Путь к эмоциональной свободе

Аюрведа-радио - 11 April 2007
Суть лекций, что мы можем выбирать эмоции. Три категории выбора эмоций; Формат будущего или «до» ; Формат «после»; Бессознательная структура ума Моха-Бхага; Пример отбора эмоций. Радость и волнение; Терпение и принятие; Формат выбора эмоций «во время». Тактика терпения и выжидания; Скованность и внутренний страх, замкнутость. Правило диссоциации.; Ощущение принадлежности к ситуации; Эмоции – это следствие наших выборов; Пример с уборкой. Скука и тоска. Работа с дыханием; Эмоция целеустремленности; Особенность выбора эмоций «во время» ; Закон диссоциации.; Формат «до» выбора и отбора эмоций; Уверенность и защищенность; Настороженность и заинтересованность; В чем смысл отбора эмоций? Первая цель: что вы хотите получить?; Эмоция любопытства ; Эмоция дружелюбие; Любовь; Заключительная часть лекции. Три типа отбора эмоций;
запись эфира для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:43:20 | качество: mp3 56kB/s 17 Mb | прослушано: 40 | скачано: 83 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Добрый вечер. Меня зовут Юрий Владимирович Мошкин Продолжаем чтение этого курса. И, сегодня у нас подтема это отбор или выбор эмоций. Отбор или выбор эмоций. Те из вас, кто ездил за рубеж, всегда знаете, что различные пособия турагентства советуют взять ту или иную вещь, обзавестись какими-то предметами необходимости в той или иной поездке и, мы берем и проводим своё путешествие, свой отдых адекватно и приятно. И можно так же делать и с нашими эмоциями.

Суть лекций, что мы можем выбирать эмоции.

00:00:55 То есть, суть и цель наших лекций, в основном, сводится к тому, чтобы, в первую очередь, мы поняли, увидели, почувствовали, что мы можем выбирать, мы можем выбирать ту или иную эмоцию. Не мы пленники эмоций, а они наши слуги. Это путь к свободе, в первую очередь, к эмоциональной свободе. И, если мы едем в какую-то страну и знаем, что там жаркий климат, мы берем какие-то средства гигиены и, соответственно, легкую одежду или, наоборот, если мы едем в горный курорт кататься на лыжах, то, мы не берем туда шорты и ласты. И, точно также, если нам предстоит какая-либо ситуация, в которой мы хотим себя чувствовать определенным образом и вести определенным образом, можно также сделать выбор в пользу какого-то поведения, каких-то эмоций.

Три категории выбора эмоций

00:01:54 И, соответственно, выбор, эмоциональный выбор он разделяется на три категории. То есть, три возможности выбора или три способа выбора. Это 1) «после» или постфактум, 2) это «во время» эмоционального переживания и 3) «до», до ситуации. То есть, когда эмоция уже в прошлом и, мы вспоминаем как мы себя вели, как мы себя чувствовали и, нам это, допустим, не нравится, или мы хотим себя чувствовать ещё лучше. Это формат «после», выбор эмоции после того, как она свершилась. Это формат выбора «во время», когда вы в настоящем находитесь и переживаете что-то, что вам не нравится или вы хотите переживать что-то ещё более интересное для вас.

Формат будущего или «до»

00:01:49 И, следующий формат – это формат будущего или «до», ситуация ещё не свершилась, не произошла, но вы думаете, что вы пока ещё не готовы к этому и, хотите выбрать более нужную эмоцию в данной ситуации. Таким образом, вы можете вспоминать и менять своё отношение, опять же, перенося его в будущее. Можете менять своё состояние в настоящем и можете готовится к будущим ситуациям, которые вас ждут впереди. И, мы начнем с формата после.

Формат «после»

00:03:26 То есть, наверняка, каждый из вас может вспомнить общение с кем-то, которое вас не удовлетворило и, вы могли быть более грубыми, нежели обычно или, наоборот, проявили некую слабость душевную и, пошли на поводу у нежелательных потребностей другого человека. Вы могли поругаться с кем-то и прочее, прочее. Вы могли стоять в бешеной пробке и, очень сильно беспокоиться, хотя это беспокойство ни к чему не привело. Вы могли встретиться с несовершенством другого человека и, испытывать гнев по этому поводу или обиду. Так или иначе, вспоминая эту ситуацию, вы думаете, что вы поступили не так, как если бы вы хотели поступить в идеальном варианте. И, просто думая об этом, вы понимаете, что в следующий раз я бы хотел поступить совершенно по-другому.

