Абсолютное и двойственное

Рим - 23 May 1974
Беседа в комнате между Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой и ирландским поэтом Десмондом О’Грэди 23 мая, 1974 года в Риме.
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:00:54 | качество: mp3 128kB/s 63 Mb | прослушано: 274 | скачано: 330 | избрано: 10
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Беседа в комнате между Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой и ирландским поэтом Десмондом О’Грэди 23 мая, 1974 года в Риме.

00:00:14 [Йогешвара читает комментарий к 22 стиху 13 главы «Бхагават-гиты»]
– Во второй главе «Бхагават-гиты» говорилось, что живое существо меняет тела, как одежду, причиной тому, его привязанность к материальному существованию. До тех пор, пока живое существо не разочаруется в этом иллюзорном мире, оно будет вынуждено переселяться из одного тела в другое. Оно оказалось в столь плачевном положении из-за своего желания господствовать над материальной природой. Его материальные желания приводят к тому, что живое существо рождается то полубогом, то человеком, то зверем, то птицей, то червём, то рыбой, то праведником, то насекомым, это повторяется снова и снова, и каждый раз, живое существо считает себя творцом своей судьбы, хотя на самом деле всегда находится во власти материальной природы.

00:01:06 – Такова наша обусловленность, поскольку мы развиваем разные сознания. Сознание одинаково у всех, но оно окрашивается в разные цвета в разных обстоятельствах, и поэтому нам приходится рождаться в соответствующем нашему сознанию теле. Если же наше сознание очистится, то нам не придётся проходить через эти изменения согласно обстоятельствам, перерождаясь в разных формах жизни.

00:01:46 Вот это необходимо, мы способны сделать это в человеческой форме жизни, не связывать себя с гунами материальной природы, но связать себя с Богом, вот это мы можем. Если мы общаемся с Богом, мы достигаем свободы от плена майи. Наша настоящая цель – выбраться из этих тисков майи.
– Мы должны уйти из этого мира?
– Да.
– Как?

00:02:32 – Мы должны принять сознание Кришны, потому что такое сознание поможет нам освободиться от осквернения разными формами материального сознания, и оно спасёт нас от необходимости переселяться из одного тела в другое. Мы приобретаем это разное общение из-за нашей сильной склонности к чувственным наслаждениям, поэтому мы должны очистить чувства так чтобы занять их в служении господину чувств, повелителю чувств.

00:03:29 Бхакти, это свобода от всякого материального отождествления: «Я американец, я индиец, я итальянец», всё это – обозначения тела, мы должны избавиться от этих обозначений. И это называется нирмалам, «очищением». Когда мы станем нирмалам, когда мы избавимся от всякой скверны, мы сможем занять свои чувства в служении хозяину чувств. Хозяин чувств, это Кришна, Бог, в действительности именно Он является хозяином наших чувств. Например, мне удобно пользоваться тактильным чувством, рукой, но я не хозяин своей руки, потому что в любое мгновение эту руку может парализовать, так что не я хозяин, хозяином является Кришна.

00:04:39 Если чувства занять в служении господину, то это нормальное состояние чувств, и тогда мы достигаем освобождения. Такое очищение легко осуществимо при помощи повторения махамантры «Харе Кришна». Харе Кришна! Это означает что мы сразу же начинаем общаться с Кришной, имя Кришны неотлично от самого Кришны. Если мы соприкасаемся с огнём, мы нагреваемся, мы приобретаем качество огня, это возможно даже на материальном уровне, тем более это возможно на духовном уровне, процесс тот же самый, соприкасаетесь и Кришной, и вы кришнаизируетесь, вы станете таким же чистым, как Кришна. Поэтому Кришна советует… #00:05:53# – Крипал Сингх тоже изучает «Бхагават-гиту»? Я спрашиваю, Крипал Сингх, он учит «Бхагават-гите»?
– Ваш учитель, он изучает «Бхагават-гиту»?
– Мой учитель является учителем науки души.
– А что такое наука о душе?
– Ну, как Вы только что говорили, очищение чувств и приобретение сознания благодаря учителю, понимание пути очищения, правильное размышление.
– Смысл в том, чтобы очистить чувства.
– Медитация?
– Медитация. Если вы преданный, ваша жизнь изменится.

00:06:47 – Учитель учит этому, очищению. Он также написал несколько книг. Когда он приехал в Америку, в 1967, я лично с ним встречался, и он дал посвящение группе людей. Я также стремился к этой цели, я был вегетарианцем несколько лет до этого уже. Он принял меня и дал мне посвящение вместе с группой, и конечно, он вернулся потом. Он находился в Соединённых Штатах где-то двенадцать дней, затем он приехал в Европу, и потом вернулся, я не видел его с тех пор. У меня есть его изображение, я ношу его фотографию с собой, он лидер нашего движения, я медитирую на учителя, я пытаюсь жить по его учению. – Не хотите взглянуть на фотографию?

00:07:52 – Да. Да, я видел этого человека, я видел его в Дели.
– А сзади написаны названия пяти видов медитации.
– Что это? Я не могу прочесть.
– Нирансам, омкара, дваромкара, сохам, сатнам.
– Эти пять названий в зависимости от вашего уровня, от вашего пути, вы будете привлекаться одним из этих имён, у каждого есть центр силы энергии, то, как он нас учил. Вы произносите определённое название, определённое имя, то, что вас привлекает: дваромкара, сохам, сатнам. Я думаю, я встретил хорошего учителя.

