лекция третья
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [Аудитория] [Все вместе поют песню-мантру] [прославление святых имён].
00:03:46 [Аудитория] [Читают махамантру Харе Кришна].
00:04:20 [Сергей Тимченко] Спасибо большое за то, что вы пришли. С вашего разрешения мы повторим тот материал, который мы изучали, пойдём дальше. У нас есть ручки и листы бумаги? На столе, по-моему, есть.
[Аудитория] Есть, есть, ручки?
[Сергей Тимченко] Вы можете раздать тем, у кого нет ручек?
[Аудитория] У кого нету ручки?
[Сергей Тимченко] Можно. Все у кого есть запасные ручки, поделитесь с ближними. У кого две запасные ручки, поделитесь, вам воздастся. И раздайте по аудитории тоже. Можно сразу по два листа раздавать, по два раздавайте.
00:05:04 Ещё ручки есть? Ещё одна ручка есть? Если у кого-то есть ручки запасные, поделитесь с ближним. [Разговоры в аудитории, подготовка к лекции]. Мы тогда начнём с повторения материала, который мы проходили вчера. Вчера мы вместе разобрали определение садханы. Что собственно является садханой и что на самом деле не является. Сюда ещё, то есть я попробую ещё развить. Кому ещё нужно? Ну, тогда начинаем. Слово садхана происходит от слова сиддх. Сиддх – означает «идти» и также можно разобрать, как са-дхана – са – означает «вместе», а дхана – означает «богатство». Или сад – идите на с поднош, или «путь к вечности», то есть шаги в сторону вечного богатства.
00:07:06 Мы записали определение садханы, которое даётся в священном писании. Иными словами – что, собственно, представляет из себя духовный путь? В этом определении содержится понимание, что определение духовного пути – всё остальное – это не духовный путь. Собственно, мы сейчас ответим на вопрос, почему люди годами не прогрессируют. Это вопрос – а следуют ли они духовному пути собственно? Садхана – это осознанное вовлечение своих чувств, в служении Господу, для достижения бхавы-бхакти. Садхана – это осознанное вовлечение своих чувств, в служении Господу, для достижения бхавы-бхакти. [Хором говорят] Это садхана.
00:08:09 Мы должны осознанно вовлечь свои чувства и самое главное из всех чувств это что? Ум наш ум. Нам нужно вовлечь свой ум в служении Господу. Как мы говорили, что Кришна говорит: «Важно не что ты делаешь внешне, своим физическим телом, а важно о чём ты думаешь в этот момент». Именно наш ум определяет, является ли это служением Господу или служением Господу не является? Неверный слуга внешне служит царю, но его ум занят только эгоистическими мыслями, мыслями о себе, о зарплате. Кришна говорит: «Мне такого служения не нужно, по крайней мере, оно Меня не удовлетворяет». Важно не просто делать что-то внешне, физически для Господа, важно ещё думать о том, чтобы Богу было это приятно, думать о Его удовлетворении. Занимать так или иначе свой ум мыслями об удовлетворении Господа.
00:09:15 Или же, ну скажем, ещё один важный секрет – мы можем также что-то делать для удовлетворения слуг, слуг, слуг Бога. Если ум никак на Боге не сосредотачивается, думать о том, чтобы сделать общество вайшнавов счастливым. Это тоже способ удовлетворить Кришну. Так или иначе садхана состоит из того, что мы занимаем свои чувства, особенно ум в служении Господу. То есть духовный путь – это когда мы занимаем свои чувства и ум в служении Господу. Но в этом стихе говорится, что конечная цель садханы – это обретение любви к Богу или бхавы. Иными словами – только тогда деятельность превращается в садхану, если мы её исполняем ради обретения любви к Богу. То есть любая деятельность превращается в духовный путь только тогда, когда у нас чётко поставлена цель: что «Я это готовлю ради обретения любви к Богу, я это делаю, ради обретения любви к Богу», «Я повторяю мантру, ради обретения любви к Богу», «Я встаю рано с утра, ради обретения любви к Богу», совершаете аскезы ради обретения любви к Богу, общаетесь с преданными, ради обретения любви к Богу. Тогда всё это садхана.
00:10:43 Если нет чётко поставленной цели, то это уже не садхана, в соответствии с этим определением Шрилы Рупы Госвами, это уже не духовный путь. Это может быть околодуховный путь, где-то там. Близко духовный путь, но это не духовный путь. И разумеется, только тогда, когда цель поставлена, только тогда эта цель достижима. Если цель чётко не поставлена, то человек делает то, не знаю что, ради того, не знаю чего и в конце он получает то, не знаю что. Важно. Если дети шалят, можно их наверх отправить там есть комната, они могут там гулять. Мы также говорили, что любовь к Богу уже есть в нашем сердце и любовь – это вечное качество души – любить Кришну. И в процессе духовной практики эта любовь всего лишь пробуждается. Смысл духовной практики – это очищение нашего сердца, чтобы пробудить эту вечную любовь, которая уже есть в нашем сердце.
00:12:04 И также мы давали определение бхавы. Бхава – это особое состояние сознания. Почему мы можем знать, что такое бхава? Потому что цель садханы – достижение бхавы. Бхава – это особое состояние сознания человека, когда две энергии духовных энергий: самвит и хладини – это энергия знания и энергия блаженства, эти две энергии собственно представляют энергию любви к Богу. Энергии бхакти, бхакти-шакти. Это особое состояние сознания, когда эти две энергии входят в сердце человека. На стадии бхавы это происходит. И эта энергия, то есть эта бхакти-шакти – энергия любви к Богу, может проявиться или войти в сердце только той личности, которая находится на стадии трансцендентного существования. На стадии сандхини, на стадии вечного бытия или как бы духовного сознания. Это наша цель. Наша цель – настолько очистить наше сознание, чтобы эта энергия бхакти смогла туда войти. В максимальной степени проявиться. Поэтому цель духовного пути. Понятно? Сейчас мы шлифуем, очищаем своё сердце.
00:13:30 Также мы говорили о том, что бхава-бхакти очень тяжело обретается. Об этом говорит Шрила Рупа Госвами. По двум причинам. Первая причина состоит в том, что человек должен последовательно достигнуть, дойти до стадии привязанности к Богу. Достигнуть стадии Сат. Второе, вторая причина, почему так тяжело достигнуть этой стадии бхавы, стадии начала любви к Богу, что Сам Кришна так просто её не даёт. Почему? Потому что, если у человека есть бхава, Кришна становится собственностью такой личности. Одно из качеств Бога состоит в том, что Бог полностью подчиняется любви. То есть Сам много раз проверит живое существо прежде чем ему дать Самого Себя. А что ты будешь со Мной делать? Как ты будешь себя вести? И наш смысл духовной жизни – это подготовить наше сердце. И чтобы обрести бхаву, нам нужна милость. Для нас шансом обрести эту любовь к Богу является милость Шрилы Прабхупады и милость Чайтаньи Нитьянанды.
00:15:02 Шрила Прабхупада говорит: «Если вы схватитесь за край моей одежды, я верну вас в духовный мир». Что значит схватиться за край одежды Шрилы Прабхупады? Это означает – всецело отдать себя процессу очищения сердца. Это означает – схватиться за край одежды Шрилы Прабхупады. И, если человек отдаёт всецело себя процессу очищения сердца, старается со всех своих сил следовать наставлениям Шрилы Прабхупады. Тут даже если вдруг так случится, что ему придётся раньше оставлять тело, он ещё не дошёл до конца, но если он всецело себя посвятил процессу очищения, нас вытащат из этого мира. Прабхупада и Кришна так устроят, что за оставшиеся считанные минуты и часы он сможет пройти оставшийся этап. При одном условии: если мы действительно искренне делаем всё, что в наших силах. Если мы до этого этим занимались, тогда нас вытащат. Мы говорили, приводя цитату Бхактисиддханта Сарасвати, он говорил: «Потерпите, бывают сложности в духовной жизни, но дотерпите, не так много в Кали-югу живут слава Богу, главное баджан не прекращайте».
00:16:27 Не бросайте духовную практику, как бы тяжело ни было, тогда вы получите всю милость. Дотерпите. Поэтому, какие это же не вечно терпеть? Сколько там? 20-30 лет там, некоторые 10, у некоторых парочка осталась. Поэтому мы можем постараться. И также мы заканчиваем на том, что существует два вида практики, два вида садханы, два вида духовного пути. Итак, регулируемая практика преданного служения – эта практика называется вайдхи. Вайдхи – производная от слова «правила и регуляции» видхи. Записали? И также это первый этап – практика регулируемая. Второй вид практики – практика спонтанная, практика спонтанного преданного служения – она называется рагануга, рагануга-садхана. Существуют разные мотивы для этих двух видов садханы.
00:17:51 Для стадии регулируемого преданного служения основным мотивом является чувство долга, указания священных писаний и гуру, и страх – это основной мотив для стадии регулируемого преданного служения. Чувство долга, слова священных писаний, указания священных писаний и также страх, страх забыть Кришну – это правильный страх. Он нас защищает. И на уровне спонтанного преданного служения – основным мотивом для его выполнения является чувство вкуса или кус. Мы все в большинстве своём находимся на стадии регулируемого преданного служения. Стадия спонтанного преданного служения – это очень-очень возвышенная стадия и мы закончили вчера на том, что основным условием для духовного прогресса в нашем случае является чувство долга. И как говорит Шрила Рупа Госвами – принцип разума.
