Духовное развитие в материальном окружении

Веда Радио - 12 October 2015
Отсутствие энергии в теле – с чем связано и как исправить. Нравятся разные религии - как определиться в выборе? Духовное развитие и потеря интереса к общению с людьми. Как позаботиться о душе умершего домашнего животного? Как совместить духовную жизнь и занятия танцами? С чем связана потеря интереса к учёбе у ребёнка. Что является истинным образованием. Нет сил рано вставать, если нет внешнего стимула. Как проявить интерес к духовной практике у окружающих. Как преодолеть брезгливость к родственникам, если у нас разные понятия о чистоте? Важность уважения к матери, отцу и старшим. Как реагировать на критику моей манеры одеваться или воспитывать детей, со стороны близкого человека? История Бхакти Тиртха Свами. Мода на индийскую культуру, йогу, вегетарианство – это хорошо?
запись эфира для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:11:11 | качество: mp3 48kB/s 24 Mb | прослушано: 73 | скачано: 108 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Ведущая: — В это время, время прямого эфира, я вас всех приветствую, и говорю вам то, что сегодня у вас будет возможность пообщаться с Сергеем Тимченко. Тот эфир, который у нас пару раз уже срывался, наверно стал для вас долгожданным. И наверно вопросы у вас также накопились. Сергей Тимченко сможет ответить на многие, многие вопросы, касающиеся духовной практики, но и не только. Всё это можно связать с нашими повседневными делами и жизнью, но обязательно все эти ответы будут иметь духовное направление, поэтому и наше общение мы назвали "Духовные ответы на жизненные вопросы". Так что фактически все жизненные вопросы, которые вас беспокоят, вы сегодня сможете задать. Сегодня весь эфир будет построен только на вопросах и ответах, так что вы можете писать нам прямо сейчас. Но как всегда, в первую очередь мы будем обращать внимание на звонки по скайпу, логин наш в скайпе просто vedaradio.

00:01:00 И вопросы в письменном виде у нас уже есть, так что есть что задавать. Становитесь в очередь, тогда вы успеете поучаствовать в нашем эфире, ну а звонки по скайпу вне очереди. Ну давайте уже приветствовать самого Сергея Тимченко в эфире Веда-Радио. Здравствуйте!
Сергей Тимченко: — Здравствуйте!
Ведущая: — Спасибо, что сегодня присоединились к нам. Мы рады вас слышать. Мы рады, что всё-таки наш эфир состоялся, и я так понимаю, что мы можем переходить к вопросам? Да?
Сергей Тимченко: — Да, я готов.
Ведущая: — Хорошо, спасибо вам. И я зачитываю вопрос... Вы знаете, даже нет, я не зачитываю вопрос. Я вижу, что прямо сейчас у нас раздался звонок по скайпу, и Елена у нас сейчас на связи, мы сейчас попробуем тоже с ней пообщаться. Здравствуйте, Елена! Алло! Так. Сейчас проверим, что у нас тут со звуком. Непонятно пока. Мы Елену не слышим, возможно, мы проверим звук вне эфира с Еленой. Есть такая хитрость, как мы можем это сделать, не прерывая эфир.

Отсутствие энергии в теле – с чем связано и как исправить.

00:02:06 А пока я всё-таки зачитаю вопрос от Ольги. Во-первых, Ольга написала, что её в последнее время волнует несколько вопросов. И один из них: волнует её то, что нет энергии в теле, и дальше она комментирует: это с детских лет происходит, сколько себя помню. Для меня это нормальный уровень. Могу бегать, прыгать, с физикой всё в порядке, руки-ноги на месте. Но для других людей это выглядит "ты как неживая" и проявляется во всём: в движениях - например, при танце в них меньше силы, в голосе -он более слабый и тихий безэмоциональный, в лице - оно менее эмоциональное, чем у других людей. Середина весны, перестраиваю режим дня и питания по лекциям Олега Геннадьевича Торсунова, настроение да, стало намного лучше, но вот энергии в теле не появилось. В чём причина подобного и как такое можно исправить?

00:03:06 Сергей Тимченко: — Хороший вопрос касаемо отсутствия энергии в теле. Всё это связано с нашей прошлой кармой. За энергию отвечает Солнце, одна из главных планет в гороскопе любого человека. Для того, чтобы восстановить эту энергию, во-первых, рекомендуется заниматься духовной практикой, особенно такими процессами, как покаяние, когда человек просит прощения у Господа за неосознанные или осознанные ошибки, грехи, которые он совершал в прошлых жизнях. Также такие практики физические, как Сурья-намаскар, очень сильно повышают энергетику внутри тела и физическое самочувствие. Также пранаяма. Это практики, посредством которых можно увеличить энергетику внутри.

00:04:08 Также я рекомендую какие-то... Иногда людям помогает обливание холодной водой также. Это тоже увеличивает оджас, тонкую энергию внутри. Когда человек набирает ведро прохладной или холодной воды и просто окатывает себя. После этого энергетика начинает расти. Вот, это рекомендации.
Ведущая: — Спасибо вам за ответ. Вот продолжался у нас звонок от Елены, и мне кажется, что сейчас у нас будет шанс её услышать. Кое-что мы подправили, сейчас я ей перезваниваю. Алло, Елена! Алло-алло! Елена, к сожалению, к сожалению, мы вас не слышим по какой-то причине. Почему-то нет звука, не знаю почему.

Нравятся разные религии - как определиться в выборе?

00:05:07 Вы можете написать вопрос в письменном виде и нам прислать, тогда мы сможем зачитать. Переходим к следующему вопросу тогда, от Ольги. "С середины весны", пишет она, "начала по утрам желать всем счастья. Опять же, по лекциям. Час не всегда получается, периодически бывает и 15 минут. Но стараюсь не пропускать. И пришла к вопросу выбора веры. Я некрещёная и была хоть и не 100% атеисткой, но о Боге никогда раньше не задумывалась. На данный момент у меня сплошная солянка. Утром в практике кланяюсь православным святым, один-два раза в неделю после работы захожу в храм на службу. Мысленно повторяю христианские имена Бога и желаю всем счастья. В метро в последнее время включаю Маха-мантру и мысленно её повторяю. Всяко лучше, чем думать о том, что подбрасывает ум.

00:06:00 В субботу езжу к буддистам на лекции по медитации. Остаюсь на хурал, там тоже мысленно кланяюсь Будде и желаю всем счастья. Счастье и радость испытываю везде, поэтому этот параметр не помогает в выборе. Но сейчас появилось ощущение, что нужно двигаться дальше, а непонятно, что делать."
Сергей Тимченко: — Хорошо, хороший вопрос, как определиться с религией. Дело в том, что конечная цель любой религиозной практики — это обрести веру в Бога, понять, кто он такой и обрести любовь к нему. В этом конечная цель любой религиозной практики. Поэтому именно от этого нужно отталкиваться, нужно определять свой путь в зависимости от того, какой путь помогает мне глубже понять Бога.

