Десять тем Шримад-Бхагаватам

16 March 2001
Пять уровней любви, отношений души с Богом. Временной отрезок, который охватывает «Шримад-Бхагаватам». Пять тем пуран. Сколько существует чисел. «Шримад-Бхагаватам» – Кришна в форме звука. Десять тем «Шримад-Бхагаватам». Ответы на вопросы: Тамасичные, раджасичные и саттвичные пураны. Служение в разных гунах материальной природы. Почему Господь принимает облик животных?
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:21:56 | качество: mp3 32kB/s 18 Mb | прослушано: 947 | скачано: 641 | избрано: 42
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Пять уровней любви, отношений души с Богом

00:00:01 Ом Намо Бхагавате Васудевайа
Ом Намо Бхагавате Васудевайа
Ом Намо Бхагавате Васудевайа
.

00:00:25 Я хочу, прежде всего, напомнить о том, о чем мы говорили вчера. Веда – это знание, Веданги – это дисциплины по изучению Вед, Упанишады – это венец ведического знания, и ещё есть шад-даршана - шесть систем несовершенного понимания Вед. Заключение ведического знания – это «Веданта-сутра», а «Шримад-Бхагаватам» – это естественный комментарий на «Веданта-сутру». И суть всех Упанишад – это «Бхагават-Гита».

00:01:31 Таким образом, «Бхагават-Гита» и «Шримад-Бхагаватам» – это лучший путь к постижению Вед. «Шримад-Бхагаватам» или «Бхагавата-пурана» – это зрелый плод древа ведического знания. [нигама-калпа-тарор галитам пхалам шука-мукхад амрита-драва-самйутам пибата бхагаватам расам алайам мухур ахо расика бхуви бхавуках (Шримад-Бхагаватам 1.1.3)]. Эта книга «Шримад-Бхагаватам» – это книга «расы», т.е. отношений, в ней говорится об отношениях души с Богом.

00:02:34 Ведическая философия имеет дело с тремя вещами: «ачит» – это бессознательная материя, «чит» – это сознающая душа, «Ишвара» – это сознающий правитель и душ и неодушевленной материи. Если обсуждаются эти три предмета, значит перед нами философия. Рассматривая отношения души с Богом, мы можем обнаружить, по меньшей мере, пять уровней любви.

00:03:40 «Шанта-раса» – это нейтральная любовь, следующая «дасья-раса» – это отношения услужения, следующий уровень «сакхья» – дружеская раса, следующая «ватсалья» – родительская раса, и, наконец, брачные отношения «мадхурья». И в этой мадхурья-расе тоже есть два уровня: первое – это брачные отношения законные, другая раса – это незаконные брачные отношения. И рассматривая эти пять рас, «Шримад-Бхагаватам» разворачивает перед нами целый спектр из жизни преданных.

Временной отрезок, который охватывает «Шримад-Бхагаватам» Пять тем пуран

00:04:59 Эпоха, в которую мы живем, называется Кали-юга. Это 432,000 лет, пять тысяч сто лет мы уже прожили в Кали-юге. Двапара-юга продолжительностью в две Кали-юги, она в два раза длиннее Кали. Продолжительность трех Кали-юг образует Трета-югу. Четыре Кали-юги – это продолжительность Сатья-юги или Крита-юги. Четыре юги вместе называются Дивья-юга.

00:06:01 Тысяча Дивья-юг – это продолжительность одного дня Брахмы. И такой же продолжительности его ночь. Сейчас нашему Господу Брахме пошел пятьдесят первый год. Мы сейчас живем в первый день, когда Брахме исполнилось пятьдесят один год, т.е. ему уже пятьдесят один год и это первый день его возраста вот этого. Это значит, здесь будет тысяча Дивья-юг, но мы сейчас в двадцать восьмой Дивья-юге.

00:07:07 Сейчас двадцать восьмая Дивья-юга идет первого дня нашего Брахмы, которому пятьдесят один год. Что касается первого года его жизни и первого дня этого года, и если взять нынешний день, вот этот отрезок времени между первым днем первого года жизни Брахмы и первым днем пятьдесят первого года – это и образует предмет «Шримад-Бхагаватам». Первый год содержал триста шестьдесят дней Брахмы и вот таких лет уже прошло пятьдесят. И пошел пятьдесят первый год его жизни и это первый день. И в течение этого первого дня уже прошло двадцать восемь Дивья-юг.

