Текст третий. Начало
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [АтмаТаттва дас] [Поют все вместе мантру Джайа Прабхупада Джайа Прабхупада] [Ом Намо Бхагавате Васудевая]
00:00:43 Атма Таттва Прабху. Лекция седьмая по Нектару Наставлений. Так, страница 32 на русском языке. Третий стих. Комментарии к продолжению. Нам следует отнестись к возможности вернуться домой и обратно к Богу с огромным энтузиазмом.
00:01:01 Без энтузиазма невозможно достичь успеха. Даже в материальном мире энтузиазм является залогом успеха в любом деле. Энтузиазм необходим студенту, бизнесмену, художнику — каждому, кто стремится преуспеть на своем поприще. Не менее важен энтузиазм и в преданном служении. Энтузиазм подразумевает деятельность — но ради кого? Ответ таков: действовать следует только для Кришны: [кршнартхакхила-чешта] (Бхакти-расамрита-синдху). Чтобы достичь совершенства в бхакти-йоге, необходимо в течение всей жизни заниматься преданным служением под руководством духовного учителя. Это вовсе не означает, что нужно ограничить свою деятельность какими-то рамками. Кришна — всепроникающий, и, как Он Сам говорит в «Бхагавад-гите» (9.4), ничто не существует независимо от Него:[Майа татам идам сарвам джагад авйакта-муртина мат-стхани сарва-бхутани на чахам тешв авастхитах] - «Мною, в Моей непроявленной форме, пронизана вся эта вселенная. Все существа пребывают во Мне, но Я — не в них».
00:02:21 Действуя под руководством истинного духовного учителя, человек должен использовать все для служения Кришне. Например, сейчас мы пользуемся диктофоном. Материалист изобретал это устройство для бизнесменов или сочинителей светских романов. Он, разумеется, не намеревался использовать диктофон в служении Богу, однако мы используем его для этого, для того чтобы писать книги о Сознании Кришны. Безусловно, весь процесс создания диктофона находится в сфере действия энергии Кришны. Все детали этого механизма, в том числе и его электроника, представляют собой разные сочетания пяти основных форм материальной энергии: бхуми, джалы, агни, вайу и акаши. Для создания такого сложного устройства изобретатель использовал свой мозг, который, как и составные части этого механизма, ему дал Кришна. «Мат-стхани сарва-бхутани,» — говорит Кришна, — «Все зиждется на Моей энергии». Таким образом, преданному нетрудно понять, что нет ничего, что существовало бы самостоятельно, помимо энергии Кришны, и, следовательно, все должно использоваться для служения Ему.
00:03:32 Утсахан, энтузиазмом, Саха - энтузиазмом называют опирающуюся на ум деятельность в Сознании Кришны. Преданные всегда находят верные пути, позволяющие им использовать в служении Господу абсолютно все [нирбандхах кршна-самбандхе йуктам ваирагйам учйате]. Преданное служение — это не пассивная медитация, но практическая деятельность, лежащая в основе духовной жизни. Такая деятельность требует от человека терпения. В Cознании Кришны не следует проявлять нетерпения. К примеру, я начал это движение Cознания Кришны в одиночку, и первое время оно не получало поддержки, однако поскольку мы терпеливо продолжали заниматься преданным служением, многие люди постепенно стали осознавать важность этого движения и теперь с энтузиазмом сотрудничают с нами. В преданном служении не следует проявлять нетерпения. Необходимо получить указания духовного учителя и терпеливо следовать им, полагаясь на милость гуру и Кришны. Чтобы достичь успеха в сознании Кришны, необходимо терпение и уверенность. Выходя замуж, всякая девушка, конечно же, надеется, что у них с мужем будут дети, однако она не может рассчитывать на то, что они появятся на другой день после свадьбы. Выйдя замуж, она, разумеется, может попытаться завести детей, но для этого она должна положиться на своего мужа, твердо веря, что в положенный срок обязательно родит ребенка. Так и в преданном служении: предаться означает обрести уверенность.[Авашйа ракшибе кршна] — думает преданный. — «Кришна несомненно защитит меня и поможет добиться успеха в преданном служении». Вот что такое уверенность.
00:05:16 Как уже говорилось, к следованию регулирующим принципам нельзя относиться пассивно, напротив, предписания преданного служения необходимо совершать с энтузиазмом — [тат-таткарма-правартана]. Пренебрежение регулирующими принципами губительно для преданного служения. Движение Сознания Кришны опирается на четыре основных регулирующих принципа, запрещающих недозволенный секс, мясоедение, азартные игры и употребление одурманивающих и возбуждающих средств. Преданный должен ревностно следовать этим принципам. Нарушение любого из них непременно приведет к замедлению его духовного развития. Поэтому Шрила Рупа Госвами рекомендует: «[Тат-тат-карма-правартанат]» — «Необходимо неукоснительно следовать регулирующим принципам ваидхи бхакти». Помимо четырех запретительных принципов (йама), существуют ещё и положительные предписания (нийама), в частности, ежедневное повторение шестнадцати кругов мантры на четках (джапа-мале). Данным регулирующим принципам необходимо следовать ревностно и неукоснительно. Это называют [тат-тат-карма-правартана] — разнообразием деятельности в преданном служении.
00:06:31 Более того, чтобы достичь успеха в преданном служении, мы должны отказаться от нежелательного общения. К нему относится общение с карми, гьяни, йогами и другими непреданными. Однажды преданный-домохозяин попросил Шри Чайтанью Махапрабху объяснить ему основные принципы вайшнавизма и рассказать о повседневных занятиях вайшнавов, на что Шри Чайтанья Махапрабху сразу ответил: «[асат-санга-тйага эи ваишнава-ачар]» — «Вайшнава отличает прежде всего то, что он избегает общения с мирянами, то есть непреданными». Вот почему Шрила Нароттама дас Тхакур советовал нам: «[тандера чарана севи бхакта-санге васа]» — нужно жить в обществе чистых преданных и следовать регулирующим принципам, установленными ачарьями прошлого, шестью Госвами (Шри Рупой Госвами, Шри Санатаной Госвами, Шри Дживой Госвами, Шри Рагхунатхой дасом Госвами, Шри Гопалой Бхаттой Госвами и Шри Рагхунатхой Бхаттой Госвами). Живя в обществе преданных, человек практически лишен возможности общаться с непреданными. Международное общество Сознания Кришны открывает свои многочисленные центры, чтобы дать людям возможность жить в обществе преданных и следовать регулирующим принципам духовной жизни.
