Выбор духовной практики
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Ом намо Бхагавате Васудевая
нараянам намаскритья
нарам чайва нароттамам
дэвим сарасватим вьясам
тато джаям удирайет
нашта-прайешв абхадрешу
нитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке
бхактир бхавати наиштхики
00:00:57 [Михаил Юрьевич]: Мы читаем Шримад Бхагаватам песнь первая «Творение». Глава пятая, Нарада даёт Вьясадеве Шримад Бхагаватам, глава восемнадцатая. Так переходим с текста на текст, не последовательно читаем. Есть определённый план, чтобы было более доходчиво на нашем уровне, мы преследуем определённые цели. Нам нужно определённого сознания достичь, поэтому вот так — то вперёд, то назад.
Выбор религиозной системы в соответствии с уровнем сознания
00:01:44 Сегодня мы будем говорить о различных уровнях религии, которые люди выбирают. Если им не мешают и дают альтернативу, то люди сами выбирают, определённый уровень, определённую религиозную систему, в соответствии со своим уровнем сознания. Но они этого не понимают, но понимают свои потребности и свои желания. Кришна настолько милосерден, сострадателен, что Он создал систему, позволяющую человеку на каждом уровне своих желаний, своих возможностей, связаться с Богом, так или иначе. Таким образом, происходит так называемый триумф положения Бога, куда бы человек ни пошёл. Если мы сейчас от моря пойдём, мы к морю не придём, или придём, когда всю Землю обойдём, но с другой стороны. Кришна говорит: «Все идут Моим путём». Очень важное философское понимание, что Бог на то и Бог, что если человек следует предписаниям Вед в том или ином виде, он, так или иначе, придёт к Богу рано или поздно. А так как хорошо то, что хорошо заканчивается, то в принципе всё благоприятно. Немного позитива.
Шримад Бхагаватам 1.5.18
00:03:18 [Михаил Юрьевич читает, зал повторяет]: ШБ.1.5.18
тасйаива хетох прайатета ковидо
на лабхйате йад бхраматам упарй адхах
тал лабхйате духкхавад анйатах сукхам
калена сарватра габхира-рамхаса
00:05:04 [Михаил Юрьевич]: Ребята, я готов. Для меня самое трудное, это личное общение, оно высасывает силы насмерть. У меня получилось с семи утра до семи вечера. Двенадцать часов личного общения, как будто после наркоза. Поэтому немного именно с внимательностью проблема получается.
[Михаил Юрьевич читает, зал повторяет]:
тасйаива хетох прайатета ковидо
на лабхйате йад бхраматам упарй адхах
тал лабхйате духкхавад анйатах сукхам
калена сарватра габхира-рамхаса
00:08:21 Пословный перевод:
тасйа — с этой целью; эва — только; хетох — причина; прайатета — следует прилагать усилия; ковидах — тому, кто склонен к философии; на — не; лабхйате — не достигает; йат — что; бхраматам — странствуя; упари адхах — сверху донизу; тат — то; лабхйате — можно обрести; духкават — подобно несчастьям; анйатах — в результате прошлой деятельности; сукхам — удовлетворение чувств; калена — в свой срок; сарватра — всюду; габхира — скрыто; рамхаса — приходит.
00:09:33 [Михаил Юрьевич]: Перевод и комментарий Его Божественной милости Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупады
[Михаил Юрьевич читает]: Истинно разумные и склонные к философии люди…
[Михаил Юрьевич]: Говорится об уровне сознания.
[Михаил Юрьевич читает]: …должны стремиться только к достижению той цели, которой нельзя достичь в этой вселенной…
[Михаил Юрьевич]: То есть, когда постепенно мы станем истинно разумными, поймём, в чём заключается цель человеческой жизни, для чего создан материальный мир. Мы сейчас укрепляем наш разум. Когда мы разовьём склонность к философии, к размышлению, мы восстановим все связи в голове. Обычный человек постепенно деградирует, он не развивает разум. Он может укреплять ум, который соединяет чувства с объектами чувств. Но укреплять разум…. В институте люди пытаются, потом постепенно он у них отмирает за ненадобностью.
Цель духовной практики
00:10:38 Когда мы начинаем духовную практику, то мы постепенно становимся разумными и склонными к философии и к размышлению. Когда мы приходим к этому уровню, то мы должны стремиться только к достижению той цели, которую нельзя достичь в этой вселенной. Почему тут говорится об истинно разумных [людях], потому что для не истинно разумных [людей] это бред. Потому что существует только эта вселенная и существую я один раз в этом теле, зачем мне стремиться к тому, чего нет во вселенной. Если человек не разумен, он просто скажет: «Тут вообще кто-то с головой дружил, когда писал это? Зачем стремиться к тому, чего нет?» Мы так живём, но надо размышлять и тогда вы увидите, что не просто понять эту логику — стремиться к тому, чего нельзя достичь в этой вселенной.
Неотъемлемые качества материального мира — счастье и страдания приходят в положенный срок
00:11:38 [Михаил Юрьевич читает]: Даже если обойти всю её — от высшей планеты, Брахмалоки, до низшей [планеты] Паталы. Что же касается счастья, которое приносят чувственные наслаждения, то в положенный срок оно само приходит к нам так же, как в положенный срок к нам вопреки нашей воле приходят непрошеные страдания.
