Что такое служение?

Чиангмай - 22 December 2011
Три типа преданных. 1. Каништха-адхикари свойственно туннельное зрение. 2. Мадхйама-вайшнав понимает важность преданного. 3. Махабхагавата-вайшнав. Какой должна быть подлинная преданность? История о Мадхавендра Пури и Божестве Гопинанте. О жизни шести Госвами. Добровольная покорность. Служение значит принять ответственность. Великая удача служения. В сознании Кришны невозможное возможно.
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:00:59 | качество: mp3 64kB/s 28 Mb | прослушано: 84 | скачано: 168 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Вопрос: Что такое сева, служение? Что является критерием для понимания того, что на самом деле является севой, а что нет. Что надо сделать, чтобы получить севу? Каково правильное умонастроение при совершении служения?
Шрипад Госвами Махарадж: Что ж, это идеальные вопросы, вопросы с большой буквы. И в каком-то смысле cамонадеянно с моей стороны отвечать на них, потому что это уже достигает высшего плана, существенного плана. Вот с чего я мог бы начать. Мы слышали о трех типах вайшнавов: каништха, мадхйама, махабхагавата. Каништха-адхикари имеет самое узкое видение. Как же это называется? Как шоры, на лошадей одевают шоры, чтобы их ничто не отвлекало. Туннельное зрение. Да, да так это тоже можно описать. Похоже на шоры, которые одевают на лошадь, потому что она может отвлечься и сойти с дороги. Таково положение каништха-адхикари.

00:02:28 Он может очень легко отвлечься, отклониться с пути бхакти. Бхакти-марг означает путь преданности. Так, как говорил Шрила Гуру Махарадж, во времена Гаудия Матха Шрилы Сарасвати Тхакура противоречивые темы не обсуждались с новичками. Их веру на санскрите можно назвать комал, не камал, как лотос, но комал — мягкая, легкая. В то время как одно из значений слова «гуру» — тяжелый. Как говорится в книге «Шри Гуру и Его Милость», Гуру тяжелее, чем Гималаи, он неподвижный. Его не затрагивает пашанди шастра — мирские мнения. В комментарии на 10 главу «Шримад Бхагаватам» Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит об осени в различных образах и метафорах. Один из таких образов — молния, гром и облако. Молния — саттва-гуна, гром — раджа-гуна, облако — тама-гуна. Там много-много интересных образов. Но когда он говорит о светлячках, которые называются по-разному в разных частях Америки. В темноте ночи, когда нет даже Луны, в новолуние, например, когда совсем темно, даже светлячок представляется источником света. Подобно этому в кромешной тьме невежества Кали-йуги различные атеистические концепции кажутся дающими свет знания.

00:04:51 Итак, каништха-адхикари свойственно туннельное зрение. Его видение ограничено шорами, иногда практически сектантскими шорами. Он понимает ценность божеств, но не особенно понимает ценность преданного. Классический пример из «Чайтанья-чаритамриты», когда Минакетан Рам, один из двадаша гопалов, двенадцати главных пастушков из окружения Нитьянанды Прабху, пришел в храм, и, занятый служением божествам, пуджари не оказал ему почтения, проигнорировал вайшнава, не простого вайшнава — Минакетана Рама, одного из близких спутников Нитьянанды Прабху, принявшего Нитьянанду Прабху всем своим существом. Настоящие преданные, все их существо полностью погружено в ашраю-виграху. Они становятся не отличными от тех, кому они посвятили себя. Так мы должны видеть.
Итак, под предлогом «О, я покланяюсь Кришне»... Но если бы он читал «Бхагаватам», где Кришна говорит: «тасмаи дейам тато грахйам са ча пуджйо йатха хй ахам» («Чайтанья-чаритамрита», 19.50) — «Мой преданный равен Мне во всех отношениях». И не только это. Мы можем сказать, что преданный ещё больше, чем Кришна.

00:07:13 В прощальных наставлениях Уддхаве говорится: «мад-бхакта-пуджа-бхйатхика». «Поклонение Моему преданному приоритетней, чем поклонение Мне» («Шримад Бхагаватам», 11.19.21-22). Как пояснил Гуру Махарадж, тому преданному следовало испросить позволения божеств и уделить все внимание преданному. Это было бы правильно. С позволения божеств я позабочусь о преданном. «Сакшад браджендра-нандана хари». Чего Кришна может желать больше, чем того, чтобы Его преданному было оказано все внимание? «Мад-бхакта-пуджа-бхйатхика». Таков склад преданного третьего уровня каништха-адхикари.

