Нельзя отказаться от желаний

Лос-Анджелес - 11 January 1974
Признак жизни – наличие желаний. Майявади. Любовь к Кришне. Признак любви. Сначала заслужите – потом желайте. Свобода от желаний. Мы желаем Кришну. Желания карми, гьяни, йогов и бхакт. Поменять негатив на позитив. Положение майявади. Отбрось все религии и просто предайся Мне. История о покупке земли в Бомбее. Американцев обманывают на каждом шагу.
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:21:17 | качество: mp3 128kB/s 19 Mb | прослушано: 48 | скачано: 201 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Беседа на утренней прогулке с Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 11 января 1974 года, Лос-Анджелес.

Признак жизни – наличие желаний

00:00:08 (ученик) … читая книги он полностью осознал, что мы должны избавиться полностью от всех желаний. Он хотел больше узнать об этом. Как Шрила Прабхупада только что объяснил. Наши желания не могут уйти потому, что это признак живого существа. У нас должны быть какие-то желания, но настоящее отсутствие желаний это когда вы больше не желаете ничего материального.
Например, кто-то чего-то всё время желает от Бога: дай мне это, дай мне того. Но когда мы очищаемся, мы желаем: «Кришна, возьми меня. Прими то служение, которое я могу оказать тебе».

00:00:48 Но когда у человека недостаточно знаний, то его представление об отсутствии желаний это состояние мёртвого камня. Потому что материальные желания приносят ему страдания, поэтому он хочет положить этому конец. В его представлении это – есть отсутствие желаний. Но это состояние невозможно, потому что признак жизни – это наличие желаний.
Так мы отвечаем ему, чтобы он очистился и просто служил Кришне всегда и не прекращал своей деятельности. Прабхупада говорит, что человек трудится день и ночь, он не может погрузиться в ничто. Для того, чтобы обладать чистыми желаниями, нужно заниматься какой-то деятельностью. Есть место духовных желаний, духовной деятельности.

00:01:44 Что ты скажешь на это? Ты понимаешь, что такое отсутствие желаний и наличие желаний?
(ученик) Так называемые трансценденталисты иногда нас критикуют. Они говорят: «Преданные Харе Кришна слишком активны». Они думают, что мы действуем ради плодов. Все время носимся, пытаемся продавать свои книги. Всегда очень активны.
Потому что они не понимают: что такое отсутствие желаний. И они говорят так и потом они начинают курить. Критикуя нас они говорят: «Вы не должны ничего делать если вы трансцендентны. Почему вы так тяжело трудитесь?» И затем они демонстрируют, что у них у самих есть наличие грубых желаний.
(обрыв записи)

Майявади

00:02:33 … и поэтому, когда они видят, слышат это описание Кришны, у которого есть отец, мать, друзья они думают: «Что это такое? Мать, отец, друзья есть у нас здесь. Как же это может принести освобождение?»
Они не могут понять. Их разум так узок. Поэтому они говорят, что это тоже майя когда мы думаем, что Кришна – Всевышний. У Него есть родители, друзья, он играет – это тоже майя. Поэтому их называют майявади.
Они не могут уяснить, что в духовном мире есть всё тоже самое, но положение иное. Это абсолютный мир, где отсутствуют какие-либо обозначения.

Любовь к Кришне

00:03:29 (ученик) Шрила Прабхупада, сегодня утром Вы также говорили о том, что мы должны стараться любить только Кришну и ничто другое. Но если мы любим своих духовных братьев – это тоже любовь к Кришне?
– О, да! Потому что все они - от Кришны. Кто такие твои духовные братья? Они - слуги Кришны. Если вы не любите своих духовных братьев, это означает, что вы отвергаете часть Кришны.

00:03:56 (ученик) И наши дети тоже?
– Да. Если вы любите детей, если вы стараетесь дать им Сознание Кришны – это тоже любовь к Кришне. Кришна хочет «[сарва-дхарман паритйаджйа]». Если вы помогаете в этом …
Почему наше Движение существует, почему я приехал в вашу страну – для того, чтобы сделать вас сознающими Кришну. Это – любовь к Кришне. В противном случае: зачем мне было приезжать сюда? У меня здесь нет никаких дел.

