Цели и задачи брака

Веда Радио - 25 August 2023
Искажение понимания женственности в наше время. Веды - мать человечества. Цель и содержание брака. Понимание религии в смысле дхармы. Сила жены: вдохновение. Неизбежность греха в нашей жизни. Жертвоприношения как способ уравновесить свою греховность. Ответы на вопросы: как быть, если муж не разделяет радости чистой жизни? Как правильно выражать недовольство негативными поступками? Как вести себя правильно женщине, чтобы давать мужчине рулить, не унижаясь?
запись эфира для начинающих из раздела «Семейные отношения» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:02:36 | качество: mp3 48kB/s 21 Mb | прослушано: 14 | скачано: 36 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:08 Ведущая: Доброго вечера пятницы каждому, кто проводит его вместе с нами. Меня зовут Анна, и мы стараемся обрести разум и развеять противоречия, благодаря соприкосновению со Священными Писаниями, и помогает нам в этом дорогой друг нашего проекта, психолог и автор книг для женщин - Гуна Манджари. В ближайший час мы вновь будем разбирать обратную сторону женственности, и ждём ваши вопросы, дорогие слушатели, которые вы можете оставлять на сайте vedaradio.fm или присылать нам в WhatsApp или Viber по номеру телефона +7 900 239 0963. Ну, а я приветствую нашу гостью: здравствуйте, Гуна Манджари.

00:00:46 Гуна Манджари: Здравствуйте, дорогая Анна. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

00:00:49 Ведущая: Очень рады вас слышать. Спасибо, что вы сегодня с нами, и мы продолжаем эту тему. Уже не первый эфир мы говорим на тему женственности, интересно, какой аспект сегодня мы рассмотрим.

00:01:02 Гуна Манджари: Да, спасибо вам тоже, что пригласили, и сегодня как раз мы будем рассматривать не обратную сторону женственности, а прямую. И, скорее всего, сегодняшний эфир будет завершающим в теме, которую мы подняли ряд эфиров назад, описывая тенденцию сегодняшнего времени, которая заключается в крайностях. Когда даже самые хорошие вещи могут переходить в какую-то крайность и уже переставать быть позитивными и действительно нужными для развития.

Искажение понимания женственности в наше время

00:01:56 То же самое происходит с такой важной важной темой как женственность. Спустя время, поднятие и развитие этой темы тоже имеет тенденцию переходить в какую-то свою крайность, когда женственностью называется, в общем-то, всё, что угодно. Когда некий другой уклон уже развивается под этим словом, как то: недостатки (они называются в Ведической философии анартхи). Они также идут под вывеской женственности, и в общем, когда простой эгоизм приравнивается к любви к себе.

00:03:06 Хотя, конечно, в начале была какая-то позитивная идея. Действительно, в частности, женщины имеют склонность, - особенно в постсоветском пространстве, - к чрезмерной жертвенности, или игнорированию себя, выражаясь ведическим языком, находятся в состоянии невежества по отношению к самим себе, к своей собственной природе. И поэтому, действительно, нужно было какие-то аспекты вот этой природы подсвечивать, как-то узнавать о них, знакомиться с ними. Такая необходимость была и есть.

00:04:05 Но, так как мы говорили об этом, что, находясь в том времени, в котором мы живём, то есть - в Кали Югу, всё имеет нездоровую тенденцию выходить из баланса и каким-то образом скатываться к своим крайностям. И, поэтому, эта тема тоже настолько сейчас используемая, также имеет тенденцию скатываться к крайности, к отсутствию здравого смысла.

00:04:42 Потому что тема очень востребованная. Делается очень большой аспект эксплуатации этой темы, и поэтому, её выдают под разными соусами. И, желая понравиться слушателям, выдаётся всё то, что люди хотят слушать, хотят - что им проще даётся, скажем так. Но то, что проще - не всегда то, что правильно. Обычно у нас есть склонность идти на поводу у того, что нас может выводить из этого баланса.

00:05:34 Вот, поэтому, очень важно разобраться с этой темой; мы постарались это сделать на наших предыдущих эфирах. И сегодня, чтобы подвести такой итог нашему такому разговору, который длился достаточно долгое время, хотелось всё-таки понять: в чём же цель брака? Зачем это нужно, почему так сильно люди стремятся к этим отношениям? Вот, особенно, будучи женщинами. Ну, и мужчинам тоже это необходимо.

Веды - мать человечества

00:06:22 И мы пытаемся говорить об абсолютных пониманиях этих вещей. Потому что сколько людей - столько мнений, речь идёт об относительной человеческой точке зрения. Но мы стараемся, всё-таки, найти точку опоры абсолютного плана, и такая существует в Ведических Писаниях. И Веды называют матерью человечества, сравнивая, таким образом, с матерью, которая была до рождения ребёнка и была одной из причин его появления на свет.