00:08:55 – Мистер О’Грэди, Десмонд О’Грэди и его друзья только что приехали, они хотели бы поговорить с Вами.
– Да.
– Он ирландский поэт.
– Пожалуйста присаживайтесь.
– Как поживаете?
– Хорошо, спасибо.
– С нами всё в порядке, мы очень устали, мы после долгого путешествия из Дели.

00:09:45 – Десмонд поэт, он написал несколько книг, которые изданы в Лондоне. Завтра он едет в Сицилию на консилиум поэтов и писателей, это будет международная конференция писателей и поэтов, он представляет Ирландию, из Лимерика, с Юга Ирландии. Это мой друг, Майкл Роберт, мы коллеги, мы преподаём английскую литературу. А это, наша подруга из Греции. Мы все путешествуем последние вот уже двадцать четыре часа. Это мой друг художник, Боб Джексон, тоже из Ирландии, мы первый раз в Италии. Вернулся со мной из Ирландии несколько недель назад.

00:10:47 – Мы тоже пишем книги, много книг. Вы видели наши книги?
– Некоторые я видел, да, потому что некоторые из друзей приходили ко мне.
– Вот некоторые из книг, вы можете показать ему. Вот одна книга «Бхагават-гита». Вы видели «Бхагават-гиту» на английском?
– О да, но не это издание.
– Недавно мы опубликовали её на немецком языке. Эти книги изданы компанией «Мак Милан». Эта книга – о жизни Господа Чайтаньи Махапрабху.
– Все эти книги проиллюстрированы нашими художниками в Нью Йорке.
– Они нарисовали это?
– Да.
– Очень красиво, просто фантастика.

00:11:50 – Это изначальный текст, на бенгальском, эта книга на бенгальском и санскрите. Санскрит, Прабхупада переводит сам, он также снабжает эти книги комментариями и объяснениями.
– Это санскрит.
– Каждую ночь Шрила Прабхупада диктует на диктофон, а его секретари перепечатывают это, редактируют, и у нас есть издательство в Нью Йорке, которое занимается выпуском книг.
– Очень хорошее издание, издание Мак Милана, очень хорошо сделано.
– Эта книга переиздаётся уже пятый раз за два года, пять изданий за два года, каждый раз печатают по пятьдесят тысяч экземпляров.
– Это только что напечатано?

00:12:48 – Да. В Лондоне, несколько месяцев назад нам сообщили, они продали тридцать тысяч экземпляров за два месяца.
– Тридцать тысяч.
– Да.
– В какой стране Европы движение Харе Кришна имеет наибольший успех?
– Повсюду. В Африке, в Америке, в Канаде, в Японии, в Китае, конечно, наибольший успех в Америке, там наибольший успех, многие люди приняли движение Сознания Кришны.
– Как насчёт Греции.
– Я никогда не был в Греции.
– Вы когда-то были в аэропорту, и там люди пели.
– Да.
– Действительно?
– Я думаю, они подвергали себя опасности в Афинах. Не может быть и речи о том, чтобы в Афинах позволили бы этому движению развернуться. Вообще, религии не достигали большого успеха в Греции.

00:13:55 – Да, когда я летел в Найроби из Лондона, я остановился как раз в Афинах, какие-то молодые люди, как только они меня увидели, они начали петь «Харе Кришна».
– Правда?
– В Греции?
– В Афинах?
– Да, в Афинах.
– Потрясающе. А как насчёт Рима? Как Вы думаете? Они спрашивают о проблемах с полицией.
– Эта проблема повсеместная, иногда полиция нам докучает, но позднее они устают уже, и не предпринимают никаких действий. Они арестовывают, арестовывают, потом им просто надоедает это делать.

00:14:45 – То есть система сдаётся? Удивительное решение, потому что я сам от этой системы очень устал, так что что-то не так в этой системе. Может Вы можете посоветовать мне как побить эту систему, потому что я уверяю Вас, здесь в Риме…
– Вы ирландцы, вы не устаёте воевать.
– Нет. Мы уже три тысячи лет воюем.
– Я думаю, что до сих пор эта война продолжается.
– Очень тяжёлая ситуация. А что вы делаете по поводу этого? Это серьёзный вопрос. Насколько для меня морально оправданно сидеть здесь?

00:15:39 – Понимаете, пока люди будут пребывать под влиянием телесного мировоззрения, считать, что я – тело, я ирландец, я англичанин, я американец, я итальянец, до тех пор, пока это неверное представление будет преобладать в их сознании, они будут продолжать сражаться и воевать. Понимаете? Этот стих из «Шримад Бхагаватам» [санскрит].

00:16:10 Например, вы не можете прекратить драки между собаками и кошками. Но почему они дерутся? Потому что собака думает: «Я собака», а кошка думает: «Я кошка», аналогично, если я думаю: «Я ирландец, я англичанин», то же самое будет продолжаться. Как собака думает: «Я собака», также если я думаю: «Я ирландец, я англичанин», но в таком случае я не лучше собаки. Так же как мы не можем прекратить эти драки между собаками, точно так же до тех пор, пока люди будут отождествлять себя с телом, война будет продолжаться, её не остановить.

