Слава Бхактиведанты Свами

Навадвип - 18 July 1992
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:18:32 | качество: mp3 64kB/s 35 Mb | прослушано: 27 | скачано: 113 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Шрила Говинда Махарадж:
ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намаха
ванчха-калпатарубхйаш’ ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намаха
намо маха ваданйайа кришна-према прадайате
кришнайа кришна-чайтанйа намне гаура твише намаха

00:00:47 Достопочтенные вайшнавы, дорогие преданные Кришны, уважаемые дамы и господа, возлюбленные дети, в присутствии вас всех я чувствую себя очень удачливым, мне повезло приехать сюда. Шрипад Бхакти Канан Гири Махарадж и Шрипад Бхакти Ананда Сагар Махарадж рассказали вам что-то обо мне, о моих взаимоотношениях со Шрилой Прабхупадой. Ради служения Шриле Гуру Махараджу, насколько это в моих силах, я пытаюсь делать это ради их удовлетворения.

00:02:13 Мы являемся обусловленными душами. Наши способности очень ограничены, крохотны. Но Гурудев и вайшнавы хотят от нас что-то. Воля Гуру — это все и вся. Когда воля Гуру присутствует, тогда трансцендентная волна входит в слугу, и это моя сила, источник моей силы. Гуру Махарадж, Шрила Свами Махарадж Прабхупад и все любящие преданные, их милость — моё единственное богатство. Если я пытаюсь делать что-то…

00:03:36 Существуют различные измерения бытия, различные уровни мироздания. Мир очень большой, а мы очень крохотные дживы, души. Но по воле Кришны все возможно. И также возможно, если преданный хочет чего-то, Кришна исполняет его желание. Кришна хочет, чтобы обусловленная душа служила Ему по своему свободному выбору. Кришна не отнимает у нас свободу.
У нас есть форма в качестве дживы, души — татастха-шакти, срединная, промежуточная энергия. Она наделена свободой и почему дана свобода?
У меня есть язык, благодаря которому я могу чувствовать различные вкусы: могу чувствовать сладкий вкус, соленый вкус посредством языка. У меня есть свобода делать это. Кришна дал эту свободу дживе, душе.

00:05:33 Есть вкус экстаза, четыре вида расы в вечной обители Кришны. Живое существо может войти в эту обитель, в круг Его спутников, это естественно. Такова воля Кришны. Но Он не навязывает Свою волю, таково желание Кришны, но Он не навязывает Свою волю нам. Если бы Он навязывал Свою волю, то не была бы игра.
Большинство джив, душ, когда они обретают форму, немедленно они тотчас же избирают трансцендентную жизнь. В трансцендентный мир, три четверти джив, душ, входят в трансцендентный мир, но одна четверть живых существ, джив, к сожалению, обращается в сторону майи. Движимые своим эго, они выбирают майю, Майя-локу, иллюзорное окружение.

00:07:43 Когда они входят в иллюзорное окружение, они злоупотребляют своей свободой, но Кришна хочет, чтобы они пришли к Нему и испытывали наслаждение, счастье, экстаз, очарование, наслаждались очарованием, красотой, жизнью в обители Кришны. Поэтому время от времени Кришна посылает Своих спутников, Своих образцовых помощников, которые помогают дживам, душам, почувствовать влечение к Кришна-локе.

00:08:48 Когда преданный чувствует беспокойство, дурные элементы, дурную природу, джива, душа, атакуема майей, когда происходят конфликты, и многие негативные явления имеют место быть, когда тенденции асурические, демонические тенденции доминируют, Кришна нисходит Сам или посылает садху, который учит всех живых существ.
паритранайа садхунам
винашайа ча душкритам
дхарма-самстхапанартхайа
самбхавами йуге йуге

(Бхагавад-гита, 4.8)
Кришна нисходит, чтобы защитить садху, который учит все дживы, души. Кришна возрождает религию, Он приводит все в гармонию, нисходя в этот мир, и возвращается в Свою собственную обитель, осуществив Свою миссию. Он посылает свои воплощения, аватары — Матсья, Курма, Вараха и так далее.

00:10:41 Таким образом, одна четверть живых существ обитает в иллюзорном мире, но три четверти живых существ счастливо обитают в трансцендентном мире. Когда Кришна Сам приходит, тогда нет проблем. Кришна спасает дживы, души, делает это вновь и вновь. После этого обстоятельства изменяются, волна, приходит другая волна, и Кришна посылает Своего могущественного преданного, Своего спутника. Благодаря этим преданным мы обретаем трансцендентное знание. Эти преданные утверждают религиозное настроение дживы, души.

