На что мужчины жалуются и почему начинают пить?
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [Ведущая Веда Радио:] Всех неравнодушных к Веда Радио приветствуем. Сегодня у нас в это время начинается уже прямой эфир. И сегодня вы услышите Сергея Тимченко, и будете иметьвозможность, конечно, задать ему свой вопрос. Собственно говоря, эта возможность была ещё до начала эфира, вы могли написать свой вопрос на сайте vedaradio.fm и также можете это сделать в течение ближайшего часа. В течение часа Сергей Тимченко отвечает на ваши вопросы как в письменном виде, так и любые звонки по нашему скайпу vedaradio мы принимаем. Итак, давайте приветствовать Сергея. Здравствуйте!
[С. Тимченко:] Здравствуйте!
О празднике Явления холма Говардхана
00:00:36 [Ведущая:] Сергей, скажите, пожалуйста, сегодня, насколько я знаю, какой-то Ведический праздник. Могли бы Вы сразу, в начале эфира рассказать об этом? Наверняка у наших слушателей какие-то вопросы, может быть, в связи с этим возникли, или же возникнут. Давайте поговорим об этом.
00:00:53 [С. Тимченко:] Сегодня удивительный праздник, сегодня День Явления холма Говордхана, это [помехи] людей. 5000 лет назад Кришна, для того, чтобы защитить своих спутников - обитателей Вриндавана, поднял огромный холм Говардхан и держал его на мизинце левой руки семь дней на глазах у сотен тысяч людей. В древних Священных Писаниях прославляется этот особый праздник, он символизирует защиту Господа и всех тех, кто принимает у Него прибежище. И очень благоприятно в этот день готовить сладости в форме горы. В Индии обычно всё это делается, и все люди после этого угощаются этими сладостями. Очень благоприятное событие.
00:02:05 Вокруг этой священной горы в Индии проходит огромное количество фестивалей, празднеств. Многие люди с поклонами обходят огромную гору, длиной 24 км, которую держал Кришна 5000 лет назад на своем пальце. И сегодня очень благоприятно читать об этом событии и также обращаться к Господу за защитой. Спасибо. Я всех поздравляю с этим праздником.
00:02:38 [Ведущая:] Да, мы Вас тоже поздравляем с этим праздником, спасибо, что немножко рассказали. Ну и теперь мы переходим к вопросам от наших слушателей. Конечно, всё это будет направлено в духовное русло, любые ваши вопросы, потому что Сергей Тимченко как раз, вот, занимается духовной практикой уже долгое, продолжительное время и есть ему что сказать и подсказать вам, в каком направлении разрешать ту или иную ситуацию.
Ответы на вопросы
Как строить отношения с отцом? Есть ли связь с неустройством личной жизни и отношением с отцом?
00:03:08 Вот написала Елена: "Большое спасибо за Ваш труд, возможность нам, слушателям задавать вопросы. Моей дочери 21 год. Я развелась с мужем, когда ей было 7 лет. Отношения сохранялись хорошие, пока была маленькой. Сейчас живут в разных городах, часто ей звонит в алкогольном опьянении. Два раза грозил своим суицидом. Учит, как надо жить. Против её образа жизни, она - вегетарианка. Он постоянно жалуется на проблемы по работе и так далее, всё в негативном плане. После таких общений ей всегда плохо. Спрашивает моего совета, как себя вести, как принимать папу таким, какой он есть и любить его. Сама читает духовную литературу, слушает лекции. Личная жизнь пока не складывается. И вопрос - как строить отношения? Есть ли связь с неустройством в личной жизни и отношением с отцом?"
00:04:03 [С. Тимченко:] Хороший вопрос. Дело в том, что такая связь может быть. Если девочка не уважала своего отца, то впоследствии могут быть сложности в семейной жизни. Потому что отец представляет для девочки всех мужчин. Если существует внутренняя обида на отца, неудовлетворенность тем, что он не заботился в детстве, не уделял достаточно внимания, или сейчас, если он, вместо того, чтобы поддерживать, оказывать покровительство, только грузит своими собственными проблемами и также показывает свою внутреннюю слабость тем, что он употребляет алкоголь, пытается спрятаться от действительности в этом, внутри у девочки могут возникнуть определенные сомнения: "Если все мужчины такие, то, собственно, кто обо мне позаботится? Как я могу довериться мужчине, если он чуть что - начинает пить? Или ищет женщину для того, чтобы не помогать ей решать её проблемы, а наоборот - загружать ещё своими?"
00:05:39 Возникает внутреннее сомнение, то есть, непонятно, кто из нас сильный, а кто из нас слабый. Потому что жалуется обычно слабый человек, и жалуется более сильному. Поэтому, вот, происходит некоторое смещение таких ролей и недоверие к мужчинам в целом.
00:06:02 Что делать в такой ситуации? Нужно одновременно, как бы, различать, нужно уважать его как отца, как старшего, но быть против невежества, но не против личности. То есть, само это поведение нужно отвергать. Неправильное поведение, например, употребление алкоголя, или просто перекладывание на слабых или на других людей своих собственных обязанностей или проблем - само это поведение неправильное. Но личность - хорошая. То есть, мы должны быть против, то есть... грех нужно ненавидеть, как говорил Иисус Христос, а грешника нужно любить.
00:06:51 И в следующий раз, если отец звонит, нужно сказать: "Папа, я тебя люблю очень сильно, но между тем, это не женское дело выслушивать какие-то проблемы мужские. То есть, это негоже для мужчины жаловаться женщине, мужчина тогда сам себя не уважает. И также мне неприятно видеть, как мой отец пьет и звонит мне, то есть, это тоже неуважение как бы к дочери своей".
00:07:33 То есть, можно высказывать то, что внутри есть, но использовать общие слова, то есть, не пререходить на личности, не использовать слова "ты", а использовать, например, "мой отец" - такие общие слова, или "мужчина", или "старший". "Если старший человек, например, звонит мне в состоянии алкогольного опьянения, то я не понимаю, как на это реагировать". Или: "Мне больно это слушать, воспринимать, когда мой отец это делает". То есть, таким образом мы четко разделяем грех и грешника, то есть, мы против неправильного поведения, но не против личности. И одновременно выпускаем пар - не позволяем, чтобы это все у нас накапливалось внутри и проясняем отношения. Вот то, что я бы порекомендовал.
