Привязанности на основе вожделения

30 April 2013
До тех пор, пока существует сильное отождествление себя с материальным телом, все, что нам кажется любовью это лишь различные формы привязанности на основе вожделения. Арийская культура вносила именно этот смысл в человеческую жизнь, что вожделенные привязанности всего лишь являются продуктом вожделенного ума. И духовная практика была предназначена для того, чтобы уничтожить вот эту деятельность ума, позволить проявляться духовной природе, пробудить душу, разбудить способность души любить, не проходя через трансформацию тонкого тела, потому что то, что тонкое тело воспринимает, как любовь, на самом деле является вожделением. Вожделение является трансформацией способности любить чистого живого существа.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:16:55 | качество: mp3 64kB/s 35 Mb | прослушано: 115 | скачано: 127 | избрано: 10
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:01:55 Добрый вечер, дорогие слушатели. Мы продолжаем наш семинар, в котором обсуждаем всю идеологическую доктрину арийской культуры. И делаем это в соответствии с литературным наследием одного из величайших ариев прошлого века Бхактивинода Тхакура, который пытался сохранить все ценности арийской цивилизации, и ему это прекрасно удалось. Он системно представил эти ценности для того, чтобы все желающие следовать этому пути хорошо понимали смысл этого пути, его этапы, идеологию и цели.

00:03:03 На протяжении последних нескольких встреч мы обсуждали закономерности, по которым религиозные люди должны в соответствии с арийской идеологией формировать своё общество. Религиозный человек в наше время в эпоху атеизма может быть в одиночестве вне общества религиозных людей. Мы с вами рассмотрим, как должен в таком случае формировать свою духовную практику одинокий человек.

00:03:42 До сих пор с Бхактивинодой Тхакуром мы обсуждали как формируется общество религиозных людей, его принципы взаимодействия. Основная идея заключалась в том, что, если мы духовное начало, то отношение к этому должно быть весьма прагматичным, во всяком случае таким прагматичным было отношение у ариев.

00:04:11 Прагматичность заключалась в том, что духовное начало как-то можно обнаружить в человеке. Естественно, что наши органы восприятия не предназначены для восприятия духовных реалий. И, как предполагали арии, должен был существовать какой-то метод для обнаружения духовной сущности человека. Главная идея арийской идеологии заключается в том, что у души есть общие предварительные качества, которые проявлены у любого живого существа и помогают ему пребывать в духовном мире.

00:05:26 Этими качествами является способность, т.е. привязанность к справедливости, доброта, правдивость, в результате этого чистота поведения, искренность намерений, чистота характера, дружелюбное поведение, искренность намерений и способность любить.

00:06:12 Первоначальные принципы духовной жизни должны привести к тому, чтобы проявились три качества души – склонность к справедливости, доброта и правдивость. Тогда мы имеем пробудившуюся душу.

00:06:45 Мы уже обсудили, что в обусловленном состоянии душа покрывается двумя телами материального происхождения. Это грубое материальное тело, состоящее из пяти действующих и пяти воспринимающих органов и тонкое материальное тело, состоящее из ума, разума и ахамкары - самого мистического элемента, отождествляющего себя с материальным телом. Для того, чтобы оторвать душу от этого отождествления, должны быть какие-то методы, пробуждающие качества души.

00:07:49 Мы увидели, что арийская доктрина предполагает на первоначальных этапах духовной жизни пробуждение человеком своей души, когда он не отождествляет себя с потребностями тела и соответствует высоким стандартам нравственности. Только пробудившаяся душа может получать удовольствие от нравственного поведения. Человеку, очень сильно отождествляющемуся себя с материальным телом, навязанные обществом принципы нравственности будут только в тягость. Это означает, что ему его образ жизни не будет доставлять удовольствия.

00:09:01 Если вы заметили, основное настроение ариев заключалось в том, чтобы на всех этапах духовной практики живое существо было бы удовлетворенным. И своим материальным положением. И своим духовным развитием. И это весьма дерзкие претензии с учетом реалий этого материального мира. Изучение арийской литературы дает нам право с уверенностью сказать, что эти самые дерзкие цели арии благополучно реализовывали за счет совершенствования того знания, которым обладали.

