Как начать жить в Саттве

02 October 2011
Три пункта для выхода в Саттву. Как войти в контакт с саттва-гуной. Что делать для того, чтобы этот контакт осуществить. Две цели людей в Варна Ашраме Дхарме.
лекция для начинающих из раздела «Общество» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:06:38 | качество: mp3 40kB/s 19 Mb | прослушано: 186 | скачано: 265 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:04:09 Ом намо Бхагавате Васудевайа. Ом намо Бхагавате Васудевайа. Ом намо Бхагавате Васудевайа

00:04:25 И так, дорогие преданные, доброе утро! Мы с вами продолжаем наше обсуждения на тему: «Варна Ашрама Дхармы или мир нравственности». Вчера мы с вами немножко поговорили об общих концепциях. О том, что на самом деле, если у человека развивается хотя бы саттва-гуна, а человек не может сразу из раджаса перелететь в трансцендентный мир, что если у человека хотя бы развивается саттва-гуна, то люди в сСаттве они организуют общество Варна Ашрама Дхармы. И это происходит, на самом деле, если можно сказать, автоматически, под контролем ведического знания.

00:05:09 Я обратила особое внимание... Вот это эта новость, честно говоря, вот эта оценка скорее всего… Вот эта оценка скорее всего нашего ачарьи существующей его идеи существующей системы Варна Ашрама Дхармы, она меня очень насторожила. Для меня это очень важно и очень важный, очень ключевой момент: чтобы Бхактивино́да Тхаку́р он в комментариях к восемнадцатой главе к тексту о брахманах в своем комментарии в конце говорит о том, что «Ману-самхи́та» она искажена кастовыми брахманами.

00:05:46 На самом деле это очень тревожный сигнал, и мы с вами вчера немножко обговорили, что, когда мы говорим о Варна Ашрама Дхарме мы должны, на самом деле, не обращаться к существующим, ну пусть они меня простят, к существующим в Индии традициям. То есть мы должны понимать систему Варна Ашрама Дхармы. Понимать те реалии, которые там должны происходить именно на основе тех концепции, которые даны Шри Бхагаватам и которые дают наши ачарьи: Шрила Прабхупада, Бхактисиддханта Сарасвати, Бхактивино́да Тхаку́р и так далее.

00:06:30 Почему я это говорю? Потому что на самом деле та Варна Ашрама Дхарма, которая работает сейчас — это кастовая система. А это прямо указывает на то, что там работает сознание высокомерия и униженных. И это уже означает, что на самом деле там нет Саттвы и именно поэтому общество, которое придерживается именно этой системы Варна Ашрама Дхармы оно не имеет ни процветания, ни умиротворения, ни счастья.

00:07:01 И поэтому сейчас есть эта тенденция обратиться к западной философии, к западной экономике, к западной системе ценностей для того, чтобы поднять экономическое развитие своей страны. Бхагаватам… Святые писания, ведические писания они описывают арийское общество как невероятно процветающее общество. Значит мы должны понимать, что вот это материальное процветание, исполнение своих желаний, умиротворенная жизнь - это является симптомами Саттвы.

00:07:39 На уровне трансцендента мы получаем другие реалии. Трансцендентные преданные — это преданные Господу Чайтаньи. Что это за преданные? Это преданные которым не нужно ни материальное счастье, ни материальное почитание. У которых есть одна единственная вещь. Нет, две, простите: просто одно дхоти, одно сари и джапа в руках. Больше никакой собственности. На самом деле, последователи Господа Чайтаньи… Они не стремятся. Это уже симптом вот этого.

00:08:09 Но мы с вами обговорили вчера, что когда существует организация, что, когда существует общество людей — это означает, что эти люди как-то должны быть организованы. И организация общества она может происходить в нашем случае только в виде Варна Ашрама Дхармы. Именно поэтому, потому что вот это вот, вайдхи-бхакти оно с самого начала поднимает живое существо на уровень саттва-гуны. Потом приводит его постепенно к стабильному преданному служению и оттуда уже делает его преданным, то мы с вами вчера вот определились, что есть специальное определение вайдхи-бхакти, где оно связывается с Варна Ашрама Дхармой.

00:09:01 То есть идея, она заключается в том, что человек если он понял вечность, понял самсару, понял карму, понял, что он ошибся, придя в этот материальный мир, то вот выход из этого материального мира не осуществляется сразу. Ну конечно есть какие-то особые случаи, когда человек пользуется особой милостью каких-то преданных, возвышенных преданных которые просто одним взглядом, одним прикосновением, просто одним своим желанием могут освободить целую Вселенную. Разговор не об этом. Исключения есть всегда. Мы с вами обсуждаем закономерности.

00:09:39 И так мы с вами вчера обсудили вот этот момент, что должна произойти вот эта перемена. Что означает выход в Саттву? Выход в Саттву — это не означает что человек сразу становится духовным. Выход в Саттву означает … Начало Саттвы – это конец Саттвы. Выход туда, в чистую Саттву. А начало саттва-гуны – это, вот эта ситуация: когда человек все ещё заинтересован в материальном счастье. Вот эту занозу заинтересованности в эгоцентрическом счастье… На самом деле, сердце живого существа не так легко снять, да? Не так легко снять.

00:10:25 Мантра, она с самого начала, если можно так сказать, практически просто уничтожает все греховные действия, всё наше материальное существование, да? Но если у нас в сердце остается вот это желание эгоцентрического наслаждения мы все время нарабатываем себе какие-то новые, именно кармические ситуации.

00:10:47 Поэтому мы с вами вчера, я надеюсь, поняли, что для того, чтобы мы гармонично духовно развивались нам нужно чтобы мы приводили оба материальных дела в соответствие. То есть и грубое тело и тонкое тело должны быть вовлечены в духовку практику. Вы должны подниматься в Саттву. Теперь. Как это делается? Вот этот первоначальный… Вот этот первоначальный выход в Саттву он определяется вот таким моментом… С чего начинается? Мы вчера сказали, что ты становишься кандидатом в Саттву и когда происходит три вещи.

