Глава 5. Благоухающий святой показывает чудеса
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Разговор со странствующим садху
00:00:10 “Всему свое время, и время всякой вещи под небом”.
Эта мудрость Соломона меня не утешила. Я повсюду искал предназначенного мне гуру. Но пока я не окончил школу, наши пути не пересеклись.
00:00:27 Два года прошли со дня моего с Амаром побега в Гималаи, приблизив великий день, когда в моей жизни появился Шри Юктешвар. За это время я встречал многих мудрецов: “Благоухающего святого”, свами Тигра, Наджендру Нат Бхадури, учителя Махасая и известного бенгальского ученого Джагдиша Чандра Боса.
00:00:54 К моей встрече с “Благоухающим святым” было два “знамения”: одно - возвышенное, а другое - комическое.
– Бог прост. Все иное – сложно. Не ищи абсолютных ценностей в относительности мира природы.
00:01:12 Эти философские высказывания тихо проникали в ухо, когда я молча стоял в храме перед изображением Кали. Обернувшись, я оказался лицом к лицу с высоким человеком, чье одеяние, вернее его отсутствие, выдавало в нем странствующего садху.
00:01:32 – Воистину, вы проникли в путаницу моих мыслей, – приветливо улыбнулся я. – Смешение милостивого и ужасающего аспектов в природе, символизируемое Кали, ставило в тупик более мудрые головы, чем моя!
00:01:50 Традиционно, Кали изображают в виде женщины с четырьмя руками, одной ногой стоящей на спящем Боге Шиве, или бесконечном, поскольку природа или окружающий нас мир феноменов, берет начало в беспричинном духе. Четыре руки символизируют ее обязательные атрибуты, две творение Благ, две разрушения. В этом выражается сущностный дуализм материи или творения.
00:02:30 – Не многие разгадали Ее тайну! Добро и зло - это бросающая вызов, загадка, которую жизнь ставит перед всеми умами, подобно сфинксу. Никак не пытаясь разгадать её, многие платят за это жизнью - точно так же, как это было во времена Фив. Но вот то там, то тут возвышается одинокий Некто, отказывающийся сдаться перед этой загадкой, отбирая цельную истину единства у Майи.
00:03:02 Майя – это космическая иллюзия, двойственность, буквально - измеритель. Майя - это магическая сила творения, благодаря которой ограничения и разделения кажутся присутствующими в неизмеримом и неделимом. Эмерсон назвал одно из своих стихотворений Майя:
00:03:27 – Сплетая бесконечные узоры, не постижима иллюзия трудиться в ее пестрых картинках нет недостатка, тесня друг друга, закрывают, одна другую чародейка, которой верит человек, жаждущий быть обманутым.
00:03:50 – Вы говорите убедительно, господин.
– Я долго практиковал честный самоанализ - остро болезненный способ постижения истины. Исследование себя, неослабное наблюдение за собственными мыслями - это сильнейший и сокрушительный опыт. Он в порошок дробит самое стойкое эго. Но истинный самоанализ, творя провидцев, действует математически. Метод самовыражения, признания другим создает эгоцентристов, уверенных в праве на личные толкования Бога и вселенной.
00:04:30 – Истина смиренно удаляется перед такой высокомерной оригинальностью. – Беседа доставляла мне удовольствие. Садху продолжал:
– Человек не сможет понять вечных истин, пока не освободится от претензий. Человеческий ум, открытый для многовековой грязи, изобилует омерзительным скопищем уродливых мирских заблуждений. Бои на полях сражений бледнеют, в сравнении с тем моментом, когда человек впервые встречается с внутренними врагами! Это не смертельные противники, которых можно победить силой.
00:05:10 Вездесущий, неугомонный, преследующий человека даже во сне искусно оснащенные вредоносным оружием. Эти воины невежественных вожделений стремятся уничтожить нас всех - безрассуден человек, закапывающий идеалы, предаваясь уделу большинства. Может ли он не казаться немощным, тупым, бесчестным?
00:05:40 – Уважаемый господин, у вас нет никакого сострадания к сбитым с толку народным массам?