00:10:00 Для того, чтобы пробудились первоначальные качества живого существа, мы должны получить просто доброго человека. Доброта не является проявлением ложного эго. Ложное эго заинтересовано в личном удовлетворении, и пока человек основан на своем ложном эго о доброте говорить не приходится. Человек с сильным эго, т.е. отождествляющий себя с материальным телом, не в состоянии следовать внутренней сущности этой идеологии. Потому что ослеплен эгоизмом. Для того, чтобы получить доброе поведение, необходимо пробудить саму душу.

00:11:37 Для пробуждения души Бхактивинода Тхакур предложил следующее поведение. На самом деле существует десять видов деятельности, использующих качества нашей души. Когда мы постоянно обращаемся к качествам души, вся наша деятельность «обходит наше ложное эго», и это обращение к душе делает её другой, а именно доброй.

00:12:20 Арии владели именно этим искусством. Десять видов деятельности, начиная с благотворительности и кончая тринадцатью качествами справедливого ума, должны были в конечном итоге привести живое существо к способности быть справедливым. Справедливость ума приводила состояние тонкого тела в полную гармонию с таким качеством души, как доброта. А это означает, что в этом случае мы имеем с вами благоприятное поле для того, чтобы начала действовать сама душа. И вот тогда мы имеем по-настоящему доброго человека.

00:13:34 Доброта выливается в способность любить. А способность любить это чистая способность души, т.е. живого существа. До тех пор, пока существует сильное отождествление себя с материальным телом, всё, что нам кажется любовью это лишь различные формы привязанности на основе вожделения.

00:14:04 Арийская культура вносила именно этот смысл в человеческую жизнь, что вожделенные привязанности всего лишь являются продуктом вожделенного ума. И духовная практика была предназначена для того, чтобы уничтожить вот эту деятельность ума, позволить проявляться духовной природе, пробудить душу, разбудить способность души любить, не проходя через трансформацию тонкого тела, потому что то, что тонкое тело воспринимает, как любовь, на самом деле является вожделением. Вожделение является трансформацией способности любить чистого живого существа.

00:15:30 И как только духовная практика приводила к полному исчезновению материального компонента ума, ум прекращал свои материальные функции, т.е. он терял доступ к несовершенным материальным объектам, привязанность к которым на самом деле порождает только разочарование и страдание. При прекращении контакта с материальными объектами прекращалось генерирование материальных желаний. Начиналось генерирование духовных желаний. Это означает, что ум позволяет себе привязанности, связанные так или иначе с Верховным Господом т.е. привязанности к религиозным личностям, привязанность к Верховному Господу.

00:16:38 Когда человек достигает такого результата, он готов, чтобы приступить ко второму этапу духовной практики. Когда человек входит на территорию религии, у него первоначально есть только одно решение - подчиниться указаниям Верховного Господа. Такое решение принимается живым существом благодаря пережитым в жизни постоянным поражениям и разочарованиям. Когда живое существо постоянно оказывается в когтях поражений, и их больше, чем побед, оно начинает сомневаться в своей способности делать самого себя счастливым. И живое существо принимает решение обратиться к Верховному Господу за помощью.

00:18:09 Но к этому моменту речь уже идет о том, чтобы Верховный Господь помог нам стать счастливыми в этом мире и в этой жизни. Верховный Господь соглашается на такую роль. И на такие взаимоотношения. И когда человек принимает решение подчиниться религиозной доктрине, первое, что делает Верховный Господь, он прощает все грехи живому существу, которые оно совершило в течение всего материального существования. Т.е. на самом деле Верховный Господь прощает нам все наше материальное существование. И начинается новая жизнь, новый период, когда мы заняты тем, что потихоньку восстанавливаем утраченные добрые отношения с Верховным Господом и живыми существами.

