лекция вторая

Омск - 30 April 2012
лекция для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 1
длительность: 02:02:37 | качество: mp3 96kB/s 84 Mb | прослушано: 442 | скачано: 234 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Сергей Тимченко] Спасибо за то что вы пришли. У нас ещё [неразборчиво] остались? Пожалуйста, раздайте эти предметы. Также если есть у вас тетради. [Разговор в зале]. У меня смиренная просьба – старайтесь, насколько возможно, записывать всё, потому что память наша существенно белая.

00:01:02 [Аудитория] Полная чувств, неустойчивая память
[Сергей Тимченко] Значит цель постичь свои эмоций, то о чём мы говорили. Как минимум 90% забудем. Разумеется – невозможно следовать тому, чему мы не помним.

00:01:22 Может ли человек следовать правилам дорожного движения, если он просто их не помнит? Невозможно этому следовать. Автоматически, всё что, это означает, что мы бесполезно всё это прослушали. Человек никогда в своей жизни не будет практиковать то, что он не помнит. Потому что невозможно практиковать то не знаю что. Понимаете? Поэтому для нас очень-очень важно это всё-таки, насколько можно записывать. Если даже сейчас, у нас более обстоятельств нет текущих, всё же лучше будет законспектировать всё это. Мы законспектируем, конспектируем всё это для того, чтобы потом у нас была возможность вернуться к этому, осмыслить всё это. Восстановить всё в памяти и запомнить, чтоб было что запоминать из описаний.

00:02:22 Мы в нескольких словах повторим тот материал, который мы проходили вчера, чтобы вспомнить. Актуальность этой темы, наш семинар он называется «Практика осознанного преданного служения». Актуальность этой темы состоит в том, что очень часто люди жалуются на то, что они годами практикуют духовную жизнь и не видят резких изменений, вообще прогресса в духовной жизни, сердце, оно не меняется. В чём причина всего этого? И мы привели две основные причины: первая причина состоит в том, что наша цель очень возвышенна и часто есть тенденция, что главная цель человеческой жизни – менять второстепенные цели. Конечная цель – обретение любви к Богу, какие-то второстепенные цели. Второе – у нас нет знания, что такое садхана и что такое – бхакти. Нет понимания самого пути и конечной цели этого пути, чёткого и ясного понимания.

00:03:50 Бхактивинод Тхакур подтверждает это. Говорит в «Бхакти-таттве-вилике»: «Большинство людей, которые приходят к преданному служению, так и не достигают преданного служения, потому что не поняли, что это такое». Поэтому они практикуют нечто – лишь внешне похоже на бхакти, но по сути бхакти не являющееся. Поэтому, они не достигают результатов, описанных в священных писаниях. То есть что бы вы не практиковали нечто, чтобы вы чётко осознали, что же мы делаем, с каким умонастроением всё это делать, как всё это делать – мы попытаемся разобраться во всём этом. Потому что весь этот путь описан великими святыми прошлого. Всё что нам нужно знать написано давно .

00:05:03 И сначала мы, по сути дела, когда мы встаём на духовный путь, мы получаем всего лишь тень бхакти, отражение бхакти. Даже этого достаточно для того, чтобы мы привлеклись чем-то. Но нам предстоит узнать, что же такое бхакти. Бхакти – это особая энергия, которая полностью привлекает Кришну. Бога можно обрести только посредством бхакти. Никак по-другому мы его не получим. Либо мы будем культивировать это бхакти, тогда Кришна нас получит. Если не будем культивировать бхакти, мы никогда Бога не обретём. Высшее проявление самодостаточности – вот – это говорит Шрила Прабхупада – это то что непобедимый Верховный Господь подчиняет себе людей. Но что такое любовь? Что такое бхакти, описывают наши предшествующие ачарьи. И бхакти, кто был вчера? Давайте повторим эту нижнюю строчку. Бхакти – это деятельность направленная на Кришну, с желанием доставить Ему удовольствие. Ещё раз давайте повторим все вместе. Бхакти – это деятельность, направленная на Кришну, с желанием доставить Ему удовольствие. [Третий раз давайте]. Бхакти – это деятельность, направленная на Кришну, с желанием доставить Ему удовольствие. Всё достаточно просто.

00:06:41 Бхакти – это деятельность, направленная на Кришну, с желанием доставить Ему удовольствие. Когда мы что-то делаем, что-то делаем с желанием сделать Кришне приятно, в данный момент, мы занимаемся бхакти. Поэтому, если мы таким образом поступаем, там кстати ещё есть дополнение, что всё это должно быть свободно от кармы, гьяны и йоги – прерывающей процесс преданного служения. Мы вчера разбирали эти нюансы, что эта главная цель не должна теряться, наша цель – обрести любовь к Богу, удовлетворить Его, не должна теряться. Тогда это всё относится к категории чистого преданного служения. Как только мы таким образом начинаем поступать, сразу же приходит бхакрачистма. Уходят страдания – вишагни и шубада – приходит всё благоприятное. Наше сердце начинает очень быстро трансформироваться, меняться, очищаться.

00:07:51 Шрила Прабхупада говорит: «Такое осознанное служение уничтожает само желание грешить». Даже хотя бы иногда, если мы хоть что-то будем делать, для того, чтобы Кришне сделать приятное, желание грешить будет уходить из нашего сердца. И как говорит Шрила Джива Госвами: «Если даже у человека есть материальные желания, его сердце ещё пока не чисто, то они, эти желания изменятся и уйдут, сердце очистится от грязи». Это то что будет происходить. И мы также говорили, разбирали почему люди страдают в духовной жизни? Страдания созданы для чего – говорит Махабхарата – чтобы напомнить нам, что мы забыли кого?
[Аудитория] Кришну!
[Сергей Тимченко] Кришну! Страдания – это создано только для того. Вселенское предназначение страданий – чтобы напомнить нам, что мы забыли о Боге. В данный момент, когда мы страдаем, мы думаем о ком? О себе. Если вы проанализируете, то в данную секунду, мы поглощены мыслями о себе.

00:09:10 И определение греха, которое даёт Шрила Рупа Госвами: «Грех – это желание удовлетворять свои чувства». Когда мы думаем о своём удовлетворении чувств, мы эгоисты нормальные. Душа изначально создана для того, чтобы думать о счастье Бога. И любовь по сути означает – ничего для себя – говорит Шрила Прабхупада. Так. На данный момент – это не любовь – это вожделение, это эгоизм. Вожделение – это желание наслаждать свои чувства. Мы эгоисты все. Наша любовь схлопывается, трансформируется, любовь трансформируется в вожделение. Это преступление против свей собственной души. И мы совершаем грех на уровне ума, получаем реакции на уровне ума в форме страданий, депрессии, разочарования. То что мы получаем, физически будем совершать, то и получим физические страдания. И те реакции, которые мы будем получать за неправильное восприятие мира. Если мы хотим перестать страдать, то нам на уровне разума хотя бы нужно изменить направление наших мыслей, мыслей о своём удовлетворении чувств на удовлетворение кого? Кришны. Переводи. Тогда сразу же начнут уходить страдания и будет приходить счастье, удовлетворение.

00:10:43 Но если вы не хотите, быть счастливыми, хотите пострадать, то ни в коем случае не пользуйтесь этими, отвечаю несчастливым человеком больше станет. Поэтому приводили, рисовали схему, что начинающий страдалец, или начинающий преданный – страдающий – это тот кто, у него в начале основной, главное, то о чём он думает сосредоточенно – это большое я. И где-то там в конце, ну и где-то Кришна там где-то в конце, но и его забывать тоже не надо. Такой человек, так как это главный приоритет у него в жизни, главное сосредоточие его мысли – он всегда будет несчастным, всегда будет разочарованным в депрессии. Он нарушает вселенские законы, постоянно вселенские силы будут просто бить ему по голове. Если он хочет быть счастливым, начинающий преданный, он самоначинающий, мы можем полностью быть счастливы, если что произойдёт? Если впереди своих интересов он поставить интересы Кришны. Сначала Кришна, я думаю о Его счастье, потом уже я.

00:12:00 Кто таким образом живёт, пытается таким образом жить, сразу страдания уходят, приходит счастье, удовлетворение приходит. Если он зрелый человек, то тот кто не только интересы Кришны и гуру ставит впереди своих интересов, он также и интересы других преданных ставит выше себя. Это главное условие, для того, чтобы мы смогли вернуться в трансцендентную духовную реальность. Если человек так научится жить, двери духовного мира ему будут открыты. Это очень важные вещи. И Кришна говорит, что, Кришна говорит – «Улудхва бхакти» в 11 песне Шримад Бхагаватам: «Улудхва бхакти – где объектом являюсь Я» – говорит Кришна – «полностью уничтожает все грехи даже на начальных стадиях духовной жизни». Стоит нам, хотя бы иногда начать так действовать, это не сложно, мы, каждый из нас в любую секунду может начать думать о том: «Что бы мне сделать, чтобы Кришне было приятно? И у него приятно на душе». Ничего сложного нет, не нужно быть чистым преданным, чтобы так начать думать. Я хотел бы попытаться так думать, что-то делать – сразу же мы начинаем очень быстро меняться и большими шагами делать шаги в сторону Кришны.

00:13:35 Собственно, в этом суть духовной жизни. И Шрила Прабхупада говорит, что все наши обычные обязанности, нужно выполнять, как будто Кришна попросил нас это делать. Ну то есть «Любые обязанности нужно выполнять таким образом, как будто Кришна попросил нас это делать. Это и есть бхакти» – говорит Шрила Прабхупада на страницах Бхагавад Гиты. Это то, как мы даже свои обязанности в одном случае мы делали это всё для себя или просто для кого-то, ну, в конце концов, для себя. Теперь, то же самое мы делаем уже для того, чтобы Кришне было приятно, те же самые обязанности, потому что Он же нас попросил. Так человек может одухотворить всю свою деятельность. И Бхактисиддханта Сарасвати, мы уже идём дальше, говорит: «Духовная жизнь означает…», запишите, что говорит Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, ученик Шрила Прабхупады. У кого-то есть запасная ручка? Поделитесь, пожалуйста.

