Ньяя

19 September 2011
Шесть философий. Логика как процесс самопознания. 16 падартх Ньяя Сутры с точки зрения системы Гаутамы. 24 системы балансирования недостатков аргументации. 22 приема разрушения. Атом изначальная субстанция и источник всего? Почему Бог в школе философии Ньяи существует лишь в теории? Цель жизни с точки зрения Ньяя вады - освобождение из самсары. Может ли освободить знание? Философские системы Лакаята и Вайбашика.
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 8
длительность: 00:58:59 | качество: mp3 96kB/s 40 Mb | прослушано: 391 | скачано: 461 | избрано: 36
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Атмататтва прабху, лекция по шести философиям, лекция вторая – Ньяя, философия Гаутамы. Итак, мы будем разбирать шесть философий. Итак, те, кто пришли сегодня, я так понимаю, я вас не смог убедить вчера. Я пытался вас убедить в том, что вам не нужны эти шесть философий. И поскольку я вчера потерпел поражение, я попробую сегодня ещё разок. Сегодня мы изучим одну из шести систем, которая называется Ньяя. Я предупреждаю, что если я не смогу убедить вас, завтра тоже приходите, и я снова буду пытаться вас как-то разубеждать. И собираюсь попробовать на всех шести системах. Если я смог бы за этот семинар убедить хоть одного человека, что он должен просто воспевать Харе Кришна, то тогда мы будем считать, что наш семинар прошел успешно.

00:01:25 И так, сегодня мы обсудим Ньяю. Как мы слышали уже вчера, есть 6 систем философий, и это называется Ньяя, Вайшешика, Йога, Санкхья, Пурва-мимамса, это так же называется Карма-миманса, и, последнее, Уттара-мимамса. Эта Уттара-мимамса делится на две части: первая майавади уттара-мимамса, и вторая, вайшнава уттара-мимамса. Иногда в комментариях Шрила Прбхупада классифицирует эти шесть философий двумя путями. Первый вариант – это Ньяя, Вайшешика – второе, дальше третье – Йога, Санкхья – четвертое, Пурва-мимамса – пятое, и, далее, Уттара-мимамса – шестая. Это один вариант классификации. И другой вариант, вы можете обнаружить, что Ньяя и Вайшешика совмещаются в одном. Но Ньяя и Вайшешика – это один, далее Санкхья – это два, далее Йога – три, дальше Карма-мимамса – четыре, и майавади. Во главе с Аштавакрой и другими. Так можно найти в комментариях. Это просто два варианта разбора ситуации. Уттара-мимамса, уттара – значит конечная, а мимамса значит полный анализ.

Шесть философий

00:03:09 Итак, давайте вернемся ко вчерашнему разговору, если кто-то не присутствовал вчера, чтобы просто дать вывод, который мы приняли вчера: Веды, у них есть Самхиты, у них есть Брахманы, Араники и Упанишады, это четыре раздела Вед. И в Упанишадах, в этой части, там дается философия. Разные видьи, разные процессы самосознания, который называется видья. Итак, из Упанишад, Ведические мудрецы, как об этом мы говорили вчера, те, кто не принимает авторитет ученической преемственности, они пытаются изучать научным образом, используя свой ум. Занимаясь ментальными спекуляциями они хотят найти разные процессы, которые позволяют, так или иначе решить проблемы мира. И в итоге появляются эти шесть систем философий. Это все основано на Упанишадах. Это ведические философии, они поддерживают Веды, они против тех, кто не следует Ведам, они разрушают буддизм и джайнизм, это то, что называется «в плюс», хорошее качество. То, что плохо – они ментальные спекулянты. В конечном счете они достигают букти, мукти, сиддхи.

00:04:36 Букти это означает полные страдания знания вечности и полное блаженства знание вечности. Так эти шесть систем основаны на Упанишадах и объясняя Упанишады Шрила Вьясадев написал Брахма-сутру и это называется так же Вьяса-сутрой, Веданта-сутрой. Итак, эти Сутры разрушают вот эти шесть систем философий и объясняют через самбандху, абхидхею и прайоджану конечную философию Упанишад. И это называется Уттара-мимамса. И Шри Шанкарачарья, исполняя особые указания Господа, написал свои особые комментарии на Брахма-Сутру, они называются Шанкара Бхашья и в своих комментариях он так же разрушает на корню эти шесть философий, но он дает вместо этого Ведический атеизм. Ведическую философию настиков. Бесформенность, майя, это называется майя-вада. И далее последователи Вьясадевы, четыре великих ачарья описали разных четыре аспекта абсолютной истины, объясняя Брахма-сутру. Позднее Шри Чайтанья Махапрабху дал свою ачинтья-бхеда-абхеда-таттву и, в его линии, Шри Баладева Видьябхушана Прабху написал комментарий к ачинтья-бхеда-абхеда-таттву, который называется Говинда-бхашья, на Брахма-сутру.

00:06:17 Это может быть слишком быстро, для переваривания такой информации, но, поскольку у нас всего лишь один час мы должны все, так сказать, покрывать с такой скоростью. Но, так или иначе это не тема нашей лекции, поэтому я так всего лишь касаюсь поверхностно, те, кто знает, и те, кто понимает, для вас это будет помощью. Те, кто не знает – ничего не потеряет, поскольку Ньяя мы начинаем только сейчас. Ньяя – это для тех, кто на ментальном уровне, все мы на ментальном уровне, так что мы будем этим наслаждаться. Итак, эта история Ведических выводов и, в конце концов, Шримад-Бхагаватам Пурана переведенная на английский Его Божественной Милостью Бхактиведантой Свами Прабхупадой дает полное понимание конечного плода с Ведического дерева. Поскольку тот же самый Вьясадев, который написал Брахма-сутры, он же написал и Шримад-Бхагаватам, как естественный комментарий к Веданта-сутрам. Поскольку Шримад-Бхагаватам это естественный комментарий и Шри Кришна сам пришел снова в Двапара-Югу и рассказал суть Упанишад и дал суть Упанишад в форме Шримад Бхагават Гиты.