00:19:08 При чем, взаимоотношения с живыми существами для Верховного Господа не менее важны, чем взаимоотношения с ним. Процесс улучшения взаимоотношений с живыми существами начинается с уважительного отношения к материальному телу живого существа. Логика очень проста. На первоначальных этапах духовного развития живое существо не осознает и не ощущает себя духовным началом, потому что полностью себя отождествляет с материальным телом и это единственные для него существующие реалии. В материальном мире во взаимоотношениях с другими живыми существами есть два важных компонента – это богатство, которое дает возможность для чувственного наслаждения, шесть достояний (мы их все время перечисляли): красота, сила, богатство, образование, слава, возможность иметь независимость. Живое существо стремится иметь эти достояния для достижения двух целей: использовать все живые существа, с которыми оно встречаемся для получения наслаждений. А, если мы обладаем хоть каким-то из вышеперечисленных достояний, то сами становимся объектом наслаждения для других живых существ. И поэтому другие с удовольствием войдут с нами в обмен чувственными наслаждениями.

00:21:00 И мы стремимся превосходству над другими живыми существами. Когда человек приходит на поле религии, первое, что необходимо сделать – он должен понять, что к этому моменту у него нет квалификации быть полноправным членом общества духовных людей. И это решение приступить к религиозной жизни не дает ему ещё возможности быть чем-то функциональным. Поэтому на первоначальных этапах, если живое существо рождается в богоцентрическом обществе, каким было общество ариев, то оно рождается представителем обычного, но имеющегося возвышенные качества, народа.

00:22:10 Мы с вами зачитали, что обычные члены общества должны обладать такими качествами, как честность, отсутствие склонности к воровству, высокий уровень чистоплотности, поклонение высшим сословиям, преданность своему господину и т.д. Все эти качества вырабатываются на основе практики. Т.е. новичку в духовной жизни не доверялось ни богатство, которое сразу смогло бы его сбросить с платформы религиозной жизни при отсутствии религиозной убежденности, ни власть, потому что пока нет квалификации есть вероятность злоупотреблять ею. Арийское религиозное общество строилось совсем в другом направлении. Чем выше социально-общественное положение человека, тем меньше ему позволялись чувственные наслаждения. Чем выше ответственность человека, тем сдержаннее он должен был быть. Арии ответственные положения доверяли только и только тем личностям, у которых были качества самоконтроля.

00:23:43 Таким образом в общество живых существ входили новички, у которых эти три качества души были пробуждены. За основу взаимоотношений в обществе живых существ были приняты справедливость, доброта и правдивость. От живого существа, если оно ещё во власти ложного эго, требовать проявления этих качеств, просто не разумно. Это ни к чему не приводит. Методика должна пробудить душу. И пробуждение души происходит локально, индивидуально. Это может сделать каждый человек, независимо от того, практикует он религиозную доктрину в одиночестве или делает это в обществе религиозных людей.

00:24:59 Это принцип доброты. Он заключается в том, что человек берет в привычку помогать всем живым существам на своем пути в соответствии со своими возможностями. Вот так работает этот принцип у пробужденной души. Если душа не пробудилась, человек берется за внешнее правило «якобы доброго человека», которое рано или поздно приводит к корысти. Когда человек действительно получает удовольствие, совершая добрые поступки, вот это и есть симптом пробужденной души. Приобретая опыт общения с другими живыми существами, живое существо в религиозном обществе реализует главную идею, а именно, что не страшно зависеть от религиозных людей. Потому что их основа - это доброта.

00:26:34 При взаимоотношении с добрыми живыми существами, с их помощью у человека самого начинает пробуждаться душа. Такие живые существа вовлекались в благотворительную деятельность. Новички, рожденные в религиозном обществе, попадали в руки тех, кто уже пробудился и кто на протяжении многих жизней уже имел эту практику. И человек осознает, как хорошо находиться в обществе добрых, справедливых, правдивых живых существ. Вот это и является настоящим результатом религии.

