10 условий пробуждения
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Итак, дорогие слушатели, у нас создается такая ситуация, когда человек, если он достаточно разумный, будет делать все возможное таким образом, чтобы двое других переругались между собой, а он при этом оставался другом и тому и другому. На самом деле ни тот, ни другой не поняли бы, что в эту вражду они вовлеклись только для того, чтобы исполнить его желание, да? И поэтому следующее качество, которое проявляется у несправедливых людей, это лицемерие. Когда в обществе действуют лицемерные люди, ситуация непредсказуема. Непредсказуема.
00:56:00 То есть человек никогда не может предвидеть с какой стороны последуют враждебные действия, да? Потому что люди вокруг лицемерные. И, конечно же, когда взаимоотношения между людьми в человеческом обществе основаны на лицемерии, а лицемерие порождается завистью, да? то у всех членов общества наблюдается один симптом – беспокойный ум. Беспокойный ум, который постоянно озабочен тем, чтобы, во-первых, выиграть в соперничестве при исполнении каких-то общих желаний, да? во-вторых, сохранить эту победу в этом соперничестве, не проиграв её на втором этапе, то есть на этапе порождения вражды.
00:01:52 Таким образом, вот при таком беспокойстве ума, связанном с сохранением всего того, что было приобретено путем лицемерия, живое существо переходит уже в такую стадию, которая на самом деле является «точкой невозврата». И это качество называется «способность к жестокости», да? То есть мы сейчас видим, как чистая духовная частичка, проходя через различные психологические этапы, да? скатывается к деградации в своем уже материальном существовании. Итак, жестокость, то есть способность ради реализации своей зависти причинять боль другим живым существам вплоть до отбирания жизни, вплоть до посягательства на их существование, собственно, вот такая готовность и называется жестокостью.
00:02:54 И что мы видим на самом деле? Что в этой нише люди, чувствующие в себе эту потенцию сражаться, соперничать, уверенно идут на любые жестокости ради достижения своих целей. Об этом свидетельствуют и современные фильмы, мы видим по телевизору как, не задумываясь, человек может пустить пулю в лоб любому, как будто пуля пускается по неживому, просто в то, что стояло на пути, когда ему нужно было пройти к той двери, да? И поэтому жестокость это характерная черта завистливых живых существ.
00:03:54 Таким образом, мы должны понимать, что в атмосфере жестокости порождается необходимость мщения, да? Живые существа, оказавшиеся в когтях жестокости и мщения, становятся безнравственными. Поэтому атеистический образ мышления, основанный на зависти, приводит общую атмосферу к атмосфере безнравственности. Но живое существо при этом не перестает быть живым существом, не перестает быть душой. А это означает, что в любом живом существе, прошедшем вот эту деградацию, все равно могут проявляться качества души. Как определить, когда и как это происходит? Почему психология материального мира так сложна? Почему так сложно разобраться с психологией человека?
00:05:00 Потому что, как мы сейчас обсудили, у каждого есть свой порог жестокости, мстительности и безнравственности. И когда способность приспосабливаться к этой жестокости, мстительности и безнравственности, переходит через порог, который может вынести конкретная индивидуальность, происходит всплеск души, которая начинает проявлять три качества – потребность в справедливости, естественная доброта и потребность в правдивости.
00:06:00 И вот из противостояния этих трех качеств души и этих семи качеств обусловленности, отравленного эгоцентризмом души, и состоит вся психология этого материального мира. Арии делали такой анализ. Самая главная задача, которая стоит перед нами – вырвать эту самую чистую душу из когтей зависти и привести её в поле проявления в материальном теле изначально как семи чистых качеств души. Какие это качества? Это - справедливость, естественная доброта, правдивость, которые приводят к чистоте характера.
00:06:57 Проявление у живого существа этих четырех качеств означает, что конкретное живое существо уже живёт по правилам, способствующим проявлению его души. А это означает, что тонкое тело находится в праведном состоянии. На первоначальных этапах духовной жизни арии решали именно эту задачу. И поэтому арийское общество было обществом людей, у которых были пробуждены первоначальные качества души. В арийской доктрине говорится о том, что в материальном мире существуют три психологические закономерности. Конечно, эти три закономерности переплетаются между собой и создают большое разнообразие вариаций. Но в основе всегда эти три закономерности.
00:07:57 Эта закономерность, выражающаяся во враждебности, в страсти, то есть в вожделении и в доброте, то есть в добродетели. При этом добродетель является проявлением проснувшейся души, а не проявлением обусловленности. Арии строили своё общество таким образом, чтобы создать благоприятные условия для пробуждения этих качеств души. А для создания таких условий, в обществе должна господствовать справедливость, то есть сама структура общества должна быть устроена на справедливой основе. Поэтому Бхактивинода Тхакур и выдвигает свой метод. Как пробудить?
00:09:00 Мы с вами говорили об арийском обществе. При этом мы должны понимать, что любой человек, возжелавший например, стать арийцем, в своем обществе остается в одиночестве, то есть, у него нет окружения, в котором он мог бы реализовать эти принципы. Ведь для этого у него должна быть возможность, чтобы в следующей жизни продвинуться по лестнице своего эволюционного развития. Здесь существует индивидуальная практика и общественная. Общественная практика формируется на основе индивидуальностей, которые следуют этой практике.
00:10:00 Итак, для того, чтобы произошли эти первоначальные изменения нужно, чтобы живое существо обладало свободой воли. И на эту свободу воли никто не имеет право посягать. Структура материального мира такова, что элита постоянно пытается посягать на право свободного выбора других живых существ, создавая системы и принуждая всех людей жить и служить этим системам.
