О карме и реинкарнации
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [Станислав Зюзько] Правда ли, что человек живёт много жизней?
00:00:08 Есть такая картинка, где сидит где-то такой 70-летний дедушка с маленьким 5-летним внуком на руках, они разговаривают на какие-то теологические и, там, метафизические темы. И внучек говорит дедушке: «Ну так, в твоем возрасте я тоже не верил в реинкарнацию». Вот, поэтому в большинстве случаев мы не помним своей прошлой жизни. И запад, и христианские страны - это место, где принято считать, что человек живёт одну жизнь. В противоположность этому, на Востоке (будь то восток Азиатский или Восток Индийский) совершенно нормальной схемой мышления является понимание того, что из жизни в жизнь душа, она путешествует в мироздании, что её связывают какие-то отношения с другими людьми, что какие-то наши склонности, наши реализации, они приходят постепенно. Вот, поэтому совершенно другая модель мышления. И естественно, что в современном мире это склонны упрощать. То есть все говорят так, что вот, допустим, ты кого-то не покормил в прошлой жизни и теперь ты голодаешь, вот в той жизни ты что-то там хорошее сделал, например, ты там играл людям на скрипке бесплатно, и теперь тебе люди постоянно улыбаются. Но в действительности всё это очень перемешано, очень запутано, и в действительности карму, то есть судьбу, которую человек формирует, идя из жизни в жизнь, её можно сравнить с лабиринтом.
00:02:02 Поэтому если мы рассматриваем какие-то глубокие писания, то, что они говорят о посмертной жизни, о посмертном бытии души (будь то Евангелие или будь то какие-то классические ведические тексты: упанишады, пураны, например, «Бхагавата-Пурана» или «Бхагават-Гита»), то там нет кармической конституции. Ну, например, если вы будете кормить домашних животных, то в следующей жизни у вас будет хороший удой ваших коров и т.д. То есть точно также, допустим, в Библии, в Евангелиях описание посмертной жизни души приводится очень поэтическими образами. То есть это не приводится так, что вот если ты бабушку перевел через дорогу, то там будут котлы… то не будут котлы, если перевел, там, все будет здорово. Вот, то есть даже то, что художники средневекового возрождения рисовали, например, ад Данте, то это определённые образы. Но можно ли быть 100% уверенным, что вот делая это, я туда попаду, делая это, я туда не попаду? Нет. Поэтому в действительности тексты, они описывают какие-то принципы формирования судьбы, но они не содержат какой-то кармической конституции, что вот точно если ты будешь делать, допустим, если будешь вставать рано утром и читать эту мантру, точно ты будешь в следующей жизни богатым человеком и т.д. То есть там описаны скорее принципы, что вот ты действуешь в мироздании, и всё это собирается подобно лабиринту. Поэтому карма подобна лабиринту некому. И «Бхагават-Гита» говорит: «[Ким карма ким акармети, кавайо 'пй атра мохита]» - даже мудрецы, они порой не могут разобраться в хитросплетениях кармы. Кто-то может быть богатым человеком, но у него может болеть семья. Или кто-то может быть очень добрым человеком, но он встречать может трудности, родиться в нищете, быть человеком большого сердца.
00:04:13 Поэтому в действительности душа живёт много жизней, но не надо думать, что какие-то серьезные духовные книги, они содержат какую-то конституцию, что если ты плохо относишься к природе, ты родишься в пустыне среди овец. То есть нету конституции, есть только принципы формирования судьбы.
00:04:41 [Радиоведущая] Хорошо, а как узнать, сколько жизней у человека? Потому что, ну, я слышала [неразборчиво] источниках про то, что человек живёт приблизительно 13 или 14 жизней, потом в общем он должен за это время совершить какую-то [неразборчиво], какую-то свою судьбу и дальше не известно, что с ним [произойдет].
00:05:08 [Станислав Зюзько] «Бхагават-Гита», она говорит о том, что существует три состояния бытия, три гуны материальной энергии: просветленность (которая также называется благостью), активность (которая также называется страстью) и невежество. И в последних шести главах «Бхагават-Гиты» содержится учение о гунах. Поэтому что касается перевоплощения души «Бхагават-Гита» говорит: «В зависимости от того, в какой гуне находится человек, такова его посмертная судьба». И описано, что когда человек находится в состоянии просветления (или в благости), он почти не страдает от вожделения, он действует бескорыстно, не привязываясь к результатам труда, он действует не ради собственной выгоды, а ради некой высокой цели, он умиротворен и т.д. Когда человек находится в состоянии страсти (или активности), то он совершает чрезмерно огромные усилия ради достижения каких-то вожделенных целей. Он не может контролировать свои желания, он очень привязан к наслаждению чувств. И в невежестве, которое рождается из неведения истинного, человек ленив, он видит все обратно тому, как все есть на самом деле, он считает материализм истиной, духовность - химерой, он угрюм, он сонлив, он практически превращается в малоподвижную форму жизни.
