Из чего складывается здоровье

29 December 2013
Почему человек должен стремиться к здоровью. 4 составляющих здоровья. Арогья – отсутствие болезней. Сукхам – удовлетворенность. Свастха – утвержденность в себе. Ананда – безграничное счастье, блаженство. Внешние причины болезней. Внутренние причины болезней. 1. Прагья-апаратха – неуважение к мудрости. 2. Асатмья индриатха сан йог – неправильное использование чувств. 3. Кала-паринама – неуважительное отношение ко времени. Столпы Аюрведы. О стихиях панча маха бхута. Ахара, вихара и аушадха. Правильное питание. Правильный образ жизни. 6 стадий развития болезней. Ответы на вопросы. В чем польза омовения водой и, в целом, водных процедур. Как определиться с работой по душе, и чтобы всё было по варнашраме? Как питаться в праздники
лекция для практикующих из раздела «Аюрведа» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:10:45 | качество: mp3 64kB/s 32 Mb | прослушано: 1300 | скачано: 703 | избрано: 48
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Ом Намо Бхагавате Васудевая!
Ом Намо Бхагавате Васудевая!
Ом Намо Бхагавате Васудевая!

00:00:30 Шримад-бхагаватам, песнь 1, глава 2 «Божественность и божественное служение», текст 10
कामस्य नेन्द्रियप्रीतिर्लाभो जीवेत यावता ।
जीवस्य तत्त्वजिज्ञासा नार्थो यश्चेह कर्मभि: ॥ १० ॥

kāmasya nendriya-prītir
lābho jīveta yāvatā
jīvasya tattva-jijñāsā
nārtho yaś ceha karmabhiḥ

00:00:59 Перевод: Желания человека не должны быть направлены на удовлетворение чувств. Следует желать лишь здоровой жизни, то есть самосохранения, ибо назначение человека — задавать вопросы об Абсолютной Истине. Ничто иное не должно быть целью его деятельности.

00:01:19 Комментарий Шрилы Прабхупады: Совершенно сбитая с толку материальная цивилизация движется в неверном направлении, сосредоточив свои усилия на удовлетворении чувств. Во всех сферах жизни такого общества конечной целью является удовлетворение чувств. В политике, общественной деятельности, альтруизме, филантропии и, наконец, в религии и даже в поисках спасения все тот же оттенок удовлетворения чувств начинает все более и более преобладать.

00:01:51 В сфере политики лидеры сражаются друг с другом ради удовлетворения своих чувств. Избиратели поклоняются так называемым лидерам лишь тогда, когда те обещают им чувственные удовольствия. А когда чувства избирателей не получают должного удовлетворения, лидеров свергают. Лидеры всегда разочаровывают своих избирателей, не удовлетворяя их чувств. То же самое происходит и во всех других сферах деятельности: никто не относится к жизненным проблемам серьезно.

00:02:17 Даже те, кто идет по пути спасения, стремятся слиться с Абсолютной Истиной и тем самым совершить духовное самоубийство ради удовлетворения своих чувств. Но в «Шримат Бхагаватам» говорится, что человек не должен жить ради удовлетворения своих чувств. Чувства можно удовлетворять, но лишь в той мере, в какой это необходимо для самосохранения, а не ради их наслаждения.

00:02:36 Поскольку тело состоит из чувств, требующих определенного удовлетворения, существуют предписания, которые регулируют удовлетворение чувств. Однако чувства не предназначены для неограниченного наслаждения. Так, например, брак, или союз мужчины и женщины, необходим для продолжения рода, а не для чувственных наслаждений.

00:02:54 Отсутствие добровольного воздержания влечет за собой необходимость пропагандировать планирование семьи, но глупым людям невдомек, что там, где люди заняты поиском Абсолютной Истины, планирование семьи осуществляется само собой.

00:03:09 Ищущих Абсолютную Истину не прельщают бессмысленные чувственные наслаждения, потому что те, кто серьезно занимается такими поисками, всегда поглощены исследованием Истины.Вот почему во всех сферах жизни поиск Абсолютной Истины должен быть конечной целью. Такая деятельность принесет человеку счастье, так как он меньше будет предаваться разнообразным чувственным удовольствиям. Что же такое Абсолютная Истина, объясняется в следующем стихе.

00:03:38 ом агьяна-тимирандхасйа
гьянанджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена
тасмаи шри-гураве намаха

00:03:46 шри-чаитанйа-мано-'бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам

00:03:55 ванчха калпа тарубьхьяш ча
крипа синдхубхья эва ча
патитанам паванебьхьо
вайшнавебхьо намо намах

00:04:04 Джая Шри-Кришна-Чайтанья, Прабху-Нитьянанда,
Шри-Адвайта, Гададхара, Шривасади, Гаура-Бхакта-Вринда

00:04:14 Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

00:04:25 намо ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате бхактиведанта-свамин ити намине
намасте сарасвате деве гаура-вани-прачарине
нирвишеша-шунйавади-пашчате-деша-тарине

00:04:37 Желания человека не должны быть направлены на удовлетворение чувств. Следует желать лишь здоровой жизни, то есть самосохранения, ибо назначение человека — задавать вопросы об Абсолютной Истине. Ничто иное не должно быть целью его деятельности.

Почему человек должен стремиться к здоровью

00:04:57 По многочисленным просьбам я решил поделиться с вами опытом того, что такое понимание здоровья с точки зрения Вед. Мы говорим об очень высокой философии, заоблачной философии, трансцендентной, о духовном мире, духовной реальности. Но на уровне бытия, духовной практике мы часто остаемся обычными материалистами, слишком трансцендентными. Трансцендентными правилами предписания, который в принципе никто не отменял.

00:05:44 Законы материальной жизни были, есть и будут, они регулируют отношения наши с этим миром, поэтому усвоив высшие идеалы, также неплохо усвоить и некоторые определенные практические правила предписания, которые облегчат путь к духовному совершенству.

00:06:07 Я специально выбрал этот стих из Шримат Бхагаватам, потому что здесь приводится определенная связь, указывается связь между высший нашей целью, духовной постижения абсолютной истины, возвращение к Кришне, и тем, что в материальном плане человек должен быть здоров. Поэтому в принципе не возбраняется искать самосохранение, здоровье, потому что это создаст нормальные условия для духовного развития. То есть это не самоцель, целью, является лишь средством на духовном пути.

00:06:41 Когда человек очень сильно болен, страдает, ему очень трудно сосредоточиться на чем-то, вообще, он даже на работу ходить не может, ему дают больничный лист, потому что тело нетрудоспособно, ум в таком состоянии, какой-то агонии или депрессия, то есть в сложном таком. То есть человек нетрудоспособен, сконцентрироваться трудно. То же самое и в духовном плане ему трудно это делать. Поэтому здоровье, внутреннее здоровье, внешние, оно является очень важной предпосылкой для нормального духовного развития.

00:07:12 Хотя есть в нашей, так сказать, российской среде такая очень странная пословицы, что в здоровом теле здоровый дух, я до сих пор не понял откуда она взялась вообще. То есть как отсутствие связи с сознанием, с пониманием причинно-следственной связи. То есть Веды дают нам прямо противоположную картину. Говорят, что здоровые души они даже тело не имеют, у них даже тела нет физического, а те которые приболели у них уже есть тела, но в этих телах тоже можно поддерживать некоторые так сказать состояние здоровья.

00:07:56 То есть когда мы видим душу в теле, это уже означает больная душа. Если вы увидели человека с такой большой круглой гирей на ноге, цепью привязанная к нему, это означает преступник, больше ничего это не означает, раньше такие гири приковывали, чтобы убежать не мог преступник. Точно также когда мы видим, что к душе приковано такое большое тело, это обозначает уже преступник, заключённый. Это обозначает, что тело само по себе так сильно сковывает и ограничивает, что живые существа ведут очень ограниченное существование.