00:07:34 Шрила Прабхупада дает нам «Бхагават-Гиту, как она есть», а это суть Упанишад. Он дает нам Шримад-Бхагаватам и это естественный комментарий к Брахма-сутрам и далее для того, чтобы на практике применить эти принципы из Бхагават-Гиты и Шримад-Бхагаватам правильно, он дает нам суть Панча-татвы, писания панча-татвы ведических писаний, описывающий поклонение Божеству в форме нектара преданности. И в конце концов, если кто-то смог переварить эти три прекрасных подноста с халавой и если у него не было никакого, так сказать несварения, никаких проблем, он дает ему Шри Чайтанья-Чаритамриту. Это конечная сиддханта из всех сиддхант Вселенной. Итак это наш принцип, эти четыре книги. Шрила Прабхупада сказал, если человек знает эти четыре книги, то этого достаточно, чтобы проповедовать Сознание Кришны повсюду в мире. И он был тем, кто доказал это, он достиг огромного успеха.

00:08:37 Так в Шримад-Бхагаватам Пуране естественно даются все эти шесть философий. И дается самбандха, абидея и прайоджана. Это уже сделано на страницах Шримад-Бхагаватам. И кто-то может сказать, «знаете ли Прабху, мы закончили уже Бхагават-Гиту, прочитали Шримад-Бхагаватам, я знаю так же прочитал уже три раза Чайтанья-чаритамрита, я жду когда вы выпустите новую свою публикацию». Но я вам скажу – прыгайте скорей в озеро. Я готов отказаться от своего этого самого интеллигентного языка, я говорю вам – намажьте горчичным маслом голову, встаньте вверх ногами, и тогда ваши мозги наконец заработают. Бхагават-Гиту как она есть, никогда нельзя закончить, Шримад-Бхагаватам никогда нельзя закончить и что уж говорить о Шри Чайтанья-чаритамрите. Это просто воображение, это другая ментальная спекуляция, я закончил с Гитой, я закончил с Шримад-Бхагаватам, я закончил с Шри Чайтанья-чаритамритой. Это просто глупость, так пожалуйста, ещё раз почитайте Бхагават-Гиту как она есть, перечитайте, от начала до конца, Шримад-Бхагаватам от начала до конца, и систематически изучайте Сознание Кришны.

00:09:51 Поскольку этим мы не занимаемся, мы объясняем, что мы теоретически объяснять не должны, эти шесть философий. Это введение, которое мы давали вчера я даю это сегодня, так сказать, по сути. Итак, эти шесть систем, первая из них называется Ньяя. Ньяя значит справедливость, так сказать. Это грубое объяснение Ньяи. Аньяя значит несправедливо. Ньяя значит справедливо. Так же слово Ньяя можно перевести как логика. Итак, Ньяя это одна из систем познания Ведических писаний, это одна из систем. Но, когда мы говорим о шести системах философий, то мы говорим уже о других вещах. Как например [неразборчиво], например. Есть грамматика, есть поэзия, есть проза. Потом есть определённые принципы, и так далее, точно также в учении Вед есть определённый уровень, который называется Логика. То есть, как правильно разбирать в положении разных элементов.

00:11:11 Разных аспектов [неразборчиво] и так далее. Шесть шастр, Кави, Пураны, Упанишады – везде мы находим это. Есть такая система, которая называется логика. Пользуясь этой техникой логики линия Риши пыталась использовать эту систему как процесс самосознания. Но когда они пытаются использовать эту логику для самосознания эта система философская называется системой Ньяи. И когда мы говорим о том, что Ньяя – это умственная спекуляция, то естественно система философий Ньяя, которая считает как таковую Ньяю процессом самосознания – это просто можно выкинуть в мусор такую систему. Но так система Ньяи, то есть система постижения сути вещей через логику и через спор – это не надо выкидывать в мусорку, как таковую систему.

00:12:22 Когда Вьясадева разрушил систему философии Ньяи, естественно, он сам пользовался Ньяей, он использовал логику, чтобы побеждать другие философии. Он использовал это не только для того, чтобы победить философию Ньяя, но и для того, чтобы победить буддистов, джайнистов пользовался Ньяей – логикой, логически побеждал оппонентов вайшнава-сиддхатов. И в Шримад-Бхагаватам Пуране естественно он дал комментарии и там есть естественно разрушение всех других философий через использование логики, использовании аргументов. Мы должны ясно понимать этот элемент. Я все эти вещи буду говорить только один раз в нашем семи наре, поскольку на самом деле этот семинар предназначен для так сказать быстро работающих мозгов, если у вас мозги не работают так быстро, то вы должны просто поговорить с дакшиной, он вам даст кассету. Современные мозги так называются, вариант. Можете использовать другие мозги, кассета называется.

00:13:21 Но мозги должны работать очень быстро, чтобы понять то, что я сейчас объясняю и не так уж это сложно, но кто-то может сказать: «Это же все для брахманов, вайшнавы счастливо воспевают Харе Кришна / Харе Кришна / Кришна Кришна / Харе Харе / Харе Рама / Харе Рама / Рама Рама / Харе Харе и им все равно, они не обращают на это внимания». Есть только одна дхарма в наш век – намо санкиртан. И если вы не поняли то, что я говорил, вы можете не беспокоиться, потому что вы уже уже занимаетесь юга дхармой, вы ничего не потеряете. Вы можете сказать: «ну знаете, прабху, вы так долго готовились», не беспокойтесь я тоже вместе с вами буду повторять Харе Кришна / Харе Кришна / Кришна Кришна / Харе Харе / Харе Pама / Харе Рама / Рама Рама / Харе Харе. А для тех, у кого мозги работают очень быстро, для тех кто хотят говорить с учеными мира, они сами поймут, им не нужно повторять, они все сразу поймут. Никаких вопросов, пожалуйста, по техническим деталям, это просто трата времени. По поводу общих элементов можно задавать вопросы в конце лекции.

