лекция четвертая

Омск - 02 May 2012
лекция для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:27:09 | качество: mp3 96kB/s 59 Mb | прослушано: 462 | скачано: 208 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Сергей Тимченко] Виды осквернения сердца. Из-за своих прошлых грехов мы получаем осквернение невежеством, также наши неправильные греховные поступки взращивают наше ложное отождествление, ложное эго, привязанность к материи, также ненависть и также порождают страх смерти. И в результате практики осознанной, преданного служения, постепенно эти все виды невежества покидают сердце. Уходит страх смерти, уходит, невежество покидает, уходит эгоизм, привязанности меняются и также уходит гнев. Все эти вещи будут уходить в процессе практики духовной жизни осознанной.

00:00:55 Теперь более интересная даже, это грязь сердца в результате благочестивых поступков. И тут возникает серьёзный вопрос: как это понять? Оказывается, это тоже грязь, и мы скажем как всё это проявляется. Сама по себе мирская благотворительность, благотворительность без Бога, увеличивает материальные желания в сердце человека. Это любая такая деятельность, любая благотворительность без Бога дарует два вида благочестия, мирского благочестия, которое накапливается в сердце человека. Первый вид благочестия называется – карма-сукрити. Второй вид благочестия называется – мокша-сукрити. Когда это мирское благочестие накапливается в сердце человека, то оно порождает определённый вид желаний в сознании этой личности.

00:02:09 Например, мирская карма-сукрити порождает вид желаний, который называется бхукти-кама или желание получить плоды моих мирских аскез, желание попасть в рай, удовлетворять свои чувства самым изысканным образом: «Чё я зря тут, там мирской благотворительностью занимался?». Такие желания в сердце возникают. Проблема мокши-сукрити, что в сердце человека появляется желание обрести освобождение как самоцель. Ему уже Бог не нужен. Главное смысл – это не страдать, главная цель жизни – слиться с этим сиянием и всё. «Проблема состоит в том, что вот эти два желания бхукти и мукти – желания чувственных наслаждений и желания освобождения – это ведьмы» - как говорит Шрила Рупа Госвами – «которые могут сидеть в нашем сердце и пить нашу кровь». По сути дела эти неправильные желания отвлекают нас от достижения главной цели жизни. Почему? В чём их опасность?

00:03:29 Потому что эти два вида желаний продлевают наше материальное существование. Это означает, что всё это будет продлевать наши страдания в этом мире до тех пор, пока мы не выгоним из своего сердца эти два вида желаний – желание чувственных наслаждений и желание освобождения, то наш срок страданий в материальном мире как бы не прекратится, то есть он только будет продлеваться. И проблема мирской благотворительности состоит в том, что благотворительности без Бога, что это всего лишь продлит наше страдание. Это понятно? Чтобы продлить наше тюремное заключение.

00:04:27 Ну, например, если вы, простой пример: вы сидите в камере с 40 заключёнными, где там туалет где-то как ведро в углу. Если вас переведут в камеру с кондиционером, то это всё равно тюрьма и проблема, вместо того, чтобы получить свободу вас просто перевели в камеру с кондиционером. Проблема мирской благотворительности без Бога – это всего лишь это вас продлит ваш тюремный срок здесь. То есть у вас был шанс как бы обрести свободу, но вы выбрали камеру с кондиционером. Понимаете да? Поэтому очень важный момент – преданные занимаются благотворительностью только как преданное служение Кришне. Это нужно запомнить. Преданные занимаются благотворительностью, только как преданное служение Кришне. Кришна говорит: «Что бы ты не отдавал, что бы ты не принимал, какие ты пожертвования не приносил, сделай это как подношение Мне».

00:05:47 Тогда так как вы, в своём уме это делаете, внешне делаете это для каких-то людей, или для кого-то, то внутри делаете всё это для Бога. Вы получаете полностью духовный результат, трансцендентный результат или вы будете прогрессировать. Это уже пятая часть бхакти, когда вы что-то делаете, как подношение Кришне. Ясно да? Если вы занимаетесь просто мирской благотворительностью без Бога, то вы только продлеваете своё материальное существование. Нужно заниматься благотворительностью, но как служением Богу это делать надо в своём уме. Кстати, это также связано с процессом очищения сердца.

00:06:31 Очень часто преданные могут молиться: «Господь, очисти моё сердце», мы должны молиться. Часть наших усилий состоит в том, что мы должны молиться каждый день – Кришна избавь меня от того или того порока. Я извиняюсь, мне очень хочется эту тему сказать, прежде чем мы разберём следующий план. Это часть нашего бхакти – очиститься, часть наших усилий, стараться очистить своё сердце от недостатков. Так мы разбираем сейчас вот эти анартхи, эту грязь, сейчас мы в двух словах скажем механизмы работы над своей грязью. Что иногда волосы дыбом стают, думаешь: «Ничего не помогает, хоть головой об стену теши, не меняется сердце, грязюка на грязюке сидит и грязюкой погоняет». И похоже, что вообще никак не изменишься. «Может для кого-то этот процесс работает, но что касается меня» - возникают такие мысли, то есть – «Похоже это тяжёлый случай». Такие мысли могут возникать.

00:07:43 Во-первых не нужно отчаиваться, потому что любая грязь, её уничтожение происходит на различных ступенях. Это подобно колодцу. Итак, колодец тщательно забит грязью. И вы молились, молились, молились: «Кришна избавь меня там от гордости или избавь меня от вожделения», Кришна говорит: «Хорошо!». Насколько молился, настолько и очистился, понятно? И вы встаёте на следующий день, думаешь: «Ну, столько молился и там и там, там несколько недель аскезы совершал или несколько месяцев», раз, смотрите вы, опять оно откуда-то вылезает. Работает процесс? Работает. Просто любая грязь существует на различных плоскостях, на различных ступенях. Да, вы очистили определённый уровень. Кришна говорит: «Молодец, ты на верном пути, несколько слоёв снял, давай, дальше копай».

00:09:03 У нас есть потенция, знаете расслабиться. Мы трамбовали эту грязь в своё сердце достаточно долго, много жизней, думать, что я там за один день, таких, абы каких молитв сразу очищусь? Достаточно смешно. И приводится другой пример: вам кто-то даёт гранитную глыбу и даёт вам резец, и скажет: «Можно из этого вазу сделать?». Вы один раз надавливаете, проводите: «Ну как там? Пустая порода отвалилась? Ваза начала проявляться?», «Нет», «Но вообще, процесс то работает?», «Царапина осталась». Вы провели один раз, царапина осталась, процесс работает, что нужно делать? Продолжать терпеливо надавливать и проводить снова и снова. Если человек не бросает этот резец, то есть, если он продолжает вести, придёт время, пустая порода там, желоб появится, потом смотришь, пустая порода отвалилась. Принцип таков, что любой недостаток, любой порок, можно отмолить. Это и нужно отмаливать. Вопрос, сколько вы об этом молились?

00:10:18 Одна наша молитва, когда мы молимся Господу – это то же самое, что мы один раз провели и остался как бы след. Процесс работает? Работает. Просто продолжай снова это делать, снова делать, снова делать. Таков механизм. Наше сердце, оно буквально окаменело от этой грязи, в коростах это всё покрыто. И поэтому это механизм работы над собой. Я вас сейчас не обманываю, я не говорю: «Знаете пост, там один раз помолись и всё произойдёт, процесс простой». Он простой, он работает, просто не бросайте резец, вы просто им пользуйтесь. Любой недостаток можно отмолить, каждый из нас знает, что является непосредственно нашей проблемой. У нас периодически будут разные проблемы. Одно решение, потом другое будет, какие-то вещи. Кришна говорит: «Ну давай ещё вот это давай решай». Нам помогут, нам будут помогать. Но Кришна хочет увидеть наши усилия. Хотите знать почему? Что Ему сложно что ли? Ну вы помолились, попросил Его раз, ну что, ему сложно убрать что ли? Почему так тяжело?