00:16:56 – А как насчёт Махатма Ганди, который сражался с Палатой Общин в Англии?
– Это тоже собачье сознание, разницы нет. Постарайтесь понять, собака думает: «Я собака». Почему? Потому что у неё тело собаки. Точно так же если я думаю: «Я индиец», потому что моё тело родилось на индийской земле. В чём разница? Разницы нет.
– Но англичанин думает, что разница есть.

00:17:31 – Да любой. Если человек отождествляет себя с телом, то он не лучше животного. Когда мы думаем: «Я не тело, я душа», вот тогда наступит мир, в противном случае мира можно не ждать. В ведических писаниях говорится, что те, кто отождествляет себя с телом, в точности подобны коровам и ослам, то есть животным. Так что люди должны подняться над этим представлением о существовании. Об этом сказано в «Бхагават-гите». #00:18:31# – Найди этот стих, [санскрит].
– 14.26 Тот, кто полностью отдаёт себя преданному служению, ни при каких обстоятельствах не отклоняясь от этого пути, преодолевает влияние гун материальной природы и достигает уровня брамана.
– Комментарий?

00:19:14 – Этот стих отвечает на третий вопрос Арджуны, какими средствами можно достичь трансцендентного уровня. Как уже говорилось, весь материальный мир действует, подчиняясь власти гун материальной природы. Деятельность материальных гун не должна беспокоить нас. Чтобы не дать ей поглотить наше сознание, нужно сосредоточить его на деятельности в сознании Кришны, такую деятельность называют бхакти йогой, деятельностью во имя Кришны. При этом подразумевается не только сам Кришна, но и его полные экспансии, такие как Рама и Нараяна, проявлениям Кришны нет числа, каждый, кто служит любому из образов Кришны, находится на трансцендентном уровне. Необходимо также помнить о том, что все образы Кришны полностью духовны, вечны и исполнены знания и блаженства, все личностные проявления Бога всемогущи, всеведущи и наделены всеми трансцендентными качествами, поэтому тот, кто служит Кришне, или Его полной экспансии с непоколебимой решимостью, легко преодолевает влияние гун материальной природы, которое обычно очень трудно преодолеть.

00:20:28 Об этом уже шла речь в седьмой главе «Бхагават-гиты», предавшись Кришне, человек, тотчас же выходит из-под власти материальных гун. Быть в Сознании Кришны, или заниматься преданным служением, значит достичь равенства с Кришной. Господь говорит, что по природе своей Он вечен и исполнен знания и блаженства, а живые существа являются частицами Всевышнего, как крупинки золота, частью золотоносной жилы. Поэтому в своём чистом духовном состоянии, живое существо качественно не отлично от золота, то есть от Кришны. При этом, оно сохраняет свою индивидуальность, иначе, о бхакти йоге не могло бы быть и речи. Бхакти йога предполагает существование Господа, его бхакты и связующей их деятельности основанной на взаимной любви.

00:21:17 Таким образом, Верховная Личность Бога и живое существо, сохраняют свою индивидуальность, иначе, понятие бхакти йоги было бы лишено смысла. Служить Верховному Господу может только тот, кто находится на одном с Ним трансцендентном уровне. Чтобы попасть в царскую свиту, человек должен обладать определённой квалификацией, в данном случае, такой квалификацией является достижение уровня брамана, то есть свободы от материальной скверны. В ведах сказано: [санскрит] достичь Верховного Брамана может лишь тот, кто сам стал браманом, это значит то, что человек должен стать качественно неотличным от брамана. Однако, поднимаясь на уровень брамана, живое существо не утрачивает свою вечную духовную природу, природу индивидуальной души.

00:22:19 – [санскрит] Найди этот стих.
– Лучшая истина, я думаю, это та истина, которую большинство из нас воспринимает всерьёз.
– К примеру в нашем Обществе, у нас есть американцы, африканцы, канадцы, индийцы, христиане, иудеи, мусульмане, но они больше не мусульмане, не американцы, не христиане и не африканцы, они все слуги Кришны, и вот это осознание брамана.
– Но это ведь тоже имя, тоже название?

00:23:01 – Да, название должно быть. Например, Вы чувствуете себя ирландцем, но Ваше имя отличается от имени другого ирландца, но Вы чувствуете, что мы все ирландцы. Имена могут быть разные, но качество может быть одним. Когда мы обретаем качество Кришны, то несмотря на то, что у нас разные имена, это называется сохам. Например, в нации, в какой-то группе, имена у людей могут быть разные, но поскольку они чувствуют себя представителями одной нации или одной религии, в этом и единство и разнообразие. Мы все можем отличаться друг от друга, но объект у нас один, и вот это единство.

00:24:18 – Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии сразу постигает Верховный Браман и исполняется радости, он никогда не скорбит и ничего не желает, он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне.
– Вот это и есть единство. Он достигает единства. – Комментарий?

00:24:45 – Для имперсоналиста, достижение уровня брама-бхуты, слияния с абсолютом, является высшей ступенью совершенства, однако чистый преданный, не останавливаясь на этом начинает заниматься чистым преданным служением. Это значит, что чистый преданный, который служит Верховному Господу, уже получил освобождение, то есть достиг уровня брама-бхуты и стал единым с Абсолютом. Без единства со Всевышним, то есть с Абсолютом, невозможно служить Ему, на абсолютном уровне стирается грань между слугой и господином, хотя в высшем, духовном смысле, различия между ними остаются всегда. В материальном мире, где люди трудятся для того, чтобы наслаждаться, страдания неизбежны, но в абсолютном мире, где живые существа занимаются чистым преданным служением, страданий не существует. Преданный обладающий Сознанием Кришны не о чём не скорбит и ничего не желает.