00:07:05 Какой путь меня больше вдохновляет его полюбить и насколько этот путь детально описывает духовную практику, и доступно для меня? Собственно, это главные критерии, именно от них нужно плясать. Надеюсь, я ответил на этот вопрос.
Ведущая: — Большое спасибо вам. Дальше мы двигаемся по вопросам Ольги. "Не так давно поймала себя на противоположном желании, точнее, смогла увидеть это противоречие. С одной стороны, я хочу друзей, хорошо общаться с людьми, какое-то сообщество единомышленников, чтобы было близкое общение. Всегда мечтала о дружбе, как в книжках. Но с другой стороны заметила, что внутри какое-то безразличие к людям. То есть как будто к ним нет никакого интереса.

Духовное развитие и потеря интереса к общению с людьми.

00:08:02 Например, хожу на танцы, люди спокойно между собой общаются, свободно разговаривают на разные темы. А у меня внутри нет интереса к ним, хотя хорошие очень люди. И возникает он (интерес то есть) периодически и ненадолго, то есть ни о каких хороших взаимоотношениях с людьми можно и не мечтать. Насколько я могу понять, исправляется это молитвой. Сейчас стала спокойнее в этом отношении, но иногда устаю не хотеть. Да, понятно, что это эгоизм мой. Но почему оно вообще возникло и откуда, когда у остальных людей всё в порядке с этим вопросом?
Сергей Тимченко: — Насколько я понимаю, главный вопрос состоит в том, что мешает мне общаться сейчас с другими людьми? Правильно? Насколько я понимаю.
Ведущая: — Видимо, да. Или как-то вкус в этом почувствовать.
Сергей Тимченко: — Почему ушёл у меня вкус от общения? Потому что в процессе духовной практики у человека меняется само восприятие мира.

00:09:03 Не зря говорится, что мир вокруг нас - это отражение, зеркало нашего ума. И разумеется, когда у человека появляются какие-то высшие ценности, высшие ориентиры, какие-то низшие вкусы или разговоры ни о чём или какие-нибудь глупые темы, его уже перестают интересовать. И это естественно. Это не является нашей проблемой, это скорее является показателем того, что мы на верном пути. Но это не означает, что у нас должен быть антагонизм по отношению к тем людям, которые не разделяют с нами какие-то высшие ценности. Не должно быть пренебрежения и неуважения к ним, также мы не должны гордиться тем, что мы их лучше, вовсе нет.

00:10:00 Потому что они также могут постепенно встать на духовный путь и могут нас не только догнать, они могут нас перегнать. Между верующим и неверующим человеком, тем человеком, который работает над собой и человеком, который забыл о своём предназначении, один шаг. Поэтому нужно таким людям сострадать, на мой взгляд. Попытаться как-то проявлять к ним дружеское расположение и пытаться помочь им возвысить их сознание, насколько можно. По крайней мере самой давать какие-то темы, которые связаны с раскрытием своего внутреннего потенциала, с расширением своего кругозора, также какие-то темы, связанные с самоосознанием, с тем, чтобы человек понял свою роль и место в этом мире.

00:11:10 Достаточно много ищущих людей, Господь может послать, с кем можно будет пообщаться. Можно также обращаться к Господу, чтобы Господь послал также тех людей, с кем интересно будет обсуждать такие темы. Я думаю, что такие люди везде найдутся. Но в любом случае мы должны внутри культивировать дружеское расположение ко всем живым существам. Потому что все живые существа — это дети Господа. И с такой позицией нам нужно ценить и уважать всех.
Ведущая: — Да, спасибо вам. Есть у нас звонок. Несмотря на то, что есть ещё вопрос от Ольги, но мы как и обещали, в первую очередь внимание звонку уделяем. Здравствуйте!

Как позаботиться о душе умершего домашнего животного?

00:12:00 Слушательница: — Здравствуйте!
Ведущая: — Вот, Елена. Мы вас услышали. Да, замечательно.
Слушательница: — Добрый день, Алеся. Добрый день, Сергей. У меня вот такой вопрос. Может быть он необычный, но я думаю жизненно важный и многих я думаю волнует. Потому что у всех нас есть любимые животные. Вчера у меня умерла моя собачка любимая. Сегодня мы её кремировали, и вот у меня вопрос такой. Так как вот только что прозвучало, что все живые существа дети Господа, и в принципе это та же душа, да то есть в другом теле. Вот какие-то ритуалы есть определённые, как вот захоранивать вообще, может быть что-то нужно читать, как когда людей хоронят, или ещё что-то. Ну вот что-то такое, особенности какие-то есть, когда вот нас покидают наши любимые животные, что нужно делать?

00:13:05 Сергей Тимченко: — Спасибо за вопрос. Ещё раз повторюсь, вопрос о том, что делать по отношению к каким-то животным домашним, которые умирают, оставляют это тело, потому что это тоже частички Бога. Как им помогать. Если этот процесс длится какое-то время, когда, например, животное болеет и видно, что оно может умереть, то в идеале ставятся какие-нибудь записи, на которых какие-то святые или духовные люди поют имена Бога. Тогда та душа, которая находится в теле животного, будет очищаться и в будущем может получить тело человека. Также при жизни очень благоприятно кормить животное освящённой пищей.

00:14:03 В Ведах это называется прасад, или милость Бога. В любой традиции есть пища, предложенная Богу, освящённая. Также можно их кормить или поить святой водой. Огромное количество историй описано в литературе, когда каких-то животных кормили освящённой пищей, и эти животные начинали проявлять просто необычайные качества. Как в Южной Индии есть слон, который был лидером среди всех других слонов, предводителем. Но он был очень гордым и независимым, и священник сказал, что вы поите его водой, которая была освящена, предложена Господу. И уже через короткий срок, через несколько месяцев этот слон стал проявлять удивительные качества, действительно души преданной Господу.

00:15:03 Он до конца своих дней на себе носил божество из храма, которое на нём священники его возили. И описывается история, что когда он стал старым и его отстранили от этого служения, то этот слон порвал цепи, прибежал как раз ко времени службы, когда обычно выносили изображение Господа из храма. И этот слон упал в поклоне перед ним, и в таком состоянии оставил это тело. Что делать, если живое существо уже ушло, уже покинуло? Можно повторить этот мир, то есть можно повторить на чётках круг или два молитв.

00:15:59 В Ведах обычно это связано с Маха-мантрой, вы можете повторять молитвы той традиции, которой вы следуете. Помолиться за неё. Обычно это делается, перед повторением этих молитв и после нужно говорить, что плоды повторения этих молитв я посвящаю этой душе, которая была в этом теле собаки или кошки, или ещё каких-то домашних животных. Это нужно хотя бы 10-15 минут их поповторять. И все эти молитвы, плоды найдут эту душу, где бы она ни была во Вселенной, и она получит максимальное благо от этого. Также можно помолиться Господу, чтобы эта душа впоследствии совершила духовный прогресс, получила благоприятное рождение. Господь слышит наши молитвы, которые предназначены для духовного прогресса других.

