Высшее совершенство
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:15 (Ведущая) Добрый вечер, дорогие радиослушатели, наша вечерняя программа начинается. Олег Геннадьевич Торуснов, в прямом эфире, развитие разума, часть седьмая. Здравствуйте, Олег Геннадьевич!
Добрый вечер.
(Ведущая) Итак, можно, я думаю, приступить, как то мне было бы очень трудно напомнить нашим радиослушателям на чем мы остановились, так как я не профессионал в этой области.
Мы остановились на том, что мы сейчас рассматривали вигиана-майя кошу, то есть аспект сознания, при котором наша психическая энергия погружается в основном в деятельность такого достаточно высокого порядка, при котором ум взаимодействует с разумом и человек стремится к постижению истины, то есть занимается самосовершенствованием, изучает этот мир окружающий. В целом, мы изучали аджна-чакру, это чакра, которая связана как раз с [гиана-майя] кошей, вигиана-майя кошей, то есть с деятельностью разума и с деятельностью ума.
00:01:30 Сегодня мы будем говорить о самом высоком состоянии сознания, при котором человек достигает блаженства, то есть он испытывает огромное счастье, исходящее от сверхдуши постоянно, потому что его сознание обращено на сверхдушу, и в этом состоянии сознания достигает максимального совершенства. Как мы знаем, наше совершенство означает испытывать счастье и испытывать огромную любовь ко всем окружающим людям, что, в принципе, одно без другого невозможно. Таким образом, мы сегодня будем говорить о высшем совершенстве, о тех людях, которые стремятся к совершенству, о том, как это правильно, неправильно делать и т.д., какие есть пути и способы.
00:02:19 прежде всего, я хочу сказать, что когда человек… То есть, есть такое произведение «Упанишад», ведическое, есть аллегория такая, что на дереве тела (тело рассматривается как дерево) сидят две птицы. Одна птица смотрит на плоды, то есть стремится достичь счастья в этом материальном мире, это душа, это птица-душа. И она стремится клевать эти плоды, а эти плоды сначала имеют сладкий вкус, но потом, когда она клюет поглубже, то они становятся горькими. То есть любое наслаждение в материальном мире, оно сначала очень привлекательное, потом оно становится очень горьким и противным, неприятным, приносит страдания. А вторая птица – это сверхдуша. Она сидит рядом с первой птицей и смотрит на нее. И она ничего не клюет. Потому что она знает, что клевать там нечего. (Смеется). Что надо направить взор куда-то в другое место, то есть на самом деле сверхдуша, она самоудовлетворена, она самодостаточна, она испытывает счастье внутри себя и ей не интересен материальный мир, она ждет, когда душа посмотрит на неё, и она, на самом деле, дает ей силы, сверхдуша дает нам силы, для того, чтобы жить в материальном мире.
00:03:47 Оказывается, сама душа не может взаимодействовать с материальными энергиями. Имея духовную природу, она здесь не может ни за что ухватиться, она не может даже пошевелить пальцем, на самом деле, то есть она может только желать. Само желание жить, оно рождает такой уровень, такое понимание, само желание жить означает сразу что сверхдуша дает нам возможность жить. Но дает в соответствии с нашей кармой. Само желание жить, оно оформлено в какую-то психофизическую структуру. То есть, допустим, некоторые души в соответствии с их желанием жить попадают в тела камней, другие – в тела деревьев, третьи – в тела животных, четвертые – в тела людей, пятые – в тела высших существ.
00:04:41 То есть все зависит от того, как желание жить оформлено. Если оно очень эгоистично по природе, совсем эгоистичное и тупое, то тогда в жизни камни происходят, то есть зачинаются, развиваются драгоценные камни. Дальше, если желание жить имеет такую природу сна, то душа рождается в растении, если желание жить имеет природу такого эмоционального восприятия мира, то душа рождается в животном. И если душа имеет желание жить, связанное с постижением истины, то она рождается в телах разумных существ, и если душа обрела, очень много благочестивых поступков совершила в этом мире и много благочестия, и имеет благородную природу, желание помогать другим, то есть желание жить не для себя, то она рождается в телах полубогов, высших живых существ, которые помогают другим, они управляют этим миром¸ то есть они не живут для себя, они [неразборчиво, музыка] на благо всех живых существ.
00:05:54 Таким образом, в соответствии с нашим желанием жить мы получаем то или иное тело. И в «Упанишад» описывается, что эти две птицы сидят на дереве, и пока душа не повернется к сверхдуше, она будет испытывать то сладкий, то горький вкус, сначала сладкий, потом горький, живя в этом материальном мире. А если душа поворачивается к сверхдуше, то она обретает очень высокий уровень счастья, появляется сильное счастье, ощущение счастья, и это ощущение счастья ни с чем несравнимо. То есть в этот момент включается деятельность сахасрара-чакры, это самая высшая чакра, находится в области макушки. Она, во-первых, управляет всем телом и умом, она имеет тысячи лепестков, как описывают ведические знания, и каждый лепесток означает определённый вид жизни. То есть не вид жизни, а вид деятельности тела и психики.
