Лидерская программа. Лекция 8

Алматы - 25 March 2010
семинар для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:17:28 | качество: mp3 128kB/s 70 Mb | прослушано: 75 | скачано: 869 | избрано: 12
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:04:50 Шримад Бхагават-гита глава 6 текст 42 атха ва йогинам эва куле бхавати дхиматам этад дхи дурлабхатарам локе джанма йад идришам. Перевод Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Или /если йог сошел с духовного пути, пройдя большую его часть/, он появляется на свет в семье людей, глубоко постигших духовную науку. Редко кому в этом мире выпадает такая удача».

00:06:37 Комментарий: «В том стихе говорится, что появиться на свет в семье людей, глубоко постигших духовную науку – великая удача, поскольку в такой семье человек в самого начала жизни приобщается к духовной практике. Это в особенности относится к семьям ачарьев и госвами. Члены таких семей бережно хранят традиции и дат детям надлежащее воспитание. Они сведущи в духовной науке, преданы Господу и потому становятся духовными учителями.

00:07:12 В Индии живёт много семей ачарьев, однако в настоящее время почти все они выродились из-за недостатка духовного образования и воспитания. Но все же по милости Господа ещё сохранились семьи, которые из поколение в поколение воспитывают преданных Господа. родиться в такой семье, несомненно, большая удача. К счастью, мой духовный учитель Ом Вишнупада Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа, а также ваш покорный слуга, по милости Господа, получили возможность родиться в таких семьях, где с первых дней жизни нас учили с любовью и преданностью служить Господу. Позднее мы встретились по воле Всевышнего.

00:08:08 Это 6 глава Бхагават-гиты, текст 42, «Дхьяна-йога». Здесь речь идет о семье. Каждый человек жил в какой-то семье, он жил в семье и принадлежит какой-то семье. Это называется рождение. Есть родители обязательно, есть родственники, братья и сестры, двоюродные. Семья – это очень широкое понятие. Сейчас в современном западном представлении, понятие семьи – довольно узкое. Суживается со временем. Может быть, уже и не нужно какой-то большой семьи. Трудно с большой семьей. Но в ведической традиции семьи были очень большие, там были двоюродные, троюродные, очень-очень дальние родственники. Люди как можно больше помнили своих родственников.

00:09:09 Для чего и почему это приходит в упадок, такие могущественные семейные традиции? Генеалогические деревья слабеют, потому что нет образования. Т.е. связующих традиций. Традиции поддерживались с помощью воспитания, образования, так развивается традиция. Почему? Потому что образование устанавливает нормы поведения, моральные принципы, формирует характер, устанавливает цель жизни. Все при помощи образования человек получает. Обязательно должно быть обучение. Прабхупада говорит, что семья обучает человека всю жизнь. Так устроена семья. Если кто-то не хочет учиться, он в семье не будет постоянным, на работе не будет постоянным. Это выразится в том, что у него не будет представления о семье, прочных связей, отношений.

00:10:06 Не хочет получать наставлений, не хочет менять себя, совершенствовать себя, улучшать характер, улучшать качества. Он пытается отделиться от семьи, которая требует от него лучших качеств, лучшего поведения, квалификации какой-то. Семья оказывает постоянное влияние на человека. С детства, через родителей, потом своя семья, постоянно оказывается какое-то влияние для того, чтобы человек становился совершеннее. На каждом этапе жизни есть своим обязанности. Все это включается в понятие образования. Образование начинается с формирования ума и привычек человека. В уме есть много нерешенных вопросов, противоречий, несогласий, разногласий. Это природа ума. И образование означает, что ум образовывается в какую-то гармоничную систему взглядов. Систем знаний логических. Обычно это преподносится в форме логики, понятных гармонично связанных вещей: почему так, почему так. Ум принимает обычно, логические установки. И соглашается. Вот этот момент принятия происходит.

00:11:25 В процессе образования ум постепенно примет и осознает, и успокоится. Не будет больше смущаться сомнениями, противоречиями, или просто бунтарским характером, дурными привычками. Это называется образованием – усвоить какую-то систему знаний. Больше, чем я мог бы увидеть собственными глазами и подумать. Поэтому человек образовывает сначала смысл понятий, смысл слов, терминологию. Грамматика называется, санскрит. Обучение языку. Он уже говорит. Как ребенок, который идет в школу уже умеет говорить, но не знает глубоко понятия. Не может ещё глубоко использовать понятия. Также если не образовывать человека в этом плане, он будет, конечно, говорящим человеком, но не образованным человеком.

00:12:32 Т.е. он не сможет до глубины осознавать то, что он говорит. Означает, что его не будут понимать, когда он говорит, и также, когда он будет слушать, не будет до конца понимать, будут возникать постоянные разногласия, потому что будет различаться понимание даже обычных слов, которые человек употребляет. Поэтому, есть система образования, которая устанавливает высокие стандарты слов: почему санскрит, почему Абсолютная Истина. Самые высокие представления, с чем потом соизмеряется все, чтобы прийти к согласию.

00:13:04 Вместе, чтобы понимать друг друга. Если не будет никаких точек измерения, то у каждого будет своя точка измерения, тогда, понятно, никак не возможно будет найти общего языка. Поэтому все начинается с осознания Брахмана. Ведическая культура начинается с того, что она выражает почтение Верховной Личности Бога, Полному Целому. Ом. Все эти мантры. Осознание слога Ом сначала. Что мы все вместе, мы - одна семья. Человек начинает понимать постепенно, что не только папа и мама, не только брат и сестра, не только тетя и дядя, но и все живые существа, мы принадлежим к одной семье. Это постижение Брахмана. Постичь Брахман – это постичь большую семью. В этой большой семье есть также традиции, какие-то законы, какие-то требования, стандарты, установки. Но это уже установки священных писаний. Для всех это священно, почему? Чтобы сохранить единство, мир, гармонию, процветание, развитие, чтобы не потерять знание.