[Михаил Юрьевич]: Это вообще злит людей. И мы сегодня будем говорить об уровнях сознания и соответствующим им духовным практикам. Я помню в 1989 году, к таксисту в машину попал, с Джанмаштами поздно ехал, он говорит: «Кришнаит, да? Вот у вас тупая история с кармой. Не надо работать, всё придёт, что положено по судьбе».
00:12:27 Люди неразумные, не склонные к философии, они банально видят. При этом просто откройте YouTube, посмотрите аварии 2018 года. Едут люди, играет у них радио, вдруг с соседней машины колесо слетает и всё, и привет. Вопреки нашей воле приходят непрошеные страдания. И как от этого можно застраховаться? На танке ездить! А где взять деньги на танк, солярки столько, кто разрешит? Обратите внимание, что в основном, люди с низким интеллектом, занимаются всё время организацией защиты себя. Надо себя как-то защищать? Надо. Но это доходит до некой цели в жизни. И при этом вылетают колёса, падают камни с неба.
00:13:36 Я сразу вспоминаю ещё один пример из этой же серии, но он благоприятный. В Австрии живёт ученица моего Гуру. Так или иначе, она растила сына, и сына растила сама. Муж не поддержал всю эту идею никак, они не смогли жить вместе, и она жила одна на какое-то пособие. Она понимает, что она с парнем не справится. А есть в Маяпуре Бхакти Видья Пурна Свами школа, которую он с успехом закончил. Я видел этого мальчика — супер. Ей надо туда попасть. А как? Она очень сильно начала молиться Кришне, Господу Чайтанье: «Господь защити моего сына, дай ему нормальное образование серьёзное, пошли мне какие-то средства, чтобы это делать». Вышла из дома и выпал кирпич с угла дома. И чётко ей упал на голову. Но наискосок так, что кожа рассеклась, пошла кровь. Её привезли куда-то, а так как ещё законы где-то работают, иногда, ей дали большую страховку. А потом рентген сделали и говорят: «У вас никаких повреждений нет». [Она] говорит: «Этой страховки мне хватило год жить в Индии, в школе».
00:15:06 Иногда падают колёса на машину, и человек идёт в ад, потому что ему положено. Никаких благочестивых действий он не делал и колесо для него – это тот дамоклов меч, который определяет дальнейшую его судьбу. И то же самое, тот же кирпич, то же колесо может упасть и это становится благоприятным. Просто так десять тысяч долларов в кармане. Да, интересно.
Итак, что же касается счастья, которое приносит чувственное наслаждение, то в положенный срок оно само приходит к нам. Почему мы этого не замечаем? Вот второе мы замечаем: «что страдания приходят сами по себе», а что счастье приходит само по себе редко замечают люди. Почему? Из-за вожделения.
00:16:01 Вожделение очень сильно вводит нас в иллюзию. Мы иногда находим деньги на дороге, но мы это не помним, но когда теряем — страдаем. Изначально душа настроена на счастье, она как бы заточена под это, создана. Любое проявление, даже чувственного счастья, оно естественно для нас. А что же ещё, для чего я живу то. А когда страдания [приходят], мы обращаем на это внимание, потому что это не естественно. Материальный мир создан так, что страдания и счастье две грани, неотъемлемые, этого мира. Это не естественно для души. А для души, как для рыбы не естественно быть без воды, так для души не естественно жить в материальном мире. Не естественно!
Мотивация и цель деятельности
00:16:57 [Михаил Юрьевич читает] Каждый человек изо всех сил старается испытать, как можно больше чувственных наслаждений. Одни занимаются торговлей, другие работают в промышленности, третьи трудятся ради экономического развития, четвертые добиваются политического превосходства.
[Михаил Юрьевич]: И можно добавить: и нет для них деятельности ценнее и превыше этой. И поэтому говорят: «Все вы последователи ведической философии лоботрясы». А Прабхупада им интересно ответил на это: «А что же тогда в Индии простаивают храмы, на которых написано: «Требуются брахманы на полное обеспечение». Хорошо, я скоро напишу на своём ашраме: «Требуется пуджари на полном обеспечении». Но люди скажут: «Нет! Я пойду работать». Поэтому когда-то мне отец тоже говорит: «Ну, ты так вкалывал, а теперь ты не поймёшь чем занимаешься». Я говорю: «Пап, ты можешь то же самое, всё бросить прийти в храм и Кришна тебя будет содержать». ― «Если это так просто, что же все так не делают?».
00:18:13 Пожалуйста, welcome всех лоботрясов в храм на утреннюю программу! Однако же мы считаем дни, когда фестиваль закончится, чтобы выспаться и расслабиться, и пойти скорее на любимую работу. Нет, хорошо, что уже истинный разум просыпается — пойти скорее на истинную работу и заняться наконец-таки жизнью. Когда мне дочь говорит: «Папа, это вообще нормально, что я ничего не успеваю, мне говорят: «То оставь, это», а гуру и то делает, и это, и всё успевает ― это вообще нормально?» ― «Нет, ― говорю — не нормально, но только единицы возвращаются в духовный мир». И они с точки зрения этого мира ненормальные, потому что нормальные [люди] занимаются торговлей, промышленностью, экономическим развитием, политическим превосходством.
00:19:12 И мы сейчас обсудим, эти уровни, градации религий по тому [принципу], какое у нас сознание. Каждый человек должен выбирать путь и аскезы — тапасьи, деятельность в соответствии со своим уровнем сознания, а иначе это выглядит негармонично.
