Варанаси - Непал - Бодхигая - Калькутта

24 April 2011
Почитание матери Ганги в Варанаси. Варанаси – город куда приходят умирать. Тело - моё временное пристанище. Реальная жизнь странствующего монаха. Храмовый комплекс Пашупатинах в Непале. Ботхигая - колыбель буддизма. Регламентированный образ жизни и медитация. Встреча с Сатья Нараяана Гоэнка. Випасана. Путь из Бодхигаи в Калькутту. Жертвоприношение в храме Кали. Встреча с матерью Терезой.
аудиокнига для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:51:18 | качество: mp3 64kB/s 23 Mb | прослушано: 1586 | скачано: 1457 | избрано: 39
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:02:50 Я продолжил своё путешествие в древний город Варанаси, называемый британцами Бинарас. Прославленный во всех священных писаниях Индии под именем Каши, и считающийся миллионами индусов самым святым среди всех других городов, особенно дорог он был тем, кто поклонялся Богу, как Господу Шиве.

Почитание матери Ганги в Варанаси

00:03:14 Я бродил по окрестностям Ганги, вставало солнце. Древние каменные ступени, называемые гатами, тянулись в обоих направлениях, на сколько видно было глазу, и вели к реке. Десятки тысяч жителей и паломников собрались для совершения ритуального омовения. Облака дыма от курившихся благовоний поднимались к небесам, звенели цимбалы, звонили колокольчики, трубили рожки, ритмично стучали барабаны, флейты струили свои сладостные мелодии, а струнные инструменты, монотонно гудя, выводили священные раги.

00:03:57 Бесчисленные цветы и гирлянды предлагались водам реки. Со всех сторон люди распевали песни, гимны, и повторяли мантры, сливавшиеся воедино, в качестве подношения Господу. В знак почитания матери Ганги прихожане принарядились в свои самые красочные сари, тюрбаны и одежды. Торговцы выкладывали холмики ярчайших порошков красного, желтого, зеленого, оранжевого и синего цвета прямо на ступенях, и раскрывали множество огромных зонтов, в тени которых спасались от жары полуденного солнца.

00:04:37 Преданные предлагали благовония, зажженные лампады, раковины ракушек, ткани, драгоценности и опахала. В реке толпы индусов возносили молитвы, совершали жертвоприношения и отправляли ритуалы. И все, мужчины, женщины, дети, коровы, буйволы, козы, обезьяны и слоны совершали омовение.

00:05:04 Бесплатно раздавалась освещенная пища, повсюду из тележек продавали закуски и религиозную атрибутику. Это был грандиозный фестиваль религиозного пыла и рвения. Заразившись энтузиазмом толпы, я тоже совершил своё утреннее омовение.

00:05:28 В последствии я посетил Каши Вишванатх Мандир — древний храм в самом сердце Варанаси. Согласно священным писаниям, Господь Шива и его божественная супруга — богиня Парвати, однажды останавливались там. На протяжении всей истории святые правители и простые люди совершали паломничество в этот храм, который столь сильно разъярил завоевателя Магола, что он разрушил его и построил на том же самом месте огромную мечеть.

00:06:00 Но однако, тогда индусы успели спрятать божество Господа Шивы, и вновь установили его позже, уже в новом храме. Теперь же вновь и вновь сюда на ежедневное поклонение стекались десятки тысяч верующих.

Варанаси – город куда приходят умирать

00:06:19 Однажды, осматривая Варанаси, я услышал звуки голосов, причитающих женщин. По узким дорожкам аллеи, ведущим к реке двигалась похоронная процессия. Тело лежало на украшенных цветами бамбуковых носилках, которые на плечах несли близкие покойного. Идя за телом, мужчины старательно сдерживали свои чувства, а позади безудержно рыдали женщины. Я был сильно взволновал видом их горя и страданий. Я пошел следом за ними и приблизился к погребальному костру, чтобы увидеть последнюю истину.

00:07:05 Все это столь разительно отличалось от того, что мне доводилось наблюдать на западе. Здесь, на погребальных гатах Варанаси, я созерцал таинство смерти. Ту самую тайну, над которой бились в течение многих тысячелетий философы. Молясь, чтобы мне открылась суть этого таинства, я принял для себя решение — с восхода и до заката солнца я буду сидеть на берегу погребального гата Маникарника, и медитировать на неизбежную реальность смерти.

00:07:46 Многие индусы считают за огромную удачу возможность умереть в Варанаси, подле Ганги. Ибо сказано, что сюда является сам Господь Шива, и шепчет на ухо умирающему имена Рамы — верховного Господа и источника вечного удовольствия, гарантируя тем самым освобождение от бесконечного цикла рождений и смертей.