00:07:50 [Ома гйан тими ранда сйа гйана дина шила кайа чак шурун миритамм гйанат тас май Шри Гурувендрама ау Вишну видайа Кришна вридайа вутале шавате Бхактиведанта Свами вена вене. Намасте Сарасвати Дева Гауравани прачарине нирвишеша шунйавади прасчаттаде шагарине. Джайа Шри Кришна Чайтанья Прабху Нитьянанда Шри Адбайитарада дара Шива Шави Гура Бхакта Вринда. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе]. [Повторяют Харе Кришна Махамантру].
00:08:47 Итак эти шесть принципов. Они помогают прогрессировать в преданном служении. Или это на самом деле разные аспекты преданного служения как такового. Итак, энтузиазм крайне необходим в любой деятельности для того, чтобы достигнуть успеха в этом мире. Если человек не имеет энтузиазма, он не получит никакого результата или не получит полного результата. Ну скажем, кто занимается бизнесом и ленится, тогда он потеряет деньги. Если кто-то учится в школе и ленится, то он не получит никаких знаний. Если кто-то ленится на поле битвы, то он потеряет свою голову. Это такое знаменитое выражение Чинаки пандита. А если вы ленитесь в школе, потеряете знания. Если вы ленитесь занимаясь бизнесом, потеряете деньги. Если вы ленитесь на поле битвы, то потеряете свою голову. Если вы ленитесь в Садхане. Для нас Садхана – это преданное служение. Он вообще говорит о Садхане как таковой.
00:10:14 Если человек ленится в Садхане, то тогда потеряет цель жизни, не достигнет цели жизни. Так что, если мы не хотим потерять цель жизни, то мы должны действовать с энтузиазмом. Энтузиазм – значит «действие». Действие, как мы говорили уже, душа активна по своей природе и находится ли душа в освобождённом состоянии или в обусловленном состоянии? Она в любом случае всегда активна. Эта активность проявляется через эти материальные чувства. И в таком случае душа просто пытается удовлетворить чувства. И преданный, если кто-то становится преданным, то это не значит, что в то же самое мгновение он становится духовен. Есть определённый процесс, и практикуя этот процесс преданный должен быть очень осторожен, следить за своими действиями. Не надо думать, что «Вот сегодня я к движению присоединился, поэтому завтра утром несомненно у меня на глазах появятся слёзы и волосы станут дыбом, и я буду кататься по полу…» или что-нибудь в таком духе. Или Кришна будет как-то там подмигивать мне. Этого мы не можем ожидать. Мы не заслужили в конце концов, то что нам заслуживать это всё. Но у нас в центре в Бангладеше это считается, так сказать, неотъемлемой частью. Любой кто присоединяется думает: «Завтра утром я покачусь по полу и слёзы потекут у меня из глаз». Если этого не происходит, всё равно надо попробовать. [хихикает]
00:11:48 Просто покатиться по полу и использовать какую-то там воду, что-то там попытаться раздражать глаза. Это сложно. В некоторых местах они так и полагают. То есть например, в одном месте в Бангладеше один, ну он просто был гостем, но он фактически, почти как преданный, то есть он повторяет мантру, принимает прасад и так далее, он пришёл и начал почему-то кусать меня за плечо. И я спросил у одного местного опытного человека. Я говорю: «Махарадж, что случилось, почему он меня за плечо кусает?». А он объяснил что: «Дело в том, что у этого человека зубы болят». Махарадж мне объяснил: «У него зубы болят и он знает, что благодаря общению с преданными, касаясь тела преданных, он может одухотворить достичь трансцендентного уровня, то есть зубы будут трансцендентны и тогда они больше болеть не будут» такая философия. Именно поэтому он меня и кусал. Но это было так тяжело мне терпеть, что ну, он пытался сделать свой зуб трансцендентным, но в то же самое время плечо моё начинало ужасно болеть. Так что иногда мы думаем, что всё должно произойти сразу. В материальном мире всё сразу. Поэтому мы думаем, что мы должны сразу прогрессировать, но это не так.
00:13:21 Итак, в постепенном развитии преданного служения с уровня Шрадхи, с уровня Веры, вплоть до эмоциональной привязанности, что называется Бхава или правильное умонастроение в преданном служении есть длинная лестница. Нужно шагать с одной ступеньки на другую. Когда вы поднимаетесь по лестнице, каков принцип? Если вы идёте по лестнице, поднимаетесь по лестнице, то вы хотите сперва наступить, ну стать на следующую ступеньку. Вы не, вы должны быть очень аккуратны, то есть сперва убрать ногу с прошлой ступеньки и шагнуть на следующую ступеньку. И когда у вас правая нога стоит на верхней ступеньке, левая ещё стоит на прошлой и когда ваша правая нога, уже так сказать, прочно укрепилась на будущей ступеньке, тогда вы подносите и вторую ногу и теперь они оба стоят на одной. Потом вы делаете следующий шаг, то есть шагаете дальше, то есть таков принцип, которому следуют поднимаясь по лестнице. Конечно, если у вас такая как в БИБИТИ, то вы просто нажимаете на кнопку и вас поднимает к верху. Но у нас в гурукуле есть бамбуковая лестница. Так что этот пример хорош в этом случае. То есть, если вы лезете по такой лестнице деревянной или из бамбука, то принцип совершенно определённый, то есть сперва вы должны позаботиться что та ситуация, в которой вы находитесь безопасна и затем вы можете шагать дальше. И когда вы делаете этот шаг, вы должны, тем не менее, проследить, что вы не находитесь в такой ситуации, что вы и не там, и уже не в предыдущем положении. Вы можете упасть, свалиться.
00:15:00 Так что вы должны быть очень осторожными. Мы может быть из разных исходим, из разных ситуаций пришли в преданное служение. Кто-то с варнашрамы, кто-то с Ведического, с не Ведического, кто-то с христианских отношений, кто-то может быть пришёл с мира животных, [Калава шудра самбава] – от шудр. Так много разных бывает ситуаций в этом мире, и когда мы принимаем преданное служение, мы не должны думать, что мы запросто, как-то так всё произойдёт с нами. Это и есть на самом деле энтузиазм. Энтузиазм – это действие в Сознании Кришны, действие в Сознании Кришны. Это значит, что мы действуем, но все наши действия будут направлены на достижение этой цели, то есть удовлетворение чувств Кришны. Это очень важный момент. Энтузиазм – это не просто, ну как только там наступает время делать что-то все начинают прыгать, бежать куда-то. Это конечно всё чудесно, но… Это конечно энтузиазм, понятно, но иногда этот энтузиазм может быть просто страсть. Так что, если мы хотим разобраться, что такое страсть, и что такое энтузиазм, ну скажем, однажды преданный спрашивал Прабхупаду: «Могу ли я воспевать мантру и при этом ходить куда-то?». Прабхупада сказал: «Да». И на следующий раз, когда Прабхупада был в парке, он увидел – это парень ходит по крыше, ходит так по крыше, что весь его энтузиазм, вся его энергия вся его концентрация уходит на хождение вперёд взад, а не на воспевание.
