Гималаи, любовь и Бог
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 – Итак, есть ли у кого-нибудь из уважаемых друзей, гостей какие-нибудь вопросы, темы для обсуждения?
– (Ответы из зала): Я видела рекламу, что тема лекции «Про любовь». Именно, про любовь как-бы мирскую. Я ради этойтемы приехала. А мне сказали, что будет лекция про Гималаи.
–
Таким образом - тема лекции «Любовь в Гималаях» (смех в зале).
00:00:51 Ну что про Гималаи? Наверное, тогда я вкратце скажу свою версию про Гималаи, про любовь. Минут на пять, на десять, одновременно, а потом Антон, он же Ашутош, он же Прабху, добавит какие-то вещи, а может быть убавит. Ко мне пришла знакомая, изложила то, что она понимает под словом «духовность» -это было в Петербурге. Туда попал и театр и экология. Я сказал – очень широкое понятие, надо сузить. Может быть убавит.
00:01:34 Поэтому Гималаи считаются в Ведических текстах – границей между мирами. Между миром людей и миром Богов. И не так давно у нас была экспедиция в Гималаи. Гималаи бывают разные. Бывают Гималаи, где снежный человек, бывают Гималаи, где там летающие йоги. Вы понимаете, что в современном мире технологий интервью со снежным человеком отснять не так сложно, но существует классическое паломничество гималайское оно называется[чарт хам парикрам], т.е существуют истоки священных Ганги и Ямуны. Это две точки в которые совершают путешествия паломники. И так же существует особое место, где записывались Веды. Это называется – Бадринатх.
00:02:24 Бадринатх – это высокогорный храм Вишну. И ещё одно место куда мы не добрались это – священная обитель, куда стремятся почитатели Шивы, это называется Кедарнатх. Но мы были с группой, с оборудованием, поэтому до Кедранатха мы не добрались – это 18 километров по горам. Поэтому есть фильм, который называется « Тайны Гималаев: по следам Ведической цивилизации» и он по продолжительности полтора часа и вот мы все в подробностях отсняли. Нам хотелось показать именно Гималаи, которые вы обычно не видите. Обычно вы в YouTube видите Гималаи «альпинистские»-ну вот горы, идет одинокий ослик.. А на практике вы видите, что там, где речь идет о паломничествах, то огромные потоки людей движутся. Причем, допустим, к истокам священных рек, например, к истокам Ямуны, там шерпы (носильщики), они сами поднимаются, ещё несут людей. Там разреженный воздух. Это все лучше смотреть.
00:03:27 Но в чем идея, вкратце, этого фильма, который вы будете смотреть, если станет интересно. Обычно понимается паломничество в Гималаях так, что вот я пошел в горы, нашел там ценный минерал или пошел и стал работать лопатой. Обнажилось самадхи, великан был трехметровым и т.д. Но в классическом паломничестве объясняется, что различные божества, различные формы всевышнего – они даруют доступ, благословения для посещения тех или иных мест. И без благословений божеств высокогорных храмов, без некой милости свыше вы никогда не достигните какого-то духовного успеха и просветления в Гималаях. Обычно, следствие любого духовного путешествия все понимают так, что, вот, я спал в палатке, и вдруг мне показалось, что кто-то на лицо мне светит фонариком, оказалось – это был не мой друг Фёдор, оказалось – это было просветление. Оно случилось, ну вот как-то так.
00:04:36 Однако, на практике, часто духовные энергии – они подобны радиации. Да, если ты находишься в эпицентре какой-то радиации, то ты ничего не чувствуешь. Ты приходишь, а у тебя красивые, ветвистые рога например. Подобным же образом духовные энергии – это определённая радиация, которая меняет человека мощно, но незаметно. И в качестве такого штампа, сейчас, стало понятие «духовный рост». И все употребляют «духовный рост» там, «духовно расти». Но мы забываем о том, что мы не замечаем, как изменяется наше тело. Это процесс, в общем то – неощутимый. Поэтому, в целом, сейчас в эзотерике, в мистике стремление к спецэффектам. Задержите дыхание на полчаса, потом встаньте на голову, поголодайте и потом съешьте такой сладкий шарик и «такое» почувствуете. Но часто что-то подлинное, глубокое оно не происходит в качестве удара молотом по голове, а часто – это постепенное изменение нашего я, которые накапливаются. Если вы будете смотреть фильм, то там даже видно, что вначале мы такие пришли на «понтах», очень гордые. Там все очень так бодро чирикают, а уже к середине, где идут высокогорные, все говорят медленнее, глазки уже так смотрят в фокус и это просто чувствуется в кадре. Поэтому, как мне сказали, я вообще не должен был читать вам лекцию. Поэтому вот про Гималаи есть фильм. Лучше всего вы посмотрите фильм.
00:06:08 В фильме есть несколько компонентов. Первое – это показать храмы. Второе – это показать паломнические пути. И третье – это археология. Потому, что ведь очень много в Индии археологических памятников, связанные с древними эпосами, такими как Махабхарата. И у нас, ну допустим в России, Аркаим нашли, им гордиться вся Россия. А в Индии огромное количество вот этих древних храмов, раскопанных храмовых комплексов, которые находятся под опекой Археологической ассоциации Индии. И про это люди даже не знают. Поэтому у нас на YouTube «залита» режиссерская версия. Она может быть для человека слишком длинная. Но мы не знали кому и что будет интересно, поэтому там есть немножко и про храмы, немножко про археологию, немножко сами путевые заметки. И этот фильм есть в «нарезочках». Поэтому, если вам что-то больше интересно, например археология вы можете посмотреть его в «нарезках» называется «Тайны Гималаев: по следам Ведической цивилизации». Это вкратце то, что бы о Гималаях.
00:07:09 О любви – это, наверное, тема более глобальная, потому, что я слышал, что было заявлено типа «обретение счастья и любовь». И надо сказать, что обычно в 90-х годах народные целители так собирали аудитории, что «счастье, любовь за 10 минут» и т.д. То есть какие-то глубочайшие категории они превращаются в какую-то формулу типа ну вот вам просто не объяснили, что надо читать мантру «ОМ», что бы почувствовать счастье и любовь. И у одного из вайшнавских святых БхактивинодаТхаку есть замечательное стихотворение, которое отражает, собственно, идею поиска счастья в этом мире и поиска любви, в том числе. Где БхактивинодаТхаку говорит, что тот, кто не желает лезть, высоко на дерево должен будет довольствоваться падальницей. То есть чем более глубокие грани явления мы хотим изучить, чем более глубоко мы должны что-то постичь, тем дольше и труднее путь к этому. И сокровенное, в целом Веды говорят, что в этом мире нет любви как таковой. В этом мире в большей степени преобладает вожделение. Но вожделение – это лишь тень истинного мира, где в большей степени люди склоны отдавать, а не брать.