00:14:59 «Духовная жизнь означает, быть внутренне сосредоточенным, внешне исполняя мирские обязанности». Духовная жизнь означает, быть внутренне сосредоточенным внешне исполняя мирские обязанности. Можете подняться сказать, что это значит? Духовная жизнь означает – быть внутренне сосредоточенным, внешне исполняя мирские обязанности. Внутренняя сосредоточенность значит – делать это, как служение Кришне, как будто Он попросил. Это говорит Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, ученик Шрила Прабхупады. «Поэтому духовному человеку, он» - Шрила Прабхупада говорит – «даже более тщательно выполняет свои материальные обязанности, чем материалист». Потому что он выполняет это всё как служение Господу. Внешне выглядит, как, что он делает для боса на работе, ещё для кого-то, но на самом деле он делает как будто Господь его попросил. Как только человек пытается так делать, любое его движение, любой его шаг, уже начинает приближать его к Кришне.

00:16:32 Сама деятельность является материальной, наше умонастроение является духовным или материальным. Любую деятельность, если она не греховна, можно связать с Господом и делать для Него. И я зачитаю стих, который произносит Шрила Рупа Госвами в Бхакти-расамрита-синдху или в Нектаре Преданности. В этом стихе он описывает: «Люди» - говорит – «Люди, желающие построить свою жизнь таким образом, чтобы она способствовала развитию преданного служения, должны совершать свои материальные и духовные поступки только, как преданное служение Господу Хари. Всё что они предпринимают в этом мире не должно противоречить внутренней природе вайшнава». Внутренняя природа вайшнава означает – жить во счастье Кришны, думать о Его удовлетворении.

00:17:51 Всё что они предпринимают в этом мире не должно противоречить внутренней природе вайшнава. И человек должен совершать свои и материальные и духовные поступки, как преданное служение Господу Хари – об этом говорит Шрила Рупа Госвами. И сейчас мы закончили эту предыдущую тему, мы автоматически продолжаем её говорить, идти дальше. Мы записали, что такое бхакти. Бхакти означает – всё, что мы делаем, пусть эта деятельность. Давайте повторим, что такое бхакти. Бхакти – это деятельность направленная на Кришну, с желаем доставить Ему удовольствие. [говорят хором]. Ещё раз давайте повторим – «Бхакти – это деятельность, направленная на Кришну, с желаем доставить Ему удовольствие». [говорят хором]. Всё. Это просто. Как только мы что-то делаем, чтобы доставить Кришне удовольствие и мы всё должны делать, для того чтобы ему доставить удовольствие. Это уже превращается в бхакти. Большими шагами шагаем в духовную реальность к нему.

00:18:59 Как только мы забываем об этом, это просто превращается в мирскую деятельность. Это даже, или по крайней мере около духовную деятельность. Но ещё это не бхакти, и не удивляйтесь, такая деятельность вас сильно к Богу не приближает. Вы годами практикуете это нечто. Следующее. Сейчас мы будем все вместе записывать и разбирать всё то что, касается садханы. Потому что люди часто спрашивают, то есть утверждают, что практиковали садхану. И когда их спрашиваешь: «Мог бы дать определение садханы?», люди не могут связать даже нескольких слов, люди не знают, что такое садхана. И садхана – люди думают, что это ранний подъём или утренние службы, к примеру, или повторение просто своей джапы. Но это всего лишь составляющие или элементы садханы, это ещё не садхана как таковая. Сейчас давайте мы запишем все вместе и разберём эти цитаты, которые даются великими ачарьями прошлого.

00:20:21 В этих цитатах они описывают свой путь. Садхана – производная от слова сидх. Сидх – означает «идти». Можно по-другому разобрать также это слово, все эти разные значения дополняют и углубляют наше понимание. Слово – са – означает «вместе». Дхана как переводится? Богатство. Са-дхана – иными словами «шаги в сторону истинного богатства». Как понять, что здесь речь идёт о вечном богатстве, потому что слово сад также первая часть, сад – означает «вечность». Иными словами, человек – это путь человека. Садхана буквально означает «идти, идти в сторону высшего богатства», «вечного богатства», того богатства, которое невозможно потерять. Настоящее богатство – это то богатство, которое есть в нашем сердце, это то богатство, которое мы никогда не потеряем. Всё остальное у нас можно украсть. Мы можем всё это потерять, но если в сердце человека есть сокровище и сокровище любви к Богу, то такой человек обладает самым большим сокровищем и богатством.

00:22:46 Према-дхана – сокровище Премы – является высшим достижением души. И сейчас мы запишем все вместе, разберём определение садханы, которое даёт Шрила Рупа Госвами. Это описывается в Чайтанья-чаритамрите (Мадхья-лила 22.105), Чайтанья-чаритамрита, Мадхья (22.105). Вот запишите пожалуйста. Пусть будет. Я сначала прочитаю санскрит (Мадхья-лила 22.105) Чайтанья-чаритамрита. Можно сжато написать.
kṛti-sādhyā bhavet sādhya-
bhāvā sā sādhanābhidhā
nitya-siddhasya bhāvasya
prākaṭyaṁ hṛdi sādhyatā

Запишите перевод этого стиха, который даёт Шрила Рупа Госвами, описывающий, что представляет собственно из себя духовный путь. Путь. В духовном самосознании.

00:24:02 Садхана – это осознанное вовлечение своих чувств. Садхана – это осознанное вовлечение своих чувств в служении Господу. Садхана – это осознанное вовлечение своих чувств в служении Господу, для достижения бхавы-бхакти. Садхана – это осознанное вовлечение своих чувств в служении Господу, для достижения бхавы-бхакти. Сейчас мы поговорим подробнее об этом определении. Мы все вместе его разберём.

00:24:58 Иными словами, здесь говорится, что нужно сознательно прилагать усилия. Шрила Прабхупада написал общество, создал общество Сознания Кришны, не просто общество Кришны. Почему? Потому что главным инструментом является сознание. Собственно, мы представляем из себя, в основном то, о чём мы думаем. Что в нашем уме или куда направляется наше сознание, туда направляется вся наша жизнь. И поэтому смысл духовной практики – это изменение своего сознания. В данный момент, слава Богу, что люди не видят наши мысли зачастую, потому что они не отличаются большой чистотой. И когда Шриле Прабхупаде кто-то говорил – «Ваше движение промывает людям мозги», Шрила Прабхупада сказал совершенно точно: «Если в вашей голове испражнения, то их надо промыть». И автоматически мы приходим сюда, и этот процесс духовной практики очищает наш ум, наше сердце, наше сознание от всякой грязи, механизму, собственно очищения нашего сердца.

00:26:44 Главное – принять этот процесс и чем больше мы его практикуем, постепенно-постепенно вся нечистота уйдёт. Этот процесс очень могущественный. Как сказал Шрила Равиндра Сварупа Прабху – это один из духовных учителей. Он сказал удивительную фразу, он сказал: «Каким бы ваше невежество сильным не было» - запишите эту удивительную фразу – «Каким бы невежество в вас сильным не было, оно не сильнее Кришны». Каким бы ваше невежество сильным не было, оно не сильнее Кришны. Каким бы ваше невежество сильным не было, оно не сильнее Кришны. Иными словами – Кришна и не таких спасал. Если мы просто продолжаем этот путь, если мы принимаем его, то всё наше сердце изменится. Бог – самый чистый Он – в состоянии очистить любых живых существ, особенно тех, кто пытается развивать с Ним эти взаимоотношения, принимает этот метод развития отношений. И осознанно означает, что нам нужно прилагать сознательно определённые усилия. Нам нужно усилия прилагать.

00:28:28 Запишите определение искренности, которая даёт, дают наши ачарьи. Оно очень лаконичное – «Искренность – значит «усилие»». Искренность – значит «усилие». Иными словами, если человек лежит на диване и просто мечтает. Знакомая ситуация, да? Хорошо бы было бы проснуться сразу чистым преданным бы? Господи Тебе что сложно? Потом, проснуться бы где-нибудь и раз и потом такой чистый, чистый святой, святой. Но запомните – такого никогда не будет. Нам всем без исключения придётся прилагать усилия. Собственно усилия, пока наши усилия показывают Господу на нашу искренность. У человека может ничего не получаться, ему всё может даваться с огромным скрипом, но если человек прилагает усилия, поскольку Я знаю, как ему тяжело, надо же какой он искренний! И ситуация постепенно будет меняться.

00:29:56 Я хочу задать вам вопрос: кому здесь, из сидящих легко внимательно повторять мантру? У кого ум вообще не отвлекается? Поднимите руки. А кому легко всегда вставать рано с утра? К примеру: в 4 – 5 часов, чтобы утром выполнить свои духовные обязанности? А кого, у кого из здесь сидящих, поднимите, у кого нет материальных желаний? Поднимите руки те, кому не приходится с ними сражаться? Можете выдохнуть – мы не одиноки. Оказывается, мы все вокруг сражаемся? Нам всем тяжело, мы сражаемся за Господа в своём сердце. Потому что иногда ум говорит: «Я один, наверное, такой несчастный? Все люди как люди, всё нормально». Кому, чей ум не отвлекается, поднимите руки о том, когда он, кто всё что он делает, он всегда делает как с желанием доставить Кришне удовольствие. Оказывается это работа. Мы все привыкаем к усилиям и нам всем тяжело.