[Михаил Юрьевич читает]: Некоторые из них занимаются кармической деятельностью, чтобы обрести счастье в следующей жизни.
[Михаил Юрьевич]: Это про мотивацию говорится. Кармическая деятельность — деятельность ради плодов. Девяносто девять процентов людей живут ради плодов, но мотивируются по-разному, то есть они хотят плоды, но плоды хотят разные. И здесь говорится о тех людях, которые трудятся, действуют для того, чтобы в следующей жизни родиться на более, экономически развитых, продвинутых, высшего уровня планетах, в данном случае райских планетах.
00:20:16 [Михаил Юрьевич читает]: Говорится, что обитатели Луны, благодаря напитку сома-раса, обретают способность испытывать большее чувственное наслаждение.
[Михаил Юрьевич читает]: Питрилока — эта планета благочестивых предков. В нашем роду могут быть благочестивые предки, которые тоже занимались карма-кандой — деятельностью, направленной на то, чтобы родиться на высших планетах — благочестивой деятельностью. Такие удивительные у нас бывают родственники, и они попадают вот на такую определённую планету, где они за нами могут даже наблюдать и помогать нам.
«Питрилоки можно достичь с помощью благотворительности. Таким образом, существуют разные способы удовлетворения чувств, как в этой жизни, так и в жизни после смерти. Некоторые пытаются достичь Луны и других планет с помощью механических средств, потому что им очень хочется оказаться на этих планетах, не утруждая себя благочестивой деятельностью. Но это невозможно, потому что по закону Всевышнего разные места предназначены для разных категорий живых существ в соответствии с их деятельностью в прошлом. Только благочестивая деятельность, предписываемая Богооткровенными писаниями, может обеспечить человеку рождение в хорошей семье, богатство, хорошее образование и привлекательную внешность»
00:21:47 [Михаил Юрьевич]: Всё, что со словом «хорошее», с точки зрения удовлетворения чувств, достигается за счёт благочестия — определённой деятельности благочестивой. А, соответственно, противоположные вещи: непривлекательную внешность, отвратительную внешность, плохое образование, нищету, рождение в семье алкоголиков, атеистов и так далее, — это происходит благодаря греховной деятельности.
[Михаил Юрьевич читает]: Мы можем видеть, что даже в этой жизни добрые дела дают человеку возможность получить хорошее образование и заработать деньги.
Хороший характер важнее хорошего образования
00:22:31 [Михаил Юрьевич]: О чём здесь говорится? Согласно писаниям, что важнее — хорошее образование или хороший характер? Хороший характер. Если у человека хороший характер он развивает отношения и достигнет, всё равно, какого-то успеха. Тогда как человек может иметь хорошее образование, но иметь скверный характер и, в конце концов, всё это плохо кончится — он разрушит отношения с другими людьми, а выжить одному в этом мире нельзя. Святые выживают, но они не одни, они с Богом. Все остальные зависят от социума, и если мы обладаем скверным характером, то рано или поздно будут проблемы.
Свобода выбора обеспечивается иллюзией безнаказанности
00:23:15 [Михаил Юрьевич читает]: Точно так же и в следующей жизни мы достигаем желаемого положения только благодаря своим добрым делам. А иначе, два человека, родившихся в одном месте и в одно время, не занимали бы разные положения, соответствующие их прошлой деятельности.
[Михаил Юрьевич]: Для того чтобы свобода выбора осуществлялась, Кришна вводит нас в заблуждения, относительно причин и следствия. Для того, чтобы мы узнали, хотим ли мы своровать или нет, нам нужно дать иллюзию, что нас не накажут. Тогда у нас есть выбор. Нам говорят: «Возьми этот пирожок, пока никто не видит». И стоят с топором. «А топор зачем?» ― «Сейчас узнаешь!» Мы скажем: «Что-то не хочется пирожок». Но если топора нет, у всех глаза завязанные, темно ночью и только у нас маленький фонарик, то может всё-таки взять? И таким образом, вот это рождение — смерть и манипуляция с памятью Бог делает таким образом, что мы не понимаем что, за что, кому. Бывают греховные люди, [которые] очень хорошо живут. И мы думаем: «Вот они грешат, поэтому хорошо живут». Нет! Они хорошо живут, потому что когда-то они не грешили, но для этого нужно знать свидетельство писаний или быть настолько искренним, чтобы изнутри, из сердца вспомнить своё рождение.
00:24:57 Таким образом, увидеть объективную реальность, но люди не хотят видеть объективную реальность. Вот это очень хорошо в фильме «Матрица» сделано. Когда там один из героев, ему надоело, что за ним гоняются эти агенты, и он говорит: «Дайте мне эту пилюлю, чтобы я забыл, что это всё иллюзия, и я опять в иллюзию впаду. То есть, чтобы я вошёл в иллюзию. Мне уже надоела эта вот реальность, вот только такую! Чтобы я опять ощутил, как будто это настоящая еда, как будто я в этом теле». Потому что нами движет вкус, и когда нет высшего вкуса, нам нужен хоть какой-то вкус: хоть вкус чувственных удовольствий. Но если нам дать память о смерти, память об операциях, о каких-то страданиях, то что-то не наслаждается. Для этого нам надо забыть, впасть в некую иллюзию. Наверно, это интересно забыть о прошлых уже семьях, рождениях, которые чем закончились? Всё одним и тем же! Это не насилие — это наши желания. Это очень интересный аспект.