00:17:06 Господь хочет слышать такие молитвы. И эти молитвы им принимаются. Они относятся к категории бескорыстных молитв. Спасибо, хороший вопрос.
Слушательница: — Благодарю, благодарю, спасибо.
Ведущая: — Спасибо и вам, Елена, за звонок. Каждый может последовать примеру Елены и позвонить нам, скайп у нас не выключается. В течение всего эфира мы общаемся около часа. И как я говорила, ещё небольшой вопрос остался от Ольги, ну разберём уж всю заявку от неё, чтоб Ольга уж совсем была довольна. Но даже если у неё что-то останется невыясненным для неё, можно как всегда и позвонить. Итак, далее пишет Ольга: "После того, как стала узнавать и практиковать духовную практику, танцы оказались полузаброшены. Но бросать их не хочу. Как гармонизировать эти два направления жизни? Чтобы развиваться и там и там, плюс нужно будет чуть позже начинать решать чисто женские вопросы с семьёй и Ко, так как сейчас семьи нет."

Как совместить духовную жизнь и занятия танцами?

00:18:15 Сергей Тимченко: — Хороший вопрос, как гармонизировать духовную жизнь и наши какие-нибудь наклонности, к примеру, танцы. Господь говорит в Бхагавад-гите: что бы ты ни делал, делай как подношение мне. Любые вещи, которые не относятся к категории греховных, мы можем делать как подношение Всевышнему. В любом южноиндийском храме есть обязательно перед алтарём зал для танца, который известен как ната-мандир. "Ната" переводится как танец. Одно из имён Господа это Натарадж, это Царь Танца.

00:19:03 Любые искусства в этом мире являются изначальным отражением вечной деятельности в трансцендентной реальности. Господь — изначальный источник искусства танца, он источник... Говорится, что в царстве Бога также каждый шаг — танец, и каждое слово — песня, потому что там всё исполнено удивительной атмосферы радости. Господь также самый совершенный танцор. Он личность, и он является олицетворением всех самых удивительных талантов во всём. И для Господа когда танцуют, это один из аспектов проявления любви ко Всевышнему. Танцевать для него. Как в Библии говорится, славьте имя Господа с бубнами и флейтами.

00:20:03 То есть, речь идёт о том, что нужно танцевать - служить Господу. То есть каждым своим движением, всем, что у нас есть, нужно прославлять его. И мы можем танцевать уже не для славы, не для дифирамбов, которые мы можем получить от толпы. Нам нужно танцевать для того, чтобы порадовать Господа. Интересно, что в школу для девочек, традиционных, которые есть в Индии, девочки наедине, то есть там не было большой массы людей, они танцевали перед изображением Господа, перед алтарём, для того, чтобы порадовать Господа, чтоб ему сделать приятное. То есть таким образом они выражали свою эмоцию, свою любовь, своё чувство, которое они собственно предлагали Всевышнему. И когда мы что-то делаем для Господа, то всё это становится совершенным.

00:21:01 Господь по определению является всепривлекающим. И тот человек, который танцует действительно для счастья Бога, чтоб ему сделать приятное — каждое его движение постепенно становится совершенным. Самые красивые танцы — это те танцы, которые человек танцует непосредственно для Бога. Даже если такому человеку придётся танцевать внешне перед аудиторией большой обычных людей, внутри он должен танцевать не для них, а для Бога. Тогда каждое его движение будет совершенным, он будет чувствовать также прилив энергии, счастья, будет чувствовать раскрепощённость, потому что его будет интересовать не мнение толпы, а мнение Всевышнего. Поэтому многие люди, которые наблюдали за тем, как танцуют духовные люди, удивлялись, насколько этот танец естественен, насколько эти люди ведут себя открыто и не вычурно. Это очень удивительно.

00:22:06 Поэтому сочетание этих двух вещей состоит в том, что человек продолжает танцевать, продолжает, может быть, выполнять свои какие-то обязанности или семейные или социальные, но внутри он меняет цель. Раньше он это делал ради имиджа, в конце концов ради себя, ради своего грубого или тонкого какого-то эгоизма, но тут мы делаем всё то же самое, но когда мы делаем это для Господа, чтоб ему понравилось, это превращается уже в духовную практику. И танец, каждое движение в этом танце, когда мы танцуем для Бога, для его счастья, чтоб ему понравилось, чтоб ему доставить удовольствие — это уже служение Всевышнему. Это называется йога. Йога означает связь со Всевышним. Йога — это не та практика, когда мы левую пятку за правое ухо засовываем.

00:23:03 Йога — это когда мы связываем всё, что у нас есть, с высшей абсолютной истиной. Спасибо большое.
Ведущая: — Спасибо за ответ. Дальше к нам вопрос от Анны пришёл. А ей, в свою очередь, задал вопрос её сын. Правда, она не написала, какого возраста... нет, написала. Сыну 11 лет. Итак, он подошёл и спросил: — Мама, а зачем мне нужно получать образование? Я постаралась, пишет Анна, объяснить, что это пригодится в будущем. На что сын сказал: — Я ничего не хочу, мне ничего не нужно. До этого 4 года он был отличником. Сейчас за неделю приносит три двойки. Ему, как уже говорилось, 11 лет, учится в 5 классе. Какую цель ему надо озвучить, чтобы он начал учиться? Возник вопрос о смысле жизни.

С чем связана потеря интереса к учёбе у ребёнка. Что является истинным образованием.

00:24:00 Сергей Тимченко: — Хороший вопрос. Честно сказать, в том же возрасте, с каким ребёнок обратился сейчас к маме, примерно 13-12 или 14 лет, я также обращался к своей собственной маме. Мама, скажи пожалуйста, какой смысл моей жизни? Зачем я живу? Научи меня, как мне жить в этом мире, чтобы не страдать? Слово "образование" переводится, если разбирать этимологию этого слова, то это означает "образ-ование". Это воспитание определённого образа, формирование характера или определённого отношения к миру, к жизни. К большому сожалению, современная система образования даёт академические знания, большую часть из которых мы не всегда применяем в своей жизни.

00:25:02 И в точно таком же возрасте я потерял личный интерес к учёбе. Главная причина, по которой это произошло, потому что когда я задал себе один-единственный вопрос: что из этого я смогу применять в жизни? Тангенсы и конангенсы? Синусы и косинусы? Теорему Пифагора? Кто из нас это применял в жизни и как часто? Я сразу же потерял интерес к жизни, я не дурак (смеётся). Моё образование закончилось в восьмом классе, академическое образование. Но я дважды или трижды, я несколько раз проходил курсы богословия и имею определённый сан. И мне приходится читать лекции. Даже академик послушал мою лекцию и сказал: — Вы, наверно, доктор наук или как минимум кандидат. Я сказал: — Вы знаете, у меня образование 8 классов.