00:25:38 Поскольку Бог является полным самодостаточным целым, душа, которая служит Богу в Сознании Кришны, тоже обретает самодостаточность и полноту, она уподобляется реке, которая полностью очистилась от мути. Поскольку преданный не думает ни о чём кроме Кришны, он всегда ощущает радость, он не скорбит о материальных потерях и не стремится к материальным приобретениям, поскольку служение Господу сделало его самодостаточным. Он не желает материальных наслаждений, ибо знает, что каждое живое существо, будучи отделённой частицей Верховного Господа, всегда остаётся его слугой. Живя в материальном мире, он не видит различия между людьми, занимающими высокое или низкое положение в обществе. Любое положение в материальном мире зыбко, а преданный не имеет ничего общего с призрачной зыбкой реальностью. Для него камень и слиток золота имеют одинаковую ценность, таков уровень брама-бхуты, и чистому преданному, достичь его не составляет никакого труда.

00:26:38 Тому кто находится на этом уровне состояния слияния с Верховным Браманом и утраты своей индивидуальности, представляется адом, райские планеты привлекают его не больше чем мираж, а его чувства уподобляются змеям лишившимся ядовитых зубов. Как змея, у которой нет ядовитых зубов ни у кого не вызывает страха, так и чувства послушные голосу разума, перестают быть опасными. Мир причиняет страдания только тому, кто заражён материальной скверной, но для преданного весь мир становится Вайкунтхой и духовным царством. Самая великая личность в материальной вселенной кажется ему ничтожнее муравья. Достичь этого уровня можно по милости Господа Чайтаньи, который принёс учение о чистом преданном служении людям века Кали.

00:27:23 – А не могли бы Вы снова прочитать начало комментария?
– Для имперсоналиста, достижение уровня брама-бхуты и слияния с Абсолютом, является высшей ступенью совершенства.
– Хорошо, абсолют внешний или внутренний?
– У Абсолюта нет внешнего или внутреннего, это Абсолют, если есть внешнее или внутреннее, это не Абсолют.
– Я не имею ввиду в пространстве, я имею ввиду, например, во времени, человек рождается, умирает, и в своём времени...

00:28:05 – Мы не абсолютны. Когда мы пребываем на абсолютном уровне, вот тогда мы – абсолют. Сейчас мы пребываем в относительном мире. Здесь есть абсолютность, но наше сознание не очень развито, чтобы понять эту абсолютность, так что до тех пор, пока мы находимся во власти времени, можно даже и не говорить о том, что мы становимся абсолютом.

00:28:40 – И поэтому есть жизнь за пределами времени?
– Об этом сказано в «Бхагават-гите», [санскрит]. – Найди этот стих.
– Это четвёртая глава, текст девятый. Тот, кто знает божественную природу Моего явления и деяний, никогда больше не рождается в материальном мире, покинув тело, он достигает Моей вечной обители, о Арджуна.

00:29:25 – Вот это абсолют, когда он возвращается домой к Богу, это абсолют, но пока он находится в материальном мире, меняя тела, переселяясь из одного тела в другое, это не абсолютный уровень, потому что это уровень двойственности, дуализм. Когда же мы возвращаемся домой, в духовный мир, то это абсолют.
– То есть, когда он возвращается к своему изначальному положению?
– Да, спасибо Вам большое, именно в этом и состоит его положение, вот это абсолютное положение.
– То есть Вы не считаете, что возможно достичь какого-либо абсолютного положения в нашем времени?

00:30:13 – Нет, в материальном мире это невозможно, это мир двойственности, поэтому предлагаются разные формы единства, но все они терпят фиаско. Например, когда мы были студентами, в 1917 году была организована Лига Наций, но после этого снова началась война. Сейчас они придумали ООН, и в течение последних двадцати лет или даже больше, они прилагают усилия чтобы объединить всех, но когда я еду в Нью Йорк, я вижу флаги, их становится всё больше и больше, но нет никакого единства, война продолжается. На материальном уровне, это так называемое единство невозможно, единство возможно только на духовном уровне.

00:31:27 – Я не говорю, что возможно достичь этого, я даже не думаю, что это возможно, я даже не говорю, что это вообще желаемо, достичь счастья в этой жизни, в этом мире, потому что я чувствую, у меня есть интуиция.
– Нет, возможность есть, когда наше сознание очистится, именно это мы и проповедуем, Сознание Кришны. До тех пор, пока наше сознание осквернено, если я думаю, например: «Я ирландец, я англичанин, я индиец, я белый, я чёрный, я христианин, я индус», всё это осквернённые формы сознания. Вот на этом уровне невозможно единство.

00:32:19 – В соприкосновении с этим миром, я это признаю. Но допустим вы думаете, что вы не ирландец, не англичанин, не американец, не христианин, не еврей, и ничто вообще.
– Да, это отрицание. Вы тогда должны сказать кто вы.
– Я смертное человеческое существо.
– Нет, человек не является бессмертным.
– Смертный, смертный, да.
– Положение смертного не абсолютно, пока вы смертны, вы не находитесь на абсолютном уровне. В действительности вы бессмертны, и об этом сказано в «Бхагават-гите»: [санскрит]. – Найди этот стих.