00:11:30 Во-первых: если, когда мы получаем что-то дёшево, то мы это не ценим. Правильно? Потому что мы все знаем, как тяжело очищать сердце от грязи. Правильно? А засорить его там – несколько секунд или несколько минут. Чтобы очищать потом там, ну это месяцами нужно. И потом там, когда человек прилагает уже усилия и так сложно всё это очищать, он может подумать: «Ой, так может быть не нужно в следующий раз осквернять, потому что потом всё это выгребать так много надо, усилия прилагать». Мы начинаем уже ценить свою чистоту. А так, если мы, так просто очищаться, то мы тут какие проблемы? Завтра опять так сделаю и всё и чистый опять. Можно опять идти оскверняться. И также наши усилия показывают Богу на нашу искренность. Поэтому способ работы над своим сердцем таков: вы ставите определённую цель и дальше, что это моя проблема, дальше мы молимся об этом. Нужно молиться святому имени: «Дорогое святое имя, пожалуйста, очисти меня от этих недостатков». Назовите их одним словом или двумя словами, как это в обозначении. Ради обретения любви к Тебе! Это то как мы должны молиться Кришне.

00:12:56 «Кришна избавь меня от этих недостатков, ради обретения любви к Тебе». Это то как нам нужно молиться каждый день святому имени, то есть повторяя мантру, гораздо легче повторять мантру, когда вы понимаете, что делаете. И я сейчас работаю над собой как раз, очищаю сердце, ради обретения любви к Кришне и молюсь святому имени: «Святое имя очисти меня». Также каждый день нужно молиться божествам об этом: «Это такой Господь, избавь меня от этого, ради обретения любви к Тебе, от этого недостатка». Также очень благоприятно совершать экадаши. Сегодня экадаш тоже и плоды этих экадаш тоже посвящать тому, чтобы избавиться от какого-то недостатка, ради обретения любви к Кришне. Если человек, и также со всех своих сил стараться поступать правильно, насколько можно, понимать всё благоприятное. И избегать всего неблагоприятного в этом отношении. Если человек всё это делает, то пройдёт пол года, год и ситуация будет очень-очень сильно меняться.

00:14:11 Мы уже приводили цитату Равиндры Сварупы Прабху, которая говорит: «Каким бы наше невежество сильным не было это невежество не сильнее Кришны». Каким бы наше невежество сильным не было, это невежество не сильнее Кришны. Если мы молимся Ему, обращаемся к Нему, говорим: «Кришна, помоги, то там всё это будет меняться, всем чертям на зло будет меняться». Пройдёт пол года, год, будет очень сильное изменение. Это то, как нам нужно собственно работать над собой. Если или вы это делаете, тогда сердце меняется, не делаете, соответственно будет меняться-меняться всё гораздо-гораздо медленнее. Только в более ускоренном, более быстрее всё это можно делать. Также нам всегда, даже, когда мы молимся об очищении сердца, нужно всегда в конце добавлять: «Господь, очисти меня от этих недостатков, ради обретения любви к Тебе». Это очень важно, почему? Иначе, автоматически мы молимся об очищении сердца ради достижения освобождения, ради себя, не ради Бога, не ради Него мы это делаем, ради себя.

00:15:34 И автоматически пройдёт гордость. Вы молитесь: «Господь, сделай меня смиренным, избавь меня от вожделения, сделай меня смиренным». Господь говорит: «Хорошо», сердце начинает очищаться, гордость начинает уходить, вожделение начинает покидать ваше сердце. Потом приходите в алтарную комнату и думаете: «Какой я чистый! Вот у меня вожделения нет. Я смиренный, смиренный, это они тут все гордые и вожделенные, вот так вот». [смеётся]. И автоматически, так как мы всё это делали без Бога и не ради Бога, автоматически будет порождать гордыню. «А гордость» - Веды говорят – «это качество, предшествующее падению». Махабхарата говорит: «Стоит нам кого-то покритиковать, все недостатки этой личности начинают переходить к нам, а наши хорошие качества к нему». И мы покритиковали других за вожделение. Что потом с нашей головой становится? [Смеётся]. Потом, следующая мысль: «Откуда это у меня? Что с моей головой стало?». Понимаете? Критиковали за гордость, потом наше эго, оно в дверной проём не заходит или всех задевает.

00:16:57 Думаешь: «Откуда у меня всё это?». Поэтому нам нужно просить очищения своего сердца у Господа, ради Самого Господа. Тогда этот процесс очищения сердца превращается в часть процесса бхакти. Это бхакти – очищать сердце, ради обретения любви – это чистое преданное служение. Очищать своё сердце ради себя не просто без чётко поставленной цели – это желание освобождения. Очень опасно, потому что потом можно забыть об этом всём, возгордиться и всё остальное. Красиво быть [неразборчиво] в наследствии. Поэтому, что бы мы не делали, всегда нужно в конце говорить: «Мы делаем это, мы очищаем своё сердце от грязи, ради обретения любви к Кришне». Спасибо.

00:17:49 И мы возвращаемся к этой важной информации, потому что мы обсудили сейчас вместе, как работать с анартхами, как работать с грязью сердца. Мы же разберём анартха-нивритти. И следующее. Другой вид грязи в сердце, который называется – апаратхотха – это грязь в результате неправильного, ой, в результате оскорблений духовной жизни. Как переводится слово апарадха? Апа – что означает? «То что уводит» или «против». И радха – «Шримати Радхарани». По сути дела – апарадха – это поступки, которые уводят нас от Шримати Радхарани. Это преступление против Арадхат, Арадхат, Арадхато, Апагатам. Это преступление или поступки, которые отдаляют нас от Кришны, от преданного служения Кришне. Эти поступки причиняют боль сердцу Шримати Радхарани. Существуют разные виды апарадх.

00:19:13 Четыре основных вида апарадх, вы можете их записать: это нама-апарадхи (оскорбление святого имени Господа), сева-апарадхи (оскорбления в процессе преданного служения), следующие какие? Это вайшнава-апарадхи (оскорбление преданных Господа) и последняя – это джива-апарадхи (оскорбление других живых существ). Ещё раз – это нама-апарадхи (оскорбления святого имени), сева-апарадхи (оскорбления в процессе преданного служения), оскорбление вайшнавов – вайшнава-апарадхи и оскорбление других живых существ. И существует очень много видов оскорблений. По сути дела – эти особые, это жесты или проявление нашего пренебрежения Богом, когда мы их совершаем. Мы пытаемся Ему служить, потом совершаем всё это. Это нас назад просто откатывает, поэтому нам очень важно знать их всех наизусть или, по крайней мере, многие их знают, на самом деле важно их знать наизусть.

00:20:49 Существует десять видов оскорблений святого имени. Десять нама-апарадх. Вы все знаете их наизусть? Они приводятся, насколько знаю, они есть в песеннике и также в Нектаре Преданности – это книга, которая есть на русском языке, она там есть. Дело в том, что, если человек не знает 10 оскорблений святого имени, то как он их будет избегать? В Чайтанья-Чаритамрите говорится, что, если человек не знает 10 оскорблений святого имени, он уже не сможет достигнуть стадии чистого, по воспеванию святого имени и получить максимального блага, которое может дать святое имя. Поэтому он мог бы получить в сотни раз больше, но получает в сотни раз меньше, только потому что он просто не знает всего этого и не избегает. Это то, что дано на страницах, описано, говорит Сам Кришнадас Кавирадж Госвами на страницах Чайтанья-Чаритамриты: «Выучить – это не сложно», пока они простые, вам не надо санскрит учить, просто по русски.