00:11:29 Первая — это отношение к своим неудачам. То есть, когда ко мне приходят неудачи, я не наполняюсь злобой к тем, у кого есть удача. Если я не делаю этого, что там происходит? Те, кто удачливый могут наполнится состраданием ко мне. Если удачливый человек, он чувствует, что неудачливый человек завидует ему, тогда он ограждается и защищается, чтобы не потерять свою удачу.

00:12:03 И тогда что он делал? Он понимает, что, если он удачливый, а вокруг десять неудачливых — это автоматически означает, что эти десять неудачливых, они могут просто войти в союз. Их объединит зависть. Они могут войти в союз и сделать все от себя зависящее, чтобы отобрать все материальные достижения удачливого человека.

00:12:26 И поэтому, когда удачливый… Но образно говоря, в глазах у неудачника, в глазах видит эту зависть, он понимает, что это явление, от которого он должен защищаться. А когда мы не завидуем удачникам… А когда это может произойти? Это может произойти только в одном случае, когда мы понимаем, что вот эти удачи, они возникли не просто так, да? Смотрите, мы с вами это обговаривали, на самом деле, уже несколько раз.

00:12:57 Я несколько раз уже говорила, что, если вы, например, заметите… На протяжении всей десятой песни все чистые преданные, окружение Господа Шри Кришны, когда они видели проявление какой-то специфической близости какой-либо дживы с Кришной, да? Они, смотрите, сразу давали реакцию независтливого живого существа. Что это за реакция? Они сразу думали: Какие же аскезы, наверно, совершало это живое существо. По каким святым местам оно ходило.

00:13:31 То есть идея… Уже неважно, что они говорят. Идея заключается в том, что человек сразу реагирует, что, если у человека что-то есть - он это заслужил. А если у меня чего-то нет это просто указывает на то, что я не заслужила. Вот этот менталитет, может быть, только у тех, кто понимает вечность, кто понимает самсару. Если нет понимания вот этих двух… Хотя бы понимания.

00:14:01 А что означает понимание? Понимание это означает, что посредством аргументации, размышлений и так далее… Мы это делали на обсуждениях во второй главе Бхагават-гиты, я надеюсь, достаточно аргументированно. Что пока вот нет вот этого… Что означает понимание? Понимание означает: я прихожу к выводу, да? Я ещё не могу ощущать себя душой, но я прихожу к выводу, что я не могу не быть душой, да? Или я рассматриваю реалии этого мира, и я вижу, что только идея перевоплощения может объяснить реалии этот мира. Иначе весь этот мир вообще с ног до головы абсурд.

00:14:40 Вот когда эти две вещи разумом ясно осознаются это становится опорной точкой для оценки любой ситуации. Вот вы должны всегда следить, когда приходит к нам какая-то ситуация, наш разум оценивает ситуацию основываясь на этих двух идеях или нет? Если у нас появляется чувство зависти мы должны возвращаться в эту точку. Это означает мы не поняли на самом деле, что есть самсара. Что мы не поняли, что мы души, да? Мы не понимаем этого. Просто что-то у ума… Кого-то что-то там понуждает принимать, скажем, движение «Сознания Кришны» или быть вовлеченным в эту практику, да? Но понимание…

00:15:33 Поэтому в Бхагават-гите Господь Кришна прежде, чем начать вообще вот этот разговор о том, что должно произойти и как пройти вот этот путь от ложного сострадания к истинному состраданию, от ненависти к любви. Вот как этот путь пройти. Он с самого начала начинает говорить… Там во второй главе раздел дьяны, то есть – ты душа, ты вечный. Почему? Мы это с вами много обговаривали, да? Что когда я понимаю или я верю, что я вечный у меня другая психология, у меня меняются центровка интереса, я начинаю искать эту душу, я начинаю вокруг… Заботиться о её интересах. То есть у меня направление деятельности совершенно меняется.

00:16:18 Если же я этого не понял, просто формально принял, да? В этом случае я имею другую психологию, другое поведение. Это означает, что я думаю, что я это тело, а это тело оно уязвимо и временно. Вот эти две характеристики материального тела, они не могут быть основой Саттвы. Потому что если я думаю, что я временный, а моя природа что – «я хочу наслаждаться», тогда я тут же вовлекаюсь в соперничество за наслаждение, да? А если я думаю, что я это тело, а это тело оно уязвимо, тогда большая часть живых существ вне меня становятся для меня моими врагами.

00:17:06 Почему? Потому что любая личность, как я обычно говорю, которая хочет причинить нам вред, она может это сделать. А когда мы понимаем, вот именно понимаем, не информированы, а приложили сюда труд чтобы по-настоящему понять, что это информация она справедливая. Вот когда мы понимаем, что мы вечные души и что ситуации, в которых мы сейчас оказались они просто являются следствием наших прошлых поступков, да? И для того, чтобы исправить эту ситуацию, посеять какие-то другие жизни, из этой жизни чего-то другого достичь, нужны какие-то средства, о которых как раз мы и будем говорить.

00:17:52 Вот в этом случае, понимаете, меняется центровка. Во-первых, я уже понимаю, что все что со мной происходит никто в этом не виноват. Виноват я сам. Второе: значит всё что… Не только всё что происходит, но вот это менять нужно не за счет того, чтобы входить в поле соперничества и вражды, а за счет того, чтобы удовлетворять личность, которая распределяет, да? Которая является контролером.

00:18:25 То есть вот здесь уже… Смотрите, когда мы были материалисты, в нас всегда две личности. То есть одна линия - я кто-то, я кто-то, я кто-то и мои возможности, по природе которые у меня есть, позволяют мне входить в какие-то отношения. Если у меня высокое происхождение, то не каждый человек может ко мне подойти. Не каждый человек может мне навредить. Большинство людей относятся ко мне с уважением. Если у меня низкое происхождение - автоматически означает: у меня мало возможностей добиться каких-то форм наслаждений.

00:19:01 Если у меня есть эти шесть достижений: красота, сила, богатство, образование, происхождение, независимость - то вот из этих шести достанет всё. Сколько бы у меня их не было, вот в зависимости от этого я получаю возможность что-то в этой жизни сделать.