00:08:29 Если мы рассматриваем философию древних греков, то у них была такая богиня Афродита. Вы знаете – это та самая богиня любви, которая вышла из моря. И у Платона есть учение «о двух Афродитах» - Афродита Пандемос и Афродита Урания. То есть любовь земная и любовь небесная. И в самых разных духовных школах люди анализировали, что есть любовь земная и почему она временная, а почему её, практически, часто – нет. Почему часто А любит Б, С любит Д, а Д любит сам себя. И подобные цепочки. И существует ли источник этого, существует ли что-то, что действительно можно называть – любовь. Поэтому, сказать, что обретение мирской любви – это великая удача. Обретение божественной любви – это тоже удел единиц.
00:09:27 Поэтому сказать, что существует какой-то рецепт как быстро, просто за неделю обрести земную любовь или божественную любовь – это [попса]. Но духовные учителя востока говорят немножко о другой идеи. Они говорят о движении в сторону божественной любви. О поиске божественной любви. О поиске источника мироздания, которые есть любовь в высшем смысле. И они объясняют, что само движение в этом направлении оно способно осветить нашу жизнь смыслом. Поэтому существует много тонких граней в этом. В фильме по роману братьев Стругацких там был такой мальчик, который постоянно смотрит и говорит: «суммирую». Поэтому, наверное, можно просто обобщить. Если мы, говорим, в чем отличие каких-то людей, которые становятся духовными учителями, от обывателей - существует много описаний. Но одно из описаний, которое можно дать – это зрелые души или взрослые души.
00:10:39 В действительности вожделение к этому миру – это в определённой степени «детскость» души. Потому что, ну в детстве мы помним, что мы играли с игрушками. Если какая-то игрушка ломалась – это была катастрофа и трагедия всей жизни. Потом мы понимаем, что - это просто игрушка. Подобным же образом в материальном мире мы играем с материей, мы с ней не наигрались, мы привязаны к ней. Потому, что когда ты находишься во сне, ты не понимаешь, что – это всего лишь сон. Но мы сейчас не говорим о практиках сновидения, то есть мы говорим просто об этом, как о поэтическом примере. Но когда ты просыпаешься, ты понимаешь «ага», то что я видел – это было сном.
00:11:27 Поэтому со словом мистицизм иногда связывают понятие там «гадание на картах Таро» и т.д. какие-то символы. Но в широком смысле мистицизм – это знание о каких-то иных мирах за пределами того, что воспринимают наши чувства. И поэтому святых так же называют мистиками, потому, что не теоритическим, а практическим образом им открывается определённый поток высшей реальности, который ведет их. Определенный опыт высшей реальности. Поэтому чем отличается, скажем, основатели миссии или учителя, допустим от проповедников таких, людей с горящими глазами, что этот поток - он играет ими, да, то есть это не так, что теоритически они родились и рассчитали, что хочу звать всех к надмирной цели. А у них выбора не было, как музыкант – он не может не играть, как писатель – он не может не писать, он с детства начинает писать. Точно так же глаза их души, они настолько открыты, что они начинают сами стремиться к запредельной истине и вдохновлять людей туда же.
00:12:40 Поэтому, если мы говорим об идее веры, то разум, он всегда будет сомневаться существует ли что-то, кроме того в чем я живу. Но Веды, они говорят, что душа сама является органом чувств и поэтому, когда мы находимся в обществе мастеров, которые уже идут по духовному пути, мы находимся в обществе людей, которые глубоко следуют тем или иным практикам, то определённая сфера реальности приоткрывается для нас. И следствие – это вдохновение и радость в сердце. Поэтому возникает вопрос – как соотнести то, что было сказано о том, что подлинные какие-то достижения они требуют самопожертвования, они требуют борьбы с собой. Идея другая, которая например изложена в Бхагават-Гите, которая говорит о том, что пока вы не испытаете позитивные, возвышенные переживания вы и с места не сдвинетесь. Потому, что мы по своей природе ищем но все-таки позитивных переживаний. То есть, человек он говорит: «Мне не очень хорошо. Хочу туда, где мне станет лучше». Никто не придёт на рекламу, что мы ухудшим ваше положение. Все хотят что-то улучшить.
00:13:49 Поэтому, как привести эти два положения в гармонию? Можно привести пример со спортсменом или альпинистом. С точки зрения простой домохозяйки альпинизм – это пытка. То есть ты берешь какие-то крючья, грабли, тебя кидают на скалу, ты цепляешься, можешь сорваться и нормальная домохозяйка, она готова платить большие деньги, что бытолько её не делали альпинистом. Вы знаете, что иногда они там отмораживают пальцы. С другой стороны – любой нормальный альпинист.. Ему домохозяйка говорит: «Я тебе суп приготовлю, я тебе то сделаю, это сделаю. Не лезь ты на свою гору!». Он говорит: «Я не могу. У меня – зов гор. Он меня зовет». Поэтому – это вопрос. Подлинная духовность, она рождается не из страха перед адом, то есть христиане пугают, что в ад попадешь, а кришнаиты, что собакой станешь. Но подлинная духовность она рождается не из устрашения, а из определённого чувства, которое сродни чувству прекрасного. Из чувства, из желания души отношений с источником. Вишну сравнивается с солнцем, душа с лучом. Мы желаем отношений не временных, а вечных. Желаем отношений взаимопонимания полного, а не частичного.
00:15:05 И тут на помощь приходят разнообразные религиозные системы и главный, очень популярный лозунг, который там есть – это возлюбите Бога и Бог полюбит вас. И есть такой демотиватор в «Контакте», я постоянно роняю скупую, мужскую слезу, когда его вижу: «Духовная реальность такова, что в соприкосновении с ней – ты никогда не будешь одинок». (Обращение к залу) Все верят, что так сработает? Поднимите руку, кто считает, что вот это соответствует и действительно сработает на 100 процентов.