00:07:09 То есть, её опыт более широк и выходит за пределы обусловленностей ребёнка. Так как его опыт ограничен его рождением, а мать существовала до его рождения и была причиной его появления на свет. То же самое - Веды сравниваются с матерью, так как опыт, который даётся в Ведах, выходит за ограниченное восприятие живого существа, человека. То есть, опыт - абсолютен, так как Веды исходят из Высшей Абсолютной Истины. Они существовали до появления человечества, будут существовать и после, и говорится, что они вечны.

00:08:23 И мы об этом говорим из эфира в эфир, но хочется напомнить в этой связи, что Веды не являются религиозной догмой или каким-то религиозным учением. Это знание, изложенное в Ведах, сравнивается с научным знанием, с законами физики и с другими законами, которые объективно существуют, независимо от нашего восприятия. То же самое: законы, изложенные в Ведах, являются вот таковыми законами, но, может быть, более тонкого психологического характера, также кармического - связанного с нашим пребыванием здесь, с нашей судьбой, с выходом из кармы - также здесь объясняются. Но это, тем не менее, строгие научные законы. Поэтому, мы к ним обращаемся.

00:09:35 И, в связи с этим, мы также обращаемся к Ведам, для того, чтобы понять - в чём цель брака, и какова же роль жены в этих отношениях, в брачном союзе. Хочу сказать, что описаний в этом плане очень много в Ведах, но мы не в состоянии это всё охватить. Тем не менее, мы берём некоторые из них, чтобы получить ясное представление о цели брака, о роли, в данном случае, жены, и также можно применить это же правило и к мужу.

Цель и содержание брака

00:10:30 Итак, Шримад Бхагаватам 3.14.19 - это вот Ведические Писания основные. Третий том, четырнадцатая глава, девятнадцатый текст. Здесь говорится о том: “О досточтимая [это обращение], жена приносит мужу такую огромную пользу, что её называют лучшей половиной тела мужа, поскольку она помогает мужчине исполнять все его религиозные обязанности. Поручив исполнение этих обязанностей жене, мужчина может заниматься своими делами, ни о чём не беспокоясь”.

00:11:20 И здесь комментарий духовного учителя, ачарьи, Шрилы Прабхупады, на этот текст: “Согласно Ведам, жена является лучшей половиной тела мужа, поскольку ей полагается исполнять половину обязанностей своего мужа. Чтобы избавиться от неизбежных греховных последствий своей деятельности, семейный человек должен совершать пять видов жертвоприношений, панча ягью. Когда человек опускается до уровня кошек и собак, он забывает о своих духовных обязанностях и начинает смотреть на жену как на источник чувственных удовольствий. Когда жену считают источником чувственных наслаждений, главным критерием в оценке её качеств становится красота, и как только жена перестаёт приносить мужу наслаждения, следует разрыв или развод.

00:12:20 Когда же муж и жена сотрудничают друг с другом, стремясь к духовному совершенству, они не обращают внимания на внешность друг друга, и их отношения никак не зависят от так называемой любви. На самом деле, в материальном мире ни о какой любви не может быть и речи. По сути дела, брак - это долг, который муж и жена исполняют, сотрудничая друг с другом, следуя указаниям Священных Писаний и во имя достижения духовного совершенства. Таким образом, брак необходим для того, чтобы человек не опускался до уровня кошек и собак, лишённых возможности обрести духовное самоосознание”.

00:13:06 Вот такой ёмкий комментарий. Очень много всего здесь сказано к тому, о чём мы говорим на наших эфирах также, и очень много здесь сказано о цели и содержании брака. И сам по себе брак не является целью; он является средством. Так как у нас есть определённая природа, которая должна быть реализована, которая нуждается в отношениях, в каком-то взаимообмене, то большинству людей необходимо вступать в брачный союз для того, чтобы свою природу зафиксировать, иначе, она начинает приносить беспокойства.

00:14:00 Как мы говорили много раз, что природу её нельзя уничтожить. Она неистребима, она может, если не давать ей какого-то здорового выхода, она будет искать выход в каких-то нездоровых вещах. Вот, и поэтому, очень важно зафиксировать свою природу для того, чтобы гармонично развиваться, развиваться духовно также. Потому что беспокойный ум не сможет давать возможности для духовного развития, и поэтому, шанти, или умиротворение ума - это необходимая составляющая для того, чтобы прогрессировать и развиваться.

00:14:43 И, поэтому, необходимо свою природу реализовывать в семейных отношениях, вот. Каждому - на его уровне, на его каком-то жизненном этапе необходима семья. Это может быть муж, жена, дети, может быть кто-то из членов семьи, тем не менее, это будет его/её семья. И чтобы далеко не уходить в сторону, ещё раз подчеркну, что это всё необходимо для спокойствия нашего ума, для того, чтобы зафиксировать нашу природу должным образом. И это нужно для того, чтобы мы развивались, для того, чтобы мы прогрессировали, осознавая себя духовной душой, кем мы являемся, то есть - себя истинными.

