Шесть обетов, благоприятных для бхакти

28 August 2001
аудиокнига для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:20:08 | качество: mp3 192kB/s 17 Mb | прослушано: 99 | скачано: 171 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Текст 3. Шесть обетов, благоприятных для развития бхакти

00:00:09 утсахан нишчайад дхаирйат
тат-тат-карма-правартанат
санга-тйагат сато вритте
шадбхир бхакти прасидхьяти

00:00:21 Анвая:
ýтсахат – энтузиазм в следовании правилам, способствующим развитию бхакти; нѝшчаят – твёрдая вера в утверждения шастр и гуру, чьи слова полностью соответствуют шастрам; дхáирьят – стойкость в практике бхакти, даже несмотря на множество препятствий, либо терпение, когда не удаётся быстро достичь цели практики бхакти; тат-тат-карма-правартанáт – выполнение составляющих практики бхакти, таких, как слушание и повторение, а также отказ от материальных чувственных наслаждений ради удовольствия Шри Кришны; санга-тьягат – отказ от недозволенного общения с женщинами, с теми, кто привязан к женщинам, с маявади, безбожниками и верующими-притворщиками; сато врѝтте – выполнение правил поведения преданного и развитие качеств преданного; шáдбхи – благодаря этим шести принципам; бхакти – чистая преданность; прасѝдхьяти – развивается.

00:01:34 Перевод:
Чтобы успешно продвигаться по пути бхакти, необходимо следовать шести принципам, принцип 1) энтузиазм в следовании правилам, способствующим развитию бхакти, 2) твёрдая вера в утверждения шастр и гуру, чьи слова в полном согласии с шастрами, 3) стойкость и постоянство в практике бхакти даже при встрече со множеством препятствий или терпение в том случае, если не удаётся быстро достичь желанной цели, 4) выполнение всех составляющих практики бхакти, таких как слушание (шраванам) и повторение (киртанам), а также отказ от материальных чувственных наслаждений ради удовольствия Шри Кришны, 5) отказ от недозволенного общения с женщинами, с теми, кто привязан к женщинам, с маявади, атеистами и верующими-притворщиками и 6) выполнение правил поведения преданного и развитие качеств преданного.

Комментарий Шри Радха-рамана даса Госвами – «Упадеша-пракашика-тика»

00:02:55 Слово ýтсаха (энтузиазм) указывает на стремление следовать составляющим садханы, что способствует развитию бхакти.
Слово нѝшчая (убеждённость) обозначает твёрдую веру.
Дхáирья означает неустанно выполнять составляющие практики бхакти, даже несмотря на задержку в достижении цели.

00:03:19 Тат-тат-карма-правартанáт означает полностью отказаться от материальных наслаждений и сосредоточить все усилия на постижении Бхагавана.
В Шримад-Бхагаватам (11.19.24) Бхагаван Шри Кришна говорит Уддхаве:

00:03:39 «Преданность, проникнутая любовью ко Мне, рождается в сердцах тех, кто вручил Мне свою душу и следует религиозным заповедям, благоприятным для развития бхакти. К чему ещё стремиться тем, кто обрёл любовь ко Мне?»
Слова сато врѝтте означают «вести себя так, как ведут возвышенные преданные».

Комментарий Шрилы Саччидананды Бхактивиноды Тхакура – «Пиюша-варшини-вритти»

00:04:14 Поддерживать свою жизнь достойными способами и развивать бхакти – таковы два основных занятия преданного. Первая половина этого стиха описывает то, каким должно быть умонастроение преданного, чтобы он мог успешно развивать бхакти, а вторая половина – то, как преданный должен вести себя в повседневной жизни. Энтузиазм, оптимизм, терпение, деятельность, направленная на развитие бхакти, отказ от дурного общения и выполнение правил поведения преданного – это то, что ведёт к успеху на пути бхакти.
Теперь разберём каждый из них подробнее.

00:05:02 Первый: ýтсаха – это горячее желание следовать правилам практики бхакти. Без такого энтузиазма преданный лишится бхакти. Выполнять составляющие практики бхакти с чувством глубокого почтения – вот истинная ýтсаха.
Второе: нѝшчая означает «твёрдая вера».
Третье: дхáирья – это терпение или неотступное выполнение составляющих практики бхакти, даже когда не удаётся быстро достичь желанной цели.

00:05:40 Четвёртое: бхакти-пόшака-карма. Есть два вида деятельности, благоприятной для развития бхакти: следование предписывающим наставлениям (видхи) и запретам (нишéда). Выполнение составляющих практики бхакти, начиная со шраванам и киртанам, называется видхи. А основная нишéда, или запрет, – это отказ от собственных чувственных удовольствий ради того, чтобы приносить удовольствие Шри Кришне.