00:04:28 И, в этом есть здравый смысл и возможность изменения, понимая, что вы поступали несовершенным образом и, это понимание дает вам силу, чтобы начать искать, а как же вы хотели и как же вы хотите поступать и как вы хотите поступать в будущем. И, в первую очередь, вы должны понять или сказать сами себе, а что же было, что было тогда, что я испытывал, какую эмоцию я испытал? Вы можете назвать это гневом, можете назвать это страхом, раздражительностью, обидой, любой другой эмоцией и, или, допустим, заинтересованностью, хотя она там, была, допустим, не уместна. Вопрос об уместности мы обсуждали это в прошлых лекциях, когда говорили об адекватности, об уместности эмоций.

00:05:24 И, если мы понимаем, что в той ситуации эта эмоция была не совсем той, которую мы хотели, то, применяя формат «после» вам нужно подумать: угу, тогда мы испытывали спокойствие, хотя, на самом деле, должны были испытывать не спокойствие, а заинтересованность. Когда вы чему-то учитесь и, ваше спокойствие на учебе привело к тому, что вы не были активны и, вы не усвоили материал так глубоко, как хотелось бы вам, но, при этом вы сохранили спокойное состояние. И, думая об этом, в следующий раз после того, как вы посетили какой-то курс и испытывая некое удовлетворение внутреннее, возможно, вам в следующий раз захочется испытать что-то другое, какую-то другую эмоцию.

00:06:13 И, вы спрашиваете следующий вопрос у себя: «А как вы хотите вести себя в этой ситуации?» То есть, допустим, вы вспоминаете какую-то ситуацию, в которой вы себя вели не так, как вы хотели, вы её как-то называете, что в той ситуации вы были таким-то. То есть, допустим, вы разозлились. Вы разозлились и спрашиваете: «А как я хочу себя вести в этой ситуации?» То есть, какой-то человек, ваш знакомый, поступил с вами не так, как вы ожидали и, вы разгневались и, ваш гнев ещё больше усугубил ситуацию и, вспоминая, вы думаете так, ну, наверное, гнев не очень хорошая эмоция и, я хочу вести себя последовательно, аккуратно и спросить с этого человека всё, что я должен с него спросить, допустим, вы как начальник или наоборот, вы, как подчиненный.

00:07:06 Если начальник на вас, наоборот, кричал прошлый раз и, вы очень сильно этого испугались, то, вспоминая эту ситуацию, вы думаете, что, а я бы хотел в следующий раз, если это произойдет, так ответить начальнику, чтобы он в следующий раз уже не захотел со мной так общаться. Ну, допустим, я хочу быть, чувствовать себя собранным, спокойным и уверенным, как вариант, отвечать четко на вопросы. И, следующий вопрос, которые вы себе задаете: а какая эмоция даст основание для этого поведения? То есть, спокойный ровный голос является следствием некоего внутреннего состояния. Это внутреннее состояние оно является причиной спокойного ровного голоса, расслабленного лица, спокойного или отсутствия движения в руках, когда вы просто их держите, допустим, у себя на груди или на коленях.

00:08:05 И, наоборот, когда вы чувствуете себя не уверенно, чувствуете страх, вы, чаще всего, не осознаете своё мышечное напряжение на лице, ваше горло немножко поджато, ваш голос становится более верхним, более высоким, вы говорите отрывисто и часто, чаще всего и, ваши руки совершают, скажем, совершенно не нужные действия, сжимаете кулаки и вертите в руках какие-то предметы. Так вот, если вы хотите, чтобы ваш голос был ровным, выражение лица спокойным, то для этого нужно иметь внутреннее состояние, которое является причиной этого внешнего поведения. И, вы начинаете выбирать, а какая эмоция была бы адекватной и, что я хочу чувствовать в этот момент?

