Бхагавад-гита. Глава 4. Гьяна-йога
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Бхагавад-гита Глава 4 Гьяна-йога. Всевышний Господь сказал: Это неиз-менное знание, обретаемое бескорыстной деятельностью, я в прошлом поведал Сурье, Богу Солнца. Сурья открыл его своему сыну [Вайавасвату] Ману в точности, как услышал от меня. Затем Ману наставил в этом знании своего сына Икшваку. О покоритель врагов, так через божественную цепь ученической преемственности святые царя, такие как Ними, Джанака и другие, постигли этот путь знания. Сегодня же после прошествия очень долгого времени это знание почти полностью утрачено и сейчас Я передам это вечное учение тебе. Я открою тебе этот величайший и сокровенный путь, ибо ты мой преданный и друг. Арджуна сказал: Бог Солнца Вивасван родился очень давно. Как же могу я поверить в том, что в древние времена Ты обучил его этому знанию?
00:01:42 Всевышний Господь сказал: О Арджуна, о покоритель врагов, мы оба, и Я, и ты, рождались в прошлом уже очень много раз. Будучи Верховным Существом, Я способен помнить все эти рождения, но ты не можешь, ибо твоё сознание ограничено. Хотя Мой вечный облик трансцендентен к рождению и смерти, хотя Я контролирую всех живых существ, все же Я появляюсь в этом мире в своей изначальной форме по собственной сладостной воле, проявляя свою внутреннюю энергию. О Бхарата, как только религия приходит в упадок и возрастает безбожие, Я прихожу в этот мир лично, словно рождаясь подобно другим живым существам. Чтобы освободить своих чистых преданных и уничтожить греховных негодяев, чтобы установить непоколебимую основу истины и религии, я прихожу сюда из века в век. О Арджуна, кто осознал природу моего трансцендентного рождения и деяния, что проявляются по Моей сладостной воле, тот уже не рождается более в этом мире. Покинув своё нынешнее тело, он достигает Меня, он отдаёт себя в распоряжение Моей Божественной внутренней энергии, дарующей наслаждение, и так достигает вечного любовного служения Мне. Свободные от мирских страстей, страха и гнева, многие мудрецы приняли прибежище во Мне, погрузив свои сердца в слушание о Моих играх и деяниях, в процесс воспевания Моей божественной славы и памятование обо Мне. Полностью очистившись благодаря знанию и аскезам, совершаемых ради Меня, они обрели Божественную любовь ко мне. Как человек вручает себя Мне, так же и Я отвечаю ему. Будучи конечной целью всех учений и философий, Я высшая цель каждого. О Партха, несомненно, все люди следуют различными путями, установленные Мною.
00:04:18 Мирские люди, жаждая лёгкого успеха в материальной жизни, поклоняются Индре и другим полубогам. Такое поклонение быстро приносит плоды в этом мире, такие как достижение райских планет. Знай же, что Я тот единственный, кто создал в человеческом обществе деление на четыре варны согласно соответствующей градации материальных качеств. Я тот, кто определил обязанности для каждой из этих варн. Во всём мире нет иного творца кроме Меня. Однако хотя Я и создан варнашраму-дхарму, ты должен познать Меня как неизменного и бездействующего, ибо я пребываю вне этого мира, трансцендентный к гунам материальной природы. Я никогда не бываю связан законом кармы, созданным Мной для исполнения судеб живых существ. Я никогда не стремлюсь к плодам своей деятельности. Тот, кто осознаёт Мою полную личную независимость от деятельности других существ в этом мире, то осознаёт Мое неизменное вечное бытие, тот не порабощается уже никакой деятельностью. Практикуя чистое преданное служение Мне, он, несомненно, приходит ко Мне. В прежние времена многие освобождённые души, постигшие этот главный принцип карма-йоги, отбросили стремление к плодам своего труда и действовали без корыстных интересов, посвящая Мне все плоды своей деятельности. Так же и ты прими этот путь бескорыстной деятельности, как это сделали великие святые в прошлом.
00:06:26 Даже великие мудрецы не в силах понять природу деятельности и бездействия. Некоторые не могут постичь деятельность, тогда как другие бездействие. Поэтому сейчас Я поведаю тебе внутренний принцип деятельности и бездействия, познав который ты достигнешь освобождения, навсегда покинув этот скорбный мир. Следует понять суть деятельности предписанной Ведами, запрещенной Писаниями и отречение от самой этой деятельности. Выполнение долга известно как деятельность, карма. Совершение запретных поступков известно как грех, викарма. Несовершение деятельности или отречение от неё известно как бездействие, акарма. Чрезвычайно трудно осознать внутренний принцип кармы, викармы и акармы. Деятельность, совершаемая бескорыстным последователем чистого знания, никогда не порабощает его и поэтому такая деятельность находится в категории бездеятельности. В то же время отречение от своих обязанностей с нечистыми мотивами в сердце, неизменно приводит к рабству в материальном мире. Тот, кто понимает это, самый разумный из людей и он в совершенстве выполняет свою деятельность. Тот, кто в каждом своём поступке, не стремиться к обретению его плодов, кто сжёг все предписанные и запретные действия в огне чистого знания, такого учёные люди считают самым разумным из людей. Отбросив привязанность к плодам своего труда, полностью удовлетворённый своим вечным внутренним блаженством, безразличный к приобретению и сохранению материального, такой мудрый человек не совершает действий, хотя полностью занят ими. Другими словами, эта деятельность никак не обуславливает его.