00:08:11 По этой причине множество паломников приходят в Варанаси в конце своей жизни. Со своего места сверху мне было видно, как сжигают тела, и я мог наблюдать за родственниками и друзьями усопшего, вынужденно оказавшимися лицом к лицу с реальностью смерти.

00:08:32 Когда молящаяся и причитающаяся процессия прошла по улицам, тело поместили на уложенные колодой дрова погребального костра, а потом украсили его священными ритуальными предметами под звуки чтения молитв, мантр и священных текстов. Для завершения последнего ритуала старший сын или ближайший родственник обошел вокруг тела, брызгая на него водой из Ганги, а затем поднес пылающий факел к подготовленному костру.

Тело - моё временное пристанище

00:09:06 Сжигание мертвого тела означает освобождение духа, а огонь олицетворяет собой Брахму — творца. Затем за свою работу принялся огонь. Пламя костра бушевало все выше и выше, а черный дым плыл в небеса. В этот самый момент большинство плакальщиков уже вознесли последнюю молитву, омылись в реке и ушли.

00:09:33 Но я оставался, внимательно наблюдая за последними мгновениями сгорающего тела. Волосы моментально испепелялись в ничто, плоть иссушалась, плавились органы, крошились кости. Постепенно пламя поглотило все тело. В конце не осталось ничего, кроме горстки пепла. Этот прах был тщательно сметен в воды матери Ганги — место последнего успокоения.

00:10:03 Таков был великий финал человеческой жизни, и фоном ко всему этому звучала сладостная песнь матери Ганги, зовущей нас в вечную реальность бытия. Временами в её песни возникала мантра Харе Кришна, которую я нараспев повторял, размышляя о смерти.

00:10:23 По прошествии времени наши тела будут преданы либо земле, либо огню. Но если тело на самом деле является тем, что любят друзья и родные, то почему же они разрушают его? Нет, не тело любят люди, а душу. Тело — это всего лишь временное транспортное средство. Без души тело походит на автомобиль без водителя. Я вижу посредством глаз, ощущаю запахи с помощью носа, чувствую вкус языком, слышу ушами, осязаю кожей, мыслю мозгом и люблю сердцем.

00:11:05 Но кто я? И кто есть тот свидетель, наслаждающийся и страдалец, кто заставляет двигаться моё тело? Я задавался этим вопросом, наблюдая затем, как тела умерших одно за другим подготавливали к тому, чтобы спустить их прах в святую реку. Независимо от расы, пола, национальности, образования, благосостояния или религии, все тела будут, как и положено, унесены рекой времени, которая окончательно уровняет всех.

Реальная жизнь странствующего монаха

00:12:02 Спать на речном берегу или под деревьями, и просить подаяния в виде самых дешевых злаков для еды, вот та жизнь, которую я выбрал для себя. У меня было замечательное здоровье, если не принимать во внимание те исключительные моменты, когда я страдал от дизентерии. Одежда, которую я получил в Ришекеше и носил до сих пор, постепенно обветшала и изорвалась.

00:12:59 Волосы отрасли ещё длиннее, ноги загрубели и покрылись шрамами от вечных блужданий босиком по джунглям, полям, деревням и городам. Всё, что я теперь носил с собой, это деревянная миска для подаяний, посох, полотняная сумка, набитая книгами и картинка с религиозным сюжетом, купленная мною на последние деньги. Но сердце моё было преисполнено радости от глубокой веры в ту цель, которую я преследовал.

00:13:01 Жизнь была школой, и я стал её прилежным учеником. Что-то внутри меня постоянно подталкивало меня двигаться вперед, чтобы повидать и научиться как можно большему. Что-то внутри меня заставляло переходить с одного места на другое, о одного человека к другому, не позволяя успокоиться. Кто или что это было?

00:13:34 Я полагал, что это был Бог, чье присутствие в течение всей моей жизни я постоянно ощущал рядом. Тот, кому я молился, будучи ребенком, чувствуя его одновременно и далеко, и рядом. Тот, кого я так бессовестно неоднократно обманывал, будучи подростком. И тот, кого теперь я стремился узнать и полюбить.

Храмовый комплекс Пашупатинах в Непале

00:14:02 В Варанаси я услышал о другом святом месте Шивы — Пашупатинатхе, где, как говорили, в одну из особенных ночей обязательно исполняются все молитвы. Меня взволновало и это обещание, и само приключение. Я проехал примерно 250 миль на северо-восток на поезде и в кузовах грузовиков, в долину Катманду в Непале, куда к храму Пашупатинатха стекались тысячи паломников.