00:08:33 Итак, усвоив высокие идеалы, трансцендентные идеалы, приняв высшую ягью воспевания Святого имени, неплохо было бы также так сказать и тылы привести в порядок. А то мы, так сказать, устремляется к высшей такой цели, а вот если взять наш уровень материального бытия, образа жизни и понимания, он зачастую как был материальным, так и остался.

00:08:59 То есть по своим привычкам в плане питания, в плане образа жизни преданные часто остаются обычными западными людьми. То есть они не переходят на ведическую культуру, нет понимания что такое ведический образ жизни. Я не говорю что мы должны быть под пальмой и так далее. У нас тут не растут пальмы к сожалению, а то можно было бы не работать. В ведах говорится, что вообще работать много не надо. Серьёзно. 25 процентов времени, вернее 25% времени от рабочего времени человек должен отдыху уделять, нет необходимости 11 месяцев в году. Прабхупада говорил 8 месяцев работайте, распространяйте сознание Кришны, 4 месяца проводите в святой дхаме, обителе. Это правильное распределение времени.

00:09:51 Современные люди они как сумасшедшие работают, работают, работают. Спросите зачем они работают, они даже забывают зачем они работают, просто по привычке работают и всё. Японцы бедные, наши соседи. Они вообще не знают как отдыхать. Если у них отпуск больше 10 дней, они уже не знают как отдыхать. Уже отдохнули целых полдня отдохнули, уже пора на работу идти. У них нет такого понятия, что отдыхать надо, работоголики такие. Это наверное хорошо для экономического процветания, но это очень сильный перекос в другую систему ценностей.

00:10:27 Итак, несколько дней может быть у нас уйдёт на это занятий, пока я ещё здесь, может быть два может быть три занятия на эту тему проведём. Только смотрите так, если вам не понравится, вы сразу говорите, а то я одну лекцию прочитал про то, как общество развивается, такой гробовой тишиной меня встретили, я понял, что это то я не то сказал наверное. Поэтому вы как-то реагируете, может быть что-то другое надо.

4 составляющих здоровья

00:10:52 Итак ведическая концепция здоровья она подразумевает понимание здоровья на 4 уровнях, что такое здоровый человек.

Арогья – отсутствие болезней

00:11:04 1 уровень такой простой, нам всем понятный, обычные люди так его и понимают называется Арогья. Слово рога означает болезнь, арогья означает нет болезни. Есть такая волшебная таблетка в Индии, называется Арогья вардхини. Вардхине то, что поднимает, усиливает, арогья обозначает отсутствие болезней. «Арогья вардхини» – то что усиливает здоровье, улучшает пищеварение и так далее. То есть арогья обозначает, что человек не проявляет симптомов болезни. Это не обозначает что их нет, это обозначает, что они не проявляются.

00:11:38 И поэтому люди в основном не очень глубоко понимают кто такой человек, и поэтому они естественно также не понимают глубоко откуда все эти корни берутся. Потом, через какое-то время у кого какая стойкость, кто-то после 40, кто-то после 50, после 60 начинают хвататься за правый бок, за левый бок, за то, за сё, ой болезнь какая-то. То есть все думают, что это такое? Никогда такого не было, вдруг появилась. Случайно залетело через окно, через форточку. Раз и поселилась какая-то болезнь.

00:12:12 Люди совершенно не понимают, что болезнь назревает постепенно, годами десятками лет. Будучи представителям очень поверхностный культуры, неспособными смотреть внутрь, люди не понимают вообще что происходит внутри. И поэтому для них вот это вот арогья, то есть отсутствие просто симптомов болезни, это вообще считается хорошо, здорово. Хотя это очень поверхностный, примитивный уровень понимания здоровья.

Сукхам – удовлетворенность

00:12:37 Второй уровень понимания здоровья называется сукхам в ведах, это называется материальное благополучие или материальное счастье. Когда человек удовлетворен своим положением в обществе, своей работой, своей семьёй, своими взаимоотношениями, своим статусом в обществе, он доволен всем, что у него происходит в материальном жизни, это сукхам или тушти, ещё другое значение, тушти означает удовлетворение.

00:13:05 И сейчас, мы видим достаточно много неудовлетворенных людей, раздражённых, каких-то озлобленных, перенапряжённых. Это происходит именно потому, что у людей внутри этого сукхам или тушки, удовлетворения нету. Чаще всего это происходит именно потому, что они неудовлетворены отношениями на работе, в семье, они не удовлетворены своим положением своей работой, которую вынуждены может быть делать ради денег, или чего-то ещё какого-то престижа.

00:13:35 То есть я довольно часто так сказать консультирую людей, и часто бывает такие разговоры возникают, особенно среди родителей, которые озабочены, допустим выбором жизненного своими детьми, и родители в большинстве своём думаю, что хотят дети это какие-то глупости. Они не улавливают конъюнктуру, они не улавливают то, что сейчас востребовано в обществе, специальность должна быть престижной, должна быть конъюнктурная, востребованная. Насколько она соответствует природе человека, это их вообще не волнует.

00:14:13 Фактически получается так, что родители хотят, чтобы дети были счастливы, но они не хотят от не понимают откуда сейчас что взяться. Они думают что если они займут какое-то уважаемое, престижное, денежное место в этом мире, это и будет основа счастья, по меньшей мере стабильность, так они думают. Но о счастье как таковом они не думают. То есть они счастье всегда связывают со стабильностью и благополучием.

00:14:40 Если какой то элимент стабильности и благополучия под вопросом, откуда счастью взяться? Так думают люди, то есть они немножко примитивно эти вопросы понимают. И поэтому большая часть людей занимаются, в общем-то не своим делом, поэтому они делают свою работу не очень качественно, поэтому не удовлетворены, поэтому их кризисы внутри, потом эти кризисы свою злобу они срывают в отношениях на своей семье, на своих детях и так далее. То есть люди не удовлетворены внутри, потому что они не понимают своей природы.

00:15:12 Никто никогда не занимался глубоко серьёзно учением о том что такое человек. Человековедения такой науки нету. Что хотите химию изучим, математику, физику, в космос полетим. Там ещё чего-нибудь. Будем изучать там каких-нибудь насекомых, изучим всё что хотите, человека нет. Почему такое игнорирование вообще в изучении человека? Ну если анатомию, ещё ладно, а глубже? То есть понять, что такое человек по природе. Вот всё, что хотите. Сопротивление металлов, материалов, то, сё, всё что хотите, кроме самого главного. Вполне естественно, что раз самое главное игнорируется, то появляется проблема, человек недоволен.

00:15:56 И так живое существо по своей природе, мы знаем из Вед это сат чит ананда, она вечная по своей природе, полно знания, и полно счастья. Раз знание не проявлено, откуда счастью взяться? Есть только идея о том, как как бы заполнить ту жизнь, которая дана, вот это время пока я родился, пока я не помер, как это заполнить всё? То есть понятия даже о своей вечности нет, знания утилитарное как деньги заработать, как дом обставить, такие простые вещи. Как кашу приготовить. Какого-то знания более высокого нет. Раз этого знания нет, чит не проявляется, энергия знаний откуда Ананде взяться?

00:16:37 Поступательно сначала вечность, потом знание, потом счастья. Без знания счастье не бывает, в невежестве счастья не бывает, и вот это вот знание, это и есть по сути человековеденье. Кто такой человек? Знание о человеке. И, поскольку большинство людей так примитивно, поверхностно понимает человека, они не могут понять свои внутренние мотивы, что откуда идёт. Они не понимают что и какие импульсы идут из души, какие импульсы идут из эго, из разума, от тела. Всё смешивается у них в одну кашу. Чувства требуют одного в определённом возрасте, разум говорит о чём-то другом, какие-то внутренние побуждения внутри ещё о третьем.

00:17:13 То есть человек не может разобраться в себе полностью. Всё свалено в одну кучу, никакого понимания, что в жизни происходит, кто я такой, что чему надо. Телу нужно одно, уму нужно другое, разуму нужно третье, душе нужно четвёртое. Люди не понимают этого, всё в одной куче. Вот такая вот запутанность, непонимание куда нужно двигаться, как осуществить те или иные желания, какие действия нужно предпринимать, чтобы всё в одну линию выровнялась, чтобы все наши программы постепенно и гармонично осуществились, такого понимания нету.

