О Гададхаре Пандите

27 August 2010
День явления Гададхара Пандита. Почему Гададхар Пандит сравнивается с царицей Рукмини? В каком настроении нужно читать Шримад Бхагаватам, чтобы она открылась вам? Что значит «духовный поток»? Чем особенны моменты просветления? Просветление имеет градации. Как без наставника понять свой священный долг? Что такое благословение духовного учителя и что такое вера в благословение духовного учителя? Почему Нарада отругал Вьясу после того, как он написал все веды? Могущественная сила мига просветления. Как человек может достичь чистой преданности? Подлинный преданный дружелюбен со всеми. Женская природа - это самопожертвование.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:55:10 | качество: mp3 128kB/s 105 Mb | прослушано: 140 | скачано: 286 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:08 Госвами Махарадж говорит, - Я приветствую всех старых и новых друзей, также всех наших бейби, новорожденных в процессах фестивалей. Можно сказать, что, таким образом, множество новых преданных было явлено на свет. … Принеси… водички принеси, Гаура, Махараджу. И Махарадж говорит, что было бы хорошо, если бы кто-то мог задать какие-то вопросы.

День явления Гададхара Пандита

00:00:54 (Вопрос) Сегодня день явления Гададхара Пандита. Пожалуйста, если можете, просветите нас хари-катхой о Нем.
(Ответ) Прославить положение Гададхара Пандита невозможно для столь несовершенных обусловленных душ материального мира, такими, какими являемся мы. Но мы слышали о Его славе от Шрилы Гуру Махараджа. Когда такой великий святой, как Шрила Санатана Госвами писал о спутниках Шри Чайтаньи Махапрабху, чтобы показать насколько высоки эти личности, он говорил, - Кто я такой? Простой смертный этого мира. И как я могу описать их славу? И в частности, когда он это говорил, он имел в виду… это было неформальное выражение… он имел в виду цариц Двараки.

00:03:24 Описывая цариц Двараки, можно было сказать – одна царица была столь совершенна в одном искусстве, другая была совершенна в чем-то другом, третья обладала совершенством в чем-то третьем. И сам Санатана Госвами Прабху является самбандха-гьяна-ачарьем или учителем, который утверждает правильное понимание, наше правильное понимание. Таким образом, можно сравнить и понять, кто мы и какое положение занимают эти личности. На каком плане бытия находятся эти личности и где находимся мы. Но, тем не менее, он говорит о том, что некая божественная сила проходит через меня и движет моей рукой, поэтому я записываю эти откровения. Поэтому сам Шрила Шридхара Махарадж, когда он говорил о столь возвышенных темах, он очень часто молитвенно вспоминал имя Нитьянанды Прабху.

00:05:11 Он говорит о высшем мире и о тех самых возвышенных обитателях этого мира, но, тем не менее, зачем же он призывает имя Нитьянанды Прабху? Джай Шри Шри Гауранга Радха Мадхава Сундар ки - Джай! Но Шрила Нароттама дас Тхакура в своей поэзии объясняет, что без милости Нитьянанды Прабху наше соприкосновение с концепциями Cознания Кришны невозможно. Таким образом, Шрила Шридхар Махарадж трактовал своё поведение тем, что, когда он говорит о столь возвышенных сокровенных реалиях божественного мира, вполне возможно, что в своих богооткровениях он может каким-то образом оскорбительно… это может быть каким-то образом оскорбительно… слишком интимные части духовной жизни могут быть затронуты и поэтому он просит Нитьянанду Прабху, чтобы Нитьянанда Прабху устранил все эти несовершенства и то, что он говорит, принесло людям подлинное благо. Поэтому так же я молюсь лотосным стопам Шрилы Шридхара Махараджа, чтобы иметь возможность сказать какие-то слова об этой уникальной божественной личности, о которой описывают в этой санскритской поэзии, о Гададхаре Пандите.

00:07:51 Мы слышали, что Панча-Таттва или спутники Шри Чайтаньи Махапрабху являются инкарнациями божественных личностей, такие как: Нитьянанда Прабху занимает положение Баладева, Адвайта – это Маха Вишну, Гададхар – это Радхарани, а Нарада Муни – это Шринивас Тхакур. В Шри Чайтанья Чаритамрите объясняется положение… Шри Чайтанья Махапрабху, сказано, есть не кто иной, как Кришна и олицетворение Радхарани. Шьямасундар, Кришна, который окутан эмоциями, чувством к Шримати Радхарани, становится Гоура Сундаром, золотым Сундаром.

Почему Гададхар Пандит сравнивается с царицей Рукмини?

00:09:25 Но так же мы найдем, что уникальным образом положение Гададхара Прабху будет сравнено автором Шри Чайтанья Чаритамриты с положением царицы Рукмини. Но для эксперта может возникнуть некая патологическая дилемма или … Поскольку в мире Вриндавана мы увидим, что сердце… любовь сердца выше ума, выше интеллекта. Но в Двараке интеллект, разум выше сердца. Поэтому во Вриндаване Радхарани занимает высшее положение, а Чандравали занимает второстепенное положение. Но когда те же самые личности трансформируются в другой план бытия, то Сатьябхама становится… то Радхарани трансформируется в Двараке как Сатьябхама, а Чандравали – как Рукмини.

