Тамас - гуна невежества

Аюрведа радио - 08 October 2012
Две группы основных сил, влияющих на сознание. Силы, исполняющие желания. Счастье в благости. «Потребительство» и стремление к благам. Гуна страсти. «Счастье будет завтра» Гуна невежества. «Счастье – жить для себя», культ силы. Механизм смены гун. Результат перехода в более высокую гуну. Определение гуны невежества, её смысл. Практические примеры действия гун на сознание. Как действовать бескорыстно. Смена гун в новейшей истории России. Два пути для России. Подробное рассмотрение гуны невежества. Невежественное общение. Примеры невежественных мест в городе. Невежественные события в жизни человека.Потеря контакта с совестью. Совесть – голос Бога. Диалог с совестью у людей в страсти. Отношения с совестью у людей в невежестве. Каждая гуна имеет свою правду. Совесть у людей в благости. Отношение людей разных гун к критике и похвале. Вопросы радиослушателей. Если не работаешь и каждый день молишься Богу – в какой гуне находишься? Не хватает сил стать монахом. Как обрести духовные силы. Является ли употребление мяса признаком невежества? Как отказаться от мяса? Как вылечить одержимость у сына? Невежество в близких людях. Как себя вести? Вспышки ярости у мужа. Как быть? Как стать бескорыстным? Как удержать ум, чтобы он не «скакал»?
запись эфира для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:13:27 | качество: mp3 48kB/s 25 Mb | прослушано: 1265 | скачано: 940 | избрано: 46
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая] Несколько эфиров мы детально – подробно, я надеюсь, уже всем понятно – разъяснили, что же такое гуна благости и что такое гуна страсти, и сегодня, соответственно, переходим к третьей гуне. Так у нас?

00:00:14 [Махов А.В.] Да, Олеся, вы совершенно правы. Сегодня мы с вами начинаем разбирать последнюю силу из этих трёх (связки трёх гун), которая называется гуна невежества. Этому будет посвящена сегодняшняя лекция, и возможно ещё одна-две (вперёд забегаем немножко). Так как мы гуны невежества уже касались при разборе гуны благости и гуны страсти, то нет необходимости так подробно раскладывать её, как предыдущие две гуны, но, тем не менее, всё, что необходимо сказать – будет сказано, чтобы у наших уважаемых радиослушателей было полное понимание, полная картина в голове того, как влияют на нас эти силы и что они с нами делают.

00:00:55 [Ведущая] Хорошо, начнём тогда. Я вот только, как обычно, скажу, что естественно у наших слушателей могут появляться вопросы – и это очень хорошо, это значит, что они внимательно слушали Алексея и размышляют над темой. Пожалуйста, присылайте свои вопросы на е-мейл: radio@torsunov.ru , либо же дозванивайтесь к нам с помощью скайпа, наш логин – ayurvedaradio (пишется слитно).

00:01:20 [Махов А.В.] Итак, мы сегодня начинаем разбор последней гуны, гуны невежества, и, как обычно, в начале беседы мы с вами восстановим контекст, чтобы тем радиослушателям, которые присоединились к нам только что…, чтобы у этих радиослушателей была бы хоть какая-то возможность не «плавать» без опоры, а примерно хотя бы понимать, о чём же говорится на наших беседах.

Две группы основных сил, влияющих на сознание

00:01:44 Итак, согласно ведическому знанию, в нашей вселенной существуют две группы основных сил, которые влияют на наше сознание. К первой группе относится только одна сила, называется – сила времени. Она непреклонно действует на все материальные объекты, какие только существуют в материальных вселенных (не только в нашей, но и вообще во всех материальных вселенных), и действует она в т.ч. и на наше тело, как грубое, так и тонкое. Ну, например, на грубое тело оно действует таким образом, что оно заставляет его стареть, и этот процесс необратим. Точно так же она двигает от рождения к смерти все живые существа (не только людей, вообще все живые существа), и от создания к разрушению она двигает все материальные объекты. Это движение неуклонно и необратимо, и каким-то образом повлиять на ход времени ни одному живому существу, кроме Господа Бога, невозможно.

00:02:41 Вторая группа сил, которые мы сейчас с вами изучаем, это так называемые «гуны материальной природы». Слово «гуна» с санскрита переводится как «верёвка», и это очень образное название, потому что фактически, я думаю, у тех радиослушателей, которые с нами в эфире с самого начала, уже достаточно чёткое понимание того, насколько мы связаны сильно этими гунами, как верёвками. Фактически, человек, который не занимается работой над собой, не занимается как-то развитием своего сознания, очень похож на марионетку, и часто в книгах, ведической литературе, в иллюстрациях к этим произведениям людей показывают как марионетки, а гуны показаны как божества, которые являются их источниками. И они просто дёргают за нитки, а мы с вами вот тут так вот пляшем. При этом, удивительный факт: мы считаем, что все желания и все свои действия мы выполняем сами. Однако, Веды говорят, что это совсем не так. Мы здесь единственное, что можем делать – это только желать, а все действия, которые якобы делаем мы – на самом деле выполняют эти гуны материальной природы. Связующим же звеном между действиями и их последствиями является время (материальное).

Силы, исполняющие желания

00:04:01 Итак, смысл существования гун. Зачем он нужен? Гуны – это силы, которые призваны выполнять все наши желания, и причём они выполняют их наилучшим образом, идеальным образом, чтобы все наши желания обязательно исполнились, потому как это причина создания материальной вселенной. Мы сюда попадаем для того, чтобы исполнялись наши желания, которые можно исполнить только в рамках материальных вселенных, потому что они имеют эгоистичную природу. И, помимо этого, гуны выполняют не только наши желания, но они также выполняют желания всех живых существ, которые по отношению к нам тоже чего-то желают. Естественно, они выполняют их только в том случае, если эти желания по отношению к нам будут справедливыми. И этот факт является немаловажным, из этого следует очень интересный вывод, что, на самом деле, если хочешь прожить эту жизнь без каких-то особых потрясений, человек должен жить так, чтобы не причинять сильного беспокойства окружающим людям. Потому что, в противном случае, их желания, отнюдь не благостные по отношению к нам, направленные на нас – они тоже будут исполняться, потому как, если мы кому-то беспокойство причинили – неизбежно кто-то получит возможность причинить беспокойство нам. Так здесь действует ещё один закон, который мы с вами изучали – это закон кармы, или закон справедливости, закон воздаяния (что, собственно, одно и то же).

00:05:27 Итак, ещё зачем существуют гуны материальной природы? Каков механизм выполнения наших желаний? Он заключается в следующем: каждая гуна фиксирует сознание живого существа (или – более точно – разум живого существа), фиксирует в определённом понимании счастья. Т.е. живое существо само выбирает, как оно хочет быть счастливым в этой материальной вселенной, что оно считает счастьем для себя. Но, как только этот выбор сделан – дальше мгновенно вступает в действие та или иная сила, и эта сила фиксирует сознание живого существа в рамках этого понимания счастья и удерживает его. Если бы этого не было – у нас бы не было возможности удерживать свою цель. Понимаете? Потому как, наш разум – он открыт, наш ум – тоже открыт, то есть на тонком уровне мы все друг перед другом «голенькие», открытые друг перед другом, и поэтому, т.к. существует огромное количество живых существ, у каждого из которых своё, индивидуальное понимание счастья – мы очень сильно друг на друга влияем этими пониманиями. И если бы не было гун материальной природы, наше понимание счастья постоянно хаотически менялось бы под влиянием сознания других живых существ. Чтобы такого не происходило, гуны сознание каждого живого существа фиксируют в определённых рамках, и дальше они удерживают в этих рамках сознание, до тех пор, пока живому существу не надоест [смеётся]. То есть до тех пор, пока мы не захотим поменять своё мировоззрение, мы так и будем оставаться в том мировоззрении, которое у нас уже есть, и будем совершать в рамках этого мировоззрения определённые поступки и пожинать их плоды.

00:07:05 Смысл этого всего заключается в том, что мы неизбежно получим какой-то опыт в течение нашей жизни, который нам покажет: то понимание счастья, которое у нас есть – оно вообще приводит к счастью, или нет. То есть в этом смысл жизни любого живого существа. Счастливую ли жизнь ты прожил, или нет. Если да – то почему, если нет – то почему. Т.е. любое живое разумное существо – и человек в том числе – должен быть хоть как-то заинтересован в том, чтобы прожить жизнь счастливо.