00:16:37 Он ходил так, поворачивался сяк, и потом смотрел туда, потом заботился о том, чтобы четырьмя шагами он прошёл одну сторону, шестью шагами другую сторону, и так он очень концентрировался на этой ходьбе и воспевание шло как-то так параллельно. И Прабхупада позвал его и сказал: «Что ты делаешь?», он сказал: «Вы же сказали, что можно ходить и воспевать», «Да, ты можешь воспевать и ходить, но теперь ты только ходишь, ты не воспеваешь, каждый должен воспевать и ходить одновременно, поскольку ты не можешь сидеть и воспевать я говорю: «Хорошо, можешь ходить и воспевать», но теперь ты устраиваешь из этого большую гимнастику». Он сказал: «Зачем ты так ведёшь себя?». Прабхупада сказал: «Всё что я вам ни говорю, вы стараетесь слишком много сделать, так что нужно держать баланс». Итак, таким образом мы не должны путать страсть с этим энтузиазмом. Этот энтузиазм совсем другое дело. Энтузиазм – это когда вы очень-очень контролируете себя, когда всё под контролем, под полным контролем. Это и есть энтузиазм, поскольку вы не забываете о цели. Таким образом действовать, совершать все действия только ради определённой цели. Какая у нас цель? Цель наша – удовлетворить Кришну. Вот такой энтузиазм – это то что необходимо. Таким образом, каждым своим действием мы можем доставлять удовольствие Кришне. Почему? Потому что Кришна вот здесь говорит: «… муртина матстани сарва бутхани ачахам тайшу востита». Это великое наставление, которое здесь даётся. В чём оно заключается?
00:18:12 Всё во мне, поэтому всё, всё можно применить для Сознания Кришны. Но в то же самое время [Начахам тайшу востита] – «Я, Я в этой материальной природе». То есть вы можете взять всё и занять это в служении Кришне, это вы можете сделать, поскольку всё в Нём. Но если вы просто будете углубляться во все эти самые вещи, то Его там нет, и вы Его потеряете. Как например, вот этот пример с хождением. Вы можете ходить и воспевать «Кришна!», потому что Кришна присутствует и в ходьбе, но, то есть хождение в Кришне, но Кришна не в самом хождении, то есть мы занимаемся этой физкультурой, ходим, ходим. Один преданный так воспевал и головой тряс. Прабхупада сказал: «Не делай так, у тебя будут проблемы с головой». То есть он читал и головой мотал в разные стороны. И он подумал: «Что же он делает такое?». Он сказал: «Не делай так, мозги вывалятся из ушей. У тебя и так мало, не потеряй». И так мы должны. Всё в Кришне. Так что всё можно дать Кришне, всё можно предложить Кришне. В любом месте мы можем служить Кришне, где угодно мы можем думать о Кришне, но мы должны помнить, что Кришна не в этом. То есть до тех пор пока мы связываем всё с Кришной, это чудесно конечно, но если вы теряете цель, если вы теряете вашу цель, то что произойдёт? Мы окажемся в этих Бутхани. Но начахам тайшу востита – «Будь осторожен, Меня там нет».
00:19:54 Таким образом мы должны держать равновесие. В не проявленной форме Он повсюду. Как Прабхупада приводит пример про эти аппараты, магнитофон там и всё остальное: «В вашей стране кругом одни машины, машина позволяет там кому-то объясниться в любви даже, всё что угодно. Так много машин. Кругом машины». Акиченай то есть ну, стирать машина, выжимать машина, кругом одни машины. Так что это Янтра-лока или Янтра-юга. Так много кругом машин и разных механизмов. Итак, эти механизмы они из чего состоят? Земля, вода, огонь, воздух, эфир. Такова систо или там мистер Сони или Саньо. Кто-то там это сделал, скажем, какая-то компания, фирма. Как бы там ни было, кто-то что-то это сделал и кто-то предал форму определённый дизайн, кто-то собрал. Тот кто собрал имел мозги. В нём мозги для того, чтобы собрать всё это, и мозги его были собраны кем? Собраны материальной энергией. И материальная энергия под контролем Кришны. Таким образом: «[Матстани сарва бутхани]» - этот магнитофон – он в Кришне. Мы можем доказать это логически. Конечно, эксперимент поставить сложно, но логически можно доказать, например, магнитофон – он стоит на столе.
00:21:15 Стол стоит на полу. Пол в этом здании. Здание на земле, земля на Меру, на горе Меру и гора Меру на голове Анантадева, а Анантадев – это Верховная Личность Бога. Итак на чём же стоит магнитофончик? [Мастхани сарва бутхани]. Так можно понять, и в особенности пуджарии, они знают это Адара Шакти. [Адара Шактай намаха эдама пайами], то есть вы брызгаете водой на асану и затем устанавливаете этот Пара-Шакти. Что такое Адара Шакти? [Адара Шакти мавалам дйапарам свамуттим Говинда Мадхи Пурушам тамахам эджайни]. То есть [неразборчиво], буквально, этот магнитофон он стоит на голове Анантадева и так воспринимаю преданные Сознания Кришны ситуацию. Итак, Анантадев держит магнитофон. И мы не должны включать на нём Майкла Джексона. Зачем? Кто такой этот Майкл Джексон? Как он вообще связан с Анантадевом в конце концов? Кроме того, что бедный Анантадев также и его держит на своей голове. Кроме этого факта нет никакой другой связи, поскольку Тиммы, Накадаран поёт это, не тема связанная с Анантадевом. Ну и, ну то есть мы можем сказать конечно Майкл Джексон, но вы можете также сказать – Халивам Шаран. То же самое на самом деле, он Майкл Джексон в Индии. Он может быть поёт пару песен про преданность, но все остальные песни, они все «Аджи баджи кота». «Бенгалия аджи баджи кота» значит, ну то есть, туда сюда и всё остальное. Поэтому мусорка да то есть, какие-то совершенно бессмысленные темы. «Аджи баджи кота» - какой смысл слушать такую музыку «Аджи баджи кота»?