00:11:22 Но уникальным образом, здесь, в Чайтанья Чаритамрите автор сравнивает Гададхара Пандита с Рукмини. И Шрила Гуру Махарадж в своем божественном объяснении гармонизировал это, как казалось бы… противоречие. Он сказал, что Гауранга Махапрабху обладает… Он принял умонастроение и чувства Радхарани. Шрила Рупа Госвами в своей Чайтаньяштаке, в этой санскритской поэзии просит, обращается, чтобы получить высшее откровение, чтобы получить особое понимание всего этого. Объясняется, что во Вриндаване существуют миллиарды, биллионы Враджа гопи, но среди всего этого бесконечного количества гопи есть одна, преданность, которой затмевает их всех. И это Шримати Радхарани. Великое качество, чувство, которое затмевает все, именно это чувство похитил Кришна и принял к Себе. Он… этим самым Он захотел оценить, насладиться Ее положением. Таким образом, Кришна похитил сокровище Шримати Радхарани и стал Шри Чайтаньей Махапрабху, а то, что осталось от Неё инкарнировала как Гададхар Пандит.

00:14:41 И таким образом, он сказал, где бы это ни происходило, Гададхар Пандит должен был быть вместе с ними, Он должен был быть рядом. Как у похищенного человека украли что-то, и он ходит с мешком и пытается вернуть это обратно. Это Ее сокровище. Кришна, который похитил это сокровище, Он стал Гаурангой Махапрабху. Высшее позитивное начало принял высшее отрицательное умонастроение, чтобы найти и пережить Самого Себя. Но в данном случае Кришна принимает положение «терра инкогнито». Т.е. почему? Потому, что любовь Шримати Радхарани настолько высока и настолько безгранична, что до какой-то степени её не может постичь даже Сам Кришна. И поэтому когда Кришна обретает Ее умонастроение преданности, это становится феноменом даже для Самого Кришны, даже Сам Он не знает что от этого ожидать.

00:16:58 И когда Радхарани увидела этот план Кришны, чтобы пережить Ее эмоции, Она поняла, и сказала Ему, - Когда Ты пойдешь в этот мир, Ты не сможешь… от разлуки Ты не сможешь жить просто так… Ты будешь кататься по земле в переживаниях этой любви и поэтому Я должна буду окутать Тебя Собой, чтобы не допустить этого. Таким образом, так же как Лалита Сакхи является ассистентом Радхарани во Вриндаване, так же и в Чайтанья лиле Сваруп Дамодар занимает положение близкого спутника и помощника Гауранги. Когда Она чувствует разлуку с Кришной, он знает, каким образом эта разлука может быть погашена. Сегодня мы говорили между собой о книге, которую написал Бхактивинода Тхакур, она называется Бхагавад Арка Мричмала. В основе создания этой книги лежит некая мистическая история, что когда Бхактивинод Тхакур медитировал… глубоко медитировал на Шримад Бхагаватам, вдруг в какой-то момент явился Сваруп Дамодар, спутник Шри Чайтаньи Махапрабху. Это некое мистическое явление было, и он попросил его извлечь из Шримад Бхагаватам определённое количество стихов и изложить их в определённом порядке.

00:19:55 Во вступлении к Шримад Бхагаватам, которое описывает безграничную славу Шримад Бхагаватам, упоминается, что после того, как Кришна закончил Свои земные игры и трансформировался в план вечного божественного бытия, тьма поглотит Землю, но что может противостоять тьме? Только солнце, поэтому Шримад Бхагаватам, подобно лучам восходящего солнца… своими лучами рассеет всю тьму невежества. В Шримад Бхагаватам 18 тысяч стихов, и каждый из них подобен лучу. И тогда Сваруп Дамодар сказал Бхактивиноду Тхакуру, - Ты должен взять тысячу этих лучей, самых важных шлок. Таким образом, была явлена эта книга Бхагавад Арка Мричмала. И Шрила Гуру Махарадж… у него была задумка взять триста шлок и из этих… экстрагировать триста самых важных шлок… Но в этом воплощении он не смог исполнить это желание, но он написал часть вступления к этой работе. И один из этих стихов предназначался Гададхару Пандиту.

00:22:03 Сказано, что когда Шри Чайтанья Махапрабху переживал трансцендентную разлуку и Его сердце разрывалось от неё, то единственный кто, это Гададхар Пандит, который знал сердце… Его сердце и в этот момент, когда сердце желало слышать то или иное, он мог сказать ту или иную шлоку. И поскольку в его концепции эти триста шлок должны быть именно тем, что было в арсенале Гададхара Пандита, он начал свой литературный труд с того, что написал поэзию, прославляющую Его. Сказано, что на лазурном берегу океана сидит Гауранга Махапрабху, Он преисполнен чувства божественной разлуки и любви и Его окружают самые близкие спутники и боль разлуки такова, что в каждый момент Он может расстаться с жизнью. И смерть это одна из форм разлуки. И сказано, что кто-то понес великую утрату, он не в состоянии жить больше, иногда чтобы облегчить сердце, боль его сердца, кто-то может принести ему интоксикацию, вино, чтобы залить свою разлуку и горе. И также Гададхар Пандит… Но в этом случае какова будет интоксикация? Каково будет вино? Бхагаватам катха.

00:25:20 И когда Гададхар Пандит говорил о… читал эти стихи Махапрабху, слезы текли из Его глаз и казалось, что из Его прекрасных лотосных глаз, подобных цветам, капают слезы…подобно цветам. И они смывают строки Шримад Бхагаватам. И далее стихи говорят о том, что этому самому высшему из всех, я приношу своё поклонение. Т.е. той преданности, которая олицетворяет эта личность, пускай она станет источником моего поклонения. Сегодня Его день явления, Гададхара Пандита, поэтому Махарадж сказал, что он очень удачлив, что может прославить его в этот день.

В каком настроении нужно читать Шримад Бхагаватам, чтобы она открылась вам?