Счастье в благости

00:07:39 Дальше. Итак, сила благости – она влияет на нас с высших планет, и живое существо попадает под влияние силы благости только в том случае, когда оно считает счастьем для себя какое счастье? Жить для других людей, изучать истинное знание, заниматься духовной практикой, стремиться к бескорыстию. И все эти действия живое существо считает счастьем для себя. Вот в этом случае человек неминуемо попадает под влияние силы благости. И что он получает в результате этого влияния? Веды говорят, что он получает следующие вещи: неуклонный духовный прогресс, развитие хороших качеств характера, улучшение своего положения в обществе, поправление здоровья, успех в воспитании детей, успех во всех видах отношений: с родственниками, на работе, с друзьями, красоту, отречение от ненужного и все прочие блага, к которым любой человек так стремится.

00:08:38 [Ведущая] Красиво звучит, и всё интереснее и интереснее становится [смеются]

«Потребительство» и стремление к благам

00:08:43 [Махов А.В.] Да, звучит красиво, согласен. Всё это человек получает автоматически, просто правильно настроившись в жизни. То есть, посмотрите, как интересно происходит: мы все так сильно стремимся ко всему этому, мы хотим, чтобы у нас было хорошее положение в обществе, мы хотим, чтобы у нас было хорошее здоровье, мы хотим, чтобы у нас были хорошие дети. Но если серьёзно подойти к этим проблемам – то мы видим, что подавляющее большинство людей всю жизнь неистово просто носясь за этими вещами, так их и не достигают. И Веды говорят – это невозможно. Вот так вот бегая за всеми этими благами, их достичь невозможно. На самом деле – за ними не надо бегать. Делать нужно как раз немножко другое – нужно правильно настроиться в жизни, и тогда эти блага придут сами [смеётся]. Мы же делаем всё с точностью до наоборот – мы не хотим менять себя, мы просто хотим, чтобы всё у нас вокруг стало хорошо само по себе.
Итак, это то, что получает человек, который находится под влиянием силы благости.

Гуна страсти. «Счастье будет завтра»

00:09:43 Если человек находится под влиянием силы страсти, то на него влияют силы, которые как раз находятся на том уровне планетных систем, где живём мы с вами, т.е. на уровне планет «земного» типа. И разум его в этом случае, находясь под влиянием силы страсти, заставляет такого человека постоянно находиться в напряжении. Почему, откуда берётся это напряжение? Потому что, в отличие от человека, который находится под влиянием гуны благости и который испытывает счастье прямо сейчас (в тот момент, в который он живёт), сила страсти заставляет нас считать, что «счастье будет завтра», т.е. в будущем. И поэтому жизнь человека, который находится под влиянием силы страсти (разум которого находится под влиянием силы страсти), вся жизнь его проходит в постоянной «погоне за счастьем». И это счастье, чем больше человек бежит за ним – тем дальше оно от него уходит. Таким образом, жизнь человека в страсти всегда сопряжена с большим напряжением, потому что счастья ещё нет, но оно «вот-вот настанет», поэтому нельзя расслабляться, нельзя останавливаться, нужно «только вперёд, со всеми вместе».

00:10:48 И какой результат влияния этой силы на наше сознание? У человека уменьшается количество свободного времени, у него ухудшается здоровье (как психическое, так и физическое), потому что человек в погоне за счастьем не способен рационально использовать свои ресурсы, как психические, так и физические. Он всегда работает с перегрузкой, в результате человек начинает болеть всевозможными острыми и хроническими заболеваниями, у него портятся отношения со всеми, потому что если ты сам несчастлив – как ты можешь сделать счастливыми окружающих? Понимаете? И, в конце концов – мы уже с вами разбирали – человек постепенно разочаровывается во всём, к чему он так сильно стремился. И человек под влиянием силы страсти в конце концов (в конце жизни) приходит к выводу о том, что счастья – как бы он ни бежал за ним – счастья он так и не нашёл в своей жизни.

Гуна невежества. «Счастье – жить для себя», культ силы

00:11:37 Дальше. Следующая сила, которая называется силой невежества – она действует уже с низших планет, которые называются «адскими» или «демоническими», и она влияет на разум тех людей, которые находятся в концепции жизни «я хочу жить для себя». И человек такой считает, что счастье – это просто жить для себя, а на всех остальных просто не обращать внимания. Все, кто считает, что я неправильно живу или все, кто мешает мне жить – они за это поплатятся, так считает этот человек, который находится под влиянием силы невежества. И он также говорит, что «я буду действовать так, как я хочу, как я считаю нужным, используя законы или обходя эти законы (т.е. используя беззаконие) в достижении своих целей. Все люди, которые будут пытаться мне как-то помешать – они будут сталкиваться с агрессией, я буду вести себя по отношении к ним агрессивно». Вот это понимание счастья называется невежественным пониманием счастья.

00:12:34 И что происходит с этим человеком, вкратце. Согласно ведическому знанию, человек, который находится под влиянием силы невежества неизбежно (дальше нет уже никаких вариантов) будет психически и физически деградировать. Он будет подвержен влиянию плохой судьбы, плохому общению от деградировавших людей, у него появятся такие же как он друзья, он будет испытывать очень сильные страдания и несправедливость со стороны окружающих людей (причём он будет испытывать эти отношения как несправедливость по отношению к себе). Сам же при этом он будет совершать жестокие поступки, что приведёт к ухудшению его и так незавидного положения. Дальше он – с точки зрения физики уже, грубого тела – он постепенно несомненно будет деградировать, и у него разовьются достаточно тяжёлые болезни, которые имеют хроническую или часто неизлечимую природу. Таким образом, человек входит в конце концов в такое состояние сознания, при котором он совсем не понимает, что он деградант. И он входит в состояние знаете такого «невежественного счастья», счастья, которое вызвано отсутствием сознания. И конкретный пример такого «счастья» - это например состояние алкогольного опьянения. Когда человеку плохо – он выпивает, и он входит в состояние невежества, и ему вроде бы весело, проблем нет (он их перестаёт чувствовать), однако это не значит, что проблемы ушли. Понимаете? Просто он вводит себя в животное состояние сознания, и он эти проблемы «убирает» у себя, и ему на время становится легче.

00:14:09 [Ведущая] Такой добровольный самообман получается.

Механизм смены гун. Результат перехода в более высокую гуну

00:14:13 [Махов А.В.] Да, совершенно верно. Дело в том, что вот этот вот самообман – это единственное счастье, которое доступно под влиянием силы невежества. Ещё что хотелось бы сказать: что механизм смены гун мы с вами разобрали на прошлой лекции и на прошлой беседе, и я повторю (потому что это очень важно), что, согласно ведическому знанию, поменяв концепцию счастья, только поменяв концепцию счастья или понимания того, «что такое счастье для меня», человек получает возможность находиться под влиянием других сил, т.е. перейти из под влияния одной силы под влияние другой. Другим способом изменить жизнь свою невозможно. И когда человек, получив это знание, начинает менять свою концепцию счастья, то само собой (не быстро, это не сразу происходит, на это нужно, чтобы несколько лет прошло), первое, что у него появляется – у человека появляется психически лучшее самочувствие. Т.е. у него первая награда, первое благословение, которое он получает – это отсутствие страданий. Трудности никуда не денутся, потому что карма на каждого из нас давит очень большая, ну и у нас много чего накоплено с прошлого, однако же мы перестаём считать… у нас происходят какие-то неприятности в жизни, мы перестаём считать их «несправедливыми». Понимаете? Как только мы принимаем свою судьбу – с этого момента у нас уходят страдания. И с другой стороны – мы получаем силы бороться с трудностями, потому что мы приняли их, понимаете? Мы считаем: да, это мои трудности, да, у меня не ладятся отношения с детьми, но это моя проблема. Это не дети «плохие», это моя проблема, мне нечего им дать. Значит, надо не над детьми работать, не их «терроризировать», нужно работать над собой, нужно развивать и укреплять свой разум, только тогда появится возможность «достучаться» до кого бы то ни было.

00:16:01 Второе, что человек получает – у него в результате этой работы над собой начинает меняться общение, у него меняются друзья. На третьем этапе у него меняется работа. Она может быть не сменится внешне, она сменится качественно, т.е. к нему начнут относится по-другому. Ну, сначала его все будут считать «дурачком», это понятно. Будут «у виска крутить», сплетничать – это не имеет значения. Рано или поздно, когда он укрепится, он либо поменяет работу, либо, оставшись в том же коллективе, полностью сменит статус. К нему начнут относиться по-другому.

00:16:33 И на четвёртом уровне – у него начнут меняться отношения в семье. Это произойдёт само собой. Пожалуйста, уважаемые радиослушатели, осознайте тот факт, что не надо работать над другими, нужно работать над собой, а всё остальное происходит само по себе. Как только тяжёлая карма начинает «сжигаться» в процессе работы над собой – отношения меняются сами по себе.

00:16:55 И вот на пятом этапе – только после смены отношений в семье – у человека начинает меняться здоровье. В каком отношении? Начинают проходить хронические заболевания. Начинают всякие неизлечимые состояния, или непонятного происхождения состояния, некурабельные, они начинают проходить. Только на пятом этапе. Потому что к этому времени у человека в работе над собой очень сильно укрепляется его «платформа» и меняется очень сильно, практически на 180 градусов.