Мудрец на мгновение смолк, затем уклончиво ответил:
– Любить одновременно и незримого Бога - вместилище добродетелей, и зримого человека, явно не обладающего ничем, – часто затруднительно. Но искусность равносильна лабиринту. Самоанализ быстро раскрывает единство всех умов - прочное сродство эгоистических побуждений.
00:06:15 По крайней мере, уже в одном этом отношении обнаруживается братство человечества. Ошеломляющее смирение сопровождает это объединяющее всех открытие. Оно вызревает в сострадании к собратьям, слепым относительно целительных потенций души, ожидающей познания.
00:06:40 – Господин, святые всех времен, подобно вам, чувствовали горести мира.
– Только мелкий человек теряет ответственность за беды других, ограничившись рамками собственного сострадания - суровое лицо садху заметно смягчилось. – Тот, кто практикует рассечение собственной личности, познает расширение вселенского сострадания. Ему даруется освобождение от оглушающих требований эго. Любовь Господа расцветает на такой почве.
00:07:14 Создание в конце концов обращается к Творцу, если и не по иной причине, то хотя бы для того, чтобы вопросить с болью: “Почему, Господи, почему?” Через боль, под постыдными ударами бича человек, начинает наконец, приходит к Бесконечному Присутствию, красота которого только и должна привлекать его.
00:07:40 Мудрец и я находились в калькуттском храме Калигхат, куда я пришёл взглянуть на его прославленное великолепие.
Широким жестом мой случайный собеседник как бы обратил его в прах:
– Кирпичи и известь ни произносят никакой мелодии, сердце открывается лишь в ответ на человеческую песнь бытия.
Мы брели к манящему сиянию солнца в дверях, за которыми множество преданных сновали туда-сюда.
00:08:16 – Ты молод, – мудрец задумчиво оглядел меня. – Индия тоже молода. Древние риши оставили нетленные образы духовной жизни.
Риши – это пророки, провидцы; в бесконечно глубокой древности риши были авторами Вед.
00:08:34 Их изречения созвучны нашему времени и этой стране. Не устаревшие и неуязвимые перед ухищрениями материализма, дисциплинирующие наставления все еще сохраняют Индию. Тысячелетиями, гораздо дольше того, что указывают педантичные расчеты ученых, скептическое Время подтверждает ценность Вед! Прими же это наследие.
00:09:04 Когда я почтительно прощался с красноречивым садху, он сделал следующее предсказание:
– Сегодня, после ухода отсюда, ты столкнешься с необычным опытом.
Встреча со старым знакомым
00:09:17 Покинув окрестности храма, я бесцельно бродил, и завернув за угол, наткнулся на старого знакомого, одного из тех, чья способность поговорить пренебрегает понятием времени и объемлет вечность.
– Я тебя быстро отпущу, – пообещал он, – если ты мне расскажешь все, что произошло за 6 лет нашей разлуки.
– Вот парадокс! А я должен сейчас тебя оставить.
00:09:44 Но он схватил меня за руку, стараясь выдавить из меня новости. В голове промелькнула забавная мысль, что он напоминает голодного волка: чем больше я рассказываю, тем более жадно он вынюхивает новое. Про себя я молил богиню Кали изобрести приличный способ исчезнуть.
Мой собеседник внезапно ушел. Я вздохнул с облегчением и ускорил шаг, опасаясь рецидива горячки болтовни. Услышав сзади шаги, нагоняющие меня я пошел еще быстрее, не смея оглянуться. Но юноша одним прыжком настиг меня, игриво обняв за плечи.
00:10:22 – Я забыл сказать тебе о Гандха Баба, удостаивающем своим присутствием вон тот дом.
Гандха Баба - “Благоухающий святой”
– Познакомься с ним, он интересен. Ты можешь столкнуться с необычным опытом. Прощай. Указав на жилище в нескольких метрах от нас, он действительно меня оставил.
