Гопал Бхатта Госвами
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:38 Я выражаю своё глубокое почтение всем вайшнавам - преданным слугам Господа Кришны. Они могут выполнить желание каждого, подобно древу желания, и полны сострадания к падшим душам.
00:01:20 Сегодня в передаче из цикла "Вайшнавский календарь" мы расскажем вам о великом преданном Господа – Гопала Бхатте Госвами.
Гопала Бхатта Госвами – один из основных последователей Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. К сожалению, о жизни этого великого преданного Кришны известно совсем немного. Причина этого в том, что перед написанием "Шри Чайтаньи Чаритамриты", Шрила Кришнадас Кавираджи попросил благословения у самых возвышенных преданных Вриндавана. Естественно, Гопала Бхатта Госвами оказался в их числе. Однако, Гопала Бхатта Госвами специально попросил Шрилу Кришнадаса Кавираджи в обмен на его благословение, не упоминать его имя на страницах "Чайтаньи Чаритамриты". В результате такого смирения, имя Гопалы встречается только в одном или двух местах этой великой работы. А помимо этого, о нём известно совсем немного. Сведения о его биографии есть также в "Бхакти-Ратнакаре", а ещё о нём можно немного узнать при изучении жизни Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху.
Согласно "Чайтаньи Чаритамрите", летом 1510 года Господь Чайтанья начал своё путешествие по Южной Индии. Спустя много дне он пришёл в Шри Рангам – маленький город на берегу реки Кавери. Этот город был известен по всей Индии как один из самых важных центров поклонения Кришне, а точнее, - Лакшми и Нараяне (экспансии божественной пары Радхи и Кришны).
00:04:00 Главный храм Шри Рангама был самым большим храмом Вишны или Нараяны во всей Индии. Паломники шли сотни километров, чтобы взглянуть на Ранганатха свами – божество Нараяны, которое находилось в святая святых храма. Именно здесь Шри Чайтанья повстречался с Вьянката Бхактой и его братьями – Прабхатхананой Сарасвати и Тирумалой Бхатой. Они были хорошо образованными брахманами и пригласили Шри Чайтанью Махапрабху, нищенствующего странника, посетить их дом. Тогда же Шри Чайтанья повстречался с семилетним сыном Вьянкаты – Гопалой Бхаттой, который потом станет известен как Гопала Бхатта Госвами. Три брата и маленький Гопал Бхатта жили недалеко от храма Ранганатхи и поэтому, так как они были брахманами, они посвятили себя служению этому божеству. Естественно, по этой причине, они принадлежали к Шри Сампрадайе – одной из четырёх цепей истинной ученической преемственности, в которую входил, в том числе, и Рамануджа ачарья. Следовательно, их привлекала такая черта Господа, как Айшварья. То есть, они поклонялись Его Величию и Превосходству. Фактически, их преданность Лакшми Нараяне – могущественному проявлению Всевышнего, была такой чистой, что Шри Чайтанья был очень удовлетворён их служением, хотя сам он учил поклонению Радхе и Кришне. Но не смотря на то, что Шри Чайтанья был доволен высоким уровнем их преданности, он не мог не придерживаться изначального положения Вед о высшем положении именно Кришны. Поэтому однажды он сказал Вьянката Бхатте:" Богиня удачи Лакшми, которой ты поклоняешься, всегда находится на груди Нараяны. И, конечно же, - она самая целомудренная женщина во всём Творении, однако мой Господь – это Господь Шри Кришна, мальчик-пастушок, который стережёт коров. Почему же такая целомудренная жена как Лакшми хочет быть с моимГосподом? Просто, для того, чтобы быть с Кришной, Лакшми отвергла всё трансцендентное счастье Вайкунтхи, и в течении долгого времени давала обеты и соблюдала регулирующие принципы и совершала нескончаемые аскезы. Лакшми в том не виновата, но всё же она не может присоединиться к танцу Раса. Это возможно только для самых близких преданных Кришны. Мы можем прочитать это в Священных Писаниях.