00:17:46 Поэтому у людей есть только имидж, даже не «я», а имидж, некий образ себя. Как я хочу, я не могу выйти на улицу, не посмотрев в зеркало. Как я выгляжу в глазах других людей. Так всё, всё на месте, всё хорошо всё нормально. Вот так я представлен в обществе. Я иду как замороженный робот, некое впечатление произвожу на людей. Вот, и думаю хорошее ли впечатление, но чтобы открыть себя внутреннего кому-то, кому-то знающему человеку, получить от него что-то более высокое, то есть чтобы быть с собой, об этом речи нет.

00:18:22 То есть люди играют роль, и какие-то престижные роли, поэтому они постоянно находятся в конфликте со своей собственной природой. Веды описывают такие понятия, как Свабхава, это наше внутреннее естественно строение Свабхава. И сварупа это уже слишком глубоко, это уже чисто духовная. И свадхарма - это наши обязанности, которые вытекают из свабхава.

00:18:47 У человека есть некая природа, которая обусловлена гуной Кармой. Вот это можно сказать гуна карма и Свабхава это, это толкает человека на определённый тип деятельности, это будет свадхарма. То есть люди не знают ничего этого. Поэтому они совершают какие-то действия, которые диктуются им какими-то другими роботами, которые просто говорят, вот это вот модное направление, это престижно это то, то, то. то есть люди играют какие-то неестественные роли для себя, поэтому они находятся очень часто в конфликте со своей собственной природой со своей свабхавой.

00:19:17 Какое-то время это можно терпеть, какое-то время можно играть какую-то чужую роль. Рано или поздно этот разрыв между тем кто я есть, и кем я хочу быть, казаться обществу, он возрастает, и это напрягает человека, возникают какие-то определённые кризисы, ему хочется что-то поменять, он говорит может быть я не тем занят, и так далее. Поздно эти вопросы задают, поздно в 30, в 40, в 50 эти вопросы начинают задавать. Эти вопросы в 15 лет нужно задавать, а не в 50. понимаете?

00:19:44 Это происходит потому что учителя не учителя. Учителя обучают вас каким-то сложным формулам на доске, но они не обучают простым вещам. Кто ты такой? Какие потребности? Какие цели? Поэтому у людей нету такого ощущение удовлетворённости сукхам, даже на уровне материального бытия. Итак это второй уровень здоровья, он поддерживается внутренней удовлетворенностью. Арогья, первое это отсутствие симптомов болезни, это хорошо, но пойдём уровнем глубже, откуда корни берутся, это уже более глубокий уровень это сукхам, материальное счастье, так называемые, удовлетворенность.

00:20:22 Итак если человек недоволен, это недовольство разрушает его изнутри, начинается оно с того, что естественно мы знаем, разрушаются отношения с Богом, и в конфликте с Богом, мы уже неизбежно будем в той или иной степени в конфликте с миром. Это разная степень конфликта может быть.

00:20:39 Это внутреннее недовольство, оно и производит яды как у змеи. Почему? Откуда? Откуда эти всякие разные ядовитые пауки змеи, кто-то ещё всякие ядовитые лягушки? Откуда они этот яд берут? Где они его взяли? Они его съели или что-то ещё? Это их сознание порождает яды, это очень завистливые существа, это существа, которые испытывают целый букет негативных эмоций по отношению к другим. И вот это вот безкровие, такая тонкая алхимия когда их кровь плюс эмоции негативные, они порождают яд. Это изнутри. Молоко рождается, допустим из груди любящей матери, как следствие любви. Любовь рождает молоко, отсутствие любви, ненависть рождает яды. Понимаете? То есть яды внутри находятся, и они отравляют человека изнутри.

Свастха – утвержденность в себе

00:21:25 Итак, третий уровень здоровья веды называют как свастха, или утвержденность в себе. Такая в своём истинном «я», это уже более глубинный уровень, когда человек может адекватно реагировать на всякие разные, в том числе и полезные проявления этого материального мира. Предположим, человека уволили с работы, или он всю жизнь вкладывал в своих детей, заботился, они выросли, и сказали там всё чао, я пошёл. И какой-то другой путь избрали, и человек думает как же так, вот мои дети, я всю жизнь отдал, а они теперь так, вообще не глядя ушли, и ещё что-то про меня плохое сказали, неблагодарные такие.

00:22:09 То есть человек теряет опору под ногами буквально, когда он стоит не на том, когда свастхи нет, свастха обозначает самостоятельность, когда человек стоит на такой опоре, с которой его невозможно сбить, никакие беспокойства, не в социальные сфере, не в семейной сфере, они не могут его сбить с этой опоры.

00:22:29 Свастха обозначает уже некое самосознание, понимание своей вечной духовной природы, которой нас невозможно лишить. Меня можно лишить чего угодно в материальном плане, всё у меня можно отобрать, всё у меня можно заблокировать, но если я являюсь самоосознавшей душой, то это отобрать нельзя, никак. И вот этот уровень свастха обозначает, что человек именно понял свою неразрушимую вечную радостную природу. И в любых каких-то проявлениях, может быть даже негативных проявлениях этого мира, он видит в связи с этим, определенный план бога, что он думает, это нужно для чего-то, даже какие-то неприятные вещи происходят, но господь, видимо хочет научить меня чему-то.

00:23:12 То есть вот это корень свастхи, когда он руководствуется другим, более высоким разумом, разумом, не основанным на чувствах. Я только мыслю в категориях того, что приятно и неприятно. Нет, это уже другой разум, который мыслит в категориях более высоких, когда понимаешь, что я не часть этого мира, в этом материальном мире играю какие-то временные игры, но я часть другой реальности, когда я оцениваю свою материальную ситуацию с позиции другой реальности. Вот это будет называется свастха.

Ананда – безграничное счастье, блаженство

00:23:41 И четвёртый уровень здоровья самой глубинной, о котором конечно же не знаю называется ананда. То есть ананда обозначает буквально безграничное счастье. То есть это уже уровень не просто знания о том, что я часть высшей природы, а это знание о своих отношениях с Богом, это уже реально практически отношения с Богом, это уровень преданного служения, это уровень бхакти, когда мы связаны с Богом, служим ему, вот это уровень ананда.

00:24:09 И на этом уровне живое существо, оно вообще не подвержено болезни, то есть скажем так изначальное и базовое состояние живого существа. Когда же оно отходит от отношений с Богом, ананда теперь уже самое большое, что оно может себе позволить, это ну счастье материального мира, не более того, счастье гуны.

Внешние причины болезней

00:24:30 Итак, значит, мы знаем, что согласно такой части вед, как Аюрведа есть несколько причин болезни. И, некоторые из них в основном нам известны причины болезней, которые лежат во внешней сфере. Их всего 3, это простые вещи, которые и так все знают, то есть неправильное питание, нечистоплотность, беспокойство ума. Это, даже беспокойство ума, относится тоже к внешнему, потому что беспокойство ума, оно не является чем-то глубинным, у всего этого есть, другие более глубокие причины. И у этих трёх внешних причин, таких как неправильное питание, нечистоплотность, беспокойство ума, есть более глубинные причины. И это то, что не лежит на поверхности, это не каждый хорошо понимает, об этом поговорим чуть более подробно.

Внутренние причины болезней

1. Прагья-апаратха – неуважение к мудрости

00:25:17 Итак первая внутренняя причина называется прагья-апаратха. Прагья-апаратха. Прагья буквально обозначает гья - это гьяна, знание, прагья означает осознание или мудрость, прагья-апаратха обозначает неуважение к мудрости, неуважение к старшим, неуважение к носителям знания, в ведическом обществе это были брахманы, и в конце концов это неуважение к Богу.