[Михаил Юрьевич читает]: Но любое положение в материальном мире непостоянно. Где бы мы ни находились — на высочайшей планете Брахмалоке или на низшей Патале — наше положение может измениться в зависимости от наших поступков.
00:26:30 [Михаил Юрьевич]: Есть у моего гурудева небольшая статья «Причины падения людей, которые встали на путь практики Бхакти-йоги». И одна из них — неблагочестивая карма. А здесь об этом говорится: «Может измениться в зависимости от наших поступков». Мы когда-то что-то наделали, а занимаясь практикой, мы развиваем высший вкус. Но последствия какого-то действия к нам уже идут в виде посылочки, нам её уже послали. И когда эта посылочка приходит, она может прийти... Падение — это тебя лишают каких-то возможностей, или… Допустим, те же операции: ты лежишь, ты уже не можешь нормально говорить, нормально дышать, отсюда и практика затруднена, под себя ходишь. То есть посылочка пришла со страданиями. А может и прийти посылочка с наслаждением. И вы говорите: «Да, не заносите её сюда, не надо». Они говорят: «Простите, я всего лишь почтальон. Расписывайтесь. Ваша посылка? Ваша! Видите, ваше имя, ваш адрес. Получайте!» Вот новая женщина пришла, вот бизнес вам пришёл, вот куча денег, вот наследство. Вы говорите: «Что там? Может не надо?!» ― «Надо, Федя, надо! Уж теперь пользуйся»
Духовный вкус помогает противостоять искушению
00:28:01 И если, к этому времени человек развил сильный духовный вкус, то он может этому противостоять. Но, это должен быть сильный вкус, потому что пришло именно то, что он так лелеял и хотел. Вы открываете посылочку, а там всё для вас, как вы хотели. «Ну, что ж такое! О, и это как я люблю, и это!» И вам уже не до Бога на какое-то время. Или приходят такие страдания, что тоже всё! Поэтому мы набираем высший вкус, набираем, набираем, набираем…. Потому что это единственное, что может противостоять тому, [что произойдёт] когда посылочка придёт. Других вариантов нет!
00:28:58 [Михаил Юрьевич читает]: Склонный к философии человек не должен прельщаться этими изменчивыми положениями.
[Михаил Юрьевич]: Вот это очень важный момент. Здесь нет насилия, здесь нет «грузилова», слово, которое любят говорить: «Вот хватит! Грузит там». Здесь о чём идёт речь? «Склонный к философии человек не должен прельщаться этими изменчивыми положениями». Мы всё равно прельщаемся. Мы должны знать, что это неправильно, что это бесполезный труд. А следовать этому, то есть не прельщаться, мы сможем только при условии высшего вкуса. Но мы хотя бы должны понимать, что в принципе это абсурдное занятие, потому что всё равно всё закончится: что хорошее, что плохое. И не комплексовать, что мы пока не можем, не находим волю отказаться, потому что у нас нет вкуса!
00:30:00 Мы не должны комплексовать. Мы должны, как с той собакой, подкармливать, находить компромисс, чтобы уж совсем не нестись куда-то с раскрытым ртом. Но при этом не отвергать альтернативную духовную практику, которая постепенно поможет нам стать более устойчивыми ко всем искушениям материального мира.
[Михаил Юрьевич читает]: Он должен стараться обрести вечную жизнь в знании и блаженстве, чтобы ему не пришлось вновь возвращаться на какую-либо планету материального мира, исполненного страданий.
[Михаил Юрьевич]: Это как цель. Мы должны, в конце концов, выбраться из тюрьмы.
[Михаил Юрьевич читает]: Страдания и смешанное счастье — два аспекта материальной жизни; они есть и на Брахмалоке, и на других локах, есть они и в жизни полубогов, и в жизни свиней и собак. Страдания и смешанное счастье всех живых существ различаются лишь по степени и качеству, но никто здесь не может избежать уготованных ему мук рождения, смерти, старости и болезней.
Количество счастья — это выделенная доля, его невозможно изменить материальной деятельностью
00:31:16 [Михаил Юрьевич]: Ум что говорит? «Это быстро будет, быстро умрёшь, быстро родишься, а потом наслаждайся. Быстро, быстро». Но что-то старость довольно много времени занимает. Иногда тридцать лет, сорок.
[Михаил Юрьевич читает]: Точно так же каждому человеку отведена его доля счастья.
[Михаил Юрьевич]: Вы представляете? Эта доля выделена. Когда я пришёл как-то к гурудеву в 1991 году, или в 1990, не помню. До этого, когда на Арбат въезжаете со стороны гостиницы «Украина», раньше был самый известный большой ресторан «Арбат». У меня был контракт с одной группой, мы клип снимали. Пригнали двадцать или тридцать девиц, для какого-то кабаре, и они полуобнажённые по пояс ходили с обалденными, совершенно апсарными фигурами. Каково было ходить среди них, это всё снималось…
00:32:29 Я до сих пор содрогаюсь, насколько сильно это обожгло, просто буквально трясло от вожделения. Слишком было всё откровенно, необычно, я никогда в такие ситуации не попадал. Я прихожу к гуру, меня трясёт. Вот тогда он мне сказал: «Слушай, надо на какое-то время это оставить. Это бесполезная деятельность. Ты никогда не сможешь духовно продвинуться, если будешь систематически попадать в такие адские условия существования». Я задумался, мне страшно стало, на что я буду жить. Тогда я первый раз услышал, что количество счастья — выделенная доля, уже прописана. Он мне говорит: «Твоя альтернатива, откуда ты берёшь деньги?» — «Потому что я работаю». — «Настало время это проверить». Я думаю: «Правда, я же работал, всё это было, я для чего-то пришёл сюда. Как я потом пойму, работает или нет. Надо проверить». Я начал проверять, и понимаю, что это точно как написано.
