Структура эмоций - временные рамки

Аюрведа-радио - 28 February 2007
Проактивное поведение; Свобода выбора; Эмоциональная расстановка. Что такое эмоции; Выражение своих эмоций. Что такое гнев, раздражение; Выражение радости.; К чему приводит сдерживание негативных эмоций внутри; Выражение эмоций; Управление эмоциями; Использование эмоций; Карма. Изменение свое судьбы.; Техника моделирования ситуации.; Внутренние процессы; Эмоции обладают структурой. Ощущение надежды; Предвкушение; Чем отличается надежда от предвкушения; Позиция предвкушения; Содержание и структура эмоционального опыта; Свобода выбора эмоциональная; Структура эмоций; Временные рамки; Эффективное изменение состояния тревоги; Состояние скуки и беспокойства; Эмоция сожаления; Задание поэкспериментировать с любой эмоцией;
запись эфира для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:53:38 | качество: mp3 64kB/s 24 Mb | прослушано: 59 | скачано: 111 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Меня зовут Мошкин Юрий Владимирович. Вы слушаете интернет-радио на сайте доктора Торсунова. И, я продолжаю лекции по психологии. И, сегодня мы начнем разбирать более подробно структуру эмоций. Но, с начала хотел поговорить вообще, о чем мы ведем речь, о чем мы обсуждаем, что мы обсуждаем на наших лекциях. Мы говорим об активном использовании нашей психики, об активном изменении нашего внутреннего мира, об усовершенствовании взаимодействия вас и внешнего мира.

Проактивное поведение.

00:00:50 Мы говорим о переходе от пассивной позиции реактивного поведения, поведения жертвы обстоятельств, включая наши эмоции как внутренние обстоятельства. Переход от этой пассивной позиции к позиции активной и мудро управляющей, позиции проактивного поведения или поведения эмоционального выбора. В этом проактивном поведения вы устанавливаете, выбираете пути, такие пути и способы реагирования, которые ведут вас к улучшению ваших отношений, к увеличению вашего благополучия как внешнего, так и внутреннего.

Свобода выбора

00:01:47 Это и есть по сути дела наша свобода, свобода выбора, за которую и только за нее, собственно, и стоит сражаться. Хоть слово сражаться не совсем подходит, не самый подходящий термин на пути самосовершенствования. Но, конечно, если вы не согласны уничтожить или пожертвовать какую-то часть у своей психики, своего внутреннего мира своим желанием, не нашедшим адекватного пути реализации во внешнем мире, обусловленном социальными ограничениями и правилами. Чаще всего люди мечутся между двумя правилами поведения, либо это полное подчинение правилам внешнего мира с отказом от мечты и желания, либо противопоставление себя этому миру ради удовлетворения своих нужд, при чем, не взирая ни на что, любой ценой.

00:02:50 Как вы понимаете, оба этих варианта, они достаточно ограничены, однобоки. В одном случае, человек придает себя, отказываясь от своей мечты, от своих желаний, от своих чаяний, потому что они не подходят под окружение. В другом случае, человек предает общество, в котором он живет. Где же выход, спросите вы? Выход, обычно там же, где и вход. Это шутка, но с долей шутки. На любой вопрос, содержащий «или», правильный ответ будет содержать «и». То есть, если вы стоите перед выбором или то, или то, вы не сможете сохранить благополучие, выбрав что-то одно, потому что для вас важно и то и другое.

00:03:49 Живя в обществе, вы не можете отказаться от своих желаний. И, удовлетворяя свои желания, вы не можете отказаться от того контекста, в котором эти желания воплощаются в том обществе, в котором вы живете и, вы от него тоже не можете отказаться. И, поэтому, правильным ответом или ответом, который приведет к вашему развитию, к развитию ваших взаимоотношений с обществом, будет ответ, содержащий вместо «или» предлог «и», предлог, который соединяет оба варианта. Это воплощается в известные пословицы «и овцы целы и волки сыты». Мы, думая, что, эти два варианта противоположны друг другу, нам приходится выбирать то, что мы называем худшее из двух зол.

00:04:45 Не разобравшись до конца, что же мы можем сделать, чтобы у нас было все, и это, и это. Как воплотить своё желание, как достигать исполнение своих желаний, сохраняя такие взаимоотношения с миром, которые будут способствовать увеличению взаимопонимания, взаимовыгоды, счастья, наконец. Вот это достойный вопрос. Над этим и стоить думать, искать пути воплощения именно таких вариантов взаимоотношений с собой и с окружающим миром. Как жить так, чтобы наши желания совпадали с внешними тенденциями, которые происходят и, чтоб мы чувствовали удовлетворение от воплощения своих желаний, именно, таким способом.

00:05:33 И, так как мы сейчас не живем в условиях гармоничной культуры, правила которой распространяются на каждого члена и принимаются им, то есть, наша культура не является общепринятой и вообще нельзя сказать, что мы сейчас живем в какой-то культуре. Есть очень общие слова, которые не имеют под собой ничего конкретного. И, так как мы не живем в такой культуре, которая, опять же, касается каждого и, каждый понимает, что он в ней, с молоком матери впитывает ее, то есть, получается, что мы все разделены и, каждый живёт в своей собственной культуре. Каждому из нас для собственного и для всеобщего благополучия необходимо сформировать эту культуру внутри себя, чтобы обрести вновь эту утраченную свободу, свободу эмоционального выбора.

