Доверие – школа отношений
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:04 [Ведущая] Доброго вечера вторника и радостного настроения вам, дорогие слушатели Веда-радио. Давным-давно жил великий мудрец по имени Вальмики, единственная отрада которого было обсуждение игр Верховной Личности Бога. Так начинается удивительное повествование «Рамаяна», уроки которого мы в ближайший час продолжаем разбирать под руководством нашего замечательного лектора Гуна Манджари. Сегодня говорим о доверии. Прежде чем начать, на всякий случай напоминаю, что свои вопросы вы можете оставлять на сайте vedaradio.fm или присылать нам в WhatsApp и Viber по номеру +79002390963. А сейчас я передаю слово нашему лектору. Здравствуйте, Гуна Манджари!
00:00:51 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!
Дружбы без доверия не бывает
00:00:55 [Ведущая] Замечательная такая тема о доверии. Говорили о дружбе, но как я понимаю, дружбы не бывает без доверия. Вот хочется услышать, на чём всё-таки оно основывается.
00:01:07 [Гуна Манджари] Да. Все наши отношения в той или иной мере это определённые степени доверия. И чем больше доверия, тем у нас ближе отношения. То есть доверие – это своего рода такая шкала, которая определяет уровень наших взаимоотношений, насколько они будут близкими. Поэтому это очень важная тема. И мы будем сегодня её рассматривать именно на примерах из «Рамаяны», уроков, которые даёт нам «Рамаяна».
00:01:46 И до этого я хочу напомнить о том, что повествование, на котором мы остановились в прошлой передаче это было как раз о том, как Лакшман и Рама путешествовали, они двигались именно в поисках супруги Рамы, Ситы, которую украл демон Равана. И куда их вели эти поиски, мы как раз об этом говорили. И наше повествование закончилось на том, что по дороге Рама и Лакшмана победили демона Кабандху, который преподал им урок о взаимоотношениях.
00:02:40 Потому что этот демон был побеждён. И мы также приводили аналогию, что наша внутренняя духовная или вообще наше сознательное развитие, наше самоосознание определённое невозможно без победы над какими-то нашими внутренними преградами, внутренними несовершенствами, какими-то негативными нашими качествами. И по мере того как мы их побеждаем, преодолеваем в себе, оттуда у нас черпаются огромный запас и резерв силы и оттуда у нас идёт определённое такое реализованное понимание, знание о том, как нужно действовать, как нужно правильно жить и поступать.
Духовный путь – это практика, а не теория
00:03:36 Потому что духовный путь или, вообще, путь самоосознания – это не теоретическое состояние, где мы просто сидим и изучаем книжки и через это мы начинаем понимать какие-то важные вещи. Нет, книги своего рода – это как такие карты, маршруты, которые нам объясняют путь, который мы должны проделать. Но мы не можем проделать путь, просто глядя на карту. Поэтому мы должны идти по этому пути и делать, и практиковать то, что говориться в умных книгах, в мудрых книгах. И когда мы будем идти, это означает, что мы будем сталкиваться с чем-то в себе, что мы будем преодолевать, и за счёт этого мы будем приближаться к цели, к тому, что мы наметили по нашему маршруту.
Два полюса дружбы
00:04:34 И поэтому, когда был побеждён вот этот демон Кабандха, который олицетворяет собой неумение строить отношения, такую разобщённость, само его имя это означает, то пришло знание, было получено знание, как правильно строить отношения, о том, что такое дружба. И опять же, я хочу такое небольшое резюме напомнить. Это как краткий пересказ предыдущих серий, что дружба основывается на двух полюсах, можно так выразиться, что где-то между этими двумя полюсами завязывается дружба. И один из полюсов то, что мы чувствуем равенство, что мы чувствуем какую-то общность с человеком, с которым мы дружим.
Дружба необходима в любых отношениях
00:05:27 И на самом деле, дружба необходима в любых наших отношениях. То есть это не так, что мы дружим только с каким-то друзьями-приятелями, а с другими людьми у нас какие-то другие типы отношений. Да, они могут быть другими, но любые близкие отношения, как то: отношения между супругами, отношения между детьми и родителями, они все подразумевают в своей основе дружбу. Потому что дружба – это также ступень любви, это её проявление. И один из аспектов дружбы – это видеть другого подобного себе. То есть видеть это равенство.
00:06:16 И Кабандха, когда давал наставления Раме, он дал ему это наставление, он сказал, что он должен найти такого ванара, или его ещё называют обезьяной. Но это опять же, такое не совсем то, что мы подразумеваем, когда мы говорим об обезьянах. Это некое такое мифическое существо, сейчас во всяком случае. Ванар похож на обезьяну, он очень огромный, они обладали такой огромной силой, сверхчеловеческим могуществом. И Кабандха говорил о том, что Рама должен найти вот этого ванара, которого зовут Сугрива, и завязать с ним дружеский контакт.
00:07:08 И он, когда давал наставление, он ему сказал, что ты не должен чувствовать своё превосходство над ним. Рама был принцем и он был самым лучшим из людей, но тем не менее ему надо было видеть вот эту общность между ним и этим ванаром или обезьяной. И там у них была определённая общность, то есть они попали в одинаковые передряги, то есть в одинаковые проблемы. То есть и Сугрива был изгнан из царства своим могущественным братом Бали, и его жена была также отнята. То же самое происходило с Рамой. То есть Рама был изгнан из своего царства своим отцом, своим ближайшим родственником и его жена была похищена.