00:08:49 Есть немного информации о самом первом дне его жизни, и есть информация вплоть до вот этого дня, когда двадцать восемь Дивья-юг уже прошло, вот это все рассказывается в «Шримад-Бхагаватам». В «Шримад-Бхагаватам» 18,000 стихов. Так что, сами понимаете, что говорится много о чем. И каждый предмет гарантированно способен дать вот эту «расу» или вкус отношений. И при этом надо ещё чтобы история мира отразилась.

00:09:56 «Пурана» в переводе означает история, «пурана» – значит старый. С другой стороны «пурана» – означает законченность, завершенность. В «пуране» должно быть не меньше пяти тем: творение, разрушение, география, династии царей и история мира. Если рассматриваются все эти пять тем, то эту книгу можно назвать исторической, т.е. «пураной». Вот это определение «пуран» – должно быть не менее пяти тем.

Сколько существует чисел

00:11:05 Но в «Шримад-Бхагаматам» больше чем пять тем, там выделяется десять тем. На самом деле предмет один. И этот предмет называется «ашрайа», т.е. прибежище. Весь мир можно рассмотреть в этих двух аспектах: есть прибежище и есть то, что находится в этом прибежище. Вот мы сейчас возвращались из Гуру-кулы и видели огромную пробку на дороге, троллейбусы стоят. И когда мы приблизились к началу этой пробки, мы обнаружили причину – они утратили прибежище, там провода оборвались. Там где-то восемнадцать троллейбусов стояло, потому что провода оборвались. Прибежище, как мы видим, очень важный момент.

00:12:45 Великие мудрецы прошлого – Риши, их главной заботой было объяснить всем людям где прибежище. И объясняя где прибежище, они затрагивали ещё девять тем. Смысл всех этих девяти тем, чтобы человек понял вот эту одну тему – прибежище. Это как в математике. Вот я могу спросить вас: сколько существует чисел. Я даже на лекциях в университетах тоже задаю этот вопрос студентам. И поэтому они отвечают – бесконечное множество. Хоть и кажется что чисел бесконечное множество, но в действительности они все записываются девятью цифрами, после девяти цифр стоит ноль, и потом опять одиннадцать, двенадцать…потом опять будет ноль и опять эти же самые цифры.

00:14:47 Всего девять цифр, и все девять на самом деле просто экспансии единицы. Если единицу берут дважды – получается два, а когда трижды – будет три, четырежды – четыре будет. И когда десять раз берут – эта девятка переходит в ноль. И аналогично происходит после девятнадцати, там тоже появляется ноль, так что в нуле сидит девятка. Так или нет? Подумайте над этим. В нуле – девятка. Получается такое распределение, что девятка переходит в ноль, а единица нарастает с левой стороны, справа – ноль, слева – нарастает единица. Т. е. в конечном счете, число только одно – это единица.

00:16:36 [ишвара парама кришна сат-чит-ананда виграха анадир адир говинда сарва карана каранам (Брахма-самхита 5.1)]. Так что есть только единица и это Кришна. Он занимает какое-то положение рядом с собой и получается вроде бы два. Вот так он распространяет себя, превращает свои энергии, и мы получаем в итоге бесконечный мир. При этом Кришна в начале, Кришна в середине и Кришна в конце. В середине творения он проявляется как ноль, это называется «махат», из этого «махат» все и происходит, и «пракрити», и «прадхана» – все творение начинается с «махат».

00:18:08 Вот как если дойти: после девятки идет ноль и дальше опять пойдет один, два, три… Но, на самом деле, ноль это всего лишь отсутствие числа – когда числа нет, то это ноль. Когда отсутствует Кришна – это называется «махат». В «махат» проявляются три гуны и начинается все творение. Так что, в конечном счете, единственное, что нужно знать – это Бог. Потому что он источник, и он середина и конец, и он прибежище, он правитель и лучший друг.

Шримад-Бхагаватам – Кришна в форме звука

00:19:10 Чтобы объяснить это прибежище мудрецы объясняли девять других тем, а в сумме получается десять. И в «Бхагаватам» есть стих, где Шукадева Госвами перечисляет десять тем Парикшита Махараджу. «Шримад-Бхагаватам» – это звуковой образ Кришны. Каждый стих обладает той же силой, что у Кришны, даже каждый слог. Вот это называется – всемогущество.

00:20:09 Две первые песни «Бхагаватам» называются «Лотосные стопы Кришны». Третья песнь – это его колени. Четвертая песнь – это его бедра. Пятая песнь – это его живот. Шестая песнь – это его грудь. Седьмая – это его плечи. Восьмая и девятая – соответственно, шея и речь. Десятая песнь – это его лик. Одиннадцатая песнь – это голова, а двенадцатая песнь – это его шикха. Так объясняет Майтрейа Риши в «Вишну-пуране».