00:08:22 Преданный второго, более возвышенного уровня, отличается тем, что он понимает важность преданного. Меняется фокус. Шрила Гуру Махарадж объяснял на своем личном примере. И нужно заметить, он всегда был честен, говоря о себе, и никогда не пытался скрыть то, что могло звучать не совсем лестно, не пытался представить себя в лучшем свете. Он всегда рассказывал так, как оно было с ним на самом деле. И он рассказывал о том, как, когда он только присоединился к миссии, он, конечно, слышал о том, что необходимо принять прибежище у Гуру и вайшнавов, но внутри себя он думал: «Все равно однажды чаянье моего сердца о прямой связи с Кришной будет удовлетворено». Но сейчас мы только начинаем свой путь, поэтому нам сказано принять руководство садху, шастр, Гуру, вайшнавов. Шридхар Махарадж говорил: «Но со временем я понял, что вайшнав — это все». И это мистерия, открытая загадка Cознания Кришны. Реальное, подлинное Cознание Кришны достижимо только через Его преданного. Связь с Кришной через преданного Кришны превосходит связь с Кришной напрямую. Об этом написано в книге «Шри Гуру и Его Милость»:

00:10:35 «Говинда-валлабхе радхе прартхайе твам ахам сада». Гуру Махарадж цитирует Гопала Бхатту Госвами, которого мы не слышим так часто. В этой цитате приводятся слова Кришны: «Если вы хотите обрести связь со Мной, это не ко Мне». Говинда-Валлабха. Кто эта Говинда-Валлабха Радха? «Ты хочешь обрести связь со Мной? Тебе нужно обратиться к Ней». И далее, кто представитель Шримати Радхарани? Гуру.

00:11:31 Определяющая характеристика преданного второго уровня — это переход фокуса с божеств на преданного. Еще до того, как Гуру Махарадж присоединился к Миссии, он однажды пришел в Гаудия Матх на празднование Гаура-пурнимы — Дня Явления Махапрабху. Там он увидел преданного, пуджари, который проводил поклонение божеству Махапрабху, а Сарасвати Тхакур и его приближенные слуги были на верхнем этаже здания. И тогда Гуру Махарадж захотел испытать понимание, видение пуджари. И он сказал ему: «Сакшад брадженда нандана» — «Божество в храме — это Сам Кришна, Махапрабху непосредственно». «Деха деха-дехи-вибхедо 'йам нешваре видйате квачит» — «Сам Кришна, Верховный Господь, и Его тело не отличны друг от друга».
— А Ваш Гуру — это преданный высшего класса?
— Да!
— Итак, божество предстало здесь перед нами собственной персоной, но поклонение ему проводит более простой преданный. В то время как Гуру Махарадж, преданный высшего класса, находится на другом этаже и другие старшие преданные также с ним. А сейчас Гаура-пурнима. Я не понимаю, как это возможно?

00:13:13 И, как говорил Гуру Махарадж, (Шрила Шридхар Махарадж) по ответу того преданного, пуджари, было видно, что он ученик Сарасвати Тхакура. Он ответил: «Махапрабху проявлен в нашем Гуру в большей степени». Это очень смелое утверждение: «Махапрабху проявлен в нашем Гуру Махарадже в большей степени, более доступен в Гуру Махарадже, чем в божестве на алтаре». Это важный момент, который надо понять.
Да, сейчас мы как в тренировочном бою с настоящей амуницией. Мы знаем, Кришна здесь, но мы не можем полностью оценить Его присутствие в силу нашего несовершенства и ограниченных возможностей. Но вайшнав: «на ча тасман манушйешу кашчин ме прийа криттамах». В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Нет никого дороже для Меня, чем тот, кто дает знание обо Мне, концепцию Меня Моим преданным». Таково мистическое толкование этой шлоки Гуру Махараджем.

