Ману и Хара
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:02 – Точно так же, как философский камень – это такая волшебная субстанция, которая обладает свойством превращать железо в золото, Святое Имя, подобно этой волшебной субстанции, превращает нас нынешних, подобных железу, в... наше золотое, превращает нас в золото. И этим золотом является наше изначальное «я», то, что зовётся сиддха-сваруп, открывает наше подлинное «я». Эта божественная субстанция любви, преданности Кришне, нисходит в этот мир посредством звука.
00:01:14 Это Имя, Его природа описывается как, говорится, что это Имя полное, является полнотой, обладает свойством спасать от рождения и смерти [неразборчиво]. Это Имя является полным целым, чистым и освобождающим, дарующим свободу. И почему? Потому что это Имя есть Сам Кришна, Оно неотлично от Него.
00:01:47 В настоящее время для нас эта истина непостижима. Каким образом Бог может лично присутствовать в звуке Своего Имени? Но таково Его мистическое могущество. [Цитата на санскрите] Махапрабху, Сам Махапрабху говорит эти слова: «О Мой Господь, Ты обладаешь великим множеством Имён, и Ты лично нисходишь в эти Имена, Ты пребываешь в Них». И далее Он говорит: «Не существует строгих правил и предписаний для воспевания, для призыва этих Имён». Но нам говорят о возможности совершения оскорблений против Святого Имени.
00:02:57 Первое из этих положений является наиболее важным. Речь идёт о том, чтобы не оскорблять преданных, потому что мы прекрасно понимаем, что только через преданных, благодаря преданным мы обрели некую связь с сознанием Кришны. Без преданных у нас нет ничего: нет Кришны, ни Кришна-Нама, нет [прасада]... Нет ни прасада, ни Божеств, ни Кришна-Нама, ни Кришны, нет Божеств – нет ничего. В сознании Кришны преданные более важны, представляют собой бо́льшую ценность, чем Сам Кришна. И Кришна – первый, кто говорит это. Поэтому пренебрегать преданными, или принижать значение преданных – нам говорят, что в отношении этого мы должны быть внимательными прежде всего и в наибольшей степени.
00:04:21 Затем существуют Священные Писания. Каким образом мы узнаём, кто является преданным, возвышенным преданным? Некоторые описания этого, указания на это даны Священными Писаниями. [– Джай Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки – джай! – Шри Говинда-Дев Госвами Махарадж ки джай! – Джай!] Мы читаем эти книги и мы узнаём из них, кто какой преданный. [– Джай Шрипад Бхакти Лалита Акинчана Махарадж ки – джай! – Джай Шрипад Нарадев Прабху ки – джай! [Парамешвар] Прабху ки – джай! Sybirsky бхакта-вринда ки – джай! [смех в зале]] Священные Писания дают нам указания относительно того, кем являются преданные, каково их положение.
00:05:37 Затем, следующее предостережение – против того, чтобы думать, что гуру является обычным смертным, является обычным человеком. Вайшнав, который действует в качестве посредника Божественного, в качестве гуру – он, технически говоря, он может быть человеком, но гуру, гуру – это не человек. Гуру является особой функцией Божественного. Это особое проявление Бога, который таким образом, через эту личность, являет Себя в мире. Гуру – это посредничество Бога. Скажем, в правительстве или в армии некто может быть генералом. Человек занимает положение генерала, потому что он уполномочен в этом качестве правительством. То, какой является его частная жизнь – это не наша забота. Мы почитаем его позицию, то, что он генерал [вообще].
00:07:25 В Индии, скажем, поклоняются многим... многие думают о хинду, что Кришна – это один из многих богов. Но мы не инициируем, он говорит, не инициируем вас, не посвящаем вас в индуизм. Мы пытаемся дать связь с Реальностью.
00:08:07 Мы слышим многие прославления Святого Имени из Писаний, как вот то, о чём сейчас шла речь, где говорилось, что Святое Имя – это волшебная субстанция, которая изменяет природу [живых существ]. Затем говорится, что Святое Имя обладает силой уничтожать последствия стольких грехов, сколько человек даже и не в состоянии совершить. Или, говорится в другом месте, в другом Писании: «Возможно предложить в качестве жертвы во время солнечного затмения гору золота. Можно на протяжении миллионов лет жить на слиянии священных рек Индии. Можно в качесве дара, благотворительности раздать десять миллионов коров вовремя солнечного затмения. Но вся та заслуга, то благочестие, которое последует из этих деяний не сравнится, сказано, и с сотой частью того блага, которое приносит Святое Имя».
00:09:44 Опять же, почему все эти описания не являются преувеличением? Потому что Святое Имя есть Сам Кришна. Но что это за Имя, которое обладает таким эффектом? Это не просто какой-то звук этого мира. Мы пытаемся достичь той стадии, когда мы будем произносить Имя с преданностью, с чувством. И вот это Имя, произнесённое таким образом, обладает подобным эффектом. Речь не идёт о том, что просто некий шум, похожий на Имя, звучащий как Имя, будет иметь такой же эффект.
00:10:56 Мы должны позволить Святому Имени явить Себя, явить или открыть Себя нам, не пытаясь своими усилиями постичь смысл, как то грамматический или словарный смысл, когда, там, корень такой-то, приставка такая-то – и всё это значит то-то и то-то. Грамматика или словарное значение не имеют ничего общего с любовью и преданностью. Если всё равно, что спросить у кого-то: «Любишь ли ты меня?» – и они скажут, и услышать в ответ: «Дай-ка я посмотрю в словарь, словарное определение любви, что такое [любовь]. Здесь сказано, что любовь означает...» Ну, что это такое? Это бессмыслица, [неразборчиво]. Что же говорить о попытках постичь Божественное таким образом? Современный, известный в 20-ом столетии лингвист и философ Людвиг Витгенштейн говорил, что посредством языка, словесной конструкции мы тем не менее не можем даже описать запах кофе. Что говорить о Боге?
00:12:55 Когда мы проповедуем Cознание Кришны или рассказываем кому-то о нём, естественно, люди хотят знать многое о природе Cознания Кришны, но мы должны быть в каком-то смысле сдержанны. В то же самое время нам говорят: «Рассказывайте о Кришне всем и каждому!» Поэтому тут своего рода парадокс. Но вот к какому заключению [нужно] прийти: имеется в виду, что возможно рассказывать о славе Имени и о сознании Кришны тем, у кого есть какая-то искренность и стремление слушать об этом. Особенно новые преданные – они склонны рассказывать всем и всё, и сразу. Но Расаприя – нет. Расаприя очень хорошо знает, как проповедовать.
00:14:03 Но мы должны понимать смысл ситуации: может быть, человек и не желает слышать об этом. Когда я пришёл в Cознание Кришны, я рассказывал своим друзьям о сознании Кришны по четыре, по шесть часов подряд. И они мне потом уже, как бы, смотрели на часы и говорили: «[Ты знаешь], ну ты нам рассказываешь четыре часа подряд!» Конечно, здесь у нас есть люди, которые хотят слушать о сознании Кришны четыре часа, шесть часов, сутки напролёт. И наш Шрипад Бхакти Лалита Акинчан Махарадж – он готов рассказывать им о сознании Кришны эти 24 часа в сутки. И в этом – цель Cознания Кришны. [Цитата на санскрите] Говорить о Кришне, как сказано здесь, говорить о Нём всегда и [всюду].
