Бхактиведанта Нирукти

Вриндаван - 01 January 1990
Введение к приложениям. Нирукти. Правила ведения спора со знаниями майи. Аштанга-йога. Вселенская форма Господа. Мантра, янтра, тантра – пояснения.
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:01:09 | качество: mp3 32kB/s 14 Mb | прослушано: 163 | скачано: 464 | избрано: 16
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Введение к приложениям Нирукти

00:00:00 «Бхакти Шастры». Атма Таттва Прабху. Кассета 9. Приложение к Бхакти Шастры.

00:00:07 Иак, приложение Б – называется Бхактиведанта Нирукти к Бхагавад Гите, это второе приложение. Эта страница на английском, в английском варианте – 174. Итак вступление – [Видашчасарва аханав визни] – во всех Ведических писаниях необходимо постичь, лишь Господа Кришну. Для этого они все предназначены. Любой комментарий к Бхагавад Гите, который не помогает находить Cознание Кришны повсюду: либо несовершенен либо не правильный. Бхагавад Гита – как она есть, полностью авторитетна и полна, поскольку передана по авторитетной чистой преемственности от Чайтанья Махапрабху. И определённые важные слова и термины, которые можно найти в текстах Бхагавад Гиты проанализированы Шрилой Прабхупадой для того чтобы дать нам самые точные и совершенные их значения. Эти слова, очень часто ложно интерпретируют другие комментаторы. Нирукти – это не совсем словарь, скорее просто подборка слов которые выбраны из таких книг, как Бхагавад Гита.

00:01:24 Чёткие объяснения в значении этих слов, дают достаточно с определённым контекстом, в котором слово идёт в изначальном тексте, поэтому этот Нирукти не составлен в алфавитном порядке, более того, особое значение слова тхира, например, в главе второй 13 тексте, например, может не соответствовать переводу слова – тхира в других местах. Изучая это Бхактиведанта Нирукти ученик может бросить вызов и победить любому спорщику не сознающему Кришну, который говорит о том, что он основывается на Бхагавад Гите. Он должен просто спросить: «На основе какого стиха Бхагавад Гиты тот спорит», и объяснив истинное значение, которое даётся в Бхактиведанта Нирукти он сможет уничтожить все разные недопонимания философии Кришны. Это так сказать – вступление к приложению Б – я зачитал. Итак, Нирукти – это точное значение в определённом контексте.

00:02:33 Именно поэтому здесь, всё не по а,б,в,г,д организовано. Скорее здесь всё разложено по главам. Даётся глава и цифра стиха. Если вы посмотрите в словарь, и найдёте какое-нибудь значение, скажем слова – Брахма-нирвана. Вы увидите - слияние с Богом. Но, на самом деле, в 72 стихе 2 главы, Брахма-нирвана переводится, как «духовное царство Бога» - Вайкунтха голока. Так же небольшие комментарии даются к некоторым стихам. Например Таттвавит – «знаток абсолютной истины», то есть он должен знать Брахман, Параматму и Бхагаван, иначе его нельзя назвать – Таттвавит. Или, скажем, ахимса – ненасилие. Ненасилие – это значит, что человек не должен давать другим, что-то такое, что причиняет страдания и так далее.

Неверные толкования Бхагавад Гиты

00:03:41 Человеческое тело дано для духовного осознания и любой, кто не помогает прогрессировать в этом отношении – заставляет страдать. То движение, которое даёт духовное счастье людям, считается ненасильственным. Это ключевые такие слова – фактически. Поскольку некоторые другие философии, просто используете слова и неправильно их переводя, или давая другое значение, не полное значение. Оттуда производят совсем другую философию. Если всё это даёт какое-то философское заключение, используя Бхагавад Гиту, прежде всего нужно спросить – «Какая глава? Какой стих?», он будет говорить: «Такая-то глава, такой-то стих», «Так! Хорошо, какой стих? Так, такой стих», и потом вы говорите: «Но, знаешь, в этом стихе неправильно ты слово перевёл! Почему ты так переводишь?» и немедленно проявляется Сознание Кришны и устанавливается. Это в основном для тех, кто вынужден проповедовать тому, кто немного знает о Бхагавад Гите. Если вы кому-то проповедуете, кто совсем ничего об Бхагавад Гите не знает, то, в принципе, спора не будет, потому что, если он не знает, он должен сказать, что он не знает.

00:05:02 Это легко ему доказать, что он не знает, просто 5 минут с ним поговорить. Это вот вопрос такой. Просто те кто думают, что они знают, на самом деле не правильно поняли главная проблема. Иногда проповедуешь в городе, а потом они говорят значит: «Ну знаете ли у нас есть наш местный проповедник Гиты из Гитабхавана откуда то. Приходишь туда, этот человек начинает всё интерпретировать, всё по своему». И вы можете поймать этого, человека, спросив его: «Кутаи! Где это в Гите написано? Ну-ка давай где, где Бхагаван такое говорит?», а он говорит: «[Сарвасья чагам хриессени вишта]» - это значит, что нужно пить чай. А вы говорите: «Нет, здесь ча не чай переводится, а как и». Вы можете посмотреть, на самом деле это не такой уж полный Нирукти по Бхагавад Гите, у нас есть очень много слов. Просто посмотрев на стиль, вы можете понять это, то как делается Нирукти, если вы встречаете, какое-то санскритсткое которое будет очень важный момент философии, просто можете отметить это в записном блокноте под Нирукти, и потом, когда вы изучите эти стихи, вы должны знать, что вот этот, это слово ключевое в данном стихе.

00:06:28 И комментарии, и перевод в данном стихе получаются совсем другими из-за этого слова, и так вот именно делается Нирукти и здесь даются примеры, и вы можете понять, как Нирукти такой делается, если 2 или 3 редакция пройдёт, мы добавим как можно больше слов и значений. Или может быть мы просто напечатаем отдельные Нирукти каждой из книг. То есть будет Нирукти к Гите отдельно, одна книга, и другой Нирукти по Бхагаватам, и ещё в Чайтанья Чаритамрите, один по Нектару Преданности, ну конечно это всё, время нас так сказать – разделяет с нашими проектами. Так что не ждите времени, может быть сами начнёте это делать понемножку работать над этим. Итак, это значит Нирукти. И там нужно также разобрать приложение так, приложение.