00:14:33 Меня не впустили в храм, потому что я был иностранцем, но я добирался туда из такой дали, и был настроен решительно, что буду молиться той ночью в храме и просить благословения найти свою дорогу, чтобы обрести божественную любовь. С большим риском я вошел в храм, предварительно покрыв своё тело пеплом из священных костров. Для меня это был огромный опыт, который помимо всего прочего подверг сомнению основы моей веры на пути жизни.

00:15:07 На следующее утро я собирался вернуться обратно в Индию. Я взял курс на штат Бихар, что приблизительно в 200 милях к югу от Пашихатинатха, самое священное на земле место для буддистов всего мира — Ботхигая.

Ботхигая - колыбель буддизма

00:15:27 2500 лет тому назад принц Ситхартха Гаутама сбежал из роскоши своего королевского дворца в поисках разрешения вопроса страдания, рождения, старости, болезни и смерти. В течение 6 лет он жил отшельником, подвергая себя самоистязаниям, голоду и лишениям, дабы достичь освобождения. Понимая ограниченность такого пути, он в конечном счете пришел в Гаю, где уселся медитировать под деревом Пипал в позе лотоса, и поклялся не двигаться с места, покуда не достигнет своё цели просветления.

00:16:09 Подобно тому, как сатана искушал Иисуса в дикой пустыне, так и Мая — иллюзорная энергия подвергла Ситхатху искушениям, всевозможными удовольствиями, но он оставался неизменными в принятом им решении. Под этим священным деревом Пипл, в Подхагае он стал Буддой — просветленным. С того времени этому дереву поклоняются как дереву Ботхи, или дереву просветления. Под деревом Ботхи я изучал книги и учения Господа Будды, с благодарностью медитировал от восхода и до заката солнца. Медитируя под деревом Ботхи, я чувствовал, как поток динамической энергии поднимал меня из моего тела и ума в космос.

00:17:04 В 1960-е годы таки авторы, как ДиТи Сузуки (D. T. Suzuki) и Алан Уотс (Alan Watts) своими произведениями популяризовали Дзэн Буддизм на западе. Я изучал некоторые их работы, и оценил простоту и прямоту их призывов. Когда же до меня дошли слухи, что как раз в это время учитель из Японии Дзэн, мастер, преподавал науку Дзэн Буддизма в Ботхегае, то просто места себе не находил от появившейся возможности попасть на его лекции.

00:17:35 Около 15 учеников, половина из которых была индусы, а другая половина с запада, собрались в комнате для медитаций с нетерпением предвкушая первое появление учителя перед нами. Прозвенел звонок, и в помещение вошел достопочтенный японский учитель. Его голова была выбрита, он носил длинное, плавно колыхающееся черное одеяние.Держа в руке бамбуковую палочку, он медленно опустился на пол, выпрямив спину.

00:18:07 Когда он обратился к нам, вспыхнувший солнечный луч подчеркнул его удивительную внешность. «Я буду вашим учителем. Ваш учитель научит вас изначальному пути Дзэн, как он традиционно передается с давних времен». Размеренный ритм его речи оказывал гипнотический эффект.

00:18:33 «Источник всего страдания — это желание, начал говорить он, - а желание возникает от привязанности ума к чувствам. Свобода же заключается в том, чтобы освободить ум от всех мыслей. Ни о чем не думать или не иметь ни единой мысли в голове — это Сатори — освобожденное состояние».

00:19:01 Его глаза были сосредоточено сомкнуты, когда он объяснял, что Дзэн означает непосредственное понимание смысла жизни, не отвлекаясь на логические размышления или слова. «Каждый из вас — Будда, говорил он, - вы должны придти к этому самостоятельно. Все живые существа — Будда. Также, как и лед по своей сути является водой». Он привел цитату: «Великий Ди Ти Сузуки писал, что практика Дзэн означает жизнь в смирении, жизнь в труде, жизнь в служении, молитвах и благодарности, и жизнь в медитации». Затем он стал описывать свои методы обучения.

Регламентированный образ жизни и медитация

00:19:56 «Ваш учитель будет строгим, и вы должны повиноваться каждому его слову, и всё время соблюдать тишину. Согласны?» Все закивали. Он начал объяснять правила: «Вы не должны обращать внимание на чувства, никаких половых отношений, никаких одурманивающих веществ, никаких азартных игр и никакой музыки. Вы будете принимать в пищу только то и тогда, что учитель сам даст вам».