00:06:49 Поэтому «Бхагават-Гита», она говорит о том, что если человек оставляет этот мир находясь в гуне, в энергии благости, просветленности, он рождается в мирах богов и мирах мудрецов. Есть не только ученые этого мира, существуют мудрецы миров богов, существуют миры населенные исключительно просветленными живыми существами, где все просветленные. Если человек, он оставляет этот мир в состоянии активности, страсти, привязанный к работе, к мирским достижениям, он рождается среди людей. И тот, кто пребывает под властью нечистоплотности, угрюмости, сна, глупости, он уже исчерпал запас человеческой формы жизни, не зачем… это тело незачем ему, и он рождается в животных телах, телах животных и т.д. И Веды, они не поддерживают точки зрения, что есть какое-то отмерянное количество жизней, вот. Единственное исключение, которое известно мне - это ведическая церемония бракосочетания, виваха-ягья, когда считается, что на 7 жизней объединяют жениха и невесту. Но, с другой стороны, если через несколько лет вы поняли, что это было ошибкой, представляете, на 7 жизней вы ошиблись.
00:08:22 Вот, поэтому в общем-то Веды говорят, что душа вечная, душа - частица Господа, частица Абсолюта, Он вечный - она вечная. И все зависит не от какого-то формального количества жизней, а от того, в каких энергиях душа находится. Причем «Бхагават-Гита», обратите внимание, она дает очень оптимистичный сценарий. Потому что христиане, они говорят, что если ты не будешь христианином, ты пойдешь в ад естественно, вот, а кришнаиты говорят, что если ты не будешь кришнаитом, ты станешь собакой, вот. Но «Бхагават-Гита», она говорит: «Нет, не обязательно, или (как сказать) не сразу. Если ты будешь в страсти…» Там не сказано: «Ты должен быть духовным человеком, чтобы родится на земле». Сказано: «Если ты в основном склонен следовать каким-то законам, нормам человеческого общества, но тебя интересуют только достижения в этом мире, ты можешь ещё рождаться среди людей». Но проблема в том, что также Веды, они говорят, что если человек не прогрессирует, не движется к миру бессмертия, он, тем не менее, обязательно будет поглощен миром смерти.
00:09:26 Поэтому ... поэтому также в «Бхагават-Гите» Кришна, он говорит, что «Я - источник всех миров, Я - центр мироздания. И тот, кто не постигает этой истине обо Мне, об Источнике, тот неизбежно деградирует и неизбежно будет опускаться вниз, скрываться и лишиться человеческой формы жизни». Поэтому то, чем отличается человек от животного - это способность жить не инстинктами, а идеалами, и также сознавать существование Бога-творца. Поэтому если эта функция не реализуется, если человек не живёт идеалами, не думает о том, как нам вернуться на родину души, где нет смерти, старости, болезней, то ему не нужно человеческое тело, потому что у кроликов гораздо более яркая личная жизнь, гуси путешествуют свободно, и нет смысла долго удерживаться в теле человека.
00:10:30 [Радиоведущая] Из того, что Вы говорите получается, что кошки и собаки [неразборчиво] живут в наших домах, они вполне возможно, что были в прошлых жизнях человеком. И, ну, как бы если об этом думать, то как тогда [неразборчиво] взаимодействовать [неразборчиво]?