Логика как процесс самопознания

00:14:35 Итак Гаутама – это один из таких Риши, один из тех Риши, которые пытались использовать логику как процесс самоосознания. Этот Гаутама достаточно знаменит, если вы слышали историю Рамаяны вы встречались с ним, когда Рамачандра вселился в камень и камень, увидел этот камень, а камень стал женщиной. Эта женщина, её звали Ахалия, Ахалия была женой Гаутамы. И при царе Джанаке был этот великий Риши Саддхананда, Садхананда – это сын Гаутамы. И так же в Махабхарате вы можете встретиться с Шарадватом. А это сын в линии Гаутамы. Сына Шарадвата звали Крип ачарья, тоже семейные узы имеется. Его так же звали Гирго Тапас. Гирго Тапас – это значит очень аскетичный, он был великим аскетом, великим Рикшей, его так же зовут Акша Пада. Потому что Гаутама он часами стоял и смотрел на свои стопы. Акши – значит стопа, Пада значит глаза, он смотрел на свои стопы.

00:16:01 Вы уже смеетесь. А он занимался этим часами, оттуда у него и появилась такая философия. Акша Пада – тот, кто постоянно смотрит на свои пада. Потому что он медитировал, медитировал, медитировал, медитировал и пытался разобраться, разобраться, разобраться, разделить, разделить и в итоге появилась эта удивительная его работа, которая называется Ньяя Сутра. Сутра – значит краткая форма, то есть в две строки или в пару слов вы объясняете океан философии. Это называется Сутра. Сутра значит, краткое предложение и слова используются безупречно. Вы не найдете никаких ошибок, слова составлены грамматически безупречно, очень опытная работа. Это называется Сутра. Как, например знаем, Прабхупада часто использовал эти Сутры, атха атха брахма джиге сатха. Атха ата – теперь поэтому, брахма джиге сатха – спрашивая о брахмане. Это вьяса-сатру, брахма-сутры. И так же и Гаутама Риши написал Ньяя сутру, это ньяя сутры. То есть это очень кратко вся эта информация дана, и кто-то должен объяснять, эти объяснения называются дашран или комментарий.

00:17:33 Итак, они пишут комментарий к Сутрам. Как например брахма-сутры, имеется естественный комментарий к ним это Шримад-Бхагаватам Пурана. Или Говинда Бхашья есть комментарии. Точно так же и Ньяя Сутры имеет комментарии одного великого Риши, его зовут Ватсьяяна. И этот Ватсьяяна написал комментарии, которые называются Ньяя Дашран. Я даю только имя одного комментатора. А на самом деле бесконечное количество комментариев к Ньяя Сутрам. Но поскольку мы не считаем Ньяю темой нашего изучения и это происходило 504 года назад в этом как раз самом месте – это прибежище знаний и ученые Ньяи собирались в огромное количество здесь в Маяпуре. И наш Великий Господь Шри Чайтанья Махапрабху маленьким мальчиком, Он тоже изучал Ньяю, Он изучал Ньяю, это место, прибежище Ньяи, так сказать, гнездо.

00:18:41 Он побеждал многих Ньяей, мы этим не занимаемся, поскольку Он в конце концов отказался от этого и воспевал Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Так что мы тоже это сделаем через неделю, изучив все это, мы продолжим наше воспевание дальше. Итак, мы не будем углубляться в детали Ньяя Сутры и во всю эту путаницу, всё это называлось [неразборчиво]. Во времена Вед, ещё во времена Гаутамы многие Риши писали по этому поводу книги и после Гаутамы так же многие Риши писали философские трактаты, основанные на Ньяя Сутрах. И это называлось Веданта, Тарка, Вада много разных названий есть, а вы откройте Махабрхарату, вы найдете это 60 разных названий одной темы, то есть логики. Итак мы оставим это на этом уровне.

16 падартх Ньяя Сутры с точки зрения системы Гаутамы

00:19:37 Итак, Ньяя Сутры, что там в Ньяя Сутрах, попытаемся понять. Ньяя Сутры имеют 5 частей, 5 отделов, разделений, это называется прамана, прамея. Те, кто записывают, не беспокойтесь, у нас есть здесь карта. Итак, здесь мы уже все разобрали в этой части карты. Вы здесь видели вверху написано прамана, прамея, аваява и вада. Это четыре элемента. И ещё есть один, он не имеет дополнительных элементов. Он не разделяется на элементы, поэтому мы здесь его не написали. Он называется [анимата парикша]. Я буду разбирать одно за другим. Прамея - это объект познания. Аваява значит элемент анализа. Вада - это анализ, аваява - элемент анализа. Эти четыре, это основная тема, которая обсуждается в Ньяя Сутре.

00:20:47 Далее, анимата парикша. Ани значит других, мата – философий, парикша значит критика. То есть, критика других философий. Итак, эти пять тем обсуждаются в Ньяя сутре. И в философии ньяи основной объект, который разбирается по всем этим темам, это называется падартха. Это наверху написано падартха. Пада значит слово, артха значит значение. Значение слов, вот и все. Не надо чесать свою шикху, что пытаться значение. Что значит слово, вот и все. В этом вся философия, это разбор значения слов, и поняв значение слов, они пытаются достичь самоосознания. Так что ясно, совершенно бесполезные попытки. Просто зная определённый словарный запас, вы пытаетесь обрести самоосознание, в этом идея.

00:21:50 Пожалуйста, не смотрите на свои стопы, если вы так будете поступать, то, может быть, придете к такому же выводу, что все что мне нужно это словарь, чтобы достичь самоосознания. Это современная ньяя. Итак, есть 16 падартх и здесь они перечислены. Я буду давать перевод, потому что это все таки значение слов, это так важно. И поэтому я объясню значение этих вот 16-и слов и оставлю на этом. Итак, прамана значит аргумент или доказательство. А прамея то что здесь это объект познания. Прамана это величина деления, а прамея это линейка. Линейка это прамей, а шкала изучения это прамана. И далее появляется самша. Когда вы занимаетесь такого рода деятельностью, то возникают сомнения. Самша значит сомнения. И далее четвертое – прайоджана. Какой в этом смысл? Это значит прайоджана. Прайоджана значит блага, плоды, которые вы подучаете.