00:19:14 Разум значит – чувствую я что-то или не чувствую, хочется мне что-то или не хочется, есть у меня энтузиазм или его нету, я знаю как правильно, я решил для себя и буду действовать, как правильно, а не так как хочется. Это то, на чём мы остановились вчера. Это нормально, что чаще всего у нас требуют каких-то больших чувств, там эмоций и т.д. Всё это придёт, только на очень возвышенных стадиях. Основным стимулом для повторения мантры, для того, чтобы мы ходили в храм, является просто понимание на уровне разума, что это правильно, так надо делать, так говорят священные писания, в этом смысл человеческой жизни – на уровне разума мы принимаем решение и просто питаем свой материальный ум, свои чувства и идём, которые чаще всего являясь проводниками иллюзии, будут нас вдохновлять заниматься всякой ерундой. Вместо того, чтобы смотреть телевизор, какую-то Санта-барбару мы идём и слушаем лекции по священным писаниям или вместо того, чтобы просто напрасно тратить своё время мы участвуем в киртане, и занимаем каким-то служением.
00:20:40 И мы на уровне разума принимаем такие решения и когда мы такие решения принимаем, мы совершаем огромный духовный прогресс. То есть, это вполне есть, это научный метод, вплоть до самых больших высот в духовной жизни. Основным стимулом нашего духовного прогресса будет просто чувство долга. Запомните – это нормально, это не просто нормально, в этом путь научный. Все наши духовные учителя шли именно таким путём, все великие святые и все другие личности, которые тысячи-тысячи лет проходили этот путь и достигали совершенства, они шли именно вот этим путём. Нормально, да? Мы остановились на этом и мы сейчас идём дальше. Мы разобрали два вида садханы, а теперь давайте запишем, то есть мы поняли наше положение, чем мы будем руководствоваться в основном. И вплоть до очень возвышенных стадий, при этом сердце наше будет очищаться. И в этот момент, когда мы это делаем, и постепенно мы дорастём до всего остального.
00:22:07 Теперь давайте запишем цель садханы. Цель, когда цель поставлена – она достижима, мы говорили. Цель садханы – приводится в Падма-пуране, Падма-пурана. Я зачитаю сначала санскрит, после этого мы запишем перевод.
[смартавйах сататам вишнур
висмартавйо на джашучит
сарва-видхи-нишедхах сйур
этайор эва кинкарах]
Запишите. Цель садханы – всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нём. Цель садханы – всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нём. Все правила и предписания, все правила и предписания, упомянутые в писаниях, все правила и предписания, упомянутые в писаниях являются слугами этих двух принципов. Все правила и предписания, упомянутые в писаниях, являются слугами этих двух принципов.
00:23:38 Ещё раз, снова текст – «Цель садханы – всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нём. Все правила и предписания священных писаний, все правила и предписания, упомянутые в писаниях, являются слугами этих двух принципов». То есть, цель всех предписаний, которые упомянуты, чтобы мы всегда помнили о Кришне и никогда о Нём не забывали. Цель всего того, что мы исследуем. Это конечная цель. И когда вас кто-то спрашивает: «А чего вам в вашей религии можно, и чего вам нельзя?», вы можете смело говорить: «Нам всегда можно помнить о Кришне и никогда за него не забывать». Всё очень просто. Вдруг это в точку попали? И [йана тена пракарена] – другое определение – [манах кршну нуишаитах]. Йана тена – означает «цель садханы – так или иначе занять ум Кришной», йана тена пракарена – так или иначе, займи свой ум Кришной. Йана тена пракарена маннах кршну нуишаитах – так или иначе займи свой ум Кришной.
00:25:03 И это то, что говорят священные писания – это цель, поэтому, если мы к этой цели не приближаемся или как бы её не практикуем, то суть материализма. Мы вчера записали определение фанатизма, даваемого в Ведах, описываемого в Ведах. Фанатизм – это двойное приложение усилий, при полном забвении цели этих усилий. Фанатизм – это двойное приложение усилий, при полном забвении целей этих усилий. Стоит нам забыть, что цель любой нашей деятельности – это всегда помнить о Кришне и никогда Его не забывать, мы превращаемся просто в фанатиков. Цель теряете. Бегаем, что-то строим, гвозди заколачиваем… Что-то делаем, но цель потеряли. Мы не помним при этом о Кришне и наша цель – не обретение любви к Кришне, то есть вся деятельность просто поверхностной становится. Поэтому это будет часто происходить, как только мы себя на этом поймали, это будет много раз на дню даже происходить – нормально. Что нужно делать? Нужно снова себе напомнить: «Так, стоп, прицел сбился, ставим его на место», напоминаем, что «я должен думать о Кришне», никогда его не забывать, делать всё ради обретения любви к Богу.
00:26:37 И собственно ежедневно, часть, неотъемлемая часть нашей ежедневной практики – это постоянно себе этот прицел на место ставить, много раз на дню. Можете большими буквами даже написать на листке бумаги, что «моя цель всегда думать о Кришне и никогда Его не забывать» и повесить на кровать. Написать: «А ты помнишь о Кришне?» и сделать такое, знаете, сфотографировать себя с таким пальцем, и здесь написать. И в этом цель. Мы должны снова и снова себе напоминать об этом постоянно и все эти нюансы духовной практики созданы только для того, чтобы мы постоянно себе об этом напоминали, потому что мы забывчивые живые существа, у нас есть тенденция постоянно всё это забывать, много раз на дню и чем чаще мы вспоминаем, тем скорее мы будем прогрессировать. Хорошо.
00:27:46 Бхактивинода Тхакур говорит, запишите, у нас есть, запишем некоторые нюансы искренности. Бхактивинод Тхакур говорит: «Настоящий садхака», садхака – это тот, кто практикует духовный путь, «Настоящий садхака, настоящий садхака не должен считать себя вайшнавом, настоящий садхака не должен считать себя вайшнавом, настоящий садхака не должен считать себя вайшнавом, если в течение суток, если в течении суток, если в течении суток существует хотя бы одно мгновение, когда он забывает Кришну». Настоящий садхака не должен считать себя вайшнавом, если в течение суток существует хотя бы одно мгновение, когда он забывает Кришну. У нас немножко другая проблема, мы в редкие мгновения Его вспоминаем. И сначала мы должны сражаться, прилагать максимум усилий, чтобы этих мгновений было как можно больше, постепенно это количество мгновений будет расти, расти, расти, расти, расти.
00:29:19 Мы должны стремиться к той цели, чтобы были редкими мгновения, когда мы Его забываем. Не успокаивайтесь до тех пор, в своих усилиях, пока существует хотя бы одно мгновение, когда вы забываете. И сколько времени суток занимает садхана? Я хочу вам задать этот вопрос. 24-25 часов. [все смеются]. Потому что там вечное – настоящее. Поэтому мало 24 часа, чтобы служить Кришне. Хорошо. Запишите, Кришна об этом говорит, есть стихи в Бхагавад Гите, где Кришна снова и снова говорит: «Всегда помни обо Мне», и это 10.9, 10.10 Бхагавад Гиты. 10 глава, 9 текст, 10 глава, 10 текст.
[Аудитория] 10 глава?
[Сергей Тимченко] Да, (10.9; 10.10; 9.14; 18.57) – это стихи, в которых Кришна снова и снова говорит: «Всегда постоянно, круглые сутки думай обо Мне».
00:30:49 Мы сейчас запишем удивительный стих, который собственно описывает, как нам нужно действовать. Как все, как и отречённые люди и домохозяева в целом должны практиковать свою садхану. Это 8 глава, 7 стих Бхагавад Гиты, (8.7). Вы удивитесь, насколько Кришна, удивительным образом описывает суть духовной жизни для нас:
«[tasmāt sarveṣu kāleṣu
mām anusmara yudhya ca
mayy arpita-mano-buddhir
mām evaiṣyasy asaṁśayaḥ]»
00:31:30 Запишите, что говорит Кришна. Кришна говорит, подводя итог всему тому, что мы говорили до этого: «Поэтому, о Арджуна, ты должен всегда думать обо Мне в образе Кришны, и в то же время сражаться, исполняя свой долг, посвящая Мне все свои действия» - Кришна говорит – «посвящая Мне все свои действия и держа ум и разум, сосредоточенными на Мне, ты непременно достигнешь Моей обители». Ещё раз весь текст: «Поэтому о Арджуна, ты должен всегда думать обо Мне в образе Кришны, и в то же время сражаться, исполняя свой долг, посвящая Мне все свои действия и держа ум и разум, сосредоточенными на Мне, ты непременно достигнешь моей обители» - это то, что говорит Кришна.
00:34:14 Я думаю, что с ребёнком можно подняться на второй этаж, там и слышно и одновременно никого не беспокоит. Мы записали цель, как бы садханы – всегда думать о Господе и никогда о Нём не забывать и так построить свою деятельность, чтобы всё, что мы делаем, делать, как подношение Кришне, как служение Ему. И сейчас я хотел сказать ещё очень важный момент, прежде чем мы дальше, пойдём дальше. Нам нужно очень чётко понять, почему в духовной жизни бывают кризисы. Дело в том, что вся духовная жизнь – не что иное, как рост веры человека в Бога. Мы чуть позже будем записывать разбирать определённые этапы роста веры человека. Иногда у людей возникает естественный вопрос – «Почему у меня кризис в духовной жизни? Почему не было бы так, чтобы я раз в жизни принял решение, что конечная цель моего существования, конечная цель моей жизни – обретение любви к Богу? Поставил перед собой такую цель и шёл прямо к Кришне, не сворачивая никуда. А я ставлю такую цель, прохожу несколько шагов и потом у меня начинаются какие-то сомнения, беспокойства, какие-то кризисы, сложности, опять я забываю, кто я, что я, зачем я? Почему?».
