Ведические истории
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Станислав Зюзько: Ну что ж, мы продолжаем наши встречи посвященные ведическому мировоззрению, ведической духовности и те темы, которые вы хотите предложить - пожалуйста, мы во внимании.
Как рассказывать истории? В чем суть дзенских притч?
00:00:22 Вопрос из зала: «Вопрос на счет одной из актуальных тем из интернета. Многих производителей из видеоиндустрии занимает вопрос: как рассказывать истории которые трогают или учат тебя чему-то, вызывают какие-то внутренние переживания. И вот для начала вопрос, поскольку мы в Таиланде, которому очень близок буддизм, расскажите про дзенские притчи, в чем же их суть?»
00:00:52 Станислав Зюзько: Прежде всего могу сказать то что я ничего об этом не знаю, вот. Ни об историях, ни об дзенских притчах, вот, потому что кто умеет действительно рассказывать какие-то истории - то Джеймс Камерон, да, там. Тот кто умеет рассказывать истории, его действительно знает пол планеты как человека который умеет рассказывать истории, или какие-то писатели, вот. Поэтому история то один вопрос, а дзен буддизм - это другой вопрос, вот. Если мы говорим о дзене, то основная категория дзен буддизма или чань буддизма - это просветление, вот. И просветление, само слово, оно очень симпатичное, оно очень нравится людям, вот, потому что всем хочется чего-то такого глубокого, светлого в жизни, вот, и философски это означает изменения восприятия реальности, изменение отношения к реальности.
00:01:59 Существовал в Японии все время такой дзенский приют, где ты платил деньги, подписывал несколько бумаг и тебя запирали на несколько дней, иногда на неделю и били, регулярно причем, ты сам просил, вот, и соответственно в этом процессе когда для тебя день подразумевал побои, ты должен был понять что существует что-то помимо этого физического тела и так далее, и человек который, я читал дневники дзенского монаха, не дзенского монаха, а человека который интересовался дзеном и он говорил: "Первый раз мы сели кушать, все послушники сели правильно, я сел немножко неправильно, получил палками. Второй раз, на следующий день сел уже правильно", и как-то настоятеля звали Омея, это как-то так, вот, и он его постоянно побивал дня два-три, в какой-то момент он говорил "Что-то неуловимо изменилось, какая-то подсветка появилась в комнате и когда он подошел, спросил как дела, я сказал - "ну здравствуй Оми", вот, и он сказал "О, я вижу у тебя все начинает получаться"".
00:03:15 Поэтому в сущности, та категория просветления о которой говорят дзеновцы - это определённые изменения, то что у кастанеды называется точка зборки, определённые изменения угла восприятия реальности, когда называется что тебя "отпускает". Есть такое понятие что вот я раньше парился, парился, а теперь я не парюсь. Но если мы посмотрим и в сущности человек как-то очень спокойно, радостно или философски относится к жизни и смерти, и к тому что с ним происходит, чувствует какие-то мистические энергии, не привязан к противоположному полу, зачастую в дзенской традиции может признаться просветленным. То есть в главной критерия которая есть там - топленое, уникальное полукосмическое состояние сознание, когда ты чувствуешь что ты в какой-то гармонии с миром, ты не реагируешь на какие-то хорошие вещи, плохие вещи и подобное описание есть в Бхагавад-гите.
00:04:17 Бхагавад-гита говорит: "матра-спаршас...", Кришна говорит Арджуне в Бхагавад-гите, "матра-спаршас ту каунтейа шитошна-сукха-духкха-дах. агамапайино 'нитйас тамс титикшасва бхарата", что впечатление счастья и горя, они приходящи, подобно смене сезонов и нам советуется не привязываться к приходящим вещам, таким как погода или настроение, но очень важно что в ведическом мировоззрении, вайшнавской культуре это не самодостаточное явление, а некое условие для того, чтобы начать жить жизнью в служении Богу. Начать жить жизнью в прославлении Всевышнего, в посвящении себя Ему и это просто наиболее гармоничная форма взаимодействия с действительностью, непривязанность. В дзене сам факт обретения подобной непривязаности, просветленности, уже считается очень высоким достижением и в целом, если ты действительно бьют ли тебя или вкусно кормят, ты спокойно реагируешь на все, позитивно, то ты уже считаешься мастером. Но ведические мудрецы, они описывают что это только предварительные этапы и некий подобный уровень, который в какой-то степени сопоставим с дзенским просветлением, он называется "атмарамой" - осознание себя душой.