00:06:34 Если в традиционной гармоничной культуре внешнее поведение человека оно обуславливается ритуалами, принятыми правилами, которые повторяются из поколения в поколение и, эти правила создают такой контекст, такие условия, отношения между людьми, в которых все очень просто и все понятно. Если твой сосед сделал такой рисунок у себя на лице и, таким образом, выложил ветви на своей хижине, ты точно знаешь, что он имеет ввиду. В случае же нашей западной культуры, когда во главу угла ставится индивидуальность и, иногда просто забываются какие-то общие или даже игнорируются какие-то общие вещи, которые могут нас объединять. Каждому из нас приходится самому воспитывать в себе эту культуру и, искать пути соприкосновения с культурами других людей.

00:07:40 Такие резкие переходы, как вот переход от, допустим, нашего социалистического прошлого, когда так или иначе мы имели культуру, культуру, которая принималась так или иначе в семьях, у нас были какие-то ценности, которые я мог, я с уверенностью мог сказать, что эти ценности присутствуют в каждом из членов этого общества. И, поэтому, действия других людей были предсказуемы и, также были предсказуемы мои внутренние реакции на эти действия. Но, когда происходит смена культур или даже, когда вместо одной культуры ничего не приходит, по сути дела, мы сейчас живем, именно, в таком обществе, когда одна культура ушла, а другая так ещё не сформировалась. Каждый из нас принимает на себя ответственность, ну или не принимает, сформировать внутри себя некий культурный пласт или некие правила, по которым он будет жить.

00:08:43 Взяв ответственность, именно, за себя, не ожидая, что внешний мир изменится и, принесет все тебе на блюдечке. Мы начинаем меняться сами и, это и есть свобода выбора, эмоциональная свобода выбора. На прошлой лекции я уже напоминал, как можно рассмотреть эту эмоциональную свободу выбора из каких составляющих или компонентов или способностью человека, по-разному можно это назвать.

Эмоциональная расстановка. Что такое эмоции?

00:09:13 То есть, первое, это расстановка, эмоциональная расстановка или умение уместно и адекватно, своевременно использовать те или иные эмоции, или испытывать их. Повторюсь, что такое эмоции. Эмоции — это состояние человека в данный конкретный момент, который охватывает его и психологию, и физиологию. Это то, что ведет человека к каким-то действиям. В конце концов, он совершает действия, исходя из своих эмоций. И, адекватность и правильность, своевременность использования тех или иных эмоций приведет либо к увеличению эффективности человека, взаимодействию с другими людьми, к достижениям своих целей, либо разрушению его возможностей, его взаимоотношений с другими людьми.

00:10:09 То есть, какая эмоция имеет адекватное применение в том или ином контексте? То есть, если вы идете, например, на экзамен, какая эмоция адекватна? То есть, полезно ли чувствовать страх, неуверенность в своих силах? Многие люди, которые хорошо учились в течение, допустим, учебного года, приходя на экзамен, могут испытывать страх и, не могут просто получить доступ к тем знаниям, которые у них есть. То есть, страх в данной ситуации не будет уместной эмоцией. Какая эмоция может быть уместной? То есть, каждый может выбрать по-своему. Это может быть уверенность, это может амбиции. То есть, человек хочет так рассказать свой экзаменационный билет, чтобы, допустим, преподаватель удивился и поставил ему не пятерку, а шестерку или семерку.

00:11:06 Когда вы идете, ну, допустим, вы идете на обед с каким-то известным человеком, который вас пригласил, какая эмоция будет адекватна? То есть, это может быть смущение или это может быть чувство благодарности внутренней или опять же это может быть амбиции и желание показать себя с лучшей стороны, чтобы зарекомендовать себя перед этим человеком. То есть, все зависит от того контекста и от тех целей, которые вы для себя ставите. И, расстановка, как часть эмоционального выбора человека, как раз говорит о том, что каждая эмоция имеет свой адекватный контекст. И, наоборот, для каждого контекста есть наиболее адекватная эмоция в данный момент. И вы сами можете выбирать это.

00:11:59 То есть, планируя свою эмоциональную реакцию либо меняя её в данный конкретный момент, когда вы чувствуете, что ситуация меняется и вам не нравится та эмоциональная реакция, с которой вы сталкиваетесь внутри себя, вы просто берете и меняете это. Вопрос как это? - вопрос дальнейших наших разговоров, но сама идея, сама идея расстановки и распределения эмоций — это то, о чем стоить помнить и думать. По крайней мере, думать, какая эмоция в данном контексте, в данной ситуации будет, была бы, и является наиболее адекватной. Просто понаблюдайте за собой, за теми моментами, которые вам не нравятся, допустим, как вы реагируете или не нравится, например, поведение другого человека.

