Упрямые учёные

Лос-Анджелес - 28 April 1973
Научный прогресс увеличивает страдания. Временность материального мира. Авидья (невежество) причина страданий. Узнав одно, узнаете всё. Научный метод. Могут ли ученые решить проблемы человечества? Отсутствие знания приводит к необходимости тяжело трудится ради исполнения ненужных желаний. Научные исследования других планет. Философия санкхьи. Высшая и низшая энергии. Изначальный толкатель. Кришна – изначальная причина происходящего. Где учёные берут материал для исследования? Природа – это энергия. Джагат – постоянно меняющийся материальный мир. Видимое разнообразие – иллюзия материального мира.
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:44:34 | качество: mp3 128kB/s 41 Mb | прослушано: 267 | скачано: 311 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [звучит бхаджан «Мангалачарана»]
[ванде 'хам шри-гурох шри-йута-пада-камалам ...]

00:00:14 Беседа на утренней прогулке с Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 28 апреля 1973 года в Лос-Анджелесе, Калифорния.

Научный прогресс увеличивает страдания

00:00:44 [Клишья мананам] – это очень важное слово. Здесь все страдают. Что ученые могут с этим сделать? В будущем. Обещания в будущем. Все страдают здесь. Именно это слово здесь используется. [Авидья кама карма бхи].
Они создают такую ситуацию в которой им приходится страдать из-за ненужных желаний. Ваш научный прогресс это просто создание этой ситуации в которой приходится страдать. Никаких улучшений. Вы не можете улучшить.

00:01:50 [Кама карма бхи]. Они так действуют. Бхактивинода Тхакур также говорил о том же. Так называемый научный прогресс, что это такое? Человек уже осёл, но он становится ещё более изощренным ослом. Вот и всё. Ничего более. Он уже осел, потому что он неотъемлемая часть Кришны, но пришел в этот мир наслаждаться. Это – психология осла. В этом нет наслаждений, он уже осёл.

Временность материального мира

00:02:42 Этот научный прогресс, что это такое? Он ещё больше привязывается к этому материальному миру, чтобы становиться ещё более искушенным ослом. Анитья самсаре. Анитья (а-нитья - не-постоянное). Он не может здесь остаться. Допустим, он трудится тяжело, как осёл. Он строит небоскреб, всю свою жизнь он тяжко трудится, но он не может здесь остаться. Его вышвырнут – разве он не осёл?

00:03:18 Он не может здесь остаться. Анитья самсара. Анитья потому, что это непостоянное место: вы пытаетесь, бум-бум, забиваете крепкие сваи, строите мощный фундамент – это хорошо, но у вас у самого фундамента никакого нет, вас отсюда вышвырнут. Поэтому он – осёл. Я проживу здесь каких-то 20 лет, зачем бум-бум строить это крепкий фундамент? У вас какой фундамент? Поэтому он – осёл.

00:04:02 Вопрос: Анитья – это временное, Прабхупада?
Ответ: Да, анитья – это временное. Вы не можете здесь остаться. Они этого не понимают, они проводят исследования. Если мы спросим их: «Что вы делаете?» (они ответят) «Ну, в будущем мы вам покажем». «А как насчет вашего положения? Вы в будущем станете деревом!» Но он – осёл, он этого не знает. Он будет стоять перед этим небоскребом в форме дерева 10 000 лет и при этом сейчас он забивает сваи. Поэтому он осёл: он не знает куда он идет и он строит будущее для следующего поколения.

00:04:54 Что представляет собой ваше следующее поколение? Если бензина не будет, что вы будете делать, следующее поколение? И как это следующее поколение вам поможет? Вы станете собакой, кошкой или деревом – как вам оно сможет помочь это следующее поколение?
Поэтому он – осёл, он не знает о своем вечном интересе. Он занимается исследовательcкой деятельностью. Какой исследовательcкой деятельностью? Это просто [шрама эва хикевала] – пустой труд. Как это называется, «бремя любви» или как это?