00:22:52 То есть она может быть приятна конечно для ушей, но эта музыка на самом деле никак вам не поможет. Так что, может быть это конечно песня мир там и что-то такое, но на самом деле это преданных совершенно не интересует такие песни. Таким образом энтузиазм – это когда преданный очень чётко контролирует свои действия – это энтузиазм. В умонастроении кшатрии иногда мы видим в наших журналах, кшатрия там. И он, у него демонический такой взгляд, и у него оружие в руках. Это называется кшатрия. На самом деле это никакой не кшатрий. Кшатрий – это тот кто использует свою силу для того, чтобы защищать слабого. Некоторые преданные думают: «Сын у меня кшатрия, потому что он ломает стол дома, и там ломает телевизор, и плюёт кругом, так что он точно кшатрия». Это никакой не кшатрия – это называется бык. В соответствии с нормальными принципами варнашрамы его называют магиш. То есть магиш – означает «бык». Отец думает, что это кшатрия. И он всё покупает ему пистолет и ружья, и всё остальное, мечи. Вы должны понять, что просто какие-то проблемы возникнут. То есть он никакой не кшатрия. Кшатрия – это тот кто с милосердием действует и так далее. Кусать всех за руки за ноги – это что значит? Что он кшатрия что ли? Это собака так себя ведёт. Вы можете думать, что конечно, он кшатрия.
00:24:20 И потом, а этот человек один, который меня спросил: «Не могли бы вы дать ему какие-нибудь мантры для использования астр? Дело в том, что мой сын кшатрия с рождения», «Как вы узнали?», «Он всё время кусается, всех кусает». И я сказал: «Может быть он собака? Ему верёвка может быть нужна и ошейник?». Итак, у нас есть эти, какие-то странные смешные идеи о варнашраме. Это никакая не кшатрия Дхарма. Кшатрия Дхарма – это когда человек себя контролирует по Ведической системе ведения войны. Ну то есть сейчас в наши дни – это называется там белый пояс, чёрный пояс, коричневый пояс, все эти разные пояса. В Ведической системе продвинутый воин, его можно было как угодно раздражать, как угодно ему мешать, он никогда не потеряет своего самообладания и он считается самым великим – это Ведическая система. Я не знаю, как насчёт кунг-фу, карате и всех этих остальных систем, но такова Ведическая система. Есть книга о воинском искусстве. Нарада муни давал наставления по этому поводу.
00:25:31 Нарада муни он даёт наставления по всему. По всему, на все темы. Нарада муни говорит: «Вы придумайте темы, и узнаете, что он автор». Он объяснил все науки, так что эта воинская наука также была передана им. И там он говорит, что вы можете делать с этим человеком всё что угодно, но он не будет спровоцирован. Он не будет злиться. Если это не подходящий так сказать вызов и противоположная сторона имеет определённые качества. И заслуживает сражения. Иначе он не будет сражаться. Вы можете увидеть в Махабхарате – Карна он пришёл и делал очень многое с Арджуной. Но Арджуна сказал: «Извини, ты не принадлежишь соответствующей Варне я с тобой сражаться не буду. Я не буду даже соревнования с тобой устраивать, то есть мы кшатрии». Так он сказал. Они не сражаются со всеми подряд. Или как только какая-то мелкая возможность, вы немедленно вскакиваете и начинаете бить людей. Это не имеет никакого отношения. Недавно я с Нарешваром Прабху шёл по улице и какой-то турист шёл. По моему он что-то кому-то сказал, Бог знает что он сделал? И немедленно 15 парней кинулись за ним, что-то и прямо по дороге, и полиция не знала что делать? Они кого-то ещё схватили, которые ничего не делали. Они начали его прямо посреди дороги бить. И я спросил у Нарешвара: «Что это такое?», «Ну это улица Кинг-кросс». Кинг-кросс здесь всегда такое происходит. Я сказал: «Ого, Боже мой, место паломничества». Так что энтузиазм – это контроль. Энтузиазм – это не какие-то прыжки.
00:27:06 Это не энтузиазм – это называется раджас – страсть. Когда нет никакого сока, мы пытаемся добавить раджаса. Когда идёт истинный нектар, преданный будет контролировать его, поскольку знает откуда приходит наслаждение. Или, неожиданно на Гаура Пудже кто-то хватает огромные-огромные караталы или цимбалы. И подходит в 3 см. рядом с вайсасной Прабхупады стоит и стучит этими цимбалами прямо в лицо Прабхупаде. Для людей старой школы – это немножко: «Боже мой, что он делает такое?». И это считается экстатическими танцами. Это никакие не танцы – это просто вы пугаете гуру-махараджа. Представляете себе: Прабхупада сидел бы на этой Висасане – вы бы стали такое делать? В одной храме, один парень делал такое на гуру-пудже. Я увидел это, на второй день я увидел, на третий день, на 4 день я где-то сидел спокойно и читал журнал Бхактугадхатйа. Взял эти большие цимбалы и спрятался. Тихонько подошёл к нему со спины, я вдруг выпрыгнул и начал стучать на этих цимбалах ему прямо и он был полностью шокирован конечно. Ну я ему сказал: «Ну что вот видишь ты то же самое делаешь на гуру пудже, я делаю то же самое, по крайней мере ты человек молодой, принимаешь меня гуру-махараджем, человек пожилой, он сидит а ты его так пугаешь, не делай пожалуйста такого!».
00:28:31 Он сказал: «Ну это же его не пугает, он же в форме божества», я сказал: «Тем не менее он не просто камень, если он просто божество или камень зачем ты там вообще прыгаешь? Так много камней кругом и ты перед ними не прыгаешь», «Мы считаем, что он там сидит, так да?». И зачем так себя вести? Это называется страсть. Это не энтузиазм. И затем мы должны быть очень терпеливыми и мы должны подождать, чтобы всё пришло, чтобы всё стало на свои места. «Я, например, воспеваю 5 лет, кто-то говорит, никакого нектара не идёт», или знаете, «Я занимался этой санкиртаной уже 10 лет и никаких ощущений нету, ничего не получаю от этого» - так люди говорят. Это просто потому что, так сказать, трава зелена по ту сторону. Такой человек думает всегда, что «Что-то другое меня удовлетворит». Как, например, вы утром воспеваете Харе Кришна Харе Кришна, вы воспеваете, но ваша способность слушать занята чем-то другим: кто-то там на кухне сабджи режет и вы это слышите, вы не слушаете мантру, вы только то слушаете. Это обман майи. Майа всегда такое делает. Что мы делаем? Мы значит включаем кассету Прабхупады с джапой. И пытаемся воспевать дальше. Что дальше происходит? Ваше воспевание совсем куда-то ушло. Песня Прабхупады стала этим воспеванием. Тем не менее вы всё равно слышите что-то другое. Конца нет, вы можете поставить 15 магнитофонов, тем не менее ум будет слышать какой-то 16 звук, потому что сердце грязное понимаете?