00:12:51 То есть, чаще всего, мы даже не осознаем своих эмоций, а мы связываем свои эмоции с внешним миром и, когда мы говорим о своих эмоциях, мы сразу же уже перескакиваем на других людей, на события внешней жизни. То есть, что ты сейчас чувствуешь? Меня этот человек раздражает, другой говорит человек, то есть, правильно я тебя понял, то есть ты выбираешь эмоцию раздражения в ответ на такое-то, такое-то поведение этого человека. То есть, постановка вопроса таким образом, переводит акцент ответственности с внешнего мира, который вызывает во мне эмоцию – одна точка зрения, переносит акцент ответственности на самого человека, то есть, человек сам принимает решение испытывать эту эмоцию.

00:13:43 Нас просто никто не учил, что мы можем выбирать эмоции. Нас учили, либо перестань — это некрасиво, ну, либо вообще не учили. То есть, ты не должен это делать – ещё один вариант запрета. Или, хорошие мальчики или девочки так не поступают. А то, что мы можешь в этой ситуации реагировать так или так, ну, этому стоит научиться, по крайней мере. Это была расстановка.

Выражение своих эмоций. Что такое гнев, раздражение?

00:14:11 Следующее, это выражение, это способность выбирать пути и способы выражения своих эмоций. Так же, как и эмоция может быть адекватной в том или ином контексте, также может быть адекватным или неадекватным способ её выражения. То есть, нельзя сказать, что гнев и раздражение — это неадекватные эмоции в принципе. То есть, что такое гнев, что такое раздражение? Это, если вы вспомните прошлые лекции, признак того, что другой человек нарушает важные критерии, наши важные критерии, наши ценности. И, гнев эмоция показывает нам и другому человеку, что этот человек нарушает это, что это просто обратная связь. Другой вопрос, как мы это делаем.

Выражение радости.

00:15:01 То есть, мы можем это делать как? Мы можем терпеть до конца, можем терпеть до конца, до последней капли и, когда эта последняя капля происходит, уже, грубо говоря, наплевать что будет, потом я им всем покажу. То есть, потом всем станет худо. Вот я терплю, терплю, но потом я им всем покажу. Насколько это адекватно? Насколько адекватен такой вид выражения той же агрессии или того же гнева, обиды или, я не знаю, радости? То есть, и выражение радости тоже может быть адекватным и может быть не адекватным. То есть, от радости вы можете совершить столько глупости и после чего вы будете очень сильно сожалеть, что испытывали эту эмоцию и, наоборот, эта радость может быть конструктивной и давать вдохновение вам и другим людям.

К чему приводит сдерживание негативных эмоций внутри

00:15:55 И так, пути выражения. Это очень тоже важно. То есть, вы можете внутри клокотать от гнева или от обиды, внешне казаться, достаточно уравновешенным человеком. Будет ли это полезно? Скорее всего, нет. Как минимум, для вашего здоровья точно. То есть, доказано, что не выражение негативных эмоций при их наличии внутри, то есть, я не говорю, что мы должны вперед выражать, давайте мы сейчас поделимся все негативными эмоциями, но, если они есть внутри, надо найти адекватный способ их выражения. Ну, всем известны эти случаи с физическим реагированием ненависти к начальству, которое применяется в восточных странах. Насколько правда это или не правда, не знаю, но, сама идея, в принципе, объясняет этот процесс.

00:16:44 То есть, проще отдубасить кулаками чучело начальника и сказать всё, что ты о нём думаешь и, потом адекватно выполнить его просьбу, может быть сказанной не в том тоне, как ты этого хотел, чем держать это зло внутри, портить себя, свои внутренние органы и не выполнять работу, на которой ты работаешь, которая приносит тебе деньги. То есть, это один из способов. Я не говорю, что это идеальный способ, который решает все проблемы, но это способ.

Выражение эмоций

00:17:15 И так, выражение – это поиск адекватного выражения той или иной эмоции, опять же, в той или иной ситуации. Это ещё один аспект эмоционального выбора, то есть, то, что мы можем делать. Это способы выражения эмоций какие у вас сейчас есть, это касается и негативных, и позитивных эмоций, и приятных и тягостных эмоций. Те способы выражения, которые у вас сейчас есть, это не единственные, я не говорю, правильные они или неправильные, мне это неизвестно, но они не единственные. И, вы можете расширить свой арсенал эмоций, выражений этих эмоций и вести более богатую эмоциональную жизнь.

Управление эмоциями

00:17:55 То есть, управление эмоциями — это не значит, что вы держите их в ежовых рукавицах и, превращаетесь в такого абсолютно разумного, роботизированного человека, который отключает своё сердце и действует только разумом, нет. Это выбор. Это такое состояние, в котором разум и сердце соединяются и помогают друг другу. Сердце помогает разуму быть более теплым, разум помогает сердцу быть более осмысленным, адекватным, наконец.