00:27:07 (Вопрос) Сейчас речь шла о Шримад Бхагаватам и я не помню кто, но на нама-хатте я слышал такой разговор, что учителя нашей линии не рекомендуют нам читать Шримад Бхагаватам выше… дальше третьей песни. Правда ли это?
(Ответ) Махарадж говорит, что, - Я не думаю, что это до конца аккуратно, т.е. правильно то, что ты сказал. Есть те части Шримад Бхагаватам, которые были нашими учителями экстрагированы, представлены нам для изучения. Т.е. наши учителя не хотели, чтобы кто-то сам без экспертизы пытался сам проникнуть в Шримад Бхагаватам, но если ты соприкоснешься с учением наших учителей в определённом умонастроении, тебе откроются именно те части Шримад Бхагаватам, о которых они говорят, которые они являют. И если сказать очень общими словами, это вступление к Шримад Бхагаватам в первой части, Нарада, наставляющий Вьясу, молитвы Кунти, инструкции Шукадевы во второй части Шримад Бхагаватам Парикшиту Махараджу. Третья часть – наставления Капиладевы Своей матери Девахути. 4-ая часть – наставления Махараджа Дхрувы, 5-ая песнь – поучения Ришабхадевы, в 6-ой песни – история Аджамилы, в 7-ой части – наставления Прахлады, явление Ваманадевы, история слона Гадженды, в 9-ой песни – история Амбаришы и Дурвасы, 10-ая песнь, где она начинается – Кришна лила, 11-ая песнь Шримад Бхагаватам – в которой явлена Уддхава Гита, и 12-ая песнь – предсказания Кали Юги и заключение. Я не сказал все, но я прошел по тем частям, которые важны для нашего изучения.

00:31:18 Сам Шрила Шридхара Махарадж часто обращался к словами профессора Саньяла, одного из таких ярких учеников Гаудия Матха. Он был сам великим ученым и он был председателем экзаменационной комиссии, которая аттестовала профессура. И заключения этого ученого были очень простые, он сказал, - Если я изучаю Бхагаватам под руководством Гуру, вайшнавов, с благословением, возможно, это принесет какое-то духовное благо, но если я сам из своего интереса, какого-то мирского… начну пролистывать Шримад Бхагаватам, то скорее всего это будет карма-канда, а может даже викарма - я совершу оскорбление.

00:32:37 Есть такая история об одном так сказать профессиональном чтеце Бхагаватам, который очень хотел, чтобы его чтение услышал великий вайшнавский святой Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж. Он думал, - Если я смогу похвастаться, что я ему читал Шримад Бхагаватам, то это прибавит мне прибыли. После того, как его лекция по Шримад Бхагаватам закончилась и он ушел, и тогда Бабаджи Махарадж поднялся и сказал: «Срочно принесите коровий навоз и мочу и помойте после этого человека место». И все были шокированы. И шокированы потому, что сказано, что Шримад Бхагаватам дает просветление всем во время века Кали. Сказано, что где бы он ни происходил, всё очищается: тот, кто воспевает Шримад Бхагаватам очищается, тот, кто слышит Шримад Бхагаватам очищается, вся местность очищается и т.д. Почему Бабаджи Махарадж сказал:«Уберите это место срочно». Ведь мы только что слышали всеочищающий Бхагаватам?

00:34:35 Но Бабаджи Махарадж сказал, - Неужели вы слышали Бхагаватам на этом месте. Всё, что я слышал из этого человека, только одно, он говорил – Деньги! Деньги! Деньги! Тогда вопрос: что же есть Шримад Бхагаватам? Какой-то простодушный человек может сказать, - Ну как же? Я же там лично присутствовал, я не услышал ни разу слова деньги; всё, что увидел – это четкое и подробное чтение Священного Писания. И этот человек так убедительно это читал. Но сказано, что… В самом писании сказано, что всё, что в этом писании есть, оно лишено несовершенства и оно открывается только тем, кто лишен тенденции к обману. Или каковы мотивы того, кто соприкасается с Шримад Бхагаватам? Т.е. отсюда понятно, почему под руководством Гуру или вайшнава это может быть что-то связанное с преданностью. Не из-за того, что у нас есть любопытство или из-за каких-то низких целей. Потому что эта книга представляет реальность, а не какую-то книгу. Т.е. это реальность, которая являет себя нам в форме книги или пассивная презентация потока духовного сознания.

00:37:22 Одно из известных слов, которые упомянуты в Бхагаватам называется адхокшаджах. Т.е. это обозначает то, что этот поток может только снизойти из высшего плана бытия и явить себя. Поэтому можно понять разницу между преданностью и академичностью, реальностью и иллюзией. Таким образом, что мы хотим? Подлинное что-то.

Что значит «духовный поток»?

00:38:41 (Вопрос) Т.е. я задал вопрос, как нам правильно понимать между подлинной преданностью и знанием, знанием имеется в виду гьяна, санскритская терминология и Махарадж говорит, что сам Бхагаватам говорит о том, что само знание является скорлупой, а не источником, не плодом. И молитвы Господа Брахмы, которые в той же книге, в 10-ой песни упоминаются. Как… там сравнивается как рис и шелуха. Мы знаем, да… что такое шелушенная… шелуха после ударов молота, жерновов, рисинки вылетают и остается лишь шелуха, поверхностная часть. Т.е. интеллектуальный подход или попытка утвердиться в мире гьяны, так называемого материалистического знания, это все равно, что попытка выбить зерно из шелухи, где его нет. Т.е. субстанция уже где-то в другом месте.