00:15:45 Вопрос: легко ли обрести такой уровень соприкосновения с этой реальностью? Поэтому давным-давно в духовных школах Индии – это было проанализировано и Бхагаватом он говорит о начинающих духовных искателях такую вещь [арче ановахараепуджанавиякшатхаенхатенбахтешу чан иешусабактипркритас …] Он с удовольствием поклонятся божеству, ходит в храм, ставит свечи, но его идея – есть я и Господь, я и Иисус и т.д. Скупая слеза на иконку, поклонение, а все остальные – гори они адским пламенем. Но в этой схеме возникает проблема, которая обозначается стихотворением: «Талантливей себя поэта я не знаю, быть может в этом виноват мой кругозор». Оказывается, что многие люди, которые уже, а Веды говорят, которые уже много жизней шли по этому пути – они в большей степени осознали трансцендентную реальность. Осознали Всевышнего. И сам Господь он говорит [нахам титшхамивайткунтхе йоги нам хридаешуваманбаткаетрагаенте тат тратиштх…]. Обычно говорят, что Бог где – в духовном мире. Где Бог ходит? В духовном мире. Но Всевышний в этой пуране говорит: [нахам титшхамивайткунтхе] Меня нет в духовном мире». Говорят, но тогда, наверное йоги, которые спрятались в горах, так как они летают и почти уже не дышат и питаются солнечным лучом предзакатным, наверное они то уже все поняли об этом мире. Но Всевышний говорит: «[йоги нам хридаешува] Меня нет даже в сердцах продвинутых йогов, но[манбаткаетрагаенте тат тратиштх…] но там, где предавшиеся мне души, они прославляют меня, говорят обо мне, там я незримо проявляю своё присутствие». Но в такое же мы находим в Евангелиях. Там, где двое или трое собрались во имя мое, там я среди них.
00:17:41 Поэтому в действительности Господь он, как не революционно это не звучит, если больше всего хотите отомстить человеку, но вот допустим, вам пишет девушка или парень в «Контакте» говорит: «Меня бросила моя…» Ну парень пишет допустим: «Меня бросила моя девушка. Я чувствую одиночество. Как жить?» Ты говоришь: «Найди прибежище в Боге!» Ну честно говоря реакция – сволочь. (смех). Скорее всего имеет смысл прийти к человеку, попить с ним чаю, пообщаться и т.д. Потому что найти прибежище в Боге – это того же сказать, что человеку, который не умеет играть гаммы, сказать: «Играй, играй, играй сюиту. Играй на гитаре. Ну что ты? Вот гитара – играй на гитаре» (смех). Поэтому вот это очень тонкая идея. Таким образом, на самом деле оказывается, что только на уровне рекламы мы находим прибежище в Боге. На уровне же практики мы всегда взаимодействуем с личностями. И на уровне практики, вы знаете, что всегда существуют, если мы говорим, допустим, о единоборствах – кружок единоборств, где у нас на стене висит фотография Брюса Ли и т.д. и продвинутые мастера.
00:18:56 Точно так же Всевышний на фотографиях он всегда нам улыбается или он всегда светит. Но реально свою волю он проявляет через людей, которые в гораздо большей степени, чем мы осознаем это. И в общении с ними наша душа - она становится более зрелой. Когда она становится более зрелой, то мы понимаем, что по большей части то, что мы испытываем – это вожделение. Это доказывает какие-то простые, жесткие ситуации нашей жизни. Например, из моей жизни, допустим, молодая семья, потом парень попадает в автокатастрофу. Он становится инвалидом. Жена сбегает достаточно быстро. Можно ли это назвать любовью любо прагматизмом - каждый решает сам. То же самое касается, допустим, Гумилев он написал очень интересное стихотворение, которое содержит тонкий анализ философии любви. О стихах, он написал так: «Но я - люблю стихи, и нет любви сильнее. Так любит только мать и лишь больных детей».
00:20:05 И вот у Гумилева возникает такой необычный образ «больных детей». Почему он не сказал - мать здорового, красивого ребенка? Потому, что если у тебя ребенок здоровый, красивый - тебе от него сплошная польза. (Обращение) Сынок! Пришло, теперь ты взрослый. Теперь ты купишь нам «плазму» за двадцать тысяч рублей и т.д. и т.д. Бабушка грустит. Бабушке не нужен телевизор за три тысячи рублей. Бабушка хочет «плазму», кабельное телевидение и т.д. Но если у тебя больной ребенок, то с него взять нечего. Его остается только любить. Поэтому подобным же образом в культуре самураев была удивительная философия, что подлинная любовь, она всегда анонимная. Да, что любить так, что бы объект любви не знал. Помогать ему, служить ему, посвящать ему себя, чтобы объект любви не знал. И мы очень далеки от этого, потому, что на самом деле, то, что мы называем любовью – это взаимный корыстный договор на основе чувственного удовлетворения и взаимной симпатии. Очень в городе одиноко, хочется, что-то сделать. В целом он «не против», я «не против», мы «не против» – давайте продолжать. Вдохновим друг друга. Но люди, которые глубоко начинают анализировать мир, они понимают, что нет, нет – это не любовь. Вообще любви в этом мире очень мало. Но если это есть как идея, значит где-то должен быть источник этой идеи.
00:21:34 И поэтому [ЧитаниЧиритамритам] и говорит [ …тамахприм нимбулабаскар] и священное писание вайшнавовоно приводит удивительную притчу – рассказ о брамине и его жене. Брамин он был очень целомудренным, праведным жрецом. Его жена была обычной женщиной, но однажды он влюбился в местную куртизанку. Проститутку, которая была необычайно харизматичной, эффектной. И жена брамина стала замечать, что он уже не может исполнять свои обязанности, отвлекается от умных книг, постоянно ему неймется, страдает, ходит к окну, тяжело дышит. И она в какой-то момент вызвала его на разговор и сказала: «В чем причина?» Он говорит: «Ты знаешь, я ничего не могу с собой сделать. Я запал на местную куртизанку. Она очень харизматичная женщина». И тогда эта браманесса она стала ходить в дом этой куртизанки и бесплатно там убираться. Проститутка была в шоке потому, что – это традиционная Индия. Женщины из высшего сословия, вы представляете, то есть к вам приходят кто-то из Госдумы в фирменном пиджаке с шваброй и говорит: «Чем я могу вам быть полезен?» И в какой-то момент эта куртизанка сказала, что: «Вы женщина из благородного сословия – чем я могу быть вам полезна?» Она сказала: «Вы знаете, мой муж – он запал, я вижу, что никакими проповедями или аутотренингами ему не поможешь. Ему нужен какой-то опыт, понимаете?» и она сказала: «Да, да я понимаю. Такое с мужьями бывает. Приводите». И когда брамонесса привела мужа, сказала: «Зайди по этой визитке. Тебя уже ждут». То эта куртизанка она накрыла два вида яств. Первое – это были яства, которые относятся к энергиям страсти, невежества – мясо, специи, вино, золотая посуда. И вторая – это брахманическая, духовная еда – это священные листьятуласи – вегетарианская еда. И она сказала: «Ну что же – я готова встретиться с тобой. Давай сначала покушаем». И тогда брамин, естественно, стал кушать вегетарианскую еду с листа. Он не стал прикасаться к вину, мясу. И тогда куртизанка сказала ему, что: «Ты очарован моей плотской красотой, но за этой красотой ты не заметил красоту сердца. А твоя жена, она в гораздо большей степени обладает этим сокровищем. Но из-за более скромных физических данных – ты проигнорировал его. Подлинная любовь – она живёт именно там». И у брамана было просветление, он сказал: «Да!».
