Утсаха – Воодушевление

АудиоВеда - 05 April 2021
Небрежность, как результат отсутствия воодушевления. Качества преданного. Развитие правильной непривязанности. Устойчивое и колеблющееся положение преданного. Небрежность и невнимательность.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:15:54 | качество: mp3 64kB/s 7 Mb | прослушано: 63 | скачано: 206 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:11 В своей “Шри Упадешамрите” Шрила Рупа Госвами перечислил шесть недостатков вайшнава, крайне вредных для преданного служения: это атьяхара, прайяса, праджалпа, нияма-граха, джана-санга и лаулья. Мы поочередно обсудили эти шесть препятствий на пути преданности.

00:00:39 Далее, в третьей шлоке, Шри Рупа перечисляет шесть достоинств, полезных для преданности:
утса̄ха̄н ниш́чайа̄д дхаирйа̄т тат-тат-карма-правартана̄т
сан̇га-тйа̄га̄т сато вр̣ттех̣ ш̣ад̣бхир бхактих̣ прасидхйати

00:00:48 “Есть шесть достоинств, полезных для чистого преданного служения: 1. утсаха (энтузиазм); 2. нишчая (уверенность); 3. дхаирья (терпение); 4. тат-тат-карма-правартана (следование регулирующим принципам таким как шраванам, киртанам, вишнох смаранам — слушание, пение и памятование о Кришне; 5. санга-тьяга (отказ от дружбы с непреданными); 6 сато вриттех или садху-вритти (следование примеру предшествующих ачарьев). Эти шесть достоинств несомненно обеспечат полный успех в чистом преданном служении”.

00:01:50 Ниже мы, одно за одним, поочередно обсудим шесть перечисленных качеств. Прежде всего поговорим об утсахе.

Небрежность, как результат отсутствия воодушевления

00:02:01 Без утсахи человек небрежен в своем поклонении. Небрежность рождается из пассивности, вялости или равнодушия. Пассивность — это стремление сохранять покой, а с пробуждением у человека энтузиазма его лень и стремление к бездействию исчезают.

00:02:26 Желание сохранять покой есть отсутствие желания действовать; эта пассивность противоположна природе духа. Как сможет возносить преданное служение человек, давший ей приют в своем сердце, или, даже, во всём своем теле?

00:02:49 Состояние вялости берет начало в незаинтересованности. Нам следует практиковать преданное служение без каких бы то ни было отклонений.

00:03:02 В “Бхагавад-гите” (6.23) об этом сказано:
तं विद्याद्दु:खसंयोगवियोगं योगसंज्ञितम् ॥ २३ ॥
там̇ видйа̄д дух̣кха-сам̇йога- вийогам̇ йога-сам̇джн̃итам
са ниш́чайена йоктавйо його ‘нирвин̣н̣а-четаса̄

00:03:10Воистину, это и есть свобода от всех страданий, приходящих от связи с материей. Должно решительно и с верой упражняться в йоге, не уклоняясь с избранного пути”.

00:03:27 В своем комментарии на этот стих Шрила Баладева Видьябхушана Махашайя писал: атманйа йогйатва-мананам нирведас тад рахитена четаса — “человек безразличен ко всякой работе, к которой он чувствует себя неготовым”. Практикующему преданное служение следует помнить об этом.

00:03:48 В отношении бхакти-йоги в Шримад-Бхагаватам 11.20.7-8 сказано:
निर्विण्णानां ज्ञानयोगो न्यासिनामिह कर्मसु ।
तेष्वनिर्विण्णचित्तानां कर्मयोगस्तु कामिनाम् ॥ ७ ॥
यद‍ृच्छया मत्कथादौ जातश्रद्धस्तु य: पुमान् ।
न निर्विण्णो नातिसक्तो भक्तियोगोऽस्य सिद्धिद: ॥ ८ ॥

нирвин̣н̣а̄на̄м̇ джн̃а̄на-його нйа̄сина̄м иха кармасу
теш̣в анирвин̣н̣а-читта̄на̄м̇ карма-йогас ту ка̄мина̄м
йадр̣ччхайа̄ мат-катха̄дау джа̄та-ш́раддхас ту йах̣ пума̄н
на нирвин̣н̣о на̄ти сакто бхакти-його ‘сйа сиддхи-дах
̣

00:04:00Из этих трех путей джнана-йога, путь философского исследования, предписан для разочарованных мирской жизнью, и, потому, отрекшихся от обычных дел. Не отвернувшимся от мирской жизни, стремящимся к исполнению сонма своих желаний, следует искать совершенства на пути карма-йоги. Если, так или иначе, счастливый человек развивает веру в слушание и пение о Моей славе, не питающий ни отвращения ни любви к мирской жизни, он должен идти к совершенству путем бхакти-йоги”.