00:15:41 Смыслом всего, что мы делаем, является попытка освободиться от влияния, зависимости материального мира, попытка достичь свободы, духовной стороны. Шрила Шридхар Махарадж приводил пример: он говорил, что если вы пытаетесь плыть на корабле, но при этом корабль стоит на якоре – то, естественно, вы никуда не поплывёте, какие бы усилия вы не совершали. Поскольку мы хотим оставаться привязанными к определённым вещам, поэтому мы должны стараться переносить свои привязанности на преданных и Кришну.
00:16:46 Это – оскорбления Святого Имени. Есть ещё то, что называется нама-абхаса, четыре вида. Когда некто шутливо произносит Имя Кришны, в шутку. Так, по утрам зевать и говорить: «Харе Кришна!» Можно пренебрежительно произносить Имя Кришны – но все эти варианты не являются подлинным Именем Кришны. Подлинное Имя Кришны, Его основанием служит стремление к служению.
00:17:30 Я знаю, что вы искренний человек. Я просто даю, пытаюсь дать эти советы вам с тем, чтобы вы быстро могли совершать прогресс в вашей жизни в сознании Кришны. Духовный учитель Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дева-Госвами Махараджа, Шрила Шридхар Махарадж, просил его давать людям, которые искренне ищут истину в этом мире, давать им семена этой истины, семена Cознания Кришны. То, что называется бхакти-лата-биджа, семя преданности. И то семя сажается в сердце человека в момент, вовремя инициации.
00:18:48 Шрила Гурудев, Шрила Говинда Махарадж очень хотел бы приехать в Сибирь. Но он сказал, Говинда Махарадж сказал, что ему хотелось бы приехать в Сибирь в разгар зимы, когда лёд и снег, горы льда и снега. Он хочет пережить такой опыт Сибири. Но до того, как это счастливое событие, пока оно не произошло, то есть его приезд в Сибирь – он посылает, Махарадж говорит, нас в качестве своих представителей.
00:19:37 Местным представителем – то есть, имеется в виду, представителем Говинды Махараджа в России и СНГ – является Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. И он стоит во главе разнообразной деятельности, которую наша Миссия осуществляет в России и странах СНГ. А непосредственным представителем Миссии здесь, в Томске, является Нарадев Прабху. Говинда Махараджа просил нас, его санньяси: «Приезжайте проповедовать в Россию под началом Шрипада Авадхута Махараджа». Нам хотелось бы, чтобы все преданные, которые приходят в эту линию, которые находятся здесь, поддерживали связь и отношения с Нарадевом Прабху и с Авадхутом Махараджем. Мы же приезжаем сюда время от времени.
00:20:59 Шрила Говинда Махараджа – он просил, он дал нам эту ответственность и уполномочил нас, когда мы встречаем искренних людей, людей, ищущих Истину, давать им это семя Cознания Кришны в виде Харинама, в виде Святого Имени. И сейчас, Махарадж говорит, следуя его наказу и следуя желанию Шрилы Шридхара Махараджа и всему духу, или стремлению Гаудия-сампрадайи, он говорит, я начитаю на этих чётках и передам их вам.
00:21:44 [Мантры]
00:22:11 Мы начинаем повторение с большой бусины. Но перед повторением «Харе Кришна» мы повторяем эту мантру. То есть мы доходим до конца, до этой же самой бусины, что является концом круга, 108 раз. И затем поворачиваемся и идём в обратном направлении. И следует повторять как минимум четыре круга каждый день, что занимает полчаса. И повторять тихо, про себя. А иногда можно повторять восемь кругов, шестнадцать, тридцать два, шестьдесят четыре, сто двадцать восемь кругов, двести пятьдесят шесть кругов... Но как минимум четыре круга каждый день. Это всё, о чём мы просим.
00:23:45 Нас не интересуют, так сказать, перебиральщики бусин – но люди, которые стремятся совершать служение. Служение сделает наше воспевание подлинным. Это необходимо помнить. Связь через служение делает духовную деятельность, духовные поступки настоящими. С этого дня ваше имя будет Сулалита Деви Даси. Сулалита Деви Даси ки – джай!
00:24:30 Мы слышали о том, что Лалита является наперсницей, как это называется, да, наперсницей, близкой подругой, ближайшей подругой Шримати Радхарани. Сулалита – это имя относится также к Самой Радхарани, и это Имя указывает на ту сторону Радхарани, на природу того, что Её сердце подобно зеркалу, в которое отражается красота Кришны, но отражается в ещё большем великолепии и становится больше, увеличивается, усиливается. Зеркало вашего сердца, вашего собственного сердца будет очищено благодаря, очищено этим Харинамом, этой Харе-Кришна-маха-мантрой. Красота Кришны будет отражаться в этом чистом зеркале сердца, и явит ваш собственный образ. В этом смысл этих слов: Кришна – Реальность Прекрасного, или Прекрасная Реальность. Сулалита Деви Даси ки – джай!
00:26:00 Это посвящение означает принятие в семью Кришны, преданных Кришны. И [т]огда этот обряд будет закончен, вам нужно будет предложить поклоны всем преданным, собравшимся здесь, а потом уединиться где-то в комнате и повторить эти четыре круга.
00:26:26 – Теперь мы стопам Махараджа будем предлагать по часовой стрелке цветы. Сначала предлагать, а потом [посыпать].
00:26:33 [Мантры на санскрите].
00:27:36 Сознание Кришны прекрасно. Есть ли вопросы у кого-то? Он говорит, Сулалита может предложить поклоны преданным, а потом пойти в комнату повторять на чётках. Теперь все эти люди – это духовные братья и сёстры.
00:28:04 – Не мог бы Госвами Махарадж объяснить, в чём исключительность миссии Шридхара Махараджа...
00:28:25 – Можно в той комнате, он говорит, повторить четыре круга – а потом вернуться обратно.
00:28:30 – В чём исключительность линии Шрилы Шридхара Махараджа? – Да.
00:28:43 – Качество. Он всегда подчёркивал качество, не количество. Никогда количество. То, что его интересует – в начале, в середине и в конце – это качество вещи или явления.
00:29:12 Сознание Кришны, его природа такова, что оно одновременно и является чем-то в высшей степени исключительным в том смысле, что оно отвергает всё остальное, всё, кроме Cознания Кришны, сознанием Кришны отвергается – и в то же время оно всеобъемлюще и всепреемлюще. Шрила Шридхар Махарадж сказал один раз, что мы должны – ну, это, как-бы, язык образный – мы должны на двери, которая ведёт в мир Cознания Кришны, повесить табличку, на которой будет написано: «Добро пожаловать!» и «Входа нет!».
00:29:55 Поэтому Cознание Кришны – это Реальность, куда нет доступа, куда вход закрыт. Нам говорят, что по мере возрастания качества того или иного явления количество тех, кто имеет доступ к этому явлению, сужается. Всё равно, что задаться вопросом: «Как многие люди, сколь много людей в этом мире ценят и почитают Бхагавад-Гиту?» В Индии все поднимут руки в ответ на вопрос [об этом]. Нынешним президентом Индии является мусульманин – он известный учёный-физик, и он мусульманин. Он читает Бхагавад-Гиту каждый день, но он мусульманин.
00:31:19 И все эти знаменитые люди прошлого столетия, позапрошлого столетия: все эти, там, Анни Безант, Кришнамурти, [Луи Торо], Емерсон, и [Уолт] Уитмен, и Аллен Гинзберг, и Джон Леннон, и прочие, и прочие, и прочие, очень многие выдающиеся люди, Альберт Эйнштейн – все они почитали Бхагавад-Гиту. Поэтому Бхагавад-Гита – она обращена ко всем, она [неразборчиво] всех. Но если мы говорим не о Бхагавад-Гите как таковой, а о сути Бхагавад-Гиты – тогда мы понимаем, что эта суть Бхагавад-Гиты, количество тех, кому эта суть доступна и понятна, количество это начинает уменьшаться.