Решение проблемы современного мира

00:07:29 Приложение пятое. Решение проблемы современного мира. Это страница 183 на английском. Однажды Хедарабади, Шрила Прабхупада, он разговаривал с какой-то группой преданных, там в основном был, там Харикеш Махарадж был и Харишаури Прабху присутствовал и Прабхупада обращался к Джагадишь Махараджу и несколько там также людей было из Хедарабада. То есть в Хадарабаде, там несколько было, тот кто живёт в Хедарабади. И он разговаривал с ними, и они говорили о разных проблемах мира. И Прабхупада говорил: «О! Бхагавад Гита может решить все эти проблемы, любые проблемы», и как только они предлагали какой-то момент, Прабхупада сразу говорил: «Такой-то стих в Бхагавад Гите, там объяснялось это и это», и Харишари Прабху, который сидел он был, очень низкого знания, и он начал в своём. Он перечислил эти стихи в своём дневнике. Все переписал. И этот список есть, то что Прабхупада в тот день обсуждал. Разные темы.

00:08:41 Служить человеку, служить Богу и значит, и так далее, каждый человек – сын Бога, и так далее, все эти разные темы. Почему мир перенаселён и так далее, кто-то говорил: «Вот проблема!» или расовые трения, инфляция, разные, разные темы и это всё перечисляется здесь, а,б,в,г,д номера тут даны внутри. И Прабхупада брал какую-нибудь тему и говорил: «Нет! Кришна говорит, что всё исходит, всё и зерновые появляются через дождь, а дождь из-за жертвоприношений, а жертвоприношения, основаны на регулируемой деятельности, поскольку вы, люди, не сознаёте Кришны, именно поэтому вы и страдаете». Так он объяснял, это Бхагавад Гита. Это как чатни так сказать. Для вас, почитайте. Так сказать приправа. На самом деле эти стихи, напрямую решают эту проблему. Так, если вы даёте лекцию, если там говорите что-то и в конце кто-то встаёт и говорит: «А как насчёт, такого-то там? Как насчёт инфляции нашей? Как насчёт наших учеников, и так далее?». Вы можете вспомнить и процитировать какой-то стих отсюда и зачитать комментарии и потом объяснить по этому поводу. Очень поможет вам. Это приложение значит 5.

Философские искажения Бхагавад Гиты и то, как их исправлять

00:10:04 Далее приложение значит 7, страница 194, «Философские искажения Бхагавад Гиты и то, как их исправлять». Что здесь дано? Есть, например, определённая тема у вас, скажем. Чувства живого существа, первое там имперсионалисты не принимают чувств живого существа, и поэтому постоянно пытаются описать все живые существа, как лишённые чувств, бесчувственные или имперсональные. И в первой главе, 15 стихе Бхагавад Гиты пишется: [Господь Кришна Хришитеша, владыка всех чувств, живые существа неотъемлимые его части, и поэтому чувства живых существ также являются неотъемлемыми чувствами Его – Господа чувств.] Господь находится в сердцах всех живых существ и управляет их чувствами, Но он управляет ими в соответствии с тем, насколько преданно живое существо.

00:11:05 И таким образом, в каждой главе есть, из стихов таких вот, и рассматривается тема, первый параграф, как вы видите. Как человек искажает значение. Потом даётся и стиль конкретно, ну то есть даётся тема, потом объясняется как искажается эта тема, и затем даётся стих, который вот всё искажает. Это всё взято в основном из комментариев. Если вы найдёте, стих вы лучше прочитаете, весь стих, и перевод и комментарии. А потом, вы увидите конкретный момент, цитаты из комментариев, которые побеждают майявади, санкхьяита или буддиста, или кого-то ещё. В основном конечно тут война с имперсионализмом. Иногда можете найти другие группы тоже. И это последнее в книге. Тут 76 разных моментов разбирается. Таковы наши приложения к книге.

00:12:11 Итак, сегодня у нас тоже день обсуждения просто вот, нет проблем: пожалуйста вот начинайте Бхагават Дхарма.

Почему одно и то же слово, а значения разные?

00:12:24 Что? Последний? Последнее предложение? Последнее предложение. Если я правильно помню, если чувства мои, совсем уж, не такие уж несовершенные, по моему, по главам там. С 1 главы до 18 главы разбираются разные стихи с темами, которые искажаются, неправильное понимание.
[Аудитория] Да, приложения с 1 по 7 могли бы вы конкретно переимен, сказать на каких страницах
[Атма Таттва дас] Ну вот у вас книга значит есть, для вас всё это могу. Первая – 173 страница, второе приложение – 174, третье приложение – 180, четвёртое приложение – 181 и приложение пятое – 183 страница, приложение шестое – 188 страница и приложение седьмое – 194 страница. Великая работа чего-то сегодня мне представилась перечитать содержимое всё.
[Аудитория] Тут некоторые слова брахман-нирвана даются иногда вот разные переводы этого слова, и как так вот понимать? Почему вообще?
[Атма Таттва дас] Ага! Почему одно и то же слово, а значения разные?

Почему одно и то же слово в писаниях имеет разные значения?

00:14:03 Ну, есть две причины. Прежде всего, в зависимости от контекста стиха. В каком контексте это слово использовано в стихе? И второе: есть определённые конкретные значения некоторых терминов. Например, когда гаудия-вайшнавы, говорят об этом, освобождение, это значит, достижение лотосных стоп Кришны. Это не значит там: 4 руки, 4 ноги, 2,5 ноги там и так далее все эти. Преданное служение выше любого освобождения в «Нектаре Преданности» говорится. И так же, когда мы говорим садху, то это не значит какой-то там человек с кумбхамелы. Садху – это тот, кто повторяет имя Кришны. Это садху. Любой, кто не воспевает имя Кришны [шлоки], на чьих устах не присутствует Хари-кадхи, описание Господа Хари – на него не нужно смотреть, это бесполезная трата времени. Итак, наш садху отличается от всех остальных садху. Обычно в нашей стране в Индии, в этой стране – садху – это тот имеет большую бороду и не работает – это садху. И люди, всё посмотри: «О! Свамиджи, свамиджи, свамиджи», а этот свамиджи, извиняюсь, жирнеет там, толстеет там и так далее. А бедные работают, изо всей силы всё худеют. А эти садху толстеют и не работают, не работают. Некоторые садху даже не говорят, по 15 по 18 лет они ничего не говорят. [Садутам ту сатам киртаям тумам на итанташчат даитаврата амашчата ниттья уткуру упасата].

00:15:49 Кришна говорит [садутам киртаям тумам] – постоянно прославляет меня, постоянно старается изо всех сил – это садху. Но в наши дни садху, это тот, кто делает, что-то ненормальное, это он и есть садху. Как есть один человек, он 18 лет уже зубы не чистил, вот единственное его качество, которое его прославляет этого садху. И он ничего не говорит. Потому что это хорошо, иначе вонять будет очень сильно изо рта. Итак, много разных садху в этом мире. Которые совершенно бесполезны. Все деры которые тяжело работают, делают зерно гораздо лучше. Шрила Прабхупада говорил что «Уборщик, который подметает улицу, гораздо лучше чем глупый медитирующий, какой-то ложный». Уборщик лучше, он по крайней мере дорогу чистит. Какой смысл в этом садху? Сидит, там, глаза полуприкрыл там не понятно, может он там храпит? Непонятно Какой смысл в этой крюге?