00:30:06 Мы всегда пытаемся слышать о чём-то что не связано с Кришной. Мы с удовольствием бы слушали что-нибудь другое. Ум тот такой же. Он не будет слушать воспевание. Он будет думать о всём что угодно. Когда мы ходим по храму, воспеваем, скажем кто-то оставил какой-то красный ботинок маленький ботинок ребёнка и вы ходите и ум думает об этом: «Красный ботинок, Красный ботинок, Харе Кришна Харе Кришна» как-то идёт параллельно и с другой стороны: «Красный ботинок красный…, так много красных ботинков, сколько раз я их видел? Сколько раз видел? Сколько вообще компаний по выпуску обуви в этом мире существует? О Боже мой!». И всё это затягивает, ужасно затягивает. С одной вещи на другую и так далее и тому подобное и в конце концов вы вообще ничего не слушаете. В какой-то прекрасный момент вы вынуждены кричать: «Харе Кришна Харе Кришна» и тогда что-то возвращается. И потом вы говорите: «О Боже» и вы тогда подходите и пинаете этот несчастный красный башмак. Я видел такое однажды, кто-то так сделал, я не знаю, он подошёл и как пнёт по этому башмаку. Я думаю: «Что с ним случилось? Чего он пинает по нему? Что ему этот ботинок сделал?». И потом я понял: «Ага, он мешает ему джапу повторять». Так что мы должны подождать, мы не можем просто требовать: «Ну Кришна давай-давай танцуй передо мной» или что-то вкуса не идёт, «Знаешь я этим распространением книг уже занимаюсь 15 лет и никакого нектара. Могу ли я найти где-нибудь что-нибудь в другом месте?».
00:31:30 Но, когда вы пойдёте в какое-то другое место, может быть вы ничего не получите. Я не знаю конечно, я не уверен, но если нектар не идёт в одном месте, он не пойдёт ни в каком месте, поскольку ёмкость с этим нектаром только одна, только одна существует: как в Маяпуре например, кто-то пришёл спросил меня: «Это что питьевая вода?», «Да это питьевая вода», а он сказал: «Как насчёт того места?», «Там тоже питьевая вода», он сказал: «Как это так? Кругом питьевая вода?», «Просто всё идёт из одного резервуара», «Из одного? Из озера? Как так? Как вы можете такую пить воду?», «Ну потому что пьём, поэтому и питьевая вода. Ты что не видишь как мы пьём? Так что вот это и питьевая вода. Поскольку она исходит из одного и того же места». То есть ну, иногда вы начинаете думать: «Ну знаете ли санкиртан не даёт мне нектара, может быть я это найду в комнате у божеств?». Там вы найдёте то же самое скорее всего, потому что нектар не идёт потому что где-то что-то у вас застряло, Вы должны постараться избавиться от этого, а не прыгать с одного служения на другое служение, на третье, и потом на четвёртое, и вдруг вы следуете уже Рагануга Бхакти. И поститесь весь день, и пьёте какой-нибудь там бензин или керосин. Всё это вам не поможет. Вдруг этот даст вам какой-то особый прогресс? Ну это не поможет на самом деле, потому что, если вы не сможете получить нектара, не сможете получить нектара из одного служения, как вы сможете найти это в другом служении? Может быть вы скажем, делали одно служение и вы просто устали, в таком случае вы хотите поменять служение или что-то в таком духе. И в соответствии с указанными авторитетами, если вы это делаете, то это интересно конечно, но если вы просто прыгаете как обезьяна, то это вам не поможет.
00:33:06 Если вы не нашли нектара в одном месте, вы не найдёте нектара нигде, потому что Кришна, Он как сахарный тростник, вы кусаете сверху и снизу и в середине кусаете, Он даёт одну и ту же сладость. Это называется первоклассный сахарный тростник. Где бы вы не кусали этот сахарный тростник, везде сок идёт, ведь так, да? Так что Кришна, Он, как сахарный тросник. [Сарва раса сар] – Он прибежище всего наслаждения, так что Он будет давать вам наслаждение, когда вы воспеваете, когда вы смотрите на Его божество, когда вы работаете на Него, он будет давать вам наслаждение, и Он в любом положении даст вам эти наслаждения. Нет никаких таких недостатков в этом. Просто материальные возможности, организовывая так и сяк, вы не получите никакого нектара, потому что дух даёт этот нектар, а не материя. Не от длинны и ширины какой-то, которую можно начертить где-нибудь там, этот нектар не идёт на какой-то широте и долготе. Нектар идёт от Кришны. Если вы касаетесь Его, Он немедленно придёт. [Шушушу битат шанат]. Итак, в преданном служении очень важный фактор – это Вайтхи Бхакти – то есть регулируемое преданное служение – это очень-очень важный фактор. Какая-то рага, она вдруг не снизойдёт на вас и какой-то вкус, какие-то высшие вещи. Не могли бы вы мне рассказать о высших вещах, как-то один преданный у меня спросил: «Не могли бы вы мне рассказать о каких-то высших вещах? Я слышал вы проводите великие исследования?», «Да я занимаюсь. Вот ты становишься перед божествами и воспеваешь Харе Кришна Харе Кришна» [поют махамантру].
00:34:45 «Да, но, а как насчёт кшрамы, клаумы и ом и клим и ….», я говорю: «Ну это конечно всё есть, но это не самое высокое, не самые высшие вещи – это всё более низкие вещи, самое высшее – это воспевание Харе Кришна» [поют махамантру]. И когда вы действительно, так сказать упаковались всем этим, то вы действительно очень счастливы, но если пытаетесь заниматься какими-то особыми клеммами шравами и получить какой-то особый нектар, я 12 лет этим занимаюсь, я могу вам сказать: «Нектара никакого не идёт, ничего не идёт, я ничего не получаю от этого». От всех этих шрам, шрам – это конечно здорово – это биджа мантра Нарасимхадевы, мы с почтением к этому относимся, но, если вы не получаете от Харе Кришны и Рамы, то не получите ниоткуда. Это не просто не пройдёт, так что это очень простая практика, которая дал нам Прабхупада: «Воспевай Харе Кришна и будь счастлив». И если мы, ну мы можем огромное количество счастья получить, ну просто мы должны знать, как это делается. Как, например, у вас может быть есть ключи, но если вы не знаете как ими пользоваться, то вы ничего не знаете. Хороший пример вам приведу.