00:32:20 И далее мы говорим: Бхагавад-Гиту, истины Бхагавад-Гиты следует понимать и рассматривать в свете философии Шримад-Бхагаватам. И на первом месте в нашей картине, в той картине, которую мы рассматриваем, находится Кришна, Верховная Личность Бога, занятый взаимообменом любовными чувствами, или любовными отношениями расы со Своими близкими спутниками. В таком случае, если рассматривать, если говорить об этом, майавади, не принимающие такую концепцию личностного Бога – их мы, они остаются в стороне, за рамками.
00:33:24 Поскольку майавади – они способны, они могут сказать тогда, что: «Мы можем принять Бога как некую всепронизывающую или всепребывающую силу, как некое верховное начало, вездесущее, всемогущее и прочее – но не Бога-Личность». И далее они могут сказать: «Мы даже способны, мы можем зайти настолько далеко, чтобы признать или принять то, что иногда это верховное, лишённое формы и личности начало – Оно принимает, становится личностью, принимает форму. Но то, что Бог в Своём высочайшем проявлении, наиболее сокровенном Своём проявлении имеет человекоподобную природу – это», – скажут они, скажут эти майавади, – «это уже чересчур!»
00:34:33 Кто является рассказчиком Шримад-Бхагаватам? И это важно. Этим рассказчиком был Шукадев Госвами. Он был известен как – эта категория называется брахмавади. Имеется в виду человек, который достиг полной духовной реализации, человек, который целиком и полностью находится на плане Духовной Реальности, без какой-бы то ни было привязанности, соотношения или связи с миром материальных реалий.
00:35:30 Поэтому Бхагаватам рассказывает эпизод, когда Шукадева Госвами – он выглядел, то есть он был шестнадцатилетним юношей, на нём не было одежды, он был гол. И он шёл где-то там, и на пруду, на речке купались девушки, юные девушки. Они были обнажённые, но когда они увидели этого обнажённого юношу перед собой и заглянули в его глаза – они не испытали чувства стыда или смущения, потому что они почувствовали, что перед ними существо, которое лишено сексуального инстинкта, которое находится за пределами этого.
00:36:12 И этот Шукадев Госвами является рупором, через который Шримад-Бхагаватам доходит до людей. Потому что он обладает, из всех этих мудрецов, собравшихся на это собрание из разных уголков вселенной – он в их числе, в их среде, в их кругу он обладает самыми выдающимися качествами. И этот Шукадев Госвами говорит в собрании, в этом собрании мудрецов о Личности Бога, о Шри Кришне. И для собравшихся мудрецов эта концепция – концепция Бога-Личности, Кришны – была новой, радикально новой, новым представлением.
00:37:23 Для них радикально новым, неслыханным было принятие той идеи, что Верховная Личность Бога, Бог в Своём высочайшем проявлении обладает человекоподобной природой, Он подобен человеку. Шрила Шридхар Махарадж говорил об этом, что для них принять это было трудно в достаточной степени. Но то, что эта Личность не просто подобна человеку, но эта Личность подобна аморальному, безнравственному человеку – для них это было чересчур.
00:38:06 Вот представьте, одно дело сказать: «Бог – это человек, Бог подобен человеку». Другое дело – сказать, что: «Бог подобен распутнику, Бог подобен аморальному [человеку]. Бог ворует, Бог обманывает, Он вступает в связи с жёнами других мужчин. И мы поклоняемся этому Существу». И люди, слыша такие описания Бога, они говорят: «Ну как такое возможно принять? Я хочу, чтобы Бог был таким же высоконравственным, как я сам! Если я должен следовать десяти заповедям – то и Он обязан им следовать, чёрт побери!»
00:39:06 Но понятно, что это глупость. С какой стати Бог должен подчиняться нашим законам? Эта так называемая мораль существует для глупцов, подобных нам – не для Бога. Бога прославляют за Его воровство. Макхана-таскара, как Его называют. Кришна ворует масло, а мы – мы печатаем рекламу, и строим храмы, и проводим пуджи, и говорим: «Да, Кришна, Твоё величие в этом! Воруй ещё больше!» И однозначно в наших взаимоотношениях с Кришной Он обязательно что-нибудь сворует, поэтому нужно быть бдительным. [В этом] нужно смотреть по сторонам!
00:40:15 У великих мудрецов нет никаких материальных достояний. Как, скажем, на что указывает само имя, скажем, Акинчан, Акинчан Махарадж. Их идея такова, что если я не буду ничем обладать, единственное, что сможет украсть у меня Кришна, который вор по Своей природе – это моё сердце. Это, в этом – их надежда. Мы говорим, эти слова произносим: «Харе Кришна». Мы обращаемся в этих словах к Шримати Радхарани, призывая это имя «Хара», мы обращаемся к Ней как к Харе: «Харе!».
00:41:13 Говорится, что в этом мире все живые существа находятся под воздействием Купидона. Мадан, его зовут Мадан на санскрите. Говорится, что в этом мире все являются жертвами Купидона, или чувственного влечения, чувственной любви. Но Кришна – Его красота и притягательность настолько велики, что миллионы миллионов Купидонов, богов любви, теряют сознание, созерцая Его красоту. Мы являемся жертвами Купидона, но Купидон – он пленён Кришной. Поэтому Кришна известен как Мадан Мохан – Тот, кто пленяет, или очаровывает Купидона, пленяющего и очаровывающего всех остальных. Он способен свести с ума того Купидона, бога любви, который сводит с ума все живые существа в этом мире.
00:42:42 Но Радхарани – Её природа известна как Сулалита. Она, Её природа Её преданности и Её форма столь возвышенны и столь прекрасны, что Она пленяет Самого Кришну, это изумляет Его Самого. Поэтому Радхарани известна как Мадан Мохан Мохини. И это заставляет людей нервничать. Потому что если Верховное Существо, Бог богов, пленён и покорён красотой этой девушки, которую зовут Радхарани, тогда – тогда у нас проблема. Но Она не обычная девушка. И это мы должны понять.
00:43:59 Духовный мир, или мир Кришны описывается как чинмой: сама природа того мира состоит, этот мир состоит из этой субстанции, из сознания, из духа. Одна из игр Кришны – это тот эпизод, когда Он поднял... Его имя – это Гиридхари, или Говардхана-Дхари: Он поднял холм, гору Говардхан, и держал её долго над Своими преданными в качестве зонтика. Он поднял её мизинцем Своей левой руки. Похоже на то, как играют дети в этом мире, и они говорят: «Ой, смотри, я вот одоной левой», – да, потому что левая рука – она слабее правой, как правило, – «я могу сделать то-то и то-то». Откуда это? Где источник этого? Даже всех этих левых рук? Источником этого является Кришна.
00:45:23 Кришна говорит: «Вот, взгляните, смотрите, какой Я крутой! Я держу эту великую гору Говардхан Своей левой рукой – и не ладонью, там, не кулаком – но всего лишь мизинцем левой руки. Вот насколько Я крут!» Но затем Кришна, который держит эту гору левым мизинцем, мизинцем левой руки – Он видит в этот момент Радхарани, и он видит других девушек. И тогда Его рука начинает дрожать. И Говардхан начинает [неразборчиво]. И преданные – они в беспокойстве, в страхе. И то, что Он пленён Ею, то, что Кришна пленён Радхарани – это заставляет лить, проливать пот. Таковы игры Божественного.