00:07:55 Таким образом, Шри Чайтанья сумел показать Вьянката Бхатте превосходство любви над могуществом, сладости над богатством, Кришны над Нараяной. Это переубедило не только Вьянката Бхатту и двух его братьев, но и юного Гопала Бхатту. После этого все они решили стать гаудия-вайшнавами.
Обсуждая эти вопросы с Вьянката Бхаттой, Шри Чайтанья оставался у него четыре месяца во время сезона дождей. И всё это время, когда он был там, ему служил маленький Гопала Бхатта. После этого, Шри Чайтанья решил продолжить своё путешествие по Южной Индии. Когда братья услышали о том, что Шри Чайтанья уходит, при мысли о разлуке Вьянката Бхатта упал в обморок, а юный Гопал Бхатта зарыдал слезами любви. И только для того, чтобы успокоить Гопала Бхатту, Шри Чайтанья решил задержаться ещё на несколько дней.
00:09:55 В те дни Гопала Бхатте приснился сон. Хотя он был больше похож на духовное видение. Гопала Бхатту одолевало сильное желание увидеть Шри Чайтанью до того, как он отправится совершать суровые аскезы отшельника. Увидеть его до того, как он примет санньясу. И Гопала Бхатте достаточно повезло. Он испытал чувство, как будто он был в Навадвипе. И, по милости Шри Чайтаньи, он действительно стал участником игр в Навадвипе. В этом сне Господь Чайтанья открыл Гопала Бхатте, что фактически он неотличен от Шьямасундара – двурукой формы Кришны, который играет на флейте. Господь явился в этой форме, и, затем, принял форму Шри Чайтаньи Махапрабху. В этом же сне Шри Чайтанья дал наставление Гопала Бхатте:" Ты встретишься с двумя личностями, подобными драгоценным камням – Рупой и Санатаной. Я дал им моё умонастроение, чтобы они писали книги о моём учении. Но именно твои ученики донесут это учение до каждого города и деревни."
00:11:50 Проснувшись, Гопала Бхатта сразу же пошёл к Шри Чайтанье, чтобы служить ему, но в это время тот дал ему следующее наставление:" Сейчас оставайся здесь и служи своей матери и отцу, а после ухода их из этого мира, ты можешь пойти во Вриндаван и присоединиться к Рупе и Санатане. Постоянно служи и воспевай славу Кришне." Сказав это, Шри Чайтанья покинул Шри Рангам.
00:12:50 Юный Гопал Бхатта никогда не забывал эти личные наставления и сон, в котором Шри Чайтанья так милостиво позволил ему присоединиться к Навадвипа Лиле и открыл ему свою Божественную природу.
Повзрослев, Гопала Бхатта принял духовным учителем своего дядю – Прабатхананду Сарасвати. Тот учил его поэтике, риторике, санскритской грамматике и философии Ведант. Однако, центральной движущей силой его жизни было памятование о Шри Чайтанье. И поэтому он мог разбивать все взгляды, противоречащие теистическим выводам гаудия-вайшнавов. В "Бхакти Ратнакаре" описывается, что, благодаря объединению ценных качеств, прекрасному образованию, которое он получил от Прабатхананды Сарасвати, и тем, что он вдохновлялся памятью об уроке и наставлениях Шри Чайтаньи, Гопал Бхатта стал широко известен и своей учёностью и своей преданностью. Так как его слава достигла беспрецедентных размеров, он решил, что готов осуществить данное ему Шри Чайтаньей предписание. Он был готов пойти во Вриндаван. Когда Гопал Бхатта наконец пришёл в эту самую святую из всех самых святых, землю, его с величайшей любовью приветствовали Рупа и Санатана.