00:12:04 Циклическое действие — хорошее, плохое. В этом бренном мире происходит такое циклическое движение — хорошее сменяет плохое. Когда приходят хорошие времена для джив, душ, в это время многие спутники Господа приходят в этот мир.
Мы можем посмотреть на пример из истории — Руп, Санатан пришли в этот бренный мир и проповедовали Cознание Кришны. Затем иллюзорное окружение атаковало этот мир. Их проповедь была ложно интерпретирована со временем апасампрадаями, учителями-имитаторами: аула, баула, картабхаджа, сакхи-бхеки и так далее — столь многие апасампрадаи.

00:13:33 Но после этого мы видим в истории, Бхактивинод Тхакур пришел. Бхактивинод Тхакур стремился возродить возвышенное положение сампрадаи Шри Чайтаньи Махапрабху. Он написал множество книг и песен для обусловленных душ и распространял Кришна-нам Харе Кришна маха-мантру. Его проповедь была очень могущественной. Он стремился одарить джив, душ великим благом.
В конце концов, Он дал нам Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Прабхупаду. Он был Кришна-шакти, обладал Кришна-шакти, со всей полнотой и могуществом он проповедовал в то время, в своё время, Cознание Кришны по всей Индии. За короткое время, за несколько лет он установил 64 центра Гаудия-миссии в Индии и за её пределами. В то время многие в Индии приняли Cознание Кришны, но не западный мир.

00:14:56 Шрила Сарасвати Тхакур пытался проповедовать на Западе, он посылал своих учеников в Англию. Они пытались всячески проповедовать Cознание Кришны в Лондоне, в Германии также, но безрезультатно. Несомненно, они проповедовали Cознание Кришны, но они также переняли западный образ мыслей и действий, и то не было желание Шрилы Сарасвати Тхакура. Шрила Сарасвати Тхакур сказал: «Если кто-то способен проповедовать, я даю ему силы».

00:16:15 И вы знаете, Прабхупад Бхактиведанта Свами Махарадж явился. Любой — означает, может быть, грихастха, может быть, санньяси, может быть, ванапрастха — любой может пытаться проповедовать. Благословение Шрилы Сарасвати Тхакура он обретет.
Я видел в 1947 году Бхактиведанту Свами Прабхупаду в его доме. Он очень любил меня. Он хотел всегда проповедовать другим, разрушать их эгоистический менталитет и навязывать им Cознание Кришны. Я удивлялся: он был грихастхой, не очень богатым человеком, но санньяси и брахмачари не делали того, что делал он. Он проявлял огромный энтузиазм. Я был ровесником его сыновей — Мадхуры и других. То, что он делал, Свами Махарадж, у него не было друзей, кроме нас. Он печатал в то время журнал «Назад к Богу». Никто не распространял этот журнал, журнал лежал у него дома в подшивке, в связке журналов. Я был брахмачари в то время, он спросил у меня: «Ты можешь, Гауренду брахмачари, ты можешь распространять этот журнал?»

00:18:35 Шрила Гуру Махарадж просил его учить меня Бхагавад-гите в своё отсутствие. Он учил меня Гите, я был ровесником, сверстником его сыновей. Он относился ко мне с большой любовью. Я был юношей в то время. Он очень любил меня. У меня не было других книг, только три книги: «Прапанна-дживанамритам» Шрилы Гуру Махараджа, три книги — «Прапанна-дживанамритам» и две другие книги, маленькие книги, брошюры. «Прапанна-дживанамритам» вот такого размера.
И когда я получил англоязычный журнал, я был очень горд. Я был деревенским неграмотным мальчиком. Я, деревенский мальчишка, распространяю английский журнал! Я был очень горд! Я пошел на Багбазар, в то время стоил журнал четыре анны и за две анны также. Если кто-то давал четыре пайсы, я отдавал журнал, продавал его за эти деньги. Так наша программа происходила.

00:20:18 — Шрила Говинда Махарадж, — говорит Шрипад Сагар Махарадж, — был первым распространителем журналов на Западе, первым в мире! [Аплодисменты].
Шрила Говинда Махарадж: Так наши отношения росли, развивались. В восемь часов я завтракал, а потом Свами Махарадж учил меня Бхагавад-гите. Иногда я боялся приходить в это время, но он говорил: «Приходи в это время». Он ел пури, сабджи с картошкой. Он давал мне четыре пури. Я ел мури — дутый рис. Он мне говорил: «Есть дутый рис — это значит обманывать желудок, это пустая еда. Ты обманываешь свой желудок, — говорил он мне, — ты должен есть настоящие продукты». А я ему отвечал: «Мы очень счастливы, рады есть мури».