00:08:58 Ну, допустим, в следующий раз, вы думаете о будущем: приду я к начальнику или приду я домой, или придет муж домой, или, если вы школьник, придете вы домой со школы и, что вы хотите испытывать? Какую эмоцию? Какая эмоция приведет вас к тому поведению, которое вы хотите предоставлять миру? То есть, если вы хотите вести себя так, как вы описали, вы начинаете перебирать возможные эмоции, которые могут привести к этому состоянию, к этому поведению, точнее. То есть, вы ищите сначала состояние эмоции, которое приведет к поведению. И, вы проверяете. Сначала вы берете ту ситуацию, которая была в прошлом, вы вспоминаете этот случай с начальником, видите себя со стороны, представляете, что вы там, в прошлом, испытываете внутри некую эмоцию, которую вы хотите испытать на самом деле.

00:10:00 И, вы видите, как, наблюдая за собой со стороны в прошлом, вы видите, как поведение этого человека меняется от того, что он внутри испытывает уже конкретную другую эмоцию. Вы видите, как меняется его поведение. Вы представляете, как бы поменялось поведение начальника или другого человека, с кем вы общаетесь. То есть, ваши родители, ваши близкие, муж, жена. И, вы оцениваете. Это то, что вы хотите? Это приведет к тем последствиям, которые вас удовлетворяют? Можно ли ещё что-то добавить, изменить или убрать лишнее? Задавая себе такие вопросы, вы перебираете эмоции, последствия эмоций и ситуации контекста. Сочетания, скажем так, эмоций и контекстов мы разбирали на прошлых занятиях.

00:10:54 Смысл в том, что у каждой эмоции есть более адекватные контексты и менее адекватные контексты. То есть, быть смелым с начальством и быть смелым, допустим, с любым человеком приведем к совершенно разным результатам. Итак, вы проверяете, если вас все удовлетворяет и, вы понимаете, что в этой ситуации именно эта эмоция приведет к желательному типу действия. То есть, внутренняя, допустим, собранность, уверенность в своих силах приведет к ровному голосу, к размеренным движениям рук, улыбке, например, и так далее. Вы говорите: «Окей, все хорошо» и представляете, а в будущем, если эта ситуация будет повторяться?

00:11:48 Представляете в будущем похожую ситуацию и, видите себя со стороны, который уже обладает этим внутренним состоянием и этим внешним поведением, как следствием этого внутреннего состояния этой эмоции. И, опять же проверяете, настраиваетесь на возможные будущие исходы, на возможные будущие ситуации, даете себе некую программу действия. Это как занести в бортовой компьютер самолета некую программу полета. Вы задаете координаты своего пути и отмечаете те действия, которые должен совершить, допустим, автопилот при достижении каких-то координат. И, то же самое, когда вы думаете о будущем и о возможном исходе этого будущего, вы те же самые вещи делаете со своим бортовым компьютером, так это назовем.

Бессознательная структура ума Моха-Бхага

00:12:48 Ну, или как в психологии называется, это бессознательная или глубокая структура ума или Моха- Бхага, то, что называется в ведической психологии. Вы погружаете внутрь себя некие команды, некие поведения, которые в будущем активизируются сами. И, затем, следующим шагом вы делаете доступ к той эмоции, которую как вы посчитали будет адекватной в этой ситуации. Доступ к эмоциям — это тема следующих лекций. Здесь мы не будем об этом говорить. Это очень важная тема. Также важна она, как понятие отбора эмоций. Но, она достаточно обширна, чтоб мы сегодня о ней говорили с вами.

Пример отбора эмоций. Радость и волнение

00:13:45 Например, вы навещаете какого-то родственника своего. Я просто пример приведу, ну, достаточно язвительного, у которого, может быть, не совсем счастливая жизнь и, общаясь с ним, вы думаете, что, возможно, для общения с ним адекватного, потребуется ваше внутреннее состояние, как, допустим, радость и волнение при общении с ним. Вы представляете, а что будет происходить, если вы будете чувствовать эту радость и волнение. На практике часто эта радость и волнение переходит в гнев и фрустрацию. То есть, изначально, вроде как положительные эмоции, в данной ситуации не проходят проверку. Вы перестаете быть эффективным и, ваше общение не приводит ни к каким результатам.