00:14:14 Есть высочайшие стандарты духовного существования. Приходит понимание, что в большой семье есть духовная семья. На уровне материальном не возможно чувствовать родство. Только на духовном уровне возможно ощутить такую большую семью. Бог – это, на самом деле, отец. А мы – все его дети, не только мы, но и все живые существа. Это уже вершина образования. Когда человек осознает, что принадлежит к семье Бога. Но здесь говорится, что семейные традиции очень важны, почему? Потому что когда человек рождается в этом мире, ему трудно найти источник знания, как правило. Он рождается в невежестве. Каждый. И найти источник знания очень сложно.

00:15:14 Если это не передается вашими родителями. Непосредственно нашими близкими родственниками, доброжелателями. С любовью. Но если человек рождается в семье трансценденталистов-преданных, то этой проблемы вообще не существует, он сразу его получает, потому что есть доверием между отцом и сыном, матерью и сыном, дочерью. И этот процесс настолько глубокий, и это великая удача, что он рождается в семье духовных людей. Даже не ищет, где источник знания, в чем смысл жизни, зачем я живу. «Никто мне не может ответить». Мы были в таком положении с вами долгие и долгие годы. Многие даже прожили большую часть жизни в таком состоянии. Полное невежество. Разочарование в ложных планах, иллюзиях, но здесь говорится, что обычно такое рождение получают люди, занимающиеся уже йогой.

00:16:12 Бхакти-йогой, преданным служением, не важно, йогой, причём прошедшие большую часть пути. Т.е. существует определённая степень, чтобы получить такую заслугу, чтобы получить рождение соответствующее. Есть ещё другие люди. Здесь Кришна не говорит, но это относится к этой теме. В Бхагаватам это раскрывается. Есть люди ещё выше этой категории. Это особый момент. Например, если мы почитаем «Рамаяну», вчера был день явления Рамачандры, в «Рамаяне» описывается царь Дашаратха, у которого родился Господь Рамачандра. Тут момент очень интересный. Не человек рождается в семье духовной, а Бог приходит в его семью. Еще такой момент существует. В Бхагаватам эти темы не редки. Очень сложно развить Cознание Кришны просто путем образования.

00:17:21 Просто изучая философию. Философски все мы понимаем, что Бог – это отец всех живых существ. Но практически очень трудно это ощутить, что Бог - мой отец. Т.е. я Его должен всегда воспринимать как отца, т.е. всегда нужно поддерживать это усилиями образования, что Бог – мой отец. Я забуду об этом, если я не буду постоянно получать это знание в общении с преданными, то я всё равно забываю, что Бог – мой отец. Такова сила иллюзорной энергии. Отделенное сознание, рождение, обусловленность - очень могущественны. Поэтому многие преданные молятся, чтобы Господь пришел в их семью как ребенок. Здесь есть естественная привязанность. Не нужно позировать садхана-бхакти. Они не хотят этого, всё равно можно забыть. Очень могущественный принцип забвения.

00:18:24 Ложное эго существует, материальная природа существует, гуны вращаются, все в движении происходит, очень сложно оторвать своё сознание от происходящего во внешнем мире. Или понять, почему происходит так, а не иначе. И такое право получают люди, которые практикуют преданное служение. И достигают определённой любви к Богу, привязанности к Нему, но все ещё не обретают полного совершенства. Они могут родиться там, где Господь проявляет Свои игры сейчас. Родиться по соседству с Ним. В таком духе. Как, например, Камсу, смотрите, связывали родственные отношения с Кришной. Он был Его дядя. Затем, с Арджуной также были родственные отношения. С Драупади определённые родственные отношения были.

00:19:27 Т.е. Кришна родился в роду Яду, у Него было много родственников. Потом Он женился, и у Него стало много жен и много детей. И все знали: Кришна - мой отец, или мой муж. Так думали о Нем, естественным образом. У нас сейчас существует практика йоги. Йога означает способность помнить, мы связаны памятованием. Мы поддерживаем ее. Таким образом, в соответствии с этим стихом, мы получаем в следующей жизни какое-то особое рождение. Либо в семье чистых преданных, госвами. Т.е. человек шел путем преданного служения, и потом принял санньясу, полностью отрекся от мира, в такой семье можем родиться. Либо в какой-то семье Кришны. Так тоже может случиться. Либо Голока Вриндавана. Но, как правило, говорится, сначала в семье Кришны.

00:20:27 А потом уже вместе с Кришной на Голоке Вриндавана, естественным образом. В этой жизни мы идем путем привязанности. Если исчерпывается одна привязанность, мы создаем новую. И так жизнь наша протекает. И если человек не развивает свои отношения с Богом, то он не может поддерживать долго свои семейные традиции. Без духовного образования. Потому что нужна новая и новая привязанность, более глубокая, чтобы в жизни чувствовать движение какое-то, интерес. Но если мы имеем привычные, обычные привязанности, жизнь становится неинтересна. Мы не чувствуем внутреннего развития. И такие отношения возможны только с Верховной Личностью Бога.

00:21:20 Постоянно обновляющиеся. Поэтому достаточно одного брака в сознании Кришны и развивать своё духовное сознание. Не нужно развивать новые, бесконечные привязанности, как делают материалисты, иначе вкус жизни в них исчерпывается быстро. Как бы они невинны, не могут жить вместе долго. Обвиняйте их, не обвиняйте, но у них вкуса на самом деле нет. Они просто мучают друг друга большую часть жизни, поэтому светское государство такое раздольное. Для человека сейчас это так необходимо, у него нет высшего вкуса в семье. Очень кратковременный запас энтузиазма и привязанности. Но, развивая привязанность к Богу, мы можем установить глубокие семейные традиции.