00:42:08 И соответственно, в связи с этим, я задал Махараджу вопрос,
- Каким образом для нас, для обыкновенных людей (может быть мы не всегда можем находиться вместе с Гуру и т.д) каким образом для нас эти писания будут открыты? Мало того, что книги, которые у нас есть также являются, можно сказать, квинтэссенцией Шримад Бхагаватам.
Махарадж ответил, что прежде чем мы начинаем изучение этих книг, то мы по сути дела покланяемся этим книгам. В буквальном смысле перед тем, как Бхагаватам или другие священные писания изучают, им предлагают цветы и благовония. В данном смысле суть какова? Того, что это высшая духовная знание, а не книга, просто оно явлено перед нами, т.е. это живое знание, но оно явлено перед нами в статической форме книги и в зависимости от того, в каком умонастроении мы относимся к этому знанию, соответствующе, настолько эта книга может раскрыться для нас. И следует понять, что эта философия имеет некие грани или некую структуру. Таким образом, мы советуем подойти к Гуру. Т.е. соприкосновение с Гуру… нам писания говорят, что пранипат, парипрашна севая – мы можем получить только подлинное благо от Гуру в умонастроении служения, слушания, самопридания. Когда мы говорим о том, что такое Гуру, мы также понимаем, что Гуру это также тот, или то, что является с того плана бытия. Соответственно всё, что является в той или иной форме отражением Гуру или представлением Гуру, как священные писания, книги и т.д., к этому ко всему нужно относиться в определённом умонастроении.

00:45:17 Т.е. мы живем в мире потребления, мире эксплуатации и будет глупо думать, что мы сможем эти тенденции эксплуатации, потребления и потребительства перенести на план духовного потока и получить какое-то благо от этого, поэтому это слово парипрашна на санскрите обозначает – оставить, отбросить умонастроение эксплуатации и наоборот принять противоположное этому умонастроение служения и тогда в этом умонастроении этот мир может явить нам себя. Т.е. духовный поток это не времяпрепровождение или развлечение. Как бы благородно это ни звучало, но я не имею право эксплуатировать этого или использовать это для своего личного достижения. Это знание не находится здесь для того, чтобы оно служило мне. И противоположность этому другое умонастроение – я предлагаю себя в жертву, я приношу себя служению истине. Поэтому слово парипрашна также обозначает вопрошение, необходимое для твоего служения, не какое-то любопытство или попытка накопить знание.

Чем особенны моменты просветления?

00:48:07 Я задал Махараджу вопрос, - Исходя из того, что вы говорите, наш логический вывод, что вполне возможно, что всё, что мы делали в прошлом не является духовной жизнью. Это могло быть попыткой либо знания, гьяны, либо обретения плодов какой-то деятельности или благочестивых реакций, кармы. Таким образом, например, какой-то человек занят работой, предположим, бизнесмен, но в какой-то момент он прозревает, что вся его деятельность просто корыстна и например, результаты своего труда, какие-то деньги или сельскохозяйственные продукты в какой-то момент он, чтобы очистить своё сознание бескорыстно начинает предлагать высшему. Таким образом, можно сказать, что эти продукты являются продуктами его деятельности, его работы и значит, что его прошлая деятельность, его прошлое в процессе этого также гармонизировалось и вопрос отсюда состоит в том, что как делать нам, если мы поняли, что все, чем мы занимались не было подлинным, то как нам это трансформировать в духовное?
И Махарадж сказал, что соприкосновение с этим приводит в гармонию все. В этом то и есть уникальность духовного. И можно сказать даже так, что в какой-то момент человек может понять, что всю свою жизнь я зарабатывал деньги, я не просто делал это корыстно, а на самом деле, все мои попытки обрести благо от этого, закончились провалом – я не только не получил благо от этих средств, мало того, эти средства стали причиной моего порабощения, моего страдания.

00:50:30 В этой поэзии сказано, что я использовал свои чувства всю свою жизнь бестолку. Оказалось так, что чувства всегда были господами, а я всегда занимал положение раба. Что бы мои чувства ни потребовали от меня, я тут же подобно рабу пытался исполнить и мои чувства не дали мне передыху ни на одну секунду. Но, сказано, теперь моё духовное понимание проснулось и теперь я больше уже не становлюсь рабом своих чувств. И далее говорится о том, каким образом он направляет свой разум на восприятие Cознания Кришны или Кришна концепцию. И если говорить более конкретно, это та идея Cознания Кришны, которую явил Махапрабху.

00:52:07 И в этом смысле Шрила Шридхара Махарадж говорит о том, что если ты обрел подлинную связь с этим, таким образом твоё будущее полностью соприкоснется с твоим прошлым. И он упомянул поэзию Васудевы Гоша. И в этой поэзии Васудевы Гоша говорится о том, что если бы Махапрабху не явился бы в этом мире, то какой бы смысл был всему существованию? Почему? Потому, что через Гаурангу Махапрабху мы смогли узнать о славе Шримати Радхарани и осознать свой упущенный потенциал в сознании Кришны в божественном мире. А также мы смогли познать грани божественной любви. Это наполнило нашу жизнь смыслом и пробудило чувство… пробудило нашу божественную перспективу и то, что мы сможем когда-то быть удовлетворены. И Васудев Гош, поскольку он является подлинной духовной личностью, он не может представить жизнь без этого, он не может представить жизнь без Cознания Кришны и без Махапрабху.

00:54:27 Но он говорит, что, - Я также знаю, что какое-то время в этом мире ты жил без духовной жизни, без Cознания Кришны. Но оправдать твоё материалистическое существование может лишь только та идея, что когда ты жил, ты надеялся о том, что когда-то в одной из жизней ты обретешь связь с этим - и если это так, тогда твоя жизнь имела хоть какой-то смысл. И есть такая стадия, которой достигает человек, когда он на самом деле осознает, что никогда в жизни у меня не было такого момента, что я был лишен поиска Кришны, скорее наоборот – все моё бытие состояло в том, что я всегда искал, искал, искал. Я не знал что я искал, но теперь я понял, Кого я искал всю жизнь.