00:14:51 Таким образом, мы понимаем, что Кришна, который для большинства есть нечто абстрактное, неощутимое, становится очень осязаемым, ощутимым, доступным через преданного. Поэтому говорят, что, начиная со второго уровня, продвинутого уровня преданности, мы начинаем это понимать. И, в общем-то, мы все должны быть способны понимать это, потому что наша связь с сознанием Кришны пришла к нам именно так — как милостивый, сострадательный дар преданного Кришны.
Итак, чем же отличается махабхагавата-вайшнав? Мы знаем, что каништха повторяет Имя Кришны, мадхйам-вайшнав регулярно повторяет Святое имя и принял посвящение от подлинного вайшнава, поэтому ему оказывают почтение по всей форме. Но махабхагавата-вайшнава определяют по тому, какое воздействие он оказывает на вас. То есть простой преданный повторяет иногда имя Кришны, продвинутый преданный повторяет регулярно имя Кришны и принял посвящение. Но когда я оказываюсь в обществе махабхагаваты, я начинаю повторять Святое имя. Кришна настолько проявлен в нем, что на меня нисходит Святое имя Кришны.

00:17:04 Я слышал об этом, пожалуй, с самого начала, так или иначе. Но однажды, это было не первый раз, когда я увидел Шрилу Прабхупаду, но в один из первых, в самые ранние времена, когда он приехал в Нью-Йорк, я был поставлен в его покои, чтобы служить ему. Я был в его комнате, и он вошел туда из главного зала, где было около пятиста преданных, огромный киртан, по-настоящему запредельный и интенсивный. И Шрила Прабхупада вошел в комнату, в которой был я, все остальные вышли, за ним закрылась дверь, и я оказался наедине с ним.
И в этот момент я заметил, что неожиданно внутри себя я стал повторять Кришна-нам, или Кришна-нам стал повторять меня. Что-то в этом духе. Он просто вошел в дверь и неожиданно я наполнился Святым именем. И тогда я подумал: «О, вот о чем говорится в писаниях! Когда ты соприкасаешься с махабхагаватой, ты наполняешься Кришной». И затем ты понимаешь: в действительности это за пределами возможностей начинающего преданного определить, проверить, понять, кто есть махабхагавата. Но по милости махабхагаваты можно получить такое озарение, реализацию.

00:18:59 И далее, что нам говорят, мы должны делать? Далее мы должны предложить себя ему в служение. И Гуру Махарадж говорит: «Мы можем видеть три разновидности служения. Да мы всегда хотим предложить лучшее. Но что будет этим лучшим? Может быть три разновидности лучшего. Первая — мы сами решим, что будет лучшим на основании нашего ограниченного опыта приобретенных предрассудков, мы сами решим, что будет правильным, хорошим, лучшим. Услышав о том, что надо предложить лучшее, мы можем получить вдохновение отдать именно это, но более совершенную идею мы увидим в писаниях. Иногда то, что мы считали лучшим по той или иной причине, в писаниях может быть описано как не самое лучшее. И там будут указаны другие вещи, которые будут названы лучшими.
«Шукта шакади бхаджи налита кушманда» — приходит на ум бхога-арати. В нем сам Бхактивинода Тхакур называет подношения, которые Радхарани готовит на обед для Кришны. Можно догадаться, что они где-то достаточно высоко в списке желаемого Кришной. Но мы перепрыгиваем к третьей разновидности.

00:18:59 Итак, первая разновидность лучшего — наши представления, вторая разновидность представлена в писаниях, но третья разновидность — это представления вайшнава. Бхактивинод Тхакур в данном случае говорит нам, открывает внутреннюю информацию. Так совершенствуются наши представления о том, что будет лучшим. Мы выходим за пределы личной, ограниченной оценки вещей. Далее следует шастра-чакшу — видение глазами шастр, и в завершении указания вайшнава.