00:22:10 Где, кроме человеческой любви, существует ещё тайна в каждой династии. Эта тайна скрывается где-то в традициях, которые поддерживают старшие. Младшие всегда стремятся постичь эти тайны - чем жили старшие. Мы тоже догадываемся интуитивно, мы тоже догадываемся, что в древности что-то люди знали больше. Если что-то хочешь узнать, спроси у бабушки или у дедушки. Какая-то тайна должна быть в каждой династии, в каждой семье. Но сейчас этой тайны нет. И семьи нет. Нет больше этих традиций. И в Индии даже представления о материальной семье настолько удивительно широкие по сравнению с западным миром. Мой гуру Махарадж рассказывал, что в Индии, если человек приходит и говорит: «Я вас хочу познакомить с моим родным братом», то в Индии вы должны уточнить, какой это родной брат: двоюродный, троюродный или четвероюродный. Потому что всё это называется – родной брат. Такое у них представление о семье.

00:23:11 То здесь уже двоюродный брат почти уже не родственник, троюродный - уже все. Он выходит за пределы моего понимания семьи. И даже в семье мы часто говорим: вот это хороший ребенок, а вот этого я знать не хочу. Даже в одной семье такие могут быть отношения. Не очень близкие. Не говоря уже о муже и жене, которые могут сейчас легко развестись, создать новый брак. Это становится все легче и легче, означает, что отношения становятся все более поверхностными. Не глубокими, не приносящими глубокого счастья. Даже между духовными людьми. Сейчас понятие любви совсем изменилось. Стало другое. Это не так, как люди любили раньше друг друга. Это большая разница. Или в прошлом, когда женщина вообще не могла жить без мужа, в случае его гибели она совершала обряд «сати». Сейчас содрогаются современные люди: «Что за жестокий обряд?». Но жестоко было наоборот – оставаться ей без мужа. В то время женщине было легче уйти в огонь, чем остаться без мужа.

00:24:17 Чем остаться вдовой. Глубина отношений! Вот что такое настоящая семья. Прабхупада, зная это, создал нечто особое, чего раннее не создавалось. Он создал большую духовную семью, где мы очень привязаны к духовному учителю. К старшим вайшнавам, дружим с преданными. Помогать и образовывать младших преданных. И здесь будут большие традиции, потому что духовная семья уже создана Прабхупадой. Но как утверждается в этом стихе, без систематического образования она не будет сильной, эта семья. Она ослабнет, эта семья. Мы будем чувствовать все больше и больше, что мы, в принципе, чужие люди. Если не будет духовного образования, правильного систематического обучения. Характера, качеств и знаний этических. Сотрудничества. В соответствии с этим стихом можно перенести этот принцип на духовную семью, потому что именно это – истинная семья, семья духа, где есть близкое, духовное понимание. Если цель одна, то дух будет силен.

00:25:26 Так написано здесь. Итак, это идея образования становится жизненно необходимой. Прабхупада придавал этому главное значение. Он говорил, что храмы нужны только для получения образования. Больше ни для чего не нужны. Он дал новое представление об этом. Т.е. если мы не идем путем образования, не познаем духовную науку в течение всей жизни, то это не духовная практика. Это обрядовая практика больше. То, что люди чаще понимают под духовностью, это больше обрядовая практика. Но это не Cознание Кришны. Сознание Кришны – это развитие сознание, формирование характера вплоть до осознания духа. Т.е. процесс самоосознания. Это требует ежедневных усилий, систематических усилий, в течение всей жизни.

00:26:24 Как мы уже обсуждали однажды, на каждом этапе жизни есть своя сфера образования, деятельности. На каждом этапе жизни человека есть задачи жизни. Что он должен познать за это время своей жизни, чему должен научиться. Задачи существуют, которые необходимо выполнить обязательно. Это описывает чакра-видья, также описывается, что есть варны и ашрамы. Варны не меняются, ашрамы меняются. Должны меняться обязательно. Путем отречения. Таким образом, каждый этап жизни: брахмачари-ашрам, грихастха-ашрам, ванапрастха-ашрам, санньяси-ашрам, - на каждом этапе жизни есть свои задачи.

00:27:15 Это нельзя путать, необходимо быть образованным. Санньяси не ведет себя как грихастха или брахмачари, брахмачари не ведет себя как санньяси и грихастха, грихастха не ведет себя как брахмачари и санньяси. У каждого есть своя задача, которую он должен обязательно пройти. Брахмачари должен вести образ жизни брахмачари. Т.е. -систематическое обучение и строгая садхана, дисциплина. Это период обучения, подготовки к деятельности. Затем грихастха-ашрам. Это время ответственности, применения знания. Здесь важно не забыть все духовные знания, моральные принципы. В жизни не так-то просто их применять. Здесь человек будет получать много проверок и испытаний в семейной жизни. Ответственность будет очень большая. Появляется семья, дети, деятельность, социальная ответственность, за все отвечает человек семейный. Это будет подлинное испытание, проверка.

00:28:18 Затем необходимо ещё воспитать хороших детей. Это тоже большая ответственность, чтобы дети были хорошие. В конце концов, он переходит в другой ашрам, другой процесс обучения – ванапрастха-ашрам. Не думайте, что это легче, чем жить в грихастха-ашраме. Просто человек уходит на пенсию и расслабляется. Нет. Если он расслабится, он будет бояться всего на свете. Старик – это тот, кто боится всего на свете сейчас. Это не ванапрастха-ашрам. Старик должен стать бесстрашным. Его дух должен стать очень сильным, и очень сосредоточенным на Абсолютной Истине. Вот это бесстрашие. Если он расслаблен, он становится маразматиком постепенно. Болезни его одолевают, он только об этом и говорит. Боится всего на свете. Прячется где-то там, деньги прячет под подушку на всякий случай. Крупой запасается на всякий случай. Вот в таком состоянии человек доживает свою жизнь в полном стразе и тревоге. Потому что не сосредоточен на Абсолютной Истине.