00:06:56 Таким образом, этот центр психический управляет всеми функциями организма и направляет их жизни как бы определённый вид деятельности, как разум управляет всем. То есть там находится разум, в этой сахасрара-чакре, духовный разум. Но также там находится материальный разум, то есть материальный разум – это фактически орган психический, который стремится наслаждаться этим миром, то есть его понимание счастья – это счастье внутри этого мира. Духовный разум направлен к сверхдуше. Сверхдуша дает энергию духовному разуму, а тот уже дает энергию материальному разуму, так энергия приходит в психику, в наш организм. То есть вот эта энергия счастья, она всегда с разумом связана. То есть мы не можем просто так испытывать счастье, разум вовлекается в этот аспект, и он санкционирует нашу деятельность. У животных это происходит автоматически, то есть разум находится в невежестве и он подчинен чувствам.
00:08:05 То есть чувства всегда управляют процессом, чего животному захотелось, туда его и понесло. Иногда у людей так происходит, что люди теряют самообладание и идут на поводу у чувств. У женщин, кстати, это чаще бывает. Поэтому женщинам советуется, чтобы кто-то был старший у неё, чтобы советовал, как себя вести, потому что чувства часто завладевают разумом, а разум имеет изменчивую такую природу, и если чувства завладели, то женщине трудно понять, что делать. Если она, допустим, независимо начала себя вести, то она приобретает, её психика приобретает такое очень динамичное свойство, то есть она может оставить семью, уйти от мужа, или с работы убежать. То есть такая психика очень неустойчивая в этом плане, поэтому женщинам советуется как-то слушаться старших. Если муж, допустим, недостаточно такой, развитый, то хотя бы чтобы отца слушать или ещё кого-то там. Кто-то должен быть.
(Ведущая) Авторитет.
Да. Должен быть человек, которого бы женщина в трудную минуту слушала. Пусть даже женщина, разумная, у которой боле устойчивая психика. С возрастом у женщин психика становится более устойчивая. Если она, допустим, жила в семье все время, не одна.
00:09:39 У одиноких женщин часто бывает с возрастом наоборот, психика ещё более неустойчивую природу имеет. Сахасрара-чакра, высший центр психический, больше развит у мужчин. А аджна-чакра больше развита у женщин. У женщины очень сильный ум, поэтому у женщины очень сильная чувствительность, интуиция и т.д. Но если женщина не направляет свою интуицию в русло разума, то она может приобретать свойство страха, допустим, ложные предчувствия могут быть, то есть женщина чего-то боится, но этого на самом деле нет, то есть интуиция может работать и в правильном русле, и в неправильном, в зависимости от устойчивости разума.
00:10:21 У мужчин тоже есть проблемы, потому что мужской разум, хоть он и устойчивый, но он имеет природу привязываться к нежелательным объектам. То есть мужчина живёт концепциями, и если он выбрал неправильную концепцию счастья, то его очень трудно свернуть. В этом плане женщина имеет колоссальное преимущество, потому что, допустим, в нашей культуре, когда в основном люди живут неправильно, и все стремятся к чему-то не тому, большинство людей, 90 процентов, женщины имеют преимущество. Почему, потому что они имеют подвижный разум, разум меняет свою направленность достаточно быстро, и, допустим, женщина очень склонна через уши принимать истину, мужчина на своем опыте склонен познавать мир. Поэтому женщина – она слушает и слушается. То есть ей говорят: «Вот так надо, спиртное не надо пить, это очень вредно для судьбы». И она не пьет, она слушается, и в результате женщины, можно видеть, более благочестивы, чем мужчины, в большинстве своем. Женщины ходят в храмы часто, они меньше курят, меньше пьют, хоть и деградация женщин касается тоже, но все равно, в меньшей степени, чем мужчин.
00:11:38 Это связано с тем, что мужчины любят на полную катушку как бы карму отрабатывать, им надо до ручки дойти, прежде, чем что-то понять, куда двигаться дальше. То есть мужская природа такая очень стойкая, не динамичная, в плане разума, сахасрара-чакра очень целенаправленно работает в мужском теле, и поэтому мужчины не способны так быстро менять своё понимание вещей. Но если мужчина принял правильную точку зрения, то он быстро развивается, гораздо быстрее, чем женщина прогрессирует.
00:12:14 Поэтому, соответственно, природа так устроила, что мужчина нужен женщине, женщин нужна мужчине. Но бывают такие люди, которые уже не нуждаются в этой взаимности, потому что они достигают высшей природы, то есть когда человек способен свой высший психический центр, сахасрара-чакру направить на высшую истину, на сверхдушу, то в этом случае он становится самодостаточным. Такого человека Веды называют [?], то есть человек устойчивого разума. И устойчивым разум может быть только в одном случае, когда человек увидел сверхдушу. Фактически в этот момент огромное счастье приходит в сердце, когда человек начинает видеть сверхдушу, он чувствует, в чем заключается смысл жизни. Он понимает тот настрой психический, то состояние, в котором нужно жить, понимает смысл жизни, он перестает бояться смерти, перестает стремиться к материальным объектам счастья. И он естественным образом отрекается от всех благ этого мира и становится аскетом, то есть отреченный образ жизни начинает вести.
00:13:39 Может ли женщина войти в такое состояние? Может, гораздо реже. Женщина может очиститься, выполняя свои обязанности в семье, и потом, в пожилом возрасте, перед людьми в целом. Мы знаем, как мать Тереза, допустим, она выполняла обязанности перед обществом, была матерью для всех. И тоже в этом случае она обретает состояние высшей любви. То есть мужчина больше склонен воспринимать мир как ощущение счастья, а женщина, у нее другие чувства, она воспринимает мир как любовь и дарит всем любовь.