00:10:45 [Станислав Зюзько] Уважительно конечно, уважительно говорить: «Ваше величество, мяу». Вот, постоянно думаешь, почему у твоей собаки более умное лицо, чем у тебя. Постоянно это тебя тревожит. Вот, смысл такой, что необязательно каждое животное в прошлой жизни было человеком. Но когда-то, вероятно, любое животное могло быть не только человеком, но даже Богом. Это все очень запутанный процесс, вот. Поэтому иногда, например, о мирах богов некоторые пураны, ведические тексты, говорят, что небожители, они знают тот срок, когда у них кончается хорошая карма, их заслуги… Как... как люди рождаются в мирах богов? Следуя предписаниям трех Вед, они совершают определённые жертвоприношения, поклоняясь богу Солнца, например, или Индре, владыке бога… войска богов и владыке райских миров. И совершая такие церемонии, читая мантры, они рождаются потом на планетах этих богов. Поэтому в древней ведической цивилизации не было сомнений в подлинности Вед, а был вопрос: как бы нам получше вот это все мероприятие провести? И получив такой отпуск в высших мирах на какое-то время, вот, где удовольствия чувственные гораздо более уточненные, чем на земле, естественно небожители, они очень привязываются к ним. И знаете, как в компьютерных играх, у них есть там такой датчик внутренний, они понимают, что скоро, скоро радость закончится. И это примерно такая же схема, как когда человек, он, ну, выбрался в город, скажем. И кто-то выбрался в город погулял и вернулся, а кто-то ушел в загул и несколько дней его не было видно. Он приходит грустный, совершенно без денег, и спрашиваешь: «А что это было?» Он говорит: «Город, это был город». Вот, поэтому такие стойкие небожители, они просто когда истекает срок их жизни в райских мирах, они говорят, что «ну все, пришло моё время». Закрывают глаза и, как в фильме «Аватар», они рожаются среди людей. Но существуют те, кто то, что называется не дотусил и кто говорят: «Ну, ещё чуть-чуть, ещё чуть-чуть». И тогда они начинают расплачиваться своей хорошей кармой, которая должна была у них быть в человеческом рождении. И некоторые из пуран говорят, что некоторые из них настолько не готовы расстаться с… , хотят до самой капли выжать наслаждение миром богов, что они рождаются мухами.
00:13:25 Вот, поэтому я не знаю, как на счет собак или кошек, которым... кошкам поклонялись египтяне, но вот мухи, согласно одной из версий пуран, - это бывшие боги. Потому что наша идея о богах - это какие-то очень мудрые, очень разумные существа, которые высший разум несомненно. На самом деле, боги - это такие, как греки, такие чувствственные, [ара], чувственные такие существа, которые радоваться жизни хотят до последней капли, вот. Поэтому «Бхагават-Гита», она говорит: «[Антават ту палам тешам]» - те плоды, которые обретают, сказано, недальновидные почитатели богов материального мира, они временны, это вечный круговорот, колесо Сансары. Вот это вот перевоплощение, оно изображается в форме... в форме колеса, замкнутого круга. Вот, а... и Кришна, он говорит в «Бхагават-Гите»: «[Янти дева врата деван питрин янти питри вратах бхутани янти бхутеджья янти мад яджино'пи мам]» - что тот, кто поклоняется Богам, рождается в мирах богов, тот, кто поклоняется предкам, идет к предкам, тот, кто поклоняется духам, призракам (привет спиритистам), рождается в их мирах, уууу, вот. Вот в Тайланде, там сигаретки им кладут. Вот, а «[янти мад яджино'пи мам]» - а тот, кто поклоняется Мне, приходит ко Мне. Поэтому также в Гите сказано: [Санскрит] - начиная от планеты Брахмы, творца этой вселенной, который живёт миллионы лет, который сотворил, собственно, эту всю Вселенную (у славян его звали Сварок), начиная от этой планеты, живые существа, начиная от самого Брахмы, они вынуждены рождаться и умирать, не говоря уже о людях или о животных. Вся Вселенная рождается и умирает. [Санскрит] - они вращаются в колесе Сансары. «Но [санскрит], но тот, кто связал себя со Мной, - говорит Кришна, - тот, кто предался Мне, более никогда не познает рождений и смерти».
00:15:43 Поэтому существует два сценария. Первое: мы старается вести себя хорошо, копать колодцы, совершать праведные обряды и фактически мы является заключенными. [Санскрит] - говорит «Гита». Мир, где есть смерть, старость, страдания и болезни не может быть местом счастья. Но, тем не менее, мы хотим иметь, пусть это и тюрьма, но мы хотим иметь камеру получше. Но разумные живые существа, они стремятся избавиться от эгоизма, от вожделения, пробудить благородную часть своего я, обрести преданность Всевышнему, абсолютному благу, абсолютной красоте и навсегда покинуть мир рождений и смерти. Поэтому та же самая «Бхагават-Гита», она описывает как малоразумных тех, кто стремиться получить хорошее рождение в мире людей или даже мирах богов. «Бхагават-Гита» говорит: «Покинь весь материальный мир, который является неестественным для тебя состоянием. Вернись... возвращайся домой, возвращайся обратно к Богу». Такова идея.
00:17:02 [Радиоведущая] Еще людей достаточно часто интересует вопрос про то, кем я был в прошлой жизни или [неразборчиво].