00:15:54 Вот, и это - то, что принесёт нам счастье, которого мы так ищем: то есть, это приносит освобождение, духовное освобождение из материальных оков, из материального мира, который принуждает нас рождаться, умирать, стареть, болеть, находиться во временности, находиться в двойственности, находиться в различных “печах”, кнутах материальной природы, которых у неё огромное-огромное множество, которым подвергается живое существо, находясь в материи, борясь за за своё существование, за место под солнцем, или за то, чтобы ему было хорошо.

00:16:51 Тогда как истинная природа живого существа - это быть счастливым не обусловлено, то есть, независимо ни от чего. То есть, это то, что ищем мы все, независимо от того - практикуем мы духовную жизнь или не практикуем. Мы все ищем счастья, но духовная жизнь предназначена для того, чтобы дать вот это вечное, ничем не омрачённое счастье духовного бытия в наших вечных отношениях с источником - с Верховной Личностью Бога.

00:17:30 И, поэтому, брак необходим для того, чтобы помочь живому существу прогрессировать к этой цели. Так как большинство людей не может, просто жить где попало, жить как отшельники и практиковать духовную жизнь, особенно, находясь в женском теле (да, и в мужском сейчас тоже). Нужен комфорт, нужны какие-то условия, нужно много всего, чего нужно. И если этого не дать, это всё будет отвлекать, приносить беспокойства, приносить страдания.

00:18:13 Так устроен этот мир, что те, кто не имеет семьи, страдают от того, что они её не имеют, а те, у кого есть семья - также могут страдать от того, что всё так сложно. Во многом это связано с тем, что одним важно зафиксировать свою природу, а другим важно понять цель брака: для чего это нужно. Вот, и когда эта значимость или все-все сконцентрированные ожидания на браке, устранены, то вещи в семье становятся намного, намного проще и легче. И даже, можно сказать, гармоничными возникают. Поэтому, очень важно понимать цель брака - для чего это.

00:19:20 И проблема возникает, когда мы забываем об этом; когда мы хотим как можно больше “выжать” из близкого человека, видя в нём цель и источник нашего счастья. А он такой же, как и мы: он тоже нуждается в источнике счастья, и начинается вот это соревнование - кто из кого больше выжмет, кто как кого проэксплуатирует. И здесь как раз об этом говорится, как о том, что не является целью брака.

00:19:58 И мы можем увидеть из комментария, что, согласно Ведам, жена считается лучше половиной тела мужа, “поскольку ей полагается выполнять половину обязанностей своего мужа”. Опять же, если говорить о теме обратной стороны женственности, это в некотором роде развенчивает некую такую инфантильную идею о том, что женщина - это просто безответственное, инфантильное живое существо, которое полностью ни за что не отвечает, и она полностью что-то типа ещё одного ребёнка.

Понимание религии в смысле дхармы

00:20:47 Вот, вы видите, ведическая жена (здесь про ведическую жену говорится), что “поскольку ей полагается исполнять половину обязанностей своего мужа”, то понятно, что здесь речь идёт о религиозных обязанностях. Мы это слово часто встречаем, встречали в описании вот этого комментария, то есть, в этом комментарии. И здесь также очень важно понимать контекст этого слова, “религиозный”. В переводе с Санскрита религия звучит как “дхарма”. То есть, это не совсем имеется в виду, что это вот чисто какой-то религиозный институт.

00:21:36 Это имеется в виду, что в более широком понимании дхармы. “Дхарма” переводится как вселенский закон. То есть, жена должна также быть настроенной помогать мужу не отклоняться от этого высшего вселенского закона. Она называется “дхарма патни” (“патни” - это жена, “пати” - это муж на Санскрите) - та, кто помогает мужчине, мужу исполнять свою дхарму. Поэтому, в этом плане, естественно, она не будет ему потакать в исполнении адхармы, или в беззаконии, или в его деградации. Это понятным образом, я думаю, входит в это понимание.

Сила жены: вдохновение

00:22:34 И вместе с тем, она должна каким-то образом его вдохновлять. Я понимаю, что слово заезженное до невозможности, но, тем не менее, вдохновение - это не такое, что ты просто стоишь и читаешь какие-то нравоучения человеку. Вдохновение имеет такую лёгкую природу, вот как слово “вдохнуть”, или как “вдох”. Что рядом с человеком, который обладает вот этим умением вдохновлять, другие хотят делать то, что делает он.

00:23:19 То есть, это означает, что жена сама должна быть достаточно экспертной в вопросах дхармы, сама должна испытывать вкус, понимание и, я бы сказала, радость от того, что она это делает. И говорится, что тот, кто стоит на защите дхармы, того дхарма защищает. Поэтому естественно, если мы правильным образом расположили свой разум, если мы правильным образом себя зафиксировали, то мы будем получать радость от этого процесса, мы будем получать определённого вида защиту. Вдохновение - это радость, в общем-то, она не сравнится ни с какой преходящей радостью материальных каких-то моментов.