Использование эмоций

00:18:32 Следующий аспект эмоциональной свободы или свободы эмоционального выбора — это использование. То есть, так или иначе, в будущем и в прошлом, в настоящем мы испытываем негативные эмоции. И, использование — это тот аспект, который позволяет нам в будущем планировать желаемое поведение. Если мы испытываем гнев или ненависть или обиду или страх, то в этом контексте мы можем понять, а как же мы хотим реагировать в этой ситуации? Что мы хотим изменить в своих навыках, в своих знаниях, в своих отношениях к этому человеку, к этой обстановке, к этой ситуации? Чего нам сейчас не достает, что нужно изменить внутри нас, в нашем реагировании или какую эмоцию просто нам надо выбрать? То же самое, что, если мы когда готовим какое-то блюдо, мы вместо одной чайной ложки добавляем одну столовую ложку соли.

00:18:30 Мы понимаем, что это не вкусно и, можем просто разочаровавшись в своих кулинарных талантах, больше никогда не готовить. Но, если вы проанализируете, что соли вы положили слишком много и, в следующий раз надо положить её меньше, вы подойдете уже структурно к вопросу, а не содержательно. То есть, вы уже будете знать в каком месте вам надо изменить своё поведение. То есть, эту эмоцию можно уменьшить, а эту эмоцию можно увеличить. Пути доступа к эмоциональным состояниям это уже другой вопрос. Сама возможность возникновения вопроса о том, что я могу поступить по-другому в данной ситуации или почувствовать совершенно другую эмоцию, это уже вопрос, который переводит нас на совершенно другой уровень понимания. Это такой уровень, когда мы берем ответственность на себя, когда мы не являемся следствием внешних обстоятельств, а когда мы являемся причиной своей судьбы, меняем ее.

Карма. Изменение своё судьбы.

00:20:31 Слово карма, которое всеми воспринимается как рок или фатум или неизбежность, переводится с санскрита просто как деятельность, как действие. Это означает то, что мы свою судьбу сплетаем из своих собственных действий. И, своими собственными действиями, вы можете изменить свою судьбу. И, на примере, именно, изменения своих эмоциональных реакций. Сама идея о том, что вы можете это сделать, уже меняет ваше отношение к вашей жизни. И, к этому же относится и предупреждение или подготовка и способность уберечься от негативных и тягостных эмоций, которые возникали в вашей жизни, таких парализующих эмоций как страх, парализующий вас или ярость с нанесением различных повреждений окружающим.

00:21:33 То есть, если это было раньше, то опять же у вас есть выбор сделать так, чтобы вы изменили своё отношение к этим ситуациям, чтобы вы восприняли те сигналы, которые показывают о том, что эта эмоция приближается. Мы не всегда просто осознаем, что является триггером или спусковым крючком или той кнопкой, которая запускает эмоциональную реакцию. Но, само желание узнать, что это запускает, переводит наше внимание совершенно в другой ракурс и в другую перспективу. Мы уже смотрим на эмоциональный процесс, как на какую-то последовательность, на линейную последовательность вызова эмоциональной внутренней реакции какими-то внешними стимулами. И, в этот момент мы принимаем решение хотим мы так реагировать или нет. То есть, раньше это был неосознанный процесс, как у собак Павлова- зазвенел звонок- потекла слюна. И, большинство людей живут, именно, так.

Техника моделирования ситуации.

00:22:33 Это называется реактивный способ поведения. То есть, мы реагируем. Есть внешний стимул, есть внутренняя реакция и внешнее поведение. Вот эта внутренняя реакция – это и есть наша степень выбора, которая приводит к изменению внешней реакции. Мы можем остановить этот процесс, просто мысленно его смоделировав. То есть, я сейчас рассказываю уже саму технику вкратце. То есть, поняв, какой внешний стимул является пусковым фактором, может это тон голоса, выражение лица, сочетание каких-то слов, повороты головы, все что угодно, если это взаимоотношение с людьми. Или вид разбросанных вещей, если вы, допустим, щепетильны к порядку и, всякий раз, когда ваши близкие не наводят его, а разбрасываются, вы, допустим, взрываетесь гневом и, допустим, вы не хотите этого делать в таком виде.

00:23:35 Вы можете понять, что этот вид этих вещей вызывает у вас такую эмоциональную реакцию. Вы можете изменить ту реакцию, заменив её на другую. Это уже вопрос техники. То есть, это делается и это достаточно просто. И у вас уже будет выбор как реагировать в этой ситуации: продолжить старую программу, то есть, наругаться, взбеситься, или подойти объяснить, это уже ваш выбор, как вы захотите это делать. То есть, в том, что эмоции реальны, никто не сомневается. То есть, каждый день мы их ощущаем, мы их чувствуем, мы живем, живем жизнью, испытываем эмоции, живем эмоциональной жизнью, разумной жизнью каждый по-разному. Но, эмоции есть у каждого человека, даже если этот человек занимается наукой и оперирует только с числами. Он может сильно радоваться от этих чисел или печалиться, когда уравнение не сходится, но эмоции есть.