00:16:49 Итак, наша сиддханта. Вайшнава-сиддханта. Вайшнава-сиддханта значит – самбандха абидея прайоджина . То есть мы, наши взаимоотношения с Кришной, это служение Богу, это самбандха абхидея, значит совершать преданное служение Кришне и результат – любовь к Богу. А не как-то там дочь выдать замуж, это не прайоджина. Если какая-то прайоджина меньше, то мы не соглашаемся, мы уши затыкаем. Итак, гамы, например, что касается вот брахма-нирвана, например, какое-то такое слово встречаем. Брахма-нирвана. Кришна говорит. [стих на санскрите неразборчиво и не переведён] В этом стихе Кришна ясно говорит что лучше йога, тот кто отправляет свой разум в мою сторону – карма бана принашити. Тот получает полную свободу от карма-бандхи, от обусловленности кармы. Итак, брахма-нирвана обычно – это освобождение от кармы, освобождение от цикла самсары. А нирвана – значит, что вы уже не обусловлены. В философии буддизма – нирвана значит – вы становитесь ничем. [Падавышан кары], Брахма-нирвана – это когда вы сливаетесь с Богом, обретаете единство с ним.

00:18:28 Философия Раджнишы, Брахма-нирванам это значит – заниматься сексом с 15 женщинами в один день. Как каждый имеет свою идею по поводу брахма-нирваны. По Раджнишу, если вы то есть уже совсем не греагируете ни на кого – это значит – брахма-нирвана. Есть ещё другой вариант брахма-нирваны – брахма-кумари. Сидит брахма-нирвана – это значит достичь уровня Шивы. Что такое Шива? Кто такой Шива? Это что-то непонятно, какое-то яйцо. Итак, есть разнообразные, разнообразные теории, и значит – нирвана. Нирвана – значит «освободиться», освободиться в соответствии с аюрведой значит нирвана – это, так сказать «Нет проблем с запором и так далее», это по аюрведе. Если каждый день у вас нет проблем, то значит – вы достигли нирваны. И в принципе это правильно.

00:19:29 Представьте себе, у вас начинается запор на 15 дней. Через 15 дней, если всё нормально, то вы чувствуете – «Ох! Нирвана, освободился я, очень счастлив». Был один царь. Жена ему родила царевича, так сказать будущего царя, и он пришёл к себе во дворец и сразу закричал, вот, это вот, «У меня сын!», все закричали: «Ура! Ура!». Потом он сказал: «Пожалуйста, опишите ваше счастье! Как вы себя ощущаете?» и он стал спрашивать у всех подряд. И вот кто-то сказал: «Вот я чувствую что взлетел», «Что ты сказал?», «Я чувствую, что пью сомарасу, как сказал, я чувствую что освобождение получил и так далее», очень много всего. Он подошёл к этому пандиту. Пандит там сидел, полностью полузаснувший. Он его разбудил, сказал: «Эй? Как ты себя чувствуешь?», «Я чувствую, что вот, сходил в туалет, только-что». И царь сказал: «Что? Накажу тебя сейчас, если не докажешь, что это действительно так». Он сказал: «Я докажу тебе завтра». На следующее утро, в 3 утра, этот пандит пришёл к царю. Царь спал, он постучался в двери: «Выходи, выходи, скорее, скорее, бегом, бегом, пойдём со мной». Ну и царь пошёл, подумал: «Какая-то опасность», и он быстро-быстро там через какие-то двери там, выбежали, потом он посадил его на лодку, и они поплыли по Ганге, долго, долго плыли, плыли, плыли, плыли, и через некоторое время, тот спросил: «О! Мой дорогой пандитжи, ну что же так? Что не так?», «А! Нет, нет, я просто хотел покатать тебя на лодке», «А? Что такое? В три утра, кто в это время катается? Я даже зубы не почистил и ничего не сделал утром», «Да, нет, нет, нет, нет плывём, плывём спокойно, сиди здесь, мы плывём, катаемся, кстати солнце уже восходит, вот уже там, уже».

00:21:14 Ещё что-то? 4 часа они уже катаются: «Пандид-жи! Ну-ка давай причаливай», и потом пандитжи говорит: «Нет, нет, нет, в чём проблема? В чём проблема? Сиди, сиди, сиди, так красива, прекрасная Ганга!», «Нет, ну дело в том, что видишь, так, ну я даже извиняюсь, в туалет не сходил». И потом пандиджи говорит: «Нет, нет, нет никаких проблем! Сиди, сиди!». И в конце концов этот царь: «Э!!! пандид-жи, пандид-жи, срочно, срочно меня причаливай, срочно хочу в туалет», пандиджи говорит: «Нет, нет, нет, всё нормально там, плывём дальше», и в конце концов царь спрыгнул в реку, переплыл до берега и где-то там сходил в туалет, потом он вернулся, когда он вышел из леса, лодка стояла у берега. Пандиджи спросил: «Ну как ты себя чувствуешь?». Царь сказал: «Ах! Такое счастье», и потом он сказал: «Я же тебе говорил об этом вчера, а ты всё так разозлился!», «Какая разница? Что ты мне всё время говорил, что ты очень счастлив?», «Это в принципе то же самое». А потом пандиджи объяснил ему, что в принципе, заниматься сексом и испражняться – это в принципе – одно и то же. И поскольку ты занимался сексом, у тебя появился ребёнок. Ну что в этом такого удивительного? Ты знаешь, каким будет будущее этого ребёнка? Не знаешь! Чего ты так радуешься?»

00:22:28 Итак, в соответствии с контекстом, нужно знать значение, и Брахма – значит изначальное положение. Брахма-нирвана – значит достижение изначального положения на уровне которого вы не имеете никакой обусловленности. Это Брахма-нирвана. Что такое изначальное положение – стать слугой Кришны. И это наша сиддханта. Именно поэтому в некоторых местах Брахма-нирвана может значить просто освобождение от кармической обусловленности. В некотором смысле может быть брахма-нирвана – значить утешение у лотосных стоп Кришны, а иногда это может просто значить, что вы не имеете никакого беспокойства. Брахма-нирвана, потому что санскритсткий, потому что санскритское слово одно имеет по 50 значений. И если слово идёт со вторым словом, может быть ни одно из 50 значений не подходит, нужно давать ещё одно. Это такая тема, то есть Бог с ней. У нас нет проблем, поскольку Прабхупада давал конкретные значения, в дословном переводе давал конкретные значения слова в данном стихе, и если вы знаете это конкретное слово. Например, Прабхупада в Шримад Бхагаватам Пуране.

