Аскетизм в правильном умонастроении
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Это «Аюрведа радио». И я приветствую всех тех, кто сейчас слушает наше радио. У нас начинается прямой эфир. Здравствуйте все те, кто хочет слушать этот эфир и, может быть, даже поучаствовать в нем. А сегодня у нас эфир с Алексеем Маховым. Мы продолжаем нашу большую, большую важную тему – «Законы Вселенной». Практически год мы рассматриваем эту тему, разделяя её на некоторые подтемы. И сегодня, как смазал мне до эфира Алексей, мы продолжим рассматривать закон аскетизма.
– Здравствуйте Алексей.
– Здравствуйте, Олеся, здравствуйте, уважаемые радиослушатели.
– Мы рады Вас снова слышать. Спасибо, что вы снова в понедельник с нами. Я скажу, что наши радиослушатели могут так же участвовать в этом эфире, а как же это можно сделать? Можно присылать свои вопросы, вот в чем заключатся ваше участие, дорогие радиослушатели. Наш почтовый ящик: aur@vedaradio.ru, а так же наш skype ждет ваших сообщений или звонков. И, как я сказала, мы сегодня продолжаем рассматривать Закон Аскетизма, а точнее это будет скорее заключительная наша беседа по этой теме, так?
– Да, Олеся, Вы совершенно правы. Сегодня мы завершаем этой беседой рассмотрение Закона Аскетизма, и, я думаю, вполне достаточно полученных знаний для того, чтобы уже уверенно ориентироваться в том, что такое аскетизм. И сегодня, если вы позволите, я сейчас могу начать рассмотрение последних тем, которые необходимы для полноты картины.
– Да, конечно, мы вас слушаем внимательно.
Как действует на нас наша судьба. Механизм действия кармы
00:01:40 – Хорошо. Итак, сегодня мы начнем с того, что рассмотрим вкратце, как действует на нас наша судьба, т. е. механизм действия кармы. Это очень важно, потому что, к сожалению, подавляющее большинство людей ныне живущих на планете Земля, в силу отсутствия знания о том, как здесь нужно правильно жить и какие силы на них влияют, находятся почти под сто процентным влиянием своей прошлой судьбы. Фактически человек, который не работает над своим сознанием, не занимается самосознанием или какими-то более продвинутыми духовными практиками, он обречен жить своим прошлым. Потому что все желания, которые приходят к нам в ум, все мысли, которые вдруг нечаянно взбредают к нам в голову, всё, что происходит с нами в жизни – это наше прошлое. Так оно приходит к нам в виде поступков, которые совершают по отношению к нам окружающие живые существа, и виде желаний, который из ниоткуда возникают в нашей голове и с которыми мы себя мгновенно отожествляем, и мы действуем фактически всегда на поводу у этих желаний, считая эти желания своими и настоящими желаниями, однако же, веды говорят, что всё это идет из нашего прошлого. И это и есть наше рабство.
Поучительная история о материальной энергии
00:03:00 В связи с этим, я бы хотел рассказать очень интересную историю, поучительная история из вед о том, как нас держит здесь материальная энергия. Согласно ведическому знанию, все энергии, которые мы с вами рассматриваем, они, суть, являются производными от материальной энергии Бога, на основе которой все и держится здесь. И одному мудрецу, которого звали [Аштавакра], задали вопрос: «Скажи, пожалуйста, уважаемый мудрец, как нас держит здесь материальная энергия, ведь никто же нас не приковывает ни чем, но, однако же, все говорят, во всех священных писаниях говорится, что материальная энергия нас держит, объясни, пожалуйста, как она нас держит». Мудрец [Аштавакра], ни слова не говоря, поднялся, а тело его было увечным. [Аштавакра] означает: ашта – восемь, а вакра означает изогнут, т.е. он был изогнут в восьми местах. Такое у него тело было, не здоровое, не скажешь, что здоровое. И он встал и заковылял к ближайшей колонне, вцепился, обнял её со всей силой, которая только у него была и начал, что есть силы кричать: «Отпусти меня, опусти меня!». Ученики ничего не поняли, подошли к нему сказать: «Гуру, почему ты так кричишь?». А он кричал, держал эту колонну, вцепился и кричал: «Отпусти меня, отпусти!». Ученики подумали, сто гуру стало плохо, они начали пытаться его отдирать от этой колонны, а он ещё крепче в нее цеплялся и кричал : «Отпусти меня, отпусти!». На самом деле, когда они наконец-таки поняли, о чем речь. Он показывал, Аштавакра показал таким образом, как материальная энергия как держит нас, она нас не держит. Она нас совершенно не держит, мы сами за неё держимся.
00:05:00 – Вот какой смысл, оказывается
– Да, и на самом деле, на первый парах люди, когда они начинают заниматься духовной практикой вот как раз в этом состоянии и находимся. Мы держимся изо всех сил за эту колонну с одной стороны, а с другой стороны кричим уже заученную: «Отпусти меня, отпусти» - но всё равно очень сильно держимся. Почему держимся? Ответ очень простой – нам страшно. Нам просто страшно. Мы не знаем, как не держаться. Мы миллионы жизней уже держимся за эту колонну, и нам кажется, отпусти мы её, ну, ладно, тут у нас хоть какое-то понимание жизни есть, а если мы её отпустим, вообще не понимаем, что будет, мы не знаем, мы очень боимся этого. Это первая причина, почему мы так вцепились в неё, в эту материальную энергию, и это не она нас держит, ещё раз повторю, это мы, как маленькие дети, вцепились в юбку своей мамы. Мы её как за маму считаем, хотя она не мама нам. Скорее она пусть заботливая, но мачеха. Однако же мы держимся за нее. Есть другая причина. Эта причина заключается в нашем эгоизме, потому что те самые веревки, которыми мы сами привязали к этой колонне – это гунны материальной природы. И почему нужно прилагать так много усилий, чтобы избавиться от влияния гунн материальной природы? Почему даже для того, чтобы перейти на платформу чистой благости, я уж не про чистую благость говорю, просто даже под преимущественное влияние силы благости, чтобы перейти, почему нужно прилагать столько усилий? Ответ, на самом деле заключается в том, что проблема глубинная заключается в том, что мы привязаны к гунне страсти и гунне невежества только потому, что и гунна страсти, и гунна невежества позволяет нам удерживаться в центре своего мира.
00:06:53 Понимаете? И та и другая гунна говорят нам: «Ты Бог!» - только по-разному. Гунна невежества уже без прикрас: «Я Бог, и все!». Знаете, здороваются так: «Царь. Царь. Царь» -, помните, как в «Иван Васильевич меняет профессию»?
– Да, Да. Очень приятно, царь.
– Бог, здравствуйте, Бог, Бог, [Богован], Господь, Иисус, Христос, как угодно. Но на самом деле, мы ведь всю жизнь что делаем? Мы всем доказываем, что мы Бог. Мы все доказываем. Что такое гунны невежества в этом случае? Это когда люди неприкрыто, беспардонно уже насаждают пониманием того, что он Бог.
– Кто-то может и возразить: «Я не говорила, что Бог» .
– Да, совершенно верно, это означает - пока гунна страсти. Я сейчас до нее дойду, все сразу станет понятным. И люди под влиянием гунны невежества, люди обычно не церемонятся друг с другом. И они если что-то не так, это означает, кто-то посягает на меня, на мою божественность. Моя божественная милость не согласна с таким понимание вещей, и она тут же начинает очень сильно сопротивляться. При чем, чаще всего с применение физической силы. А в гунне страсти, так по-другому. В гунне страсти. Если бы мы не считали себя Богом, мы бы никогда не злились. А зачем, на что злиться? На что? Ну, сказал кто-то что-то. Ну, и что? Ну, и что он сказал? Мы что, рабы его слов? Получается – да. Почему мы рабы его слов? Потому что мы Боги, но нам недостаточно того, что мы считаем себя Богом. Нам нужно, чтобы окружающие обязательно нас подпитывали этим. Они должны говорить: «Ты Бог, Ты бог». Это означает, вы должны мне служить. А «вы должны мне служить» означает, что пока, как минимум вы должны меня уважать. На каком основании неизвестно.
00:08:50 Однако же, так или иначе, мы ждем этого. И ожидание почести называется гордыня. Представляете, как она тонко и глубоко сидит в нас? Насколько она пропитывает все наше существо? Вроде бы что-то не то сказал, и мы так бурно реагируем в уме. Да человек в невежестве реагирует сразу словами и поступками. А человек в страсти, он, просто, в уме реагирует. Разницы нет на самом деле. Разницу в реакциях во внешних мы называем воспитанием. Но с точки зрения вед это не воспитание, потому что, что мы в уме ему сказали, что мы о нём думаем, что словами – разницы особой нет. Просто, за слова мы сразу можем реакцию получить, а за то, что мы в уме за кого-то плохо думаем, мы неизбежно то же самое получим, только через более долгий промежуток времени.