00:36:02 [Аудитория] Кризис это Кришна, что он там по-особому чувствует?
[Сергей Тимченко] Да. Кризис с древнекитайского переводится, как «возможность что-то улучшить». Кризис с древнекитайского переводится, как «возможность что-то улучшить». Проблема состоит только в одном: что по своей природе мы лентяи. Приняв что-то на веру, через какое-то время мы перестаём прилагать усилия, мы просто пользуемся это верой, как инструментом, просто используем уже в своих каких-то интересах. Не задумываемся, что за всем этим стоит. Например мы не знаем, провалится здесь пол или нет? Попрыгали и не провалился. Дальше вы принимаете просто внутри определённую концепцию, вы просто начинаете ходить по этому полу, используете его и всё. Но что? Как, почему? Почему вы приняли такое решение вы уже не задумываетесь над этим. Вера по своей природе слепа. Принимая что-то на веру, через какое-то время мы просто перестаём задумываться, что за всем этим стоит. И Кришна не хочет, чтобы люди жили как роботы, чтобы они жили неосознанно, неосмысленно.
00:37:27 Принцип таков, чтобы стать на новый уровень веры нужно всегда подвергнуть сомнению старую веру. Вы не сможете подняться на новую ступеньку, нет как бы, не сойдя с как бы, по настоящему стать на новую ступень вы не сможете, не оторвавшись от предыдущей. Это то, что происходит. И кризис всегда – это очень болезненное состояние. Человек не может жить без веры. И как только мы зависаем в открытом космосе, вся наша жизнь снова становится неосознанной и неосмысленной. Господь, чтобы помочь нам сделать нас ближе к себе, устраивает так, что у нас происходит определённый кризис. Плохой какой-то человек начинает нас грузить. Предал нашу веру, мы же русские, это всё не наше, и там приводятся какие-то аргументы и после этого, после этого вы ходите и думаете: «Так предал или не предал?» [все смеются]. Это то, что происходит.
00:38:46 Или просто может в уме возникнуть определённый кризис. Какая-то грязь может всплыть, можно где-то нахвататься. Или просто кто-то пройдёт по улице походочкой, какой-нибудь лодочкой и моргнёт там глазом? И вы подумаете: «А что же мне делать? Кришне служить или там…, или просто бежать удовлетворять свои чувства, что же мне делать?». Эти внутренние сомнения и кризисы возникают постоянно и будут на это намекать. Каждый раз, когда возникают такие кризисы, человек принимает внутри себя решение – в какую сторону ему делать шаги свои? Что же я делаю? Какой смысл моего бытия? Оказывается, он давным-давно забыл: «Кришна – Бог или не Бог? Смысл? Зачем я живу?». Кризис такой. И оценка системы ценностей начинается. Это уникальная возможность стать на новую ступень, обычно она болезненна эта ситуация.
00:40:05 У нас с под ног выбивается табуретка и мы пытаемся за воздух хвататься руками. Ситуация простая: приятно иметь приятное. И очень часто, во время таких кризисов, мы видим очень сильное несоответствие между собой и идеалом. Мы видим: «Вот это я, вот это идеал, я то думал о себе, что я вот, вот это…». А тут раз, мы попадаем в определённую ситуацию, когда мы видим своё поведение, свои мысли, свои поступки. Нашёптываю: «Вот это я что ли? Господи!». Очень страшная штатная печальная ситуация, очень! Мы видим, что между мной и тот, кем я о себе думал, и к чему я стремился, что это огромная пропасть, несоответствия. И когда у нас такой кризис, очень такой, знаете – ломка стереотипов, нам очень болезненно и нам очень больно. И в данной ситуации человек решает: «А куда мне сделать шаги?».
00:41:13 Первый вариант: делать шаги в сторону оправданий. И искать, пойти искать общество с более низкой системой ценностей. Первое решение, но это не решение. Оправдывать всё это или идти как бы, сохранять свою грязь и делать шаги в сторону, как бы мизерных стандартов. Искренность состоит в том, что человек, во время такого кризиса, делает шаги в сторону идеала. Если вы хотите пройти любой этот кризис, нужно делать шаги в сторону двух вещей, запишите каких, вы тогда пройдёте любой кризис, если вы просто будете делать шаги в сторону двух вещей. Нужно сделать шаги в сторону смирения и в сторону преданности. Тогда вы пройдёте самый страшный кризис – любой и встанете на совершенно другие ступени.
00:42:22 Если вы делаете шаги в сторону смирения и в сторону преданности. Да, жизнь показала, что я – не то, что я о себе думал. Вот это вот, то что у меня там внутри, я всё равно хочу стать…, всё равно выбираю Кришну. Когда человек внутри принимает такое решение, он стаёт совершенно на другие ступени. Я вспоминаю слегка своё движение к Кришне. Это те решения, которые мы должны внутри принимать снова и снова. И даже, если мы где-то споткнулись, наш материальный ум будет нам говорить: «Видишь, ты то думал о себе, что ты вот такой вот, а вот посмотри, кто ты на самом деле, всё! Из тебя уже ничего не получится». Мы должны себе говорить: «Искренность», цель наша в том, что мы должны говорить: «Даже, если я где-то споткнулся, это ещё не аргумент, чтобы не меняться».
00:43:41 «Ну что я смогу? Всё что я теперь?» - что это аргумент что ли, чтобы не меняться? Я просто должен встать и идти дальше, делать выводы, что вот в этом, мне нужно быть осторожным – второй раз нога уже не влезет. Конечно, когда вы знаете: русские не сдаются.
[Аудитория] Вообще, вообще как-то по другому, по другому как-то немножко жжёте. [смеются все]
[Сергей Тимченко] Мы говорили, для чего дан нам кризис? Кризис – запомните, у нас постоянно будут, это, во все наши жизни будут определённые кризисы. Кризис – это переоценка ценностей. Это естественная вещь. Просто, духовно зрелый человек, позитивно эти вещи воспринимает. Ну, тогда это может быть непросто, но это очень, это способ прогрессировать. Я сейчас скажу очень важный момент. У каждого из вас, здесь сидящих, будут такие моменты, когда, чтобы повторить ваши 16 кругов, это у вас будет занимать 4-5 часов огромных аскез. Я бы сказал, даже более, которые будут причинять в первую очередь ваш материальный голод.
00:45:13 Я просто заранее вам эти вещи говорю. И запишите большими буквами, что Кришна не даёт нам тех испытаний, которые мы не в состоянии выдержать. Кришна не даёт нам тех испытаний, которые мы не в состоянии выдержать. Легко, повторять Харе Кришна мантру, знаете, когда её легко повторять? Да? Повторяем это: «Кришна Кришна…». Потом, а когда человеку тяжело, Кришна стоит рядом и говорит: «Ну и как? Что ты будешь делать?». Это как раз проявляется кто мы? Наша искренность. Что ты будешь делать? Если человеку очень тяжело, там один круг занимает 40-45 минут сражений таких постоянных на всё это. Но если человек старается, происходит необычайная вещь – Кришна стоит рядом и думает: «Надо же, Я знаю, как ему тяжело, ему сейчас очень тяжело, а он всё равно Меня не бросает, всё равно Меня он выбирает». То есть, во время таких ситуаций как раз и проявляется настоящая преданность и любовь, она закаляется.
00:46:36 Если человек выбирает Кришну, всё равно, происходят необычайные вещи, происходит щелчок и человек становится на совершенно другую ступень. Ему два-три дня таких аскез и он становится гораздо-гораздо ближе к Кришне. Тогда ситуация меняется очень сильно. У нас у всех такие проверки будут. Мы даже через десятки лет духовной жизни, чтобы вы просто были к ним готовы. Если вы выбираете эти вещи, проходит два-три дня, происходит щелчок, вы стаёте на совершенно другую ступень. Вы гораздо ближе к Кришне становитесь. Поэтому все эти кризисы – это однозначно для того, чтобы вы снова задумались, кто мы что мы, зачем мы здесь? Каждый раз у нас будет другой уровень осознанности становиться. Понимаете? Более осознанно принимать то же самое решение, что «Я выбираю Кришну гораздо ближе». Так. Ясно да? Это очень важный момент, чтобы все пришли к пониманию. Это то что, элементарно, это не тупик духовной жизни, что мы думаем: «Ну всё, наверное это тупик. Раньше всё было легко, сейчас всё просто», нет всё нормально.
00:47:52 Мы сейчас об этом будем говорить. Мы будем обсуждать разные этапы духовной жизни. Всё. Мы поговорили о важности кризиса. Теперь мы разберём очень важные ступени духовной жизни. Нам всё это нужно образно – пройти, для того чтобы разобраться в этом для самих себя. Этапы, потом будут, даже эти ступени ещё более подробно разбирать. Говорится, что вся, вся духовная жизнь – это рост веры человека в Бога. Давайте запишем этапы веры человека. Многие из вас уже их знают, но мы их заново запишем, просто для того, чтобы у нас всё полностью в голове разложилось. Самый первый этап веры человека в Бога как называется? Шатха. Шатха – это что? Это искание веры. Оставьте какое-то расстояние, потому что мы будем снизу вверх идти. Искание веры.