Заповеди дружбы
00:08:04 То есть это такой намёк на то, что мы должны видеть общность. И в любом случае, мы все обладаем какой-то общностью между собой. И недаром одна из заповедей, на которой Иисус Христос сделал такой упор, это возлюби ближнего как самого себя. И это одна из заповедей дружбы. То есть ты должен видеть другого человека и относиться к нему так же, как к себе. Во всяком случае, культивировать такое понимание вещей. И в конечном итоге любые близкие отношения подразумевают собой дружбу. Дружба основана на таком равенстве.
00:08:57 И когда мы, в частности, так как у нас эфир для женщин, и там тема, которая очень интересует всех женщин – это взаимоотношения. И вот взаимоотношение с мужчиной, то есть с мужем, также основаны на этой дружбе. То есть, если нет вот этого видения другого как самого себя, то не может быть речи о дружбе и здоровых отношениях. И очень часто, я говорила об этом в предыдущих каких-то из эфиров, что есть уже такой некий термин «ведическая жена». И часто её произносят с таким негативным подтекстом, когда подразумевается полная покорность жены, и какое-то над ней возвышающее положение мужа.
00:09:49 Да, муж действительно по уровню развития занимает более высокое место, потому что он должен быть во всяком случае должен быть старшим по отношению к жене, так же как и родители по отношению к детям. Потому что там есть функция защиты у старших. Но реальные отношения невозможны без этой ступени, без этой платформы равенства. Если человек старший, то он рассматривает другого как равного себе.
00:10:33 Опять же, я не говорю о какой-то профанации ведического знания, когда просто есть такое возвышение одного над другим просто как угнетение или своего рода эксплуатация, когда я не смотрю на тебя, как на равного, я смотрю на тебя как на низшего. Не как на младшего, а как на низшего. Вот в этом есть определённая интерпретация, непонимание того, что в реальности имеется в виду, когда речь идёт о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной на ведической платформе. То есть, там нет места эксплуатации, когда мы не смотрим на другого, как на равного себе, то обычно мы смотрим на него как на объект нашей эксплуатации.
Принцип равенства
00:11:29 Поэтому без этого принципа, без принципа равенства нет взаимоотношений. Нет взаимоотношений, основанных на принципах любви, с кем бы они ни были. То есть это муж и жена, родители и дети, друзья, старшие. И даже отношения с духовным учителем в какой-то степени подразумевает в себе вот такую дружбу. Хотя есть определённая иерархия в этом. Но опять же, без вот этого чувства какой-то единой платформы не может быть и речи именно о любовных взаимоотношениях. И поэтому один из уроков дружбы – это видеть человека равного себе. И это очень важно опять же в наших супружеских отношениях.
00:12:23 И не только это касается мужчины, но это касается и женщины тоже. Когда она перестаёт видеть мужчину как равного себе в том плане, что она его рассматривает на объект, что он ей должен, должен, должен, бесконечно должен. И если он старший для неё, если он её муж, то он просто обязан полностью решать все её проблемы. Он обязан там как-то ещё. У женщин тоже бывает такое претенциозное представление о том, каким должен быть её муж.
00:13:03 Но на самом деле, как мы уже говорили, что реальные отношения начинаются с равенства, когда ты понимаешь, что другой так же, как и ты имеет право на то, чтобы быть счастливым, на то, чтобы быть самим собой. То есть, когда ты понимаешь, что и у тебя есть какие-то ограничения, и у тебя есть возможности, которые присутствуют - в чём-то их больше, в чём-то их меньше. То же самое ты смотришь и на другого человека. Другими словами, нет определённой идеализации, когда мы делаем из другого идола, и если что-то этому не соответствует, то мы его низвергаем полностью. Поэтому это вот такой очень важный момент такое равенство этой платформы.
Принцип различия
00:13:56 И другой полюс, на котором держится дружба, или как мы уже расширили это понятие, все взаимоотношения, это противоположный этому полюс – это полюс различия. И всё на самом деле держится на таких противоположных друг другу полюсах. И поэтому, когда говорят, что истина посредине, это вот об этом идёт речь. И если вы хотите увидеть какую-то реальную картину, то всегда стремитесь к какому-то балансу между двумя крайностями. Это такая философская формула. И тут мы упоминаем о том, что дружба основана как на равенстве, так и на различие. То есть, чтобы это были реальные такие здоровые гармоничные отношения мы должны наряду с тем, что мы принимаем другого как самого себя, мы также ясно и чётко должны отдавать себе отчёт, что он совершенно другой, и что этот человек имеет право на свою индивидуальность.
00:15:08 И когда у нас соблюдены вот эти два условия, мы разрешаем другому быть другим, мы уважаем его природу, мы не переделываем его под себя, то есть мы видим, где его индивидуальность и мы уважаем эту индивидуальность так, как на примере с Рамой и Сугривой. То есть они были абсолютно разными. Настолько разными, что, наверное, больше некуда в своём проявлении. То есть опять же Рама был высшей касты, он был принцем. Он был самым высшим из людей того времени, а Сугрива был просто ванар и он был лесным жителем. Ванар переводится дословно как лесной житель. То есть он жил по законам леса, он относился к обезьянам. Хотя опять же не путать с теми, которые есть сейчас. То есть это были особые обезьяны. Но тем не менее он был очень далёк от того уровня развития цивилизации, во всяком случае внешнего плана, из которого пришёл Рама.