00:05:48 И описано как живёт человек в таком состоянии сознания: "Брахма-бхутах прасаннатма, на шочати на канкшати / самах сарвешу бхутешу" - он ни о чем не скорбит, ни к чему не вожделеет и равно относится ко всем живым существам: к друзьям, к недоброжелателям, ко всем равно, причём равно доброжелательно. И он испытывает мир в душе который никак не связан с внешним миром. Поэтому безусловно состояние подобно дзенскому просветлению известно в ведической традиции, но опять таки безусловно это все очень индивидуально, это только на собственном опыте можно как-то понять такие вещи, потому что все это... но скажем так, некий формально подобное состояние в ведах описано, но в ведах описано что некое просветление когда ты осознаешь что этот мир - это лишь сон, хороший сон, плохой сон, это только ступень к осознанию более высоких измерений реальности, мира собственной души, мира высшей души, Всевышнего. Всевышнего в различных образах, начиная от общей идеи личности, которая присутствует в мареве надмирного света, брахмана, и заканчивая семейной жизни с Богом. Настолько близким отношениям с абсолютом, что Бог забывает о том что он Бог, ты забываешь о том что ты слуга Бога и все живут одной семьей.
00:07:19 Поэтому нада понимать что буддизм, дзен буддизм - это определённая ветка, причём очень альтернативная, очень независимая буддизмом, вот, а буддизм всегда находился под влиянием ведической культуры, индуизма. Поэтому в любом случае не надо думать что какие-то состояния, которые достигали мастера дзенской традиции небыли известны, ведомы йогам древней Индии или каким-то святым древней Индии, всё это описано в ведических трактатах, но то что считается просто гармоничным бытием в этом мире это не считается высшим просветлением. Просветление более высоких уровней заключается в том, что человек, он периодически начинает воспринимать более высокие реальности и эти реальности как летающая тарелка, она появляется перед истребителем, но когда он хочет её атаковать она исчезает. Точно так же более высокие реальности чем даже реальность нашей души называется [атхокжата] - та сфера, то измерение которое открывает себя по своему желанию. И описано, что даже те кто осознал себя душой и является просветленными, были бы признаны просветленными в дзенской традиции, они ни к чему не вожделеют, они полностью самодостаточны, они позитивны , они философичны и так далее, даже такие атмарамы, такие просветленные, они когда вдруг видели проблески надмирной красоты мира Бога, они опять теряли покой и начинали искать эту красоту.
00:09:10 Шукадев, автор Шримад Бхагаватам - это сын составителя всей ведической литературы, мудреца Вьясы, его сын уже родился просветленным. И когда он родился все были поражены, все сказали - "Почему ты родился? Если ты освобожденная душа, то ты не должен рождаться, что привело тебя в этот материальный мир?" и он сказал "Вероятно есть какая-то особая миссия". И его миссия заключалась в том, что он рассказал что просветление - это не конечный предел, что за пределами просветления, за пределами осознания себя душой, достижения спокойствия, умиротворения, непривязанности к этому миру существует мир высшей красоты, высшей реальности. Изначально реальность незначительной целью которой является наш мир. И когда эта неземная красота являет себя перед взором просветленных, они опять утрачивают покой, но отныне все их беспокойства начинают переносится в другое измерение, что теперь вся моя жизнь посвящена поиску нового проблеска, новой встречи с этой неземной красотой, а ничто в этом мире их уже не тревожит.
00:10:20 Поэтому в современном мире популярны какие-то вещи, которые тебя прежде всего должны "вставить" и, скажем так, не что-то глубокое, а что-то такое эффектное. Но что-то эффектное не всегда глубокое, мы же понимаем, это разные вещи, то есть человек может очень эффектно одеваться но внутри может оказаться пустышкой и наоборот, человек может одеваться скромно, но оказаться очень глубокой личностью, вот. Что-то эффектное не всегда что-то глубокое, вот. И дзеновцы, они старались остановить поток своего мышления, они медитировали на [кааны], типа как звучит хлопок одной ладони и тому подобные вещи для того, чтобы демиханизировать свой ум, вот, и всё это прикольно, вот, или прикольно изречение дзеновских школ или тантрических буддистских школ, типа "если встретишь Будду - убей Будду", типа ты сам истина вообще, отвергни все и так далее. Но своими силами, своей концентрацией, медитацией мы максимум можем дойти до границы духовного и материального миров, мы можем дойти, осознать что мы мир духов, что этот мир действительно подобен сну. Это очень высокое достижение.