Определение гуны невежества, её смысл

00:17:26 И с чего я хотел бы начать рассмотрение гуны невежества – это, вообще говоря, с определения. Дело в том, что у нас в современном обиходе тоже есть понятия, что такое невежество, и этот термин очень сильно отличается от того смысла, который вкладывает в него ведическое знание. Мы сейчас знаем два вида невежества. «Невежей» мы называем человека, который дурно воспитан, т.е. он ведёт себя невежливо. Мы говорим «он невежа» на него. И есть «невежда». Невежда – это человек, который не имеет знания в какой-то области. Т.е., например, я в биологии полный невежда, т.е. я ничего в ней не понимаю [смеётся].

00:18:09 [Ведущая] Да, понятно. Т.е. гуну невежества можно разделить ещё на 2 части?
[Махов А.В.] Нет. В том-то и дело, что к гуне невежества эти два термина не имеют никакого отношения. Дело в том, что, с точки зрения Вед, невежество – это сила, определённая сила, которая влияет на наше сознание. Ну, например (допустим, не я), какой-то человек может быть невежественен (в современном понимании этого слова), предположим, в математике. Он может быть невежественным в математике, но, вообще говоря, он художник. Но при этом он может не находиться под влиянием силы невежества, он может быть очень благостным художником. Или, например, он вообще художник, находящийся на духовной платформе, и он всю жизнь пишет картины, которые описывают истории из Священных Писаний. Понимаете? В математике он невежественен, т.е. он не знает, как считать криволинейные интегралы по поверхности (предположим), но это не мешает ему находиться под влиянием силы благости.

00:19:12 [Ведущая] Ну и не нужна ему эта математика [смеётся].
[Махов А.В.] [смеётся] Не особо она ему по жизни-то пригодилась. У него склад характера другой, предположим. Понимаете? Т.е., пожалуйста, не путайте современное понимание, современный смысл, который вкладывается в это понятие невежества, и тот смысл, который вкладывают в него Веды. Это совершенно разные вещи, не связанные между собой.

Практические примеры действия гун на сознание

00:19:39 Теперь дальше. Смотрите, давайте ещё раз повторим одну вещь: как действуют гуны на наше сознание. Посмотрите, если мы зададимся целью разобраться, как человек ведёт себя в разных ситуациях, то мы увидим удивительный факт: что в определённых ситуациях нам хочется действовать определённым образом. Причём, если нам задать вопрос: а почему ты так себя повёл именно в этой вот ситуации – мы даже не знаем, что ответить. Мы думаем: этот вопрос какой-то несуразный. Нам настолько кажется, что такое поведение естественно, что мы об этом даже не задумываемся, есть ли какая-то альтернатива. И как раз вот это состояние, вот это наше «хочется действовать так, а не по-другому» - вот это как раз и есть силы, которые влияют на наш разум.

00:20:27 Ну, например, если на меня будет сейчас кто-то ругаться – у меня в ответ возникнет желание тоже ругаться. Понимаете? И попытаться не ругаться – даже не дойдёт до сознания, что не надо ругаться [смеётся]. Т.е. захочется ругаться. Естественно, если на меня кто-то ругается, я тоже начну в ответ ругаться. Я считаю это естественным. Почему? Потому что на моё сознание влияет сила, которая диктует мне определённую модель поведения. Теперь смотрите, возьмём пример: если человек жадный, то он будет нищим. Каким образом это происходит, как это происходит? Предположим, человек жадный и он находится в гуне страсти. Жадность приводит к отсутствию денег. Как начинает действовать человек, у которого нет денег?
Вот вопрос, например, к вам: человек, находящийся под влиянием силы страсти, у него нет денег, что он будет делать?
[Ведущая] Ищет различные способы каким-то образом получить эти деньги.
[Махов А.В.] Ну, как их, например, будет страстный человек получать?
[Ведущая] Искать работу, где побольше платят.
[Махов А.В.] Совершенно верно, тут даже думать не надо [смеются]. Первая мысль, которая приходит в голову: у меня нет денег, что делать надо? Работать идти. А если всё равно не хватает, что нужно делать? Значит – две работы, так ведь?
[Ведущая] И побольше, побольше!
[Махов А.В.] Я уверен, что наши радиослушатели вперёд меня отвечают на эти вопросы. А если на двух работах денег не хватает – что надо делать?
[Ведущая] Или третью искать, или искать какую-то очень высокооплачиваемую дополнительную работу.
[Махов А.В.] Правильно, совершенно верно! Всё правильно. И здесь действительно альтернативы никакой не видно. В основном, не видно.

00:22:15 Теперь дальше. Возьмём человека в той же самой ситуации, но он находится под влиянием силы благости. Когда человек, находящийся под влиянием силы благости обнаруживает, что стал бедным – какая мысль ему в голову приходит?
[Ведущая] Под влиянием какой гуны, простите?
[Махов А.В.] Благости.
[Ведущая] Благости? Ну, человек-то в гуне благости не особо стремится к какому-то материальному богатству, да?
[Махов А.В.] Но у него, помимо всего прочего, есть ещё и долг. Т.е. он не может просто отречься от этого, т.е. он всё равно должен зарабатывать какие-то деньги, для того чтобы прокормить семью.
[Ведущая] Да, он будет зарабатывать, будет ходить на работу, но будет довольствоваться тем, что есть.
[Махов А.В.] На самом деле, вы всё правильно говорите. Он не будет прилагать усилий увеличить деньги просто путём увеличения рабочего времени, потому что это называется «тришкин кафтан». Знаете? Полу отрезали – рукав пришили. И так бесконечно, рукав отрезали – воротник пришили [смеётся]. Человек в благости понимает, что если вдруг в какой-то момент у меня стало не хватать денег, это означает, что в моём сознании развилась жадность. Она развивается незаметно, её не всегда возможно отследить. Таким образом, человек, находящийся в гуне благости, будет, отследив эту ситуацию, действовать совершенно непонятным для страстного человека способом. Он будет что делать? Он будет, поняв, что у него мало денег из-за того, что он жадный, он будет стараться действовать бескорыстно. Понимаете? Для страстного человека очень тяжело понять, что это такое.

Как действовать бескорыстно

00:23:56 Например: у человека мало денег, как можно действовать бескорыстно? Ну, один из вариантов – например, угощать соседей, какими-то пирожками, или ещё чем-то. Предположим, у него есть возможность испечь самый простецкий, хоть хлеб он сам испёк. И вот он идёт, у него денег нет. Страстный человек как думает? У меня и так денег нет, ещё кого-то угощать?! [смеётся] Понимаете? Гуна страсти, она не даёт возможности взглянуть на эту проблему немного более широко, с другого ракурса. Но человек, у которого гуна благости влияет на сознание, понимает, что жадность преодолевается. Т.е. нищета – это следствие только жадности, и больше ничего. Жадность преодолевается только бескорыстием. И такой человек начинает совершать бескорыстные поступки, а дальше всё идёт просто: на его сознание начинает увеличивать влияние сила благости. В результате он становится привлекательным для окружающих людей, и окружающие люди естественным образом настраиваются к нему благосклонно, и дальше он естественным образом может получить более оплачиваемую работу, или сменить вообще работу, сменить круг общения, понимаете? Вот это – выход, понимаете?

00:25:08 Человек в невежестве как недостаток денег восполняет? У него свой вариант восполнения: нужно пойти у кого-нибудь что-нибудь отнять, или украсть, или ограбить [смеётся]. Вот и всё. У него тоже нет никаких проблем с этим, как он считает.

00:25:25 Таким образом, у людей, которые находятся под преимущественным влиянием одной из этих трёх сил, совершенно разные модели поведения. И понять мотивы поведения благостного человека страстным людям или невежественным людям достаточно тяжело.

Смена гун в новейшей истории России

00:25:42 И мы сейчас с вами последнее, что рассмотрим быстренько, как в нашей стране менялись эти гуны, потому что нам нужно понять, в какой обстановке мы сейчас живём.
Примерно после окончания войны до 65-го (примерно) года наша страна находилась под влиянием силы благости. Потому что война – это процесс, который является очистительным процессом, через страдания люди очень сильно очищаются. И примерно 20 лет после войны люди – несмотря на очень бедное существование и достаточно серьёзную политическую обстановку в стране – люди испытывали счастье, и это видно по фильмам (вообще по произведениям той поры), и литературе, и произведениям театрального искусства, и фильмы это всё показывают. И это не наигранная радость, это действительно люди испытывали очень сильный энтузиазм.