00:24:18 Вот, и само вот это состояние, оно и будет являться вдохновением для других, и, в частности, здесь речь идёт о муже. И, поэтому, жена сама должна быть достаточно квалифицированной и достаточно развитой личностью для того, чтобы, как здесь говорится, “исполнять половину обязанностей мужа”. А обязанности, как мы уже здесь читали, имеются в виду дхармические.

Неизбежность греха в нашей жизни

00:25:01 Вот, и здесь также говорится “чтобы избавиться от неизбежных греховных последствий своей деятельности, семейный человек должен совершать пять видов жертвоприношений, панча ягью”. Итак, здесь тоже есть несколько моментов, на которые мы можем обратить внимание. Здесь говорится о неизбежности “греховных последствий своей деятельности”. Опять же, мы можем увидеть людей, которые утверждают, что они сами - кузнецы своего счастья, они сами всего добиваются и, как бы, ничего ни у кого не воруют, и всё такое, и, поэтому - какая греховная деятельность? О чём речь?

00:25:58 Но речь идёт о том, что, находясь здесь, в материальном мире, и особенно для семейных людей (а, в принципе, сейчас - практически для всех, потому что отшельники, которые живут где-то в лесах и по минимуму всего используют и занимаются только духовной практикой, проводят какие-то духовные ритуалы, - их мы практически не видим). В основном, люди живут обычной жизнью, и говорится, что мы неизбежно совершаем насилие, находясь вот здесь, в материальном мире, потому что живые существа поддерживают свою жизнь другими живыми существами, это неизбежно.

00:26:56 Естественно, мы пытаемся минимизировать насилие, поэтому, принцип вегетарианства - это принцип ненасилия. Вот, но даже, если мы питаемся “насилие-свободной диетой”, тем не менее, мы пользуемся растениями, и также во многом приносим им беспокойства и лишаем жизни. Также, когда мы ходим, множество мелких живых существ погибают от нашей деятельности. Когда мы зажигаем огонь, - также, многие невидимые нами микроорганизмы тоже гибнут.

00:28:05 Любая деятельность связана с причинением вреда кому-то ещё. Вот, особенно семейная, потому что там больше всякой такой деятельности, больше взаимоотношений вот с материальными объектами, и естественно, мы будем причинять беспокойства: это неизбежно. Плюс, всё, чем мы пользуемся, это уже относится ко всем, нам даётся определённым образом, то есть, нам даётся воздух, нам даётся свет, и в нашем организме поддерживаются все процессы. Мы не занимаемся тем, что мы, там, сидим делим клетки или как-то перевариваем пищу, или даже рожаем детей.

00:29:00 Нет, это всё происходит. Да, мы что-то положили в желудок, как-то оно туда попало, или семя попало в лоно матери, или ещё какой-то процесс. Но дальше что там происходит? Это уже делается определёнными механизмами, или как их называют - “силы природы”. Или, вот в Ведических Писаниях описывается, что тридцать три миллиона полубогов, которые являются вот этими рычагами, или личностями, которые осуществляют все функции в нашем теле, и в космосе, и в природе.

00:29:57 Они являются помощниками, намесниками (сотрудниками) Верховной Личности Бога, которые занимаются всеми вот этими вопросами вот в этом мире, достаточно сложном. И поэтому, они всеми этими процессами и занимаются в нашем теле. Вот, помимо того, что мы причиняем беспокойства различным живым существам, которых мы даже не видим, и также мы пользуемся силами и возможностями высших живых существ. То есть, мы причиняем беспокойство низшим живым существам, также мы пользуемся разумом высших живых существ, о которых мы даже не подозреваем. Мы их не можем видеть: они находятся в более тонкой реальности.

00:30:58 И поэтому, это и называется - греховность, когда мы пользуемся чем-то без спроса, либо мы причиняем вред кому-то. Вот, поэтому, ягья, или жертвоприношение, они предназначены для того, чтобы очиститься от неизбежности вот этих процессов, которые мы здесь осуществляем, потому что мы не можем жить, не причиняя беспокойств или не пользуясь чем-то высшим. Мы вынуждены этим пользоваться. Мы полностью находимся во власти этих моментов, и поэтому идея о нашей какой-то такой независимости, о нашем могуществе это иллюзия.

00:31:48 Вот какой-то маленький, невидимый микроб, - и всей нашей независимости и такому ощущению себя как хозяина своей судьбы приходит конец. А этим микробом управляют вот эти силы судьбы, или тридцать три миллиона полубогов, которые находятся под управлением Верховной Личности Бога. И, поэтому, находясь вот в этом во всём, разумное живое существо не просто так… недаром здесь сравниваются с кошками / собаками люди, которые не осознают вот этого, скажем так, механизма. Ну что животное? Оно поело, поспало, получило пищу - и особо не задумывается. Дашь ему пищу, он будет кушать.