00:17:16 [Станислав Зюзько] Дело в том, что ... дело в том, что скорее это знание в нашу эпоху, оно будет тяготить человека. Известны случаи, когда существует два сценария реинкарнации. В первом случае душа, она воплощается в других мирах, будь то адские миры или миры богов, или миры духов, но она не сразу перевоплощается. И существует второй сценарий, когда по тем или иным причинам душа, сразу умерев, покинув тело, она перевоплощается на этой земле. И именно второй случай, он связан с тем, что люди помнят свои прошлые жизни часто, так как тонкое тело, оно несет на себе отпечатки. Тело из ума и чувств, тонкое тело, оно несет на себе отпечатки прошлых жизней. «Бхагават-Гита» говорит: «Как ветер переносит ароматы, также душа переносит ум и чувства, путешествуя в тонком теле из одного грубого тела в другое». Вот, и в таких случаях, когда сразу происходит перевоплощение, могут быть родимые пятна, которые совпадают с местами, где там человек получил смертельные травмы в прошлой жизни, может быть память. Но практика доказывает, что исследователи, которые изучали такие случаи, они сталкивались с тем, что приходит 7-летняя девочка к, скажем, к 60-летнему старику, обнимает его, начинает плакать, говорит: «Как здорово, что я тебя нашла!» Но какие отношения возможны между ними? А теперь представьте, что ты вспоминаешь, как… сколько неудачных романов у тебя было в 50 прошлых жизнях, или сколько раз… Или, допустим, была история, когда мальчик, он родился в очень бедной семье, он исчерпал свою хорошую карму, вот, и он постоянно устраивал скандалы родителям о том, что... «Да у меня такую еду слугам не давали!» Родители такие: «Слушай, Вася, да ты - крестьянин, кушай». Он говорит: «Да у меня там таким виски типа свиней не поили», там.- «Послушай, не нравится - не пей» и т.д.
00:19:27 То есть а представляете, если вот у вас была хорошая карма, и вдруг - раз, рождаетесь, там, Сибирь, село, мама варит суп… ну, понимаете. Вот, поэтому Веды, они объясняют, что многие знания-многие печали, что весь этот мир иллюзии мы должны будем потерять, и нет смысла пытаться спасти какую-то часть иллюзии. А принцип, который описан в «Бхагават-Гите» совершенно иной. Кришна, он говорит, что «тем, кто ищет меня, Я «[йога кшема чапьэ хам]», что Я сохраняю то, что они уже имеют и наделяю тем, что им не достает».
00:20:30 Поэтому если вы в прошлой жизни занимались какими-то духовными практиками, вы шли по какому-то пути, то к вам сами придёт духовный учитель, к вам придут люди. Естественным образом вы заинтересуетесь той или иной практикой. И в 6 главе «Бхагават-Гиты» рассказывается учение о том, как перевоплощается йог. Потому что Арджуна, он спрашивает Кришну, он говорит: «А что будет с тем, кто встал на путь духовности, на путь йоги, но потом из-за необузданного ума, из-за вожделения, из-за желания наслаждаться этим миром, оставил его, оставил этот путь?». И он говорит: «Не исчезает ли такой человек подобно разорванному облаку, не обретя прибежище ни в этом мире, ни в духовном?» Ну, типа застрял между мирами. И Кришна, Он говорит замечательную фразу: [Санскрит] - тот, кто встал на путь духовного развития, не встретит гибели ни в этой, ни в следующей жизни. О, Арджуна! Знай, что тот, кто... того, кто искренен в поиске истины, никогда не постигнет злой удел, искренность [санскрит], искренность непобедима.
00:21:27 И далее Кришна объясняет, что тот, кто следовал подлинной духовной практике, старался покинуть мир рождений и смерти, но слегка завяз в нем, он какое-то время может находиться в мирах богов, мирах мудрецов, потом он воплощается на этой земле, и далее «Бхагават-Гита» описывает 2 сценария. Первый сценарий: сказано, что он рождается в богатой семье либо в семье праведных людей. Но в этой шлоке «Бхагават-Гиты», где идет речь об этом, там эти два слова идут подряд друг за другом. И непонятно, ставят ли союз «и» или союз «или». Поэтому иногда очень смешно можно прочитать, что он рождается в семьях (это наиболее частый перевод), он рождается в семье богатых людей или праведных [cмеется]. Ну, то есть смысл такой, что можно подумать, что а если богатый не может быть праведным, а если праведный не может быть богатым. Но на самом деле можно сказать так: он рождается в семьях либо богатых людей, либо праведных, либо в семье обладающей обеими этими свойствами. И далее Кришна, Он говорит: «Но ещё более удачлив, ещё более серьезные, более зрелые души, они уже рождаются в семьях наставников йоги».