00:20:31 Ученики из новеньких при этих словах скривились, но старшие успокоили их. Учитель продолжал: «Ваш учитель будет обучать вас с помощью коанов — коротких пародоксальных головоломок, что освободит ваш ум от рационального мышления. Ваш учитель научит вас искусству кинхина — медитации во время ходьбы, и зазема — медитации в сидячем положении.

00:21:04 Каждый день у нас будет три сессии такой групповой медитации, или зазен, по одному — два часа каждая. И вы будете абсолютно неподвижны, любое ваше движение будет наказываться учителем с помощью бамбуковой палочки».

00:21:23 Затем, сложив руки на коленях, он преподал нам технику освобождения ума, сидя и концентрируясь на точке пересечения пола и стены, ничего больше. «Когда ваш учитель звонит в колокольчик, вы начинаете, и закончите медитацию только по второму звонку учителя».

00:21:47 Во время занятий на первой вечерней сессии у меня затекло плечо, и я слегка пошевелился, бац, тут же последовал сильный удар бамбуковой палкой по моему плечу, я уже больше не двигался. Любой, кто шевелился, немедленно получал урок, наказание бамбуковым прутом. Так как наши конечности затекали, а налетевшие москиты устроили себе пиршество, упиваясь нашей кровью, то эти звуки ударов дерева по телу были не редки. Наконец, мы были спасены звонком учителя.

00:22:28 Все ученики подчинились правилу обрить голову, все, но не я. Я не собирался посвятить этому всю свою жизнь, как другие. У меня просто не было такого убеждения или намерения заниматься этим. По окончании двухнедельного курса я поблагодарил учителя, и откланялся. Я почувствовал, что тот регламентированный образ жизни, которого он добивался от нас и фактически постоянная медитация являются очень хорошей практикой.

00:23:00 Но было в этой практике кое-что еще, чему я даже не мог подобрать подходящего названия, что вызывало во мне подозрение. Несколькими днями позже, когда я только-только вышел из медитации, сидя под деревом Ботхи, я встретил молодую американскую пару — двух искренних последователей учителя. Когда я поинтересовался их делами, женщина начала плакать: «Вы просто не поверите, что у нас там случилось, кода вы ушли из ашрама», - сказала она. «Даже не могу вообразить себе», - напряженно ответил я из-под дерево Ботхи. Тяжело и долго вздыхая, она присела рядом со мной и начала свой рассказ.

00:23:45 «Поздно вечером Джонатану понадобилось в туалет, и он вышел на улицу. Случайно он стал свидетелем чего-то очень и очень странного», - она потерла глаза, сделав паузу, чтобы овладеть своими эмоциями. «Вы помните Пэм, одну его американскую ученицу?» Я кивнул. «Так вот, она зашла в квартиру учителя, а вышла оттуда вся нервная лишь через несколько часов.

00:24:01 В течение нескольких последующих ночей Джонатан прятался в банановой роще, и оттуда следил. К его разочарованию он наблюдал туже самую картину. Когда он сообщил эту ужасную новость нам, ну, в общем, мы решили по расспрашивать ее, и Пэм все подтвердила. Учитель крутил с ней шашни каждую ночь». Молодая женщина зарыдала в носовой платок и вновь взглянула на меня. «Нас обманули!».

00:24:50 Меня охватило нехорошее предчувствие. Она продолжала, поведав о том, как они решили проверить учителя, украдкой подложив тому в чай ЛСД. Под влиянием наркотика тот показал себя таким, каким он был на самом деле. «Вы только бы слышали, что он наговорил. Он просто озверел, пока летал под кайфом».

00:25:13 Она понизила голос и потрясла пальцем перед моим лицом, изображая жестикуляцию учителя. «Вы должны повиноваться только мне, я просветленный, все другие — мошенники! Если вы только осмелитесь усомниться в моих словах или действиях, вы обречены!». Она закончила свой рассказ, сказав, что все его ученики покинули его. Мое сердце защемило, я глубоко переживал такую новость об одном из своих учителей.

00:25:51 После того, как мы распрощались со моими американскими друзьями, я попытался разобраться в произошедшем. Учитель Кзена был чрезвычайно строг к своим ученикам, но ни к себе самому. Он отступил от давней традиции настоящих учителей. К сожалению, такое лицемерие марает имидж всех величайших традиций мира.

00:26:15 Безответственный лидер может разбить сердца и веру своих последователей, и заставить подозревать даже настоящих учителей. Какую же боль причинило его лицемерие тем, кто доверял ему, и вдруг просто увидел, что тот делал в своей собственной жизни. Как важно жить тем, во что мы верим. Как жизненно необходимо следовать на практике тому, что мы проповедуем!