00:14:48 В это время в Джаганатха Пури Шри Чайтанье стало интересно, прибыл ли во Вриндаван, ставший теперь знаменитым, Гопал Бхатта? Местные слухи разносились быстро, но Шри Чайтанья хотел знать наверняка. Поэтому он послал письмо Рупе и Санатане. И спросил:" Действительно ли прибыл Гопал Бхатта"? Посланник вскоре вернулся с ответом:" Да, он здесь. Такие обитатели Вриндавана, как Лаканатх, Бугарпха, Кашишвар Пандит, Парамананда и Кришна Дас, получают величайшее наслаждение от общения с ним, когда он рассказывает о твоём пребывании в Шри Рангаме и о твоих поездках к Югу. Мы считаем Гопала Бхатту нашим братом. Ибо, как только он прибыл во Вриндаван, он полностью принял жизнь отрешённого отшельника.
00:16:06 В этом же письме Рупа описал сон, в котором его божество Говинда Дэв попросило, чтобы Гопал Бхатта стал его пуджари или священнослужителем. Вриндаванское предание утверждает, что Гопал Бхатта действительно некоторое время служил Говинда Дэву. Но также известно, что в конечном счёте он стал проводить службы своему собственному божеству, которого он назвал Шри Радха Раманом.
Когда Шри Чайтанья получил письмо от Рупаы и Санатаны, он с радостью сообщил о его содержании преданным в Пури. Таким, как Нитьянанда Прабху, Адванта Ачарья, Харидас Тхакур и Гадатхар Пандит. Он стал подробно описывать хорошие качества Гопала Бхатты Госвами и рассказал им о том, как он провёл четыре месяца в Шри Рангаме вместе с семьёй Гопала Бхатты. Переполненный радостью, Шри Чайтанья незамедлительно отправил посланника с письмом к Рупе и Санатане Госвами. Вместе с письмом он отправил для Гопала Бхатты посылку, в которой была набедренная повязка и другие личные вещи. Традиционно преданные поклоняются подобным предметам. И, когда письмо и посылка прибыли во Вриндаван, Рупа и Санатана впали в экстаз. Гопал Бхатта испытывал чувство глубокой благодарности Господу Шри Чайтанье за то, что он послал свою одежду. Гопал Бхатта хранил эти священные вещи до конца своей жизни. Более того, когда Рупа Госвами прочитал письмо, он нашёл там несколько наставлений адресованных специально Гопала Бхатте:" Не беспокойся о своей безопасности и не привыкай к одному месту, проводи большую часть времени, помогая Рупе и Санатане составлять трансцендентную литературу"
00:19:00 Гопал Бхатта поместил это наставление в своё сердце и вскоре написал книгу под названием "Сат-крия-сара-дипика" – классику гаудия-вайшнавизма, описывающую основные принципы этого учения. Затем, он отредактировал "Хари-бхакти-виласу", написанную Санатаной Госвами. Кроме того, он написал предисловие к "Сат-сандарбхе" Дживы Госвами и комменгтарий к "Криша Карнамрите" Билваманга Ватхакура.
00:20:05 Гопал Бхатта жил как воплощение священных писаний. Слава о нём прошла по всей Индии и он стал известен как младший брат Рупы и Санатаны. Как выдающийся наставник в деле Бхакти, он стал особенно известен во Вриндаване. Особенно после поездки к реке Гандаки в Непале. Там он достал двенадцать шил – камней, которые считаются священными инкарнациями Кришны, и принёс их обратно во Вриндаван. Путешествие пешком в Непал и обратно было очень трудным, но Гопал Бхатта Госвами был неустрашим. Однако, придя во Вриндаван, он почувствовал, что у него нет соответствующих качеств, чтобы поклоняться этим священным камням и, поэтому, он опять пошёл к реке Гандаки. Гопал Бхатта осторожно опускал шилы в священную реку и воспевал соответствующие мантры. Но священные камни самопроизвольно выпрыгивали из воды прямо ему в руки. Он три или четыре раза пытался оставить их в реке, но понял, что этого у него не получится, так как опять и опять происходило это мистическое явление. Он воспринял это, как знак от Кришны о том, что он должен взять их обратно во Вриндаван и поклоняться им. Гопал Бхатта так и сделал. И, вскоре, он стал известен во Вриндаване, как Госвами, поклоняющийся двенадцати удивительным шилам. Всё время он носил их в сумке на шее.