00:24:36 Но, вопрос, откуда они берутся, не всегда понятно. То есть, они вот, их не было, не было, бах, что-то происходит, они появляются, как будто из воздуха. И, получается, что мы начинаем думать, что они связаны с внешним окружением. То есть, кто-то что-то сделал, и я что-то почувствовал внутри. И, вот эта причинно-следственная связь, которую мы устанавливаем, заставляет нас думать о том, что эмоции являются следствием внешнего. Например, кому-то отказали, то есть, какой-то человек, молодой человек предложил девушке пойти на свиданье, ему отказали. Человек, молодой человек чувствует себя униженным.

00:25:33 Женщине предложили новую работу и, эта женщина испытывает радость. Мужчине предложили подготовится к докладу, то есть, начальник сказал, что вам надо будет доложить то, что вы сделали, завтра утром хочу вас послушать, чего вы добились. И, мужчина испытывает тревогу. То есть, казалось бы, внешние какие-то действия, внешние ситуации, какие-то внешние процессы приводят к внутренним переживаниям. То есть, казалось бы, эмоции – это следствие внешних процессов. То есть, если мы посмотрим на какого-то другого человека, так ли это?

00:26:30 То есть, все ли испытывают унижения, когда им отказывают в свидании? То есть, кто-то может испытать пренебрежение, то есть, этот человек, он не понял меня, что я с ним, хорошо, что это я понял в самом начале, то есть, человек ставит другого человека, который его не принял, на более низкий уровень и относится пренебрежительно. То есть, это уже другая эмоция. Или другой человек может с пониманием отнестись к другому человеку и принять, испытать чувство принятия и смирения в этот момент- третья эмоция. Или кому-то предложили новую работу и, он вместо радости испытывает тревогу, начиная сомневаться в том, а сможет ли он там работать, сможет ли он влиться в коллектив, а вдруг там будут те же проблемы, что были раньше. То есть, совершенно другая эмоция.

00:27:30 Или человеку предлагают сделать доклад и, он чувствует сомнение в том, что он может это сделать или наоборот интерес и вдохновение, что он может показать, наконец-то, своему шефу на что он способен. Получается, на внешние одни и те же факторы, реакция может быть совершенно разной. То есть, получается, эмоция связана не с внешним, а с тем, что у нас внутри, а не с тем, что с наружи. А что же происходит у нас внутри, то есть, с чем таким внутри у нас эти эмоции связаны?

Внутренние процессы

00:28:10 Условно внутренние процессы можно разделить на перцептивные или процессы восприятия, то есть, вижу, слышу, чувствую, обоняю, ощущаю на вкус и мыслительные процессы- процессы, которые происходят непосредственно внутри нашей головы. И, эмоции они похожи, наша эмоциональная жизнь похожа на какое-то мероприятие, назовем это вечеринкой, на которой все происходит хорошо, но, пока там присутствует, так называемый рубаха-парень, который всех веселит. Но вот приходят какие-то два разгильдяя, начинают шуметь, состояние на вечеринке сразу падает или меняется в другую сторону.

00:29:08 Потом они уходят, общий фон вечеринки опять меняется. Приходит какой-то субъект, который начинает всех доставать, опять состояние вечеринки меняется. И, также и наши эмоции. Они меняются в зависимости от тех составляющих, тех факторов, из которых они состоят. Или, например, если взять ароматы, саму идею ароматов, то это, с точки зрения биохимии – это тот или иной вид ароматов объясняется химической формулой. Химическая формула того вещества, которое соприкасается с обонятельными рецепторами. И, если просто симметрично поменять положение атомов того или иного вещества, то этот запах может кардинальным образом измениться.

00:30:10 Или просто, качества вещества, которые, допустим, был либо очень воспламеняющимся, если один атом заменить на другой атом, то теперь это вещество будет абсолютно негорючим и, наоборот, использоваться как для пожаротушения, как вариант. Или тоже вариант, когда мы что-то делаем, что-то готовим, используем специи, соль и все такое прочее, мы можем либо добавить много, либо добавить мало и, успешные повара, они как раз отличаются тем, что они понимают, чего и сколько в какое блюдо надо класть.

Эмоции обладают структурой. Ощущение надежды

00:30:53 Чтобы дать вам пример того, что эмоции обладают структурой, предложу вам проделать некоторые упражнения. Выберете то, что вам хочется, чтобы произошло в вашей жизни, какое-то приятное событие, которое вам хочется, чтобы оно произошло. И, теперь, я прошу вас понадеяться, то есть испытать надежду, что это событие или то, что вы хотите, это будет. Именно, надежду, чтоб вы испытали надежду, чтоб вы понадеялись на то, что это будет, что это произойдет, что это случится. Именно, надежду, почувствуйте, как это ощущать надежду, что это будет, что это произойдет.

Предвкушение

00:31:48 Что значит надеяться? Хорошо, теперь очистите внутренний мир свой, встряхнитесь. И, сейчас я хочу, чтобы вы ощутили предвкушение того, что это будет. Тоже самое, но вместо надежды испытать предвкушение, предвкушение того, что это произойдет. Именно, предвкушение, а то, что произойдет- неизбежно. То есть, вы уже представляете, как это будет. Есть. И, вот теперь сравните отличие надежды что так будет от предвкушения, что так будет. Вы можете понять, что разница есть. И, если не знать структуру этой разницы, можно сказать: «Ну да, и что?» Но, если знать структуру, вы можете использовать это для изменения вашей надежды в предвкушение.