00:27:05 Вся живописная местность Ботхигая была усеяна храмами, представляющими собой различные буддистские национальности Азии. Я бродил по деревенским окрестностям, заходя в эти святые прибежища. В умиротворяющей обстановке Бирманского Вихара, или храма, я встретил Сатью Нараяана Гоэнка.

Встреча с Сатья Нараяана Гоэнка

00:27:27 Приблизительно год тому назад или чуть раньше этот учитель приехал из Бирмы для обучения древней техники медитации. Он пригласил меня посетить 10-дневные курсы, начинающиеся как раз на следующий день. Растроганный его искренностью, я стал обучаться у него вместе с десятками других учеников.

00:27:49 Гоэнка Джи, как мы называли его, стал для всех любящим и заботливым отцом. Его тронутые серебром волосы были разделены аккуратным пробором. Чисто выбритое лицо излучало спокойствие. Кусок ткани в синюю клетку, называемый лунги, был обернут вокруг его талии, опускаясь до самых лодыжек, а поверх он носил длинную белую рубаху с пуговицами до самого низа.

00:28:20 Усевшись и скрестив ноги, Гоэнго Джи поделился с нами историей своей собственной жизни. Он родился в 1924 году в индийской семье, обосновавшейся в Бирме, чтобы заниматься бизнесом, но достигнув огромного благосостояния и добившись престижа, он тем не менее был очень несчастен, страдая от непереносимой головной боли, приступов мигрени и психических расстройств. Он рассказывал нам: «В 55 году я стал близко общаться со своим достопочтенным учителем — Саяджа Убахином.

00:28:58 Этот опыт изменил мою жизнь, и я продолжал обучение у него в течение следующих 14 лет. Его учения представляют собой древнюю традицию, ведущую назад, к Будде». Он пояснил: «Будда никогда не учил сектантству в религии, скорее он обучал Дхарме — пути к освобождению».

Випасана

00:29:28 Он объяснил что Випасана, означающая способность видеть вещи такими, каковыми они являются в действительности, была одной из самых древнейших методик медитации в Индии. Эта медитация была вновь открыта Гаутама Буддой более 2,5 тысяч лет назад, и преподавалась им в качестве универсального средства от всех вселенских бед.

00:29:50 С огромной благодарностью Гоэнго Джи говорил о своем учителе. Хотя Убахин был домовладельцем, а не монахом, он безукоризненно владел этим мастерством, и не только практиковал Випасану сам, но и обучал других. Мечтой всей его жизни являлась возвращение медитации Випасаны обратно в Индию — страну её происхождения, и на это мой учитель дал мне свои благословения.

00:30:21 В лице Гоэнка Джи я нашел человека честного и целостного. Ему можно было с легкостью довериться. Его учение было простым и непосредственным. Три раза в день у нас происходила групповая медитация, а по вечерам он читал лекции.

00:30:38 «Посредством этой медитации, - сказал он, - вы научитесь видеть жизнь таковой, какая она есть, наблюдая её отстранено и без вмешательства, не испытывая при этом ни удовольствия или сожаления, ни успеха или неудачи, ни горя или счастья. Таким образом, ум постепенно достигнет наиболее тонких состояний успокоенности, а это умиротворение будет пробуждать сострадание».

00:31:12 Каждый день в середине утра мы с Гоэнка Джи беседовали вдвоем, и очень сблизились. С искренней озабоченностью он старался уделить время каждому из своих учеников, ничего не прося взамен. Его яркая и мощная харизма и убежденность привлекали нас и служили прибежищем.

00:31:31 Когда 10-дневные курсы обучения закончились, он пригласил меня на свои курсы, которые должны были проходить в Бомбее. Мы договорились с ним встретиться там. В течение нескольких дней я практиковал Випасану под священным деревом Бодхи от восхода и до заката солнца, молясь золотому храмовому Будде, и прося его о благословении.

Путь из Бодхигаи в Калькутту

00:32:08 Из Ботхигаи я отправился на северо-запад, в Сарнатх. Именно там в Дирпарке Будда начинал свою проповедническую миссию. Там я изучал клятву БодхиСаттвы, согласно которой каждый следует по следам Будды, из сострадания принося в жертву собственную жизнь тем, кто погряз и запутался в иллюзиях мира. Размышляя об этой нравственной добродетели, я решил отправиться в Калькутту, попросить благословения у одной бескорыстной самоотверженной души, о которой я был так много наслышан, матери Терезы.