00:46:46 Поэтому положение, природа Шримати Радхарани настолько возвышенны, что в собрании этих великих мудрецов со всех уголков вселенной Шукадева Госвами хотел произнести Её имя, просто произнести имя – но он так этого и не сделал. Описывая танец Кришны и гопи во Вриндаване, он сказал этими словами, он не произнёс Её имя, но он сказал: «Та из них, Та из этих дев Враджа, которая обладала, чьи качества, чья природа были более высоки, превосходили качества всех остальных девушек – Она похитила Бхагавана из их круга».
00:47:47 Он, Его имя – Хари, «Тот, кто уносит прочь». Но Она увела прочь Его. Поэтому Она известна как Харе, Она – Та, которая похищает ум Кришны, Манохара – Она похищает Его ум. Иногда преданные думают: «Что я могу предложить моему Господу, моему Владыке, предложить Ему что-то? Он и так обладает всем. Я отдам Ему свой ум, потому что я вижу, что Его ум был похищен Радхарани». «О мой Господь, о мой Владыка, я вижу, что Твой ум похитили – поэтому возьми мой!»
00:48:54 Нам говорят, что тот план бытия, о котором идёт речь, тот мир – он непостижимо высок и возвышенн. Только наиболее возвышенные, самые возвышенные освобождённые души, самые возвышенные души в бытии способны обрести доступ в тот мир. Это та земля, куда входа нет. Кришнадас Кавирадж Госвами, описывая эту Реальность, говорит: «Если природа Кришна-лилы такова, этот непостижимый, невероятный поток нектара, если природа Кришна-лилы такова – тогда какова природа Гоура-лилы?» Природа Чайтанья-лилы такова, что тот нектар, та сладость, которая, природой которой являются игры Кришны – Махапрабху берёт этот нектар, эту сладость, и свободно одаривает ею всех и каждого. Поток нектара Кришна-лилы устремляется во всех направлениях. И это нечто вроде, нечто подобное фонтану экстаза, фотнану нектара, бьющему во все стороны.
00:50:48 Поэтому Кришна-лила – это та земля, куда входа нет, нет доступа. Гоура-лила – это большое «Добро пожаловать!» [Цитата на санскрите] Поэтому речь идёт о том, чтобы вложить свой, так сказать, капитал служения, преподнести его лотосным стопам Махапрабху. И когда это произойдёт, мы увидим, что [–] это произойдёт естественно, само собой, из самых глубин нашего сердца [–] поток служения или нектарного океана служения стопам Шримати Радхарани [проявится]. И тогда для нас возможно будет обрести доступ, ступить на ту землю, на которую ступить невозможно, куда доступа нет.
00:52:27 Шрила Прабодхананда Сарасвати Тхакур, который является в играх Кришны Тунгавидья-сакхи, одной из главных гопи Вриндавана – он написал для нас книгу, в которой заключены двести с лишним шлок, стихов, прославляющих Шримати Радхарани. Эта книга называется «Радха-раса-судха-нидхи». Эта книга описывает положение Радхарани и Её качества. [Цитата на санскрите] На страницах этого произведения Прабодхананда Сарасвати Тхакур описывает следующую истину: он говорит, что когда Радхарани идёт, то Её одежды – они развеваются, и они создают лёгкий ветерок. И вот если это дуновение, источником которого являются Её одежды, касается тела Кришны – Кришна считает, что это величайшая удача и величайшее везение – то, что ветерок, создаваемый Её одеждой, коснулся Его тела.
00:54:02 Она идёт, Она ступает по земле мира служения. Она известна как Кришнамои – сутью Её, природой является беззаветное служение Ему. Но дуновение, вот это лёгкое дуновение, которое создаётся Её одеждой, может коснуться тела Верховной Личности. И Кришна, который является Верховным Владыкой всего, сарва-лока-махешварам, который является абсолютным господином бытия – Он считает, что этот момент, когда это дуновение касается, доходит до Него, касается Его божественного образа – Он считает это Своей велечайшей удачей и везением. Это тот самый Кришна, на которого медитируют великие йоги, могут делать это миллионы и миллионы лет лишь для того, чтобы обрести некий проблеск, некое смутное ви́дение Реальности Кришны.
00:55:58 Прабодхананда Сарасвати [Пада] завершает описание славы и величия Радхарани такими словами, он говорит: «Радхарани столь возвышенна, Её качества столь удивительны, Её природа столь прекрасна, что я предлагаю моё почтение, или мои поклоны, той стороне света, тому направлению, в котором она появилась в этом мире». То направление, та сторона света, в котором появляется Радхарани – оно является объектом нашего поклонения. Когда мы доходим до того уровня понимания, что, осознаём – сторона света, направление, в котором появляется Радхарани, является объектом поклонения, когда осознание этой истины приходит к нам – мы действительно приближаемся к той стороне света и движемся в том направлении, в котором является Радхарани. Но без понимания, или без осознания, или принятия этой истины мы будем лишь проецировать наши мирские представления и идеи на природу Радхарани, Её окружение и Её спутниц и служение, которое они совершают.
00:57:38 Поэтому мы сознательно и осторожно движемся вперёд в сознании Кришны, следуя руководству гуру и вайшнавов, всегда пытаясь и стараясь служить им, потому что они обладают подлинной и настоящей связью с этим Нечто. Мы очень удачливы, что это служение низошло к нам сюда, низошло до нашего уровня, и мы имеем связь с этим служением.
00:58:15 Есть ли другие вопросы?
00:58:21 – Какой смысл тогда проповедовать тысячам и миллионам [неразборчиво] духовный мир – всего, там, два или три человека, как сказал Махарадж? – Как кто? – Махарадж сказал так, что [неразборчиво] попадает очень мало.
00:59:03 – Настолько ценным является это Cознание Кришны, что даже отдалённая связь – не говоря уже о том, чтобы вступить в духовный мир, мы не говорим об этом – но даже отдалённая связь с этой Реальностью, с этим духовным миром настолько ценна, что это стоит того, чтобы проповедовать Cознание Кришны всем и каждому.
00:59:27 Есть люди в этом мире – были, есть – которые пытаются открыть лекарство против рака. На сегодняшний день, в начале двадцать первого века, никто, несмотря на то, что поиск ведётся давно, никто так и не сумел найти безусловной и абсолютной панацеи от рака. И поскольку лекарство от рака не было изобретено до сегодня, возможно спросить, зачем все эти люди, зачем им это было нужно: учиться в университете, тратить целую жизнь на поиски этого средства – и они ничего не добились.
01:00:21 Были люди, которые провели в этих усилиях открыть лекарство от рака, придумать его, целую жизнь, и они умерли – но лекарства нет. Но если бы мы сказали человеку, который потратил свою жизнь на эти поиски: «А не кажется ли вам, что ваша жизнь прошла впустую, зря?» – он скажет: «Нет-нет, я так не думаю! Поскольку цель настолько благородна, задача настолько благородна, помощь раковым больным, помощь очень многим людям в этом мире, что пусть даже я в своей жизни не сумел, скажем так, я не сумел найти это лекарство, но усилия – они стоят того».
01:01:17 И речь идёт всего лишь о какой-то материальной болезни, [не более того]. Что же говорить о поиске Верховной, Высшей Реальности? Скажем, человечество увлекало, увлекает перспектива, скажем, полётов на Луну или выхода в космическое пространство. Но хотя идея сама по себе очень увлекательная, но в практическом смысле – сколько человек побывало в космосе или на Луне? И тем не менее, огромное количество, большой объём человеческой энергии – то есть денег, сил, средств и так далее – были потрачены на то, чтобы эти несколько вступили на Луну или оказались на орбите.