00:10:53 Любой человек, угрожающий этой системе, тут же изолируется, и по отношению к нему принимаются очень жесткие меры для того, чтобы общая система не пострадала. Поэтому мы должны понимать, что если в рамках этой системы, какие-то одиночки немножко балуются, собираясь в группы по 100-200 человек, это не угрожает общей системе. Так же не страшно, если какое-то количество людей, балуются, например, идеями как стать арийцами или чистыми преданными Всевышнего Господа. Потому что всё это можно превратить в часть существующей системы, которая все равно экономически и финансово будет зависеть от общей системы.
00:11:54 Мы должны понимать, что любой человек, пытающийся совершить поползновения против этой системы, будет попадать под этот порядок. Тем не менее арии решили каким-то то образом представить человечеству свою доктрину. Может быть, для того, чтобы быть полезными человечеству? И я по мере своих скромных возможностей служу этой идее.
00:12:24 Как разъясняет Бхактивинода Тхакур, первоначальной задачей является построение человеческого общества на качествах пробужденной души. И не может быть никого насилия в самом начале. А живое существо в этом материальном мире, как в личной, так и в общественной жизни, находится в постоянной борьбе, пытаясь реализовать свою зависть в соперничестве с другими живыми существами, прибегая то к сотрудничеству, то к соперничеству, то к прямой вражде, интригуя и убивая. В какую бы эпоху человек ни рождался, он оказывается вовлеченным в так называемые исторические процессы, влияющие на нашу жизнь, которые очень часто делают наc игрушкой в их руках. И решение, что «я больше не хочу просто завидовать другим людям!», на самом деле человеку приходит, после многих страданий. До тех пор, пока у него есть надежда реализовать свою зависть, он думает только о том, как её реализовать. Никакая доброта, никакая справедливость, никакая правдивость, тем более чистота характера человека не интересует. И это мы должны понимать.
00:14:00 Эти три закономерности на санскрите называются «тама гуна», «раджа гуна», «сатва гуна». Это закономерности невежества, закономерности вожделенности (страсти) и закономерности, добродетели. Мы должны понимать, что у человека, находящегося в гунах невежества и страсти в этом материальном мире переплетаются и успехи и страдания. Каждый раз человек, получая страдания, имеет возможность задуматься. У человека есть возможность задуматься и сделать новый выбор. Если человек после страданий приходит к выводу выйти из этого круговорота ненависти и жадности, это означает, что он хочет с этим покончить.
00:14:57 Может быть, живое существо ещё не осознает этого, но это решение в конечном итоге возвращает его в духовный мир. Его решение больше не добиваться исполнения своих желаний через зависть и ненависть, через жестокость и мщение может быть чисто прагматичным из-за множества получаемых страданий. Но когда живое существо принимает такое решение, у него начинается другая жизнь, он попадает совершенно под другую закономерность, в которой уже присутствует Всевышний Господь.
00:15:50 Мы с вами вчера сказали, что эта система называется «варнашрама дхарма», и она человечеству известна. Варнашрама дхарме достаточно долго пытались следовать, индусы. Но судя по тому, в каком экономическом, моральном состоянии оказалась Индия, мы должны понимать, что индусы не очень корректно её реализовали. Когда эту же арийскую доктрину пытаются осуществить другие народы, у них получается то, что получается в Индии, где всеобщая нищета, неудовлетворенность, море несчастных людей, море вообще несостоявшихся судеб. И так далее.
00:16:52 Арийская раса была не такой. Эта была цивилизация абсолютного процветания. И когда уже в этой цивилизации начали рождаться не арии, началась искажаться доктрина и подкладываться под принципы арийского общества именно преследуемые завистниками цели. Почему так происходило? Очень просто, потому что пять тысяч лет тому назад началась эпоха атеистов. И цивилизация ариев покинула нашу землю. Структура общества не может исчезнуть за один день, она осталась. Но в этом обществе уже рождались не арии, а рождались те, кто имел атеистические склонности. Они уже были не достойны того экономического процветания и того счастья в материальном мире, которое арийское общество, арийская цивилизация обеспечивало для своих членов.
00:18:16 И потому Всевышний Господь позволил, чтобы вот в эту самую систему пришли англосаксы, и оставили один пепел после нее, просто унеся все экономические достижения. Все богатства индусов были вывезены. Они были вывезены именно поэтому. И сами индусы, при всем моем уважении к ним, ещё до конца так и не проанализировали почему это с ними произошло. Мы должны понимать, что если какие-то народы, государства оказываются в тяжелом положении, а в таком же тяжелом положении находится и моё государство - когда очень тяжелая судьба, в первую очередь нужно провести анализ. Если мы действительно хотим, чтобы конкретная проблема была решена, первый вопрос, на который нужно ответить - почему это стало возможным.
00:19:20 И если мы уже богоцентрики, то есть мы верим в Верховного Господа, мы должны понимать, что существует общеизвестная фраза «травинка не шелохнется», да? это означает, что, если уже что-то случилось, Верховный Господь дал на это свою санкцию. Когда мы говорим о том, что арийская цивилизация практиковалась на территории Индии, то у любого слушателя может возникнуть подобная оценка – если Индия это плод такой цивилизации, это то, к чему приводит арийская доктрина, то, может быть, лучше её просто сжечь эту доктрину. Но сама литература ариев указывает на то, что арийская цивилизация работала правильно, содержала в себе решение материальных и духовных проблем, а это означает, что арийская доктрина была просто искажена.