00:23:05 И далее дрштанта – пятое. Я говорю да, есть некоторые плоды, а вы спрашиваете, а как же, с какой стати я должен верить? Ну скажем вы говорите, если я спрыгну с верхушке дерева, то я сломаю ноги. Почему я должен верить в это? А посмотрите, вот этот парень только что залез на дерево, свалился оттуда и сломал ноги. Это называется дриштанта. Дришта значит то что вы нечто видите, а анта значит законченное. Вы видите что-то законченное, какой то конец, так сказать, итог. И вы понимаете, что с вами произойдет тоже самое. Дриштанта значит наблюдение. И далее шестое – сидханта. «Ну что, знаю знаю, видите что происходит. Читаешь слишком много книг, тогда в майю попадаешь. О, прекрасно, ясно». И это сидханта. Теперь вы пришли к выводу – не нужно читать так много книг, иначе я попаду в майю. Это сидханта.

00:24:05 Далее, это первая строчка, мы здесь разобрали все. Далее продолжение разбора. Дальше уже в этом месте на карте. И следующий элемент называется аваява. Седьмое – аваява. Аваява значит часть, элемент. Аваява это часть, например, рука это аваява моего тела. Или нос, это тоже аваява моего лица. Аваява значит определённая часть, элемент целого. Обсуждая сидханту, вы разбиваете дискуссию на определённые части. То есть вы, например, предлагаете, вот ты отправишься в ад. Это такое предположение скажем. Далее, причина. Почему? Ты не воспеваешь Харе Кришна. Это причина. Это вторая часть. Далее пример. Те, кто не воспевает Харе Кришна отправляются в ад. Это пример. И далее доказанный пример. «Вот посмотри перед тобой идет прямо в ад». Доказанный пример. И далее вывод. «Смотри, это духовный мир. Я воспеваю, я отправляюсь в духовный мир». И это вывод. «Уже поздно, если не схватишься за моё дхоти, ты не отправишься в духовный мир». Это, так сказать, вывод. Это пять элементов, пять частей аваявы.

00:25:31 Далее тарка - восьмая часть. Тарка значит дискуссия, спор в некотором смысле. Спор в том смысле, вы пытаетесь просто выяснить что к чему. Вы не против, вы просто хотите разобраться в сути дела. «Да, вот это так, а вот это эдак. И так далее, это все так. А, а это так, а это так? Ага, все ясно, значит в этом суть». Это называется дискуссия. Люди должны иметь определённый разум – манушья. Манишья – тот, кто может разбираться называется человеком. Тот кто имеет разум. И далее нирная – девятое. Разобравшись вы проявляете решимость, это падартха девятая – решимость. Далее вада. Если в Индии вы путешествуете, то вам могут дать ваду. Это совсем другая вада. Ну путайте, это вада, а это то что у нас, вода. Вада значит спор. Вы можете спросить, в чем разница между этим и таркой. Только что говорили, что это спор, дискуссия, а теперь вы говорите снова спор.

00:26:44 Но если вы ньяи, то вы будете спорить конечно без остановки. И есть разные виды спора. И тарка это один уровень спора, а тарка другой уровень спора. Вада это когда вы хотите уже победить кого-то, и с этой целью вы спорите. И такой спор называется вада. Когда вы хотите определить определённую истину и ради этого обсуждаете, это называется тарка – дискуссия. Это два разных вида обсуждения. Далее джалпа – одиннадцать. Вы слышали это слово праджалпа. Это нам ясно, пра значит полная [неразборчиво]. В Шримад-Бхагаватам Прабхупада это переводит как полностью отвергая глупые философии. Именно это он нам сказал делать. Я не знаю зачем мы здесь этим занимаемся.

00:27:46 Итак, [неразборчиво] пра значит полностью, праджалпа значит абсолютная джалпа – болтовня. Если кто-то говорит полную ерунду, мы говорим праджалпа. Теперь вам ясно что такое проджалпа. Если кто-то болтает всякую ерунду, то это джалпа – полная болтовня. Далее витанта. Витанта это если, например, вы говорите день, я говорю ночь. Вы говорите ночь, я говорю день. Вы говорите ни день ни ночь, я говорю ни ночь ни день. Это называется витанта. Вы что-нибудь говорите, я говорю противоположные вещи. Это называется витанта вада. Кто то все спорит спорит и все бесполезно, без всякой определённой цели. Скажи, зачем ты занимаешься витантой? Далее хетвабаша. Хетвабхаша это ошибка, определённая погрешность. Свамиджи только что приехал и он сразу же спрашивает, сколько у вас последователей здесь. Что вы имеете в виду? Так что иногда приходится говорить неправду. По-русски говоря это значит обман – хетвабхаша. Абраша значит… Например, намабхаша вы знаете. Кто-то воспевает харам, харам, харам. Черт возьми, черт возьми на персидском.

00:29:10 И он говорит харам. На самом деле он воспевает имя Рамы, потому что в слове харам есть рам, это намабхаша. На самом деле это все конечно обман. Он не воспевал имя Рамы, он воспевал черм возьми, черт возьми. Но хоть он и повторял черт возьми, он отправляется в духовный мир, потому что он воспевал имя Рамы. Это называется намабхаша. А хетвабхаша, хетва значит причина. Ждаката карана хету значит карана. Итак хетвабхаша, пытаясь выяснить определённую причину вы устраиваете обман, вы устраиваете абхаш. Кто у меня спросил: «Все дети в гурукуле чистые преданные»? «Да» - я сказал, «Они парамахамсы». «А откуда вы знаете»? «А как вы докажете, что нет»? Это называется ньяя. Пожалуйста, не задавайет мне таких вопросов, потому что я хорошо разбираюсь в ньяи. Вы будете говорить правду, я буду обманывать, и тем не менее, победа будет за мной и это называется ньяя.