00:23:34 Он переводит, например, Брахмана – как сын Нанда Махараджи. Но есть такое слово, например, Брахман и он говорит: «Сын Нанда Махараджа», и кто-то скажет: «Какой Брахман сын Нанда Махараджи? Ну, а кто такой Брахман? Что такое Брахман?». Три аспекта, то есть абсолютная истина Бхагаван, далее – Параматма и Брахма. Это есть три аспекта, и это Абсолютная Истина. Они не … так дальше. Бхагаван значит. Бхагаван, рассмотрим Бхагаван – имеет много форм, изначальная форма – Ишвара Парамат Кришна Сат Чит Ананда Вигра. Кришна – а Кришна – он сын Нанда Махараджа. Итак, за место, того чтобы ламать так голову, мы просто принимаем. Брахма – это сын Нанда Махараджи. Такая тяжёлая работа сделана ачарьем. А мы здесь просто вынуждены проглотить этот лимон и всё, единственное что нам нужно делать.

00:24:45 Итак, Нирукти – это очень-очень важно. Нужно знать Нирукти в какой контексте слово использовано, каково наше мнение? Каково значение сиддхант? Педантическое, это, как когда Кришна, например, говорит: «Самореализованная душа». Гаудия вайшнав сиддханта – по отношению к понятию «самореализованная душа» имеет ввиду преданный, не просто кто-то там, волосатый сидит там где-то непонятно где или лежит там где-нибудь и жучки его кусают, самоосознавшый. Нет, мы не об этом говорим. Осознавший себя – значит преданный Кришны, который постоянно занимается проповедью славы Кришны другим. Это самосознание. Итак, есть такие значения слов. Итак, это значит Нирукти. Такие, другие вопросы, там по поводу карт, там или чего-то ещё? Сегодня у нас день дискуссий. Да?

00:25:40 [Аудитория] Мы говорили насчёт Панчаратры!

00:25:42 [Атма Таттва дас] Да, 108 Панчаратр существует. Одна из этих 108 – Нарада-панчаратра, да? Сейчас её не найти. Нет, её можно найти, но очень сложно выяснить, является ли тот доступный текст, изначальным текстом, Нарада-панчаратры? Да? Но некоторые из стихов, Нарада-панчаратры, процитированы в Харибхактивеласе. И эти стихи у нас есть, но вся остальная книга... Ну я не знаю. Может быть, может быть правильные стихи, может быть неправильные. Ни один из ачарьев, конкретно не говорил об авторитетности доступного текста. Например, Мадхвачарья, который пришёк своему гуру Ачитакрэкша, он выяснил, что Ачьюта Прагъям, ученики его читают 40 разных вариантов Махабхараты. Потом он спросил Ачьюта Прагьям: «Что такое тут разные тексты? Вьясадев ведь только одну Махабхарату написал». Ачьюта Прагьям сказал: «Ну это было 5000 лет назад». Ну скажем, 3-4 тысячи в то время, а сейчас очень много разных текстов и «Мы их так сказать, всё развели». И Матхва сказал: «Хорошо, зачитывай, ты эту главу, ту главу…», то есть они зачитывали разные главы, в конечном счёте он сказал: «Да! Вот он, вот он истинный текст». Он сказал: «Всё остальное свяжите, и выкиньте в реку – а это истинный текст».

00:27:07 Потом они сказали: «Откуда ты знаешь, что это изначальная книга?», он сказал: «Хорошо, нука давай зачитывай текст из своего стиха, из своей книги, я объясню, что этот стих противоречит выводам Вьясадева, то есть что-то не то написано». В тексте также иногда может ошибка, какая-нибудь быть, то есть, потому что это переписывали веками, знаете с листа на лист. И какой-нибудь брахман там, переел, там 60 ладду съел и полусонный переписывал там и описался. Это возможно. Кришна говорит: «[Йога наштага парантапа]». Если нет авторитетного комментария, авторитетной сампрадайи, ачарьи, мы не можем принять какой-то текст и сказать: «Ну, Бхагаван рассказал такое....», потому что между Бхагаваном и вами есть много разных людей других. Они только комментируют, и даже тексты неправильно переписывают. Бхагаван сказал, что-то одно, но Бхагаванов знаете много, там и тогда. Ну они Габаваны какие-то, Габаван – который глотает значит, между вами и Бхагаваном, много Габаванов, и текст вас весь изменяют и до вас доходит непонятно что. Итак мы принимаем только те тексты, которые были прокомментированы ачарьями, поскольку ачарьи, когда они комментируют стих, они прежде всего проверяют авторитетность текста. Таким образом проблемы нет. И таким образом, если ачарья принимает, то мы можем принять этот текст, если нет комментария ачарья, мы не должны считать какое-то текстом, даже если санскрит из ушей вылазит прямо так много знаем.

00:28:40 Мы не должны этого делать, потому что сам по себе текст может быть неправильным, прежде всего мы должны знать: [Маханджанаяна готар сапанта], если какой-то ачарий говорил об этом, то мы тоже говорим, если он не говорил об этом, мы не должны говорить об этом. Это этикет. Мы не должны говорить: «Ну-у-у-у знаете, ли Шикха Свами, не приемлемый комментарий», «Но мои комментарии очень хороши». Ну Махапрабху тогда сказал: «Это просто проститутка, мы должны быть очень осторожны, в нашей линии мы очень осторожны, очень строго всему этому следуем». Если ачарьи не поднимали какую-то тему, мы не разбираем её, потому что это опасно. Опасно – это Карма-гьяна, и мы не хотим погружаться в эти проблемы. И с мыслями просто читать стихи, просто с какой-то книги, мы должны читать комментарии. Просто читать стихи, ну для запоминания – это конечно ничего, но даже если вы пытаетесь узнать так много санскрита, тем не менее, знания санскрита недостаточно чтобы постичь сиддханту. Вы можете знать значения слова, многие, 100 разных вариантов перевода стиха.

00:29:46 Как этот стих, например, из Вишну-сахасанам: «[Шуклам барадарам Вишнум шачибаднам четыр буджам прасаннаваданам тъяет тсарва вигну упашанте упашанте, пашанте]». Первое значение – Шуклам барадарам – тот кто одет в сияющие одежды, Вишну – значит «тот кто повсюду», шачибандам – значит «тот кто имеет очень приятное, красивое лицо», четыр буджам – значит 4-рукая форма. Прасаннаваданам – улыбающееся лицо, тъяет – значит медитирую на кого, тсарва вигну – значит все проблемы, все трудности, упашанте – уходят прочь. Итак, то есть что это значит? Вишну значит, верховный Господь, описание его. Так же можно сказать: «[Садва вигну упашанте]» - то есть это Ганеш, и тахивада – то есть, так же можно сказать что это дахивада – печенье, то есть. Значит дахивада, что это такое? Дахивада – это солёные печенья, которое хорошо пропитано в йогурте.