Терпение и принятие

00:14:45 И, вы начинаете думать, а что же можно использовать вместо волнения, допустим, и радости в этой ситуации, конкретной ситуации? И, человек выбирает терпение и принятие. То есть, как вы понимаете, терпение и принятие в отличии от волнения и радости являются более замедленными эмоциями по темпу. Они связаны с достижением какой-то отдаленной во времени цели и принятием другого человека с его установками и так далее и так далее. И, именно, терпение и принятие в этой ситуации приведет вас к тому результату, который вам был не достижим ранее, когда вы использовали, например, тоже волнение и радость, положительные, в сущности, эмоции, но, в этой ситуации они вам не помогали. То есть, ошибочный выбор, это просто обратная связь.

00:15:42 Даже, если вы выбрали, представили все, прокрутили в голове, увидели себя со стороны, все очень хорошо, но, в реальности, в ситуации вы понимаете, что чего-то ещё не хватает, это просто обратная связь для того, что вы должны обогатить свой эмоциональный выбор.

Формат выбора эмоций «во время». Тактика терпения и выжидания

00:16:12 Следующий формат — это «во время», выбор во время, во время переживания непосредственно эмоции и вашего поведения в какой-то конкретной ситуации. Главное отличие от формата «после» формата «во время» заключается в том, что, находясь внутри ситуации очень редко приходит на ум идея о том, что вы можете что-то изменить сейчас. То есть, чаще всего, люди выбирают тактику терпения и выжидания. То есть, они ждут пока ситуация закончится и, они потом это все обдумают и придут к каким-то выводам, что-то изменят внутри себя.

Скованность и внутренний страх, замкнутость. Правило диссоциации.

00:17:17 Но, первый шаг будет тем же. Допустим, вы находитесь, вас пригласили, допустим, в ресторан, в котором вы никогда не были. Допустим, некий уровень ресторана, очень дорогой, например. И, люди, с которыми вы общаетесь, вам не знакомы, вы недостаточно допустим, тоже какого-то высокого уровня, вы испытываете, например, скованность и внутренний страх, некую замкнутость и, в общем, общение вряд ли будет интересным и продуктивным. Что вы можете сделать? Человек говорит: «Извините, мне надо подышать свежим воздухом». Он выходит. То есть, первое, это надо диссоциироваться или, скажем так, отдалиться, сделать паузу.

00:18:14 Человек отходит в сторону от ситуации и, скажем так, удерживая этот стоп-кадр, начинает анализировать. Первое, что происходит? Что происходит? И, потом второй вопрос, а как хочется себя вести в этой ситуации, как хочется действовать? Ну, допустим, человек, вместо этой замкнутости хочет радоваться происходящему и окружающему миру, человек делает такой выбор. Задает себе следующий вопрос: «Замечательно, какая же эмоция сейчас может привести меня к этому состоянию, к этому поведению? Какая эмоция даст мне возможность радоваться этой обстановке, абсолютно необычной для меня и этим людям, абсолютно необычным для меня?

Ощущение принадлежности к ситуации

00:19:04 И, какая эмоция может дать мне возможность получить удовольствие, но и пообщаться с ними так, чтобы всем было хорошо, и мне и им. Например, человек выбирает вместо замкнутости и страха, он выбирает ощущение принадлежности к ситуации. То есть, может, некоторые из вас не знакомы с этим состоянием, когда вы находитесь в незнакомой обстановке, особенно, если эта обстановка связана с какой-то высокой социальной и иерархичной лестницей, к которой, допустим, слою общества, к которому, как вы считаете, вы не принадлежите. С вашей точки зрения, этот слой находится выше. Такая социальная условность. И, соответственно, вы не чувствуете себя частью этого, туда, куда вы пришли. Но, вы можете выбрать это.