00:08:29 Между тем, за него можно молиться Господу, желать ему счастья, благодарить его внутри за всё то, что он делал. И таким образом, эти отношения на тонком плане будут улучшаться. И вот этот внутренний негатив по отношению к мужчинам, он также будет уходить. То есть, вот эта проактивная позиция, позитивная, что человек молится, при возможности, может быть, что-то хорошее делает для своего отца, может, угощает его какой-то вегетарианский пищей, изготовленным каким-нибудь пирогом, если такие отношения вдруг будут возможны, когда вы встретитесь, то это всё можно делать. Можно также какие-то посты посвящать ему, его духовному прогрессу - это всё работает.
00:09:27 [Ведущая:] А нужно ли говорить отцу, что за него молишься?
[С. Тимченко:] Хороший вопрос. Но это не обязательно. Так или иначе, вот, моё собственное наблюдение состоит в том, что если мы молимся за других, то люди невербально это чувствуют. И очень интересные исследования [Шоджол Камисски] - это один человек, который обследовал три тысячи человек, занимающихся духовной практикой, и это ученый, который исследовал воздействие молитв на сознание других людей. Исследования показали, что молитвы за других очень-очень действенны. Что даже если люди не знают, но мы за них молимся, наши отношения с ними как-то углубляются.
00:10:25 И Господь использует нашу молитву как совего рода аргумент, чтобы вмешиваться и менять сознание этих личностей. Сами люди, может быть, не хотят меняться. Но Господь использует нашу молитву как своего рода повод, чтобы вмешаться. Господь говорит: "Прости, ты, может быть, меняться не хочешь, но я также не могу отказать всем тем, кто за тебя молится. И этих людей я особенно люблю, поэтому прийдется меняться." И Господь начинает так или иначе вести этого человека, помещать его в разные жизненные обстоятельства, которые заставят его как-то изменить отношение к миру, к жизни. Господь из сердца начинает давать ему какую-то мудрость, понимание сути вещей - что ценное, а что не имеет какого либо существенного смысла. И такие люди начинают очень быстро прогрессировать. Поэтому молиться за других нужно, им об этом говорить не обязательно. Но процесс работает. Спасибо.
00:11:44 [Ведущая:] Хорошо. Вот, насколько я поняла, связь такой ситуации с тем, что личная жизнь не складывается у этой девушки, которая уже взрослая - 21 год - а можно об этом поподробнее? Вот, её жизнь личная не складывается, но она же ничего плохого не делает. Получается, здесь негативная роль выделена отцу, потому что он жалуется, от него негатив какой-то идет. А она ничего плохого не делает. Но она страдает, получается, личная жизнь не складывается. Или это не от этого? Как правильно понять эту связь?
00:12:20 [С. Тимченко:] Хороший вопрос. Дело в том, что может быть много обстоятельств. Разумеется, что отношение к отцу играет одну из очень важных ролей. Это все действительно работает, что негатив по отношению к мужчине, который представляет всех людей мужского пола, также может сказаться на страхе углубления каких-то личных отношений этой девушки. То есть, это факт. И тут, в данной ситуации нужно по всем фронтам пытаться прилагать какие-то усилия.
00:13:08 Что касаемо отношений с отцом, то эти отношения нужно отмаливать, как мы говорили. То есть, прощать его, молиться за него, желать ему счастья. Таким образом будет изменена ситуация на этом фронте.
00:13:26 Что касается уже собственной личной жизни, то тут нужно ещё приложить дополнительные усилия. Дело в том, что согласно Махабхарате, наши усилия проявляют нашу собственную карму. Иными словами, если девушка просто запрется у себя дома и будет думать, что постучит какой-то человек молодой в дверь и скажет: "Вот, я твой принц", то вряд ли такое может произойти. Иными словами, человек должен какие-то усилия сам также прилагать. Может быть, общаться с какими-то другими людьми схожих интересов, даже через интернет. У меня, например, несколько знакомых познакомились через интернет, в конце концов поженились, и даже люди из разных городов, и я такие преценденты знаю.
00:14:20 Можно посещать, может быть, какие-то духовные фестивали или какие-то места, где можно пообщаться с людьми схожих интересов и взглядов, чтобы найти каких-то людей, которые интересны. По крайней мере, дать им возможность, этим каким-то людям, которые хотели бы развивать отношения или углублять отношения, или найти спутницу жизни, дать им возможность себя увидеть. Потому что если человек просто будет где-то прятаться или никуда не ходить, то шансов, собственно, выйти замуж будет гараздо меньше.
00:15:04 Потому что, ещё раз: наши собственные усилия проявляют нашу карму. Если человек прилагает какие-то усилия, но ничего не получается, то понятно, что, может быть, время ещё не пришло, или нам ещё что-то иногда нужно понять, или подготовить себя, чтобы определенные люди смогли войти в нашу жизнь. Потому что многие люди, я знаю, многие женщины даже говорят: "Хорошо бы было, чтоб у меня муж был таким хорошим, добрым, таким чистым, святым и так далее". Я тогда таким людям говорю: "Подождите, а что вы с ним будете делать? Представте, в вашу жизнь прийдет какой-нибуль святой или какой нибудь действительно хороший, замечательный человек. Вопрос: а насколько вы будете себя с ним правильно вести, чтобы не испортить ему жизнь?"
[Ведущая:] Да, это действительно вопрос.
00:16:06 [С.Тимченко:] Это огромная ответственность, потому что эти люди 100% будут жить какой-то большой миссией, у этих людей будут какие-нибудь высокие идеалы. И, по сути дела, можно представить уровень ответственности у этой женщины, потому что ей прийдется также взять часть этой ответственности мужа на себя. И быть не чемоданом без ручки, который невозможно ни тащить, ни бросить, а быть реальной помощницей или саратницей такого человека. И это очень многие вещи нужно, по сути дела, внутри пережить, это нужно отказаться от своего собственного эгоизма. И до тех пор, пока женщина не пережгла этот внутренний эгоизм, Кришна не даст ей такого человека, действительно с очень высокими идеалами, потому что она ему всю жизнь испортит. То есть, и закончится трагически.