00:29:29 Теряет силу и уверенность. Поэтому, ванапрастха-ашрам – это ещё большая ответственность. Еще большая йога. В конце концов он достигает естественного отречения в конце жизни. Полной непривязанности к физическому телу. И даже к ментальному телу. Желания мыслить, размышлять, что-то придумывать, создавать, предлагать - это уже не интересно ему. Его душа начинает пробуждаться. Душа поглощает эти ментальные уровни, чувственные. Это уже не важно. Состояние тела уже не имеет никакого значения, ни возраст, ни болезни не беспокоят его. Так он готов уйти из этого мира полностью. Это процесс образования. Он связан с нашим возрастным временем, с программой вселенского времени, с нашей задачей он связан, всё это связано с Полным Целым, наша жизнь. От рождения до смерти мы не независимы. В этой связи нужно прожить эту жизнь.

00:30:43 Сейчас семейная жизнь – это возможность индивидуализироваться. Жить в своем доме, в своей семье, чтобы никто не вмешивался. Но это не в знании. В знании означает – нести большую ответственность за многих других людей. Большая связь с социумом. Если брахмачари не связан с социумом, ни с деньгами, ни с чем, то грихастха идет и делает шаг в общество. Нужно не просто сидеть дома и заниматься чувственными наслаждениями, а как раз большая деятельность ждет его, связанная с обществом.

00:31:18 Постигать законы целого, которые очень сложны для понимания теоретического, нужно прожить 25 лет или 30 в деятельности с полной ответственностью и честностью, чтобы понять законы вселенной, как они работают. И так будет жить семья. В семье кто-то рождается, кто-то растет, кто-то стареет, кто-то болеет, но это законы вселенной. Нужно понимать, почему все так происходит. Что это за цикл, в котором мы все находимся и сотрудничаем. При помощи этого понимания все будут удовлетворены: брахмачари будут счастливы, грихастхи будут счастливы, ванапрастхи, санньяси – все будут удовлетворены. Потому что все находятся в процессе развития. Этапы один за другим. Каждый идет одним путем. Харе Кришна. Какие вопросы, дополнения, обсуждения этой темы? Мы собрались обсуждать тему образования.
[Вопрос] насколько это важно: может ли преданный достичь совершенства в духовной жизни, просто находясь в грихаста-ашраме? Или для того, чтобы он обрел полное совершенство, он должен переходить из ашрама в ашрам. Допустим, в ашраме брахмачари сомнений нет.

00:32:54 Потому что это как период ученичества, он совершенно естественен. Но, допустим, дальше человек становится грихастхой, насколько важно ему потом стать ванапрастхой? Насколько важно ему стать санньяси, или он может все совершенство получить как бы в процессе преданного служения?
[Хакимов А.Г.] Прабхупада говорит, что каждый должен принять санньясу. Это утверждение Прабхупады, но что здесь имеется ввиду?

00:33:26 Хотел ли Прабхупада, чтобы каждый принял формально санньясу? В другом месте он пишет: «Не обязательно принимать санньясу, нет необходимости». Он про себя сказал тоже самое: «У меня не было необходимости принимать санньясу». Он уже сознавал Кришну. Семья ему не мешала. «Но ради миссии, ради того, чтобы я проповедовал больше, Гуру Махарадж хотел, поэтому я принял санньясу». Т.е. я думаю, что мы не должны именно так думать, что мы должны быть формально брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяси. Нет. Скорее мы должны идти путем внутренним в данный момент времени. Это не плохо, что кто-то хочет принять формально санньясу. Это положительный момент.

00:34:22 Но суть санньясы заключается в том, чтобы привязаться к Кришне. Иначе санньяса бессмысленна. Если кто-то формально принимает санньясу и не развивает привязанность к Кришне, то он падает обязательно. Это опрометчивый поступок. Он должен реализовать это понимание, что Кришна находится в сердце.Он должен быть очень решительным в этом осознании. Очень решительным. Как Господь Чайтанья - принял санньясу в 24 года. Это Господь Чайтанья. Там все в порядке. Но что думал Сарвабхаума Бхаттачарья? «В такие годы не принимают санньясу, он слишком рано принял санньясу. Поэтому он танцует, поет и плачет. Он чувства не может контролировать еще. Надо ему слушать философию. Ему нужна помощь». Прабхупада тоже сказал об этом ученикам, что «если вы чувствуете, что вы рано приняли санньясу, вы не должны ни на шаг отлучаться от меня». Вот они и ходили, все санньяси, гуськом за Прабхупадой.

00:35:40 Смотрели, что он делает и повторяли то же самое. Очень сложно понять жизнь санньяси. Итак, он учил их непосредственно, секунда за секундой.
[Вопрос] что можно принять за смысл жизни?
[Хакимов А.Г.] что вы сейчас принимаете за смысл жизни?
[Ответ] не разборчиво
[Хакимов А.Г.] разве Кришна не такой? Кришна бесконечный, но также имеет форму.