00:21:18 Так что весь «Бхагаватам» – это сам Кришна в форме звука. Так что, просто произнося «Шримад-Бхагаватам» мы уже призываем Кришну. И если кто-то захочет резюмировать весь «Шримад-Бхагаватам» в шестнадцать слогах, то это возможно: [Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе]. Маха-мантра Харе Кришна – это и есть Кришна. А Кришна – это «Бхагаватам». Если мы будем искренне внимать «Бхагавата-пуране» («Шримад-Бхагаватам»), тогда мы будем хорошо повторять мантру Харе Кришна.

Десять тем Шримад-Бхагаватам

00:22:30 Вот как выглядит стих где Шукадева Госвами перечисляет десять тем «Бхагаватам»:
atra sargo visargaś ca
 sthānaṁ poṣaṇam ūtayaḥ
manvantareśānukathā
 nirodho muktir āśrayaḥ

(Шримад-Бхагаватам 2.10.1)

00:24:20 «Сарго» – значит творение. «Висаргаш» – означает разрушение и сотворение вновь. «Стханам» – это положение, ситуация, потому что души занимают разные положения в творении. «Пошанам» – значит поддержание. Если вы какое-то положение заняли, то чтобы в нём оставаться вы нуждаетесь в поддержании. «Утайах» – это импульс для деятельности, потому что никакого поддержания у вас не будет, если вы не будете работать, независимо от вашего положения.

00:25:40 Есть такая книга «Панчатантра», в которой говорится, что даже если вы лев и царь зверей в лесу и вы можете просто сидеть там где-то широко раскрыв пасть и у вас может быть на груди надпись «Царь зверей», но никакой зверь не собирается специально прийти и запрыгнуть к вам в пасть. Да, вы лев, царь зверей, вы можете бегать быстро, у вас очень мощные когти, но вы, пожалуйста, сначала догоните меня, поработайте. Ничего не получится.

00:26:37 Всем надо работать. Какие бы ни нужны были нам результаты, всё равно ради них надо трудиться. Конечно, не надо думать, что если мы поработаем, то мы получим что-то сверх положенного. Это как если у вас есть счет в банке, и вы хотите с него получить деньги, вы должны следовать определённым правилам этого банка: пишете чек и т.д. Т.е. даже чтобы получить свои собственные деньги со своего собственного счета вам надо что-то сделать.

00:27:30 Просто прийти в банк и подойти к этому кассиру и сказать ему: «Вообще у меня тут в вашем банке огромные деньги, давайте я у вас возьму вот эти пять рупий с прилавка». Они вам не позволят. Вы можете, конечно, возражать: «У меня здесь сто тысяч рупий лежат, вы что, не можете мне дать пять!?». Они скажут: «Нет, вы должны написать специальную бумажку и подписать». Вы можете кричать, конечно: «Это мои деньги». А они вам скажут: «Вот, как раз, поэтому-то и напишите бумажку, иначе ваши деньги заберет кто-нибудь другой».

00:28:14 Так что, даже чтобы получить наши собственные результаты, которые нам положены за нашу прошлую деятельность, всё равно нам надо действовать. Вот это и называется «утайах» – побуждение к деятельности. И из этой деятельности придёт «пошанам», т.е. поддержание. И совершая эту деятельность надо следовать закону как действовать. И это следующий предмет «Шримад-Бхагаватам» – «манвантара» – это правило для людей, которое дает Ману. Немецкое «man» и английское «man» происходят от Ману. Кто человек, тот должен следовать Ману. Ману дает правила разным людям.

00:29:36 Есть четыреста тысяч видов человеческих форм жизни. «Манвантара» – свод правил поведения для всех. Ну, разумеется, заранее известно, что не каждый будет им следовать, найдется нарушитель, обязательно. А если кто-то не следует – это же нарушает равновесие в мире. [йада йада хи дхармасйа гланир бхавати бхарата абхйуттханам адхармасйа тадатманам сриджамй ахам (Бхагават-Гита 4.7)]. И в этот момент, когда возникает такой дисбаланс, в мир нисходит Господь. Когда закону и порядку не следуют, нисходит Господь чтобы восстановить порядок и закон. [паритранайа садхунам винашайа ча душкритам дхарма-самстхапанартхайа самбхавами йуге йуге (Бхагават-Гита 4.8)]. Он защищает своих законопослушных граждан, т.е. преданных, он уничтожает нарушителей закона, разных негодяев. И так он восстанавливает закон и порядок.