00:49:00 Второй уровень веры какой? Подсказывайте.
[Аудитория] Санга?
[Сергей Тимченко] Садху-санга. Садху-санга – означает «общение с преданными». Общение с преданными – второй этап. Третий этап какой?
[Аудитория] Баджана-крийя!
[Сергей Тимченко] Баджана-крийя. Баджана-крийя. Баджана-крийя означает – духовная практика. Духовная практика. Следующий этап. Анартха-нивритти.
00:50:10 Анартха-нивритти – очищение сердца. Очищение сердца. Следующий уровень – ништха. Ништха – что означает? Твёрдая вера. Следующий уровень какой? Ручи. Что означает ручи – вкус. Следующий уровень?
[Аудитория] Асакти
[Сергей Тимченко] Асакти. Асакти что значит? Привязанность. Привязанность к Господу. Следующий уровень – бхава. Бхава – это начало любви к Богу. И самый высший уровень какой?
[Аудитория] Према.
[Сергей Тимченко] Према. Что такое према – это собственно чистая любовь к Богу. Чистая любовь к Богу. Таковы этапы духовной жизни человека.
[Аудитория] Поехали.
00:51:34 [Сергей Тимченко] Вкратце пройдём по ним, потому что очень важно разобрать всё это более подробно. Просто, чтобы сделать обзор, после этого мы будем разбирать даже нюансы. У любого человека, который идёт по улицам Омска сейчас, присутствует искра веры. Даже атеисты в глубине сердца верующие люди, они верующие, но со знаком минус. Если Бога нету, какой смысл сражаться с Богом, если Его нет? И какое совокопах нет атеистов, то есть в экстремальной ситуации, даже эти неверующие, атеисты вспоминают о Боге всё равно, задумываются над этим. Но эта искра веры в Бога может прорасти через общение. В процессе общения – это следующий уровень веры. Садху-санга – наша вера увеличивается.
00:52:40 Искра постепенно начинает разгораться в пламя. Так постепенно дорастает человек до следующего уровня, до уровней баджана-крийя. Баджана-крийя – это означает, что это общение увеличивает его веру и приводит к тому, что человек встаёт на путь духовной практики. Человек начинает практиковать уже духовную жизнь. Это третий этап до которого он дорастает постепенно, последовательно. Потом человек поднимется на четвёртый этап – потому что духовная практика начинает автоматически очищать его сердце от всего неблагоприятного. Эта стадия следующая, которая называется анартха-нивритти. Анартха – означает «неблагоприятные вещи», нивритти – означает «уничтожение». Как говорится «Прабху, у вас анартхи», «Нивритти». [в зале смеются].
00:53:52 Мы начинаем уже замечать грязь в сердце своём и постепенно это всё оно начинает уходить, мы начинаем с этим сражаться. Итак, постепенно, постепенно, постепенно человек достигает следующей ступени, ступени ништхи. Вы даже можете выделить, потому что это самая главная ступень, которой нам необходимо достигнуть. Стадия ништхи связана с тем, что на этой ступени 75% греховной кармы, 75% всяких недостатков и невежества уже уничтожены, остальные 25% уже не мешают духовному росту человека. На этой ступени 75% греховной кармы человека уже уничтожены, 75% грязи. Эта стадия неразрывна с, она является буквально вратами в царство Бога. После неё человек начинает не идти, он начинает бежать к Кришне. То есть на этой стадии мы идём, спотыкаемся, встаём, опять идём, то после этой стадии человек начинает бежать. На этой ступени 70, как, чтобы достигнуть этой ступени нужно не менее 80% затратить всех усилий, которые мы будем затрачивать вообще за всю свою греховную жизнь.
00:55:39 Как ракета прежде чем выйти на орбиту, сжигает 80% своего топлива, аналогичным образом, чтобы достигнуть стадии ништхи, человек должен 80% усилий вообще затратить. На этой стадии человек никогда не скорбит, не имеет никаких желаний, а он находится на стадии чистой благости, утверждаясь на стадии чистой благости, также – такой человек равно относится ко всем живым существам: [брахма бутах асам манашучати на кршнати]. И после этой стадии начинает настоящую собственную духовную жизнь. После, до этой стадии мы готовимся к ней, подготавливаем своё сердце, так что просто туда не прыгнешь, не подготовившись. Мы делаем чтобы ништха, чтобы быть с ней как можно скорей. [неразборчиво]
00:56:35 Но мы скажем вам об очень важных вещах. Обычно, чтобы достигнуть этой стадии, занимает в среднем 20-25 лет серьёзной духовной практики. Это ответ на тот вопрос, почему я практикую ну там три месяца, а Кришна до сих пор со мной не танцует. Почему я не достиг стадии спонтанного преданного служения? Потому что это не дешёвка. Это всё можно сделать гораздо быстрее: если человек искренне прилагает усилия. Тут в средние вещи, средний как бы – это общая статистика, по крайней мере, чтобы мы не летали в облаках немножко. Что люди говорят там: «Почему я уже несколько лет преданный, а вот до сих пор там не достиг каких-то огромных результатов?». Если у вас нет огромного благочестия с жизни прошлой, запасов бхакти суприти, что является редковстречаемой, поэтому обычно это занимает время. Поэтому можно сделать быстрее, если мы знаем, если мы осознанно что-то делаем, всё ускоряется.
00:57:46 Потом человек достигает стадии ручи или вкуса. Сердце человека уже на этой стадии настолько чисто, что любая духовная деятельность начинает приносить ему вкус. Именно после стадии ручи или на стадии ручи – на стадии вкуса начинается стадия спонтанного преданного служения. Как понять, что вы достигли стадии спонтанного преданного служения?
[Аудитория] Во первых нужно посмотреть уничтожены ли 75% всех моих грехов? Достигли ещё до этого стадии ништхи?
[Сергей Тимченко] Ништха означает буквально – «непоколебимость духовной жизни, непоколебимая вера» и насколько человек не скорбит, насколько он очистился от желаний и всего остального? Насколько равно он относится ко всем живым существам? Но как понять, что человек достиг спонтанного преданного служения – очень легко.
00:58:52 Что у этого человека спонтанное желание на этом уровне повышает свои духовные стандарты и при этом он их уже не понижает. Очень часто, можем знать, повышать свои стандарты, несколько раз на дню, но почему-то они очень автоматически сползают вниз, помимо нашей воли, но тут человек уже не понижает. Он как гранит в своей садхане, в своей утренней практике. Он не может не встать рано с утра, как я могу проспать утренние часы, когда божества находятся в самом милостивом умонастроении? Это же такой нектар, видеть Господа в это время. Такой человек не может не внимательно повторять Харе Кришна мантру в этот момент. А как её невнимательно повторять? Потому что повторение Харе Кришна мантры – это личное общение с Кришной. «Как я могу невнимательно повторять?» - человек думает, это странно. Человек очень внимателен во всём, что он делает, потому что всё приносит вкус, этому преданному, уровни сознания, от этого и чистоты сердца.
01:00:09 Этот вкус, естественно присутствует в духовной деятельности, что бы его испытывать, нам нужно очистить своё сердце, чтобы его испытывать постоянно. На нашем уровне мы будем испытывать, только знаете, небольшие фрагменты этого вкуса иногда, Кришна будет знаете как? Показываться. Всё нормально, так раз, по чуть-чуть. А всё остальное через в основном разум. И вкрапления вкуса такие небольшие. Это вот, то что на нашем уровне будет происходить. На этой стадии всё этот вкус преобладает во всём. Потому что он до этого, только он смог усмирить свой разум, он уже очистил своё сердце, он до этого дорос. Он уже готов, подготовил фундамент. Поэтому мы на верном пути, делаем шаги, чтобы готовим фундамент, на который уже можно будет дом построить – это тот вкус. Если фундамента нет, то долго не простоит, будет имитация.
01:01:09 На таких, не нужно это всё выжимать из себя раньше времени, если вы попытаетесь раньше времени, чтобы яблоко созрело, сорвёте вы с ветки и попытаетесь это там, в тепло поместить, оно только засохнет или сгниёт. Позвольте ему до висеть, не крадите с ветви, вы на верном пути, просто позвольте ему естественно налиться соком. Просто сосредоточьтесь на том, чтобы поливать дерево как следует. Это скорее произойдёт [неразборчиво], и обрезайте сорняки там всё время. [Неразборчиво]. Хорошо, потом человек достигает стадии асакти, стадии привязанности к Кришне и это, на этой стадии человек, на этой стадии чистоты сердца, человек 24 часа в сутки он начинает помнить о Кришне. Нет мгновения даже в течении суток, когда человек Кришну забывает на несколько мгновений.