00:22:05 Обычно в храмах, я не знаю как здесь, но в больших храмах обычно всегда стандарт, что каждое утро, то есть утренние службы вслух все брахмачарьи хором повторяют эти 10 оскорблений: «Первое оскорбление святого имени: та-та-та-ра-та-та-та-та татаратата…». Все повторяют и по очереди или все вместе. Это очень важно. И в конце там говорится: «Если человек хочет достигнуть максимального блага от воспевания святого имени, он должен избегать всех этих 10 оскорблений». Потом: существует 32 вида сева-апарадх – оскорблений практики преданного служения, они также приводятся в Нектаре Преданности. В этой книге они есть на русском языке. Найдите её и прочитайте, если можно купить, не проблема. 32 вида сева-апарадх или, если вы хотите всё это вместе разобрать, то возьмите книгу Харинама-Чинтамани. Там все эти оскорбления приведены. Харинама-Чинтамани, она тоже есть на русском языке, там все приведены 10 видов оскорблений святого имени и 32 вида оскорблений в процессе духовной практики.

00:23:31 И также более 25 видов вайшнава-апарадх существует. Это я вам очень рекомендую узнать из семинара, который называется, вашего слуги, который называется анализы вайшнава-апарадх, мы это распространяем, то есть преданные там распространяют эти диски. Кто из вас слушал этот семинар: анализы вайшнава-апарадх или начал слушать? Да. Прослушайте его, я вам гарантирую, у вас изменится полностью отношения с преданными и у вас очень многие вещи поменяются в духовной жизни. Это фундаментальный, важнейший просто материал для духовной жизни, потому что отношения с преданными – это самое главное, что у нас есть. Всё, что мы получим в духовной жизни, мы получим через общение с другими духовными людьми. Нам нужно научиться правильно общаться с преданными.

00:24:33 В этом семинаре говорится о том, откуда в нас рождается сама тенденция критиковать других. Иногда мы всё понимаем, а критика сама лезет. Как всё это останавливать, там тоже об этом есть. Даже критику на уровне ума можно уничтожить. Что делать, если мы случайно кого-то оскорбили? Или даже не случайно. Как нейтрализовывать всё это? Всё там есть. И там перечисляется 25 видов вайшнав-апарадх в конце, которые, если вы не знаете, то какие шансы, что вы будете их избегать? Если человек не знает правил дорожного движения, он сможет их соблюдать? Он просто не сможет их соблюдать. Автоматически он будет их нарушать. И получать все последствия за оскорбление преданных. А это, как мы сегодня будем говорить, настолько страшно, что даже на стадии премы, на стадии чистой любви к Богу, в сердце человека ещё остаются следы прошлых оскорблений вайшнавов. [Терра а раны на его сердце] ещё остаются. Это настолько страшные вещи, что даже стадия премы не уничтожает следы оскорблений, прошлых оскорблений преданных.

00:26:01 Поэтому, тот кто обучен, осведомлён, тот вооружён. Вы защищены тогда. Вы знаете, что вам делать, где быть осторожным и т.д. Если этих знаний нет, автоматически вы не защищены. Вы будете наступать на эти грабли или просто совершать какие-то ошибки и потом страдать или ваш духовный прогресс может, может ещё больше ран в своём сердце получать. Поэтому пожалуйста смиренная просьба, послушайте этот материал. И мы говорили о вайшнава-апарадхах. И джива-апарадхи – их три – оскорбление других живых существ. Всё это причиняет страдания другим людям и живым существам. Телом, речью или умом. Когда мы причиняем другим живым существам боль физическую, моральную своей речью или даже в своём уме, думаем: «Чтобы тебя там…», там было плохо. Там всё это будет сказываться. Нам нужно приучить себя постепенно избавиться от своей тенденции причинения страданий другим, наверное, тело на уровне речи и на уровне ума.

00:27:21 Потому что любое живое существо – это ребёнок Бога. Мы не можем порадовать Самого Господа – нашего отца, если мы причиняем, их раним и причиняем боль нашим братьям или сёстрам. Это боль причиняет сердцу Кришны. Поэтому нам нужно быть очень внимательным, чтобы все эти виды оскорблений избегать. И поэтому, пожалуйста всё это прочтите, это всё есть, это не секретная информация. Мы, мы издали вам книги, в которых всё это детально описано. Книга – Нектар Преданности. На русском языке она есть. Также Харинама-Чинтамани. И эта книга тоже есть на русском языке. Там всё это есть. Спасибо. «И дело в том, что в духовной жизни нет мелочей» - это сказал Шрила Прабхупада. Запишите, это важный тезис. «В духовной жизни» - Прабхупада сказал – «нет мелочей»

00:28:39 Иногда мы думаем: «Какие проблемы? Ну что ты там не сделал, разве так важно?». Например, мы зашли в алтарную комнату и не поклонились. Ну что, вот Радхе, Говинде от этого плохо стало? Не стало. Плохо стало нам. Потому что, Бхактивинод Тхакур говорит, что «Мы можем чувствовать присутствие Господа, ощущать эти отношения с Ним посредством своей веры». Потому что наша душа находится внутри в скафандре этого тела. Внутри там сердце находится. Мы по настоящему даже не можем соприкоснуться с какими-то духовными объектами, мы изнутри смотрим, знаете, через перископы такие, через эти самые, как их зовут?
[Аудитория] Локаторы.
[Сергей Тимченко] Локаторы. Слышим что-то и щупальцами двигаем, горючее туда периодически заливаем. Периодически там у нас бампер отваливается или мотор барахлит. Но так или иначе мы в машине этого тела едем. Душа внутри находится.

00:29:55 Мы даже, мы касаемся даже всего, там щупальцами своими, душа, непосредственно, коснуться то не может. Душа соприкасается со всем эти, посредством своей веры. Верой она может коснуться. Понимаете? Бхактивинод Тхакур говорит: «Отличить максимальное благо, вся духовная жизнь – это рост веры человека в Кришну». И что происходит с человеком, когда он совершает какие-то оскорбления в процессе духовной практики. Его вера вот ранится. Вот примером, не поклоняются. Вайшнаву от этого хуже не стало, наше сердце поранилось, наша вера поранилась. И автоматически потом, как мячик, который проткнули спицей или иголкой, он будет сдуваться. Значит так как вера поранилась, то когда откроется алтарь, мы будем смотреть на Радха-Говинду и не понимать, что перед нами на самом деле личность, что перед нами Верховный Господь. Достаточно всего. Так из-за чего из оскорблений в процессе преданного служения процесс. Нет мелочей.

00:31:11 Почему мы кланяемся, потому что мы пришли к Богу, Он тут Верховный, а мы к Нему в гости пришли. Он здесь живёт, Сам Верховный Господь. Это очень важно. И все, даже если у нас нету каких-то чувств, Прабхупада сказал: «Если вы делаете правильно, по священным писаниям, чувства придут». Если постепенно. Если человек не совершает оскорблений. Поэтому нам важно, не только практиковать всё то, что нам говорят священные писания, важно ещё не делать те вещи, которые нас будут, знаете, как бы, ослаблять нашу преданность. Это всё есть, мы можем всё это узнать, это не сложно, там прочитать, изучить, там не займёт много времени, чтобы были уже знакомы с этим всем и защищены, не делали тех вещей, которые, где-то вас назад как бы, как бы уводить.