00:33:20 – Ошибочно ли признавать тот факт, что вы смертны, что вы умираете, что вы гниёте, что вы становитесь ничем.
– Нет, это осквернённое понимание, в действительности вы бессмертны, вы не умираете, это ваше положение. – Прочти этот стих.
– Душа не рождается и не умирает, она никогда не возникает, не возникала и не возникнет, она нерождённая, вечная, всегда существующая и изначальная, она не гибнет, когда погибает тело.

00:34:04 – Вот так, вот это положение души. Если мы говорим о смертности, то это несовершенный уровень. Когда душа достигает этого состояния бессмертия, в действительности, она уже бессмертна.
– Она бессмертна?
– Да.
– Неплохо, потому что реальность связана со следствием.
– Реальность бессмертна, душа никогда не рождается.
– Никогда не что?
– Не рождается.
– Но бессмертие, вот эта реальность, реальность ситуации в которой мы сейчас находимся, мы сидим здесь, мы друзья, мы сидим с Вами и ведём приятную беседу.

00:34:58 – В действительности, например, вы сидите, вы по-другому одеты, я одет не так как вы, но одежда не воздействует на нашу реальность, мы люди. Аналогично, телесное представление о том, что я ирландец, я англичанин, я индус, я мусульманин, христианин, всё это разные одежды. Необходимо избавиться от всех этих обозначений.
– Я согласен.

00:35:34 – Когда человек освободился от обозначений, тогда он очищается. Когда наши чувства очищаются, когда наши чистые чувства заняты служением господину чувств, хозяину чувств, вот это совершенная жизнь, это не двойственность, это абсолют.
– И это можно испытать прямо сейчас?
– Да, благодаря Сознанию Кришны. На практике, вы из другой группы, вы американцы, вы индийцы, африканцы, но вы не должны думать, что вы индиец, американец или африканец.

00:36:23 – Но система навязывает мне такое мышление, система ожидает от меня этого, мир, как он есть, общество, материалистическое общество, навязывает это сознание.
– Да, материалистическое общество, это двойственность.
– Но это неизбежно, то есть из-за вашего физического существования.
– Да, но этого можно избежать в Сознании Кришны. Например, листок лилии, лилия плавает на воде, но она не прикасается к воде.
– Не совсем понял.

00:37:14 – Лист лилии, это пример, показывающий как мы можем жить в этом мире, и тем не менее быть над ним, то есть лилия, она плавает на воде, но она не намокает. Прабхупада объясняет, как мы можем жить в этом мире.
– Но я не думаю, что можно объяснить ситуации в одной сфере, пользуясь терминологией ситуаций из другой сферы. Потому что если вы сложите этот элемент с этим элементом вместе, вы получите соль, но если человеческая природа была бы одинаковой с элементом в этой личности и с элементом у той личности, то вы также получите соль. Если вы сложите пятьдесят миллионов элементов, вы получите гору соли.
– Не совсем понятный пример приводит.
– Вы можете объяснить, что это за пример с солью.

00:38:16 – Вы о чём хотите сказать?
– Я говорю, что трудно спорить о какой-то одной ситуации рассматривая её в терминах другой ситуации, когда природа, проблемы, природа результата отличаются друг от друга.
– Нет, разнообразие может оставаться, но иногда, например, если вы соберёте разные цветы в одну вазу, то это очень красиво, но все они цветы, то есть даже в разнообразии есть единство, и это создаёт красоту.
– Да, я согласен с этим, конечно.
[обрыв записи]

00:39:01 – То, что сейчас называют христианами, это обозначение, это уже другой момент, смысл в том, что Христос пришёл чтобы проповедовать послание Бога, поэтому если вы действительно хотите сознавать Христа, вы должны сознавать Бога.
– Да, конечно же.
– Что значит сознавать Бога?
– Это Сознание Кришны, то есть самосознание.
– То есть, когда вы сознаёте себя.

00:39:31 – Да, сознание Бога включает в себя также сознание себя, но сознание себя, это ещё не сознание Бога. Сознание Бога включает в себя сознание своего я, но сознание своего я это ещё не сознание Бога.
– Но оно может быть сознанием Бога.
– Нет.
– Вы можете обрести признание у Бога.
– Бог может признать вас.
– Когда вы сознаёте Бога…

00:40:00 – Например, если вы выйдете на солнце, на солнечный свет, вы чувствуете сознание солнца, и оно также включает и ваше личное сознание, вы не видите тьмы. Ночью вы не можете разглядеть даже своих рук и ног, но если вы выйдете на солнце, на солнечный свет, то вы увидите и солнце и себя. Но без солнечного света, без Сознания Бога, сознание своего я остаётся несовершенным, неполным, но Сознание Бога включает в себя также ясное сознание себя самого.

00:10:51 – Многие молодые люди, которых мы встречаем на уроках, мы не пытаемся учить их какой-либо идее дидактического спасения, но мы пытаемся направлять их к достижению сознания лучшего и самого прекрасного, того что духовно питает их в мире над ними, насколько это конечно позволяет нам система, я говорю о моём друге, Майкле.