00:36:34 Как раз Кришна такой.
[Вопрос] не разборчиво
[Хакимов А.Г.] нет, безграничный. Он такой, как раз, как вы говорите. Так что говорите о Кришне, не говорите абстрактно, как имперсоналисты говорят, что Он такой бесконечный, и цели нет, получается. Как только цель появляется, она сразу ставит границу. Так говорят имперсоналисты. Но Кришна имеет форму, конкретное Имя, к Нему можно обратиться, иметь отношения, но Он безграничен. Это и есть цель.

00:37:13 Если цель не конкретна, значит её нет. Если она обозначается, значит, её тоже нет. Что же делать? Поэтому цель – это Бог. Придется совмещать и то, и другое одновременно. И конкретную форму, и безграничное состояние. И то, и то в Нем умещается. Это называется Бог. Обычно, объект познания отбрасывается рано или поздно, постигается и теряет смысл. Кришна – нет. Хотя Его форма постоянна. И качества постоянны.
[Вопрос] не разборчиво

00:38:13 [Хакимов А.Г.] какой объект познания, Кришна? Не любой объект.
[Вопрос] не разборчиво.
[Хакимов А.Г.] да, муж и жена изучают друг друга всю жизнь, но тогда почему они разводятся? Потому что пресыщаются, все понятно. Стало скучно. Они исчерпывают без Бога, это всегда временно.
[Вопрос] не разборчиво.
[Хакимов А.Г.] мне кажется, вам нужно получать образование хорошее. Вы постоянно говорите: «Мне кажется». Нужно точное знание, ведическое. Сначала нужно освоить ведические основы, тезисы. Просто исследовать. Просто познакомиться. Вот когда усвоите, можете тогда уже размышлять на этом уровне. Пока этого уровня нет, вы пытаетесь размышлять.

00:39:17 Еще вы не готовы к размышлению. Вы запутываетесь. Размышляя, вы запутываетесь. Наоборот, размышляя, вы должны прояснять Истину.
[Вопрос] не разборчиво
[Хакимов А.Г.] лекции – это хорошо, но есть ещё образовательные программы. Мы собрались, имеем интерес, очевидно, что кто-то что-то хочет делать в этом направлении. Преданные думают об этом, сейчас будут общаться, прояснять этот момент, как это желание осуществить в регионе, в разных местах. Дать возможность преданным. Особенно важно образование лидеров.
[Вопрос] не разборчиво.
[Хакимов А.Г.] здесь люди подготовленные, они уже практикуют давно, поэтому я был немножко удивлен, но раз вы попали, то по милости Кришны. если вам интересно, то хорошо.

00:40:43 [Вопрос] вы сказал, что это движение по ашрамам для преданных - это больше внутренний процесс. Допустим, мы знаем, что один из моментов санньяса-ашрама – это внутреннее отречение. Как это совмещается: внутреннее отречение в грихастха-ашраме? Как это гармонизировать, как это совместить – отречение в грихастха-ашраме.
[Хакимов А.Г.] а, т.е. вы считаете, что отречение не сочетается с грихастха-ашрамом?
[Вопрос] не то, что я так считаю, есть несостыковки.
[Хакимов А.Г.] отречение сочетается со всяким ашрамом. Это главное условие развития любого ашрама.

00:41:33 Это основа развития вообще цивилизации. Что такое отречение? Мы познаем что-то для познания чего-то большего. Вы все время идете куда-то дальше. Всегда странствуете. Всегда находитесь в движении. В отречении.
[Вопрос] а что я оставляю позади? Отречение означает, что я что-то оставляю позади.
[Хакимов А.Г.] материальные привязанности. Мы постепенно идем, познавая мир, мы их оставляем. Познаем то, что нам важно, интересно. Что-то мы принимаем в жизни для познания. Мы познаем для того, чтобы познать что-то большее - это дух и отречение. Есть другой момент. Мы познаем что-то, чтобы это присвоить себе. Не пойти дальше, а присвоить себе, остановиться. Где тут развитие? Основа развития – отречение, но другой вопрос - что такое полное отречение?

00:42:43 Полная привязанность к Кришне. Другого определения нет. Когда вы все видите в связи с Кришной. Т.е. уже не оставляете ничего. А наоборот все используете. Если вы такого состояния достигаете, то какая разница, в каком вы ашраме? Бхактивинод Тхакур поет об этом. «Мой дом, моё имущество, мои деньги, моя семья, мой ум - все Твое». Живет в семье, думает о Боге. Полное отречение. Нот если вы хотите дать пример другим, вы принимаете санньясу формально. Или если есть необходимость в этом. Это другой важный момент. Бывает, человек отречен в сердце, но необходимости принимать формально – нет. А бывает необходимость, когда он до конца не отречен. Есть необходимость принять санньясу, как Прабхупада делал со своими учениками. Необходимость была.

00:43:39 Другой момент. Итак, два момента. Наше собственное отречение и необходимость. Если они совпадают, то надо принять санньясу. Если нет, вы можете оставаться в любом ашраме, который вам нравится. Если вы чисто воспеваете, можете оставаться в любом ашраме. Не думайте, что Кришна проявляет Себя только в ашраме санньясы. А в других ашрамах Ему не нравится.

00:44:18 [Вопрос] у меня такое впечатление, что у нас у многих понятие отречение ассоциируется с тем, что /не разборчиво/. Я общалась с многими грихастхами, которые не развивают привязанность, не подходят к ребенку, не ласкают его, и также к жене. Это, наверное, и есть страх привязанности. Как же человеку глубоко понять эти вещи и прочувствовать их?
[Хакимов А.Г.] Есть понятие «сухое отречение». Там нет ещё трансцендентного вкуса, но есть следование правилам и предписаниям. В Гите это описывается. Человек может просто отвернуться от объектов чувств, не испытывая при этом ещё вкуса, согласно правилам и предписаниям, но ещё не привязан к Кришне.