История про Господа Будду
В связи с этим, я хотел бы, может, немножко в сторону уйдя от нашей темы, рассказать оду историю про Господа Будду. Когда он уже обрел просветление и давал людям знание о том, как обретать просветление. Вы знаете, что, когда речь заходит о вере, о предмете веры, люди подчас реагируют очень бурно. Потому что вера, когда темы беседы – это вера, очень сильно цепляет самые глубокие струны нашей психики. И далеко не каждый человек способен принять то, что говорит другой. И вот как раз, Господь Будда в одном селении давал лекцию, проповедовал. И один человек очень сильно разозлился, видимо задело его проповедь сильно за живое. И в конце он подошел к Господу Будде, т.к. он не знал, как ему ненависть свою выразить, и он плюнул в лицо.
00:10:37 – Ой, ой, ой
– Да, Господь Будда абсолютно спокойно. Ни один мускул не дрогнул на его лице. Но не из-за того, что он такой хладнокровный, владел собой. Нет. Все гораздо глубже. По-настоящему все гораздо глубже. Он абсолютно спокойно посмотрел доброжелательно на этого человека, вытерся и сказал: «Ты больше ничего не хочешь мне сказать?». Тот опешил так, потому что он не ожидал реакции. Он ожидал любой реакции, какой угодно: его проклянут, плюнут на него в ответ, на него начнут кричать и ругаться, но такой реакции он не ждал. И он просто развернулся и ушел. Когда же гнев этого человека поостыл, и он начал вспоминать то, о чем говорил Господь Будда на лекции своей, на проповеди, он сильно раскаялся. Он понял, что, на самом деле, у него ложное эго перекрыла его разум. И он в гневе совершил очень большое оскорбление на возвышенную личность. И он всю ночь не спал, думал, как сделать так, что бы искупить свою виллу, что-то сделать хорошее. Это же такая личность возвышенная, совершенно не разгневалась. И он придумал. Он нарвал цветов и всю ночь делал удивительной красоты гирлянду, фактически, произведения искусства. К утру эта гирлянда была готова. Когда на утреннюю лекцию люди стали подтягиваться к Господу Будде, который также сидел под деревом, как обычно, на том же месте ждал людей, чтобы давать им знание. Этот человек пришел тоже с благодарностью, внимательно слушал всю лекцию, а в конце лекции подошел к Господу Будде и одел на него гирлянду.
– Ай, как хорошо
– Да, все были счастливы, все захлопали в ладоши. Господь Будда посмотрел на него абсолютно так же спокойно и доброжелательно и сказал: «Ты больше ничего не хочешь мне сказать?»
00:12:29 – А, т.е. реакция одинаковая. Интересно, да
– Человек был в шоке. Он говорит: «Нет, я ничего не хочу тебе сказать, я хочу тебя спросить»
– Вот теперь пошли вопросы
– Почему? Я вчера, вчера плюнул тебе в лицо, а сегодня я принес тебе своё сердце с этой гирляндой к твоим стопам. Но почему ты отреагировал одинаково? И знаете, что Господь Будда ему ответил? Он ему ответил: «Потому что я не рад твоим поступкам».
– Здорово
– Понимаете? В этом глубина. Понимаете. Это невозможно имитировать. Этот пример показывает то, что человек, который достиг уровня благости, он свободен от реакции окружающих людей, потому что он не ждет их. Понимаете? А до тех пор, пока мы находимся под влиянием своей кармы, неизбежно мы будем ждать, потому что, хотим мы этого или не хотим, наша карма, она всегда будет настраивать нас на это. Потому что если мы имели с вами «счастье», «большое счастье» - жить в XX веке. Это говорит о том, что греховной кармы, к сожалению, у каждого из нас с вами за плечами гораздо больше, чем благочестивой. И это означает, что помимо нашей воли каждое утро, хотим мы этого или не хотим, наш ум будет настроен эгоистично. И большинство из вас, уважаемые радиослушатели, который занимаются работой над собой, пытаются менять свою жизнь , уже наверняка убедились, что работаешь, работаешь, работаешь, молишься, мантру читаешь или желаешь всем счастья, желаешь, все классно! Вечером прекрасном состоянии сознание. Ложишься спасть. Утром встаешь, как будто вообще ни чем не занимался. То же самое все.
00:14:19 Многие люди, они очень сильно разочаровываются в этом. Проблема их заключается в том, что они не понимают, или люди не до конца осознали, или, скорее всего, они не получили знания о том, с каким грузом кармы приходится сталкиваться на самом деле. Мы, понимаете. В нас сидит вот это изнутри, глубокое убеждение в том, что мы все классные ребята. Классные. Особенно мы становимся классными, когда становимся смиренными. Мы смиренны и гордимся своей смиренностью. Понимаете? Или гордимся тем, что желаем всем счастья. Или мы молитву читаем, или мантру повторяем. Этим же тоже можно гордиться, понимаете? А вслед за этим приходит ослепление. И ослепление означает в данном случае то, что мы почему-то начинаем считать, что мы знаем сколько нужно прочитать нам мантры или сколько нужно прочитать молитв, или сколько желать счастья, чтобы очиститься от всех грехов. И если вдруг к тому моменту, к тому часу X, который мы сами себе по какой-то причине поставили, этого не происходит, и мы в очередной раз с утра выдергиваем себя за волосы из кровати. Пронимаете, нам кажется, что это очень несправедливо. Таким образом, немножко поэтично и образно мы с вами разобрали, что такое наша современная жизнь. И, собственно, был образ дан того, к чему человек может прийти, когда он начинает серьезно работать над собой. И этот уровень не является конечным, наоборот, это начальный уровень. То, что я говорил о Господе Будде – это начало пути, это первый этап, который человек должен достичь.
Механизм срабатывания кармы
00:15:59 Таким образом, подытожив. У нас в тонком теле ума, в тонком теле ума находится глубинная память. Т.е. есть область, определённое пространство, это пространство невозможно видеть, по крайней мере, человеку с грязным сознанием это видеть невозможно, это может видеть только чистые люди, но её реально можно видеть. Находится глубинная память, пространство, в которой находится все, все поступки, которые мы совершили за все время нашего пребывания в этой вселенной, все без исключения. Всё, что мы ещё не перестрадали или не перерадовались , т.е. всё, что мы не отработали, там всё это лежит. И всё, что мы когда-либо хотели за все время наших жизней, и всё, что пока ещё не получили, там тоже лежит. Там лежат реакции на наши поступки и наши нереализованные желания. Вот эти вещи там лежат в огромном количестве. И дальше, что происходит? Очень хорошее было сравнение у Руслана Нарушевича. Я знаю, он давал лекции на «Аюрведа радио» по астрологии, если я не ошибаюсь.
– Да, было такое
– И он приводил этот пример. Я ещё раз его приведу, потому что он очень показателен, он очень здорово показывает механизм срабатывания кармы.
00:17:15 Я думаю, все знают, что такое музыкальная шкатулка. Это такой барабан, на котором в определённых местах стоят такие, назовем их шипы или выступы. Дальше существует ещё так же семь, но у нас будет не семь, у нас будет девять, девять таких пластинок, каждая из которых настроена на определённую ноту. И есть так же ручка, с помощью которой приводится во вращение этот барабан. И, когда барабан крутится, эти выступы поочередно или одновременно задевают эти пластинки, и возникает та или иная мелодия. Устройство незамысловатое, однако же, оно очень точно отображает то, что происходит с человеком, который находится под влиянием своей кармы. Ручку крутит время. Время крутит ручку безостановочно, остановить невозможно. Вот эти выступы на барабане, это означает, это наши [кармавассаны], это сгустки кармы. Либо это реакции на наши поступки, либо это наши нереализованные желания. А девять пластинок, каждая из которых настроена на определённую ноту - это девять планет, которые дают энергию на реализацию наших желаний, или они настраивают окружающих людей по отношению к нам так, как мы этого заслуживаем. И вот каждый раз, когда «брынь» очередное наше [кармавассаны] всплывает из глубины нашего ума под влиянием силы времени, что происходит? У нас вдруг возникает какое-то побуждение, и оно заставляет нас впадать в определённое настроение. Оно работает помимо нашей воли и у нас возникает сильное желание, сильный энтузиазм достичь вот эту цель, хотя пять минут назад мы совершенно не хотели, совершенно не хотели.
00:19:02 Кто сомневается, пожалуйста! Проанализируйте, зачем вы ходите в супермаркет и с чем вы оттуда выходите. Понимаете? Разница будет потрясающая. Все, конечно, зависит от размера кошелька. Чем ближе к зарплате, тем лучше. Скоро как раз наверняка будет получка, в начале марта, поэкспериментируйте.
– Вы знаете, по-моему, у меня в памяти всплыла такая картинка, когда изображена женщина, стоящая у витрины магазина, и она молится: «Боже, дай сил зайти туда и купить именно то, что я хотела».
– Это очень мудрая женщина. Это очень мудрая, потому что в основном, нас ограничивает только наша покупательская способность и грузоподъемность, если нет машины, конечно. Грузоподъемность, чтобы дотащить это до дома. Просто, иногда видишь, что люди несут на пределе своих возможностей. Пакеты рвутся. Почему? Ведь не за этим шли, сто процентов. И что же происходит дальше? Вот это желание, оно просто вспыхивает в нашем сознании, оно полностью направляет нас на достижение той цели, которую мы когда-то, когда-то хотели. Понимаете? Но это было когда-то. А эта цель сейчас, может быть, нам сейчас совершенно не нужна. Но это желание, оно нас не спрашивает, оно просто вспыхнуло и все. И дальше что происходит, эта энергия, которая идет. Эту энергию, кстати, дают планеты, на реализацию желаний энергию дают планеты, она созревает, время приходит, и все. Планеты по закону справедливости дают эту энергию. И дальше, вся энергия нашего организма, она настраивается на достижение этой цели.