00:16:22 И Кабандха, демон которые победил в себе демоническую природу при помощи Рамы, он давал вот это знание Раме, знание о взаимоотношениях, что они основаны на уважении к другой природе. «То есть ты должен будешь принять его, ты должен принять его как своего друга, независимо от того, что вы очень-очень разные». И это очень такой основополагающий, краеугольный камень дружбы и взаимоотношений.
Необходимость дружбы
00:17:01 И другой урок, который мы вынесли на прошлой передаче из этого повествования о том, что дружба необходима. И даже Рама, который является Аватарой Верховной Личности Бога, и Он пришёл на землю в роли Рамы, чтобы дать нам определённые уроки. И вот Он дал этот урок дружбы, что каким бы ни был могущественным человек, пусть он даже царь и пусть он занимает самое-самое высокое место на земле. И Рама обладал огромными способностями. Помимо того, что он был царём, он был ещё непревзойдённым воином. То есть его стрелы не знали поражения. То есть он был наделён самым большим могуществом.
00:17:59 Но тем не менее, каким бы могущественным ни был человек, ему нужны друзья. И пусть это будут даже обезьяны, но они были преданы ему и они смогли быть успешны именно в такой синергии. То есть в этом объединении каком-то их усилий, их энергий. И это очень важно знать, особенно в наше время, которое такое разъединяющее людей. Люди не очень-то духом общности проникнуты. И поэтому очень важно понимать, что каким бы вы ни были успешными, или если речь идёт о женщине, у женщины очень часть есть такая тенденция полностью замыкаться на своей семейной жизни: муж, дети, и может пару родственников. И это может составлять весь её круг.
00:19:03 Но тем не менее, урок Рамы в том, что любому человеку, кем бы он ни был, насколько могущественным он ни был, ему нужны друзья. Ему нужны именно друзья. Не те, которые будут его родственниками. Потому что у Рамы были верные браться, преданный ему Лакшман, была его целомудренная преданная жена Сита. То есть они все были эталонами тех ролей, которые они играли. Но тем не менее для того чтобы быть успешным человеку всё-таки нужны ещё и друзья. И поэтому это тоже очень важный урок, что помогли ему всё-таки друзья.
Семья – взаимопроникающий со всем обществом сосуд
00:19:48 И женщине тоже очень важно не сужать свой круг только до семьи. А чтобы она была успешной даже в своей семейной жизни ей очень важно иметь подруг, откуда она может получать определённую энергию, откуда она может получать определённую поддержку. Потому что семья не может дать всё нам на сто процентов. Если мы полностью погрузимся в семью и ограничимся только семьёй, какой бы она хорошей ни была, какими бы там идеальными ни были все родственники, то мы будем исчерпывать этот ресурс. То есть семья не предназначена для того, чтобы там полностью замкнуться. Семья является взаимопроникающими сосудами со всем обществом.
00:20:51 То есть мы должны строить также и отношения с теми людьми, которые не являются членами нашей семьи для того, чтобы семья не заболачивалась. Для того чтобы там был, что называется, свежий воздух, чтобы она получала энергию для своей жизни. И поэтому семья не должна ограничиваться только членами её. Она должна распространять своё действие и на других людей. И на других, кто не связан с ней вот этим семейным эгоизмом. Потому что если мы замыкаемся только на определённом нашем расширенном эго, чем является в принципе семья, то этот принцип эгоизма истощает сам же этот принцип.
00:21:51 У нас возникают соры, у нас возникают излишние претензии, у нас возникают различные разочарования, драмы. Очень часто они возникают именно на почве того, что человек просто замкнулся на этом всём. А ему нужно идти вширь и делать объектами любви, семья должна любить и как-то помогать ещё другим людям, которые не являются связанными с ней рамками семейного эгоизма. Также, что касается и незамужних женщин, девушек, что если они хотят построить свою личную жизнь, очень важно вот этот принцип общения, друзья, которые могут помочь.
00:22:51 Тут, конечно, речь идёт о конкретном действии, то есть о спасении Ситы, но как мы говорили «Рамаяна» содержит в себе вечные истины. И если брать просто как принцип, что если вы хотите в чём-то быть успешными, вот этот принцип дружбы прежде всего, как говорится, нам всем в помощь. И это другой очень важный урок, о котором мы говорили, но который хотелось ещё раз подчеркнуть вот в этом событии.
О доверии – на примере лилы Рамы и Сугривы
00:23:30 И следующее о чём объявлено, о чём мы хотели тоже упомянуть, и это очень важный момент в плане взаимоотношений – это момент доверия. Итак мы рассмотрим, как он выразился именно на примере вот этой истории, этой лилы, как её также называют в ведическом ключе, между Рамой и Сугривой. И вот повествование ведёт к тому, что они встретились на этой горе, гора называлась Рикшьямукхья. Это гора, куда не мог добраться Вали. Вали был братом Сугривы, от которого Сугрива спасался, потому что Вали хотел уничтожить его.