00:21:32 Об этом говорится в Прахлад-лиле: «шраванам, киртанам, смаранам, пада севанам, арчанам, ванданам, дасьям, сакхьям, атма ниведанам нава бхакти» («Шримад Бхагаватам», 7.5.23). Шрила Гуру Махарадж любил делать ударение на то, что в комментарии Шридхара Свами на эту часть «Бхагаватам» сказано: «адау арпита пашчад крийета» — подлинное бхакти (сева) определено тем, что его начало, середина и конец — для Кришны. Оно не в настроении того, что «карманй эвадхикарас те ма пхалешу кадачана» — «я буду делать то, что мне действительно нравится и результат, плоды отдам Кришне».
Иногда кто-то приносил подношение Гурудеву в день отъезда со словами: «Вот, пожалуйста, это Вам». И на это Гурудев мог сказать: «О, Вы даете мне Ваш прасад», так как это было тем, что осталось, тем, что не успели потратить. Он, конечно, не всегда так говорил, но иногда. И он говорил это как наставление для нас. Мы должны предлагать не остатки, не то, что мы не смогли потребить, не то, чем мы не успели насладиться.

00:23:18 Иногда Гурудев приводил поговорку из бенгальской притчи о псевдо-Радхарани. Она делает гирлянду из цветов Бак, они формой немного похожи на бакасуру. Это, в общем-то, цветы, но каждый в Бенгалии знает, что их так же можно использовать как овощи. Итак, её спросили: «О Радхарани, что ты делаешь?» Не забывайте, это псевдо-Радхарани. И она ответила: «Я делаю гирлянду из цветов бак для Кришны. И если Он придет, я предложу её Ему, а если не придет, приготовлю сабджи». Это пример того, как не надо.

00:24:45 Есть шлока в «Шримад Бхагаватам»:
«марттйо йада тйакта-самаста-карма
ниведитатма вичикиршито ме
тад амритатвам пратипадйамано
майатма-бхуйайа ча калпате ваи»
(«Шримад Бхагаватам», 11.29.34)
В ней говорится о важности желания, когда преданный хочет сделать что-то приятное для Кришны без ожидания награды в ответ. Почему Прахлад — это начало шудха-бхакти? Когда Нрисимхадев предложил ему любое благословение, это задело Прахлада Махараджа. Он ответил: «Я не бизнесмен, я служу Тебе не для того, чтобы получить что-то взамен. Я не хочу ничего от Тебя». Поэтому это начало чистой преданности. Это не гйана-мишра-бхакти и не карма-мишра-бхакти.

00:26:06 На этом уровне мы не проецируем наши желания, наши концепции на высший мир. Это свойственно карма-канде.
«анйа билашита шунйам, гйана кармадй анавртам
анукулйена кришнанушиланам бхактир уттама».
Утамма-бхакти. Слушая об этом, мы понимаем, что мы ещё не достигли этого уровня. Но такова природа того плана, куда мы стремимся, таковы его характеристики, такова природа чистых преданных, и мы хотим обрести связь с тем планом. «Пуджала рага патха гоурава бханге».

00:27:22 Мадхавендра Пури прославляется в описаниях деяний Кхирачор Гопинатха. И опять таки, обратите внимание, что история о божестве, которая занимает страницы в «Чайтанья-чаритамрите», по сути, прославляет преданного. Это ещё раз подчеркивает то, о чем мы говорили ранее.
Итак, когда Мадхавендра Пури предстал перед Божеством Гопинатха, он вспомнил о своем божестве Гопала на Говардхане. И увидев, что Гопинатху предлагают особый прекрасный сладкий рис, он подумал: «О, если бы я мог попробовать его, я мог бы предложить такой же своему Гопалу». И поймав себя на этой мысли, он подумал: «Я пожелал сладкий рис божества для себя». Он увидел нечто плохое в своих мыслях. Он решил: «У меня нет преданности».

00:28:47 Подлинный преданный, таковы его чувства. «Дурдайвам идришам ихаджани нанурагах» («Шикшаштакам»). «Мне не повезло, у меня нет настоящей любви и нежности к Кришне, нет преданности». «На према-гандхо 'сти дарапи ме харау» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 2.45)
Этой же ночью божество Гопинатха явилось во сне панде, пуджари. И Гопинатх сказал: «Я спрятал под своей одеждой сладкий рис, кхир, для Мадхавендры Пури». И действительно, пуджари отправился на алтарь и нашел под одеждой божества горшочек сладкого риса. И он вышел из храма, выкрикивая: «Пури, кто-нибудь видел Пури?» Пури — это имя санньяси. «Пури, Пури Махарадж, пожалуйста, отзовитесь прямо сейчас», как говорят в Индии. Мадхаведра Пури подошел к нему, и ему передали горшок со сладким рисом со словами: «Вам персональная передача от Гопинатха». И конечно, он был счастлив получить такой дар, но он также понимал, что слух о случившемся моментально распространится, и люди будут прославлять его как великого преданного Кришны, и под покровом ночи убежал из города.