00:35:52 Нарешвара Прабху дал мне этот ключ, чтобы зайти в это здание, то есть, вы засовываете и Брахма-ракшас там какой-то там дверь открывает. То есть впервые, когда я пришёл, он дал мне этот ключ и сказал: «Не слишком то дави, если сломается придётся тебе 50 долларов мне платить», я сказал: «Хорошо, дело в том, что у меня 50 долларов вообще нет», поэтому это значит, что ломать нельзя. И я значит воткнул и начал немножко давить. Я думал: «Не давить сильно, значит нужно всё равно как-то прилагать силу». И я всегда следуя своей собственной тарке, я держал и думал: «Какую Ньяю тут использовать?». И потом я подумал: «Ньяя заключается в том, что значит не дави, значит всё равно дави, не дави слишком сильно, значит дави, но не очень сильно». И я пытался повернуть этот ключ, пытался, пытался, но дверь не открывается. Я думал: «О Боже мой, благочестивые реакции мои кончились» я вышел, почитал один круг, прочитал, подумал: «После круга начнёт работать». Закончил круг, потом подошёл, пытаюсь повернуть, ничего не получается. Потом подумал: «Ого тут что-то неблагоприятное может быть с левой стороны зашёл, дверь такая вот неблагоприятная» и я с правой стороны пытался открыть дверь, тоже не открывается. Потом я ещё один круг прочитал, и потом я подумал: «Что же всё таки мне делать? Так как я же попаду туда внутрь, у меня там книга, и я должен читать эту книгу, и настало уже время для чтения и я просто никак не могу попасть внутрь. У меня есть этот ключ, и так много всех других ключей, чтобы открывать там внутри, но я не могу даже зайти в дверь».
00:37:15 Все другие ключи – это кшрам, клим, и всё остальное. Они у меня есть в руках, но ключ Харе Кришны не срабатывает, понимаете? Если это не сработает, то все остальные ключи просто бесполезны. И в конце концов мне пришлось ждать, пока он сам не пришёл, и потом он сказал: «А ну ты такой великий пандит, ты что не знаешь, как это делается?», я сказал: «Ну ты сказал: «не слишком сильно дави»», «Но вот как-как делаешь?». И я показал, что я поворачиваю. Он говорит: «Не, не так делается, ты втыкаешь этот ключ, засовываешь а потом вытаскиваешь». Я говорю: «О, ты мне такого не говорил: «Ты говорил просто не дави, то есть, ну немножко поворачивать значит, я так понял». Такая вот ситуация. То есть у нас может быть целая связка ключей, мы можем открыть всю сокровищницу Сознания Кришны, но самый первый ключ, главный ключ, заключается в том, что мы должны воспевать Харе Кришна. [поют все вместе махамантру].
00:38:04 И из этого придёт всё. Об этом мы уже говорили: Харе Кришна – это так сказать код, и когда вы вкладываете этот код, из этого кода открывается всё, весь этот файл так сказать: имя, форма, игры и всё остальное что можно только себе, о чём можно подумать, и что даже не представишь себе. Всё это придёт, если вы совершенно исполняете это в общении с преданным. Итак все эти возвышенные вещи, особенные вещи, экстрасенсорные какие-то сексонлене, сенсорное Сознание Кришны, это неблагоприятно для преданных ИССКОН. Мы должны отказаться от этого, мы должны просто следовать, наставлениями Шрилы Прабхупады, его книгам, его преданным, его центрам, его движению ИССКОН, его программам ИССКОН и тогда мы сможем получить так много нектара от Кришны. Какие-то вопросы по этому поводу? Да?
00:39:07 [Аудитория] [не слышно и не переведено] Это материальное знание, это невежество, как вы говорили, но если мы используем для Кришны, то это что? Тем не менее невежество?
[АтмаТаттва дас] Всё что связано с Кришной, становится знанием, [Патина история сама майахайа андакар эха Кришна тахан майа махйа адхикар] – «Где есть Кришна там невежества нет». Как например, если есть свет, нет тьмы. Например, я захожу сюда в эту комнату в 12 часов ночи и я хочу включить свет. Должен ли я сперва просить, чтобы темнота: «Харе Ом моя дорогая тьма, пожалуйста уйди отсюда потому что я сейчас включу свет». Мне так не нужно делать, я просто включаю свет и тьма исчезает, потому что тьма и свет не сочетаются, это невозможно. Так что может быть, что-то исходит из источника невежественного, весь, всё это материальное наше окружение исходит только из невежества. Из гуны благости появились полубоги, из гуны страсти появились элементы и из гуны невежества появился разум. Так что чем бы вы здесь не занимались, вы используете свой разум. И разум исходит откуда? Из невежества. Так что чем бы вы здесь не занимались, что это такое? Это всё невежество. [Авидья тимира тапа нарупа]. Авидья тимира – у вас эта катаракта, покрытие на глазу – это называется невежество. Всё в этом мире исходит из невежества, а не из знания, это исходит из невежества, но используя наше высшее сознание. Сознание это выше чем разум, это мы должны помнить: сознание выше, разум ниже, [Индрийа нам паранйахур индрийа пйам парам мана] – выше чувств ум, [Манас аступур пара будхих] - выше ума находится разум, и [Йобудхех паратас тусаху] – выше разума – сознание.
00:40:54 Таким образом сознание выше всего. Поэтому, если кто-то развивает высшее сознание, то что с ним происходит? Этот разум, который исходит из невежественного источника, станет знанием. Об этом говорится в Ишопанишад: «[Видйам чха авидйам чха йастад ведха убхайам саха]» - нужно разбираться в невежестве и в знании. Убхайам – и то и другое. Почему вы должны знать и то и другое, потому что всё это невежество и мы уже здесь, так что мы должны начать нашу игру, так сказать, с того места где вы находитесь, например, вы играете в эту игру: «Монополия» и вы находитесь в одной клеточке, и откуда вы начинаете? Вы кидаете кубик и начинаете с того места где вы стоите, вы не можете начать откуда-то с другого места, вы находитесь в определённой клеточке и с этой клеточки вы должны начинать играть. То же самое – это Монополия майи – иллюзорной энергии. Так что вы стоите на определённой клеточке и у вас определённый комплект чувств и определённый разум, определённая культура определённая, с определённой стороны вы выросли в определённом месте, и с этого места вы должны начинать. С этого уровня вы должны начинать. Если вы начнёте жить жизнью Радхакунты в Сиднее, прямо посреди в центре Сиднея на Дарлинге, вы совершите ошибку на самом деле. Вы будете совершать ошибку. Завтра утром брахмачарьи выходят в каупинах с тулсималой, они замёрзнут до смерти. Они может быть очень отрешены будут, ну то есть вдруг они съездили во Вриндаван увидели всех этих бабджи, Радхакунда, они носят только каупины и ходят кругом там вокруг туласи. И вдруг вы решаете здесь это делать и это зимой прямо происходит. То есть очень холодно. И вы решаете, и при этом вы утсаха, то есть вы полны энтузиазма.