00:04:53 Поэтому в Бхагаватам говорится: [санскрит] Авидья, это означает «осёл», «лишенный разума». Он не знает, что есть жизнь, как протекает жизнь, он не понимает реальности. И чем больше он взращивает свои ненужные бесполезные желания, тем больше он запутывается. Этого он не знает. Ему необходимо освободиться от круговорота рождения и смерти, но он всё больше и больше запутывается.
Так говорит Бхагаватам, одной строкой оно объясняет природу всего материального существования. Вот что это за произведение: в одной строке содержатся тысячи лет исследовательской деятельности, в одной строке – [ахвеа асмин]. Можете провести исследование

00:06:50 Асмин. В этом мире происходят рождения. Вы можете научиться очень многому из этих двух слов: как живые существа рождаются в этом мире, откуда они приходят, куда идут, чем занимаются – столько всего заложено в этих двух словах – [ахвеа асмин]. [Кришья маананам] – они борются за существование. Зачем? Почему? Авидья – из-за невежества.

Авидья (невежество) - причина страданий

00:07:21 Что такое [авидья кама карма гхи]? Желания – это деятельность ради чувственного наслаждения. Он запутывается. Итак, современные научные исследования усиливают потребности тела. Да, но что они могут сделать? Поскольку они глупцы и невежественные люди как дети, они просто пачкаются в грязи, они ничего не знают.
Если вы соберете маленьких детей, чем они займутся? Они ничего не знают, они невежественные. Точно так же вы – ученые – вы все невежды, вы ничего не знаете, жуете пережёванное, занимаясь своими исследованиями. Какие исследования вы можете проводить?! Вы ничего не знаете. О каких исследованиях может идти речь?

00:08:18 Веды предписывают: [санскрит] если вы знаете Абсолютную Истину, то всё остальное вам становится известным. Но вы не знаете, что такое Абсолютная Истина, поэтому вы - в невежестве. Если вы знаете одно ... например, вы говорите: «Мы не являемся формально учеными или философами или кем-то в этом роде, но почему вы так смело с нами разговариваете?», - говорят они. А потому, что мы знаем одно: Кришну. Поэтому мы можем так смело говорить и бросать вызов каждому.
Я не являюсь доктором наук, как вы. Как я могу бросать тебе вызов? Я бросаю тебе вызов! Каким образом? Потому что я знаю Кришну. Вот и всё.

00:09:09 Так говорит Веда [санскрит] если вы знаете Кришну, Абсолютную Истину, то всё остальное знание открывается вам естественным образом. Так это работает.
Мы проповедуем Сознание Кришны, мы бросаем вызов разным людям в обществе, разные ученые приходят к нам, психологи приходят. Как нам удается с такой убеждённостью разговаривать с ними? Просто потому что мы немного узнали о Кришне. Вот и всё. Разве нет?
Ты специалист, учёный почему я бросаю тебе вызов? Не потому что ты мой ученик и ты соглашаешься со всеми моими доводами. У тебя есть разум, ты не глупец. Но как это возможно? Практически, как это возможно? Потому что мы пытаемся узнать немного о Кришне, вот и всё.

Если вы знаете Кришну – вы знаете всё

00:10:17 Поэтому Веды предписывают: [ясмин дегьята сан...] Эти слова содержаться в Ведах. Если вы обретаете Кришну, вы не будет больше стремиться к какой-либо выгоде – стоп – вы обретаете всю выгоду. Если вы получите Кришну, то все остальные приобретения, все остальные блага перестанут для вас становиться привлекательными.
[санскрит] если человек пребывает в Сознании Кришны даже перед лицом величайших бедствий он не будет испытывать беспокойств. Это – величайшее благо. Как Прахлада Махарадж. Гигант Хираньякашипу помещает его в разные тяжелые условия, но он убежден: «Да, Кришна есть!». Он пятилетний мальчик, он совсем не обеспокоен: отец пытается отравить его – хорошо, давай мне яд, я выпью его. Он бросает его вниз с горы, но он неуклонен. Как это возможно?

00:11:42 [санскрит] Гуру – значит тяжелый. Прахладе пришлось вынести очень большие трудности, однако он не обеспокоен. Как это возможно?
Это так, если вы знаете Кришну - вы знаете всё. Если вы в Сознании Кришны, то вас не будут беспокоить даже самые суровые бедствия. Всё это нужно дать человеческому обществу. Лишь одно. И это сделает жизнь людей совершенными. Разве нет?

Научный метод

00:12:22 Теперь ты, учёный, должен объяснить. Это исследовательская деятельность. Уттама шлока. Уттама шлока – означает «Кришна». [гуна варнанам] описывая Его качества «...» Это -успех жизни. [авичута] - это означает «Непогрешимый». И как можно с уверенностью говорить об этом, [санскрит] потому что великие души, великие мудрецы пришли к этому выводу о том, что это – совершенство жизни.