00:26:35 Дальше примерно с 65-го года и по 70-е – 75-е года был период страсти. В этот момент концепция жизни сменилась. Если раньше было просто счастье от того, что живёшь и трудишься, потом уже началось: для счастья чего-то перестало хватать. И мы все ударились догонять и перегонять Америку, мы начали достигать, за спортивными достижениями и рекордами все побежали, кто вперёд у нас в космос полетит. Ну, в космос ещё в 61-м году полетели, вру я немножко. Но, так или иначе, у нас начался сильный дух соревновательности, и это вот как раз сильное влияние гуны страсти.

00:27:19 И дальше постепенно начала нарастать уже гуна невежества, и пришла она в нашу страну примерно в 90-х годах. Она характеризовалась такими яркими событиями как сексуальная революция, алкоголизация, распущенность в целом в умах, выросла наркомания, начали показывать порнографию везде и назвали её почему-то «эротикой». Но, так или иначе, вылилось в то, что – помните – был такой период, что страна была в состоянии, как его называли, «дикого капитализма». Вот это как раз период, когда гуна невежества действовала очень сильно. И надо сказать, что сейчас она отнюдь не ослабила своё влияние, просто она немного качество поменяла своё. Если вы посмотрите, у нас в стране потребление алкоголя в 2 раза превышает порог, после которого начинает происходить угасание популяции. Т.е., если мы такими же темпами продолжим ещё сотню-другую лет, то в принципе русские просто вымрут как нация.

Два пути для России

00:28:27 [Ведущая] А что же дальше, интересно, будет, если после войны из гуны благости мы вот так скатились вниз в гуну невежества, куда же теперь? Опять война, что ли?
[Махов А.В.] А дальше некуда, дальше два варианта: т.е. либо человек (или нация целиком) берётся за ум, и тогда она может вытащить себя из любой ситуации, либо, если за ум никто не берётся – то тогда возникает, накапливается огромное количество проблем. Почему? Потому что человек, находящийся под влиянием силы невежества, его действия практически все связаны с насилием над другими. Так или иначе, он совершает насилие, либо физическое, либо психическое. Таким образом, накапливаясь, эти результаты насилия приводят к тому, что разражается следующая война, или, допустим, происходят какие-то стихийные бедствия, или какие-то эпидемии. Это всё происходит не просто так. В тех местах они происходят, где эта энергия насилия накапливается больше всего.

00:29:27 [Ведущая] Понятно. Значит, дорогие друзья, если хотите, чтобы не было войны, чтобы не было таких вот стихийных бедствий, давайте все вместе браться за ум, дружненько. А прямо сейчас я всем нашим слушателям советую взяться за «мышку» и напечатать своё письмо, отослать его нам на почтовый ящик radio@torsunov.ru , а в письме вы можете написать свой вопрос, для того, чтобы Алексей успел на него ответить. Вопрос, естественно, по этой теме, которую мы разбираем прямо сейчас. У нас прямой эфир, и он продолжается.

Подробное рассмотрение гуны невежества

Невежественное общение

00:29:59 [Махов А.В.] Итак, сейчас мы с вами перейдём (думаю, что для введения мы уже какую-то информацию дали), сейчас мы перейдём с вами к рассмотрению гуны невежества и признаков гуны невежества.
Первый признак гуны невежества – он является ярчайшим и основополагающим – это невежественное общение. И оказывается, что человек, который находится под влиянием силы невежества, с ним происходит удивительный факт. Он попадает – немедленно причём попадает – в общество таких же людей, как и он сам. Почему это происходит? Потому что невежественный человек, он склонен вести себя беспардонно. Так или иначе, он проявляет свою беспардонность характера. В результате что происходит? Люди в страсти с ним уже дружить не будут, они будут его побаиваться. Потому что человек в страсти как живёт? «Моя хата с краю, ничего не знаю». Т.е. мне хорошо, а остальным – «фиолетово». Т.е. я никому зла не хочу причинять, но за всех других «грудью бросаться на амбразуру» тоже особого желания человек не испытывает. И представьте, такой вот человек живёт и встречает он парня, который очень так «прессует» его психически, начинает ему чего-то там рассказывать, руками машет перед носом. Естественно, у любого человека в страсти возникнет сильное нежелание продолжать такое общение.

00:31:22 [Ведущая] Да, он скорее сбежит.
[Махов А.В.] Конечно, он будет избегать таких людей.
Дальше. Как человек в благости общается с такими людьми? Как вы считаете, Олеся? Как бы вы общались с такими людьми, которые любят поговорить так вот, поговорить, чтобы за три квартала было слышно?
[Ведущая] Просто бы избегала всеми силами такого общения.
[Махов А.В.] Да, всё правильно. Люди в благости практически не общаются с такими людьми, потому что они не видят смысла в общении. Они понимают, почему бессмысленно общаться – потому что общение происходит с гуной невежества. Фактически, этот человек уже как личность фактически не существует, просто гуна невежества царит в его уме и разуме, она завладела им. Общаться там, ну скажем так, не всегда и не совсем приятно.

Примеры невежественных мест в городе

00:32:13 Таким образом, человек под влиянием силы невежества очень быстро неизбежно попадает в круг таких же невежественных и беспардонных людей, как и он сам. И если вы хотите узнать, что это за общение (очень интересно, можете посмотреть), одно из невежественных мест в городе – это вокзал, железнодорожный вокзал. И посмотрите на тех людей, которые там постоянно околачиваются.
[Ведущая] «Вокзал и его обитатели»…
[Махов А.В.] Да, обитатели, причём – «постояльцы», я бы сказал. На вокзале так или иначе каждому из нас приходится бывать, в силу того, что мы просто куда-то едем. Я же говорю о «постояльцах». Если вам не составит труда потратить какое-то время и понаблюдать за ними, вы увидите, что их общение протекает в нескольких плавно сменяющих друг друга «фазах». Сначала они ищут, где бы выпить. Им надо выпить, т.е. они собираются, как-то где-то попрошайничают, что-то сдают-находят. После этого они все сбиваются в кучу, потом они выпивают, потом «выясняют отношения», после этого они спят. Всё. Т.е. поиск денег на бутылку, потом распитие, выяснение отношений с мордобоем, сон. Всё. И после того, как они просыпаются, они уже не помнят, что они делали до этого. Они опять все братаны-друзья, всё – поехали опять в очередной «поход» за очередной бутылкой. Вот так вот проходит вся жизнь.

00:33:46 Таким образом, первый признак невежества – это невежественное общение. Есть хорошая пословица, она звучит так: «скажи мне, кто твой друг – и я скажу, кто ты». Поэтому очень полезно смотреть на своих друзей, потому что именно по друзьям можно посмотреть, кто я такой. Потому что для себя мы всегда кажемся себе очень хорошими.

Невежественные события в жизни человека

00:34:07 Следующее, что происходит с человеком, который попал под влияние силы невежества – у него в жизни начинают происходить невежественные события. Что такое невежественное событие? Обокрали (т.е. воровство), предположим, квартиру, где живёшь. Или избили на улице. Или, к примеру, такая тяжёлая ситуация, когда девушку изнасиловали. Понимаете? Или ещё что-то. Происходят потери, какая-то тяжёлая болезнь резко наступает – это всё невежественные события в жизни. Влияние силы невежества в этом случае приходит к человеку в его судьбу как [неразборчиво] тяжёлой кармы. Человек уже может родиться совершенно в другом теле, иметь уже другие идеи, он уже может стремиться к благости, но если в прошлом он очень сильно «набедокурил», т.е. наделал очень много глупостей, то ту часть кармы, которую он не успевает «сжечь» в огне своей молитвы или в огне мантра-медитации – он неизбежно будет отрабатывать до тех пор, пока не попадёт под полное, стопроцентное влияние гуны благости. И он будет отрабатывать вот такими вот невежественными событиями в жизни.

00:35:22 Поэтому я хочу сказать нашим уважаемым радиослушателям о том, что Веды говорят, что в нашей жизни нет случайностей. Ничего не происходит случайно. Слово «случай» - оно лишено того смысла, которое мы в него вкладываем. Случай – это просто то, что должно было произойти, понимаете? А не то, что произошло «неизвестно почему», т.е. то, что не имеет причины. И эти события, которые к нам приходят – как радостные, так и не очень радостные – это всё результаты наших же собственных поступков, которые мы совершали в прошлых жизнях.
[Ведущая] Любой случай – не случаен…
[Махов А.В.] Не случаен, совершенно верно [смеётся]. Хорошая фраза, да. ««Рекурсия», что такое – см. «рекурсия»».