00:20:45 Поэтому источник нашего счастья материального находится в нашем сердце, не дальше. В нашем уме точнее. И источник наших страданий, на самом деле, находится не перед нами, как мы думаем, а он находится прямо у нас в сердце. Потому что в зависимости от того, как будет настроено наше сердце, т.е. наш ум, так на нас люди и будут реагировать. Понимаете? Если бы люди были бы все такие плохие, то почему тогда один и тот же человек на меня, допустим, реагирует плохо, а, предположим, на Олесю реагирует очень хорошо. Ну, почему? Ну, почему? Если бы он был плохой, то он бы на всех плохо реагировал бы, однако же, совершенно не так, Это говорит о том, что у меня «дзынькнула» пружинка, которая заставляет теперь меня страдать. У меня из моего тонкого тела ума едет такая грязь наружу, что любой, кто на меня настраивается, мгновенно у него портится настроение. Понимаете? Независимо от того, хочет он этого или нет. Просто, у меня сила идет очень сильная из сердца и очень грязная. А, допустим, у Олеси сердце чистое. У нее идет сила, которая настраивает всех людей по отношению к ней доброжелательно.
00:21:57 И один и тот же человек с разными людьми беседует абсолютно по-разному. Если вы, допустим, никогда об этом не задумывались, проследите за собой. Настроение меняется в мгновение ока. Вы беседуете с кем-то, третий человек подходит - все, настроение мгновенно меняется. Почему? А потому что у него сердце по-другому настроено, у него пружинка «дзынькнула» немножко не та. Не то, чтобы он был плохой, просто у него период сейчас не очень хороший идет или, наоборот, очень хороший.
Три способа противостоять плохой карме
Итак, подытожим то, что было сказано. Человек, который не работает над собой, согласно тому, что было сейчас сказано, находятся сто процентов под влиянием своей судьбы. И есть три способа противостоять вот этой карме, которая наваливается на нас каждый день. И во вселенной есть три силы, которые лишают, способны лишить человека страдания и они способны помочь человеку преодолеть плохую карму. Первая сила – сила, которую мы с вами рассматриваем сейчас – это аскетизм. Вторая сила – это пожертвование, мы её уже рассматривали. И третья сила – это жертвоприношение. И жертвоприношение мы с вами ещё будем рассматривать, это у нас на будущее. И сейчас мы с вами из этих трех сил продолжим беседу об аскетизме. Сейчас я буду давать это очень обзорно, потому что всё это мы уже проходили, это как закрепляющий материал.
Аскезы для тела
00:23:25 Итак, аскетизм что дает. Это сила, которая позволяет человеку просто усилием воли назад вернуть себя в то русло, которое для него благоприятно, вне зависимости от того, чего в данный момент хочет его ум или тело. Понятно? Т.е. человек, у него возникает, вспыхивает в уме побуждение, или в теле вспыхивает побуждение, но при этом, у него не теряется понимание того, что ему благоприятно, а что нет. Т.е. он не становится одержимым этим желанием. Он способен управлять, контролировать это желание. И это способность контролировать свои желания, т.е. бороться сними, сжигать их, другими словами, в буквальном смысле слова. Эту способность дает аскетизм. Например, человек приходит, допустим, на учебу, и он знает, что тело сейчас, через пять минут, как он сядет, тело мгновенно захочет лечь. Это неизбежно. Понимаете? Потому что тело оно не живёт также как и машина, она не живет. Она ездит до тех пор, пока в ней находится водитель. Не бывает злых машин, не бывает добрых машин или каких-то еще. Понимаете? Так же и тел не бывает злых, добрых. Это просто материя. Злая или добрая тело, оно.. мы его воспринимаем таким, только потому, как настроено тонкое тело ума, которое находится в этом теле.
00:24:50 Поэтому, дальше. Человек, который приходит на занятии, на лекции какие-то слушать их, он знает, что через пять минут его тело захочет лечь. Что он делает? Он заранее начинает совершать аскезу, он берет и сидит прямо. Он сидит прямо и внимательно смотрит на лектора, он внимательно слушает, что говорит. Через пять минут он начинает уже чувствовать, что начинает у него все затекать постепенно. И он что делает? Он продолжает сидеть. Любой нормальный современный человек, что сделает? Он согнется, он скажет: « Что такое, что-то как-то неудобно, надо как-то откинуться назад». И ещё через пять минут он уже ничего не слушает, потому что вся его энергия сосредоточилась максимум в районе его желудка. У него там начинает урчать, он уже думает о пирожках. Пока уже кофе-брейк делать или ещё что-то. Понимаете? Но человек, который понимает, который не теряет понимание того, что для него благоприятно именно сейчас. Сейчас благоприятно слушать материал. Потому что это даст возможность сэкономить много времени при подготовке к экзаменам. В целом это информация очень важна, её нужно переработать в знание, а это означает, нужно, чтобы она глубоко зашла. А для этого нужно сидеть с прямой спиной, чтобы энергия шла в высшие центры. Чтобы от сердца к сердцу, из разума в разум зашло знание, человек должен готов принять это. А это означает - смиренное положение. Смиренное тело означает внимательное слушание и аскеза для тела, с прямой спиной сидеть, даже если неудобно.
00:26:22 Дальше, таким образом, что такое аскеза для тела? Аскеза для тела дают нам способность удерживать энергию, удерживать, предотвращать уход энергии из тонкого тела в грубое. Понимаете? Потому что, как только энергия из тонкого тела уходить в грубое, это означает - сразу лень, хочется спать, хочется есть, хочется комфорта, хочется секса. Все. Больше телу не хочется ничего. Понимает? Ему учеба эта, ему фиалетово.
– Это как в сказка про Дюймовочку: «Ну вот, поели, теперь можно и поспать. Ну вот , поспали, теперь можно и поесть, а вот теперь жениться хочу »
– Да, совершенно верно, да. Поели, поспали, поженились, а квартирка уже есть в хорошем ква-ква-вартале
– Точно
– Поэтому аскезы для тела необходимы любому человеку, который хочет получать любой знание, любой вид знания, который только существует в этом мире. Будь то материальное знание, будь то духовное знание, неважно. Даже в школе для того, чтобы эффективно учиться или в институте, или в техникуме необходимо совершать аскезы для тела. В противном случае в голову ничего не войдет. Следующее. Аскезы для тела, они что делают? Они прекращают бесконтрольную деятельность чувств, и они заставляют энергию идти в более высшие центры, поднимают её вверх. И позволяют человеку глубоко усваивать то знание, которое он слышит.
Аскезы для речи
Следующее. Аскезы для речи. Аскезы для речи проявляются таким образом. Иногда, помимо нашей воли нам хочется сказать что-то не так, над кем-то посмеяться, о ком-то посплетничать, что-то ещё такое. Особенно сильно происходит, когда мы оскверняемся тем, что кто-то сплетничает рядом с нами.
00:28:13 Это очень часто происходит, сначала возникает неприятие к этому человеку, а потом хочется ему поддакивать. Это означает - осквернение сознания. И вот когда человек внутренним усилием прекращает эту деятельность , то он совершает аскезу для речи . Сила воли – это сила аскез. Понимаете? Поэтому человек, который больше начинает действовать таким образом, он все больше и больше постепенно начинает копить эту силу. И если даже сначала вроде бы кажется: «Я уже не сплетничаю, допустим, какое-то время, но я и не чувствую перемен». Подождите, нужно время. Понимаете? Нужно, что бы эта сила накопилась. И когда человек начинает регулярно совершать вот эту аскезу в речи, он удерживается от [дурухки], от злой речи. А это сплетни, всякие глупые, полые шутки, Юмор, сам по себе юмор, он не является [дурухки], но юмор, когда смеются все. Понимаете? Самый лучший способ юмора – это смеяться над собой, это самый лучший вариант. Дальше. Однако же, все эти пошлые вещи, оскорбительные вещи, оскорбительные слова, они все являются злой речью, они все разрушают, наоборот, разрушают накопленные аскезы, поэтому человек, который хочет накопить в себе способность справляться со своей судьбой, должен удерживать свой зык от грязной речи. Есть очень хорошая методика, мы её с вами обсуждали, и она заключается в том, что если приходится общаться с людьми, которые очень склонны говорить злые, грубые слова, осквернять человека свои языком. Нужно просто молиться в это время. Молиться, прям, за них или желать им счастья. Это очень хорошая методика. Два варианта: они либо перестанут с вами сплетничать, будут беседовать с вами достойно, цивилизованным способом , либо же вы станните для них неинтересным. Слава Богу, это их выбор будет.
00:30:09 Понятно? Т.е. такая методика есть.