00:42:39 «Я должен выходить прямо на этом холоде, почему?», надо добровольно принимать жару и холод и не обращать на это внимание. Это великий прогресс, вы можете любые такие вещи придумать и выйти на улицу в одной нижней одежде и вы замёрзнете. Кто будет воспевать Харе Кришна? Ваше привидение? Вы должны воспевать Харе Кришна. Если вам нужно воспевать Харе Кришна, вам нужно здоровое тело, если ваше тело не здоровое, вы болеете и так вот обморозились, как вы будете воспевать? Так что мы должны иметь нормальный разум. Это значит что, мы не должны углубляться во все эти чрезмерные проявления энтузиазма. Это я уже объяснял, то есть мы должны знать, что мы значит в Сиднее, здесь очень холодно, если выйдешь на улицу то замёрзнешь. Так что нужно сидеть внутри и одеть какую-то приличную одежду и выходить и повторять. Может быть конечно, эта одежда исходит из невежественного источника, невежественный человек её делал, невежественными нитками, невежественной иглой, и невежественные картинки на этом сделано. Ну там например… Всё это невежество скажем. Хуже всего тут дизайны кругом, кругом на всех майках какой-то знак, кругом. И что-нибудь там написано, какая-нибудь глупость написана на этой майке. Это всё невежество. Но, если вы одеваете это и воспеваете Харе Кришна, то это всё знание. Что такое конечное знание? Воспевание Харе Кришна – это конечное знание, и вы можете это делать, используя все эти вещи. Чудесно. И когда вы отправляетесь в Индию, там куда-нибудь в Раджастан, там такая ужасная жара, вы можете ходить как саньяси джин нет проблем. Но здесь лучше одеться.
00:44:13 Прабхупада гневался, если кто-то так себя вёл. Он был очень этим недоволен, он говорил: «Зачем ты так себя ведёшь?». Я лично убедился в этом. На Кумбхамеле, Кумбхамела сейчас опять приближается и когда Прабхупада приехал на Кумбхамелу последний раз, это было в 76-м – 77-м. Это было в декабре. И я в это время путешествовал с группой, мы проповедовали на повозках с быками, это великая святая личность, великий аскет тапасви. На Кумбхамеле было очень холодно, очень холодно. И у нас было очень мало вещей, потому что мы группа проповеди на быках. В то время мы очень бедные были. Сейчас это Падайата Интернейшинал получает поддержку, в то время только один штат давал нам это, один храм Вриндаванский давал чуть-чуть нам пожертвования. Сам Прабхупада дал 1500 рупий на покупку быков – это единственное было вложение. Так что у нас была вот эта группа поводья, на бычьих повозках мы ездили и мы приехали туда с нашей группой на следующее утро на экадаши пришёл Прабхупада и Прабхупада спрашивал у всех, что же там? Приветствовал всех, потом посмотрел на Лаканатху и сказал: «Лаканатх я уже не слышу твою Джива Джаго» ну то есть так просто бросил пару слов, и когда мы вернулись к нам, в то место где мы жили, Лаканан Махарадж сказал: «Все садимся и штагорштхи завтра утром начинаем петь Джива Джага, перед Мангала арати будем делать».
00:45:34 «Мы значит выйдем, пропоём Джива Джаго, а потом вернёмся и начнём петь Самсара Давана». Ну что же, мы согласились. Так что все утром встали, мы отправились туда, леденящий душ и у нас нет никакой обуви конечно. Я вышел босиком, это как тысяча иголок сразу вонзились в стопу. Я подумал: «О Боже мой, как же я буду идти дальше куда-то?», а Лаканатх Махарадж говорит: «Давай, давай, Харибол Джай» он уже вышел на средину и кричит: «Нектар!». Все говорят: «Да Мрита!», а я всё стою и никак не могу сдвинуться с места. Я никакой Амрит не говорю, я один Мрит вижу вокруг. Я вижу только вокруг смерть. Такой холод и я с Южной Индии, и я просто холод не терплю, это просто невозможно, то есть я говорю: «Махарадж я может быть останусь здесь, позабочусь о всех местах, нужно помыть и всё остальное». Он сказал: «Нет не надо ничего мыть, ты пойдёшь со мной, ты громко поёшь, ты должен идти со мной». Ну что же, мы значит, вышли, дрожим, дрожим: «Джив Джага Джи…». И я всё думал: «Кто написал эту песню? Зачем он такое написал? И из-за этого, мне теперь приходится здесь всем этим заниматься, не мог бы он написать что-нибудь такое, что происходило бы в 7 часов утра, почему обязательно в три утра?». Ну как-то так получилось, что мы всё таки выбрались из этого лагеря и потихоньку пошли, и никто ещё не проснулся на Кумбхамеле, 3 утра, потому что программы они идут до 12 ночи. И все спят до 8 до 9 утра. Никто даже Мангала арати не проводит в 4 утра кроме лагеря ИССКОН.
00:47:00 Все спят и им цветные сны снятся. И наш свамиджи, он идёт по дороге и поёт: «Джива Джага Джива Джага», и как-то так получилось, что Прабхупада услышал этот киртан со своего места. И он позвал кого-то и сказал: «Что такое? Кто поёт?». Тот вышел и спросил Бхагавата. Бхагават сказал: «Это киртан Джив Джага Лаканатхи, они все вдохновлены». И Прабхупада, он сказал: «Зови сюда, прямо сейчас». И Бхагават вышел и закричал: «Лаканатх там» или, то есть мы пришли там, ну у нас вид был как у привидений просто, никакой жизни, такой холод страшный на улице, мы может прошли там буквально 10 шагов там и Прабхупада сразу отозвал нас, мы все вернулись, я впереди стоял вперёд всех прибежал. Прабхупада сказал: «Зови их всех», они отошли, то есть мы там все, Прабхупада сидит, он в этой шапочке садху и кашляет каждые 10 минут, и переводит в три утра. Он посмотрел и сказал: «Лаканатх ты что делаешь?», «Прабхупада, поём Джив Джага киртан», «Сейчас? Утром? Все же спят, никто же не услышит твой киртан Джив Джага, почему бы тебе не пойти, поспать?», он сказал: «Все идите спите!». [Все смеются]. Я сидел рядом с Лаканатхой, я себя прикрыл и говорю: «Джив Джага Джив Джага». Лаканатх говорит: «Ты что делаешь?», «Махарадж – нектар!».
00:48:37 И я говорю: «Ты всё время слишком много всего вкладываешь! Гуру-махарадж не просил же тебя в 3 утра выходить!». И потом утром, когда Прабхупада увидел нас, он стал гневаться на Лаканатху: «Ты что хочешь убить всех этих брахмачарьев или что? Ты что пытаешься сделать?». Он просто громко говорил и это стало серьёзной темой. «Ты что пытаешься с ними сделать? Ты что хочешь их убить всех? Такой холод на улице, у вас даже обуви нет» и он так был озабочен, он так был недоволен. Он там всего 3 дня присутствовал, и каждый рассказывал, и каждый раз когда видел Лаканатху он всё время подчёркивал это: «Будь осторожен, вы на быках путешествуете, не убивай своих брахмачарий», он говорил: «Будь осторожен, у них есть майки», он 4 раза переспрашивал, я помню: «Есть у них майки?», Лаканатх говорит: «Да, да, да, да, да, да есть», «Точно есть?», «Да, да», «Ракитани куртахе?» - спрашивает. То есть кого-нибудь зовёт там: «У тебя есть курта?», а всем нам сказали, что говорить: «Да». [Смеются все]. «Да Прабхупада». Нельзя говорить ему: «Нет», если он спрашивает, если у нас что-то есть, вообще то надо говорить: «Да». И он проверял всё. То есть выяснил, что у всех всё есть. И таким образом эти аскезы. Преданное служение не зависит ни от каких аскез.