00:21:49 В то время масштаб проповеди был очень скромным. Я видел, в 1947 году Гуру Махарадж и другие духовные братья приехали в Калькутту. Джаджавар Махарадж, Мадхав Махарадж, Госвами Махарадж — многие находились в Калькутте.
Абхай Бабу, так звали в то время Свами Махараджа, испытывал огромный энтузиазм, он говорил: «Мы должны идти к лидерам общества и убеждать их». Он написал, он говорил: «Мы должны проповедовать Махатме Ганди!» Он написал множество писем Ганди.

00:22:50 [Санскрит] махатманас ту… . Таким было его настроение — настроение вызова. Он всегда бросал вызов Ганди, доктору Радха Кришнану и другим столпам общества.

00:23:20 Я видел, что Ганди приехал в Бенгалию. Я не помню всех деталей, но я получил в то время вдохновение проповедовать, энтузиазм. Я видел энтузиазм Свами Махараджа, он был грихастхой. Я видел, что в будущем он будет великим Гуру — такое чувство пришло ко мне, Гуру всего мира.
Было собрание в доме Сакхи Бабу, было множество духовных братьев, но Свами Махараджа не пригласили. Они думали, те преданные: «Он занимается бизнесом». Они не знали, насколько велик его энтузиазм и способности. Свами Махарадж пытался изо всех сил, всеми силами поддержать свою семью материально, но не мог достичь в этом успеха.

00:25:33 Он проповедовал клиентам, приходившим к нему в магазин. У него была лаборатория в доме на первом этаже, на втором этаже жили мы. Он также изобрел новые лекарства, он занимался фармацевтикой, изобрел многие новые лекарства. К нему приходили покупатели, он проповедовал им Cознание Кришны, и покупатели думали: «Каким бизнесом этот человек занимается!» Его природа была очень прямолинейной и очень бесстрашным человеком он был. Ганди, Джавахарлал Неру — он бесстрашно проповедовал этим людям. Им не нравилось то, что он проповедует им, но его это не заботило. Он буквально навязывал людям Cознание Кришны.

00:27:13 Когда во всех отношениях он потерпел крах, его сестра сказала ему: «Брат, это не твоя жизнь — коммерция, иди и проповедуй Cознание Кришны! Вот твоя жизнь!» И Шрила Свами Махарадж думал: «Кто позаботится о моей семье? Я должен сделать что-то для них». — «О, мы позаботимся, — сказала она, — ты иди!» Он почувствовал вдохновение.
Сестра была очень хорошей женщиной. Всегда, когда Гуру Махарадж приезжал в Калькутту, он ел в её доме. Она слышала многое от Гуру Махараджа, многое получила от него. Она была подобна Шачи Мате. Она готовила такие блюда, как Шачи Мата. Шачи Мата готовила прекрасный моча-гханту, это блюдо. Я тоже никогда не был плохим поваром, я всегда был довольно хорошим поваром, но это блюдо в моем исполнении никогда не могло сравниться с тем, что готовила сестра Прабхупады Свами Махараджа.

00:28:50 Когда Гуру Махарадж пришел в ИСККОН, был гостем на открытии храма ИСККОН, Чандродая Мандира в Майяпуре, когда нас угощали прасадам, я вспомнил этот вкус, я почувствовал — это тот самый вкус. Пишима, её звали Пишима, не Шачи Мата, её звали Пишима.
Прабхупад пришел к Гуру Махараджу, следуя совету Пишимы, он пришел к Гуру Махараджу и попросил его дать ему санньяс.
Гуру Махарадж и Свами Махарадж постоянно сидели в доме у Прабхупады в Калькутте и обсуждали разные темы. Они обсуждали в основном майяваду и сахаджию — две темы. «Шримад-Бхагаватам», Бхагавад-гиту, многие писания, ссылки Гуру Махарадж, Свами Махарадж обсуждали. Свами Махарадж забрасывал свой бизнес, забрасывал все и он сидел в обществе Гуру Махараджа, сидел с ним с девяти до часу или двух часов ночи и обсуждал с ним эти темы.

00:30:45 Что сделал Свами Махарадж после того, как принял санньясу, все знают, как он проповедовал на Западе. Вы знаете это лучше, чем я.
Когда он вернулся в Индию, Гуру Махарадж попросил его: «Ты должен установить, утвердить центр в Майяпуре». Свами Махарадж не хотел ссориться с духовными братьями, он говорил: «Они очень завидуют мне». Гуру Махарадж сказал: «Нет, в Майяпуре ты должен утвердить большой центр Махапрабху, место явления Махапрабху. Необходимо утвердить величие Майяпура. Теперь у тебя есть шанс сделать это». Прабхупад спросил: «Кто даст мне землю?» Гуру Махарадж ответил: «Я дам землю».