00:17:07 Поэтому, по сути дела, Господь иногда может готовить человека долгое время, если уж человек так упорно поставил перед собой определенную планку, прежде чем кого-то доверить ей, дать ей человека определенного уровня. Поэтому не все так просто. Иногда даже со своими собственными желаниями нужно разобраться, прежде чем привлечь в жизнь определенного человека. Что я хочу? Какого человека я хочу? Что я с ним буду делать? Какие у меня в жизни приорететы? И так далее. С этим всем нужно разобраться.
Если муж часто жалуется, что делать?
00:17:47 [Ведущая:] Спасибо Вам, что детально так рассмотрели этот вопрос. И далее написала ещё Эльвира: "Мой вопрос перекликается с вопросом Елены. Если муж часто жалуется, что делать?"
00:18:03 [С.Тимченко:] Если муж часто жалуется, то тут нужно задуматься, потому что иногда незаметно может образоваться, как бы, смена ролей. Жалуется обычно слабый, а выслушивает или успокаивает более сильный. Разумеется, что женщины обычно так решают свои проблемы, когда они кому-то выговариваются, и кто-то их выслушивает, и они привыкли помогать так друг другу, сопереживая друг другу. Но в данной ситуации мужчина может, конечно, жаловаться в редких случаях, выговариваться, но нужно понять, что это не практика. Нужно сказать: "Ничего, ты разберешься, ты - мужчина, я в тебя верю! Ты сильный, ты справишься!" Это, собственно, то, что ожидает услышать мужчина, и когда женщина так говорит, она вдохновляет его брать определенную ответственность - ответственность за своё поведение, ответственность за семью. Это, собственно, как нужно поступать.
00:19:27 И даже когда мужчина спрашивает совета у женщины, как себя вести в той или иной ситуации, к примеру, или как поступить, мудрая женщина не должна давать совет. Мой друг мне рассказал, как поступила его жена. Потому что этот друг стоял перед дилемой, ему нужно было, он хотел переехать в другую страну, он хотел переехать из Украины в Израиль. И для этого нужно было продать машину, квартиру, и, по сути дела, это очень серьезный шаг. И когда он спросил у жены: "А как ты думаешь, что же мне делать?" Жена сказала удивительную фразу. Она сказала: "Ты сам принимай решение, я полностью в тебя верю. Я верю в то, что ты примешь лучшее решение для нашей семьи".
00:20:37 Этот мой друг потом мне рассказывал, что мудрая у меня жена. Эти слова хочет услышать, на самом деле, любой мужчина, что в него верят. и, таким образом, она не принимала за него решение, но она поставила ему очень правильные ориентиры, что в конце концов, чтобы он сам принимал решения, которые станут лучшими для их семьи. И он почувствовал ещё большую ответственность за эту женщину, за её детей. И в конце концов это заставило его бегать как угорелому и решать все проблемы. Сейчас они уже много лет живут в Израиле. Он очень духовный человек и заботится также о своей семье. И я постоянно вижу его какие-нибудь блоги в интеренете, он путешествует по святым местам в Индии. Но эти слова окрылили его. Собственно, это то, как должна поступать женщина, должна ставить такие преоритеты, но делать так, чтоб он сам разбирался, чтоб он сам чувствовал ответственность.
00:22:01 Потому что мужчина очень часто хочет переложить ответственность со своих плеч на плечи женщины. Женщина не должна позволять эти вещи делать, иначе он превратится в тряпку. В конце концав она будет и деньги зарабатывать, и успокаивать его, и сама решения в жизни принимать. Собственно, непонятно тогда, кто мужчина, а кто женщина в семье. То есть, она должна очень аккуратно, как бы... женщина должна делать так, чтобы он принимал - сильный человек.
Как сдерживать гнев и быть хорошей женой и матерью?
00:22:44 [Ведущая:] Ага. Спасибо, хорошие рекомендации такие. Спасибо за примеры. И дальше у нас короткий и важный вопрос от Агнесс: "Как сдерживать гнев и быть хорошей женой и матерью?" Видимо, в связи с этим.
00:23:01 [С.Тимченко:] Замечательный вопрос: "Как сдерживать гнев, быть хорошей женой и матерью?" Дело в том, что гнев... откуда рождается гнев? Гнев рождается, согласно Ведам, из неудовлетворенного эгоизма, неудовлетворенного вожделения. Вожделение бывает грубое, бывает тонкое - это желание контролировать, желание, чтобы всё было по-моему, как я решила, как я хочу, как я мечтала. Но Веды говорят, что жизнь - очень сложная вещь. Большая чать страданий и разочарований, которые [помехи]... как бы, представление о жизни.
[Ведущая:] Я прошу прощения, Сергей, мы перестали Вас слышать на какое-то мгновение. Большая часть разочарований от чего?
00:23:55 [С.Тимченко:] От наших ложных ожиданий от жизни. Сначала человек создает ложное ожидание от жизни, а потом сам же и страдает. Нельзя сказать, что у кого-то из нас ну настолько сложная жизнь, что нам нечего есть, или мы спим где-то под мостом, в коробке. Хотя, по данным ЮНЕСКО, 1,5 млн человек на планете, вернее, 1,5 млрд недоедает, им просто нечего есть. У нас есть что есть, есть где жить, есть даже что носить - и при этом мы страдаем. Хотя нас никто не пытает и наша жизнь реально не ад.