В доме «Благоухающего святого»
00:10:48 В уме мелькнуло предсказание садху в храме Калигхат, выраженное почти теми же словами. Явно заинтригованный, направился я к дому, где меня ввели в просторную гостиную. На толстом ковре оранжевого цвета сидело на восточный лад множество людей. До моих ушей донесся благоговейный шёпот:
– Вот на леопардовой шкуре Гандха Баба. Он может наделить всё не обладающее никаким запахом естественным ароматом любого цветка, оживить увядающий цветок или заставить кожу человека издавать восхитительный аромат.
00:11:32 Я посмотрел прямо на святого, и его быстрый взгляд остановился на мне. Он был полон, бородат, со смуглой кожей и большими ясными глазами.
– Сын мой, я рад тебя увидеть. Скажи, чего ты хочешь. Тебе, наверное, нравится какой-нибудь запах?
– Для чего? - Его вопрос показался мне несколько наивным.
– Чтобы испытать чудесное наслаждение благоуханиями.
00:12:01 – Заставляя Бога творить запахи?
– Что из того? Бог создает благоухания так или иначе.
– Да, но Он лепит для употребления хрупкие флаконы из лепестков, пока они свежи, когда же лепестки увядают - их выбрасывают. Вы можете материализовать цветы?
– Да. Но обычно я вызываю благоухания, мой маленький друг.
– Парфюмерные фабрики разорятся.
– Я позволю им заниматься своим ремеслом! Моей целью является демонстрация силы Бога.
00:12:37 – Господин, разве нужно доказывать Бога? Разве не творит Он чудеса всегда и везде?
– Да, но мы тоже должны проявлять некоторые из Его бесконечно разнообразных творческих замыслов.
00:12:52 – Сколько времени вам потребовалось, чтобы овладеть этим искусством?
– Двенадцать лет.
– На изготовление духов астральными средствами? Почтенный святой, мне кажется, вы потратили дюжину лет на ароматы, которые можно за несколько рупий приобрести в цветочном магазине.
00:13:09 – Ароматы увядают с цветами.
– Ароматы увядают со смертью. Почему я должен желать того, что нравится только телу?
– Мистер философ, ты мне нравишься. Ну-ка вытяни правую руку. – Он сделал жест благословения.
00:13:26 Я был в нескольких футах от Гандха Баба, никого другого не находилось настолько близко, чтобы прикоснуться ко мне. Я протянул руку, до которой йог даже не дотронулся.
– Какого запаха тебе хочется?
– Розы.
– Да будет так. К моему великому удивлению, из центра моей ладони повеяло сильным ароматом розы. Улыбаясь, я взял из стоящей вблизи вазы большой белый цветок не имевший запаха.
– Можно этот цветок пропитать запахом жасмина?
– Да будет так.
00:14:02 От лепестков мгновенно повеяло ароматом жасмина. Я поблагодарил чудотворца и сел рядом с одним из его учеников. Он сообщил мне, что Гандха Баба, настоящее имя которого было Вишудхананда, научился многим изумительным секретам от одного учителя в Тибете. Возраст тибетского учителя, превышал тысячу лет, уверял он меня.
00:14:31 – Его ученик, Гандха Баба, не всегда совершал романтические чудеса, столь просто и буквально, как ты сейчас видел, – ученик говорил с явной гордостью за учителя. – Его методы весьма разнообразны и соответствуют различным темпераментам. Он удивителен! Среди его последователей имеется много интеллигенции живущей в Калькутте.
00:14:56 Я решил не присоединяться к их числу. Гуру, слишком буквально удивительный, был мне не по вкусу. Вежливо поблагодарив Гандха Баба, я удалился, в направлении дома, раздумывая о трех разных неожиданных встречах этого дня.
00:15:13 В дверях нашего дома меня встретила Ума:
– Ты становишься довольно элегантным, пользуясь духами!
Не говоря ни слова, я предложил ей понюхать мою руку.
– Какой приятный, необычно сильный аромат розы!
00:15:29 Подумав, что он очень необычен, я тихо поднес к ее носу цветок с астральным запахом.