01:02:23 Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности, является самым благородным из всех, благороднейшим из всех самых благородных устремлений, или предприятий. Он стоит того, чтобы тратить на него свою энергию и посвящать себя ему. Говорится, что даже малый духовный прогресс, малое достижение на пути Духовного, является величайшим достижением. Говорится, что если человек живёт духовной жизнью, а затем оставляет её – в будущем он вновь вернётся к ней, и он начнёт в той точке, в которой остановился.
01:03:23 Но мы имеем дело с Безграничным. В каком-то смысле это заведомо обречённая на неуспех, на провал попытка познания. Наша ситуация такова, что мы, являясь ограниченным началом, пытаемся постичь, или достичь Безграничного. В определённом смысле это невозможно, это абсурд. Но любовь делает это предприятие возможным. Человек, скажем, человек в этом мире может быть лидером великого народа, великой нации. Но несмотря на его положение и достоинства, его маленький сын, маленький ребёнок, может вползти на карачках в комнату, где сидит его великий папа, и может привлечь к себе внимание, его любовь отцовскую, отеческую любовь. Такова природа Cознания Кришны: это та ситуация, когда благодаря любви и преданности ограниченное начало, маленькое живое существо, подобное нам, привлекает к себе внимание Безграничного.
01:04:57 Преданность настолько могущественна, что даже малая связь, отдалённая связь с миром преданности приносит велечайшее благо. [Цитата на санскрите] Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, приводил пример великого махаджана, великого преданного, Прахлада. Прахлад является одним из двенадцати велечайших авторитетов в мире религии. Мы знаем, что Прахлад является великим преданным Господа Нарасимхадева – Нарасимхадева, который есть особое воплощение Бога, предстающее в обличии получеловека-полульва.
01:06:11 Говорят, что в одном из прошлых рождений, до того как он родился Прахладом, он однажды в лесу захотел общества некой девушки, но он не знал, куда её отвести, где найти место для того, чтобы провести с ней время. И в поиске такого места они пришли в один заброшенный храм Нарасимхадева. Его цель была мирской целью. Но когда он вошёл в храм, он стал очищать его, для своих понятных [целей]. Но когда он подметал храм, то он – ну, подметал там как-то, стирал пыль – он делал это тщательно, он делал это, как делал бы это преданный. И Нрисимхадеву понравилось его настроение преданности. В своей следующей жизни он стал махаджаном Прахладом. Даже отдалённая связь с сознанием Кришны может принести величайший результат.
01:07:43 С другой стороны, можно сказать и так, что если человек получает образование – это не гарантия того, что он станет Эйнштейном в результате. Если у меня нет шансов стать Эйнштейном – это не означает, что: «А зачем вообще мне учиться?», оставаться невежественным дурачком. Нет, мы стремимся к образованию, насколько это в наших силах, к познанию чего-то. Мы руководствуемся пониманием того, что образование само по себе является благом. Что же говорить о духовном образовании? Оно является чем-то гораздо более ценным.
01:08:32 – Но гарантий никаких нет, да? Если [неразборчиво] даже Бхактивинода, Харидас – то в конце жизни, да, они, там, плакали о том, что «я вообще никто, [меня] вообще никакого нет», то о чём про нас говорить? И я в следующей жизни тоже махаджаном не стану, я не уверен.
01:09:10 – Преданные учатся жить в неопределённости, в неуверенности. Гарантия – это вещь материальная. То есть речь идёт о какой позиции: я буду следовать определённому процессу – и мне будет, мне светит за это определённый результат, он мне гарантирован. Но личностное начало при этом исключается из картинки, потому что в этом случае личность становится подчинённым началом по отношению к процессу.
01:10:09 Эта неуверенность, или неопределённость, с которой учится жить преданный – она достигает своего высочайшего выражения в последней шлоке Шикшаштакам, где Махапрабху выражает настроение, чувства Радхарани по отношению к Кришне. [Цитата на санскрите] Радхарани говорит: «Нет никаких гарантий, неизвестно, Я не уверена в том, что Кришна явится передо Мной: может быть явится, а может быть нет. Но Моё служение не обусловлено этим. Моё служение не основано на гарантированном вознаграждении, или отдаче. Я предлагаю все эти вещи Кришне – а Он может делать то, что захочет».
01:11:17 – Но все хотят же достичь Кришну.
01:11:26 – Это правда. И в этом парадокс. Но таков Кришна, природа Кришны такова. Таким образом, здесь начинает проявляться любовь к Кришне. Любовь к Кришне – она ничем не обусловлена, она безусловна. «Я буду делать то-то и то-то, потому что Кришне это нравится, Кришна любит это». Но не в ожидании какого-то результата, или какой-то награды или отдачи с Его стороны. Самопожертвование – оно начинается, сутью его является и кульминацией его является то, что по-русски можно назвать самозабвением: ты забываешь о себе.
01:12:48 Можно видеть, как мать, скажем, кормит ребёнка, она ему даёт что-то вкусное, а ребёнок – он выбрасывает это вкусное, скажем, в окошко. Но мать не перестаёт кормить ребёнка оттого, что он так поступает. Мы учимся поклонению капризному Абсолюту. Капризный Абсолют, Бог с прихотями и капризами – это Кришна. Он может принять, а может не принять – как Он того захочет, согласно Его сладостной воле. Но, с другой стороны, нам говорят, что если нечто предлагается Ему с преданностью – Он не в силах отказаться.
01:13:51 Говорят, что Кришна столь невероятно прекрасен, что миллионы Купидонов – они поражены, они буквально теряют сознание, когда видят Его красоту. Однажды Кришна пришёл в дом одного из Своих преданных. Жена преданного смотрела на Кришну. Она... Кришна был настолько прекрасен, что она позабыла о своём собственном существовании. Но она помнила о том, что: «Я должна предложить Ему что-то». И она стала искать везде что-нибудь дать Ему – и она нашла бананы. Она очень нервничала. Кришна настолько прекрасен, что она буквально таяла при виде Его.
01:14:50 И она вернулась с бананами и стала очищать их, сдирать кожуру. Но она загипнотизирована зрелищем Кришны. Не понимая того, что она делает, она выбрасывала сами бананы и предлагала Кришне, кормила Кришну кожурой. И Кришна ел эту кожуру, потому что эта кожура – она была исполнена её чувств, чувств любви и преданности к Нему. И Кришна сказал ей, что: «Это такая нектарная, нектарное нечто, равного чему Я никогда, ничего подобного Я не ел».
01:15:44 Поэтому даже если преданность проявляет себя несовершенным образом, Кришна испытывает неотразимое влечение к такой преданности. А где Сулалита? Всё ещё повторяет?
01:16:31 – Он говорит, [неразборчиво] чтобы она послушала эту кассету. Вот эту, в смысле, запись, потому что это в день её посвящении [сделано]. – Мы просто сделаем диск для неё.
01:16:38 – Есть ли ещё вопросы?
01:16:40 – А вот если мы, скажем,дойдём до связи с Кришной, такое объяснение дают иногда. То есть [какая-то], или на грани, в момент смерти или ещё что-то – мы не не можем, [там], приказать Кришне, что: «Прийди ко мне вообще! Был я преданный вообще и Тебе служил!» – Угу. И? – И вообще, прийдёт Он или нет вообще? Можно надеяться? Или какое умонастроение [неразборчиво]?