00:30:44 Это прямая противоположность тому, что свойственно на ранних стадиях. Если бы с нами случился даже малейший отблеск чего-то подобного, мы бы захотели, чтобы об этом знал каждый. В то время как возвышенные преданные пытаются скрыть своё положение, они не пытаются произвести впечатление, что они продвинутые преданные. Сарасвати Тхакур говорил так: «Однажды поняв, увидев, что они обрели что-то, они боятся потерять это. Они знают, что это может быть отозвано. Они никогда не сделают того, что приведет к гордыне, которая приведет к тому, что это нечто будет отозвано».

00:31:43 И как Мадхавендра Пури относился к этому дару божества, это также будет для нас некоторым показателем подобающего настроения, сознания. После того, как он принял весь рис, он завернул горшочек в свою одежду и, разделив его на кусочки, он брал по маленькому кусочку этого глиняного горшка и ел его. Он принимал даже горшок как нечто божественное, как контейнер, принесший божественное, как параферналию. Тадиянам самарчанам. Весь этот путь Cознания Кришны всегда состоит из тадия — парафиналий, или того, что дорого Кришне. То есть то, что мы бы увидели как нечто незначительное, было очень значительно в Его сознании и сердце. И он ел крошечный кусочек этого горшочка, и это делало его безумным от восторга. Но он старался избежать славы, пратиштхи преданного. Таким божественным слугой был Мадхавендра Пури.

00:33:06 Но Шрила Гуру Махарадж, и это было отличительной особенностью его видения, анализа, он проводил параллельную историю, чтобы контрастом выделить преданность Санатана Госвами. Из песни Шриниваса Ачарьи мы знаем, как жили шесть Госвами.
«тйактва турнам ашеша-мандала-пати-шреним сада туччха-ват,
бхутва дина-ганешакау карунайа каупина-кантхашритау»
(«Шад-Госвами-аштака», 4)
Из одежды у них была только каупина, они жили под деревом. Мы слышали, что Рагунатх Дас поддерживал себя иногда только небольшим количеством молочной сыворотки. Сыворотка в Индии в данном случае не многим отличалась от воды, она лишь чуть подкрашена белым цветом, это не йогурт. На Западе сывороткой, баттер-милком, могут называть замечательные вещи. Но в данном случае, сыворотка это то, что остается, когда из молока делают масло, нечто незначительное, остатки.
Итак, они жили очень аскетично. Мы знаем, что Санатана Госвами зачастую питался лишь шариками из теста, обжаренными на костре, даже не используя соль, очень аскетично.

00:34:48 Итак, Рупе Госвами пришло вдохновение поднести что-нибудь хорошее для Санатана Госвами, и одна девочка из соседней деревни принесла ему замечательный кхир, сладкий рис. И Рупа Госвами был счастлив удивить им Санатана Госвами. И когда Санатан Госвами вкушал этот рис, он понял, что это не простой кхир. Будучи расик-вайшнавом, он мог безошибочно определить вкус божественной субстанции высшего порядка, и в волнении он спросил у Рупы Госвами:
— Откуда этот сладкий рис?
— Недалеко отсюда одна девочка из деревни дала мне.
— Найди ее!

00:35:53 Рупа Госвами почитал Санатана Госвами как Гуру, хотя самрадая называется Рупа-нуга. В «Бхагаватамритам» он говорит: «Я — Рупа-нуга. Рагуннатх дас — Рупа-нуга», однако для Рупы он — Гуру. Рупа Госвами отправился в деревню искать эту девочку, но никто не мог найти её, никто никогда не слышал о ней. Как он не описывал её, никто ничего не знал о ней. Он вернулся к Санатану Госвами и рассказал о случившемся. Санатан Госвами был полностью разбит. «Вся наша жизнь — лишь устремление получить служение Ее святым лотосным стопам, а мы приняли служение от Нее». Это значило, что той девочкой была Шримати Радхарани.