00:26:01 Он удивился и сказал: — Интересно, но у вас уровень интеллекта, как минимум у кандидата наук. Я сказал: — Это благодаря духовной практике. И за всем этим скрывается, в этом случае, на мой взгляд, то, что у этого ребёнка действительно недюжий интеллект. И то, что он действительно практичный человек, что он задумывается над тем, что высшая цель образования — это формирование характера, действительно. Обретение каких-то вселенских знаний, чтобы человек действительно научился правильно относиться к миру, к другим живым существам, понял свою роль здесь. И также смог принести максимальное благо окружающим. И ведическая система образования, она построена непосредственно на таких принципах.

00:27:02 Главная её цель — не просто накачать человека информацией. Сейчас век информации — все всё знают и никто ничего не делает. Все знают, что курить плохо, и что делают люди? Курят. Все знают, что пить плохо. Что они делают? Пьют. Люди знают, что не нужно изменять своим близким, и что они делают? Сами знаете, что они делают. Люди знают, что нельзя воровать. Знают. Чем они занимаются? Воруют. Они знают, что нельзя грубить. Чем они занимаются? Сами знаете. Информации очень много. Беда состоит в том, что эта информация не пропущена в сердце. У людей нет какой-то высшей цели в жизни, какой-то концепции, которая помогала бы им применять эту информацию в жизнь. Истинное образование — это не просто зазубрить что-то и забыть на следующий день, чтоб ради галочки поставить, получить хорошую оценку.

00:28:04 В одно ухо влетело, в другое вылетело. Истинное образование — это формирование характера. Что такой человек, даже попав в волчью стаю, останется человеком с большой буквы. Что он пронесёт через всю свою жизнь определённые ценности и идеалы, которые помогут ему выжить в любых обстоятельствах и сохранить своё высшее человеческое лицо. И действительно, помочь выжить также нравственно всем тем людям, которые с ним соприкоснутся. Собственно, это... цель образования (помехи).
Ведущая: — Прошу прощения, Сергей. Вот последнюю фразу у нас как-то съел интернет, мы не смогли услышать, вы сказали "собственно... цель образования" или что-то такое?

00:29:06 Сергей Тимченко: — Цель образования это развитие, раскрытие своего внутреннего потенциала. Когда я смогу помогать другим. И действительно, какой-то существенный след оставлю после себя в этом мире.
Ведущая: — Хорошо, спасибо вам за ответ...
Сергей Тимченко: — И я хотел сказать, что сказать ребёнку. Ему, конечно, можно сказать, что "тебе нужно получать знания для того, чтобы лучше ориентироваться в этом мире, чтобы у тебя были какие-то фундаментальные знания или навыки, которые помогут тебе."

00:29:56 Но также, на мой взгляд, нужно помочь ему в обретении каких-то высших ценностей, объяснить ему. Которые собственно, вы получаете слушая Веда-радио и каких-то людей, обладающих вселенской мудростью. Спасибо большое.
Ведущая: — Спасибо вам за ответ. Дальше нам пишут наши слушатели, дополнительные вопросы к нам приходят, и я хочу обратить внимание всех тек, кто сейчас нас слышит. Если вы писали свои вопросы к предыдущему эфиру, который по техническим причинам у нас не смог состояться, и вы хотите, чтобы на него всё-таки был дан ответ, пожалуйста, либо напишите свой вопрос ещё раз, либо же укажите, что вы писали в прошлый раз вопрос, он где-то у нас, и я его зачитаю. Для чего это нужно? Для того, чтобы мы знали, кто нас сейчас слушает, и зачитывали те вопросы в первую очередь, которые действительно в данный момент актуальны.

00:31:02 А если конечно останется время, то и все остальные зачитаем, но я вижу, что вопросов достаточно много, можем не успеть. Пока же вопрос от Артёма к нам пришёл. "Здравствуйте, — пишет Артём. — Как самодисциплинироваться? Не могу рано вставать, например. Встаю хоть в 3 утра, без проблем, если только назначена встреча. А если нет встреч, то не могу. Что практически нужно делать для этого?"
Сергей Тимченко: — Как правильно самодисциплинироваться? Дело в том, что настоящая дисциплина появляется тогда, когда чётко поставлена цель. Данный случай, Артём сказал, что "я могу вставать рано с утра, если чётко поставлена цель".

Нет сил рано вставать, если нет внешнего стимула.

00:31:59 И если человек для себя не определился, зачем он рано встаёт, ради чего он всё это делает, к чему это всё должно привести, то разумеется, у него не будет силы это делать, не будет решимости это делать. Что я обрету, делая правильные вещи, что я потеряю, не делая это? В этом всём нужно разобраться. Есть интересное определение фанатизма. Фанатизм — это двойное приложение усилий при полном забвении цели этих усилий. Когда внешне человек совершает какие-то аскезы, идёт на какие-то трудности, но цель этих аскез он уже давным-давно забыл. Вот это фанатизм. Дело в том, что духовная практика или какие-то элементы духовной практики без чётко поставленной цели иногда могут даже мешать.

00:32:58 Это не проблема самой практики, а то, что человек частично её принимает. Он забыл о цели. Потому что конечная цель утреннего подъёма — это обретение любви к Богу, посвящение этого утреннего времени саморазвитию, углублению своих взаимоотношений со Всевышним. Это нужно себе постоянно напоминать, как часть нашей ежедневной практики. Когда мы встаём рано с утра, то обычно мы встаём в невежестве, согласны с этим? Смотрим на своё опухшее лицо в зеркало (смеётся), и думаем, кто это такой? Но совершенно забываем наше предназначение, кто мы, что мы, зачем мы. И как часть нашей духовной практики, нам нужно заново себе всё восстановить, разложить всё по полкам. Что я вечная духовная душа, маленькая частичка Бога, и смысл моей жизни — это обретение любви ко Всевышнему, к источнику этого мира.

00:34:05 Тогда появляется решимость всё делать. Прежде чем повторять имена Бога, и те молитвы, которые человек повторяет, нужно опять себе напомнить, что я повторяю их ради обретения любви к Богу. А не для того, чтобы быть ничем не хуже других, или лучше других. Это не цель духовной практики. Цель духовной практики — размягчение сердца, обретение любви ко Всевышнему и развитие отношений с ним. Тогда вся духовная практика будет наполняться смыслом и будет приносить реальные плоды. Потому что до тех пор, пока цель не поставлена, эту цель не достичь. Не зря говорится, начинать с конца в уме. Сначала нужно разобраться, что я делаю и зачем, потом уже начинать делать.