01:17:20 – У нас есть надежда на то, что в конечном счёте Кришна примет нас. Но стратегия преданного в его стремлении достичь Кришны – это принять служение Его преданного, или служить Его преданному. Если вы следуете той линии мысли, Махарадж говорит, которую я пытаюсь донести, то, если вы следуете – вы понимаете, что Кришна является собственностью, в буквальном смысле слова, Он является собственностью Своих преданных, Он им принадлежит. И мы должны одновременно с этим признать, что: «Я не обладаю такой преданностью, которой обладают они. Но то, что в моих силах – это пытаться служить этим подлинным преданным Кришны».
01:18:24 В этом различие между тем, что подчёркивает наша Миссия, тем, что первостепенно и важно для нашей Миссии, и другими духовными организациями. В некоторых других духовных организациях подчёркивается, на первое место ставится процесс. То есть идея такая, что ты повторяешь определённое количество кругов или следуешь таким-то и таким-то ограничениям – и гарантированно ты получаешь такой-то и такой-то результат. Но наши гуру подчёркивают другие вещи, говорят о другом. Сутью этой линии является служение преданным, подлинным вайшнавам. «Кришна является собственностью Своих преданных, принадлежит им – поэтому я буду служить этим преданным».
01:19:36 В той песне, которую можно назвать «национальным гимном» Cознания Кришны, в песне «Шри Рупа Манджари пада», высказывается такого рода идея. [Цитата на санскрите] В этих строках сказано: «Служение Твоим святым лотосным стопам – это моя мантра, моя джапа, моя тапа и всё остальное. Это служение Твоим стопам является всем и вся для меня». И в этом разница в интерпретации, разница. Есть те, которые скажут, что моя мантра, моя джапа, моя тапа (мои аскезы) – смыслом всего этого является достижение служения. Это звучит красиво и поэтично, но наши гуру давали иное объяснение этих слов: служение лотосным стопам является этой джапой, мантрой, тапой и всем остальным.
01:21:12 Поэтому для Сарасвати Тхакура и Гаудия Матха на первом месте стоит сева – не процесс. Вы видите этот светильник, люстру? И лампочки? Что даёт свет? Откуда, что порождает свет? Стекло плафонов, или какие-то провода, или спирали в лампочках? Что является источником света? Электрический свет, поток. А если убрать ток, тогда всё, что останется – просто внешняя оболочка. Если убрать поток служения из всех этих действий: повторения Харе Кришна, служения Божествам и прочего, всё, что останется – это лишь оболочка, скорлупа, пустышка. Некоторые люди собирают такие пустышки, коллекционируют их. Но ничего настоящего, подлинной сути нет – только скорлупа. Эта скорлупа может быть красивой – но ничего подлинного, настоящей сути там не кроется.
01:22:59 Скорлупа, оболочка Cознания Кришны – она красива. Но в ней отсутствует суть. А суть, подлинная субстанция, приходит из севы, служения. В чём смысл служения? В чём различие между служением и бизнесом? Эта деятельность может быть – внешне – одна и та же, но одна деятельность является служением, а другая – бизнесом. Бизнес означает прибыль, означает вознаграждение. Я делаю что-то – и мне за это платят. Служение означает: я делаю это просто так. Никакого ожидания награды, вознаграждения.
01:24:03 Поэтому для того, чтобы все эти действия: служение Божествам, повторение Имени и так далее, были служением, в этих действиях должен отсутствовать мотив, стремление к награде или неким... Речь не идёт о том, что приносит радость или удовлетворение мне, но о том, что удовлетворяет другого. Другим является Кришна. Как мы знаем, что удовлетворяет Его? Посредством Шри Гуру. Поэтому вайшнавы принимают стратегию служения гуру и вайшнавам. И таким образом они надеются, что Кришна, может быть, будет милостив ко мне, потому что я знаю, что Его природа – она описана как бхакта-ватсала: Он – защитник, и Он – Тот, кто любит Своих преданных.
01:25:03 – А где же тогда стоит, вот я не пойму, если на первом месте в этой линии стоит пада-севанам, да, то тогда где шраванам-киртанам? ...Как бы я читаю...
01:25:23 – А что мы делаем прямо сейчас? Это и есть шраванам и киртанам. Мы совершаем киртан, а вы совершаете... Он говорит: я совершаю киртан, а вы совершаете шраван. А остальные совершают смаран и пада-севанам. В этом храме совершается арчанам. Ванданам – мы печатаем книги с многочисленными [молитвами]. Дасьям – совершается служение преданным, дасьям. Сакхьям, преданные дружат между собой.
01:26:22 Но Шридхар Свами, великий комментатор Бхагаватам, живший в одиннадцатом веке, говорил, что если основанием всех процессов, то есть шраванам, киртанам и так далее, не является атма-ниведанам – предание себя, или вручение себя, преданность – если предание себя не является базисом, основанием – тогда эти процессы не являются реальными. Это его мнение. Он является первоначальным, первым комментатором Бхагаватам в этой линии.
01:27:03 Речь идёт о том, чтобы отдать себя, [неразборчиво]. Посмотрите, что говорит Чайтанья-Чаритамрита о дикше, как она определяет дикшу, посвящение, инициацию. «Кришна-самарпанам», что буквально означает: «отдать себя Кришне». Если самоотдания нет – тогда это всего лишь шоу, всего лишь внешнее. Но сердца нет, подлинного чувства нет. Только поверхностное, только оболочка, только скорлупа.
01:27:55 Шрила Шридхар Махарадж, он буквально обозначал это как само... мы можем сказать по-русски, «самоуничтожение». Когда пуджари поклоняются Божествам, они иногда используют сандаловое дерево. Берётся кусок сандалового дерева, и берётся такая ступка каменная. На этот самый камень специальный, ну или ступку – она поливается розовой водой, а затем этот кусок сандалового дерева – его начинают толочь, то есть, буквально бить им о камень. И постепенно дерево измельчается и превращается в [пудру], превращается в порошок, который обладает особым ароматом. Но в процессе этот кусок сандалового дерева становится всё меньше и меньше по мере его измельчения, потому что он превращается в то, что является сутью сандала.
01:29:10 И также и мы – через самоотдание и самоуничтожение. Отдавая себя, отдавая свою жизненную энергию служению гуру и вайшнавам. Когда это происходит, когда это самоотдание или самоуничтожение имеет место – тогда материальные покрытия, оболочки, скрывающие нашу душу, наше «я» – они растворяются, исчезают, и сиддха-сварупа, наша истинная духовная природа проявляет себя в своём... Но это достижение себя, своего «я» и своих отношений с [н]им невозможно достичь лишь поверхностной связью с сознанием Кришны, невозможно достичь через обращение к скорлупе. Это должно быть нечто, чему сто́ит посвятить или отдать свою энергию своей жизни. А если мы не отдаём себя этому, или не отдаём энергию своей жизни этому – тогда о чём идёт речь?
01:30:39 Поэтому есть такое слово – «подвиг». Имеется в виду, можно сказать – подвиг или решимость, скорее, в данном случае, решимость – решимость вверить себя руководству вайшнава и служить под его началом. Когда эти преданные, присутствующие здесь, собираются вместе – [для] духовного служения, и духовных событий, чтобы они имели место, необходимо делать столь много самых разных вещей. Нужно покупать цветы, нужно собирать продукты для приготовления пищи, нужно вкладывать энергию в её приготовление. В Санкт-Петербурге они шьют одежды этим Божествам. Посещают арати и поют песни. Речь идёт о том, чтобы отдать что-то, хотя-бы частицу самого себя.