Аскезы для ума
Следующее. Аскеза для ума. Аскеза для ума является самым благоприятным видом аскезы, потому что аскеза для ума означает остановить карму до того, как она начнет проявляться. Например, когда карма у нас уже захватило тело, уже очень трудно что-то менять. Понимаете? Когда объелся, уже все, поздно. Или когда проспал. Понимаете? Время, оно никого не ждет. Если проспал, значит уже все, привет. Уже можешь, конечно, что-то делать, но ты должен понимать, счастья в этот день ты особо не получишь. Потому что поезд ушел. Если же человек удерживается на уровне речи. Т.е. он тело контролирует, а речь ещё не контролирует. Это означает, что способность удерживать тело резко таять начинает, резко тает. Потому что через речь мы отдаем больше всего энергии в жизни. И если наша речь является пустословием, т.е. мы говорим постоянно о пустых, неважных вещах, это означает - мы просто в унитаз сливаем все, чего добились. Понимаете? Поэтому беседовать друг с другом есть смысл только о том, что приносит счастье. Такая речь не является пустословием, она не является пустой тратой энергии, она, наоборот, дает энергию ещё больше. Но если человек тратит её на пустословие, он становится просто, как дырявый горшок, в него никогда не нальешь воды. Только в него что-нибудь налил. Он «буль-буль-буль-буль-буль» - выболтал все тут же. Дальше. Но человек, когда становится способным удерживать карму на уровне ума, то это означает - автоматический контроль речи , контроль тела подключается сам по себе. Поэтому аскетизм для ума означает самый благоприятный.
00:32:00 Теперь, что такое аскетизм для ума? Это означает - удерживать свою карму на уровне мыслей. У нас всегда сначала приходит мысль, потом желание, потом привязанность, потом страдание. Понимаете? Поэтому если сразу, как только мысль пришла глупая, её сразу нужно, человек в состояние отбросить, как ненужную. Он в состояние себе сказать: «Мне это не надо». И занять свой ум более благоприятным чем-то. Молитвой, например, пожелания всем счастья. Это нужно, прям, делать. Хотеться не будет в это время, особенно по началу. Это потом уже придёт вкус, когда появится понимание, реальный опыт того, как молитва может реально сжигать эти желания. Они вообще никак в жизнь не придут. Можно сжигать эти дурные помыслы, на это нужно иметь определённый опыт, практику, а сначала нужно, просто, побуждать, знаете, выработать в себе хороший условный рефлекс. Как только глупость заходит в голову нужно сразу же минут пятнадцать, а то и тридцать молиться, если есть возможность вслух – замечательно, вслух. Нет возможности, значит нужно молиться про себя и удерживать себя от глупости, не говорить её и не совершать. Такие аскезы дают самый быстрый прирост силы, потому что они не позволяют проявляться глупости ни в словах, ни в теле. Поэтому аскетизм для ума является самым благоприятным.
Практика накопления силы аскез. Обеты
00:33:29 Следующее, что следует сказать на эту тему, что аскеза, сила аскезы она накапливается. Неправильно будет думать, что человек совершает две – три недели аскезы и он должен рассчитывать на то, что, все, теперь он крутой супермэн. Это неправильно, на сам деле. И нужно тратить время, годы нужно тратить на то, чтобы достичь большой силы аскетизма. Поэтому, в целом, в наше время, путь работы над собой, он состоит не только из аскетизма, а из культивирования в себе других качеств. И это все нужно делать параллельно. Так же нужно правильно совершать пожертвование, и человек должен совершать жертвоприношение, о которых мы с вами будем говорить, если Господу будет угодно, в будущем. Однако же, есть ещё одна практика, которая дает большой прирост силы и позволяет форсировать процесс накопления силы аскез в своем сознании, в своем сердце. Эта практика называется обеты.
00:34:34 Обет – это добровольная клятва на совершение или воздержание от определённых действий. И человек. Самое главное, что должен совершить, что должен делать человек в практике обетов, он должен соизмерять свои силы. Лучше брать тот обет, который человек готов выполнить, может его выполнить на сто процентов. Нет смысла, например, брать обет такой: «я теперь до конца своих дней буду вставать в четыре утра». Это не обет, это называется просто [бохвальство]. Потому что, если ты сейчас не можешь в четыре часа вставать, почему ты думаешь, что сможешь вставать, допустим, через месяц. Нужно трезво оценивать свои возможности. Например, можно дать обет вставать на пятнадцать минут раньше. На пятнадцать или на пять минут раньше. Понимаете. Тогда как этот обет нужно давать? Обет не надо давать на всю жизнь. Потому что у нас нет силы понимать, как мы будем жить. Поэтому обет нужно давать какой-то небольшой срок. Оптимальный вариант – от недели до месяца. Т.е. человек, что он делает? Он приходит, встаёт перед образом Бога или перед священной книгой, что, собственно, одно и то же. И он говорит: «Дорогой Господь, я хочу послужить тебе следующим образом, что следующую неделю я буду вставать на пять минут раньше для того, чтобы иметь в это время, в эту неделю на пять минут времени больше, чтобы желать всем счастья. Или на пять минут больше, чтобы молиться тебе».
00:36:16 Т.е. это очень важная вещь. Т.е. аскеза в высвободившееся время, аскеза не должна быть направлена на увеличение могущества. Потому что-то аскеза в страсти будет. А она должна быть направлена на увеличение счастья. Согласно ведам, общение с Богом дает самое большое счастье. Поэтому аскеза такая, которая направлена на уменьшение количества сна, на уменьшение количества еды всего прочего. Она должна быть обязательно связана с тем, что приносит счастье. И такой человек дает обед, что в следующую неделю встаёт на пять минут раньше. Все. И так, как он дал обет, все, с этого момента мосты сожжены, назад уже дороги нет. В обете, обет, он работает либо на сто процентов, если человек его соблюдает всю неделю, он получает сто процентов результата от обета в своё сознание. У него начинает копиться сила аскетизма. Если хоть раз нарушил, хоть раз проспал, хоть на минуту. Все. Вся накопленная аскеза под этим обетом, она вся уничтожается. Т.е. обет действует: либо все, либо ничего. Поэтому нужно очень четко соблюдать две вещи: во-первых, брать обеты, которые по силу нести, и второе – брать их не на всю жизнь, ни на какой-то длинный срок, а брать их лучше на короткий срок. А потом брать их снова, снова, снова, снова. И вот так, постепенно, человек начинает копить в себе силу аскетизма. И он становится, чем дальше, он становится все больше и больше контролировать себя в течение дня. Контролировать побуждение своего языка, контролировать побуждение своего тела, контролировать побуждение своего ума.
00:38:06 Это бесконечное «бла-бла-бла» в уме, которое крутится, крутится. Есть возможность остановить. Есть. Но для этого нужно силу накопить. Потому что, почему оно крутится? А его силы определённые крутят, Понимаете? Которые из нашей глубинной памяти выходят . Это наша карма тяжелая. Понимаете. Ее чтобы остановить, нужна другая сила. Против лома нет приема, если нет другого лома, на пять сантиметров длиннее. Вот нам нужно другой лом себе в сознание найти, точнее, его нужно выковать. Практика аскез, практика обетов дает возможность ковать себе вот это оружие, с помощью которого можно сражаться со своей плохой кармой
Обет духовному учителю
– А давайте ещё разберемся с таким моментом. Вы сказали, что обеты не стоит давать на всю жизнь. Но я думаю, что многое, все-таки многие слушатели «Аюрведа радио» знают, что есть такие обеты, которые даются духовному учителю, и они даются на всю жизнь. Как это правильно понимать?
– Вы абсолютно правы, Олеся, конечно. Я не говорю здесь о таких возвышенных вещах, как принятие духовного учителя. В целом, конечно, духовный учитель, когда он принимается, тут уже.. вы знаете, я даже не назвал это обетом, на самом деле. Процесс приема духовного учителя сродни возвращению домой. Представьте себе, представьте себе, уважаемые радиослушатели, что вы вдруг, в какой-то момент в результате работы над собой глубоко осознали тот факт, что вы здесь одиноки, абсолютно одиноки, абсолютно никого. Люди рядом окружающие вас, они живут, по большому счету, своей жизнью. Просто судьба с кем-то свела. У кого-то больше взаимопонимания, у кого-то меньше, но когда вы глубоко работаете над собой, вы осознаете одиночество в какой-то момент.
00:40:00 И в этом состоянии вы вдруг, вдруг, по счастливому стечению обстоятельств или, другими словами, по промыслу Господа Бога вы встречаетесь с тем самым человеком, который становится вам ближе всех в жизни, ближе всех. Это духовный учитель. Понимаете. Принятие такого человека не назовешь обетом, хотя формально – это обет. Но правильно принимаемый духовный учитель, духовный учитель, с которым отношения выстроены правильно, неформально, а глубоко и по-настоящему. Этот обет приносит столько счастья, что его нарушить, я не знаю в каком случае можно. Невозможно отказаться от выполнения этого обета. Понимаете. Поэтому здесь я не говорю о таких возвышенных вещах. Здесь нужно. Я говорю тех вещах, с которыми, о том, с чем мы сталкиваемся повседневно. Говорю о том сером дне, в котором мы с вами живем. Как его сделать счастливым, золотым, сияющим, и это все: счастье, сияние дарить другим. Вот о чем мы здесь беседуем. Конечно, принятие духовного учителя – это обет на всю жизнь. Но принятие духовного учителя – это принятие того, кто ближе, чем кто-либо в этом мире. Понимаете. Духовно ближе. А это означает – резонируете вы с ним на самом, самом глубоком уровне. И чем больше с ним общаетесь, тем глубже и счастливее контакт. Поэтому кто захочет нарушить такой обет?