00:56:11 (Вопрос) Что было создано Кришной вперед, или эго, или гуны природы?
(Ответ) Шрила Шридхар Махарадж объяснил нам идею творения. Мы знаем, что есть такое представление как махат таттва и есть такое явление как пракрити. Пракрити или природа… её можно сравнить с материнским лоном, а махат таттва это некий эмбрион сознания, т.е. зарождения сознания в природе.
(из зала) Был уже вопрос. Задавали вопрос. Спрашивает, какой у меня вопрос…

Просветление имеет градации

00:57:47 (Вопрос) Скажите, общались ли вы с людьми, достигшими просветления и много ли таких людей?
(Ответ) Он говорит, что в целом, достигших просветления не может быть много, но я встретил в своей жизни троих. Но когда мы говорим о просветлении, просветление также имеет свои градации. Настолько, насколько Кришна может явить Себя, настолько мы можем знать о Нем. Безграничное может явить себя ограниченному живому существу и оно осознает нашу потребность к осознанию, просветлению, но это должно быть построено гармонично на внутренней потребности человека, или другими словами, на стремлении к достижению истины. Не любопытство, или другие подспудные мотивы. Высший мир не может стать объектом нашего опыта. Он суперсубъективен, иными словами, он выше, чем мы и на самом деле, мы являемся объектами его изучения. Это обратный разворот, обратная точка зрения, она полностью противоположна западному мышлению.

01:00:14 Здесь в нашем мире что является высшим образованием? Т.е. тот, кто образован, тот получает экономическое благо. Т.е. в этом суть образования. Т.е. общая идея – в том, что знание тебя прокормит и это принцип. Мы не говорим сейчас о тех, кто стремятся… Но восточное мировоззрение обратное – предложить себя во слуги, в служение высшему знанию. Не попытаться достичь знания овладеть им, держать его под собственным контролем и использовать его для собственного блага.

Как без наставника понять свой священный долг?

01:01:19 (Вопрос) У меня вопрос касается… когда Арджуна отказался участвовать в битве, он привел некий моральный аргумент, по каким причинам он отказался это сделать и я с этим аргументом был согласен, но когда Кришна объяснил ему Свои духовные [неразборчиво] аргументы, Он сказал, - Ты просто должен участвовать в битве, у меня возник вопрос, - Когда я нахожусь в мире и занимаюсь мирскими делами, когда нет рядом духовного наставника, как мне определить свой святой долг? – Короче отделить корыстные мотивации, сентименты от потока истины…
(Ответ) Если говорить о самих себе, то не следует до конца себе доверять во всём и с другой стороны, Арджуна своим собственным выбором показывает истинный путь. И он также говорит о том, что, - Я пытаюсь вручить себя тебе, вручить себя в твоё руководство. Т.е. может быть сказано так, что я могу представить множество здравомыслящих идей о том, как кто-то должен действовать, но при всем при этом, всё это относительно. Мне нужен абсолютный путь, совершенный путь. И поскольку мне нужно совершенное решение, я снимаю его с себя, я передаю себя Тебе, тому, кто совершенен. Поэтому жду Твоего совета.

01:05:00 Т.е. наставник, опекун имеет гораздо больше интересов тем, кого он опекает, чем тот, кто находится под опекой. Это очень легко можно гармонизировать, когда мы видим детей. Часто мы видим, как взрослые вмешиваются в жизнь детей. Ребенок пытается совершить какую-то ошибку, которая приведет его к страданию, взрослый останавливает его и говорит, - Подожди, подожди, зачем ты пытаешься это сделать? Но ребенок говорит, - Нет, нет, мне так нравится. Как ребенок, находясь на своем уровне, со своей перспективы он видит определённые вещи, которые, как ему кажется, могут принести ему удовлетворение и он пытается совершить какие-то действия, которые очевидно ни к чему хорошему не приведут. Поэтому в этом то и есть задача, что… Мы не в состоянии зачастую принять правильных решений потому, что нам кажется, что в отличие от детей, мы взрослые, которые знают всё, что нужно и знают всё, что правильно. И мы думаем часто, что мы сами себе на уме. Но быть самому себе на уме это нереальная перспектива.

01:07:03 Т.е. независимого мышления. Все зависимы от культуры, социальной системы, образования. Т.е. каждый человек находится в полной зависимости от определённых внешних обстоятельств и с другой стороны следует также понять, что как бы нам ни казалось, каким бы мы материальным опытом и здравым смыслом мы ни обладаем в материальном мире, относительном, в духовном мы всего лишь навсего не более чем дети. Поэтому в этом смысле мы должны понять и оценить те советы, которые дают нам наши хранители. И каким образом это приходит к нам? В форме садху – святых, в форме шастр – священных писаний, и Гуру – учителя. А если это объяснить двумя словами, то явленная истина или те, кто в состоянии являть эту истину.

01:08:25 Таким образом, нам следует соприкоснуться с помощью тех, кто обладает способностью являть истину. Они могут показать нам, насколько это принесет нам благо в нашей жизни. И очевидно, что когда мы не всегда связаны с учителем, когда он находится где-то вдалеке, мы всегда можем посоветоваться с какими-то преданными практикующими, которые обладают опытом, которых учитель определил как более опытных, чем мы в духовной жизни.

01:09:37 (Вопрос) А разве не было предложено Арджуне делать то же самое, но только с измененным состоянием сознания?
(Ответ) Т.е. в общих словах да. Т.е. в целом, начиная от того, что он был зациклен на себе, он стал… его внимание сконцентрировалось на божественном центре. Он покончил с эгоистичным корыстным интересом, и стал действовать как инструмент божественной воли. Но также следует понять, что это не какое-то поверхностное или легковесное решение, которое каждый человек может совершить без помощи свыше и легко себя изменить.