01:31:54 И ответ, который придёт с Той стороны, будет безгранично более великим. То, что мы протягиваем Кришне своей маленькой ручонкой, Кришна – Он протягивает нам, так сказать, в ответ, Он... поэтому Его ответ, приходящий с Его стороны – он, буквально, он неизмеримо более превосходит нас как ограниченных существ. Но это зависит он нашей искренности.
01:32:52 С одной стороны, не может быть речи об ответе, об ответе на наше служение с Его стороны, о равном ответе. Потому что идея равного ответа Кришны – она, насколько мы можем судить – это всё равно нечто, поскольку Он безграничен, то равный ответ в случае с Безграничным – это нечто выходящее за наши ограниченные рамки.
01:33:23 – Но у меня немного другое понимание шраванам и киртанам. Скажем, у Махараджа это понимание как, может быть, он – странствующий проповедник, и вообще не семейный, несемейный санньяси, да? – Ну понятно, что он санньяси. – [Неразборчиво] я как грихастха, который живёт в Сибири, в глухой деревне, с пару троек знакомых, друзей – я понимаю, что шраванам, киртан – это «Харе Кришна Харе Кришна», да, или «Радха-Говинда», или «Ом намо Шивая». Понимаешь? И, как-бы, в этом постоянно, я – это для меня служение. Я считаю, что это более важно, нежели всё падана-[севана], ну и храмовое поклонение, собирание цветов, да, какое-то, ну – такое более общественное служение.
01:34:30 – В отсутствие садху для нас на первое место выходят, в отсутствие садху и общества преданных для нас на первое место выходят Священные Писания. Но это не отменяет ту истину, что садху, общество преданных, является всем и вся и является наиболее важной вещью. Но понимание этого будет подталкивать нас к тому, чтобы мы искали этого общества и хотели жить в нём. Потому что благодаря общению мы можем улучшить себя.
01:35:15 И этот принцип присутствует везде и повсюду. Если человек – музыкант, он будет общаться с музыкальными гениями для того, чтобы самому стать похожим на них. Возможно ли, что некто, живущий в полной изоляции от других музыкантов, станет великим музыкантом? Возможно. Но это будет редким исключением. Даже у Моцарта был учитель. Каждому нужен учитель, для того чтобы под его руководством скрытый, дремлющий, так сказать, латентный талант – он стал, он [проявился].
01:36:14 И мы должны быть реалистами в отношении того положения, которое мы занимаем. Возможно, где-то и когда-то жили великие личности, которые находились в полной изоляции от мира и от других людей, и эти великие личности могли общаться с Верховной Личностью Бога. Но приложимо ли это к нам, и реально ли это в вашем случае? Мы должны быть честными.
01:37:04 И тем не менее говорится, что в отсутствие общества преданных для нас на первое место выходят изучение Священных Писаний, повторение Кришна-Нама, таким образом. И тем не менее, шраванам и киртанам – предметом этого шравана[м] и этого киртанам является земля преданности, земля служения. И нашим устремлением является обрести – через служение – некую подлинную, настоящую связь с этой землёй.
01:37:49 Возможно, в вашем случае, он говорит, вам необходимо создать это общество преданных, чтобы жить в нём, проповедуя Cознание Кришны другим. Тогда вам будет с кем общаться, если вы...
01:38:03 – Бхаджана. – А? – Я говорю, для меня, как-бы, бхаджана меня удовлетворяет, у меня нет желания проповедовать. – Да, вы можете быть удовлетворены своим собственным пониманием.
01:38:37 Есть ли, может быть, ещё вопросы?
01:38:39 – [Неразборчиво] один философ сказал такую фразу, что: «Приведи свои чуства [в] порядок, и ты познаешь Истину». Но в сознании Кришны и вообще во многих восточных философских течениях говорится, что надо чувства свои... – Контроллировать. – Контроллировать.
01:39:16 – Он говорит, вы знаете, Махарадж говорит, ну, возможно это так, немножко резко звучит, но он говорит: вот знаете, как бывает на концертах, да, допустим, кто-то может играть на гитаре, имитируя игру на гитаре. А идёт звук, допустим, Джимми Хендрикса, но человек – он просто, ну так, условно говоря, да? Он говорит: так вот, вот этот бхаджан, вы говорите: «я совершаю бхаджан», но этот бхаджан – это как та игра на той гитаре. Это просто похоже на игру, но как таковой игры там нет. Никакой игры нет, никакого звука игры на гитаре нет, есть имитация – но некоторым людям это нравится.
01:39:59 – Да?
01:40:00 – Ну вот, и [неразборчиво] говорится, что: «Приведи свои чувства, то есть избавься от них», да? А когда человек, он привёл свои чувства в порядок и нашёл, что их успокаивает, ему уже по-моему от жизни больше ничего не надо, он наслаждается этим успокоением, [просто].
01:40:34 – Мы не проповедуем достижение какого-то умиротворения чувств, он говорит. Он говорит, если вы прочитаете Бхагавад-Гиту, там описываются вещи прямо противоположные такому представлению. Чувства Арджуны были слишком... они были слишком спокойны в том плане, что Арджуна – он не был готов делать что бы то ни было. То есть Арджуна как раз хотел отвлечь свои чувства от всякой деятельности, и Кришна ему сказал, что: «Ты должен научиться тому, как вовлекать чувства в деятельность».
01:41:20 Нас не интересует занятие некого, достижение некоего нейтрального состояния. Нас не интересует то, чтобы стать безжизненными, лишёнными жизни. Духовный мир полон чувственной деятельности, но эта деятельность – это чувственная деятельность, это работа чувств, но она имеет иную природу нежели чем работа и деятельность чувств здесь, в этом мире.
01:42:11 Философия Бхагавад-Гиты такова, что если ты переживаешь вкус, или радость, или наслаждение более высокого порядка – тогда автоматически наслаждения более низкого порядка отпадают. Как ребёнок, например: иногда можно видеть, что он тащит в рот что-то, что потенциально может быть для него опасным. Один подход – просто подойти и забрать у него это что-то опасное и не позволять ему к нему прикасаться. По крайней мере он будет в безопасности. Но это и так оно... так оно и есть, но ребёнок будет несчастлив. Но его мать понимает, что: «Если я ему дам что-то лучшее, с чем бы он мог играть, тогда он не будет расстроен».
01:43:11 Таков наш процесс. Если мы занимаем свои чувства в деятельности более высокого порядка, тогда деятельность более низкого порядка уходит сама собой. Но речь не идёт о том, чтобы просто успокоить свои чувства и стать нейтральным, стать никаким. Чувства не могут не искать какой-то занятости, они не могут не искать какого-то действия для себя.
01:43:53 Шрила Прабхупада – он имел обыкновение, объясняя эти вещи, приводить пример с глазами и катарактой. Когда на глазе, в глазу катаракта – невозможно видеть должным образом. Одно решение заключается в том, чтобы вырвать глаз – и с глазом вырвать, удалить катаракту. Но, но: катаракты не будет, да, но и глаза тоже не будет. Другое решение в том, чтобы хирургическим, путём хирургического вмешательства устранить катаракту и оставить – глаз будет здоровым. И это наша идея, последняя.
01:44:56 Наша идея не в том, чтобы стать бесполыми роботами с умиротворёнными чувствами. Роботами, лишёнными... бесполыми роботами с умиротворёнными чувствами, которых ничто не возмущает. Это означает лишитья жизни. Нас интересуют чувства, страсть, но – духовная страсть. Это как разница между духовной любовью и вожделением этого мира: внешне, по форме, они – суть одно и то же, но говорят, что их природа совершенно разная.