00:11:44 Но войти в мир где каждый добрее чем мы, каждый сострадательней чем мы, каждый жертвенней чем мы по средствам размышлений о том как звучит хлопок одной ладони мы не можем. Поэтому нада понимать что сам тот уровень реальности, куда стремятся бхакти йоги, те кто ищет отношения со Всевышним - это более сокровенный уровень, чем тот уровень к которому стремятся дзеновцы. Потому что цель дзеновцев - это чтобы тебя ну в конечном итоге "отпустило", вот. А ведические тексты говорят, что когда тебя отпускает от этого мира нада себя ещё куда-то запустить. И вот то куда тебя нада запустить когда тебя отпустило... то есть тебя выпустили из тюрьмы, но где твой дом? Хорошо, меня выпустили из тюрьмы, где я живу? Дзеновское просветление - это подобно тому что тебя выпустили из тюрьмы, а бхакти йога, которая так же включает в себя этот уровень, она ещё говорит не только от чего ты должен освободиться, а где твоя семья, где твой дом.
Как связаны философские изложения с рассказами о Боге?
00:12:48 Вопрос из зала: Ну например бхакти йога, у нее есть два известных вида рассказов: первый это философия, ну вот какие-то вот эти вот философские истины или предписания, как веды говорят "просто знай", но так же есть рассказы как хари катха. И вот Шридара махарадж, он как олицетворение ведических писаний, он часто говорил "слушай своё сердце" тогда как связаны философские какие-то истины и вот такие вот в простой форме рассказы о Боге?
00:13:23 Станислав Зюзько: Ну это зависит от индивидуальности человека прежде всего, это существует философское изложение каких-то истин, это определённый код и существует изложение тех же самых истин в форме истории, вот. Но существуют истории о святых, и существуют истории о святых древности и это немножко разные ситуации на самом деле, потому что в древности немножко другая была земля. Например если речь идет о святых не так давно ушедших, то мы легко можем понять их величие. Харидас Тхакур, которого наказывали палками на многих рыночных площадях и не могли убить, почему? Потому что он был великим преданным Господа и что называется палки просто "не брали" его, и в какой-то момент тюремщики сказали: "Если мы сейчас тебя не убъем - нас убъют", он сказал "Хорошо, раз так надо" и вошел в глубочайшее сомадхи, мистический транс, когда тело не подавало никаких признаков жизни.
00:14:37 Тогда его... так как он был мусульманином на который перешел в индуизм они скали "Он лишился своей касты, его нельзя хоронить в земле, сбросьте его в Гангу". С точки зрения вайшнавской культуры Ганга - это наоборот священная река, которая стекает, берет начало у стоп Господа, течет из духовного мира и Харидаса Тхакура выбросили в Гангу и там он вышел из своего мистического транса, Ганга играла с ним, вот, встал и пошел. И когда все поняли что эту личность нельзя убить, все поняли что он действительно находится под покровом господа. И так же до того как его приговорили к этой казни, к избиению палками на рыночных площадях на [ладвип] пока он не умрет, он сидел в тюрьме рядом сидели обычные заключенные. Когда они увидели что привели личность, которая постоянно воспевает Харе Кришна мантру, имена Бога, который известен всюду как святой, они были [наладвипскими] заключенными, на [ладвипе] даже заключенные, они знают "О, существует карма, он святой, как только он прийдет к нам, у него такая радиация, такое духовное поле что наша карма улучшится, вот, нада выпросить у него хорошее благословение, он настоящий святой, глядишь все сработает".
00:15:57 И когда он пришел в их камеру все они стали просить "Благослови нас, помилуй нас" и он по-дружески сказал им "Всегда оставайтесь в том положении в каком вы находитесь здесь". Все тюремщики были несколько шокированы и уже приготовились к драке, тут Харидас Тхакур объяснил "Я не хочу чтоб вы постоянно сидели в этой тюрьме даже если вы этого заслуживаете, а я имею ввиду нечто совсем другое, то что сейчас, когда вы здесь вы расстались со всеми вашими обидчиками, иллюзиями, вы понимаете что не вы центр мира и естественным образом взываете Господу, вы обратились ко мне и это свидетельство того что у вас есть вера. Но как только вы выйдете из тюрьмы - вы сразу разойдетесь по домам, вы будете заниматься своими делами и забудете о нем. Поэтому я имею ввиду совсем другое. Сохраняйте то памятование о Господе которое вы обрели здесь".