00:31:24 Это, то есть, то есть у всех такая ситуация. Очень важно понять, что духовная жизнь – значит усилия. Духовная жизнь – значит – усилия. Не то, что всё будет легко, знаете – само по себе, я, все наши нормальные, я вот такой – это нормально. Мы все прилагаем усилия, чем больше мы усилий прилагаем, тем скорее прогрессируем. Запишите дальше определение искренности, оно очень, другое определение. Искренность – это синоним разуму. Основная функция разума какая? Различать. Основная функция разума – различать между чем? Хорошим и плохим. Хотите провести тест – искренние мы или нет? Можете никому не рассказывать результаты. Если, как бы тяжело нам ни было, человек выбирает в своей жизни то, что хорошо для духовной жизни и отвергает то что плохо. Это показатель того, что мы искренни.

00:33:13 Пока, и каждый из нас знает, что хорошо для нашей души, а что плохо. Определённый уровень знаний есть, правильно? Искренность – означает, что мы принимаем то, что благоприятно, то, что хорошо для моей души и для моего сердца и отвергаем то, что плохо. Не искренний человек будет оправдывать свою грязь. Пример: «Я же не чистый преданный» - знакомо это? Но я не один такой. Понимаете? Все это делают. Будь это аргумент – значит «не меняться». Или же: «Ничего, я буду делать эту гадость, когда это мне надоест». Понимаете? Наш ум, по своей природе, он пытается нас обманывать постоянно. Мы не должны оправдывать нашу грязь этими людьми. Мы будем сейчас об этом говорить. По крайней мере, грязь нужно называть грязью. Духовный прогресс полностью встаёт, когда мы начинаем это всё, как бы оправдывать. Кришна говорит, что, даже если человек, в Бхагавад Гите, что «Даже если человек не может следовать Моим предписаниям» - говорит Господь, – «но он не отвергает Мои слова, иными словами, он не искажает истину, не искажает правду, не искажает философию – такой человек будет прогрессировать». Потому что в нём есть энергия не обманщика.

00:35:01 И мы все можем делать шаги в эту сторону, мы должны делать шаги в эту сторону. Мы все можем стать искренними, и чем больше муки являются искренними, и у нас у всех есть, мы можем ловить себя на том, что периодически у нас тень лицемерия проходит. Но с этим нужно сражаться. Нужно делать всегда шаги в сторону истины. Такой человек, даже если он не может чему-то следовать, по крайней мере, он будет переживать за то что – «Я не могу следовать». Он не будет это оправдывать. Тогда он искренен, он будет прогрессировать. Тогда он искренне будет прогрессировать. И мы возвращаемся к этому, к определению садханы. Собственно мы описываем важное умонастроение на духовном пути, без которого духовный прогресс просто не состоится. Нам нужно быть искренними. Искренность означает, что мы сознательны – то есть мы осознаём, то есть мы не выключаем свою осознанность. Да, это иногда болезненно именно вот с этим связан духовный рост.

00:36:24 И что делать? И очень важный момент, что это осознанное увлечение своих чувств в служении Господу. Это означает, что свои чувства нужно занять позитивно. «Особенно нужно занять свой ум» - говорит Шрила Прабхупада. Самое главное – среди всех чувств – это наш ум. Мы должны и свои чувства другие, просто своё тело занять служением Господу и свой ум. Потому что обычно, что-то делаешь, потом начинаешь думать. Но в редких случаях бывает ещё такая ситуация – вы могли себя на этом ловить, что внешне служишь Кришне, можно мыть парафеналии или готовить для Господа, резать картошку или мыть там алтарную комнату, но думать о всяких глупостях. И в данный момент – это собственно не преданное служение. Потому что Кришна говорит: «Что является служением». Он сказал: «Можно определить по уму человека, о чём он думает». «Истинный тест – это ум» - Кришна говорит, поэтому Кришна говорит - «Самое главное – займи свой ум Мной». Кришна говорит, помните мы рассказывали, то что Он сказал Арджуне, Он сказал: «Арджуна не будь, как неверный слуга царя». Неверный слуга царя внешне служит царю, но служа внешне царю, думает на самом деле только о деньгах и о своей семье. Его ум на самом деле полностью связан с корыстью.

00:38:17 И Он говорит, что «самое главное – является человек, служит Мне он или нет является ум, мысли, а не внешняя деятельность». Возникает естественный вопрос: почему люди, мы иногда занимаемся внешней деятельностью, но годами не прогрессируем? На этот вопрос ответил Господь Хайадрива, когда Он низошёл в этот мир на точно такой же вопрос, который задал Господь Брахма. Он сказал: «Почему» - Брахма сказал – «Почему преданный он занимается какой-то деятельностью, но он не прогрессирует?». Внешне это деятельность в преданном служении, а не прогрессирует, в чём загвоздка?

00:39:11 [Аудитория] [Неразборчиво]
[Сергей Тимченко] И он сказал: они просто не погружают своё сознание в эту деятельность. Сознание не погружено. Собственно, смысл садханы – это ещё раз прочитаю – это осознанное вовлечение своих чувств, то есть осознанное вовлечение своего ума, своего сознания в служение. Тогда мы так, как ракета начинаем прогрессировать. Погружение нашего ума туда – это самое главное наше усилие. Нам нужно, так или иначе [Йане тхема пракарена], так или иначе, занять свой ум Кришной. Для Кришны делать, чтобы Ему было приятно, для Него. В самой этой деятельности есть определённый вкус, Кришна он же сладкий. Когда же его начинаешь делать, сладость какая-то приходит, сам не можешь объяснить. К тому же, у вас тут, вам гораздо легче это начать. Я не видел ещё таких красивых божеств. Столько возможностей реализации. Он сладкий, он уже сам привлекающий. Вся эта сладость Кришны начинает удивительным образом проявляться, когда мы начинаем ему служить, ещё больше открываться.

00:40:54 И тут очень важно. Ещё раз – если наш ум не занят, а занято только физическое тело, то это уже не духовный путь. Ясно, да? Очень часто мы можем повторять Харе Кришна мантру, язык повторяет, а ум где-то там во вселенной бродит. Поэтому смысл духовной жизни – это ловить свой ум, и снова его под контроль своего я, как бы ставить. Кришна говорит: «Ум по своей природе непостоянен», знаете бегает постоянно, Кришна говорит: «Суть йоги состоит в том, что его нужно уловить и снова, каждый раз, когда он убежал, снова под контроль своего я ставить». В этом смысл духовной жизнь – это контроль ума, когда мы свой ум пытаемся контролировать, вытаскивать его со всяких там мест странных, с мусорных баков, куда хочет так залезть и занимать его Кришной. В этом суть как бы духовной жизни.

00:42:08 Суть садханы – занять свой ум, вовлечь свой ум в служение Господу. В мысли о том, чтобы Кришне сделать приятно, мысли о Кришне. Другой очень важный момент – что ещё раз – садхана – это, давайте повторим все вместе определение. Садхана – это осознанное вовлечение своих чувств в служении Господу, для достижения бхавы-бхакти. [говорят все вместе] Ещё раз повторим. Садхана – это осознанное вовлечение своих чувств в служение Господу, для достижения бхавы-бхакти. Чувства. Бхакти, ой Садхана – это осознанное вовлечение своих чувств в служение Господу, для достижения бхавы-бхакти. Очень важно, что важно не просто вовлечь свои чувства и даже ум, должна быть чётко поставленной цель – бхава или любовь к Богу. Иными словами, вся наша жизнь превращается в духовный путь, если чётко поставлена цель, что всё я это делаю ради обретения любви к Богу. Если цель не поставлена, то она недостижима.

00:43:42 Очень часто мы что-то внешнее делаем, (можно гулять), есть такое слово – надо делать. Мы делаем. Но делаю то, ради чего, не знаю чего. Понимаете? Вы знаете как анекдот: два чукчи в тундре заблудились. Один к другому подходит и говорит: «Белый человек сказал: «Когда заблудился надо кричать»». Кричали-кричали, кричали-кричали, кричали. Бесполезно. Второй говорит: «Белый человек сказал: «Если не помогает, тогда надо стрелять»», стреляли, стреляли, стреляли, стреляли, стреляли, один к другому подходит: «Ты чего не стреляешь?», он говорит: «Да, ну, последняя стрела осталась»». [все смеются]. Стрелять нужно для чего? Чтобы был шум. Какой смысл стрелы стрелять вопрос? То есть мы делаем что-то внешнее, так как нет чёткого понимания цели, всё это становится бесполезным. Усилий очень много и мы долго, мы долго и упорно рубили просеку в лесу, только потом уже поняли, что не в ту сторону. И по лестницам взбирались на 12 этаж, только потом поняли, что не в тот подъезд зашли. Мы не на тот дом влезли, залезли по лестнице упорно.

00:45:10 И поэтому начинать любую деятельность нужно с конца в уме, запишите это. Любую деятельность нужно начинать с конца в уме или все ваши усилия бесполезны. Любую деятельность нужно начинать с конца в уме. Задаться вопросом: «А ради чего-то я вообще всё это делаю?».

00:45:37 [Аудитория]: А как понять «с конца в уме»?

00:45:40 [Сергей Тмченко]: Конечная цель. Ради чего? К чему всё это должно в конце произойти? Ради чего всё это делать? Работа ради работы? Цель? Понимаете да? Может. Есть очень интересное определение фанатизма в Ведах. Запишите это определение, очень любопытно: «Фанатизм – это двойное приложение усилий», фанатизм – это двойное приложение усилий, при полном забвении цели этих усилий. Энергии-то очень много. Мы бегаем, заколачиваем что-то, строим, копаем, там энергии очень много. Давным давно забыли – а зачем нам всё это нужно и к чему это всё должно приводить? Кем мы являемся в данный момент?