00:24:49 Но человек выдумывает определенное ожидание от жизни, что все должно быть вот так вот, или вот эдак. Но когда эти ожидания не оправдываются, не осуществляются, он сам же и начинает страдать. То есть, он сам себя погружает в определенные страдания. Поэтому Веды сразу говорят: не стройте ложных ожиданий от жизни. Никакой мужчина и никакая женщина, даже если они очень захотят, они не смогут сделать нас счастливыми. Счастливыми нас может сделать только Господь, потому что Он по определению источник всего счастья. А любое живое существо в материальном мире, оно несовершенно. Даже если они очень будут стараться. То есть, даже если жена наша будет очень сильно стараться, она не сможет сделать мужчину счастливым. И это не означает, что она плохая женщина. Но просто вот, она не Бог. То же самое мужчина - он не Бог. Даже если он очень постарается, он не сможет сделать женщину счастливой.
00:26:02 И когда мы понимаем, где искать счастье, что счастье искать не в мужчине и не в женщине, а в Господе, то тогда мы уже как-то более начинаем снисходительно относиться к своим близким, уже, как бы, не требовать от них невозможного и потом не высказывать им претензий. Что ты мне всю молодость загубил. Или как в анекдоте, что женщина говорит: "Какая же я была дура, когда выходила за тебя замуж!" А мужчина отвечает: "Прости, дорогая, я был так в тебя влюблен, что сразу это не понял!" [Смеются.] Ну чтоб не было никаких взаимных претензий, потому что мы все не ангелы, и у нас у всех ограниченные способности.
00:26:52 И Веды также говорят, как не гневаться, как не выходить из себя. Свои семейные обязанности нужно выполнять как служение Господу. Это очень важный момент. Потому что если человек выполняет свои семейные обязанности, чтоб получить что-то, знаете, взамен, чаще всего это так и происходит - что женщина служит мужчине, или мужчина служит женщине для того, чтобы получить что-то взамен. Существует определенная внутренняя корысть даже. Но на самом деле это настроение неправильное. Или родители, отец и мать тоже служат своим детям для того, чтобы потом получить какую-то благодарность, они надеются на благодарность в старости, или просто пытаются наслаждаться деткостью своих детей, тем что они такие маленькие и так далее.
00:27:55 Но тут, как люди обычно выполняют свои обязанности, пока все хорошо. Но когда начинает муж или жена вести себя как-то неадекватно, как нам кажется, или вести себя непослушно, или дети ведут себя непослушно, люди очень часто выходят из себя, терпение кончается. Почему? Потому что любые отношения без Бога в центре, они автоматически ограничены, ограничены эгоизмом.То есть, мы не можем долго проявлять терпение или проявлять сострадание, или доброту без Бога в центре.
00:28:51 Поэтому человек, Веды рекомендуют, если он хочет быть идеальным отцом или матерью, или мужем, или женой, свои обязанности семейные - обязанности матери, мужа, жены или родителей он должен внутри делать как смиренное служение Господу, как будто Господь его попросил быть хорошей женой, быть хорошим мужем, хорошими родителями по отношению к этим детям, что это их смиренное служение Богу.
00:29:24 И когда человек пытается таким образом, с таким настроением делать, что Господь меня попросил - получится у меня в конце, или не получится - это уже от Бога зависит, но я буду стараться. Когда человек так будет стараться выполнять свои обязанности, то Господь даст ему неограниченное терпение и смирение. И изнутри к нему будет понимание приходить, как себя вести со своими собственными детьми или со своим мужем или женой, чтобы помочь своим близким по максимуму.
00:30:01 Потому что Господь говорит: "Я - источник мудрости, Я - источник памяти, знаний и забвения". Господь будет помогать. Потому что наши способности ограничены, способности Бога - бесконечны. Поэтому Веды и говорят об этом, что все свои материальные и духовные обязанности человек должен выполнять как служение Богу. Тогда сила прийдет, сила не гневаться, сила прощать, сила терпеть.
00:30:33 Интересное определение терпения дает Радханатха Свами. Он говорит, что терпение - это способность любить и прощать, даже когда тебя действительно по-настоящему обидели. Еще раз. Терпение - это способность любить и прощать, когда тебя действительно по-настоящему обидели.
[Ведущая:] Да, это сложно.
[С.Тимченко:] Но когда мы делаем это как служение Господу - это возможно, Господь даст нам силы.
Как обуздать ум? Есть ли какие-то методики и способы его контролировать?
00:31:06 [Ведущая:] Это дает нам силы, да? Спасибо Вам большое за ответ. И далее у нас хорошие короткие лаконичные вопросы. Гузель далее пишет: "Как обуздать ум? Есть ли какие-то методики и способы его контролировать?"
00:31:25 [С.Тимченко:] Хороший вопрос. Когда был ребенком, то я слышал об этом произведении - "Горе от ума". И я думал, это странно, это какой-то Атум, у которого почему-то горе. Но потом, когда я вырос, я понял, что [неразборчиво].
[Ведущая:] Ой, опять мы Вас перестали слышать. Итак, когда Вы выросли, то Вы поняли, кто такой Атум. Еще раз скажите, пожалуйста.
[С.Тимченко:] У него было горе почему-то.
[Ведущая:] Да, да, да. И потом?
00:32:09 [С.Тимченко:] И потом, когда я немного подрос, я понял, что горе непосредственно в нашем собственном сознании, если это сознание не управляется. Главный постулат Бхагавад Гиты или Песни Бога состоит в том, что человек должен научиться контролировать свой ум. И суть йоги - это контроль нашего ума. И ум по своей природе непостоянный, он постоянно куда-то убегает, подкидывает всякие глупые мысли, глупые желания. И Веды говорят, что этот ум нужно контролировать, и контролировать нужно за счет разума.
00:32:54 И самый сильный способ контроля ума - это занять его позитивно, потому что вакуума в уме создать невозможно. Знаменитая история с Ходжой Насреддином, которая описывает, как действует материальный ум. Что в одном царстве, куда пришел Ходжа Насреддин, был очень богатый купец, который эксплуатировал бедных жителей этого поселка. Все ему были должны. И тогда Ходжа Насреддин сказал: "Не беспокойтесь, я сделаю так, что этот богатей заплатит мне много денег". Жители сказали: "Да он снега зимой никому не даст!" Ходжа Насреддин сказал: "Вот увидите! Бьюсь об заклад - я заставлю заплатить его мне очень большую сумму! И за счет этих денег я помогу всем вам".
