Практика джапа-медитации

Сочи - 02 January 2019
Применение аштанга-йоги в духовной практике. Ошибка в повторении Маха-мантры: «Глотание слов». При повторении необходимо держать определённый ритм. Как держать и перебирать чётки при чтении мантры. На что медитировать и смотреть во время мантры. Во время повторения хорошо слушать мантру, которую произносит святой. Во время повторения мантры надо сидеть с прямой спиной. Практические упражнения для укрепления спины. Во время чтения мантры важно пить воду. Как увеличивать количество кругов. Как договориться с умом. Родственники и ум — проводники кармы. Чтение маха-мантры в трёх скоростях и рекомендации. Совместное воспевание Святого Имени. Умонастроение при повторении Святого Имени. Изменение позы во время джапы. Джапа — личные отношения с Богом. Сначала нужно освоить чёткое, внимательное повторение. Можно ли раскачиваться во время мантры. Маха-мантра — благословение обрести любовь к Богу. Можно ли читать джапу без мешочка. Последствия оскорбления Святого Имени. Упражнение «Так же как и я, это человек…».
семинар для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:11:54 | качество: mp3 64kB/s 32 Mb | прослушано: 867 | скачано: 394 | избрано: 34
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Применение аштанга-йоги в духовной практике

00:00:00 С одной стороны, нет никаких правил. Святое имя действует на абсолютном уровне. Поэтому никаких строгих правил быть не может. С другой стороны, оптимизировать процесс хочется. Для начала надо понять уровень теоретически. Если вам надо прийти на приём к президенту, то соответственно требуется какая-то одежда, требуется какая-то определённая форма. За любым содержанием стоит определённая форма. Почему, с одной стороны, писания говорят, что нет каких-то строгих правил? Потому что разговор идёт о любви определённой. А в любви ценно само содержание. С этой точки зрения никаких строгих правил нет. Но что я вижу? Я вижу, что мы не гармоничны. Эта жизнь очень тяжёлая, и её тяжесть на наших плечах. Мы не умеем дышать. Вы знаете? Мы не умеем сидеть.

00:01:30 В Бхагавад-гите, например, говорится об аштанга-йоге. Для Кали-юги аштанга-йога не может быть основным инструментом духовной реализации. И люди: «О, всё, не надо аштанга-йогу». Она не приведёт вас к любви к Богу, потому что она требует огромного количества лет. У нас жизни не хватит. Мы живём, сегодня с Махараджем посчитали, двадцать пять тысяч дней. Это восемьдесят лет. Ну что это? Смешно. Но аштанга-йога учит, как дышать и сидеть. И нельзя просто сидеть. Можно сидеть или авторитетно, или так, что это здоровью помогает или мешает. Мы все сидим так, как нельзя сидеть. Мы дышим так, как нельзя дышать. Если вас начать учить дышать, уйдёт год, и учиться надо только у того, кто умеет. Иначе половина псевдо-йогов в фитнес-клубах просто сокращают вашу жизнь. Дышать, не умеем, есть не умеем. У меня стоит челюсть, которая натирает пока, приходится тридцать два раза жевать. Совершенно другое пищеварение. Опять польза. И вот жуёшь, жуёшь два часа. А мы как едим? Бум. Надо жевать. «А что жевать? Я уже проглотил».

00:03:03 Если мы посмотрим, какие-нибудь мистические йоги, которые в Гималаях живут, они питаются горстью риса и молоком. Вы знаете, какие у них крепкие кости? Есть фестивали различные, где они с гор спускаются. Там такая мышечная система, такой густоты волосы. Все нам говорят, витаминов не хватает. А что же у них хватает, откуда? Потому что жуёт правильно. Спят правильно. Мы ничего не умеем. Мы умеем только быстро заболевать и умирать. Вот это точно. Мы так же и мантру читаем. Мы не умеем спину держать. Соответственно, диафрагма вся сжата. Или мы обязательно этой частью межлопаточной к стене облокачиваемся, и тут же сон появляется. Естественным образом человек, читая мантру, засыпает. Я раньше относился к этому так: «Ну, сказано, что, в принципе, нет каких-то строгих правил и предписаний. Что-то бубним, Святое Имя — на абсолютном уровне, главное — сознание». Так что происходит?

00:04:23 Ничего не происходит. В сознании сон какой-то или усталость.Потом я стал прислушиваться, как люди читают мантру. Иногда от их мантры тошнит. Настолько некрасивый звук выходит. Я думаю: «Во, герои». Там такой турбо дизель. Бедный человек, думаешь, как же он вообще? Святой просто, я не знаю. И дальше я понял, что, если человек красиво повторяет, сладко, прямо в прямом смысле, ему самому нравится, звук красивый, сидит с расправленными плечами, ровно, так и ему самому приятно, всем окружающим приятно. Это ласкает слух, у него энтузиазм, вдохновение, правильное дыхание. Пока читает мантру, она все доши уравновешивает, ум успокаивается. Я не скажу, что до того, как я всему этому научился, Святое Имя не работало. Оно работает. Но совершенно по-другому работает и оптимизированно вам помогает намного больше, если вы это делаете правильно.

Ошибка в повторении Маха-мантры: «Глотание слов»

00:05:37 Что я могу дать быстро? Я хочу вам дать саму мантру. Как её надо произносить, чтобы не глотать слова. Самое опасное, что большинство людей глотают слова. То есть — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама… Харе Кришна, Харе Кришна. А Харе Харе-то где? А получается Харе Харе на Раме, и ещё два раза опять Харе Кришна.
Рама Рама, Харе Харе. Харе Кришна, Харе Кришна. Одно Харе пропускают. До такого доходят, я говорю: «Запиши мне свою мантру». Человек записывает, говорит: «Послушайте». — «Ты сама-то слушала? Послушай, нет Харе». — «Ой, да нет». Если уж человек записывает, то можно сосредоточиться, чтобы выглядеть перед наставником солидно? Даже это не помогает. Когда так сидишь рядом, человек расслабится. Через какое-то время смотришь, что он повторяет. Ему запишешь, он не верит, что это он. Я говорю: «Это что за рыганье в микрофон? Сама слышишь? Это ты».