00:47:06 Кришне не нужны роботы, знаете, такие? Кришна говорит: «Вообще-то Мне вот это всё не нужно, Мне нужно твоё сердце. Уж давным-давно я в твоём сердце, уж давным-давно там уже как бы присутствую. Когда ты хоть обо Мне вспомнишь? Что конечная цель всей вот этой практики – это Меня полюбить. Это не работа ради самой работы. Поэтому всё остальное, оно не имеет никакого смысла, если против, большого смысла и если ты, всё это тебя ко Мне не приближает». И поэтому снова, снова и снова нам нужно себе напоминать об этом, то есть иными словами – садхана это что такое? Это деятельность в служении Господу, когда мы любую деятельность делаем как служение Господу, ради обретения любви к Нему. Это мы, знаете, служим Господу. Я вам приведу примеры отрицательной деятельности, чтобы вам было понятно, ошибок, самых распространённых на этом пути.

00:48:28 К примеру, экадаши. У вас проходят вот бдения ночные? [смеются] Но, в очень многих местами проходит. Я это не говорю, слава Богу, это, но не обязательно, по крайней мере, нормально если вы это делаете. Плохо. Это хорошо, это описано в священных писаниях, иногда рекомендуется, но это необязательная вещь. Мне становится очень смешно, когда люди в конце, обычно в Москве там проходят какие-то программы, просят определённых благословений. Это они всю ночь не спали, постились целый день, повторяли много кругов. И когда они начинают просить очень странные вещи: там коза не доится, там или корова не доится, там, мой бизнес там не идёт. Благословите, преданные, чтобы там. То есть получается, что все эти аскезы, ради которых он, которые он исполнял, он направляет на всякие дурацкие вещи. И знаете, к чему всё это приводит? Сейчас мы об этом поговорим о них. Дело в том, что любые аскезы, которые человек совершает, не ради обретения любви к Богу, делают сердце чёрствым, порождает гордыню.

00:50:02 Такие аскезы делают сердце чёрствым и растёт гордыня. Подтверждается. Будь здоров. Иногда люди жалуются. Иногда можно очень явно видеть: человек пропостился на сухую, зажал зубы, он весь такой сильный преданный. Всю ночь даже некоторые люди не спали, но стоит вот такому, потом кому-то встретиться на следующий день, не дай Бог, кто-то там чёто не так повернётся, не так скажет, он готов их там просто порвать. Гнев такой. Или там раздражение по малейшему поводу. Почему? Это не проблема самого экадаши. Экадаши – это мать преданности, очень хорошо, когда мы думаем о Господе, и чем больше мы думаем о Господе, и повторяем святые имена в этот день, тем лучше для нас. Нужно поститься. Последнее наставление, которое дал Господь Чайтанья своей матери, перед уходом, перед принятием саньясы: «Не ешь зерновые в экадаши, потому что в этот момент – вся греховная карма людей входит в зерно-бобовый продукт».

00:51:26 Если вы хотите всю греховную карму людей на свою голову взять, если вам своей мало, то ешьте зерновые в экадаши. Страшные вещи – это разрушает бхакти очень сильно. Поэтому в экадаши нельзя есть зерновые. Можно есть овощи, фрукты, молочные продукты и так далее используется. Лучше, конечно, поститься, но если сил не хватает, по крайней мере, по крайней мере, не ешьте зерно-бобовые продукты в этот день. Но, в этот день любые аскезы, запишите, как, чему нужно правильно посвящать? Вайшнавы совершают аскезы, только ради двух вещей. Это говорят ачарьи, всё остальное неправильно. Вайшнавы совершают аскезы ради двух вещей – ради обретения любви к Богу и обретения смирения. Это единственно два правильных и чистых мотива для обретения смирения.

00:53:03 Аскезы нужно совершать. Аскезы сами по себе неплохие. Потому что, когда человек правильным образом, с правильным умонастроением совершает аскезы – это не сложно, просто вы перед этой аскезой говорите что? Плоды этой аскезы я направляю на обретение смирения и обретения преданности. Такие аскезы с правильным мотивом, размягчают сердце. Углубляют нашу преданность, делают нас очень, и умножают решимость на духовном пути. Решимость растёт. Аскезы увеличивают решимость. Сильнее увеличивают духовную силу, увеличивают решимость, размягчают сердце правильные аскезы и помогают нам полюбить Бога. Неправильные аскезы, та же самая аскеза внешне, но с неправильной целью – ожесточает сердце, приводит к жёсткости, к росту гордыни и также разрушает физическое тело или тонкое тело. Итак, правильная аскеза – укрепляет тонкое тело.

00:54:49 Это то что можно наблюдать вокруг, не просто философия творения. Пример: люди говорят: «А мне так тяжело вставать рано с утра, я встаю с утра, но иногда мне хочется всех порвать и потом ещё всё так». Гнев, конфликты пистонные. Вы знаете, в чём причина? Опять же, всё это связано. Человек несёт эту аскезу, но в чём проблема? Почему он гневается? Неправильно поставлена цель. Основной мотив – почему он встаёт рано с утра? Чтобы не быть хуже других. Потому что так говорят – «Иначе инициацию не получишь». Или же, есть такое слово – надо делать ради того, чтобы просто делать. Но нет чёткого понимания. Так как нет чёткого понимания, что? Смотрите что происходит? Он внутри не хочет это делать, его ум не согласен, но разумом он этот ум насилует. Он хотел не принимает этот процесс. Ум его не занят. Он просто берёт и насилует своё физическое тело. Происходит некоторый дисбаланс между физическим телом и тонким телом, неприятие всего этого.

00:56:16 Физическое тело делает, а тонкое не принимает. Всё тело начинает разрушаться прямо на глазах. Проблемы со здоровьем. Это не проблема самого этого метода. Нужно вставать с утра – это действительно благоприятное время – по Аюрведе, по всему. Нужно чётко ставить цель, что «я встаю и всё это делаю ради обретения любви к Кришне». Всё. Тонкое тело приняло правильную цель. Оно не будет разрушаться, а будет укрепляться. И эту цель нужно постоянно-постоянно себе напоминать. Весь наш утренний подъём – это не садхана, если не чётко поставлены цели. Садхана – это когда начинается только тогда, всё это превращается в духовный путь только тогда, когда чётко поставленная цель: «Я это делаю ради обретения любви к Богу». Если вы встаёте просто, чтобы вставать или читаете мантру, чтобы просто читать мантру. Ну чтобы знаете, чтобы не быть хуже других, потому что не вычитаю мантру, там пальцем показывают, потому что я какой-то не такой. Мотив не самый правильный. Это не садхана на данный момент. Так годами будете топтаться на месте.

00:57:47 Мы повторяем мантру, для того, чтобы обрести любовь к Кришне. Даже повторение мантры может не являться как бы садханой. Имперсоналисты тоже мантру повторяют. Имперсоналисты. Их желание – самому занять положение Бога и сражаться с Ним. Понимаете? Внешний метод тот же самый, но сознание неправильно. Они никаких благов не получают блага. Один ученик подошёл – вы знаете Мадан Мохан? Ну некоторые знают, очень удивительный преданный. Он рассказал свой собственный опыт. Он говорит: «Я подошёл к своему духовному учителю, к Мукунде дас Госвами, это одного из первых учеников Шрилы Прабхупады и сказал – «Гуру Махарадж, нормально если преданный повторяет, например, не 16 кругов, а 25 кругов?», и он говорит, что он сказал, я думаю, конечно, он скажет, наверняка: «Да, это же здорово, чем больше, тем лучше », потом я ему скажу: «Гуру Махарадж, а я вот целый год уже повторяю», прекрасно». И Махарадж посмотрел на меня внимательно и сказал: «Лучшее если преданный повторяет 16 кругов, но делает это ради обретения любви к Кришне, чем он повторяет большее количество кругов, но делает это с другой, с другим мотивом».

00:59:24 «Большая часть преданных» - он говорит – «которых я встречал на духовном пути, повторяли большее количество кругов в основном с желанием освобождения, а не ради обретения любви к Богу». Это понятно да? Даже такие вещи очень важны, даже повторение мантры может приводить к тому, чтобы топтаться на месте, если нет чётко поставленной цели. То есть ещё раз – садхана – это осознанное вовлечение своих чувств в служении Господу, ради обретения любви. То есть, если нет чётко поставленной цели, что это мы делаем ради обретения любви к Богу – это в данный момент не духовный путь, это не садхана. Но любую деятельность, которую вы делаете: чистите картошку, ради того, чтобы обрести любовь к Кришне, моете пол, чтобы обрести любовь к Кришне, чистите там парафеналии для божеств для того, чтобы обрести любовь к Кришне, там колите дрова, чтобы обрести любовь к Кришне, забиваете гвозди, чтобы порадовать Кришну, обрести любовь к Кришне. Это ваша единственная цель. Вы ставите такую цель перед собой. Любое ваше движение – это уже духовный путь, вы большими шагами идёте к Кришне.

01:00:59 И, это понятно, да, сейчас? И это не сложно организовать? Это реально, хотя бы хоть что-то нам нужно делать с таким умонастроением на уровне разума мы начнём это делать. Тогда сразу мы ситуация будет очень сильно меняться. Следующее.

01:01:34 Следующий стих – мы сейчас запишем определение бхавы. Определение бхавы. Это определение даётся в Чайтанья-чаритамрите, в Мадхья-лиле, 23 глава, 5 стих. Чайтанья-чаритамрита (Мадьхья 23.5). Запишите, потому что, конечно, мы пытаемся во всём разобраться, чтобы чётко понимать, что же мы делаем и какова цель всего этого? Тут говорится, что цель садханы – это бхава. Что это за состояние такое? Сейчас мы запишем. Запишите перевод стиха, я сначала санскрит прочитаю:

01:02:28
[śuddha-sattva-viśeṣātmā
prema-sūryāṁśu-sāmya-bhāk
rucibhiś citta-masṛṇya-
kṛd asau bhāva ucyate
]

01:02:37 Это был текст. Когда преданное служение, когда преданное служение утверждается, когда преданное служение утверждается на платформе трансцендентной благости, когда преданное служение утверждается на платформе трансцендентной благости, оно становится подобным, когда преданное служение утверждается на трансцендентной платформе в чистой благости, оно становится подобным солнечному лучу любви к Кришне. Оно становится подобным солнечному лучу любви к Кришне.