00:32:45 Конечно, домашние животные, они более развитые; они уже видят, что есть источник получения для них вот этой пищи, они уже обладают такими качествами как верность, какая-то благодарность от них исходит. Но человек, который не проявляет никакой благодарности тем силам, от которых он всё получает, вот и говорится, что он - как животное, которое просто потребляет и не задумывается над тем, что есть рука, которая это всё дает и которая устраивает всё в этом мире. Вот, и поэтому, говорится о том, что необходимо проводить вот эти ягьи.

Жертвоприношения как способ уравновесить свою греховность

00:33:35 Мы не будем сейчас подробно останавливаться на том, как эти жертвоприношения производятся, но сама суть жертвоприношений - в том, что мы благодарим вот эти высшие силы за то, что мы получаем. Вот, за то, что мы можем дышать, ходить, за то, что вот у нас это всё есть. По-любому, у нас что-то есть, иначе, как мы поддерживаем свою жизнь? Вот, и поэтому, жертвоприношение, к нему относятся, во-первых, когда мы выражаем свою благодарность Высшему Источнику всего, что мы имеем, это духовная практика, это относится к жертвоприношениям.

00:34:23 Также, есть такие вещи, как благотворительность, когда мы помогаем, кому мы должны помочь, тому, кто нуждается в первую очередь. Говорится о том, что высший вид благотворительности - это помогать духовным людям, отшельникам, странствующим людям, монахам - ну, в общем, тем, кто действительно занят духовной жизнью, кто несёт просвещение о Высшей цели живого существа.

00:35:00 Также, выполнение своей дхармы: то есть, заботиться о тех, кто от нас зависит, о пожилых людях. Вот, в Ведах также причисляются брахманы, как мы уже говорили - это высший класс людей, которые обладают высшими качествами. Мы будем об этом говорить позже. И которые несут просвещение всему человечеству, но не какой-то суррогат, которого сейчас очень много, а истинное - о целях, и помогают получить реальную связь с Верховной божественной Личностью. Не словесно, а реально помогают, вот.

00:35:51 И также помощь - забота о стариках, женщинах, детях, коровах (так как корова считается матерью человечества: она даёт молоко, от которого зависит рост и выживание человечества, потому что все дети нуждаются в молоке. Я понимаю, что есть веганы, которые могут спорить, но, так или иначе, любой организм, который здесь рождается, более или менее наш вид, называется - млекопитающее, потому что ребёнок не вырастет, не выживет. И либо это - молоко матери, либо молоко коровы является необходимостью).

00:36:53 И поэтому, вот этим видам живых существ также оказывается поддержка, это всё относится к жертвоприношениям, которые необходимо осуществлять, прежде всего, семейным людям, поддерживая вот эти классы людей, поддерживая. Также - выражение благодарности, ягьи, Высшим силам, Верховной Личности Бога. И говорится, что в Кали Югу - в то время, в которое мы живём, происходят войны, стихийные бедствия и прочие несчастья из-за того, что люди не следуют дхарме, то есть, не следуют вот этому вселенскому закону. Они его нарушают и не выражают благодарности Высшим силам.

00:37:57 Вот, поэтому в ведические времена брахманы, священнослужители всегда проводили обряды - ягьи, жертвоприношения. То есть, это не означает, что кого-то там приносили в жертву. В жертву приносили масло, если мы говорим о ведических обрядах: масло гхи (топлёное масло) вливалось в огонь и читались мантры, молитвы, которые благодарили и восхваляли Верховную Личность Бога и Высшие живые существа, которые поддерживают жизнь на Земле.

00:38:40 Это вот такой взаимообмен выражения благодарности, потому что везде находятся личности, и мы можем это понять: если мы помогаем человеку, всё-всё ему обеспечиваем, а он, как говорится, в нашу сторону, никак, “ни хрю-хрю”, выражаясь простым языком. То есть, он не смотрит в нашу сторону. И каково будет наше отношение к нему? Понятно, что неблагодарность рождает бедность. Бедность в плане отсутствия - и внутреннюю бедность, и внешнюю также.

00:39:33 Ну, я не говорю о каких-то роскошествах. К богатствам, кстати, относят не какую-то, там технику или развитие искусственных потребностей. К богатствам также относят отношения, мир в душе, гармонию в отношениях, и необходимые продукты питания: чистая вода, чистые продукты питания, спокойствие - это всё относится к процветанию и богатству в истинном понимании их. И это - то, что я хотела сказать, и мы можем ещё эту тему развить, если есть какие-то вопросы, комментарии, дополнения. Мы можем сейчас начать наш диалог.