00:14:26 Таким образом, можно понять, что это особенное такое состояние жизни, оно называется ананда-майя, «ананда» переводится как «блаженство, счастье», и человек, который достиг этого состояния, он неотрывно созерцает в своем сердце сверхдушу, то есть его сознание направлено полностью внутрь. Мы говорили как-то, что есть наружное сознание, есть внутреннее сознание, то есть если чувства направлены только наружу, то работает наружный канал, поток, читанади. В этом случае мы ищем счастья только снаружи. А читанади – это канал, в котором находится ум, психический канал, он может быть направлен наружу и внутрь. Мы говорим: человек, сознание человека направлено внутрь или наружу, это не совсем то же самое, что интроверт и экстраверт. Интроверты, часто, в обычном понимании слова, означают замкнутые люди. Но на самом деле человек внутреннего сознания он не замкнутый, он открытый для всех, просто он счастье не ищет снаружи, он ищет счастье внутри себя. Самодостаточный, таких людей называют самодостаточный. То есть он лишается ощущения голода, холода, жары и т.д., то есть так как сознание постепенно сворачивается все больше и больше внутрь.
00:15:58 Чем больше оно сворачивается, тем меньше человек испытывает страдания от внешнего мира. Если он, допустим, сознание свернулось на уровне тела, до тела дошло сворачивание, то есть чувства ушли снаружи, то человека перестает волновать внешний мир. Первое, что он чувствует, что ему не нужна семья. Он чувствует: ему нужно жить, созерцая Бога, думая о Боге. Он не беспокоится, где ему жить в это время, в таком состоянии, не беспокоится о том, как к нему будут относиться окружающие люди, он не думает о работе. Следующий уровень – когда сознание тела уже не так сильно, в теле оно нет так сильно функционирует материальном. В этом случае человек уже пренебрежительно относиться к жаре, холоду, голоду и т.д. Он ест из чувства долга, голод не может его победить.
(Ведущая) Просто для того, чтобы поддержать тело.
Да, голод его не может победить, потому что человек настолько счастлив, что ему некогда голодать.
00:17:16 Мы можем знать, что когда очень сильно много счастья испытываешь, человек в состоянии счастья забывает поесть, забывает поспать иногда даже.
(Ведущая) Да. Да.
То есть он настолько счастлив, что он не может заснуть даже и кушать не хочется. Вот представьте, что это ощущение счастья, которое мы можем испытывать, оно в десятки тысяч раз меньше, чем человек, который находится в этом состоянии глубокого психического транса. Это состояние называется [неразборчиво], то есть человек испытывает такое состояние глубочайшего счастья. Оно описано в Ведах, есть признаки этого транса, некоторые люди пытаются имитировать. Веды описывают, что в состоянии транса психического человеку все равно, то есть он не воспринимает ничего вокруг, он может в луже с испражнениями лежать и чувствовать огромное счастье. Люди, которые имитируют, они не падают в лужу с испражнениями, они падают в чистую землю, на лавочку там и т.д. (Смеется) В состоянии транса так называемого, испытывая так называемый транс, они все-таки контролируют ситуацию.
00:18:22 Но люди, которые испытывают настоящий транс духовный, они могут лишиться чувств, но при этом они не думают о том, куда они падают, где они находятся, у них нет восприятия этого. Но бывает так, что [неразборчиво], этот транс психический, имеет контролируемую природу, то есть человек контролирует ситуацию внешнюю, он понимает, что происходит с ним вовне, как-то живёт в этом мире, но при этом очень глубоко направлены чувства внутрь, и он живёт внутренней жизнью. Насколько много таких людей? Я думаю, что таких людей очень мало сейчас в этом мире, очень мало. Может быть, на сотни тысяч человек один. И такие люди обычно живут в монастырях, в чистых местах, можно встретить.
(Ведущая) В горах.
Монастырь, горы, какие-то такие нетронутые природные места уединения, да. Это может быть Гималаи, или горы какие-то другие, где очень мало людей. Такие люди, им очень мало нужно кушать, у них практически нет никакой потребности в еде. Они могут есть, допустим, полстакана молока в день, вот так. Или вообще не есть, мы знаем, сейчас даже обычные люди пытаются не кушать, не понимая, что это возможно только на этой стадии сознания.
00:19:45 Действительно, человек может питаться просто ароматами запахов, которые исходят от пищи даже, и он может получать воду просто находясь в водоеме там, просто купаясь в водоеме, кожа всасывает влагу. Это все правильно, так возможно, и даже некоторые обычные люди могут достигнуть такого состояния, им надо там часа два в день нюхать пищу, чтобы насытиться как-то. Вот, очень мало нужно еды. Такие люди обычно не работают, они живут дома и занимаются медитацией. Это уже как раз приближение к этому уровню сознания, они себя вымучивают, пытаются как-то не есть, и, в конце концов, некоторые из них заболевают, а некоторые добиваются того, что способны в это состояние войти. Но просто отказавшись от пищи человек не может достигнуть психического транса духовного. Для этого нужно очень много понять и психика должна перестроиться в этом направлении. Некоторые люди настолько греховны, что они не могут взять сразу и стать святыми. Для этого надо очень долго очищаться, совершать какие-то дела, пользу приносить людям.