00:36:57 Но Гуру Махарадж проводил параллель, и я говорю это лишь потому, что Гуру Махарадж говорил это в силу его возвышенного и божественного видения, анализа. Когда Мадхавендре Пури пришел прасад от Кришны, он был крайне счастлив принять его. В то время как к Санатану Госвами пришло нечто от Радхарани, и для него это было нестерпимо, недопустимо — принять служение от Шримати Радхарани. У него начался жар, его тело горело огнем, и когда он прилег, человек который оказался рядом получил ожог только от жара дыхания Санатана Госвами, на его теле появились волдыри.

00:38:00 Шрила Гуру Махарадж определял, что реальное служение, чистая преданность, столь исключительна, что она не дает возможности и с угольное ушко для того, чтобы хоть какое-то вознаграждение пришло назад. «Дас кори' бетан море дехо према дхан», знаменитая шлока из «Чайтанья Бхагаваты». Дас кори — «я твой слуга», бетан означает «зарплата», према дхан — «према». Зарплатой будет према. «Я не хочу ничего, кроме любви и нежности, премы». И далее Гуру Махарадж определяет, что есть према. Это как в инвестировании капитала, вы вкладываете деньги, на них приходят проценты со временем. И что чистый преданный делает с этими процентами? Он увеличивает ими капитал. Поступление процентов — не время для наслаждения, а возможность увеличить капитал служения, возможность для служения.

00:39:22 Говоря кратко — это то, что нисходит из высшего мира на этот план через представителей высшего мира — садху, шастр, Гуру и вайшнавов. Вот почему мы вверяем себя под их руководство. Они знают, что будет служением Кришне. И как его получить? Вызваться добровольцем, волонтером! В материальном мире говорят, например, в армии: «Инициатива наказуема!» Никогда не вызывайся добровольно. Но в мире Cознания Кришны нужно всегда вызваться добровольцем, если вы хотите пройти по программе «умереть, что бы жить». Но в материальном мире не вызывайся добровольно! Никогда!
Добровольная покорность.

00:40:53 Вопрос: Расскажите, пожалуйста, какова была Ваша первая сева и каковы были Ваши впечатления.
Шрила Госвами Махарадж: Две истории я могу рассказать. Первая связана с Гопешваром Прабху, который сейчас живёт в Ирландии, мы с ним присоединились к движению в течение одной недели. Мы жили в части Сан-Франциско, которая называлась «Миш Индастри», там, где был храм. Всё, что оставалось от прасада в те времена, преданные выходили на улицу и раздавали всем проходящим, кто был готов взять что-то. И эта сева пришла к нам. Нам сказали: «Теперь вы идите и раздайте оставшийся прасад». Итак, мы вышли на улицу и, конечно, кто-то говорил «да», кто-то «нет». В какой-то момент мы раздали все и, посмотрев друг на друга, мы поняли, что мы оба были в экстазе от этого простого служения. Мы знали: что-то божественное, мистическое только что произошло. Так мы почувствовали. Вот что приходит мне на ум.

00:42:46 Другая история связана с тем, как меня попросил один большой Джи-Би-Си-Президент храма поехать на один хиппи-фестиваль в знаменитом городе Южной Калифорнии. Я и ещё два или три преданных отправились в Санта-Барбару на этот хиппи-фестиваль. И в 4:30 утра мы выходили, чтобы собрать цветы, там было много прекрасных цветов, как здесь. Мы заходили к людям во двор и собирали цветы, готовили и раздавали прасад, задействовали себя в киртане, проповедовали по полной программе, 24 часа в сутки, в течение всех выходных. И затем я вернулся на автобусе назад в Лос-Анджелес. И человек, который послал меня, спросил:
— Какие твои впечатления? Тебе понравилось?
— Да, мне очень понравилось!
— Почему?
— С момента, как мы просыпались, было столько всего, что нужно сделать.
— Ты имеешь в виду много обязанностей?
— Нет, нет, ничего подобного.
Я ответил так, потому что слово «обязанности» в моем кругу не было чем-то нежелательным. Его не было в нашем словаре.
— У тебя было много обязанностей?
— Нет, нет, никаких обязанностей, но было столько всего, что нужно было сделать, и мне очень нравилось делать это.
— Это и называется обязанности. Ты можешь называть это, как пожелаешь, конечно.