00:33:41 Мы спорить не будем, вы можете проверить. Я по ощущению воздуха чувствую, что не очень хочется проверять, что очень странно, что это работает. Но, так или иначе, доля выделена. Там есть хитрые истории, может быть в следующий раз мы глубже проработаем эту тему, потому что усилия от нас нужны, но они не находятся в линейной зависимости от результата. Могут быть огромные усилия, но мы получаем всё ту же долю, как если бы мы просто пришли и взяли её. Можно прыгать перед банком сколько угодно, но, сколько у вас на счету денег есть, столько вам и выдадут. Хотя можно развить бурную деятельность. Прийти в галстуке, в костюме, начать перепись населения вокруг, кто в очереди. Но вам всё равно выдадут ваши пятьдесят долларов, если у вас больше ничего нет. Это очень важная тема, я думаю для всех.
Преданное служение — единственный способ изменить карму
00:34:49 [Михаил Юрьевич читает]: Как бы человек ни старался, он не сможет увеличить или уменьшить предопределённые ему страдания и радости.
[Михаил Юрьевич]: Прабхупада здесь говорит о материальном человеке. Преданный — может. Человек, который поклоняется Верховной Личности Бога, может уменьшить или увеличить предопределённое ему и то, и другое милостью Господа. Имеется в виду, что собственными усилиями мы не можем, но Кришна может своему преданному дать что угодно, [при этом Он] ничем не ограничен.
[Михаил Юрьевич читает]: И радости, и несчастья приходят и уходят. Поэтому не стоит зря тратить своё время на эти эфемерные вещи; нужно стремиться лишь к одной цели — возвращению к Богу. Это должно стать делом жизни каждого.
00:35:38 [Михаил Юрьевич]: Такой текст. Почему люди боятся рожать даже детей? Потому что они не знают, как их нормальных рожать. В основном мы рожаем нежеланное потомство. Мы уже об этом говорили. Соответственно — приходят души неблагочестивые. Вот жила семья, теперь у них рождается ребёнок, которому положено без отца вырасти, неблагочестивая душа пришла. Что они начинают делать? Ругаться. Или ему положено быть в нищете. Что с папой происходит? Работу теряет. Поэтому интуитивно люди иногда боятся заводить детей, потому что думают, что будут проблемы. Но если у вас родился благочестивый ребёнок, который должен жить в полноценной семье, как бы вы не ругались, вы не разойдётесь, потому что ребёнку положено иметь хороших родителей. Любое живое существо приходит со своим грузом кармы, своими вещами. Родители для него становятся проводниками, инструментами для этого осуществления.
00:36:56 Есть очень много вещей, которые разумные люди понимают и соответственно этому действуют. Мы понимаем, что, как минимум, законы природы надо знать. В противном случае, невежество приводит к тому, что мы действуем с огромными усилиями против себя. Даже те наслаждения, которые нам положены, мы качественно ухудшаем через своё сознание. У нас выделенная доля здоровья, но можем съесть, у нас есть свобода небольшого выбора, две ложки сметаны, а можем одну, можем съесть кусочек сыра, а можем, как все русские – ведро. Некая свобода есть. Можем съесть за час до сна, а можем за пять минут, соответствующие будут результаты. Но они не проявятся сразу. Мой отец никогда не постился, ничего, до сих пор живой. Я не против, откуда я вижу, что определённое счастье и страдание предопределены? Есть люди, которые вообще ничему не следуют, и живут, а есть люди, которые много чему следуют и не живут. Но качество жизни очень низкое. Можно жить долго, но к чему эта жизнь, если в ней нет самоосознания, если ты просто сидишь тупо у телевизора.
00:38:27 [Михаил Юрьевич читает мантру]:
ом агьяна-тимирандхасья гьянаньджана-шалакая
чакшурунмилитам ена тасмай шри-гураве намах
шри-чайтанья-мано бхиштам стхапитам ена бху-тале
сваям рупах када махьям дадати сва-падантикам
ванчха-калпатарубьяш ча крипа-синдхубья эва ча
патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намаха
шри кришна чайтанья прабху нитьянанда
шри адвайта гададхара шривасади-гаура бхакта вринда
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе
Книга Асель Айтжановой «Веды и религии мира»
00:39:24 [Михаил Юрьевич]: «Веды и религии мира», Айтжанова Асель. Вот такая книга, это бомба. Одно из оскорблений святого имени есть — поносить Ведические писания, или писания, согласованные с ведическими представлениями. Эта книга не отлична от Вед, она согласована с ведическим представлением, вызывает у меня бурю экстаза уже второй год. Я вам немного из неё выдержки почитаю, потому что они относятся к теме нашего семинара. Наша задача была купить пару коробок, чтобы они у вас были. Протамагунили, тому, кому поручили, позабыли об этом, и соответственно, у нас их нет.