00:21:01 Поэтому для большинства людей это не тот путь, что они прям взяли и отреклись и все, и они достигли духовного счастья, транса. Этого ему не позволят грехи. Грехи – это такой слой психической грязи, который находится между умом и материальным разумом и сверхдушой. То есть человек сквозь этот слой не может увидеть счастье, оно искажается через эти грехи, приобретает совсем другие оттенки, то есть сверхдуша дает энергию счастья свою, но человек её воспринимает совсем иначе, он воспринимает через призму своих грехов. В результате его понимание счастье имеет совсем другую природу, он неправильно понимает счастье. Но есть разумные люди. Что значит разумный человек? Разумный человек – это тот, кто подчиняет свой разум кому-то. Признак разумности: разумный не тот, кто понимает, как правильно жить, это уже просветленный человек. Просветленному человеку не нужны советы, он сам чувствует и понимает, как жить. Но в основном все люди считают себя просветленными, и все люди считают, что они чувствуют и понимают, как надо жить правильно. (Смеется)
00:22:14 Но проблема заключается в том, что просветленный человек отличается от непросветленного, у него есть определённые отличия. Его ум всегда в равновесии находится, никогда не выходит из равновесия, он испытывает постоянно удовлетворение в самом себе, этот человек ни в чем не нуждается, никого не укоряет. Он всем желает счастья, испытывает счастье, любовь от всех окружающих людей, он видит всех как души, даже растения, он никому не желает зла, и ни к кому не привязан. Такой человек довольствуется малым, то есть у него есть определённые признаки даже на лице, то есть у него блаженное лицо. И если человек, который, допустим, не достиг такой стадии, он делает из себя блаженного, то это смешно, это выглядит просто смешно, для людей, которые изучали ведическое знание, просто кажется смешным.
00:23:11 Надо просто знать свой уровень сознания и жить в соответствии с ним. По-настоящему просветленный человек, он живёт по наитию, у него сверхдуша с ним напрямую контактирует, он знает, как жить, у него нет сомнений, он наполнен знанием, то есть он освящен знанием и знание озаряет его и всех, кто с ним соприкасается. Это не разумный человек, это уже просветленный человек. Разумный человек – это тот, кто живёт разумом. Это вигиана-майя коша, это уровень сознания, он соприкасается с высшей чакрой, высшим психическим центром, то есть смысл человеческой жизни человек ставит не на уровне ума, когда он хочет размышлять, запоминать и т.д., как-то овладеть этим миром информации. А смысл своей жизни человек уже ставит на уровне знаний, разума, то есть он хочет думать о том, что такое счастье, то есть высший смысл жизни искать, другими словами.
00:24:17 Его не удовлетворишь, ему, допустим, скажешь: «На самом деле, счастье – это покушать». Он будет думать: «Хорошо, покушать – это счастье, а есть ли более высокое счастье, чем покушать?». Такой человек размышляет. Ему скажут: «Сексом позаниматься». Он: «Хорошо, сексом позаниматься, это счастье, а есть ли более высокое счастье, чем сексом позаниматься?». Ему скажут: «Ну есть более высокая любовь между мужчиной и женщиной, она имеет более бескорыстную природу, её надо добиваться, стремиться и т.д.». «Хорошо, а есть ли более высокое счастье, чем счастье возвышенной любви между мужчиной и женщиной?».
(Ведущая) Ищущий такой человек.
Да. Ему скажут: «Есть! Это счастье самосовершенствования». Он скажет: «Хорошо. А есть ли более высокое счастье, чем счастье самосовершенствования?». Ему скажут: «Да, есть. Это счастье любви ко всем живым существам, к окружающим людям». Он скажет: «А есть ли более высокое счастье, чем счастье любви ко всем живым существам?»
(Ведущая) Все выше, и выше, и выше.
00:25:19 Ему скажут: «Есть, конечно есть, это счастье возможно, если ты поймешь себя как душу. Он скажет: «А мне этого недостаточно, я хочу ещё более высокое счастье». И ему скажут: «Хорошо, если ты хочешь ещё более высокое счастье, тогда ты должен научиться видеть Бога, воспринимать его». Он скажет: «Хорошо, интересно, а есть ли более ещё высокое счастье?». Ему скажут: «Есть. Для этого надо не просто воспринимать Бога, а надо начать ему служить». Он скажет: «Хорошо, я начал служить. А есть ли ещё более высокое счастье?». «Тогда ты должен научиться служить Богу так, чтобы он принял тебя как слугу». Он спросит: «Мне мало, я ещё хочу более высокое счастье». Ему скажут: «Хорошо, тогда ты должен принять Бога как своего друга, то есть Бог должен принять тебя как своего друга, чтобы ещё более высокое счастье было». Он скажет: «Хорошо, а я ещё хочу более высокое счастье». Ему скажут: «Тогда хорошо, тогда Бог должен принять тебя, как своих родителей, и должен быть твоим сыном». Н скажет: «Нет, этого мне мало. Я хочу ещё более высокое счастье». Ему скажут: «Хорошо, тогда ты должен, Бог должен принять тебя как любимого своего». Он скажет: «Я хочу ещё более высокое счастье». Ему тогда скажут: «Тогда тебе надо уже не хотеть, а начать что-то делать» (Смеется) Потому что более высокого счастья уже не бывает (Смеется)
(Ведущая) А я думаю, чем же всё это должно закончится?