00:24:23 И опять же, всё возникло из-за отсутствия доверия. У них были очень хорошие отношения между Вали и Сугривой. Но Вали был царём вот этих ванаров, то есть он был царём обезьян, а Сугрива был его младшим братом. Но в какой-то момент одна из причин, по которой у них возник конфликт, Вали почувствовал недоверие к Сугриве. Он заподозрил его в том, что он хочет завладеть всем его царством, что он хочет его сместить. Это была одна из причин, по которой он решил его уничтожить, изгнать. Другая причина была в том, что он испытывал вожделение к его жене, к его прекрасной жене, которую звали Рума.
00:25:18 И жёны вот этих ванаров, во всяком случае царей этих ванаров не были подобные им. Они не были обезьянами. Они были женщинами очень красивыми, такой божественной природы. Потому что это были как бы ванары и жители высших планет. Вот это у них был такой альянс. Мужчины у них рождались такие обезьяноподобными, такими мощными, а женщины были очень красивыми. И этот брат Сугривы Вали испытывал такую страсть к его жене, и в то же время недоверие к Сугриве. Он его ощущал как конкурента, и поэтому он хотел его уничтожить.
00:26:12 И Сугрива спасался от него по всей земле, поэтому он очень хорош знал географию. И в то же время он нашёл то место, куда Вали в силу определённых, опять же, благословений и проклятий мудрецов он не мог добраться. Это была вот эта гора Рикшьямукхья и там произошла его встреча с Рамой. И они общались какое-то время. Они какое-то время познавали друг друга. То есть они лично познакомились, проводили какое-то время друг с другом. И после этого Рама сказал Сугриве, узнав всю его историю, конечно, он почувствовал такую похожесть, общность определённую, что та же ситуация.
00:27:18 И Рама сказал Сугриве: «Я уничтожу Вали, я верну тебе твою жену и ты будешь царём ванаров. Я сделаю, я возведу тебя на трон!» И Рама был самым могущественным воином на земле, но и Вали был наделён величайшим могуществом. То есть это тоже долгая история, мы не будем её рассказывать. Но тем не менее он помогал полубогам в пахтании океана нектара. Тоже была такая история, можно сказать, на заре творения, и там он получил благословение от Индры, что любой соперник, который будет с ним сражаться, то Вали будет получать половину его силы. И вот чем сильнее соперник к нему приблизится, тем сильнее будет становиться Вали. То есть он был необычайно силён и он был даже сильнее Раваны. Там тоже есть эта история об этом, как он победил Равану в определённом их конфликте.
00:28:43 Но Рама всё-таки был сильнее. То есть он был особой аватарой. То есть он был воплощением, наделённое божественным могуществом и никакое земное, никакое тонкое материальное или райское могущество не может сравниться с духовным могуществом. И вот Рама был способен победить вот этого Вали. И Рама сказал Сугриве: «Знаешь что, ты спускайся с горы Рикшьямукхья и вызывай Вали на бой. И когда вы начнёте сражаться, я спрячусь за дерево, и я выпущу свою стрелу, которая пронзи Вали, и таким образом, я убью его и ты победишь!»
00:29:40 Они заключили такой альянс между собой. На что Сугрива сказал: «Тогда мы вместе со всем войском обезьян пойдём на Ланку. Мы пойдём туда, где царство Раваны, куда заточили Ситу. И мы убьём Равану. И мы освободим Ситу!» То есть вот таков был их альянс, вот такое было их дружеское соглашение. И это было сделано. То есть Сугрива спустился с Рикшьямукхьи, он подошёл к дворцу Вали и начал кричать под окнами: «Вали! Выходи! Выходи, я разделаюсь с тобой! Я отомщу тебе за всю ту несправедливость, которую ты мне причинил!»
00:30:42 В общем, он там кричал-кричал. И Вали подумал: «Он, наверное, сошёл с ума. Что он делает?» В общем, он вышел. И он говорит: «Сейчас я тебя просто уничтожу. Ты призвал свою смерть!» С таким словами он вышел и между ними начался поединок. Это было такое жуткое сражение. Они были оба огромными, наделёнными такой сверхчеловеческой силой и мощью. И вот они сражались. Но Вали был намного сильнее Сугривы и он начал одолевать Сугриву. А Рама в то время находился за деревом, и он видел всю эту сцену. И Сугрива ждал, когда же Рама выстрелит и уничтожит этого Вали, но этого не происходило.
00:31:42 И Вали дубасил и дубасил Сугриву. И Сугрива уже лежал практически без чувств. И он всё ждал, ждал. И в какой-то момент он думал: «Ну всё. Сейчас моя жизнь закончилась». И в какой-то момент он был уже в полубессознательном состоянии. Вали сказал ему: «Ну что же, я тебя прочил достаточно. Теперь проваливай отсюда. И в следующий раз я просто тебя убью!» То есть так или иначе, он его не добил до конца. И измученный, еле живой Сугрива приполз буквально к Раме и спросил: «Почему ты его не убил?» На что Рама ему ответил: «Вы настолько похожи, что я боялся, что я могу случайно убить тебя. И поэтому я не стал стрелять». Таков был ответ Рамы.