00:24:26 Эта история содержится в священных писаниях, которая доказывает, что в действительности мы в большей степени воспринимаем красоту на уровне кожи. И даже наши отношения с друзьями, с возлюбленными, с близкими людьми если мы подумаем почему нам близкие люди – близкие люди потому, что с помощью них можно решать наши проблемы. Начиная от проблемы чувственного удовольствия и заканчивая [неразборчиво]. Возникает вопрос – а являются ли они нашими друзьями, близкими или кем-то ещё по каким-то другим причинам, кроме потому, что из них можно что-то извлечь для нас. И оказывается, что не в такой большой степени, что по большей степени все эти отношения построены на идее компромисса, взаимопомощи, взаимозачета. Такова наша психология, когда мы видим елку, мы спиливаем её, тащим к нам на новый год. Красиво сирень ломаем, то есть красота для нас. В духовном мире есть идея служения – посвящения себя красоте, что не красота для меня, а я для красоты.
00:25:27 Вожделение и любовь – две разные реальности. Поэтому, когда мы начинаем слышать о таких вещах, мы понимаем две вещи искренне. Первое – что действительно это очень высоко. Знаете, как в фильме «Покровские ворота» - «Высокие, высокие люди!». Вот что-то такое мы понимаем. Но, потом мы понимаем, что а я не могу не быть эгоистом. И в одной из рецензий на «Героя нашего времени», Белинский он очень написал интересную вещь о Печорине. Он написал так: «Печорин – эгоист, но Печорин – раскаивающийся эгоист». И поэтому такой лозунг, скажем всех людей, которые проходят духовные практики «станьте жертвователями, станьте благородными», ну понятно, станьте badboyстань goodboy, плохой мальчик стань хорошим мальчиком. Но не всегда это в значительной степени получается. Поэтому, вероятно, уже достижением является скажем может быть не изменение себя, но определённая скорбь сожаления -положение «раскаивающегося эгоиста». Если, по крайней мере, мы не сможем измениться в значительной степени, сама эта скорбь о том, что в целом хотел быть лучше, но не выходит. И следование каким-то идеалам, в конечной степени чуть-чуть всегда изменят нас.
00:26:46 Поэтому психологи говорят об установке, что если вы злой, но вы ваш идеал – это доброта вы станете не может быть добрым, но чуточку добрее. И если вы не терпеливый, но ваш идеал – это терпение, вы станете чуточку терпеливым. Если вы эгоист, но ваш идеал – это жертвенность, вы станете чуточку более жертвенными. Это закон природы. Чему поклоняешься, к тому приходишь. Поэтому насколько это помогает, как говорят современные психологи, реально решать ваши личные проблемы в зависимости от кармы. Дело в том, что только у очень, очень продвинутых мистиков духовность освобождает от кармы. Поэтому у кого-то по карме могут быть друзья и счастливая личная жизнь. А кто-то может родиться и ему там могут нравиться мертвые люди в морге и никто, кроме этого по карме его вообще не привлечет ни за что. Самое разное, или там люди своего пола. Самые разные, или его семья может погибнуть в автокатастрофе. Поэтому мы не можем гарантировать в этом мире, что наши планы на светлое будущее надо сделать магический обряд, ритуал и все будет хорошо. Но мы можем гарантировать то, что – этот мир он является бренной, танцующей реальностью. Существует вечное измерение бытия. И в каких-бы ситуациях мы не находились в нём мы всегда сможем обрести определённую опору.
00:28:16 Поэтому страдание оно существует в той степени пока человек открыт для страдания. Пока он сам погружает своё сознание, отождествляя себя с тем, что – это страдание есть я.Но Веды говорят, что у нас есть подлинная семья. Фактически мы сбежали из нашей подлинной семьи, с нашей подлинной родины. Это мир Всевышнего. Причем это не теоритический мир – это реальность, которую практически осознают святые. И в какой-то степени осознавать её мы можем в обществе продвинутых духовных искателей. Поэтому духовность она не заключатся в том, что бы обеспечить людям счастливую личную жизнь или несчастную личную жизнь. Она заключается в поиске Кришны, прекрасной реальности. И в поиске даже временного вечного, а в поиске за пределами вожделения любви, а внешне это может быть оформлено и как семейная жизнь, и как одиночество и т.д.Поэтому так или иначе удовлетворение сердца на глубинном уровне оно не приходит из личных отношений полов, из мирских отношений людей, как бы сенсационно это не звучало.
00:29:31 Каждый человек, который много проводил на вечеринках, тусовках, в ночных клубах – он знает, что самый простой способ впасть в самую страшную депрессию – это постоянно быть посетителем ночного клуба. То есть, когда человек погрязает в чувственных удовольствиях, именно сплошной их поток он вводит в ещё более глубочайшую депрессию. Потому, что в какой-то момент он понимает, что у меня уже побыло там этого много и этого много. И в конечном итоге во многом это является, допустим, причиной депрессии звезд и знаменитостей. Потому, что они получили то, что является мирским эквивалентом счастья и почему-то следствием становится стресс, алкоголизм, наркомания, запой. Потому, что они интуитивно чувствуют, что эквивалент денег, не оказался эквивалентом счастья. Наоборот – особое одиночество окружает часто их. Поэтому нельзя сказать, что духовность «против»личной жизни, или что она «за» личную жизнь. Скорее, практикуя духовное общение, мантры, воспевание имен Бога мы начинаем развивать в себе я, которое находится за пределами бренного мира и которое движетсяв направлении вечной любви.
00:30:44 Если в начале духовного общения, каких-то таких вещей – это кажется абсолютно чем-то теоритическим, то все-таки по милости Господа, по милости высших сил в какой-то момент времени мы можем ощутить, что эта поддержка она является так же определённым, практическим реально внутренним потоком. И можно сказать так, что когда даже в каких-то жизненных трудностях, в личном недопонимании, в личных конфликтах в какой-то момент вы почувствуете, что более глубинная часть вашего Я не затронута этим, удовлетворена и она стремиться к вечным отношениям с безграничным. Что в духовном общении вы находите что-то, что превосходит любые ваши хорошие, плохие достижения в этом мире. Вы сделаете какой-то пусть скромный, но первый уверенный шаг к идее подлинной, вечной любви, к отношениям с абсолютом. Вкратце – это то, что я хотел сказать. Это был мой монолог (смех).