00:04:47 Смысл этих слов состоит в следующем: что, кроме безразличия, может оставаться в сердцах людей, охладевших к мирской деятельности, но не постигших ещё деятельности духовной? Высочайшее возможное достижение для них есть единая брахма-джнана.

00:05:11 Для тех, кто, по недостатку духовного осознания, ещё не стал безразличен к мирской деятельности, не существует иного способа очистить сердце, помимо пути карма-йоги.

00:05:27 Те же, кто пришел к осознанию духовной деятельности и постиг тщетность и незначительность мирских занятий, достигает безразличия ко всякой материальной деятельности; избирая то или иное занятие в качестве помощи своему духовному пробуждению, они не питают привязанности к такого рода делам. Соответственно степени преданности, с которой они участвуют в обсуждении духовных вопросов, к ним, в качестве особой, отдельной награды, приходит свобода от связи со всем материальным.

Качества преданного

00:06:11 В Шримад-Бхагаватам 11.20.27-28 так описаны признаки преданного:
जातश्रद्धो मत्कथासु निर्विण्ण: सर्वकर्मसु ।
वेद दु:खात्मकान् कामान् परित्यागेऽप्यनीश्वर: ॥ २७ ॥
ततो भजेत मां प्रीत: श्रद्धालुर्दृढनिश्चय: ।
जुषमाणश्च तान् कामान् दु:खोदर्कांश्च गर्हयन् ॥ २८ ॥

джа̄та-ш́раддхо мат-катха̄су нирвин̣н̣ах̣ сарва-кармасу
веда дух̣кха̄тмакам̇ ка̄ма̄н паритйа̄ге ‘пй анӣш́варах̣
тато бхаджета ма̄м̇ прӣтах̣ ш́раддха̄лур др̣д̣ха-ниш́чайах̣
джуш̣ама̄н̣аш́ ча та̄н ка̄ма̄н дух̣кходарка̄м̇ш́ ча гархайан

00:06:23Пробудивший в себе веру в рассказы о Моей славе, не питающий интереса к любым мирским делам, постигший, что все мирские услады ведут к несчастью, однако не способный ещё отречься от всех мирских удовольствий, Мой преданный живёт счастливо, почитая Меня с великой верой и убежденностью. Даже обращаясь порой к мирским радостям, он знает — все эти радости ведут к несчастью, и искренне раскаивается в содеянном”.

00:07:02 Карма есть результат вожделения, джнана возникает из безразличия, бхакти приходит из веры во Всевышнего. Человек, достигший веры, естественным образом утрачивает интерес к мирским занятиям. Без всякой привязанности он предпочитает занятия, благоприятные для усиления его веры в Господа.

00:07:33 Без физического тела невозможно развивать служение; вот почему вредно отрекаться от действий, необходимых для поддержания материального тела, на том основании, что такие действия есть источник страданий и вожделения. По этой причине преданные могут наслаждаться теми самыми плодами деяний, что несут несчастье всем остальным, — и наслаждаясь ими, они считают их незначительными. Почитая Кришну с преданностью и стойкой верой, они наслаждаются в то же время плодами своего труда — ведь они принимают лишь то, что действительно необходимо для жизни.

00:08:28 Тех, кто наслаждается плодами мирских занятий, называют “привязанными”, а люди, отвергающие плоды кармы, и принимающие лишь благотворное для преданного служения, известны как “непривязанные”. Хотя и не привязанные к мирским делам, они усердно трудятся ради роста преданности.

Развитие правильной непривязанности

00:08:55 Шримад-Бхагаватам 11.20.29-30 так описывает восхождение вайшнава, практикующего преданное служение:
प्रोक्तेन भक्तियोगेन भजतो मासकृन्मुने: ।
कामा हृदय्या नश्यन्ति सर्वे मयि हृदि स्थिते ॥ २९ ॥
भिद्यते हृदयग्रन्थिश्छिद्यन्ते सर्वसंशया: ।
क्षीयन्ते चास्य कर्माणि मयि द‍ृष्टेऽखिलात्मनि ॥ ३० ॥

проктена бхакти-йогена бхаджато ма̄сакр̣н мунех̣
ка̄ма̄ хр̣даййа̄ наш́йанти сарве майи хр̣ди стхите
бхидйате хр̣дайа-грантхиш́ чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣
кш̣ӣйанте ча̄сйа карма̄н̣и майи др̣ш̣т̣е ‘кхила̄тмани
наирапекш̣йам̇ парам̇ пра̄хур них̣ш́рейасам аналпакам
тасма̄н нира̄ш́иш̣о бхактир нирапекш̣аш́йа ме бхавет