00:41:36 – Да, вы так здорово, так здорово рассказали о духовном учителе, что я очень рада, что все-таки задала этот вопрос.
– Я тоже рад, спасибо.
– Возможно, такой вопрос возникал в головах наших слушателей, а если возникают какие-то другие вопросы, я напомню, что их можно присылать прямо сейчас на наш почтовый ящик: aur@vedaradio.ru, а так же в вашем распоряжении наш скайп. Aurvedaradio – наше имя в скайпе. Пожалуйста, ещё несколько минут мы слушаем внимательно Алексея, практически не перебивая, по крайней мере, вопросами от слушателей, а дальше уделяем внимание именно этим вопросам.
Правила практики обетов
– Хорошо. Итак, подытожим. В практике обетов самое главное два обстоятельства соблюдать. Это нужно разумно, а это означает правдиво, относиться к своим возможностям, т.е. брать обеты, которые реально возможно выполнить. И второе, обеты брать не на постоянной основе, а брать обеты на определённый промежуток времени, после которого нужно брать обеты дальше, продолжать. Т.е. начинать нужно всегда с малого. Не нужно сразу пытаться взять такую аскезу, под тяжестью которой просто грохнешься и будешь валяться. Толку от этого не будет никакого. Теперь дальше. Еще есть одна вещь, которая очень важна. Этот аспект часто выпускается нами из виду, но он очень важен. Этот аспект называется посвящение аскез. Аскезы никогда не должны совершаться для себя. Это очень важно понять, это краеугольный камень. Если мы будем совершать аскезы для себя – гунна страсти стопроцентная, стопроцентная гунна страсти, которая в конечном счете станет невежеством.
00:43:24 Если посмотреть историю в [пуранах], которая описана, в ведах. Есть такая категория живых существ, которая называется демоны. Демоническое живое существо отличается тем, что оно находится всегда в противостоянии , в противостоянии с Богом. У него богоборческая идея. Т.е. оно Бога ненавидит, не любит, по крайней мене, очень активно. Но эти живые существа, они тоже совершают аскезы. И в ведах описано какие жуткие аскезы совершали демоны. Например, был такой демон, которого звали [хереникашипур]. Он стоял, если я не ошибаюсь, несколько тысяч лет на вершине горы на большом пальце левой ноги. Несколько тысяч лет. Его тело съели муравьи за это время. Он держался только силой своей аскезы несколько тысяч лет. Представляете какая аскеза? Мало, кто сейчас способен, если вообще хоть кто-либо способен на такую аскезу. Но смысл был какой? Цель была какая? Обрести могущество. Он хотел стать бессмертным, он хотел стать неуязвимым, он хотел стать самым сильным. Но зачем? Затем, чтобы удовлетворять свои чувства. Чтобы стать властелином вселенной. Итог какой? Печаль.
00:44:44 Дальше. Следующим была другая личность. Тоже очень могущественная, тоже демоническую природу имела. Она предлагала господу [Браме], совершала аскезу. Знаете какую? Она просто отрезала себе голову и предлагала её господу [Браме] в качестве подношения. Представляете? Это же чудовищная аскеза, чудовищная. Нам на пальчике порежемся ножиком, уже не знаем, как больно. Эта личность была способна такую аскезу совершить. Но зачем, опять же? Какая причина? Эта причина – обретение могущества. И она посвящает, вроде бы, эту аскезу, но эта аскеза сама по себе не имеет ничего общего со счастьем. Она не направлена на счастье, она направлена только на одно – на усиление могущества, что бы затем с помощью усиления этого могущества насаждать своё понимание вещей. Понимаете? Поэтому нужно знать, что аскезы должны совершаться всегда только с одной целью – стать способным нести счастье другим. Это самое важное. Стать способным нести счастье другим. Поэтому человек, который правильно настроен, когда он берет обет или совершает какую-то аскезу, естественным образом приходит понимание того, что сами –то мы мало на что способны. Поэтому человек, кода он совершает обет, он берет перед Господом клятву, дает о том, что он будет, например, вставать на пять минут раньше или удерживаться излишнего от количества пищи, от излишнего сна, от излишнего усложнения своих чувств. Вместо этого, будет стараться направить свои чувства на какие-то более возвышенные объекты. Следующее, что он должен сделать, он должен попросить у Господа благословения.
00:46:30 Понимаете. Это очень правильное поведение. Когда человек, в этом случае он не гордится собой. Потому что самая большая проблема, с которой сталкиваются аскеты, - это гордыня от того, что ты реально чувствуешь, что ты становишься сильнее, сильнее становишься. Аскеза - это механизм. Человек, который, просто, механически аскезу соблюдает, он становится стильным, но при этом очень гордым. Понимаете. И он начинает очень сильно гордиться собой. Он может летать или ещё что-то, ещё что-то делать, он может очень здорово контролировать себя. Но для чего? Чтобы манипулировать другими людьми, например. Чтобы вбивать ему в голову то, что ему выгодно. А это же тоже все возможно, с помощью аскез все что угодно можно достичь, любого могущества. Вопрос только во времени и интенсивности аскезы. Но для того чтобы, как говорят православные, святые отцы говорят, в прелесть в эту не впасть или, другими словами, чтобы не оскверниться гордыней, нужно сразу же после того, как человек берет какой-то обет или совершает какую-то аскезу, пред тем, точнее, как он её совершает и сразу после дачи бета он должен просить у Бога благословения: «Господь, благослови меня, пожалуйста, на соблюдения этой аскезы с целью, с единственной целью обрести любовь, с целью сделать окружающих меня людей счастливее, хоть немножко счастливее. Потому что сейчас, я понимаю, у меня нет силенок, даже на йоту сделать их счастливее. Я хочу, чтобы они были счастливы, поэтому благослови меня, пожалуйста, на то, чтобы у меня были силы на это». Понимаете? Вот это умонастроение является правильным.
Связь аскезы с практикой принятия обетов
00:48:12 Поэтому в соблюдении аскез существует, ещё раз подытожим, несколько очень важных условий. Первое, аскеза должна быть направлена, в конечном счете, на обретение счастья, на принесения счастья другим. Второе, для того, чтобы увеличить интенсивность аскезы, означает ускорить накопления силы аскезы в своем сознании, аскеза должна неразрывно быть связана с практикой принятия обетов. Чтобы накопленная сила аскезы не вызывала параллельный рост гордыни, нужно постоянно после дачи обета просить у Господа благословения на совершение этого обета, а по окончании обета нужно посвящать полностью все результаты этого обета и совершенной аскезы нужно отдавать назад Богу, как благодарность за то, что он дал силу и эту аскезу совершить. В этом случае человек получает в своё сознание все силы, которые ему необходимы, и, при этом, он совершенно не гордится, потому что гордится, на самом деле, в этом случае нечем. Потому что он реально осознает, что не он добился, не он такой крутой и могущественный, а Господь по своей беспричинной милости дал ему силы, для того, чтобы иметь возможность действовать в этом мире как-то более цивилизованно, нежели до этого момента. Вот на этой темя я завершу, пожалуй, нашу беседу, по крайней мере, свой монолог.
– Да, мы поняли
– Про аскезы и если есть вопросы, то готов на них отвечать
Вопросы
00:49:53 – Да, конечно, вопросы есть. Мы поняли, с каким умонастроением нужно подходить к этому делу, но, тем не менее, наши личные желания у нас остаются.
Как осуществить желание с помощью аскез?
И несколько ранее, чем Вы закончили пояснять об аскезах, к нам пришел вопрос: «Поможет ли соблюдение обетов, воздержание от вредных привычек и аскезы какие-либо осуществить заветное желание». Вы об этом говорили, а ещё хочу дополнить, что если мы все-таки хотим, ну, хочется иногда, чтобы что-то в жизни осуществилось, нужно знать какие-то определённые аскезы, направленные на конкретные желания или можно любую аскезу, как-то приурочить, приспособить к любому желанию?
– Аскезы являются универсальными. Т.е. любая аскеза, которую человек соблюдает, она дает ему возможность достигать своей цели. Т.е. в основном, если мы посмотрим, почему мы не достигаем своих целей, причина одна – у нас просто нет на это сил. У нас нет сил даже помнить об этой цели. Понимаете? Мы просто забываем. Те, кто молитвенной практикой занимается или пожеланием, практикой пожелания всем счастья, мантрами, медитациями занимается, знает, что дольше минуты удерживаться в понимании «зачем я это делаю» крайне тяжело. И то, минута – это ещё очень круто, обычно, семь секунд достаточно. Еще молитва до конца не пропета или мантра, или счастья до конца фраза «я желаю всем счастья» не сказана, а ум уже мысленно варит завтрак. Понимаете?
– Да, бывает.
– Или идет на работу, или ругается с соседкой, вспоминая, что было вчера, или, например, была какая-то приятная беседа. Вот это означает отсутствие силы. Человек, который начинает копить в себе силу аскез, фактически, он становится способным достичь, чего он хочет.