00:31:56 (Обращение к залу) Вопросы. Уже мы все сказали всё, что знали за жизнь накопили, можно сказать. (Вопрос из зала) Скажите пожалуйста, где именно в Ведах написано, что любовь мирская как бы не существует? (Обращается к залу) А не написано, что её не существует. А написано, что не существует, просто она временная. Это все агитация. Есть стих поэта Видьяпати, где он говорит, что счастье в этом мире есть. Но счастье этого мира, подобна капле воды в пустыне, а мы желаем реки, океанов счастья. Поэтому то, что существует оно существует в категории временного. Наша душа в этом мире она не является пробужденной. То есть в описании духовного мира Брахма-самхита она говорит [катхаганамнатингаманан] каждый шаг там танец, каждое слово песня. Мы говорим, что это они там дискотеку постоянно устраивают? Но у нас каждый шаг – это гусеница, а каждое слово – это скрип. Поэтому в чем прорыв там?
00:33:05 Но прорыв в том, что если мы вспомним себя в каких-то очень позитивных состояниях, например влюбленность. Когда человек влюблен, он пытается написать стихи, хотя может быть было бы лучше отказаться от этой попытки. Постоянно поет какие-то песни и т.д. То есть оказывается, что когда какая-то глубокая эмоция царапает нас, у нас просыпается вот этот потенциал глубокий – петь, танцевать так же иногда святые разных традиций описываются, как опьяненные. Но мы такие трезвые-претрезвые. Поэтому, скажем так, на самом-то деле – это тоже какие-то глубокие эмоции. Человек в этом мире в отношениях испытывает кратковременный период. Почему называется «медовый месяц» даже не «медовый год»? Потому, что больше месяца обычно ни у кого меда не хватает. Запас меда – он на месяц.[не слышны ответы из зала] Но образ совершенно конкретный. Поэтому по большей степени если мы честно вглядимся в этот мир, мы поймем, что по большей степени мы в нём выживаем, в нём существуем. И естественно – это вопрос веры, что вообще есть что-то другое. Поэтому то, что люди они не занимаются ничем другим – это нормально потому, что это категория их веры. А вера – это не просто принятие какой-то интеллектуальной концепции, а это видение какого-то иного измерения бытия.
00:34:38 Но если из прошлой жизни вам приоткрыто знание о духовной реальности – это не будет для вас вопросом гадания на картах, а просто практически вы почувствуете, что не ненене… Вот то, что говорят эти люди о том, что где-то есть это вечное – это правда. Это не будет каким-то рациональным таким достижением, что они были очень убедительны. То есть ваше сердце оно почувствует это в качестве маленького мистического опыта. Вот такой маленький мистический опытик. Но почувствует! Поэтому тут надо понять, что это все – чувство сердца. И Бхагават-Гита, как одно из маленьких просветлений, она говорит, что обычно материалисты они мыслят так, что я развиваюсь от процветания к большему процветанию, от благополучия к большему благополучию. Но одно из видов просветленияБхагават-Гита описывает так [джанмавритиджиранвитхдукхадуршенадаршена] но в какой-то момент человек он осознает, что в действительности этот мир – это постоянная череда страданий. И источник этих страданий – это рождение, смерть, старость и болезни. Рождение мы считаем, что не страдание – это просто потому, что об этом мы ничего не помним. В целом процесс мелодраматический.
00:35:54 Сам этот процесс более глубоко знакомства с этим миром, но вот если я буду читать лекцию о духовном пути там это будет более подробно, например биография Будды. Это же определённый символизм. Будда живёт во дворце, у него все хорошо во дворце - Сиддхартха Гаутама царевич. Во дворцы запускают только гламурных женщин и только красивых мужчин. И потом он сбегает из дома отца и обнаруживает, что, ага где-то прокаженные, а где-то больной, а где-то старый. Он понимает, что этот мир не является радостным местом – это страшное место. Подобным образом БхактивинодТхакур, которого мы сегодня вспоминаем пишет, что в детстве этот мир казался мне дивными картинами на стене волшебного фонаря. Но теперь я понял, что он не может полностью удовлетворить меня. И Бхагават-Гита говорит три качества кандидата на принятие духовного учителя [адвитхитпрани патина пари пракшинасеваэм]и слово [пранипад] оно означает разочарованность в материи.
00:36:55 ШридхараМахарадж основатель нашей миссии иногда описывал это так, это чувство таким образом – сделка с миром смерти никогда не сможет удовлетворить нас. Она вызовет лишь потерю наших сил. Поэтому важно понять, что точно так же, как нас мы не можем в большинстве своем быть полностью материальными существами. Это начинает разочаровывать нас. Точно так же, к сожалению, мы не можем стать рывком полностью духовными существами. Поэтому идея - это не пытаться сразу отрекаться от всего материального «святость за десять дней» – наш новый семинар.А идея в том, что бы находясь в тех обстоятельствах, в тех материальных сферах жизни, в которых вы находитесь, тем не менее, связать себя с духовной жизнью, ровно настолько, что бы жажда вашего сердца была утолена. И если она вырастет больше, вы можете больше уходить в духовность. Если у вас все хорошо, то может быть в этой жизни вы и должны быть примерно на этом уровне. Поэтому доза духовной радиации у каждого индивидуальна. Но если у вас однажды пробудилась эта потребность, рано или поздно она приведет вас к тому, что вы скажите все-таки то, что я ищу оно за пределами временного бытия. И в Ведах истина обозначается словом [сат]. И три грани этого понятия – это истина, вечность и сущее. То есть то, что бренное, с точки зрения Вед оно вообще не является даже существующим. Это временная галлюцинация. А истина за пределами изменчивого бытия. Реальность и тень мы находимся в поисках реальности. Но это так оптимистично звучит конечно, все сложнее на самом деле. Общие идеи такие.