01:46:05 В Бхагавад-Гите описываются события, когда должна была состояться битва. Арджуна – он был воином в этой битве, Кришна играл роль его возницы, то есть Он управлял его повозкой. И произошло так, что перед самым началом битвы Арджуна – он задумался о том, стоит ли ему принимать в ней участие. Он утратил представление о том, что есть что (Арджуна), и он не понимал, стоит ли ему ввязываться в эту схватку или нет. Тогда Кришна стал ему объяснять, что есть что: определённую истину Он объяснил ему.
01:46:57 Конечным результатом их диалога было вовсе не то, что Арджуна оставил всё и пошёл жить в лес, и стал совершать там так называемый «бхаджан». Скорее он подумал как следует над тем, что сказал ему Кришна, согласился с этим и убил после этого очень многих людей. Но Кришна объяснил ему эту истину. Он сказал, что: «Арджуна, есть такой план бытия, оказавшись на котором живое существо, убивая, не убивает». Это – Бхагавад-Гита.
01:47:47 – Как же мудрецы, которые удаляются в лес или, там, в какие-то уединённые места, и буквально там проводят остатки своей жизни и в конце концов достигают духовного просветления?
01:48:20 – Если эти мудрецы, которые удалились в джунгли или в горные пещеры и провели там всю жизнь в поисках реализации, если они не достигли служения – мы считаем, что они впустую потратили своё время. И это описано в Шримад Бхагаватам. [Цитата на санскрите] В Бхагаватам сказано, вот в вышепроцитированных словах: «Иногда, совершая суровые аскезы, люди достигают неких определённых духовных высот, реализации, самореализации. Но», – сказано далее там, – «если эти люди, достигшие самореализации, не принимают служения лотосным стопам Кришны – они вновь возвращаются в этот материальный мир и принимают рождение в качестве деревьев, гор, они рождаются деревьями, горами и холмами, драгоценными камнями».
01:49:39 Имеются в виду те, кто из состояния освобождения падает вновь на землю. Они могут стать драгоценными камнями и отражать свет. Они могут стать этим. Но они не могут вступить – поскольку служения нет – они не могут вступить на позитивную сторону бытия, в мир служения. Это то, что называют эго. Эго является препятствием. Они не в силах оставить то умонастроение, которое говорит, которое гласит: «Я есть Бог, я являюсь Богом».
01:50:29 Говинда Махарадж рассказывал о том, как он в своё время, когда он бывал в Гималаях – а он там бывал не один раз – он в Ришикеше видел, был в одной пещере, где жили два йога. Вернее, две пещеры было по соседству. И один йог, который жил в одной пещере – ему было где-то пятьсот лет, а йог, который жил в соседней пещере – ему было четыреста лет. И вот, после того, как паломники посетили этих йогов, один из них спросил своего коллегу, как бы, с которым они жили там долго, в соседней пещере жили рядом многие годы, он сказал: «Сколько тебе дали эти люди пожертвований, сколько денег они тебе дали?»
01:51:25 И этот йоги сказал: «Вот я здесь живу», – один из них сказал этим паломникам, то есть Говинде Махараджу, что, – «я здесь живу уже пятьсот лет, а тот, другой – он живёт всего четыреста», [ну, сколько там, условно]. А, то есть он спросил не у коллеги, а у них спросил. Он спросил у паломников, один йог, который жил, ну, более старший йог, он сказал: «Сколько вы дали тому, молодому?» Он подразумевал, что: «Я старше, я живу здесь пятьсот лет, или там, семьсот [лет]...» Он подразумевал, что поскольку он старше, живёт дольше на пару сотен лет – то он круче, и ему должны платить больше денег.
01:52:07 Поэтому эти люди – они живут там несколько столетий. Это не сказки, такие люди есть. Но их эго – они живут в гималайской пещере пятьсот лет – их эго остаётся при них. И именно эго является причиной падения. Возможно достичь освобождения, но после этого эта душа вновь падает в материальный мир и проходит всё это заново.
01:52:39 – А вот тибетские монахи, которые живут в монастырях – им же Господь при жизни даёт сверхчеловеческие качества, типа полёта и тому подобное. А почему вот монахам вайшнавским Он этого не даёт?
01:53:15 – Потому что чудеса наподобие полётов, там, прохождения сквозь стены – это не более чем обман людей. Это дешёвое средство привлечь их, но при этом не дать им ничего подлинного, ничего настоящего. Манипуляция материей, какой бы волшебной она не выглядела, не является чем-то духовным. Какая разница, летаешь ты сам по себе или самолётом Аэрофлота? Полёт есть полёт. Какой смысл?
01:54:00 С другой стороны, говорится, что освобождение и все мистические совершенства – они ожидают, они стоят у порога дома вайшнава со сложенными ладонями в ожидании его приказов, ожидая возможности служить ему. Где-то в средневековье, лет, скажем, четыреста тому назад, примерно, жил в Индии, в Бенгалии один великий преданный по имени Расикананда. И его современником был один очень известный мусульманский факир, то есть, ну, такой волшебник, маг, чудотворец. И этот факир один раз решил навестить Расикананду, чтобы увидеть его и посмотреть на него, понять кто, показать ему себя.
01:55:06 И вот факир решил, что: «Для того, чтобы впечатлить этого вайшнава, Расикананду, для того, чтобы показать, насколько я великий волшебник, я должен явиться перед ним, предстать перед ним как можно более эффектным образом». И он, факир, забрался верхом на тигра и приказал тигру: «Вези меня к Расикананде!» И вот так, верхом на тигре, он приехал к Расикананде. И вот, этот факир приехал, гордый собой, на тигре верхом, к ашраму Расикананды и сказал: «Я – такой-то и такой-то, я хочу видеть Расикананду».
01:56:01 В это время Расикананда сидел верхом на полуразваленной стене и чистил свои зубы. И пришёл слуга Расикананды и сказал ему, что: «Тут приехал один факир, верхом на тигре, представляете? И он хочет... он здесь, у ворот ашрама, и он хочет встречи с вами». Расикананда, который знал смысл происходящего, знал, кто приехал и зачем приехал – он сказал стене, на которой сидел: «Стена!», – сказал он, – «Вези меня к этому факиру!» И стена поехала. И вот так, верхом на стене, он встретил факира. Факир, он смог, он обладал этой способностью контроллировать живые объекты, живых существ, мог контроллировать и управлять ими, манипулировать ими. Но Расикананда мог манипулировать и приказывать делать что-то даже неодушевлённым объектам, как то стена.
01:57:24 Но обычно преданные, даже обладая мистическим могуществом, скрывают факт того, что они им обладают, потому что людей, публику очень легко впечатлить трюками. И люди в этом мире думают, что такого рода чудеса – это показатель божественной глубины и реализации. Нас интересует внутреннее, внутреннее преображение или изменение, трансформация. Как, Махарадж говорит, я говорил вчера о том, что если человек, подобный собаке, подобный животному, превращается в существо, подобное лебедю, становится лебедеподобным – это подлинное чудо.
01:58:42 – Хорошо, он говорит, тогда, может быть, он говорит, где-то перерыв сделать на час, чтобы кто-то мог чай попить, покушать – а через час, он говорит, или они вдвоём, или, может быть, один Акинчан Махарадж, но он говорит, сначала, наверное, вдвоём – они будут, а потом останется Акинчан Махарадж. Он говорит, если Нарадев Прабху хочет, он может киртан... ну, преданные могут киртан петь, в таком смысле.
01:59:07 [Мантры, завершение]