00:50:00 Мы должны быть аскетичны, это конечно факт и вы уже все тапасви, но кто может в 3 утра встать и совершить омовение в этом городе Сиднее? Я вижу каждый день, когда я отправляюсь на Мангала арати все эти демоны только возвращаются. Я только что омовение совершил, иду на Мангала арати, какую ещё тапасью вам нужно? Это что не тапасья? Это тапасья, это удивительная тапасья, встать утром на Мангала арати, прочитать 16 кругов и читать книги Сознания Кришны, не читать всякую ерунду. И не надо начинать ваши лекции со слов: «Я читал в журнале «Тайм»» или каких-то таких вещей. Цитируйте Бхагаватам, Бхагавад Гиту. Это великая аскеза языка. Аскеза носа, глаз, аскеза кожи, [Шикйанари шикйаши севанам Бхакти]. Так что, как бы там ни было, если вещи невежественные – это неважно, если вы соединяетесь с Кришной, то это уже знание, поскольку Кришна, в Нём всё знание, в Нём нет невежества. Никогда в Кришне не бывает невежества, но это будет невежеством, если это какой-то иллюстрированный журнал там или какой-то Геральд, Деральд, даже газета какая-то ежедневная. Но если это Упадишамрита Синдху, то это знание. Таково доказательство.
00:51:10 Посмотрите – это микрофон, например, невежеством магнитофончик, невежество и при этом знание. Вот, например, журнал – это невежество, все те же чернила, всё остальное, если из БИБИТИ выходит, то тоже самое вроде, но это знание уже.
[Аудитория] Где кроется этот энтузиазм? Убеждённость, терпение это откуда исходит? Это в уме или на уровне разума, или это сознание?
[АтмаТаттва дас] Энтузиазм? Вожделение находится в этих трёх местах: Кришна об этом говорит. «Ты найдёшь своего врага» - Он говорит – «Вожделение его в чувствах, в уме и в разуме». Пока тело, ум и разум покрыты этим вожделением или ум таким образом оккупирован этим вожделением, не будет никакого духовного энтузиазма, никакого духовного терпения, это утсахат дарйат проявляется и в других вещах. У карми так много утсахат, так много энтузиазма, иначе, как они могут сделать так много глупостей в этом мире? Такой энтузиазм у них, огромный. Они знают, что только, если 10 долларов осталось, и вся эта рулетка, она крутится, «Ещё ставишь?», «Да, ставлю!». Ему домой придётся пешком идти и у него денег не хватит, чтобы на электричке добраться из-за каких-то казино, из-за этой рулетки, которая крутится, но он ставит последние 10 долларов на игру. Почему [утсахан антхарийат]? [Тот тот карма правартана] – всё что необходимо для того, чтобы заниматься незаконным сексом и азартными играми, он совершенно регулирующим образом тратит, копит на это деньги, знает на какую электричку сесть, по какой двери пройти, в какую дверь постучаться.
00:52:51 Если его ловит полиция, то он знает, какого юриста звать и какую цитату из конституции приводить, и даже это он знает, так что у них всё это есть, энтузиазм, терпение, регуляции. Карми, а также и гьяни, и йоги все они следуют этому, но Бхакта делает это для Кришны. Так что, что получается? Даже если сознание немножко освобождается от материального отождествления и начинает отождествлять себя с духом, тогда приходит энтузиазм. Энтузиазм приходит из Чит, из Чит – из сознания. Но, на материальную деятельность энтузиазм также идёт, и он идёт из вожделения. Так что это исходит из чувств, исходит из ума, иногда это может приходить из объекта чувств. Ум он постоянно связан с какими-то объектами чувств, и существует ли объект чувств или нет? Это не вопрос, не в этом проблема.
00:53:42 Одна матаджи мне жаловалась в одном храме, она говорила: «Жена твоя носит эти колокольчики на ногах и это так звенит и брахмачарьи они, неужели ты не думаешь, что они беспокоятся видя это?», я сказал: «Ну вообще-то брахмачарьи должны слушать звуки Харе Кришна, а не звон колокольчиков, зачем им это слушать? На самом деле это для них предупреждение, то есть майа здесь, так что не ходите в эту сторону, именно поэтому я и одел эти так сказать оковы на неё колокольчики. Слышишь майя значит берегись, я страдаю по крайней мере ты будь спокоен, будь в безопасности». В этом вся суть. Знаете, в Индии есть вот эти знаете, значки с маслом. Масло выжимаем, есть такая простая машина быки ходят, ходят, ходят, ходят вокруг запряжённые и этот человек, который следит за этим, он не может стоять постоянно за этими быками весь день. Он привязывает к шее колокольчик этого быка к шее привязывает и занимается какими-то делами, как только звон прекращается он знает: быки стоят. Он придёт и начинает там кричать как-то, и они начинают снова ходить по кругу выжимать масло.
00:54:46 И на самом деле, все эти браслеты, синдуры, все эти колокольчики на ноги. Это всё необходимо для того, чтобы предупредить вас. Это прежде всего, конечно это предупреждают: здесь женщина и при этом подчёркивается, значит эта женщина имеет мужа, поэтому вы должны держаться, старание. Однажды великий учёный пошёл покупать масло и увидел этого быка с колокольчиком, и позвал фермера и сказал: «Зачем ты время тратишь? Колокольчики какие-то привязываешь на шею быка?», он говорит: «Ты такой учёный человек и ничего не знаешь? Быки работают, если я зайду внутрь, если они головой не трясут, значит понятно, что они никуда не идут». И тогда этот учёный сказал: «А что если эти станут там и будут просто трясти своей головой всё равно? [все смеются], и никуда не будут идти», «Они не будут такое делать потому что они не такие учёные как ты». Так что на самом деле эти знаки, которые даны, все эти благоприятные знаки, это всё для того, чтобы брахмачарий распугать, так что вы должны держаться в стороне. Итак, материальная деятельность, если в ней энтузиазм проявляется и в духовной деятельности, так же энтузиазм проявляется. Духовный энтузиазм исходит из сознания, так что брахмачарий он, так сказать, сразу уходит из этого места, но, ну то есть, есть 2 стороны из которых приходит этот энтузиазм, так что нам пора уже. Так что мы на сегодня закончим.