00:51:47 Т.е. аскеза не является какой-то узконаправленной силой. Она дает способность достигать любого, исполнять любое желание, какое угодно. Вопрос только в количестве силы, которая накоплена.
Как получить материальный навык с помощью аскез?
– Понятно, спасибо, а вот Дмитрий из Риги интересуется: «Какие аскезы нужно совершать, чтобы научиться что-то делать руками, ничего не могу толком делать руками, ни рисовать, ни даже распилить ровно». Тоже можно любую аскезу совершать для того?
– Здесь можно, конечно, любую, но здесь лучше параллельно с совершением аскезы набираться опыта. Понимаете? Ведь, аскеза... можно как научиться? Как можно научиться, например, стать резчиком по дереву, раз уж у нас про «распилить». Два варианта. Вариант номер один – обычно, понятный всем нам людям, нужно совершать аскезу. Какую? Нужно найти хорошего мастера по дереву и нужно ходить к нему, записаться ему в ученики. Так? И учиться. Например, в техникум пойти, там учитель есть, он научит, научит тому. Рано или поздно получится. И это все. Хождение в техникум, выполнение домашних заданий, внимательное слушание на занятиях – это все является аскезой. Понимаете? Это аскеза, она направлена на достижение конкретной цели.
00:53:19 Есть другой способ. Он для нас совершенно парадоксален и непонятен, работает точно так же. Нужно найти возвышенную, очень возвышенную личность (имеется ввиду духовно возвышенную), которая обладает тем качеством, которое вы ходите у нее перенять. И нужно потом что сделать? Нужно сделать либо изваяние этой личности, либо её фотографию её в рамочке, и нужно поклоняться этой личности. Понимаете? Нужно служить ей каждый день, и нужно служить помногу. И тогда, даже не видя эту личность ни разу, т.е., имеется ввиду, ни разу лично не общавшись с этой личностью, вы получите тоже самое умение, что и она, что и обладает эта личность. И в ведах есть такая история -[Махабхаради]. Был такой человек, его звали [Эколавья]. Он родился в семье рыбака, обыкновенной семье рыбака, но по качествам он был воин. И в тоже время жил великий учитель, которого звали [Драначарье], но он обучал воинскому… он был учитель [траунведы], он обучал воинскому искусству. Но обучал он только царевичей, т.е. реально тех людей, которые потом должны становится воинами, во главу войска вставать. И когда [Эколавья] пришел к нему, он сказал: «я не возьму тебя, я не буду тебя учить, потому что ты не царевич. Т.е. ты не царского рода, это не твоя задача, ты не должен обладать этими знаниями». Но [Эколавья] знал вот этот принцип, принцип служения, принцип передачи знания через служение, через предания себя. Нам очень трудно понять это и реализовать сейчас, поэтому мы, в основном, первым путем идем.
00:55:02 Но что он сделал? Он сделал изваяние [Драначарье] и поклонялся ему. Он поклонялся очень долго, он омывал его, он кормил его, он предлагал гирлянды из цветов, он предлагал все необходимые предметы для поклонения, он пел ему определённые молитвы. Параллельно с этим, он занимался тоже, но он делал все один. И он обрел все способности, которые были у [Драначарье], при чем [Драначарье] даже об этом не догадывался. Понимаете? Нам это не понятно сейчас, к сожалению. Однако же, вот вам два варианта. Но проблема заключается в том, что для того, чтобы второй вариант обрести в нашем современном мире, в нашем современном мире очень трудно найти личность, которая была бы одновременно, обладала теми умениями, которые вам нужны и параллельно с этим была бы очень возвышенной. Потому что вы обретете все качества той личности, которой вы покланяетесь. Т.е. если он человек, допустим, золотые руки, но любит выпить, понимаете, то обретете все качества. Поэтому, в наше время все-таки каким-то прикладным наукам обучаться где-нибудь в учебном заведении – это лучше будет, все-таки. Лучше к этой личности оказывать почтение, но не предаваться ей, как к духовному учителю, например, нужно предаваться. А если вы хотите какие-то глубокие, духовные вещи узнавать или очень эффективно работать над своим сознанием, то вот эта вторая методика, принцип [Эколавьи], его есть смысл использовать. Понимаете. Потому что, если вы начинаете поклоняться какой-то возвышенной личности, например, духовному учителю, или вы Господу напрямую можете поклоняться, то тогда вы обретете все качества рано или поздно, объекта своего поклонения. Здесь вопрос только во времени вашего старания. Такой вот ответ.
00:56:57 -Спасибо, есть у нас слушательница, одна из наших постоянных слушателей - Юлия, которая хочет задать свой вопрос прямо в эфире, прямо в прямом эфире, прямо сейчас. Если она сейчас поднимет трубку, то так и случится. Ало.
– [не слышно]
– Здравствуйте, Юлия. Вы можете задать свой вопрос кратенько, желательно.
– Да у меня
– Вот, к сожалению, вместо вопроса мы слышим гудение. Похоже, гудение исчезло. Юлия, вы случайно не исчезли вместе с гудением? Ало?
– [не слышно]
– Вы можете задавать свой вопрос. К сожалению, я так понимаю, что или Юлия вместе с гудением у нас в эфире появляется, либо ни того, ни другого. Иногда так случается, но на этого случай есть всегда у нас вопросы, пришедшие в письменном виде.
Можно ли и как просить сил у Господа для аскезы?
И вот вопрос интересный, на мой взгляд: «Аскеза дает силы, а для аскезы тоже нужна силы. Можно ли просить сил у Господа для аскезы?»
– Конечно, конечно. Очень хороший вопрос. Я об этом как раз и говорил, что когда мы берем обет или когда мы приступаем к совершению какой-то аскезы, наиболее благоприятно попросить силы на эту аскезу у Бога, понимая, что у нас, у самих этих сил-то особых и нет. Потому что если бы они у нас были, то мы бы жилу уже как-то по-другому. Понимаете, человек, который осознает не самую свою сильную природу в этом мире, он настроен смиренно. При этом, если аскеза направлена на любовь, на увеличение любви, на увеличение счастья для других живых существ, на служение, другими словами, на служение другим существам. Господь дает силы на это.
00:58:49 Однако же, поэтому спасибо за вопрос, я думаю, что достаточно сказал. Однако же хочу заметить , пользуясь моментом, если мы просим аскезы для себя, то в этом случае мы не можем рассчитывать, что в этом он нам поможет. И на этот счет есть очень хороший анекдот. Он хороший, поэтому думаю, что будет уместно его здесь привести. Господь приходит к своей супруге и говорит: «Знаешь, так мне надоели все вот эти верующие. Они все время молятся мне: “Дай денег, да дай денег. Дай денег, да дай денег ”». Его супруга спрашивает: «Зачем им так много?». Говорит: «Не знаю, ни разу не давал». Смысл анекдота сводится к тому, что просить у Господа материального, т.е. просить у господа чего-то для себя – это означает наносить ему оскорбление. Потому что то, чего мы достойны материального, мы и так уже помучаем. То, чего будем достойны, мы уже помучим, и не надо об этом думать вообще. Неужели выдумаете, что Господь не снабдит вех нас тем, чего мы заслуживаем? Поэтому просить чего-то ещё дополнительно материального нет никакого смысла. И так все будет. Все, чего достойны, все будет. Все, чего мы недостойны, просить бессмысленно, всё равно не даст. Не наше. Не та личность, понимаете. Однако же, если человек хочет быть счастливым, он должен понять, этот принцип основополагающий, что счастье находится, не когда мы хотим чего-то для себя, а счастье находится в сфере, в деятельности, направленной на то, чтобы сделать счастливыми других. И чем больше человек в своей жизни пытается сделать счастливыми других, тем больше он становится счастливым сам. Вот и все. Спасибо большое за вопрос.
Что делать, если выполняешь обет не из чувства долга, а от страха?
01:00:45 – Спасибо и Вам за ответ. Есть у нас два вопроса, которые немного связаны между собой. Я их зачитаю по порядку, пока первый вопрос от Сергея: «Одна девушка взяла обет повторять восемь кругов каждый день» – я так понимаю, Махамантры, – «а потом поняла, что повторяет восемь кругов от страха, а не от чувства долга. Что делать в таком случае?»
– Ей нужно повторять то количество мантр, которое она может повторять
– А если уже дала обет, что восемь
– Она, что, пожизненно его дала?
– Вот, не указали
– Вот, поэтому здесь такое, здесь нужно действовать следующим образом. Если у этой девушке есть наставник, она должна прийти к нему и рассказать об этом, о той ситуации, в которой она находится. Понимаете. Это очень важно. Дальше, если у нее наставника нет, и она просто сама подумала, что она может повторять такое количество кругов, начала и вдруг поняла, что слишком сильно, слишком много для себя, то в этом случае она должна попросить прощения за свою самонадеянность. Потому что нас зачастую гордыня толкает на это. Она говорит: «Ты можешь, все можешь, классно, давай под танки». Это оказывается не так просто. Понимаете. Потому что важно, особенно если человек начинает духовной практикой только заниматься, здесь важно не количество, здесь важна искренность. Какой смысл бубнеть? Бубнить нет никакого смысла вообще, никакого, никакого толка не будет. Есть люди, которые занимаются десятками лет, но не достигли в молитвенной практике прогресса только потому, что они формально относятся этому. Понимаете. Мы не должны быть формалистами. Духовное развитие – это не формальный процесс, это очень тесный, очень теплый, очень искренний процесс, когда человек очень сильно вовлечен в это.