00:45:23 «Сухое отречение». И к этому тоже есть вкус, к аскезе. Многим нравится такой образ жизни.
[Вопрос] а зачем тогда грихастха-ашрам?
[Хакимов А.Г.] это интересный вопрос. Это потому что вкуса ещё нет, семья помогает им просто жить.
[Вопрос] ну тогда это просто эксплуатация.
[Хакимов А.Г.] там есть некая зависимость, не эксплуатация. Семья плохо сочетается с отречением, но если все такие же в семье, то может быть. Муж и жена, и дети такие же. Но это сомнительно, что все будут в таком сознании находиться, особенно дети. Поэтому в такой семье много страданий, особенно дети страдают. В ИСККОН такие примеры есть.
[Вопрос] а ответственность?
[Хакимов А.Г.] были даже суды в Америке, гурукулы, до сих пор долги оплачиваются, штраф был наложен.
[Вопрос] не разборчиво.
[Хакимов А.Г.] санньяси – гражданин мира.

00:46:00 Он может принимать учеников и быть ответственным, может не принимать учеников, тогда нет никакой ответственности. Он просто живёт с Кришной. Это последний этап жизни, все обязанности выполнены. С этой точки зрения все обязанности выполнены.
[Вопрос ]т.е. только для себя?
[Хакимов А.Г,] да, но если он организовывает движение или принимает учеников, тогда получается ещё большая ответственность. Самый ответственный ашрам – грихастха-ашрам, семейные люди. И самый безответственный – брахмачари-ашрам. Когда дети учатся.

00:47:13 [Преданный] мне кажется, вот интересно, Кришна дает определение отречения в 5 главе, на санскрите нитья санньяс, вечная санньяса, независимо от ашрама. Если человек понимает суть, то он вечный санньяси. «Тот, кто не презирает плоды своего труда, но и не стремится к ним, считается всегда живущим в отречении от мира».
[Хакимов А.Г.] это определение отречения.
[Преданный] ещё раз прочитаю: «Тот, кто не презирает плоды своего труда, действует, но и не стремится к ним, т.е. не использует для себя, считается всегда живущим в отречении от мира. Преодолев влияние двойственности, такой человек легко сбрасывает оковы материального рабства и обретает полное освобождение».
[Хакимов А.Г.] т.е. начинающий преданный, ему свойственно думать, что отречение – это нелюбовь к вещам, к предметам, плодам деятельности. Он их все выбрасывает. Отрекается.

00:48:43 отвращение чувствует к плодам деятельности. Он не должен испытывать отвращения к плодам деятельности, но и не должен испытывать привязанности. Нужно просто их использовать в служении Кришне. Кто-то что-то хочет ещё о санньясе спросить?

00:49:00 [Вопрос] я хочу спросить о своем положении. Я – вдова, мама, бабушка. Занимаюсь трудовой деятельностью. Мой вопрос в чем: находясь в этом положении, к чему я должна привязаться? От чего должна отречься, на чем должна сосредоточиться, чтобы вернуться домой к Богу. И куда я должна использовать свои доходы, которые у меня есть?
[Хакимов А.Г.] вопрос хороший, ответ очевидный для всех. Привязаться нужно только к святому Имени, и все доходы отдать Шриле Прабхупаде. Я обобщаю. Нужно разумно знать, как это делать. Не нужно превращаться в нищего человека, но нужно нацелиться помогать движению Шрилы Прабхупады. И привязаться к святому Имени. Вот и все. Все остальное автоматически: бабушка и все остальное, автоматически решится.
[Вопрос] у меня беспокойство, что у меня нет времени заниматься внуками. Большая часть времени уходит на бизнес.
[Хакимов А.Г.] я не думаю, что нужно внуками заниматься слишком много. Бабушкам. Не вижу такой необходимости. Бабушки балуют внуков, если они слишком близко общаются с ними. Бабушка должна быть иногда, по необходимости

00:50:53 Будет прибегать. У нас не долго обычно времени проводят. Что общего? Бабушка, она уже медлительная, а внук подвижный. С ней долго не поиграешь, она быстро устанет, плохо видит, что общего, в этом смысле слова? Но любовь бабушки притягивает, она очень добрая. Такой доброты не бывает. Но если постоянно такую доброту направлять на ребенка, он станет очень балованным. Поэтому это нормально, что внуки иногда имеют отношения с бабушкой. Я помню, в своей жизни с бабушкой редко общался. Они иногда приезжали, были в гостях, был праздник: бабушка с дедушкой приехали.

00:51:38 С гостинцами всегда. Со своей добротой, любовью, потом она снова уезжала к себе куда-то. Скучала, всегда звонила, хотела услышать мой голос. Это означало, что мы кому-то очень нужны, что нас так любит кто-то, этого достаточно. А так постоянно сидеть с внуками… что из него получится?

00:52:05 [Вопрос] как возникнет привязанность к святому Имени? У меня проблема - у меня нет вкуса к святому Имени. Меня это очень беспокоит.
[Хакимов А.Г.] меня не беспокоит ваш прогресс. Что касается конкретно вас, у вас все идет должным образом. Может быть, вы беспокоитесь о времени. Вы стали более собраны, чем в прошлом. Я вас помню, более серьезной в духовной жизни вы стали. Я не вижу недостатка в вашем продвижении, в этом плане. Кстати, образование в этом поможет, систематическое, конечно же.

00:53:09 [Вопрос] мне хотелось бы спросить: в наше время, если семейная пара, которая действительно хорошо была сосредоточена на духовной жизни, и муж, или они вместе решают, что муж примет санньясу, то, какое умонастроение должна иметь женщина, как она должна оставаться с детьми, какова её дальнейшая жизнь будет без мужа.
[Хакимов А.Г.] жизнь женщины – это самое трудное, что может быть. И в ведической культуре также. Почему? Потому что именно женщина совершает самую большую жертву. Это очень трудно. Например, мать очень привязана к своим детям, привязанность очень глубокая, в какой-то момент ей надо смириться и этого ребенка отпустить в самостоятельную жизнь.