Потеря контакта с совестью. Совесть – голос Бога. Диалог с совестью у людей в страсти

00:36:06 Ну ладно. Итак, следующий признак влияния силы невежества на сознание – это потеря контакта с совестью. Люди, которые находятся под преимущественным влиянием силы невежества, они теряют голос совести. Что такое голос совести? Веды говорят, что голос совести – это фактически голос Бога, который находится у каждого из нас в области сердца. И эта сила, голос Бога, т.к. она неподкупна и всегда правдива – чаще всего она вызывает у нас страдания. У людей, которые живут на земле, она чаще вызывает страдания, потому что мы настроены эгоистично, а это означает, что большинство поступков, которые мы совершаем, даже находясь под влиянием силы страсти – они имеют эгоистичную природу. И совесть наша каждый раз об этом нам говорит. Потому что, если совесть чиста у человека, то человек о совести вообще не думает. Он просто естественным образом находится в состоянии естественной радости, естественного энтузиазма, естественного вдохновения, естественного счастья. Он действует, выполняя свой долг, и ему жить очень легко, потому что его совесть не говорит ему, не обличает его. Когда же совесть не чиста, то её голос вызывает страдания, и этот голос пытается остановить нас, он говорит: «Пожалуйста, остановись! Посмотри, что ты делаешь! Ты поступаешь неправильно! Ты разберись со своей жизнью, пока тебя не начали «догонять» результаты твоих поступков». И если человек находится в страсти, то люди что делают, как вы считаете, Олеся? Вот, допустим, я нахожусь в страсти, я совершил какой-то поступок, допустим, эгоистичный. И мне голос совести говорит: как-то не так ты сделал. Что делает человек в этом случае, если он в страсти?

00:37:54 [Ведущая] Так, надо подумать… Если он в страсти – он нацелен на какой-то результат, он к этому стремится. Если отталкиваться от этого, то, в общем-то, он может просто дальше пойти, не особо на этом зацикливаться.
[Махов А.В.] Может, совершенно верно. Может отвернуться, сказать: «Ну, не надо, не надо». В целом же, чаще всего – вы правильно сказали, один из вариантов такой – но чаще всего мы начинаем оправдываться. У нас возникает неприятное ощущение внутри, прямо вот в груди. Но мы что делаем? Мы начинаем говорить, думать, мысли у нас в этот момент начинают течь так: «Да, может быть, конечно я и поступил неправильно, но у нас сейчас такое время…». [смеётся]
[Ведущая] Сам себе придумывает оправдания.
[Махов А.В.] Да, конечно, мы оправдываемся. Это яркий признак того, что мы в страсти находимся: мы оправдываемся. «Ну, ничего страшного, у нас такая жизнь, придётся жить так, как живёшь. Я не могу изменить эту жизнь, и поэтому мне приходится так поступать». Т.е. человек сразу тысячу оправданий найдёт. Однако же, если того же самого человека похвалить, то тогда он всё примет, скажет – «да, это я», или скромно так промолчит, улыбнётся так, ножкой зашаркает.
[Ведущая] «Я самый скромный!»[смеётся]
[Махов А.В.] Да. «Я ещё и скромный, на самом деле. Я хороший, вы правильно говорите, но я ещё и скромный, не забудьте, отметьте это про меня!». [смеётся]

Отношения с совестью у людей в невежестве. Каждая гуна имеет свою правду

00:39:24 Теперь, у людей в невежестве. Как люди в невежестве относятся к совести? Человек в гуне невежества вообще не хочет терпеть эту боль, никак. Т.е. человек в страсти, он избавляется от боли каким образом? Он всё время говорит в уме, та-та-та-та-та, «вот это, вот это и вот это», и этой болтовнёй он пытается забить, заглушить голос совести, найдя себе логическое оправдание. Он выстраивает целую логическую концепцию, философию новую выстраивает в своём разуме, которая позволяет ему продолжать действовать так же и не обращать внимания на голос совести. Человек же в гуне невежества вообще не хочет терпеть никакую боль. Он думает уже таким образом: «Зачем вообще мне всё это надо? Что это за глупые мысли какие-то в моей голове? На самом деле всё не так, весь мир – бардак, все люди – дураки». Это вот как раз пословицы в невежестве. Или: «пускай работает железная пила, не для того меня мама родила». Это всё гуна невежества. Причём удивительная вещь заключается в том, что каждая из гун имеет свою правду, свою истину. Понимаете? У каждой гуны есть свои песни, свои пословицы, своя философия. Потому что сила невежества тоже даёт человеку знание о том, как надо правильно (невежественно) жить. И это знание воспринимается людьми в невежестве как истина. «Да, вот так нужно! Зачем я должен пахать на пяти работах, чтобы заработать себе на несчастный «запорожец»?? Я лучше пойду ограблю банк, куплю себе нормальный, человеческий, реальный «мерседес»!». [Смеётся]

Совесть у людей в благости

00:40:56 [Ведущая] Да, у каждого человека есть свои законы, которым человек следует.
[Махов А.В.] Таким образом, человек в благости, испытывая какой-то укол или обличение от голоса совести, пытается разобраться, что он сделал не так. Он как раз ждёт эту боль. Т.е. он не то что ждёт, он не убегает от неё. Он готов к ней. Он говорит: «да, мне плохо», и он к Господу обращается в этот момент и просит у него что? Он просит у него разума. «Господь, дай мне, пожалуйста, разум, чтобы я разобрался, что я сделал не так». Он просит прощения у Бога, он просит прощения по отношению к тем людям, которым он совершил что-то не так. Не обязательно это вслух делать, но, так или иначе, он просит прощения, раскаивается и просит у Бога разума, чтобы в следующий раз не повторять, т.е. он не хочет больше уже повторять этот проступок. Таким образом, он с совестью, с Богом начинает устанавливать очень тесный контакт.

Отношение людей разных гун к критике и похвале

00:41:49 Человек, находящийся под влиянием силы страсти, постоянно бегает от всех обличений, но при этом всегда с удовольствием принимает все поощрения. Т.е. у него такая «избирательность». Человек в невежестве – он вообще ничего не принимает. Если человека в невежестве попытаться обличать – нужно делать это на большом расстоянии (желательно через мегафон) и тут же убегать [смеётся], пока не догнал и не убил. Однако, если даже попытаться человека в невежестве похвалить… Вот к человеку в невежестве подходишь и говоришь: «Здравствуй! Ты сегодня так хорошо выглядишь!». Человек в невежестве что отвечает? «Не твоё дело!»
[Ведущая] «Сам дурак!»
[Махов А.В.] «Сам такой!» [смеётся] Человека в невежестве – его нельзя ни обличать, ни хвалить. Т.е. он всё ненавидит. Это состояние ненависти ко всем, диктуемое силой невежества – оно постоянно в сознании присутствует.
[Ведущая] «Подозрение» такое всегда возникает. Когда даже с чем-то хорошим к нему подойдёшь, он так очень подозрительно: «Что-то он, наверное, от меня хочет, что-то задумал…». [смеются]
[Махов А.В.] Эта вот подозрительность – она, наверное, уже к гуне страсти всё-таки. Потому что подозрительность – она основывается как раз на том, «что он от меня сейчас захочет». Т.е. это уже гуна страсти. А вот гуна невежества – она сразу, знаете, такую агрессию проявляет. Он ничего не думает, ему нужно просто куда-то агрессию деть – вот я подвернулся. Следующий признак…

00:43:17 [Ведущая] Алексей, я вот предлагаю следующий признак разобрать на следующей беседе, так как у нас время для того, чтобы отвечать на наши вопросы. Я смотрю, тут уже как раз их скопилось, как раз хватит на этот эфир.

Вопросы радиослушателей

Если не работаешь и каждый день молишься Богу – в какой гуне находишься?

00:43:30 Итак, первый вопрос от Александра из Кирова.
«Если не работаешь и каждый день молишься Богу – в какой гуне находишься?»

00:43:40 [Махов А.В.] Хороший вопрос. Всё зависит от того, в каком социальном укладе вы находитесь. Если вы ведёте отречённый образ жизни, вы монах предположим, то в этом случае молитва является вашей основной работой. И в этом случае, даже если вы 6-8 часов в день посвящаете молитве – это означает, что вы выполняете свой долг. Если же вы не монах, т.е. вы ведёте социальный образ жизни, в общество вхожи – это означает, что у вас есть определённые обязанности по отношению к обществу, в котором вы живёте. И эти обязанности в т.ч. заключаются в том, что вы должны работать, т.е. вы должны приносить какую-то пользу своим существованием тому обществу, в котором вы живёте. Поэтому, если вы только молитесь, не работаете и не монах – то в этом случае вы не выполняете свои обязанности, и это вы совершаете ложное отречение, оно не принесёт вам никакого счастья. Таким образом, правильный ответ на этот вопрос зависит от того, в каком социальном укладе вы находитесь. Если вы отречённый человек, то молитва и распространение знания через чтение молитв, допустим, или через беседы духовные – является вашей единственной и самой основной обязанностью. Если вы не отречённый человек – то должны параллельно выполнять и все остальные обязанности тоже.