00:13:10 [кабе бхи...] Это слова Бхагаватам. Каждая шлока, каждая строка. В них содержатся тома философии. Это называется совершенство. Необходимы такие писания, а не так что я проделал какое-то исследование, что-то обнаружил, а через 15 лет обнаруживается, что я совсем неправ и мы начинаем какое-то новое исследование. Это не наука, это - ребячество.
Я говорю сегодня: «Это – Истина». Через 15 лет: «Нет, нет всё это ошибочно». Это то, что мы видим в науке. Это очень хороший научный хитрый метод извлекания денег из других. Иными словами это просто обман. Они ничего не знают и они учат. Это - научный метод.

00:14:17 Допустим, есть большие гигантские волны. Вы, учёные, скажите какие-нибудь умные слова что это протоны, атомы и так далее ... водород, кислород. Но какое благо люди получат от этого? Они просто будут слушать эти все умные слова, эти термины и всё. Что ещё вы можете сказать?
Допустим, это водород, кислород, протон, нейтрон и всё такое, но как от этого меняется моё и ваше положение? Тем не менее, никакого блага нам эти умные слова не приносят. Они просто сбивают с толку невинных людей. Да, они [кунах чарита чаранам...] пережёвывают жёванное.
Один учёный объясняет до какой-то степени, но материя остаётся прежней. Другой негодяй приходит и объясняет что-то своё, материя остается той же. Какой прогресс вы сделали? Ничего! Просто пишете тома книг.

Могут ли ученые решить проблемы человечества?

00:15:21 Например, сейчас возникла проблема с бензином. Как этому поможет ваше объяснение? Вы создали проблему. Теперь вы зависите так сильно от этого бензина. Если добыча нефти прекратится, что смогут сделать эти негодяи учёные? Они ничего не смогут сделать.
Сейчас в Индии не хватает воды – что могут сделать ученые? Воды на самом деле достаточно. Почему ученые не могут переместить эту воду туда, где её не хватает? Для этого необходима помощь облаков, но это всё устроено Богом, вы ничего не сделаете. Вода здесь, здесь столько воды.

00:16:17 Почему вы песок не сделаете плодородной почвой принеся туда воду? Так делают в пустынях – пускают туда воду. Вот вода, там пустыня. Почему бы вам не сделать перестановку? Но они ничего не могут сделать.
Они отправляются на Луну, эту пыльную планету чтобы сделать её плодородной. Почему бы вам не сделать это здесь, в пустыне Сахары, Аравийской пустыне, в пустыне Раджастана?
Вот сколько морской воды здесь, принесите её туда и пусть земля станет плодородной. «Да, в будущем». Вот и всё. «Мы пытаемся» - говорят они, но при этом «Да, да, возьмите деньги». Они не отказываются от своих надежд. Никаких надежд. Просто слепая надежда.

00:17:19 Спросите любого врача: «Вот, этот больной страдает. Дайте ему лекарства. Вы же очень опытный. Гарантирована ли жизнь?» Нет. Они не могут этого сказать. Они пытаются. Они говорят: «Мы пытаемся», но каждый может пытаться. В чем тогда ваше научное знание? Настоящее их знание отнято невежеством. Один слепой заявляет: «Я поведу тебя, другого слепца». В яму.

Отсутствие знания приводит к необходимости тяжело трудится ради исполнения ненужных желаний

00:17:58 Бхагаватам дает объяснение в одном слове [яше мананам] вам придется тяжело трудиться [авидья кама карма бхи] создавая множество желаний при помощи этого процесса вам придется просто тяжело трудиться потому, что это невежество, вы не знаете какова цель жизни. [кама карма бхи] вы чего то желаете. Сейчас мы будем действовать так. Это означает, что вы создаете другую проблему и вам придется тяжело трудиться. Вот и всё.

00:18:38 Какова следующая строчка этого стиха? Кто-нибудь помнит? Вчера? Эта исследовательская деятельность, это [кама карма бхи]. В лаборатории они проводят опыты, это [кама карма бхи], они что-то планируют, это [кама карма]. Он не опирается на план Кришны, он создает свой план. Это - [кама карма].
В другом месте сказано: «Когда человек посвящает себя удовлетворению этих ненужных желаний, он утрачивает всякий разум». Это как капризы ребенка: ребенок плачет, просит мать: «Дай мне эту Луну!» Мама дает ему зеркальце: «Вот твоя Луна, мой дорогой сынок». Он берет зеркало, видит Луну: о да, он получил Луну!