00:54:26 Мужчине это гораздо проще во много раз, чем женщине. Для нее это поступок, равный героическому. Не говоря уже о том, чтобы отпустить мужа принять санньясу. Чтобы не просто был её мужем, а был полезен обществу в максимальной степени. Это очень сознающая Кришну женщина способна принимать добровольно такое решение. Такие женщины прославляются как великие.
[Вопрос] а если дети маленькие, то ответственность лежит все ещё на муже? До замужества женщина должна находиться под покровительством отца, с юности – под защитой мужа, и в старости она остается со взрослыми сыновьями. Не разборчиво
[Хакимов А.Г.] женщинам очень трудно. Мужчинам легче во много раз.

00:56:10 Наша тема образования сосредоточена сейчас на санньясе. Как бы мы считаем, что это цель нашего образования. Конечная. Может быть, прежде чем говорить о конечной цели образования, мы поговорим об этапах? Потому что иначе мы не достигнем этой цели. У нас есть непосредственные условия в регионе, ятра, есть конкретные люди-преданные, в конкретных обстоятельствах им нужно мыслить сейчас практично, чтобы появились какие-то решения. Чтобы развивать общество.
[Вопрос] это собрание, оно закрытое или открытое? Есть люди, которые просто пришли на лекцию не разборчиво.
[Хакимов А.Г.] класс заканчивается?
[Преданный] я прочту конец комментария Прабхупады об отречении и санньясе: «Если люди, стремящиеся к освобождению, отрекаются от /?/, которые так или иначе связаны с Верховной Личностью Бога, считают материальными, их отречение называется неполным. Отречение от мира можно назвать полным лишь тогда, когда оно основано на понимании того, что все в этом мире принадлежит Господу, и что никто не имеет право считать себя собственником

00:57:56 чего бы то ни было. Необходимо осознать, что, на самом деле, нам ничего не принадлежит. Так отчего же нам отрекаться? Тот, что знает, что является собственностью Кришны, всегда отрешен от мира».
[Хакимов А.Г. ] отрекаться не от чего. Что мы тут обсуждаем? Нам ничего не принадлежит в этом мире.
[Преданный] тот, кто знает, что все является собственностью Кришны, всегда отрешен от мира. И поскольку все принадлежит Кришне, надо все использовать для служения Кришне. Такого рода деятельность, т.е. деятельность в сознании Кришны, совершенна, и любые потуги санньяси-майявади отречься от материальной деятельности, /не разборчиво/.

00:58:56 [Хакимов А.Г.] даже дети идут путем отречения. Как их образовывать, если не идти путем отречения? Нужно отречься от игр и идти в школу. Потом нужно будет отречься от школы и вступить в другую сферу жизни. Это сложные этапы жизни идут. Почему так? Потому что есть привязанности. Отречение означает трудный путь, пока есть привязанности, будет трудный путь, казалось бы, но если человек знает, что все принадлежит Богу, то в чем трудность?

00:59:35 Не от чего отрекаться. Как Прабхупада здесь говорил. Но это цель, т.е. такими мы станем в своё время. Мы осознаем, конечно, до какой-то степени. Теперь нас интересует процесс, путь. Пока мы считаем, что нам что-то принадлежит, какая-то доля есть, конечно же, мы должны научиться нести ответственность за это. Это путь дхармы.

01:00:08 [Вопрос] не разборчиво про отношения с подростком-сыном.
[Хакимов А.Г.] родители становятся не так интересны, когда ребенок подрастет. Они уже устарели, ничего не понимают в жизни. У подростков новая жизнь, современная, поэтому «оставьте нас в покое, не лезьте не в своё дело, вы ничего не понимаете». Все так думали, правда же? Все молодые люди так думают. Жизнь требует отречения. Даже от собственных детей. Иначе они не будут развиваться.
[Вопрос] не разборчиво про семью, грихастха-ашрам без детей.

01:01:38 [Хакимов А.Г.] если у семейных людей нет детей, то, что это означает? Нет потребности в детях? Представьте, есть какая-то династия, от Вивасвана идет, от Бога Солнца, от Бога Луны, воинов-кшатриев, царей. Взять великую династию, и представьте, нет детей. У представителя династии нет потомства, что это означает? Означает конец династии. Если говорить о династии, то должен быть потомок, обязательно. Любой ценой.

01:02:26 Если от этой женщины нет потомка, значит нужно взять ещё женщину, чтобы появился потомок. Он должен быть. И если от мужа нет потомка, тогда брат зачинает, должен быть потомок, иначе династия кончится. Все построено на этом, все общество. В прошлом, когда были большие династии, так делали. Сейчас таких династий сильных нет, поэтому здесь большого значения не имеет, будут ли потомки или не будет, потому что не известно, будут ли они сознающими Кришну или не будут. Продолжат ли они наше дело или не продолжат. Т.е. сейчас нет династии. Но тогда мы должны быть связаны с семьей Прабхупады. Т.е. нет такого в данный момент времени, что именно должны быть дети. Хорошо, если есть дети. Для семьи это хорошо. Но если их нет – тоже хорошо! Еще лучше, вот кто-то говорит. Кто-то так думает. Прабхупада это все принимал.

