то, и благодаря этому мы стали немножечко пробуждаться. И точно также у каждого из нас есть такая ответственность – помогать другим людям в духовном плане.

00:43:47 И когда человек научился вот эти вот четыре аспекта своей жизни: физический, социально-эмоциональный, интеллектуальный и духовный приводить в гармонию, тогда этого человека можно смело называть гармоничной личностью. Потому что тот, у кого одна из этих четырех сфер страдает, он по этому направлению будет получать определённые проблемы.

00:44:11 Эти все четыре сферы, так сказать, пересекаясь между собой, они порождают это вот поле энтузиазма, которое и дает человеку вот этот вот позитивный взгляд, позитивное мышление, способность смотреть на мир позитивно. Не просто с точки зрения каких-то вот таких психологических аффирмаций, самовнушений, что все хорошо, я успешный, все будет замечательно, а с точки зрения реальности. Когда вот эти все четыре сферы жизни у него в порядке. Это все, это не просто какое-то самовнушение, а это реальность, которую он ощущает. И от этого как раз и появляется вот это вот совершенно натуральное, не какое-то искусственное, а натуральное, естественное позитивное мышление.

Идеальный режим дня

00:44:56 И, в идеале, в идеале, человек должен так построить свою жизнь, свои сутки, чтобы у него вот эти вот двадцать четыре часа, они примерно раскладывались так. Но это конечно идеал, то, что сейчас я назову. Не пугайтесь, так сказать, если вы этому стандарту не соответствуете, потому что к этому нужно подойти. Т.е представьте себе, двадцать четыре часа в сутках, и вот, сон должен занимать шесть часов, работа – шесть часов, духовная практика – шесть часов, еда, гигиена, семья – тоже шесть часов. Т.е. четырежды шесть – двадцать четыре мы получаем. эти двадцать четыре часа: шесть часов – сон, шесть часов – работа, шесть часов – духовная практика, шесть часов – еда, гигиена, семья и прочие разные вещи. И кому-то это может показаться совершенно фантастичным. Во-первых, человек может подумать, что шесть часов на сон – это очень мало, потом он скажет, что шесть часов на работу – это очень мало, потом он скажет, что шесть часов на духовную практику – это очень много - наоборот. Т.е. как правило. эти вот такие сферы, как сон, работа, они, как правило, будут отбирать времени много, больше, чем, допустим, шесть часов. И человек скажет: «Ну все, моя духовная практика, она вся пошла крахом», потому что не хватает времени, потому что нужно больше спать, нужно больше работать и т.д.

00:46:23 Да! Поэтому я говорю, что это идеальный расклад, но он не сразу и не у всех будет получаться. Потому что у людей разная конституция тела, кому-то больше нужно спать реально, и в этом страху нет, если он будет спать не шесть часов, допустим, а семь, для кого-то может быть даже восемь часов – это геройский подвиг, если он до этого десять спал. Поэтому у всех как бы своё особенное все. Но, тем не менее, это – идеальный расклад, это – расклад, при котором человек перестает быть рабом, заложником обстоятельств. И конечно к этому подойти не так-то просто. Но если какие-то вещи непосильны сразу, то входить в это все нужно постепенно, чтобы не сломаться. Если жизнь наша полностью, так сказать, разрегулирована, если все эти сферы, и если не все, то хотя бы часть из них в таком находится заброшенном состоянии – то у человека просто не будет концентрации, потому что будут отвлекать разные мысли, связанные с тем или иными проблемами, в той или иной сфере. А если человек не может сконцентрироваться ни на чем, то его деятельность, она просто не будет эффективной.

Почему духовная практика бессмыслена, если это побег от материальных трудностей?

00:47:34 Представьте себе, что человек решил заняться духовной практикой просто потому, что он бежит от материальных проблем, допустим, у него того нет, другого нет, семья развалилась, денег нет, жить негде, и он думает: «Ну все, наверное, мне нужно полностью, так сказать, предаться Богу». Но реально, допустим, этот человек ещё не достиг состояния отречения и ему хочется каких-то материальных вещей, но просто он вследствие своей какой-то безалаберности и неорганизованности запустил свою материальную жизнь, до такой степени, что она его как бы отторгла. И вот он выбирает какой-нибудь такой путь отреченного, в какой-нибудь ашрам или в какой-нибудь монастырь убегает и там пытается заниматься духовной практикой, но поскольку он реально не находится ещё на этом уровне отречения, то вот эти вот материальные желания, все-таки как-то чего-то там достичь в материальной жизни, они не дают ему сосредоточиться. И он не может заниматься медитацией, не может заниматься какой-то там духовной практикой, просто потому что материальные желания мешают.

00:48:28 С другой стороны, построив свою жизнь как-то более ответственно, более гармонично, не игнорируя, допустим, ту же физическую, социально-эмоциональную сферу, он может удовлетворять свои какие-то там материальные планы, желания. И при этом спокойно заниматься духовной практикой. Теперь его духовная практика не будет обеспокоена тем, что вот он думает о каких-то там своих материальных проблемах и т.д.. Хотя, конечно же, в конце концов, рано или поздно душа и тело, как говорится, разойдутся., и тело пойдет в землю, так сказать, а душа должна по идее пойти выше, если мы занимаемся духовной практикой. Тем не менее, пока душа находится в теле, какая-то определённая гармония отношений души и тела должны быть. Поэтому он должен очень четко, так сказать, понимать все эти вещи, если человек пытается заниматься медитацией или повторять какие-то мантры, если он голодный или наоборот – переевший, недоспавший или переспавший. Вот, попробуйте в таком состоянии слушать лекцию, ну человек уснет просто через пять минут, никой концентрации не будет.