00:25:41 То есть прагья-апаратха обозначает, что человек игнорирует какие-то очень глубинные законы. То есть это так называемый может быть неписаные законы, законы которые мало, так сказать люди осознают, в современном мире, но эти законы являются основными. Это законы внутренней этики, законы любви, гармонии. В вайшнавской среде это это будет называться скажем таким словом, как вайшнава-апаратха, оскорбление преданных разного уровня, оскорбление Бога и так далее.

00:26:16 То есть мы знаем, что что эти вещи разрушают духовную жизнь. Точно также они разрушают не только духовную жизнь, они разрушают и материально жизнь, таков закон, потому что жизнь не бывает духовной и материальной, жизнь одна вообще. Она может проявляться просто в сфере материи, в сфере духа, но жизнь не бывает духовный и материальной, это просто один процесс, который в разных сферах проявлен. Итак опять же это обозначает разрыв с богом, неуважительное отношение к его законам и так далее.

2. Асатмья индриатха сан йог – неправильное использование чувств

00:26:46 Вторая внутренняя причина называется асатмья индриатха сан йог, такая хитрое слово, то есть буквально обозначает неграмотное использование чувств, неграмотное использование чувств. Что это значит? На каком-то таком интуитивном уровне мы все понимаем, что это значит.

00:27:08 Когда, предположим ребенок ест слишком много конфет, ему говорят не ешь слишком много сладкого. И пугают, говорят зубы развалятся, что-то ешё, не смотри слишком много телевизор, потому что там устанешь, или что-то ещё, электромагнитное поле на тебя повлияет. В общем, мы знаем, что всякие излишества вредны. Но эта асатмья индриатха сан йог она бывает разных свойств. Она бывает двух вариантов, когда слишком много чувственных наслаждений, и когда слишком мало чувственных наслаждений – и то и другое называется неправильное использование чувств.

00:27:43 То есть существует определенная гармония, определенная мера. То есть как мудрец Чарака, текст «Чарака-самхита» определяет эту причину болезни говорит: негармоничное, вредное поведение человека, потерявшего контроль над собой, своими чувствами, разумом и памятью.

00:28:04 Итак что такое избыточное неправильное так сказать использование своих чувств с избытком? Например, когда люди слишком громко слушают музыку, слишком громко, даже духовную. Можно перепонки порвать себе, иногда мы слышим, что господь Чайтанья оглушительные киртаны вёл.

00:28:28 Я не знаю, честно говоря, я замечаю, что у разных людей чувства немного по-разному функционируют. И индусы они вообще звонкие, они такие громкие, они даже просто когда говорят, они говорят на порядок громче, чем обычные люди, потому что их там больше миллиарда, и чтобы тебя услышали, нужно громко говорить. Чай, чай, кофе, кофе! Они все орут, чтобы тебя услышали, нужна орать постоянно, толкаться везде, двигаться, иначе тебя просто задавит этот миллиард. То есть. Поэтому когда они включают что-то такое, музыку, для нас это всё, у меня всё разрывается, а им нормально, здорово, они на полную катушку включают без всяких ограничений, вот поэтому то, что может быть нормально в индии работает, в других местах, где у людей чуть-чуть по-другому чувства функционирует, это уже ненормально.

00:29:22 Даже духовная музыка не нужно, чтобы производственных травм быть не должно, чтоб разорвать барабанные перепонки и всё прочее. То есть такие вещи, как допустим слишком яркий свет, или слишком много горячего, слишком много холодного. Это допустим для любителей бани. Баня это хорошо, прогрелся, но когда это слишком, экстремальные приобретает черты, это плохо, это уже разрушает, сначала обжигает, потом сосулька на носу висит, потом опять туда, опять сюда. То есть экстрим. Экстремальные такие вещи – это плохо.

00:30:05 Допустим избыток каких-то острых вкусов, которые могут разрушить слизистую оболочку пищевода, желудка, кишечника. Переедание, чего-то слишком много. Итак это будет первый тип неправильного использование чувств, когда слишком много всего. Или допустим слишком много телевизора, слишком много интернета, слишком долго допоздна сидит. Слишком много секса.

00:30:33 Почему, допустим, Веды рекомендуют вступать в половые отношения не чаще одного раза в месяц, у этого есть объяснения. Это не просто поставили какой-то график, раз в месяц и всё. Нет. Есть объяснение. Потому что пища трансформируется в свою тонкую форму, которая из внутренней силы или отжас, иммунитета за один месяц. То есть трансформация этих тканей начиная, скажем раса, ракта, и так далее, семь дхан так называемых, семь уровней, и последний шукра, это семя, которое превращается в оджас, то есть проходит целый месяц с того момента. Вот вы сегодня что-то съели, и для того, чтобы полезная часть той пищи, которую вы съели, принесла вам такое, внутреннюю силу, для этого нужен месяц, понимаете?

00:31:22 Пищеварение происходит быстрее, но трансформация тканей значительно дольше происходит. И для того, чтобы у человека была большая жизненность или оджас (то, что мы называем иммунитетом), для этого требуется целый месяц. И шукра или семя это предпоследняя фаза трансформации уже. Так вот, если человек занимается сексом чаще одного раза в месяц, обозначает что нарушается процесс, у него убывает иммунитет, он меньше становится. То есть не успевает человек восстанавливать свои силы. Поэтому Веды говорят, что если эта сторона жизни так важна, норма, один раз в месяц. Если ты это будешь делать больше, ok, тогда знай что это будет тебе стоить. Просто будет убывать иммунитет вот и всё. Ты можешь это делать, хоть каждый день по 10 раз, просто знай, что долгожителям не станешь. То есть иммунитет просто будет разрушен. Эта форма избыточного использования чувств.

00:32:22 Другой вариант это недостаточное использование чувств. Иногда преданные постятся, аскетичные преданные. Аскетичные преданные обозначает, который лишил себя всех объектов чувств. Он сидит перед белой стеной, на жёстком коврики, никакого чувственного наслаждения, он аскетичный преданный, мы восхищаемся, чем он не занимается мы восхищаемся. Он того не ест, сего не не есть, не пьёт вообще, не спит, почти не дышит и так далее. Это другая крайность.

00:32:57 Это как Друва махарадж? Один вдох, сколько, общем серьёзно. Аж полубоги там удушье почувствовали во Вселенной. Вот это другая крайность, когда человек наоборот лишает себя всего, то есть очень мало ест, очень мало ест раз в день, по чуть-чуть, всё такое это очень плохо. Или ест безвкусное, то есть не добавляет никаких вкусов, чтобы всё было такое постное. Очень мало спит, очень мало спит.

00:33:30 Какую-то непосильную аскезу, одна из проблем в жизни преданных, недостаток осязания, осязания. Мы же сексом не занимаемся, правильно? Вот осязание и нет. Лет 10 назад, лет 15 наверное, раньше этого не было, появилась привычка у преданных обниматься. Это видимо какая потребность осязание, то есть раньше такого никогда не помню чтобы такого было, в начале девяностых, где-то с конца девяностых пошли все обниматься. Видимо почувствовал себя какой-то дефицит во всех этих вещах раньше такого, я просто с таким удивлением смотрел на всё это, откуда это пошло не знаю, но тем не менее. Веды говорят, что есть такая штука, очень полезная для восполнения нехватки осязания, называется абхьянга, абхьянга означает массаж. Причём про него в Ведах сказано абхьянга нитья, массаж должен делаться каждый божий день, это обязательное необходимая процедура для всех.

00:34:32 Прабхупада делал массаж каждый день. Это во-первых восполняет нехватку тактильных ощущений что-то пощупать надо, если некому, если нет другой стороны, который массируют, сейчас даже самомассаж, это может быть не тот вариант, но тем не менее. Сейчас куча разных массажеров, того, всего. Это, между прочим очень важный такой компонент для ощущения внутренней удовлетворённости. Потому что если мы просто почитаем книги о бхакте, там так сказать почти скромно умалчивается, но, единственное там говорится, что мы компенсируем это обнимая преданных и касаясь стоп божеств, ну коснулись, кого алтарь там пустит, все будут вокруг божеств там. Веды говорят, некоторые практические моменты, которые позволяют компенсировать нехватку чувств.