00:16:57 Поэтому это пример того, как какая-то истина излагается через рассказ и биографию святого, биографию подвижника. Но существуют пуранические истории, истории пуран, когда мы должны верить в мир богов например. Должны возможно верить в то что там существуют крылатые коровы или говорящие змеи, какие-то такие удивительные существа и для того чтоб воспринимать истории пуран, древних писаний, нужна определённая вера, потому что там вполне может быть разговор подвижника с Гангой, некоторые пураны... Ганга, она рассказывает там о будущем человечества и так далее. Поэтому здесь уже больше количество веры нужно в том, что в древности у царей, у подвижников было другое сознание, они могли там поговорить с рекой и так далее. Боги нисходили на землю, люди путешествовали в миры богов что реальность была более игровой, была инной. А те же самые истины о памятовании о Господе могут быть выражены в форме какого-то короткого афоризма. Например существует короткий стих на бенгали, который... я не помню сам стих, но смысл таков: судить по тому насколько хорош наш день надо не потому какова погода, а потому слушали ли мы о Господе, говорили ли мы о Господе в этот день. Если мы забыли об источнике, о цели нашей жизни, то день прошел даром. Или другой пример, мантра риг веды "Ом тад вишнох парамам падам. сада пашйанти сурайах" - Вишну, Всевышний подобен солнцу, которое постоянно взирает на нас и мы должны помнить о Нем.
00:18:49 Поэтому одна и та же идея, которая называется "смаранам", памятование о том, что мы не одиноки, о том что рядом с нами незримо присутствует сверх сознания, эта идея может быть выражена в форме истории, в форме санскритской мантры в форме какого-то афоризма, и в зависимости от того каковы люди могут применяться разные подходы. Но так или иначе... Ну вот я рассказал о памятовании на уровне санскритской шлоки, на уровне истории, на уровне, там, короткого изречения. Примерно так.
Можно ли руководствоваться ведическими историями следуя их идеалам?
00:19:30 Вопрос из зала: Часто бывает вот такое... Часто в жизни бывает такой антикризис что слушая ты все же памятуешь, но иногда хочется получить руководство. И часто ведические истории рассказывают о таких идеалах, что не остается ничего кроме слушать бездействуя либо имитировать не обладая сутью. Как же поступать? Есть истории которые дают пример для падших душ?
00:20:08 Станислав Зюзько: Нет, нада понять что идеал должен быть недостижимым, иначе это уже не идеал, а какая-то инструкция по эксплуатации духовки и так далее. Поэтому идеал, он все таки что-то что мы не можем в полной степени реализовать и нада понимать что какие-то истории обладают символическим смыслом, не всегда буквально прочтены должны быть, например существует описание о том, как матери Шачи которой должен был явиться господь Чайтанья, который приносит практику воспевания святых имен Господа, ей снится сон о том что на троне сидит Кришна, рядом сидит Баладев и вдруг приходит... или там на троне сидит Баладев и вдруг приходит Нитьянанда и говорит что "Анука Баладев слазь с трона, пришло время для моего господа Чайтаньи" и вот моя мама открыла эту книгу, посмотрела на эти страницы и сказала "Сынок, интересуют же тебя эти дворцовые разборки". Поэтому когда ты не понимаешь о чем идет речь можно подумать что это просто какая-то там серия "игры престолов" и так далее.
00:21:23 Подобным же образом существует... мы были в Гималаях и существует рассказ о том, как Пандавы, величайшие цари земли, они уходили из этого мира, они отправились прямо на гору мира и каждый из них, у него был какой-то порок, там... Бишму, он был, Бим - он был привязан к еде, там Сахвадев, если я не ошибаюсь, к астрологии, к интеллектуализму, вот, и каждый из них падал. И в конце концов в физическом теле, в теле сметного на гору мира, на гору богов вошел только царь Ештхешхира один и собака которая шла с ним и в конце концов эта собака приняла форму дхарна, Дармораджа, царя, который олицетворяет исполнение долга и сказала что ты полностью предался всевышнему и не отвлекался ни на что и символический смысл этой истории таков, что когда мы начинаем духовный путь, многие наши друзья могут идти рядом с нами, но духовный путь для каждого индивидуален, поэтому падут не только какие-то наши друзья которые возможно были мало верующими или мало духовными, возможно какие-то наши близкие, или люди, которых мы считали даже более духовными чем мы они оставят этот путь, но всё равно мы должны продолжать идти по нему, не отвлекаясь ни на какие внешние обстоятельства.