То есть надо теперь уже начать что-то делать, потому что уже все, выше уже некуда.
00:27:09 Таким образом, люди эти ищут, они ищут, они сначала хотят, они изучают все, хотят, хотят, более высокого, более высокого, более высокого, а потом понимают, что хотеть мало, надо что-то делать, и они начинают делать, они начинают стремиться к этому. Потому что, когда человек действительно осознает, что есть более высокое счастье, его разум, его лучик надежды, лучик разума, лучик веры, привязывается к самому высшему аспекту счастья. Такие люди называются самыми удачливыми и самыми разумными. И они сразу хотят высшей любви, самой высшей любви, которая только есть, самых высших взаимоотношений с Богом.
(Ведущая) Все самое лучшее.
Да, и такие люди устремляются к самому высшему, самому лучшему, и сразу же как только такое устремление начинается, они обретают самый высокий вкус, хоть в малой степени, но обретают, этот вкус начинает двигать ими. В результате от них все недостатки характера отваливаются очень быстро.
00:28:12 Чем ниже вкус к счастью, тем тяжелее бороться с недостатками. Допустим, есть такой вкус эгоистической любви к Богу, когда мы у Бога что-то просим всегда. Этот вкус не дает возможности избавиться от недостатков. Эти люди, которые поклоняются Богу, прося у него всегда чего-то, не служа ему, а прося, то в этом случае им очень трудно избавиться от курения, от спиртного и т.д. когда люди приобретают вот этот вкус служения, желание служить Богу, то в этом случае они легко уже избавляются от недостатков, потому что в этом состоянии больше счастья приходит внутрь, и поэтому легче жить.
00:28:54 Поэтому некоторые люди думают, что для того, чтобы избавиться от недостатков характера, каких-то проблем психических, умственных, для этого нужно больше аскезами заниматься. Они так думают, что чем больше голодаешь, чем больше в холоде себя содержишь, в проруби купаешься и т.д., тем у тебя меньше будет недостатков характера.
(Ведущая) От этого только больше вреда организму?
Нет, нет, это факт, что если человек аскетирует, то он избавляется от недостатков, но очень с большим трудом, то есть через такие ломки сильные, тяжело. А другие, более разумные люди, они просто идут туда, где служат Богу. В храм, допустим, куда-то они идут, где служат Богу. В результате они понимают, что там в этом что-то есть, и они привлекаются такими людьми. Допустим, идут в монастырь пожить немножко, начинают жить с монахами вместе, пропитываются этим высшим вкусом служения Богу, немедленно все отпадает. Они забывают про наркотики, забывают про мясо, спиртное, про сигареты, про все, про разврат, про все забывают сразу. Все отваливается мгновенно. Не надо напрягаться, думать.
00:30:06 Некоторое время разум должен привыкнуть к такой жизни, они должны пожить там годик, там, допустим, полгода, среди таких святых людей, или приходить к ним каждый день. Потом, постепенно, когда разум привыкает к такой жизни, они у же могут сами в свет выйти к людям, и уже будут по-другому настроены совсем. Первый этап развития разума – это фанатизм всегда. Первый этап – это фанатизм, почему разум должен отказаться, восстать против этой жизни, должен отказаться от той жизни, которая приносит страдания, которая пропитана очень глубоким корыстием, эгоизмом, который сам по себе имеет такую очень жестокую природу страдания. Когда человек отказывается от такой жизни, в обществе людей, которые живут по-другому, то есть он для этого должен как-то немножко пофанатеть, он должен рубить, резать всё, что у него там было связано с раньше, и это неизбежный период такой, он очень болезненный для родственников, для самого человека. Очень часто в этом периоде рушатся семьи, все прочее.
00:31:16 Чтобы этого не произошло, люди, которые окружают этого человека, то есть его духовные братья, сестры, и люди, которые занимаются рядом с ним самосовершенствованием, не знаю, как это может называться, по-разному, они должны в этот момент ему помочь. Они должны ему говорить: «Успокойся, все, расслабься, не надо никого бросать, не надо никого заставлять не есть мясо, не надо никого дергать, строить мух по подоконникам, надо вести себя очень спокойно, и принимать вещи какими они есть, то есть терпеть надо окружающих людей. Не надо на них нападать, требовать от них такой же жизни, как ты там живешь и т.д.». Этого не надо делать, надо успокоить свой ум, надо работать над собой, самосовершенствование означает работа над собой, а не над другими людьми. Мы же привыкли работать над другими людьми, да?
(Ведущая) Да.
Вот. А когда человек понимает, как надо жить правильно, он ещё не понимает, что это означает надо работать над собой, и он начинает третировать окружающих, чтоб они жили правильно. (Смеется). Относитесь ко мне хорошо, вы любить меня должны, служите мне там и т.д. (Смеется).
(Ведущая) Должны жить правильно.
Перестаньте есть мясо.
00:32:34 Но это, на самом деле, только ещё портит ему жизнь. Он испытывает жуткие страдания, его все начинают прессовать, родственники, на работе над ним смеются, просто вообще считают его сумасшедшим, и т.д. То есть вставать на духовный путь быстро очень сложно. Поэтому человек должен это делать постепенно. Он должен постепенно отказываться от всего, что ему мешает. Постепенно означает как можно больше общения с возвышенными людьми. И не во всех случаях желательно сразу уединение. Если ты человек молодой, допустим, нет семьи, ну пожил в монастыре немножко, это нормально, хорошо, это дает закалку психическую, определённое понимание вещей, и Веды советуют так делать молодым людям. Очень благоприятно, даже девушкам в наше время тоже полезно, немножко, годик, там, полгодика, пожить и позаниматься духовной практикой.