01:11:18 Есть масса фундаменталистов в разных религиях, людей, которые с кулаком у трибуны утверждают, что они говорят с Богом, а Бог им отвечает, т.е. что они постоянно находятся в контакте с Богом. Поэтому есть садху, шастры, гуру, чтобы понять, что что-то, что мы переживаем внутри имеет… до какой степени это имеет подлинную природу. Поскольку зачастую в нас существует также голос собственных воображений. Мы находимся под влиянием также ума. И когда мы говорим о том, что, как Шрила Гуру Махарадж сказал об Арджуне, естественно, будучи воином, Арджуна должен был встать и исполнять свой долг. Но в случае беседы Арджуны и Уддхавы, заключение Уддхавы было – оставить этот мир и отречься. Т.е. очевидно, что что необходимо может быть определено необходимостью служения того или иного преданного.

Что такое благословение духовного учителя и что такое вера в благословение духовного учителя?

01:13:05 (Вопрос) Махарадж, скажите, пожалуйста, что такое благословение духовного учителя и что такое вера в благословение духовного учителя?
(Ответ) Шри Чайтанья Махапрабху обычно говорил следующее: Благословение учителя в целом состоит в том, что он желает своему ученику прогрессировать в духовной жизни, в сознании Кришны. Прогресс обозначает, что мисконцепция постепенно трансформируется в Кришна концепцию. В своей поэзии Шрила Бхактивинод Тхакур говорит об умонастроении ученика: подлинный ученик обращается к Гуру и говорит ему, - На самом деле, учитель если ты посмотришь на меня, взглянешь вглубь меня, ты увидишь, что я не обладаю никакими качествами, я несовершенен, но я верю в то, что твоя милость способна сделать из меня совершенного. Я понимаю, что благодаря твоей милости, невозможное возможно. Т.е. очевидно из этого понять, что благословение Гуру не состоит в том, что кто-то независимо от кого-то начинает прогрессировать, а то что подлинное Cознание Кришны является неким даром свыше. Сказано, что во время служения подлинному вайшнаву, их преданность может быть как вознаграждение, как дар свыше явиться в нашем сердце.

01:16:11 Сказано, что бхакти и лишь только бхакти может дать бхакти. Бхакти рождает бхакти. Ничто не может дать другое бхакти. Бхакти может быть обретено лишь только от того, кто обладает им. Каким образом мы можем его обрести? Через служение тем, кто им обладает. Тогда это явится как дар свыше в сердце. Такова система. В этой поэзии говорится, что я хотел бы стать слугой слуги слуги слуги слуги Кришны. И Шрила Шридхара Махарадж сказал, что это не простой слоган, это не простой лозунг или высказывание. В этом высказывании заложена глубокая философская суть. Как, например, когда Шрила Бхактивинод… Когда Шрила Бхактивинод Тхакур написал поэзию Шаранагати, его песни о самопредании, и в конце этой поэзии он написал, что все эти песни собраны Бхактивинодом, который не более, чем подметальщик во дворе нама-хатты, или места для воспевания Нитьянанды Прабху. Подметальщик, какова его функция? Все нечистое, всё, что он увидит, он должен смести и очистить место. Таким образом, в своей поэзии, в конце он объявляет себя, - Я всего лишь навсего тот, кто расчистил… не более, чем подметальщик. Но другой великий учитель, который был после него Шрила Сарасвати Тхакур сказал, - Если мой учитель является подметальщиком, то я бы хотел стать соломиной, хотя бы хворостиной в его метле.

01:19:04 И в этом есть принцип подлинного смирения, в этом есть принцип подлинного служения. И это умонастроение, которое является в основе всего здания преданности.
(Вопрос) [неразборчиво]

Почему Нарада отругал Вьясу после того, как он написал все веды?

01:21:21 (Ответ) Но принцип, о котором мы говорили заранее, остается всегда принципом, вечным принципом, когда высшее берется и используется для гармонизации чего-то низшего и тогда уже одно только это превращает это во что-то другое. Невозможно ни при каких условиях, чтобы субъективное стало слугой объективного. Есть такое выражение, что глас народный это глас Божий, но это не так. И именно в этом случае Нарада отругал Вьяса, Ведавьяса. Нарада сказал Вьясе, - Записав все Веды, ты дал людям шанс, чтобы религия использовалась людьми для своих низших целей, чтобы благодаря религии они развивали свои материальные наслаждения. Т.е. он сказал, что, на самом деле, ты предложил диету тем, кто уже смертельно болен. Т.е. идея в том, что люди этого мира заражены...А сам Бхагаватам это средство, это лекарство от хридрогам - болезней сердца. И это не средство, которое используется для сердца, для поддержания больного сердца, для его излечения...

01:23:59 (Вопрос) Т.е. иными словами, насколько я понял, я спросил Махараджа, что, в целом, вся мирская религия, максимум к чему она может привести человека, это к тому, что он будет жить в этом материальном мире успешно. И тогда Нарада, ругая Вьяса, сказал, - Что ты натворил? Ты дал религию, благодаря которой люди этого мира захотят утвердиться здесь, в этом материальном мире. Кто же оставит этот материальный мир? Но в противоположность этому, религия Бхагаватам предназначена для того, чтобы разорвать все привязанности с этим материальным миром, чтобы разрубить все те нити, которые привязали живое существо к миру материи.

01:25:10 Вместо того, чтобы реализовывать свои нереализованные… массу нереализованных желаний, - Я хочу то, хочу это, хочу так… Когда нити отрублены появляется только одно желание, - Я хочу служить Кришне. Т.е. весь мой потенциал будет реализован лишь только тогда, когда я смогу употребить себя для служения, пожертвовать собой для служения высшему, а не когда в противоположность этому, я буду эксплуатировать окружающее. И сказано, что такое потребительское умонастроение, в целом, это приоритет животных. Но в целом, Шрила Прабхупада сказал, - Современный человек перешел из человека в просто более развитое животное, в такое sophisticated животное, которое очень извращенными, изощренными методами исполняет самые низшие животные потребности.