01:02:41 Но здесь есть и другая опасность, о которой я должен тоже предостеречь. Есть опасность, заключающаяся в том, что в определённые периоды времени нам становится тяжелее повторять то количество кругов, допустим, или то количество молитв, которое мы давали обеты повторять. Понимаете. Мне сложно сказать по письму, в каком состоянии находится наша уважаемая радиослушательница. Поэтому самое разумное поведение для нее будет заключаться в том, если она найдет себе наставника и будет руководствоваться в молитвенной практике не своими какими-то желаниями, которые могут меняться, а она будет находиться под чутким и мудрым руководством человека, который будет вести ее. Я думаю, что лучше всего, если наша уважаемая радиослушательница поступит таким вот образом. Это будет для нее самым благоприятным. Потому что в молитвенной практике с одной стороны не должно быть лени, но с другой стороны и чрезмерного напряжения, которое потом приводит к усталости и отвращению к этой деятельности тоже быть не должно. Понимаете. Вот такой ответ.
– Спасибо за ответ
– Пожалуйста, найдите себе квалифицированного человека, который вас вел бы по духовному пути.
Если обет не удалось сдержать?
01:03:57 – Следующий вопрос схожий, но, возможно, вы что-то добавите. Интересуется слушательница из Канады: «Что же все-таки делать, если не сдержала обет? Начинать сначала, просить прощения?»
– Да, да, да. Совершенно верно.
– Все верно, логика правильная
– В вашем вопросе содержится и ответ. Если обет не удалось удержать, ничего страшного, просим прощения у Господа, раскаиваемся, берем следующий, просим благословения опять, берем немного поменьше, понятно, что такой не утащим. Все, берем меньше, нормально. Вы поймите, в духовном пути, в духовной практике упасть – не беда, падают все, беда – не подняться. Понимаете. Не подняться – беда. Когда человек упал и начинает себя жалеть: «Вот я такой» - ведь, жалеть себя можно совершенно по-разному. – «Я такой падший. Я такой падший» - а сам валяется и балдеет. Ну, что теперь ноешь, что ты теперь падший? Это понятное дело, мы тут все одинаковые, только надо работать каким-то образом, что уж теперь стонать-то. Понимаете? Поэтому самое главное – упали, не смогли сдержать обет, ничего страшного, возьмите поменьше немножко, полегче будет, но зато стабильней. Понимаете. Нужно по чуть-чуть действовать , не надо хватать то, что мы не можем утащить.
01:05:14 Есть ещё очень хорошая притча на этот счет, она из православной традиции, из христианской точнее традиции, но она применима ко всем. Один человек постоянно молился Богу и говорил: «Господь, у меня такая вот судьба, такая вот. Ну, не могу я уже просто, не могу я от этой судьбы, уже достала она меня. Дай другую судьбу». И он молился очень искренне. И вот как-то раз во сне он видит, что, Господа самого он не видел, но Господь ему говорит: «Вот, пожалуйста, я услышал твой молитвы, заходи» - он видит такое помещение, - «заходи туда, выбирай себе ту судьбу, которая твоя, которая тебе будет по плечу, как ты думаешь». И он заходит, открывает, а там вся комната заставлена крестами. И одни кресты огромные такие, дубовые там кресты, некоторые из железа огромные, тяжелые, другие совсем маленькие, прям, вот маленькие совсем крестики такие. И он ходил, выбирал: один чего-то померит – чего-то тяжелый, другой – ну, вроде как не серьезно, маленький, третий - какой-то не удобный. Вдруг смотрит там в закутке, пылью покрытый, стоит какой-то крест, он его взял: «О!»- говорит. – «Мой! Мое, мое!». Снимает с него покрывало – его имя написано. Понимаете. Вот у нас с аскезами должно быть так же. Не нужно брать слишком мало, потому что не будет прогресса, лень духовная не даст работать , не нужно брать с другой стороны, слишком много, потому что прогресса тоже не будет, потому что под лежачий камень вода не течет. По пути духовному нужно идти. Понимаете. Поэтому нужно брать ровно столько, чтобы удерживать себя в таком, [алертном] состоянии, не давать не давать себе расслабляться. Вот так вот должен человек жить в аскезе. Такой ответ.
Когда можно увеличивать количество чтения молитв?
01:07:03 – Спасибо, есть у нас ещё один звонок. И сейчас мы услышим ещё одну слушательницу и её вопрос. Алло, здравствуйте.
– Здравствуйте
– Вы уже в эфире и мы слушаем внимательно ваш вопрос
– Да, здравствуйте, я бы хотела узнать. А вот, допустим, я сейчас нахожусь на четырех кругах [Делайджапу], читаю [Махомантра], четыре круга. Через сколько времени можно увеличивать круги и как часто, чтобы... или какой максимум можно достичь? За какое время? Скажите, пожалуйста
– Спасибо Вам за вопрос. Не существует такого понятия, что какое-то количество кругов Махамантры должно быть достижимо за определённый период времени. Это все очень индивидуально. Поэтому ответ такой. Вам нужно сейчас думать не столько об увеличении количества кругов или скорости их увеличения, а вам нужно найти человека, который стал бы вам наставником. Понимаете? Потому что, только обладая таким плотным, теплым контактом с наставником, вам представится возможность увеличивать количеств повторений в вашей молитвенной практике настолько, насколько это вам нужно. Невозможно просто вот взять и сказать: «Так. У нас скорость нарастания кругов – по кругу в недельку». Понимаете? Это глупость, так нельзя.
– Да
– Нет никаких общих рекомендаций, потому что у каждого человека это совершенно индивидуально. Я вам могу сказать, у меня был опыт, я четыре круга, например, читал, по-моему, два года.
– Ах, ха-ха-ха
– Понимаете? Я читал, я старался их читать правильно.
– Да
01:08:51 – Понимаете, не просто бубнить, но нужно реально понимать, что ты делаешь. Здесь важно не количество, а качество. Пожалуйста, не понимайте меня буквально. Это не значит, что вам нужно два года, совершенно не значит. Возможно, вам нужно больше, но я не могу сказать, не имея никакого контакта с вами, просто по вашему звонку, сказать сколько вам нужно, нужно ли увеличить или нет. Это может сказать только тот человек, который ведет вас. Понимаете. И в духовном пути нужно иметь всегда водителя. Понимаете?
– Да, спасибо, да
– Нужно иметь того, что будет…
– Очень понятно, спасибо большое вам.
– Пожалуйста
– Спасибо и вам за звонок. Вопрос, как говорится интересный, но сугубо индивидуальный. Далее,уе нас есть ещё один слушатель, на сей раз. Зовут его Виталий, как я могу судить по имени-скайпу. И у него тоже есть свой вопрос. Виталий сейчас появится у нас сейчас в эфире.
– Ты можешь сказать..
– Алло, Виталий, я слышу сразу же по первым звукам, сто у вас включено радио. Вам нужно выключить радио, чтобы суметь общаться с нами. Вот такая система, иначе просто никак технически не получится. Итак.
– Уже выключил
– Хорошо, Виталий. Вас очень хорошо слышно. Пожалуйста, задавайте свой вопрос, вы в прямом эфире.
Что делать с леностью?
01:10:10 – Здравствуйте, спасибо за вашу помощь!
– Здравствуйте!
– Эта тема очень актуальна для меня. Да, потому что я пробовал брать аскезы и у меня не получалось их выполнять. И у меня такая проблема, что я считаю, что я ленивый и безответственный по жизни, хотя постоянно жизнь меня ставит в такие условия, что дает мне управлять коллективом, допустим, и брать ответственность за себя за других людей. И мне очень сложно это делать, очень большое напряжение. Я ем очень много сладкого последнее время, и я услышал, что Аюрведа говорит, что это признак большого напряжения. Я пытаюсь сделать, соблюдать режим дня и так далее, но, к сожалению, у меня пока не получается победить свою лень
– Хорошо. Я готов ответить вам. На самом деле, у вас проблема не столько в том, что вы безответственный или ленивый, этого нет. У вас проблема в том, что вы немножко склонны к самоедству. Вы уж простите, пожалуйста, что я вот так вот на весь эфир говорю. Но это, просто, действительно реально, реальная вещь. Это проистекает из того, что вы сконцентрированы на себе. У вас есть самолюбие, такое хорошее, вы действительно руководитель это нормально. Но оно вас… вы ставите себе немножко завышенные требования. В этом проблема. Немножко снизьте те требования, которые вы ставите, проблема не в том, что бы сразу достигнуть за пять минут того, что вы хотите. Понимаете?