01:03:37 В это время, в это время преданное служение заставляет сердце смягчаться различными вкусами – это называется бхава. В это время преданное служение заставляет сердце человека смягчаться различными вкусами. Это называется бхава. Ещё раз. Весь текст. Когда преданное служение утверждается на трансцендентной платформе в чистой благости, оно становится подобным солнечному лучу любви к Кришне. В это время преданное служение заставляет сердце человека смягчаться различными вкусами. Это называется бхава.

01:04:46 Сейчас мы более подробно всё это вместе с вами разберём, потому что вообще ничего не понятно. Сердце тут, какие-то лучи, что-то там смягчаться начинает. Что? Что же это такое? И с чем, как это нас касается? Дело в том, что на этой стадии, на этой стадии развития духовной, духовного развития человека происходит следующее – две энергии, которые представляют из себя энергию бхакти, бхакти-шакти. Это самвит, это духовные энергии, самвит – энергия сознания или бытия. Сознание или знание? Знание и другая энергия – это хладини. Это энергия блаженства или наслаждения.

01:06:31 Эти две энергии входят в сердце человека на этом уровне, но эти две энергии, которые собственно представляют из себя энергию бхакти могут войти в наше сердце и проявиться в максимальной степени. Только если сердце человека находится на уровне сандхини. Садхини – означает буквально – трансцендентное существование. Именно в такой атмосфере проявляется в максимальной степени бхакти – любовь к Богу. Она сможет проявиться в нашем сердце. Дело в том, что часто люди задают вопрос: «Откуда вообще берётся эта любовь к Богу? Откуда она?». Кстати, в этом же стихе в определении садханы, там говорится в нижней строчке – [nitya-siddhasya bhāvasya prākaṭyaṁ hṛdi sādhyatā] – там говорится, что любовь к Богу уже присутствует в нашем сердце.

01:08:00 И всё это ни ниск, это естественное качество души – любить Кришну. Эта любовь, когда мы приходим в материальный мир, она сжимается. Она и также покрывается, покрывается невежеством, то есть невежество не может покрыть Кришну, невежество покрывает нас, как человек который, сегодня дожди, вы знаете, что много облаков на улице. Мы выходим на улицу, пасмурно, смотрим на небо, небо покрыто тучами. Сами эти тучи в состоянии покрыть планету Солнце? Они покрывают кого? Нас. Вот эти облака невежества покрывают нас. Кришну невежество не покрывает. Единственная любовь к Богу – это неотъемлемое качество души, поэтому что нам нужно сделать? Нам нужно просто невежество убрать и тогда любовь к Богу естественным образом пробудится и раскроется в нашем сердце. То есть нам нужно достигнуть стадии трансцендентного существования, тогда любовь к Богу проявится в нашем сердце в максимальном виде. То, что нам нужно сделать. Это наша цель. Это понятно?

01:09:37 И смысл наших усилий – это подготовка нашего сердца, чтобы эта любовь к Богу смогла там в максимальной степени как бы пробудиться, проявиться. Как, например, приводит пример с кувшином забитом грязью очень плотно. Туда можно налить что-то? Невозможно. Чем больше мы грязи оттуда уберём, глину уберём, тем больше туда можем налить. Сейчас наше сердце забито всякой грязью. Смысл духовной практики, особенно на нашем уровне – прилагать максимум усилий, чтобы очистить наше сердце от этой грязи, чтобы любовь смогла туда войти, проявиться. Наше сердце сравнивается с давним означает сосудом, с этим кувшином. Чтобы вот этот нектар бхакти он там поместился, он там в максимальной степени проявлялся, нам нужно всю вот эту грязюку убрать. Это наша цель. И это бхава – это особое состояние, когда сердце полностью чисто, практически и тогда вот эта бхакти-шакти – энергия любви к Богу в максимальной степени начинает пробуждаться очень активно. Но говорится, что это качество бхавы достигается очень редко.

01:10:55 Есть определение бхавы, которое на санскрите означает – [су-дур-лабха]. Су – означает «очень», дур – означает «трудно», а лабха – означает «обретать». Су – означает «очень», дур – «трудно», лабха – «обретать». Судурлабха. Иными словами, Рупа Госвами говорит, один из величайших духовных учителей, он говорит, что: «Бхава достигается редко, даже, если человек совершает интенсивную практику в течении продолжительного времени». Мы сейчас разберём почему. Бхава достигается редко, даже если человек совершает интенсивную практику в течение долгого времени. По двум причинам. Первая – трудно обрести её в последующем подчинении. Первый – если в сердце человека нет привязанности к Кришне, бхава не обретается. Или нужно достигнуть стадии привязанности – она называется асакти. Иными словами: нужно дорасти, по крайней мере, пройдя разные этапы, дойти до уровня привязанности к Кришне.

01:12:37 Следующей будет только бхава. Нужно пройти все ступеньки духовного пути. И второе – Кришна Сам так просто не даёт бхавы – это вторая причина. Кришна Сам так просто не даёт бхакти. Сейчас мы ответим почему. Что Ему жалко что ли? Правильно? Мы же не ради Себя, ради Него. Дело в том, что тот человек, у которого есть бхава, Сам Господь, у него есть любовь к Богу, Господь полностью подчиняется этой любви. Это удивительное качество Кришны – подчиняется любви. Вы вот только представьте на секунду: сейчас вот Кришна появился и говорит: «Всё. Я твой! Всё, заботься обо мне». Это означает, что вам придётся теперь жить ради Него 24 часа в сутки. Это трудно. Всё, вам нужно всё оставить и теперь придётся жить полностью ради Него 24 часа в сутки.

01:13:55 Тут возникает серьёзная проблема – подождите, а как по поводу моих планов, по поводу моих собственных желаний? Понимаете? Вот Он. Что нам мешает, чтобы Кришна проявился? Только наш эгоизм. Понимаете? Это нам, и что нам нужно сделать? Нам нужно избавиться от этого эгоизма и сам процесс бхакти – он избавляет от эгоизма, постепенно эгоизм уходит. Наше сердце раскрывается. Мы перестаём быть корыстными. Даже хотя бы, бхакти – это такая удивительная энергия, что если она даже чуть-чуть входит в сердце человека, она вытесняет всё невежество, в результате человек раскрывается, может испытывать огромное счастье, постепенно всё невежество будет уходить, потому что бхакти. И что же нам делать-то вообще? Потому что и бхакти тяжело обретается. Какие есть у нас тогда шансы? Единственная надеждой для нас является милость Шрилы Прабхупады и также Гаурнитай. Пишите, это очень важно. Единственной надеждой для нас является милость Шрилы Прабхупады и также Гаурнитай.

01:15:22 Что иногда можно слышать, люди говорят: «Явно не в этой жизни я вернусь к Кришне». Это неправильное умонастроение. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур – учитель Шрилы Прабхупады говорил: «Я не вижу никаких серьёзных причин, чтобы преданные в этой жизни не вернулись назад домой к Богу». Я не вижу никаких серьёзных причин, чтобы преданные в этой жизни не вернулись назад домой к Богу. Если человек искренне прилагает усилия, то это порождение будет его последним усилием, в это рождение его вытащат отсюда. Шрила Прабхупада, была знаменитая история, когда Шрила Прабхупада читал лекции и сказал: «Чтобы вернуться в духовный мир – наше сердце должно быть полностью чисто». В присутствии чистых преданных, грязь становится очень как бы яркой.

01:16:29 Ученики там все сидели в таком трансе. Очень опечаленные. И тогда вдруг Прабхупада глядя на всё это, он сказал, так посмотрел и сказал: «Хорошо, хотя бы на 90% нужно очиститься и всё будет». И их лица не изменились. Тогда Прабхупада сказал: «Хорошо, 80%», ну там лица всё равно не поменялись. И тогда Прабхупада сказал: «Хорошо – 70%» - и встал. Ученики продолжали потрясённые сидеть. Тот развернулся перед выходом из алтарной комнаты и сказал: «60!». Пошёл вниз спускаться. Перед машиной, ученики вскочили и побежали провожать Шрилу Прабхупаду. Прабхупада остановился возле машины, развернулся и сказал: «Хорошо 50% и не процента меньше» и сел в машину. Ученики стали петь: «Джай Прабхупада кий джай Прабхупада…» - в честь своего гуру. Вдруг глаза Шрила Прабхупады наполнились слезами, он почувствовал сострадание. Посмотрел на своих учеников и произнёс удивительную фразу: «Ну, если вы просто схватитесь за край моей одежды, я вытащу вас из материального мира». Я знаю, это очень трудно.

01:18:27 Для вас это единственная надежда – надежда милости чистого преданного Господа Шрилы Прабхупады. Что значит – схватиться за край одежды Шрилы Прабхупады? Не грешите. Это очень важно. Схватиться за край одежды Прабхупады – означает «всецело отдать себя процессу очищения сердца». Схватиться за край одежды Шрилы Прабхупады – означает «всецело отдать себя процессу очищения сердца».

01:19:09 [Аудитория] Тут опять сто процентов.