00:32:16 Одна ученица Шрилы Прабхупады спросила: «Шрила Прабхупада, вот у меня нет любви и преданности, а Кришна говорит, что Он принимает только ту пищу, которая предложена Ему с любовью и преданностью. Что мне делать?». Прабхупада сказал: «Твоя преданность будет проявляться в том, что всё что ты делаешь, ты будешь делать это очень [тщательно]» - сказал Прабхупада. И дальше он добавил: «В идеальной чистоте». Это важный момент. Это, что на нашем уровне является любовью и преданностью. Вы можете записать или запомнить. Прабхупада сказал: «Твоя любовь и преданность будет проявляться в том, чтобы всё, что ты делаешь, будешь делать очень тщательно». Это Прабхупада дал такую инструкцию нам всем. Если мы, потому что наша любовь проявляет то, что мы стараемся, мы делаем настолько всё тщательно, насколько мы можем. И нам нужно стремиться к этому. По крайней мере мы должны стараться иногда настолько тщательно, насколько мы можем. Так что дело в чистоте. Особенно, когда мы готовим для Радхи-Говинды.

00:33:57 Следующее: от грязи в сердце в результате неправильного исполнения преданного служения. Дело в том, что, когда человек поливает росток своего сердца, росток любви к Богу, которая в нём растёт, капельки, которые отлетают в разные стороны, будут приводить к тому, что вокруг будут прорастать также сорняки. Ну как обычно мы поливаем и на растение капельки летят, если там где-то семечки есть, они будут прорастать. Эти сорняки – это желание славы, желание почёта, желание выделенности. Также материальное процветание как самоцель и так далее. И если человек не вырывает эти сорняки, не подрезает их, проблема состоит в том, что эти материальные желания могут стать на первый план и эти желания могут стать на первый план и задушить росток любви к Богу. Поэтому вовремя их нужно подрезать.

00:35:28 Мы разобрали четыре вида грязи в сердце, откуда оно появляется и нам с этим всем придётся иметь дело, нам нужно сохранять бдительность, с этим сражаться. Теперь: уничтожение сердца от грязи существует на пяти последовательных стадиях. На разных стадиях происходит разная интенсивность очищения сердца от грязи, на разных стадиях духовной жизни. Например, на стадии бхаджана-крийи, когда человек встаёт на путь духовной жизни, как только он начинает практиковать. На этой стадии происходит частичное, или поверхностное очищение сердца от грязи. Часть грязи начинает уходить. Возникает соблазн: «Ну всё, я уже мантру по повторял годик, хватит, очистился, можно опять вернуться к старому, кармы уже нет». Кришна говорит: «Да, нет, ещё она осталась». И вот это поверхностное очищение, сравнивается с поджогом травы, сейчас вы знаете, во многих местах трава горит, но когда вы приедете к концу лета или к середине лета, вы удивитесь, что оказывается всё это, всё это место уже зеленым-зелено. Уже высокая трава.

00:37:00 Казалось бы уже всё сгорело, а опять всё выросло. Почему? Корни остались ещё. И на этой стадии начала духовной жизни происходит частичное поверхностное очищение сердца. Но ещё вот эти желания глубинные, они ещё в сердце остались, но хотя поверхностные вещи, они начинают постепенно уходить. Грубые вещи человека начинают менять постепенно. Нужно продолжать. На стадии твёрдой веры происходит массированное, уже очень интенсивное очищение сердца. На стадии ништхи происходит массированное очищение. То есть там уже прополка идёт даже вглубь. Там уже корни вырываются, прореживаются, выкидываются там, уже большая работа идёт глубинная, не только сверху. Это на стадии ништхи начинает происходить. На стадии бхавы, начала любви к Богу: грязь в сердце почти исчезает. На стадии бхавы – начала любви к Богу, грязь в сердце почти исчезает.

00:38:22 На стадии премы – чистой любви к Богу происходит полное очищение сердца. На стадии премы – чистой любви к Богу, происходит уже полное очищение сердца от грязи – на стадии премы. Но это ещё не предел. Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит: [диктует, повторяет по несколько раз]«Но абсолютное очищение, происходит, когда человек достигает абсолютное или бесследное очищение сердца – это происходит, когда человек входит в личное общение с Кришной в духовном мире». Абсолютное или бесследное уничтожение сердца, то есть очищение, уничтожение нартхи сердца происходит, именно на стадии личного общения с Кришной в духовной реальности. Возникает вопрос: «А в чём разница между полным очищением и абсолютным очищением?». Правильно? Похоже одно и то же. Полное очищение – всё полное, всё уже грязи нет. А тут говорится – абсолютное очищение. В чём разница?

00:39:56 Дело в том, что даже на стадии премы, как мы уже говорили, остаются ещё, остаётся ещё запах или ещё следы оскорбления вайшнавов. Вишванатх Чакраварти Тхакур приводит пример: «Если вам дают тарелку, на которой лежали овощи с большим количеством специй, например асафетида, асафетида пахнет ярко, вы помыли эту тарелку, там она уже чистая, но ещё какое-то время запах может сохраняться». Иногда в такие пластиковые коробка, знаете, открываете, она чистая, но ещё пахнет специями какими-то, правильно? И это то же самое происходит на этой стадии премы, сердце человека чисто, полное очищение произошло, но ещё запах, эти следы ещё оскорблений преданных настолько страшные, что они остаются даже на стадии премы. Только когда человек уходит уже в духовный мир, постоянные, личные отношения с Кришной, Сам Кришна убирает последние следы. Это очень серьёзные вещи. Это на каких различных стадиях сердце человека очищается и насколько? Чем скорее, чем более интенсивно мы практикуем, тем более интенсивно процесс очищения сердца будет происходить. Чем скорее мы будем меняться, прогрессировать.

00:41:26 Теперь мы разобрали различные этапы изменения сердца и как оно происходит. Теперь мы запишем несколько важнейших составляющих духовного пути. Это инструкции по йоге Патанджали в «Йога-сутрах». Кстати, Патанджали является частичным воплощением Господа Ананташеши. Это особый змей, на котором возлежит Господь Вишну. Он пришёл в этот мир, чтобы дать людям систему йоги. При этом, это не панацея, но для здоровья… Для очень редких душ, которые на этом пути. Но это так или иначе он описывает общие принципы. Так, мы тоже занимаемся йогой. И кстати, сам Патанджали говорит, что самый лучший способ достигнуть совершенства – это Ишвара-Пранидхана. Он говорит в «Йога-сутрах»: «Это поклонение Ишваре, Кришне». И он описывает три условия, чтобы человек быстро прогрессировал в практике йоги. А мы занимаемся бхакти-йогой. Это универсальные принципы, без которых человек ни в одной системе йоги не достигнет совершенства.

00:43:01 И первое важнейшее условие – это постоянство. Постоянство. Второе – благоговейное отношение к практике. И последнее – нужно практиковать долго. Нужно практиковать долго. Постоянство означает, что нужно, ну не бросать ядро. Обозначает постоянство. Нужно продолжать прилагать усилия. Иногда будут лёгкие времена, иногда будут тяжёлые времена – это нормально. Мы все проходим разные кризисы, разные проверки, испытания, но ядро не бросайте. Это очень важно. Нужно постоянно практиковать. Самый простой пример, когда вы приходите, например, в школу, где люди занимаются бальными танцами. И вы видите, там люди красиво кружатся в пируэтах, но когда вы попробуете танцевать, всё будет не в ритм, не в такт там. Понимаете да? И что делать?