При повторении необходимо держать определённый ритм

00:06:43 Есть определённый ритм. Если вы держите определённый ритм, не темп, а ритм, он вам помогает. Если вы сбиваетесь с ритма… Это как, знаете, есть шаг, я его забыл, кстати. Мы однажды ходили в поход, в горы, лет двенадцать назад. Опытный инструктор был. Мы идём и начали задыхаться. Он говорит: «Потому что без ритма идёте определённого. Два шага, полшага, стоп». До какого-то считали или на какой-то вздох. Опять два шага…. Как пошли! Потому что выдерживали определённый ритм. Сердце с мышцами гармонизовалось, и мы шли и шли, не устаём и не устаём, дыхание не сбивается, и не сбивается. Так и здесь. Предполагается два часа непрерывного повторения мантры. Сами понимаете, это серьёзный труд. И он требует определённого ритма, чтобы это не напрягало тело, а наоборот расслабляло.

00:07:45 Первое, что я хочу сказать, мантру делим на две части — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе — это первая часть. И вторая — Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
ХарЕ Кришна, ХарЕ Кришна — на что акцент? ХарЕ. ХарЕ Кришна, ХарЕ Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе. А дальше — Харе РАма, Харе РАма, РАма РАма, Харе Харе. [акцент на Рама]
Если вы будете — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама [акцент на Харе] — уже «х» будет в том же темпе, и одну обязательно будете упускать. Потому что, [ту-ду-ду-ду-ду-тудут-ду-ду-ду. А тут ту-дут-ту-ду-ту-ду-тудуу-тудуу-тудуу]. И вы не сможете пропустить, потому что там другой ритм, и он вам будет помогать.

00:08:39 Вот смотрите — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. За счёт того, что вторая часть звучит в другом ритме, автоматически я не пропущу Харе. Иначе у меня ритм не получится. Когда это уже долго и быстро, и вы в правильном ритме, меня записывали в полусонном состоянии, она всё равно вся повторяется. Невозможно пропустить, если вы ритм держите. Ритм не держите, просто запутаетесь с Рама, Кришна, сколько раз, где. Начинают слова глотаться. Язык запоминает, и вы, считайте, мантру не произносите. Изменение в мантре темпа и слова влияет. Это же вибрация.

Как держать и перебирать чётки при чтении мантры

00:09:24 Я надеюсь, что это записано. Мы сейчас повторим вместе на чётках. Мне надо, чтобы вы со мной повторяли в унисон, быстро. У кого нет чёток, Наталья раздаст. Мы держим чётки на втором пальце. Какой он, безымянный, средний? Средний. На себя перебираем. На себя. Не от себя, а на себя. Давайте, возьмите. Лена, у тебя нет чёток? Ты же это всё знаешь. Мы перебираем на себя, на каждой чётки мы произносим полностью одну мантру. И вот мы подошли к последней, большой бусине. Теперь мы не перешагиваем, а переворачиваем. Надо научиться переворачивать. Теперь бусина под нами. Опять доходим до конца и опять переворачиваем.

00:10:34 [Из зала]: Надо с большой начинать?
[Михаил Юрьевич]: Нет, не с большой, а со следующей. Это 109-ая.
[Из зала]: Нет, я имею в виду, ко мне с маленькой?
[Михаил Юрьевич]: Это как угодно. Имеет значение, но не нашем уровне. На нашем уровне: начали, дошли, большая бусина поднялась, перевернули, и опять на себя. Дошли, перевернули и опять на себя. Вот это важно, это работает. Теперь, ритм, который будет идти у вас в голосе, должен отражаться в пальцах. Это не обязательно, но это нереально помогает. Я, например, на счётчике не могу читать. С чего я сбиваюсь? С ритма. Я не могу счётчик вибрировать. Я читаю медленно: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна…» У меня пальцы вибрируют в том же ритме, что я повторяю.

00:11:35 [Михаил Юрьевич читает мантру очень быстро]: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Понимаете, пальцы помогают этот ритм удерживать.
[Михаил Юрьевич читает мантру очень быстро]: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Люди иногда слишком сильно сжимают или слишком слабо. Надо обязательно развивать тактильное ощущение. Потому что, здесь нади-канал идёт определённый, он вам поможет, вибрация эта. Вы должны почувствовать эту вибрацию прямо в грудной клетке.

00:12:11 [Михаил Юрьевич читает мантру очень быстро]: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе — я не повторяю [читает мантру растянуто надрывисто]: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе. Я не выдыхаю, не умираю, не задыхаюсь. Это не война, это пение. Берём звук, возьмём все этот звук: Харе Кришна, Харе Кришна. Видите, на ноте. Выбираете звук, который вам удобен. Это сейчас просто берём под меня. Мантра поётся: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

00:12:56 Полетели. Полетела пчёлка. Эту вибрацию вы должны почувствовать. Вся рука, всё тело охватывает вибрация, тогда тело расслабляется. Вы почувствуете даже, что вы потеть начнёте. Тело всё раскроется. И повторять на нос не получится. А все так сидят. Вы посмотрите, как все сидят.
[Михаил Юрьевич читает мантру очень быстро]: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Она идёт, и вам приятно. Вы запоёте её, запоёте. И пошло, пошло, раскачиваемся, помогаем себе спокойно и расслаблено. Потому что ритм, если он правильный, он расслабляет. Весь организм входит в определённый ритм, вы начнёте качаться. Вы качаетесь, все каналы, сосудики, всё наполняется этим звуком, этой вибрацией. Вот это самые простые правила.

На что медитировать и смотреть во время мантры

00:13:47 Дальше, на что мы медитируем? На слушание, на красоту звука. Можно смотреть на Божества. У кого нет изображений Божеств, можносмотреть на свечу. Особенно огонь важен, если вы пришли после работы, сильно натрепали нервы, с кем-то по серьёзному переругались, солнечная энергия уходит. Солнце. Свеча – это огонь, аналог солнца. Поэтому, когда вы смотрите на огонь, на камин, на костёр, вы получаете эту дополнительную энергию, которую ум начинает пить. Ему нравится пить огонь, и он перестаёт блуждать по мыслям. Идеально смотреть на алтарь, на Божества. Но, в крайнем случае, на свечу. Будет трудно. Чувствуете, не можете, куда-то… Обычно, что происходит? «Харе Кришна, Харе Кришна, ну да завтра я туда пойду, а что я там Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Человек буквально два раза повторил и пошёл думать. И вся медитация – сплошное блуждание ума где-то там…. Если вы красиво повторяете, это вам помогает.