00:23:10 И как говорил Штхара махарадж что "Когда есть общество людей, которое поддерживает нас в пути - это замечательно, это благоприятно", как кресло Наполеона когда вся армия садилась на коленочки друг друга и так грела друг друга, это хорошо, но тут же Штхара махарадж говорит "Но так же мы должны быть готовы идти как махарадж Ештхешхира, видя кака падают все кто когда-то начинал с нами, верил вместе с нами и если понадобится продолжать этот путь в одиночку. Подобным же образом, возвращаясь к собаке, объясняется что почему великие воины, братья Ештхешхиры не смогли подняться на гору мира а собака смогла, потому что она была Шаранагате, она полностью предалась как душа должна предаваться Всевышнему так же она предалась... возможно она не читала молитвы, она предалась Ештхешхире. Поэтому во всех этих историях есть символических смысл, который можно спроецировать не только на древние времена, потому что никто из нас не собирается пешком всходить на гору мира, хотя мы были в тех местах в Гималаях, называется "Сваградвар" - дорога в рай, но почему-то с тех пор как не дошли четверо из пятерых братьев-Пандавов, почему-то остальным не захотелось, вот. То есть видимо падение четырех из пяти Пандавов настолько разочаровало местное население, что с тех пор дорога есть, но как-то никто не порывается идти.
00:24:39 Тем более что в нашем измерении там пропасть, это тоже не совсем вдохновляет. Хотя говорят что шагали, вот. Поэтому [на отдаете] определённый символичный смысл действительности если мы привязываемся к персонажам древних историй, там могут говорить две птицы. Мы скажем "Что за говорящие птицы?", но всегда нада ловить смысл этого. Поэтому возможно если бы я готовился у меня бы больше примеров про говорящих птиц, но где-то я такое читал, что птицы очень плодотворно обсуждают какие-то философские... ну для древних ведических текстов две умные, хорошие птицы которые серьезно обсуждают какие-то философские темы - нормальная ситуация. Либо приводится пример как тот же Дхармарадж принял образ птицы, кстати о птицах, до того как он принял образ собаки он принял образ птицы и когда Пандавы, они подошли напиться воды он стал задавать им вопросы, они говорили "О, странно, говорящая птица, ну тебя, иди лесом" и падали парализованные и когда Ештхешхира подошел, видимо это было предыдущее, тренировочное действие для эпизода с собакой, он увидел что все его братья лежат парализованные, почти без признаков жизни и есть говорящая птица, он понял. Когда она начала говорить с ним он посмотрев на своих братьев понял что наверно птице нада уделить какое-то внимание, да я как раз вспомнил про птицу, вот и птица спросила у него "Что самое удивительное в этом мире?". Ну и если такой вопрос задать, допустим, туристическому агентству Чанмая оно скажет джунгли или семь чудес света, но Ештхешхира понял что явно это какой-то тест, испытание высших сил и он сказал "Самое удивительное в этом мире то что каждый видит что он уходит в пасть смерти, что умирают наши близкие, умирают посторонние люди, но мы ведем так себя как если бы мы были бессмертными".
00:27:02 И тогда птица опять приняла форму Дхармараджа и сказала "Да, да хоть один глубоко мыслящий человек. Эти меня проигнорировали" и так далее. Поэтому читая различные истории, пураны, мы должны смотреть не на то кто беседует, а обычно часто какие-то говорящие звери это боги, которые в каких-то образах приходят для того чтобы проверить, испытать тех или иных персонажей, вот. Но в целом... или допустим описано как, если я не ошибаюсь, Карна был великим воином, который пошел обучаться у Парашурама, но Пурашурам он обучал только царевичей, только принцев, он сказал Карне "Ты не входишь в список", а, он обучал только брахманов, только брахманов, а Карна был кшатрием, из воинского сословия, вот. И Парашурам сказал "Ты брахман?", тот сказал "Да, я брахман" и тот стал учить его воинской науке, но боги смотрят... в те времена, люди могли стать могущественней чем боги, если они соблюдали аскезы, следовали мистическим практикам и поэтому боги периодически устраивают какие-то такие подляночки. Поэтому когда Парашурам спал на коленях своего ученика, Карна, то Индра он принял форму червя и стал прогрызать ногу Карны, вот.
00:28:48 И описывается, это кстати может источником вдохновения для многих духовных искателей, описывается что кшатрий, воинское сословие, люди с такими качествами героическими, они могут терпеть боль, а как раз вот эта история из Махабхараты, там же приводятся строки о том, что именно собственно брахманическое, духовное сословие оно такое немножко, помните, как Вицин в операции, такой "А! А!", вот и ничего не происходило, Карна мужественно терпел это. И вдруг Парашурам проснулся и увидел что червь прогрыз насквозь ногу Карны, но тот даже не шевельнулся. И тогда Парашурам сказал "Друг мой, так ты же абсолютно... ты же меня обманул, ты же кшатрий, ты не брахман. Если бы ты был брахман - ты бы уже закричал как овечка резанная. Значит ты солгал и я тебя многому научил, но вот тебе моё проклятие: в тот самый момент, когда всё это знание нужно будет тебе больше всего - оно тебя покинет". Поэтому не обманывайте - не обманутыми будете. Но в даном случае червь это был не червь, в некоторых постановках этой сцены я видел что он паук, может быть это был паукочервь. Я видел несколько весий того что там прогрызало ногу, ну скажем так, существо, это существо это был Индра, царь небес, который просто пришел подзавалить продвинутого героя Махабхараты.