01:03:20 Будьте в семье духовной. Приводите сюда новых детей, поддерживайте, так создавайте семью. Чтобы традиция эта поддерживалась, распространялась и развивалась. Если идея семьи в традиции, - тогда нужен потомок. Царь должен был иметь потомка, потому что именно от царя должен был появиться сын, семя имело силу. Сейчас это не самый важный момент, но в ведические времена это имело большое значение. От кого рождается человек. Чей потомок. И ещё один момент. В Гаруда Пуране описывается, что сын необходим, потому что путра спасет от ада. Когда человек оставляет этот мир, то сын совершит все необходимое, чтобы освободить его от накопленных грехов. Поэтому потомство было важно во все времена.

01:04:26 В ведические времена, династии перечисляются в священных писаниях, все имена. Имя за именем этих великих людей. Кто порождал других потомков. Кто делал эту традицию. Сейчас в век Кали традиция разрушена, так можно сказать. Большей частью уже разрушена. Поэтому вопрос не такой актуальный, хотя, в принципе, важно создать традицию. Начать создавать хорошие семьи и традиции. Тогда ИСККОН укорениться так, что уже не возможно будет достичь успеха без ИСККОН. Когда будут семейные династии. Все будут опираться только на это. Главное в семейной династии – передача духовного знания и обязанностей. Это то, что мы сейчас получаем от гуру. Но от матери мы можем получить то же самое. Это идеальное общество.

01:05:32 Итак, вы преданные, у вас есть семьи, и ваши дети будут получать от вас духовное знание. И также, понимание обязанностей. Вы – гуру для своей семьи.
[Вопрос] не разборчиво
[Хакимов А.Г.] почему только мать играет роль гуру для ребенка? Да, не справедливо!

01:06:18 отец тоже.
[Вопрос] я не совсем понял. Не разборчиво.
[Хакимов А.Г.] если родители не заинтересованы, то могут жить без детей. Какой смысл заводить детей, если они в них не заинтересованы? Лучше, чтобы были дети, но если не заинтересованы – не нужно заводить детей. Дети приходят в атмосферу, где в них не заинтересованы. Да, родители могут жить в другом ашраме, другом укладе, это индивидуально. Таких семей не много, которые без детей живут. Я помню, я работал над этим вопросом, потому что были примеры, и преданные это обсуждали, что дети должны быть, семья же. Но на самом деле могут быть люди, которые не заинтересованы, и тогда это уже спорный вопрос – нужны ли дети. Я помню одну мать, которая родила ребенка, но она не хотела этого ребенка, она в такой скорби ходила с этим ребенком, что лучше уж не заводить.

01:08:09 Готова была подбросить его кому-нибудь еще. Ужасный пример был. Это не в сознании Кришны.
[Вопрос] говорится, что семья – пустыня без детей, и нет смысла жить семейной жизнью, преследуя какие-то мотивы наслаждаться, только когда дети появляются, берешь ответственность.
[Хакимов А.Г.] одна семья есть в России, они давно женаты, детей нет, чаще живут раздельно, он путешествует, она больше в храме. И преданные ятры однажды стали обсуждать, что это за семья, что за пример. Детей нет, в квартире все не устроено, он постоянно путешествует, даже отремонтировать храм не может, она не получает поддержки финансовой от него. Ну и как всегда ко мне, конечно.

01:09:33 «Вот поговорите, поработайте с ней, с ним тоже». А там ситуация была вообще неординарная. Там ещё подруга была. И к подруге она была привязана точно также, как к мужу, равная сила отношений была. Разная бхава, конечно, но равная сила отношений. И они втроем жили. Она жила долгое время с этой подругой, неразлучно, одно целое стали. Такая дружба, и она как замуж вышла, муж вынужден был… у них была одна комната, они жили там с подругой, а муж жил в другой. Такой был ашрам. Вся ятра на голову встала. Что за семья такая! Я ругал и того, и другого, и её, и подругу, всех ругал, и они несчастные, ещё хуже им стало. Отругал всех, и им стало вообще плохо. Уехал. Приезжаю через год, ничего не изменилось.

01:10:35 Им также плохо, также все критикуют, и по-другому не знают, что делать. И как ситуация все-таки разрешилась? Сейчас они счастливы. Каждый счастлив полностью. Ничего не изменилось. Но они нашли более высокую деятельность, каждый. И здесь уже не важно. Они занимаются таким творчеством, а он - такой проповедью, что это стало уже не важным - их отношения чисто семейные. Т.е. можно пренебречь материальными семейными обязанностями, если есть более высокое занятие, в этом случае. Но если я пренебрегаю материальными обязанностями и не имею более высоких, то это плохо. Они нашли духовные, живут как ванапрастхи, хотя не пожилые люди. Это очень индивидуальный момент, что касается семейной жизни, нужно быть очень осторожным, чтобы не создавать много стереотипов. Есть стереотип, что такое грихастха-ашрам.

01:11:46 Но в жизни, посмотрите, не работает физический принцип, почти нигде в западном мире. Уже преданные отказались от духовного учителя, внедряют физические принципы в семьи. В западные семьи. Уже просто отказались. Пока в данном случае, никто с этим не связывается. Раньше можно было сказать: «Вот тебе жена, женись, все». Сейчас ни один гуру такого не захочет сказать, «выбирай сам». Семья – это этап обязанностей. Если мы готовы выполнять более высокие обязанности, можно жить как в отречении.

01:12:35 Как друзья, которые поддерживают друг друга в сознании Кришны. Такие отношения тоже есть. Итак, мы видим, что главное сейчас – образование грихастха-ашрама. Вопросы все об этом. И несколько вопросов было о санньясе, вначале. Кому уже жить надоело. Большинство ещё имеют вкус жизни семейной. Что мы сейчас будем делать? Шрила Прабхупада, ки – джай!

транскрибирование: Ирина Ефремова | Омск | Россия | 04 April 2013