00:08:48 Кто полностью контролирует свой ум и тело, кто отбросил все стремления к плодам своего труда и чрезмерные усилия ради приобретения мирских благ, тот никогда не навлекает на себя греха, хоть и совершает незначительную деятельность для поддержания своего тела. Удовлетворенный тем, что приходит к нему само собой, терпеливо сносящий двойственность этого мира, такую как жара и холод, наслаждение и боль, не питая зависти к другим, такой человек не впадает в радость или в горе, если в результате его деятельности к нему приходит успех или неудача. Поэтому, даже совершая свою деятельность, он никогда не связывает себя её последствиями. Любая деятельность не будет приводить к материальным последствиям, если совершается в духе жертвоприношения для удовлетворения Верховного Господа освобождённой душой, чьё сердце утвердилось в знании и свободно от привязанности.
00:10:00 Согласно основным принципам жертвоприношения, все атрибуты жертвоприношения, различные подношения, жертвенный огонь, священник, совершающий жертвоприношение, само проведение жертвоприношения и все его плоды, всё это обладает природой брахмана. Тот, кто с пониманием этого постоянно и целеустремленно занят духовной деятельностью, конечно же достигает Божественного Абсолюта. Есть такие, кто совершает жертвоприношения, поклоняясь полубогам, таким как Индра и Варуна. Гьяна-йоги же просто вибрацией мантры Ом предлагают индивидуальную душу, как очищенное жертвенное масло, Высшей душе, как жертвенному огню. Одни приносят слух и другие чувства на огонь обуздания ума, а другие, те, кто ведёт регулируемую семейную жизнь, приносят звук и другие объекты чувств на огонь чувств. Те же, кто желает осознать своё истинное я путём обуздания ума и чувств, приносят деятельность всех своих органов чувств и само дыхание жизни на огонь усмирённого ума. Одни обретают просветление, жертвуя свою собственность, другие - совершая аскетические подвиги, занимаясь практикой восьмиступенчатой йоги или изучая Веды ради обретения духовного знания. Все они очень строго хранят свои обеты. Иные, чтобы войти в состояние транса, учатся управлять дыханием, принося выдыхаемый воздух в жертву вдыхаемому, а вдыхаемый в жертву выдыхаемому. В конце концов, они полностью перестают дышать и погружаются в транс. Другие же, ограничивая себя в еде, приносят выдыхаемый воздух в жертву ему самому. Все они прекрасно знаю принципы жертвоприношения. Очистив себя от греха совершением жертвоприношения, они на-слаждаются их остатками в форме чувственного наслаждения, богатства и мистических совершенств. Так, в конце концов, они достигают вечного мира Абсолюта. О Арджуна, о величайший из Куру, тот, кто не совершает жертвоприношений, не обретёт самого малого наслаждения в этом мире. Как же тогда он может надеяться достичь других миров, таких как райские планеты? Все эти жертвоприношения упоминаются в Ведах и других родственных писаниях. Все они возникают из речи, ума или физических поступков и поэтому их источник - деятельность. Когда ты сможешь осознать принцип кармы, деятельности, ты сможешь выйти из-под её власти. О Арджуна, о покоритель врагов, из всех этих жертвоприношений то жертвоприношение, которое совершается ради знаний, намного выше всех остальных, так как все действия в этом мире, в конце концов, достигают своей кульминации в обретении знания.
00:13:46 Ты сможешь обрести это знание, удовлетворив истинного духовного учителя, предлагая ему поклоны, чистосердечно вопрошая его и искренне ему служа. Великие души, сведущие в писаниях, и наделённые непосредственным восприятием Высшей Абсолютной Истины, обучат тебя этому Божественному знанию. О Пандава, обретя это знание, вложенное учителем в твоё сердце, ты не будешь более обманут иллюзией, ибо осознаешь, что все проявления жизни, такие как люди, птицы или животные, равны как индивидуальные духовные души. Их различные материальные признаки существуют лишь из-за внешних телесных отличий. Все они присутствуют во Мне как следствие. Сам же Я являюсь высшей их причиной. Даже если ты вёл до этого самую отвратительную греховную жизнь, взойдя на корабль этого знания, ты преодолеешь океан всех несчастий. О Арджуна, как пламя огня превращает дерево в пепел, так и огонь знания дотла сжигает всю карму человека.
00:15:22 Среди упомянутых Мною практик жертвоприношения, аскез и йоги, не существует ничего более возвышенного, чем Божественное знание. Это знание само открывается в сердце того, кто спустя долгое время достиг совершенства на пути бескорыстной деятельности. Истинное знание проявляется после внутреннего очищения, через деятельность без желания её плодов. Это знание достижимо для разумного человека, который принял этот вывод Писаний, кто контролирует свои чувства и с великой верой предан пути бескорыстной деятельности. Он очень быстро достигает глубокого покоя, полностью освободившись от ужасного круговорота повторяющихся рождений и смертей. Глупец же, лишённый знания писаний, подобно невежественному животному, или тот, кто, несмотря на обладание знаниям писаний, лишён веры в них, сбитый с толку множеством различных философий, или тот, кто обладает некоторой верой, но сомневается, будет ли он успешен или нет, никто из этих людей, сердца которых охвачены сомнениями, никогда не обретёт подлинного Божественного блага. Такие сомневающиеся души не достигнут счастья ни в этой жизни, ни в следующей, так как они обеспокоены неопределённостью, уничтожающей их внутренний покой. Тот же, кто занимается преданным служением, не привязываясь к плодам своего труда, чьи сомнения рассеяны Божественным знанием, тот воистину познал своё истинное я. Поэтому, о завоеватель богатств, такой человек никогда не попадёт в рабство последствий своей деятельности. Вот почему, о Бхарата, мечом Божественного знания разруби на части все сомнения в своём сердце, рождённые лишь невежеством. С твёрдой решимостью прими путь бескорыстной деятельности, подымись и сражайся.