00:20:20 Доктрина была искажена, неправильно применялась. Потому была уничтожена. Сейчас истинные арии пробуют арийскую доктрину в здоровом виде передать человечеству. Усилия Бхактивинода Тхакура, творившего в той самой Индии, в которой властвовали англосаксы были направлены на то, чтобы сохранить арийскую доктрину в чистоте для человечества. И мы её сейчас предлагаем человеческому обществу с той целью, чтобы любое общество, которое хотело бы возродить эти традиции, знало бы как это сделать.
00:21:08 Таким образом, для того, чтобы начать опираться на качества своей души, живое существо данное решение должно принять самостоятельно, и в этом решении должно быть абсолютно свободным. И общество ариев опиралось на это добровольное решение живых существ, которые во множествах своих воплощениях попробовали достичь материального счастья, то есть превосходства над другими живыми существами в получении чувственного наслаждения, но получили страдания, потерпели неудачу. Потерпевшего неудачу эта неудача может озлобить, сделать мстительным, совершенно непригодным для входа в систему ариев.
00:22:19 Или же, он может попробовать послушать советы Бога. Может тогда эти вопросы решатся? Если такое решение принято, то живое существо становится кандидатом в общество ариев. Но к моменту принятия решения сознание живого существа, все его характеристики, все его привычки, система ценностей и даже желание находятся в когтях гуны страсти и невежества. Из добродетелей у него есть только одно – решение. Теперь рассмотрим как было устроено общество ариев.
Арийское общество
00:23:20 Как оно было устроено? Все живые существа, в которых пока ещё нет реального благочестия, а есть только решение попробовать эту систему - они рождались, рождаются и будут рождаться. Как только живым существом будет принято решение подчинить свои желания указаниям Всевышнего Господа, арийская доктрина придет в жизнь такого живого существа. Уже не говоря о том, что если он в этом сознании оставит своё тело, то будет непосредственно рожден в арийской цивилизации во вселенной там, где она к этому моменту действует.
00:24:15 Таким образом, дорогие мои слушатели, это первоначальное решение делает живое существо обычным жителем арийского общества. Это есть самый нижний эшелон арийской цивилизации, арийского общества. Это просто живые существа, у которых ещё нет или очень маленький запас благочестия. Но есть решение. Само арийское общество опиралось, конечно, на тех, у кого эта душа была пробуждена, то есть на тех, у кого были сильно проявлены качества справедливости, доброты и правдивости. Другие общества, не имеющие этой цели, наоборот, опираются, как раз на тех, кто наиболее силен, силен в зависти, в способности творить несправедливость, в лицемерии, кто наиболее жесток и у кого наиболее мстительная природа.
00:25:35 Вот это и все. Это означает, что существует общество живых существ имеющих, свободу на реализацию своей зависти и бесконтрольно использующих природные ресурсы, и как только эти ресурсы заканчиваются, это общество, раздираемое на части другими завистливыми живыми существами, исчезает с арены истории, как, например, исчезли целые государства, целые цивилизации, как исчезла египетская цивилизация, , которая процветала не сто лет, не двести лет и даже не тысячу как, скажем, это происходило с Древней Грецией и Древним Римом.
00:26:33 Египетская культура процветала на протяжении трех с половиной тысяча лет, а где она сейчас? Просто нигде. Осталась одна память. Мы понимаем, что в этой ситуации одно заменяет другое, одно уничтожает другое, все заканчивается и все прекращается. А когда общество основывается на качествах души, это означает, что в нём постоянно генерируется энергия, то есть энергия не только тратится, но и накапливается. Если, например, человек, образно скажем, зарабатывает 100 000 долларов в месяц, потому что у него хорошая работа, и он в состоянии не только обеспечивать свои нужды, но и откладывать, потому что он столько потратить не может, и тогда накопления остаются к его наследникам.
00:27:40 Вот когда устройство общества направлено на то, чтобы копить хорошую судьбу на своей территории, тогда эти территории как правило очень быстро встают на ноги. И арийская цивилизация как раз была такой. Надеюсь, что я исчерпывающе ответила на вопрос почему эта цивилизация исчезла. Цивилизация исчезла, потому что должна была произойти смена эпох. Цивилизация снова заговорила о себе, потому что было объявлено, что в соответствии с арийской доктриной высшие силы начали работать на установление на нашей планете на протяжении десяти тысяч лет золотой эпохи.
00:28:42 Сейчас этот вопрос обсуждается все интенсивнее, тема арийской культуры очень сильно поднимается. Происходит это именно потому, что арийская доктрина намерена на десять тысяч лет установить своё господство. Я думаю, что все те нации, народы, государства, которые отнесутся к этой доктрине достаточно серьезно, получат очень интересные арсеналы для своего дальнейшего развития. Таким образом, дорогие слушатели, теперь у человека есть просто решение. Арийское общество в целом опирается на тех, кто эти качества в себе уже пробудил. Как это делается, мы с вами обсудим на следующей лекции. Сейчас мы просто структуру смотрим. Любой человек, который входил в общество ариев, он входил в атмосферу, где царили справедливость, добро и правдивость. Он общался с живыми существами, у которых был чистый характер, искренняя природа, дружелюбное поведение. И все они были способны в той или иной степени, но обязательно любить.