00:32:05 Один ученик Прабхупады жил в Навадвипе — Ачьютананда. С помощью Гуру Махараджа эта земля была куплена, Ачьютананда принимал в этом участие. Я отправился посмотреть землю, один акр вначале. Было построено здание. Затем был построен большой храм, произошла инаугурация, открытие храма.
Мы приехали туда с Гуру Махараджем. Они сидели, Гуру Махарадж и Свами Махарадж, на открытии храма на одной вьясасане, я сидел у их стоп. Они произнесли речи и внезапно они сказали мне: «Говинда Махарадж, ты должен выступить! Скажи что-то, выступи!» То было очень большое собрание. Я думал: «Я младший, они старшие, они не возьмут меня на это собрание, не попросят меня выступить, но они попросили». И я думал: «Как мне начать?» По милости Гуру Махараджа ко мне пришла на ум вот эта шлока:
кам прати катхайитум ише,
сампрати ко ва пратитим айату
го-пати-танайа-кундже,
гопа-вадхути-витам брахма

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.98)

00:34:16 Когда я произнес эту шлоку «кам прати катхайитум ише…» — кому я расскажу, и кто поверит сегодня, что этот Свами Махарадж Прабхупад, Абхай Бабу, был подобен любящему отцу для меня. И сегодня он — Гуру всего мира. Весь мир воспевает Харе Кришна маха-мантру. Свами Махарадж был скромным коммерсантом в прошлом. Кто поверит? Кто может понять это? Как такое возможно?» Так я сказал.
И они были очень счастливы, мои Гуру, слышать это. Я видел, что они улыбаются. «кам прати катхайитум ише, сампрати ко ва пратитим айату», кому я расскажу, и кто поверит, что этот человек сидит на вьясасане сегодня, как джагад-гуру?» Так я начал лекцию.

00:36:10 То была воля Бхактивинода Тхакура, воля Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дева-Госвами Махараджа. Он всегда оказывал Свами Махараджу, Гуру Махарадж, всю полноту поддержки, но он не мог дать ему санньяс. Свами Махарадж просил его о санньясе: «Дай мне санньяс!» Бхавани диди, Пишима, он сказал ей, Свами Махарадж: «Я приму санньяс и поеду на Запад». Гуру Махарадж сказал: «Через полгода я смогу дать тебе санньяс». Свами Махарадж сказал: «Немедленно мне нужна санньяса!» Гуру Махарадж объяснил ему: «Если я дам тебе санньяс сейчас, твои родные рассердятся на меня». У него было несколько сыновей, двое из них были маленькими. «Если я дам тебе санньяс в таком положении, то твои родственники, родные, близкие ополчатся на меня. Я — твой давний друг, друг твоей семьи с тридцатого года. Я думаю, что тебе лучше покинуть свой дом и где-то прожить в течение полугода. По прошествии полугода я, возможно, дам тебе санньясу».

00:37:48 Свами Махарадж испытывал огромный энтузиазм. Он ни о чем не заботился. Он сказал: «Нет, мне нужна санньяса сейчас, немедленно!» «Если ты хочешь получить санньясу от меня, иди к Кешаву Махараджу — сказал ему Гуру Махарадж, — я дал санньясу Кешаву Махараджу, Кешава Махарадж даст санньясу тебе. Я дал ему свами-мантру. Ты получишь по сути мантру от меня, если примешь санньясу от Кешава Махараджа, через него».
Кешава Махарадж был менеджером майяпурской собственности, бесстрашным человеком, отчаянным человеком, ещё более отчаянным, безрассудным, чем Свами Махарадж. Свами Махарадж никого не бил своими руками, он бил людей своими словами. Но Кешава Махарадж был способен давать людям оплеухи, реальные оплеухи. Во времена Прабхупады Сарасвати Тхакура он был главным менеджером собственности Гаудия Матха в Майяпуре. Кешава Махарадж был брахмачари первоначально в шафране. Сарасвати Тхакур поставил его менеджером. Тогда Кешава Махарадж изменил свою одежду на белые одежды. Прабхупад Сарасвати Тхакур дал ему белые одежды, одежды обычного джентльмена.

00:40:18 Кешава Махарадж собирал средства. Тот, кто не давал ему налоги, он бил его. Все боялись Винода Бабу, его звали Винод Бихари брахмачари. Но когда он принял белые одежды, он сказал людям: «Не называйте меня брахмачари, называйте меня Винод Бабу». «Бабу» означает «тот, кто контролирует собственность». «Называйте меня Винод Бабу, не брахмачари».