00:04:28 Поскольку я люблю Кришну, я хочу видеть, чтобы все в мире сознавали Кришну. В противном случае: зачем в старости я иду на эти усилия?
Точно также, если вы любите своих детей, если вы хотите, чтобы они сознавали Кришну – пусть у вас будет сотни детей, пусть они сознают Кришну. Это – любовь к Кришне.
Если же вы воспитываете их как кошек и собак, то рождение даже одного ребёнка – это тоже грех. Но если вы можете дать им Сознание Кришны, то пусть у вас будут сотни детей. Это – любовь к Кришне.

Признак любви

00:05:05 Бхагаватам говорит: «[санскрит]». Человек не должен становиться отцом, матерью [санскрит] если он не способен спасти детей от неизбежных лап смерти. Таково условие. Смерти не избежать если человек не сознаёт Кришну.
Если вы не способны сделать своих детей сознающими Кришну и положить конец их рождению и смерти - то не становитесь отцом. Таково предписание. Если вы действительно можете это сделать – то станьте отцом сотен детей. Такое условие.

00:05:52 Если вы можете – это любовь к Кришне потому, что если вы не любите Кришну, то зачем вам интересоваться, зачем вам делать других сознающими Кришну? Пусть они катятся в ад. Зачем вам этот тяжелый труд чтобы дать им Сознание Кришны, если вы не любите Кришну? Это признак любви. Я люблю Кришну, но я ничего для Кришны не делаю – это нонсенс.
Поэтому я сказал, что брат нашего Гуру Махараджа критикует Гуру Махараджа. Но что он сделал для Гуру Махараджа и что мой Гуру Махараджа сделал? Если бы Гуру Махараджа не воспитал меня, как бы могло распространиться это Движение Сознание Кришны по всему миру? А что он сделал? Одна критика не даёт никакого проку. Мы хотим увидеть практический результат. Вы понимаете или нет? У тебя же те же возможности.

00:06:54 Прабхупада, мой Гуру Махараджа находился в Майяпуре, а у тебя есть место рождения Бхактивинода Тхакура. Что ты сделал? До сих пор там джунгли. Но что в Майяпуре? Все американцы строят там величественное здание. Поэтому, если просто вы критикуете, это ещё не делает вас сокровенным преданным. Где ваши действия, что вы сделали? Вот что необходимо. [Пхалена паричийате].
(обрыв записи)

Сначала заслужите – потом желайте

00:07:29 Если Кришна не даст возможности – никто не способен служить Кришне. Но Он даёт возможность соответствующему подходящему человеку. И так везде.
Если вы хотите стать менеджером фирмы, то владелец фирмы должен удостовериться что вы способны на это. Тогда он даёт вам возможность. «Хорошо». Это взаимно.

00:07:56 Например, сегодня мы изучали шлоку, где говорится, что Кришна стал [саратхи]. Разве Кришна стал [саратхи] негодяя или глупца? Он стал [саратхи] Арджуны. Это нужно учитывать. Если мы не обладаем никакой квалификацией: «Кришна, стань моим саратхи». Но Кришна – не дешёвка. Прежде обретите достойные качества. Сначала заслужите – потом желайте.
Итак, как человек сознающий Кришну может быть свободен от всех желаний? Всё начинается с желания. «Я желаю служить Кришне». Это – начало. И тогда Кришна даст вам возможность по вашим заслугам. Так это делается.

00:08:41 И этому есть объяснение [анйа-абхилашита-шунйам]. Когда вы полностью избавляетесь от желания ко всему материальному, то с этого момента начинается бхакти. Вот что значит отсутствие желаний.
Это когда вы свободны от любых желаний кроме желания служить Кришне – это отсутствие желаний. Отсутствие желаний - это не желание ничего материального. Вот что значит отсутствие желаний.
Философия майявади гласит: «Всё есть майя. Поэтому Кришна – майя». Это – майявади. Они не знают различия между майей и реальностью. Для них всё – майя. Поэтому их называют «майявади». И Кришна для них тоже [митья]. Такова их философия.

Свобода от желаний

00:09:41 Поэтому в Бхагаватам в начале говорится: [«сатйам парам дхимахи»]. [Сатьям], не [митья]. [Митью] вы можете отвергнуть. Но до тех пор, пока вы не отыщете [парам сатьям]. Однако они не знают: что значит [парам сатьям]. Поэтому Бхагаватам говорит [парам сатьям дхимахи].
Здесь слово [анйа-абхилашита]. [Анйа] значит «нечто отличное от Кришны». [анйа-абхилашита-шунйам] – когда вы полностью свободны от каких-либо других желаний.