00:35:07 Тогда вся эта практика будет обладать очень большой силой и максимальным эффектом. Спасибо большое. Это важный вопрос.
Ведущая: — Да, спасибо. И тему как раз утреннего подъёма и утренней духовной практики продолжает наша слушательница, сейчас скажу, как её зовут, Ирина. Ирина написала нам в скайпе: "Добрый день. Уже лет 5 занимаюсь утренними практиками, правда, бывали перерывы, но недолгие, связанные с переездом, сменой работы. Встаю в 4-5 утра, медитация, пранаяма, затем йога или пробежка. Не буду говорить, что это мне даёт в жизни. (Ведущая: А можно было бы сказать, интересно. Дальше, продолжает, но вопрос не в этом). Живу я не одна, снимаю жильё вместе с друзьями. И о чудо! мои друзья начали проявлять большой интерес к подобному распорядку дня. Начали менять свои привычки.

Как проявить интерес к духовной практике у окружающих.

00:36:00 Я с удовольствием смотрю, как у них происходят изменения. Это вызывает у меня радость, однако есть неприятный момент. Раньше рано утром я вставала одна, все домашние спали, ну кроме кота. Теперь всё наоборот. Утро получается шумноватое и суетливое. Утром начало появляться раздражение по отношению к друзьям, и это беспокоит. И кажется, пока я писала это сообщение, пишет Ирина, я придумала решение из ситуации, выход из ситуации. Можно заниматься утренней практикой вместе." Вот так Ирина написала сама и свой опыт, и вопрос, и даже ответ дала. Но может быть, вы как-то прокомментируете или дадите свои рекомендации.
Сергей Тимченко: — Замечательно. Дело в том, что действительно, когда человек начинает сам практиковать духовную жизнь, если он не навязывает другим и одновременно позитивно к ним относится, сохраняет хорошее отношение к окружающим, то чаще всего другие люди могут также расположиться к тому процессу, которым занимается человек.

00:37:10 Потому что говорится, что именно общение заставляет поверить другого человека во всё, что угодно. Если люди получают позитивное общение, то автоматически их сознание будет очищаться и одухотворяться. И это очень-очень хорошо. Действительно, решением для тех людей, которые рядом с нами, является то, что если они встают рано с утра, то им нужно дать какой-то смысл этого подъёма. Если люди встали утром, если им предложить какие-то практики, которые приведут к расширению их сознания, улучшению физического, морального и нравственного, духовного самочувствия, то это лучшая помощь и служение этим людям.

00:38:02 И я действительно рад, что вы к этому пришли. Я думаю, что потихоньку им можно предлагать разные варианты, и пусть они попробуют всё и выберут, что будет для них самым лучшим. Спасибо.
Ведущая: — Хорошо, спасибо вам. Двигаемся мы как всегда дальше. Я вижу, что написала нам Олея, то ли Олеся, то ли Ольга как-то, может быть действительно такое имя есть. Но в любом случае эта наша слушательница любознательная и её интересует кое-что в её собственной жизни, хочет с вами посоветоваться. "Как преодолеть в себе брезгливость по отношению к свекрови? Мы живём в её доме. Она очень хороший человек, но наши понятия о гигиене очень разные. У неё есть кот, который полностью деградировал. Но она всё равно его любит, холит и лелеет. Ещё вопрос про еду. Она очень любит готовить и всех кормить.

Как преодолеть брезгливость к родственникам, если у нас разные понятия о чистоте?

00:39:00 Но я не могу есть её пищу из-за брезгливости, и хотела бы, чтоб мои дети кушали только то, что готовлю я, по тем же причинам. Как быть, что мне нужно поменять в себе и как себя вести?
Сергей Тимченко: — Хороший вопрос. Как избавиться от брезгливости к своим родственникам, если эти родственники следуют очень низким стандартам каким-то чистоты. Ну, во-первых, по поводу кота, которого тёща очень любит. Нужно понять, что стоит за этим. Любой человек нуждается в любви. Это естественная потребность любого человека. И может быть, кот — это одно из тех живых существ, который находится постоянно рядом с ней и к кому может она проявлять это чувство, эту эмоцию.

00:40:08 Ну и коты, мы знаем также, очень часто они, чтоб получить внимание своих хозяев, также начинают ласкаться и проявлять какие-то такие внешние, внешнюю привязанность к своим хозяевам. И если дети проявляют также уважение, определённое внимание хотя бы по отношению к старшим, то эти старшие люди чувствуют себя защищёнными. Я уже рассказывал историю про жену моего друга. Мы с ними обсуждали отношения со старшими, с родителями. И там была такая ситуация, что его жена вместе с ним приехали в Армению.

00:41:09 И отец семейства, её свёкр, постоянно давал ей наставления. И в конце концов она взорвалась и сказала: — Я не прошу, не просила давать мне наставления! Зачем вы лезете в мою жизнь? И тогда этот отец семейства стал очень печальным и сказал, что: — Доченька моя. Да просто выслушай старика и сделай всё по-своему. Но просто удели мне внимание хоть немножко. Прояви мне уважение. И она говорит, сначала я возмутилась, я подумала, зачем я должна лицемерить, если я с чем-то не согласна или недовольна. Но прошло какое-то время, я сама стала матерью, стала пожилым человеком уже спустя много лет, и она говорит: — Я поняла, что за этим стоит.

00:42:07 Собственно, люди нуждаются в этом внимании, особенно старшие люди, для того, чтобы чувствовать себя защищёнными. Я думаю, что это нужно делать, по крайней мере внешне оказывать большое уважение к пожилым людям, особенно к бабушкам и дедушкам, отцу и матери. Почему? Потому что дети видят пример, как относиться к отцу или матери, когда они становятся старыми. Если мы игнорируем и как-то пренебрегаем и непочтительно относимся к старикам, то не нужно удивляться, что когда этот человек, когда мы станем старыми, наши дети, которым мы показывали пример, как нужно вести со своими родителями, когда они станут старыми, будут точно так же пренебрежительно и неуважительно относиться к нам.

00:43:06 Это не обязательно, что мы должны есть всю ту пищу, которую они готовят, например, если, может быть, у нас свои какие-то вкусы, предпочтения. Речь идёт сейчас скорее о внутреннем настрое, что нам нужно оказывать им почтение и уважение. Ясно, да?
Ведущая: — Да, да.
Сергей Тимченко: — Я надеюсь, ответил на вопрос.
Ведущая: — Да, я думаю, что мы можем ещё продолжить эту тему, потому что схожий есть вопрос от Лидии о взаимоотношениях с матерью. "Возникает раздражение на мать", как написала Лидия. "Почему это происходит, в чём первопричина и каким практическим способом наладить отношение к ней? Она ни в чём не виновата, но я злюсь на неё. Печально это." И насколько я слышала, это вообще часто бывает. Почему-то вот так дети относятся к матери. Иногда возникает такое ощущение.