00:41:15 Гуру Махарадж сказал: «Я дал санньяс Кешава Махараджу, ты должен принять санньяс от него», — сказал он Шриле Свами Махараджу. Свами Махарадж принял санньяс и пытался поехать на Запад. Но у него не было денег. В конце концов, даже не имея денег, он отправился в Америку, имея сорок рупий в кармане. Я плохо знаю историю его американской проповеди, вы знаете лучше меня.
Изо всех сил в течение года он пытался проповедовать Cознание Кришны. Он был полон решимости: «Я должен проповедовать!» Его лозунг был: «Сделай или умри!» В конце концов, Кришна явил ему огромную милость, пролил на него Свою милость. Сейчас весь мир благодаря его проповеди воспевает Харе Кришна маха-мантру.

00:42:49 В 1967 году он вернулся в Индию, никто его не принял, не встретил. Он знал, что у Шридхара Махараджа нет денег, Шридхар Махарадж ещё более беден, чем он. Он написал письма своим духовным братьям. Он написал мне, он сказал: «Когда я приеду, я могу жить в вашем Матхе с несколькими брахмачари». Когда я рассказал Гуру Махараджу об этом, об этой идее, тот был очень счастлив.
Таким образом, первый, куда он приехал в Индию по возвращении из американской всемирной проповеди, был Матх Шрилы Гуру Махараджа — Шри Чайтанья Сарасват Матх. В течение месяца он жил. Гуру Махарадж сказал: «То, что он сделал, мой Гуру Махарадж, если бы он присутствовал, он бы оказал роскошный пышный приём Свами Махараджу».

00:44:25 В Навадвипе жило много эгоистических пандитов, но все почитали Гуру Махараджа. И от имени Гуру Махараджа я созвал всех пандитов и уважаемых людей на собрание. И то был не просто приём нескольких человек, но вся общественность города устроила прием, все жители Навадвипа устроили приём Свами Махараджу. Санкиртана, великие пандиты, ачарьи — все вышли встречать, собрались встречать Свами Махараджа.
Был один великий пандит там, все сказали: «Если он пойдет в это собрание, мы тоже пойдем!» Но этот пандит сказал: «Если Шридхар Махарадж пойдет в собрание, я пойду!» Гуру Махарадж был очень болен в то время, но он сказал: «Я всё равно отправлюсь в это собрание». И, следуя его примеру, в собрание пришел этот великий пандит. И явился Свами Махарадж с двумя брахмачари — Читанандой и Рамануджей. Это собрание было записано на магнитофонную пленку, первый приём Свами Махараджа.

00:46:08 То было желание Махапрабху, несомненно, проповедническая программа. Западные преданные стали приезжать в Навадвипу. Петь и танцевать — таким было предсказание Бхактивиноды Тхакура — западные люди будут приезжать в Навадвип и петь и танцевать, петь Харе Кришна. Мы не думали, что это произойдет при нашей жизни, но это произошло благодаря усилиям Свами Махараджа.
Сегодня в России, в Польше, в Китае — повсюду присутствует, в эти страны входит Cознание Кришны. По милости Прабхупады это произошло. И Гуру Махарадж сказал: «Он является Шакти-авеша-аватаром, а иначе, то, что он сделал, было бы невозможным. Он пролил милость Махапрабху на западный мир». Так Гуру Махарадж сказал о нём в своей лекции. Свами Махарадж — Шакти-авеша-аватар, воплощение Господа Нитьянанды Прабху». И я в очень юном возрасте общался в этим великим ачарьей нашей сампрадаи.

00:47:57 Его сердце было очень широким, очень любящим сердцем. Он сказал: «Шридхар Махарадж — мой Шикша-гуру». Он объявил очень счастливо и широко: «Шридхар Махарадж — является моим Шикша-гуру. Если вы хотите научиться чему-то, идите к нему, если меня нет». Шрипад Сагар Махарадж, многие, Гири Махарадж — они все знают этот факт. Свами Махарадж сказал: «Если вы хотите научиться чему-то, наиболее утонченным положениям философии Cознания Кришны, реалиям Cознания Кришны, идите к Гуру Махараджу. Я считаю Шрилу Шридхара Махараджа своим Шикша-гуру». У него было очень широкое сердце. Он ведь в то время был великим Гуру, он мог бы этого не говорить, но он сказал так искренне, честно провозгласил это. И это вайшнавата, это природа вайшнавизма.