00:31:18 Очень много форм, в которых Господь нисходит в материальный мир. И вот эти сведения о формах, в которых Господь нисходит в мир, как раз называется «шанукатха», т.е. темы о Господе. И слушая об этих играх Господа, человек развивает в себе стремление вновь следовать законам Бога. Существует определённый ход времени, ход истории.

00:32:18 По истечении сотого года жизни Брахмы истекает срок существования Вселенной. Все сущее опять распадается на элементы и больше не существует никаких образов и имен, все души уходят в живот Маха-Вишну, гигантской формы Господа. И там они ожидают следующего цикла творения.

00:33:22 Но интересно, что они в себе несут все настроения своей прошлой жизни. И следующее проявление испытывает влияние их наклонностей. Этот период, когда предыдущий цикл закончился, а следующий цикл не начался, называется «ниродха», т.е. остановка. А следующий предмет – это «мукти». Итак, вновь проявляется бытие, опять человек получает счастливую возможность слушать «шанукатха» и поднять своё сознание над гунами материальной природы, осознать органически присущее душе положение вечного спутника Бога. Вот это и есть «мукти».

00:34:58 [муктир хитванйатха рупам сва-рупена вйавастхитих (Шримад-Бхагаватам 2.10.6)]. «Мукти» – означает, что я больше не отождествляюсь с тем, чем я не являюсь, я теперь единственно отождествляюсь со своим истинным я. И десятая – «ашрайах» – прибежище, Всевышний Господь, он прибежище всему. Вот таковы десять тем «Шримад-Бхагаватам». Главное, что описывается в «Бхагаватам» – это прибежище. [дашамасйа вишуддхй-артхам наванам иха лакшанам варнайанти махатманах шрутенартхена чанджаса (Шримад-Бхагаватам 2.10.2)] – в этом стихе говорится, что великие души, чтобы для нас стала предельно ясна десятая тема, описывают ещё девять.

00:36:32 При этом они используют три метода. «Шрутена» – значит, что они цитируют Веды, «артхена» – значит, что они рассказывают какую-то историю, и благодаря этой истории поясняют, что говорится в Ведах, значит, «артхена» – это действительно происходившая история, а «анджаса» – это аллегорическая история, которая просто символически представляет какую-то идею.

00:37:28 Как Нарада однажды наставлял царя Парчинабархишада, а царь все никак не мог взять в толк [Притча о царе Пуранджане], и Нарада говорит: «Я расскажу тебе историю». Как-то существовало царство под названием Пура, там было девять врат, царя звали Пуранджана, т.е. тот, кто живёт в Пуре. На самом деле так он описывал тело с девятью отверстиями, внутри тела живёт душа. Но он рассказал огромную историю про этот город, как там жил царь, куда он выходил со своей армией и т.д. И после этого повествования, он стал рассказывать царю, что в этой истории: город – это тело, царь – это душа. И тогда до царя дошло: «Вот теперь я понял». Вот это называется «анджаса».

00:38:53 А «артхена» – это когда используется история мира, прямо на исторических фактах показывается, кто следовал законам Бога, кто – нет, что случилось с теми, кто следовал, и что случилось с теми, кто не следовал. А «шрутена» – это просто цитирование Вед, это как вот эта мысль, что Бог был в начале, он в середине и он в конце. Так что, все темы «Бхагаватам» раскрывают тремя методами. На этом я остановлюсь и жду ваших вопросов.

Ответы на вопросы:

Тамасичные, раджасичные и саттвичные пураны

00:39:56 [Из зала] Можно спросить Атма Таттва Прабху? Вот он упомянул только что «Вишну-пураны»… Что можно сказать – существует ли среди всех этих Пуран какая-то иерархия, т.е. по присутствию бхакти, т.е. насколько соотносимы «Вишну-пураны» и насколько «Вишну-пураны» содержат вот эти десять тем?

00:41:36 [Атма Таттва дас] Есть восемнадцать пуран. Все их составил Вьясадев. Они соответствуют трем гунам материальной природы. Соответственно, есть тамасичные пураны, раджасичные и саттвичные. Тамасичные пураны – это как вот есть необходимость чему-то обучать совсем маленьких детей. Как вот маленький ребенок может спросить: «Папа, а откуда мы достали сестричку мою младшую». И отец отвечает: «Это принес Санта-Клаус нам» [смеются]. И когда мальчик вырастает, он может задать вопрос: «А чего же этот Санта-Клаус нам больше не несет сестричек?» [смеются]. И отец отвечает: «Ну, он, наверное, наш адрес потерял просто». Ну а если мальчик уже дорастает до двадцатилетнего возраста. Он уже сам понимает это, и поэтому ему рассказывать о Санта-Клаусе уже бесполезно. Вот так соотносятся тамасичные пураны, раджасичные и саттвичные.