– О, я люблю жасмин! - Она взяла цветок. Забавное недоумение отразилось на ее лице, потянув несколько раз носом, она ощутила аромат жасмина от цветка, который вообще не должен иметь запаха. Её реакция рассеяла мои сомнения в том, что Гандха Баба, возможно, вызвал во мне состояние внушения, вследствие чего запахи мог ощущать только я.
Другое достижение Гандха Баба
00:16:06 Позже я услышал от одного приятеля, Алакананды, о другом достижении “Благоухающего святого”, мне бы хотелось, чтобы им обладали миллионы людей, умирающих от голода в Азии, а теперь и в Европе.
00:16:23 – Я находился в доме у Гандха Баба в Бурдване с сотней других гостей, – рассказывал он мне. – Был праздник. Поскольку этого йога считали способным материализовать предметы из воздуха, я в шутку попросил его произвести несколько мандаринов, сезон которых уже прошел. Тотчас же лючи, лежавшие на банановых листьях, стали вздуваться. В каждом хлебце оказалось по очищенному мандарину. С некоторой тревогой я надкусил свой мандарин, но нашел его восхитительным”.
00:16:58 Спустя годы я пришел к пониманию, того что Гандха Баба совершил материализацию. Метод этот, увы, находится вне сферы достижения голодных мирских масс. Различные раздражители, на которые у человека реагирует осязание, зрение, вкус, слух и обоняние, производятся благодаря вибрационным преобразованиям электронов и протонов. Вибрации в свою очередь, регулирующие праной - жизнетронами, тонкими жизненными силами, более тонкими, чем атомные, разумно заряженными пятью характерными чувствительными субстанциями идеями.
00:17:42 Гандха Баба, приводя себя в гармонию с пранической энергией, благодаря определённой йоговской технике, был в состоянии управлять жизнетронами, перестраивая их вибрационную структуру для получения желаемого результата.
00:18:00 Производимые им ароматы, фрукты и прочие чудеса фактически являлись материализациями космических вибраций, а не гипнотически вызванными внутренними ощущениями.
Чудеса французского химика
00:18:15 Не специалисты с трудом представляют широкие возможности науки XX века, изменения металлов и другие мечты алхимиков, осуществляются в научно-исследовательских центрах всего Мира каждый день. В 1928 году выдающийся французский химик [Джордеск Клауд] продемонстрировал в Фонтебло чудеса преобразования кислорода. Его волшебной палочкой был просто кислород, пузырящийся в трубке, лежавшей на столе. В сообщении Ассошиэйтед пресс говорится, что Клауд на научном заседании железо сделал похожим на мягкий шоколад и лишив цветы оттенков, придал им стеклоподобные свойства.
00:19:06 Господин Клауд объяснял, как преобразовывая кислород, можно превратить море в многие миллионы кДж живой энергии, как кипящая вода может не обжигать, как маленькие кучки песка можно превратить в сапфиры, рубины и топазы простым дуновением кислородной лампы, а также предсказал то время, когда станет возможной прогулка человека по дну океана без всякого оборудования.
00:19:46 В заключении, ученый поразил зрителей тем, что сделал их лица чёрными, ибо изъял красную составляющую солнечных лучей. Известный ученый получил жидкий кислород методом расширения, благодаря которому он мог разделять различные газы, входящие в состав воздуха и открыл множество способов применения в механике разницы температуры морской воды.
00:20:18 Гипноз применяется врачами при некоторых хирургических операциях как разновидность психического хлороформа для тех, кому анестезия может повредить. Однако, частое вхождение в гипнотической состояние вредно, его результатом является отрицательный эффект – проявляющийся в разрушении клеток мозга. Гипноз - это нарушение границ, посягательство на территорию сознания другого человека.
00:20:52 Изучение сознания западными психологами чаще всего ограничивается исследованием подсознания и душевных болезней, лечением которых занимается психиатрия и психология. Незначительное количество исследований посвящено происхождению и формированию обычных психических состояний и их эмоциональных и волевых выражений - истинно основной предмет, не игнорируемый индийской философией.