00:32:51 И Рама сказал Сугриве: «Через какое-то время иди опять. И опять вызывай его на бой!». И Рама сказал Лакшману: «Сделай ему гирлянду определённого вида, чтобы я мог их различать». И Рама сделал такую гирлянду, и Сугрива опять пошёл вызывать Вали на бой. И эта битва опять повторилась. И опять до самого последнего момента, когда Вали уже занёс свой такой смертоносный, несущий смерть Сугриве кулак над ним, чтобы уже полностью его уничтожить, в этот момент прозвенела стрела Рамы. И она попала в самое сердце Вали. И Вали упал замертво. Вот так закончилась эта история, в самый последний момент, когда это уже была последняя надежда, в самый последний момент пришло избавление, пришла вот такая помощь и спасение от Рамы.
00:34:27 И это имеет также определённый урок. Этот урок связан с доверием. Но сейчас мы немножко поговорим о доверии Высшим силам. Очень часто люди разувериваются в Боге, они разувериваются в какой-то высшей помощи. Они говорят, что жизнь несправедлива, мир несправедлив. И они где-то утрачивают это доверие. И здесь именно урок того, что Сугрива не утратил этого доверия до самого конца. Он доверял Раме и после того, как он его испытал, после того как они друг к другу уже прониклись дружбой. Они поняли, что они друзья. Дальше Сугрива доверял уже Раме до конца.
Нужно доверять до конца. Испытание веры.
00:35:22 И после этого первого его поражения он пришёл униженный, избитый. Тем не менее, когда Рама ему сказал: «Давай ещё раз сходи туда, и вызови Вали на бой», он пошёл и сделал это. Он не разуверился. И это именно урок доверия и любви, что доверять нужно до конца. И он прошёл этот урок. Потому что очень часто с нами происходит таким образом, что мы немножко разуверились, немножко в чём-то мы разочаровались и мы полностью-полностью нивелируем всё то, что между нами было, нивелируем всё, и разрушаем наши отношения.
00:36:11 И особенно если дело касается доверия высшим силам, то там есть и другой момент, что когда мы доверяемся, или как это ещё называется, предаёмся на высшую Волю, то обязательно будет момент испытания. То есть обязательно нашу веру будут испытывать, насколько мы её сохраним до конца. То есть это не так, что я сказал: «Я предаюсь Высшим Силам, и всё, я доверяю» и моментально Высшие Силы несут за нас какую-то ответственность, они моментально оказывают нам полную защиту. Нет. Исходя из уроков, которые даёт нам «Рамаяна» обязательно будут испытания нашей веры. Прежде, чем мы получим помощь и защиту Высших Сил, наша вера будет испытываться.
00:37:09 То есть, нас будут проверять, насколько мы действительно глубоки в том, что мы учимся вот этой вере, учимся доверию. Или мы просто поверхностны, мы просто хотим какого-то такого лёгкого чуда, не вкладывая своей энергии веры в эти отношения. То есть мы строим наши отношения с Высшими Силами, с Высшими Источниками, и мы вкладываем в них энергию веры. И именно это происходит тогда, когда мы проходим какие-то серьёзные испытания. То есть это не происходит теоретически. То есть это недешёвый и нелёгкий процесс. Вот мы читаем какую-то книжку, сидим где-то в безопасности, ничего не делаем и откуда-то на нас должна свалиться вот эта вера, доверие, предание себя высшей воле.
00:38:19 Это не происходит на теоретическом плане. Это происходит именно в обстоятельствах, ситуациях, именно в таких сложных ситуациях. Вот тогда мы можем реально проявить своё доверие, реально проявить свою веру. То есть для того, чтобы было доверие, для того чтобы была вера обязательно необходимы испытания. То есть как транспорт. Его функция в том, чтобы возить, в том, чтобы как-то двигаться. То же самое наши взаимоотношения, наша вера, доверие, они именно проявляются в том, насколько мы сохраняем это всё в своей душе, несмотря на какие-то штормы судьбы, какие-то передряги, невзгоды.
00:39:15 То есть в этом именно суть вот этой истории, и она очень важна. Она очень важна всем нам тем, кто идёт по пути развития. И всем, кто строит, хочет строить такие глубокие взаимоотношения. Потому что очень часто бывает, что люди, опять же, скорее всего, люди поверхностны и поверхностно относящиеся к отношениям. То есть, они легко завязывают отношения, легко их разрывают. Это говорит о том, что такой человек ещё не вырос, он ещё недостоин реальных отношений, реальной дружбы. Потому что, как мы говорили, что и отношения с Высшими Источниками, с Богом, с Высшими Силами, они проходят те же проверки, что и отношения с людьми, с близкими. Мы тоже проходим определённые проверки. Там, конечно, есть немножко разные нюансы. Но, тем не менее, есть какая-то общность.
00:40:27 То есть, Сугрива не разочаровался, он не разуверился, он не низверг Раму. И постоянность его была в том, что он верил и доверял до конца. И тот, кто верит и доверяет до конца, тот, как говорится, и срывает этот приз, тот и получает реальные отношения. То есть мы испытываем человека, мы учимся с ним строить отношения, доверять особенно в каких-то отношениях любви. Мы будем испытаны на наше доверие, насколько мы заслуживаем какую-то любовь, заслуживаем дружбу, насколько мы заслуживаем защиту Высших Сил именно вот этим аспектом нашего доверия, нашей веры через какие-то сложные ситуации.