00:19:20 И двойка. Когда же мы понимаем душа самсара параматма, то в любых взаимоотношениях вот это начало Саттвы. В любых взаимоотношениях нас уже трое: я, вы и Всевышний Господь. И поэтому, когда уже вот во взаимоотношениях между двумя дживами есть параматма, в материальном мире имеется ввиду. Есть параматма, в духовном мире есть Кришна, это означает что я понимаю, я понимаю, что этот мир бесконечно справедливый. Бесконечно справедливый в том смысле, что Всевышний Господь воздаст за какие-то наши заслуги.

00:20:12 Другое дело что в этом мире есть один момент, который… Именно этот момент и делает присутствие страдания — это мир, где Всевышний Господь позволяет другим живым существам реализовывать свою склонность к насилию. Реализовывать свою зависть, реализовывать свою ненависть. Конечно, с другой стороны, в этом мире всегда есть вот этот момент - что кто-то может быть началом ситуации. То есть вот я, например, могу спокойно себе сидеть, быть святым человеком на самом деле, заниматься своей духовной практикой и так далее. И кому-то моя практика… Может у кого-то вызвать зависть.

00:20:58 И он будет сидеть и думать, как меня уничтожить, к примеру. Как меня уничтожить? И тогда никто не может сказать, что вот этот святой человек заслуживал эту ситуацию. Нет. Это вот просто завистливая джива реализовывает эту свою потенцию к насилию. Именно поэтому идут реакции. Мы должны понимать, как оценивать этот момент. Вот это сейчас карма или это инициатива дживы которая сейчас вот создает новую ситуацию? И если я был тут не виноват? Оценка очень простая: если мы заслуживали страдания, то человек, который причиняет нам страдания не получает реакций, потому что он просто является инструментом воздаяния нам по заслугам.

00:21:55 Если же мы получаем страдания и эти страдания являются инициативой такого существа, тогда мы… В этом случае Господь Шри Кришна… Если даже нам причинили вред все равно в следующей жизни мы имеем… Мы восполняем этот пробел. Господь Шри Кришна восполняет, и мы не имеем никаких потерь. Но человек, который был агрессором он обязательно несет реакции. Реакции обычно бывают в материальных ситуациях - тот агрессор он теряет свои достижения. В духовных ситуациях он теряет свои духовные достижения. В одном случае материальные, в другом духовные.

00:22:43 И вот по этому симптому. То есть, когда к нам приходит страдание мы должны понять, это мы заслужили и мы должны терпеть или это просто была агрессия другого живого существа. Вот эта точка. Беспокойство причинено и надо немножко потерпеть и посмотреть, что стало с тем, кто это беспокойство причинил. И если к нему пришли страдания это означает вы были невинны, вам не о чем беспокоиться вы спокойно продолжать своё развитие. Это была просто агрессия другого живого существа который воспользовался своим правом на это. Потому что право на это как раз предоставлено живым существам материального мира.

00:23:26 Теперь. А если же нет реакции вот это уже означает - это может быть замечания Кришны, и мы сразу должны задуматься почему Кришна это беспокойство нам позволил. Обнаружить вот это. Начать с этим работать или что-то. Это другой разговор. То есть я хочу сказать, что вот такова картина мира и когда мы опираемся на идею «я живу один раз, я это тело» мы не можем развить Саттву. Мы обречены на то, чтобы делить людей на друзей на врагов.

00:24:02 Друзья — это все те, кто обеспечивают существование моего тела и его наслаждение. От грубого, тонкого – не важно. Враги — это все те, кто посягают на существование моего тела и на его наслаждение. В этом и в одном случае, я значит вот с этим с этой проблемы и справляюсь посредством насилия. В другом случае посредством соперничества. Всё. Вот это всё, что происходит в низших гунах, когда люди взаимодействуют в соответствии с тама-гуной и раджа-гуной.

00:24:34 Вот этот выход в саттва-гуну, как мы сказали три пункта. Первый — это отношение к своим страданиям. Мы это уже обсудили. Второй пункт — это отношение к своим удачам. И мы вчера с вами, если я правильно помню, завершили лекцию на том, что вы когда уже у нас удача, мы должны относиться к этой удаче так: удача она всегда предполагает, что к нам начинают приходить в материальные ценности. Мы сейчас говорим пока о материальном мире. Начинают приходить материальные ценности, и мы тогда получаем красивое тело или обаятельное. Это одно и тоже.

00:25:13 Красивое тело, силу какую-то, богатство какое-то, какое-то хорошее происхождение. Получаем возможность получить образование, получаем хороших учителей, да? И всё это вкупе, все что мы имеем вот в этой области, дают нам какую-то независимость. В зависимости от того насколько мы обладаем вот этими пятью достояниями. Теперь. Вот когда начинают эти удачи приходить всегда есть такой момент, да? Что, допустим, вот если я красивая и вот сидит рядом со мной не очень красивая женщина. Предположим, такую ситуацию. То есть у меня какой выход? Посмотрите. В одной ситуации я могу испытывать удовольствие от того, что вот я красивая, а она такая это… Обезьяна. Да?

00:26:07 В другом случае: я красивая и вот это чувство бывает… Не знаю. Те, кто в Саттве у них бывает такое специфическое чувство… Если есть специфическое чувство превосходства, через это деградируешь. Но если появляется это специфическое чувство неловкости. Неловкости от преимущества. Почему? Потому что ты понимаешь, ты чувствуешь, ты понимаешь, что он такая же джива, как и ты. И что он, точно также как и ты, тоже хочет быть счастливым. И ты так хорошо чувствуешь, что чувствует человек, у которого параметры ниже твоих, когда он оказывается рядом с тобой.