00:21:29 В системах санкхья и йога даются точные классификации различных связей, в обычных умственных модификациях и характерных функций буддхи (тонкого интеллекта), ахамкары (принцип эго) и манаса (ума, или сознание ощущения).
00:21:58 Временные достижения гипноза не имеют ничего общего с чудесами, совершаемыми людьми, обладающими божественным сознанием. Бодрствующие в Боге подлинные святые производят изменения в этом призрачном мире посредством воли, гармонично согласованной с Творческим Космическим Мечтателем.
00:22:26 Вселенная представлена в каждой из ее частичек. Все воспроизведено из одного невидимого материала. Мир вмещается в капле росы... Истинная доктрина вездесущности заключена в том, что Бог проявлен целиком и во мхе, и в паутине – писал Эмерсон в Вознаграждении.
00:22:55 Делать такие чудеса - как показывал “Благоухающий святой”, – эффектно, но духовно бесполезно. Добиться незначительной цели ради развлечения - это отклонения от серьезных исканий Бога.
00:23:10 Показное хвастовство необычными силами открыто осуждается учителями. Персидский мистик Абу Саид однажды высмеял факиров, кичившихся чудесным воздействием на воду, воздух и пространство: “Лягушка в воде тоже находится у себя дома! - с мягкой иронией указывал он. – Вороны и грифы легко летают в воздухе, дьявол одновременно пребывает на Востоке и на Западе!
00:23:43 Праведный человек - тот, кто остается праведным среди собратьев, кто покупает и продает, но тем не менее ни на миг не забывает о Боге!”
В другом случае великий персидский учитель так изложил взгляды на религиозную жизнь: “Выбросьте из головы все эгоистичные желания и амбиции и даруйте свободно то, что в руках, и никогда не отступайте от ударов напастей!”
00:24:13 Ни беспристрастный мудрец в храме Калигхат, ни обученный в Тибете йог не утолили моего стремления найти гуру. Сердце мое не нуждалось в наставнике, окруженным приверженцами, звучно гласящими “браво!”, или подобные возгласы редко исходят из тишины.
00:24:36 Когда я, наконец, встретил учителя, он обучал меня только величием примера, что и является истинной мерой настоящего человека!
00:24:50 “Покупать и продавать, но никогда не забывать о Боге!” Идеал состоит в том, чтобы рука и сердце действовали в гармоничном единстве. Некоторые писатели на Западе говорят, что цель индусов - робко устраниться от жизни, от общества, оставаться бездеятельными. Однако четырехступенный ведический план жизни человека хорошо сбалансирован для большинства. Первая половина жизни посвящена обучению и домашним обязанностям, вторая половина - практике созерцания и медитаций.
00:25:33 Чтобы укрепиться в истинном Я, необходимо уединение, но затем учителя возвращаются в мир, чтобы служить ему. Даже те святые, которые не заняты никакой внешней работой, вносят чистые вибрации через посредства своего разума, и это более драгоценный вклад в мир, чем тот, что может дать самая энергичная деятельность непосвященного человека.
00:26:04 Великие, каждый по-своему, часто наталкиваясь на горькое сопротивление, самоотверженно стараются вдохновить и поднять собратьев. Ни один религиозный или общественный идеал индуса не является просто отрицательным.
00:26:23 Ахимса - ненанесение вреда – в Махабхарате называется саколо дхармой, то есть совершенной добродетелью, которая является положительным предписанием, и заключается в том, что тот, кто не помогает другим, так или иначе вредит им.
Бхагавадгита 3 глава, стихи 4-8 указывает, что деятельность неотделима от самой природы человека. Лень - это просто “неправильная деятельность”.
00:27:00 Человек, отвергший действия, никогда не придет к не деянью:
ведь сама по себе отрешенность к совершенству его не приводит.
Три природой рожденные гуны понуждают всех тварей к деяньям.
Потому - человек ни мгновенья в не деянье пребыть не сможет...
Совершай неизбежное действие, оно лучше бездействия, Партха:
ведь и тело твое погибнет, коль от действий ты отрешишься.