00:30:48 Это Пенджаби блюдо. Итак дахивада, вы можете взять это слово, слово, можно сказать что этот стих описывает, дахивада шуклам барадарам – цвет белый вы видите дахивада там, поверх дахи, то есть белая одного цвета, Вишну повсюду, повсюду, где угодно можно найти это печенье солёное Вишну. Итак, Вишну повсюду, Вишну значит пашанте от Вишну, тот кто находится повсюду, зовётся Вишну, именно поэтому зовётся Вишну. Он находится повсюду, так же это печенье, оно тоже повсюду продаётся, шуклам барадарам Вишну. Шачибаднам – цвета Луны, конечно, дахивада – она, она как Луна сияет йогуртом. Чатыр буджам – 4 слоя, поверху йогурт, там прожаренный дал, а внутри солёная субстанция, и поверху ещё йогурт и то есть, чатыр буджам прасаннаваданам – как только вы начинаете о дахивада, сразу вдохновляетесь: «О! Такая, прасаннаваданам дея тсарва вигну упашанте» - если у вас живот болит, то поешьте тахивада и сразу все проблемы уйдут. Итак, Вишну сарвамсагнам прославление дахивады, можно и так сказать. Такова проблема санскрита. Но мы должны слушать, находясь в ученической преемственности в этом суть.

00:32:19 Просто, если кто-то приходит и даёт классическое объяснение, что такое Бхагавад Гита, то совсем не нужно это делать. Политики пишут комментарии к Бхагавад Гите, если вы прочитаете, то вы станете политиком. Рикшавала пишет комментарии к Бхагавад Гите, вы станете Рикшавала. Вот в чём вся суть. Если бандит напишет комментарий к Бхагавад Гите, вы станете бандитом и если преданный напишет комментарий к Бхагавад Гите, вы почитаете и станете преданным.

00:32:47 Итак, этот Нирукти, очень важный. Словам даны очень такие чёткие значения. Иначе мы в разные иллюзии попадём, мы никогда не должны, не читать, мы никогда не должны читать стих, пытаясь понять, это на уровне санскритского нашего знания. Мы должны понять стих, через мнение ачарьев. То что он говорит, это самое важное! Поскольку там и дашедурлапам адурлавам атма бхакта [неразборчиво] – изучая Веды сложно понять, на уровне знания суть сложно понять Веду. Просто одно бхакти, то есть просто предаваясь Кришне с преданностью, можно понять, кто эти ачарьи, предавшиеся преданные, поэтому мы должны слушать как они объясняют, что они говорят. Именно поэтому, Прабхупада назвал свою книгу, Бхагавад Гита – как она есть, именно каково настроение у Кришны, когда он говорит все эти стихи в Бхагавад Гите, и наша Бхагавад Гита, даёт вам то же самое умонастроение. Кришна говорит: «Предайся мне», а Прабхупада пишет: «Предайся Кришне».

00:33:54 Но великий мыслитель, знаменитый философ, доктор Радха Кшанту пишет в комментарии Кришне – «Предайся мне», разве Кришна говорит? Нет, не Кришне, но желудку Кришны, вот в чём проблема. Мама ми мне, то есть мамай камшернам – предайся мне. Они говорят: «Нет, нет, нет, чему-то другому, почему?», Кришна говорит – мне, значит Кришне. Именно поэтому нам необходимо правильное понимание Нирукти. В Веданте сказано, Веды есть 6 ханг. Первая называется Шикша. Шикша – значит фонетика а,б,в,г, д. Далее Вьякарам – грамматика, третье – Чандра. Чандра – значит ритм. Далее Джйотиш - астрономия, далее – Кальпа – ритуалы, и далее – Нирукти – то есть вывод. Так изучают Ведические книги.

Нирукти – очень важно

00:35:13 Это называется Веданги. 6 частей Ведических знаний. Итак, Нирукти – очень важно. Каждый человек может знать грамматику алфавит, ритм, как вычислять, всё, может совершать ритуалы, но он должен знать значение всего этого, в каком контексте всё это происходит, и это называется Нирукти. Если вы разделяете Веды, на 6 частей, то одна большая часть является Нирукти, там просто объяснение, что к чему, это не ктишурти, это очень важно. Нирукти – это очень важно. Но вообще, люди в противном случае склонны прийти к какому-то среднему мнению, конечное значение, какое-то другое. Скажем, например, Кришна говорит: «Никта Сита матпара тесья прагъя практичур, юкт асита макпара» - юкта – значит – соединённые, асита – значит, всегда находишься в этом положении, макпара – значит – всегда зависящий от меня, матпара , но если вы не понимаете этого значения, юкта асита макпара, также можно перевести как, и кто-нибудь другой может по другому интерпретировать это значение. То есть мат – значит – это единая душа, которая находится в разных телах, то есть нужно погрузиться в себя. И можно чётко Бога вызвать, и вообще выкинуть, приняв это значение. Пара - значит также, кто-то другой может [стоить]. Матпара – значит, юкт асита матпара, матпара – значит – всегда связанный с Кришной. А кто не связан с Кришной? Все связаны с Кришной, так что не надо ничего делать, вы уже имеете связь с Кришной.

00:37:03 Кришна говорит: «Все неотъемлемые части», но здесь, макпара значит – завись от меня. Ты должен зависеть от Кришны. Готтрипта паранамката. Один аспект преданности, в том, что мы принимаем Кришну, как поддерживающего и защищающего. Так что не так уж запросто можно написать комментарии к авторитетной книге. Если человек не получает наставлений из сердца от сверхдуши, и если человек не инициализирован предшествующими ачарьями, делать он это не должен просто: брать книгу и писать комментарии. У него проблемы, в конце концов, будут как вся эта история с солёным печеньем дахивада, вы будете думать: «Да, вот это прославление печенья!» никакого Вишну вы потом не найдёте там. Это очень важно: У Вед есть 6 анг, и одна из этих анг – это Нирукти. Итак, у нас есть наша грамматика, у нас наш собственный Вйакарана гаудия вайшнавов сампрадайя – называется Харинам Амрита Вьякарана.

00:38:08 Когда Махапрабху был возбуждён вернувшись с изгнания, ученики у него спрашивали о грамматике, грамматические какие-то вещи спрашивали. И он говорил: «Ой! Это Кешава, а это Матрама, а это Говинда, это Ачьюта, это Нарасимгха». И ученики его: «Что случилось? Немножко сошёл с ума», и они пошли жаловаться своему учителю. Но на самом деле это было удивительно, удивительная грамматика, это Махапрабху в таком бессознательном состоянии, он давал прекрасную грамматику. И если вы утром придёте в деревню, в 11 где-нибудь, Бхактиведанта гурукулы, вы услышите, что-то поют мальчики, и они на самом деле, это Харинамамрита Вьякани, они учат. И все грамматические эти моменты, объясняются через Кришну. У нас есть наш Вьякаран. Шикшу конечно изучить, некоторые из нас правда уже немножко пожилые, так сказать и возраст у нас слишком большой, но для мальчиков это как раз. Для нас это Бхактиведанта Нирукти, в книгах даётся дословное значение. Значение каждого слова: «В этом контексте, это слово – значит – это» и так далее. Кто-то другой приходит и говорит: «Когда Кришна говорит, что вот карма, карма нева адикаре стей мапхали шуки даченаюн» - объясняет значит. Исполнять свой долг – значит так перевести.