00:06:13 Пятое: санга-тьяга: следует прекратить общение с непреданными, женщинами и теми, кто привязан к женщинам. Под непреданными имеются в виду люди, стремящиеся к чувственным наслаждениям, маявади и притворщики, выдающие себя за поборников дхармы.

00:06:35 Шестое: сад-врѝтти: необходимо жить в добродетели, следуя примеру чистых преданных, и поддерживать свою жизнь достойными способами. Преданные, отрёкшиеся от мирской жизни, должны собирать подаяние, предпочтительно методом мадхýкари. Это значит, что, подобно пчеле, то есть мадху, которая собирает нектар, перелетая с цветка на цветок, они должны ходить по домам семейных людей и принимать небольшие пожертвования. Семейные преданные должны обеспечивать свою жизнь способами, приемлемыми с точки зрения ведической социальной системы (варнашрамы).

Комментарий Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады – «Анувритти»

00:07:29 Слово ýтсаха указывает на безразличие к занятиям гяной и кармой, к садхане, которая направлена на что-либо помимо удовольствия Кришны, а также к своим любимым видам материального наслаждения, и вместе с тем оно указывает на решимость выполнять составляющие практики садхана-бхакти.

00:07:52 Высшая цель всех живых существ – бхагавад-бхакти и ничто иное, твёрдая вера в это называется нѝшчая. Тот, кто время от времени переходит с пути бхакти на путь кармы или гьяны, лишь причиняет себе беспокойства, а садхана, предписанная для путей кармы и гьяны, в конце концов приносит ему страдания. Поэтому путь бхакти – это единственный путь, отвечающий изначальному положению дживы – такая твёрдая убеждённость есть дхáирья, или стойкость.

00:08:31 Шримад-Бхагаватам (10.2.32-33) описывает гьяни, которые, возомнив себя освобождёнными душами, наносят оскорбления лотосным стопам Бхагавана. Там также говорится о стойкости и непоколебимости преданных, идущих путём бхакти и обладающих любовью к Богу.

00:08:54 Стих 32: «О лотосоокий Господь, те, кто не ищет прибежища у Твоих лотосных стоп, гордо считают себя освобождёнными душами. У них нет ни любви к Тебе, ни преданности, и потому их разум нечист. Даже если они и приближаются к уровню освобождения благодаря суровой аскезе и духовной практике, их ждёт падение из-за того, что они пренебрегают Твоими лотосными стопами».

00:09:28 Стих 33: «О Мадхава, гьяни, вообразившие себя освобождёнными, могут легко пасть, но Твои преданные, связанные с Тобой узами сокровенной любви, никогда не сходят с пути бхакти. Поскольку Ты всегда защищаешь таких преданных, они без страха преодолевают все препятствия, ставя ногу на головы божеств, ответственных за создание самых сложных препятствий».

00:10:01 Примером того, как следует идти путём бхакти, может послужить Харидас Тхакур: он строго исполнял обет повторения Святых имён, несмотря ни на какие препятствия. Таков идеал бхакти, выраженный в «Чайтанья-бхагавате» (Ади, 16.94):
кханда-кханда хаи деха джая яди прана
табу ами вадане на чхари харинама

00:10:32 «Даже если моё тело разрежут на куски и жизненный воздух покинет его, я никогда не перестану повторять хари-наму».
Такая решимость оставаться на пути бхакти называется дхáирья (стойкость). Выполнять с подобной решимостью составляющие практики бхакти, то есть слушать хари-катху, совершать киртан, состоящий из имён Бхагавана, и помнить имена Бхагавана, Его образ и лилы – это и есть тат-тат-карма-правартанáт.

00:11:07 Надо стремиться к общению с преданными Бхагавана. Никогда не следует общаться с карми, гьяни или теми, кто одержим материальными желаниями, ибо такие люди малоразумны и привязаны к материальным наслаждениям. С ними не стоит поддерживать никаких отношений, не говоря уже о том, чтобы искать у них популярности и почитания. Держась от них подальше, нужно следовать примеру святых преданных, всегда погружённых в повторение хари-намы.

00:11:40 Карма, гьяна, аштанга-йога и все прочие методы, которые не помогают развить бхагавад-бхаву, то есть желание удовлетворить Кришну, не являются ступенями на пути бхакти. Даже если человек наделён всеми добродетелями, но лишён бхакти, его добродетели превращаются в пороки. Но в том, кто обладает бхакти, без сомнения, живут все добродетели. Поэтому преданные, идущие путём бхакти, проявляют все качества святых.

00:12:13 Энтузиазм в служении Кришне, твёрдая вера в это служение и устойчивость в нём, отдача всех сил служению Кришне, отказ от общения со всеми, кто не предан Кришне, и следование примеру преданных Кришны – таковы шесть принципов, способствующих развитию бхакти.