00:32:57 На восток я добирался поездом до станции Хофрал в Калькутте. Пробивая себе дорогу сквозь толпы народа, я побрел в сторону Калигата берегом Ганги. Ранним утром я подошел к храму богини Кали — к форме милостивой и сострадательной энергии Господа Шивы, одной из основных функций которого является уничтожение зла.

00:33:21 Огромный рой людей запрудил вход в переулок. Витрины магазинов были заполнены картинами с изображением увешанной мечами богини, с длинным свисающим языком. Владельцы магазинов громко выкрикивали: «Джаба Мала, Джаба Мала». Предлагая гирлянды из кроваво-алых цветов гибискуса — суданской розы. У этих красных цветов воронкообразной формы, которые были особенно дороги богине, имелось пять лепестков и длинная красная тычинка, далеко свисающая из самого центра цветка, и очень напоминающая язык Кали, изображенный на картинках.

00:34:02 Благовония и драгоценности в изобилии были сложены грудами на прилавках, наполненных покупателями киосков. А горы молочных сладостей, цветов, кокосовых орехов и красного порошка бойко и настойчиво распродавались для подношения богине.

00:34:20 Оглушительный рев музыки доносился из громкоговорителей, где вместе толкались паломники, владельцы лавочек и нищие. Рядами сидели прокаженные, калеченые, вдовы с протянутыми руками, заглядывая проходящим в глаза и громко выпрашивая милостыню. Мне хотелось помочь им хоть чем-то, чтобы облегчить им страдания, но кроме печальной улыбки и молитв у меня совсем нечего было им предложить. Через входные ворота непрерывно двигаясь и переговариваясь сотни людей текли в храм Кали и обратно. Я оказался совершенно не подготовлен к тому, что я там увидел.

Жертвоприношение в храме Кали

00:35:14 Напротив алтаря богини были установлены жертвенные алтари, испачканные кровью и мясом. Отчаянно блеял черный козел, подвешенный за ноги. Голова его была зажата между окровавленным дрекольнем. Священнослужитель с обнаженной грудью читал мантры. Потом замахнулся огромным кривым ножом с широким лезвием и чвак, опустил его вниз, отрубив животному голову. Из шеи струей хлынула кровь. Безжизненная голова с глядящими в небытие глазами с жутким стуком покатилась на землю, а туловище быстро оттащили в сторону, чтобы приготовить из него еду для бедняков.

00:36:00 Почувствовав подкатившую тошноту, я выскочил оттуда вон на берег Ганги, пытаясь изо всех сил понять смысл происходящего. «Какой разительный контраст, - подумалось мне, - между этим кровавым зрелищем, которому я только что был свидетелем, и умиротворению тех мудрецов, среди которых я жил, и которые следовали той же самой индуской религии». Я пытался понять и осмыслить это очевидное противоречие.

00:36:28 Подойдя к старому Садху, который читал книгу, прислонившись спиной к хлебному дереву, я поделился с ним своими сомнениями. «Несколько лет назад, - начал он, - я был священником в таком же вот храме. Я отрубал жертвенным мечом головы множеству животных, но сон мой превратился в один и тот же повторяющийся кошмар». «Расскажите мне, что за кошмары вам снились», - спросил я. «Все эти убитые мною козлы стали являться мне во сне».

00:37:02 «Во-первых, мне снилось, как они страдальчески блеют. Потом, глядя на меня полными ненависти и мести глазами, они начинали бодать меня, поднимая на рога и раздирать моё тело зубами на куски. А затем появлялся чудовищный священник с телом человека и козьей головой, тянувший мою голову на алтарь, и отрубавший её моим же собственным топором, которым разделывают мясо».

00:37:29 Резко захлопнув книгу, старик откинулся спиной к дереву. «Я уже не мог больше выносить этого и, бросив свои обязанности священнослужителя, стал вести жизнь Садху». Широко раскрыв глаза, я слушал его. «В каждой религии, - говорил он, - люди интерпретируют священные писания по-своему, и следуют конкретным практикам в соответствии со своим уровнем сознания. Для тех, кто ищет смысл сущего, путем является бескорыстное служение и медитация на Господа».

00:38:04 «Чтобы достичь больших высот удовольствия в материальном мире и уменьшить прегрешения, рекомендуется развивать сое благочестие. Для тех же, кто жаждет материальных благ, существует великое разнообразие методов. Например, жертвоприношение, которое ты только что наблюдал. Сказано, что Веды, подобно древу желаний, в ветвях которого можно отыскать свой путь, в зависимости от того, что мы ищем.