00:30:07 Посмотрите, вот этот новичок, входящий в арийское общество, попадал в это поле и это было благоприятным полем для реализации конечной цели, цели любви к Верховному Господу, то есть теперь это оказывалось поле, в котором из жизни в жизнь живое существо развиваясь, практикуя, потихоньку, отказываясь от своих плохих качеств, потихоньку утверждаясь в благости, начинало свой путь к любви. Поэтому я и сказала, что цивилизация ариев – это был путь от ненависти к любви. Теперь, главная проблема заключалась в том , что новичкам в обществе ещё было свойственно вожделение, много ещё неконтролируемых желаний.
00:31:22 Зная эти семь качеств, очень быстро можно определить с проснувшейся ли душой это живое существо, которое только что приняло решение. Мы должны понимать, что арийская цивилизация эта кузница тех живых существ, которым Всевышний Господь доверяет развитие всех принявших решение, всех тех, кто хочет развиваться. И больше ничего. Теперь посмотрим, какое социальное положение в обществе у человека, который делал первые шаги в области добродетели. Мы сейчас посмотрим, как формировались касты.
00:32:22 Потому что отсутствие внутреннего понимания за счет чего формировались касты, которые действует сегодня на территории Индии, привело эту страну в полную разруху. Какая была логика? Логика была очень простая. Для того, чтобы живому существу в обществе доверить какие-то функции, у него должны были быть симптомы пробужденной души. Как эти симптомы проявляются в различных слоях населения, мы с вами рассмотрим на следующей лекции. Мы сейчас обсуждаем главные принципы, что должно было быть. Если же у конкретной личности ничего не наблюдалось, кроме решения, арийцы понимали, что ей никакой функции доверять нельзя. То есть, что человеку нельзя доверять.
00:33:25 Ему нельзя доверять финансы, ему нельзя доверять власть, то есть ему нельзя позволять иметь влияние. Он должен пожить, он должен быть обеспечен, не более того, ему нельзя позволять иметь больше того, что необходимо ему самому. И в этой позиции, прожив в арийском обществе, это живое существо должно было осознать одну простую истину, как здорово жить среди тех, у кого качества души проявлены, кто справедлив, кто всегда правдив, у кого добрая природа, чистый характер, искреннее расположение ко всем остальным живым существам и кто способен любить.
00:34:45 То есть человек, совершенный новичок, должен был приобрести подобный опыт. И иерархия зависимости служила не для того, чтобы унижать зависимых, она служила для того, чтобы возвышать тех, кто зависим на основе пробужденной души. Теперь, возникает вопрос – А как? Как чисто технически сделать так, чтобы душа пробудилась? И Бхактивинода Тхакур в своей книге, которую мы изучаем, передает нам самый главный секрет. Его книга находится в самых влиятельных библиотеках англосаксов, и англосаксы хорошо знали Бхактивинода Тхакура и относились к нему с огромным уважением. По некоторым явлениям, которые имеются в самой демократической доктрине, разработанной англосаксами, мы видим огромное влияние на неё ведической философской мысли.
00:35:55 То есть англосаксы сидели в Индии не просто так, они очень обогатили себя во время своего присутствия и очень серьезно изучали на самом деле арийскую доктрину насколько им это позволяла их реализация, их способности. И поэтому мы увидим, что сказанное Бхактивинода Тхакуром имеет место в демократическом обществе. Итак, дорогие слушатели, что же говорит Бхактивинода Тхакур. Очень странную вещь. Мы обычно думаем, что свои недостатки можно преодолевать за счет духовной практики. А Бхактивинода Тхакур направляет нас в область благотворительности. Он говорит о том, что есть какой-то образ поведения, образ жизни, при которым любая индивидуальность независимо от того, где она живет, если она поступает таким образом, она содействует тому, чтобы пробудились первоначальные три качества души – справедливость, доброта и правдивость.
Десять действий ведущих к пробуждению души
00:37:17 Что это за действия? Бхактивинода Тхакур говорит о том, что этих действий десять. Первое – это благотворительность, второе – это служение старшим, мы сейчас перечислим, что из них из чего состоит, второе – это служение старшим, третье – это способность к щедрости, четвертое – это гостеприимство, пятое – это чистота поведения, шестое – это проведение празднеств, седьмое – это соблюдение обетов, то есть клятв, восьмое – эта забота о животных, девятое – это вовлеченность в увеличение населения человечества и десятое – это честность.
00:38:06 Теперь о благотворительности. Что говорит Бхактивинрода Тхакур? Он говорит о том, что мы должны понимать, что главная цель, это пробуждение нашей любви к Верховному Господу. Все те темы, которые обсуждаются для формирования человеческого общества называются второстепенными санкциями, второстепенные санкции, потому что это предварительные санкции, которые приводят живое существо в поле мирной жизни, да? А духовный человек для того, чтобы иметь духовную практику, быть вовлеченным в духовную практику, он должен иметь состояние мира.
00:38:55 Духовный человек должен быть в состоянии мира, состоянии покоя. Духовная практика это любит. Потому что, если мы хотим, чтобы общество в целом было религиозным, оно должно иметь, иметь вот эти механизмы, посредством которых этот мир вносится в судьбу. Откуда вообще формируется судьба? Судьба формируется из неблагочестивых качеств. Если мы в прошлых своих жизнях совершали много неблагочестивых поступков, так образуются судьбы наций, так Верховный Господь просто объединяет те живые существа, у которых есть какие-то определенные запасы, хорошие или плохие, они рождаются вместе и это складывается в нации с хорошей судьбой или плохой.