00:38:52 Допустим мне не нравится, что интерес к любой метафизике начинается с идеи того от чего надо отказываться. В чем ваша фишка? «Ну мы не едим мяса. Девочка – как тебя зовут? Миша. Ну и дура.» Поэтому важнее понять, что мы принимаем. Через принятие можно понять отвержение. Через отвержение – принятие остается под вопросом. Поэтому, прежде всего, человек должен найти для себя что-то позитивное в любой практике. И этот позитив должен быть реальным. Тогда, стремясь увеличить это позитивное соприкосновение он сможет от чего-то отказаться. И в широком смысле самые разные люди, они могут принимать духовные идеи. Духовные идеи сам Господь он гораздо меньший сектант, чем последователи. Он говорит, что прежде всего прими меня в сердце, начни искать меня, начни общаться с людьми, которые осознают меня. И потом уже, если вам захочется углубить эту связь, вы можете отказываться от чего-то.
00:39:54 На практике, допустим упорядоченная личная жизнь понятно, что есть не только наркотическая зависимость, а бурная личная жизнь – это такая же зависимость. Ты тоже сидишь на игле, но только немножко другого свойства. Поэтому, в принципе, идея духовной жизни – это жизнь без наркотиков. Просто мы наркоманы в гораздо больших количествах сфер, чем нам кажется. И даже мясо, оно описывается, оно дает реальную силу. Но давая определённую силу более низшего порядка, оно скрывает более тонкие. Поэтому грубина, грубость некая сила энергии, либо тонкость, проникновенность эти вещи должны быть. Рассматриваться. Поэтому всё это берется не из космоса. Христианские подвижники многие отказывались от этого, следуя своему мистическому опыту. Но так как у нас никого опыта и нет чувствительности, мы говорим – это же блок и я его ем. И это тоже нормально. Потому, что мы вырастаем в другой культуре, поэтому важнее не то, что вы не можете делать, а вопрос то, что вам интересно, что вас привлекает. Прежде всего, люди должны найти удовлетворенность, вдохновение, позитивные эмоции в духовной практике. И тогда, в какой-то момент времени, по милости Бога они могут стать духовными альпинистами. В чем-то себя уже ограничивать в горах.
00:41:19 (Обращение) Какой у нас регламент по времени? (Ответ из зала) Пока есть желание слушать. Вот это меня всегда пугает. (Вопрос из зала) Можно, да? Да! Что говорят Веды о разводе? А я не знаю. Может, что-то говорят, я честно говоря не интересовался. Веды говорят о Кали-Юге как о времени, когда все перемешано. Время, когда все перемешано. То есть у мужчин – женские качества, у женщин –мужские качества. В целом, Кали-Юга описана, как дефицит качеств. То есть мы хорошие ребята, но у нас у кого-то только голова светлая, у кого-то только руки хорошие. Кто-то красивый, но глупый, кто-то умный, но не красивый. То есть очень острый дефицит качеств.
00:42:18 Поэтому, в целом, если люди они действительно их отношения строятся не на основе корысти, а на основе симпатии, любви, то в целом развод не должен происходить. Но так, как обычно это строится на технологии сотрудничества некого. Это нормально, то есть я вас не призываю выходите только, вообще, если вам интересно в Индии классический институт родители до сих пор детей выдают и нормально – все привыкают. То есть проблема в том, что часто, как сказать, понимаете большой чистой первой любви у нас понимается, скажем так романтическое вожделение, которое может через полгода так же счастливо проходить, после того, как люди глубоко познают друг друга. Поэтому вообще в традиционном обществе там не было такой романтизации того, то вот я выбираю сердцем. Там просто были союзы, мезальянсы. Но люди относились к этому серьезно, в какой-то степени как к работе. И иногда – это более трезвый подход, потому, что ну очень сложно различить на нашем уровне подлинную симпатию, любовь, либо просто то, что это был жгучий брюнет, который захотелось побыть [неразборчиво] или страстная блондинка. Это все очень перемешано.
00:43:36 Поэтому, естественно, что если мы берем ведическую доктрину, то Веды они говорят об упорядоченной личной жизни. Потому, что любые дети – это определённая ответственность. Если у вас там двое детей, там трое детей, тут четверо детей, скорее всего проблема в вас. Да, то есть предположить, что все они, с другой стороны все-таки идея Вед – это не борьба с количеством разводов, а идея с тем, что бы человек начал развивать в себе какую-то духовную ипостась. Поэтому вопрос того, что является причиной, допустим, развода. Если причиной развода является то, что человек стал интересоваться какими-то духовными вещами и домашние сказали, что ты псих, деньги туда не трать, туда не ходи, копай мой огород в то время, когда ты в храм хочешь, у нас там коровка не доена – это одно. Если человек он просто не знает, что ему надо – это другой вопрос. Это его скорее вожделение. И Веды говорят, рекомендуют успокоиться, ну хотя бы на втором уже там браке уж. Вы поймите, что так же можно и пять, может быть чем дальше тем больше, больше быть детей обиженных.
00:44:47 Поэтому так же Веды говорят о карме, что если вы создали семью с брошенными детьми – вы родитесь в семье, где вы будете брошенным ребенком. Так же из вашей семьи уйдет муж и отец, и вы будете говорить: «Почему мир так не справедлив?» А мир справедлив, реальность справедлива. Вы когда-то были плодотворным отцом с тремя семьями и просто передвигались вперёд в космосе. Поэтому, возможно, надо ещё помнить о таком факторе, как какая-то ответственность. Ну по крайней мере, сугубо технически, я советовал бы уже если ну первый раз вот произошел и вторые отношения уже идут к тому же, как-то внутренне остановиться. Ну потому, что скорее всего проблема во многом у вас. Это кармическая ответственность. Но это скорее моё частное мнение. Это не так, что вот там в Ведах написано санскритская шлока страниц – это моё частное рассуждение, размышление вслух. Оно может быть ошибочным. (Ответ из зала) Спасибо.
00:45:43 Если вы просто будете помнить о кармической ответственности, что нечто подобное приключится с вами, причём ребенок не виноват, что вы там.. И если это не какие-то духовные мотивы, то ответственность однозначна. И духовные мотивы, просто надо смотреть насколько это духовный мотив, то есть, а насколько просто человек под соусом духовности избегает какой-то ответственности - другая ситуация. То есть искренность, нужна искренность по отношению с собой – искренний самоанализ. (Обращение к залу) Ну я так превращусь в доктора Торсунова, если можно, то какие-то другие вопросы. (смех в зале) Я все-таки не чувствую уверенность в этих сферах.