Не хватает сил стать монахом. Как обрести духовные силы

00:45:07 [Ведущая] Да, хорошо. Вот как раз Александр написал дополнение: «я хочу стать монахом, но сил не хватает».

00:45:13 [Махов А.В.] Ну хорошо, если вы стремитесь к монашескому образу жизни – вам можно просто поаплодировать. Это очень хорошо, сейчас редко встретишь, редки эти люди. Вам нужно тогда просто – если вам не хватает сил духовных – вам нужно увеличивать духовное общение, постепенно отказываясь полностью от мирского общения. По-хорошему – нужно идти в храм, т.е. жить в храме или жить в монастыре, т.е. нужно жить там послушником какое-то время, пока вы духовно окрепнете, чтобы быть готовым принять монашеский сан, монашеский образ жизни. У вас обязательно должен быть наставник, чем быстрее он появится у вас – тем лучше. Так что вот, я думаю, что этого достаточно.

Является ли употребление мяса признаком невежества?

00:45:56 [Ведущая] Хорошо, спасибо. Есть у нас также постоянный слушатель по имени Кирилл, который хочет задать вам вопрос в прямом эфире, и я его сейчас подключаю к нашей конференции. Через скайп – напомню – у нас происходит общение. Сейчас Кирилл поднимет трубку, и мы услышим его голос. Алло, Кирилл, здравствуйте! Вы уже в прямом эфире.

00:46:18 [Кирилл] Здравствуйте. Спасибо, большое за вашу лекцию. Я так понимаю, что у нас гуна невежества. Интересно, просто у меня мысль такая появилась: вот смотрите, а мясо есть – это тоже получается невежество, да?
[Махов А.В.] Совершенно верно. У нас ещё просто впереди об этом беседа.
[Кирилл] Мне просто интересно, если человек всю жизнь ест мясо и никогда не заинтересовывался тем, что, может быть, это плохо, или это хорошо – он ведь получает какую-то кару Господню, и будет иметь какое-то последствие за это? Ну и, соответственно, пойдёт, например, в ад. А есть может быть такие люди, которые едят мясо и в ад не идут? И вообще, возможно ли… все ли идут в ад, если едят мясо?

00:47:11 [Махов А.В.] Если они едят мясо… Хорошо, если я правильно понимаю, вопрос звучит так: «все ли люди, которые едят мясо, идут в ад?». Так?
[Кирилл] Да.
[Ведущая] Через невежество, насколько я поняла. Т.е. сразу опускается, под влияние гуны невежества попадает, и после этого уже плачевные последствия.

00:47:32 [Махов А.В.] Хорошо. Отвечаю на ваш вопрос таким образом: если человек ест мясо и не молится Богу никак, т.е. он ведёт просто невежественную жизнь – в следующей жизни он, скорее всего, родится на одной из адских планет. Потому как там такая жизнь, жизнь там предназначена как раз для таких людей. Если человек молится Богу, у него молитва серьёзная есть, серьёзная практика, при этом он не может отказаться от мяса – он в ад не идёт. Если серьёзно он занимается духовной практикой, при этом он не способен… ну, немножко он ест это мясо – при этом он остаётся здесь, на средних планетах, до тех пор, пока у него будет баланс между молитвой и мясной пищей. Если человек молится Богу и при этом отказывается от употребления убойной пищи – в следующую жизнь он, как минимум, получит возможность родиться в более прогрессивных условиях, в раю, где он сможет продолжать занятия духовной практикой. Дело в том, что всё здесь очень индивидуально. Потому что гуна страсти будет заставлять нас «спрятаться» за этим, она будет говорить: «Ну ладно, ты молись Богу, и ешь мясо!». Понимаете? Вот такое не пройдёт [смеётся]. Бывает так, что человек очень хочет, но он просто не может, в силу того, что очень тяжёлая карма. Он очень сильно хочет, но какое-то время он не может этого сделать, не может он отказаться от мяса. При этом молитва его очень сильна.

Как отказаться от мяса?

00:49:12 [Кирилл] Извините, перебью… А если он хочет отказаться, ему следует это делать постепенно, да? Или это можно сразу и резко сделать?
[Махов А.В.] Вы знаете, здесь всё зависит много от того, насколько психических сил накоплено много у человека. Есть люди, которые обладают достаточным благочестием, они просто говорят: «я не буду больше есть». Они просто глубоко поняли, насколько это большое насилие над другими живыми существами. Есть люди, которые не могут сразу отказаться, в силу того, что очень сильная привязанность. Гуна невежества очень сильно влияет на сознание. Таким людям нужно что делать: нужно параллельно с тем, что они будут пытаться совершать какие-то усилия, им нужно сделать две вещи. Им нужно, чтобы как можно больше в жизнь вошло благостного общения, т.е. общения с людьми, которые уже отказались от этой привычки. Понимаете? И как можно меньше общаться с теми людьми, которые очень сильно погружены в невежество. Т.е. мы правильно выстраиваем общение, плюс духовная практика, она даёт любому человеку возможность отказаться от употребления мясной пищи, это я вам точно говорю. Я уже был свидетелем многих случаев, когда человек, очень сильно привязанный к этой пище, за несколько лет мог совершенно от неё отказаться.

Как вылечить одержимость у сына?

00:50:33 [Ведущая] Спасибо, Алексей! Спасибо, Кирилл, вам за звонок! Я думаю, мы разобрались с этим вопросом. Есть ещё несколько вопросов, на которые хотелось бы успеть дать ответ и разобрать. Вот письмо, которое пришло ещё до эфира от слушательницы Марины, и пишет она:

00:50:48 «Недавно натолкнулась на ваше радио и цикл, который ведёт Алексей. Слушаю с большим интересом и удовольствием, прямо на душу ложится. Вопрос мой касается всех гун сразу. Ситуация, когда человек имеет одержание (вот так написала Марина), в данном случае – это мой сын, уже взрослый. Имею определённую информацию по этому вопросу, знаю, что дух притягивается на наши страстные желания, т.е. мы сами разрешаем ему войти. Заметила, что он меняется, в зависимости от времени суток, и процент благостного поведения больше в первой половине дня, а к вечеру в нём что-то просыпается, даже не страстное, а весьма гадкое и невежественное. Начинается погоня за удовольствиями, которая его гонит из дома. Дальше не описываю, легко догадаться. Слава Богу, это не каждый день. Одно дело – отношения с ним, а другое – с тем духом. Я даже ощущаю, когда это он мне отвечает, разум сына спит. Видимо, у меня пока не хватает сил самой противостоять его присутствию. Скажу сразу, что без помощи в данном вопросе я не осталась. Знаю, что душа сына притянулась в мой род и именно ко мне не просто так. Работаю в данном направлении, приняла одну из духовных традиций. Как ситуация выглядит с точки зрения Вед? Очень «грязный» разум, карма настигла, и надо её отработать? Насколько фатальна ситуация, и как Веды советуют поступать с близким в ситуации одержания с позиции гуны благости?»

00:52:23 [Махов А.В.] Спасибо большое, очень интересный вопрос. Скажу сразу, что ситуация не фатальна, и то, что вы занимаетесь духовной практикой – окажет вам в своё время неоценимую услугу, неоценимую помощь. По поводу гун. В принципе, вы своим вопросом сами уже на всё ответили, вы всё правильно определили. В Ведах действительно говорится, что в первой половине дня утро является наиболее благостным, до восхода солнца. Далее постепенно нарастает страсть, в период полудня страсть максимальна. А дальше к вечеру страсть уменьшается и перерастает в невежество. Т.е., в принципе, вы подтвердили своим письмом то, что Веды говорят, как гуны распределяются в течение суток. Давайте, тем не менее, поговорим о том, что всё же со всем этим делать.

00:53:17 В Ведах – в аюрведе в частности – есть такой раздел, который называется «Бхута чикитса», который как раз занимается лечением людей, которые находятся в том состоянии, в котором находится ваш сын. Самый лучший способ лечения таких людей – нужно ехать в святое место, не важно даже какой традиции, главное чтобы там были святые люди, и там нужно какое-то время жить. Также в разных традициях духовных есть определённые ритуалы, которые проводят квалифицированные священники, которые позволяют духа «выбить» из сознания очень быстро. Проблема не в том, чтобы дух ушёл, понимаете? Проблема в том, чтобы он не возвратился. А для того, чтобы он не возвращался, нужно, чтобы сознание Вашего сына укрепилось. Для этого нужно какое-то время жить в святом месте. Какое конкретно время нужно жить вам – это вы узнаете, когда приедете в святое место, и вам там батюшка скажет, или святой человек какой-то скажет. И вам нужно какое-то время там обязательно пожить. В молитве и выполняя какую-то простую работу, т.е. служа этим святым людям. Вот это и есть лечение. Я вам хочу сразу сказать: пожалуйста, если у вас есть хоть какая-то возможность – пожалуйста, воспользуйтесь ей, потому что вам одной справиться с этой ситуацией будет достаточно тяжело, потому что она требует очень большого количества духовных сил. Я, к сожалению, не знаю, много их у вас или нет. Судя по тону письма вы очень решительный и очень сильный человек, то есть вас ситуация не сломала. Но, тем не менее, думаю что нет смысла затягивать эти все вещи, лучше конечно при первой же возможности поехать и пожить какое-то время в святом месте. Вот такой ответ.