01:19:15 [Сергей Тимченко] Мы отдаём себя процессу очищения сердца. Мы сейчас не говорим о результате. Когда, если вдруг так произойдёт, что мы будем оставлять тело, и мы ещё не дошли до конца, наше сердце ещё не чисто, но мы отдали себя, посвятили себя процессу очищения сердца, мы стараемся со всех своих сил, нас заберут в духовный мир – это ваше последнее рождение. Не так много осталось, чтобы дотерпеть. Слава Богу, в Кали-югу долго не живут.

01:20:00 Не так много, да будет 12 год уже? Только не доставайте вы интернет инначе ещё на год запустят. Я сейчас не про это совершенно говорю, то есть ну, как один корреспондент подошёл к Шрила Прабхупаде и сказал: «Свамиджи, как вы относитесь к высокой проблеме смертности в Америке?». Это высокое проявление смертности – она везде одинаковая, она везде 100-процентная. [все смеются]. Ну, так или иначе, тело всё равно помрёт, ничего не будет даже сейчас, и не будет когда-то, всё равно оно помрёт. То, что у нас исключение – вы знаете мы будем жить вечно. Средняя продолжительность жизни мужчин сейчас сократилась по-моему до 53 или 54 лет. Женщины на 5 лет больше. Всё. Средняя продолжительность жизни. Не так уж много.

01:21:06 Прабхупада сказал, а Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал, он сказал: «Да, будет непросто, но просто потерпите». Главное баджан не прекращать, как сказал Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Да, будут сложности: а кому в этой жизни легко? Но не прекращайте духовную жизнь практиковать, потерпите, не так уж много осталось, мы можем потерпеть, держа зубы, мы все какие-то аскезы ради Господа, ради обретения любви к Господу нас вытащит, нам не придётся больше болеть, стареть, умирать, рождаться снова в этом мире, проходить всю эту кучу проблему. Нас вытащит Кришна. Это удивительно. Это благословение Прабхупады к этому времени. Это 100% работает. Уже столько времени, там все усилия было непонятно ради чего. Но всё это, всё что мы материальное там наработали, мы всё это потеряем, в конце концов, но ради вечных вещей, ради самых ценных вещей, которые мы никогда не потеряем, почему мы какие-то аскезы не можем прилагать какие-то усилия? Ради этого дано, вся наша жизнь дана, единственное что она материальная дана, вечные отношения с Кришной, всё. И мы навечно вернёмся в духовную реальность, чтобы быть вечно рядом с ним в вечных отношениях.

01:22:38 Поэтому нам нужно приложить максимум усилий. И также Чайтанья Нитьянанда – это также от кого мы должны зависеть. Все наши ачарьи говорят об этом и Прабхадананда Сарасвати Тхакур также. Он говорит: «Вы знаете этот стих, который мы говорили, что любой человек, который он думает, что он сможет обрести Кришну без милости Чайтаньи Нитьянанды – он сумасшедший». Любой, кто думает, что он сможет обрести Кришну без милости Чайтаньи Нитьянанды, он сумасшедший, в Кали-югу это нереально. Потому что Чайтанья Нитьянанда самое милостивое воплощение Бога, если Кришна принимает в Своё окружение только чистых личностей, чьё сердце чисто. Мы знаем в каком состоянии наше сердце. И Чайтанья Нитьянанда не смотрит на уровень падшести человека, они принимают всех. [Чайтанья Нитьянанда надхи эссе бабхичар нама волитед према дхан махеша дхам].

01:23:57 Чайтанья Нитьянанда настолько милостивый, что они каждого человека, каждому человеку дают возможность в конце концов плакать слезами любви к Кришне, слезами Премы, слезами счастья к любимому. Это качество Чайтаньи Нитьянанды. И Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит, что любой человек, который принимает прибежище Чайтаньи Нитьянанды, очень быстро начинает очищаться от своих анартх, от своей грязи в сердце. Любой, кто принимает прибежище Чайтаньи Нитьянанды начинает очень быстро очищаться от своей грязи в сердце. Вы видите. И он в конце концов обретёт любовь к Богу при этом очень быстро, если он примет прибежище Чайтаньи Нитьянанды.

01:24:57 Один преданный мне рассказал историю, что подарил изображение Господа Чайтаньи своим знакомым. Так сказать, благоприятное изображение, то есть висит в прихожей и эту атмосферу очищает. Итак, они толком ничего не знают, они взяли и знаете [неразборчиво], в прихожей там повесили их. Люди ничего не знают о Сознании Кришны и у них, они знают, что только друг там занимается всем этим и всё. И как только пришла хозяйка, у них немецкая овчарка, она увидела это изображение Господа Чайтаньи, она стала смотреть на него, там скулить, потом кланяться, смотреть, бить хвостом, ведёт себя необычайно, сидит и смотрит на него. Даже слёзы у него там текут из глаз у собаки. И они так в шоке, они никогда такое не видели. И она с этого момента, она отказалась есть мясо. Она двайт, там мясо лежит а она не ест. И тут хозяйка пришла и знаете у неё капустный лист выпал там, она там принесла продукты, она подбежала, съела этот капустный лист. Он дал ей капусту, она пол кочана съела сразу.

01:26:25 Полностью отказалась есть мясо. Собака даже. И ну они же обычные люди, они там: «Она же собака, сдохнет, как же она без мяса?». Они убрали это изображение. Только через несколько дней она стала его есть. Я видел как самые падшие люди, там были такие ситуации, там были очень агрессивные, очень динамичные люди, мы просто молились за них Господу Чайтанье и Нитьянанде. Прямо на глазах эти люди начинали меняться. Тех людей, которых ну очень тяжело было управить, потому что эти люди были очень жёсткие и вообще такие, вообще никак, не имеющие никакого отношения к духовной жизни.

01:27:04 Один преданный мне рассказал историю – у него друг имперсоналист, маявади, говорит, что «мы все Боги», там ещё что-то. И он спорил с этим преданным. Ну знакомый там был с ним друг [неразборчиво]. Он сказал: «Я подарил ему учение Господа Чайтаньи, книгу только». И этот человек пришёл совершенно другим, другой личностью на следующий день. Хотя он взял книгу и сказал: «Ну мы поспорим и чё ты там мне говоришь? Я посмотрю, что это за книжка». И он сказал: «Ты знаешь, я всю ночь читал», то есть он через несколько дней они встретились, он говорит: «Я читаю сейчас, ты знаешь, целый день». Он говорит: «У ночь половиной вышло?», он сказал: «Расскажи, что произошло?», тот говорит: «Я вечером стал листать твою книгу, там Господь Чайтанья, там есть такая глава, где Господь Чайтанья спорит с Пракашананда Сарасвати и с маявади [неразборчиво, имперсоналистами]».

01:28:12 Прабхупада детально описывает везде описывает весь диалог между этими имперсоналистами и самим Господом Чайтаньей. И этот маявади говорит, что «Я там стал читать там, стал докапываться до каждого слова». Это Господу Чайтанье и стал спорить с ним, не соглашаться с его мнением. Когда я заснул, то ко мне ночью пришёл Господь Чайтанья Махапрабху и просто в его присутствии моё это огромное эго оно там, оно просто схлопнулось, оказалось таким маленьким, незначительным и вообще таким ничтожным, все мои аргументы полностью исчезли. И с тех пор эта книга «Учение Господа Чайтаньи» стала его просто настольной книгой. Говорит: «Главное то, что является для нас?», он говорит: «Надежда, но вернуться и милость Шрилы Прабхупады – ближайшего спутника Господа, у нас есть удивительное благо».

01:29:23 Любой человек, который приходит сюда, он уже находится под покровительством Прабхупады. Наш дедушка гуру, мы просто должны принимать у него прибежище. И молиться о его помощи и стараться следовать ему, его указаниям, и также милость Чайтанья Нитьянанды. Мы ещё запишем несколько моментов, я извиняюсь, сейчас время 8-35. Я займу у вас ещё примерно 7-8 минут. Нормально? [неразборчиво]. То есть мы можем это всё пройти за 10 минут.

01:29:57 Существует два, так как мы говорим о садхане, о духовном пути, существует два вида садханы. Мы пытаемся, чтобы у нас было всё систематически в голове разложено. Первый вид садханы – это вадахи-садхана, вайдхи-садхана. Вайдхи-садхана – производная от слова видхи. Видхи – означает «правила и предписания», вайдхи – это практика регулируемого преданного служения. Регулируемое преданное служение. И следующий вид садханы – это рагануга, рагануга. Как переводится слово рага? Раг – означает «привязанность», а нуг – означает «следовать». Рагаануга – это стадия спонтанного преданного служения.

01:31:54 Существует разные мотивы для исполнения этих двух видов садханы. Как вы думаете, к какому виду садханы, к какому виду практики мы можем следовать сейчас? Вайдхи. Потому что рагануга – это очень высокий уровень человека. Регулируемая практика служения, основным мотивом, об этом говорит Шрила Рупа Госвами, для исполнения этого вида практики является следующее – долг, чувство долга, указания священных писаний, указания священных писаний и также страх. Мы сейчас всё разберём подробно. Основным мотивом для выполнения спонтанного преданного служения является вкус. Теперь для нас понятно да? И сейчас мы поговорим об этом подробнее, потому что всё это очень и очень важно.

01:33:32 Основной мотив выполнения практики регулируемого преданного служения, на которой мы сейчас находимся – это чувство долга или другими словами это можно назвать, принцип разума. Запишите, это очень важно – принцип разума. И сейчас мы запишем, что же такое, что представляет из себя принцип разума? Запишите. Поставьте тире напротив принципа разума, что это означает? Чувствую я что-то или не чувствую? Чувствую я что-то или не чувствую? Хочется мне или нет? Хочется мне или нет? Есть у меня энтузиазм или нет? Я знаю как правильно. Я решил для себя: буду делать как нужно. Я знаю как правильно, я решил для себя: буду делать как нужно. Ещё раз. Принцип разума означает – «хочется мне что-то или не хочется», «нравится мне что-то или не нравится», «есть у меня энтузиазм или нет», «я знаю как правильно», «я решил для себя: я буду поступать как нужно, а не так как хочется». Это самый важный принцип для духовного развития.