00:49:37 Иногда люди говорят, что я слишком восхваляю Свами Махараджа. Но почему я так говорю? Религия вайшнава заключается в том, чтобы прославлять другого вайшнава. Я был очень неквалифицирован, неграмотен в прошлом, деревенским мальчишкой, но у меня было сукрити — благая удача, несомненно. Гуру Махарадж был моим учителем, то моя благая удача. Моими учителями были Гуру Махарадж, Свами Махарадж, многие духовные братья, их духовные братья. Это моя благая удача.
Свами Махарадж сказал всем преданным, всем своим последователям: «Если у вас возникнут беспокойства, потребность понимания, идите к Шриле Шридхару Махараджу».

00:50:56 Ачьютананда присутствовал при беседах Свами Махараджа и Гуру Махараджа в Шри Чайтанья Сарасват Матхе в Навадвипе. Они обсуждали различные темы, в частности, шлоку из Бхагавад-гиты «мач-читта мад-гата-прана бодхайантах параспарам катхайанташ ча мам нитйам тушйанти ча раманти ча» (Бхагавад-гита, 10.9) , смысл этих строк. Гуру Махарадж объяснял что-то Свами Махараджу, Ачьютананда сидел в стороне и слушал. Когда обсуждение закончилось, он спросил: «О чем шла речь?» — у Свами Махараджа. Тот ответил ему: «Если бы я тебе рассказал о чем, ты бы утратил сознание». Два часа они что-то обсуждали. Ачьютананда спросил у Свами Махараджа: «Вы два часа что-то обсуждали. О чем вы говорили?» Шрила Свами Махарадж сказал: «Если бы ты услышал, о чем мы говорили, ты бы потерял сознание, утратил чувства». Такими были их темы. Очень высокий стандарт обсуждения.

00:52:36 Многие духовные братья Гуру Махараджа были старшими по отношению к нему. Госвами Махарадж, Парамахамса Махарадж были старшими в Миссии, были старшими, но всё равно приняли санньясу от Гуру Махараджа. Такое уважение они питали, испытывали к Гуру Махараджу.
Наши отношения со Свами Махараджем были очень близкими, жили в одном доме. Свами Махарадж хотел проповедовать. Он предоставил в своем доме помещение для Гуру Махараджа. Потом у него закончились деньги, и он даже попросил меня собрать средства, необходимые, чтобы заплатить аренду, арендную плату, и я сделал это. Он был очень щедр.

00:54:42 Многие ценные документы потерялись. Но многие письма сохранились, тем не менее, письма от Свами Махараджа, адресованные мне. По милости преданных ИСККОН они опубликовали в книге, в своей книге эти письма. Я не знал этого, спустя много лет я их увидел.
Источником энтузиазма, моего энтузиазма является Свами Махарадж, и также такова моя природа. Когда Свами Махарадж стал печатать «Назад к Богу» на английском языке, я подумал спустя какое-то время: «Я должен печатать журнал на бенгали». На протяжении 17 лет я продолжал публикацию этого бенгальского издания на бенгали и санскрите. Но первые номера я послал Свами Махараджу. И Свами Махарадж прислал мне ответное письмо, очень хорошее письмо, невероятное. Но это письмо потерялось. Оно потерялось у меня и спустя годы я увидел его в книге ИСККОН, это письмо.

00:56:30 В ИСККОН есть множество хороших преданных. Многие их них — мои друзья. Я не знаю каждого, но многие преданные ИСККОН — мои хорошие друзья. Я не хочу называть имена, потому что другие будут завидовать, обеспокоены немножко, может быть, но многие. И это письмо — особенное письмо. Прабхупад написал мне, что «в будущем ты достигнешь высот» — таким был смысл этого письма. Для меня это хороший сертификат, сертификат первого класса.

00:58:07 Я уже несколько раз приезжаю в Америку, и считаю, по милости Шрипада Гири Махараджа, у меня есть возможность быть в обществе вас всех. То было моё желание — приехать в город-большое-яблоко, Нью-Йорк. Махарадж сказал мне: «Вы не видели? Нужно увидеть большое яблоко, чтобы понять величие и могущество Господа» — так он пошутил.
шрийах кантах кантах парама-пурушах калпа-тараво друма бхумиш чинтамани-гана-майи тойам амритам
катха ганам натйам гаманам апи вамши прийа-сакхи
чид-анандам джйотих…

(«Брахма-самхита», 5.56)

00:59:27 Самой Кришна-лока, Голока-Дхамы. Какова природа этого мира? Все женщины того мира стремятся служить Кришне, как Лакшми Деви. Они прекрасны и очень любят Кришну, и Кришна — их единственный наслаждающийся, и все служат Кришне.
«парама-пурушах калпа-тараво» — все деревья являются деревьями желаний. Если ты просишь дерево дать манго, любое дерево, оно дает прекрасное манго без косточек, без кожуры. Такие деревья растут на Голоке Вриндавана.