00:33:54 Все стали наблюдать. Ходжа Насреддин узнал, что этот богатый торговец имел серьезную болезнь, и он от нее очень сильно страдал. Ходжа Насреддин оделся в очень богатые одежды, взял какую-то книгу под мышку, стал прогуливаться рядом с домом этого бая, договорившись с местными людьми, которые прославляли его на все лады. Они кричали: "Вся слава этому великому врачевателю, который излечил тысячи болезней! Цари стоят в очереди у его дверей, чтобы он лечил их! И нет болезней, которые он не вылечил!" Этот богатый человек услышал это, выбежал на порог своего дома и увидел Ходжу Насреддина, который с очень надменным видом прогуливался.
00:34:55 И этот человек подумал: "Наверняка, если этот человек... если Ходжа Насреддин так смотрит на других - сверху вниз, он очень возвышенный и очень именитый лекарь". Он пригласил его к себе домой, рассказал о своих проблемах и попросил ему помочь. Ходжа Насреддин сказал: "Как ты можешь меня просить? Что скажут цари, котроые стоят у моих дверей очень смиренно? Что я какого-то простолюдина вылечил! Это ниже моего достоинства, и это ударит по моей репутации!" Тогда богатей сказал: "Я заплачу любые деньги, я никому не скажу, только помоги мне!"
00:35:53 Ходжа Насреддин ответил: "Хорошо, помогу". И назвал астрономическую сумму, от которой этот богатый человек чуть сознание не потерял. Всю ночь этот богатей не спал, наутро он сказал: "Ну ладно, я заплачу, только вылечи меня". Ходжа Насреддин пришел вечером к нему домой и сказал: "Я использую особый метод, который помогает на 100%. Но только ты должен следовать очень тщательно всем моим предписаниям". Богатый человек был согласен на всё. Тогда Ходжа Насреддин одел на него сверху мешок и стал ходить, читать какие-то заклинания, несколько раз подбежал, пнул этого богатого человека ногой, скрежетал, скрипел, что-то произносил, бормотал. И в конце сказал: "Всё, я сделал своё дело. К утру ты будешь 100% здоров. Только одно-единственное условие: не думай об ослинной моче!" И ушел.
00:37:16 Этот богатый человек сидел и думал: "Ну все понятно. А при чем здесь ослиная моча? Так, я не должен думать об ослиной моче, это же самое главное! Так, я не должен думать об ослиной моче! При чем здесь эта ослиная моча? Фу, какая гадость! Так, стоп! Я же думаю об ослиной моче, а я не должен о ней думать! Так, я не должен думать об ослиной моче! Я не должен думать об ослиной моче!" Но в конце концов он сражался со своим умом, выкидывая из головы эту ослиную мочу. Но в конце концов, под утро у него в голове была только одна ослиная моча. Потому что чем больше он с этим сражался, тем больше это к нему липло.
00:38:06 И Ходжа Насреддин утром пришел и сказал: "Ну я же предупреждал! Я вижу - ты так и думал об ослиной моче! Поэтому ты всё сам испортил, и мой метод тебе не помог!" И этот богатый человек извинялся. Суть этой истории состоит в следующем: что вакуума в голове невозможно создать. Веды говорят, что лучший способ победить свой ум - это занять его позитивно. Мыслями о Верховном Господе, повторением Его Имен, мыслями о том, как помогать другим людям, мыслями о благополучии окружающих людей. Это способ победить свой ум - занять его позитивно.
00:38:55 Не зря говорится, что праздный ум - это кузница дьявола. Если ум не занят чем-то полезным, то он автоматически займет себя всякой грязью, всяким мусором. Поэтому нужно занять себя до такой степени чем-то хорошим и позитивным - мыслями о том, как помочь другим, как возвысить их сознание, молитвами о благе других, мыслями о том, как помогать окружающим, чтобы для грязи не осталось места. Это очень важно. И также ум нужно занять мыслями о том, как самому совершенствоваться, развивать хорошие качества и так далее. Слушание повествований, связанных с жизнью каких-то духовных возвышенных людей, также деяний Верховного Господа. Также очень сильно контролю ума помогает повтороение Имен Бога.
00:40:00 Слово "мантра" переводится как "ман" - это ум, а "трая" означает "успокоение". Мантра, особенно Маха мантра, или Великая вибрация, успокаивающая ум - это практика, которая помогает очистить наше сердце, успокоить ум, обрести внутреннее умиротворение. Многие люди пишут после прослушивания лекций каких-то духовных людей, их главный опыт состоит в том, что они говорят: "Меня очень привлекло то, что эти люди очень спокойны, от них исходит удивительное умиротворение, спокойствие и счастье". Это, собственно, то, что сами эти духовные люди обрели посредством того, что они свой ум заняли повторением Имен Бога, повторением мантры или мыслями о Всевышнем. Вот это способы, как успокоить ум. Спасибо.
Помогают ли древние техники наблюдения за работой ума, такие, как випасана, в разных традициях в наше время успокаивать наш ум?
00:41:13 [Ведущая:] Спасибо. В продолжение этого вопроса есть сообщение от Елены: "Помогают ли древние техники наблюдения за работой ума, такие, как випасана, в разных традициях в наше время успокаивать наш ум?"
00:41:30 [С. Тимченко:] Обычно это не работает. Я много раз наблюдал. Есть разные практики там, где культивируется отслеживание своих мыслей и какие-то позитивные настрои. Но моё наблюдение за этими людьми, что эти люди всё равно в беспокойстве. Важно не просто не допускать негативных мыслей, а важно культивировать позитивные мысли. Позитивные мысли - это когда мы видим всех этих живых существ, как бы, связанными с Высшей Абсолютной Истиной, с Господом, с источником всего. Иными словами, человек только тогда сам сможет стать полноценным, когда он видит полноценно весь мир, роль всех живых существ вокруг, их роль в творении Бога. Все живые существа - Веды говорят - являются маленькими частичками Бога. Их цель, конечный смысл существования - это восстановление своих вечных отношений с источником всего сущего.