00:22:45 И дальше Кришна говорит интереснейшую вещь в «Бхагават-Гите»: «Просто интересуясь истиной за пределами рождения и смерти, чем-то надмирным, тем, что является предметом йоги, такие люди, они превосходят тех, кто следует мирской религиозности». То есть есть люди, которые ходят в храм для того, чтоб поставить свечку - чтоб хорошо экзамены прошли, чтобы болезни прошли, чтобы все было хорошо, ну, какое-то защитное поле, божественная страховка. Вот, и точно также в различных ведических текстах есть много практик о том, что если ты совершишь такой-то обход, то уменьшиться категория... процент твоих страданий и т.д. И «Бхагават-Гита» говорит, что просто интересуясь духовностью ради того, чтобы оставить весь этот мир, а не пытаться украшать и облагораживать свою тюремную камеру, такой человек, лишь интересуясь истинами за пределами рождения и смерти, такой человек превосходит последователей мирской религиозности, которых духовность интересует только в качестве божественной страховки, соломки подстелить. Лишь интересуясь истинами за пределами рождения и смерти, такой человек превосходит тех, кто пытается для этого мира использовать трансцендетно религию, вот.
00:24:15 Поэтому если мы будем изучать выдающихся святых биографии, например, будь то, там, Сергий Радонежский или, там, Бхактивинод Тхакур, или кто угодно, выдающихся учителей. Или, допустим, был такой настоятель Фуюй, который возродил монастырь Шау-Линь. В 13 лет какой бы текст он не видел, он запоминал его с первого раза. И все пророчили ему карьеру чиновника, государственного служащего, но вместо этого он принял монашество, обет безбрачия и стал путешествовать по деревням, собирая единоборства. И Фуюй, он возродил в 13 веке после нашествия монголов монастырь Шау-Линь.
00:25:02 То есть читая биографии каких-то выдающихся духовных деятелей или даже мастеров единоборств, или святых каких-то традиций, мы будем шокированы тем, что эти люди как будто бы не находились под действием гравитации: вожделения, амбиций, ну всё, что нас в общем-то держит очень прочно. И Веды говорят: «Много жизней душа идет к подобным достижениям». Поэтому на практике сказано, что когда душа готова… Например, великие учителя ведические, они уже рождались в семьях йогов, в семьях мастеров той или иной йоги, они с детства знали санскрит. Большинство ведических учителей, они в 10 лет свободно говорили на санскрите, в 12-13 лет они побеждали философских диспутов. Там, Шанкара чуть ли не в 12 лет, там, написал комментарий на Священные Писания, чуть ли не в 8 лет принял отречение от мира и т.д., и т.д. Там, Сарасвати Тхакур, он в 10 лет поклялся, там, принять монашество и посвятить себя проповеди духовного послания. То есть когда мы читаем биографии тех людей, нам кажется, что это фантастика, но на практике мы читаем не фантастику, мы читаем биографии.
00:26:24 Поэтому «Бхагавата-Гита» говорит, что если мы не готовы к чему-то это не значит, что в принципе такой уровень не возможен. И вот таким образом описывается путь души: те, кто просто были хорошими ребятами, они рождаются в семьях, где у них нет задачи думать о хлебе насущном, о том, как выжить, о том, как победить плохую семью, плохую среду, они сразу воспитываются в условиях нравственности, обеспеченности. И причём сказано, что родится в праведной семье даже более безопасно, чем в богатой. Вот, либо они рождаются там, где с детства они практикуют йогу, будь то медитативная йога или бхакти-йога, практика поклонения божествам.
00:27:08 Поэтому практически изучая биографии подвижников, мы видим, как воплощаются на практике эти принципы «Бхагават-гиты». Бхактиведанта Свами Прабхупада, Шридхар Махарадж, они родились в брахманских семья, Шридхар Махарадж, он родился в семье, где говорили на санскрите, Бхактиведанта Свами будучи ребенком поклонялся божествам. Поэтому мы можем верить или не верить, но подобные подвижники есть и в 20 веке, и в 19, и в 18. И это биографии, это не фантастические книги.
00:27:41 [Радиоведущая] Можно к этому примеру отнести Авадхута Махараджа? Вот я не уверена точно, но он тоже по-моему родился в не совсем обычной семье.