00:15:02 Второе, что вам помогает — это огонь или красивое изображение Бога. Любое. Любого Бога. Иисуса, Аллаха, кого хотите. Свет там... Но вы должны знать, что здесь у вас Господь, потому что Святое Имя не отлично от Бога.Если бы оно было отлично, то невозможно было бы Святое Имя повторять десятками лет. Если бы это был материальный звук, мы бы обалдели все, сошли с ума. Это сто процентов работает. Это трансцендентный звук, и очень быстро всё это начинают чувствовать. Иногда люди говорят: «Я никакого экстаза от Святого Имени не чувствую». Ответ очень простой: «А что ж ты уже лет двадцать повторяешь? Если бы ты ничего не чувствовал, ты бы не выдержал!» «Милый Вася, милый Вася, Вася, Вася, милый, милый». Сейчас вызовем скорую, и в сумасшедший дом… Сутки даже не сможете повторять. У меня была практика, когда я неделями повторял мантру без остановки на чётках, восемь-десять часов. Впадаешь в такое состояние, что не хочешь останавливаться. Не хочется, так сладко. Если бы это был какой-то материальный звук, это бы пытка была.

Во время повторения хорошо слушать мантру, которую произносит святой

00:16:13 Значит, два способа мы назвали. Третий. У меня есть, Иван вам даст, специально всегда на телефоне мантра Шрилы Прабхупады. Как я делаю? Я должен слышать его мантру, но моя должна быть громче. Если я не громко повторяю, но повторять надо, чтобы звук был слышен, то регулируйте эту громкость так, чтобы это было как жужжание рядом. Как бы тише, но, чтобы вам не мешало слышать себя. И в тот момент, когда ум отвлекается, или вы останавливаетесь, вы слышите: «А, да, мы же мантру повторяем». Это тоже помогает уму. Вы или себя слушаете, или мантру слушаете. Это серьёзная мантра, её воспевает серьёзный духовный человек, поэтому это так. Примерно в двадцать-тридцать раз мощнее по эффекту повторять со святым человеком. Или в реальной обстановке со святым, или с записью. Я – с записью. Я в горы хожу, в лесу хожу. Раз, в карман телефон, мантру включил. И, знаете, как кокон такой. Идёшь, и ты как бы в другом измерении.

00:17:45 И рабочие стоят на горе, ждут меня, я подхожу, у меня играет мантра, я читаю. Они так встали и замерли. Говорят: «Медини-пати, а Вы где? Как будто космос подошёл». Я иду и вот эта энергия к ним подошла. Они все обалдели. Это очень серьёзная энергия, она позволяет вам всех духов, всех привидений разогнать. Дальше.

Во время повторения мантры надо сидеть с прямой спиной. Практические упражнения для укрепления спины

00:18:18 Удобное сидение. Кому-то надо что-то подложить, кому-то можно так сидеть. Найдите для себя положение, при котором обязательно будет прямая спина. Прямая спина — это вы подняли плечи, а потом они упали. И затылок между лопатками, ну вам на йоге скажут, должны быть на одной линии. К стеночке прислонились, выпрямились и от стены отошли. Будет первое время тяжело. Я сейчас после операции с трудом сижу ровно. Поэтому я встаю, вы можете обратить внимание. Не могу сидеть. Из-за операции я посадил спину сильно. Что я сделал для возрастных людей? Я накачал спину. Я ложусь на живот на кровать. На ноги мне садятся. Свисает половина туловища до тазобедренных косточек. Я опускаюсь, верхняя часть туловища у меня в воздухе. А нижняя лежит. Но не на прогиб, не горизонтально, немножко ниже. И вот вы десять раз откачались, постояли. Мы накачиваем эту спину, это будет поясница. Четыре захода по десять раз. Каждый день или через день. Уйдёт всё вот это, все грыжи. Никаких грыж не будет.

00:19:50 Я провёл исследование в Краснодаре. Месяц меня обследовали, у меня болела спина. Остеопаты меня крутили, иголки ставили, всё ставили. А потом мне изнутри голос: «Да закачай ты её мышцами!» Я три дня покачал, у меня спина прошла, месяц покачал — забыл, что это такое. Сейчас мышцы ослабли, опять болит поясница. Мы закачиваем поясницу, потому что вы все вот такие горбыли. Прогиб в спине никто сделать не может, нет этих мышц. Второе. Любые резинки на дверь, на косяк одели. На ручки. Движения, как при гребле. Именно чтобы сводились лопатки. Вот эти два упражнения идеальны для того, чтобы хорошо повторять мантру. Вы закачиваете спину, и тогда вы стоите прямо. Вот эти мышцы не держат [показывает], и поэтому не держатся лопатки. Вы это делайте. Прямо сводите лопатки, сводите.

00:20:57 Этим вы закачиваете спину, поясницу. И последнее, крутите маленьким весом гантели. Маленьким весом. Для прабху пять килограмм можно, а для женщин — два. Просто такие круговые движения небольшие, в одну сторону и в другую. Это прокачивает вот это, вот эту часть [показывает]. Вы прямо почувствуете, как раскрываются все каналы шейные. Это минимум. Есть целые гимнастики, но я вам даю самый минимум. Встал с утра, они у меня у кровати, покачал, покрутил, отжал. Всё. И иду, читаю мантру. На два часа мне хватает. Будет прямая спина.
Если болят колени, вот Галина наша, она всё знает, она со мной занимается. Кто не может в лотосе сидеть, тоже всё известно. На «Благости» был великолепный кинезиолог. Просто бомба человек. Кто был на «Благости» может к этому кинезиологу обратиться. У меня была проблема с коленом, я не знал, что с ним. Он мне дал упражнения. Две недели и всё, я сижу опять в лотосе. Легко. Очень хорошо всё мне поставил на место. То, что даже йога не давала и физические упражнения. Просто сместилось что-то куда-то. Так что вот так. О чём я сейчас говорю? Я говорю о том, что тело влияет на сознание. И сознание влияет на тело.