Эта книга — сравнительный анализ одних и тех же идей в разных писаниях, что очень важно. Часто бывает, что мы становимся членом какой-нибудь религиозной группы, и начинаем объявлять эту нашу группу, религию, единственным путём спасения и критикуем другие конфессии. С этого начинается эта книга, потому что в современном мире существует огромное количество различных религиозных конфессий: древних, которые существовали тысячелетиями, какие-то новые, которые появились недавно. Это многообразие сбивает с толку людей.
Теологическое образование и свобода выбора
00:41:07 «Теологическое образование», — как мне один врач, когда я ему эти вещи рассказывал, — «вот вы и должны преподавать в школе детям. А то я должен заполнить ребёнка…». Какое-то религиозное образование дают в школах. Ему дали табличку, какого направления вы хотите, чтобы ваш ребёнок прошёл какое-то образование. Он говорит: «Я хочу Харе Кришна, сознание Кришны, чтобы дали». Они говорят: «А что это?» Тогда он говорит: «Хорошо, что у вас есть?» — «Православный священник придёт». — «А что ещё есть». — «Ничего». — «А зачем тогда эта бумажка?» — «Ну, так, ну…». Так и бывает. Или мы попадаем в какую-то организацию, которая считает себя единственным путём спасения. Я не говорю сейчас про христианство, я в принципе говорю. Или государство навязывает какую-то одну [религию], как есть страны, где только мусульманство и ничего другого нельзя. Таким образом, у нас нет выбора, а если ещё мы с детства смотрим телевизор, и нас пугают всеми остальными, то мы вообще просто запуганные, зашоренные, следуем [одной религии] и ничего не чувствуем. Это не соответствует нашему уровню сознания, нашим потребностям. И практически из-за этого нас лишают возможности гармонично встать на духовный путь.
00:42:43 Идея заключается не в том, чтобы склонить вас куда-то, а в том, чтобы дать весь обзор, как она реально существует и как связана с сознанием. Дальше, неспешно размышляя, прилагая собственные усилия, сравнивая, вы можете выбрать практику, которая наиболее вас привлекает, и вы будете понимать, почему она вас привлекает. У меня ушли годы, чтобы понять, почему какая-то, допустим, женщина нравится, а какая-то нет. Почему какая-то музыка нравиться, а какая-то нет. Но девяносто процентов людей не обладают этим знанием, они не понимают, что им нравится и почему. Что, безусловно, важно.
Основа любой религии — безусловная любовь к Богу
00:43:33 [Михаил Юрьевич читает]: Предугадывая, эти различные взгляды и сомнения людей, древняя ведическая литература много тысячелетий назад провозгласила, что существует глобально только одна абсолютная истина — Бог, и одна религия — вечная религия безусловной любви.
[Михаил Юрьевич]: О чём мы читали в Шримад Бхагаватам, которая была записана пять тысяч лет назад. Чем бы мы ни занимались, в какой бы мы религии не были, основа любой религии, истинной, — это привести нас к любовному отношению с Верховной Личностью. Как, например, какую-нибудь болезненную простуду можно вылечить тем, что налить стакан водки, положить туда чёрного перца и выпить. Можно сильно попоститься на сухую три дня, результат будет тот же по тому, что простуда уйдёт, но последствия будут разные. Можно взять тришун, например, аюрведическое лекарство, и тоже простуда или грипп пройдёт. Существует много различных способов. Но очевидно, что три дня на сухую мало кто из нас выдержит. Девяносто процентов современного населения предпочтёт пятьдесят грамм водочки с чёрным перцем.
00:45:02 Есть некая расположенность сознания к одурманивающим средствам. «Ещё, оказывается, от этого я вылечусь, супер! Чтоб я завтра простудой заболел».
[Михаил Юрьевич читает]: С точки зрения Вед, все религиозные практики, существующие в этом мире, это проявление этой вечной религии, данные людям в том объёме, в каком они способны её воспринять.
[Михаил Юрьевич]: Это фундаментальная идея — проявление одной вечной религии. Мы берём различные религиозные течения и смотрим на пересечение. На пересечении всех религий должна быть единая цель — любовь к Богу. Вот она нас интересует, вот она та истина во всех религиях. Дальше, одним народам такие ритуалы, этим народам такие ритуалы, такие ритуалы. Это помогающие инструменты, позволяющие увидеть это. Но если мы занимаемся всем тем, что не находится на пересечении, то в принципе, согласно Ведам, мы теряем суть религии, если мы просто занимаемся ритуалами. «А зачем?» — «Не знаю. Так все делали». — «А зачем все так делали?» — «Не знаю, я русский». — «А ты зачем?» — «Я мусульманин, я казах или кто-то. Все так делали, и я делал». — «А, если сейчас прыгнут куда-нибудь, ты тоже прыгнешь?» — «Ну, да, наверно»
00:46:34 Это знание, если мы говорим о религиозном образовании, надо давать в школе. Оно нейтрально, оно не относиться ни к каким конфессиям. Они не навязывают ничего школьнику, ребёнку. Они просто говорят: «Смотри, есть единое знание. Суть этой жизни — познать Бога, вернуться назад в духовный мир, который существует. На этом пути единственный нормальный инструмент — это любовь к Богу. Вот смотри: первый уровень религии, второй уровень религии, третий». Человек выходит оттуда, он ничего не боится, он всё понимает, он понимает, как всё устроено.