Могущественная сила мига просветления

01:27:03 И я сказал Махараджу, - Из этого можно сделать следующий вывод, что не смотря на то, что мы соприкоснулись каким-то образом с сознанием Кришны, мы можем честно сказать, что мы по-прежнему находимся в мире эксплуатации, потребления, а значит, что мы находимся в ложной религии, а значит мы не обрели ничего подлинного и Махарадж сказал, - Да, и Нарада об этом тоже сказал.
Он сказал, что не смотря на все это, есть те, кто оставляют все и принимают Cознание Кришны, но позже всё равно деградируют. Но Кришна – реальность и у этих людей была какая-то ежесекундная связь с реальностью. Они были в иллюзии, в мире мисконцепции. В какой-то момент в их жизни произошло озарение и на какую-то секунду они соприкоснулись с чем-то подлинным. Сказано, что если даже после секундного озарения они пали в мисконцепцию, что же они потеряли? Но с одной стороны, можно сказать, что они ничего и не потеряли. И вопрос состоит в том, - что же они потеряли, или они все-таки что-то приобрели? На какую-то секунду пробудившись ото сна, может даже не проснувшись до конца, они заснули опять, но тем не менее, это пробуждение это уже был какой-то шаг.

01:29:40 Т.е. казалось бы секундное пробуждение к реальности и как-бы погружение обратно в иллюзию, тем не менее, обладает уникальной природой – оно незабываемо. Поэтому в миллион следующих воплощений, ты всё равно будешь вынужден вспомнить это переживание и опять попытаться подняться. Т.е. с учетом того, что может быть мы биллиарды вселенных прошли, рождались уже биллионы и миллиарды жизней, вдруг, получив некую связь с чем-то подлинным, тем не менее мы может быть чем-то там не удовлетворены на поверхностном плане, но насколько поверхностно рассуждать об этом таким образом.

01:30:57 Можно сказать, что сейчас 60-ая годовщина победы войны и есть люди, которые очевидно пожертвовали своими жизнями, чтобы был день победы. Т.е. пожертвовали собой не на шутку, а подлинно. Они не дожили до мира, они не смогли пережить мир, но эти люди подумали о том, что возможно, что мир это такое великое дело, что ради этого можно пожертвовать своей жизнью. Т.е. прошло 60 лет, но мы всё равно помним о них. Т.е. для того, кто осознает насколько великая… что такое подлинное великое Cознание Кришны… насколько он может осознать необходимость самопожертвования.

01:32:21 Во всем мире мы знаем множество борцов за свободу, людей, которые ради свободы готовы пожертвовать даже своей жизнью и если эти борцы за свободу, революционеры в процессе своей борьбы за свободу погибают, они погибают с радостным сердцем, зная, что они погибают ради высшей цели. Тогда насколько же ценна идея Cознания Кришны, о которой мы сейчас говорим. Она безгранична… нет возможности осознать её ценность, поскольку когда мы говорим о сознании Кришны, само Безграничное, Сам Бог нисходит под опеку ограниченного. Такова сила любви души.

01:33:21 Как в этом мире мы видим многих ученых, которые заняты научным поиском, например кто-то из них ищет… Предположим, кто-то из них ищет лекарство от рака и каждую секунду тратят… Они получают образование, сидят с книгами, заканчивают аспирантуры и в конечном итоге достигают уровня учености, чтобы начать поиск нового лекарства. Т.е. в какой-то момент их окружающие могут сказать, - О, ты совсем зашился в своих научных поисках, ты бросил мать, детей, ты бросил близких, окружающих, друзей. Ты ищешь что-то… И кто-то может другой поднять трубку и сказать, - Но ведь ты ищешь, а никто же не нашел лекарство от рака еще. Вполне возможно, что ты теряешь свою жизнь впустую сейчас. Но подлинные искатели скажут, - Нет! Но тот, кто подлинный искатель этого лекарства от рака, скажет, - Нет, нет! На самом деле, я понимаю, что то, что я ищу, это настолько важно и настолько ценно для цивилизации для людей, что даже если я потрачу свою жизнь впустую, так и не найдя ничего, моя жизнь всё равно не прошла…

01:35:26 Так что же тогда говорить о том, когда человек посвящает своё бытие излечению от этой самой ужасной болезни сердца материального существования, материализма, которой страдает, заражено каждое живое существо в этом мире. Насколько благороден этот порыв. Таким образом, мы должны будем осознать, насколько подлинно, важно, ценно Cознание Кришны и в связи с этим для нас будет очевидным что такое самопожертвование.

Как человек может достичь чистой преданности?

01:37:08 Если у кого-то есть ещё вопросы? (Вопрос) Наш индийский преданный, Рам Сундар Прабху, который получил сегодня посвящение, из Индии, он спрашивает Махараджа, - Как вы можете сказать из вашего опыта, как человек может достичь чистой преданности и Махарадж говорит, что чистая преданность достигается в результате общения с чистыми преданными. Через высшее общение… общаясь с более совершенными личностями, мы прогрессируем, мы обретаем их качества. И принцип прогресса через общение на самом деле везде в мире присутствует. Т.е. у каждого человека есть его потенциал служения. Т.е. потенциал чистой преданности заключен в каждом, он есть в каждом. Это просто вопрос развития этого через общение, через служение. С другой стороны просто общение, поверхностное общение, без служения, без самопредания, не обладает подлинным благом.

01:39:50 И Падма Пурана в этой шлоке объясняет, что должно быть некое подлинное внутреннее умонастроение служения, желание совершать что-то. Только тогда, через это умонастроение мы можем обрести подлинное благо. Как в этой комнате очень много электрических приборов: свет, микрофон, камеры. Но каким образом все эти предметы функционируют? Благодаря электрическому потоку, который через них проходит. Всё, что окружает нас, оживает благодаря этому потоку электричества. Таким образом, также чтобы наша духовное бытие было озарено, должно быть некая энергия, некий поток и этот поток через служение, через самоотдание.