Во время чтения мантры важно пить воду

00:22:40 Поэтому следующее. Пить. Литровую бутылку вы за 16 кругов маха мантры, за два часа должны выпить.
[Из зала]: Это во время чтения?
[Михаил Юрьевич]: Во время, да.
[Из зала]: А до этого ещё пить?
[Михаил Юрьевич]: До этого я даже боюсь говорить. Потому что там целая процедура, как пить эту воду, но мы всё-таки не этим занимаемся. Просто вы читаете джапу, должны выпить литр воды. Иначе кровь густая, печень перегревается. Это просто мука. Я смотрю на людей, ну чего ж все не пьют-то? Ну как же можно? Не реально это, просто не реально! Литр воды надо выпивать, тогда кровь хорошо идёт по венам, ничего в желудке не скапливается, почки запускаются. Тёпленькая, обычная, нормальная вода. Везде, где я был в серьёзных монастырях, везде все садху серьёзные пьют воду. С прямой спиной сидят, восемьдесят лет человеку, семьдесят, все с прямыми спинами серьёзно воспевают.
Самое лучшее — это встать до восхода солнца.Это самое лучшее. Круг за четыре идёт по силе. Днём круг по усилиям равняется четырём кругам утром. В четыре раза всё будет быстрей, мощней. Совсем другая энергия.

Как увеличивать количество кругов. Как договориться с умом

00:24:19 Теперь следующее. Как раскочегариться в медитации? Вы сначала учитесь читать и учитесь не глотать. На первом этапе количество кругов не важно, важно качество. На первом этапе! Потому что, если вы начнёте тараторить сбивчиво и, глотая, это плохо кончится. Я не говорю о том, чтобы вы внимательно слушали, я говорю о технике определённой. Вот вы, когда сможете один круг нормально повторять, послушайте запись: «Вот он пошёл». Теперь, сколько я таких кругов повторить могу? Четыре, больше не могу! Тогда пять. Понятно? Четыре вы можете легко, тогда вы берете себе пять. Чтобы уму был напряг: «Парень, ты меня слушайся всё-таки!» Если четыре круга, ум нам говорит: «Ну, четыре я тебе разрешаю». Тогда вы говорите: «Давай пять?» И вы его начинаете поджимать. Потом через какое-то время пять — легко. Значит, шесть. Всё время должно быть немножко тяжело. Но, если будет сильно тяжело, в стресс войдёте.

00:25:42 Дальше. Что делает ум? Он — хитрая субстанция. Он сначала сопротивляется, потом резко затаится. Он затаится, как фашисты перед началом войны. А потом резко нападёт. Как он это делает? Вы уже месяц читаете пять кругов, и вам нормально. И он: «Нет, сегодня никак, сегодня надо отдохнуть!» И он становится таким вот рупором и орёт вам: «Всего один день, не будь фанатиком! Один день и всё!» Этих приступов будет много, пока вы не поймёте, кто тут истерит по-настоящему. И вот если вы сломались, ум начинает отвоёвывать. И завтра будет тяжело, и послезавтра. Поэтому: «Нет, дорогой! Мы обещали пять, прости, сейчас пять дочитаю, и на фейсбук полезем, и кино включим. Но пять — извини, немножко потерпи». Обманите себя, как хотите, но не дайте ему вот это: «Ну что делать, ну сегодня такой день… Мне мозги вынесли». Увидите! По крайней мере, я вас к этому готовлю. Когда он начнёт с вами общаться, вы скажете: «Ни фига себе, точно! Прям так оно и есть, ну надо же!»

00:27:11 У всех одинаково будет. Можете потом делиться, переписываться. Так же я его обманываю, когда встаю. Как только я хочу открыть глаз, ум мне говорит: «Ты же больной, у тебя сердце посажено, ты куда встаёшь?» А я ему говорю: «А мы сейчас встанем, в туалет сходим, водички попьём и ляжем. Сейчас ляжем. Смотри, я даже глаза не открываю». Потому что он иногда так упирается! Договорились вечером, что встаём. Утром он: «Лежать!» И мы лежим. Он так хорошо это делает. «Лёг — и всё! Завтра». И так становится хорошо, так в подушечку — раз. Ум так во всём, он ловит момент. Он сначала говорит: «Ну, поиграем, поиграем. В йога, в святого. Встаём, встаём». А потом один раз: «Всё, сегодня нельзя, сегодня — нет. Один раз можно. Не страшно. Завтра же встанешь». Не встанете. Обманет. И начинается…. А дальше, если человек долго за умом идёт, то появляется паника внутри. Ты начинаешь комплексовать, начинаешь его бояться. «У меня ничего не получается, я не могу, я не знаю, как другие делают». Стыдно сказать, депресняк, это я не могу…. А тебе говорят: «Поехали на ретрит, сейчас там…» — «Никуда я не поеду. Я уже пробовал, ничего у меня не получается. Всё, я не могу! Эта работа, эта жизнь…. Не в этой жизни». Ум говорит: «Да! Так, да». Потому что ум — проводник кармы.

Родственники и ум — проводники кармы

00:28:57 Кто проводник кармы? Вы должны это знать. Это родственники. Первые, кто сходят с ума от духовной практики, это родственники. Потому что по большому счёту мы рождены для того, чтобы пойти в ад. А чтобы пойти в ад, нас надо на это стимулировать. И поэтому друг у друга рождаемся, чтобы помочь друг другу в этом. Вы придёте к своему родственнику и скажите: «Я не ем бананы!» Он скажет: «Класс, давай свой банан! Что ещё торт не ешь? Давай мне сюда, на тарелку. Молодец, парень, я с тобой везде буду ходить!» А теперь скажите ему: «Я не ем мясо». «Бери мой кусок. Бери мой стакан водки». — «Ты что, наркоманом стал? Ты что творишь? У тебя что-то с головой. Вася, скажи Пете». — «Ребята, вы что все? Что тут происходит? Ну, всё, попал! Всё. Что такого-то? Ну, не хочу я». — «Не-не-не. Открой своё сердце».