00:44:44 Вы говорите: «Дураки, ненавижу» и уходите. И как вы будете поступать? Если вы хотите научиться, то тогда нужно, просто начать всё это делать. Да, какое-то время всё будет там не так, не в ритм, постепенно, постепенно пройдёт день, два, месяц, год. Постепенно начнёт всё получаться. Главное продолжать практиковать. А кому в этом мире легко? Так получается, что у меня уже постоянно этот махавок. Этот подходит: «К кому они сегодня ходят? Это правда». Нам всем непросто. Если мы, будем продолжать, мы всё когда-то начинали в первый раз не так ли? Этот говорит: «А я и не знаю, там а как? Получится, не получится?». Ну, если даже медведя можно научить на велосипеде ездить, то мы то люди, правильно? Ко всему человек может привыкнуть. Человек уже привыкает потом и тилаку ставить на 12 частей тела, если он захочет привыкнуть и там какие-то вещи делать, которые никогда не делал. Постепенно, если он хочет, все эти элементы, практики, постепенно будут вводиться в его жизнь. Вопрос желания.

00:46:01 Ну, не самый плохой случай у нас, не то, что у нас там полная амнезия, мы прям вообще всё забываем. Человек постепенно-постепенно ко всему привыкает. Вы когда-то первый раз брали в руки сотовый телефон, правильно? И вы думали: «Что это за коробочка такая? И чё там такое за функции?». Ничего, через пару месяцев уже привыкали, уже разбирались постепенно, да? Те, кто имеют компьютер, они когда-то первый раз там клацали по тем клавишам компьютера, совершенно не понимая, что же там такое и как на что нажать, чтобы что-то получить? Потом смотришь, смотришь постепенно и к этому человек привыкает, постепенно начинает разбираться. Вопрос желания и постоянной практики. Поэтому, если человек постоянно что-то начинает практиковать, то постепенно он разбирается во всех нюансах. Постепенно всё будет получаться, поэтому нужно практиковать. То есть не вешайте на себя ярлык, что «у меня это не получится, потому что это не получится никогда». Вы так не должны делать. Не давайте себе таких установок.

00:47:04 Всё нормально. Просто пробуйте там шаг за шагом, день за днём и всё постепенно, постепенно, постепенно, постепенно всё будет легче запоминаться. Если 150 раз что-то повторить, то уже в подкорку записывается, даже если памяти вообще нет. Просто моторная память включается. Просто повтори 150 раз и посмотришь результат, ночью будешь спать, тебе всё сниться всё это будет. Работает просто так. Вот таков механизм. Было бы просто делай, продолжай. Если будете практиковать, всё будет постепенно, но пройдёт время, начнёт получаться всё будет работать.

00:47:45 Следующее – благоговейное отношение к практике. Означает, что, ещё раз, в духовной жизни нет мелочей. В духовной жизни нет мелочей. Всё очень важно. Всё что говорят в писании – это важно, это не мелочи, это одна из внешних способов проявить нашу любовь к Кришне. Итак, постепенно, постепенно, мы можем какие-то элементы, всё это вводить в свою жизнь. И тогда тут, это не мелочи. Всё это очень важно. Другое благоговейное отношение к практике, благоговейное отношение к практике, мы говорили об этом. Дело в том, что, ой, извиняюсь, то есть нужно, нужно верней, нужно долго практиковать. Что значит долго практиковать? Бхактивинод Тхакур говорит: «Плоды бхакти садханы проявляются внешне через продолжительное время». Может быть это, ну открыть эти окошечки, а то тут уже душновато стало. На улице так прохладно. Вы полностью откройте, не вверх, а полностью. Уже оно время. А, то… нам нечем дышать. Смелей.

00:49:17 О! Чувствуете? Прана пошла сразу! И у нас возникает вопрос: «Я же какие усилия прилагаю, я что-то не вижу, что сильно меняюсь», «В принципе стараться могу особо не вижу сильно». Но, дело в том, что во-первых: нужно разобраться в принципе, что мы сами не будем замечать резких изменений в своём сердце, почему? Потому что мы каждый день наедине с самим собой. Если вы каждый день поливаете траву, будете видеть, как она очень быстро растёт? Или вы, прям вам бросается в глаза, как растут ваши дети, если вы каждый день с ними? Правильно? Ну, те кто их год не видит, например, или два года, или три года, он говорит: «Ах, надо же, там на голову вырос, там, напомнило». Правильно? И также, только люди со стороны, которые не видят нас какое-то время, они могут видеть, что мы меняемся. Пол года, год, видят, что мы уже другие люди. Подходят, такие говорят: «Ты уже другой человек стал». Много что поменялось.

00:50:30 Сами мы, так как у нас ежедневные есть усилия, мы наедине со своим сердцем, мы не будем явно так замечать. Другой момент, что процесс Сознания Кришны, меняет человека на всех плоскостях сразу. Даже физическое тело одухотворяется. Потому что вы едите прасад. Прасад меняет тело. Через 7 лет, ваше тело будет из одного прасада состоять. Даже на физическом плане меняется всё. Даже пот человека перестаёт пахнуть через семь лет. Меняются очень многие вещи. Перестройка. Даже я вот был сейчас у остеопатов. Эти люди, которые занимаются с мышцами, очень с тканями. Что второй остеопат, она просто потрогала это самое, там специалист у них позвонки вылечил, а у меня вставлял профессионал. Он говорит: «У вас тело не обычное». Она встала очень осторожно, она говорит: «Я вот кришнаитов трогаю, а это у всех вегетарианцев тело совершенно другое?». Потом говорит: «Ой, мне может тоже вегетарианкой стать?». [все смеются]. Почему? Другой тоже преданный, он остеопат, он помассировал преданного и стал преданным. [все смеются]. И он говорит: «Вообще совершенно другие тела, те же самые мышци, там, руки ноги, но совершенно по другому, физиология совершенно другая».

00:51:57 Тело даже перестраивается на физическом плане. Правильный образ жизни. Энергетика совершенно другая. То есть меняется физическое тело, тонкое, энергетическое тело процесс бхакти меняет. Тонкое тело совершенно другое. То есть меняется разум, ум, разные виды энергетических тел, душа меняется. И процесс Сознания Кришны меняет личность человека сразу на всех плоскостях одновременно. Поэтому нам не так сильно заметно это внешне. Сначала терпение. Процесс работает: там вся карма меняется, карма отмаливается, там целые возы там этой кармы с прошлых жизней, всё начинает сжигать, сжигаться. Ещё и тонкое, духовное тело постепенно формируется, там столько вещей одновременно происходит. Так как, всё это знаете, такой монолит, на всех плоскостях одновременно работа происходит такая. Если бы не то, что погрешность, там то тут, то тут, мы не всегда можем это внешне видеть, потому что у нас даже критерии очень ограниченные.

00:53:04 [Аудитория] Ну тогда можно… [неразборчиво]
[Сергей Тимченко] Достаточно направить вас, воздух появился. Закройте просто и всё.
[Аудитория] Духовность.
[Сергей Тимченко] Итак, всё. И все ваши усилия не проходят зря, хотя внешне может быть и не видно таких глобальных, резких изменений, если человек серьёзно практикует духовную жизнь, осознанно пытается практиковать. Пока делает всё, что в его силах, всё это подготавливает его сердце к определённому этапу, когда будут происходит качественные изменения очень сильные. Всё это накапливается, всё это работает. Вы все на верном пути. На определённом этапе, когда это накапливается будут качественные изменения. И все ваши усилия приближают этот этап. И нате там. Сейчас будете больше тех усилий, чем скорее всё это будет. И как бы Бхактивино Тхакур говорит, что, приводит пример – один, не нужно просто бросать, не нужно отчаиваться. Так [неразборчиво] так явно.