Как быть, если муж не разделяет радости чистой жизни?

00:40:40 Ведущая: Спасибо вам большое, дорогая Гуна Манджари, за поднятие этой темы. Очень интересно, действительно, понять, я бы сказала, - в чём сила женщины, в чём её поддержка в семье? Это очень важная роль, и много сегодня говорили о вдохновении мужчины на лучшие изменения, и естественный вопрос к нам пришёл: “Хочется передать мужу эту радость чистой жизни, но ему и так нормально. Я не давлю, но эта инертность иногда печалит. Что делать?”.

00:41:08 Гуна Манджари: Тут много есть моментов. Во-первых, важно говорить с кем-то, конкретизируя ситуацию. Потому что общие моменты - это общие моменты. Говорится, “если ты выстрелишь в никуда, в никуда и попадёшь”. Это такой универсальный момент: если у вас есть какие-то близкие люди, которые знают вашу ситуацию и которые квалифицированы в том, чтобы, в силу своей зрелости, вам помочь, и вы можете с ними пообщаться. И очень часто, находясь в ситуации, нам сложно оценить её со стороны. Поэтому, тут вот какой-то взгляд со стороны может помочь. Вот, поэтому, тут важна конкретика.

00:42:06 То, что мы говорим на этих эфирах, конечно, это в большей степени общие вещи, и когда бывают тоже вопросы, или люди начинают говорить о своей какой-то конкретной ситуации, что это так у них не так, это понятно. Потому что мы не можем на общие вопросы давать какие-то конкретные ответы. Поэтому, вот такое предисловие к тому, чтобы было понятно, что в таком формате сложно решить эту задачу. Будут общие ответы.

00:42:51 И вот один из общих ответов - когда мы кого-то принимаем, то всё в нашей жизни зеркально, да? Кто-то принимает нас, и поэтому, если муж будет видеть, что мы принимаем его личность, то он ответит нам тем же: принятием. Принятием нашего пути, нас вместе с нашим путём, - и это будет уже его первый шаг для того, чтобы принять и наш путь. Вот, это момент о том, что вдохновение - это очень тонкий процесс, и никак не связан с тем, чтобы сидеть у человека на голове и что-то ему доказывать. Это скорее - раз-вдохновение; противоположное этому.

00:43:45 И, поэтому, вы знаете, когда мы счастливы, когда мы удовлетворены, и это реально так, другие люди подходят и спрашивают: что вы делаете, что вы в таком состоянии? И это - наш шанс что-то немножечко поделиться из своего стиля жизни. Потому что хорошее хотят иметь все, и поэтому, если вы питаетесь лучшей пищей, если вы внутренне умиротворены и вам хорошо внутренне, то другой человек, он захочет к этому приобщиться. Конечно, если вы не в глубоком невежестве. Тогда, опять же, тут есть своя конкретика. Вот, и поэтому, много разных моментов, когда вам просто хорошо, вы просто самодостаточны с человеком, то ему тоже хочется этого попробовать. Это действует таким образом.

00:44:52 Как есть такая история старая, из детской такой классики книжной про Тома Сойера, когда его тётя Полли попросила покрасить забор. И ему неохота было это делать, но он был мальчиком таким смекалистым: он взял краску и начал с большой радостью это делать, что-то припевая, как-то я думаю, что ему нравилось. В этот момент подошли другие ребята, хотели понять, почему ему так хорошо?

00:45:37 Но я думаю, что он был не просто хорошим имитатором; он умел также наслаждаться жизнью. Похоже, что он наслаждался в этот момент от покраски забора. Вот это называется “вдохновение”. Короче говоря, ситуация закончилась тем, что Том Сойер занялся тем, что он хотел заняться, а другие ребята состязались за то, чтобы красить забор.

00:46:07 Поэтому, тут вот такое искусство: во-первых, самодостаточности, во-вторых, принятия другого человека. В-третьих, какие-то ещё есть нюансы, конкретные в вашей семье, которые нужно учитывать, о которых мы не знаем, о которых вы можете поговорить с теми, кто вас знает. Вот, и все вот эти вещи являются стимулами. Кроме того, есть сила молитвы. Даже такая книга есть известная “СИЛА МОЛЯЩЕЙСЯ ЖЕНЫ” Сторми Омартиан. Кроме того, есть сила духовной практики, когда атмосфера очищается, когда также есть Высшие силы, которые помогают нашей семье и нашим близким.

00:47:04 Очень много всего есть: наше внутреннее состояние, как я уже говорила, понимание другого человека, Высшие какие-то сферы. Это всё вместе играет. И если мы очень сильно удручены, если мы очень сильно хотим кого-то заставить быть такими, как мы, это, конечно, являет обратный эффект. Даже если это у нас в мыслях сидит, это всё равно будет восприниматься другим человеком определённого рода как насилие. Он будет хотеть от этого отстраниться, даже если мы этого не говорим.