00:43:29 В тамасичных пуранах описано значение вот этих посредников до полубогов. Как, скажем, на улице есть какой-то полицейский, есть полицейский уже на уровне региона, есть вообще какой-то общегосударственный уровень и ещё есть Министерство внутренних дел на самом верху. И если вы хотите просто как-то воздействовать на людей на улице, то вам достаточно просто полицейского им показать и сказать: «Вот он тебе сейчас задаст». Поэтому вам совершенно не обязательно людям рассказывать про Министерство внутренних дел. И вот такая иерархия существует.

00:44:50 И также в материальном мире много уровней, и на каждый уровень есть свой правитель. В этих низших пуранах – раджасичных, тамасичных, как раз и представлено величие вот этих промежуточных уровней управления. Но, несмотря на то, что основное содержание – это прославление промежуточных уровней, там всё равно есть прославление Министерства внутренних дел. [адав анте ча мадхйе ча харих сарватра гийате (Чайтанья-Чаритамрита, Ади-лила 7.131 комм.)]. Мадхвачарья говорит, что на самом деле, во всех пуранах – и в начале и в середине и в конце прославляется Господь Хари. На самом деле, все значение этого полицейского на низшем уровне определяется значением правительства в целом, но, к сожалению, люди там, на улице, недостаточный имеют кругозор, чтобы видеть правительство. Они только могут среагировать на палку полицейского и его пистолет. И поэтому, конечно, для них местный полицейский это уже крупная фигура.

00:46:40 Что касается саттвичных пуран, среди них высшей считается как раз «Вишну-пурана», там много информации о бхакти, о предании себя, но там, в основном, рассказывается о великих душах, которые поклоняясь Хари, получили очень хорошее положение в материальном мире. Там рассказывается о сапта-риши, вы, наверное, все знаете на небе Большую Медведицу (семь звезд) – это прародители, он вообще являются родоначальниками разных форм жизни. Вы можете на небе увидеть и Полярную звезду, где правит Друва. Эта звезда вообще не движется, все вращается вокруг нее. «Вишну-пурана» как раз описывает, какого высокого положения можно достичь, если будешь поклоняться Вишну.

00:48:09 Но что касается «Бхагавата-пураны» («Шримад-Бхагаватам») тот же самый Вьясадев, её автор, говорит: [ахайтукй апратихата йайатма супрасидати (Шримад-Бхагаватам 1.2.6)] – поклоняться Господу надо без всякого постороннего мотива и ничего не должно мешать этому поклонению, и если служишь Господу Хари, то тогда будет удовлетворение. И вот такая удовлетворенная душа уже может развивать разные отношения с Кришной. Шрила Прабхупада говорил, что на самом деле «Шримад-Бхагаватам» – это уже аспирантский курс ведической науки, это где-то на докторскую степень уже. Вам очень повезло, что вы изучаете «Шримад-Бхагаватам».

Служение в разных гунах материальной природы

00:49:15 [Из зала] Куда после смерти отправится душа, если служение Господу проходило: первый вариант – в гуне невежества, второй вариант – в гуне страсти и третий вариант – в гуне благости?
[Атма Таттва дас] Интересный вопрос. Есть три гуны материальной природы и девять методов преданного служения. Если перемножить – получится двадцать семь. И чтобы гарантировать, что мы не упустили никаких оттенков – надо ещё на три умножить, получится восемьдесят один.

00:50:05 Поэтому Чайтанья Махапрабху говорил, что есть восемьдесят один вид нечистого преданного служения и кто погряз в одном из этих восьмидесяти одном виде нечистого преданного служения, он не прогрессирует. Но у него всегда есть шанс общаться с теми, кто прогрессирует, поэтому он может как бы перейти в другой класс со временем. [шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам / арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам (Шримад-Бхагаватам 7.5.23)] – вот эти девять видов преданного служения: слушание, воспевание, памятование, поклонение, услужение и т.д., но каждое из них можно ведь и в гунах осуществлять, например, слушать можно в гуне страсти.