01:01:10 «друма бхумиш чинтамани-гана-майи» — земля дает тебе все, чего ты пожелаешь. Любой желаемый предмет, объект земля дает. Чинмой-дхам, Голока: «тойам амритам» — вода там подобна нектару; «катха ганам» — обитатели того мира говорят так, словно они поют, а ходят так, словно танцуют — «натйам гаманам апи»; «вамши прийа-сакхи» — флейта Кришны связывает всех со всеми, является главным средством коммуникации. Кришна играет на флейте и все понимают: «Кришна нуждается в моем обществе, Кришне нужно это, Кришне нужно то. Кришне нужна чанна. Кришна хочет идти на пастбище» и так далее. В соответствии со своим взаимоотношением с Кришной они чувствуют потребность в служении — дасья, сакхья, ватсалья и мадхура-расы.

01:02:40 Простите, я не знаю английский язык, я не могу объяснить по-английски эти вещи. Я просто слышал преданных, которые говорили на английском и чуть-чуть выучил английский.
шрийах кантах кантах парама-пурушах калпа-тараво друма бхумиш чинтамани-гана-майи тойам амритам
катха ганам натйам гаманам апи вамши прийа-сакхи
чид-анандам джйотих…

(«Брахма-самхита», 5.56)
на тад бхасайате сурйо на шашанко на паваках
йад гатва на нивартанте тад дхама парамам мама

(Бхагавад-гита, 15.6)

01:03:15 Раньше я шутил: «Как я поеду на Запад?» Свами Махарадж два раза давал мне билет на самолет, был готов купить его, но в то время Гуру Махарадж был болен, я не мог его оставить, я попросил прощения, но Свами Махарадж сказал мне: «Ты увидишь своими собственными глазами мою проповедь на Западе, ты расскажешь о ней Гуру Махараджу, — так Прабхупад сказал мне, — поезжай со мной!» Но я сказал: «Нет, Махарадж, невозможно. Гуру Махарадж очень болен. Как я могу оставить его?».
В то время Свами Махарадж выразил своё желание, чтобы я приехал на Запад, и сейчас его желание осуществилось — я нахожусь здесь! [Аплодисменты]. Он выразил своё желание: «Приезжай на Запад!», я приехал. Я шутил в то время, я шутил, я говорил: «Как я полечу на самолете?» Я боялся летать самолетом. До того, как я прилетел на Запад, я никогда в жизни не летал самолетом, но я ездил на поездах второго класса. «Если самолёт упадет, я умру!» — так я шутил.

01:05:13 Преданные хотят знать, какие отношения меня связывали со Свами Махараджем и Гуру Махараджем. Гуру Махарадж утвердил меня в определённом положении, несомненно. Также различные темы Cознания Кришны, я всегда слышал, как их обсуждали Свами Махарадж и Гуру Махарадж. Если на протяжении сорока лет вы живете в обществе некоего человека, вы должны что-то получить от него. Я не могу сказать, что я ничего не получил, что-то я получил, несомненно. Я — слуга слуги слуги. Я ни в коем случае не сравниваю себя с ними, но их милость очень велика.

01:06:31 Он приехал в эту страну, и в течение года он пытался изо всех сил распространить Cознание Кришны. У него было три-четыре друга, они немножко ему помогали. Это была очень тяжелая ситуация. Но когда я приехал сюда, то мне легко сюда приезжать. Это милость Свами Махараджа, милость Гуру Махараджа, по их милости. Я сказал в Австралии: «Свами Махарадж прорубил тоннель в горе западного эгоизма, эгоизма западного мира, в этой горе он прорубил тоннель, проложил тоннель, и я могу легко въезжать, оказаться в западном мире». По милости Свами Махараджа, Гуру Махараджа мы получаем всяческую помощь и поддержку. Моя удача — это взаимоотношения с этими вайшнавами.

01:07:59 Прабхупад Сарасвати Тхакур передал ответственность за свою сампрадаю Шриле Гуру Махараджу. Уходя из этого мира, он просил Гуру Махараджа петь эту песню «шри-рупа-манджари пада сеи мора сампада сеи мора бхаджана-пуджана». Он призвал к своему смертному одру Гуру Махараджа и просил его петь песню «Шри Рупа Манджари-пада». Гуру Махарадж не был хорошим певцом, он колебался.
Секретарь Гаудия Матха приказал петь эту песню другому преданному, он был хорошим искусным певцом. Секретарь попросил этого брахмачари петь. Когда брахмачари начал петь, Прабхупад Сарасвати Тхакур был очень зол на секретаря, он сказал: «Остановите это пение. Я хочу услышать эту песню только от Шридхара Махараджа». И тогда все братья Гуру Махараджа поняли, что положение Рупы Госвами, положение ачарьи сампрадаи дается таким образом. Прабхупад Сарасвати Тхакур передал это лидерство сампрадаи Шриле Гуру Махараджу.