00:38:33 Кали олицетворяет собой милосердную богиню природы, и ей поклоняются разные люди и по-разному. Но не смотря на всё, что делается в её храме, сама богиня Кали есть только вегетарианскую пищу».

00:38:51 Я вглядывался в поток реки. «На западе, - размышлял я, - негласно забивают миллионы животных, не видимо для глаз общества». Здесь же те, кто употребляет в пищу мясо, по крайней мере могут увидеть правду и стать свидетелями того, что требуется для обеспечения их рациона.

00:39:13 Вплоть до этого самого дня я считал, что изучение различных многочисленных путей расширит моё понимание духовности, но данное происшествие натолкнуло меня на более глубокое осознание фактов, что без зрелого провожатого очевидные и несомненные противоречия в каждой традиции серьезно меня смущают и озадачивают.

Встреча с матерью Терезой

00:39:41 Пока я бродил по шумным улицам Калькутты, сердце моё учащенно пульсировало в предчувствии очередного поворота моей судьбы. Гудящие автомобили соперничали друг с другом в борьбе за каждый дюйм дороги. Грузовики рычали и ревели, трубили их сигнальные рожки.

00:40:00 Слышался шум, производимый одновременно сотнями велосипедов и мотоциклов. Потные, босоногие мужчины, напрягаясь, тянули повозки — рикши, перевозя словно такси целые семейства. Волы раздраженно фыркали, таща перегруженные фургоны. Собаки, коровы, буйволы и овцы неприкаянно бродили повсюду, ни перед чем не останавливаясь. И среди всей этой сутолоки толкался и пихался целый рой пешеходов.

00:40:32 Я прибыл в обитель женского монастыря матери Терезы, представлявшего собой простое одноэтажное здание, где меня со сдержанной скромной улыбкой встретила католическая сестра: «Добро пожаловать в наш приют милосердия, - сказала они, - чем могу вам служить?» Почтительно сложив ладони вместе, я обратился с просьбой: «Могу ли я просить о чести увидеть мать Терезу?» «Пойдемте со мной, посмотрим, насколько это возможно».

00:41:04 Она привела меня в простую часовню. «Это наша молельня, мать Тереза и монахини совершают здесь молебны». Я опустился на колени и вознес молитву. Когда я встал, она повела меня из часовни вниз в вестибюль. Когда мы проходили через комнату, залитую сумрачным светом, она воскликнула: «А вот и сама матушка. Она выполняет свои повседневные работы по хозяйству».

00:41:31 Я взглянул и увидел мать Терезу, скребущую большой закопченный котел, в котором готовили еду, своими собственными любящими руками. Мое сердце растаяло от нежности к ней. «Матушка, - обратилась моя провожатая к ней, - это Ричард, американский Садху. Он хочет встретиться с вами». Мать Тереза приветствовала меня сложенными вместе ладонями.

00:41:59 «Умоляю вас, простите, что заставляю вас ждать, но могу ли я сначала закончить своё служение?». «Конечно, матушка!», - ответил я. Тогда сестра провела меня в маленькую комнату и предложила присесть, объяснив, что матушка подойдет ко мне после того, как помоет котлы.

00:42:19 Через несколько минут мать Тереза вошла в комнату и села на стул в нескольких футах от меня. Не смотря на то, что её постаревшее тело стало хрупким и иссушенным, в её осанке ощущался неукротимый дух.

00:42:35 Лицо матушки было изборожденное морщинами аскетичной жизни, но глаза сияли чисто детским простодушием. Хотя вокруг нее не прекращала кипеть деятельность, она все же смогла найти время поговорить с такой незначительной душой, как я. Мягким негромким голосом она говорила слова, идущие прямо из сердца.

00:42:58 «Самая большая проблема в этом мире — голод, но не голод живота, а голод сердца. Во всем мире страдают и богатые, и бедные, все они одиноки, и все жаждут любви». Её созерцательный взгляд раскрывал моё сердце навстречу каждому её слову.

00:43:18 «И только любовь Бога может удовлетворить голод сердца. Нет никакого другого решения». Она замахала рукой в знак отрицания своей собственной работы, как совсем незначительной. «Наполнить животы бедняков не так уж и трудно. Наполнение голодающих сердец всего человечества божественной любовью — вот самая большая проблема. Видите ли, наши сердца должны быть чистыми, чтобы давать такую любовь другим». Её преданность миссии Иисуса Христа походила на океан, а каждое её выражение было, словно одна из волн в этом океане.

00:44:02 Она продолжала: «Бедность — это не только, когда не хватает какой-то одежды, это отсутствие человеческого достоинства и прекрасной нравственной чистоты. Настоящая нищета — это когда потеряно уважение друг к другу».