Научные исследования других планет

00:19:53 Это не выдумка, сейчас эти негодяи отправляются на Луну. Почему? Они перестали говорить об этом. Но они слетали туда, привезли несколько камней и решили, что там больше нечего делать. Поэтому что, они оставили это на будущее или у них деньги закончились? Они должны сейчас на другую планету полететь – на Марс. А что, с Луной уже всё закончено? На время. Путешествия туда закончились. Они просто взяли пыль оттуда и всё?

00:20:28 Сколько? Миллионы долларов потрачены – какие великие ослы – биллиарды долларов на самом деле. Вы очень тяжело трудитесь, а это невежественное правительство собирает налоги и тратит их на пустые вещи. Таков их разум. Просто сборище ослов. У них нет сочувствия к людям. Люди, народ горбатятся, очень тяжело зарабатывают эти деньги, а они тратят их. Никто не может этому воспрепятствовать.
И они обманывают людей: «Не переживайте, мы на другую планету полетим. Да, совершенно верно. Оттуда мы принесем вам больше пыли. Сейчас у вас горстка пыли, я принесу вам тонны пыли». «Да», - люди говорят, «мы рады – тонны пыли будут!»

00:21:25 Но какой смысл в этом? Они верят, что, возможно, там есть жизнь на Марсе. Если они верят ... верят или не верят – какое благо то от этого? Жизнь и здесь есть. Вы сражаетесь – это ваша программа. Вот жизнь, вот люди.
Допустим, что там есть жизнь. Конечно есть, несомненно. Что вы от этого получите? Им просто интересно узнать: что там происходит. Это означает, что они своё ребяческое любопытство удовлетворяют, тратя столько денег. Просто представьте: они просто хотят позабавиться, удовлетворить своё любопытство и при этом потратить столько денег. Но когда их спрашивают: «Столько бедных стран на Земле, помогите им». «Нет, денег нет».

00:22:18 Некоторые люди очень рады. Они думают: «О, моя страна это сделала! Они слетали на Луну и я счастлив, я рад быть американцем». Некоторые люди среди народа, они очень горды за свою нацию: «Я – американец. Мы достигли Луны! Мы такие хорошие».
А почему бы вам не сказать: «Мы достигли Кришналоки, Вриндавана» о которой вы не знаете. Тогда всё их любопытство будет удовлетворено. Да, это называется научным прогрессом.

Философия санкхьи

00:22:49 Вопрос: Шрила Прабхупада, можем ли мы от вас услышать о философии санкхьи Господа Капиладевы?
Ответ: Разные элементы философии санкхьи это анализ материальных элементов. Только и всего. Твои научные исследования это тоже философия санкхьи. [Сан, санкхья] образуется от слова «санкхья». «Считать?» «Да, считать. Аналитически». Каковы компоненты. Аналитический анализ это называется «санкхья», подсчёт. Допустим, ты берешь этот песок, ты считаешь его – это называется «санкхья». Итак, от слова «санкхья» образуется слово «санк/хья». То есть анализ.

00:23:42 Ты тоже философ санкхья. Все являются философами санкхья, мы – тоже потому что мы считаем материальные элементы. Как говорит Кришна: [санскрит]. Мы анализируем: это - земля, это – вода, это – воздух, это – солнечный свет, это – огонь. Также я считаю при помощи своего ума, разума, эго и далее я уже не знаю. Но Кришна говорит, что есть реальность выше этого, это – живая сила, но этого мы не знаем.
Они думают, что жизнь является сочетанием этих материальных элементов, но Кришна говорит: «Нет. [Апариям]. Это низшая природа. Высшая энергия - это живое существо.

00:24:34 Мы тоже философы санкхьи, но мы руководствуемся наставлениями Кришны, а они делают собственные попытки – в этом разница. Они зависят от их собственного разума, мы – не полагаемся на собственный разум, мы зависим от разума Кришны. В этом разница.
Если Кришна совершенен, то мой разум совершенен. Я могу быть несовершенным, но поскольку я руководствуюсь разумом Кришны, поэтому я совершенен. Природа низшего и высшего, низшей и высшей энергии тоже описана в философии санкхьи. Они не знают о высшей энергии, они лишь изучают материальную энергию. Вот что они делают.
Ученые не знают что есть душа. Разве не так? Разве они знают? Нет. Точно также и философия санкхьи – её последователи не знают что есть душа. Они просто анализируют материю.