00:26:51 И бывает такое чувство очень специфической неловкости. Сразу хочется чем-то поделиться, помочь человеку подняться, обрести какой-то кусочек радости. Вот когда есть это отношение ко всем тем, кто ниже нас… То есть, допустим, я вижу, скажем, что пришла девочка, как я говорю. Продолжаем пример. И она там некрасивее меня и ещё что-то, и я могу с ней поделиться. Например, одним из красивых платьев, которые у меня есть. Если человек счастливый уйдет и будет стараться привести себя в порядок или ещё что-то, да? То есть вот это настроение - готовность. Простая человеческая готовность, вот эти свои достижения, которые мы имеем, немножко с ними поделиться, с другим живым существом.

00:27:39 Тут тоже нельзя переборы, потому что, если переборы мы опять попадаем в сферу, где мы фактически входим в такие кармические обмены, где мы теряем свою удачу. Вот это всегда должно быть разумно. То, что нужно мне сохраняется, то, что мне не очень нужно это все раздается. Это материальная сторона. О духовной стороне мы будем говорить, когда мы конкретно начнем говорить о кастах. Я сейчас не хочу опережать этот разговор. И теперь посмотрите, вот эти два настроения они являются стартовыми во вход в Саттву. Всё.

00:28:13 И следующий барьер. Вот это самый главный барьер, который… Самое главное решение, которое живое существо должно сделать – принять. Что это за отношение? Свое отношение к своему вожделению. Вот человек, который он… Соприкосновение со святыми писаниями или соприкосновение со святыми людьми которые уже взяли эту Саттву, да? То есть они имеют чистый образ поведения и, если они это поведение имеют, это означает, что они имеют соответствующую систему ценностей, которой они могут с вами поделиться, привести вам какие-то аргументы почему стоит быть чистым.

00:28:54 И когда мы общаемся с такими людьми мы от них получаем это знание. Какое знание? Что самый главный враг живого существа, это признают и материалисты, это вожделение. Это побуждение тела к совокуплению, и оно совпадает… Душа она отождествляет с этим побуждением тела свою склонность к наслаждению. И когда вот это отождествление есть, вот это вожделение, то есть удовлетворение вот этой потребности, оно становится очень и очень важно для живого существа. #00:29:35] Теперь. Но мы можем понимать, что, когда речь идет о об этой эмоциональной установке: «мне это хочется удовлетворять с этим, а ему хочется удовлетворять с той, а ей хочется удовлетворять вообще с десятым», да? То и очень редко получается когда: «я хочу, он хочет» совпадает. Это мы называем счастье.

00:29:58 Теперь. Вот когда я в раджасе и в тамасе, вот этот важный для меня кусок своей жизни я хочу организовывать сам. То есть я хочу выходить на улицу, иметь там множество доступных объектов и среди этих объектов выбирать тот, который мне нравится. И если у меня происходит совпадение, то мы проводим время вместе, да? Проходит немножко времени, когда объект начинает выражать свои недостатки, возникает эта потребность поменять объект, снова выйти на улицу искать новые приключения.

00:30:36 Как мы с вами сказали мир Саттвы это мир нравственности. Мир нравственности… И вообще зачем? Нам самое главное надо… Человек для того, чтобы он приступил к этой нравственной жизни он должен на самом деле, в первую очередь ответить себе на вопрос, зачем ему эта нравственность. Что она ему даёт? И мы ни в коем случае не должны забывать, что о чем бы мы не говорили, когда мы говорим в рамках гун материальной природы, да и вне их тоже, речь всегда идет об одном единственном - о нашей возможности быть счастливыми.

00:31:20 В раджа-гуне у нас концепция такова, что именно независимость на свободное удовлетворение вожделения должна дать нам счастье. То есть нам кажется, что мы будем счастливы если мы будем именно с тем объектом, который вызывает у нас вожделение. И история показывает, что как правило как раз наоборот. Такие контакты даже если происходят, то они какое-то время доставляет удовольствие, а потом начинаются какие-то ситуации, которые обязательно доставляют нам страдания.

00:31:56 Мир Саттвы это мир другого сальто. То есть, когда человек так смотрит на жизнь, что: пока я думал, как сделать счастливым себя, я пренебрегал потребностью в счастье других живых существ и когда я пренебрегал этой потребностью они стали безразличны к моему счастью. Посмотрите, например, обычная ситуация, да? Сейчас этих ситуации просто полно их. Например, сейчас выдвигается такая концепция, да? Что скажем, родители, почему они должны жертвовать собой ради детей. Ведь это неправильная жертва, потому что она делает несчастными детей. Простите. Родителей.

00:32:49 И выдвигается концепция, что родитель вырастил ребенка? Да. Он дал ему возможность жить? Да. Ну и я имею право на своё счастье. На первый взгляд кажется, что это очень правильная ситуация. Но вторым шагом, когда приходит момент, вот когда у этого же родителя выявляются какие-то проблемы ребенок говорит: «Вот ты тогда был безразличен к моему состоянию, а кто сказал, что сейчас меня должно интересовать твое. Вот иди и делай что хочешь». И от сюда рождается вот это вот пренебрежительное отношение друг к другу. В Саттве пробуется решаться вот эта проблема.

00:33:33 Самая главная формулировка Саттвы, самый главный секрет Саттвы заключается в том, что человек потихоньку практикуя взаимоотношения в Саттве приходит к пониманию, что его счастье рождается не там, где он думает, как других использовать в своем счастье, а его счастье рождается там, где он думает, как сделать счастливыми других. Потому что, когда мы думаем, как сделать счастливым других, это всегда вызывает обратную реакцию. При чем вот здесь уже получается очень интересный момент. Когда человек в раджасе он принимает решение. Я много видела таких ситуаций. В раджасе нет этой квалификации – принимать решение надолго.

00:34:22 Вот всё. Я понял. Вот сегодняшнего дня я буду делать так чтобы все вокруг меня были счастливы. Человек воодушевленный приходит к себе домой и начинает вот этому служить, тому служить. Этому приятные слова говорить, тому… Не знаю что. И его хватает на три дня. На три дня, потому что перед ним стоящие они тоже заинтересованы в эгоцентрическом счастье, у них ещё нет этой культуры Саттвы. И если я три дня вел себя по принципам Саттвы и на четвертый день не получили результата – всё, я теряю вдохновение.