00:39:42 Если он говорит о таком? Например, дело в том, что Кришна говорит: «[Матьтасамъесту ками] – ты должен это делать для меня, и не надо заявлять, что ты обладаешь какими-то правами на результат». Если человек просто [карма нева адикаре стей]- в Индии, любой, любой, когда что-то там делает он [вирт карма полеш ], а полеши сдашити, как насчёт следующего стиха, после этого? О! Не знаю, какой такой стих? Я только первый стих знаю, итак люди,пребывают в иллюзии, «я совершенно уверен, да, я знаю Гиту!», Кришна говорит: «Долг исполняй», я там свой долг исполняю. Какой такой долг? Ведь человек различное говорит, сандарма, тетатета. В нашем дословном переводе, Шрилы Прабхупады говорится – Дхармам – долг изначального положения, и он говорит: «Если человек не знает, своего изначального положения он не может знать долга своего». В то время, отождествление и долг. И в содействии с, моё, например, положение – учитель, мой долг – учить. Если бы моё положение было бы, скажем, домохозяин – я бы занимался, там домохозяйством. Вы должны знать, кто я, чтобы знать, что вы должны делать.

00:41:01 Итак, кто вы? Слуга Кришны. И что вы должны делать? Вы должны служить Кришне. Каков ваш долг? Служить Кришне – мой долг. Зачем? Потому что я душа, а душа – слуга Кришны. Я не брахмана, ни кшатрия, ни шудра, ни индиец, ни американец, я – слуга Кришны, и значит служить Кришне – мой долг. Если человек думает – «Дхарма, если дхарма – значит, дело в том, чтобы знать это, нужно знать сварупу, что такое сварупа?». Дживара сварупа хой Кришне нитте дас» – это всё важно, значение слова свадхарма – изначальный долг. Долг в соответствии с изначальным положением.

00:41:43 Итак: большую работу проделали великие ачарьи дафнам. Конечный плод в конечном счёте. Просто должны правильно переварить так сказать, чтобы не было никаких несварений. Чем значения этих 14 книг. 14 книг – это 14 классификаций. Это мы будем рассматривать опять же. Потом будет у нас класс однажды. Там будут листья, ветви, и плоды иллюзорного дерева, и потом после этого у нас будет лекция, которая называется – «Реальное дерево, настоящее дерево в духовном мире, и плод этого дерева – Шримад Бхагаватам». И на этой лекции, мы будем рассматривать эту тему, и мы найдём ещё одну карту. Она подготавливается, и там мы будем объяснять конкретно. Как эти разные философии, религии появились. Мы уже обсуждали это в принципе в нескольких лекциях, но мы, так сказать, более подробно, возьмёмся за это. 14 разных классификаций книг существует в Ведическом образовании.

00:42:45 Прабхупада перечислил это в Бхагавад Гите, в комментариях есть Веды и так далее, Веданги, Итихасы, книги по Ниттья Шастрам и так далее. Это разные классификации. Скажем если вы хотите библиотеку завести вы должны классифицировать книги, в соответствии с этими 14 темами, Прабхупада даёт список, как классифицировать книги по Ведическому знанию.
Какойто вопрос, Да?
Что касается секции самбандхи, опять вы можете увидеть там гьяна-йогу. Что касается абхидеи, то там вы можете найти Кшетра-шетрагья, вибхара-йогу. То есть пятую главу. Прабхупада называет эту главу – Природа наслаждающегося сознания. И оставляет так. Другое название – тхьяна-йогу он так и оставил – тхьяна-йогой. Тема медитации в этой главе. [Кешчаба Вишну] – Арджуна спрашивает где-то в Бхагавад Гите: «Как можно о тебе думать?». И в этой главе, скажем, чётко объясняется как думать об абсолютной истине.

Аштанга-йога

00:44:19 Кришна начинает объяснять аштанга-йогу. Поскольку тхьян – это обычно тема йогов. Йоги занимаются медитацией, то есть тхьяна-медитация. И он говорит о медитации Кришна начинает с этого: «Йоги занимаются медитацией». Как делать невысокое, ненизкое место, нужно там положить кожу оленя, кусок ткани, сесть там. И ум не должен колебаться, как, нужно смотреть на нос, здесь открывать, потому что здесь увидишь всё, закрывать нельзя, заснёшь, и полуприкрыв глаза, и так далее, всё это он объясняет. И потом Арджуна говорит: «Эй! Баба – это слишком для меня, я ум свой не умею контролировать, [я у Кришны, чанчалатхиманат Кришна]». Очень сложно ум контролировать. И тогда Кришна говорит: «О! Использую определённую Веду ты можешь контролировать свой ум». И тогда он говорит, что соответствующий метод. Соответствующий метод значит – стань преданным моим. Йоги нам описали: «[Вайшамадхи таянанда ратманам] – тот кто всегда думает обо мне, тот кто всегда следует мне – величайший йог».

00:45:29 Итак, он даёт эту йогу, Арджуна конечно говорит: «Нет, невозможно», потом он говорит: «Ах, невозможно, тогда сделай вот так», «Как?», «Предайся мне, стань моим преданным!», то есть, кажется, что Кришна говорит об аштанга-йоге. Но на самом деле, он не говорит об аштанга-йоге. Просто поднимает этот момент, чтобы Арджуна отверг. И затем Кришна скажет что, у нас есть, такое йога? Что такое йога? Это Бхакти. Это проявляется в этом классе, когда мы будем говорить, о том, что Бхакти – единственное послание Бхагавад Гиты, там мы будем говорить об этом. Это фактически обзор самбандхи.

00:46:09 Далее – абхидея. [В фактор эговья] Кришна сказал, что – «Ты не есть это тело, ты - душа». И в 7 главе он также говорил, что «Ты неотъемлемая моя часть», мы говорили о том что ты шитрагьядного тела и так далее. Но вот, дальше он начинает подробнее объяснять в 13 главе: «Ты наслаждаешься полем деятельности в одно, [когда я] наслаждающийся полем деятельности во всех телах». И он объясняет – кто такой наслаждающийся? Наслаждающийся – это Кришна. И в 5 главе Кришна говорит, об этом подтверждает он говорит: «Бхоктарам Вега этосан сарва лока махешварам» - я наслаждающаяся, здесь он даёт более подробную информацию, то есть это к вере: «Ты – тело, ты в теле и ты наслаждаешься, я тоже в этом теле, я в любом теле, и я знаю тела всех» - «[Сарва кшетра эшупарата] – ты должен знать, что я – есть кшетра-гья, я – тот кто находится в сердце каждого». Таким образом, он даёт определённую информацию, об определённом моменте.