00:30:02 Родственники и ум — это два очень серьёзных проводника кармы. Поэтому их в шастрах разрешается обманывать.Да, я вам авторитетно говорю. Не надо открываться: «Я на ретрите был. Мы все неправильно живём. Нужно идти к Богу. Вся эта материальная деятельность приходящая, скорбь даёт и пустоту. И только остаётся одно уныние». Нет. «Куда ты там ездишь?» — «Да так, мы немножко отдохнули, расслабились. Немножко философии дали: что такое ум, разум, упражнения делали». Окрепните! Станьте по-настоящему крепкими в своей вере, во всём, тогда можно как-то что-то говорить. Потом кончится, как у меня. У меня никто из родственников ничего не делал, пока мне не позвонят и не спросят, можно это или нельзя. Но это прошло тридцать лет, и я уже в их мечтах побывал во всех психушках, меня уже от всего лечили. А теперь только меня и спрашивают, что делать. А тут мачеха мне заявила, когда операция прошла. Там отцу что-то надо делать, говорит: «Ну, пойми, он же не может, как ты. Это у тебя там целая семья на тысячу человек! Понятно, что ты так быстро восстанавливаешься!». Хопа! Говорит: «Любой тебе позавидует, что такая у вас там забота, защита». Тридцать лет ушло. А до этого: «Всё, сейчас всё отнимут, что там перепишут». Куда? Кто что отнимет?

00:31:56 Есть какие-то странные представления, потому что люди судят по себе. Что значит «по себе»? Мы асуры. У нас выгода, желание выгоды, алчности, стяжательства, жадности. Мы пропитаны этим. Есть такая практика, только после двадцати лет практики: записывать в течение дня, сколько раз проявилась гордыня. Сегодня я четыре раза её проявил, сейчас пятый, потому что вам об этом сказал. Нет, вы представляете, это кошмар. Мы асуры. Пока вы этого не видите, как, допустим, бомж не видит грязь. К сожалению, мы такие. Поэтому сейчас об этом даже говорить не надо. Сейчас надо научиться воспевать. Но, в принципе, имейте в виду, что ваш ум — проводник кармы. Он должен вас привести в ад, поэтому его надо обманывать. Соглашаться с ним, и он как-то успокаивается.

00:32:58 У него есть единственное глупое одно качество. Он почему-то верит, что сейчас ляжем. А мы не ложимся, просто не ложимся, потому что это некий позыв в теле. Потому что ум связан с чувствами, а чувствам тяжело. Мы все на ночь едим и всё тому подобное, поэтому мы такие. Ум говорит: «Ты чего? Надо спать!» Потому что он — слуга чувств. А ты встал, в туалет сходил, водичкой побрызгал, даже просто водички выпил и чувствуешь: «Ну и чего ложиться-то?» А уму говорим: «Сейчас, сейчас ляжем!» А что-то не ложится! Кровь побежала.
Вот это основные принципы. Максимально быстро, как я мог, так я дал. Прочитаем круг вместе и потом…. Сейчас я вам специально прочту в трёх скоростях, чтобы это было на записи. Чтобы вы потом могли эту запись взять и как-то подстроиться. Пока один, ладно?

Чтение маха-мантры в трёх скоростях и рекомендации

00:34:13 Итак, смотрим ударение. Пока просто слушайте. ХарЕ Кришна, ХарЕ Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе РАма, Харе РАма, РАма РАма, Харе Харе. [Михаил Юрьевич в медленном темпе повторил 2 раза]. Это медленная скорость, которую обязательно надо практиковать, чтобы настроиться. Особенно если вы уставшие, возьмите в таком темпе. Средняя скорость тоже для уставшего, с моей точки зрения, человека, но живого. Скорость такая у меня была после операции. Слишком всё было плохо. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. [Михаил Юрьевич в среднем темпе повторил 4 раза]. Это средняя скорость, которую я советую начинать тем, кто хочет хорошо научиться не глотать мантру. Следите за спиной, потому что много отвлекающих моментов. Вам надо за спиной следить, за водой. Поэтому такую скорость берёте и контролируете. Она слушается. Вам даже хочется её слушать. Я же читаю, вижу, вы все сосредоточены, потому что она нормальная. Она приятно слушается. Найдите высоту звука.

00:35:48 [Михаил Юрьевич издаёт высокие звуки, как будто читает мантру]. Да, куда же, Господи! Как же он ещё не умер-то? [Михаил Юрьевич издаёт низкие, рычащие звуки, как будто читает мантру]. Ну, куда! Ну, что же вы, сами-то слышите? Рядом люди содрогаются уже. Я вам серьёзно. Есть ещё хуже. Я такого даже не могу вытворить, не получится. Я это называю турбо дизелем. Примерно двадцать процентов людей турбодизелят. Когда одна свеча уже перегорела в двигателе, он троит. И поэтому нормальный слух не может это вынести. Поэтому человек не может сконцентрироваться, ему неприятно, что он делает. Есть быстрая мантра. Это не значит, что сразу надо быстро начинать: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». [Михаил Юрьевич в быстром темпе повторил 3 раза].

00:36:57 Вы начинаете в таком темпе, но она на звуке, пчёлка у меня полетела, вибрация пошла. И вы начинаете на одном темпе, и потом вы разгоняетесь. Но не делайте это искусственно. Оно само пойдёт в какой-то момент, полетите. И дальше держите, просто держите этот темп. Держите, спокойно качаетесь, никуда не выпрыгивайте, не подпрыгивайте, просто держитесь в этом темпе.
Для промежуточного контроля…. Это не все советуют, поэтому я повторяю, что не все Махараджи придерживаются этой идеи. Мне очень помогает. Это не авторитетно, но и нельзя сказать, что не авторитетно. Это некое такое…, мне помогает. Я беру секундомер, когда я в плохом состоянии, и включаю: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Я знаю, это восемь минут. То, что я сейчас произнёс, скорость — это восемь минут.

00:37:59 Когда я впадаю в хорошее состояние концентрации, у меня на мантру уходит 6 минут. И, соответственно, я круг дочитал, перевернул чётки и нажал. Там, знаете, как это: «сброс» или «заново». Он мне показывает, сколько у меня за этот интервал ушло времени. И я так смотрю краешком глаза — девять минут. Значит, был невнимателен. Просто для себя. Это заставляет меня обратить внимание, что я где-то отвлёкся. Из трёх-четырёх кругов, если я вышел на шесть минут, я забываю про него. И только так тыркаю, потом раз в какой-то момент пять идёт, 5.20 — всё, вошёл! Значит, вошёл. Если вдруг к 10 минутам идёт, значит, проблема. Значит, внимательней, замерили темп, поняли по ситуации…. Но для начинающих точно благоприятно. В среднем у вас должно уходить на круг восемь минут, восемь-девять. Вот тогда хорошо.