00:42:52 Тот человек, который видит мир как энергию Бога, и также всех живых существ, как детей Бога, такой человек знает, как правильно взаимодействовать с этим миром. Он использует все эти энергии Бога в служении источнику, в служении Богу. И пытается помочь всем этим детям Бога также восстановить их отношения с их изначальным Отцом. Такой человек, он сам становится умиротворенным, и также он может помочь обрести высшее вечное удовлетворение внутреннее всем остальным.
00:43:38 Что такое благотворительность настоящая? Это мысли о благополучии других людей. Истинная благотворительность - это когда мы помогаем людям навечно обрести счастье. Это возможно только в одном случае - если мы на глубинном уровне, навечно решаем их проблемы. Это возможно, когда мы им даем духовное знание. Знание о том, что они вечные духовные живые существа, бессмертиные, знания об их бессмертных отношениях с Богом. Знания о том, что это за мир, по каким законам он действует. Это вечные знания. И ради этого вечного знания, собственно, дана наша жизнь.
00:44:32 Говорится, что истинное богатство - это богатство, которое невозможно украсть. Таким богатством является только духовное знание. Это знание, которое даже со смертью тела не уничтожается. На какой бы духовный уровень не поднялось живое существо, это духовное знание оно заберет с собой, в будущую жизнь. Все остальное - материальное мы потеряем. Но вечные отношения с Богом мы заберем с собой, знания об этих отношений. Именно для этого дана наша жизнь. Это источник вечного умиротворения - такое знание.
Как справляться с умом во время джапы, во время медитации на Святые Имена Господа?
00:45:19 [Ведущая:] Спасибо Вам, Сергей. Мы продолжим сейчас эту тему ещё одним уточняющим вопросом и после этого перейдем к вопросу от Алены, она, наверное, уже заждалась, потому что оставила своё сообщение ещё до начала эфира. Но, вот, хочется эту тему по поводу ума, сосредоточения, медитации, хочется разобрать детально. И Гузель, которая задавала первый вопрос, написала: "Спасибо. Но именно во время джапы ум начинает скакать с невероятной силой. Как с ним справляться во время джапы, во время медитации на Святые Имена Господа?"
00:45:53 [С. Тимченко:] Хороший вопрос. Дело в том, что очень рекомендуется читать хотя бы пять минут какие-то книги, которые описывают величие Святого Имени Бога. Есть очень много книг, и книг на руском языке. И там есть определенные молитвы, которые дают внутреннюю настройку, настройку на ту деятельность, которой человек занимается. В конце концов человек полностью может быть погружен только в ту деятельность, в которую он сам верит. Когда человек разобрался, чем он занимается, какие блага я получу, ради чего всё это я делаю, тогда человек действительно может погружаться в сам процесс.
00:46:47 И чтобы это не было пустым ритуалом, чтоб был максимальный эффект от духовной практики, от повторения Имен Бога, можно послушать описание этого метода из уст действительно святых людей, тех людей, которые всю глубину этого процесса - воспевания Святых Имен описывают. И на самом деле, за всем этим стоит глубочайшая философия. И это дает нам определенную позитивную настройку. Не зря говорят: с кем поведешься от того и наберешься. Когда мы общаемся с теми людьми, у которых есть огромная вера в духовный процесс, вера в воспевание Святого Имени и вкус, то мы заразимся от них этим вкусом и этой верой. Поэтому очень рекомендуется хотя бы пять минут, буквально одну или две страницы читать какие-то книги, описывающие величие Святого Имени Бога.
00:47:52 И также очень рекомендуют, чтобы ум меньше отвлекался, повторять Святые Имена Бога рядом с какими-то духовными людьми или духовными учителями, у которых есть вкус от этой деятельности. Например, со Шрилой Прабхупадой или с кем-то из духовных учителей. И моё собственное наблюдение, что когда повторяешь с теми людьми, чье сердце уже этм вкусом к Именам Бога наполнено, то даже мы ещё сами по себе духовно нищие люди, но мы будем заражаться от этих людей их энтузиазмом, их вкусом, и, кстати, совершенно по-другому будут повторяться Имена Бога.
00:48:45 Я знаю, например, что Олег Геннадьевич Торсунов, он каждый день очень внимательно повторяет Имена Бога, это часть его собственной ежедневной практики. Но моё собственное наблюдение, я обращал внимание, что он специально включает запись, там где святые люди повторяют Имена Бога, и в унисон с ними повторяет. И это помогает ему очень сильно погружаться в эту медитацию, и заражаясь этой чистотой, этим духовным вкусом от повторения святых, и так же помогает ему собственный духовный опыт обрести. Это то, что практически может очень сильно помогать. Спасибо.
Вопрос о том, почему женщине постоянно попадаются в жизни пьющие мужчины
00:49:39 [Ведущая:] Спасибо. Теперь от вопросов о медитации перейдем к вопросам житейским, жизненным, к вопросу, который наболел уже просто у Алены и хочется Вашего ответа, Вашего мнения услышать. "Помогите понять ситуацию, - пишет Алена, - с первым мужем, прожив восемь лет, развелась по причине частой выпивки и грубого отношения. Через пять лет встретив мужчину с очень хорошими качествами - внимательный и заботливый, увидела почти сразу же в нём эту тягу к спиртному. Но решилась сойтись, опять все повторилось - расстались.
00:50:17 После этого разрыва произошел резкий поворот в моем сознании - покрестилась, начала читать духовную литературу, бросила курить. Через три года вышла замуж. И находясь сейчас в этом браке, вижу у мужа те же признаки алкогольной зависимости. Понимаю, что ситуация не меняется, меняются только лица. Помогите понять, почему это повторяется в моей жизни. От этой тяги три недели назад покинул тело мой родной брат. Восемь месяцев назад приняла решение исключить из своей жизни алкоголь вообще. Наверное, я была в прошлом воплощении пьющим мужчиной, мучающим жену, и мне это в наказание". Что Вы думаете?