00:41:42 Очень часто студенты недостаточно зрелы чтобы быть в духовном состоянии, они находятся в эмоциональном состоянии нежели в духовном, и с чем мы сталкиваемся, так это с общим вопросом: «Кто я? Что это вообще, для чего этот мир? Почему я здесь? Почему я должен быть здесь? Кто вы, и по какому праву вы мне что-то рассказываете о чём думать, что читать, что не читать. Почему я должен читать Шекспира? Почему я должен читать Святого Августина? Почему я должен слушать Моцарта? Я предпочитаю Боба Дилана». Вот такие вопросы, которые похоже исходят из самого состояния ума, из состояния неуверенности, разочарования, недоверчивости к этой структуре, к устройству вещей.

00:42:48 И мы часто встречаемся, ну не то, чтобы, нам приходится непосредственно отвечать на эти вопросы, но они как бы подразумеваются: «Кто я такой, кто вы, что я здесь делаю? Вместо того, чтобы давать какие-то ответы, которые можно было бы дать… Сначала человек учится, затем он переучивается, он вынужден переучиваться, и затем он начинает приобретать какой-то другой опыт, он пытается помогать другим идти тем же курсом. Как Вы думаете, должны ли мы помогать этим студентам более прямо, как вот решить проблему современного образования?

00:43:46 – Да, наш ведический процесс, есть множество вопросов, как Вы уже объяснили, кто-то думает: «Почему я пришёл сюда, ради какой цели, кто вы?» Множество вопросов. На эти вопросы может и должен отвечать совершенный, поэтому веды предписывают: [санскрит] для того, чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо обратиться к авторитетному духовному учителю.
– Обратиться к авторитетному духовному учителю.
– Да.

00:44:36 – А если нет такого, что делать?
– Нет, они есть.
– А если вам скажут, что мистер Никсон является авторитетным духовным учителем?
– Нет, есть определённый стандарт, у нас есть, обозначающий кто является авторитетным духовным учителем. Вы услышали только одну строчку «авторитетный духовный учитель». Вы должны обратиться к авторитетному духовному учителю, но кто авторитетный духовный учитель? Возникает следующий вопрос. На этот вопрос тоже есть ответ. Авторитетный духовный учитель, это [санскрит], вот это квалификация авторитетного духовного учителя. Какая?

00:45:21 Шротриам. Шротриам означает, тот, кто услышал от авторитетного духовного учителя. Авторитетный духовный учитель это тот, кто получил знание от авторитетного духовного учителя. Например, врач, это тот, кто получил знание о медицине от другого врача.
– Как Христос, взял это знание от Святого Духа.

00:45:55 – Да. Аналогично. Авторитетный духовный учитель, это тот, кто состоит в цепи преемственности духовных учителей. Изначальный духовный учитель, это Бог, тот, кто услышал от Бога, и объяснил то же послание своему ученику, вот этот ученик становится авторитетным духовным учителем, если он не меняет этого послания. Таков наш путь. Мы учимся, мы слушаем Кришну, который совершенен, Он Бог, и это объясняет «Бхагават-гита».

00:46:47 – Посмотрите, мой бедный старый отец, он живёт на западе Ирландии, простой человек, семидесятилетний старик, вашего поколения, он говорит: «Когда священники говорят мне, что в конечном счёте это Бог, Он знает». – «Я хочу знать кто сказал Богу», он спрашивает. И он поворачивается ко мне, и он спрашивает: «Ты ходил в школу, ты читаешь большие книги, скажи мне, кто сказал Богу?» А у меня нет ответа на этот вопрос. В этом разница между Богом и мной.
– Нет, нет, это не разница в возрасте. Этому есть объяснение, в Брама Сутре, прежде всего, кто такой Бог? Кто Бог?
– Кто сказал Богу?

00:47:44 – Нет, нет, прежде всего, кто такой Бог, затем мы ответим на вопрос кто сказал Богу. Об этом говорит Веданта Сутра [санскрит], сейчас мы должны вопрошать о Боге. Если вы не знаете кто такой Бог, как вы можете задавать вопрос о том, кто дал наставление Богу. Если вы не знаете Бога, то этот вопрос вообще не возникает, кто дал знание Богу, разве нет? Поэтому Брама Сутра даёт определение Богу [санскрит], Бог, это тот, из кого всё исходит, всё эманирует, это Бог.

00:48:38 «Шримад Бхагаватам» также объясняет кто такой Бог, Верховное существо из которого всё исходит. Что значит Верховное Существо, какова природа Верховного Существа? Это мёртвый камень, или живое существо? Этому тоже есть объяснение [санскрит], Бог совершенным образом сознаёт всё прямо и косвенно. Если бы Он не обладал совершенным сознанием всего косвенно или прямо, Он не был бы Богом. Возникает тот же вопрос, кто же научил Бога?
– Да, как раз он хотел узнать ответ на этот вопрос.

00:49:38 – Ответ таков, сварат, Он независим, это Бог, Он совершенно независим, Ему не нужно учиться ни у кого, это Бог. Если кому-то необходимо учиться у другого, это не Бог, тот, кому не нужно учиться у других, это Бог.
– А как совместить с этим человеческую любовь?
– Всё есть в этом, поскольку любовь тоже исходит из Бога. Мы, будучи неотъемлемыми частями Бога, и наша любовь является неотъемлемым проявлением Его любви, потому что изначальная любовь содержится в Боге. Ничто не может существовать если этого нет в Боге.
– Поэтому мы любим.