00:30:26 Поэтому если мы читаем про святых 14 века или 19, 20 века мы верим, потому что это близко к нам. Но если у нас уже там говорящие звери, летающие боги - то это вопрос веры. Уж не знаю насколько это удовлетворило ваш интерес в историях, пуран. Так или иначе. Много приводится, каждая различная история пуран, они содержат определённый посыл. Например в нашем мире очень четкая есть такая идея, что если человек очень бедный - он очень духовный, а если он богатый - то как он может быть духовным? Поэтому наиболее почитается те святые, кто там женщина отдала своё поместье, ушла в монахини. Обычно канонизируют всегда. Или в истории вайшнавизма Рупа и Санатана, они были министром финансов и премьер-министром, а потом оставили все и ушли в лес и стали писать стихи на санскрите о любви к Богу. Ну то есть Путин с Медведевым, перевожу на русский, ушли в лес, поселились в Сибири и стали в лесах, до конца жизни писать стихи о любви к Богу. Естественно что вся Россия уверовала в то, вот.
00:31:47 Это нормальная ситуация, но в действительности деньги - это зло только для тех людей, которые привязаны к деньгам. Если уровень сознания человека высокий, то как бы это революционно не звучало деньги не зло, деньги - это определённая энергия. Другое дело как есть разные уровни трансформаторов, не все люди могут работать с мощной энергией. Но если мы берем оригинальную, ведическую линию мысли, то существует описание двух типов праведников в пуранах, в древних ведических текстах, это какие-то аскеты, отреченцы, у которых ничего, нищии и даже существует такое понятие как раджа риши, то есть праведные цари, цари, но праведные, богатые, но праведные. И Шукадев, сын мудреца Вьясы, сын составителя всей ведической литературы, он как раз олицетворение такого аскета, он приходит в собрание мудрецов и начинает что называется "тролить" их. Он говорит: "А зачем вам подушка если есть земля? А зачем вам еда если есть коренья? А зачем вам что-то с собой приносить если есть вода?" И так далее. "Зачем одежда если..." Шукадев был известен как Дигамбара, то есть одетый там в 10 сторон света или в 4 стороны света, то есть в переводе на русский - ни во что. И он ходил обнаженный, принимал только то, что приходило к нему само, но при этом его чистота была такова, что описано что когда он проходил обнаженный мимо купающихся девушек, они даже не прикрывались. Да, как ребенок проходит мы же не будем... это ребенок, он на другом уровне сознания. Такая чистота жила в нем.
00:33:50 И тем не менее этого Шукадева, его отец посылает к царю Джанаки, он говорит "Тебя все почитают как просветленного, освобожденного, самодостаточного, а вот тут мы посмотрим. Вот у меня есть знакомый, царь Джанака, ты сходи к нему, получи духовное наставление". И Шукадев, когда он приходит во дворец царя Джанаки, то тот говорит "О, ты тот самый сын составителя всех вед Вьясадева, очень знаменитый, просветленный", Шукадев говорит "Ну возможно, да, так сложилось". И тогда Джанака просит его сделать одну вещь, он просит Шукадева взять чашу с маслом и пройтись по всем комнатам дворца. И когда Шукадев берет эту наполненную до краев чашу, начинает идти, а что такое дворец? Это прекрасные слуги, прекрасные служанки, это драгоценности, это интерьеры, это где-то играют музыканты, где-то поют танцовщицы, где-то просто хранятся деньги, а где-то, может быть, просто что-то интересное растения какие-то и так далее. И это все экстра уровня, как будто ты переместился в миры небесных танцовщиц, это все самые лучшие благовония, самые изысканные ткани. И Шукадев спокойно идет, проходит по всем комнатам дворца, чаша в его руке совершенно не колеблется и хотя она полна до краев, он проходит и не проливает ни капли молока из чаши. И на выходе там, на верхнем или этаже, или на выходе из дворца его ждет царь Джанака, смотрит и говорит "Ну, смотрю ты действительно такой парень непривязанный, нормальный. Давай, можем поговорить с тобой на духовные темы.