3. Кала-паринама – неуважительное отношение ко времени

00:35:31 И третья внутренняя причина болезней называется Кала-паринама. Кала-паринама означает неуважительное отношение ко времени, мы не понимаем, что время является проявлением Бога в этом мире. Это его воля, он через время позволяет нам прожить эту жизнь, получить и материальные, и духовный опыт. Это время циклично, основана конечно нужно жителям средних миров. Мы измеряем время по солнцу, то есть год и так далее, мы забываем о том, что солнце есть только в пределе трех миров. Солнце не всю вселенную освещает. 14 уровне планетных систем.

00:36:21 Семь из них, нижние, это миры асуров, асура-лока называется, там нет никакого солнца, и поэтому там нет течения времени. Оно есть, но оно незаметно. Поэтому когда читаешь писание сварги, низшие миры, они живут там не ведая прохождения времени, солнце же нету, поэтому не не чувствуют времени. Они не старятся. Никаких изменений нет. То есть они живут в полной иллюзии, что так будет вечно.

00:36:47 Люди высших миров, начиная с джана-лока, махар-лока, тапа-лока, сатья-лока, там нет солнца, уже нет солнца. Если внизу ещё нет солнца, вверху уже нет солнца, в нём нет никакой необходимости, там все самосветящиеся, там святые личности живут, вот поэтому там всё по-другому, и только средний бхур, бхувар, свар, то есть мир земли бхур-лока, бхувар-лока мир духов и свар-лока рай. Эти три места освещаются солнцем, Солнце только этот Средний мир освещает, в этом среднем мире 3 планетных систем.

00:37:25 Вот здесь мы замечаем все эти эпохи, солнечные годы, все эти йоги и прочие прочие вещи. Здесь мы реально измерить можем, потому что мы видим солнце, его движения, по нему мы видим, что наступило то и сё, зима осень. То есть время по большому счёту необходимо нам, жителям средних миров, такое ясное, цикличное, измеримое время. Оно везде циклично, оно везде измеримо. Просто у Брахмы оно измеряется кальпами, нам неудобно. Потому что слишком большое. Это тоже самое что вы пришли допустим в магазин, там булка хлеба тонну весит. Ну куда Вам её? Вам нужна такая маленькая. То есть нам жителям средних миров кальпами ну неудобно мерить, какими-то километрами квартиру не будете мерить.

00:38:15 Если у вас квартира 40, 50, сто м, Вы же не будете км, то есть кальпы нам неудобно считать. То есть мы живём мало, поэтому нам год, 2, 10, 20, век 100 лет вот это нормально. А брахме неудобно нашими годами считать, потому что это для него вообще, как для нас терции, секунды. То есть вот эти вот циклы в которых мы живем, они связаны с движением солнца. И это солнце диктует нам определенные правила, правила времени. И этого 3 внутренняя причина болезни, кала-паринама, то есть оскорбительное отношение ко времени, его законам пренебрежение разными вещами, она является очень очень важной. В чём это проявляется допустим, когда мы не вовремя принимаем пищу, или не вовремя ложимся спать, не вовремя встаём, вот такие вот дурные привычки кали юги потому что.

00:39:14 Ну, вот представьте себе сто лет назад, какая была у человека причина вообще не лечь вовремя спать? Когда солнце село. Ну свечку можно зажечь, ну зажгли свечку дальше что? Зачем? Куда смотреть? Книжку почитал и всё. А сейчас сколько причин не лечь спать. Просто сплошные причины. Бесконечные ментовские сериалы по телевизору идут. В Интернете что-то ещё, это же можно круглые сутки. Сколько там рекламы пишут, больше 100 каналов. Кабельное телевидение, то, всё. Смотри не хочу, то есть он круглые сутки глаза не закрывает, во все стороны можно смотреть. Причин не лечь спать во время, их бесконечное количество, и они, естественно являются причинами почему мы не можем вовремя встать, то есть порочный цикл начинается.

00:40:14 Когда, предположим люди, дурацкая привычка днём некогда было носился, дела, там что-то перехватил на ходу, но вечером надо наесться, надо наесться, сел и уже спокойно с чувством выполненного долга перед телевизором. И нормально в себя метёт всё, что-нибудь такое тяжёлое. А чтобы это тяжёлое переварить нужно это чем-нибудь полить, каким-нибудь кетчупом, иначе не переварится, вот это всё хэви метал, тяжёлые случаи такие, жирная там какое-нибудь, не знаю, пицца, какая-нибудь лазанья, всё такое тяжёлое, чтобы всё это переварить это нужно залить чем-нибудь. А идея зачем вообще тяжёлая есть, а затем чем-то неправильным поливать. Когда ты просто вовремя питайся понемногу, всё будет нормально, такая мысль современному человеку в голову не приходит, это будет оскорбление традиций, оскорбление традиций наесться вечером, такая традиция, традиции бывают глупые. Поэтому не всякая традиция, это правильная традиция.

00:41:23 В зонах у них свои традиции какие-то, но нормальные люди же не следует традициям тех, которые преследует заключённые. Точно также и в материальном мире порой неправильно развивается привычки, неправильные традиции. Опять же неуважение ко времени, это когда люди, вот я сказал слишком много работают, слишком много. То есть когда общество ставит своей целью экономическую необходимость выше, превыше всего, превыше всего, вот тогда и возникают вот такие перекосы, деньги есть, счастья нет. Деньги есть, уже здоровья нет, уже трясущиеся руки вообще. Быстрее бы уже всё закончилось, то есть люди умеют себя доводить до не потребного состояния, именно потому, что они находятся в невежестве, это порождает неправильный образ жизни и так далее.

00:42:13 Итак совершенно очевидно, что люди практически не умеют отдыхать или отдыхают очень невежественнои глупо. Не восстанавливаются, поэтому необходимость выходить опять на какую-то то нелюбимую работу вызывает у них стресс, проводилась статистика, чаще всего сердечные приступы случаются в понедельник утром, больше всего сердечных приступов, потому что человек после 2 дней отдыха осознаёт, опять нужно идти на какое-то нелюбимое занятие. Это вызывает внутри такое внутренний протест, перенапряжение, что это может быть раз, два и в конце концов всё накапливается ты человек срывается и 03, звонят и увозят если успеют. Это по совокупности факторов конечно всё такое происходит.

00:43:14 Итак, человек не может быть рабом какой-то потогонный экономической системы, которая в бараний рог скручивает, и человек говорит, а как же можно жить иначе. Иначе можно, иначе можно. Я замечаю, допустим, поскольку часто бываю в индии как там они живут, тоже есть, в городах конечно дурдом как и везде, а допустим в тех местах, где какая-то ещё культура сохранилась, да не будут они упираться так уж сильно, всё они в 7:00 начали работать, потому что в 5:00 уже светло, в 7:00 рабочий день начался, а в 15:00 он закончился. Через 3 часа, в 18:00, в 18:30 уже темнеет, в 8, 9 люди уже спать легли, утром встали, нормальный режим жизни, чтобы они там убивались из-за чего-то. Утро на Мангала Арати сходить это святое дело, всё остальное может быть так, может быть нет. То есть когда у людей правильная система ценностей, в голове правильные вкусы, правильно чувство работает, вот тогда всё как-то более гармонично устраивается.

Столпы Аюрведы

00:44:24 Итак, значит. Согласно аюрведе существуют три основы, на которых держится наше драгоценное здоровье, три термина: ахара, вихара и аушадха. Ахара обозначать пища, вихара обозначает образ жизни, привычки наши и аушадха обозначает лекарство какие-то медикаменты. Веды используют только естественные вещи, Аюрведа это самая гармоничная, самая натуральная система оздоровления, в ней ничего искусственного абсолютно, всё так сказать из природы, всё полностью природное.