00:27:54 [Станислав Зюзько] Ну, я думаю, есть ещё понятие смешанных вариантов. В целом Георгий Аистов, также известный как Свами Авадхут, родился в простой советской семье с непростыми интересами. И его отец, Виктор Аистов, служил на флоте какое-то время и интересовался тем, что замалчивают в Советском Союзе. Поэтому были привезены какие-то книги Рерихов, какие-то книги по буддизму. Но то, что на тот момент в Советском Союзе было популярно, - это хатха-йога, это йога медитативная, в основном для концентрации и для здоровья. Вот, поэтому в целом скорее это первый случай с легким элементом второго. Но мы говорим о том, что если говорить об отношении к здоровью духовенства, душ которые прошли определённый духовный путь, то существует немножко две разные ситуации. Первая ситуация, когда человека в религии мучают, но он, допустим, хочет питаться какой-то очень здоровой пищей, постоянно заниматься гимнастикой для самооздоровления, а тут его, допустим, запихивают в монастырь, где вместо гимнастики - у тебя грядки надо полоть, вместо здоровой пищи - то, что вот пожертвования, которые ты собрал. И человек говорит: «Религия вредит моему здоровью». И он сбегает из монастыря, вот, и начинает заниматься цигуном, переходит на сыроедение. И говорит: «Боже мой, я спас себя».
00:29:47 Вот, а бывает другой вариант, который вот мы видим в личности Георгия Аистова, Свами Авадхута, когда у человека есть деньги и возможности жить, вставать в 5 утра, съедать два листочка выращенные в каких-то экологически чистых селах Абхазии, заниматься цигуном, там, совершать конную прогулку и т.д., и т.д. И просто изредка поставить, купить себе камеры и в общем-то изредка в эти камеры рассказывать людям что-то о Боге. Но на практике мы видим, что потребность в проповеди Cознания Кришны, в практике Cознания Кришны этого человека настолько велика, что точно также как материалисты, они не могут следовать духовности и их постоянно тянет, ну, позаниматься здоровьем. Вот, например, у меня тоже такой синдром есть. Трансценденталисты, духовные люди, они, наоборот, не могут долго концентрироваться на каких-то свои мирских проявлениях, таких как, там, моя семья, моя работа, там, моё здоровье. Они просто, ну, откупаются от них какими-то такими траншами, вот. Но в целом фактически помимо его воли мы видим, что он живёт потоком размышлений о Господе, проповеди о Господе, он вдохновляет на это других. И это не так, что он прочитал пять умных книжек и сказал: «Ну все, так буду делать». Это поток, который течет спонтанно у него из сердца.
00:31:23 Поэтому по этому признаку можем определить, что несомненно он глубоко реализованная в духовном измерении душа, потому что в сущности подлинная духовность - это рок-н-ролл. И все, кто практикуют рок-н-ролл, они говорят, что в какой-то момент ты выходишь на тот уровень, когда кроме рок-н-ролла вообще ничего не остается. Вот, но это не должно быть искусственным. Это должно исходить из сердца. И здесь мы наблюдаем несомненно духовный рок-н-ролл, признак глубокой духовной реализации. Потому что рок-н-рольщикам говорили, что «ну, у вас же уже есть деньги, у вас же уже и так есть слава, там, даже звезда славы, вот. Ну отдохните вы , чего вы постоянно выходите на сцену?» Причем они, чтоб выходить на сцену, они уже не могут просто так выходить, они, там, съедают дикие какие-то дозы колес. А они говорят: «А мы уже не можем не выходить на сцену, мы уже не можем не быть в рок-н-ролле». Вот, поэтому рок-н-ролл - это невежество, но если мы говорим о подлинном духовном сознании, то это высший рок-н-ролл. И несомненно, что Авадхут Махарадж - это трансцендентный рок-н-рольщик. Я могу ошибаться, но такое видение.
00:32:36 Вот, поэтому так или иначе «Бхагават–Гита», она говорит, что существует три типа поступков: праведные (помочь бабушке, помочь родителям, вырыть колодец, посадить дерево), греховные (украсть, грабить, избить, оскорбить). Но сказано, что третий тип поступков - это духовные поступки, они находятся за пределами мира рождения и смерти, их цель - это обрести Бога в сознании. И Кришна говорит в «Бхагават-Гите»: [Санскрит] - те, кто идут по духовному пути не знают потерь, ни одно их усилие не пропадает даром. И даже совершив... и даже незначительное продвижение по нему избавляет от всепоглощающего страха жизни в материальном мире. Такова идея.
00:33:41 Поэтому наша задача - это не улучшать свою карму, совершая хорошие поступки, не ухудшать её, совершая плохие поступки, а в целом покинуть матрицу, покинуть мир рождений и смерти, совершая поступки, которые развивают в нас богоцентричное сознание, совершить путешествие из эгоцентризма в богоцентризм, из расширенного эгоизма, из эгоизма, когда в центре находится интерес моей семьи, моей деревни, моей страны, моей работы, выйти, связать себя с вселенской волной, с сознанием Бога, с сознанием Кришны. Потому что полная гармония возможна, когда центр только один, поэтому Cознание Кришны является синонимом «абсолютная гармония», [адвая гьяна] (недвойственная истина). Потому что все остальное - это всегда вы против кого-то: за людей - но против природы, за Россию - против Америки. Но задача - покинуть мир двойственности и войти в мир, где каждый действует подобно клетке здорового организма. Такова идея. Сознание Бога значит также «абсолютная гармония», «один центр», [адвая гьяна], [иша гьяна] (знание о Владыке всего).