00:39:55 И по симптомам плохой судьбы, которые проявляются в у какой-либо нации, по страданиям, которые даются живым существам, можно очень быстро определить за какие грехи, грубо говоря. И разумный он на это не обижается. Он не пытается делать вид, что он жертва. Мы с вами ещё будем говорить о том, что самая главная психология живого существа в этом материальном мире - это то, что он пытается себя представить жертвой, хотя на самом деле он жертвой не является. почему? потому что он не помнит свои прошлые действия, и он не понимает вообще почему все страдания к нему пришли. Арийская доктрина позволяет делать эти анализы, потому что она объясняет нам, она помогает нам понять, что мы воплощались миллионы раз в этом материальном мире.
00:41:02 Войдя в арийскую культуру, человек проявляет готовность ставить своё поведение под санкции Верховного Господа. Это основное решение. Когда это решение уже есть, у меня к этому моменту за плечами есть множество грехов, которые я, как живое существо, совершало, пока находилось в поле соперничества и вражды, в гуне невежества. Это означает, что теперь, если я рождаюсь в арийском обществе, я в него прихожу со всем этим грузом. А это означает, что мы будем получать живые существа, у которых есть не только решения, но и множество грехов за спиной.
00:42:09 Складывается очень неблагоприятная ситуация, полная греховных реакций. А это означает беспокойное общество, которое не может жить мирно. А общество ариев жило мирно, оно содержало в себе какой-то механизм, посредством которого человек, принявший это решение, рождался в обществе ариев. И самое главное, его греховные реакции просто уничтожались, понимаете? Поэтому в Бхагавад-Гите Господь Шри Кришна скажет Арджуне, у которого появилось какое-то умонастроение, которое, как сказал Господь Шри Кришна, не подобает ариям. Он скажет, что «знание уничтожает материальное существование живого существа, как огонь уничтожает дрова, превращая их в пепел».
00:43:10 И посмотрите, что там происходит. Когда живое существо принимает решение начать подчиняться санкциям Верховного Господа, процедура этого воздаяния реакций теряет смысл, потому что это живое существо подпадает в то состояние, когда для того, чтобы начать подчиняться этим санкциям ему нужно, чтобы он был спокойным. Для того, чтобы начать эти первые шаги в религии, Верховный Господь поступает таким образом.
00:44:08 У живого существа просто исчезает то, что называется кармой И тогда получается так. Что вот человек он рождается в обществе ариев, никакие кармические реакции, никакие последствия поступков, которые он совершил, пока он был в низших состояниях, к нему не приходят, и он получает просто возможность с чистого листа начинать обретать положительный опыт. Если нет этой закономерности, это прямо говорит о том, что вы попали в общество не истинных религиозных людей, и попали не в истинную религиозную доктрину. Потому что истинная религия она начинается с того момента как только происходит стыд, когда живое существо приняло решение подчиняться санкциям, не обсуждая вообще, подчиняться санкциям Верховного Господа. Первое, чем Верховный Господь отвечает живому существу, чтобы это сотрудничество стало возможным, он прощает ему все грехи, которое это живое существо совершало.
00:45:34 И живое существо получает новое дыхание и возможность развить новый опыт. Обретая этот опыт в общении с теми, у кого развились эти качества, оно по эволюционной лестнице в рамках варнашрама дхармы из жизни в жизнь все больше и больше очищалось, все больше и больше проявлялись его духовные качества. Чем больше проявлялись эти качества, тем в рамках варнашрама дхармы большая ответственность ему доверялась. Мы видим, что подход арийской доктрины к религиозной жизни человека очень прагматичный. Этот переход из материального мира в духовный должен произойти плавно, спокойно, грамотно, и самое главное, сопровождаться радостью.
00:46:40 Если мы на духовной стези, на духовном пути натыкаемся на страдания, то на самом деле больше не увидим разницы. Почему? Потому что живое существо основано на блаженстве, это его вечное качество. И его тянет в любое место, где, он получает иллюзию счастья, а если этой иллюзии нет, то что мы должны получать? Мы должны понимать, дорогие слушатели, что на самом деле, если этого счастья нет, то живое существо тут же теряет интерес. И поэтому нужно понимать, что истинная религиозная доктрина состоит из возможностей, из возможностей быть счастливым. Поэтому живое существо, войдя на территорию религии, после этого в выборе между материальной жизнью и духовной, всегда выбирает духовную.
00:47:57 Эта внутренняя сущность религиозного пути. И есть методика обеспечить эту сущность религиозного пути, которую обсуждал Бхактивинода Тхакур. Это очень сложная задача. Принципы религии на самом деле приходят к нам из духовного мира, а есть принципы блаженства, которые должны быть реализованы в материальном мире, который является миром ненависти и страданий, вражды и зависти. Поэтому арийское общество локализовалось в государство, это означает в систему защиты счастья своих членов.
00:48:54 И любой человек, любое живое существо, которое принимало эту доктрину, входило в это общество. Но это общество имело сословие кшатриев, то есть сословие защитников, воинов. В этом проявлялся прагматизм арийской доктрины. То есть учет, учет. Потому что, если мы не защитим идею любви в материальном мире, внимательно слушайте, если недостаточно хорошо защитим, любящее живое существо это все равно, что зайчик для лисы. В мире зависти для завистливых живых существ существо, которое отпустило все свои способности драться с другими живыми существами и основано на справедливости, доброте и правдивости, оно будет простосъедено, просто его съедят за три минуты.