00:34:55 Начинается истерика: «Вот я, я попробовала, а вы там вообще не люди и мне так плохо ответили…Должно было быть так…» И не знаю что. И теряется решимость быть добродетельным. Вот так происходит. Почему я говорю, что Саттву на основе материальных концепции не взять? Потому что в раджасе человек заинтересован в эгоцентрическом удовлетворении, и он любой принцип берет имея в своем подсознании вот эту идею, что даже чужое счастье я понимаю, чтобы в конечном итоге теперь уже это стало вот моим счастьем.

00:35:35 А человек в Саттве он по-настоящему беспокоится о счастье другого живого существа. Как это происходит мы с вами будем долго говорить об том. И когда вот это происходит, вот тот, кому мы… Когда мы в ожидании мы получаем такую же реакцию. То есть мы в ожидании эгоцентризма и тот дает нам ответ эгоцентризма.

00:36:00 Мы говорим, ну теперь же мы этот эгоцентризм хотели удовлетворить как-то по-другому. А он говорит: «А какая разница?» И мы опять падаем на платформу раджаса. В Саттве должно произойти очень важное чудо: смотреть человеку и в глаза и замечать, что он человек. Замечать, что он тоже хочет счастья. Раджас он закрывает это зренье. Когда человек он опирается на своё вожделение для него важны две идеи: всё вокруг меня должно крутиться так как я хочу и никто кроме меня не имеет права на счастье. Всё остальное должно быть униженным вокруг меня. Вот это есть яркое выражение раджаса. А Саттва это очень нежный мир. О нежности этого мира мы будем говорить очень много, потому что мы будем потихоньку туда подниматься.

00:36:53 Ну теперь, что я хочу сказать? Что вот третий компонент, который поднимает нас в Саттву… Вот эти три вещи: отношение к своим страданиям, отношение к своим удачам. И третий компонент самый важный. Не самый. Они все три, все одинаково важные. Тоже очень важный – это готовность, это решение, которое мы принимаем. Смотрите, все эти три пункта они добровольные. Я очень хочу, чтобы мы видели, что мы добровольно соприкасаемся с Саттвой. Но если мы уже соприкоснулись с ней, в ней мы точно также обречены на счастье, как в раджасе обречены на перемены – «счастье/несчастье». Как в тамасе обречены на постоянные страдания.

00:37:39 Вот этот третий компонент — это решение поставить своё вожделение под контроль святых писаний. То есть святые писания… Мы с вами все время говорим, религия она состоит из двух разделов: раздел который уводит из этого мира. Но первый её раздел, первоначальный – это религия добивается Саттвы. Вот этого мира нравственности добиваются абсолютно все религиозные доктрины. И в этом смысле, лично я, например была бы счастлива, если бы все религиозные направления они объединили бы свои усилия для того, чтобы вернуть человечество в рамки нравственности.

00:38:22 Но при этом… Вот это очень момент, что принятие принципов нравственности должно основываться не на принципе терпения принципа высокомерия и униженности, а вот этот принцип нравственности добивается за счет очень интересного фокуса, который делает Кришна в Ведах. Он что говорит? Он говорит, что пока твоё вожделение под твоим контролем ты либо будешь постоянно страдать, либо будешь иногда достигать удач, а иногда страдать. Но как только ты поставишь это вожделение под мой контроль, ты будешь обречен на счастье, даже в материальном мире.

00:39:09 Вот это искусство заложено в Ведах, понимаете? Брать на себя обязанности и при этом быть не защемленным несчастным терпящим человеком, да? Обремененным обязанностям. А быть счастливым человеком. Вот это самое главное, что должно произойти. Если мы не получаем этот результат, это означает мы не крутимся… Нет этого цикла Саттвы, потому что Саттва она порождает материальное благополучие, материальное наслаждение, материальное процветание и материальное счастье. Это её естественная природа.

00:39:59 Соприкоснулся с гуной – это труба. От сюда зашел и оттуда вышел. Всё. И здесь в Саттве происходит удовлетворенность материальным счастьем, перенасыщение этим счастьем, да? Человек не может быть удовлетворенными в религии, если религия служит ему только за того, чтобы терпеть невзгоды или я должна содержать в себе механизмы уничтожение плохой кармы, создание новой карты. И как я всегда шучу, как барон Мюнхаузен, взял сам себя за волосы и поднимаешь из воды.

00:40:39 Вот эти все механизмы они в религии должны присутствовать. И тогда речь идет Варна Ашраме Дхарме, то есть об этом первом слое религии, который приходит регулировать взаимоотношения, она предназначена для этого. Мы должны, на самом деле, стать счастливыми людьми, когда мы начинаем практиковать [не понятно]. Вот об этом мы будем скоро досконально говорить. И так мы должны понимать, что душа она блаженна и страдания это для неё не специфическое состояние.

00:41:18 Душа она всегда будет пробовать избежать страданий и получать блаженство. Все преданные которые слушают мои лекции они хорошо знают, я очень основана на тексте звучащим из уст Нарада Муни и его поучения [не понятно]. Это общеизвестный текст, я всегда говорю о нем, потому что он… Я всегда это говорю, что он очень важный. С этого текста начинается, начинает работать механизм саттвы-гуны.

00:41:56 Что за текст? Посмотрите, Нарада Муни говорит: «Встречает тех, кто выше – радуется, что может перенять опыт. Встречает тех, кто равен – сотрудничает, помогая другому прожить свою жизнь точно также как он». Потому что если я живу, я хорошо знаю какие у меня проблемы, когда я встречаю равного я сделаю все чтобы у него этих проблем не было и тогда он делает то же самое со мной.

00:42:26 И третье, когда встречаю того, кто слабее меня, ниже меня, делаю все чтобы поднять на свой уровень. Смотрите, Нарада говорит… Я этот текст миллион раз повторяла. Нарада говорит: «Нарушение в этих трех пунктах рождают страдания». Нарушения в этих трех пунктов рождают страдания. Посмотрите, ключ в Саттву, которая является, на самом деле, закономерностью счастья, в этом тексте. Я на этом буду настаивать, чтобы со мной не делали.