00:51:23 Вчера я рассказывал как Шрила Прабхупада пьяницу просил: «Каждый раз, когда будешь прикладываться – вспоминай – Кришна сказал: «Я вкус жидкости». И кто-то мог это услышать в гуне страсти, и он может дома сказать: «А вот я слышал, что Шрила Прабхупада в принципе одобрил винопитие, только надо не забывать, что вот этот вкус – это Кришна». Вот это слушание в раджасе. Но есть и тамасное слушание, и человек в этом случае, возвращается домой и рассказывает жене: «Вот я побывал в храме Харе Кришны – только и слышно вино, водка» [смеются]. Вот тоже слушание своеобразное. Это в гуне невежества.

00:52:50 И даже в поклонении божеству тоже возможны гуны. Я был в одном храме, пуджари совершал арати и все время смотрел на часы [смеются]. И я вообще был там единственный посетитель в этом храме. Он, наконец, закончил это арати, выскочил из-за алтаря и я у него спросил: «Это Вы часам поклонялись?» [смеются]. Он мне говорит: «Нет-нет, ну я же арати совершал». Я говорю: «Арати, да, было, но Вы же при этом думали только о часах, а предполагалось, что Вы думаете о Божествах, а не о часах». Он говорит: «Ну, Вы знаете, мне в пять тридцать надо успеть на занятия в компьютерном классе нашем». А я ему говорю: «Тогда это значит, что Вы поклоняетесь компьютеру», но у него не было времени со мной полемизировать – он убежал. Вот это поклонение в гуне невежества. И все девять видов преданного служения могут осуществляться в гунах. Если мы хотим очистить своё служение и выйти на другой уровень нам надо очень искренне повторять: [Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе].

00:54:58 Но мне могут возразить – так это же тоже можно повторять в гуне невежества? Это так. Можно видеть, что некоторые же повторяют с единственной мыслью – «сколько там ещё кругов осталось?». Поэтому он даже может и не слышать что он там повторяет. Ему главное просто чтобы все время бусинки передвигать: [изображает очень быстрое и неразборчивое чтение Маха-мантры] [смеются]. Куда спешить? Спешить-то некуда на самом деле. Так что расслабьтесь [смеются]. Слушайте, произносите.

00:56:00 В Дели как-то на даршане Шрила Прабхупада сказал: [изображает медленное и с паузами чтение Маха-мантры] – он так всю Маха-мантру произнес. Это значит, что надо произносить и слышать. И кто-то ему сказал: «А вот у меня ум скачет туда-сюда, как мне его обуздать?» Шрила Прабхупада сказал: «А я разве просил обуздывать ум? Ты главное произноси мантру и слушай». Разумеется, вайшнавские ачарьи описывали этот процесс, с помощью которого можно ум возвращать на Святое Имя, но Шрила Прабхупада настаивал только на самом простом. Это значит произвести звук и слушать его.

00:57:27 И в том же делийском храме я помню, один преданный повторял мантру, раскачивая головой так, что шикха летала по обе стороны. А я при этом мыл пол там как раз. Это уже было десять тридцать утра. В это время никто не ожидал в храмовой комнате Шрилу Прабхупаду. И вот так я тер, тер и вдруг вижу стопы Прабхупады – я посмотрел вверх, это он. Храмовая комната была размером в одну десятую от этой нашей комнаты. И он положил руку на плечо этому преданному, который мантру читал, а тот ничего же не видел – он продолжал. Он осознал, наконец, что его кто-то коснулся и был в шоке. Шрила Прабхупада ему сказал: «Не трясись. Как бы у тебя мозги не вылетели при этом» [смеются]. И он после этого вышел из комнаты.

00:59:02 Но я знал, что это ещё не последнее, и поскольку я очень внимательно вообще следил за тем как говорит Шрила Прабхупада, я был уверен, что это ещё не конец, поэтому я был весь во внимании. А выходя из храмовой комнаты, Шрила Прабхупада как бы про себя добавил: «Если они (мозги) есть, конечно» [смеются]. Иначе говоря, если у вас есть мозги, вы не должны всю свою энергию тратить на то, чтобы трястись, энергию надо использовать для того, чтобы расслышать что вы произносите. Как-то в Майапуре один преданный пожаловался Шриле Прабхупаде: «А вот этот преданный много раз повторяет «Рама, рама» [изображает: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Рама Рама Рама Рама Рама Рама Харе Харе]. Шрила Прабхупада улыбнулся и сказал: «Ну, больше «Рама» – это лучше, чем вообще без «Рама» [смеются].