01:41:15 И однажды Шрилу Гуру Махараджа спросили… вопрос, - Мы поняли, что необходим некий голод. Как же можно обрести этот голод к духовному, эту потребность? И он сказал, тогда общайтесь с голодными и вы обретете голод, чувство голода. Т.е. может быть ты… твоё чувство голода притуплено, но если ты увидишь людей, которые с энтузиазмом обсуждают еду, чтобы сейчас поесть, то возможно тебе тоже захочется также соприкоснуться с чем-то… И ты можешь сказать, - До тех пор, пока я не встретил этих голодных, я ничего не чувствовал, но теперь с вами, ребята, я почувствовал, что просто умираю от голода. И Прабху говорит о том, что ведь в этом мире что-то бескорыстное это настолько редкое… бескорыстное служение, но Шрипад Госвами Махарадж говорит, что когда мы говорим слово служение, нужно понять, что это означает что-то, что абсолютно бескорыстно.

01:43:11 До этого мы обсуждали важные части Шримад Бхагаватам. И чистая преданность, шуддха бхакти явлена Прахладой Махараджем в 7-ой песни Шримад Бхагаватам. После того, как Нрисимхадев спас Прахладу Махараджа и предложил ему за его преданность вознаграждение, то сердце Прахлада Махараджа было задето. Он сказал, - О Господь, я не хотел бы думать, что я служил Тебе лишь только для того, чтобы получить какое-то вознаграждение от Тебя. Речь идет о чистой преданности. Без всякого ожидания какому-либо вознаграждению, или какой-либо корысти. Но мы можем признаться, что мы не можем назвать себя такими чистыми людьми, поэтому мы пытаемся помогать тем, кто обладает такими качествами больше, чем мы. И в этом смысле возврат для нас будет обретение этих качеств чистого бескорыстного служения.

Подлинный преданный дружелюбен со всеми

01:45:24 (Вопрос) (без перевода) Как зачастую, если мы бы попали в мир безумцев, если бы был мир, где все безумцы, но среди них был бы может быть один-два здравомыслящих. Т.е. масса людей… у них мания, и эта мания - их безумство состоит в том, что они считают, что в аду надо быть главным. Но здравомыслящие - те, кто здоровы, думают по-другому. Они двигаются, живут среди этих людей, страдающих манией, но их идея состоит в другом. Они говорят о том, что, на самом деле, нужно быть слугами в высшем мире бытия. Поэтому служение может быть только идеей тех, кто здоровы. Но когда мы говорим о безумцах этого мира, которые пытаются стать контролерами ада, следует быть очень аккуратными в отношении с ними. Не следует пытаться находиться в иллюзии и думать, что служение этим безумцам это и есть служение Богу.

01:47:33 (Вопрос) Он задает вопрос, что мы часто встречаемся с людьми и наше внешнее видение может быть обмануто. Как нам подлинно понять, кто этот человек безумец или… ?
(Ответ) В целом, опять же нужно понять, что подлинный преданный не критичен, а наоборот дружелюбен. Он настроен дружелюбно ко всем. По крайней мере, он дружелюбен к тем, кто не противостоит идеям Cознания Кришны. И соответственно, если кто-то высказывает свой негатив к идеям преданности, к идеям духовной жизни, безусловно, общение с такими людьми не принесет блага, кем бы этот человек ни был.

01:49:15 В Шримад Бхагаватам есть шлока, которая говорит о том, что оставить Гуру, учителя или родственника ради истины и у каждого есть пример… Даже Гуру на каком-то плане может быть отвергнут. И этот пример из Бхагаватам история отвержения Гуру, когда Бали Махарадж общается с Шукрачарьей. Вишну предстал в форме Ваманадева перед Бали Махараджем, но его Гуру, Шукрачарья говорит, - Нет, нет, не давай Ему ничего. Прахлад оставил своего отца-демона, родственника. А жены брахманов, йагьика-брахманов, которые совершали жертвоприношение, оставили своих мужей потому, что те не удовлетворили просьбу Кришны. Бибишана оставил своего демонического брата Равану. И много примеров.

Женская природа - это самопожертвование

01:51:02 (Вопрос) У меня два вопроса. Все мы души. Я видела своё прошлое воплощение, я была женщиной, была мужчиной. Есть ли шансы какие-то у женщины стать просветленной или ей нужно ждать следующего воплощения?
(Ответ) Хороший вопрос. Но если говорить о женщине, её природа имеет большие шансы, чем мужчина, если она посвятит себя подлинному проводнику. Поскольку женская природа - это самопожертвование. Высшие преданные, которым мы поклоняемся, обладают женской природой – это гопи Вриндавана.

01:52:19 (Вопрос) А высшие мужчины разве не той же природы?
(Ответ) Суть всего этого в самоотдании, в самопожертвовании. Т.е. сама идея Cознания Кришны - это наиболее самопожертвенная, это высшее самопожертвование в любви. Сказано, что Враджа гопи… в их примере заключается квинтэссенция самопожертвования, в этом мире нет ничего, что было бы равным или могло бы превзойти это. Т.е. вне зависимости, от того в какой внешней форме мы находимся в этом мире, в женской или в мужской, мы говорим о том плане, умонастроении самопожертвования, которое находится за пределом этого мира и к которому мы стремимся.

01:55:00 Я хочу воспользоваться этой возможностью поблагодарить Шрипада… Джай Шри Шри Гуру Гауранга Радха Мадхава Сундар ки – джай… поблагодарить…

транскрибирование: Александр Рыжов | Красноярск | Россия | 17 March 2012