00:43:05 В этом тексте ключ к счастью. Посмотрите, принцип такой… Понимание должно прийти, да? Я человек, я пришел и что-то принял. Я всегда это говорю и будут говорить. Сознание Кришны — это не секта. Мы приходим в Сознание Кришны не для того, чтобы получить ещё один ярлык себе на лоб или на грудь.

00:43:36 Сознание Кришны — это образ жизни, это образ мышления, это работа над своим внутренним миром. Это получение новой личности. Это надежда на решение каких-то проблем, да? Причем самое важное это то, что когда мы приходим в Сознание Кришны и когда нам дают мантры, дают Бхагаватам, дают общение со Святыми людьми и так далее, это все порождает нас надежду изменить нашу жизнь скачкообразно.

00:44:07 Вот это «скачкообразно» Сознание Кришны в себе… Эта бхакти йога, она в себе эту потенцию содержит. Именно поэтому она пришла в Кали-югу. Все остальные процессы требуют эволюционного развития из жизни в жизнь. Все остальные процессы. И поэтому каждый подход к этим процессам он требует определенной квалификации. Бхакти-йога… Ну я делала обзор, те кто слушает знают, что бхакти-йога на страницах первых девяти песен Шукадеву Госвами обсуждает только эту тему - преимущество бхакти-йоги, да? Что она на самом деле обладает удивительной природой. Почему?

00:44:50 Потому что она пришла из духовного мира. Все остальные процессы - эти процессы эволюционные. Они рождаются в материальном мире, а в процесс бхакти он из духовного мира. И поэтому к любому процессу должен подключиться вот этот компонент бхакти, сделав любой процесс йогой, чтобы там получился трансцендентный результат. Если этого контакта нету бхакти с каким-то процессом, все эти процессы они остаются… Крутят нас в материальном мире и привлекают нас какими-то цветистым языком.

00:45:28 А у бхакти есть это сила сделать резкий скачок, да? И мы с вами вчера обсудили текст Упадешамрита. Посмотрите какую интересную систему предлагают нам наши ачарьи. Пришел и сказал один раз Кришна: «У тебя исчезло прошлое, ты чистый лист. Ты индивидуальность, и ты можешь быть счастлив только в общении.» И теперь, когда ты приходишь в бхакти-йогу, в эту самую бхакти-йогу приходят все те живые существа, которые чистые листы и можно начинать взаимоотношения с нуля.

00:46:11 И новая культура дарить подарки, принимать подарки… Нет, не подарки. Дарить дары, и принимать дары. Вот этот дар — это не только цветочек, благовоние или ещё что-то. То есть всё, что я имею я могу это подарить кому-то, да? То есть обмен подарками. В Упадешамрите мы с вами обсудили, что это новая культура взаимоотношений, на самом деле, которая снимает, разряжает атмосферу гнева по отношению друг к друг. То есть, когда мы приходим в общества преданных первая культура, которую мы должны взять это вот эти три монета. Просто следить за собой.

00:46:56 Обрести привычку обмениваться с преданными дарами со всеми, кого мы встречаем в рамках наших возможностей. Это делает наши отношения, разряжает гнев. Это платформа для новых взаимоотношений - дарить подарки, обмениваться прасадом. Это уже контроль чувств, который, если мы обмениваемся прасадом, мы друг другу помогаем чтобы наши тела были ну хотя-бы в Саттве. На самом деле это абсолютно трансцендентный контакт, да? С прасадой.

00:47:29 И так наши тела очищаются - мы обмениваемся подарками и очищается тонкое тело от гнева, да? И посмотрите, где рождается новый тип отношений. Там закладывается фундамент Варна Ашрама Дхармы - делиться просветлением, делиться знанием. Вот это «делить сознанием» и есть самый главный стержень Саттвы. Все касты, мы сами ещё будем это смотреть, все касты не являются вот этими кастами в плохом смысле этого слова, когда представитель касты делится своим опытом с другим живым существом, да? Если представитель касты он сохраняет, хранит секреты своего знания для того, чтобы сохранить преимущество — это кастовая система. Она не в Саттве. Там действует принцип раджаса.

00:48:38 Саттва начинается с этого таинства: если я получил кусочек просветленности, эту просветленность тут же отдать другому живому существу чтобы ему было легче что-то сделать, чем это было мне. По второму кругу мы будем получать людей, которые вот так просто в дар получают духовную реализацию других живых существ. И тогда это будет ну какая-то будет другая атмосфера, мы это с вами будем обсуждать. То есть посмотрите, вот из этих трех пунктов общения, которые рекомендует Рупа Госвами, обмен подарками он отрывает нас от тама-гуны, то есть от гнева, да?

00:49:25 Обмен прасадом отрывает нас от раджа-гуны. Контроль чувств, да? И обмен знанием становится вот тем инструментом создания новых взаимоотношений в этом мире духовного разнообразия. Когда мы потихоньку на основе этого знания должны развивать искусство полюбить друг друга. Но вот для того, чтобы вот эту форму новых взаимоотношений создать надо вот эту платформу сделать. Вот эти две привычки обрести: давать прасад, принимать прасад – первая привычка. Дарить дар, принимать дары – вторая привычка.

00:50:11 Что означает дарить дары? Вот это вот момент, который самый, очень важный в Варна Ашрама Дхарме, очень важный в Саттве, да? Щедрость. Мы с вами ещё будем видеть, что вот эта щедрость — это самый важный компонент мужской природы. В общество принцип щедрости вводят мужчины, да? Мужчины, который каждый в своей касте, если он занят этим, когда к себе все тянет, это не получается. Это раджа-гуна. Вот когда мужчины они имеют Саттву они становятся щедрыми, да? И тогда все общество заражается это щедростью.

00:50:53 И так мы посмотрели вот эти два момента они защищают вот от этого. Это новая культура отношений. И третье — это обмен просветленностями. Смотрите, мы с вами имеем другие реалии на сегодняшний день. На сегодняшний день если кто-то немножко развивает нами, он это знание использует для того, чтобы достичь превосходства над другими. Чтобы быть принятым авторитетом, уважаемым человеком со всеми отсюда вытекающими последствиями, да?