00:35:42 То есть это доказывает то что в действительности духовность - это очень внутренняя категория и была ситуация которая описана в Чайтанья Чаритамрите, когда два друга, два ученых, два величайших преданных Кришны, Гопинатх и Гададхар Пандит, оба соблюдая все заповеди, оба полностью сознают существование Господа, оба возвышенные души, они общаются между собой и Гопинатх говорит что "Есть Пундарика Видья Нидхи, возвышенный преданный Господа", и Гададхар говорит "Ой, здорово, хочу повидать". И они идут, и они идут как раз в то время, когда начинается время парикрам и паломничества по святым местам. И в это самое время выезжает паланкин, на котором сидит джентельмен, который курит трубку, одет в роскошную одежду, с завитыми волосами и едет в паланкине, а одно из десяти оскорблений святой тхармы, то есть места паломничества - это въезжать в место паломничества на паланкине. Едет в паланкине в паломничество и естественно что Гададхар, он полностью шокирован и он говорит "И это преданный Кришны?" и тогда Гопинатх начинает петь шлоку на санскрите которая говорит о том, что демоница Путана пыталась убить маленького Кришну, приняв образ кормилицы, но он принял её как мать и даровал ей освобождение, он принял её в качестве одной из своих матерей. Где я найду господа более милостивого чем Кришна?
00:37:33 И когда Пундарик Видья Нидхи, он слышит эту шлоку, эту мантру, он падает с паланкина, бросает трубку, начинает рвать на себе одежду и восклицать "Где я найду господа более милостивого чем Шри Кришну?". И тогда Гададхар понимает - "я совершил оскорбление, единственное как я могу загладить его - это принять эту возвышенную личность в качестве своего гуру". Поэтому когда речь идет об ачарьях, об духовных учителях, то специфика духовного учителя в том, что он являет, он показывает, он демонстрирует то, как нужно жить духовной жизнью, вот что называется работает примером. Но что касается людей которые не являются ачарьями - они могут быть очень внутренне духовными людьми, но они не могут не позиционировать себя так. Поэтому все эти истории, начиная от древней пуранической истории, встречи с царем Джанакой и заканчивая второй историей, которая относится к 15 веку, общий посыл такой - "Духовность - это внутренняя категория". Если человек живёт в роскоши, то вовсе не значит что он грешник; если человек, мало денег, то вовсе не значит что он праведник, возможно у него просто мало денег. Не все нищие святые, не все святые нищие.
00:38:54 Таким образом в историях есть лейт мотивы, объединяющие глубокие идеи, которые позволяют нам глубже воспринимать реальность, задумываться о том, что же такое духовность и на санскрите объясняется: "[анаса ктасья вишиян, ятхар ту упаим джуйтах нир бханга кришна самбханте юхта бараге учъяте]" - зло не в каких-то вещах этого мира, зло в том, что вещи этого мира используются не для служения Господу, а для удовлетворения вожделения, которое в принципе не удовлетворимо. Поэтому зло - это не то что мы имеем, а то как мы используем. И деньги - это не только искушения, это большая возможность для духовной жизни, для служения Всевышнему.
00:39:50 Нароттам Тхакур - один из святых 16 века и так же автор многий вайшнавских писем не бенгале, он быль сыном царя, он был принцем. И тем не менее он оставил царство и сначала он жил как нищий, а потом, когда все поняли его, духовный гений, он стал выдающимся духовным учителем, у которого были тысячи учеников. Но ради этого, ради простой духовной жизни, он оставил жизнь принца, жизнь во дворце. Поэтому это уже историческая фигура, это подтверждают хроники, летопись. Поэтому важно не привязываться к контексту насколько это древнее, говорят ли это люди или говорят птицы, или все молчат, стараться поймать идею. Все эти истории рассказываются не с точки зрения персонажа, а с точки зрения определённого посыла. Этот посыл нада стараться увидеть какого бы возраста историю, о святых или подвижниках мы не читали.
00:41:20 Вопрос из зала: Собственно как лекции Госвами махараджа, каждый выпуск которой там [неразборчиво]
00:41:34 Станислав Зюзько: Cуществуют разные стили, потому что все мы индивидуальности. В своё время... я знаю людей, которые очень любят проповедовать через притчи. Мне кажется что я где-то на 30% люблю истории или притчи, а все таки, на 70% склонен к изложению какой-то реалистичной информации. Потому что истории из пуран - это особый мир, где фигурируют боги, герои и так далее, и так далее... и тому подобные вещи, вот. А описано что в древности боги проверяли подвижников, проверяли людей и существует история, например, о царе Катванге. Катванга был праведным царем и слава о котором как об идеальном царе пошла по всей вселенной. Тогда боги решили проверить его и он шел, и увидел сокола, который... да, у меня сегодня будет, я понял, у меня сегодня день рассказов о животных. Итак, следующий рассказ о животных - сокол и голубь, следующая наша история - сокол и голубь и в мире говорящих животных. Я просто пытаюсь привести пример того именно когда нужна вера, вот. И он увидел как сокол вцепился в голубя и уже приготовился его съесть, но махарадж Катванга по доброте душевной каким-то образом там вцепился, отобрал голубя у сокола, сказал - "Дети мои, живите в мире" и сокол достаточно реалистично ответил "Мир миром, а кушать то мне хочется" и так как другая была эпоха, другие были нравы, звери были говорящими, почему нет?