00:51:00 [С. Тимченко:] Бывают разные обстоятельства, я не знаю всех нюансов. Но интересно, почему мужчины начинают пить. Мужчина, собственно, когда женщина выходит за него замуж, по большей части мужчины не пьют. Очень часто почему-то общения такого становится становится достаточно, чтобы мужчина начал пить. Мужчина, когда он женится, главное его желание - это оказывать покровительство женщине, то есть, желание заботиться. И если мужчина как-то, может быть, физически защищает жену или материально. Но главная функция, собственно, женщины - создать определенную атмосферу внутри семьи. Атмосферу внутри семьи создает именно женщина.
00:51:55 И дело в том, что мужчина хочет оказывать кому-то покровительство - это его главное желание. Но это возможно только в одном случае: если женщина занимает позицию, что она позволяет оказывать покровительство, что не она сама принимает решения внутри, она позволяет мужчине командовать, мужчине быть, как бы, на пьедестале, а сама играет роль ширмы сзади. И на самом деле, это самая мудрая позиция женщины. Потому что когда... По сути дела, главная мудрость женщины состоит в том, что она позволяет мужчине быть героем. Мужчина хочет быть героем. Но очень часто женщины, к сожалению большому, или из-за отсутствия каких-то знаний, они уничтожают этот образ, они говорят: "Да какой..."
00:52:55 Самый сильный способ уничтожить желание в мужчине что-то делать, или заботиться, или собственное самомнение - это просто сравнивать его с другими. "Посмотри на Сидорова! Посмотри на Иванова! Вот это мужики! А ты - не мужик!" Самое сильное оскорбление для мужчины - сказать, что он не мужик. Он сразу же лишается желания заботиться об этой женщине. И мужчина, так как он эмоционально зависит от женщины очень сильно, то есть, мужчины по своей природе достаточно такие, грубые живые существа, и эмоциональный план у них ослаблен, потому что мужчина, он, в основном, на линии разума находится. То есть, эмоции у мужчины обычно такие - они у него сильно зажаты. И у женщины, в принципе, главная функция - это эмоционально защищать мужчину, дополнять мужчину со стороны вот этой эмоции, со стороны вот этой любви.
00:53:51 Если мужчина этот вкус недополучает в семье, то он начинает искать это в алкоголе. Потому что алкоголь, он изначально, как говорит Аюрведа, он имеет такой сладкий вкус. Если мужчина не получает этих сладких отношений внутри семьи, если он чувствует, что его просто как личность не любят, что его не ценят, что его авторитет, как бы, не признают, то автоматически он пытается забыться в алкоголе. Этот вкус, который недополучает дома, дополучать там. В этом проблема. То есть, и мужчина почему начинает пить? Потому что он пытается.. его до такой стемени как мужчину не уважают, как сильного человека. А почему не уважают? Потому что женщина довела его до такого состояния. Женщина сама приняла решение внутри и отучает мужчину думать, а потом ему заявляет: "Ты - не мужик, а ты - тряпка! Ты не думаешь вообще, ты никакой ответственности не берешь!"
00:54:55 А кто, собственно, его до такого состояния довел? Сначала-то он хотел брать ответственность, он хотел принимать решения, но ему не давали это делать, его целенаправленно отучали это делать. А потом ему это же ещё в претензию предъявляют. То есть, женщина за него решает, что ему делать, куда ему ходить, куда не ходить, чем общаться, что не делать, что делать. И, разумеется, его превращает в тряпку, в такого ручного кролика, а потом думает: "А чего он такой ручной? Я думала, что я тигра тут буду иметь, который меня будет защищать, а он - ручной кролик!" Это немаловажные вещи. По сути дела, подавление мужской природы, оно приводит именно к этому очень часто. По крайней мере, мои наблюдения, почему мужчины начинают пить.
00:55:51 Никакая женщина за алкоголика не выходит замуж, большая часть женщин - они не самоубийцы. То есть, почему-то когда они начинают общаться с мужчиной, мужчины начинают пить. В основном для того мужчина пить начинает, для того, чтоб где-то спрятаться от проблем своих. Спрятаться от неуважения.
[Ведущая:] Спасибо, очень важно. Очень важная заметка, замечание и подсказка всем женщинам. Спасибо Вам большое.
Вопрос о количестве душ, населяющих Вселенную
00:56:25 Далее у нас не так много времени осталось, но есть важные вопросы от слушателей. По крайней мере, вопроса три хотелось бы ещё рассмотреть. Итак, Юлия пишет: "Добрый день, Сергей. В Бхагавад Гите написано о том, что душа вечная, нерожденная, изначальная, неразрушимая, бессмертная, неизменная, неподвижная, невидимая и непостижимая. Но меня заинтересовало вот что: есть ли информация о количестве душ, которые населяют Вселенную? Вот есть такая цифра - 8 400 000 форм живых существ - это и есть это число или нет? И откуда взялось это число?"
00:57:07 [С. Тимченко:] 8 400 000 форм жизни - это описывается в Падма Пуране, это перечисляются только формы жизни. А видов даже больше. И дело в том, что 8 000 000 - это животные формы жизни и также растительные. Но к человеческим относятся 400 000 видов. На разных планетах Вселенной есть живые существа, которые относятся к человеческим видам жизни, их 400 000 видов. Разумеется, что этих живых существ бесчисленное количество - их очень-очень много, количество душ.
00:57:54 Главная функция души состоит в том, что она пронизывает тело сознанием. Когда живое существо сознает - собственно, это признак того, что внутри находится душа. И этих живых существ вокруг огромное количество. Даже микробы - это тоже сознающие живые существа, но они имеют свои собственные тела и разный уровень сознания. У кого-то сознание ярко проявленное, как у человека. У каких-то микробов это сознание очень ограничено, оно сводится только к потреблению пищи, к размножению и, может быть, к обороне, и все.
00:58:46 Но человек, именно душа, когда она находится в теле человека, может задуматься о смысле жизни, о том, кто такой я, зачем я живу, о своих отношениях с Богом. Только у человека есть такая прероготива - заниматься духовной жизнью, обращаться к Богу. Если в человеческом теле душа не задается вопросом о смысле жизни, о своих отношениях с источником этого мира, с источником всего, то вселенские силы забирают у него физическое тело, потому что оно не пользуется своим развитым интеллектом, и заставляют его рождаться уже в низших телах. Потому что если многие люди сейчас ведут образ жизни животных, а разумом, интеллектом не пользуются, то им дадут тело животных. Спасибо.