00:41:32 И есть качество золота и качество драгоценных металлов, камней в том, что они не разрушаются легко. То есть их очень сложно разрушить. Они стойкие. В то время как какие-то менее ценные, более дешёвые металлы или камни, они очень легко поддаются внешним влияниям, они очень легко поддаются воздействию. Даже они могут быть внешне красивыми, яркими, блестящими, но они недолговечны. Они нестойкие. Вот золото, оно считается ценным металлом в силу своей такой долговечности, в силу своей стойкости, неразрушимости. И вот это очень такое важное качество, необходимое тем, кто хочет таких реальных отношений и со своими близкими, и с Высшими Аспектами. Поэтому это такой очень важный урок, который преподал Рама и его друг Сугрива в этой истории.
00:42:59 И также я хочу сказать, что истории, которые я рассказываю, я опираюсь на Вадима Тунеева, он такой известный ведический духовный учитель и поэтому я во многом оттуда беру эти повествования. И также какой-то личный опыт в плане того, чтобы развивать эти идеи. То есть какое-то своё понимание и реализация вот этих вечных истин. Поэтому вот это то, что я хотела сказать на сегодня. И если есть какие-то вопросы, какие-то реализации, мы можем рассмотреть, и что касается всех вопросов, которые мы получили, мы обязательно на них ответим. На те, что мы не успели ответить в двух предыдущих передачах, я хочу сказать, что они у нас есть, и мы обязательно их будем рассматривать. И поэтому вы можете присылать свои вопросы, мы обязательно обратим на них внимание, и обязательно будем рассматривать их.
Ответы на вопросы
00:44:13 [Ведущая] Спасибо вам большое, дорогая Гуна Манджари за этот замечательный рассказ и за эти уроки, которые вы нам передали, поведали и так хорошо раскрыли. И вот есть такой вопрос: «Существует поговорка: доверяй, но проверяй. А что проверять-то?»
00:44:30 [Гуна Манджари] Это очень правильный подход. Это подход разумного человека. Разум он также характеризуется сомнениями. То есть нельзя слепо в дружеские отношения как-то ввергаться. И доверие должно быть построено. То есть доверие не рождается за один день. Это как здание. Чтобы там жить там должен быть фундамент. Оно должно быть построено. Там требуется время. Что проверять? Проверять нужно то, как мы взаимодействуем с человеком. Друга проверяют в беде и также друга проверяют в радости. Насколько действительно человек остаётся нашим другом и в каких-то негативных условиях нашей жизни и насколько он радуется нашей радости.
00:45:34 Вот эти вещи они проверяются и, конечно, как мы говорили, дружба не рождается за один час. Требуется время. То есть в течение какого-то времени мы видим, как человек реагирует. Опять же, не надо тоже идеализировать. Нужно принимать второй закон дружбы. Нужно принимать какие-то наши различия, что у человек есть какой-то лимит его сил, его возможностей нас поддерживать. Но тем не менее в соответствии с этим и рождается наше доверие насколько мы можем давать и получать вот эту поддержку от этого человека настолько мы можем и доверять. Вот такой момент.
00:46:25 [Ведущая] Спасибо вам за раскрытие этой темы. Есть ещё один интересный вопрос. «Часто позиция воспринимать человека, как равного себе перерастает в панибратство. Как избежать этого?»
00:46:38 [Гуна Манджари] Для этого мы сегодня говорили и о втором полюсе, который необходим для дружбы. Дружба летит на двух крыльях. Одно крыло – это позиция того, что человек нам равен. А другое – это то, что совершенно противоположное утверждение, что он различен. И поэтому вот истина посередине. И мы суммируем то, что мы равны, и в то же время, мы принимаем и суммируем, в чём мы различны. И когда нечто общее арифметическое и даёт нам то понимание, как взаимодействовать с человеком. То есть на основе того насколько мы различны, насколько там есть все эти нюансы, мы и вычисляем такой какой-то алгоритм, как взаимодействовать с этим человеком.
00:47:37 Не просто, что мы всех в свои, используя такой сленг, записываем в кореша, и мы со всеми такие друзья, друганы. А то, что мы учитываем разность, нашу разность. Насколько мы можем, учитывая особенности других людей, вот именно на основе этого мы и развиваем с ними те или иные отношения дружеские. Даже если мы возьмём Раму, то его дружеские отношения с Сугривой они были, но тем не менее обезьяны не жили во дворце. И другие какие-то моменты они также учитывались. Учитывалось то, что Сугрива он ванар, он лесной житель. То есть там не было панибратства. Там учитывалось много нюансов.
00:48:43 И это характеризует человека, у которого есть разум. Да, у нас есть знания, но чтобы применить вот это знание, тут нужен разум, как вы будете применять это в соответствии с местом, временем и обстоятельствами. Поэтому нужно учитывать. Самое сложное – это применять знания. То есть это несложно рассказать, но вот применить тут как раз нужно развивать какой-то свой разум, развивать какое-то понимание. Потому что готовых рецептов не даётся. Каждый сам для себя изготовляет свой рецепт.