00:54:13 Как один человек рыл колодец и воды не было. Рыл, рыл, рыл, глубоко зарылся, воды нет, плюнул, потом вылез и ушёл. Путник проходил, споткнулся о ветку большую, кусок дерева, который лежал. Увидел колодец рядом взял эту ветку, кинул в этот колодец. Эта ветка воткнулась в землю, пробила на 5см. эту землю и пошла вода. Оказывается он, ему 5см. оставалось до воды, он бросил копать. Поэтому Бхактивонод Тхакур говорит: «Продолжайте копать». То есть мы приводили пример с колодцем, мы сняли определённые пласты, процесс работает? Работает. Снимай, продолжай дальше копать. Кришна говорит: «Молодец, приближает, не бросай лопату, мы ещё пласты снимем, ещё ближе». Ещё что-то осталось, но мы к цели приблизились, приблизились вниз, там всё меньше становится грязи, потом мы, если продолжаем, продолжаем, к нам приходит время, раз, а там уже всё, ничего нет, всё чисто уже.

00:55:27 Таков процесс работы над своим сердцем. Любая грязь, она на разных уровнях также в нашем сердце сидит. Просто нужно продолжать быть терпеливыми, это очень важное качество. Всё! Мы разобрали эти несколько очень важных условий. Мы теперь, сейчас мы на финишную черту встаём. Сейчас мы разбираем, встаём, [улыбается] на стадии ништхи.
Стадия ништхи.

00:55:58 Что нам? И что есть пять вещей, которых нужно достигнуть, нужно преодолеть, чтобы достигнуть стадии ништхи. Сейчас мы из запишем и разберём. Слово ништха само означает что? Устойчивость и постоянство. Устойчивость и постоянство. И мы сейчас запишем пять вещей, которые нужно преодолеть. Прежде чем мы запишем, я вам приведу цитату, которую приводит Вишванатх Чакраварти Тхакур. Он говорит: «Не смотря на ежедневное, на ежедневные попытки преданного, достичь постоянства в преданном служении, он не сможет сделать этого, до тех пор, пока у него сохраняется анархия». И он описывает пять вещей, которые нужно преодолеть и тогда ампишка придёт. Теперь мы знаем куда бить, что делать конкретно. И мы давайте запишем эти пять препятствий. Он говорит, которые нужно преодолеть для достижения стадии стабильного преданного служения.

00:57:32 Первое – лайа – этот круг к нам не имеет никакого отношения, это сон. Второе – рикшепа. Рикшепа - это склонность к беспокойствам, склонность к беспокойствам, склонность к беспокойствам. Третье – апратипати. Апратипати – это безразличие или отсутствие вкуса к духовному, безразличие или отсутствие вкуса, или можно назвать это ещё апатией. Апатия. Четвёртое – кошайа.
[Аудитория] Может быть поправим … [неразборчиво]?
[Сергей Тимченко] Кошайа – это греховные привычки, греховные привычки.

00:59:08 И пятая – расасвада. Расасвада – это вкус к материальным наслаждениям, вкус к материальным наслаждениям. Мы говорили, что признаком устойчивого преданного служения является отсутствие этих пяти недостатков. И сейчас мы поговорим об этом подробней. Лайа – это сонливость, лень или усталость. Они проявляются тремя способами – это сонливость в киртане, также в слушании или в памятовании. Но в киртане редко можно видеть, чтобы люди засыпали. Но это, когда, когда мы не участвуем, не очень хорошо, желательно всё таки участвовать. И, ну в слушании сонливость – это очень распространённое явление. Очень часто можно наблюдать, когда люди начинают соглашаться с лектором во время лекции, потом начинают поклоны ему предлагать, [все хихикают], со странными молитвами: «Хрррррр». Так обычные вещи. Я три раза в своей жизни видел как те, кто читал лекцию – заснули. [все смеются].

01:01:05 Скажем, анекдот есть: сажусь читать лекцию, просыпаюсь, смотрю, а все спят. [Все смеются]. Это уникальная вещь потому что, всё это обычно трансцендентная философия успокаивает преданных. Все стрессы уходят и вот спокойно становится. И люди начинают засыпать. Если вдруг мы слушаем и чувствуем, что сон накатывает, мы не можем сражаться с ним сидя. То, правильно будет просто вставать. Это можно видеть, как даже очень старшие преданные, только если вдруг, ну бывает иногда просто выключает. Ну вот не выспался. Но это нормальные вещи, мы все живые. То есть поэтому в данный момент надо просто вставать и слушать стоя. Например. Очень старшие вайшнавы даже Кришнананда Прабху в Москве это есть, очень старших преданных. Он, я помню, долгое время правильный мега-войс все лекции слушал возле колонны. Специально, чтобы не стоять, ну неактивный старик, он такой, что постоянно он постоянно засыпал, так если он садился. Поэтому специально вставал, чтобы слушать о Кришне.

01:02:17 [Неразборчиво] момент проявления искренности человека, поэтому, если вдруг тело засыпает, нужно вставать просто возле себя, отходить куда-то и можно у стены стоять, слушать. Не то, что кто-то нас будет трогать: «Не трогайте, я не сплю» и опять «Хрррр». [все смеются]. Не нужно проявлять наше эго потому что в любом случае со стороны это очень видно. Иллюзия состоит в том, что человек думает, что он не засыпает, но на самом деле со стороны очень видно, когда он там кивает, там и так далее, это очень со стороны смотрится. Ум так работает, что ты думаешь, что у тебя всё нормально. А со стороны это очень очевидно. Поэтому – это люди наши благожелатели, мы должны им быть благодарны, тут можно просто вставать и всё. По поводу джапы: когда мы засыпаем во время джапы, это обычные вещи. То есть, если вдруг мы себя поймали на том, что мы кивнули несколько раз – это означает, что мы не выспались, но это естественные вещи, мы устали. Нормально. Тогда надо просто вставать и ходить, нужно вставать и ходить.

01:03:25 Вместо того, чтобы там два часа прокивать и как, ну другой преданный да, он же читает джапу, просыпаюсь, смотрю, а все 16 кругов уже вычитаны. [все смеются]. Очень распространённая вещь тоже. И чтобы такого не было, потому что какой смысл? Нам что, наши амбиции важны? Строить из себя продвинутых преданных или нам нужно внимательное повторение святого имени? Что нам важно? Ну нормально, Сасват Кумар Госвами пишет в своей книге: «Я уже 35 лет читаю мантру стоя, хожу, ну что делать? Я сажусь, моё тело выключаться начинает». И нормально. Он написал удивительную книгу: «Игор-банджапа» и так далее. Он сражается за внимательное повторение, но что просто, чтобы тело не выключалось и просто и как там, то засыпает. Он просто берёт и ходит. Нормально. Я тоже джапу чаще всего читаю стоя, хожу просто. Беру там три-четыре метра – туда и назад хожу, это когда спать хочется, когда не высплюсь.

01:04:37 Что делать? Ну вот, главное, очень сильно помогает проветривать помещение. В душном помещении практически никаких шансов, что вы не будете засыпать. Очень тяжело не заснуть. Поэтому просто откройте форточку проветрите, обратите внимание, свежий воздух зашёл, сразу спать уже не так хочется. Это очень-очень помогает. Мы же берём практические советы. Некоторые люди пьют воду, тоже очень помогает, вообще вода полезна. Утром, как только зубы почистили и т.д., тоже очень помогает. Это те практические моменты, которые просто помогут победить эту сонливость. Следующее.

01:05:33 Викшепа – это склонность к беспокойствам. То есть это склонность переключаться на мирские темы во время совершения какого-то преданного служения. Мы занимаемся каким-то служением, мы переключаемся на какие-то мирские темы, потому что, при том, какие-то странные, неважные такие дела, они почему-то у нас на первый план встают и мы самую главную деятельность – служение Господу, наше личное отношение с Ним, вот отодвигаем на второй план, а те вещи, которые можно 150 раз решить после. Это не вопрос жизни и смерти, то есть мы почему-то на первый план ставим. Вот это поставим, это неправильно. Во-первых очень важно, когда мы повторяем мантру, стараться не отвлекаться на что-то другое по возможности. Конечно бывают иногда такие экстремальные дела, которые надо сделать, надо там позвонить, чтобы, если там будет пожар или там что-то срочное решить, это нормально.