00:10:26 [санскрит]. [Гьяна, гьяни] также желают освобождения. У гьяни тоже есть желания – как их можно считать свободными от желаний? Ведь они стремятся к мукти. Йоги стремятся к сиддхи. Карми желают лучших условий жизни. От всего этого следует полностью освободиться и тогда это – отсутствие желаний. Если вы желаете мукти – разве это отсутствие желаний?
Видите, как они обманывают. Они хотят стать муктой и тем не менее, они говорят об отсутствии желаний. Но это же - ваше желание. Видите несовершенство. Почему вы желаете мукти?

Мы желаем Кришну

00:11:21 (ученик) Они говорят, что вы же тоже хотите служить Кришне.
– Поэтому я и говорю, что отсутствие желаний – это желать Кришны. Это – отсутствие желаний. Мы не стремимся к мукти: мы можем отправиться в ад даже чтобы служить Кришне. [санскрит]. О нежелании даже речи не может быть – мы желаем Кришну. И это – отсутствие желаний.

00:11:51 Это как больной человек: если он желает хорошей, здоровой жизни – разве это плохо? Вот желать болеть дальше – это плохо. Поэтому я говорю: «Вы не можете отказаться от желаний. Это невозможно. Вы должны очистить свои желания». Когда вы желаете ради Кришны, то это – отсутствие желаний.
Что значит быть свободным от болезни, быть здоровым? Это не означает прекращение принятия пищи. Когда вы болеете и когда вы едите при этом, вы просите: «Дайте мне этой вкусной пищи». Но вы не можете её есть потому, что вы – больны: она будет безвкусной для вас.

00:12:36 Вы просто желаете, но вы не можете наслаждаться. Но вы, тот же человек, когда вы выздоровите, то сможете наслаждаться приятным вкусом этой же пищи. Когда вы очищаетесь от болезни, вы просите расагулы, наслаждаетесь ей. Но когда вы больны, та же расагула покажется вам безвкусной.
Мы хотим тех желаний, которые приносят нам счастье. А тех желаний, которые приносят нам страдания – мы не хотим. Поэтому Бхагаватам начинается со слов «[дхармах проджджхита-каитаво `тра]». Бхагаватам свободен от религий, основанных на обмане. Потому что в каждой религии есть какое-то желание материального. Вплоть до мукти.

Желания карми, гьяни, йогов и бхакт

00:13:26 [Бхукти-мукти-сиддхи-ками]. Общая масса людей – карми – желает наслаждения, материальных наслаждений. Гьяни хотят мукти, а йоги хотят сиддхи: все чего-то просят. Но бхакта отказывается от всего этого: мы ничего не хотим. Мы просто хотим Кришну. Поэтому он свободен от желаний.
Вы должны проверять: стали ли вы шантой, испытывая то или иное желание? Это невозможно кроме как если вы начнёте желать ради Кришны. Когда вы начинаете служить Кришне, вы чувствуете трансцендентное наслаждение. В противном случае, это – невозможно. [Сакали ашанта]. Ради достижения мукти им приходится делать столько всего.

Поменять негатив на позитив

00:14:22 Итак, отсутствие желаний – это желание ради Кришны. Таков вывод. Это учение Чайтаньи Махапрабху. [санскрит]. Это желание: «Из жизни в жизнь я хочу оставаться преданным Тебе». Вот это Сознание Кришны.
В начале Он говорит: [санскрит]. «Нет, нет, нет, не это, не это, не это». Но должно быть что-то позитивное. И это – [мама джанмани джанманишваре]. Если мы только отрицаем, то что это даст? Вы должны получить что-то позитивное – тогда вы будете удовлетворены.
Вы где-то работаете и вам платят мало. Вы хотите бросить эту работу, уволиться. Но если вы не получите работу с более высокой зарплатой, то какой смысл в вашем увольнении? Вы будете голодать и вы снова устроитесь. «О, господин, я совершил ошибку. Пожалуйста, устройте снова меня».

Положение майявади

00:15:45 И вот таково положение майявади: они хотят слиться со Всевышним. Но это невозможно. Проходит какое-то время, они подвергают себя суровому аскетизму и достигают брахмаджьоти, но там – пустота. Они не могут там оставаться. И у них нет знания о Кришне, поэтому им приходится возвращаться.
[патанти адхах]. Он желает наслаждения, но там наслаждения нет. Он думает только: «Я - Брахма». Но какое в этом наслаждение? Вы считает себя каким-то брахманом, но вы – уже Брахман.