00:39:02 После операции у меня круг был тридцать минут. Один круг. Посадили память. То есть ты читаешь, а мозги останавливаются, и оказывается, что ты не читаешь. А сам даже не видишь, что не читаешь. Но я это определил через…. Я думаю, что же у меня это происходит-то? Читаю-читаю круг, всё никак чётки не закончатся. Смотрю, тридцать минут прошло. Вот такой кошмар. Но хотя бы я знал, что это кошмар.
Берём средний темп все вместе, берём эту ноту и на этой ноте все аккуратненько повторяем хором вместе. И перед воспеванием мы повторяем мантру. Так называемая «Панча-таттва» мантра. Мантра посвящена Господу Чайтанье, потому что по Его милости, Он дал этот метод воспевания: «Джая Шри-Кришна-Чайтанья, Прабху-Нитьянанда, Шри-Адвайта, Гададхара, Шривасади, Гаура-Бхакта-Вринда».

00:40:01 Её можно взять в песеннике, везде. Здесь на листочках, потом её выучите. Она повторяется, если вы решили все круги сразу повторить. Произнесли эту мантру, и пошли круг за кругом, между кругами не надо. Но если остановились, пошли попить, отвлеклись на туалет, то опять садитесь: «Джая Шри-Кришна-Чайтанья, Прабху-Нитьянанда, Шри-Адвайта, Гададхара, Шривасади, Гарура-Бхакта-Вринда». Всё! Поехали: «Харе Кришна…». И начинаете повторять мантру.
Готовы? Свет выключите, пожалуйста.
[Из зала]: А глаза закрывать?
[Михаил Юрьевич]: Нет, с полузакрытыми на кончик носа. Спасибо, что вы сказали. Тянет закрыть глаза. Прабхупада об этом говорил: «Как только глаза закрыл, сразу заснул». Глаза не закрываем. Кстати, где-то я читал ещё в правилах, что не желательно покрывать голову. Я вообще это не понял, я это просто запомнил. Я посмотрю. Или в «Хари-бхакти-виласа» или где-то. Я так удивился, что написано: «При повторении Святого Имени нельзя покрывать голову».

00:41:08 [Наталья]: В «Нектаре преданности».
[Михаил Юрьевич]: В «Нектаре преданности» это?
[Наталья]: Да!
[Михаил Юрьевич]: Вот это я не понимаю. Прабху, да? А мата дживсегда должны с покрытой быть головой? Наверное. Не такие существенные вещи.
Всё! Повторяем на себя, находим Кришну. Готовы? Поехали: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе/ Харе Рама, Харе Рама»… Звук! Мы все забыли про звук.

Совместное воспевание Святого Имени

00:41:51 У нас должно полететь. «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». [Михаил Юрьевич повторяет 1 круг маха-мантры].

00:51:15 [Из зала]: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

00:51:22 [Михаил Юрьевич]: Всё, хорошо. По идее круг должен быть закончен. У кого как. Кто-то спешит, кто-то, наоборот, забывает. Поэтому обычно вайшнавы читают не шестнадцать кругов, а семнадцать. Один такой контрольный на всякий случай.

Умонастроение при повторении Святого Имени

00:51:42 Теперь умонастроение. Святое имя не отлично от Кришны. Это одна медитация нам. И вторая: что мы это делаем не для собственного удовольствия, а для удовольствия Бога.Это тоже делается, как подношение Богу. Бхакти-йога означает, что мы всё делаем для услаждения Верховной Личности Бога. Любое отвлечение — это отвлечение от общения с Кришной. Мы сами Его зовём: «Харе Кришна» и сами же игнорируем. Вот так кратко.
Тенденция — одинаково повторять. Заметили наверно? Немножко трудновато тянуть «Рама». Все тянут одинаково. Нет никаких строгих правил. Я беру мантру Прабхупады, и мне так легче: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Тогда оно не глотается. Вот эти «Харе» последние, они не глотаются. «Рааама», — мы как бы его тянем. Послушайте мантру Прабхупады и видите, как он интересно это «Рама» произносит. Даже в большом хоре всегда его «Ра» слышно. Рааама. Он его растягивает, и таким образом этот ритм поддерживается.

Изменение позы во время джапы

00:53:01 [Михаил Юрьевич]: Всё. Если есть вопросы…. Один. Давайте. Если нет…. Да.
[Из зала]: Можно менять позу?
[Михаил Юрьевич]: Можно менять позу и заниматься надо йогой. И тазобедренными суставами и всем. Вы знаете, какая прискорбная вещь. Вот мы не пользуемся так называемой аштанга-йогой, как вспомогательным инструментом, а потом доживаем до пятидесяти, и тело не позволяет ничего практиковать. Пока не поздно, возьмитесь за своё здоровье. В шастрах здоровье — на первом месте, потому что тело — инструмент, оно должно работать. Когда человек залит любовью к Богу, то затекают ноги, не затекают, он на это не среагирует. Но до этого надо дойти. Для этого нужно тело. Поэтому тренируемся, накачиваем мышцы, суставы растягиваем. Есть разные упражнения. Надо понять, что затекает. Если где-то зажим, пережато, то какая мантра?

Джапа — личные отношения с Богом

00:54:12 [Из зала]: [Не слышно]
[Михаил Юрьевич]: Очень важно. Спасибо.
[Из зала]: Да, это не уважительно считается.
[Михаил Юрьевич]: А в мешочке можно класть на коврик?
[Из зала]: В мешочке? Даже в мешочки нежелательно.
[Михаил Юрьевич]: Не рекомендуется. Лучше одевать на шею.
[Из зала]: Да, специальная лямка.
[Михаил Юрьевич]: И взгляд. Ещё очень важно, что мы держим чётки в мешочке. Я вам показываю, но вообще чётки не рекомендуется показывать никому. Почему? Не знаю. Ты, знаешь, почему чётки не рекомендуется показывать?
[Из зала]: Это означает, что мы не рекламируем свою духовную практику. Если мы будем рекламировать свою духовную практику, то какие-то люди могут посмеяться, кто-то будет поклоняться. Духовная практика — это личное отношение с Богом.
[Михаил Юрьевич]: Интимное.
[Из зала]: Джапа — личное отношение с Богом. Поэтому, как правило, это не рекламируется. Это не касается никого, кроме меня.
[Из зала]: А что тут такого?
[Михаил Юрьевич]: Некоторые вещи не всегда логически понимаются, но меня вот коробило сейчас чётки показывать. Я уже не могу как-то это объяснить даже, что тут такого. Это моё, моё личное. Это как раздеваться перед кем-то. А мешочек — есть мешочек, не видно ничего.