00:35:06 [Радиоведущая] [неразборчиво]. Вопрос такой: если…
00:35:13 [Станислав Зюзько] Ну, в целом я говорил.
00:35:14 [Радиоведущая] Да? [Смеется] Если спускаться на какой-то практический уровень. Вот Вы говорите, что существуют поступки хорошие, плохие [неразборчиво], но… и что невозможно как-то запрограммировать последующие рождения. А все-таки если очень хочется и, ну, как бы нет надежды на то, что ты [неразборчиво], то есть как же получить такую благоприятную для себя [неразборчиво]?
00:35:41 [Станислав Зюзько] Но здесь есть существенное расхождение взглядов между современными эзотериками и оригинальными ведическими текстами. Ведические тексты, они говорят, что существует карма в форме семени, в форме проростка и в форме такого зрелого растения. Вот, и большинство современных эзотериков, они предлагают какой-то семинар, какую-то медитацию для того, чтоб, там, почистить свой сосуд кармы они это называют. Они говорят так, что любую карму легко можно исправить в основном какой-то медитацией такой загадочной, вот, все исправимо, надо работать, вот, и все будет хорошо. Вот, а древние ведические тексты, они говорят чаще наоборот, что какие-то проступки, которые вы совершили в прошлых жизнях, скорее всего уже изменить нельзя, их можно только отработать просто, терпеть. Но уже следующая жизнь, и то, что будет происходить с вами, начиная от настоящего периода, уходя в будущее, - это в ваших руках. Это совершенно две разных модели мышления, но ведическая модель мышления нас может смущать потому, что, ну, хочется, чтоб все было хорошо и ничего не было плохо. Но возникает вопрос: допустим, в прошлых жизнях вы были мерзавцем, который грабил детский приют, дети недоедали годами, возможно, или вы, там, ограбили полстраны, будучи олигархом, или вы просто были бандитом, грабили, убивали людей. Возникает вопрос: если вы причинили столько страданий, то почему придя к какому-то одаренному экстрасенсу на сеанс, который скажет: «Закройте глаза, простите себя, простите людей, ощутите тепло и выведите из себя весь негатив», - а почему все эти люди должны простить вас, когда вы просто... ну, почему это должно быть так? Поэтому если мы, что называется, на трезвую начинаем рассуждать о том, почему должна быть амнистия, мы понимает, что в принципе никаких веских аргументов для амнистии у нас нет.
00:37:57 Поэтому Веды в большинстве случаев, хотя это очень революционно для современной эзотерики, они говорят, что нет, карму надо отстрадать. И в христианстве нет понятия кармы, но есть понятие «креста», «нести свой крест». И что понимается под крестом в христианстве? У кого-то, допустим, хроническое заболевание, аллергия, например, а у кого-то два сына: один умный, второй футболист. Вот, уже ничего с этим не сделаешь. А у кого-то, допустим, ну, дом сгорел. Сгорел он теперь, и все. Вот, но стены остались, можно покрасить, из черной в беленькую краску. Вот, поэтому зрелые люди, они понимают, что есть что-то, что мы можем изменить и что-то, что уже не изменишь.
00:38:40 Вот, однако когда речь идет о бхакти-йоге, о преданности Абсолюту, то объясняется, что все энергии этого мира - это определённые исполнители, они рисуют определённый сценарий, они исполняют определённую схему, но сценарий не может изменить осветитель, или сценарий не может изменить статист, но сценарий может изменить режиссер. И единственное исключение, которое делается для души, в священных текстах объясняется, что если она искренне раскаивается, то признак этого - не то, что она медитирует себе в комнате, что она большая белая пушинка и прощает всех, а то, что она полностью меняет свою жизнь и посвящает свою жизнь служению Всевышнему. И тогда Господь, он говорит: «[Арва-дхарман паритйаджйамам экам шаранам враджаахам твам сарва-папебхйомокшайишйами ма шучах]» - оставь все виды долга и полностью предайся мне. Я освобожу тебя от любых видов греха, не страшись ничего, не печалься ни о чем.