О стихиях панча маха бхута

00:45:02 И вообще говоря Аюрведа это наука о кришне, в строгом смысле слова потому что там говорится о стихиях. Наше тело состоит из стихий, мир вокруг нас состоит из этих же стихий. И фактически Аюрведа, она что делает? Как она корректирует стихии. Иногда знаете, бывает такие какие-то навороченные мистики, которые со стихиями работают, сейчас они ветер вызовут, ураган или ещё что-нибудь цунами. Но это уже из области гипертрофированого эго.

00:45:34 А вообще работа со стихиями, это-то, что постоянно то и происходит, потому что когда вы попили горячий чай это работа со стихиями, что-нибудь тепленького горячего, или наоборот мороженое съели это работа со стихиями, которые внесли холод или внесли тепло, или какие-то сухие чипсы или газированной воды, это всё определенные стихии поступают в наш организм, и они вступают в определенные взаимодействие с этими же стихиями, но внутри, то есть внутри нас стихии, есть вовне стихии, и вот то, как стихии у нас внутри организованы, это называется наша конституция, наша конституция, которая состоит из этих трёх дош.

00:46:12 Может быть я об этом чуть более подробно расскажу, не сегодня уже, некоторые моменты интересные. Эти же элементы существуют в 5 элементов, называются панча-махабхута, то есть это стихия пространства, Акаша, это стихия воздуха, Вайю, это стихия огня, Теджа или Агни, это стиль воды, Джала-таттва и стихи земли Притхви-таттва так называемая. Вот эти стихи, они и создают доши, все эти разные уже такие компоненты, из которых строится наше тело грубые, тонкие. И всё прочее.

Ахара, вихара и аушадха

00:46:55 Итак три основы ахара, вихара и аушадха лекарство. У современного человека очень часто бытует такое мнение, что вот как-то я заболел случайно. Дайте мне волшебное лекарство, аушадху.

00:47:16 В Индии аптеки называются аушада-лая, бошена-лая это столовая, аушада-лая это аптека, то есть там продаётся что? Аушадха, лекарство, лая это место где можно полежать, когда заходишь там все лежат, лая, там лежат, здесь лежат, правильно понимают, сидеть неправильно, поэтому они все лежат. И люди думают так, вот я заболел, значит мне нужно хорошее лекарство. Я слышал в индии какой-то там мистический доктор там живёт, здесь живёт, там какая-то мистическая кара, настойка ещё что-то. Дайте мне аушадху, дайте мне магическое волшебное лекарство. Я выпью и стану здоровым, так думает человек.

00:47:59 Веды говорят ничего не выйдет, потому что два других компонента остаётся. Почему тебе понадобилось аушадха, лекарство? Потому что ты неправильно ахару ел, неправильную пищу неправильный образ жизни вёл, вихара. И пока ты не исправишь первые два компонента, это лекарство аушадха, оно будет малоэффективным. Оно до определенной степени поможет как-то человеку. Но, если он не поменял свой образ жизни, своё питание и т д, это бесполезное занятие, потому что причины останутся неустраненными, поэтому всё в такой последовательности, идёт охара, вихара, аушадха. То есть лекарство на почетным третьем месте стоит, а на первом месте стоит правильное питание. Но этому отдельно чуть-чуть времени уделим, потому что очень много разных всяких заблуждений, и преданные с этими заблуждениями вообще не собираются расставаться, это в ИСККОН канонизированы эти заблуждения.

00:48:53 То есть я после прохождения панча кармы в южной индии, когда прилетел во Вриндаван, кто-то пошёл в ресторан, есть, сразу же глаза резануло всё это, хотя я видел это миллион раз раньше, но теперь уже через призму какого-то знания и опыта, который получил там, теперь когда начинаешь опять увидеть всё это, все эти там мороженое пирожные и прочее западный этот бред, который продаётся просто потому что за него деньги дают, который полностью разрушает здоровье человека. То есть смотришь на всё это, и думаешь, как это вообще можно есть, в себя помешать вообще и за это деньги платить.

00:49:31 То есть люди очень дегко привыкают ко всему, им кажется что это нормально, ещё это хорошо, но когда немножко соприкоснешься со знанием, уже смотришь на человека, это одно, а когда на него через рентген, вообще другая картина. Вот точно также когда смотришь, просто на какие-то продукты, на какие-то блюда это одно, Ну когда через рентген знания посмотришь на все эти вещи, и уже примерно с ожидаемыми последствиями что за это всё будет, уже совсем другое отношение.

Правильное питание

00:50:02 Итак правильное питание оно включает в себя, конечно, что нужно по сезонам. Люди думают, «Да ничего, ничего – всё можно». Конечно благословенные те, у которых очень крепкая конституция. В аюрведе сказано, что у человека очень крепкая конституция, и он достаточно нагрузку даёт физическую, ему даже можно яд в пищу подмешивать, он даже это переваривает, у него очень сильный огонь пищеварения, он переварит всё. Но если у человека не не очень крепкая конституция, если он не дает себе достаточной физической нагрузки, чтобы огонь пищеварения горел, ему даже не нужно никакого яда извне, потому что вся его пища будет ядом. Она до конца не будет перевариваться, не будет усваиваться, и эти яды они будут откладыватся и всё прочее. Об этом более подробно мы будем говорить в следующий раз.

Правильный образ жизни

00:50:56 Итак, ахара это питание, вихара это образ жизни, то есть то, о чём мы говорили, то правильное отношение ко времени, правильное отношение к живым существам, правильное отношение к Богу, к миру и так далее. И работа со стихиями как раз и обозначает, что стихии который нам не хватает, её нужно внести. А та стихия, который у нас в избытке, я её не нужно ни в коем случае стимулировать, её наоборот нужно выводить из тела, и такие мощные чувствительные процессы, как панча-карма, они в принципе этим и занимаются, хотя мы не видим гун, мы видим их следствия. Невидим точно так дош, но мы видим что дают этот дисбаланс дош, и так далее.

6 стадий развития болезней

00:51:38 И также, последнее что на сегодня скажу это коротко скажу это 6 стадий как развивается болезнь согласно аюрведе. Первые три стадии они вообще невидимые, то есть на первых трех стадиях заболевания человек думает, что он он здоров. То есть обычно мы начинаем думать о том, что мы больны когда у нас появляются симптомы, заболело, закололо что-то ещё. Это четвёртая стадия болезни. Первые три стадии бессимптомный, ничего человек не чувствует, у него складывается полное впечатление, всё в порядке. Арогья, то есть болезни симптомов нету. И в этом и состоит самое главное что, этот враг он не видим совершенно.

00:52:19 Итак первая стадия болезни это когда человек, он начинает, мы это называем анардха. Анартха это буквально обозначает то-то что вредно для нас. Артха это наша польза, наш интерес, Анартха это то что вредно для нас. Так вот анартхи, это то что можно ещё назвать такими негативными стереотипами поведения, это когда человек часто гневается, обижается или кому-то завидует, какие-то эмоциональные аномалии какие-то, которые могут иметь такой эпизодический характер. Потом у них начинает приходить в привычку, человек по любому поводу обижается, по любому поводу гневается, всем подряд завидуют, что-то ещё. Когда это начинает входить в привычку, это уже проникает глубоко в наша тонкое тело, ум, разум, ложное его это уже практически вторая стадия болезни.

00:53:14 Пока это имеет эпизодический характер, это ещё считается первая стадия, это первое знакомство, когда человек получил первый негативный опыт, первый раз на кого-то наорал, что-то ещё такое сделал. Вроде ничего. Потом это становится какой-то привычкой, нормой, это уже частью нашего характера, это уже практически вторая стадия болезни. Когда что-то о ком-то постоянно негативно думает, на кого-то зуб точит или обижается, какие-то устойчивые негативные эмоции внутри, это уже фактически 2 стадия болезни называется.