Эмоции – это следствие наших выборов

00:20:01 То есть, как мы знаем, эмоции — это следствие наших выборов. Чаще всего, наш выборы не осознанны и происходят на автомате. И, это не оставляет нам возможности сделать выбор самим. На самом деле, этот выбор есть. Само осознание, что эмоции — это наши слуги, дает нам возможность управлять ими. Итак, человек выбирает испытывать ощущение принадлежности и приятного предвкушения вместо страха. Принадлежности вместо замкнутости и приятного предвкушения вместо страха. Итак, он начинает думать, к чему это все приведет? То есть, он, находясь ещё вне этого окружения, допустим, он вышел на балкон или в уборную и, он думает: хорошо, вот будет у меня эта принадлежность и, что тогда? Что измениться в моей поведении? Будет у меня это приятное предвкушение вместе с принадлежностью и, к чему это приведет?

00:21:01 Он начинает представлять, он начинает визуализировать, он начинает видеть, что будет происходить. Как он будет говорить, как он будет сидеть, стоять, двигаться? Выражение лица какое у него будет? И, ему это нравится или не нравится? Он делает выбор. Он думает: да, это хорошо, да, хорошо и, я так будут действовать. Или, говорит: нет, вот чего-то не хватает. И, в данном случае, допустим, человеку этого хватило. Он согласился, что в этой ситуации, ощущение принадлежности и предвкушения приятного от общения с людьми незнакомыми, казалось бы, приведет его, к оживленному разговору с окружающими и легкому поведению, то есть, он будет чувствовать себя легко внутри.

00:21:51 И, он говорит: «Хорошо. Я согласен». Он проверил, он сделал проверку также как на прежнем этапе. Затем он делает доступ. То есть, доступ – это отдельная тема, мы будем говорить позже, очень важная и достаточно емкая, чтобы вместилась у нас сегодня. Но, делать доступ, не войдя в это состояние, имея эту внутреннюю эмоцию принадлежности и предвкушения, он возвращается. Он возвращается обратно в ситуацию и уже ведет себя соответственно.

Пример с уборкой. Скука и тоска. Работа с дыханием

00:22:27 Допустим, вы начали уборку. Вы начали уборку и, испытываете скуку и тоску по поводу этой уборки. И, понимаете, что это не то, не то, что вы хотите испытывать, вам это не нравится и, это не приводит к самой уборке, то есть, это вам мешает. Вы думаете, а что я хочу? Что я хочу достичь? Какого результата я хочу в этой ситуации? То есть, вы тоже делаете некий стоп, некий стоп- кадр. Смысл диссоциации выхода из эмоционального переживания самый простой – это работа с дыханием. Просто сделать достаточно глубокий вдох либо задержку на вдохе или на выдохе, встряхнуться, выпрямить плечи, потянуться.

00:23:28 Ну, соответственно, если вы общаетесь с людьми, то есть, либо предупреждаете их, либо уходите куда-то. Ваша физиология меняет ваше эмоциональное состояние, так как это все связано. То есть, ваше сознание, ваше тело — это элементы одной системы. Вы с помощью тела можете менять своё эмоциональное состояние. Итак, вы выбираете тот способ диссоциации, например, с помощью дыхания, с помощью некого движения и, выбираете, а чего я хочу достичь в этой ситуации? Ну, например, в случае с уборкой, вы выбираете: я хочу быстро, сделать все быстро и, испытать приятные ощущения от чистоты. И, вы думаете, а какая эмоция, какая эмоция может привести к этому результату?

Эмоция целеустремленности

00:24:27 И, какая эмоция может позволить не сделать это быстро? Ну, чтобы сделать быстро, человек может выбрать целеустремленность как эмоцию, как состояние, которое приведет его к быстрой уборке. И, удовольствие от окончания домашних работ. Человек выбирает это, представляет, ему это нравится, он входит в это состояние. Как? – тема следующих лекций. И, он действует. И, он просто действует.

Особенность выбора эмоций «во время»

00:25:21 Итак, в чем особенность этого способа? То есть, способа выбора эмоций «во время»? То, что вы делаете остановку. Вы делаете остановку и, просите кондуктора нажать на тормоза и, сами в это время начинаете анализировать. Что же вы хотите в этой ситуации? Что происходит, что вы хотите? Какая эмоция нужна? И, при этом, вы диссоциируетесь, чтобы понять, что же происходит, а не просто сказать себе, ну, ничего не получится, у меня ничего не получится, раньше не получилось и сейчас не получится. Это происходит, потому что вы находитесь внутри ситуации. То есть, вы ассоциированы, вы находитесь в первой позиции. В первой позиции, при чем, в конкретной ситуации в первой позиции. Лекцию о первых позициях я читал ещё раньше. Коротко напомню.