00:28:07 Если в обществе не действует принцип справедливости, если в нём нет доброты и правдивости, под какими бы религиозными лозунгами это общество не действовало, надо трезво понимать, что под эгидой религиозности действуют атеисты, а не религиозные люди. На первоначальных этапах религиозной практики должны учитываться потребности материального тела, и религиозная жизнь должна быть устроена так, чтобы духовный человек сохранял социально-общественную активность. И он та личность, которая наилучшим образом выполняет свои социальные обязанности, которая по своей природе обладает надежными качествами, на которую можно опираться. И это очень важный момент. Потому что общество религиозных людей это общество предсказуемости и надежности, что достигалось за счет того, что живое существо опиралось на принципы нравственности.

00:29:43 Мы с вами обсудили четыре принципа нравственности, которых придерживались идеологические лидеры, отвечавшие за духовное развитие и материальное процветание общества, т.н. брахманы. Ответственность за защиту общества на себя брали кшатрии. Производители отвечали за экономическое процветание в обществе, а обычные люди, опираясь на способности этих трех категорий людей, делали первые попытки на пути развития добродетели. Вот этим было занято арийское общество. Т.е. внешне учитывались все потребности материального тела, религия содержала знания, которые помогали решить все проблемы материального существования: добычи еды, организации защиты, отдыха и возможности размножения. Учитывались все эти реалии.

00:31:25 Мы обсудили, что арийская культура была настолько прагматичной, что, когда она внутри самого государства ставила цель, чтобы каждое живое существо в этом государстве было занято самосовершенствованием, пробуждением своей души, в конечном итоге полной самореализацией, когда пробудившаяся душа, способная на духовные эмоции в качестве объекта для своей любви выбирало бы Верховного Господа и жителей духовного мира. Мы понимаем, что на этом этапе живое существо испытывало полное безразличие к материальному миру. Прагматичные арии, когда удавалось войти в контакт с Верховным Господом посредством правильно совершенных религиозных ритуалов за счет своей чистоты, достигали уникальных результатов, преследуя цель оторвать каждого члена общества от животных инстинктов и привести его в поле пробужденной души. Они получали уникальные результаты, которые для любого материально обусловленного живого существа, становились объектом зависти.

00:33:27 И потому арийское общество не прекращало в себе нести кшатриев, администраторов, воинов, которые были в состоянии дать отпор любому посягательству на религиозные достижения религиозных людей. Идея заключалась в том, что в этом материальном мире живут живые завистливые существа, способные на несправедливые поступки, что делает их лицемерными, жестокими и безнравственными личностями. Осознавая, что их цивилизация была окружена существами, завидовавшими их уникальным достижениям и с точки зрения материального процветания, и с точки зрения духовных реализаций, арии своё общество защищали. Они были достаточно вооружены, у них был сильный уровень научно-технического прогресса, арийские духовные деятели не отрицали науку, были самыми глубокими научными деятелями, обладавшими всеми секретами этого материального мира. Арийская литература полна таких описаний о брахманах, обладавших могучим оружием. Самым «пиковым» оружием являлось атомное оружием личного пользования. Меня лично просто поразила информация, что они обладали способностью запустить химическую реакцию и остановить её на любом этапе т.е. перевернуть её обратно. Нужно понимать, что это фантастический результат в науке, о котором, насколько я знаю, даже не мечтаем.

00:36:13 Наши современники, пытающиеся разобраться в арийской культуре, воспринимают кшатриев очень воинственными, которые вели захватнические войны и стремились к утверждению своего превосходства. На самом деле это не так. Арии вооружались для того, чтобы защищать своё религиозное государство от завистливых, лицемерных, жестоких и безнравственных личностей, народов, государств. Т.е. трезво оценивалось, что в этом мире есть проблемы, которые без насилия не решаются. Очень прагматичное отношение.