(Ведущая) Фанатизм пройдет, придёт понимание, да?
Да. Образование духовное получить такое, просто образование духовное.
00:33:37 Там как раз наоборот, может быть, появится фанатизм, но там же образумят человека, объяснят, как жить правильно, и он получит духовный вкус. Это образование значит получить духовный вкус, высший вкус. Когда человек в жизни получает высший вкус, все проблемы в его жизни уходят. Ему жить становится намного легче. Он, может быть, не обрел полное ощущение самадхи, ананда-майи сознание, очень высокое. Оболочка счастья, его все сознание не вошло в эту оболочку или энергию счастья, атмосферу счастья, ещё все сознание не зашло у него. Но, на самом деле, какая-то искорка, какая-то часть сознания уже соприкоснулась с этим пониманием вещей, и человек не может жить без высшего вкуса. У него появляется потребность молитву читать, потребность питаться чистой пищей, он уже не хочет мяса, его тошнит от этой пищи, грязной пищи. Он не хочет курить, спиртное вызывает у него отвращение, мат, все вот эти нецензурные вещи, разврат для него тоже вызывает отвращение, ему неприятно само по себе. Его не нужно заставлять, такого человека, быть моралистом. Мораль находится внутри него, то есть ему хорошо с моралью жить. Почему, потому что он чувствует, что эта чистая жизнь, она ему нужна, ему хорошо жить такой жизнью. И он стремится общаться с такими людьми, которые понимают то, что так надо жить.
00:35:05 Таким образом, человек приходит к такому более высокому пониманию жизни и учится так жить. Начинает понимать, как ему жить, где ему работать, как относиться к своей жизни, дальше что делать и т.д. То есть идет такой путь. Высший вкус к счастью ведет его за собой. Человек начинает изучать разные философии, и он смотрит: «Ага, эта философия вот так говорит, но мне не нравится, эта так, мне не нравится». И он находит свою философию, начинает верить в нее. И он богопослушным становится. На самом деле, разумное существование означает, что человек слушается. Не просто слушает, даже многие слушать не умеют, они сопротивляются звуку других людей.
(Ведущая) Слушают, понимают и принимают это.
Да, то есть он слушается, он не просто слушает, он слушается, у него весь этот процесс протекает, то есть он (принять же очень трудно, надо для этого быть смиренным), разумный человек означает уже смиренный, то есть он способен принять истину, он способен послушаться.
00:36:13 И эта способность послушаться означает присутствие духовного разума. То есть, есть два вида разума, материальный и духовный. Материальный разум может быть благостным, это значит, что у него, образно сказать, больше половины духовного разума присутствует. Может быть страстным, значит меньше половины духовного разума, может быть невежественным, почти нет духовного разума, полностью перекрыло, материальный разум заплыл эгоизмом. На самом деле разум, сам по себе он имеет определённую природу, стремление к материальному счастью (материальный разум), но чем больше он заполнен эгоизмом, в тем более извращенных формах это стремление у него проявляется.
00:36:59 Если, допустим, материальный разум имеет благостную природу, он, во-первых, почти не заполнен эгоизмом, чистое эго на него влияет, на него влияет сильно духовный разум. То есть такой разум, хоть и материально мыслит, он испытывает счастье от самосознания, он думает о том, как ему развиться, о себе думает, но думает, как ему развиться лучше, духовно. Поэтому самосовершенствование не считается, хоть это и эгоистическое действие, это не считается вредным для человека. Это ещё не духовная платформа, не самопожертвование, это просто платформа развития себя. Но так как человек настроен благостно (благостно означает, что он признает ценность самосовершенствования, он признает ценность работы над собой), это ещё материальный настрой, это не духовный настрой, но человек признает ценность работы над собой. Это значит, что он уже благостный разум имеет. И это очень важно – до уровня благости дойти, потому что человек должен ценить своё время, то есть очень можно легко понять, насколько разумна твоя жизнь.
00:38:13 Вот сколько в течение дня у тебя занимает самосовершенствование, работа над собой? У разумных людей, они так свою жизнь устраивают, что у них работа над собой занимает примерно половину активного времени. И другая половина уходит на выполнение своих обязанностей перед обществом и семьей. Ну, допустим, разумный человек встаёт очень рано, в 4 – 5 утра, и до 12 дня примерно…Сколько получается у нас часов?
(Ведущая) 7 – 8 часов.
Восемь часов он работает над собой. Дальше, с 12 до 8 вечера, это у нас ещё 8 часов, он работает, выполняет свои обязанности перед обществом, и остается 2 часа где-то для того, чтобы как-то успокоиться, прийти ко сну, то есть он отходит от дел в восемь вечера уже. И уделяет время своей семье, близким, родственникам и т.д. То есть, таким образом, у него день распределяется, у разумного человека. Но чтобы так распределить день, для этого надо иметь благочестивую карму, не каждый человек может с 12 часов начать работать, с 12, с часу. В основном, все должны работать с 7 – 8 утра.