01:01:11 Эти примеры показывают, что на самом деле в воспевании Святого Имени самое главное это искренность. На самом деле, тоже самое и в поклонении и в почитании преданных. Я как-то вот ездил с одним из Гуру ИСККОН и там был его ученик так же. И Гуру ему говорит: «Вот я должен на программу ехать в Калькутту, ты поезжай со мной». Ученик склонился перед ним: «Гуру Махарадж, а я хочу в свою деревню вернуться». Гуру говорит ему: «Ты поезжай со мной в Калькутту на два дня, а после программы вернешься в свою деревню». И ученик опять склонился к его стопам и сказал: «Гуру Махарадж, я хочу вернуться в деревню». И этот Гуру сказал мне: «Смотри, Атма Таттва, как он смиренно не подчиняется Гуру, это явно предавшаяся душа, но просто он не хочет следовать тому, что я говорю» [смеются]. Это как раз арчана в гуне страсти.

01:03:33 И как-то во Вриндаване один преданный караулил когда Шрила Прабхупада выйдет из комнаты и когда Шрила Прабхупада вышел он устроил ему вот такое вот прославление: «Спасителю мира, Шриле Прабхупаде, ки джая!» [смеются], и он упал в дандават, а когда поднялся, Шрила Прабхупада на него посмотрел и спросил: «А чего бы тебе не заняться каким-нибудь делом?» [смеются]. Все эти случаи показали мне, что надо стараться все эти процессы бхакти, все эти виды преданного служения осуществлять без влияния материальных гун. Насколько я могу понять – если просто видеть что удовлетворяет Гуру, что удовлетворяет Кришну, если вот это будет настоящим приоритетом в нашей жизни – вот так мы и очистим своё преданное служение. Но если вы, конечно, хотите узнать что действительно принесет удовлетворение вашей душе, то вам лучше задавать вопрос какой-нибудь осознавшей себя душе, не мне. Я могу только рассказать что вижу.

Почему Господь принимает облик животных?

01:06:14 [Из зала] Объясните, пожалуйста, почему Господь принимает облик животных?
[Атма Таттва дас] Это, наверное, имеется виду такие формы Господа как Матсья, Курма, Вараха. На самом деле Господь нисходит во все формы жизни. Это в Ригведе сказано, что хотя Он не рождается, тем не менее, Он появляется на свет во всех формах жизни. Вот так проявляется всемогущество Господа. Даже если это рыба, всё равно это всевышний Господь. И это как-то поддерживает ту или иную форму жизни, а все представители её думают: «О, среди нас Господь явился». Но, разумеется, в каждой вот такой аватаре есть определённый замысел.

01:07:29 Господь явился как гигантская рыба Матсья в промежутке между эпохами когда был вселенский потоп. А царю Сатьяврата надо было спасти семена растений, кроме того надо было спасти ученых, которые несли в себе звук священных писаний, надо было перенести это все из одной эпохи в другую. И он это все погрузил на корабль, но в водах потопа куда плыть. И вот как раз в этой ситуации самая практичная форма – это рыба. Поэтому Господь и явился как гигантская рыба длиной в километры и к рогу этой рыбы был привязан гигантский змей Васуки. И хвостом Васуки как раз и привязали корабль. Эта гигантская рыба буксировала корабль Сатьявраты по водам потопа. И так этот период разрушения вселенной закончился, рыба отбуксировала корабль к суше и исчезла. [пралайо пайодхи-джале дхртаван аси ведам вихита-вахитра-чаритрам акхедам кешава дхрта-мина-шарира джайа джагад-иша харе] – это гимн Джаядевы Госвами. Чтобы провести корабль Сатьявраты по водам потопа Господь низошел как рыба.

01:09:50 Когда Хираньякша высосал все золото из Земли. Хираньякша – само его имя означает, что его взгляд всегда был прикован к золоту, хиранья – золото, акша – глаз. Вот где была настоящая золотая лихорадка. Но поскольку все золото было выкачено из Земли, то Земля просто свалилась со своей орбиты на самое дно Вселенной и погрузилась в ил на дне океана Гарбха. Если что-то там увязло в иле, то найти его можно только через чувство обоняния, поэтому Господь явился как гигантский вепрь, он разнюхал где Земля и вытащил её на своих клыках. Сами понимаете, чтобы планету держать на клыках, надо быть огромных размеров. И когда полубоги увидели Землю на клыках этого вепря, она им показалась пятнышком на Луне, вот так планета выглядела на сияющем клыке Господа. Он поставил Землю на место и в этот момент Хираньякша набросился на него, он сказал: «Ты грязная свинья, ты сначала убей меня, а потом будешь трогать эту планету. Вараха удивился: «О, ты оказывается хочешь чтобы я тебя убил – ну пожалуйста».