Невежество в близких людях. Как себя вести?

00:55:06 [Ведущая] Спасибо вам за него. Далее у нас письмо от Елены на очереди. «Расскажите пожалуйста», - пишет Елена – «Подробнее, как на внешнем плане проявлять себя, когда сталкиваешься с невежеством в близких людях. Внутреннее принятие – само собой разумеется (мы сами не идеальны), но внешне очень часто реакции происходят автоматически, как бы «из прошлого», видимо от того, что не знаешь, как реагировать.

00:55:33 [Махов А.В.] Здесь на самом деле причина заключается не в том, что реакция приходит из прошлого, реакция приходит из умонастроения. Понимаете? Это говорит о том, что, пока разум – он у вас уже, несомненно, очищается, раз вы отдаёте себе отчёт в том, что эти реакции неправильные – у вас просто пока не хватает ещё силы в нём. Понимаете? Вам нужно работать над усилением своего разума, т.е. если вы уже определились со своей духовной традицией, вам нужно либо увеличить продолжительность молитвы (мантры, медитации), либо, если вы не определились со своей духовной традицией – вам нужно увеличить количество времени, которое вы отдаёте на пожелание всем счастья, и делать это более качественно, т.е. стараться, чтобы ум не скакал в это время как обезьяна, а был сосредоточен на объекте вашей медитации, допустим – на святом на каком-то, или на стопах божества. Понимаете? Т.е. нужно сделать этот процесс более качественным и дать ещё больше времени на это. Тогда со временем ваш разум усилится, и на следующем этапе вы будете способны контролировать себя. Вот как только захотелось что-то как-то сказать не так из-за того, что кто-то ведёт себя невежественно – и вы почувствуете: у вас есть силы это не делать. Понимаете? Но это достижимо только для тех людей, кто серьёзно практикует работу над своим разумом, Т.е. молитвенная практика, или практика мантра-медитации, практика повторения настроя «я желаю всем счастья» - только она даёт такую способность, другой возможности нет.

00:57:05 Ещё хочу заметить, что если вы какой-то духовной традиции следуете, «зелёный свет» открывают благословения. Если у вас есть какие-то святые или возвышенные личности – пожалуйста, подойдите к ним и попросите благословения на это. То есть прямо скажите, что у меня есть такая-то проблема. Это называется «исповедь». Вы покаетесь в ней и попросите благословения у этих людей на то, чтобы преодолеть это в себе с помощью молитвы. Это даст вам возможность быстрее продвигаться, потому что не только ваша туда сила духовная вольётся, но и вольётся духовная сила того человека, у которого вы просите благословения. В этом случае ваш прогресс будет значительно ускорен. Вот, ответ такой.

Вспышки ярости у мужа. Как быть?

00:57:53 [Ведущая] Спасибо. Есть у нас ещё вопрос от Марины из Иркутска. Марина пишет: «Подскажите, как быть, когда у мужа случаются вспышки ярости? Когда заходит разговор о какой-нибудь проблеме, он сразу же (причём, сам этого не замечая), начинает кричать, ругаться, может даже что-нибудь кинуть, и это при ребёнке. Это признаки гуны невежества?», - спрашивает Марина, – «Как поступать жене, когда просьбы снизить тон и спокойно разговаривать ни к чему не приводят». Вот такая ситуация.

00:58:25 [Махов А.В.] Хорошо, отвечаю. Первое, что вы должны понимать: такое поведение мужа обусловлено не только тем, что гуна невежества влияет на его сознание. Оно также вызвано тем, что гуна невежества влияет на сознание вас обоих. Просто на женщину гуна невежества влияет немножко по-другому, не так, как на мужчину. Т.е. она может влиять как по-мужски, так и по-женски. В вашем случае она как раз по-женски, а у вашего мужа – по-мужски. Поэтому, что нужно делать? Точнее, здесь даже проще сказать, что делать не нужно. Пожалуйста, когда ваш муж гневается, не пытайтесь его вразумить, это бесполезно. Лучше дать возможность «выйти» вспышке его гнева. Вот он что-то сделал, а ваша задача – в ответ не обидеться. Если вы будете обижаться на его гнев – он гневаться будет бесконечно. Но, как только у вас появится внутри психическая возможность не обижаться на него за то, что он гневается – тогда через некоторое время он потеряет способность гневаться на вас. Именно на вас. Понимаете? На других, возможно, он будет так же гневаться, потому что в целом, возможно, у него вспыльчивый характер. Однако же на вас он потеряет способность гневаться, из-за того, что вы перестали на него обижаться.

00:59:45 Теперь следующий вопрос: как не реагировать, как не обижаться, как не гневаться в ответ. Ответ опять же точно такой же. Единственный способ не гневаться на человека – это принятие своей судьбы. Принятие судьбы возможно только в том случае, когда человек свою цель ставит вне людей, которые его окружают. Когда в вашей жизни появится возвышенная цель, т.е. духовная цель, допустим – достижение контакта с Богом, или развитие духовное. Понимаете? Т.е. все вещи, все события, которые вокруг вас происходят – они перестанут очень сильно «довлеть» над вами. Вы перестанете очень сильно реагировать на них, потому что основное сознание будет сосредоточено на духовности. В этом случае вы будете способны, во-первых, спокойно относиться к тому, что ваш супруг, допустим, ведёт себя в какой-то момент не очень сдержанно. С другой стороны – у вас появится сила, которая в какой-то момент уже не позволит ему – по крайней мере, по отношению к вам – проявлять такие вот качества. Понимаете? Таким образом, если вы будете развивать в себе духовную силу, это позволит вам самой улучшить вашу жизнь (непосредственно вашу), но также очень сильно повлияет на вашего мужа. Таким образом, ответ очень простой. Причина того, что муж ведёт себя таким образом – заключается в вас обоих, просто гуна на каждого из вас действует по-разному, и вам нужно просто этот вопрос изучить. Посмотрите на сайте у Олега Геннадьевича Торсунова, есть целый цикл лекций по семейным отношениям. Скачайте их, прослушайте, и вы всё поймёте, там не сложно.

01:01:25 Выходить же из этой ситуации нужно так: нужно культивировать в себе очень возвышенную цель. Понимаете? Духовную цель. В этом случае вы не только не «отгородитесь» от своих близких, а наоборот – вы будете способны построить с ними более глубокие, более возвышенные отношения, и способны будете дать им такое общение, которое просто не позволит им вести себя по отношению к вам каким-то недостойным образом. Такой ответ.

Как стать бескорыстным?

01:01:51 [Ведущая] Спасибо. Есть вопрос от слушателя Анатолия. Пишет он: «Благодарю вас за вашу работу и знания, которыми делятся с нами лекторы. И вот вопрос: я делаю попытки жить духовной жизнью. Одной из составляющих духовной жизни является безвозмездная деятельность, но в одно время получается делать всё с радостью, в другой же раз требуется убедить себя, что так нужно делать, через внутреннее нежелание пройти. Вследствие чего это происходит, и что в такие моменты делать?»

01:02:23 [Махов А.В.] Спасибо, Анатолий, отличный вопрос, я очень рад. Дело в том, что с этим состоянием сталкивается любой, совершено любой человек, который пытается работать над собой. В какое-то время возникает сильный энтузиазм действовать бескорыстно, а в другой день (или в другой час) этого энтузиазма вообще нет, и приходится фактически насилие над собой совершать, или прилагать фактические усилия серьёзные, чтобы продолжать действовать бескорыстно. Этот процесс является нормальным, он вызван тем, что в разное время, в разные периоды нашей жизни на нас влияют разные силы. И когда преобладает гуна благости (а такое тоже бывает), мы совершаем бескорыстные поступки очень легко и просто. Когда же преобладает гуна страсти или гуна невежества, нам становится очень тяжело. Откуда брать силы совершать поступки бескорыстные, когда влияет другая гуна? Ответ опять тот же самый: единственный способ [смеётся] – наверное покажусь шизофреником, но это действительно так – единственный способ преодолевать влияние гун – это постановка себе целей, которые стоят вне их влияния. Т.е. когда человек ставит себе духовную цель и дальше, направив разум на духовное, начинает этот разум усиливать с помощью молитвы, или мантры, или настроя – он получает способность удерживаться в состоянии бескорыстия даже тогда, когда на сознание начинает влиять другая гуна. Понимаете? В этом случае вам будет становиться всё проще и проще действовать дальше на бескорыстной платформе, даже если на вас влияют другие гуны. Понимаете? Они по судьбе по-разному приходят. Никогда не скажешь, в каком настроении проснёшься завтра, это неизвестно. Понимаете? Но если вы в течение дня постоянно удерживаете свой разум, даже искусственно просто удерживаете его в состоянии молитвы, или в состоянии мантры, медитации, или в состоянии пожелания всем счастья – у вас будет та сила, которая позволит вам преодолевать вот это своё «не хочу, не могу, некогда, не получается, не буду, не моё». Понимаете? Это всё просто будет отбрасываться этой силой. Вы будете способны продвигаться. Только работая со своим разумом, можно менять вот эти свои «не могу – не буду». Если человек со своим разумом не работает – невозможно ничего поменять. Сегодня пришла благочестивая карма – я действую бескорыстно. Завтра пришла неблагочестивая карма, созрела, в мозги упала – всё, «не могу ничего делать, не хочу, не буду, не моё».