00:16:25 Это они летают на спутниках – «спутник-валы». Они поднимаются очень высоко и снова спускаются. «Вы поднялись так высоко – зачем вы вернулись?» Но там нет прибежища, они не могут найти прибежища – им приходится возвращаться.
Точно также отсутствие желаний не предполагает прибежища. Вы должны прийти снова к материальным желаниям, вернуться к ним.

00:16:56 (ученик) В Брахма-самхите говорится, что они могут достигать скорости ума.
- [санскрит]. Например, у нас есть такой опыт: ребёнок начинает плакать, вы даёте ему чего-нибудь – он сразу успокаивается. Должно быть что-то позитивное. Если вы только отнимаете ничего не давая, то это не принесёт удовлетворения – он снова заплачет. «О, мне нечего делать». Таково положение майявади.

Отбрось все религии и просто предайся Мне

00:17:35 Карми, йоги, гьяни – все они глупцы. Поэтому Кришна говорит: «[Сарва-дхарман паритйаджйа]». «Негодяй, оставь все эти попытки: карми, йоги, гьяни, сиддхи. Выбрось всё это. «[Мам экам шаранам враджа]». Такое наставление он даёт. «Только Мне – тогда ты будешь удовлетворён».
Карми могут сказать … Поскольку они не знают, они думают: «Как это можно не работать?» Они удивляются: «Как эти люди не работают и они счастливы?» Они не могут себе представить, что без тяжелого труда человек может есть, спать. Когда они видят, что наши преданные не работают, они никому не служат. Как это возможно? Они не могут себе представить этого.
Но это возможно. Поэтому когда Кришна говорит: «[мам экам шаранам враджа]», карми, гьяни думают: «Как же я буду жить? Если я стану преданным Кришны: как же мне выжить?». Поэтому Кришна уверяет: «[ахам твам сарва-папебхйо]» - «Я защищу тебя». Это - Сознание Кришны. «Прежде всего – предайся Мне и тогда я дам тебе всё что ты хочешь».

История о покупке земли в Бомбее

00:19:00 (ученик) Карми всегда переживают.
– Мы заключили контракт на покупку земли в Бомбее без денег. Тогда не было никаких денег, когда я подписал этот контракт. Откуда деньги взялись? От Кришны. И не одна, не две рупии – миллион восемьсот тысяч рупий. А когда я подписывал контракт, у меня не было даже тысячи восемьсот.
(ученик) Нужно просто было добавить ноль с правой стороны.

00:19:35 (ученик) Когда вы подписывали контракт, это когда Мадхудвиша Свами отправился в Австралию. Он не хотел оставаться в Бомбее.
– Нет. Я спросил его: «Ты можешь позаботиться об этом месте?». Он отказался: «Нет, не могу». Знаешь об этом?
(ученик) Да. Я слышал.
- Затем Брахмананда заверил меня: «Я позабочусь». Поэтому я подписал. Но на практике он оказался не лучше Мадхудвиши. Он заключил контракт на обустройство лагеря за сорок тысяч рупий. Я же договорился за десять тысяч.

Американцев обманывают на каждом шагу

00:20:11 Итак мы работаем в Индии, тратим деньги, но из-за американцев 50 процентов мы теряем, несём убытки. Что можно поделать? Они обманывают на каждом шагу.
Как, например, случай с этим лагерем. Брахмананда с Мадхудвиши подписали контракт на сорок тысяч рупий. И тогда я сказал: «Я не собираюсь платить столько денег».
И на Кумбха-меле тоже. Они подписали контракт на десять тысяч. Пять тысяч уже заплатили – я сказал: «У меня нет денег. Вы должны довольствоваться теми деньгами, которые вам выплатили». Они начали беспокоится, но потом они согласились потому что они получают 100 процентов прибыли.

00:21:05 (ученик) И как только они видят американца, цена в два раза вырастает.
– В два раза? В пятьсот раз!
(ученик) Как только они видят американца – значит у них деньги есть. Тоже самое на рынке когда ходишь за покупками.
– «Очень дёшево», - они говорят. «Очень дёшево, бабу». Знаете эту историю?

транскрибирование: Владимир Щербаков | Иваново | Россия | 20 January 2020