01:12:19 И началась битва. И чтобы вступить в поединок с таким демоном как Хираньякша надо быть огромным животным, потому что у него сознание на уровне животного. Хираньякша просидел в лоне матери сто лет, можете себе представить сто лет в утробе, и как только он вышел наружу – он немедленно стал расти. Он достиг таких размеров, что гора Меру доходила ему только до пояса. Он вообще Землей играл в волейбол. Ну и кто может с ним сразиться при этом? Самая подходящая форма была – вепрь. Потому что само по себе это животное довольно противное, звуки страшные издает. Когда крик этого кабана услышали великие мудрецы, им показалось, что они слышат совершенное воспевание ведических гимнов. И Брахма взмолился к этому вепрю: «Пожалуйста, не играй с этим демоном – убей его скорей».

01:14:07 Потому что в ходе этого поединка Хираньякша так ударил по палице Господа своей палицей, что палица Господа выпала у Него из рук. Потом Хираньякша внезапно исчез, все стало темно, потом сверху полилась моча и посыпались испражнения как ливень, потом со всех сторон появились какие-то страшные голые фигуры с трезубцами и тогда Вараха призвал Сударшана-чакру, и вся эта иллюзия исчезла, и опять стало видно, что Хираньякша стоит перед Господом. И Господь его слегка ударил по уху, и тело Хираньякши взвилось ввысь, и много раз перевернулось, и когда он вернулся из этого полета – у него уже глаза вылезли из орбит, зубы вывалились и ребра тоже, ему настал конец и всё это всего лишь от такого мягкого шлепка по уху. Вот и выясняется, что это все игры Господа, чтобы просто ответить на вызов одного правонарушителя.

01:16:13 И Господь чтит утверждения мудрецов. Вот Брахма обещал же Хираньякашипу, что тебя не убьет никто – ни человек, ни полубог, ни животное, ни насекомое, и никаким оружием тебя не убьют, ни на земле, ни на небе, ни в доме, ни во дворе. Кришна всё это учел, поэтому явился как Нрисимха. И уже на пороге этого дома, он взял Хираньякашипу себе на колени. На коленях – это же ни на земле и не на небе, это трансцендентное положение, на коленях у Господа. И Он не использовал оружие, Он использовал обычные ногти, Он сделал обычное вскрытие, хирургическую операцию по удалению нескольких кишок [смеются].

01:17:32 И вот когда цари мира деградировали, стали себя недостойно вести, тогда Господь низошел как какой-то нецивилизованный человек с топором, и этим топором он начал рубить головы кшатриям двадцать семь раз. Не было какого-то вызова, не устраивался поединок, сражение не объявлялось, просто он подзывал очередного и срубал ему голову. Поэтому эти цари стали нецивилизованно себя вести. Таким образом, Господь показывает в этих аватарах как обитатель вод или как черепаха, а то как вепрь, ведь он даже с трудом на задних лапах стоит, а потом вообще явился как получеловек-полуживотное, а потом явился как нецивилизованный Парашурама, но это с точки зрения царей, которым Он голову рубил, а потом почему-то явился как карлик, человек который не вырос.

01:19:19 Пришел карлик к царю и говорит: «Мне бы вот земли на три моих шага». Как только царь разрешил взять земли на три шага, тогда этот карлик вдруг вырос и все пространство покрыл одним шагом, потом он сделал второй шаг аналогичный и потом спросил: «А куда же мне третий раз шагнуть – я уже все покрыл». И вот этот гордый царь вдруг сказал, указывая себе на голову: «Вот сюда сделай третий шаг». Господь наступил и Бали Махарадж провалился на низшую планету Сутала, одну из низших планет. Есть такой популярный напиток «7-UP» – это как раз означает, что есть семь высших планетных систем и семь низших («7-DOWN») [смеются].

01:20:39 И вот так каждая игра Господа – это нектар. И Он каждый раз является согласно времени, месту и обстоятельствам. С развитием Кали-юги люди полностью лишатся духовного знания. В эту эпоху он нисходит как Даял-Нитай Шачисута, и Он поднимает руки, показывая, что на этот раз оружия не будет, убийства не будет, потому что если сейчас заняться убийством демонов, то кто же останется вообще? [смеются]. Поэтому Он показывает – все спокойно, оружия нет, главное воспевай: [Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе]. Спасибо, встретимся завтра.

транскрибирование: Екатерина Кузьмичева | Новомосковск | Россия | 01 April 2014