00:50:04 И потому прагматизм арийской доктрины заключался в том, чтобы эту территорию защищать методами, пригодными для этого мира, то есть оружием. Об этом мы поговорим на следующей лекции. Теперь, мы должны понимать, что вот эта духовная жизнь, которая должна быть образована, имеет структуру, содержит в себе второстепенные санкции. Эти второстепенные санкции, которые служат пробуждению души, а не достижению любви к Богу, они имели три проявления. Это те санкции, которые касаются людей, конкретных индивидуумов, это те санкции, которые касаются человеческого общества и это те санкции, которые касаются всего человечества, то есть всего мира.
00:51:04 Те санкции, которые касаются людей, имеют два направления. Каждый человек состоит из грубого тела и из тонкого тела. Существуют санкции, которые обеспечивают здоровое состояние грубого тела и здоровое состояние тонкого тела. Сейчас общеизвестно, что существовало несколько цивилизаций, каждая из которых развила огромный запас науки как соблюдать гармонию, здоровое состояние материального тела и тонкого тела. Это арийская литература, которая содержит в себе аюрведу. Это китайская литература, которая содержит «книгу Жизни», составляющая вместе с японцами на самом деле одну культуру.
00:52:00 И русская культура, которая тоже содержит в себе очень большие знания, касающиеся того, что сейчас утрачено и так далее. Сейчас не будем вдаваться в подробности, есть конкретные цивилизации, которые эти санкции содержат. Эти санкции, содержала, конечно, и арийская культура. Теперь вот те санкции, которые касаются грубого тела – это человек в человеческом обществе должен быть обеспечен, то есть его тело должно быть обеспечено едой, водой, возможностью спать, отдыхать, возможностью делать физические упражнения. То есть должна быть культура делать физические упражнения и медицина, то есть лечение материального тела, если оно пришло в расстройство.
00:53:03 И человеческое общество должно в себе содержать вот эти моменты. Сейчас обратите внимание, сейчас проведите параллели как устроено демократическое общество, которое разрабатывали англосаксы. Итак, посредством еды, воды, сна, возможностью отдыха, заниматься физическими упражнениями, лечения, если вдруг тело пришло в непорядок, живое существо обеспечивает вот это счастливое пребывание в материальном теле, то есть материальное тело здоровое, и потому оно доставляет счастье, то есть удовольствие живому существу, которое в этом теле живет.
00:53:53 Второе, это те указания, которые касаются привязанностей ума. Когда речь идет о привязанностях ума, то мы понимаем, что должны быть созданы условия для состояния тонкого ума, в которых улучшается восприятие человека, абстрактное мышление, способность сосредоточения. Должна быть создана благоприятная обстановка для обсуждений. Идея демократии это на самом деле была идея арийской расы.
00:55:50 Арийская раса занималась тонким телом каждого члена своего общества. Арийская раса не пользовалась письменностью, потому что члены общества обладали абсолютной памятью, они запоминали Шримат Бхагавата, который состоит из 18 тысяч стихов, с одного прослушивания, в точности без интерпретации. Это был результат арийской культуры. И общая атмосфера в обществе была такова, что любой человек имел возможность обсуждать в обществе те достижения, которые он получал в результате своей деятельности за счет своего здорового ума.
00:56:06 Узнаете? (смеется). Человек имел возможность обсуждать в обществе. В этом случае обсуждались успехи в усилиях достижения пробуждения души, в другом случае обсуждаются совсем другие усилия и успехи. Мы должны понимать, что если у тонкого тела живого существа, человека нет этих способностей, тогда нет способности улучшать искусство и науку. Бхактивинода Тхакур пишет об этом в Индии, которая к этому моменту с научной точки зрения была отсталой. Все это говорит о том, что арийская цивилизация придавала особое значение развитию науки и культуры.
00:57:05 Просто делалось это с богоцентрическими настроениями. Мы видим, что арийская литература полна описаний достижений арийской цивилизации в области строительства, архитектуры, летательных аппаратов, вооружения, одежды, искусства. Этому придавалось особое значение, почему? Потому что причастность к искусству и науке является первым симптомом цивилизованности общества.
00:58:00 Мы должны понимать, что в этой лесенке, которая была перечислена, там на более высокой ступени содержатся достижения более низкой, да? и если говорится, что арийская культура, арийский уровень цивилизации эта уже та цивилизация, где принимаются принципы нравственности плюс указания Бога, принципы нравственности в соответствии с указаниями Бога, да? это означает все те нижние ступени цивилизованности эта ступень в себе содержит, и поэтому архинеправильная идея - собственно человечество оно с легкой руки может быть многих христианских деятелей оно пошло по этому направлению, когда религия и наука разделились, потому что, как известно, на европейской части особым образом, да? христианская доктрина, представители христианской религии, слава богу, они это сами признают, на самом деле они просто уничтожали?????
00:59:07 Просто уничтожались все, кто занимались наукой. Арийская цивилизация науку никогда не отрицала, наука занимала конкретное своё место в обществе. Бхактивинода Тхакур особым образом отмечает, что общество, не работающее над здоровьем тонкого тела своих членов, не в состоянии развивать ни науку, ни искусство, а следовательно не может быть цивилизованным.
01:00:05 Если нет способностей выйти из невежества, способности воспринимать истинные знания, способности сосредоточиться на объектах, способности к абстрактному мышлению, способности к обсуждениям высоких тем, тогда нет способности преодолевать невежество, тогда нет сдержанности. Ум тогда полностью теряет свою способность рассуждать в сфере идеологии.