Чем отличается надежда от предвкушения

00:32:50 То есть, как вы изменили, я вам сказал: «Почувствуйте» и, вы это сделали. А как вы захотите это сделать сами, как вы можете это сделать? Если рассмотреть надежду и предвкушение, то, чем отличается надежда от предвкушения? Предвкушение подразумевает только один вариант исхода событий. То есть, если я хочу, чтобы у меня было то-то или чтобы я был там-то, я предвкушаю это и вижу только этот вариант. Я знаю, что так должно быть, что так будет. В случае надежды, я думаю, что так может быть, а может быть и не так. То есть, если я надеюсь, что будет мир во всём мире, я думаю, что может будет мир, а может быть война. То есть, так происходит, когда мы надеемся на что-то.

00:33:51 Надежда подразумевает противоположный случай, противоположный исход событий. В отличии от предвкушения, которое предоставляет нам только один вариант возможного, вы предвкушаете это и, только это и может произойти с вами в вашем будущем. Следующая разница, когда вы надеетесь, вы пассивно ожидаете того, что это произойдет. Вы достаточно пассивны и просто ждете, когда так все сложится, что, либо это будет у вас, что вы захотели, либо с вами, что вы захотели.

Позиция предвкушения

00:34:38 В случае же с предвкушением, позиция является более активной. Вы активно действуете, вы делаете то, что необходимо делать. Более или менее это уже другой вопрос. Это уже степень предвкушения. Вот вам разница, надежда и предвкушение. Активность, пассивность, может или должно. Может разные варианты или должен быть только один вариант.

Содержание и структура эмоционального опыта

00:35:10 Каждый опыт, в том числе и эмоциональный, он имеет две стороны. Это содержание и структуру. То есть, мы сейчас с вами говорили о структуре. Но, чаще всего, люди сфокусированы именно на содержании. Вы можете наслаждаться звуками музыки, вы можете наслаждаться мелодией, красотой звучания, но можете не понимать какие инструменты играют в тот или иной момент. Что это минор или мажор, как называются эти ноты? Вам может нравится стихотворение вообще само по себе, слушая его, вы говорите: «Да, это здорово». Оно вызывает у вас какие-то образы, внутренние переживания, эмоции.

00:36:04 Но, вам сложно объяснить какой это стихотворный ритм, какие аллегории там использованы и прочие, прочие термины, которые относятся к синтаксису, к рифме и так далее. Вам может нравится блюдо, которое готовит вам жена или которое вы кушаете в ресторане, но вы не знаете из чего оно состоит и какие составляющие надо использовать и перемешать, чтобы получилось тоже самое. Вы можете завороженно смотреть на фокусника, который достает из пустоты различные вещи и прячет их в эту же пустоту, но, если вы не знаете структуру, как он это делает, вы не сможете этого повторить. И, тоже самое, относится и к эмоциям.

00:36:55 Вы можете полностью быть захваченными их содержанием, может быть это гнев, может быть это радость, может быть это грусть, тоска, уныние, всё, что угодно. И, вы не сможете понять саму структуру эмоций, потому что у вас нет такого опыта. Человеку сложно в оркестре сказать какую партию играет гобой, если он даже не знает, что это такое, если он даже не слышал, как звучит гобой. Но, чтобы это сделать, чтобы, допустим, повторить тот же самый концерт, он должен понять из каких инструментов состоит этот оркестр и какую партию играет каждый из этих инструментов. И, тоже самое и с эмоциями. Каждая эмоция имеет свою структуру. Ее можно описать эту структуру и эту структуру можно повторить и эту структуру можно изменить. Меняя структуру, вы меняете саму эмоцию.

00:37:56 Вы не вторгаетесь в содержание, потому что с содержанием мы сталкиваемся ежедневно. Вы не оправдываете свой гнев по отношению к другому человеку, потому что этот человек негодяй. То есть, это и будет как раз содержание, то есть, вы с этим содержанием уже знакомы. Вы знаете, что он делает это и это вызывает у вас это. Но, если вы будете погружены в это содержание, ваши изменения ограничатся беседами за столом, на кухне. Это не изменение, это просто называется – поделиться своими убеждениями, своим содержанием. Или сказать другому: «Вот во что я верю, согласись со мной или убирайся». То есть, друзья, чаще всего, и подруги, они, как проводят друг с другом психотерапию: они предлагают друг другу свою точку зрения на ситуацию и ждут пока их друг согласится с этим. В этом, собственно, то есть, максимум, это просто эмоциональное отреагирование.