01:04:55 Таким образом, ответ такой: нужно работать над своим разумом, усиливать и укреплять его с помощью благоприятных звуковых вибраций, и со временем у вас появятся силы преодолевать, действовать бескорыстно несмотря на то, что приходит к вам по судьбе. С этого момента вы станете хозяином своей судьбы.

Как удержать ум, чтобы он не «скакал»?

01:05:14 [Ведущая] Вот как… Красиво, гордо звучит! [смеются] Спасибо вам за ответ, есть у нас ещё, я думаю, немножечко времени, чтобы ответить на пару вопросов. Вот Ольга из Санкт-Петербурга пишет: «А как так сделать, чтобы ум не «скакал», что нужно? Расскажите подробнее, пожалуйста».

01:05:33 [Махов А.В.] Хорошо. Я расскажу вам в общих чертах, как это делать. К сожалению, у меня нет здесь возможности говорить об этом подробно, потому что в разных духовных традициях эти техники немножко разнятся, и я бы не хотел заниматься «политикой», выставляя в преимущественном виде каком-то ту духовную традицию, которой следую сам. Дело в том, что правильная молитва или правильная мантра-медитация, и даже правильное пожелание всем счастья требуют знания определённых техник. И вот здесь гуна страсти нам ставит такую «подножку»: она нам говорит, что если ты начал молиться, или повторять какую-то мантру, или желать всем счастья – то, значит, ты делаешь всё правильно [смеётся]. Но на самом деле это не так. И бывают случаи, когда человек десятилетиями повторяет какую-то молитву или мантру, но эффект очень маленький. Дело в том, что, как и любое дело, оно требует знания определённых техник, которые делают эту практику эффективной. Точно так же и практика молитвы, и мантра-медитация тоже требует определённых «технических» приёмов, и я их вам сейчас в общем виде объясню.

01:06:49 У нас есть три проблемы, которые мешают нам правильно воспевать или правильно молиться. Первая – это невежество. И для того, чтобы молитва стала чистой и эффективной, нужно сделать так, чтобы из тела выгналось невежество, выгнать его нужно. Для того, чтобы из тела ушло невежество, нужно, чтобы тело приняло определённые позы, которые для тела – прямо скажем – не особенно удобны. Но, так как я здесь в общем говорю – их есть несколько – я опишу лишь те, которые применимы для всех духовных традиций. Эта поза называется «стойка на коленях», когда человек стоит на коленях. Т.е. молиться нужно, стоя на коленях. Это одна из поз, которые делают молитву очень эффективной. И второе, что нужно делать – нужно постоянно стоять на коленях с прямой спиной, нельзя сгибаться. Как бы больно ни было, как бы неприятно ни было, как бы ни крутило, ни ломало – насколько можно терпеть, нужно терпеть. В этот момент вы увидите, что, пока вы находитесь в таком состоянии – ваш ум уже очень сильно отвлекаться не будет.

01:08:09 Однако же, это ещё не всё. Первое, таким образом, что нужно сделать – это привести тело в такое состояние, в котором в нём будет минимум невежества. Это достигается путём фиксации тела в определённой позе и удержания тела в этой позе на протяжении всей молитвенной практики.

01:08:28 Второе. Нужно задействовать в практике молитвы все свои 5 чувств. Поэтому, дальше: чувство слуха у нас как задействуется? С помощью повторения молитвы вслух. Молитвы, или мантры, или настрои обязательно нужно повторять вслух. Иначе у нас, во-первых, чувство слуха не задействовано, во-вторых – у нас разум не включается. Дальше, чувство зрения у нас каким образом задействовано? Оно обязательно должно концентрироваться на какой-то образ святого, причём желательно концентрироваться на стопы, потому что в стопах у святого находится вся сила его аскез. И когда мы мысленно кланяемся во время молитвы стопам святого человека, отдавая ему таким образом своё почтение, через эти стопы в наше сознание вливается сила аскезы этого святого. Понимаете? Она делает нашу молитву более эффективной, потому что сами мы мало понимаем в том, как правильно молиться, у нас нет этого ощущения. Потому что молитва- это не умственный процесс, молитва – это разумный процесс. А мы разум в своей жизни не используем, даже не понимаем, что это такое. И нас святой по своей милости может научить. Т.е. к святому нужно обращаться, не просто тупо кланяться, а настраиваться так: «У меня нет никакой чистоты, вся чистота находится у тебя. Пожалуйста, своей чистотой очисть меня, чтобы я стал проводником твоей любви». Понимаете? Т.е. вот такой настрой должен быть. Настрой очень почтительного преклонения перед этой личностью. Или тот, кто медитирует или молится на образ Бога – то же самое. Есть традиции, в которых запрещены изображения святых. В этом случае нужно обращать свои молитвы к Священному Писанию, ставить Священное Писание и обращаться с молитвами к нему. Оно имеет духовную абсолютную природу, поэтому проблем никаких эта деятельность не приносит, наоборот – это очень важная техника.

01:10:33 Следующее, что нужно сказать… Таким образом, две вещи рассмотрели. 5 чувств, т.е. понятно: язык задействуется, когда мы вслух произносим. Осязание, чувство осязания обязательно должно быть занятым. Поэтому те, кто серьёзно практикует, должны молитву повторять на чётках. Помимо того, что это очень хорошо дисциплинирует – т.е. человек чётко понимает, что он должен прочитать такое-то количество кругов на этих чётках, молитвы или мантры – оно ещё задействует чувство осязания. А чувство осязания – это одно из главных чувств, через которые очень сильно загрязняется сознание, потому что оно связано с половым чувством очень сильно.

01:11:13 И следующее, что нужно сказать – нужно учиться звучать правильно. Понимаете? В Ведах есть такое понятие – Шабда Брахман. Это звук, который имеет духовную природу. И мы, люди, в основном не понимаем, что такое звук, который имеет духовную природу. Поэтому повторять молитву, или повторять мантру, или даже желать всем счастья лучше всего, когда параллельно звучит голос святого человека. И нужно стараться повторять это так же, как повторяет этот святой. Понимаете? Даже очень хорошо, если он находится в вашей духовной традиции и повторяет ту же молитву, ту же мантру, которую обычно в вашей традиции на чётках повторяют. Это очень хорошо и очень здорово помогает в правильное умонастроение войти. Вот я сказал вкратце, что нужно делать. Как видите, даже молитвенная практика, мантра-медитация практика – она имеет свою технику и на самом деле является очень глубоким процессом. Я надеюсь, что кому то после этого стало более ясно, как это всё делать правильно. Ну вот, всё что мог в общем сказать, я сказал.

01:12:28 [Ведущая] Спасибо, Алексей. Вот на этих важных моментах мы и остановимся, как раз для того, чтобы эти моменты отложились в памяти наших слушателей. А если они всё-таки сразу всё не запомнили или не успели записать, они всегда могут прослушать этот наш эфир (как и все предыдущие) у нас в разделе «Вселенная и мы» на «Аюрведа-радио». На сайте «Аюрведа радио», как известно, существует «Университет», именно там и появляются постепенно записи всех прямых эфиров. Ну а с Алексеем мы «услышимся» ровно через неделю. Спасибо, Алексей, снова, что были с нами, и услышимся, продолжим эту тему – интересную и важную для нашей жизни, для каждого из нас – тему гун материальной природы и, в частности – гуны невежества.

01:13:15 [Махов А.В.] Спасибо большое, Олеся, спасибо большое вам, уважаемые радиослушатели за ваше внимание, за время, которое вы тратите и за прекрасные вопросы, которые вы задаёте. Всего вам хорошего, до свидания!
[Ведущая] До свидания!

транскрибирование: Антон Кондрашев | Санкт-Петербург | Россия | 20 January 2015