00:44:53 Эти две истории вспоминаются мне, потому что служение означает принять обязанность. Когда вы получаете севу, вы принимаете некую обязанность, ответственность. Каждый день вы будите делать это. Я уже рассказывал ранее, как-то Гурудев говорил о «Джайва Дхарме», в начале которой Бабаджи Махарадж забылся в высшем мире. Он — вайшнав высочайшего уровня, на уровне сиддхи. Он в сиддха-сварупе совершал служение в высшем мире. И повернувшись к своему спутнику, который был только введен на этот план, он дал ему некое служение в этом высшем мире. «Радха и Кришна отдыхают, эти обезьяны могут побеспокоить Их. Отгони их», — что-то в этом духе.
Гурудев прокомментировал это так: «Неужели это вся сева, которую он смог получить? Ведь мы надеемся задействовать себя 24 часа в сутки, а ему дали всего одну маленькую севу». Гурудев был в очень хорошем, шутливом настроении, это было на его веранде в Калькутте.

00:46:20 В Калькутте есть один пожилой вайшнав, джентельмэн Нипин Прабху, который каждый день поднимался на веранду к Гурудеву, подавал ему свежую газету, предлагал дандават и спускался вниз, где активно участвовал во всей храмовой жизни. И я предложил Гурудеву такую параллель: «Так же, как герой из «Джайва Дхармы», здесь на верхнем этаже Вашей веранды, у Нипина Прабху всего одна маленькая сева — приносить ежедневно газету, но внизу он задействован во множестве другой деятельности». И Гурудев сказал: «О, ну тогда это хорошо!».
И как раз примерно тогда же одна девушка спросила его: «Что значит сиддха-пранали?» Говоря словами Гуру Махараджа, сиддха-пранали, вкратце, это практика для тех, кто сиддха. Таков простой ответ на вопрос. Да, говорил Гуру Махарадж, это практики для тех, кто достиг уровня сиддхи, что значит совершенства. Это не статичный план. Даже на уровне сидха-сварупы существует начало и дальнейшее развитие.
Но, так или иначе, эта девочка, преданная Гурудева захотела задать вопрос о подобных эзотерических практиках. В ответ тишина повисла в воздухе. И Гурудев сказал: «Выключи свет, поверни выключатель». И она стала щелкать выключателями, которые были объединены в группу, она нажимала разные выключатели, пока в конце концов не нашла нужный. И Гурудев сказал: «Тому, кто не может выключить свет, не следуют интересоваться о сиддха-пранали»

00:48:43 Существуют множество различных видов севы. Радха-Кришна-кунджа-сева. Много видов. И наша благая удача, что по милости Гуру и вайшнавов, на этом плане, в соответствии с нашими возможностями нам дана возможность служить. Это великая удача. Но нам следует быть внимательными, чтобы не проецировать наши представления о том, что есть служение, на высшее. Мы не пытаемся испросить позволения. Например, я скажу тебе что-то, и ты не будешь полностью согласен или доволен этим, но ты согласишься со мной только для того, что бы я был доволен. Другими словами, мы не пытаемся прийти к Гуру и вайшнавам и лоббировать от них штамп с позволением на что-то, чем ты бы хотел заниматься. Напротив, это должно прийти к нам сверху. Иногда, мы можем предлагать что-то. Но есть тенденция, когда мы привязаны к чему-то и мы пытаемся силой привязать это к высшему миру.

00:50:30 Гурудев рассказывал о сыне Бхакти Вилас Тиртхи Махараджа. У него был сын в предыдущем ашраме до принятия санньясы. Так вот он представлял Голоку как возможность купаться в бассейне раса-гулов. Бассейн, полный сладостей. Так этот мальчик представлял духовный мир — купание в сладкой саттва-гуне. Хотя, может быть, и такая стадия существует — погружение в океан сладости.
Но мы хотим, чтобы Кришна явил себя. Мы не хотим накладывать наши надуманные идеи о Кришне на духовный мир. Подумайте! Не хотели бы вы действительно узнать, чего Кришна действительно хочет? Или предпочли бы гадать? Если бы кто-то мог сказать, что именно Он хотел бы получить от вас, Не хотели бы вы узнать это?