00:09:11Когда разумный человек постоянно возносит поклонение Мне, следуя путем исполненного любви, заповеданного Мною преданного служения, его сердце непоколебимо устанавливается во Мне. Так в его сердце исчезают все мирские желания.
Когда Меня видят, как Всевышнюю Личность Господа, узел в сердце распадается и вся неуверенность рассекается на части, а цепь деяний ради личной выгоды подходит к концу.
Сказано, что полная отреченность есть высшая из ступеней свободы, и по этой причине человек, не питающий личных желаний и не преследующий мирской выгоды, сможет достичь исполненного любви, преданного служения Мне
”.

00:10:13 Смысл сказанного состоит в бессмысленности попыток просто устранить неведение и вожделение, пребывающие в сердце. И неведение, и вожделение, и стремление действовать ради личной выгоды, и все сомнения, и мирские узы устраняются по милости Господа в процессе развития преданного служения. Усилия карми и джнани не принесут таких результатов. Вот почему, занимая нейтральную позицию, отказываясь от всех остальных желаний и надежд, человек достигает чистого преданного служения Кришне.

00:11:02 Нам не следует терять энтузиазм на том основании, что мы не в силах избавиться от реакций кармы. С самого начала преданному служению садхаки должны сопутствовать вера и великий энтузиазм.

Устойчивое и колеблющееся положение преданного

00:11:21 Один возвышенный вайшнавский ачарья писал, что процесс преданного служения, бхаджана-крии, бывает двух видов — ништхита, устойчивый, и аништхита, колеблющийся. Человеку следует с верой изучать преданное служение под милостивым руководством садху, и когда он достигнет уровня стойкой веры, его служение тоже станет ништхита, устойчивым. До обретения им устойчивого преданного служения его служение остается колеблющимся.

00:12:05 Стадии колеблющегося преданного служения присущи шесть недостатков: утсаха-майа — ложная уве-ренность; гхана-тарала — отсутствие постоянства в усилиях; вьюдха-викалпа — нерешительность; вишая-сангара — борьба против собственных чувств; нияма-кшама — неспособность соблюсти обеты, и таранга-рангини — наслаждение способностями, достигнутыми благодар`я бхакти.

Небрежность и невнимательность

00:12:42Шри Хари-бхакти-виласа” упоминает небрежность в числе оскорблений, совершаемых против Святого Имени. В том же самом произведении слово прамада толкуется как “невнимательность”. “Шри Хари-нама-чинтамани” рассматривает три составляющих этой невнимательности.

00:13:09 Три вида невнимательности это равнодушие, бездеятельность и рассеянность. До тех пор, пока человек не освободится от трех этих видов невнимательности, он не сможет исполнить никакого преданного служения. Даже если он не допустит всех прочих намапарадх, а просто останется невнимательным, в нём никогда не пробудится любовь к Святым Именам.

00:13:41 Если же в самом начале преданного служения человека охватывает воодушевление, и это воодушевление не угасает, он никогда не останется равнодушным, ленивым или рассеянным при воспевании Святых Имен. Вот почему воодушевление можно назвать единой опорой для всех видов преданного служения. С энтузиазмом вознося служение Господу, человек может весьма быстро превзойти уровень аништхита и тем самым достигнуть ништхи.

Воодушевление — душа шраддхи

00:14:23 Шрила Рупа Госвами писал:
а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го ‘тха бхаджана крийа̄
тато’ нартха-нивр̣ттих̣ сйа̄т тато ниш̣т̣ха̄ ручис татах
̣

00:14:27 С пробуждением веры обретают способность к преданному служению. По достижении этой способности получают возможность общаться с преданными. Благодаря общению с преданными пробуждается интерес к преданному служению, и в этом служении поначалу отсутствует ништха, стойкая вера — таково влияние различных анартх, угнетающих сердце. Но все анартхи исчезают, если человек с воодушевлением погружается в преданное служение. Чем далее уходят анартхи, тем полнее пробуждается ништха.

00:15:15 Несомненно, слово шраддха означает веру, однако воодушевление — это душа шраддхи. Вера без энтузиазма бесполезна. Множество людей полагает, что они верят в Бога, но поскольку у них нет энтузиазма, их вера бесплодна. Вот почему отсутствие садху-санги не дает им возможности возносить преданное служение.

обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 16 May 2021