Высшая и низшая энергии

00:25:37 Вопрос: То есть только эти материальные элементы?
Ответ: Да.
Материальные элементы не являются создателями сами по себе. Создатель - душа. Например, вы делаете что-то из материи – материя сама себя не создает – вы, живое существо, берёте этот водород, кислород, смешиваете их и получается вода. Сама по себе материя лишена созидательной энергии. Вы смешиваете её в пробирке, водород с кислородом и получается вода. Да?
- Да. Если поместить водород и кислород в пробирку, то произойдет ли соединение?
- Но если их не смешать?
- Да, поэтому требуется высшая энергия. Это низшая энергия. Но когда появляется высшая энергия и смешивает их, то тогда появляется элемент. Низшая энергия не обладает силой до тех пор пока к ней не прикоснется высшая энергия.

00:26:36 Например, это море. Оно будет оставаться тихим и спокойным, но другая, высшая энергия, это – воздух, ветер – толкает эти волны, поднимает их высоко. У воды у самой нет силы, другая высшая энергия, ещё более высшая и, в конце концов, сам Кришна, самый Верховный. Вот что значит исследования, анализ.
Эти волны не двигаются сами по себе, хотя эта огромная масса воды здесь находится, высшая энергия, воздух, толкает её и поднимаются большие волны. На самом деле это действие силы.

Изначальный толкатель

00:27:18 Да, такова версия ученых, Ньютона. Изначально должен быть какой-то толчок, чтобы привести в движение. И, по-моему, Ньютон, да, законы движения. И должно что-то привести в движение и так далее.
Например, большие вагоны на железной дороге. Локомотив движет один вагон и тот, в свою очередь, тянет другой и так далее и они все тянут друг друга. Но кто же дает изначальный толчок? Живое существо, машинист.

00:28:06 Локомотив тянет все эти вагоны – точно также Кришна толкает всё это творение и одно за другим всё работает, всё функционирует. Об этом сказано в Бхагавад Гите [санскрит] Кришна первым дает толчок и затем всё проявляется одно за другим. Но его способность толкать настолько совершенна, что всё выходит в совершенстве.

00:28:43 Например, Кришна говорит: [Биджа хамса сарва бхутана...] Я – семя всего созданного. Возьмите семечко баньянового дерева, Кришна создал его, он говорит: «Я - семя». Посадите семечко – вырастет большое дерево. Не только большое дерево, но множество, миллионы семян выпадут из него и в каждом семечке заложено большое дерево.
Но изначальное дерево, изначальное семя, Кришна – он толкает одно за другим, одно за другим. Вы просто наблюдаете как эта реальность проявляется благодаря этому толчку. Вы пытаетесь отыскать этого изначального толкателя, но вы не знаете его. Вы не знаете этого: кто изначально толкнул эту энергию? Вы этого не знаете. Вы просто наблюдаете непосредственную причину, вы не знаете отдаленной причины.

Кришна – изначальная причина происходящего

00:29:50 Есть две причины: непосредственная и отдаленная. По-другому они называются ... Непосредственная причина ... отдалённая причина это - Кришна. [Сарва карана каранам ...] - так гласят Веды – причина всех причин. Это отдаленная причина. Поэтому если вы поймете [сарва карана каранам] - причину всех причин – вы поймете всё.
Если вы знаете изначальную причину, то все остальные причины вы тоже знаете. Вы не знаете изначальную причину, тогда мы говорим, это означает, когда Веды говорят: «Вот изначальная причина». Вы же не хотите это принимать, хотя бы пытайтесь исследовать, пытайтесь отыскать эту изначальную причину, разве нет?
Но когда Веда, совершенное знание, когда она говорит вам: «Вот она – изначальная причина» вы не хотите это признавать, вы придерживаетесь своего несовершенного знания. В этом ваша болезнь, разве это не болезнь?