00:43:47 Катванга сказал "Хорошо, я согласен, я виноват. Я отрежу от себя ровно тот кусок, который ты хотел отхватить от голубя". И были принесены весы, на одну чашку весов был положен подбитый голубь, и Катванга молча, так как он был воин, кшатрий, который умел терпеть боль, владел мистическими силами, отрезал от себя несколько кусков, по виду вроде подходящих, но голубь всё равно перевешивал. Он отрезал ещё несколько кусков, голубь всё равно перевешивал, и так как, все таки, это не был фильм "Терминатор 2", Катванга понял что до уровня скелета он не дойдет и просто грустно стал на весы целиком. И когда он полностью предался, доказав что он готов пожертвовать собой, то кто-то там... голубь превратился в бога Агни, сокол в Индру, видимо они часто так резвятся в разные эпохи, и сказали - "Хороший ты царь" и он сразу же зажил. И нам кажется что эта история о благородстве, но это на самом деле это все было вступление, а самое интересное, кульминация дальше. И в конечном итоге они сказали - "Что хочешь?" и в целом, когда планета Индры описывается как планета, где по сравнению с удовольствиями на которой любые земные наслаждения кажутся болью, то есть такое описание Индра-локи, и в целом Катванга мог попросить бы там жить на планете Индры или попросить какое-то особое оружие у Агни, которое позволит покорить всю планету, но единственный вопрос который он задал, он сазал - "Слушайте, ребят, никто не знает своей судьбы, а вы высшие существа, а сколько мне жить осталось?". И тут боги замолчали и сказали - "А честно говоря тебе по карме осталось, там, несколько минут", он говорит - "О, вот поэтому вы видимо не с проста появились в моей жизни".
00:45:54 И он погрузился в медитацию на Господа и чистота его медитации была такова, что он достиг духовного мира. Бхагавад-гита говорит - "Йам йам вапи смаран бхавам тйаджатй анте калеварам там там эваити каунтейа сада тад-бхава-бхавитах", что в каком бы состоянии бытия, на каком бы измерении не был сосредоточено сознание человека в момент смерти - непременно достигнет того бытия. И мы видим что Катванга, он понимал что вопрос не то что тебе выдадут боги, а вопрос сколько времени ты сможешь этим пользоваться. Единственное что он спросил - "Сколько мне отведено в этом мире?", чтобы наилучшим образом использовать своё время для духовной практики, чтобы не забыть о Боге. И эту историю этого царя вспоминал Шукадев в разговоре с махараджем Парикшитом, который был проклят сыном брахмана и жить которому оставалось 7 дней. И в качестве одного из примеров Шукадев, тот самый Шукадев, о котором мы уже сегодня поговорили, он сказал, что - "Катванга достиг совершенства за несколько мгновений, а у тебя, царь, целых 7 дней, это, говорит, очень много.
00:47:15 Поэтому подвижники разных времен, они ещё друг друга вдохновляют историями из пуран, то есть Шукадев вдохновлял Парикшита историей о древнем царе Катванге, [а для нас] и Катванга и Парикшит в свою очередь древние цари. И так вот по цепочке мы друг-друга вдохновляем. Такова идея. Таким образом вне зависимости от того говорят ли птицы, звери, реки, цари или боги нада стараться понять смысл. Смысл такой, что у нас никогда нет гарантии то что в следующую секунду наша жизнь продлится. Мы не знаем сколько нам отведено космическими часами. Как говорил Булгаков - "Проблема не в том, что люди смертны, проблема в том что они внезапно смертны", поэтому Бхагавад-гита говорит - "[тасма царве шукалешу аманусма раютха ча]", поэтому чтобы ты не делал, сражаешься ли ты, постоянно помни о Господе, никто не знает сколько тебе... и старайся организовать свою жизнь так, чтобы она была связана с ним. Такова идея, а вовсе в том, что как птицы мужика на мясо пощипали, не про это. Ну что ж, я думаю на этой оптимистичной ноте мы... заканчивать наш эфир с рабочим названием "Истории о говорящих зверях в нашей жизни, или как боги превращались в животных". Благодарю за внимание, альтернативный эфир из «Теситик медиа студии», город Чанмай, Таиланд.