01:01:12 Общество должно работать над тем, чтобы постоянно поддерживать в своем населении вот эту склонность к абстрактному мышлению, то есть к идеологии. Если этой склонности нет, тогда человеку не удастся выйти из тьмы невежества, невозможно ему обрести знания о правильной деятельности. Если нет этой сдержанности ума, то у ума нет этой культуры анализировать свои ошибки. Вот в этом смысле, я, конечно, прошу прощения за то, что я позволяю себе иногда какие-то конкретики. Может быть, создается впечатление, что я имею претензию на то, что это мои рассуждения окончательные, нет, это просто моё восприятие этого мира.
01:02:18 В этом смысле у нас на планете есть одна нация, которую недооценить просто было бы грешно. Это евреи. Эта нация с очень высоким уровнем интеллектуальности, идеальнейшим образом умеет анализировать, из любого места вообще извлечь все полезное, анализировать свои ошибки, на этих ошибках очень прагматично, спокойно, уравновешенно учиться, и соответственно решать какие-то свои проблемы в том мире, который сегодня существует. А сегодня у нас существует мир соперничества. Поэтому мы должны понимать, что способность ума к абстрактному мышлению, к рассуждениям, способность человеческой особи рассуждать вообще вокруг идеологии очень важна. Я очень советую всем людям, которые захотят в себе это качество развить, обратить внимание на представителей этой нации, насколько у них эта культура развита.
01:03:58 Теперь, это четвертый пункт. Если нет этих трех способностей, разум не способен избавиться от материальных мыслей и сосредоточиться на духовных темах. И в этом случае греховные мысли и безбожные поступки будут превалировать в поведении человека. Таким образом, для того, чтобы ввести человека в поле божественной нравственности, то есть арийской нравственности, необходимо, чтобы человек обратил внимание на то, чтобы у него было хорошее восприятие ума. У него должна быть сдержанность в желаниях, способность к абстрактному мышлению. Это достигается за счет общения с людьми, у которых это мышление есть. Читать книги и так далее, тоже общение, способность сосредоточенности и искать общество, где можно вести обсуждения без гнева.
01:05:10 Есть второстепенные указания, которые, как мы сказали, касаются общества, в соответствии с которыми строятся семейные отношения. Мы должны понимать, что семейные отношения – это самая маленькая модель общественных отношений, потому что в семью изначально входят два совершенно разных человека, которые не связаны никакими родственными или другими узами. Два совершенно незнакомых человека входят в отношения, то есть это самая маленькая общественная ячейка. И потому должны существовать указания по отношению к семейным отношениям. Эти санкции регулируют человеческую жизнь. Человек должен оставить несдержанную и капризную жизнь и составить семью.
01:06:23 Если человек следует общественным указаниям, чтобы стать действующей на благо общества частичкой, то первым заинтересованным лицом в этом, чтобы общество было благополучным, сильным, здоровым, счастливым, плюс ещё к этому чистым духовным и так далее, это семейная ячейка.
01:06:55 Поэтому именно то общество сильное, именно то государство сильное, я сейчас Америки не открываю, это все знают, именно те нации сильные, у которых сильная семейная ячейка. Мы с вами видим, что, например, в современном мире, простите, что я провожу аналоги, мы это иногда делаем, чтобы была понятна тема, в современном мире уже сформировались элитарные развитые нации, а также отсталые нации, которые отстали как раз в науке, искусстве и во всём том, что мы сейчас с вами обсуждали. Элитарные нации имеют конкретную задачу использовать природные, человеческие, психические ресурсы менее развитых стран для своего благополучия
01:08:00 И мы видим, дорогие слушатели, что элитарные нации для этого делают все возможное, чтобы укрепить семейную ячейку. Когда они входят на чужую территорию, первое, что они делают, они бьют по семейной ячейке, то есть создается система, благоприятная для того, чтобы получить человека-одиночку. Арийское общество было обществом очень крепких отношений, потому что в этих отношениях не было ненависти, эти отношения были построены на пробудившихся качествах души и потому они доставляли человеку только удовольствие. И ни дружеские, ни служебные, ни родительские, ни семейные, ни супружеские отношения они не были человеку в тягость, напротив, они были источником его радости.
01:09:07 За счет чего вот такая радость получалась, мы будем обсуждать на протяжении нескольких лекций. Для того, чтобы общество было сильным, должна состояться первая ячейка, семейная. И если у общества есть доктрина, обеспечивающая семейное счастье, значит это правильная доктрина, если нет такой доктрины, и семья сдерживается либо законодательством, то есть насильно и люди страдают, либо уже для того, чтобы не страдали, разрушается семейная ячейка, в обоих случаях мы получаем слабое человеческое общество. И уязвимое. Почему? Потому что человек-одиночка он отличается по своей психологии от семейного человека.
01:10:08 Семейный человек, он, грубо говоря, обременен детьми, то есть у него есть конкретная заинтересованность в том, чтобы в обществе было хорошо не только сегодня, но и завтра. Потому что в этом завтра будут жить его дети. Поэтому семейной ячейке все равно строим мы религиозное общество или строим атеистическое общество. Если мы уже общество, оно всегда основано на семейной ячейке, потому что, я снова повторяю, это именно семейные люди, заинтересованные в силе того общества, частью которого они являются.