00:39:52 Но услышав это, многие, они сразу начинают хотеть получить посвящение в каких-то духовных традициях, там, помолиться Богу. Однако речь идет о том, что быть святым тоже очень сложно. Поэтому существует знаменитая шлока, которая приводит в гармонию два утверждения о том, что карму изменить в общем невозможно, и второе, что если человек встаёт на путь служения Господу, главному режиссеру всех судеб, то его карма может поменяться. Эта шлока необычайно мистическая, она содержится в «Шримат-Бхагаватам». Ее первые строки звучат так: «[Та тену камнам сусамик шамана] и т.д. «Сусамик шамана» означает «если мы глубоко вглядимся в реальность». И она говорит о том, что тот, кто встал на духовный путь в действительности страдает меньше, в любом случае он страдает меньше, чем он должен был бы страдать, а те страдания, которые приходят к нему, они превращаются в уроки. Это подобно огню, который очищает золото от примесей.
00:41:04 Поэтому духовные люди, глубокие люди, они не склонны винить в своих проблемах никого кроме себя. И какие бы испытания не приходили к ним, они искренне, не на уровне аутотренинга, а на уровне мистического прозрения понимают, что это послано для моего очищения, источник этого - я, и в действительности я страдаю гораздо меньше, чем должен был бы страдать. И подобное восприятие - это ключ к вратам духовного мира, ключ к вратам вайкунтхи. Поэтому смысл этой шлоки таков, что если человек встаёт на духовный путь, то первый эффект, который происходит - в любом случае его карма смягчается, он страдает меньше, чем должен был бы страдать, если он искренен. Это определяется его искренностью, степенью его искреннего раскаяния. И второе ... и второй эффект - даже те негативные события, которые приходят к человеку вследствие его собственной дурной кармы, дурного поведения, они превращаются в уроки. Материалистов карма просто бьет, как «вот оно море, вот оно море, вот оно море....». Но для духовных людей, даже их собственные грехи когда приходят, они превращаются в уроки, в определённые указатели на пути к истине. Такова мистическая сила бхакти, преданности Господу.
00:42:39 [Радиоведущая] А вот не является ли… Хорошо, человек встаёт на духовный путь [неразборчиво]. Мотивация его непонятна тем не менее, то есть он допустим хочет просто как-то покинуть этот мир [неразборчиво]
00:42:54 [Станислав Зюзько] Хочется, чтоб все было хорошо и ничего не было плохо.
00:42:57 [Радиоведущая] Ну да.
00:43:00 [Станислав Зюзько] Ну, мы говорим, что наша мотивация всегда смешанная, но идеалы подобны магнитам для души. «Человек велик настолько, насколько велик его идеал», - говорил Шридхар Махардж. Поэтому Ведические Писания говорят, что если человек, он руководствуется высоким идеалом, то рано или поздно он придёт к этому идеалу, сколько бы жизней не надо было совершать это движение. Но если идеал низок, то даже если человек будет очень энергичен, то он не поднимется выше той планки, на которой находится его идеал. Поэтому наше богатство - это наши идеалы. И безусловно, что мотивации очень смешанные, качества людей очень противоречивы, но идеалы подобны магнитам для души. И рано или поздно идеал и искренность, они побеждают все остальное. Поэтому в «Бхагават-Гите» сказано: «[Апи чет судурачаро бхаджате мам ананйа-бхак садхур эва са мантавйах самйаг вйавасито хи сах кшипрам бхавати дхарматма шашвач-чхантим нигаччхати каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати]» - даже если человек ещё порой совершает дурные поступки, но полностью погрузился в духовную практику, то следует считать его праведником, потому что его устремления, его идеалы совершенны. Очень скоро он избавиться от своих негативных качеств и навсегда обретет истинный, вечный мир в душе. Тот, кто искренен в поиске истины, того никогда не постигнет злой удел.
00:44:49 Вот, поэтому такова идея, и в действительности один из стихов Бхактивинода Тхакуро, он в сущности говорит об идеале. В этом стихе Бхактивинода Тхакуро говорит, что тот, кто не желает лезть высоко на дерево, должен будет вынужден довольствоваться падалицей. И была история, когда пришли люди, сказали: «А это все очень интересно, то, что вы говорите, но почему бы не организовать общество полуCознания Кришны? Ну, например, на идее кооперации с Богом: ты мне - я тебе, я тебе молюсь, а ты мне хлеб насущный даешь». Но в действительности высота идеалов является подлинным богатством. Поэтому существует мир, который состоит только из субстанций чистого сознания, из субстанций идеалов. И сознание - это более реальная вещь, чем материя. Поэтому вера, идеалы, то, что здесь кажется чем-то абстрактам, эфемерным, в действительности является единственным и самым сокровенным богатством души.