01:06:40 Но в данный момент, когда мы вдруг нам нужно, если вдруг так случилось, нам деваться некуда, отвлечься на эти вещи и кто-нибудь нас, вдруг задал какой-то вопрос важный, тогда нужно просто зажать эту бусину, ответить на вопрос и продолжить повторять, не то, что знаете, вы там общаетесь ещё при этом повторяете: «Шнам шнам рерием или шнам-шнам-шнам-шнам-шнам-шнам-шнам рерие шнам-шнам». [Неразборчиво] как говорится всё утро звал какого-то Гришу. [все смеются]. «Харе Гриша Гриша Гриша Гриша Хари Хари». Ну поэтому получается так, что это и не джапа, но и также этот человек не получает достаточно внимания. То есть надо ответить, ну ответьте вы всё и продолжите свою джапу повторять, то есть, ну так что-ли? И вот эта склонность отвлекаться – это неправильно, и запомните – джапа за телевизором – это не джапа. Это не джапа. Такое иногда видел, но это не джапа.

01:07:53 Есть даже целая пародия, прямо ставились, и джапа – это пикирующие стремительно, когда он засыпает, он так: «Ооооххх…». Джапа следопыта – это когда он ходит по комнате и всё исследует, [все смеются] при этом даже разные названия и так далее. Джапа следопыта – это неправильная джапа. Просто, когда вы повторяете мантру, не нужно смотреть, что там в форточке делается в это время или там читать какие-то книги, или ещё что-то. Просто сосредоточиться на этом, заметьте, что прогресс будет тогда очень-очень интенсивный, очень сильный. Когда вы занимаетесь повторением Харе Кришна мантры, занимайтесь только этим. Ясно, да? То есть это, старайтесь, чтобы ваше внимание не отвлекалось. Конечно это битва, не всегда получается, но мы, нужно стараться по крайней мере за это. Тогда вы заметите, что гораздо быстрее будете меняться.

01:09:15 Следующее. Апратипати – это нежелание время от времени совершать, то есть это буквально это апатия, это нежелание время от времени совершать преданное служение, не смотря на отсутствие сонливости и склонности к беспокойству. Уловили себя на этом? Да? Ну казалось бы и спать не хочется, уже выспался и ум в принципе не такой беспокойный, не то, что он прямо там с ума сводит. Ну просто, ничего не хочется. Такая вот, просто ничего не хочется, такая знаете апатия, хочется, знаете, лечь на диван с таким вселенским взглядом смотреть в потолок. Уловили себя на чём-нибудь подобном? Просто ничего не хочется. Это называется апатия, мы все с этим будем сталкиваться. И это всё нужно преодолеть. Вся эта апатия в духовной жизни преодолевается, через дополнительные усилия – это говорят наши ачарьи.

01:10:27 Шрила Джива Госвами говорит: «Причина любого застоя в духовной жизни – это недостаток усилий». Запишите, это очень важный тезис. Причина любого застоя в духовной жизни – это недостаток усилий. Мы все периодически будем ловить себя на том, что мы раз, опять зависли. Немножко раз-раз – чувствуем: «И опять такой застой у меня в духовной жизни. Опять где-то я завис». Такое будет периодически происходить. И как только вы, если вы хотите, им нужно, хотя бы на уровне разума пытаться всё преодолевать. Всё это преодолевается за счёт дополнительных усилий. Приложите дополнительные усилия и все ситуации будут меняться. А кому в этом мире легко? Ну нам всем тяжело. Это нормально. Зависли, раз там попинали себя под зад там, ещё что-то, дополнительные усилия. Ну какие усилия могу приложить? Срок дайте, в принципе раз-раз, начинаем разворачиваться, оно начинает меняться. Выше.

01:11:36 И вот эта апатия продлевается за счёт дополнительных усилий. Потом, когда вкус начинает приходить, хотя его не было, сначала с чувства долга делаете, потом первый раз делаете всё, всё продлевается. Не так сложно, просто должно быть на уровне разума, толкни себя. Кашайи – следующее – это греховные привычки. Что это значит? Это внутренняя тенденция человека впадать в гнев, испытывать жадность или гордость. То есть иногда можно наблюдать, что человек может очень приятно и дружелюбно общаться с другими. И куда бы он не пошёл, он доброжелателен к каждому, вежлив, но иногда вдруг он может разгневаться на кого-нибудь или вести себя с раздражением, или же придёт с предубеждением. И вот эта склонность – внезапно поддаваться гневу, злиться или завидовать кому-то называется кашайа. Всё это симптом того, что ещё ништха пока не пришла. Нужно продолжать эти усилия, продолжать как бы стараться этим всем практиковать процесс преданного служения, то есть вот преодолеть всё. Всё нормально, если всё уйдёт.

01:12:56 И последнее – это расасвада – это или вкус к материальным наслаждениям. То есть это неспособность сосредоточиться на киртане или другом преданном служении, при появлении возможности материально-чувственных удовольствий, то есть человек стремится испытывать определённый вкус, но вкус не духовен, а вкус материальный. И это уже очень высокая стадия, что такой человек не устаёт даже во время своей духовной практики. Его ум уже даже практически не отвлекается. Но в его сердце ещё осталось некоторая склонность к наслаждению материальными объектами. И, когда приходят такие мысли, то порой он не обращает на них внимания, но вдруг в определённый момент, его ум как бы переключается на всё это, сосредотачивается на этих грязных мыслях, то есть он не гонит их прочь. Всё это показатель того, что у него ещё остался вкус и размышления о материальном существовании. Это показатель того, что ещё не пришла ништха, то грязь нужно называть грязью, просто эту грязь нужно гнать из своего ума от своего сердца.

01:14:24 У Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура спросили: «А почему ваши некоторые ученики, смотрите, они живут в Матхе даже, занимаются практикой, долгие годы? Почему они до сих пор ещё не обрели любовь к Богу, ведь они всему следуют?». Бхактисиддханта Сарасвати сказал: «Это всё из-за червей», те сказали: «Что за черви? При чём здесь черви?», «Дело в том, что они сохраняют в своём уме этих червей, размышления о низменных вещах, они их не гонят со своего ума и они поедают результаты их бхакти». То есть они ослабляют их духовную жизнь. Поэтому этих червей нужно придавить. Дихлофосом обпшикать. [смеётся]. Вот такой дезодорант, такой знаете, там называется дихлофос. Попшикать. [смеётся]. Нам нужно также с этим сражаться для духовного прогресса, вы там [неразборчиво] принципами. Спасибо большое, вы все уже достигли стадии ништхи. В двух говорим то о чём мы говорили сегодня.

01:15:56 Мы говорили о том, что параллельная миссия с духовной практикой начинается процесс очищения сердца. Называется этот процесс анартха-нивритти – очищение сердца от всего неблагоприятного. Оно будет занимать продолжительное время, но нам нужно знать с чем сражаться, мы все будем с этим сражаемся. Эта грязь в результате прошлых грехов, грязь в результате наших, просто возникшая в результате благочестивых поступков. Мы говорили, что вайшнавы занимаются благотворительностью, только как преданное служение Кришне. Мирское благочестие приводит к тому, что он хочет получить последствия и это всё порождает желание, желание обрести счастье в материальном мире, как самоцель. Бухти и мухти – что не освобождение, то продлевает его страдания, продлевает его срок в материальном существовании, то есть для того, чтобы освободиться, он камеру с кондиционером покупает. Это важно.