00:38:56 Но, если вы заметите саму структуру ваших эмоций, вы сможете их менять. И, это изменит ваше отношение, что самое интересное, к тому человеку, который, как вам раньше казалось, является причиной той или иной эмоции, или ситуация, не обязательно это человек. Или, допустим, вы видите, какую-то скульптуру, которая собрана из каких-то составных частей, но вы эти составные части пока ещё не замечаете и, сама скульптура либо красива, тогда она вам нравится, вы её хотите забрать себе домой, либо она отвратительна, тогда вы хотите либо её разбить либо просто отойти, отвернуться и не видеть её больше никогда. Но, если вы замечаете, что эта скульптура состоит из разных кусочков, разных составляющих, вы можете, разобрав эту скульптуру, собрать то, что вам надо.

Свобода выбора эмоциональная

00:39:52 Профессионала от просто успешного человека, от обычного человека отличает то, что как раз он умеет изменять саму структуру опыта, не касаясь содержания. То есть, содержание мы иногда не можем изменить, то есть, мы не можем изменить погоду, мы не можем изменить другого человека без его соглашения и прочее, прочее. Но, содержание нашей реакции, нашей эмоциональной реакции, вот это мы можем изменить, в этом и есть свобода выбора эмоциональная.

Структура эмоций

00:40:29 Итак, компоненты эмоций или структуры эмоций можно условно разделить на восемь частей. Сегодня мы вкратце познакомимся с одним из них. Я их всех сейчас перечислю. Это временные рамки, это модальность, слова могут показаться незнакомыми и странными, но, в процессе наших лекций вы поймете, что это такое, что за этим всем вскрывается. Тоже самое, как для кого-то гобой – это просто слово, которое означает некий инструмент, может быть духовой. Не все знают, как он звучит. Надеюсь, что все, которые слушают наше радио.

00:41:16 Временные рамки, модальность, участие, интенсивность, сравнение, темп, темп эмоций, критерии и размер осознаваемого опыта или размер чанка. Этому английскому термину нет однословного русского синонима, поэтому, я либо буду использовать слово чанк, либо слово- осознаваемый опыт.

Временные рамки

00:41:50 Итак, сегодня мы немножко поговорим о временных рамках. То есть, это та структура, та часть или тот фильтр, через который можно посмотреть на эмоции. Представим ситуацию, в течение уже больше десяти минут Алексей пытается закончить свой разговор со своей женой, который он мог закончить за, буквально, пару минут, в течение которого его сын, допустим, Михаил, все время его перебивает, спрашивает то одно, то другое. И, в процессе разговора отец Алексей делает ответы все короче и короче, стараясь быстрее закончить разговор со своей женой, а его сын Михаил спрашивает и одергивает, встревает в разговор все быстрее и настойчивее.

00:42:49 И, с каждым разом внутри Алексея копится гнев и раздражение и вот, наконец-то, последняя капля, и Алексей смотрит на своего сына сверху вниз испепеляющим взором и, в этот момент его сознание переносит его в будущее и, он видит своего сына Михаила несдержанным, грубым и, поэтому одиноким и несчастным. И, тогда, возвращаясь обратно в настоящее, он прерывает разговор, садится на корточки к своему шестилетнему сыну и объясняет ему, что значит быть грубым, к чему это может привести и как быть другим.

00:43:44 То есть, разговор, который касался, который проходил в настоящем моменте и тот гнев, который касался, именно, настоящего, он исчез, когда Алексей перенес своё внимание в будущее. То есть, гнев, он имел место в настоящем и, он сменился на терпение и заботу. Это те эмоции, которые связаны, именно, с будущим, в данной конкретной ситуации с будущим Михаила, как сына Алексея. Эмоции Алексея терпение и забота они связаны именно с будущим, потому что в будущем эти эмоции оправданы.

00:44:26 Гнев был оправдан в настоящей ситуации, потому что он чувствовал, что ему мешают закончить разговор, но, сместив размер временной рамки, сместив своё внимание в будущее, он понял, что вот для будущего более адекватной эмоцией будет именно терпение и понимание и забота. И, исходя из этого, он стал объяснять своему сыну как важно общаться, как нужно обращаться к старшим, разговаривать, вести себя и так далее и тому подобное. То есть, он перешел от простой гневливой реакции к воспитанию. И произошло это именно за счет того, что он сместил временные рамки. Он расширил своё внимание от этого кусочка этого мига настоящего на более широкие, он заглянул в будущее.

00:45:23 И, это позволило ему изменить своё эмоциональное отношение к одному и тому же действию. То есть, ребенок не изменил своё поведение, но, сам отец этого ребенка взял и изменил свою реакцию, просто изменив своё отношение к этой ситуации, изменив временные рамки, посмотрев на эту ситуацию в будущем и из будущего. То есть, почти все эмоции подразумевают наши отношения к времени и временным рамкам: к настоящему, прошлому и к будущему. То есть, когда мы говорим о времени, мы говорим о трех его составляющих: о настоящем, о прошлом и о будущем. Например, эмоция тревога, которую мы разбирали раньше, или опасение – это эмоция, которая как раз связана, наоборот, с будущим. Это эмоция, которая говорит о том, что в будущем нас ждет что- то неприятное, неизбежное и, мы этого опасаемся.