00:31:13 Вы не знаете, что есть изначальная причина. Если кто-то советует, необычные даже люди, авторитетные, знатоки, вы не признаете. Ученые не знают, что есть два вида энергии: низшая и высшая, но они на самом деле видят это каждый день. Они каждый день имеют с этим дело и тем не менее, это собачье упрямство, они не признают.
На практике мы видим, что материальная энергия сама по себе не может функционировать до тех пор пока к ней не присоединяется духовная энергия. Как же они могут ожидать, что всё это мироздание, которое представляет из себя всего лишь материю, возникло само по себе автоматически?
Мы практически видим: прекрасная машина, например, «Кадиллак». Но если не будет водителя то какой смысл в этой машине, какой толк? Или компьютер. До тех пор, пока человек не знает как с ним работать, как нажимать кнопки, он не работает.

00:32:20 Практически мы видим, что без высшей энергии материальная энергия не действует. Тем не менее, они этому не верят. Поэтому в этом удивительном мироздании должна быть высшая энергия с её влиянием, но этого они не знают. Они изумляются устройством материальной энергии. Как глупцы они изумляются когда видят какой-то большой механизм состоящий из разных частей. Но другой человек знает: какой бы удивительной эта машина не была, до тех пор, пока не придет оператор и не нажмет кнопку, она не заработает.

00:33:03 Это разум. Поэтому кто важен: оператор или машина? Нас интересует оператор – Кришна, а не машина. Но если вы говорите: «Откуда вы знаете, что он – оператор?» Он говорит об этом – [моям декшина пракрити] - под Моим надзором функционирует всё это космическое проявление. Разница только в том, что вы не верите в это, а я – верю. Вот и всё.
Я сразу принимаю это: да, Кришна оперирует. Поэтому у меня нет проблем. Кто-то же оперирует, вы должны это признать, но вы не знаете: кто эта личность. По крайней мере, у нас есть это знание, вот эта личность.
Если вы говорите: «Нет, Кришна это не тот, кто оперирует». Тогда вы должны признать кого-то другого и сказать про него: «Вот он, это не Кришна. Другой кто-то». Но вы не можете этого сделать. Так в отсутствии вашего знания вы должны принять моё предложение.

Где учёные берут материал для исследования?

00:34:14 Можете ли вы создать такой стебель в вашей лаборатории? Нет, это невозможно. Нет, но посмотри как действует энергия Кришны. Ты не можешь создать даже несколько песчинок и заявляешь: «Мы стали больше, чем Бог!» Как это глупо. Они берут материю у Кришны, манипулируют ей и заявляют, что они сделали это.
Например, они могут сделать какой-то песок. Хорошо. По крайней мере, мы признаем, что взяли материю у Кришны, это тоже хорошо. Например, мы берем, мы у Кришны берем всё, но они не скажут, что они взяли это у Кришны, они скажут, что они создали это. Как они создали?

00:35:14 Вы берете песок, смешиваете его с какими-то химическими компонентами и делаете стекло. Вы не создали песок, вы не создали эти химикаты – вы взяли их из земли – в чем ваше творение?
- Они скажут, что я взял у природы.
- Природа? Это означает, что у кого-то вы взяли. Вы сами не создали это. Вы украли, вы – вор.

00:35:40 И мы говорим: «Да, мы взяли это у природы, но вся эта природа принадлежит Кришне» - [ишавасья идам сарвам]. [ишавасья]- это всё творение Бога. И об этом также сказано в Бхагавад Гите: если человек не совершает ягью, он – вор.
Ягья означает признать, что вы взяли это у Кришны. Вы должны удовлетворить Кришну. «Кришна, ты дал для нашего существования столько всего». По крайней мере, Кришна ожидает от нас этого признания. Не более того. В противном случае, что можно от вас ожидать? Кто вы такой по сравнению с ним?

00:36:32 Прасад. Прасад означает признание: «Кришна, ты дал нам эту пищу. Прежде всего, попробуй ты, потом мы примем». Вот и всё. Кришна не ест, он не голодный. Он ест, хотя он не голодный, он может съесть весь мир и снова создать его как он есть. Таково могущество Кришны. Кришна так совершенен: вы берете у Кришны всю эту энергию Кришны, тем не менее, эта изначальная энергия остаётся. Вот что значит сохранение энергии.

Природа – это энергия

00:37:20 Есть такой научный журнал, который называется «Nature», то есть это название журнала – «Nature» («Природа»). В основном они говорят о каких-то природных компонентах, растениях, цветах, но они не говорят о Боге.
Хорошо, природа: вы наблюдаете за растениями, как природа производит их, но кто создал природу – это разум. Они об этом не думают, но это глупо. Откуда взялась природа? Как только мы говорим о природе возникает следующий вопрос: чья природа? Разве не так?