01:17:19 Дальше, мы говорили также, что, чтобы очистить своё сердце от грязи, нужно наши собственные усилия и милость Самого Кришны. Мы говорили об этом, помните? Но условие важнейшее для духовного прогресса – наши собственные усилия и милость Кришны. И наши усилия показывают Кришне, что мы искренни, что мы хотим быть, нам нужно как-то прилагать усилия все. И одновременно молиться Кришне о помощи. Кришна, там нужно стараться поступать правильно, просто стараться и молиться одновременно Кришне о помощи, понимая, что без милости Кришны мы не сможем очиститься, потому что источник чистоты – это Кришна. Две вещи нужно делать одновременно: стараться поступать правильно и молиться Кришне о помощи. Мы говорили, что любой недостаток можно отмолить, любой недостаток. Кришна и не таких спасал. Вопрос только в том, сколько мы об этом полились. Мы приводили пример резца, который о гранит, проводим, царапина остаётся после каждой вашей молитвы, просто продолжайте резцом двигать, продолжайте молить об этом. Придёт время и всё неблагоприятное отпадёт.

01:18:47 Просто не бросайте этих вещей. Выберите то что вам мешает и как часть вашей ежедневной практики – молиться, то молить святого имени о том, чтобы грязь ушла, ради обретения любви к Кришне и также молитесь просто изображению Кришны, молитесь просто и также совершайте экадаши также, можете посвящать их очищению сердца от определённых недостатков, ради обретения любви к Кришне. Мы также говорили о том, что если мы просто пытаемся очистить своё сердце, как самоцель, то это может породить гордыню. Мы очищаем своё сердце ради обретения любви к Кришне, нужно всегда добавлять: «Кришна очисти моё сердце ради обретения любви к Тебе». И всё это уже часть бхакти. Это всё – чистое преданное служение. Иначе – это просто как самоцель породит гордыню.

01:19:53 Дальше – грязь в сердце в результате оскорблений. Апарадха – это преступление против Шримати Радхарани. Существуют разные виды оскорблений: оскорбления святого имени, оскорбление в процессе поклонения, оскорбление вайшнавов, оскорбление других живых существ, но всё это нужно узнать. Это всё есть, для нас это – возьмите, потратьте на это время – пол дня, день, два, прочитайте про это всё. И вы, тот, кто осведомлён, он как бы защищён. Иначе все эти оскорбления, они будут откатывать нас назад и разрушать нашу веру. И Шрила Прабхупада говорит: «Ямуништха наша любовь и преданность будет проявляться в том, что всё мы делаем, мы делаем очень тщательно, в духовной жизни нет мелочей». Нам нужно постепенно узнавать и постепенно что-то вводить в свою жизнь. Всё постепенно можно. Всему можно научиться постепенно, то что нужно быть как на открытом. И следующее – грязь в сердце в результате неблагоприятных, в результате неправильного исполнения преданного служения.

01:21:16 Это всякие сорняки, которые нужно обрезать: а сами и слава, подсчёт его деятельности и т.д. Следующее: грязь уничтожается на разных стадиях и мы перечислили также, чтобы достигнуть совершенства в йоге, а мы занимаемся бхакти-йогой, нужно постоянство, то есть нужно не бросать ведро, продолжать черпать, не отчаиваться. Мы говорили, что также нужно благоговейное отношение к практике, ещё раз – что в духовной жизни нет мелочей. Всё это защищает нас, всё это, предписания священных писаний – это внешнее проявление нашей любви к Богу, это увеличивает любовь и нужно долго практиковать, набраться терпения, потому что всё работает, просто качественные изменения будут через какое-то время, то есть всё это накапливается в нашем сердце. Изменения не происходят на всех плоскостях одновременно. Просто мы не всегда материально видим, можем увидеть все эти глобальные изменения, которые происходят на всех как бы, как бы на всех грянях, на всех ступенях и на всех плоскостях нашего сердца. На разных уровнях.

01:22:45 И пять вещей, которые нам нужно преодолеть: сонливость в джапе, слушании и памятовании. Мы разобрали, какие вещи могут нам помочь, склонность к беспокойству, когда мы повторяем святое имя, нам нужно повторять святое имя, а не заниматься чем-то другим в это время возможности, если кто-то вас там отвлекает, ответим на эти вопросы, потом продолжите повторять святое имя, но не одновременно это делайте. Не нужно одновременно повторять святое имя и с кем-то общаться или одновременно там куда-то там изучать там что-то, там или пропалываете огород одной рукой, а другой там – это, трясти мешочком с чётками что-то. Делайте что-то одно. И также апатия преодолевается дополнительными усилиями.

01:23:46 Если апатия такая – ничего не хочется, просто приложите дополнительные усилия, всё изменится на уровне разума. Кошай – это греховные привычки, то есть надо продолжать как бы следовать за этим моментом до, как бы, сражаться с этим всем, это постепенно всё изменится. И вкус к материальным наслаждениям: нужно гнать такие мысли. Я считаю, что это нормально, постепенно давить червяков этих, пшик дихлофосом просто, [смеётся]. Всё, всё, всё, всё. Спасибо, спасибо вам большое за ваше терпение, внимание! У вас вопрос?
[Аудитория] [Неразборчиво]
[Сергей Тимченко] Один? Последний вопрос, чтобы потом научили отвечать на них.

01:24:34 [Аудитория] Скажите, а вот вы привели пример, что можно вставать во время лекции, да и не засыпаешь? А как же насчёт знания? Они же нисходящие, то, если ты находишься выше, скажем так, уровня человека, да, который даёт лекцию, получается, что? Ну как пример.
[Сергей Тимченко] Сидеть нельзя выше.
[Аудитория] То есть стоять выше можно?
[Сергей Тимченко] Да, вы стоите выше, просто есть деятельность в обычных обстоятельствах и есть деятельность в экстремальных ситуациях. В экстремальных ситуациях там другие нюансы не стоит включать. У вас тут экстремальная ситуация. То есть вы встаёте не потому что вы неуважительно к лектору относитесь, а вы встаёте потому, что будет ещё больше неуважения, когда вы будете там на полу лежать с…, там и касаться носом пола, засыпаем.

01:25:30 Поэтому это в экстремальных ситуациях. Как, например, те у кого ноги больные, к примеру, они могут сидеть в [неразборчиво]? Это экстремальная ситуация? Это никак не сказывается на их бхакти, как и не является частью неуважения к лектору. Почему? Ну экстремальная ситуация: ноги больные. Понимаете да? Спасибо большое за ваше внимание, за ваше терпение, за возможность вам служить. Например, удивительная милость Шри Шри Радхи Говинды, Шри Гаурнитай. Спасибо большое, за то, что вы служите божествам, здесь самые фантастические божества, [неразборчиво], вам очень-очень повезло. Я нигде не видел таких прекрасных божеств. Вот здесь они очень-очень красивые. Действительно удивительное место паломничества, здесь у вас Вриндавана Дхама.

01:26:30 Если у вас есть возможность получать эту удивительную милость, служа божествам – это уникальная возможность очень быстро духовно у вас прогрессировать. У вас тут, я попал во Вриндаван снова. Спасибо вам огромное! Спасибо за возможность служить, это удивительная милость Радхи Говинды для меня, служить самому Гаурнитай, Шриле Прабхупаде! Спасибо!
[Аудитория] Спасибо вам! [Аплодисменты зала]
[Сергей Тимченко] Шри Янтра кий!
[Аудитория] Джай!
[Сергей Тимченко] Шри Шри Пантра кий!
[Аудитория] Джай!
[Сергей Тимченко] Шри Радха Говинда кий!
[Аудитория] Джай!
[Сергей Тимченко] Шри Гаурнитай кий!
[Аудитория] Джай!
[Сергей Тимченко] Спасибо большое! Харе Кришна! Если вы…

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 12 June 2018