Эффективное изменение состояния тревоги

00:46:29 Но, что самое интересное, замечено, что, чтобы испытать состояние тревоги по поводу будущего, в настоящем у человека должно быть все в порядке. То есть, если это не так, если в настоящем у человека не все в порядке, настоящее переживание, в котором он находится, тревоги не будет, потому что его сознание будет сконцентрировано на настоящем, на решении насущных проблем вот этого мгновения. То есть, поэтому, если тревога возникает, один из простых способов, это просто переместить своё внимание на тот момент, где вы сейчас находитесь во времени и в пространстве. Это первый шаг эффективного изменения состояния тревоги, то есть, вы входите в состояние благополучия, что сейчас у меня все хорошо, главное, этим не ограничиться.

00:47:24 То есть, тревога — это проявление нашей, как бы перспективной части нашей психики, предугадывающей будущие исходы и события и, которая говорит нам, что нам надо лучше подготовится. И, благоприятно приготовления начинать не в состоянии опасения и тревоги, а в состоянии благополучия, изначального благополучия, что и присутствует в настоящем моменте. То есть, простое возвращение в настоящее и осознания места, где вы находитесь, уже уменьшает и изменяет эту эмоцию.

Состояние скуки и беспокойства

00:48:06 Другая эмоция, например, скука или беспокойство. Это та эмоция, которая сконцентрирована на настоящем, именно, на настоящем. В состоянии скуки или беспокойства вы сконцентрированы на том, что сейчас не происходит. То есть, сейчас вы находитесь вот в этом месте, нет этого, этого нет, нет веселой компании, не знаю, интересного кино или увлекательной книги или, наоборот, не хватает там денег, я не знаю, ещё чего-то. То есть, то, чего сейчас нет и сейчас не происходит. И, что может изменить, допустим, состояние скуки, это как раз переход к тому, что же хочется.

Эмоция сожаления

00:49:05 Переход к тому, что же хочется, чтобы было. И, испытать надежду или предвкушение, которое как раз нацелено на будущее, то есть, эти эмоции они связаны с будущим. Или, например, сожаление, эмоция сожаления. Ну, как вы догадываетесь, эмоция связана непосредственно с прошлым, нашим прошлым. Когда наше внимание нацелено на то, что было раньше. Вы начинаете размышлять о том, как могли бы пойти дела, что бы вы могли бы сделать и так далее и тому подобное. И, это чувство сожаления не всегда является тем чувством, которое приводит к какой-то активной деятельности, продуктивной деятельности. Иногда, сожаление просто тратит наше эмоциональные силы.

00:50:01 И, тот же фокус, который вы можете сделать, это сместить опять же фокус восприятия с вашего прошлого, например, на ваше настоящее, что сейчас у вас есть и на ваше будущее. Как вы хотите реагировать в будущем, как вы хотите вести себя в этих ситуациях в будущем. Например, удовольствие – это всецелая эмоция, которая находится в настоящем. То есть, когда вы испытываете удовольствие, вы не думаете ни о прошлом, вы не думаете о будущем. Думая о будущем в позитивном ключе, вы можете испытать предвкушение, приятное предвкушение, может быть надежду. А, позитивная эмоция, связанная с настоящим, как пример, точнее с прошлым, это уверенность в том, что, допустим, уверенность в настоящем может быть связана с тем, что в прошлом вы делали что-то хорошо.

00:51:02 То есть, когда вам дают задание, вы уверены в нем, потому что вы знаете, у вас есть база данных о том, что в прошлом вы делали это хорошо. Таким образом, если вы переживаете эмоцию ту или иную, очень полезно понять, используются ли для этой эмоции временные рамки. Если это так, если для данной эмоции временные рамки являются важным компонентом, то вы просто можете перейти к другому типу эмоции, просто перемещая своё внимание на иные временные рамки.

Задание поэкспериментировать с любой эмоцией

00:51:48 Я даю вам задание в течение этой недели поэкспериментировать с любой вашей негативной или позитивной эмоцией, то есть, с помощью смещения временных рамок вы можете усилить и обогатить свои позитивные переживания. Экспериментируйте и смещайте своё внимание в процессе переживания тех или иных эмоций. Если это скука, попытайтесь, просто сделайте так, чтобы вы думали о будущем или о прошлом, когда вы делали это раньше, когда у вас это получалось. Если вы испытываете сожаление или что-то, какую-то другую эмоцию, связанную с прошлым, наоборот, переместитесь в настоящее или в будущее. Если вы испытываете негативную эмоцию, связанную с будущим, переместитесь в настоящее, удостоверьтесь, что сейчас все хорошо и, переместитесь в прошлое в подтверждение того, что вы раньше справлялись с подобными типами задач.

00:52:49 Экспериментируйте и у вас с каждым разом будет все больше, больше выборов, эмоциональных выборов, о чем наши лекции и, собственно, о чем они и есть, наши лекции, об эмоциональном выборе. Итак, если нет вопросов, я заканчиваю на сегодня. Всем вам желаю всего хорошего, увеличивать свою эмоциональную свободу выбора и, с каждым днем становится все счастливее и счастливее. Будьте здоровы. До свиданья.

транскрибирование: Альбина Строева | Алчевск | Украина | 22 March 2022