00:26:16 Первая позиция – это, когда вы находитесь, скажем так, внутри себя, думаете от себя, находясь в какой-то ситуации, ощущаете что-то и, находитесь в этих ощущениях внутри. А, когда вы диссоциируетесь, вы входите в третью позицию. В третью позицию или позицию наблюдателя. Состояние первой и третьей позиции очень сильно могут отличаться. И, чаще всего это так. Именно, тем и ценна нам эта диссоциация, этот подход, этот взгляд со стороны, который и дает вам возможность изменить что-то во время процесса.

00:27:00 То есть, чем-то процесс «во время» и процесс «после», они чем-то похожи. В принципе, тоже самое, мы делаем и во время, просто ситуация ещё не завершилась и, мы делаем шаг в сторону, принимаем какое-то действие, принимаем решение, меняем своё поведение и входим обратно. И уже ситуация приходит совершенно к другому исходу. И, здесь важно нам мастерство именно этой диссоциации, именно, отстранения от той эмоции, которая, скажем так, владела нами до этого. Но, так как мы верим и знаем, что эмоции нами не владеют, или владеют, но не должны этого делать, мы позволяем себе взять контроль в свои руки.

Закон диссоциации.

00:27:58 Мы берем контроль в свои руки, в первую очередь диссоциируемся, делаем шаг в сторону и, наше эмоциональное переживание сразу резко уменьшается по своей интенсивности – это закон диссоциации. То есть, когда вы просто смотрите за собой со стороны и, не находитесь непосредственно в переживаниях на 30-40-50 процентов интенсивность переживания падает. Если это так, то и выбор с переходом в новое состояние другое становится проще. То есть, чаще всего, трудность в переходе, именно, в неком эмоциональном залипании в той или иной эмоции, застревании. А это происходит именно, потому что эта эмоция интенсивна. Снижая интенсивность, мы с помощью диссоциации получаем возможность выбора, изменения.

Формат «до» выбора и отбора эмоций

00:28:55 И, наконец, следующий формат выбора и отбора эмоций – это «до» или перед тем, как произойдет ситуация. Наиболее адекватен этот формат перед теми ситуациями, которые нам неизвестны. Потому что, если мы готовимся к ситуации, которая была раньше, то, это скорее всего, именно, формат «после». Формат «до» отличается от «после» тем, что ситуация в какой-то степени нам не знакома, либо совсем новая, либо мы не совсем хорошо представляем, что она из себя представляет эта ситуация, чем она является. Ну, например, один человек решает плавать под водой с аквалангом, то, что называется дайвингом, но, при этом, он испытывает очень сильный страх.

00:29:56 Очень сильный страх из-за того, что он чувствует свою зависимость от системы жизнеобеспечения акваланга, кислорода и так далее. И, получается, что он не будет в состоянии испытать какие-то приятные переживания в этом процессе, хотя, хотел бы. То есть, он идет в отпуск, например, или человек решает посетить какое-то святое место и, его пугают различными рассказами о том, что там всякие заразные насекомые и так далее и тому подобное. И, у человека есть желание туда съездить, при этом, есть страх. И, тогда человек либо терапевт, консультант спрашивает: «А, что вы хотите? Какая цель у вас в этой ситуации, которая будет в будущем?»

00:31:00 И, человек, допустим, может сказать: «Хорошо провести время, допустим, с помощью дайвинга и, при этом остаться целым и невредимым. И, в конце концов, и истина, что же это такое? Много читал, смотрел по телевизору и, вот решил сам.» И, допустим, у него спрашивают: «А какую эмоцию вы хотите испытывать, именно, плавая под водой?» И, он может сказать: «Например, чувство уверенности и защиты» И, тогда следующий вопрос: «А, если вы будет испытывать эту уверенность и защиту, то, как вы себя будете вести? То есть, если это уже будет внутри вас, то какое будет ваше поведение?» Тогда человек, грубо говоря, может сказать: «Ну, вы знаете, я буду действовать на автопилоте, как бы, плыть по течению.» То есть, у конкретного человека может быть именно так.