00:46:31 (Вопрос из зала) Дело в том, что слушала лекции других проповедников ведической культуры. Я слышала, вонасчет именно за детей, которых выгоняют родители, что по сути – как-бы это дети вспоминают о прошлой жизни. Они вспоминают, когда человек (неразборчиво) астролог, он специальный гороскоп делает личности человека, и он говорит, что это как бы в семье живёт какой-то человек, он был твоим мужем в прошлой жизни и плюс как-бы дети (неразборчиво), если.. (Обращается к залу) Но это гремучий самец, однозначно, там да, все друг с другом в какой-то степени знакомы. Вот - это понятно. То есть обычно это все пере…, плюс знаете есть такая церемония ведическая – ведический обряд бракосочетания и там считается, что браком скрепляется на семь жизней. Я думаю, а если отношения ухудшаться через шесть лет и они будут ещё жить и думать, что это будет ещё семь жизней (смех в зале). Поэтому, применяя сильнодействующие препараты, подумайте о возможных побочных последствиях.
00:47:53 (Обращается в зал) Да! (Вопрос из зала) Я вот хотел спросить – а вообще что такое Бог? Вот вы пару раз говорили, что это человек или есть ещё синонимы у этого слова? Что же хороший вопрос (смех). Ну что такое Бог? (смех) Ну, прежде всего кто такой? Нет, ну может быть кто, может быть что? Да, да, да. Опять таки вы же понимаете.. И последний вопрос – ну в нас же есть? Конечно, вопрос объема продуктов в холодильнике. Смысл, ну естественно, что это вопрос веры. Вы же понимаете, что если бы было какое-то общепризнанное мнение, все бы его приняли и все бы следовали. Разные есть точки зрения разных школ. (Вопрос из зала) Нет, я говорю как у них, вот у вас? (Отвечает) Как у нас? Есть классическая шлокаРигведы[ом тат вишну …] она описывает Абсолют, как солнце, а душу, как луч. Луч он по природе солнечный, но его объем он отличается, или приводится пример с костром и искрами. То есть, естественно, что он сверхличность, мы личности. Он источник, мы некий продукт и сама идея Абсолюта она не такая сложная. К ней, допустим, ученныеприходят, изучая мироздание.
00:49:24 Допустим, оказывается, что всё, что мы видим, как химические элементы существуют в таблице, матрицы. Или, допустим, те кто следовали теории Дарвина, они изучали дарвинизм, они ещё не знали о ДНК. А когда оказалось, что в каждой клеточке нашего ДНК, на основании чего клонирование производится, полностью зашифрована информация об организме. Классический дарвинизм - он вообще не выдерживает. То есть, даже ученные, многие становились религиозными людьми, потому что они приходили к тому, что мы открываем какие-то законы за которыми стоит сознание, сверх сознание, но мы их открываем, мы их не придумываем, должен быть источник этого. Поэтому перед тем, как дом рождается, он возникает в сознании архитектора. Этот мир он в действительности пронизан сознанием творца, но мы это часто не замечаем. (Вопрос из зала) То есть, это не человек? (Отвечает) Нет, это не человек – это личность иного порядка. Это - сверхличность. (Вопрос из зала) Смотрите, если это не человек, он же, вот интересный момент, ваш сосед говорил по поводу стакана, что мы вот от него очень далеко отличаемся от стакана. То есть в стакане Бог, тоже есть получается? (Отвечает) Разные, разные его энергии.
00:50:44 Веды говорят, что три энергии – материальная, духовная, сам Всевышний и души, особенность материи - материя не отличает свободу воли, свободу выбора. В чем отличие души от материи – это свобода выбирать. А свобода выбирать означает право на нежелательный выбор, или право на выбор, который не является высшим благом. Поэтому то, почему мы находимся в материальном мире – это реализация нашего права на выбор не самого нашего высокого пребывания. То есть мы находимся в мире рождений и смерти, в невечном мире, но это наше право. И природа того почему человек находится в мире материи – это эгоизм. (Вопрос из зала) У меня вопрос один, смотрите, когда человек рождается - его кто-то спрашивает? (Отвечает) Нет. (Вопрос из зала) То есть получается – это не наш выбор? (Отвечает) Получается, что мы приходим в определённую систему, ну скажем так, заключенные, когда они совершили преступление, они уже не выбирают законы тюрьмы. Но они выбирали – совершать ли им это или нет. Наркоманы, когда они только знакомятся с наркотиками, у них есть выбор – потреблять наркотик или не потреблять. Но в какой-то момент у них пропадает выбор, они могут только проходить какие-то курсы, только уже скатываться до уровня криминализации и т.д. То есть в какой-то момент, когда мы запускаем глубоко в себя какую-то разрушительную тенденцию. Не мы начинаем владеть ей, а она начинает владеть нами. И мы в известной степени утрачиваем самостоятельность.
00:52:21 Подобно этому материальный мир – это измерение, где души, как на наркотик подсели на эгоизм. То есть не следование центру, не посвящение себя Богу, посвящение себя себе. (Вопрос из зала) Но если он у нас есть Бог, то если мы посвящаем себя себе, значит все в порядке? (Отвечает) Нет, если мы посвящаем себя себе, то мы будем использовать всех окружающих в своих интересах. А это уже.. (Вопрос из зала) Бог в нас же есть, вы говорите? (Отвечает) Нет. В нас есть искра божья, а Бог он вне нас. Вот в чем дело. То есть мы его частица, но он вне нас. (Вопрос из зала) В стакане Бог есть, а в нас только частица? (Отвечает) Нет, я объясняю, что и в стакане искра, то есть и мы и стакан – это лишь незначительная часть его энергии, а он сам превосходит и нас, и стакан. То есть материальная энергия – это лишь незначительная часть его энергии. В нем полноты гораздо больше, чем в нас, в стакане, во всём материальном мире. Поэтому он – это олицетворенная полнота. А мы недостаточны сами в себе. Мы зависим от стихийных бедствий, от космоса, от времени. Каждый из нас, то есть мы не свободны. То есть им мы поставлены в ряд факторов, которые не зависят от нас. Все мы умрем, все мы родимся, все мы будем страдать в той или иной степени и т.д.
00:53:44 Есть какой-то потенциал свободы незначительный. Но первое, что надо признать, что мы не свободны во многих отношениях. Он абсолютно свободен, то есть он является абсолютно свободным началом, мы являемся началом подчиненным. Он является началом не обусловленным, мы являемся началом обусловленным. Начиная от наших органов чувств, глаз – они не совершенны, слуха и заканчивая нашим умом и рассудком, способностью суждения от внутренних и до внешних факторов. Мы не совершенны, он источник всех качеств. Он полнота совершенства. В этом различие. Солнце и луч. Луч – незначительный и несовершенный представитель солнца. Солнце – полнота. Поэтому то, о чем мы говорим теоретически, святые они постигают на мистическом опыте. И мы тоже не являемся голыми эгоистами. Мы, допустим, говорим - я не являюсь, я не работаю только на себя, я работаю на свою семью, но не на семью соседа. Когда у семьи соседа горела дача, высыпали всей семьей смотреть, как красиво. Я люблю своих детей, но когда соседи, которые меня сверху заливают, болеют, я говорю так им, козлам и надо и т.д. И я люблю свою страну, поэтому, когда в Америке взрывают два небоскреба, американские спецслужбы, где гибнут простые американцы, пол России встаёт и начинает аплодировать - так вам, козлы и надо, какбудто выиграли футбольный матч. Это было реально, чему аплодировали-то, собственно?!