00:49:35 Поэтому для того, чтобы человек был эффективен, так сказать, и позитивно настроен, для этого четыре сферы его жизни: физическая, социально-эмоциональная, интеллектуальная и духовная – должны находиться в гармонии. И естественно, что это требует от человека определённой дисциплины и целеустремленности. Поэтому нужно, так сказать, быть верным своей цели, нужно иметь какой-то круг единомышленников, которые тоже хотели бы этих вещей. Также важно иметь общение с людьми, которые несколько выше нас, старше, более опытны, они могут поделиться с нами своим опытом, помогать нам, чтобы, так сказать, как-то мы тоже тянулись к ним, видели перед собой какой-то реальный идеал или реальный пример людей, которые действительно чего-то достигли.

00:50:35 Итак, позитивное мышление – это совокупный продут, этого невозможно достичь просто каким-то там самовнушением, т.е. это естественный продукт правильной жизни, когда мы привели в гармонию вот эти вот четыре сферы своей жизни. И это некоторые, так сказать, практические рекомендации, хотя конечно об этом говорит можно очень много, но по этой теме достаточно много всевозможной литературы. Я ставил своей целью лишь такой вот краткий обзор – презентацию этой темы. И на этом мы наверно остановимся сейчас. Время наше подошло к концу, если есть какие-то вопросы по сегодняшней теме, пожалуйста, задавайте, я попытаюсь на них ответить.

Вопросы-ответы

00:51:30 - Да, есть вопросы. И я сейчас Вам их зачитаю. Мне бы вот только мышку отдали, а то вот опять у меня забирают наши системные администраторы. Так, вопрос такой: «Подскажите, пожалуйста, понятие дважды рожденный, и кто считается дважды рожденным?».

00:51:51 Ответ: Дважды рожденный, или рождённый, не знаю уж как правильно, это человек, который прошел процедуру второго рождения. Второе рождение – это буквально духовное посвящение, например, у христиан есть такое понятие крещение, что значит рождение свыше. Первое рождение – это рождение от отца и матери, а второе рождение - это рождение, когда мы получаем духовное посвящение в традицию. Т.е. когда мы поняли, что мы являемся, т.е. первое рождение – это когда мы тело получаем, душа в тело вошла, а второе рождение – это когда душа поняла в этом теле, что она все-таки не тело. Родители позаботились о том, чтобы мы получили это тело, и мы в это тело вросли полностью, настолько, что не различаем себя с ним. А второе рождение обозначает, что мы все-таки встретили своего духовного отца, не материального, а духовного отца, который дал нам такое знание, процесс, практику, при помощи которых мы сумели осознать, что хотя мы живем в теле, мы этим телом не являемся. Мы являемся вечным духовным существом, частицей Бога. Вот, человек, понимающий это, может называться смело дважды рожденным.

00:53:08 - Есть ещё один вопрос, он звучит так, вопрос не по сегодняшней теме: «Существуют ведические разные гимны, посвященные разным, различным дэватам, такие, как стотрам, кавачам, аштакам, сахасранам. Что это за гимны и чем они отличаются друг от друга? Например, Сурия-сахасранам и Сурия-аштакам или Раху-кавачам или Раху-стотрам. В каких случаях какие гимны лучше декларировать?» - Андрей прислал вопрос.

00:53:43 Ответ: Это просто разные названия, которые связаны, во-первых, с размерами. Такие вещи, как «аштакам», [неразборчиво] «астакам» обозначает восемь, т.е. «ашта». Т.е. «аштакам» - это молитва, состоящая из восьми стихов. так. Т.е. когда Вы видите окончание «-аштакам», это обозначает молитва, из восьми стихов состоящая. «Сахасранам», «сахасра» обозначает тысяча. Например, есть такие «Вишну-сахастранам» - тысяча имен Вишну., или Вы привели в примере «Сурия-сахастранам», это обозначает тысяча [неразборчиво] с размером, восемь стихов или тысяча имен. А что качается «кавачам», «кавачам», буквально слово обозначает броня, кольчуга, т.е. то, что защищает. Т.е. «кавачам» - это защитные мантры, защитные гимны, а «стотры» обозначают прославление, т.е. когда мы прославляем различных, так сказать, полубогов или Верховного Господа, «стотры». Т.е. вот это просто различная терминология. Ну и то, что Вы привели, тут скажем там, «Сурия-аштакам», «Сурия-сахасранам» – это просто разные размеры, или там «Раху-кавачам» или «Раху-стотрам». «Раху-стотрам» – это прославление раху, «Раху-кавачам» – это защита, так сказать, от влияния Раху, ит.д., в таком ключе. Еще какие-то вопросы есть?

00:55:21 - Да вот вопросов больше нет, вопросы истекли на данный момент, наши радиослушатели просто слушали и на почту нам тоже письма пока больше не поступали. Но я думаю, что на этом можно завершить передачу, зная, что у Вас уже достаточно много времени во Владивостоке и Вам пора ехать до дому.
- Да, хорошо, до следующей встречи.
- Спасибо большое, до новых встреч на волнах Аюррведа - радио.
- До свидания.
- До свидания.
- Уважаемые радиослушатели, вы продолжаете слушать Аюрведа – радио. Простите нас, пожалуйста, за технические неувязочки, но, тем не менее, радио в процессе становления все лучше и лучше, я думаю, вы простите нас.

транскрибирование: Марина Лукоянова | Ижевск | Россия | 22 August 2011