00:37:17 Мы с вами увидели, что характерной чертой четырех каст являлась готовность подчиняться святым писаниям. И здесь есть серьезные вопросы, которые мы уже детально обсудили. Я прошу всех слушателей обратиться к семинару «Варнашрама дхарма» или «мир порядочности» о том, как происходит это взаимодействие в рамках религиозности, чтобы уже духовные деятели не стали эксплуататорами в рамках человеческого общества. Это очень важно, потому что на сегодняшний день есть много таких обществ, которые приняли религиозную доктрину ариев именно в конечной версии и где постоянно наблюдается этот симптом: атеисты или лже религиозные лидеры создают общества «якобы духовных людей», а на самом деле, притворяясь духовными лидерами, эксплуатируют человеческий ресурс.

00:38:50 Поэтому мы должны очень трезво уметь оценивать, чтобы не потратить свою жизнь впустую, чтобы не попасть в капкан лже деятелей. Людей, которые не могли войти в арийское общество, арии называли «млечихами». Т.е.. если у личности обнаруживались такие качества, то из него не получался религиозный человек. Потому что вовлеченность в религиозную жизнь исключает насилие. Это самая главная идея ариев. Ариями или теми, кто движется к богу, может быть только тот, кто осознанно принял решение быть вовлеченным в духовную практику. Система работала не так, что любой родившийся в обществе должен был подчиняться этим правилам. Нет. Были живые существа, которые не хотели подчинения. И им предоставлялась возможность покинуть территорию ариев. Т.е., если не хочется жить в этой системе, то можно было уйти без всяких ограничений в другие места, благо, на планете много мест, подходящих для млечиков.

00:41:01 Как арийская доктрина характеризует млечиков? С какими качествами человек или живое существо не могло быть вовлеченным в духовную практику? И если, даже оно вовлекалось, то не в сущность духовной практики, а только во внешнее формальное исполнение духовных ритуалов, которые на самом деле ни к чему не приводили. Бхактивинода Тхакур говорит: «млечики не способны различать истину от ошибки, не имеют подобающего поведения, чрезмерно эгоистичны, привязаны к спорам, жадны и не соблюдают правил семейной жизни». Не способность различать истину от ошибки. Человек не способен различать истину от ошибки, когда у него нет правильной системы ценностей. А справедливость, наоборот, основана на правильной системе ценностей. Потому что Верховный Господь это принцип абсолютной справедливости. И каждое живое существо, имеющее и хорошее, и плохое, оно это заслужило в своих прошлых жизнях. И только реальное понимание этого факта, потому что есть разница между информированностью и пониманием, оно делает человека способным быть справедливым. А млечихи не основаны на святых писаниях, и потому у них нет способности различать истину от ошибки.

00:43:34 Млечихи не имеют подобающего поведения. Арии подобающим поведением считали принципы нравственности. На протяжении двух следующих лекций мы будем обсуждать систему взаимоотношений ариев между мужчинами и женщинами в семье и вне ее, а также отношения с детьми. Тогда станет ясно, что арии понимали под «подобающим поведением». Не мог быть арием, например, человек, изучавший духовную литературу, но не имевший склонности контролировать свои внутренние и внешние чувства, не имевший терпеливости, стойкости, простоты, чистоты поведения, умения прощать. А была просто эрудированность. Без вышеперечисленных способностей перед нами человек, имеющий не подобающее для брахмана поведение.

00:45:02 Т.е. он не терпелив, а это означает, что он постоянно склонен к гневу, он не стойкий, а это означает, что его духовная практика постоянно плавает, сегодня занят духовной практикой, а завтра может пропустить, нет никакой стабильности. У него нет чистоты поведения, что означает он в любой момент может совершить вожделенный поступок на основе бесконтрольной эмоциональности. У него нет умения прощать, что означает, что имея от природы мистические силы и духовное знание, не готов служить другим живым существам, возможно причинившим ему когда-то боль. И это означает, что у него неподобающее для брахмана поведение. У него нет простоты, что означает, что он привязан к большим деньгам, помпезной жизни и власти. При наличии этих трех качеств мы говорим о том, что у духовного человека нет простоты. Если нет простоты, то и нет брахманских качеств. Он просто млечиха, зашедший на территорию религии и притворившийся религиозным деятелем, преследуя при этом абсолютно материальные цели.