Сначала нужно освоить чёткое, внимательное повторение

00:56:32 [Из зала]: А можно в самом начале, когда только начинаешь читать, делать это дольше, чем восемь минут?
[Михаил Юрьевич]: Можно. Я же говорю, что вначале мы должны освоить принцип не глотания. Важна внимательность. Такой темп, как был у нас сейчас, совсем для меня тяжёл даже. Немного медленно.
[Из зала]: Если слюна накапливается во рту с ритма сбиваешься?
[Михаил Юрьевич]: Глотай. Проглоти и продолжай. Это целая наука. Рот потом приспособится. У меня сейчас эта же проблема. Другой рот, и приходиться переучиваться. Тяжело. А вообще тело приспособится, и с дыханием тоже. В хорошее время я повторяю десять мантр на один вдох. Но только в темпе когда.

00:57:22 Когда расходишься, здоровое более-менее тело. Набрал полный и пошёл. Десять раз повторил, набрал и пошёл. Есть джапа полушёпотом, когда вы на вдохе повторяете: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Есть разные варианты. Сначала мы осваиваем чёткое, внимательное повторение. Есть различные техники. Это уже позже можно устраивать джапа-ретриты. Вы все, так или иначе, в каких-то группах, всегда есть лидеры, кураторы у нас, кто всё это уже знает, вам всегда подскажут. Главное, на мой взгляд, это научиться её ритмично на звуке повторять. Не бросать слова. Очень тяжело, люди прямо задыхаются, их ломает: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама...» Ох ты, Господи, как же он шестнадцать кругов-то повторит. «Харе Кришна. Гав-гав -гав».

Можно ли раскачиваться во время мантры

00:58:26 [Из зала]: Вот Вы раскачивались, а до этого говорили про позы, что должна быть спина ровная. Надо ли раскачиваться или, наоборот, сидеть в неподвижной позе?
[Михаил Юрьевич]: Я же говорю, что чётких правил нет. Следуйте за телом. Но прямо надо сидеть. Я сначала сел, а потом чувствую, пошёл зажим. Смотрю, а я сгорбился. Выпрямляйтесь, почувствуйте. Точно знаю, что вот эти местом к стене прислонились, и вы спите через минуту. Лучшее снотворное, которое только можно придумать.
[Из зала]: А про раскачивание?
[Михаил Юрьевич]: Раскачивание? Я раскачиваюсь в том же ритме, в такт идёт. Это не мешает сидеть прямо и раскачиваться, в чём проблема? Я иногда и вот так качаюсь, по кругу. Я не слышал каких-то ограничений на раскачивание.

00:59:26 Главное — не уснуть, сконцентрироваться. Когда вы дочитываете определённое количество кругов, вы должны почувствовать вот эту гармонизацию — просто хорошо. Успокоенный ум, хорошо дышится. А если, наоборот, вы встали, то что-то не то. Я вообще интересную открыл для себя вещь. Вот у человека какие-то проблемы. Но вроде он уже несколько лет мантру повторяет, и всё какой-то кошмар, а не жизнь. «Ну-ка давай мантру почитаем». Там нет мантры. Там какое-то гавканье или турбо-дизель, или что-то ещё. Это точно. Ни разу я ещё не ошибся. Как закон. Как только человек ничего, даже если проблема какая-то, всё время позитив. Точно, смотришь, а у него хорошая мантра.

Маха-мантра — благословение обрести любовь к Богу

01:00:08 Мантра — потрясающая штука. Необычный метод дан в кали-югу. Мы специально, надеюсь, у нас будет семинар по славе Святого Имени, расскажем, что писания об этом говорят. Просто нет иного пути, по писанию в этот век обрести любовь к Богу. Мы не просто Святое Имя повторяем, мы «према нам». На Святом Имени, которое дал Господь Чайтанья, то, что мы делаем, на нём есть благословение обрести прему — любовь к Богу. Это определённое благословение. В один день Брахмы, в двадцать восемь там чего-то по четыре юги Господь Чайтанья, изначально Кришна принимает форму Господа Чайтаньи, является и даёт Святое Имя. А потом на миллионы лет даже об этом и речи нет. Нам повезло, в один из трёх миллионов лет оказались прямо сейчас. Это такая удача! Просто за одну жизнь, воспевая Святые Имена, можно обрести такой дар, какой не обретают йоги, по сто тысяч лет медитируя. Великие мудрецы не могут обрести именно любовь к Богу.

01:01:39 Озарение, просветление, освобождение, но прему, чистую любовь к Богу…. Это не дешёвка. Это выше всего. Нет ничего выше и сокровенней в этом мире, чем Кришна-према, чем любовь к Богу. Поэтому такой простой метод, но он очень возвышенный. И пока мы не нанесли эти десять оскорблений, большинство из вас начинающих, будьте внимательны к этим десяти оскорблениям. Тоже надо будет разобрать. Если их не совершать, очень быстро человек достигает серьёзных результатов в духовной практике. Он начинает жить в этом мире и не зависеть от него, что очень бы хотелось. Ты как-бы в другое измерение уходишь. Живёшь, вокруг люди, и ты такой же вроде, а у тебя с человеком другие законы. Вот другие законы, и всё.

01:02:45 Очень много историй, когда мне просто обычные люди говорят: «А мы вообще не понимаем, как вы там, преданные, живёте. Что это вы все куда-то ездите, у вас всё время фестивали, какие-то праздники. Откуда у вас столько денег?» Подходишь к преданному, говоришь: «Откуда у тебя столько денег, что ты везде ездишь?» — «Не знаю. Нет денег». У преданных, когда спрашиваю, ни у кого нет денег. Только они везде ездят каким-то образом. Вот так и будет.
Меня Гурудев, чтобы я проповедовал, заставил работать. Я не мог в шоу-бизнесе одно время быть, потому что не мог принципам следовать, потому что шоу-бизнес. Он говорит: «Оставь его на время, серьёзно попрактикуй». Я допрактиковался до того, что мне говорят: «Так, пора работать, ты что?» Я говорю: «Может не надо? Так хорошо всё». Когда он мне сказал: «Займись практикой, надо на время оставить работу». Я говорю: «А на что я буду жить?» Он говорит: «А ты думаешь, ты живёшь за счёт своих усилий?» Я так был удивлён. Я говорю: «Да, я в этом уверен». Святое имя — это очень интересно.
Так, а что вы меня не останавливаете? Надо же работать в группах.