Важность уважения к матери, отцу и старшим.

00:44:08 Сергей Тимченко: — Тут нужно быть очень внимательным, потому что мать для девочки представляет всех женщин, вместе взятых. И если девочки с негативом относятся к своей матери, то впоследствии, когда они становятся матерями сами, они также начинают давить на своих собственных детей. Этот бумеранг к ним возвращается. И они не могут быть нормальными матерями потом. Это наказание вселенских сил. Если человек неправильно относится к своему отцу, то отец представляет всех мужчин. Такой девочке будет сложно потом выйти замуж или подчиняться своему мужу. И глубинная причина этого — это глубинная обида на своего отца, или неправильное отношение к нему.

00:45:09 Поэтому мать, согласно Ведам, является самым почитаемым живым существом. Конечно, после Бога и духовного учителя. Веды говорят: мать в сто раз более почитаема, чем отец. И отца ещё, Веды говорят, можно в чём-то упрекнуть, но мать никогда. Потому что мать пошла на самые огромные жертвы ради нас. Собственно, когда женщины сами становятся матерями, они понимают зачастую, какая это мука и аскеза — не спать ночами ради своего ребёнка, буквально жить им 24 часа в сутки первое время, когда он собственно нуждается практически в 24-часовой защите и внимании. Это очень огромная жертва и аскеза. Потом, когда ребёнок начинает расти, тоже нужно постоянно беспокоиться о нём, заботиться о нём, стирать, убирать и также лечить его.

00:46:08 Это огромная аскеза. Только когда я стал взрослым, я уже начал анализировать и понимать, на какие жертвы шла собственно мать ради меня. Представьте на несколько секунд, что завтра ваша мать, или через несколько часов, она может умереть. Не дай Бог, конечно, но я просто говорю. В этом мире мы все смертны. И чаще всего, или как говорится в "Мастере и Маргарите", Воланд сказал, что "люди не только смертны в этом мире, но очень часто они неожиданно смертны". И каждый из нас может умереть неожиданно. Тем более люди в определённом возрасте. Вот представьте на несколько секунд, что завтра вашей матери вдруг может не стать.

00:47:04 И какой осадок останется у человека, если он знает, что я к ней относился с пренебрежением, ранил её и не попросил у неё прощения, не выразил ей свою любовь, благодарность за всё то, что она делала для меня. Вряд ли она сможет себе, этот человек, простить это всё. Это камень, который она будет очень долго нести на себе. И подойдите, пожалуйста, с таким настроением к ней. Потому что действительно никто не знает ничего, что может произойти в следующий момент. Я знаю огромное количество случаев, когда люди теряли своих близких очень неожиданно, своих матерей, своих мужей, или своих жён.

00:47:58 И у них оставался огромный осадок, что они не могли им как-то раскрыть своё сердце, как-то поблагодарить их, или как-то попросить у них прощения за неправильные какие-то свои действия, поступки, за те раны, которые они даже неосознанно им нанесли. И потом они мучились долгие, долгие годы. И такое поведение, когда мы... Дело в том, что нужно чётко понять, что любовь Всевышнего, когда мы были маленькими детьми, она проявлялась через любовь нашей матери и отца. Так проявлялась любовь Бога по отношению к нам. И нам нужно благодарить их за эти жертвы, особенно за жертвы матери. Спасибо. И об этом говорится практически во всех религиях. Я знаю, в Коране огромное количество высказываний на этот счёт, что не предпринимай никаких действий без благословения отца и матери.

00:49:00 И не кричи на них и никогда не повышай голос. Громкие крики соответствуют только крику осла. И тот человек, который служит родителям, получит благословение Аллаха. И также сам получит почтение и уважение в старости. Тоже самое говорится в Ведах. Когда ребёнок покидал школу ведическую, закончив образование, то учитель на ухо ребёнку произносил несколько фраз. Он говорил: "Гуру дэва баво, матри дэва баво, итри дэва баво, и атитхи дэва баво". Буквально в этой фразе заключён смысл культуры. Там говорится, что...

00:49:56 "Матри дэва баво" означает, что: запомни, сынок, что твоя мать для тебя является представителем Бога. Любовь Бога, иными словами, проявлялась к тебе, когда ты был маленьким, нуждался в этом больше всего, через любовь матери, через её заботу. "Итри дэва баво" - также твой отец является представителем Бога, ты должен оказывать ему почтение и уважение. Потому что только в благодарном сердце в конце концов рождается любовь к Богу. Если мы благодарим тех людей, которые нам очень много что давали, Господь будет очень этим доволен. Потом, "гуру дэва баво" - наши учителя являются также представителями Бога. Через них Господь нас учит мудрости, даёт нам знания. И также "атитхи дэва бхаво", что незваный гость, который приходит к нам домой, тоже послан Всевышним.

00:51:02 Нету случайностей. Господь послал этих людей. И таким образом, те люди, которые без приглашения приходят к нам домой, посланы Господом. Это проверка нас на наше настроение служения другим, какую-то заботу, хотя бы небольшое внимание, которое мы можем им оказать, и уважение. Спасибо. Эту тему можно развивать бесконечно, она очень глубокая, но если мы не уважаем тех людей, кто о нас заботился, то, по сути дела, мы не уважаем доброту как таковую. Косвенно мы таким образом под этим подписываемся. Мы не уважаем дух служения, заботы или любви.

00:51:57 Поэтому в Ведах говорится, что даже если старшие люди говорят нам неправильные наставления, или может быть показывают не лучший пример, не нужно следовать этим неправильным наставлениям или неправильному примеру, но почитать их и уважать мы обязаны. Это принцип культуры, принцип цивилизованного общества. И в том обществе, это говорит ведическая литература, что в том обществе, где почитают и уважают старших, в этом обществе начинает проявляться глубочайшее спокойствие и защищённость. Для нас это очень-очень важно. Спасибо.
Ведущая: — Спасибо, Сергей. Но вот продолжает эту тему Юлия. Она написала о взаимоотношениях с близкими, родными, конкретно с братом. Её интересует, как вести себя правильно, если другие люди или даже близкие критикуют или даже высмеивают меня лично? Например, мой брат очень негативен и критикует меня, конкретно то, как я воспитываю моих детей, как я одеваюсь.

Как реагировать на критику моей манеры одеваться или воспитывать детей, со стороны близкого человека? История Бхакти Тиртха Свами.

00:53:05 Сергей Тимченко: — Если нас кто-то критикует за то, как мы одеваемся, или как человек воспитывает своих детей, то нужно задуматься над этим. Первое, нужно задуматься, дал ли я действительно повод ради этого? То есть, дал ли я повод к этому? Если мы одеваемся в принципе аккуратно достаточно, не то, что мы одеваемся в конкретном стиле. То есть мы используем сочетания одежды, не то, что мы ботинки одеваем одного цвета, потом брюки другого, а куртку третьего, и шапку четвёртого. Разумеется, люди задумаются, почему мы так странно одеты, как бомжи, к примеру.