01:02:13 [Аудитория] [Неразборчиво]
[Сергей Тимченко] Даже хотел бы забыть Кришну, ничего не получается. Как гопи знаете? Кришну лилу из Вриндавана. «Он бросил нас, Он такой плохой, как Он мог уехать, ведь Он же ведь такой, ведь Он, теперь Он такой, теперь Он такой сякой». Вот [неразборчиво], скверномыслие, а мы не можем о Нём не говорить, мы не можем о Нём не думать, потому что у них есть спонтанное желание, привязанность к Кришне 24 часа в сутки. Памятование о Кришне на этой уровне сравнивается с струйкой мёда, она непрерывна. Настоящий нектар как будто течёт. То есть… И струйка толстая или тонкая, но она непрерывная – то что происходит на этой стадии. Если на стадии ручи, на стадии привязанности, то есть вернее, на стадии на предыдущей стадии человек мог иногда забыть Кришну, но очень быстро вспоминает, стоит ему увидеть например, там что-то жёлтое, он вспоминает как бы в дхоти Кришну, он видит облака, он там «О Кришна», Кришна же синий, он вспоминает про Кришну и так далее.
01:03:25 Он видит павлинье перо, вспоминает про Кришну, всё что ему, ему всё напоминает о Кришне, даже если он случайно забывает в очень редкие мгновения, на этой стадии он никогда не забывает. На этой стадии асакти, привязанности к Богу, открывается экадаши-бхава. Экадаши-бхава – означает, его сердце настолько чисто, что ему само открывается, кто он в духовном мире. Его вечная духовная форма открывается его, сами открываются его вечные взаимоотношения с Кришной, он понимает кто он. У каждого из вас, здесь сидящих, свои неповторимые отношения к Кришне. И ваше отношение которые есть у вас с Кришной, нет больше ни у кого. У вас там есть вечная, своя духовная форма, это трансцендентная реальность.
01:04:15 Когда мы попадаем в материальный мир, наша духовная форма схлопывается, сжимает себя до размера одной десятитысячной кончика волоса. В процессе духовной практики это духовное тело начинает увеличиваться и на этой стадии оно открывается человеку. Человек понимает: кто я там, что я там. У каждого там у вас свой цвет тела даже, свои папа и мама, своё особое служение, даже свой цвет одежды и даже свой цвет кожи. Это здесь, знаете, чёрные, белые, жёлтые, коричневые, всё. И там красные, всё что у нас есть – краснокожие. Там цвет, там трансцендентная реальность, там вы можете там да, можете самый красивый расцвет, там ну индивидуальность проявляется удивительным образом, очень красиво. Это всё само раскрывается, кто вы, что вы там? Как и чем вы занимаетесь? Как вы служите Кришне? То есть отношения с Кришной, под руководством у кого вы, что там, кто ваши друзья? Всё это открывается.
01:05:24 Не нужно выдумывать, как вы можете понять, что «я уже готов об этом думать» очень просто. Если раз в течении суток, есть даже одно мгновение, когда вы Кришну забываете, то вы уже готовы, можете приступать. Минус только в том, что вы думаете и так далее. На этой стадии даже у человека мгновения нет в сутках, когда он думает о своём удовлетворении чувств. Ясно да? Если мы до этого уровня пытаемся об этом размышлять, это будет имитация. Ничего хорошего не получится. Оно само раскроется и главное все силы бросить на очищение сердца. Следующий уровень бхава, и на этой стадии Кришна, друг исчезает из сердца преданного, преданный постоянно думает о Кришне в своём сердце. Когда вот преданный сидит в медитации на Господа, размышляет о Нём, Кришна исчезает из сердца преданного. Эта боль разлуки, она заставляет преданного открыть глаза. Потом он открывает глаза, он вдруг видит перед собой Самого Господа Кришну. Кришна предстаёт прямо перед ним в Своей трансцендентной форме.
01:06:41 И все духовные чувства при этом начинают оживать, духовное тело начинает по максимуму проявляться. Все его чувства превращаются в одно единственное – зрение. Он созерцает непостижимой красоты облик Кришны, глаза подобны [неразборчиво] лепесткам лотоса, Его прекрасный [неразборчиво, точёный] нос, который напоминает цветок сезама. Губы, которые напоминают вишню, Его зубы подобны прекрасному ряду жемчужин, все Его чёрные волосы ниспадают струями на Его плечи и перо павлина в Его волосах, а в руках флейта. И Кришна источник непостижимой сладости, непостижимой просто красоты. И когда преданный видит источник непостижимой красоты, непостижимой сладости, самой красивой личности во всех трёх мирах и за его пределами, источник высший объект своей любви, то все его чувства превращаются в одно единственное – он не может просто напиться красотой Кришны.
01:07:48 Он подобен путнику, который страдал от жажды и умирал от жажды, наконец он попал в прекрасный оазис, и в котором находится колодец с удивительно вкусной, сладкой водой и можно пить. И это его счастье настолько удивительно, что настолько огромно, что он не может выдержать его, он в конце концов теряет сознание. И тогда Кришна обращается с ним пока, голос Кришны он удивительно сладкий, он подобен раскатам грома и Кришна обращается к Своему преданному: «Дорогой Мой преданный, если ты ко Мне, ты преодолел, преодолевал так много сложностей и лишений, просто для того, чтобы быть рядом со мной…», и все чувства преданного они превращаются в слух, он не может напиться этой сладости голоса Кришны. Эти эмоции настолько удивительны, что он снова теряет сознание, не синхровижит всё это. Тогда Кришна, касается Своего, а, потом Он начинает ощущать ещё аромат трансцендентного тела Кришны, что это? Тело Кришны начинает выделение благоухания и все чувства превращаются в одно единственное – в обоняние.
01:09:22 Он испытывает такую любовь, что он опять теряет сознание, потом Кришна касается Своего преданного, обнимает его, берёт его на руки, вытирает Своими прекрасными руками его слёзы. Всё тело преданного превращается в осязание, потому что у Кришны бесконечная энергия распылённой нежности. Он снова теряет сознание. Потом все эти чувства одновременно проявляются, они устраивают, и он снова теряет сознание, когда он приходит в чувства, тогда Кришна, Он проявляет Свою особую милость, каруни, и все эти, происходит трансцендентный всплеск, взрыв в сердце преданного, все эти чувства увеличиваются ещё в сотни, тысячи раз, эти чувства, как солдат на поле битвы, они сражаются там, сменяя друг друга. Они устраивают такой водоворот в сердце преданного, что такое его чувства, его счастье его блаженство увеличиваются настолько, что он опять не в силах этого выдержать сам, теряет сознание.
01:10:43 Всё это пережить – эту красоту, эти качества Кришны. И тогда Кришна исчезает. И когда преданный приходит в чувства, он приходит в себя, то ту боль, которую он испытывает, он просто не в состоянии пережить. Он, эта агония, она конечно начинает его просто сжигать, там просто не может думать больше ни о ком. Он уже, эта разлука становится настолько огромной, потому что потом бедняку, который был всю жизнь нищим, обрёл бесценное богатство, потом снова потерял. Это такое поверхностное сравнение, но он уже не может думать больше ни о чём, эта разлука с Кришной становится настолько огромной, что он не может ни есть, ни спать, ничего не может на этой стадии. Эта разлука сжигает последние следы его грязи, он обретает чистую любовь к Богу и он всегда уже находится рядом с Кришной.
01:11:58 За стадией према существует ещё 7 ступеней, которые достижимы только в духовном мире, так что наше материальное тело не в состоянии выдержать тех эмоций, которые даже находятся на зрелой стадии премы. Физическое тело не выдержит, потому что разница между нашим сознанием и сознанием этих преданных состоит в том, что на стадии премы, на стадии бхавы даже, человек уже телесная концепция почти отсутствует. На стадии премы человек считает своё тело пассивным бременем или пассивной ношей, которую ему нужно таскать, которая мешает ему быть рядом с Кришной и испытывать счастье в миллионы раз больше. Потому что материальное тело настолько ограничено, настолько несовершенно, настолько мешает. Он не дождётся, когда же он его оставит.
01:12:57 На разных стадиях духовной жизни существуют разные уровни как бы избавления от телесных концепций. На стадии шакти – 100% отождествление себя с телом, на стадии начала духовной практики, он начинает там практиковать духовную жизнь, телесная концепция чуть-чуть, как бы ослабляется, уже легче жить становится, ты меня хоть горшком назови, только в печку не ставь и уже легче жизнь становится, когда я понимаю, что я – душа, я не тело. Всё становится гораздо легче, правильно? То это даже просто на уровне разума принять эту концепцию, уже всё, гораздо легче. И телесная концепция, она уменьшается, поэтому человеку становится легче жить. На стадии ништхи, телесная концепция сильно подорвана, человек твёрдо понимает, что я – не тело, это происходит на стадии ништхи – телесная концепция сильно подорвана.
01:14:07 На стадии бхавы начала любви к Богу, телесная концепция почти отсутствует, почти отсутствует. На стадии премы – телесная концепция полностью уничтожается, человек на 200% понимает, что вообще к этому телу не имеет никакого отношения, вообще, что является истинным пониманием. Умонастроение, которое носит человек… Собственно иллюзия состоит в том, что мы отождествляем себя с телом, чем мы не являемся. Постепенно это понимание сути вещей, когда сознание очищается, реализация приходит в процессе духовной практики. Но всему своё время приходит, даже с пониманием процесса всё будет происходить естественно. Мы разобрали эти этапы. Посмотрите ещё очень важный момент. Вплоть до уровня асакти, вплоть до уровня привязанности к Кришне, весь наш духовный прогресс будет зависеть только от наших собственных усилий. Это вы можете записать или запомнить.