Можно ли читать джапу без мешочка

01:04:21 [Из зала]: Скажите, а можно читать джапу, не в мешочке чтобы рука была? Мне жарко в мешочке и неудобно. Я её вытаскиваю, держу и перебираю, мне очень удобно.
[Михаил Юрьевич]: Ну, если никого нет, наверно можно. Лучше так, чем никак.
[Из зала]: Никак не нравится в мешочке, с этим пальцем. А так очень нравится.
[Михаил Юрьевич]: Ну, ради Бога.
[Из зала]: А можно на шею вешать?
[Михаил Юрьевич]: Вот, интересно.
[Из зала]: Тогда можно на шею вешать чётки, чтобы они не свисали.
[Из зала]: Да, я так и делаю, потому что нельзя, чтобы ниже пояса свисали. Я на шею вешаю. А вот левой рукой я могу трогать? Говорят, левой рукой нельзя.
[Михаил Юрьевич]: Не желательно, да. Это уже совсем тонкости. Тогда уж надо вообще говорить, когда можно, в чём можно. Сейчас тут половина убежит, скажет: «Всё». Правила настоящего этикета и чистоты — это очень серьёзные правила. В конце концов, воспевание — прежде всего, все остальные правила и предписания подтянутся. Сначала надо хотя бы какую-то очистительную достигнуть…. Чтобы вера появилась, почувствовать что-то. А то сейчас как загрузим: «Это нельзя, то нельзя». Человек скажет: «Можно, я пойду. Хотя бы это можно сделать?» Всё ребята, отпускайте меня.

Последствия оскорбления Святого Имени

01:06:12 [Из зала]: Подскажите, пожалуйста. Вы каждое утро говорите про оскорбление Бога.
[Михаил Юрьевич]: Святого Имени.
[Из зала]: Прошу прощения, Святого Имени. Какие последствия, если ты всё равно наносишь оскорбление?
[Михаил Юрьевич]: Вкус идёт. Вкус уходит, и вкус к греху увеличивается. Первый признак того, что человек серьёзно относиться к воспеванию, это то, что вкус кармической деятельности к чувственным удовольствиям утихает. В чём вся проблема? Проблема у людей в том, что они подходят и спрашивают: «Что ты не куришь, не пьёшь, с женщинами не спишь? А что ты вообще делаешь?» Это нормально, обычному человеку совершенно не понятно, что можно делать, кроме этого. Для чего тогда жить? Люди часто пытаются очищаться, каяться в своих грехах, но всё равно продолжают грешить.

01:07:11 Люди сравниваются со слоном, который вышел из реки и обсыпал себя землёй. Эта практика покаяния благоприятна, но беда заключается в том, что семя греховных желаний сохраняется в сердце. Если человек внимательно относится к воспеванию, вам просто перестаёт хотеться заниматься какой-то странной деятельностью. Без всяких комплексов, без всяких страхов. «Просто не хочу. Не хочу я это есть, не хочу я это пить. Не хочу эту тупую передачу смотреть». Как только оскорбление Святого Имени происходит, вдруг опять хочется. Из них два-три я особо выделяю. Это поносить преданных. Очень опасно.В чём здесь главная проблема? Никто не совершенен. Каждый раз, когда вы хотите что-то плохое сказать про кого-то, прямо себя в лоб бейте и говорите: «Кто тут совершенен? Место того, кто совершенен, занято, и зовут Его Господь Бог». Тема закрыта. Все остальные несовершенные.

01:08:23 В этом наша сила. Господь создал нас, в определённом смысле, несовершенными. Мы совершенными можем быть в любви.Но для этого надо дойти до этого. Вот эти тела, как любая машина, несовершенные. Вдруг мы смотрим на человека, который стоит в душе, и говорим: «Ага, ноги грязные». Так он, поэтому и в душе. Когда люди, которые пытаются духовной практикой заниматься, в любой конфессии, а мы начинаем их поносить, ругать, то Кришна говорит: «Так ты не понял ничего. Давай я тебе его качества дам, чтоб ты понял». Он жадный, тебе это не нравится, будь жадным сам. Эти качества плохие к нам перетекают помимо того, что Кришне не интересно с нами становиться.
Второе — это сохранять материальные привязанности. Это последнее десятое оскорбление. Усилие, должна быть какая-то жертва.
Я помню, у меня как было. Сигаретку покурил, пошёл джапу читать, там, в 1989 году. По крайней мере, нужен какой-то план, что это нужно прекращать как можно скорее.

01:09:41 Для чего мы повторяем Святое Имя? Чтобы ум был чистым, контролируемым. Когда мы курим, мы опять его будоражим, это сохраняет привязанности. Нужен определённый план, как-то работать с этим, чтобы постепенно избавляться от этого. Это очень важный момент. Грешить, рассчитывая на силу Святого Имени. Это очень опасная деятельность. «Сейчас согрешу, а потом пойду, Святое Имя повторю, очищусь». Эти три оскорбления наиболее такие, которые убирают вот этот вкус. Поэтому иногда преданные практикуют десять, пятнадцать, двадцать лет, и потом во все тяжкие. Куда-то их понесло, потому что они так вкуса и не получили. Почему? Потому что оскорбления совершают, и не работает Святое Имя. Они могут внимательно повторять, тем более не работает. От этого ещё больше расстраиваются, тем более не работает. От этого злятся. Все у них плохие, и методы не работают, всё совсем в тартарары.

Упражнение «Так же как и я, это человек…»

01:10:53 Поэтому с самого начала берегите свою духовную жизнь. Мне нравится, Махарадж нам на ретрите в 2014 году дал нам эту мантру: «Так же, как и я, этот человек одинок. Так же, как и я, он хочет любви. Так же, как и я, ему бывает плохо. Он страдает, он болеет так же, как и я. Так же, как и я, он отстаивает свою правду. Хочет быть великим, значимым так же, как и я». Всё. Немного с себя переносим эти все ощущения на другого человека, и как-то сразу… Чего мы все хотим? Быть нужными, чтоб нас любили, уважали. И ещё хотим любить. Если нас любят, а мы не любим, нам плохо.