01:35:51 Некоторые люди полностью доверяют своим чувствам. Это нужно чётко понять, своим чувствам и эмоциям. Они думают: «Почему я что-то не чувствую ещё пока?» или христианская традиция, в которой мы выросли, здесь очень много что на чувствах понимаете зациклено. Очень важно всё чувствовать, но это неправильно. Сентиментализм разрушает религию, настоящие чувства нужно осознать, они придут, они придут на определённой стадии чистоты сердца. На начальных стадиях эти чувства будут нам только мешать, потому что, если мы доверимся своим чувствам. Сентименты – происходит от французского слова «сантоменто». Сентименты: сенто – означает «чувства – это ум», сентиментальный человек – человек, который полностью находится на платформе своих материальных чувств, на поле материального ума. Но в обусловленном состоянии – чувства и ум являются проводниками иллюзий.

01:37:03 Наши чувства говорят: «Иди, всякой ерундой занимайся, наслаждайся материальным миром». Правильно? Ум говорит: «Тоже думай о всякой ерунде». Если потворствовать своим чувствам и уму, то можно очень плохо закончить. Нужно контролировать. Не нужно им доверять, нужно сдерживать, контролировать. Кришна говорит: «До тех пор, пока человек не обуздал свои чувства и ум – они являются врагами». Поэтому наши чувства нам будут говорить – «Иди «Санта-Барбару» смотри, зачем в храм тащиться куда-то?». Правильно? Или – «Зачем тебе мантру повторять? Иди там просто в форточку смотри или в окно, что там происходит?», или там «Займись чем-то другим». Если мы будем доверять своим чувствам и уму, то мы не будем прогрессировать. Их нужно контролировать посредством разума. И только тогда человек будет прогрессировать. Потому что – иногда люди думают: «Вот когда я чувствую, тогда я буду делать, когда нравится, тогда надо делать, когда хочется, тогда надо духовную жизнь практиковать».

01:38:30 Но тогда человек ничего вообще не достигнет. Все наши духовные учителя, все великие святые, которые прошли этот путь, эти личности, вплоть до самых возвышенных ступеней духовной жизни руководствовались чувством долга, а не чувствами. То есть они действовали из долга, их основой были не эмоции. Всё это ясно? Да? Это вполне естественно. У всех такая ситуация, все наши духовные учителя поступали и поступают. Когда хотим больших высот, мы будем руководствоваться чувством долга, когда сердце, это всё очистит сердце, на стадии чистоты сердца придут эмоции. Мы завтра будем говорить на каких уровнях эмоции включаются в нас. Не так дёшево, не так просто, но мы на верном пути. Любые наши усилия на уровне разума приближают нас очень активно, очень быстро приближают к этому уровню. Поэтому мы должны опираться непосредственно на разум. Понятно?

01:39:51 И кстати, у каждого из нас это чувство долга или принцип разума есть. Я хочу задать вам вопрос: каждый раз, когда вы идёте на работу, у вас чувства включённые?
[Аудитория] Нет.
[Сергей Тимченко] Энтузиазм прям там распирает? Желание огромное? Понимаете? А когда вы в школе учились, прямо с таким наслаждением ходили туда и вам всё, это просто, вам всё хотелось, да вот прямо мечтали: когда же буду тангенс, котангенс учили там, или синус, косинус, ну где же новая теорема? [все смеются]. Да? Так было?
[Аудитория] Да.
[Сергей Тимченко] А когда вы спортом занимались, вы думали: «Когда же три километра с препятствиями побегу? Так мне прямо приятно это делать?». И что вы делали? Или когда вы идёте платить, например, за свет делаете, потому что у вас чувства большие?

01:40:52 То что вы знаете, там три дня прогуляли на работу, потом на работе, потом приходите, говорите: «Простите, чувств не было» [все смеются]. «Ни чувств, у меня эмоций позитивных в эти дни не было». [неразборчиво]. Что вам скажут? «Чувствуй [неразборчиво] в другом месте там», «Там слышишь, какое ещё чувство?», «ООО, не у нас». Всё что вы делаете в своих обязанностях, а у вас всех они есть, значит элементарные вещи, потому что не то что вы там не платите за сотовый телефон, потому что у вас нет энтузиазма. Вы идёте и платите, потому что вы делаете это из чувства долга, правильно? И Бхактивинод Тхакур говорит: «Как нигде этот принцип долга должен проявляться в духовной жизни». Мы встаём с утра не потому что нам хочется вставать, нам хочется дрыхнуть там до десяти часов.

01:42:02 Мы идём общаться с преданными не потому что мы хотим это делать, мы понимаем на уровне разума, что это нужно делать и так далее. Мы предлагаем пищу Кришне не потому что прямо у нас прямо хочется значит это Ему всё предложить, потому что мы понимаем, что это надо делать, потому что иначе будем есть карму. Потому что тот, кто не предлагает пищу Господу, Кришна говорит: «Он ест один лишь грех», это тоже убийство даже убийство овощей, он говорит: «Я запутался», вы получаете реакции кармические, если вы не предлагаете пищу Богу. Человек на уровне разума понимает, что это надо делать. Не то, что ему прям хочется там, эмоции и т.д.

01:42:46 Ясно, да? Это главный принцип – на уровне садханы, мы все будем руководствоваться принципом разума. Этот принцип разума нужно укреплять. Просто мы себе говорим об этом. У вас уже он есть. Это нормально да? Делать, решить для себя: «Что для меня важно» и делать это. Не зависимо от того: хочется, не хочется, нравится, не нравится, приятно, не приятно. Ты просто берёшь и делаешь, потому что без этого никуда. [Экси джолпа] – принцип долга. Мы все будем делать из чувства долга. У всех такая ситуация, как путь, это естественный научный путь, таков, таков путь. Или вы принимаете эти правила игры или просто будет непонятно что. Вы не будете прогрессировать. Такие правила игры у всех, научные правила описаны в священных писаниях. Я сейчас вам их процитирую.

01:43:41 Рупа Госвами об этом говорит. То есть поэтому не выдумывайте и тогда это «Ах, чувств нету я уже три месяца преданный, слёзы не текут, Кришна не танцует, или процесс не работает, или я какой-то странный?». Всё нормально, мы не верном пути. Придут чувства, придут эмоции, но это нужно заслужить, нужно очистить сердце, тогда духовные, настоящие эмоции. Мы миллионы жизней своё сердце загрязняли, думаете, что мы за три месяца абы каких, непонятно каких неосознанных усилий сразу станем чистыми святыми, то есть смешно. Это реально, это правда. Мы можем быстро всё это обрести, мы будем прогрессировать, очень быстро меняться, если мы просто всё делаем сознательно, мы правильно понимаем. Это не обман, поскольку не обещают, что ничего не делаешь и что-то ценное получишь. Вот. И на стадии, и потом человек достигает стадии спонтанного преданного служения, но это, зато у вас всё разложится по полкам, когда это всё наше. Периодически нас подмывает сказать, что «Я», когда у нас редкий вкус проявляется мы думаем: «Наверняка я уже год, там уже близко там где-то». Не беспокойся, это не близко.

01:45:18 Но, но это всё приближает нас к этому, мы можем очень быстро к этому придти, но какие-то фрагменты этого всего будут проявляться, фрагменты, это фрагменты будут. В 99% случаев опять мы будем руководствоваться чувством долга. Спасибо! Да? Вопрос?

Вопросы аудитории.

01:45:53 [Аудитория] Ну вот таких разных, последнее мы что делаем: это забудь в жизни всё это возможно пробуждение?
[Сергей Тимченко] Ещё раз, если мы отдадим себя полностью процессу очищения сердца, то тогда Шрила Прабхупада и Кришна так устроят, что если даже вдруг так случилось, что мы не дошли до этого уровня, но мы искренне стараемся, что мы за считанные минуты или за считанные часы до оставления, своего ухода, мы очень быстро всё это пройдём, нас заберут в духовный мир. Отметится ускоренный процесс. Потому что это не обычный путь, это путь крима, путь милости. Сейчас мы два вида пути – рагануга. Есть несколько путей достижения совершенства, это садхана-сиддхи – те кто следуют практике духовности. Садхана, сиддха – означает «совершенство», достигает совершенства посредственным стремлением к садхане. Есть нитья-сиддхи – это особая категория живых существ, которые уже совершенны, они там в духовном мире, которые всегда сознают Кришну. Ну это только Прабхупада или какие-то особые личности.

01:47:10 И есть также, Прабхупада говорит, есть также крипа-сиддхи. Крипа – означает «милость», сиддха – «совершенство», те, кто достигают совершенства посредством милости. Строго говоря, мы ни под первую категорию, ни под вторую, слабо подходим, мы можем искренне стараться, но у нас особая милость, у нас есть источник милости огромный – это Шрила Прабхупада. Как сказал Бхакти Говинда Свами Махарадж, он сказал: «Ваша возможность – получить милость, эта возможность по крайней мере со всех своих сил следовать, тем наставлениям, которые дал Прабхупада, тогда вас просто вытащат, он вас вытащит». Так бы нам ещё много жизней пришлось бы делать. Прабхупада – это очень особые живые существа, это вартхана, он личность, которая называется гуру спаситель.