[Михаил Юрьевич читает]: Задача этой книги, на основе авторитетных сакральных текстов, помочь читателю убедиться в единстве духовного пути. Однако даже если он настроен против идеи единства, то всё равно, эта книга может быть полезна в общеобразовательном смысле, поскольку позволяет познакомиться со священными текстами многих религиозных традиций. Как говорил основатель сравнительного религиоведения Н. Мюллер: «Кто знает только свою религию, не знает ни одной»
Этапы духовного развития в Ведах и религиях мира
00:47:54 Этапы духовного развития в Ведах и религиях мира. В современном понимании не редко возникают точки зрения, что индуизм, это некая хаотическая смесь верований, объединённых только одним началом, происхождением. Зачастую Ведическую религию считают многобожием, смесью культов и различных полубогов, иногда её принимают за некую пантеистическую систему, а иногда отождествляют с практикой йоги. Такие неоднозначные представления о Ведах зачастую формируют у людей предубеждения, что их древние тексты уступают современным мировым религиям. Однако, в действительности, такие превратные точки зрения появились только по двум причинам. Первая, из-за необъятного количества ведической литературы, десять триллионов шлок.
Принцип иерархии
00:49:01 [Михаил Юрьевич]: Когда мы говорим: «Иерархия существует, то она существует в различных качествах». Кто-то красивей кого-то относительно Бога, кто-то умней кого-то относительно Бога, кто-то разумней. Поэтому качества помогают нам оценить иерархическое положение. Если что-то вмещает больше, то это большее. Если что-то более системное, то оно более системное. Иерархия существует. Давайте ещё найдём в этом мире систему настолько развитую, настолько организованную в таком количестве текстов. Десять триллионов шлок. О чём мы говорим? Иногда что происходит, когда у нас неверные представления, в невежестве? Когда человеку в невежестве говорят: «Ты метр семьдесят». Он говорит: «Вот ты меня оскорбляешь всё время».— «Ты метр семьдесят. Встань, измеряйся»
00:49:59 А он стоит на каблуках и делает вид, что метр восемьдесят, и на носочках. Очень часто какому-нибудь человеку, чтобы он образумился, [говорят]: «Простите, вы, что с головой не дружите? Вы слышите, о чём я уже шестой раз…» — «Ах. Меня оскорбили». Если мы сейчас остановимся перед ДПС, и нас начнут разводить, необязательно, не все же там плохие или коррумпированные, есть и нормальные полицейские, но бывают и такие, которые совсем с другой целью вас останавливают. И вы говорите: «Здравствуй, товарищ вор». В ведические времена существовали кланы, касты воров. Идёшь по рынку, говоришь: «Ты кто?» — «Я из касты воров. В лес лучше не ходи». Но сейчас он не ворует здесь, но, к сожалению, это его деятельность в этой жизни. Хочет он, не хочет, он [обречён]. «Я из семьи алкоголиков. Зачем вы меня оскорбляете?»
00:51:01 Всё перепутано сейчас, все боятся какой-то реальности. Все живут в каком-то выдуманном мире. Фанатичному последователю в какой-нибудь конфессии сказать: «В Ведах существует десять триллионов шлок». Он от одной этой идеи умрёт. Скажет: «Вы оскорбляете, унижаете нашу религию». Почему мы унижаем? Мы просто говорим: «Сколько у вас шлок? Вот у нас десять триллионов». — «Главное качество. Поехали по качествам». Не в этом дело, если вам это лекарство помогает. Оно вам помогает? Пользуйтесь. Но десять триллионов шлок больше, чем пять шлок. Другое дело, что в детском саду квантовая физика не нужна. Детский сад по образованию слабее института, честно вам скажу. Но это не значит, что воспитатели в детском саду должны кричать на каждом углу: «Закрыть институты! Они чужды нам, они коверкают детей. Вы представляете, ребёнок, играющий в игрушки, начнёт изучать квантовую физику. Вообще с головой не дружите. Закрыть все учебные заведения, высшие! Не ходить с плакатами»
Материальное сознание
00:52:34 Кто-то провозглашает всеми силами: «Аспирантура? Да это вообще секта в секте! Там есть главный профессор, академик, они что-то пишут, что-то обсуждают. Не пойми что, вообще. Ещё туда бюджет выделяют». Вы понимаете, что происходит? «А зачем вам туда? Не надо». — «Мой сын был нормальный, пил, курил. В аспирантуру поступил, теперь сидит с учебниками».— «Ну, ему хочется». — «Нет, нет, нет, позвольте. Ему запудрили мозги, пропесочили. Надо его перепрограммировать, чтобы он в детский сад шёл. Я вот не был и нормальный». Как не смешно, то, что я говорю, но это просто норма жизни. Эксплуатация материальная. Материальная жизнь — равняется эксплуатация. Тот, кто остался в детском саду, хочет, чтобы все там были.
00:53:47 Вы скажите: «Фу, какие, мы другие». Кто-то в семьях живёт, у кого-то есть жёны, мужья. Если вы вдруг видите, что кто-то другой лучше готовит для вашего мужа, что вам хочется? Научиться у этой женщины, лучше готовить, или чтобы она заболела? Всё понятно. Эксплуатация заложена в нашем сознание, потому что материальное сознание. Нам легко говорить о других, которые хотят подавить наш выбор какой-то конфессии. Но как только дело касается того, что мы считаем принадлежащим нам — только посягни. По идее, если я люблю мужа, и кто-то научился готовить мужу лучше, как минимум, я пойду служить этому человеку, чтобы у него научиться. «Нет, я спать не буду, пока эта мымра не исчезнет. Пусть он ест мои слипшиеся макароны». Но ведь, не смешно, но это факт.