00:38:10 Например, я говорю: «Это моя природа». Вы говорите: «Это моя природа». Поэтому как только вы говорите о природе – следующий вопрос: а чья природа? Они не хотят думать об этом потому что они хотят использовать её для себя.
Природа означает энергия. Каково определение природы? То, что уже существует. Хорошо, уже существует, но какова функция природы? Это некая сила, разве нет? Сила значит энергия. Как только вы говорите об энергии, значит нужно понимать что есть и источник энергии.

00:38:51 Например, вы говорите об электричестве, значит есть и источник электричества – электростанция. Как это можно отрицать? Ток сам по себе не появляется, мы должны построить электростанцию, установить генераторы и тогда появится электричество. И находящийся там инженер, он тоже должен быть там, тогда появляется электричество.
В Гите мы читаем, что: «материальная энергия действует под Моим надзором», - говорит Кришна. Как только вы говорите об энергии, о природе, то у этого должна быть какая-то основа. Каков источник этой природы?

Джагат – постоянно меняющийся материальный мир

00:39:44 (обрыв записи) Ученые изучают, как это называется - «слои», «отложения». Тысячи этих слоев они создаются ежечасно. Они изучают их. Эти слои создаются и разрушаются каждое мгновение. Точно также все эти вселенные, так называемые слои. Это один из инструментов, которые используют геологи для того, чтобы проследить происхождение Земли.
Я хочу сказать, что эти слои создаются и уничтожаются ежечасно. То есть, основание - оно непрочное, нетвердое: один слой такой, через час он будет другим. Какой смысл в вашем изучении этого слоя. Поэтому это называется [джагат] - постоянно меняющийся.

00:40:50 Материальный мир постоянно изменяется. Ваше тело, скажем, проживёт 50 или 100 лет, а затем вы получите другое тело. [Джагат] означает «изменяющийся»: сейчас он такого цвета, через час – белый, затем вы станете изучать черный цвет, затем он станет снова белым, потом снова черным. Это – жевание жёванного – вот что вы делаете.
Например, времена года меняются: сейчас холодно, затем может резко потеплеть – вам придется снять эту одежду – такие изменения происходят. Всё это мироздание подвержено разным формам изменений, поэтому оно называется [джагат].

00:41:46 [Джагат] означает «постоянно меняющийся». Ваше тело меняется – также точно всё меняется. Какова вечность за этими изменениями – вот что значит знание. Но они не находят этой вечной природы, поэтому они разочарованы. Поэтому они говорят, что этого не существует. Вечность есть ноль. Но когда их спрашивают откуда же взялось разнообразие, если из нуля – то откуда разнообразие, ноль означает «ничто»?
Веды заключают: это разнообразие вечно, это лишь тень того разнообразия. Здесь оно не вечно, потому что это лишь тень, но настоящее разнообразие – в духовном мире.

Видимое разнообразие – иллюзия материального мира

00:42:45 Вопрос: То есть материальные планеты, материальная вселенная – это отражение?
Ответ: Да. Это – мираж. Итак, мираж, он иллюзорен. Например, я вижу воду в пустыне – там воды нет, это иллюзия, но на самом деле вода существует, поэтому у меня возникает мысль о воде. Вода существует, но там её нет. Точно также это разнообразие существует, то что вы видите, это многообразие, но это лишь мираж.
У нас есть опыт воды, но пока мы в иллюзии – мы видим воду там, где её нет. Точно также, мы, живые существа, мы предназначены для наслаждения, но мы ищем наслаждение не в том месте.

00:43:50 Например, животное бежит туда, в пустыню, где, как ей кажется есть вода, но разумный человек знает, что там нет воды. Это выглядит как вода, это отражение от песка. Чем бы это не было – там воды настоящей нет. А животное бежит за этой водой и погибает от жажды. Потому что оно не может удовлетворить свою жажду этой иллюзорной водой.

00:44:19 Точно также мы, невежественные, [авидья кама карма гхи]. Мы пытаемся придумать столько всего, чтобы удовлетворить нашу жажду радости, жажду наслаждения, но мы терпим фиаско потому, что всё это – иллюзия. Поэтому настоящий разумный человек задается вопросами: где же эта реальность? Где реальная вода? Это – разум.
Бхагаватам говорит: [вастева васту] - настоящую реальность вы найдете здесь.

транскрибирование: Владимир Щербаков | Иваново | Россия | 24 October 2019