00:52:20 И по-моему мы говорили об этом ранее. Когда Гурудев задавал вопрос, мы могли бы подумать: «Я знаю ответ на этот вопрос. Почему Гурудев это спрашивает?» Но прежде, чем начать выслушивать ответы, Гурудев говорил: «Я знаю, что мы обычно отвечаем на этот вопрос, но давайте рассмотрим его более тонко». И он снова задавал вопрос. Так он говорил: «Вы можете повторять мантру всегда и везде, практически всегда по вашему желанию, очень многое можно делать всегда и везде, но служение не будет доступно всегда и везде». Это ключевой момент для преданного. Кто-то может решить: «Я буду жить в уединении и повторять Кришна-нам». Нет, не будете, этого не произойдет, вы будете повторять какой угодно нам, это будет что угодно, но это не будет нам Кришны.

00:53:49 Но где же доступно служение? Это знают преданные. И для них важна эта связь со служением, и они не хотят её потерять. Но вот ещё есть множество других вещей, разве они не служение? Может быть! Если они в начале, середине и конце — для Кришны. Но если что-то нисходит к вам, это невероятная удача, удача отдать все свои силы на то, чтобы сделать это по-настоящему. И опять Гурудев цитировал слова Кунджи Бабу, Тиртхи Махараджа о том, как один преданный взялся за какую-то севу и не сделал её надлежащим образом, сказав «Ну, в следующий раз обязательно....», на что Кунджа Бабу сказал — «Нет, севу нужно делать правильно каждый раз». Таков план, к которому мы стремимся — на нем нужно делать все правильно, всегда! Но как это возможно?

00:54:51 Самый простой пример — приготовление блюд. То, что вы готовите должно быть вкусным каждый раз. Вы не можете подать что-то ужасное и сказать: «Кушайте, пожалуйста, в следующий раз я приготовлю что-нибудь нормальное». Такое бы никого не обрадовало.
— У меня молоко подгорело.
— Мы заметили.
— В следующий раз все будет ОК.
— Будем надеяться. Мы будем за тебя молиться.
Понимаете, в приготовлении блюд вы должны делать все правильно, всегда, каждый раз. Означает ли это, что так оно и будет? Нет. Но это не меняет сути. Когда вы готовите, вы должны все делать правильно.

00:55:50 Нас не интересует наименьшее общее кратное, наименьший общий знаменатель, наименьшее, наихудшее из того, что приемлемо. Как это может быть стандартом для тех, кто пытается совершать прогресс в сознании Кришны? Скорее стандартом должно быть высшее по умолчанию. В сознании Кришны «высочайшее» — это настройка по умолчанию. И как мы слышим с самого начала есть совершенное, более совершенное и самое совершенное. Только такие три категории существуют в сознании Кришны: совершенное, более совершенное и самое совершенное. Зачем стремиться к чему-то меньшему?
Как сказал один поэт с ужасно звучащим именем: «Нам нужно больше людей, специализирующихся на невозможном. Все делают то, что возможно. Большинство. Зачем становиться очередным излишним?» Нам нужны люди, которые специализируются на невозможном.

00:57:21 И Cознание Кришны — невозможное из невозможного, где все становится возможным через любовь и преданность. «Шри кришна-каршини ча са» — безграничное становится подконтрольным ограниченному. Это невозможно. Но это перспективы Cознания Кришны.
Мы думаем, что мы сможем найти счастье через потребление во всех его видах: в потреблении людей, мест, вещей. В то время, как даже в мирском виде, например, в ранних стадиях романтических отношений, когда двое встречаются, у них возникает желание отдать себя. Мы говорим о романтических отношениях — не потребить, но предложить себя. Я нашел кого-то достойного, чтобы отдать себя. «Бхагаван бхаджанийа-сарва-сад-гуна вишиштха» — так Джива Госвами определил Кришна-концепцию: когда Вы соприкасаетесь с подлинной Кришна-концепцией, вы хотите предложить себя Кришне. И как сделать это? Через его представителя! «Говинда-валлабхе радхе прартхайе твам ахам сада» — ближайший.
Харе Кришна!