00:45:56 У него нет подобающего поведения в том смысле, что он не занимается развитием духовного знания, имеет какое-то стандартное знание, которое проповедует в течение всей своей жизни. И если он сам не опирается на духовные знания, это означает, что у него нет возможности давать эти знания другим. И это не подобающее для брахмана поведение. То же самое касается и администраторов-воинов. Млечихой является тот, кто берет эти функции на себя, но при этом не обладает обеспечивающими подобающее поведение для выполнения этой функции качествами. Таким образом, не имеющие подобающего поведения люди были непригодными находиться в арийском обществе, они должны были покинуть территорию общества или принять решение развивать соответствующие для этого общества духовные качества.

00:48:18 Следующее качество очень важное и ярко проявленное в нашу эпоху – привязанность к спорам. Современники говорят, что «в спорах рождается истина». Я всегда говорила и буду говорить, что ни в одном споре к данному моменту истина не родилась, в спорах рождается только вражда. Истина рождается в обсуждениях. Обсуждения резко различаются от споров. Обсуждение - это право любого человека поставить под сомнение идеологию перед ним стоящего, при этом не имея оскорбительного умонастроения, а с целью выявления истины. Это просто обсуждение. А когда человек любит спорить ради того, чтобы утвердить своё превосходство, то это поведение млечихи, который не пригоден войти в общество религиозных людей.

00:49:40 Чрезмерная эгоистичность. Мы с вами увидели, что религиозное общество основано на доброте, на справедливости, на чистоте поведения, на дружелюбном отношении, на искренности и на способности любить. И эти все качества не предполагают эгоизма. Чрезмерно эгоистичные люди приходят на территорию религии, но при этом не готовы уступать своему эгоизму, не способны пойти на уступки. А духовное общество опирается на уступки. Впустить такую личность на территорию духовных людей означает испортить им жизнь, осквернить их жизнь чужим эгоизмом. Это означает сделать невозможным счастье духовных живых существ.

00:51:05 Хитрость. Атеисты обычно шантажируют духовных людей, испытывая их терпение своими выходками, этим самым подтверждая свою духовную реализацию. Арии не поддерживали эту точку зрения. Их главная задача состояла в том, чтобы защитить духовного человека духовным общением в том числе, чтобы ни один безнравственный человек не имел доступа к духовному человеку, чтобы причинить ему страдания. Самая главная идея арийской идеологии заключается в том, чтобы все нравственное, подчиненное Богу, должно быть защищено и должно быть счастливым. Для реализации этой идеи в арийском обществе существовало сословие кшатриев, т.е. сословие воинов и администраторов.

00:52:53 Они жадны. Жадный человек не может следовать десяти принципам, которые первоначально делают человека добрым: совершать благотворительность, освобождать живые существа от четырех видов страдания (страдания души, тела, ума, общественные страдания), быть гостеприимным, почитать старших, быть щедрым в меру своих возможностей, всем помогать, устраивать празднества, устраивать семейную жизнь своих наследников, хоронить близких и т.д. Жадный человек будет делать совершенно противоположное: он будет приходить в общество религиозных людей и говорить: «согласно вашей доктрине есть десять принципов, так вот, совершайте их по отношению ко мне!». А это есть злостная эксплуатация общества религиозных людей. Но общество ариев было защищено от лицемеров, завистников, мстительных, безнравственных людей, потому что главная идея ариев была в том, что религиозный человек достоин счастья.

00:55:04 И они не соблюдают правила семейной жизни. Арии под этим понимали не только прагматическое отсутствие верности. Нет. Правила семейной жизни заключаются не только в том, что человек должен сохранять верность своей семье. Они предназначены для того, чтобы члены семьи делали друг друга счастливыми. Если мы умеем получать в семейной ячейке счастливых во взаимоотношениях живых существ, мы умеем получать счастливое общество. А если нет, то общество будет несчастным. Мое глубокое убеждение, атеисты всегда преследуют цель захватить власть над человеческим ресурсом, т.е. над судьбой каждого из нас. И чтобы это было возможно, им необходимо осуществление одной идеи, а именно, уничтожить семейные связи, семейную ячейку как таковую, полностью завладеть нами для достижения власти над нашими жизнями.