01:12:05 В любой деятельности. Вы, как руководитель, лучше меня знаете. Есть хорошее правило. Правило трех «П»: «Должны соблюдаться последовательность, постепенность и постоянство». Поэтому, если вы за месяц, допустим, не смогли как-то улучшить свой режим питания, режим дня или ещё что-то, то это не провал. Понимаете? Это говорит о том, что вам, просто, нужно больше времени. Пожалуйста, если я вдруг как-то задел вас своим ответом, простите мня за это, но это, просто, очень чувствуется в вашем голосе. У вас нет ни лени, ни расхлябанности, ничего. Вы нормально… на этот счет у вас все в порядке. Пожалуйста, не ищите в себе то, чего в вас нет. У вас все хорошо. Просто, есть немножко нетерпение, хочется результатов побыстрее.
– Хорошо, спасибо. Но. У меня, допустим, есть проект, который уже надо скоро сдавать, и я не в состоянии его, честно говоря, даже начать. Я ищу какие-то другие, доделываю какие-то другие дела вместо того, чтоб... я не могу приступить к нему. Хотя я знаю, как его делать, но у меня просто нет этой силы.
Хорошо, тогда я хочу сказать вам, что когда вы взяли перед кем-то ответственность, если вы взяли перед кем-то ответственность за выполнение какой-то работы, у вас нет выбора. У вас нет выбора, чтобы не делать этого. Вы можете, если сами вы чувствуете, что сами не можете, не успеваете по каким-то причинам, но есть ещё время, чтобы кто-то другой мог сделать это дело, этот проект выполнить другой. Вы прийти должны честно к вашим заказчикам и сказать: «Извините, я не могу выполнить работу».
01:13:59 Но если при этом вы подставляете этих заказчиков, это означает – вы не имеете права отказываться. Поэтому здесь вы уже должны руководствоваться не своими хочу или не хочу, могу или не могу, а здесь уже идет речь о чувстве долга. Вот здесь уже, знаете, как говорится: «Если уж взялся за гуж, не говори, что не дюж». Все, здесь нужно доделывать и на будущее просто понимать, что брать на себя больше, чем сможешь донести невозможно. Тем более, если вы знаете, как его делать. У вас нет никакого… скажем так, никаких шансов, никакого оправдания для того, чтобы не делать его. Здесь нужно действовать из чувства долга. Я думаю, что если вы занимаетесь, каким бы то ни было, видом работы над собой, желаете ли всем счастья, повторяете ли вы какие-то молитвы или мантры. Просите, пожалуйста, у Господа, настраивайтесь таким образом. Чтобы выполнить свой долг. Понимаете? Мужчина, для мужчины самое большое счастье в этом мире доступно тогда, когда он выполняет свой долг. Я думаю, когда берете проекты, чувствуете, наверняка, да? Когда проект сделан хорошо, вовремя, вы чувствуете большое счастье, что вы людям принесли пользу. Так?
– Да
– Так вот, пожалуйста, не сходите с этого пути. Потому что на этом пути мужчина обретает счастье, и когда он преодолевает своё не хочу, преодолевает своё не могу, преодолевает своё не знаю. Понимаете? С помощью аскезы можно преодолеть все что угодно. Пожалуйста, если вы занимаетесь любым видом духовной практики, направьте сейчас силу своей молитвы на то, чтобы помочь людям в том, чтобы вот сделать этот проект. Попросите у Господа помощи в том, чтобы дал вам сил, решимость на то, чтобы завершить начатое. Взятые на себя обязательства выполнить. Не для себя, а для этих людей, понимаете. Нужно отказаться для мысли о себе.
01:16:03 – Понятно
– Потому что люди ждут от вас, понимаете? Люди ждут от вас, что вы сделаете эту работу. Поэтому как можно в этом случае отказываться? Нужно брать и делать. Все, здесь уже никаких не бывает вариантов. И вы увидите, сто процентов увидите, как только возьметесь, появятся силы. Это судьба проверяет вас, насколько вы серьезный человек, она мужчину так проверяет. У меня тоже самое. Поэтому я вам так говорю. Не далее как вот несколько дней назад то же самое было. Поэтому я так очень эмоционально рассказываю, тоже пережил, точно такая же вещь такая вот психическая неспособность. Ее нужно просто в себе поломать. А ломать её нужно с помощью силы, которая воспитывается, когда человек счастья все желает. Когда он Господу молится и просит: «Господь, пожалуйста, я хочу, чтобы эти люди были счастливы, хочу сделать для них, выполнить для них все обязательства, которые я взял перед ними» - вот так нужно настраиваться.
– Видимо, Алексей, вы е зря пережили такую ситуацию накануне, не зря у нас сейчас прозвучал подобный вопрос, для того, чтобы вы смогли реализованные какие-то знания
– Возможно
– Рассказать. Виталий, спасибо вам за звонок. У нас осталось всего немножко минут до окончания эфира, и чтобы успеть два вопроса разобрать, мне так хотелось бы. Я предлагаю на следующий вопрос ответить очень коротко, буквально «Да» или «Нет». Лия спрашивает: «Можно ли делать аскезы без определённой цели?»
– Нет
– Нельзя?
– В этом смысл теряется. А тогда означает аскеза для вас, если вы не имеете цели? Аскеза = это всегда лишение себя ненужного. Во имя достижения каких-то результатов. Если вы не знаете, что для вас результат, то вы не знаете тогда даже что для вас аскеза. Понимаете? Поэтому, аскеза всегда должна быть направлена на какую-то цель.
Обязательно ли женщине искать наставника женщину?
01:18:02 – Да, мне кажется, без цели просто даже не удастся совершить аскезу, ну, как просто так?
– Ну, да, а что является в данном случае аскезой, а что не является? Сложно понять, если нет цели.
– Да, хорошо. Это понятно. Тогда заключительный, пожалуй, вопрос в эфире. Юля спрашивает: «Обязательно ли женщине искать наставника женщину или же это может быть и мужчина?»
– Это может быть мужчина, но лучше... если женщина одинокая, т.е. девушка, например, или женщина одинокая лучше, если это будет, в данном случае, если это будет семейная пара, т.е. наставник и его супруга. И общаться они должны в этом случае, доверительно беседы должны идти втроем. Если же девушка замужняя, женщина замужняя, то беседы тоже должны в идеальном варианте, тоже должны идти втроем. В этом случае, наставником может быть как мужчина, так и женщина. Но если наставник мужчина, то лучше, если беседы будут вестись вместе с супругой. Это лучше. По многим причинам, потому что есть определённые законы, определённые закономерности в общении людей, когда сталкиваются люди противоположные пола, очень сильно, сольно реагирует другая половина. У нее возникает очень вильная зависть. И вот чтобы эта зависть не росла, и семейные отношения не начинали потихоньку давать трещину, лучше всего общаться таким образом. Однако же, если человек достиг уровня святости, то со святым можно общаться и женщинам и мужчинам абсолютно одинаково, так уже никаких проблем нет. Такой ответ. И еще, Олеся, если есть у меня возможность, последний звонил нам молодой человек, как его зовут?
Помощь голоса святого
01:19:55 – Алекс, Виталлий? Сейчас я точно вам скажу. Виталий, да, совершенно верно.
– Уважаемый Виталий, если вы нас ещё слушаете, я хочу сказать вам одну вещь очень важную. Если у вас есть возможность, включите у себя дома, чтобы дома постоянно звучал голос святого. Пожалуйста, сделайте это. Это очень вам поможет. Пускай он звучит круглые сутки, не выключаясь, потихонечку, чтобы никому не мешал, но пусть звучит. И особенно звучит, если вы дома работаете. Очень хорошо, значит, пусть звучит и дома, когда вы работаете. Если вы работаете как-то в коллективе или где-то, то старайтесь улучить момент. Если есть возможность послушать голос святого, включаете и слушайте. Чем больше будете слушать его, тем лучше, тем стабильнее будет у вас состояние. Спасибо ещё раз за внимание вам.
– Спасибо, я думаю, Виталий продолжает слушать все-таки «Аюрведа радио», он услышал вас, а в крайнем случае этот эфир через некоторое время можно будет прослушать в записи, как Виталию, так и всем остальным радиослушателям. Это был последний эфир в этом месяце. А вот в следующем месяце, замечу, у нас пройдет практически без прямых эфиров, потому, как я уезжаю на целый месяц. С первого марта у нас состоятся целых два эфира, и потом будет вот такой перерыв, но, тем не менее, вас, уважаемые радиослушатели, ждут многие интересные лекции в записи различных лекторов. Вот с Алексеем мы снова услышимся в эфире Аюрведарадио в начале апреля. То ли это будет первого, то ли восьмого, это мы ещё уточним.
01:21:36 Следите за расписанием и за новостями на нашем сайте aurvedaradio.ru. Алексей, вам большое, большое спасибо и всего хорошего.
– Спасибо большое и вам, Олеся, за прекрасный эфир. И вам, уважаемые радиослушатели, за замечательные, глубокие вопросы, в них чувствуется ваша искренность, наша искренняя заинтересованность, желание как-то менять свою жизнь, спасибо вам большое за ваше внимание, за то пожертвование, которое вы совершаете, пожертвование вашего внимания, вашего времени. И оставайтесь с нами, мы постараемся и впредь не расстраивать вас, а вместе узнавать все глубже, понимать нашу природу, чтобы становиться всем счастливыми. Будьте счастливы, до свидания!
– Спасибо и до свидания в весеннем месяце апреле.