00:47:14 Хотя идея, о том чтобы разделить эти главы на 3 классификации, просто для того, чтобы как-то, для того, чтобы поместить их на определённую полку, то есть, что-то объясняется во второй главе и когда вы доходите до 17 главы. До 16 главы, то эта информация там даётся более подробно. То есть это, например, в 4 главе говорится. Говорится, что всегда нужно «думать обо мне» - Кришна говорит – «И таким образом медитировать, человек должен постоянно медитировать на меня». А потом вы открываете 6-ю главу и там даётся определение, что такое йога, и как нам пытаться медитировать и что это невозможно, и что это очень сложно, и нужно просто «зависеть от меня и стать моим преданным» другими словами. С первой до последней страницы Бхагавад Гиты, Кришна проповедует всего лишь одну тему. Что за тему? Бхагавад-карму. Он говорит только о преданности, он не говорит о чём-то другом. Он говорит только о преданности. Он с самого начала сказал: «Слушай меня, и сражайся», что в конце произошло, Арджуна послушался его и стал сражаться. Всё очень ясно. Мы никогда не говорим, там что-то одно там, он просто, он никогда не будет говорить что-то другого, он говорит: «Слушай меня», и Арджуна что ответил: «Кришье вайшнам тва – я сделаю то что ты скажешь».

00:48:32 Сейчас Кришна сказал: «Делай как я говорю», Арджуна сказал: «Ах, ты, вот то, это, там пятое – десятое», он сказал много всего, и потом разобрав всё это, уже пытаясь спрятаться куда-то там. В конце концов они пришли к заключению: «Кришна – Бог, Арджуна – преданный, в конечном счёте слушай меня». И Кришна говорит: «Атача ситатаккура – делай что хочешь, я всё объясню». Арджуна говорит: «Что ты имеешь в виду, что я хочу? Нет! Что ТЫ хочешь? Каришия вачанам тарам – я сделаю, то что ты говоришь, я буду исполнять твои слова». А какой смысл исполнять слова? – Бхагаван а?. Такой процесс называется – бхакти. Таким образом есть классификация. В середине всегда ставим колонку – прайоджина. Кришна объявляет: «Атапаратарам данья». И вы можете на эти абхидеи, то есть там, ум, разум, ложное эго и так далее. Это моя отдельная энергия. К отделённой энергии он даёт определённое описание – процесс. То есть и в другом месте, Кришна говорит: «Матмана баума дутка» - стань моим преданным и так далее и тому подобное. Он говорит об этом. А ещё где-то он даёт более подробное описание того, как это делается: «Там киртанья тарам» - постоянно думай обо мне. Старайся с уверенностью действовать всегда, общайся всегда, получай наставления. И всегда преданные друг с другом советуются в преданном служении.

Вселенская форма Господа

00:50:05 И так преданный достигает блаженства Cознания Кришны. Есть разные виды проповеди в сознании Кришны. Как, например, в главе – Вишварупа. Вселенская форма. Вселенская форма дана для тех людей, которые не имеют любви в своём сердце, они не могут любить Бога, потому что они настолько материалистичны, и они настолько завидуют ему! И они просто страдают если их нет в этом Боге, и они как бы там ищут в описании, то есть - «В этом портрете так много голов, так много всего там, и так далее. И моя голова там тоже где-то вылазит! О, да!» - Человек думает: «Ну вот я тоже Бог как-то!». В этом вся суть, поклонения этой персональной, вселенской форме. И Кришна показывает эту форму, и Арджуна говорит – «Ах, ох, кто ты?». Они разговаривали, прошедшее там уже, 60, сколько там страниц, 600 страниц, и Арджуна вдруг спрашивает: «Кто ты?», так что вы можете понять, что происходит, если вы увидите вселенскую форму, если вы увидите вселенскую форму, вы забываете о том кто такой Кришна. Это подтверждается в Бхагавад Гите, и это произошло с Арджуной. Арджуна увидев вселенскую форму, забыл, кто это, кто он такой, и он спросил: «Кто ты такой? А Кришна говорит: «Вариш сарвахара шчихам» - а ты кто такой? Я – смерть. Даже, если вы пытаетесь пригласить вселенскую форму, кто ты такой? Ответ будет какой? Министерство Ямараджи, то есть, так никого кроме. Вариш сарвахара шчихам – я смерть.

00:51:30 А потом Арджуна говорит: «Так страшно, страшно, пожалуйста, прояви мне свою четырёх-рукую форму пожалуйста покажи» и Кришна показывает четырёх-рукую форму. А потом, после того, как он показал эту 4-рукую форму, Кришна, стал таким каким он был раньше, изначальным Кришной – двуруким. И потом он говорит: «Судур дашам» - очень сложно увидеть такую мою форму. Эта форма, которую ты видишь, её очень сложно увидеть. Таким образом: «Глава вселенской формы». Кришна там показал вселенскую форму, Арджуна попросил, просто, он сказал: «Не могу ли я увидеть вселенскую?», «Да, пожалуйста, смотри эту форму» и начал показывать, но Арджуна ничего не видел, потому Кришна сказал: «Я дам тебе», дилемма, то есть он сказал: «Я дам тебе Божественные глаза», это соответствует восприятию этой формы и духовное зрение. Кришна уже сказал: «Смотри, всё что ты видишь, что ты не видел, что ты слушал, что ты не слышал, и всё остальное, смотри – это во мне!». Арджуна ничего не видит, поэтому Кришна говорит: «Я даю тебе особые глаза, чтобы увидеть эту форму».

00:52:37 Таким образом кажется, что Кришна, он, так сказать.... нечто особенное есть что-то во вселенской форме, это нечто, самое особенное... Но в конце, Арджуна, говорит – «В этом нет ничего особенного», а – Кришна говорит: «Это не особенное», Арджуна просит, что-то особенное там, 4-рукую, ну он говорит: «Такой, какой я есть! Двурукая форма – это самая особенная форма, сидут даршан!». И он говорит: «Вот таким образом пойми, что всё исходит из меня», и каково конечное заключение? Последнее заключение 11 главы – «Кришна – источник всего» - таково заключение 11 главы. Это самбандха, которая даётся там. Что-то потрясающее показывается. Что-то яркое очень, пугающее, показывают нам, в конечном счёте подтверждается да, просто воспевайте Харе Кришна и будьте счастливы. Это называется самбандха. Информация по самбандхе. Какие-то другие вопросы по картам?
[Аудитория] Тут разговор про тантру. Я всегда думал, что тантра – это что-то ужасное с привидениями связанное.
[Атма Таттва дас] Ну, так значит, тантра.