00:44:20 Прижав руки к сердцу она вздохнула: «Когда умирают у меня на руках обнищавшие жители Калькутты, я читаю в их глазах свет надежды, но я не вижу этого света в глазах многих богатых и могущественных людей запада. Настоящее богатство находится в сердцах тех, кто верует в любовь Бога. Весь мир отчаянно нуждается в тех, кто даст эту надежду людям, нищих сердцем».

00:45:00 Как раз в этот момент в помещение вошли другие посетители. Одна британка спросила матушку: «Почему вы сами моете котлы? Разве здесь больше некому выполнить эту работу?» Мать Тереза ласково взглянула на задавшую вопрос даму: «Служить Богу и человечеству — это честь, а не обязанность. Любое служение Богу — благословение. Здесь нет ни возвышенных, ни низких работ». «Но, матушка, - задал вопрос муж той женщины, - откуда же вы берете столько сил?» Мать Тереза показала свои четки. И тогда она сказала кое-что такое, что я уже слышал много раз от многих святых людей, принадлежавших к различным религиозным традициям. «Всю силу мне дают святые имена Бога».

00:45:59 Она обернулась ко мне и произнесла: «Если ты будешь скромен, то тебя ничто не коснется, ни похвала, ни позор, потому что ты знаешь, кто ты такой на самом деле. Бог наш свидетель. Никогда нельзя впадать в уныние из-за неудачи, пока делаешь все от тебя зависящее». Слова её запали мне глубоко в душу.

00:46:26 Перед своим отъездом британка поблагодарила мать Терезу за её огромную работу. «Это работа Бога, - ответила мать Тереза, - я же только крошечный инструмент». Затем она извинилась и ушла скрести и чистить котлы.

00:46:55 Мать Тереза родилась в 1910 году в Македонии в албанской семье. В 17 лет она приняла монашество, посвятив этому всю свою жизнь, а вскоре была направлена в Калькутту на служение школьной учительнице, а позже настоятельницей в святую Марию. Но в 1948 году в её жизни произошло знаменательнейшее событие — она услыхала призыв оставить монастырь и служить обездоленным в трущобах Калькутты.

00:47:34 В 1950 году вместе со всего лишь 12 помощниками, мать Тереза основала орден Милосердия — благотворительное миссионерское общество. За эти годы её самоотверженное служение привлекло тысячи желающих помочь ей в работе Бога.

00:47:58 По моей просьбе сестра привела меня в приют для больных и умирающих. Я почувствовал себя таким беспомощным чем-либо помочь им, и решил сделать хоть что-то, выполняя самое простое служение, подметая пол и разнося посуду.

00:48:15 Вскоре туда пришла мать Тереза. Ее присутствие наполнило эту мрачную комнату страданий и смерти светом надежды и радости. Взяв в свои руки руку женщины, измученной болезнью, она мягко ей улыбнулась. Женщина буквально преобразилась, глаза её засияли радостными искорками, когда она улыбнулась в ответ матери Терезе.

00:48:38 Затем матушка стала подходить к каждой кровати, не из чувства долга, а из-за искренней привязанности. Один сильно истощенный человек, харкающий кровью и быстро угасающий почувствовал её руку у себя на голове. Он смотрел на неё так, словно она была ангелом, явившимся перед ним именно в тот самый момент, когда ему это было так необходимо.

00:49:03 Склонив голову, он улыбался. «Любовь Бога с тобой! – мягко произнесла матушка, - Помни о нём с благодарностью». Для умирающей женщины, одинокой и брошенной её любимым, мать Тереза нашла свои слова утешения: «Если ты искреннее стараешься полюбить Бога, ты должна научиться прощать». Бремя, давившее на сердце женщины было снято.

00:49:31 Любовь матери Терезы к Богу передавалась всем этим людям. В присущей ей скромной и непритязательной манере, она дарила людям чудо надежды и радости, каждому, кого она касалась. Был ли это индус, мусульманин, еврей или христианин, со всеми она обращалась с одинаковой любовью и нежностью.

00:49:57 В какой-то момент матушка обернулась ко мне и сказала: «Я вижу своего возлюбленного Иисуса в каждой из этих бедных душ.Мой Господь милостиво принимает мою любовь через них». «Матушка, - сказал я, очень стесняясь её присутствия, - они видят любовь Иисуса в вас!». Мать Тереза просияла мне в ответ: «Ну разве это не чудо любви Бога?»

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 10 May 2014
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 11 March 2017