01:48:20 Есть разные категории даже духовных учителей, есть удхарака – это гуру спаситель, есть упакарики. Упакарики – означают «помощники гуру спасителя». Это описывает писание, которое называется «Паранамрита Тапана», что пять признаков самстапак-ачарьи – или особой личности, которая обладает – это преданный, который обладает большим могуществом, наделён Господом большим могуществом, чем Шакти-авеша-аватара Кришны. Эти личности приходят очень редко. Для того чтобы предать цепи ученической преемственности новый вид, новую волну бхакти дать. Которые ответственые за спасение всех тех, кто будет приходить после него. Наши гуру должны всего лишь показать пример следования ему и подвести к его стопам и учить нас всех наставлениям. Шрила Прабхупада соответствует всем этим пяти критериям, там пять критериев, парнамрита, это в «Паранамрита Тапане» описывается как раз эта личность. Я могу и продолжить, просто наше время как бы [неразборчиво].

01:49:39 Прабхупада – это не просто такой, знаете вот. Вот у нас так принято, что нас этого Прабхупады нет. В писании описывается критерий, этим критериям даже предшествующие ачарьи прошлого не подходят. К этим всем. Вот. То есть нам, мы даже не понимаем, кто мы такие? Вот сейчас кем, кто у нас Прабхупада? То есть насколько нам повезло, мы это не понимаем, насколько нам повезло. Те личности, которые особой милостью Господа обладают и поэтому у нас чёрные, у нас там блат есть. Вопрос – насколько мы этим воспользуемся? Прабхупада, к нему подошёл Гуна Госвами. Прабхупада сказал Гуне Госвами: «Если вы будете следовать моим наставлениям – повторять 16 кругов Харе Кришна мантры и следовать регулирующим принципам, я обещаю, что заберу вас в духовный мир». Это обещание самого чистого преданного. Дас Госвами сказал: «Прабхупада, неужели вот просто вот это делая? И вы нас заберёте? Мы настолько, у нас так много ещё пока несовершенств, всё так ну». Только слёзы навернулись на глаза Прабхупаде, и Прабхупада сказал: «Почему ты мне не веришь?».

01:51:12 Только чистый преданный что-то обещает, то Кришна делает всё, чтобы сдержать обещание чистого преданного. Один ученик подошёл с Шьямасундарой, он подошёл к Прабхупаде сказал – «Прабхупада, а можно мы родимся снова, чтобы помогать вам для того, чтобы служить?», Прабхупада посмотрел на него очень так и сказал: «Пожалуйста, постарайся за одну жизнь вернуться назад домой к Кришне, не заставляй меня приходить сюда снова и вытягивать тебя отсюда». Например, это не наш уровень знаете? Вот это так наш долг и есть, так советуют великие личности нам. Нам нужно стараться, чтобы это наше рождение оно было у нас последним. У нас все эти карты, у нас всё нам только нужно, даже если у нас что-то не получается, мы искренне стараемся всем чертям назло, всё это будет меняться. Кришна не таких спасал.

Заключение всей главы. Итоги краткое описание.

01:52:16 Ещё раз – любые наши невежестве не сильнее Кришны. Если мы принимаем у них прибежище, понимаем процесс, то со скрипом, ну там оно не может не меняться. Явления, под ними становимся, [неразборчиво], всё будет. Главное – это сам процесс. Хорошо, мы записали определение садханы. Садхана – я в двух словах повторю, подведу итог всего о чём мы говорили. Садхана – производная от слова сиддх. Сиддх – означает «придти», или са-дхана – вместе с высшим и вечным богатством. Шаги в сторону вечного богатства. Садхана – это буквально означает как бы «шаги в сторону высшего вечного богатства» - это так как означает духовный путь, духовный путь. Мы записали определение слова садхана, что из чего состоит духовный путь. Всё остальное не является духовным путём. Можете думать, что вы занимаетесь духовной жизнью, но вряд ли духовная жизнь исполняется. Это уже не духовный путь, если это не входит в это определение. Это, мы уже приводили пример.

01:53:43 Садхана – это осознанное вовлечение своих чувств в служении Господу, для обретения любви к Богу или бхавы-бхакти. Мы говорили, что самое главное, что нам нужно сознательно вовлекать это наш ум. Важно не что-то делать физически, важно ещё на уровне разума свой ум занимать мыслями о Кришне. И также всё это превращается в садхану, только тогда, когда чётко поставлены цели. Только если цель поставлена, только тогда это достижимо. Наша цель – обретение любви к Кришне. Только когда мы что-то делаем ради обретения любви к Богу, тогда вот каждый ваш шаг – духовный путь. Поэтому нужно так свою жизнь построить, чтобы всё что делает человек, всё это было ради обретения любви к Богу. Нужно начинать с конца в уме: «Ради чего я сейчас всё это делаю? Ради чего я сейчас готовлю? Ради чего я поклоняюсь божествам? Ради чего я сейчас танцую? Ради чего я сейчас слушаю лекцию? Ради чего я читаю мантру?». Для обретения любви к Богу. Когда цель поставлена, тогда любое ваше усилие приближает вас к этой цели.

01:55:26 И из этого состоит духовный путь. Мы записали, что такое бхава – это особое состояние, когда энергия бхакти, которая состоит из двух составляющих, самвит и хладини, сознание энергии или сознание или знание, и также энергия блаженства входит в сердце человека, но это происходит только на стадии трансцендентного существования. Любовь к Богу, мы сказали, что она уже есть в нашем сердце, нам нужно просто очистить наше сердце, чтобы эта любовь по максимуму там проявилась. И все наши усилия сейчас как бы на это брошены. Как можно больше приблизиться. Бхакти обретается очень сложно потому что, если человек должен достигнуть стадии привязанности к Кришне, иными словами – пройти все ступеньки до этого уровня и также Кришна Сам так просто не даёт бхаву, потому что Кришна полностью оказывается под контролем всех тех, кто обладает любовью к Нему. Подчиняется полностью. Полностью Себя отдаёт в зависимость к такому преданному. Кришна много раз посмотрит на человека: «Действительно будет жить ради Меня или нет? Я ему готов Себя отдать, поскольку он готов?».

01:57:13 И мы говорили, что единственной надеждой для нас обрести любовь к Богу, является милость Шрилы Прабхупады. И нам нужно схватиться за край одежды Прабхупады, это означает, что тщательно, со всех своих сил стараться следовать его указаниям, тогда он обещает, что он вытащит отсюда. Даже если вдруг так случилось, что мы не успели дойти до конца, даже в нас хоть немножко что-то осталось, сколько-то осталось в нас, если мы старались изо всех своих сил, нас заберут отсюда. И нужно потерпеть слава Богу не так много. В Кали-юге живут, не так долго терпеть. Не бросать духовную политику, даже если бывает, мы просто за наш, просто вот грехов каких-то внешних обстоятельств. И также милость Чайтаньи Нитьянанды, потому что они самые милостивые воплощения Бога, нам нужно искать их, милости просить их прибежища. Принимать их прибежище.

01:58:21 И мы также разобрали, что существует два вида садханы – сат-садхана – уровень спонтанного преданного служения, регулируемого преданного служения. На стадии регулируемой практики основным мотивом является чувство долга, указания священных писаний и страх. Сам по себе, это страх забыть Кришну, страх материального существования – это страх, который размягчает сердце, это правильный страх. Мы должны научиться бояться майи. Страх и порождает комплекс этой неполноценности. Он нас [неразборчиво] защищает. Это единственный позитивный страх, который нам нужно в себе культивировать. Надо забыть Кришну. Страх всё что здесь происходит, вот здесь в практике. Вот.

01:59:22 Спасибо вам большое. Мы говорили об очень важных вещах. В сад идти пожалуйста постройтесь. Всё это подумать, поразмышлять над этим. Завтра мы идём дальше. Спасибо вам за ваше терпение, знаю, что вы не просто сидели и слушали [неразборчиво]. И ещё два дня осталось. Но от этого будет зависеть вся ваша духовная жизнь. Пожалуйста мы даём такие вещи, основываясь на которых вы будете знать, куда идти и что делать, вы будете защищены, пока вы будете идти, в любом случае всё будет зависеть от ваших собственных усилий, но вы будете чётко понимать, куда эти усилия прилагать и что делать в какую сторону. И вы знаете уже у кого искать прибежища: у Прабхупады, у Чайтаньи Нитьянанды, чтобы там получить там больше милости и тогда вы можете гораздо быстрее прогрессировать. Поэтому мы вас ждём завтра. Завтра мы также у нас будет в 18-30 служба в семь часов мы начнём сам семинар. Пожалуйста не забывайте ручки и листки бумаги. И если есть возможность, перечитайте обязательно, поразмышляйте над, как вы дальше построите всю свою жизнь в соответствии с тем, что вы записали.

02:00:52 Из этого процесса размышления темы о чём мы говорили сегодня, ваше сердце не изменится. Нам нужно размышлять. Задайте себе самый главный вопрос – «Как я дальше построю всю свою жизнь, в соответствии с полученной информацией?». Без этого вопроса, то есть ничего не изменится. Вот вам домашнее задание. Конечно и у меня смиренная просьба – поделитесь тем что вы услышали с другими преданными. Спросите, что они думают по этому поводу, по рассуждайте, у вас всех богатый опыт, как вы этому не следовали, какие-то фрагменты мы пытались передать. Можете позитивному также. Дальше, постарайтесь что-то делать, чтобы Кришне было приятно. Это одно из чувств, потому что такое чистое преданное служение. [говорят хором] Бхакти – это деятельность, направленная на Кришну, с желанием сделать Ему приятное. Ещё раз: Бхакти – это деятельность, направленная на Кришну, с желанием сделать Ему приятное. Теперь вы можете заниматься чистым бхакти, очень быстро очищая своё сердце, делать шаги – это уже садхана, как вы это делаете, огромными шагами вы идёте назад к Богу, очищаете своё сердце, поэтому постарайтесь также делать хоть что-то, чтобы Кришне было приятно. Хорошо? Вам также домашнее задание, спасибо! Ананта коти вайшнава вринде кий.
[Аудитория] Джай

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 08 May 2018