00:51:26 Потому что, если меня уважают это имеет какие-то последствия неизбежные. Неизбежные последствия, потому что когда меня уважают это автоматически означает - они мне помогают, содействует, ещё что-то… Слушаются, подчиняются, человеческий ресурс… Я не знаю что. Это на самом деле очень серьезный и важный разговор, да? Вот посмотрите, есть мы входим в Саттву, там первое, что происходит: Саттва она в себе не содержит механизмов взаимо-эксплуатации и поэтому в Варна Ашрама Дхарме, в настоящей Варна Ашраме Дхарме сопротивляются только те дживы, которые хотят сохранить право эксплуатации.

00:52:12 Которые получают удовольствие унижая, да? Или наоборот которые боятся быть униженными, потому что имеют этот опыт что любой, кто чего-то достигает он унижается. В саттве этого компонента нет. Саттва — это мир сотрудничества. Это принцип сотрудничества. Вот как это сотрудничество получить именно это мы с вами будем обсуждать. Как получается вот это чудо, когда живые существа в материальном мире находясь во временных телах, которые уязвимы, да? Вдруг из соперничества и вражды входят в область сотрудничества. Вот там очень интересное место, значение [непонятно].

00:53:08 Теперь. Вот этот переход от раджа-гуны в саттва-гуну… То есть у меня правильное отношение в этих трех пунктах к своим страданиям, к своим удачам и решение своё вожделение поставить под контроль Святых писаний. Потому что тогда моё вожделение бесконтрольное я заинтересован только в своем счастье. Святые писания учат меня компромиссу.

00:53:36 Они в первую очередь учат меня вот этому моменту, чтобы я научился учитывать желание бесчисленными и других живых существ. И вот с этого начинаем, потихоньку восстанавливается духовная природа и мы становимся… Восстанавливаем свою квалификацию жить духовном мире. Я всегда говорю, что на самом деле, мы должны реально представлять какой мы должны найти путь. Мы должны стать живыми существами, с которым вечно хорошо жить. Вот только эти живые существа могут войти в духовный мир в общество Бога, да? У которых есть это квалификация.

00:54:16 То есть это настолько свободные от насилия дживы, которых если поместить в духовный мир они никого не сделают несчастными. Вот эти живые существа имеют квалификацию быть в духовном мире. Теперь. И вот это чудо… И Саттва она требует в начало немножко терпения, чтобы можно было получить знание. Это знание порождает новый образ поведения. И вот это терпение небольшое, которое нам нужно было для того, чтобы какие-то ситуации, которые у нас есть чуть-чуть потерпеть, но терпеть не во имя того… То есть этот принцип терпения, который предлагается в Бхагават-гите — это не принцип терпения, который надо терпеть до конца жизни. Нет.

00:55:08 Это сначала терпение потом счастье. Это обещает Кришна в Бхагават-гите всем тем, кто соприкасается с Саттвой. И, значит, вот это терпение… Речь идёт не о том, что надо всю жизнь быть несчастным и терпеть. Нет. Речь идет о том, что надо немножко потерпеть пока знание накопишь. Вот когда это знание накопишь ты как исполнитель поднимаешься на другой уровень. Если ты как исполнитель поднимаешься на другой уровень ты входишь, ты действуешь по-другому и входишь во взаимоотношения с внешними объектами по-другому. И тогда заслуживаешь других людей, общество, другую жизнь.

00:55:57 Вот когда ты это заслуживаешь хороших людей, хорошее общество, хорошую жизнь и вот такие люди они автоматически, понимаете, автоматически становится членами Варна Ашрамы Дхармы. Потому что Варна Ашрама Дхарма — это система, которая предназначена для людей, которые имеют две цели: хочу быть счастливым в этом мире и не возражаю духовно развиваться.

00:56:27 Невозможно от человека сразу, с первого, с уровня раджа-гуны и тама-гуны требовать проявление трансцендентности и вот именно поэтому вот это выступление, это интервью, которое я давала и где я сказала, привела вот этот принцип Бхактивино́да Тхаку́ра в семейной жизни… На самом деле он не отрицает принципов Пропупады. Я всего лишь сказала, что посмотрите, чтобы… Вот, например, если мы сейчас вернемся к семейной ячейке какую мы там имеем действительность. Конечно, целью является то, чтобы две дживы живущие под одной крышей разучились друг друга эксплуатировалась. Особенно в области половой активности, в области потребности тела в совокуплении.

00:57:16 Конечно, это эту планку надо взять. Эту планку можно взять только тогда, когда жизнь, внутренняя жизнь заполнена духовным. То есть говоря на языке йогов, когда энергии текут вверх. Когда энергетика начинает течь вверх, то есть ты их используешь на своё духовное развитие. Обычно нижние чакры они не активны. Они теряют свою активность и тогда нет проблемы соблюдать принцип. С ума сходить чтобы этот принцип соблюдать, вешаться или не знаю что. Ты это делаешь автоматически. Нет. Ты вообще об этом не думаешь. Потому что ты думаешь о чём-то другом.

00:57:58 Но на первоначальном этапе, смотрите, человеку, у которого была привычка менять все время партнеров, когда он принимает решение иметь одного это великий прогресс, да? И даже материалисты психологи это знают, что человека всегда надо хвалить за достижение, а не ругать за несделанное, чтобы он мог прогрессировать. И если человек он приходит и у него ещё есть эта потребность и он соглашается благодаря доктрине Сознания Кришны…

00:58:40 Я сегодня очень важные вещи скажу, дорогие мои, которые если меня поймут правильно, этот пункт будет очень быстро приведен в конкретное положение, потому что, на самом деле, нас смогут обвинить в очень серьезных нарушениях в праве человека на счастье. Надо быть очень осторожным вот с этим упорством.