01:09:38 Его духовные братья, которых он сам почитал, рассматривали его в таком качестве. Тиртха Махарадж, Госвами Махарадж, Мадхав Махарадж, Бхагават Махарадж, — все они были старше Гуру Махараджа, но они приняли санньяс от него. Санньяс-мантра — высшая мантра, более высокая, чем дикша-мантра. Они знали, что есть что. И вся ответственность за сампрадаю была возложена на Гуру Махараджа. Свами Махарадж знал это, поэтому он привел его к себе домой и предоставил ему отдельный дом для проповеди. Он был коммерсантом, может быть, но он знал, каков бизнес Cознания Кришны. Он знал очень хорошо трансцендентный бизнес. Может быть, мирской бизнес давался ему плохо.

01:11:00 Автоматически отношения развивались, и я получил некоторые остатки их трапезы, образно говоря.
«шри-шримад-бхагават-падамбуджа мадху-свадотсаваих шат-падаир,
никшипта мадху-биндаваш ча парито бхрашта мукхат гунджитаих…»
(Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж)
Когда обсуждения происходили, что-то входило в мои уши, а затем достигало сердца. Почему они уважали меня? Я такой неквалифицированный человек. Но уважают люди, преданные почитают не меня, но Гуру Махараджа. Свами Махарадж, Гуру Махарадж — весь почет идет к ним.

01:11:59 Канак, камини и пратишкха. Канак, богатство — Нараяна, хозяин камини, женщин — Кришна, а хозяин пратиштхи — Гуру. Любая пратиштха, которая есть у меня, всё, что есть у меня, принадлежит моим Гуру, это не моя собственность. У меня есть некоторая собственность, но моя собственность — это преданные по всему миру. Эти преданные пришли и возникли благодаря их милости.
Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

01:13:08 Люди спрашивают, почему я прославляю Прабхупаду? Дикша-гуру и шикша-гуру неотличны, занимают одно положение. Наша линия — линия Шикша-гуру. Я многому научился от Прабхупады Свами Махараджа. По всему миру люди воспевают Харе Кришна. Если я буду отрицать величие Свами Махараджа, я буду оскорбителем. Я прославляю Гуру Махараджа, но я не могу исключить, не могу не прославлять Свами Махараджа. Это было бы оскорбительным.
Я не могу проводить такие различия между Гуру Махараджем и Свами Махараджем. Свами Махарадж — величайший ачарья западного мира. Гуру Махарадж сделал меня ачарьей, поэтому моя слава известна в этом мире. Единственный пример в истории, когда Гуру при жизни сделал своего ученика Ачарьей своего Матха. Поэтому я известен благодаря моему Гуру Махараджу.

01:15:05 А люди думают, почему я прославляю Свами Махараджа? Все приходит через Свами Махараджа. Западный мир приблизился ко мне, стал близок, доступен для меня благодаря милости Свами Махараджа. Никто не приезжал в Навадвип раньше, прежде, поэтому мы должны прославлять его.
Руп, Санатан, Джив не приезжали сюда, Руп, Санатан Госвами, Джива Госвами, Сарасвати Тхакур — они не приезжали на Запад. Шрила Свами Махарадж захватил западный мир по милости своих Гуру, несомненно, но он сделал это, поэтому я должен прославлять его.

01:16:02 Люди задают вопрос, почему я прославляю? Наша линия — это прославление Гуру-Гауранги. Прославляя других, мы прославляем себя. «Бхагаватам» говорит: «Если вы ставите тилаку на лоб, то вы увидите в зеркале… Если вы прославляете Гуру и вайшнава, вы будете славны, занимать славное положение. Это милость Гуру, вайшнава. Их не следует оскорблять, не следует оскорблять вайшнавов — это главное условие, главная линия, главный принцип духовной жизни. Такое оскорбление есть нама-апарадха, оскорбление Святого имени. Главное оскорбление Святого Имени — это оскорбление вайшнава, садху, — садху-нинда.

01:17:30 Кто главный садху? Гуру! Мы должны избегать оскорблений. Что мы теряем от прославления Гуру? Следует избегать дурного общения и прославлять преданных, тогда очень легко мы можем войти в духовный мир, в трансцендентный мир. Такова наша жизнь, наша линия!
Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Преданный: Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!