01:15:36 Вплоть до уровня асакти или привязанности к Кришне, весь наш духовный прогресс будет зависеть только от наших собственных усилий. Что это означает? Почему мы всё это говорим?Потому что очень часто нас подмывает, знаете сказать себе: «Вот, всё, я уже достиг какой-то ступени, можно расслабиться, дальше прогресс будет автоматический». Знакомая ситуация да? Вот повторял немножко, знаете какой-то вкус пошёл от мантры, повторял, вроде как-то, какой-то вкус неожиданно возник, в процессе повторения мантры, иногда это знаете, порой ментально бывает, то есть какое-то, нектар пошёл как-то. И ментальный ум, пытаясь нас обмануть, говорит: «Слушай, наверняка это уже где-то близко к спонтанной по форме преданного служения? Дальше всё будет, дальше можешь расслабиться, дальше всё будет автоматически, ты уже можешь расслабиться, не беспокойся, сколько можно мучиться?». Но расслабляться вы можете только после того, как вы достигнете стадии асакти и привязанности к Кришне. Но после этой стадии вы даже не захотите расслабляться, из чувства вкуса вы будете просто, чем больше счастья, вы будете заниматься ещё больше служением, испытывая при этом уже большее счастье.
01:17:07 Но вплоть до этой, до этого уровня всё будет зависеть только от наших собственных усилий. Прилагаете усилия и прогрессируете, не прилагаете усилия, автоматически вас будет относить назад. Запомните это. Когда люди говорят: «Автоматически, прогресс будет автоматический», можете запомнить или записать: автоматически можно только деградировать. [Все смеются]. Чтобы прогрессировать нужны осознанные усилия. Да. До уровня асакти автоматически можно прогрессировать, ой – деградировать, извините! До уровня асакти если мы ещё находимся, автоматически можно только деградировать. Что на нашем уровне, чтобы прогрессировать и вплоть до этого уровня… Всё чего вы достигнете будет зависеть только от ваших усилий. Именно наши усилия показывают Богу, что мы искренни. Те, кто не записывал вчера, вы запишите, даже те кто записывал, запишите: «Искренность – значит «усилия»». Искренность – значит «усилия». Почему искренность проявляется – из-за усилия.
01:18:33 Да, нам всем тяжело, а кому на примере легко? Нам всем тяжело. Нам всем тяжело повторять мантру, потому что ум контролировать. Правильно? Нам всем тяжело вставать рано с утра, так ведь? У кого-то другая ситуация? Нам всем тяжело контролировать ум. Нам всем приходится прилагать максимум усилий, чтобы сосредоточить его на Кришне, на Его удовлетворении. Правильно? Нам всем приходится в прицельном состоянии себя ставить, правильно? Которое забивается постоянно, у кого-то другая ситуация? Оказывается у всех. Все прилагают усилия. Понимаете? Или мы это делаем и прогрессируем, не делаем, тогда просто не прогрессируем. Хорошо. И татата, у нас есть ещё? Ну так же, как и вчера, закончим в 8-45, нормально? Нам просто нужно пройти очень важные ступени. Мы сейчас разберём более подробно. Допустим семинар ваш занимает два часа, но мы просто это в такие рамки, мне сказали, что полтора часа, поэтому, так как нам нужно за 4 дня пройти до стадии ништхи. [все смеются]. Простите, но мы будем в таком жёстком режиме работать, нормально?
[Аудитория] Да, да.
[Сергей Тимченко] Зато через четыре дня уже, а что уже? Ништхи, да? [все смеются]. Дальше.
01:20:18 Сейчас мы запишем шесть ступеней, которые нам, неустойчивого преданного служения. Мы сейчас более детально разберём разные ступени духовной жизни, чтобы больше для себя разобраться, где мы находимся и что нам делать. Существует бхаджана-крийа, вот мы вот эти стадии, которые мы сейчас записали, такой веры, мы сейчас будем разбирать более детально. Потому что существуют определённые под этапы, в себе как бы содержат. И слово – бхаджана-крийа – само это слово бхаджана переводится как, бхаджана – означает «служение», крийа – означает «путь». Путь преданного служения. Существует две стадии бхаджана-крийи: первая – это аништхита: ан – означает «нет», ништхита – «устойчивое». То есть, иными словами – неустойчивое преданное служение.
01:22:04 Неустойчивая стадия преданного служения. Вторая стадия ништхита-бхаджана-крийа: ништхита – означает «устойчивое». Догадайтесь, на какой мы стадии находимся? На первой, на стадии неустойчивого преданного служения. Сейчас мы изучали: есть две стадии – неустойчивая и устойчивая, и сейчас мы запишем шесть ступеней стадии неустойчивого преданного служения разберём их подробно. Сначала мы запишем всё это, сами эти тезисы. Первая стадия неустойчивого преданного служения – это утсаха-майи, утсаха-майи. Утсаха-майи – означает «ложная самоуверенность», ложная самоуверенность, ложная самоуверенность. Вторая – гхана-тагуа, гхана-тагуа. Гхана-тагуа – означает «взлёты и падения». Третья ступень вйудха-викалпа, вйудха-викалпа – это «непостоянство на уровне ума». Непостоянство на уровне ума.
01:24:10 Следующая ступень, четвёртая – вишайа-санга, вишайа-санга. Вишайа-санга – это объявление войны чувствам, объявление войны чувствам. Пятая ступень – нийама-кшама, нийама-кшама – означает «неспособность следовать принятым обетам». И последняя ступень шестая – таранга-рангини. Таранга-рангини – означает «наслаждение материальными результатами». Наслаждение материальными результатами. Сейчас мы все вместе разберём это подробней. У нас будет, первый уровень называется утсаха-майи – ложная самоуверенность. Когда мы встаём на духовный путь, всё кажется таким розовым, замечательным, прасад вкусный, преданные такие святые, всё настолько всё удивительно, замечательно.
01:26:21 Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур описывает этот этап следующим образом: «Подобно ребёнку, который пошёл в первый класс, едва научившись читать, он считает, что стал великим учёным, достойным восхищения». Он может возомнить, что уже достиг совершенства. На этом этапе человек думает: «Ну наверняка я потенциальный святой» или «потенциальная святая». «[Неразборчиво] пока не понимаю, просто невежество находится, но ничего-ничего, я ещё пол годика мантру по повторяю, они поймут как бы кто рядом с ними был и кого они не ценили». Знакомая ситуация? Обычно мы с этим сталкиваемся зачастую, мы все через это проходим. Я когда стал читать книги Шрилы Прабхупады, я думал, Прабхупада там говорит, что нужно избавиться от материальных желаний. «То есть я ничто, где они? Сердце чисто как алмаз!», [все смеются] и потом следующая ступень, там начинают, только что на этом этапе происходит. Я же потенциальный ажит. Это называется ложная самоуверенность.
01:27:38 Но вот этот вкус, который мы получаем сначала какой-то особый вкус, это Кришна говорит: «Да, ты на верном пути». Обычно в это время там мы мантры иногда можем чуть ли не круглые сутки, после какого-нибудь киртана там в голове крутиться. Это аванс. Аванс означает, что не заработал, а деньги вперёд получил. Кришна таким образом говорит: «Да, продолжай, ты правильные вещи делаешь, на верном пути». И проходит какое-то время. Обычно проходит несколько месяцев или пол года и весь этот вкус поверх начальный вкус, вдруг куда-то начинает исчезать. Мы поднимаемся на следующую ступень, которая называется гхана-тагуа или взлёты и падения – что начинает происходить, всё становится гораздо тяжелее. Мы начинаем думать: «Ой, наверное это конец духовной жизни, всё так тяжело становится, раньше всё было гораздо легче, сейчас, чтобы повторять мантру нужно кучу усилий, так много всего, чтобы делать, нужно много усилий, всё гораздо сложнее стало».
01:28:46 Но на самом деле, мы выросли. Если ребёнка всё время таскать за шкирку, он никогда не научится ходить. Поэтому родители вынуждены его как бы отпускать, делает несколько шагов, там падает, там через два. И понимаете? Аналогичным образом Кришна отпускает нас, почему? Потому что Он верит в нас: «Я верю в тебя, Я знаю, тебе тяжело, давай, двигай ножками, давай, иначе ты не научишься ходить, Я хочу чтобы ты стал ходить». Вы доросли уже до этого. Кришна хочет, чтобы вы сами начали прилагать усилия. Воля – это зрелость, нам доверяют, хорошо всё делать, когда всё легко? А когда тяжело? Тут есть настоящее формирование личности, преодолевание себя, когда вот мы закаляемся.
01:29:46 Что происходит на этой ступени? Об этом говорит Вишванатх Чакрами Тхакур: «Подобно ребёнку, который иногда с непод, проявляет интерес, интерес к учёбе неподдельный, а иногда, из-за неспособности понять предмет или отсутствие вкуса, становится к нему полностью равнодушен». И на этой ступени происходит так, что когда кто-то приезжает, какой-нибудь проповедник или гуру приезжает: «Ребята, предадимся Кришне!», все: «Да, предадимся», [смеётся]. Мы приходим на воскресную программу, он нам скажет: «Так, ребята, здорово, давайте вот это делать всё?», «Да, конечно». Мы приходим домой и так, сдуваемся знаете, там день плохой был. Мы приходим снова, накачались знаете, как шарики, надулись, пришли куда-то домой и так опять так потом два три дня и так опять – сдулись. И когда что-то легко даётся, то есть ему, он такой вдохновлённый, когда тяжело внутри: «Та, хах, там ох, ух» и всё. Для чего всё это дано? Чтобы он научился быть самостоятельным в духовной жизни.