00:39:43 И человек, который стремится к разумному существованию, хотя бы час в день должен заниматься самосовершенствованием. Если нет возможности час, хотя бы 15 минут помолиться Богу перед работой. И это уже дает колоссальные плоды, от 15 минут рождается полчаса, потом час человек времени находит на молитву, и постепенно его жизнь меняется. И уже проходит несколько лет, и у него много времени появляется, жизнь его меняется, меняется работа, окружение, все-все меняется вокруг, как в сказке, все становится по-другому, жизнь другая становится.
00:40:17 И в результате, человек становится все счастливее и счастливее, у него совсем другая жизнь. Он уже привыкает жить так счастливо. Ему кажется, что он обычной нормальной жизнью живет, как все, не понимает, насколько люди страдают вокруг реально. И люди тоже его не понимают, такого человека, им кажется, что он немножко того, зачем же он себя все обделяет, зачем мясо не есть, зачем не пить, это же очень хорошо.
(Ведущая) Зачем рано вставать, ложится.
Зачем рано вставать, ложится, ещё холодным душем обливаться, сумасшедший, зачем столько страданий себе причинять, когда можно просто расслабиться и жить счастливо, как они думают.
00:40:54 В этом как раз и кроется вся проблема. Расслабление означает привязываться к плодам, а привязывание к плодам приносит горе. Можно привести тысячу примеров, допустим, человек привязался к еде. Ну, соответственно, что? Он будет объедаться, будет больше сыпать разных вкусов, специй в пищу, что приводит к болезням. Дальше. Допустим, человек, привязался к сексу. Все, то есть разврат, измены, извращения половые, СПИД, все что угодно. То есть очень тяжелая судьба. И когда человек привязан к сексу, люди, привязанные к сексу, в семье не могут счастливо жить, они ругаются постоянно, потому что между ними очень сильное сближение происходит психическое, и они начинают ненавидеть друг друга, третировать. Чрезмерное когда наслаждение телесное идет, начинается очень сильное… психический порог болевой чувствительности возрастает. Малейшее слово – начинается скандал, то есть женщина не может терпеть близость мужа, мужчина не может терпеть эмоции женщины, начинается вот это все – семейные обычные дела. (Смеется)
00:42:08 Дальше, чрезмерная склонность ко сну человека к невежеству приводит, он как медведь становится, он очень тупой в сознании, ничего не соображает. Чрезмерная привязанность к комфорту рождает: человек как бешеный начинает работать, ему хочется больше квартиру, он устает очень сильно, то есть выматывается, нервозность повышается, болезни увеличиваются и т.д. То есть любое взять в этом мире наслаждение внешнее, любое, любой объект, человек к которому стремится, это вызывает неизбежно проблемы. Неизбежно. Поэтому сначала сладкий вкус, потом горький.
(Ведущая) Да.
С другой стороны, чем больше самосовершенствования, тем больше горький сначала идет вкус, очень трудно аскезы совершать, под холодной водой очень трудно обливаться, но если человек почувствовал холодной воды, он испытывает счастье большое потом, у него свежесть, легкость в теле.
00:43:06 Дальше, заниматься йогой очень тяжело, сначала горький вкус, гнуться там тяжело, вот это все, потом зато наслаждение, счастье, такой человек испытывает. А аскезы в пище совершать, меньше есть, очень горький вкус, хочется кушать, потом зато легкость в теле, голова хорошо работает. Половые аскезы: в половом плане контролировать себя очень трудно, горький вкус сначала, кажется, что невозможно. А потом зато отношения с женой улучшаются, становятся такими легкими, приятными, счастливыми, возвышенными. То есть в этом мире через аскезу достигается счастье во всех отношениях. Но Веды говорят, что аскезы – это не то, к чему мы должны прицепиться. Мы должны прицепиться к высшему вкусу любви к Богу, мы должны прицепиться к служению Богу. В этом заключается идея ананда-майя коши, вот этого состояния очень возвышенного разума, когда птица, которая называется душа, поворачивается и видит перед собой долгожданное счастье, своего лучшего друга видит, сверхдушу, Бога, который из жизни в жизнь сопровождал её и всегда помогал в жизни. Мы ищем друга в жизни всегда, нам хочется самого близкого лучшего друга найти. Этот близкий друг находится в сердце у нас, в области сердца.
(Ведущая) Далеко ходить не надо.
Да, но чтобы туда посмотреть, надо слишком простым человеком быть. Простота – это символ самой высшей мудрости. Надо быть очень простым, чтобы понять, что сердце воь здесь находится, прямо внутри. Это очень сложно понять, на самом деле.
00:44:47 (Обращается к ведущей) Ну вот у нас мало времени, может какие-то вопросы?
(Ведущая) В начале лекции у меня был вопрос: как же все-таки увидеть сверхдушу, когда вы говорили?
Сверхдушу можно увидеть, может увидеть только то, кто принял жизнь по совести. Он, по крайней мере, не увидит, а почувствовать её может. То есть, прежде всего, человек должен перестать лгать, сначала надо перестать лгать самому себе, потому что, когда мы лжем самому себе, мы уже легко потом обманываем окружающих людей. Мы часто себя очень обманываем, уговариваем. Мы говорим себе: «Да нет, что-то нормально, и так нормально, и это…» Мы себя уговариваем. Когда человек перестал себя уговаривать, он чувствует реакцию окружающих людей, в соответствии он раскаивается. Больнее всего принять реакцию людей, считать, что они правы по отношению к тебе. Но эта боль, которую ты принимаешь от людей вот такого отношения, эта боль означает связь с совестью.