Уверенность и защищенность

00:31:57 То есть, мы рассмотрели конкретный случай. Человек выбрал уверенность и защищенность и пришел к выводу, что это приводит к поведению, как на автопилоте, как будто, он плывет по течению. И, соответственно, он может сделать какую-нибудь глупость. То есть, на автопилоте или, когда человек плывет по течению, его уровень осознанности, естественно, низок, что не очень приветствуется в таких вещах, которые человек делает, допустим, впервые. Плавая под водой, очень важно быть на чеку и, поэтому, человек понимает, что это не то, что уверенность и защищенность не приведет к тому поведению, к тем результатам, которые ему нужны. То есть, он что сказал, хорошо провести время и, оставаться целым и невредимым. А, если он будет на автопилоте, то, возможно, он себя как раз и повредит.

Настороженность и заинтересованность

00:32:58 И, тогда он начинает выбирать что-то другое. И, в конце концов, он приходит к тому, что возможно, в этой ситуации как раз ему нужна настороженность и заинтересованность. То есть, настороженность будет отвечать за тот участок цели, который называется оставаться невредимым, а заинтересованность и восхищенность, за- хорошо провести время и выяснить что это такое. То есть, опять же, возможно, что человек может выбрать что-то, что ему подходит не с первого раза. И, это замечательно. То есть, те этапы, которые мы с вами проходим по лекциям, они, обычно смешаны вместе. То есть, когда мы выбираем эмоцию, мы одновременно начинаем её проверять на адекватность, адекватно ситуации.

00:33:53 И, допустим, вот в этой ситуации эта эмоция может совершенно не подходить, что человек и выяснил в процессе работы с терапевтами. И, затем человек получает доступ к этому состоянию и, уже имея это состояние, проверив его, проверив свою возможность достижения его, идет в будущую ситуацию.

В чем смысл отбора эмоций?

00:34:33 Или, другой пример поясняющий. Допустим, женщина идет на семинар. То есть, семинар посвящен абсолютно новому знанию, с которым она не была знакома и, люди, которые там будут, тоже ей абсолютно не знакомы и с той сферы, в которой она никогда, с людьми, с которыми она никогда не общалась. И, она не знает как, то есть, с какой эмоцией лучше туда пойти. То есть, в чем смысл отбора эмоций? В том, чтобы мы подготовились к тому, что нас ждет в будущем. Можно ни к чему не готовится и просто пустить все на самотек. И, если вы достаточно, скажем так, продвинутый, успешный человек, вы, скорее всего, также себя и поведете.

Первая цель: что вы хотите получить?

00:35:31 Но, если, допустим, раньше у вас в каких-то новых ситуациях были проблемы с эмоциональным выбором, то есть, вы не видели каких-то возможностей измениться и вели себя однообразно и неэффективно, тогда, возможно, стоит предварительно подготовиться к этому. Это, как раз и дает формат выбора эмоций «до». Итак, женщина идет на семинар абсолютно не знакомый и, ей предстоит общение с абсолютно новым типом людей, новым типом мышления. И, она ставит цель. То есть, первое, вы ставите цель, что вы хотите получить. И, женщина, например, может поставить такую цель: я хочу узнать, есть ли прок, есть ли практическое применение в этой новой концепции.

00:36:27 И, затем, вторая цель, это наладить связи с участниками, с этими совершенно новыми людьми. Наладить связи, при чем, как профессиональные, так и дружественные. И, она, допустим, начинает выбирать эмоцию. И, первую эмоцию, например, она выбирает спокойствие. То есть, возможно, думая о необычном состоянии, о необычной ситуации, которая её ждет, возможно, она испытывает некое беспокойство, назовем это страхом. И, она решает, хорошо, я выберу спокойствие, что будет? Следующий вопрос: что будет? Мы представляем себя в этой ситуации, имеющую эту эмоцию. И, она понимает, что спокойствие в этой ситуации новой, концепции новых людей, приведет к её отрешенности от процесса, от процесса обучения.