Мантра, янтра, тантра – пояснения

00:53:45 Итак: есть мантры, есть янтры, и есть тантры. Мантра – [Трайатей мана ити мантраха] – мантра – это то что освобождает ум. Это называется мантра. Именно поэтому мы имя Кришны называем: Махамантра. На самом деле – это вообще не мантра, потому что это имя. Это просто имя: Кришна, Рама, Харе. Это не мантра. Потому что мантра имеет три части. Состаляющая мантры имеет три части, например, Ом Намо Шивайя. Этот Ом – называется семенем мантры – биджа. И Шивайя – называется – пинда – тело мантры и обычно это чьё-то имя, и далее, сочетание, то есть определённая эмоция. Что вы, хотите, с этой личностью? Вы бьёте по лицу или говорите – «Я – это ты», и так далее, что-то ещё? И так далее.. Итак, если этих 3 частей не присутствует, то фразы не считается мантрой. Просто какие-то звуки. Необходима определённая биджа – Ом. Все эти разнообразные звуки называются семенем. Далее – есть Пинда – имя, и далее есть определённые слова, что вы говорите, вы тоже зовёте. Ом – это как, так сказать код города, то есть поэтому вы должны набрать номер и сказать: «Алло» там и так далее, иначе просто бросят трубку если ничего не сказать. Если мы говорим – Харе Кришна, вы видите? Нет, никакого семени мантры. То есть, есть Имя, конечно, но определённых слов, в тоже время слов никаких не прилагается к этому.И просто мы говорим: Харе, так что это не мантра и кто-то начинает жаловаться: «Что вы инициируете, им всем мантру даёте?», можно сказать: «Мы никому мантру не даём собственно говоря, это вообще не мантра, это просто имя», но почему мы называем это Махамантрой? Придётся объяснить!

00:56:10 Почему? Потому, что она намакари багота ниджа сарва Шакти трапита нйамитас маханенакал – нет правил и предписаний, которые связаны, можно воспевать в туалете и воспевать в аэропорту, и можно даже воспевать в доме политика даже можно воспевать, нет никаких ограничений. Кришна никуда не уйдёт, просто потому что это какое-то плохое место, нет. Кришна говорит: «Я нахожусь в этом имени!». Кришна, Говинда – эти семена, Кришна – он не отличен от них, и что Его Имя делает с вами, когда вы воспеваете? Оно освобождает ваш ум, чей-то дар панамату. Таким образом – это мантра. Почему? Потому что освобождает ум, поэтому и есть мантра. И это не простая мантра, потому, что простая мантра, её нельзя воспевать в туалете! Вы не можете пойти в туалет, и читать там, Ом Намо Шивайя, вы в ад отправитесь! Слуга Шивы придёт, и проткнёт вас насквозь, и потом вас будет поджаривать в горчичном масле в аду, потому что вы не можете произносить его имя в туалете! Нет, но Кришна, Кешава, Мадхава, Ачьюта, Хари – вы можете воспевать где угодно!

00:57:18 У вас сын родился или отец умер, что угодно, вы можете воспевать, вы умираете, тоже можете воспевать! Можно всегда воспевать имя Кришны, в любом месте, в любых обстоятельствах, не только вы можете воспевать, а Гаятри, например, вы не можете воспевать громко, потому что всё испортится, эффекта не будет, но имя Кришна, так прекрасно громко воспевать, никаких предписаний. Итак, Махамантра – это мантра значит. Далее есть янтра. Янтра значит – определённая машина, то есть янтра авидани маяя здесь такой – «как находящийся в машине» - Прабхупада переводит это. Итак, янтра – значит – определённое оборудование, которое используется в поклонении, при воспевании мантры. Это называется янтра. И это может быть, скажем определённый, графический рисунок. И иногда, например, в это вписывают мантры, там здесь КЛИМ пишется, там и так далее, что-нибудь ещё, то есть, и вешают себе на шею. Вы увидите, некоторые люди, вешают себе на шею, они никогда ничего не воспевают, просто носят это при себе. Это называется янтра. Вы видите, вот у божества, Нарасимхадева в Маяпуре, там стоят 2 больших таких квадрата – медных.

00:58:41 Первая – это Сударшан янтра, второй – Нарасимгха янтра. Итак, Нарасимгха мантра там вписана и есть рисунок его планеты, на которой он живёт, как карта такая, и там знаки симгхи вписаны, и Шалаграм также янтра считается, и божество тоже, в принципе, считается янтрой. Это определённая пахапаратура, через которую поклоняются Богу, и далее, Тантра есть. Тантра – значит – метод. Тантра – это метод. Не пугайтесь услышав слово Тантра. Тантра – это не привидение. Конечно, есть тантры, которые позволяют иметь какие-то отношения с привидениями, но, не все тантры, привидения. Вот например, в больнице – это не смерть, то есть люди умирают конечно в больницах, но это не значит, что, если вы в больнице, то вы умрёте. Итак, тантра – это определённый метод, который позволяет совершать церемонию поклонения, медитации, или Пуджи, Архишека, всё что угодно, это называется Тантра. И Панчаратра, эти писания, в соответствии с которыми мы поклоняемся, называются, вайшнава-тантра. Вайшнавское поклонение. Метод вайшнавского поклонения. Это писание Панчаратрики, и в Ведических.

00:59:51 Ведическая линия, там есть, Вайдика, и Тантрика – есть два основных момента. Господь Шива – основатель всего, что связано с Тантрикой. Потому что он благожелатель всех привидений и так далее, всяких разных карликов, кинаров разных, странных живых существ, он ведь их Господин, и он дал им Тантрика Шастру, которая позволяет им поклоняться разным Пати. Эта система называется Пашупати. Я не знаю, зачем я вам, собственно говоря, всё это рассказываю? Это будет в другой лекции. Это вот в общем – Тантра Шастра. И в этой Шастре, в любой Шастре, например, если вы, то есть в любой партии, например, если вы правое крыло, также в Тантрах есть левое, правое крылья, вамупага – например, левое крыло – это как убивать людей, там и так далее. Как разрушать, чтобы кровь из них текла, и так далее, всякая разная глупость. Это обычно люди и принимают за Тантру, то есть, Тантра буквально вообще, означает – процесс и всё. То есть, например, американец, в Индии они думают, что это ЦРУ сразу, но они конечно тоже американцы. Но не все американцы из ЦРУ. Что-то ещё? На самом деле, у нас время уже вышло, времена ратити. Итак, все слова – сантхьярати.

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 02 January 2015