00:22:21 В 1542 году, через восемь лет после ухода Шри Чайтаньи, Гопал Бхатта почувсьвовал потребность поклоняться собственному божеству, подобному Говинда Дэву Рупы Госвами. Эта потребность стала особенно мучительной, когда один богатый торговец дал Гопал Бхатте драгоценные камни, украшения и прекрасные ткани для проведения служб Господу. Так как у шил не было человеческой формы, Гопал Бхатта решил, что украшения предназначены не для них. Поэтому он поместил все эти предметы перед шилами и горячо молил их дать ему должное указание. Но в тот особый вечер этого не произошло. Однако, когда Гопал Бхатта проснулся на следующее утро, он обнаружил, что один из шил, известный как Дамадара-шила, превратился в несравнимо красивое божество Кришны. Именно такое божество и хотел Гопал Бхатта. Переполненный счастьем он упал на землю и стал возносить почтительные молитвы и проникновенные хвалебные речи. Услышав об этом удивительном событии, Рупа и Санатана и многие другие старшие вайшнавы поспешили в это священное место. Гопал Бхатта предложил им свои полные любви приветствия. Все они были там, когда он назвал это божество Шри Радха Рамана Дэвом. Местное предание утверждает, что божеству было дано это имя, которое означает "Кришна, приносящий удовольствие Радхарани". Потому, что место, где явилось божество, находилось рядом с местом, где проходил танец Раса. Там Кришна усилил привязанность Радхарани к себе, когда убежал во время танца.
00:24:54 Однажды, через несколько лет после того, как Радха Рамана Дэв явился Гопала Бхатте, его переполнила тоска по Шри Чайтанье и он почувствовал сильное настроение любви в разлуке. Помня о том, что однажды он дал обещание отцу поклониться Шри Чайтанье, он понял, что проводит службы божеству Радха Рамане недостаточно строго. В конечно счёте, хотя божество, в определённом смысле, неотлично от Шри Чайтаньи, всё же – это проявление Кришны, играющего на флейте. Как только Гопал Бхатта стал испытывать эти эмоции, божество проявило свои черты Шри Чайтаньи Махапрабху. Как воды Ганги заструились слёзы любви по щекам Гопала Бхатты. Он вновь осознал, что Шри Чайтанья идентичен Кришне, который проявился теперь в форме Радха Рамана Дэва. Это своё осознание он постоянно лелеял и делился им с остальными.
00:26:40 Гопал Бхатта Госвами признаётся одним из величайших авторитетов науки преданного служения. Такой, как преподнёс её Господь Шри Чайтанья. Гопала Бхатта дал духовное посвящение таким великим личностям, как Шриниваса Ачарья и Гопинатх Пуджайи. Вскоре открылось, что Гопал Бхатта Госвами был инкарнацией Ананга Манджайи – сестры Шримати Радхарани. Хотя, иногда говорят, что он был воплощением Гуны Маджайи. Его глубокие познания Священных Писаний принесли ему славу одного из наиболее видных религиозных учёных Индии. И в то же время, его любовь и преданность к Шри Чайтанье и Радха Рамана Дэву возвысили его до положения святого. О Гопала Бхатте помнят как об одном из шести госвами Вриндавана. Вплоть до сегодняшнего дня его последователи с благоговением вспоминают его жизнь, служащую примером для всех, когда регулярно посещают его усыпальницу самадхи в Радха Рама Мандире.
00:28:20 Сегодня в передаче из цикла "Вайшнавский календарь" мы рассказали вам о великом преданном Господа – Гопала Бхатте Госвами.
На этом наша передача заканчивается. Для вас подготовили и провели: звукорежиссёр Наталья Турлова, автор и ведущая – Амадавидаси, перевод - Сатьяки Даса.