00:30:15 Далее чала. Четырнадцать – чала. Чала значит искажение. Вы говорите что-то искаженное, не истинное. И таким образом также, например, кто-то спросил у Прабхупады, зачем вы инициируете женщин в Америке? Он сказал, я не инициирую женщин. Нет, погодите, все матаджи здесь сидят. Прабхупада сказал нет. Вы были в Америке? Он сказал нет? Прабхупада сказал, вы не знаете о чем вы говорите. Потом он сказал, в Америке нет женщин, все животные. Потом он сказал, но при общении с чистым преданным. Какие-то матаджи уходят, похоже им не нравится. Погодите подождите, послушайте до конца историю. Шрила Прабхупада сказал, при общении с чистыми преданными даже нарадхамы могут стать нароттама. Даже животные могут стать бхагаватами. Потом он посмотрел на этого человека и сказал, в чем проблема? Это называется чала. И люди, которые используют чалу, их зовут чалу.

00:31:26 Итак, далее есть пятнадцатый элемент – джати. Джати значит, например, если вы спорите с кем-то и пытаетесь победить его. Вы просто ставите в такое положение его, что он выглядит как бесполезный идиот совершенно. Как например та женщина, которая пришла к Прабхупаде и она сказала ему: «Самиджи, зачем вы обрили голову»? Прабхупада посмотрел на неё своими глазами такими особенными. А она была одета в миниюбку такую. И Прабхупада сказал: «Лучше ноги держать в тепле, а голову в холоде». Это называется джати. И после этого ей уже нечего было сказать, она была просто уничтожена. Это называется джати. Уничтожение смысла, бессмыслица.

00:32:26 Кто-то у Прабхупады спросил: «Что Вы думаете по поводу [неразборчиво]». Он сказал: «Я о нём не думаю». Вы просто почитайте эту книгу «Беседы с Прабхупадой», послушайте кассеты Прабхупады, вы найдете все эти падартхи. Прабхупада ходячий университет всех шести систем философий. Он все знал и все выходило просто на кончиках пальцев у него, получалось все очень ловко. И далее этот человек сказал: «Ну не могли бы объяснить, почему Вы обриваете свою голову». Прабхупада сказал: «Чтобы поддерживать чистоту». «Вы что хотите сказать, что хиппи не поддерживают чистоту»? Прабхупада сказал: «Ты знаешь, (саркастически улыбаясь), зачем ты меня спрашиваешь»? Так Шрила Прабхупада использовал всю эту технику прекрасно. Но он не думал, что это процесс самоосознания, вот в чем проблема. Потому что он не тратил своё время, он не смотрел на свои стопы. Он воспевал Хааре Кришна, он смотрел на чужие стопы.

00:33:34 Смотреть на стопы это чудесно! Смотрите на лотосные стопы своего духовного учителя, тогда вы не будете тратить время на джалпу и праджалпу. Итак, последняя падартха, но не самая последняя по важности – виграсадха. Вигра значит разрушение. Садха – точка. Точка разрушения. Итак, поспорив с этим человеком. Поспорив, используя ваду, джалпу, витанту, ахетвабашу и разные все эти деления. И далее чала, джати. Потом вы приводите человека к такому состоянию, в котором вы стоите с большим молотком и бьети им по лбу. Это называется виграсадха. Точка разрушения. Итак, это 16 падартх логики.

00:34:24 Конечно, все не ограничивается 16-ю. Но Гаутама разделил эту разнообразную технику спора, которая уже дана в Ведах. Он всё это разделил в сутрах и ввел определённое деление, 16 падартх. Нужно знать эти 16 падартх и это называется знанием, в соответствии с Гаутамой. Итак, это знаменитые падартхи ньяи. И, на самом деле, если вы хотите потратить время, то мы можем объяснить каждую эту падартху. То есть разные элементы этого, деления. Мы могли бы этим заняться, но времени у нас мало. Итак, если кто-то очень интересуется или хочет потратить время впустую, чтобы полностью использовать все это, чтобы побеждать других. Если вы мощный проповедник нашего движения, то вы можете занять меня служением, все подготовлено. Я готов объяснить вам все это. Я в этом году не буду давать никаких других лекций. Вы сможете меня найти после этой лекции до тех самых пор, пока я не окажусь под маскитной сеткой. Тогда уже ниграсадха, точка разрушения, все, я засыпаю.

24 системы балансирования недостатков аргументации

00:35:35 Итак, далее 24 системы балансирования недостатков примеров. Это другая большая часть Ньяя сутры. Если вы даете определённый пример, например, вы говорите: «Этот человек как лев». Потом кто-то говорит: «О, у него много волос на голове и из пальцев торчат ногти, и он ходит на четырех ногах». То есть вы сказали он как лев. Это недостатки примера и когда вы даете пример, вы должны быть очень осторожны, потому что иначе какой-нибудь хитрый человек воспользуется этим примером и направит его против вас. Как-то давно в Малайзии одна группа христиан напечатала листовку. В книгах ИСКОН написано, что Кришна демон и они приводят свой аргумент такой. Они цитируют перевод Прабхупады Бхагавад-Гиту «среди демонов я прахлад».

00:36:35 И они кричат: «Смотрите, они пишут, что Кришна демон! Этот ИСКОН, и они ему поклоняются. Все они демоны! Так что оставляйте ИСКОН и присоединяйтесь к нам». Адвентисты седьмого дня так проповедуют. Но у них ничего не получилось, потому что индийцы знают джалпу, витанту и т.д. Они рождены из всего из этого. И они посмотрели на это, на эти вещи и сказали: «Что это такое? Неужели они не понимают, что Кришна просто пример приводит?». И когда вы даете пример, то, может быть, их недостатки и Гаутама очень осторожен. Поскольку его процесс, весть процесс самосознания для него это аргумент, логика. И если есть какие-то недостатки, то значит вся логика разваливается. Как в Тадж-Махале, так все заново раскрашивается каждый раз. Итак, он делает крепкую основу и это называется 24 системы сбалансирования примеров. Скажем, вы даете пример и неправильно что-то дали, Вы быстро сбалансируете пример: «Да нет, вот так и вот так». Приводите разные элементы.