00:49:24 [Ведущая] Спасибо, что делитесь с нами вашими размышлениями и вашими рецептами. На основе их уже можем выстраивать свои. Пришёл вопрос от слушательницы. «Добрый вечер! Спасибо за эфир. Подскажите, как избежать соперничества в дружеских отношениях. Спасибо».
00:49:43 [Гуна Манджари] Во-первых, мы сами должны относиться к человеку, то есть быть его доброжелателем. И как опять же мы к этой формуле вернёмся. То есть мы должны смотреть на другого человека как на самого себя. То есть друг – это доброжелатель априори. То есть не может быть друзей, которые к нам относятся недоброжелательно. Это не друг, в таком положении вопроса. И поэтому если мы сами культивируем вот это состояние друга, прежде всего, мы сами должны учиться быть другом, мы сами должны быть настроены доброжелательно к человеку. То есть это означает умонастроение такого сочувствия. Мы относимся к нему как к себе в том плане, что мы желаем ему счастья и также реально к нему относимся.
00:50:47 И другой момент, что второй полюс, что мы видим и различия. То есть мы не должны быть слепы по отношению к другим людям. Мы должны видеть, что несмотря на то, что к кому-то мы можем относиться доброжелательно, кто-то не совсем может относиться доброжелательно к нам. То есть там могут быть элементы зависти. Потому что людям, особенно не святым людям это присуще. И поэтому мы должны видеть и не закрывать глаза на то, что по отношению к нам какая-то зависть есть, то тогда меньше уровень доверия. В соответствии от этого варьируется наш уровень доверия.
00:51:40 То есть мы просто держим определённую дистанцию. Мы можем быть очень дружелюбны к этому человеку, иметь какие-то общие моменты, какие-то общие дела, но должна быть какая-то дистанция, если есть элементы какой-то зависти, конкуренции. То есть тут просто важно выстроить правильную дистанцию. И не быть в таком идеализме, что вот всё, друзья, они только должны за тебя положить всё и так далее. То есть мы должны понимать какие-то, опять же, возможности людей, насколько они могут, насколько у них есть какие-то внутренние силы, резервы, насколько наши отношения прокультивированы. И в соответствии с этим от этого будет зависеть уровень доверия. Потому что доверие, как мы говорили – это недешёвая вещь. Это нечто такое ценное, драгоценное, что может возникнуть между нами.
00:52:49 И опять же, ещё хочу сказать, что близких людей, с которыми у нас есть очень высокий уровень доверия, их никогда не бывает много. Это обычно такие единицы. И со всеми остальными могут быть дружеские отношения, но нужно учитывать все вот эти нюансы, о которых мы говорили. То есть не надо разочаровываться в людях. Бывает сразу такая крайность – или ты мне там друг такой навеки и всё, и мы с тобой полностью открыты, без всяких ограничений. И всё, я жду от тебя такой верности, преданности. Если что не так – всё, уходи из моей жизни. Нет. Есть друзья разной категории доверия, то есть разной близости. Поэтому тут нужно учится варьировать вот эти уровни нашей дружбы, что ли. С кем-то приятельские отношения, с кем-то в какой-то степени такие, с кем-то другие. Но если говорить о такой открытости, близости наиболее полной, то это очень высокий уровень. Это такой очень эксклюзивный вариант, скажем так.
00:54:12 [Ведущая] А можно ли вообще назвать дружбой отношения, где есть соперничество. Ведь как вы говорили, дружба, она основывается на общности. А когда люди соперники, они, наоборот, хотят не быть общими, а каждый вырваться вперёд.
00:54:27 [Гуна Манджари] Опять же, тут нужно избегать каких-то крайностей и избегать идеализации. То есть, в каком плане соперники? Либо это может быть вражда – это тоже соперничество. И также соперничество может быть несколько такие соревновательные люди, там где-то соревнуются. Такое соревновательное настроение. И опять же, как говорится, ничто человеческое нам не чуждо. Люди, особенно женская среда, женщины, обладают повышенной завистливостью, чем мужчины. Опять же, это не означает, что нужно полностью вычеркнуть из своего круга общения всех женщин, которые не достигли какого-то такого уровня святости или уровня чистой благости.
00:55:21 Нет. Нужно понимать, что человеку свойственны человеческие качества. И мы можем где-то возбуждать в ком-то зависть. И это нормально. То есть если это в пределах нормы. Знаете, как ядерный реактор или радиация. То есть она допустима. Но есть ядерный реактор, а есть радиация допустимая в норме. И поэтому тут нужен какой-то свой, каждый для себя должен определить. Но опять же, я к тому, что не надо так сильно идеализировать, особенно человеческую природу. То есть там возможны, то мы все обладаем смешанными компонентами качеств, гун. То есть мы все очищаемся. И поэтому люди склонны испытывать какие-то сопернические чувства, какую-то зависть. Просто не надо это возбуждать в других. То есть не надо, допустим, сильно хвастаться. Не надо говорить о каких-то делах, которые не состоялись. Это можно сказать, только очень близкому другу.