00:53:47 На третьей стадии, тоже невидимой для нас начинают происходить незаметно изменения в нервной и эндокринной системе. Мы этого естественно не замечаем, когда нервная система, это одна из главнокомандующих в нашем теле. И эндокринная система, то есть там где гормоны все железы, щитовидная железа, поджелудочная железа и прочее и прочее, они начинают давать маленькие такие небольшие сбои в системе.

00:54:10 Итак на этом уровне пока болевых симптомов нет, я ещё думаю что арогья, болезни нет, я полностью здоров. И только когда наступает 4, 4 фаза обозначает, что происходит определенное накопление токсинов, накопление токсинов, и вот тут уже начинаются какие-то болевые симптомы, потому что токсины накапливаются где? В органах. В органах, которые как раз связанны с теми самыми эмоциями, допустим которые человек чаще всего испытывает.

00:54:37 Допустим почки связанные со страхом, гнев связан с печенью и так далее. Всякие разные там соответствия существуют. Те или иные негативные эмоции или анартхи они постепенно воздействует на те или иные органы, и постепенно начинаются какие-то так сказать сказать отклонения там или сам. Это как обычно на западе не существует системы раннего обнаружения болезни. Максимум что вам могут сделать, это компьютерную томография, УЗИ и что-то ещё. Которые видят что? только изменения в тканях она видит, опухоль есть, опухоли нет или что-то ещё. Она же не может анархии увидеть? Правильно? Такой же нет томографии? Анартхи-томографии нет такого. Вот поэтому она видит только изменения в тканях, а изменения в тканях наступает только на четвёртой стадии болезни, раньше.

00:55:26 Не существует сейчас системы раннего оповещения болезни, поэтому люди и узнают это тогда, когда уже начинают какие-то плоды. Если вы пришли на приём к аюрведическому врачу, его меньше всего интересует рентгеновские снимки, я все эти УЗИ и прочее, он смотрит на человека, спрашивает как вы живёте, что вы любите, чем вы питаетесь, вот такие вещи он спрашивает. Какие у вас отношения в семье? Где вы работаете? Связан ли ваш образ жизни с тем и с тем, вообще не медицинские вопросы задают. Потому что он тестирует причины, откуда всё идёт. Если вы пришли к врачу про то какие у вас отношения в семье? Какое вам дело вообще? Причём тут моя личная жизнь? Может быть в том и причина, то есть 4 фаза болезни это накопление токсинов.

00:56:15 5 фаза - это тогда когда они начинают конкретно видоизменять органы, то есть когда они начинают нарушения функции органов, когда они не просто накопились, они уже мешают работать определенным образом.

00:56:31 И последнее, 6 стадии как правило оно является почти необратимой, то есть когда процессы набрали такую уже инерцию, когда человеку говорят, самый лучший вариант это вынуждены жить с этой какой-то там хронической болезнью, вот так можно её облегчать в какой-то степени, но вылечить просто уже не излечимая фазы болезни наступает.

00:56:53 То есть люди наши, современные они как правило терпят до последнего, некогда, некогда, всё ерунда что-то попью, отдохну и всё. То есть так они относятся. Поэтому первые три симптома, первые три фазы они проходят незаметно, и люди спохватились на на тех фазах, когда болезнь уже значительно значительно труднее с ней можно что-то поделать, вот ну ладно на сегодня на этом остановлюсь. В следующий раз мы продолжим говорить на эту тему.Какие будут у вас вопросы?

Ответы на вопросы

В чем польза омовения водой и, в целом, водных процедур

00:57:29 Вот у меня такой вопрос про осязание, ощущения связано вы говорили про массаж и я просто вспомнил, у меня проблема такая небольшая, хочу спросить у вас. Я по утрам если встаю особенно рано, пытаюсь совершить омовение быстро, но не получается минут на 15-20 застреваю, ощущение текущей воды по спине стресс снимают. Это нормально? Или это может принести привести снижению оджеса?

00:57:57 Нет, нет. Вода она как раз очень здорово снимает стрессы. Почему, там конечно на идеалы в натуральных водоёмах, река, океан, у нас это по времени невозможно. Но хотя бы душ, ванна, то есть вода она очень здорово снимает стресс, и нервную систему, потому что нервная система она не любит холода, она не любит сухости, поэтому для восстановления нервной системы всегда рекомендуются ванны, желательно тёплые какие-то такие вот вещи. Поэтому это нормально.

00:58:30 Более того, можно вообще не спешить, Веды сначала говорят нужно выпить 2-3 стакана теплой воды, не просто воды, а тёплой воды. Потому что это во-первых восстанавливает потерю жидкости за ночь какое-то потение во сне происходит неизбежно, и это так сказать быстрее включает процесс опорожнения кишечника, то есть поэтому 2-3 стакана теплой воды, не просто не просто любой, а тёплой. У кого нет повышенной кислотности, Можно даже с небольшим лимончиком, чуть-чуть туда лимона выжимается тогда ещё быстрее, так сказать освобождают кишечник. Так что, желание постоять под душем это хорошо, это нормально, снимает очень хорошо всякие стрессы.

Как определиться с работой по душе, и чтобы всё было по варнашраме?

00:59:13 Сейчас нет такой чистой системы в варнашрамы. Например говорится, что Варны сейчас смешанным. Вы сказали что многие люди не получают удоволствие от той работы которую они выполняют, поэтому это работа доставляет беспокойство. Как определиться, чтоб работа была соответствующей природе человека.

00:59:41 Как определиться чтобы работа по природе человека? Если человек не может определиться сам, значит ему нужно обратиться к тому, кто это может сделать, то есть в обществе должна быть система профориентации, то есть те, кто хорошо понимают психология, желательно астрология, то есть видят природу человека, могут проникнуть в суть его природы, и дать ему правильное направление, вдохновить в правильном направлении. Проблема состоит в том, что сейчас нет варнашрам, потому что варны очень сильно искажены, то есть варны санкары поколение. В смысле дети рождаются какие? Странные, от странных браков, от странных отношений у мужчины и женщины поэтому брак негармоничный, дети негармоничное всякие разные такие вещи. Это создает людям сложности в выборе ориентации профессиональной.

01:00:37 То, что касается варнашрам, его строить вообще не надо. Да что его стоит? Для варнашрам нужно сознание поменять. Если все слуги, вот вам и варнашрам. Что у нас нет людей которые управлять могут? Да есть. Просто с понтами и амбициями. Что у нас нет людей, которые что-то знают и могут указать? Да всё они знают. Что нет людей у нас в обществе богатых? Как доесть, просто жадный. То есть не нужно строить никакую варнашрам. Вообще ничего не нужно строить. Нужно просто знание изменить вот и всё. Если они поймут что не слуги, мы все Слуги Бога и мы помогаем, друг другу вот варнашрам. За одну секунду его можно построить, если все примут концепцию служения. Проблема-то в чём? Что разрушает всё? Разрушает всё дух чувства наслаждения вот и всё. Человек может иметь брахманические качества, но если он этим хочет наслаждаться, мы это почувствуем, его претензии. Если у человека организованные способности, он кшатрий, очень хорошо. Но если он не в духе служения это использует, а тоже в духе амбиций своих, это плохо.

01:01:39 То есть варнашрама, она вся основана на духе служения Богу, дхарма. Дхарма обозначает служи богу, служи своим ближним вот и всё. Понимаете? Не нужно ничего строить специально. Из каких кирпичей варнашрама построите? Варнашрама означает просто правильное понимание, если каждый выполняет свои обязанности, свой долг вот вам и варнашрам. Мы просто все без каких-то амбиций служим кришне и друг-другу помогаем, вот и вся варнашрама вот и всё. Какие-то сложные проекты там всё, какие это всё глупости, это называется непонимание причин. Причины все внутри. Снаружи только следствия, причины все внутри.

01:02:18 Тоесть, сейчас получается восновном люди получают специальность, которая не соответствует тх природе.