00:45:46 То есть человек сначала всегда боль испытывает, ему кажется, ну как же так, я же правильно живу, они неправильно ко мне относятся, я правильно себя веду, а они неправильно и т.д. Когда человек эту боль принимает, он думает: «Нет, я буду страдать ради истины». В этом случае он очень унижен сначала, раскаивается, унижается очень, все его прессуют, а потом он вдруг в какой-то момент понимает, что это же правда все, чего бояться, и он успокаивается. Ему хорошо становится и он уже всю жизнь готов принимать истину, человек какой-то ему сказал что-то и он не расстраивается от этого, он принимает. Жить по совести – всегда чувствовать сверхдушу. Сначала она нас воспитывает очень горько, она нас учит. То есть когда мы оборачиваемся к сверхдуше, что мы сначала видим? Свои грехи, то есть человек начинает видеть грехи, и он очень раскаивается постоянно, чувствует себя греховным по уши, но это ощущение, оно очень сладкое, на самом деле, сладость уже присутствует. Он вроде бы, кажется, что он страдает очень сильно, но у него уже сладкий вкус где-то в душе, он чувствует, что идет правильным путем, его уже не повернешь в другую сторону. Такой человек очень склонен раскаиваться и жить вот так, набожно. Он очень уважает окружающих людей, особенно близких, он уважительно к близким относится, потому что знает, что близкие – означает те, кого Бог воспитывать тебя поставил рядом с тобой человека и поэтому, соответственно, человек очень близких уважает, в первую очередь.
00:47:34 Но люди, которые не по совести живут, они в первую очередь не уважают кого?
(Ведущая) Самих себя?
Своих близких.
(Ведущая) Своих близких?
Да. Самих себя они тоже не уважают, они даже этого не понимают.
(Ведущая) Они не понимают.
Человек, который начал смотреть себе на совесть, то он начинает понимать, что он сам себя не уважает, пытается себя уважать, правильно относится к себе, критиковать себя. Первый этап правильного отношения к себе – это самокритика. Потом, дальше, человек способен уже трезво на мир смотреть. Это следующий этап, очень сложный. Дальше, следующий этап – жить по совести, означает видеть больше и больше в этом мире чистоты, чистого. Жить по совести означает уважать окружающих людей, первый этап – самокритика, потом – уважение к окружающим, любовь к ним, желание помочь всем, самопожертвование, это развитие такое, жить по совести. И Бог все больше и больше присутствует в жизни, и больше и больше сверхдушу начинаешь видеть. Ощущение правды – это уже когда человек реально по совести уже научился жить, он начинает правду чувствовать. Правду – означает что сверхдуша уже прямо на него сияет, светит, правдивым человек становится.
(Ведущая) Но как бы всё равно человек за собой [неразборчиво], просто у него происходят в жизни изменения?
Нет, нет. Он замечает, он их видит.
(Ведущая) Он начинает понимать.
00:49:00 Правда для него становится дороже всего в жизни. Правда – это сила, исходящая от истины, он эту силу чувствует, ни на что её не променяет. Он реально чувствует присутствие истины внутри себя, и он готов пострадать ради истины, и готов принять любую аскезу, но только чтобы жить по правде, по совести. Это не просто так, принцип какой-то, да, как коммунисты погибали из-за принципа, просто принципиальные такие люди были. Типа, мы за партию – стреляйте. Здесь совсем другое, то есть человек реально чувствует правду, он должен так жить, он чувствует, что так пускай его убьют, но он правду, истину, будет нести людям. Это не значит, что он принцип какой-то там, допустим, бандиты пришли и говорят: «Если ты не скажешь, где там этот человек, мы тебя убьем». Но можно что-то им сказать, можно и обмануть, в принципе, сказать: «Ну вот туда он пошел, все, не убивайте меня». (Смеется). Но идея в чем заключается, в том, что эта правда, она никому не нужна такая правда, убивать другого человека – это не правда, поэтому можно ему обмануть и сверхдуша будет довольна. Проявление смекалки (Смеется) произошло.
00:50:24 Был такой мудрец, он медитировал в лесу, и он никогда никого не обманывал, и к ним пришли бандиты, и от них жертва бежала, и мудрец видел, куда она бежала, и он показал, он никого не обманывал, и показал – вон туда побежала. Все. С этого момента он потерял свой дар правдивости, чистоты.
(Ведущая) Он просто показал пальцем направление.
Согрешил, загубил душу. Поэтому правда не означает кого-то загубить с целью истины, так сказать. (Смеется). Нет, это не то, что можно назвать правдой.
(Ведущая) Я сделала небольшой вывод для себя, что на самом деле, все-таки, как я в начале представляла, увидеть сверхдушу. Материальными глазами её увидеть нельзя, можно только почувствовать. Вот это то, что поняла сегодня я.
Ну хорошо, дай Бог, чтобы я чего-нибудь понял когда-нибудь. (Смеется). Ну что, наверное, надо заканчивать лекцию.
(Ведущая) Да, лекция на сегодня у нас закончена, хочу напомнить радиослушателям, что это было «Развитие разума, часть седьмая». А сейчас мы плавно перетекаем к консультациям. Итак, дорогие радиослушатели, оставайтесь с нами.