00:56:36 То есть вот тут очень важно умение варьировать в разных, как я уже говорила, отвечая на предыдущий вопрос, в разных ситуациях, с разными людьми, на разных уровнях дружбы. Вот в таком плане. То есть могут быть приятельские отношения. Опять же, в человеке может быть гамма разных чувств. И это надо принимать, это надо понимать. И нужно действовать в соответствии с этим. Не надо быть враждебным. Не надо быть идеалистом. А как-то вот с этим взаимодействовать.
00:57:15 [Ведущая] Есть ещё такой вопрос интересный. «Вы говорили о том, что дружба бывает на основе равенства какого-то. А как дружить с людьми, которые тебя явно старше в каких-то вопросах, и явно младше. На основе чего это равенство находится?»
00:57:32 [Гуна Манджари] Это всё равно может быть равенство. То есть там может быть равенство интересов. Там может быть равенство каких-то взглядов на вещи. Там может быть где-то общность в характере. То есть в чём-то люди где-то созвучны. Вот это мы можем назвать равенством. Потому что то, что мы здесь рассматриваем, мы рассматриваем принципы. А ситуации могут быть различными. Но сам принцип в том, что в чём-то вы с человеком соприкасаетесь, в чём-то вы созвучны. Это и может быть тем, что мы называем равенством. Или просто мы можем даже симпатизировать друг другу. То есть старший младшему может симпатизировать, и наоборот. И это тоже общность определённая.
00:58:22 [Ведущая] Спасибо. Стало яснее. То есть дружба — это именно про отношение, в котором есть и уважение, и доверие. Так ли это? И это может быть как к младшему, как к равному, так и к старшему.
00:58:35 [Гуна Манджари] Абсолютно верно. Это вот именно в плане отношений.
00:58:41 [Ведущая] Спасибо вам большое за объяснения. И последний вопрос тоже очень важный. «Какую цену нужно заплатить за дружбу? Я думала, что она сама складывается обычно».
00:58:51 [Гуна Манджари] Нет-нет. Что вы. Само собой только всё разрушается. То есть да, мы можем получать какие-то подарки от судьбы в силу нашего, может быть, прошлого благочестия и как-то может что-то складываться само. Но если это происходит в нашей жизни как то: дружба, любовь и так далее, то мы должны это понимать как подарок. Мы не должны это принимать как само собой разумеющееся. Это просто подарок судьбы. Но принцип в том, что отношения нуждаются в том, чтобы в них вкладывать. И отношения дружбы так же. И доверие тоже. То есть оно культивируется, оно базируется на том, что там целый ряд условий существует, когда прежде всего мы даём внимание человеку. Мы культивируем эти отношения. Мы, опять же, уделяем внимание. Мы вкладываем в эти отношения. Мы работаем вместе над какой-то зоной конфликтов, такой турбулентной зоной, которая в глубоких отношениях она также проходится.
01:00:12 То есть когда люди проходят совместно какой-то конфликт, какую-то притирку. Если они не разбежались после этого, если они остаются вместе, они умеют вместе преодолевать какую-то конфликтную зону – вот это уже, как говорится, дорогого стоит. Это уже такие вещи серьёзные в нашей жизни. То есть как есть такое выражение пуд соли съедать. То есть это та внутренняя работа, которую мы проделываем в отношениях. То есть мы не разочаровываемся, мы учимся преодолевать какие-то вещи. И в то же время мы реалисты. То есть мы смотрим реально. Мы не придумываем себе тех отношений, которых нет, тех качеств у человека, которых нет. То есть мы учимся в сумме какой-то взаимодействовать со всем этим и это есть то, что развивает вот это доверие, развивает вот эту дружбу.
01:01:12 Потому что люди, особенно в наше время, и это опять же, целая тема разговора, и, может быть, мы продолжим этот разговор в следующих передачах. Люди привыкли к очень одноразовым вещам, что если, как говорил великий святой, духовный учитель, что «в вашей западной культуре, если что-то не работает, вы выбрасываете. Но в нашей, восточной (в частности - индийская культура), если что-то не работает – мы это чиним». То это как раз об этом, что люди не привыкли работать над отношениями. Они не привыкли глубоко входить в это. Если что-то как-то моим чувствам что-то не так, как-то не удовлетворило меня, я это выбрасываю. Иду дальше. В этом идея работы над доверием, над отношениями, что люди проходят вместе какие-то моменты, и они идут вместе, идут до конца. Как вот эта история, о которой мы говорили. Она нас учит этому.
01:02:28 [Ведущая] Нам слушательница написала: «Благодарю за столь мудрый ответ». И действительно, спасибо вам большое за этот эфир, как наставления, настройка на то, чтобы идти в отношения и доводить отношения до доверительной основы. И спасибо отдельный вам за реализм, который у вас реализован. Пусть похожи так слова эти. Но действительно, очень важно, что те истины, о которых вы говорите, действительно можно применить нам в жизни. Поэтому с радостью будем ждать продолжения наших вдохновляющих бесед.
01:03:03 [Гуна Манджари] Спасибо вам большое за мудрые вопросы, и за то, что создаёте такую атмосферу раскрытия темы. И я желаю всем нам такого глубинного доверия, культивации близких людей, с которыми мы можем это развивать и успехов на этом пути. До свидания! До следующих встреч!
01:03:25 [Ведущая] Спасибо вам за эти пожелания. До следующих встреч! До свидания!