00:50:40 – Любовь есть и в Боге.
– Но Бог - не любовь.
– Бог – любовь. Бог, это всё. Любовь, это Бог.
– Да. Проявление любви, это проявление Бога.
– Поскольку мы неотъемлемые части, как например сын, который рождается у какого-то отца, у него есть признаки этого отца. Поскольку у Бога есть склонность любить, а мы являемся Его неотъемлемыми частями, поэтому и у нас есть эта склонность любить. Если бы этой способности любить не было у Бога, то откуда бы она появилась у нас?
– Возможно она возникла из-за необходимости?
– Нет, такие понятия как «может быть», здесь неприменимы.
– Она точно есть.

00:51:37 – Я согласен с вашими твёрдыми аргументами. Да, потому что мы дали определение Богу [санскрит], Бог, это то, откуда всё исходит, это Бог. Так что любовь, или даже склонность сражаться, она также содержится в Боге. Склонность любить, также есть у Бога, но его склонность сражаться или любить – абсолютны. К примеру, в материальном мире, у нас есть такой опыт, агрессия или сражение противоположно любви, но в Боге, и сражение, и любовь, неотличны друг от друга, поэтому Он - Абсолют. В этом смысл Абсолюта. Например, из шастр мы узнаём, так называемые враги Бога, которых Бог убил, также достигают совершенства.
– Я понимаю, мстительный Бог, ревнивый, вот это библейское представление. А возможно ли достичь всего этого самостоятельно?

00:53:00 – Нет. Поэтому веды говорят [санскрит], абигачхет, означает, «он обязан», это невозможно достичь самостоятельно, вот это слово абигачхет, этот глагол, используется в санскритской грамматике, это называется глагольная форма видхелин, вот эта глагольная форма видхелин, применяется тогда, когда необходимо передать долженствование, так говорят веды. Вы читали «Бхагават-гиту», вы увидите, что Арджуна разговаривал с Кришной, затем, когда он не мог найти решение, он был в замешательстве, Арджуна предался Ему [санскрит]. – Найди этот стих.

00:54:07 – Текст седьмой. Я больше не знаю, в чём состоит мой долг.
– Да, вот как раз, он сбит с толку, он не знает.
– И постыдная слабость скупца лишила меня самообладания…
– Вот этот долг, это долг по отношению к себе, или долг по отношению к другим, или к государству?

00:54:47 – Он сбит с толку, потому что он был кшатрием, воином, долг воина – сражаться с врагом. Кришна советовал ему: «На другой стороне, твои враги, ты – кшатрий, почему ты пытаешься следовать принципу ненасилия? Это нехорошо». Арджуна говорит: «Я сбит с толку, в этом состоянии смятения я не могу прийти к верному заключению, поэтому я принимаю Тебя своим духовным учителем, просто преподай мне должный урок». Вот в чём смысл. Они были друзьями, тем не менее он был сбит с толку.

00:55:34 В этом состоянии беспорядка, в состоянии смятения в жизни, мы должны обращаться к тому, кто обладает полным знанием о реальности. Например, вы идёте к адвокату, идёте к врачу, точно также, каждый из нас в материальном мире сбит с толку, поэтому мы должны идти к духовному учителю, который может дать нам настоящее знание.
– Верно. Например, я совершенно сбит с толку.
– Он сбит с толку.
– Совершенно сбит с толку?
– Да.
– Вы должны обратиться к духовному учителю.
– И вы примете решение, чтобы постараться решить моё состояние смятения?

00:56:20 – Да, духовный учитель, это тот, кто избавляет нас от всякого смятения, это духовный учитель. Когда человек в смятении, он идёт к духовному учителю, и долг духовного учителя, это спасти его от всего этого смятения, таковы отношения между духовным учителем и учеником. Если духовный учитель не может спасти ученика от смятения, он не духовный учитель, таков тест. Весь этот мир пребывает в смятении, этот мир подобен бушующему пожару в лесу. Когда возгорается пожар в лесу, животные не знают, что делать, куда бежать, как спастись.

00:57:21 – Очень хороший пример. Когда начинается лесной пожар, все животные в растерянности, точно так же, материальный мир, он подобен бушующему пожару в лесу, все сбиты с толку. Как же погасить этот бушующий пожар в лесу? Вы не можете отправить туда пожарную бригаду, это невозможно, никакие вёдра воды не помогут. В этом состоянии смятения в человеческом обществе, вы не можете придумать какое-то своё решение, единственное решение, это если пойдёт дождь из туч и прольётся над этим лесным пожаром, тогда он потухнет, но это не в ваших руках, это происходит по милости Бога

00:58:20 – Духовный учитель, это тот, кто получил милость Бога, который может доставить её к находящемуся в смятении человеку, и тогда, будет решение проблемы. Очень хороший стих. Тот, кто получил милость Бога, может стать духовным учителем, он может доставить эту милость Бога.
– Например, друг, да?
– Настоящий друг.
– Но если человек говорит, что он друг, то он чувствует себя другом, друг, это друг.
– Настоящий благожелатель.
– Нельзя же быть полу-другом, или нереальным другом, друг, это друг.

00:59:12 – Да, лучший друг, это духовный учитель, потому что он спасает от бушующего пожара смятения, это настоящий друг, лучший друг.
– Проблема в том, что нужно найти такого друга, найти такого духовного учителя.
– Нет, это не проблема, главное, чтобы вы были искренними.
– Да.
– Об этом сказано. Потому, что в действительности, у вас есть проблемы, но Бог, находится в вашем сердце. Бог недалеко, Бог в вашем сердце, если вы искренни, тогда Бог даст вам духовного учителя, если Он знает, что сейчас вы искренни, Он даст вам духовного учителя.
– Спасибо. Я понимаю.