22 приема разрушения

00:37:43 И далее есть 22 элемента ниграскатха – уничтожение. Шрила Прабхупада пользовался фактически шестьюдесятью вариантами награскатха. Прабхупада говорит, в «Back to Godhead» печатаются эти обсуждения. До 60-ти элементов разных, до 60-ти уровней. Например, человек водитель, он на гонках ездит, и он гонщик, и он пришел встретиться с Прабхупадой. Прабхупада с ним говорил о всех гонках, которые проходили в Калькутте. И кто первым приехал, кто вторым, кто там получил золотую медаль, кто серебрянную и т.д. и т.п. Они говорили, говорили и затем Прабхупада спрашивает у него: «Когда ты едешь очень быстро на машине, тебе страшно чего-нибудь, приходит к тебе страх?» Он ответил: «Нет, Свамиджи, я не боюсь». Прабхупада говорит: «Да? Серьезно? Вот в прошлом году кто получил медаль?» Он сказал что-то. Через минуту Прабхупада снова ловит его: «Иногда, когда ты едешь в поворот, и уже ты едешь 150 миль в час, (200 км/ч), тебе разве не страшно, когда ты как-то не очень ровно едешь?». Он говорит: «Ну да, знаете ли, немножко мне страшно в такой момент». И Прабхупада говорит: «И что ты будешь делать в такой момент»? Он говорит: «Я думаю о Боге!» Прабхупада говорит: «Ты знаешь, что такое Бог!» Он сказал: «Я не знаю». Прабхупада говорит: «Лучше узнать!». (Смех в зале). И после этого они час разговаривали на тему Cознания Кришны.

00:39:15 Это называется нигракатха – точка разрушения. И Прабхупада использовал… И это только 22 описано Гаутамой, потому что он смотрит на свои собственные стопы. Шрила Прабхупада смотритна стопы Бхакти Сидханта Сарасвати Тхакура, и он использовал более шестидесяти разных техник в своих спорах. Так или иначе, времени у нас мало, поэтому такого рода вещи, на них нужно по 4 часа на лекцию. Час это уже все, время подходит к концу время. Итак, сейчас мы разберем и выясним, что же такое он в конце концов говорит. Я достаточно вас поучал. Так. «В чем же вся суть, Атма Таттва, давай разъясняй все. Объясни, что к чему. Все это жонглирование устраиваешь здесь тут». Все приближается, подождите минут 15.

00:40:09 Видите ли, в ньяя сутрах все эти категории - 16 падартх очень критически он сам разобрал и создал все эти падартхи и очень критично разобрал всё это он. Уничтожает, снова восстанавливает. Уничтожает, снова восстанавливает все эти падартхи. И он снова и снова разбирает, разбирает и разбирает все эти элементы. Вот что происходит. И в этой книге – ньяя сутре, если есть какие то сомнения, то он не оставит этого места. Пока вы не скажете: «Ну всё, всё. Принимаем». И тогда он оставляет этот момент. Вы просто сложите руки и скажете: «Все. Все. Оставьте меня в покое, пожалуйста. Вы правы, я ошибаюсь». Тогда он примет и будет очень счастлив.

Атом изначальная субстанция и источник всего?

00:41:08 Итак, далее… Какова его философия? Философия его называется философия логики, которая утверждает, то, что атомы источник всего. Теперь все значит ясно, атом источник всего. Такова у него философия. Так мы знаем из Брахма сутры, что Вьясадев говорил: «То, откуда появилось все». Это вопрос. Ответ нашего друга Гаутамы: «Все исходит из атома». Это его вывод. И в уме, в лаборатории с какими то там пробирками и так далее, спиртовками… Нет, просто глядя на свои стопы и концентрируясь своим умом, он обнаруживает детали, как создан этот мир, строение этого мира. Он разбивает этот мир на все более маленькие, маленькие, маленькие и маленькие элементы, и далее, он доходит до этого уровня, который называется атом – ану. И он обнаруживает, что эти ану, соединяющиеся в два, называются дваяну. И далее они могут объединяться в три атома, это называется тройной атом – траяну. И этот траяну, тройной атом, трехчастный атом, это как бы элемент. И много трояну соединяются и появляется Земля, Солнце, Луна и т.д. Все из этого состоит. В конечном счете, все сводится к атому, такова его теория.

00:42:58 Гаутама очень защищает Веды. Когда он начинает говорить о Прамане, он очень защищает веды. Он говорит: «Никто не должен возражать в вере. Нет никакого знания, кроме знания Вед. Всё, что отвергает Веды это невежество». Так он хорошим мальчиком в этот момент становится. И после этого он атакует буддизм, джайнизм, все эти глупые философии, которые не принимают Веды. Он разрушает их на корню в своих книгах. Удивительную работу проделал он своей логикой. Но в тоже самое время Вьясадев говорит, что эти ньяи считают, что Веда высшая прамана, но не принимают как таковые Веды в виде праман, потому что выводы Вед они принимать уже не хотят. Они принимают веду как праману, но Ведические праманы не принимают. Почему они принимают Веды? Потому что они хотят авторитетную школу мышления и они используют Веды. Как например, в Калькутте мне кто-то в храме сказал: «Прабхупада сказал, что грихастхи могут носить трусы». Извиняюсь, но я шучу, не ждите от меня ничего хорошего, я как шут.

00:44:16 Итак, что это значит? Что значит Прабхупада сказал? Как он такое сказал? И если бы говоришь «Прабхупада сказал», значит вроде бы авторитетно. Что хочешь говори и при этом говори «Прабхупада сказал». И это называется чалу из философии ньяи. Они говорят: «Веды, Веды, Веды, Веды». Такое великое делают, а потом говорят: «Атом это всё!» Но в Ведах так не говорится. В Ведах не говорится, что вся суть в атомах. В Ведах, когда изучаются разные уровни, и там говорится, да, этом это все. А потом они разбирают атомы. В троями, в дваями присутствует говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами. То есть, на атомах ничего не заканчивается. Атом, на самом деле, это конец и начало другой длинной истории в духовные мир. Поскольку все заканчивается на атоме, потому что мы завидуем Кришне, Кришна дает нам этот атом. И, в конце концов, мы создаем атомную бомбу и скидываем её себе на головы. Именно поэтому параману нам и дан, чтобы мы могли отправиться в ад. Это то, что говорится в Ведах.