00:54:04 Каждая может быть одежда в отдельности хорошая, но цветовая гамма разная. Что-то яркое, что-то чёрное, что-то белое, что-то красное. Это в принципе несочетаемость. Это основные такие принципы одежды, что всё должно быть примерно в одной цветовой гамме, или она должна повторяться. Снизу нужно одевать сначала более тёмные вещи, сверху более светлые, и так далее. Ну есть такие некоторые принципы. Ну есть, конечно, исключения (смеётся), но я примерные принципы описываю, и так далее. Но если мы одеваемся нормально с этой точки зрения, но просто стиль наш одежды не нравится. Потому что тут у нас строгая одежда, а кто-то спортивное, и так далее.

00:55:04 То это не наша проблема, потому что у каждого свой стиль. Всегда будет категория людей, которые будут недовольны нашей одеждой. Всегда. И к этому нужно спокойно относиться. Как, например, хиппи не нравятся костюмы, смокинги и так далее. Они одеваются очень специфически. Но люди, которые одеваются по-деловому, им не нравится одежда хиппи. И так далее, у каждого свои вкусы. К примеру, у молодёжи свой вкус, людям, иногда это часто можно наблюдать, людям в определённом возрасте предпочитают... у них какие-то свои вкусы, у каждого вкус в одежде. В данный момент я нахожусь в Казахстане и обратил внимание, что здесь очень многие люди в возрасте носят, предпочитают традиционную одежду, расшитую по-традиционному.

00:56:04 Потом, многие из молодёжи, они смотрят на это и думают: как это всё можно носить?! (смеётся). Это дело вкусов. Поэтому как бы рассчитывать на одобрение со стороны всех слоёв общества невозможно. Просто не нужно навязывать, таким людям можно сказать, не нужно навязывать свои вкусы другим. Тебе нравится определённым образом одеваться, мне нравится определённым образом одеваться. Если эта одежда в принципе аккуратная, то какие проблемы? Это не мои проблемы, это твои проблемы. Мне может быть не нравится, как ты одеваешься. Это что касаемо непосредственно одежды. Но что касается непосредственно воспитания детей, то это также право каждого собственно родителя воспитывать детей так, как он считает нужным.

00:57:01 Зрелая позиция состоит в том, что мы должны быть открыты к какой-то непосредственно критике для того, чтобы задуматься, что мне улучшить, но одновременно нужно фильтровать всё то, что нам говорят. Это не означает, что если кто-то будет какие-то свои собственные концепции нам навязывать, которые заведомо неправильны, но с чувством убеждённости такой: нет, только так, как я решил. Тут можно молча кивнуть головой и сделать всё по своему (смеётся). Вот и всё. Чтоб не идти на конфликт, какой смысл конфликтовать? Говорится, что мудрый человек, это знаменитое высказывание Чанакьи Пандита, что он на глупые советы он не реагирует. И на критику глупых людей он также не реагирует. Какой смысл?

00:58:00 Если расстраиваться из-за критики глупых людей, то это себя не уважать. Будет очень много всегда людей, которые не обладают ни знанием, ни глубоким опытом, просто они пытаются всех критиковать направо и налево. И мы также можем попадать, собственно, под их прицел. И реагировать на критику таких людей — это означает себя не уважать. Была знаменитая история с одним из духовных учителей в ведической традиции, с Бхакти Тиртха Свами. Он подошёл к своему духовному учителю, он вообще находился в теле негра. Но он был необычайной душой, необычайным человеком. Он вырос в гетто, без отца, и ещё в 60-х годах, там где апартеид был в пике своего развития, негров преследовали.

00:59:01 В Америке их и за людей не считали. Люди могли подойти и прямо помочиться на негра, и если этот негр обращался в полицию, то собственно, полиция оправдывала белых и избивала ещё этих бедных людей. То он закончил Гарвард с отличием, он был один из немногих людей, кто не только умудрился туда поступить, он с отличием его закончил и он стал могущественным духовным лидером. Но когда он жил в храме, присоединился к храму и стал учеником своего духовного учителя, Бхактиведанта Свами, он заметил, что к нему также относятся с пренебрежением многие белые. И он подошёл к учителю и сказал: — Учитель, такая ситуация. Вы говорите о том, что мы все духовные души.

01:00:03 Но тут я вижу, что многие меня критикуют. Люди, они на самом деле ваши ученики, которые в принципе должны практиковать какие-то высшие идеалы, они на самом деле полностью находятся на телесной концепции жизни такой эгоистической, то есть они нацисты по сути дела. Учитель посмотрел на него внимательно и сказал: — И чем ты отличаешься от них, если ты реагируешь на всё это? Эта фраза заставила его полностью изменить своё отношение. Подняться на новую платформу. Если кто-то ведёт себя по-свински, то чем мы отличаемся от них, если мы встаём на четыре лапы и хрюкаем им в ответ? Или кто-то гавкает, а мы тоже встаём на лапы и начинаем гавкать ему в ответ. То чем мы от них отличаемся?

01:01:01 Поэтому наша зрелость состоит в том, что мы не реагируем на всё это. Что мы понимаем, что человек в невежестве - какой смысл на него обижаться? Пусть меня хоть горшком назовут, лишь бы в печку не ставили (смеётся). Мало ли какой сумасшедший будет там за что-то цепляться или как-то определённым образом себя вести. Это не наша проблема, если мы делаем правильные вещи. То есть, нужно с состраданием к ним отнестись. Лучший способ не гневаться, как сказал один из мудрецов, это отнестись с состраданием. Нужно вслух сказать: — Этот человек уже просто несчастный. Какой смысл мне на него гневаться? Тут плакать нужно, потому что человек-то запутался.

01:02:00 Он сам в невежестве находится, у него нет в жизни ни смысла, ни сюжета, ни каких-то высших идеалов, к которым бы он стремился. Человек просто прожигает свою жизнь, живёт, но в конце концов, он никакой след существенный не оставляет в этом мире. И ещё пытается как-то осмеивать тех людей, которые пытаются как-то работать над собой, пытаются что-то культивировать. Это печальная ситуация в целом. Он только усугубляет свою плохую карму. Вот. Поэтому таким людям нужно просто сострадать, молиться за них, и не реагировать. Если человек находится в бреду, когда он в таком состоянии пытается ругать всех остальных или бить врачей, врачи на это не реагируют, понимая, что человек просто в агонии находится, или просто не понимает, что он говорит, как он себя ведёт, не отдаёт себе отчёта в своих действиях.