01:11:00 И потому, когда есть цель ослабить какое-то общество, первый удар, который наносится, это по семейной ячейке. И, наоборот, если есть цель усилить какое-то общество, усиливается семейная ячейка. Семейные люди улучшают свою жизнь, проявляя взаимную дружбу, уничтожая страдания друг друга, честно зарабатывая на жизнь, оставаясь правдивыми, преодолевая притворство. Сейчас мы перечислили те качества, о необходимости которых говорил Бхактивинода Тхакур для того, чтобы создать общество ариев, общество настоящих религиозных людей, заинтересованных в настоящих религиозных .
01:12:00 Как это делается, мы сейчас увидим. Общество процветает в соответствии с уровнем цивилизованности. Общество процветает, когда оно в руках мудрецов. Мудрецы делят общество на четыре варны и четыре ашрама. Бхактивинода Тхакур выдвигает очень важную позицию. В наше время принято, что обществом руководят администраторы, арийским обществом руководили мудрецы. Почему? Потому что в современном мире нет идеологии, и важно экономическое развитие и защита. Когда важно экономическое развитие и защита, естественно, что главными становятся администраторы и воины, которые разрабатывают экономическую структуру, которые защищают эту экономическую структуру, обеспечивающую благоденствие всего общества, а, следовательно, данного правительства.
01:13:25 Сила лидера в силе общества. Бхактивинода Тхакур говорит, где одни семьи по отношению к другим семьям не соперничали, а улучшали свою жизнь, в этом заключалась их цель. Проявляя взаимную дружбу. В соперничестве «ничего личного» говорим одну ставшую привычной нам фразу, «ничего личного, просто бизнес». Что означает «ничего личного, просто бизнес»? Эта фраза означает – я готов уничтожить твою способность содержать твою семью для того, чтобы я мог содержать свою семью чуть лучше. Эта вся основа.
01:14:25 Если мы видим в обществе, что семейные люди улучшают свою экономику, помогая друг другу, а не эксплуатируют друг друга, значит, мы имеем религиозное общество. Никогда нельзя забывать, что общество ариев это общество религиозных людей.
01:15:24 У мудрецов есть ещё одно свойство, они обладают мистическими силами, могут дать идеологию и могут дать энергию, божественную энергию, которая эту идеологию будет обслуживать. Потому что именно божественная энергия созидательная, а все остальные энергии мистические, разрушающие, служат эгоцентризму, вожделению, зависти, жадности своего обладателя. А мудрецы - это те живые существа, у которых душа проснувшаяся. Они пропитаны добротой, справедливостью, и потому любая сила, которая есть у них в руках, служат вот этим трем качествам.
01:16:25 Арийским обществом руководили мудрецы, которые тратили всю свою жизнь на самореализацию. В наше время их заменили простые религиозные деятели, практикующие религиозные доктрины, вовлекающие людей всего лишь в исполнение ритуалов, оставив в полной свободе их образы жизни. В арийском обществе религиозные люди обязательно составляли семью на всю жизнь и улучшали экономику, не соперничая друг с другом, помогая друг другу.
01:17:37 В результате соперничества кто-то оказывается выше, кто-то ниже, смотрите, увеличивается разрыв. И потому кто-то становится богатым, владея миллиардерами, которые до конца своего существования потратить не сможет, а обычные люди, вот это - пластмассовые украшения, пластмассовые кольца, пластмассовые тарелки, маленькая квартирка. Вот такая разница становится чем дальше, тем больше.
01:18:47 Арийская религиозная доктрина действует совершенно на другом принципе. Что за принцип? Помощь друг другу, чтобы подняться, улучшают оба. И когда оба улучшили, что произошло? Нет поводов для зависти. Нет поводов для ненависти, нет негатива. Они оба поднялись. Вот теперь может быть за счет религиозной практики кто-то поднялся чуть выше, кто-то чуть ниже. Но оба поднялись, да?
01:19:41 Именно в этом заложен механизм процветания общества, именно общества, а не элитарных единиц. Почему именно мудрецы должны руководить обществом? Потому, что это именно у мудрецов есть квалификация определять природу человека и давать ему в обществе соответствующую функциональность. На самом деле именно на этом строится процветание любого общества. Если у общества нет системы, которая позволяет вообще определять качество, потенцию каждой личности этого общества, объективно предоставлять этому живому существу право занимать достойное своим качествам положение в обществе, то такое общество обречено, оно обречено стать слабым и в конечном итоге уничтоженным.
01:21:10 В любом обществе, основанном на мудрости, каждый человек получает возможность реализовать свои потенции. Арийское общество было основано на идее демократии, на том, чтобы, благодаря мудрецам, у каждого, кто рождался в этом обществе, объективно была бы определена его потенция и полностью правильно использована на благо ему самому и на благо всего общества. Поэтому это ставилось в зависимость от мудрецов.
01:22:04 Состояние общества в соответствии с Бхактивинода Тхакуром или арийской доктриной зависило от достоинств людей, живущих в этом обществе. Благосостояние общества зависло от того насколько были задействованы потенции всех членов, всех игроков этого общества. Давайте мы здесь остановимся, да? Мы с вами обсудили какие принципы в общем формировались и уже со следующей лекции мы с вами начнем обсуждать как именно мудрецы проводили это распределение, как они определяли природу человека, какие функции существовали в этом арийском обществе, то есть как сопровождалась организация материальных потребностей тех людей, которые были вовлечены в главную цель достижения любви ко Всевышнему, то есть в религию. Со следующей лекции мы будем обсуждать с вами эту тему. До свидания.