01:31:00 Самостоятельность – это не означает, что он не будет сдуваться, потому что слишком много внешних обстоятельств вот эта сама атмосфера материального существования, она как бы неблагоприятна. Она сдувает нас. Поэтому зрелость состоит в чём? Что человек должен сам научиться, когда чувствуешь, что я сдуваюсь, вовремя знаете там это, к качку себя присоединять. В этом зрелость человека. Один человек подошёл к Шриле Рупе, ой к Рахнисуди Прабху. Он у одного из учителей спросил: «Махарадж, я вот семь дней с преданными не пообщаюсь и чувствую, что у меня вообще руки опускаются, ничего не хочется, вообще сил духовных нет, ничего нет, вся решимость и энтузиазм полностью уходят. Что делать?». Рахнисуди сказал: «Сколько? Семь дней? Тебя на семь дней хватает? Да ты святой, у меня через четыре дня всё это начинается». [все смеются].
01:32:01 Суть состоит в том, что мы, как только мы осознаём эти вещи, мы просто берём своё тело и идём туда, туда на Бхактивериг-шоу. Такое духовное общение, идём в храм, молимся Радхе-Говинде, приходим на лекции по Бхагаватам. И так постоянно мы будем поддерживать как бы себя вот в таком состоянии. В этом зрелость, не то, что мы не сдуваться не будем. Мы открываем дома книгу, начинаем читать, начинаем плеер в уши слушать лекции духовных учителей. И таким образом, через общение мы заряжаем свои духовные аккумуляторы, которые могут, не будут постоянно садиться из-за того, что нам приходится постоянно тратить кучу энергии, чтобы поддерживать себя в духовной сфере. Потому что это сражение происходит с очень неблагоприятной средой. Не так ведь? Вы прибегаете куда-нибудь к кому-нибудь, мы все сражаемся. Идёшь на работу и придёшь куда-то там, ну куда, куда, даже достаточно из дома выйти, по улице пройтись и уже там целые сражения, чтобы о Кришне на улице. Правильно? Так много неблагоприятных фактов.
01:33:09 И вот поэтому тут, нам нужно периодически эти аккумуляторы для этого заряжать. Как заряжать? Чувствуем, что у нас там опять сели батарейки, включаем плеер в уши, смотрим фильм про Кришну, ну «Панчатхантрирам» или «Махабхарата» и мультики про Кришну ставим. Но так или иначе читаем, слушаем Шрилу Прабхупаду, сразу решимость начинает расти. И следующий этап, то есть нам человек должен предложить, то есть на этом этапе основная цель этого уровня, научиться как бы самому брать ответственность за себя и самому себя подкачивать. Самому научиться, когда человек сам, как бы к розетке присоединяться учится. Ясно да? В этом зрелость. И сам со всех своих сил должен прилагать усилия, чтобы не оскверняться, усилия, то есть он должен научиться самостоятельным усилиям. Это очень важный этап.
01:34:17 И следующий уровень – это вйудха-викалпа – это уровень зрелого уже. Я отвлекусь на секундочку. Дело в том, что как понять на каких ступенях человек находится? Сочетание всех этих ступеней одновременно мы можем в себе уловить. Как понять, что это мой этап? То что у нас больше всего из того названного, сейчас беспокоит, больше всего усилий на это брошено – это показатель того, что я на этой ступеньке. Когда я впервые слушал свой семинар, ой слушал этот семинар в Мадхуре-кадамини, я думал: «Наверняка я вот здесь вот. Но не может быть, я ж пять лет преданный, чтобы я был где-то ниже», потому что у нас есть тенденция сознательно завышать свой уровень. Иногда на каких-то ступенях человек мог годами находиться. Следующий этап – вйудха-викалпа – это уже очень достаточно зрелый этап, потому что как прям придут, сейчас мы зачитаем цитаты, которые зачитывает, которые приводит Вишванатх Чакраварти Тхакур, все эти цитаты показывают, что человек уже очень глубоко знает священные писания.
01:35:40 Это следующая стадия – непостоянство на уровне ума. Это непостоянство проявляется в том, что человек не знает какой уклад жизни ему занять. Вишванатх Чакраварти Тхакур приводит размышление такого человека: «Жители не в кругу моей семьи, помогают жене и детям развивать Сознание Кришны, поклоняться Господу или лучше оставить их всех и уехать во Вриндаван и достичь истинного совершенства, посвятив себя слушанию и повторению святого имени. Хотя может быть есть смысл не отказываться от всех материальных наслаждений до тех пор, пока я по настоящему не разочаруюсь в них и не пойму, что материальный мир – это просто пламя страданий? Или же, всё же стоит отказаться от того прямо сейчас, ведь в писаниях сказано» - дальше приводится санскрит и цитаты из третьей песни Бхагаватам (3.31.40) – «Тот, кто общается с женщиной идёт дорогой к смерти, общение с противоположным полом подобно глубокому колодцу, скрытому под покровом травы».
01:36:51 Дальше он приводит текст из 5 песни Бхагаватам (5.14.43): «Не смотря на то, что у Махараджи Бхараты было всё, о чём можно только мечтать и от чего так трудно отказаться: прекрасная жена, покорные сыновья, преданные друзья, огромная империя, он оставил всё, подобно человеку, который не оглядываясь, уходит из отхожего места, не смотря на свою молодость он отрёкся от всего, что имел, благодаря сильной любви к Верховной Личности Бога, потому что он, значит ли это, что я должен оставить семейную жизнь, пока молод и полон сил? Или лучше сначала дождаться, пока умрут мои старые родители, а потом принять отречение». Он следующий приводит из Бхагаватам (11.17.57): «У койевне, мои родители стары и немощны, а жена обременена заботами о новорождённом сыне и других детях, если я уйду, они останутся без защиты и будут невыносимо страдать, как же я могу их покинуть?». К тому же, если человек принимает отречение, в нём недостаточно духовной подготовки, его постоянно тревожат мысли о семейной жизни.
01:38:12 Он приводит другой стих, из 11 песни Бхагаватам (11.17.58): «Саньяси, который не находит удовлетворения в своём отречении и непрестанно думает о членах своей семьи, оставив тело, отправляется в темнейший [неразборчиво]». «Эти слова Господа, заставляют меня признать, что я ещё не обладаю волей и решимостью, необходимой для отречения, поэтому до поры до времени я буду просто работать, зарабатывать себе на жизнь, а потом, когда достигну полного исполнения всех своих желаний, поселюсь во Вриндаване, буду круглые сутки поклоняться Господу». Хотя, если человек принимает отречение, ему не следует волноваться о своём пропитании, поскольку, где бы он не находился, ему повсюду жертвуют пищу. Так что? Может лучше принять отречение? Но с другой стороны, видите, ум. Это он приводит часть из 10 песни Бхагаватам (10.14.36): «Мой дорогой Господь Кришна, для тех, кто не является Твоими преданными, материальные привязанности, навсегда останутся врагами, а дома – тюрьмами, а любовь и забота о членах своей семьи кандалами».
01:39:45 С другой стороны, если семейная жизнь является тюрьмой только для тех, кто привязан к ней, если человек становится преданным, семейная жизнь перестаёт быть для него обузой, поэтому уж лучше я останусь дома и буду повторять святое имя или лучше слушать о Господе. А может быть и делать что-то для Него. Нет, самое лучшее – это следовать примерам Бариши Махараджа, который, будучи домохозяином, исполнял все виды преданного служения, я буду делать так же как он. Таким образом ум преданного колеблется, взвешивая преимущества семейной жизни и отречения. Это этот этап.
01:40:30 Следующий уровень это вишайа-сага – объявление войны чувствам. Понимая, что жажда материальных наслаждений насильно увлекает его ум и ослабляет его решимость, постоянно служить Кришне, преданный решает раз и навсегда покончить со своими материальными привычками и принять прибежище у святого имени. То есть на этой стадии все усилия человека брошены, чтобы покончить со своими материальными привычками и принять прибежище у святого имени, понимая, что это отвлекает. Это главная цель на этом этапе его усилий. Он пытается избавиться от своего желания чувственных наслаждений, он пытается принять прибежище у этого святого имени, быстрейшее. И, но Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит дальше: «Но зачастую, его попытки отречься кончаются тем, что он ещё больше привязывается к тому, от чего хотел отказаться». Тоже вы могли ловить себя на этом.
01:42:01 В Шримад Бхагаватам он приводит текст из 11 песни Шримад Бхагаватам, текст очень важный. Запишите это 11 песня Бхагаватам 20 стих, ой 11 песнь, 20 глава, 27-28 текст - (11.20.27-28). Этот стих произнёс Сам Кришна, прекрасно понимая все сложности с которыми будут сталкиваться преданные:
«[jāta-śraddho mat-kathāsu
nirviṇṇaḥ sarva-karmasu
veda duḥkhātmakān kāmān
parityāge ’py anīśvaraḥ
tato bhajeta māṁ prītaḥ
śraddhālur dṛḍha-niścayaḥ
juṣamāṇaś ca tān kāmān
duḥkhodarkāṁś ca garhayan]».