Почему Бог в школе философии Ньяи существует лишь в теории?

00:45:36 Теизм, принятие сознания Бога, это только теория в школе ньяи. Их Бог… Если они хотят, они могут принять его, если не хотят – отказываются от него. Такой у них Бог. И этот Бог не описывается, какой у него адрес, есть ли у него паспорт, виза, заплатил ли он за фестиваль, никто не знает. Он где-то завис, такой вот Бог. Итак, в конце концов, они полные атеисты, вот и всё. Мы к ним никакого отношения не имеем, они не какого отношения к Кришне не имеют, и всё. Потому что они не хотят Бога, они не хотят Кришну, мы их тоже не хотим. Если кто-то не принимает Кришну, то он демон. Кришнадас Кавирадж госвами такой вывод дает: «Может он и поклоняется Шалаграму, пьет чаринамриту и, тем не менее, если он не принимает Кришну, то он ракшаса». И мы его не принимаем, такова наша шкала. Это наша суть. В чем суть? Суть в Кришне. Если кто-то не принимает Кришну, даже если нет рогов на голове – он ракшас, он демон. Может он и говорит на санскрите, говорит шлоки у него из ушей вылетают и у него большая шикха сзади, и большой шнур, 15 нитей в этом шнуре и он по телефону может говорить через этот шнур, кем бы он не был, для нас он просто демон.

00:47:05 Итак, что же он говорит по поводу души? По поводу души он говорит, что душа и материя, то и другое вечно, и то и другое реально существуют. И когда душа и материя соединяются, это становится причиной всех страданий. И когда соединению этому приходит конец, когда они отделяются, то все приходит в мирное состояние. Такова их самбандха гьяна. Самбандха гьяна какова? Есть душа и есть материя. Так что они гьяни, они знают материю и знают дух. Так что они гьяни, но как они познают материю и дух? Они говорят: «Материя мертва, дух мертв, соединяются, получаются проблемы. Уберите дух из материи и проблем не будет». Все, конец. Это высшее что они понимают. И как это все происходит? Ну, материя и дух, как они так соединяются? Надо что-то сказать, а они не хотят говорить что-то слишком материалистическое, потому что тогда их выкинут из школы ведической. И они говорят: «Параматма, Сверхдуша». Он сводит их вместе и потом, когда он хочет, он их отделяет. Зачем он такое делает? Не надо аргументы давать, не надо заниматься аргументированием. Вся школа основана на аргументах. Он будет говорить: «Не спорь!» Почему не спорить, ты же споришь? «Нет, нет, нет, я могу спорить, ты не можешь спорить. Я спорю для того, чтобы ты не спорил. Вот в чем мои споры заключаются, чтобы ты не спорил».

Цель жизни с точки зрения Ньяя вады - освобождение из самсары

00:48:32 Итак, свобода от самсары. Свобода от повторяющихся рождения и смерти – это высшая цель жизни. Это их прайоджана. Итак, есть самбандха, абхидея, прайоджана. В каждой философии это есть и у них самбандха – этом источник, и параматма… Параматма, так сказать, на черном рынке находится, вне закона. И душа ещё есть, и если совмещаются душа и материя, то появляются страдания. А процесс, ты должен продолжать, продолжать, продолжать, 16 падартх. Изучать, изучать, спорить и спорить – это процесс. Следуя этому процессу, вы обретете знание, когда вы обретете знание, душа вылазит и з материи и все, конец. Потому что появится знание. И далее, когда это все происходит, значит это высшая цель жизни. Почему? Потому что не будет больше рождения, не будет больше смерти, вы просто станете одним большим аргументом, вот и всё. Итак, этот процесс вот такой, а сейчас я объясню, как душа обуславливается.

00:49:36 Из-за ложного понимания. Параматма – она объединяет тело и душу с материей и происходит ложное отождествление, ложные идеи появляются у души. И далее, появляется кальпа и викальпа, то есть желание и ненависть, отвращение. И из-за желаний и отвращений появляются разнообразные действия, совершаются разные действия саткрийя и асаткрийя, благие дела, плохие дела. И далее, поскольку вы делаете хорошее и плохое приходит разговор о Боге, появляется Бог. Что это? Бог – это нечто такое, адришта появляется какая-то. Что это такое не спрашивайте у меня, пишите самому Гаутаме. Он это не объяснил, так что я тоже не смогу объяснить – это называется адришта. Адришта значит, через несколько минут вы все станете адришта для меня, потому что свет наш уйдет и будет темно. Адришта значит невидимый. И когда вы совершаете хорошее, и когда совершаете плохое, то реакции этих действий принимают большую форму, и это называется нечто такое – адришта, невидимый. И поскольку существует такой невидимый, когда вы заканчиваете одну жизнь, он, Адришта, даст вам реакцию, и вы получите новое тело, потом ещё реакцию и снова вы получите новое тело. И таким образом невидимый, полностью контролирует вас. И этот адришта и есть Бог.

00:50:57 Это Бог. Знаете, многие люди говорят в наши дни: «Знаете, есть какая-то сила, есть некоторая сила. Я не знаю, что за сила. Какая это сила». Это адришта. Какая это сила? Неизвестно какая. Мужское начало, женское начало? Но какая-то сила – адришта. И эта адришта возникает из-за ваших действий и этот адришта переводит вас из одного тела в треть, четвертое, пятое тело. Итак, адришта, большой контролирующий Бог, и если вы не убежите от адришты, то вы не сможете избавиться от всех этих проблем. И далее, страдания, боль. До тех пор пока вы живете в теле есть страдания, это называется обусловленность, рабство. И далее, как освобождение происходит? Что такое освобождение? Когда вы страдаете от этой боли, вы случайно встречаетесь… Скажем, вы отправляетесь в Испанию. Если вы страдаете от боли – вы отправляетесь в Испанию. В Испании вы встречаетесь с Гаутамой. Там он, согласно Бхавишья пуране, обитает. Испанские преданные, будьте осторожны! Он может присоединиться к ИСКОН. Именно там он обитает. Они говорят, что он там медитирует на что-то в Испании. Я не знаю, на что он там медитирует.