00:59:02 И посмотрите, в чем моя идея заключается? Это не моя идея, это идея Бхактивино́да Тхаку́ра, что, когда человек он приходит из непорядочной жизни и принимает принцип порядочности, мы должны с ликованием и радостью приветствовать его это решение, да? И помогать ему быть… Вот удовлетворять это своё вожделение в рамках семьи. Это уже называется порядочный мужчина или порядочная женщина, да? А мы делаем не так. Вот человек, у которого была свобода он принял решение быть порядочным мы это его решение игнорируем и продолжаем пренебрегать им за то, что он не ведет себя как парамахамса.

00:59:55 И тогда мы записываем в голову мужчине, мы ему сказали: «Ты ничто вообще». Потом вот это зло он вымещает в отношениях с женщиной. Я могу вот сказать, что, на самом деле, в этом вопросе женщины-проповедницы знают гораздо больше, чем мужчины. Потому что, то, чем делятся с нами женщины они этим не могут делиться с мужчинами. Вот это я даже трогать не хочу, что там происходит.

01:00:32 Идея заключается в том, что мы должны быть добрее. Вот этот момент должен быть, что, на самом деле, жителям Кали-юги, пришедшим к полной деградации любое решение сделать хоть один шаг в область нравственности, оно должно приветствоваться, поощряться, да? Человеку нужно помочь вот этот период пройти, от полной непорядочной жизни до соблюдения всех четырёх принципов, гладко и спокойно.

01:01:12 В очень многих случаях, когда человек он хочет взять тот барьер, который он уже может. То сеть просто ввести себя в рамки порядочного поведения, мы начинаем требовать от него более высокие результаты, да? Он теряет вдохновение делать то, что он мог делать. И тогда мы получаем море притворщиков, море притворщиков, да? Которые там… Не понятно вообще… Я не хочу это обсуждать в эфире. Вот для того, чтобы изъять… Вот я почему так люблю Бхактивино́да Тхаку́ра, потому что эта преданность… Я не говорю, чтобы не придирались, что Марта [не понятно] сказала, что все остальные ачарьи это не делают. Нет.

01:02:00 Потому что у Бхактивино́да Тхаку́ра это как- то очень ярко выражено. Каждый из ачарьев имеет свою сосредоточенность, потому что каждый из ачарьев над чем-то работает. Вот у этого ачарии есть такая… И при чем это у него идет от Рупы Госвами, да? А при чем эти шесть Госвами это вообще бомба. Вот он как-то особым образом сосредоточен на том, чтобы помогать нам не быть притворщиками в этой жизни, да? А каждый вот этот, каждый маленький барьер, каждую ступеньку в духовной жизни взять по-настоящему. Взять внутри себя, да?

01:02:42 Вот это: быть, быть тем, кем мы услышали, что надо быть, а они притворяться этим, да? И общение с этим преданным… На пример я всегда говорила и всегда говорю, что те преданные, которые стабильно общаются со Шрила Прабхупада, это как котенок во рту у кошки, да? Вот так надежно защищены от всех неправильных концепций бхакти какие только могут быть вообще в этой Вселенной.

01:03:11 То есть постоянное общение со Шрила Прабхупада держит нас постоянно вот в этом правильном русле, которое связывает нас с [не понятно]. Мы никогда не должны забывать… Если разговор об этом зашел, я сейчас отклонюсь. Да? Мы никогда не должны забывать, что, на пример, лично я когда все время говорю сампрадая, парампара сампрадая, парампара и конечно для меня Шрила Прабхупада вообще… Последние парампары. Мы должны понимать, что именно Шрила Прабхупада тот преданный, которому эта самая парампара доверила распространение доктрины. Потому что эта доктрина в его сердце живёт правильно.

01:03:56 [не понятно] этим всё сказано и на этом всё заканчивается. Вот это мы должны понимать. То есть не это имею ввиду. Но в своих писаниях мы это можем видеть, что, когда мы читаем книги Бхактивино́да Тхаку́ра мы видим, что он обсуждает, вот на каждом уровне, вот это достижение. На этом уровне это достижение и за это достижение человека надо гладить. Вот ты молодчина и конечно здорово что ты там вот… Вчера ещё тебе нужно было пятьдесят женщин для того, чтобы быть удовлетворенным, а сегодня ты принял решение удовлетвориться одной женщиной. Всё. Молодец!

01:04:34 И, если человек он принял это, он продолжает заниматься чувственным наслаждением сколько ему надо. Параллельно занимается духовной практикой и потихоньку у него естественным образом, об этом даже говорить не надо, у него естественным образом и у него, и у нее, теряется этот интерес. Когда этот интерес теряется? Когда в семейной ячейке, я уже говорила, да? Вот это - взял подмышку и гладит. Когда гладит и вместо того, чтобы обсуждать вожделение, обсуждается Кришна в мягкой обстановке.

01:05:07 И тогда женщина она остается в состоянии уюта, в состоянии чувства защищенности. И, между прочим, вы знаете, дорогие мужчины, что, когда мужчина просто берет женщину подмышку, все женщины сейчас подтвердят, женщина испытывает особое чувство защищенности. Это психологически очень сильно действует на женщин. У женщин, у которых есть такие мужчины у них не бывает потребности заниматься самозащитой. Выходить на улицу, работать… Не знаю, что делать.

01:05:38 Вот это элементарная вещь - просто обнял, да? Это уже женщине даёт вот такое чувство защищенности, что она сразу обмякает и становится доброй, спокойной мамой, женой…там, я не знаю, пятое, десятое… На самом деле женщинам не так много надо чтоб от них получить Саттву. И так, значит, дорогие преданные, вот мы с вами сегодня зафиксировались на том какие нужные условия за того, чтобы у дживы… Мы считали эту дживу решившей войти в контакт с саттва-гуной и что он должен делать для того, чтобы этот контакт осуществить. То есть немножко терпения и развитие знаний, да? И уже какого знания конкретно на чём основано всё это. То есть как как рождается вот это самое счастье, о котором говорится в ведах мы с вами это обговорим вечером. Харе Кришна.

транскрибирование: Анна Ермакова | Москва | Россия | 07 October 2022