00:47:57 Мы же соприкасаемся тонкими телами друг с другом, то есть, телом нашего ума. И в семье это особенно близко происходит: мы считываем настроение другого человека, даже не понимая. Даже не осознавая - это происходит. Поэтому, тут есть много-много разных моментов, которые важно учитывать.

Как правильно выражать недовольство негативными поступками?

00:48:25 Ведущая: Благодарю вас, дорогая Гуна Манджари. Очень интересный, конечно, путь для того, чтобы прийти к этому вдохновению, да, не назиданию. И следующий вопрос, вы говорили о важности помогать супругу избавляться от негативных каких-то сторон, и спрашивают “как правильно выражать недовольство негативными поступками?”.

00:48:50 Гуна Манджари: Да, это уместный вопрос, потому что, действительно, имеет смысл, индицировать то, что нам не нравится. Потому что есть другая крайность, что ведическая жена - это всегда “как начищенный тазик”, и она всегда светится и всегда всем довольна. Другая крайность - когда она всегда всем недовольна. И, поэтому, здесь очень важно понимать определённую динамику нашего недовольства. Если мы тюкаем человека всё время, то у него будет определённый фильтр на наше недовольство, и наше недовольство будет отфильтровываться.

00:49:43 Поэтому, как, наверное, это справедливо и в отношениях тоже, тут говорится о воспитании детей, более или менее такой алгоритм, что на семь поощрений - одно замечание. Я не берусь говорить о том, насколько это должно быть семь или восемь, или шесть. Но, в любом случае, идея в том, что должна быть очень позитивная связь между людьми для того, чтобы люди воспринимали какой-то и негатив также. Вот, потому что если нет какой-то позитивной связи, то негатив не будет восприниматься, априори.

00:50:36 И, как бы, это предваряет саму ситуацию с проявлением негатива. Очень важно понимать, что отношения должны быть более или менее здоровые, дружеские, как это ещё называется в психологии, - кредит доверия. То есть, кредит доверия должен быть. То есть, люди вкладывают в этот кредит. Есть определённые поощрения, которые значимы для другого человека. Не просто вот: я так поощрила человека, семь раз я ему сказала: “Ух, какой ты молодец! Ух какой ты, да, ты вот можешь это”, и всякое такое. А он - вообще никак с этим… ну, это ему никак.

00:51:28 Может он это даже и услышит как манипуляцию, что - “что тебе от меня надо?”, когда ты начинаешь его там сильно хвалить, у человека сразу зажигается типа красной лампочки - ему что-то или ей что-то нужно от меня. Вот, поэтому, действительно, поощрение - это когда мы делаем или даём человеку значимые для него вещи. Вот, то есть, мы можем развить эту тему. Это - другая тема разговора, но так или иначе, в общем.

00:52:06 И вот вместе с этим, когда у нас есть уже вот эта база, мы можем ему выражать своё какое-то недовольство, если мы чем-то недовольны. То, опять же, это очень конкретно, и в каждой семье это могут быть их сигнальная система, вот. У кого-то может сработать один момент, у кого-то - другой, то есть, сокращение какого-то эмоционального общения. Может быть, я просто выполняю свои обязанности, но я не столь, так сказать, тебя одариваю своими позитивными эмоциями. Опять же - если для мужчины это значимо. Если ему значим разговор с вами, и вы как-то ограничиваете это, то это может быть для него вот этим проявлением вашего негатива или недовольств, что вас там не устраивает.

00:53:08 Тут важно понимать - в чём вы будете ограничивать человека, чтобы он почувствовал, что вы недовольны. Вот, если у вас есть система, что вы можете говорить друг с другом, и вы услышаны друг другом, если у вас есть такой уровень отношений, то вы можете это в словесной форме проговорить. Причём, тут важно чувство меры. Если мы “раскатываем” человека безмерно вот за то, что нам не нравится, то в какой-то момент он просто начинает защищаться и просто начинает уходить в отрицание.

00:54:07 Я думаю, что это - целое искусство, искусство конфликта, и, возможно, мы посвятим этому эфир. Тут есть много-много нюансов. Но, если говорить в двух словах, то человек должен как-то почувствовать, что нам это не нравится; что-то нам не нравится. Каким-то образом это должно быть прочувствовано. Если у нас достаточно высокий навык взаимодействий, и на словах мы можем прояснять какие-то вещи, и наши слова действуют - то это можно сделать на словах; если слова не всегда работают, то каким-то образом человек должен почувствовать, что в его жизни что-то изменилось, по-другому.

00:55:10 То есть, какой-то момент его жизни не так хорош, как он привык. Но для этого у нас должны быть вот эти “рычаги” в руках. Если мы ничего не делали хорошего человеку, то мы и наказать его, в общем-то, и не сможем, по сути дела. Вот, должным образом обратить его внимание. Я думаю, что мы когда-нибудь более конкретно поговорим на эту тему.