00:55:08 Поэтому, в чем идея расширенного эгоизма? Вы всегда будете в этом мире, где вы находитесь причинять страдания кому-то еще. То, что рай для мышей, то счастье для котов. Китай хочет захватить Россию, Россия не прочь захватить Китай и т.д. Вы не против заменить вашего начальника, начальник не против.. и т.д. То есть этот мир, он всегда состоит из зон расширенного эгоизма, которые постоянно конкурируют друг с другом. Это материальный мир.И какую бы из этих зон вы не стали подпитывать, жертвовать себя, начнете отдавать себя детям - пострадают родители. Отдайте собаке – пострадают родители и дети. Отдайте родителям, то есть куда бы, вы не стали инвестировать себя, вы всегда будете против чего-то. Но Всевышний он известен, как Адвая-гьяна – не двойственная истина. То есть, когда энергия отдается ему, то она в целом уходит за пределы материального мира. Но, что бы совершать такой акт, нужна вера. А вера – это не просто интеллектуальный концепт, а мистическое откровение. Глаза души. Если вам не откроется этот мир, вы просто скажите ну этого уже нет. Как можно для этого работать?
00:56:16 Поэтому, когда вот вы говорите, что я не чувствую, что Бог есть, или я чувствую, что я Бог – это ваш опыт. Но в общении с духовными людьми, искренне вам может открыться. (Вопрос из зала) Нет, если мы доверяем только чувствам и ничего не можем решить. То мы чувствуем, то мы не чувствуем? У меня второй вопрос еще. Вот всё это тоже очень хорошо. Смотрите, люди не могут понять птиц потому, что у них свой язык или не могут понять мышей. Просто мы стакан не можем понять, то есть может быть как бы более совершенен и ближе к Богу, чем мы. Бог говорит на своем языке, а мы на своем. (Отвечает) Это просто вопрос доверия. Доверия к тем, или иным личностям. (Вопрос из зала) Я закончу. Просто смотрите, мы как то там пытаемся себя накормить. Нам тяжело, мы страдаем от голода и все такое. А у него все хорошо. В него налили воды, его не разбивают, его ставят на полочку. То ест у него, как раз, все на «пятерку». (смех) И там куда-то двигается, не двигается. Ему все хорошо, ему температуру, нам нужно где-то брать деньги, что бы, не замерзнуть, а у него все на «пятерку».
00:57:40 (Отвечает) Вы не поверите, но в Ведах такое описано. В Ведах описано такое измерение бытия, которое называется брахман или у буддистов нирвана. Место, где у тебя нет страданий и желаний. Оно считается высшей формой освобождения в этих духовных школах. (Вопрос из зала) Он говорит на каком то своем языке? (Отвечает) Вы не поверите, я сейчас к этому именно и приду. Высшее состояние буддиста, когда вам очень плохо, когда жизнь есть страдание, например в концлагере, высшее счастье – это сон. Когда вам хорошо, у вас отношения для вас высшее счастье – это не сон, а наоборот бодрствование. Поэтому высшее счастье, как сон – это идея тех школ, которые считают, что вот весь этот мир страдание, а кроме него только минус. Не плюс, а минус или ноль. И для того, что бы стать продвинутым буддистом или слиться с брахманом, то есть освободиться от желаний, следовательно, от страданий – это нужно очень серьезно работать над собой. Но они постоянно медитируют на такое состояние. Нет желаний, нет страданий.
00:58:49 И Веды говорят они такую вещь, что для ленивых буддистов иперсоналистов, которые не готовы проходить такой долгий путь, для них есть вариант воплощения называется [ставер веха] – это горы. Мы такие здоровые, потому, что мы цемент. И именно таким образом такие души, которые, они именно могут воплотиться вот в таких. И это называется пародия на нирвану. Такая маленькая нирвана. Мы такие здоровые, потому, что мы цемент. Такой виток души - смелый и оригинальный, описан, считается проявлением [неразборчиво] малого разума. Но если очень хочется, то можно. В целом душа рождена не для того, что бы стать камнем, а для того, что бы наоборот проявить себя в звуке, в форме, в отношениях, в индивидуальности, в деятельности, в искусстве, в гораздо более широком спектре явлений, чем стакан, который вещает на его языке. Но это вопрос веры.
00:59:48 Например, одно из модных утверждений – человек должен слиться с природой. Веды говорят – природа не самодостаточна. И вот был Жан Жак Руссо, он говорил, что не учителей, не надо культуры, надо всему учиться у природы. У него есть такой роман «Эмиль или о Воспитании в лесу». Вот это была модная идея, что надо все бросить, цивилизация – зло.Учиться у стаканов, птиц, природы. И вот дама, она пишет Руссо: «Дорогой Жан Жак, я обучаю ребенка по вашей системе. Он учится только у птиц, у природу, ну чуть-чуть ему педагог помогает. Но это же растет дикое чудовище». И Руссо ему: «Мадам, охота же вам читать всякие глупости?» Поэтому, есть такие понятия гениального и неправильного. Может показаться красивой идея – научимся истине у стакана. Научимся, но. Можно научиться. Дзеновцы, некоторые, они постигали в стакане идею вселенской пустоты и т.д. Но те просветления, которые мы постигаем таким образом, они не описываются в Ведах, как высшие. Высшее просветление, высший план бытия – это не план, а птица, стакан. Это план сверх сознания и сверх души, но насколько мы признаем это - это вопрос веры, которая является мистическим внутренним чувством, которое связано с путем души в прошлой жизни. Это не так, что во нажал на кнопку и появилось. Единственные есть принципы, что если вы находитесь, общаетесь с теми, кто действительно воспринимает этот мир – это видение передастся вам. Это закон. Если вы общаетесь с теми, кто обладает верой, вы уверуете. Равно как верно и обратное. Поэтому, единственное наше право – это право выбирать. Вот то, что у нас есть. Но независимой позиции у нас не будет никогда.