Кришна говорит: «Мой преданный» - дело в том, что у этого преданного уже высокий уровень, посмотрите – «Мой преданный, в котором пробудилась вера в рассказы обо Мне» - запишите этот стих, он важный, может чуть-чуть большой, но его важно записать – «Мой преданный, в котором пробудилась вера в рассказы обо Мне [повторяет каждый участок текста для записи в аудитории] испытывает отвращение ко всем видам материальной деятельности, понимая, что удовлетворение чувств ведёт к страданиям, но не смотря на все его усилия иногда он всё же оказывается неспособен совладать с вожделением и делает то, что в конечном итоге приносит ему страдания, такой преданный должен покаяться в совершённых ошибках и продолжать поклоняться Мне с любовью и преданностью».
01:46:23 Кришна прекрасно понимает, то с чем будут сталкиваться люди на духовном пути, Его преданные. Ещё раз: «Мой преданный, в котором пробудилась вера в рассказы обо Мне, испытывает отвращение ко всем видам материальной деятельности , понимая, что удовлетворение чувств ведёт к страданиям, но не смотря на все его усилия, иногда он всё же оказывается неспособен совладать с вожделением и делает то, что в конечном итоге приносит ему страдания, такой преданный должен покаяться в совершённой ошибке и продолжать поклоняться Мне с любовью и верой». Существует несколько условий, чтобы такой человек прогрессировал и первое условие – это норма, что такой человек не должен оправдывать свою грязь, именно свою способность к [неразборчиво]. Иными словами, нам не нужно искажать философию. Кришна говорит, что если человек даже не в состоянии следовать Моим указаниям, в Бхагавад Гите, но если он их не отвергает, он будет всё равно прогрессировать.
01:47:50 Что значит – отвергнуть указания Кришны? Вы не должны искажать слова Кришны. «Это Он когда говорил? 5000 лет назад, это не для меня» или же «ну я же не чистый преданный?» - знакомые мысли? «Ну все вокруг так живут» - вот это аргумент, знаете, что если эти люди в невежестве, что мы тоже остаёмся невежественными. И «Когда-нибудь мне это надоест, вся эта грязь». Это неправильные аргументы. Грязь нужно называть грязью, это грязь, поэтому: «Да, это моя проблема». «Я может не могу сейчас полностью от этого отказаться, у меня, понимаю, что это грязь, я надеюсь, что если буду практиковать, это всё уйдёт». Что начинает происходить? Когда человек, всё оно постепенно, придёт время он поднимется в своё следование. Хотя на уровне разума он должен эти вещи понимать, также должен говорить, должен быть честным. Тогда он будет меняться не смотря ни на что.
01:49:00 И Баладев Видьябушан говорит, что должны быть две вещи, чтобы он прогрессировал: первая – это вера в то, что этот путь истинный и правильный, вера в то, что этот путь истинный и правильный – это должно быть первое, чтобы мы прогрессировали, вера в то, что этот путь истинный и правильный; а второе? Не должно быть обиды, злости или неприятия, не должно быть обиды, злости и неприятия. Но почему Кришна самые любимые наши принципы сделал запретными? Да? Ну сказал бы Он, вот не четыре ближишь принципа, а там, а например: «Нельзя стоять на голове» [все смеются]. Легко, правильно? Легко. «Да мне и не нравится», правильно? А тут то, что нам больше всего нравится, именно вот это нельзя, да, то есть «мне кажется несправедливые указы». Не должно быть этого, тогда мы прогрессируем.
01:50:17 [Аудитория] Не должно быть обиды и?
[Сергей Тимченко] Злости или неприятия. И дальше Баладев Видьябушана продолжает. Он говорит, что «Если эти два условия соблюдены, то если человек будет пытаться продолжать путь преданного служения, то со временем все препятствия уйдут» - он гарантирует. Если эти условия будут соблюдены, если человек будет продолжать духовный путь, то со временем все препятствия уйдут. То есть мы должны быть честными, то есть говорить, что «Да, это моя проблема», то есть не оправдывать это всё, не искажать философию. И поэтому должны быть эти вещи, чтобы вы были правильные просто. И всё это уйдёт. Просто погружать в процесс преданного служения. Ну и собственно, вот эта упорная борьба преданного на этом уровне, со своего глубоко укоренившееся склонности к чувственным наслаждениям, которые он иногда побеждает, а иногда терпит поражение называется вишайа-санга – то есть на этом уровне человек дорастает до этой борьбы.
01:51:43 Следующее, это главное как бы усилие на котором ум сосредотачивается – следующий уровень – нийама-кшама – говорили, мы сейчас быстро пройдём – это неспособность следовать принятому обету. На этом уровне человек принимает решение, раз и навсегда с сегодняшнего дня я буду читать столько-то кругов, предлагать столько-то поклонов, не буду говорить на мирские темы, а буду служить преданным. То есть человек снова и снова принимает какие-то обеты в духовной жизни, чтобы увеличить уровень своей духовной практики. Увеличить уровень своей серьёзности. Но, Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит: «Но не смотря на эти ежедневные принятия таких обетов, он не всегда находит в себе силы следовать им». В отличии от предыдущего уровня, на котором основные усилия его были брошены на неспособность отказаться от материальных привязанностей. На этом уровне он неспособен ощущать неспособность улучшить своё преданное служение.
01:53:07 Все его усилия брошены на то, чтобы любой ценой улучшить преданное служение. На этом уровне он сражается за это. Все его усилия, основные, главные [неразборчиво] сосредоточены на этом. И потом человек достигает следующего уровня – таранга-рангини – это последний уровень и собственно вот это, наслаждение материальными результатами. Дело в том, что бхакти по своей природе обладает привлекательной природой. Он начинает всех привлекать. На этой стадии в сердце человека уже до определённой степени присутствует Кришна и так как Кришна всепривлекающ и такой преданный начинает привлекать всех, как материалистов так и обычных людей на этой стадии. На этой стадии все желания человека начинают исполняться. Хорошо, что Кришна сейчас все наши желания исполняет, правильно? Можно вот тогда очень плохо закончить.
01:54:11 Но на этой стадии преданный становится не только привлекательным, само бхакти предоставляет человеку возможность обрести материальную выгоду, почёт, славу, которые собственно являются сорняками, которые окружают его. Стоит человеку подумать что-то, всё будет исполняться. Хочешь денег? Будет много денег. Хочешь славы? Будет много славы. Что тебе надо? Хочешь общения с противоположным полом? Не будешь знать куда от него деться. Потом! Что тебе нужно ещё? Хочешь какую-то, не хочешь страдать? Не вопрос. Просыпаешься, тебе хорошо, ложишься спать, тебе хорошо, везде ходишь, тебе всегда хорошо. И вопрос: будете ли вы повторять мантру тогда? [все смеются]. Что основной стимул, который мы сейчас повторяем? Чтобы не страдать. Правильно же? Так вот, вам так хорошо? А чего её повторять то?
01:55:15 И нам даже и Кришна говорит: «И что ты выберешь? Всё вот это или Меня?». На этом уровне вы должны быть готовы выбрать Самого Кришну. Хорошо, это уровень проверки, который человек должен пройти. Говорит Кришна: «Когда он проходит, он стаёт на следующую ступень». Спасибо большое! Разобрали сегодня очень важные этапы. Мы говорили о том, что цель садханы – всегда помнить о Кришне и никогда Его не забывать. Сколько занимает садхана в сутки?
[Аудитория] 25
[Сергей Тимченко] 25 часов и также мы не должны считать себя преданными, если в течении суток существует хотя бы одно мгновение, когда мы забываем о Кришне.
01:56:05 Также мы разобрали разные ступени духовной жизни: от самых начальных, от стадии искры Бога до стадии премы. Мы поняли, что на стадия ништхи является вратами в царство Бога, а нужно к ней стремиться. И завтра мы дойдём до стадии ништхи, поэтому приходите. И мы разобрали эти шесть последовательных ступеней неустойчивого преданного служения. И завтра мы продолжим, завтра не на работу. Спасибо вам большое! Пожалуйста поразмышляйте над этим всем.
01:56:45 Мы также говорили об обычных вещах, об важных вещах: для чего даны кризисы? Кризис – это переоценка системы ценностей, возможность улучшить, чтобы стать на новый этап веры нужно подвергнуть сомнению старый, старую веру. Всё это предназначено для того, чтобы пройти все эти испытания нам нужно как бы выбрать Кришну, для улучшения своего умонастроения. Мы пройдём все эти испытания, испытания для Кришны. Спасибо вам огромное за ваше внимание, терпение. Завтра у нас последнее занятие оно [неразборчиво]. По крайней мере так, достигнем стадии ништхи, ради Кришны, куда мы денемся?
[Аудитория] Да! Именно так! Стадии ништхи.
[Сергей Тимченко] Пока я философски оценю, что и для кого. Спасибо. Ананта Коти Вайшнава Вринди кий!
[Аудитория] Джай!
[Сергей Тимченко] Шрила Прабхупада кий!
[Аудитория] Джай!
[Сергей Тимченко] Джашарадхи Говинда кий!
[Аудитория] Джай!
[Сергей Тимченко] Шри Шри Гаурнитай кий!
[Аудитория] Джай!
[Сергей Тимченко] [Неразборчиво] кий!
[Аудитория] Джай!
[Сергей Тимченко] Спасибо!