01:00:21 – Поэтому Бога называют чаитья гуру, это духовный учитель в нашем сердце, а духовного учителя называют милостью Бога. Если Бог видит, что вы искренни, Он пошлёт вам духовного учителя, который защитит вас. Бог поможет вам изнутри и снаружи; снаружи, в физической форме духовного учителя, а изнутри, как духовного учителя в вашем сердце. Об этом сказано так: ответы на все наши вопросы даются в «Бхагават-гите».
[санскрит]

01:01:20 – Верховный Господь, о Арджуна пребывает в сердце каждого, и направляет скитания всех живых существ, которые словно находятся в машине, созданной материальной энергией.
– Тело, подобно машине, и вечная душа сидит в этой машине, а Бог, тоже в сердце, Он направляет нас. – «Ты хотел заняться этим? Иди и занимайся!» Так что, если вы искренни сейчас: «Господи, я хочу Тебя?» Он направит вас: «Иди, и получи это», таков процесс. Но если вы хотите чего-то другого, не Бога, то Бог направит вас к этому: «Иди, возьми», Он очень добр. Ты хочешь получить что-то, Господь в моём сердце, и Он говорит мне: «Иди, иди сюда, возьми!»

01:02:26 Если Бог может направить вас и указать вам: «Иди, возьми это», то почему бы Ему не направить вас к духовному учителю? Прежде всего мы должны знать, мы должны гореть желанием возродить наше Сознание Бога, и тогда Бог пошлёт нам духовного учителя.
– Спасибо Вам.
– Его милость должно быть очень устали.
– Мы можем раздать сейчас прасад?
– Да, угостите их.
– Останьтесь, мы дадим вам прасад.

01:03:04 – Мы слышали много глубоких высказываний здесь сегодня вечером от Вашей божественной милости, и я понимаю так, что поэт О’Грэди также задал какие-то хорошие вопросы. Я хотел бы пригласить Вас и Ваших последователей в школу Оверсис в Риме в следующий вторник. Ваши последователи, которые записывают эту беседу, также запишут адрес и время во вторник.
– Оверсис школа в Риме, в десять часов.
– Это такая школа в Риме.

01:03:57 – Они хотят, чтобы я поехал туда? Да, я поеду. Это мой долг, просвещать людей в Сознании Бога.
– В Сознании Бога, да.
– Спасибо Вам большое.
– Спасибо вам.
– Пожалуйста останьтесь ещё на минуту. Пожалуйста примите прасад.

01:04:26 – Я хотел бы ещё к вам обратиться с одной просьбой, Вы – поэт, описывайте Бога. Вы искусны в литературной деятельности, воспользуйтесь Вашим талантом, чтобы прославить Бога, и тогда Ваша жизнь будет успешной, и тот, то будет слушать Вас, также достигнет успеха, так учат шастры.

01:05:10 Есть поэты, есть учёные, есть представители религии, есть философы, политики, множество разных лидеров общества. Всем тем, кто обладает талантами, даётся такое наставление, обязанность всех этих людей: [санскрит], то есть совершенство их профессиональных обязанностей будет выражаться в том, если они посвятят себя описанию славы Верховного Существа.

01:06:03 – Мой опыт говорит о том, что этот процесс похоже, сначала по какой-то необычной причине вы решаетесь заняться этим.
– Пусть они описывают славу Господа! Это непогрешимая истина.
– То есть не своего брата, ни свою сестру, но именно…

01:06:39 – Я говорю о процессе высшей деятельности. Когда мы говорим о Боге, это включат в себя и всех братьев и сестёр, ни этого брата, ни того, все братья, все сёстры уже включаются в это.
– Но что я и говорю, Бог означает полное, совершенное существо.
– Вы говорите, что духовного учителя выбирают?
– Да, духовный учитель, священник, поэт, избирается, скажем так Богом, то есть Он избирает его, чтобы писать поэмы, или рисовать картины, или писать музыку.
– Нет, что бы вы ни делали, музыку тоже вы можете сочинять.
– Да, да, я понимаю.

01:07:36 – Нет, когда вы описываете, когда вы сочиняете музыку о Боге, это совершенство вашей деятельности.
– Абсолютно согласен. Это цель вашей жизни, когда вы пашете землю, это тоже цель вашей жизни, ваша цель, я понимаю это.
– Шрила Прабхупада говорит, что, когда вы работаете на земле.
– Это то, что вы должны делать?
– Да, но, когда вы посвящаете результаты этой деятельности Богу, вот это и есть совершенство вашей деятельности.
– Я знаю это. Я это сознаю.
– И когда вы возвращаетесь с работы на полях и садитесь за трапезу, вы должны делать это с той же увлечённостью, как когда вы работали на земле, с той же целью.

01:08:30 – Вы хотите сказать в том же сознании?
– Да, в том же сознании, с той же посвященностью, с той же преданностью, абсолютно, да. Так же вы должны петь, наслаждаться, когда вы отдыхаете, вы должны делать это с той же преданностью.
– Именно так, иначе вы безответственны.
– Мы должны идти.
– Спасибо вам большое.
– Спасибо за визит.
– Увидимся во вторник, надеюсь.

транскрибирование: Татьяна Гребенькова | Барселона | Испания | 21 October 2020