Что делать, если иногда опускаются руки, на душе плохо, и появляется чувство какой-то бессмыслицы?
00:59:53 [Ведущая:] Спасибо за пояснение. Есть над чем задуматься и есть, чем заинтересовать свой ум, так скажем. Дальше Татьяна пишет: "Здравствуйте, уважаемый Сергей. Вопрос такой: что делать, если иногда опускаются руки, на душе плохо, и появляется чувство какой-то бессмыслицы?" У Вас бывало такое, или Вы...
[С. Тимчинко:] Это называется [апратипатия]. [Апратипатия] на санскрите называется апатия. [Неразборчиво.]
[Ведущая:] Прошу прощения, Сергей, вот, снова, мы услышали, как это называется на санскрите. А дальше Вы, видимо, рассказывали: апатия - это... и пропала связь.
01:00:46 [С. Тимчинко:] Это означает апатия. Апатия - это когда у человека даже может быть ум не такой беспокойный и страданий больших нету, но просто ничего не хочется. Просто хочется лежать на диване, тупо смотреть в потолок или просто не хочется ничего делать. И всё это будет в нашей жизни проявляться. Говорится, что человек должен преодолеть всё это дополнительными усилиями. Интересно, что Веды говорят: причина любого застоя, застоя духовной жизни - это недостаток усилий. Человек просто дополнительными усилиями в такой ситуации, усилиями на уровне разума, когда на уровне разума он заставляет себя что-то делать, он может выйти из этого ступора.
01:01:50 Также потеря энтузиазма очень часто вызвана забвением цели. Это означает, что мы о Боге забыли. Мы делали что-то, делали, делали, но в конце концов мы забыли, что конечная цель всей этой деятельности - это Бога полюбить, развить отношения с Ним. Это конечная цель любых обязанностей, любой работы. Это единственное, что наполняет высшим смыслом всё то, что мы делаем. Человек, всё, что он делает, он внешне делает, может быть, для кого-то или для чего-то, потому что у него определенные обязанности есть социальные. Но если внутри он это делает, эти обязанности, как служение Всевышнему, и его конечная цель - это отношения с Богом развить, тогда он в любой ситуации будет вдохновлен. Даже если он, может быть, внешне проиграл, и все случилось не так, как он хотел. Но если внутри у него есть конечная цель жизни - это развить отношения с Богом, он внутри будет испытывать счастье. Потому что внутри-то он выиграл все равно.
01:03:20 Когда человек все делает внутри как служение Господу, он никогда не потеряет. Он получит вечное максимальное благо всегда. Может, с материальной точки зрения, он что-то потерял, но в своем сердце, внутри, он только обрел. Он всегда будет испытывать умиротворение и завершенность. Поэтому, причина апатии - это то, что мы опять о Боге забыли. Кстати, Махабхарата говорит: страдания созданы только для того, чтобы напомнить нам, что мы забыли о Кришне, что мы забыли о Боге. Это вселенское предназначение страданий.
01:04:03 Каждый раз, когда у нас депрессия, это показатель того, что мы вместо того, чтобы думать о счастьи Бога, мы опять слишком на себе зациклились, о Боге забыли. На своем эгоизме зациклились.
[Ведущая:] Да, это очень важный момент, действительно так.
[С. Тимченко:] Если [неразборчиво] насильно преключить наш ум с мысли о себе на мысли о счастьи Бога, произойдет интересная вещь - сразу депрессия уйдет, прийдет счастье.
[Ведущая:] А если просто занять себя ещё каким-то действием в этом направлении, то времени на депрессию не останется, так же?
[С. Тимченко:] Конечно! Конечно.
[Ведущая:] Вот в чем выход очень хороший.
01:04:47 [С. Тимченко:] Да, Вы совершенно правы. Как сказал духовный учитель, великий духовный учитель Бхактиведанта Свами Прабхупада, он сказал своему ученику однажды: "Не то, что у меня нет материальных желаний, я просто так занят, что у меня нет для них времени". [Смеется.] Я так занят в служении Господу и в служении людям, что у меня нет для эгоизма времени.
[Ведущая:] Да, это очень хороший пример.
01:05:17 [С. Тимченко:] Это выход для нас, что нужно себя так позитивно занять в служении людям, служении Господу, чтоб для грязи, для глупости, для всякой ерунды времени не было, тогда автоматически... Притом, вот, моё наблюдение людей вокруг, что те люди, которые, реально у них есть какая-то миссия, которые пытаются ради других людей что-то делать, кому-то помогать, служить, пытаются духовно людям как-то помочь, молиться за других, то все их проблемы собственные, они как-то автоматически решают. И как-то эти люди, они счастливы всем чертям на зло. Независимо от того, что, может быть, они не живут в каких-то там дворцах, и, может быть, они не миллионеры, много ещё чего там нету, но они просто внутри умиротворены. Они внутри счастливы. Их жизнь каким-то смыслом наполнена, существованием.
01:06:20 Действительно, они не проживают свою жизнь просто, они реально что-то делают, они какой-то след после себя оставляют. То есть, их жизнь наполнена смыслом и сутью. Вот, это то, как мы можем решить свои проблемы, решая проблемы других.
01:06:46 [Ведущая:] Спасибо большое, Сергей. К сожалению, к большому моему сожалению, время наше уже не дает... вернее, как раз, в том-то и дело, что время не наше, не в нашей власти, так скажем, но оно говорит о том, что мы уже должны расставаться и дальше продолжать с нетерпением ожидать будущего эфира. Спасибо Вам большое, Сергей, за эти важные ответы на важные и жизненные вопросы. Большое спасибо, будем ждать следующей встречи.
[С. Тимченко:] Я очень благодарен. Успехов. Спасибо большое.
[Ведущая:] До свидания.
[С. Тимченко:] До свидания.