00:37:29 Она понимает, что это не подходит. Это не подходит, потому что она, во-первых, не узнает эту концепцию, так как будет отстранена и, не наладит связи. Делаем шаг назад. То есть, всегда, когда мы получаем обратную связь негативного плана, мы делаем шаг назад и, делаем что-то по-другому. Очень простое правило. Действие, проверка, достигли результата. Делаем, двигаемся дальше. Не достигли результата – делаем шаг назад, делаем что-то другое. И, вместо спокойствия, она начинает выбирать другое. Она выбирает любопытство и дружелюбность и дружелюбие. И, что интересно, имея любопытство в этой ситуации, она погружается в учебу.

Эмоция любопытства

00:38:29 Любопытство – это эмоция, которая позволяет, то есть, она имеет некую цель, некую цель узнать что-то новое, ищет что-то новое, все время сравнивает что-то непохожее, незнакомое и, на этом акцентирует своё внимание. Любопытство подталкивает человека ответить на вопрос, на какой-то вопрос, который он сам перед собой поставил. Для женщины любопытство приведет к ответу на вопрос: а что же такое эта новая концепция? На том семинаре, куда она пошла, она получит скорее всего этот ответ, имея это любопытство.

Эмоция дружелюбие

00:39:14 И, следующая эмоция – это дружелюбие. К какому поведению приведет оно? Скорее всего, скорее всего, именно, эта эмоция позволит ей наладить контакт. Наладить контакт и живо общаться со всеми участниками семинара, незнакомыми людьми, незнакомым типом людей. И, вот это представление, это моделирование помогает человеку выбрать более эффективные эмоции, более адекватные. И, подготовив себя, следующим шагом будет это, именно, доступ к этим эмоциям. То есть, сам факт того, что мы знаем, что нам нужно любопытство и дружелюбие, для некоторых людей уже будет достаточным, чтобы они это испытали.

Любовь

00:40:11 То есть, возможно, очень давным-давно, люди, говоря слово любовь, ощущали эту любовь. Сейчас, чаще всего, чтобы ощутить эту любовь, надо что-то такое сделать, чтобы её ощутить. Есть такая поговорка: если сказать халва десять раз, сладко не будет. Возможно, давным-давно, как раз это могло произойти. Но, кстати, если взять концепцию ведической культуры, то, допустим, в духовном мире, как говорится, слово и объект они друг от друга не отличны. И, если бы вы сказали любопытство и дружелюбие в духовном мире, то, скорее всего, вы сразу бы их и ощутили. Но, так как мы пока находимся в материальном мире, нам приходится что-то делать, чтобы получить доступ к каким-то эмоциям.

00:41:07 И, о доступе мы с вами будем говорить уже на следующей лекции, на которую я вас всех приглашаю и жду. И, после следующей лекции мы будем проводить консультации и, следующая лекция у нас уже будет в понедельник, в следующий понедельник.

Заключительная часть лекции. Три типа отбора эмоций

00:41:32 Итак, сегодня мы говорили об отборе эмоций. И, мы с вами узнали, что есть три типа отбора. Это отбор «после» - после того, как произошла ситуация и вы не остались довольными собой, вы выбираете и строите планы на будущее, как вы хотите реагировать в будущем. Это отбор «во время» - во время самой ситуации, ситуации, которая разворачивается не так, как вам хочется, с вашей внутренней точки зрения, внутри вас. Вы делаете стоп и, меняете внутреннее состояние и, приходите к совершенно другому результату, который вам нужен. И, следующий формат – это выбор «до», отбор эмоций «до». Этот отбор эмоций важен, когда вы сталкиваетесь с чем-то неизвестным, с чем-то достаточно новым и, вы выбираете ту эмоцию, которая может вам помочь в этой ситуации.

00:42:32 Как получить доступ к тем или иным состояниям, мы будем вс вами узнавать на следующих лекциях. Итак, это был Мошкин Юрий Владимирович. Я всем желаю вам счастья и здоровья. Всего самого наилучшего. До свиданья.

транскрибирование: Альбина Строева | Алчевск | Украина | 06 April 2022