01:03:02 Ведущая: — Спасибо, Сергей, за такой развёрнутый ответ. Я думаю, что сейчас прозвучит последний вопрос в нашем эфире. И я думаю, он вам понравится. Написала Юлия. Юлия писала ещё к прошлому эфиру, и вот сейчас продублировала. Это значит, что она слушает и хочет по-настоящему услышать ответ. Итак, Юлия написала: "Сейчас я читаю книгу "Путешествие домой". Там есть момент, где тогда ещё 20-летний Садху Радханатха Свами описывает свою встречу в Индии со старым приятелем-европейцем. Автор сетует на то, какая пропасть легла между ним всего лишь за год. Насколько больно ему было слушать речи его старого товарища, насколько они казались ему мелкими, грубыми, вульгарными, осквернёнными. Это были рассказы о сомнительных приключениях курения марихуаны и прочее в этом духе. Вместе с тем, этот парень-европеец ведь тоже путешествовал в поисках себя и судьба его тоже привела в Индию. Спрашивается, для чего? С его уровнем сознания там явно делать нечего." Вот такой вывод сделала Юлия.

Мода на индийскую культуру, йогу, вегетарианство – это хорошо?

01:04:01 "И вот у меня возник острый вопрос. Сейчас такая повальная мода на индийскую культуру. Целые фестивали в Москве собираются, тысячи людей, яркие краски, базары, танцы. Всё это конечно неплохо, но ведь всё равно понимаешь, что по большей части это всё аттракцион, не имеющий ничего общего со знанием и духовностью. Очень много людей становятся вегетарианцами, и тоже многие решают есть здоровую пищу, попав в течение моды или вообще от скуки. Ведь это так здорово - новая информация, новый взгляд на мир. Некоторые даже успешно занимаются йогой, и наперебой публикуют в Инстаграмме свои умения выполнять сложные асаны. Но ведь люди внутри не меняются совершенно. А некоторые даже наоборот, портятся. И вот в чём вопрос. Такая всеобщая мода на индийскую культуру, интерес к Индии и стремительная популяризация восточных практик в реалиях нашей современности, и учитывая уровень сознания нашего общества, это явление положительное или больше отрицательное, если смотреть широко?

01:05:07 Мне хочется узнать ваше мнение", дописала Юлия.
Сергей Тимченко: — Спасибо за вопрос. Вопрос состоит в том, насколько я вижу, что является ли интерес к Индии, такой расширенный интерес, когда люди что-то изучают, но глубоко не принимают, действительно правильным. Если широко смотреть, то это всего лишь определённые ступеньки, которые проходит человек. Какой-то человек встаёт на какую-то ступеньку и на этом замирает, он не идёт дальше. Это не проблема самого пути, это проблема конкретного человека. Некоторые люди спускаются на ступеньку ниже. Но в конце концов тот опыт, который человек получил, что он был на этой ступеньке, этот опыт остаётся.

01:06:09 Веды говорят, что на какой бы уровень ни поднялся человек в духовном смысле, этот опыт он сохраняет. Именно для этого вечного опыта, опыта самоосознания, самоизменения, опыта развития отношений с Богом в той или иной сфере, дана наша человеческая форма жизни. И дело в том, что это не проходит напрасно. Даже если люди просто станут вегетарианцами, это в любом случае лучше, чем если они будут питаться неправильно, есть насильственную пищу и таким образом засорять свой организм, забивая его продуктами, которые трудно перевариваемы, и также нарабатывать очень плохую греховную карму.

01:07:03 Кстати, от вегетарианства до следующих ступенек один шаг. Потому что тот человек, который вегетарианец, у этого человека расширяется восприятие мира. Он гораздо меньше подвержен и стрессу, и агрессии. Такие люди больше склонны к саморазвитию, у них восприятие мира также меняется. Люди также некоторые начинают петь какие-то мантры или просто заниматься йогой. Конечно, на этой ступеньке можно просто зависнуть, я видел огромное количество людей, которые застряли только на этой ступеньке и не идут дальше. Этих физических упражнениях, и так далее. Но в принципе, это тоже лучше, чем сидеть дома на диване и в конце концов заживо постепенно разлагаться, потому что время отнюдь нас не молодит. Если мы ничего не делаем со своим здоровьем, тело начинает автоматически разваливаться.

01:08:01 Также йога она автоматически заставляет человека культивировать определённую благость, как-то становиться более терпимым, и даже восприятие мира, оно меняется постепенно у этих людей. Благость, это говорится, трамплин на духовный уровень. Конечно, человек может этим трамплином не воспользоваться, но в целом я в этом не вижу ничего плохого. Всё-таки человеку из невежества сразу прыгнуть на духовную платформу гораздо тяжелее. Благость всё-таки помогает. Но, чтобы пойти дальше, людям всё-таки нужно общение с другими духовными людьми. Потому что именно общение с теми, кто живёт какими-то высшими ценностями, высшими идеалами, высшими принципами какими-то, оно также помогает нам стать на этот путь.

01:09:01 Поэтому моё скромное мнение, что неплохо то, что люди хоть какие-то подвижки делают в сторону самораскрытия. Хуже точно они стали. Чаще всего они становятся лучше. Но нужно продолжать этот путь. То есть у людей должна всё-таки быть альтернатива. Альтернатива просто наркотикам, альтернатива бессмысленной жизни, нужно где-то искать. Если их не удовлетворяет что-то традиционное, что у них там есть, если они не видят какие-то примеры перед собой, вдруг такая вот ситуация, то любые шаги в сторону самораскрытия, саморазвития это лучше, чем стагнация. Чем деградация нравственная, моральная и духовная. И дальше люди дорастут до каких-то следующих шагов. Это моё скромное мнение. Спасибо большое.

01:10:06 Ведущая: — Спасибо вам за скромное мнение, за скромные ответы на очень важные для нас, для нашей жизни, для всех слушателей. Интересная вещь, у нас очень нечасто так происходит, но сегодня так произошло, что каждая слушательница, которой вы дали ответ, не только слушательница, но и слушатель, в общем, практически все вопросы, которые у нас были заданы, эти люди написали благодарность вам. То есть на нашем сайте написали именно: "Благодарю, очень вдохновили" или "Я взяла для себя это практическое решение" или то-то, то-то буду делать. То есть отзывы все приходили, вот Лидия только что написала. Это говорит, я думаю, о том, что людям очень важно то, что вы сказали, им это понравилось и они действительно поняли, как это применить в своей жизни. Так что спасибо вам.
Сергей Тимченко: — Спасибо большое.
Ведущая: — Мы очень рады, и будем ждать следующего эфира, я так понимаю и надеюсь, что он состоится у нас через неделю. Ну мы это ещё будем уточнять. Спасибо ещё раз. До свидания.
Сергей Тимченко: — Спасибо за возможность служить, быть чем-то вам полезным.

транскрибирование: Наталья Бороздина | 15 July 2019