00:56:55 Религиозное общество действует прямо наоборот, оно всегда нацелено на то, чтобы в первую очередь создать крепкую семейную ячейку. О крепкой семейной ячейке говорят все: и религиозные люди, и атеисты. Для того, чтобы общество было сильным, государство было могучим, чтобы нация или государство просто существовали нужна крепкая семейная ячейка, потому что именно она, как я говорю, «смеет иметь достаточное количество детей». Бхактивинода Тхакур говорит, что личности, имевшие такой букет негативных качеств в арийское общество, где люди тратили свою жизнь на самосовершенствование, не подпускались. Им предлагалось уйти и создать своё общество в соответствии со своими намерениями. Это не так, что их резали, им предлагалось просто уйти. А арийское общество продолжало жить по своим законам. Бхактивинода Тхакур говорит о том, что на пути развития живого существа, в человеческой форме тем более, благочестием является совершение действий в соответствии со своей природой. Только тогда, когда человек действует в соответствии со своей личной природой, (мужская особь имеет свои обязанности, женская особь имеет свои обязанности, в мужской и женской природе есть четыре формы градации – склонность к духовной жизни, склонность к управлению, склонность к накопительству) и эту природу ставит под указание святых писаний, он собирает огромный запас благочестия.

00:59:38 Бхактивинода Тхакур говорит о том, что первоначальную природу живого существа очень трудно изменить, практически невозможно. И это неразумно пытаться менять природу человека. На сегодняшний день этот разговор немножечко сложный, потому что научно-технический прогресс человечества дошел до того уровня, что сегодня можно просто управлять эмоциональным миром человека и деятельностью его разума. Т.е. тонкое тело человека можно полностью взять под контроль и лишить его инициативы.

01:00:01 [не вполне понятно]

01:04:11 В настоящее время есть все технологии поменять природу человека, из человека высоко интеллектуального от природы сделать просто амебу. Бхактивинода Тхакур говорит о том, что в арийском обществе каста человека, т.е. его социально-общественная природа определялась и по рождению, и по квалификации. Т.е. рождение человека в конкретной касте, в конкретной семье указывало на то, что это рождение неслучайное. Подрастая, ребенок это должен был подтвердить своей квалификацией. Но, если вдруг рождение не подтверждало квалификацию, то в истинно арийском обществе за основу принималась квалификация. Т.е. тут же аннулировались преимущества рождения. Например, если человек рождался в семье брахманов, но при этом не проявлял никакого желания к трансцендентальному знанию, не проявлял никакой склонности, никакой сдержанности, то это означало, что какие-то кармические реакции привели его к этому рождению, и что квалификации быть брахманом у него нет.

01:05:34 Когда арийское общество эксплуатируется как кастовая система, и есть несоответствие между рождением и квалификацией, (это то, что происходило на территории нынешней Индии) важным было рождение. Т.е. у меня есть брахманский шнур, все меня должны уважать. Потому что я родился в семье брахманов. И ничего, что с сигаретой в зубах. В арийской культуре важна была квалификация. Хотя рождение предполагало, что квалификация должна быть. Если не происходило подтверждения квалификации, то социально-общественная активность данного человека определялась именно в соответствии с теми качествами, которые этот человек проявлял.

01:06:39 Бхактивинода Тхакур говорит о том, что система ариев самая лучшая для религиозных людей. Кастовая система хранилась в чистоте до определенных исторических событий, которые связаны с двумя личностями. Одного звали Джамадагни, а другого Парашурама. Эти личности из чувства мести развернули разрушительные действия против арийской культуры, кастовой системы. Как говорит Бхактивинода Тхакур, они начали войны из-за ненависти и мести. После того как они уничтожили квалифицированных членов кастовой системы, появилась идея злоупотребления происхождением. И арийская культура начала потихоньку деградировать.