Как вести себя женщине, чтобы не унижаться, но давать мужчине рулить?

00:55:47 Ведущая: Благодарю вас за ответ, и это, действтельно, такое важное искусство взаимоотношений, выстраивания их. И я смотрю, время очень так быстро летит у нас, и, может быть, последний вопрос, не менее важный, озвучу: “Часто говорится, что мужчине для вдохновения нужно чувствовать себя выше. Как вести себя правильно женщине, чтобы не унижаться, но давать мужчине рулить?”.

00:56:13 Гуна Манджари: Да, спасибо за вопрос; это тоже искусство. Вот это тоже искусство, что, действтельно, мужчине нужно почувствовать себя хозяином… так сказать, “хозяином леса”. И для того, чтобы он себя так почувствовал, не обязательно, кто-то должен унижаться. То есть, дать ему возможность себя проявить, почувствовать себя умным, молодцом, что он там сделал.

00:56:54 Поэтому, женщине важно перестать вести себя как контролирующая мать, которая все его действия оценивает, всё-всё контролирует, всё пытается сделать, по-своему, так как она знает, как правильно как работает. И, даже если это работает, - давать ему возможности “порулить”, что называется. Не лезть со своим контролем, со своими коррекциями. То есть, это вот такая контролирующая мама в ней просыпается. Это важно, также и в отношениях с детьми контролировать. Я уже не говорю, в отношениях с мужем: это важно контролировать

00:57:46 Пусть он почувствует, что то, что он сделал, - это правильно, это хорошо. Вот, поэтому ей важно научиться его поощрять в том, что он делает, даже если это не её тема, ей это не интересно, или она не чувствует, может быть так. Но, тем не менее, нужно понимать другого человека, что для него это - что-то ценное; для него это - его ценность, и, поэтому, здесь важно состояние эмпатии культивировать. Как говорится, перемещаться в обувь другого человека, почувствовать себя другим человеком и его поддержать в том, что он делает, и не мешать.

00:58:47 И дать ему ощущение победы, ощущение успеха. Потому что за каждым успешным человеком стоит женщина, и за каждым неуспешным тоже, в какой-то степени: может быть, это мама, или кто-то ещё, кто занижал его самооценку. Вот, женщина, или кто-то ещё, но сейчас мы говорим о женщине. Поэтому, здесь важно вот это понять.

00:59:22 И, в то же время, важно быть в состоянии адекватности, понимая, что когда (я говорю о разных ситуациях в семье, о разных уровнях взаимоотношений) - кто-то, в частности, мужчина, пытается самоутвердиться тем, что он использует методы абьюзивного характера, я думаю, что не нужно об этом сейчас отдельно всё объяснять. Об этом очень много информации, когда есть “удар ниже пояса”, то есть, неэкологичные взаимоотношения - насмешки, подколы и какое-то проявление агрессии по отношению к жене. То это не обязательно терпеть; это, вообще, не нужно терпеть, для того, чтобы человек почувствовал себя выше.

01:00:33 Мы говорим о здоровых проявлениях самооценки, а не о нездоровых. То есть, здоровых, когда человек, в частности, в чём-то хочет почувствовать себя успешным, занимаясь какой-то своей деятельностью или совместной деятельностью. Но нездоровое - это когда человек хочет почувствовать себя выше, унижая других, другого. Вот это - нездоровые вещи, и эти вещи, они не поощряются, а поощряются здоровые вещи. Вот так бы я, наверное, в общих чертах, ответила на этот вопрос.

01:01:11 Ведущая:: Благодарю вас, дорогая Гуна Манджари. Очень много осознаний. Действительно, эфиры с вами помогают развивать разум и какую-то собственную способность оценивать ситуации, обращаться к Ведическим Писаниям. Это очень важно и ценно - избавляться от этих ложных представлений. Спасибо вам за это большое и за сегодняшнюю встречу отдельно, и будем ждать нового общения, новой возможности встретиться с вами на волнах Веда Радио.

01:01:39 Гуна Манджари: Спасибо вам, дорогая Анна, за помощь в проведении этих эфиров, и спасибо нашим радиослушателям за разумные вопросы. И могу заверить, что я их накапливаю и, возможно, на следующей передаче мы больше посвятим ответам на вопросы, которые пришли с предыдущих эфиров и с этого эфира, которые мы, может, не успели озвучить. Поэтому, пожалуйста, приходите на наши эфиры, если задали вопросы, и вообще. И спасибо большое вам за этот разговор, и до следующих встреч. До свидания.

01:02:25 Ведущая:: Благодарим вас, до свидания.

транскрибирование: Лала Шарма | Москва | Россия | 21 October 2023
обработка текста: Ирина Костомарова | Электросталь | Россия | 02 January 2024