Может ли освободить знание?

00:52:03 Испания, значит. И если вы там встречаетесь с Гаутамой, он вам даст формулу для избавления от боли. Что это за формула? Он даст вам эти падартхи и скажет: «Продолжайте, изучайте, изучайте, изучайте, изучайте, изучайте и изучайте эти падартхи и тогда вы получите зрелое знание обо всем, что существует в этом мире. И когда мы получим полное знание обо всем, что существует в этом мире, все ваши ложные идеи уйдут. И когда уйдут ложные идеи, ложное понимание, не будет желаний, не будет ненависти. И когда не будет ни желаний, ни ненависти – не будет кри. Появится нишкрия, то есть не будет асаткрийьи и саткрийьи, вы не будете совершать никаких действий. Если вы не будете совершать никаких действий, то значит вы уходите от Бога. Адришта! Мы отключили себя от адришты. Теперь вы сами стали адриштой для адришты. Вы будете невидимым, если он вас не видит, то проблем больше нет. Нет рождения, нет больше болт и нет больше Испании. Все полно блаженства и это называется их освобождение.

00:53:13 Эта философия называется в философских школах – арамбхавадой, то есть теорией о начале. Если есть начало, значит есть и конец. То есть, все заканчивается и начинается блаженство. Это называется также асаткрийявада, поскольку они говорят: «Вот поскольку мы совершаем эту крию, неправильные действия из-за неправильного понимания, мы обуславливаемся. И когда мы будем иметь истинное знание, то мы обретаем освобождение – это называется асаткрийявада. В упанишадах используется очень много всяких техник, когда обсуждаются разные темы, и эти две категории, которые взяты из упанишад. Когда они очень сильно привязываются к этим аргументам, которые даются упанишадами. Когда люди привязываются к этим аргументам, это называется ньяя, Философский элемент – это дашана, а логический уровень называется анвишики.

Философские системы Лакаята и Вайбашика

00:54:12 Анвишики – это очень знаменитое имя. В терминологии индийской философии анвишики значит то, что делает все, определяя суть, в конечном счете, это конечно ньяя. Есть великие риши, которые поработали хорошо в этой школе. Один риши очень знаком и дорог для нас. На самом деле он шикша гуру Фрейда. Вы все знаете Фрейда. Он был большим обманщиком и негодяем, и этот Фрейд был всего лишь шикша учеником этого великого человека, которого звали Чарвака. Очень знаменитый этот человек. И Чарвака говорил, он давал философию Чарваки. Побочный продукт ньяи и чарвак, создал ещё одно побочное отклонение, которое называется Лакаята. Лакаята и Вайбашика. Шрила Прабхупада говорит о них во второй главе Бхагавад-Гиты. Лакаята и Вайбашика говорят о том, что души не существует, потому что Кришна дает этот аргумент Арджуне. Он говорит: «Ну, скажем, ты душа, но и в этом случае не беспокойся, может ты и не душа. Все равно нет смысла беспокоиться». Он использует логику там во второй главе.

00:55:23 Если кто-то помнит, то Кришна он говорил: «Если душа вечна, то ты не беспокойся, ты убиваешь тела, а если ты убиваешь только тела, то нет проблем. Если все тело, то в чем проблема? Тело старое, вот смотри, очень старое тело, просто куча химических элементов. Давай уничтожь это тело. Зачем ты беспокоишься». Прабхупада в комментариях говорил: «Похоже, что эта философия Лакаята и Вайбашики преобладала даже в то время, когда Кришна говорил Бхагавад-Гиту». Это вы можете прочитать в Бхагавад-Гите. Когда Кришна рассказывал Бхагавад-Гиту, это преобладало. И далее, Ману самхита, книга законов для людей. Там говорится, Если кто-то изучает ньяю и считает, что ньяя это процесс самоосознания, его нужно выгнать из ведической цивилизации. Я ничего не хочу говорить по этому поводу, потому что все вы сейчас изучали ньяю. Но вы изучали все очень хорошо, не считайте, что это процесс самоосознания, иначе Ману отключит вас от ведической цивилизации. Потом вы можете сказать: «Мы всё равно в этой цивилизации не существуем, как он может нас исключить?»

00:56:35 Далее, мы говорим о господе Раме. Давайте послушаем, что говорит господь Рама. В рамаяне Рамачандра сказал Лакшману: «Те, кто принимает этот процесс ньяи и считает, что это самосознание – не религиозно и никогда не получат моей милости». Итак, те из вас, кто думает, что эта ньяя поможет как процесс самоосознания, не получат никакой милости от Рамы. И кто-то из вас может сказать: «Ну знаете, это всего лишь Рама, а мы поклоняемся Кришне. Один Кришна – это три Рамы. Один Рама пропадет, будет два других Рамы». А может такое и скажете, но что говорит Кришна в Махабхарате. Шри Кришна говорит, он историю Арджуне приводит. Историю о брахмане, который изучал ньяю и он считал это процессом самоосознания. И он спорил с каждым преданным, которого встречал. И когда Кришна посмотрел на него, он стал шакалом. Большой брахман с книгами вдруг стал шакалом. И заорал, и побежал в лес. Так что те из вас, кто считает, что ньяя это процесс самоосознания, я не хочу ничего говорить. Что уж тут говорить...

00:57:53 Далее, Вьяса, в конце концов, который дает конечный вывод и уничтожает все неясности. Шрила Вьясадев в своих Брахма сутрах, во второй песне, во второй главе, 17 стихе Брахма сутры, разрушив ньяю и вайшешику всего лишь за 10 стихов. Он в конце концов говорит: «[неразборчиво]». То есть, поскольку мудрецы отвергли эту ньяю и вайшешику, нужно сразу отказаться от этих способов познания. Таков вывод Вьясадевы. На корню отвергнуть. Итак, Шримад-Бхагаватам пурана, там тоже говорится: «Зачем какие-то другие книги»… [обрыв записи]

транскрибирование: Юрий Бердников | Иркутск | Россия | 02 August 2013