01:07:55 Бхативинода Тхакур обсуждает каким образом вообще арийская культура начинает разрушаться, каковы механизмы входа атеизма в общество религиозных людей, когда полностью разрушается духовная практика вовлеченных в эту идеологию людей. Как это происходит? Он говорит так: «варнашрама дхарма разрушается, если брахманы по рождению требуют уважения, хотя и не имеют квалификации, а кшатрии (воины-администраторы) теряют патриотизм». Вот когда в роли духовного лидера оказывается человек без духовных реализаций, который просто родился в обществе духовных лидеров, но при этом не обладает качествами духовного лидера, и когда администраторы и защитники общества лишены от природы патриотизма». Нет патриотизма означает нет квалификации защищать общество.

01:09:26 Вот когда эти две позиции заняли подобные люди это означает гробницу духовного общества. Такое общество обречено по сущности превратиться в атеистическое общество. И в этом случае, когда лидеры теряют патриотизм и лишены духовной реализации, обычные члены общества превращаются в воров и разбойников. Мы можем понимать, что уже нет никакого сдерживающего фактора для народа, который попадая в общество лицемеров, быстро убеждается, что никакой религии не существует, потому что нигде, на территории религиозности в том числе, нет ни доброты, ни справедливости, ни правдивости. И если этого нет, то обычный человек оставляет принятое решение и возвращается к старому, становясь жадным, мстительным, лицемерным.

01:11:26 Мы должны понимать, что склонность к воровству и разбою относится к безнравственным поступкам. Религиозный человек формирует свою жизнь таким образом. Он принимает дружелюбно гостей, предлагает им пищу, соблюдает чистоту тела, три раза в день омывается и поклоняется Верховному Господу, он изучает святые писания, принимает поучения из этих писаний, в соответствии с ними исполняет свои обязанности, делает все, чтобы удостоиться священного шнура.

01:12:24 Арии носили священный шнур, как, например, христиане, носили крестики, на котором они повторяли могучую тайную мантру «Гаятри мантру». Эту мантру повторяют непоколебимые нравственные арии. Гаятри мантра содержит в себе эту силу давать могущество быть религиозным человеком и оставаться незыблемым в своей практике. Арийцы соблюдали принципы чистоты в половом отношении, принимали жизнь в отречении в конечном итоге, соблюдали все принципы, предназначенные для брахманской культуры. Арии-администраторы сражались в справедливых войнах. Справедливыми войнами считались те войны, которые защищали чистоту, право членов своего общества на религиозный путь и религиозную практику. Арии- администраторы защищали своих подопечных, приносили жертвоприношения.

01:14:25 Производители занимались защитой домашних животных, земледелием, ведением торговли. Обычные люди должны были совершать жертвоприношения, участвовать в поклонениях Верховному Господу, не произнося мантры, и служить всем остальным кастам, учиться у них быть добродетельными. Бхактивинода Тхакур говорит, что все представители арийской расы, женщины в том числе, должны создать семью, жить по принципам нравственности, поклоняться Всевышнему Господу, дарить подарки нищим, служить своему духовному учителю, быть гостеприимными, соблюдать чистоту деятельности и ума, проводить религиозные, семейные и общественные праздники, давать рождение потомству и вести нравственный образ жизни.

01:15:27 Вот это те достижения, к которым должен стремиться, тот образ жизни, который должен соблюдать религиозный человек на первоначальном этапе духовного развития. В специальном термине уже в пределах бхакти йоги этот этап жизни называется «вайдхи бхакти» или принятие регулирующих принципов духовной жизни, установление нравственности и развитие духовного знания. Мы уже обсудили как религиозные люди организовывали своё материальное существование, мы пока не затронули в чем заключалась их духовная практика. На следующей лекции мы с вами обсудим как они организовывали взаимодействие между мужчиной и женщиной на поле религиозности и как они воспитывали детей. Завтра мы обсудим эти две темы и потом перейдем к тому, какая духовная практика сопровождала такую жизнь. Харе Кришна!

транскрибирование: Шадия Шахмаева | Вильнюс | Литва | 17 August 2018