00:54:57 Там и было сказано, что садху, вчера мы говорили о тексте про гуру, или позавчера, что он свободен от мирского понимания дружбы, любви. Он отречён от мирской любви, мирской дружбы, потому что там эксплуатация. Совершенно другая идея. Я видел, как ученики гуру одного видят, [только своего] гуру, а остальных не видят. Все конкурировать начинают, ещё пока в начале материализм. «Главный я у гуру, остальные только мешают мне у гуру». Вот, вместо того, чтобы служить друг другу.
Описание духовной эволюции религии в Ведах
00:55:44 [Михаил Юрьевич читает]: По экспертным оценкам, общий объём ведических текстов превышает всю античную литературу вместе взятую. Нидерландский индолог охарактеризовал её следующим образом: «Сказать, что санскритская литература превосходит по объёму литературу Греции и Рима это ошибка. Санскритская литература почти безгранична. То есть, никто не знает её подлинных размеров и числа составляющих её сочинений. Гигантский объём ведической литературы привёл к тому, что изучались выборочно только некоторые из её текстов, в соответствии с частными интересами исследователей. Вторая причина, это отсутствие правильного подхода к изучению.
[Михаил Юрьевич]: Почему никто не понимает, что происходит. Это вот вторая причина, что не было и отсутствует правильный подход к изучению.
00:56:40 [Михаил Юрьевич читает]: В самих текстах Вед указывается, что изучать их следует только в авторитетной линии ученической преемственности, в которой их смысл передаётся без искажений и нововведений.
[Михаил Юрьевич]: Это целая наука. Мы ввели в курс «Йога как она есть» понятие авторитета, понятие критерия авторитетности, критерия святости. Эти критерии мы должны знать. Как я рассказывал в 1990-м году, тогда пропускали прямо до трапа. Я провожаю гуру, иду обратно. Женщина подбегает ко мне, за руку хватает: «А это кто с вами был, что за человек? Он светится. Я тонкими энергиями обладаю, а он прямо светится», – говорит. Я говорю: «Это святой человек, просто». — «Какой же он святой, бороды нет?»
00:57:40 Если нам не давать критерии, то до такого абсурда доходит. Поэтому столько мошенников. Откуда берутся мошенники, что делают? Берут и ограничивают доступ к религиозному знанию людей, вместо того, чтобы наоборот, давать образование. Если дадут образование, мошенников не будет. Мошенники появляются, потому что мы ищем Бога, не зная где, не знаем что. Потом Вася приходит, бороду делает формальную, похудеет, или просто вата-конституция, низкое рождение, поэтому худой, как смерть. И вот он, измождённый тапасьями, аскезами, шатаясь на ветру, со своей бородой, говорит: «Я святой». Все говорят: «Точно святой». — «Дайте пожертвования». Вот это потому, что люди утрачивают разум. В разум нужно определённый критерий. Разум опирается на некую базу, знания. А если её нет, разум ни на что не опирается. В носу ковыряется разум. А ум говорит: «Этот не святой, а этот святой». — «Почему?» — «Моим чувствам приятно. Посмотрите, как он идёт». А тот тренировался перед зеркалом, теперь все его святым считают. Сплошь и рядом.
00:59:09 [Михаил Юрьевич читает]: Правильный подход к изучению Вед показывает, что эта древняя система содержит в себе систематическое описание духовной эволюции религии.
[Михаил Юрьевич]: В писаниях, в Ведах, есть постепенная эволюция как живое существо может прогрессировать с любого уровня. Там эта эволюция описана.
[Михаил Юрьевич читает]: Многообразие течений и учений внутри ведической традиции связано не с её бессистемностью, а, наоборот, с глубоким научным подходом. В описании разных уровней человеческого сознания и разных форм религиозности, и в соответствии с ними.
[Михаил Юрьевич]: Всё слишком серьёзно систематизировано.
[Михаил Юрьевич читает]: Проанализировав ведическую литературу и религию, мы можем увидеть, что она вполне соответствует тому многообразию религий, которое существует в современном мире.
01:00:14 [Михаил Юрьевич]: Мы не критикуем, а систематизируем, мы показываем ведический взгляд. Никто не говорит, что что-то хуже, лучше. Мы говорим, что каждой конфессии, каждому течению есть своё место, если в нём есть главная часть — любовь к Богу. Если этого нет, это может быть не плохая организация, но она не может с точки зрения Вед, называться религией. Потому что религия — это любовь к Богу. Может там хорошие люди, может они что-то делают. Не мошенники, не воры, ради Бога. «Какова цель?» — «Ну, цель, чтобы волосы густые были». — «Хорошо, нормально». Религия это? Нет. «Но у них тоже крест, или там три полосы». Да хоть десять крестов, причём ту религия. Всё очень просто. Вопрос определений, потому что религия — это вечная обязанность живого существа служить Богу. Есть разные способы, но табличка на поезде должна быть [определённая]. Есть разные поезда, но табличка одна — к Богу. Таким способом, таким. Таблетки от простуды, такие таблетки, такие, такие, но от простуды. «А это что за таблетки?» — «Это просто таблетки, да пейте». — «А вдруг поможет?» — «Да, поможет».
Всё, завтра, в 11 продолжим.
[Читает мантру] «Шримад-Бхагаватам» ки Джай! Шрила Прабхупада ки Джай Шрила Нитья Нанда.