01:02:26 Я не занимался социологическими исследованиями, какие они специальности получают, но судя по тому, что большинство людей недовольны, скорее всего они занимаются не тем, чем надо. Но конечно есть другие причины, для недовольств. Когда вы постоите в пробке по три часа каждый день, ты тоже будешь недоволен, потому что ты хочешь одного, система навязывает другое. То есть искусственная жизнь, всё искусственное. Искусственные потребности требует сверх усилий, так много человеку нужно. Да не нужна ему так много если посмотреть сделать полную инвентаризацию всего того что у нас дома, там можно половину спокойно выбрасывать понимаете? Спокойно. Но мы не можем, потому что кажется, что надо, по большому счёту не надо. И всё то, что не надо оно требовало денег, усилий.

01:03:10 То есть искусственные потребности, которые у нас постоянно бомбардируют, потому что существует кризис перепроизводства, слишком много всего, конкуренции, на рынке это-то, этот всё. И людям постоянно что-то говорят, им надо то то, то то, то. Это не надо ему в большинстве случаев это не надо. Эти искусственные потребности, которые стимулируются рекламой и рыночной экономикой они заставляют людей больше напрягаться, больше напрягаться значит они больше устают, больше вымываются у них не остается времени. Какое же счастье? Просто потому, что-то красивое с экрана показали, они теперь ради этого носом землю роют. А счастья то в другом.

01:03:46 А ещё можно вопрос по той лекции, по которой вы сказали, что там вопросов не задали. Я там не присутствовала, но я слушала. У меня возник один вопрос, как жить именно правильно, в смысле не находясь в храме, не следуя брахманическим стандартам, и в то ж время не оставатьяся в мае, быть преданным и развить любовь к Богу?

01:04:07 Хороший вопрос. По теме семинара... который мы когда нибудь может быть проведём. Давайте что нибудь более практичное сейчас. У меня три минуты.

01:04:19 Но примерно хотя бы скажите.

01:04:20 Примерно, это обозначает, что... Смотрите. Если уже коснулись той же самой варнашрамы, ведического устройства общества, надо понять такую простую вещь, что варнашрама на 95% это не брахманы, брахманов всегда мало. Понимаете? Но это люди, которые, они не брахманы сами, но они уважают брахманическую культуру. То, что я не брахман, совсем не обозначает, что я плевать хотел на брахманическую культуру. Если человек не брахман по природе, по меньшей мере он должен помогать брахманической культуре. Вот его надежда на развитие.

01:04:56 Брахманическая культура это не означает кастовая культура. Брахманическая культура, само слово духовная культура. Эта культура Кришны, то есть духовный мир, брахманов не нужно как какую-то касту или Варну воспринимать. Брахман означает духовный. То есть брахман это те, кто даёт людям духовность, То есть если мы отождествляем их с некой кастой, то это будет Неправильное кастовое понимание вещей. Брахманическая культура, это культура, которая помогает нам перейти из материальной сферы в духовную, вот что значит брахманическая культура.

01:05:22 Вот и чистых брахманов, их всегда было, есть и будет немного. Большинство людей не брахманы, в том числе в ведическом обществе, но они уважительно относятся к этой культуре и они стараются для её продвижения что-то делать, понимаете? И поэтому все прогрессируют, то есть не обязательно всем быть брахманами, всем просто нужно двигаться в одном направлении, но каждый в своём амплуа что называется.

01:05:46 Поэтому когда мы говорим об образе жизни для людей, которые не являются, скажем такими природными или естественными брахманами, – вот тут всё сложнее. Я говорю, что ИСККОН мы сразу выдаём людям чек или в духовный мир билет. Понимаете? Всё вот туда, вот это вершина, всё остальное это вообще отказать. Но это хорошо для человека, который завтра помрет для махараджа Парикшита, которому семь дней осталось, понимаете?

01:06:16 А для человека, которому ещё не семь дней осталось, а которому ещё 70 лет осталось, вот ему как быть с этим билетам в духовный мир? Сидеть и по сторонам смотреть? То есть ему как-то жить надо. правильно? И как объяснить человеку, который не является брахманом по природе и не может, и не должен брахмана имитировать, как провести свою жизнь так, чтобы быть счастливыми и вернуться к Богу? Вот это целое искусство, которое у нас, извините не развито совершенно.

01:06:43 Мы постоянно тыкаем людям в нос, что они не соответствует брахманическим стандартам. А что бы они им соответствовали? Вы можете с таким же успехом 1000 лет назад тыкать нос, они тоже не будут соответствовать. И пять тысяч лет назад. 50 тысяч лет назад, они тоже не будут соответствовать брахманическим стандартам, потому что большинство людей не было, нет, и не будет никогда брахманами, брахманы это очень узкий слой людей всегда был, их много то и не надо, да иначе общество не будет работать, все философствовать будут, а работать не будут.

01:07:14 Поэтому проблема как раз состоит в том, что у нас так сказать в эту сторону акцент хороший, а другая сфера, она совершенно не разработана, как жить другим людям? Просто людям, которые хотят Кришны, которые хотят служить Кришне, но которые по своему уровню, допустим бытия до брахмана не дотягивают, им в принципе этого не надо. Я коротко сказал, немножко об этом в той лекции, но конечно же всем хотелось получить какие-то более подробные ответы на те вопросы, ну извините. У меня пока их нет.

01:07:48 То есть это дело нашего коллективного труда. Смысл в том, чтобы изучать культуру и понимать как, как можно на быть счастливым с кришной, впадая в грех, то есть не обязательно быть брахманом. Но это не обозначает, что раз я не брахман, я автоматически свинья, то есть между брахманом и свиньей, так сказать, есть ещё много разных градаций, то есть не обязательно, если я не следую брахманической культуре, значит я автоматически во все тяжкие пускаюсь. Нет! То есть это обозначает другой уровень понимания, другой уровень жизни, без имитации брахманических всех этих вещей, но это наверное большая отдельная тема. Давайте ещё. Да.

Как питаться в праздники

01:08:28 Я хотел бы услышать Первое это отношение к грядущим праздникам. И второе...
Что? Что? Отбой. Вы про что слушали лекцию?
Я про вот эти вот вещи, что вы упоминали, про неправильное питание.
Вы имеете в виду грядущие праздники, Новый год что ли?
Да.
Да а как все будут неправильно питаться на Новый год?
Может быть как видоизменить нужно?

01:08:58 Как видоизменить? А вы просто вот так экстремально не празднуйте и всё и хорошо. Поздравьте всех с Новым годом и лягте спать. Совершенно необязательно ночь не спать. Что там такого происходит? Я не могу понять. То есть люди какую-то милость Бога получают от того, что не спят? Я понимаю, когда ночь экадаши это в Ведах описано, а это что? Вы надейтесь на милость Деда Мороза и Снегурочки или что? Что это?

01:09:33 Понятно, что преданные они используют всё это для того, чтобы попеть, повеселиться, чтобы не чувствовать себя какими-то буками, все вокруг веселятся, они такие спят. Им завтра на мангала-арати вставать. Но им тоже хочется конечно отдохнуть, тем более выходные, это всё понятно. Но собственно не Новый год встречаем, это просто преданные устраивают вайшнавские какие-то мероприятия по случаю, те веселятся и мы тоже будем веселиться, всё равно но не поспишь, если там орут вокруг, стреляют.

01:09:59 Если в этом смысле, не то, чтоб мы какой то праздник встречаем, его в вайшнавскам календаре нет, но в плане всех этих возлияний, ту я говорить то, преданный не употребляют ничего кроме настойки на чаринамрите, а в плане еды, не знаю если раз-два где-то что-то ночью поели это может быть не смертельно, это смысл в том, чтобы это в плохие привычки, привычка это значит постоянно происходит, то есть это не должно входить постоянные вещи. Но про питание с вашего позволения потом следующий раз расскажу.
Всё на этом Мы закончили. Шримад Бхагаватам ки джай! Шрила Прабхупада ки джай!

транскрибирование: Елена Брайнис | Иерусалим | Израиль | 19 August 2020
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 20 August 2020